Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 № 286-рпПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 07.07.2011 N 286-рп г.Новосибирск Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы" В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации": 1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы" (далее - Концепция). 2. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.) до 10.07.2011 на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы". 3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на министра социального развития Новосибирской области Пыхтина С.И. Губернатор Новосибирской области В.А.Юрченко ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 286-рп КОНЦЕПЦИЯ долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа) I. Цели и задачи Программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития Целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях Новосибирской области. Задачами Программы являются: 1. Сохранение, модернизация и развитие объектов государственных и муниципальных загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, в том числе объектов инфраструктуры детских оздоровительных учреждений (далее - детские оздоровительные учреждения). 2. Оснащение и благоустройство объектов и территории детских оздоровительных учреждений в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортности, установленными действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации. Цель и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Новосибирской области и отвечают основным направлениям политики органов государственной власти Новосибирской области, определенным в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы". II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения цели и решения задач Программы с разбивкой по временным периодам |——————————————————————————|—————————————————————————|—————————|———————————————————————————|—————————————————| | Цель/задачи, требующие | Целевые индикаторы | Еди- | Период реализации | Примечания | | решения для достижения | | ница | программы по годам | | | цели | | изме- | | | | | | рения | | | | | | |———————|—————————|—————————| | | | | | 2012 | 2013 | 2014 | | |——————————————————————————|—————————————————————————|—————————|———————|—————————|—————————|—————————————————| | Цель: Обеспечение | Количество мест в | Мест | 9144 | 10144 | 11144 | Общее | | безопасных и | детских оздоровительных | | | | | количество мест | | благоприятных условий | учреждениях, | | | | | в детских | | отдыха и оздоровления | подготовленных к приему | | | | | оздоровительных | | детей в детских | детей для отдыха и | | | | | учреждениях | | оздоровительных | оздоровления, | | | | | всех форм | | учреждениях | соответствующих | | | | | собственности | | Новосибирской области | требованиям | | | | | (по состоянию | | | безопасности и | | | | | на 01.01.2011) | | | комфортности | | | | | - 14120 | | | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————|—————————|———————|—————————|—————————|—————————————————| | Задача 1: | Количество детских | Учреж- | 23 | 23 | 24 | Общее | | Сохранение, модернизация | оздоровительных | дений | | | | количество | | и развитие объектов | учреждений, в которых | | | | | детских | | детских оздоровительных | проведены работы по | | | | | оздоровительных | | учреждений, в том числе | реконструкции, | | | | | учреждений, | | объектов инфраструктуры | капитальному и текущему | | | | | находящихся в | | детских оздоровительных | ремонту | | | | | государственной | | учреждений | (ежегодно) | | | | | и муниципальной | | | | | | | | собственности, | | | | | | | | (по состоянию | | | | | | | | на 01.01.2011) | | | | | | | | - 51 | | |—————————————————————————|—————————|———————|—————————|—————————|—————————————————| | | Доля детских | % | 94 | 100 | 100 | | | | оздоровительных | | | | | | | | учреждений, имеющих | | | | | | | | удовлетворительную | | | | | | | | транспортную | | | | | | | | доступность | | | | | | | | (в общем количестве | | | | | | | | детских оздоровительных | | | | | | | | учреждений) | | | | | | | | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————|—————————|———————|—————————|—————————|—————————————————| | Задача 2: | Доля детских | % | 65 | 85 | 100 | Для работы | | Оснащение и | оздоровительных | | | | | детских | | благоустройство объектов | учреждений, | | | | | оздоровительных | | и территории детских | соответствующих | | | | | учреждений | | оздоровительных | требованиям санитарно - | | | | | необходимо | | учреждений в | эпидемиологической | | | | | ежегодное | | соответствии с | безопасности | | | | | выполнение | | современными | (в текущем году от | | | | | требований | | требованиями | общего количества | | | | | органов | | безопасности и | детских оздоровительных | | | | | санитарного | | комфортности, | учреждений) | | | | | надзора | | установленными | | | | | | | | действующими санитарно | | | | | | | | пидемиологическими | | | | | | | | правилами и нормативами | | | | | | | | и Правилами пожарной | | | | | | | | безопасности в | | | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |—————————————————————————|—————————|———————|—————————|—————————|—————————————————| | | Доля детских | % | 75 | 85 | 100 | Для работы | | | оздоровительных | | | | | детских | | | учреждений, | | | | | оздоровительных | | | соответствующих | | | | | учреждений | | | требованиям | | | | | необходимо | | | противопожарной | | | | | ежегодное | | | безопасности | | | | | выполнение | | | (в текущем году от | | | | | требований | | | общего количества | | | | | органов | | | детских оздоровительных | | | | | пожарного | | | учреждений) | | | | | надзора | | | | | | | | | | |—————————————————————————|—————————|———————|—————————|—————————|—————————————————| | | Доля детских | % | 31 | 78 | 100 | В 2011 году | | | оздоровительных | | | | | данный | | | учреждений, в которых | | | | | показатель | | | установлена система | | | | | составляет 10 | | | видеонаблюдения | | | | | %. | | | (нарастающим итогом от | | | | | (5 детских | | | общего количества | | | | | оздоровительных | | | детских оздоровительных | | | | | учреждений) | | | учреждений) | | | | | | | | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————|—————————|———————|—————————|—————————|—————————————————| III. Анализ проблемы Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики Новосибирской области (далее - область). Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; тревожным фактором стало всеобщее ухудшение состояния здоровья современного ребенка; сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление. Изменения в федеральном законодательстве определили новые условия организации детского оздоровления. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 1 января 2010 года полномочия в этой сфере переданы субъектам Российской Федерации, за исключением организации отдыха детей в каникулярное время, которая закреплена за органами местного самоуправления. Организация отдыха и оздоровления детей в области осуществляется круглогодично. Основным этапом в этой работе является летняя оздоровительная кампания. В настоящее время на территории области функционирует 79 загородных детских оздоровительных учреждений различных форм собственности, в том числе 51 государственное и муниципальное детское оздоровительное учреждение, которые являются объектами воздействия в рамках действия Программы (далее - ДОУ), круглогодичного действия - 23 ДОУ. Экологически благоприятные условия территорий, на которых располагаются детские оздоровительные учреждения, соблюдение режима, полноценное питание в соответствии с физиологическими потребностями детей, интересный и содержательный досуг позволяют считать загородные оздоровительные лагеря одной из лучших форм отдыха и оздоровления детей. Выраженный оздоровительный эффект отмечается у 79% отдохнувших детей. Общее количество детей, отдохнувших в загородных детских оздоровительных учреждениях области в 2010 году, составило 57 тыс. человек, что составляет 42% от общего количества детей, охваченных всеми видами отдыха и оздоровления. Вместе с тем полноценные отдых и оздоровление детей невозможны без качественной подготовки и содержания материально-технической базы детских оздоровительных учреждений. Изменения, произошедшие с начала 90-х годов в экономике страны и области, непосредственным образом отразились на состоянии системы отдыха и оздоровления детей. В связи с отсутствием в это время средств на реконструкцию и капитальный ремонт ДОУ в настоящее время нуждаются в существенном обновлении. Ежегодно в ДОУ ведется лишь выборочный текущий ремонт, в то время как необходимо строительство новых, соответствующих современным требованиям корпусов, пищеблоков, медицинских пунктов. Более сорока лет назад построены 25 ДОУ (или 50% от их общего количества). В частности, детский оздоровительный лагерь "Красная горка" построен в 1949 году, детский оздоровительный лагерь "Лазурный берег" в 1946 году. С 2008 года по 2010 год на укрепление материально-технической базы действующих ДОУ из областного бюджета Новосибирской области в рамках областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением областного Совета депутатов от 20.03.2008 N 49 "Об областной целевой программе "Дети Новосибирской области" на 2008 2012 годы", выделялись средства в размере 12820 тыс. рублей. В 2010 году в указанную программу были внесены изменения, в результате чего в 2011-2012 годах на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений отдыха и оздоровления детей предусмотрено по 15 млн. рублей в год, государственных - 7,4 млн. рублей. Этих средств недостаточно для приведения ДОУ в состояние, отвечающее требованиям санитарного и противопожарного законодательства. Материально-техническая база ДОУ, особенно построенных в период 1950-1970 годов, нуждается в существенной модернизации и обновлении. В соответствии с пунктом 1 "б" Перечня поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 24.11.2010 N Пр-3418 в 2011 году министерством социального развития Новосибирской области проведена инвентаризация и паспортизация детских оздоровительных учреждений, расположенных на территории области. Инвентаризация и паспортизация ДОУ выявила ряд проблем, особенно в лагерях летнего действия: в 49 ДОУ здания и сооружения нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте. В частности, в связи с устаревшей материально-технической базой закрыт и находится на реконструкции муниципальный детский оздоровительно-образовательный лагерь "Заря" (г. Обь), не функционирует с 2007 года МОУ ДОД ДООЦ "Пионерские зори"; три летних ДОУ имеют неудовлетворительную транспортную доступность (требуется ремонт дороги в ДОУ "Орбита" г. Бердска, "Чайка" Барабинского района и к оздоровительно-трудовому лагерю "Хомутина" Маслянинского района, т.к. в период дождей нарушается транспортная доступность к ним); имеется проблема с наличием благоустроенных санитарно-гигиенических помещений: надворные туалеты и умывальники имеют 43% ДОУ; 24 ДОУ (48%) не имеют организованных мест купания. Невыполнение планов-заданий по оборудованию пляжей, при ограниченном временном периоде благоприятных погодных условий для купания в естественных водоемах (температура воды ниже 20?С) негативно сказывается на оздоровительном эффекте детского отдыха; 22% ДОУ летнего действия не имеют отопления. По погодным условиям такие ДОУ принимают детей 1-2 смены в год, вместо трех смен. Соответственно 2000 мест не используется в течение сезона. Кроме того, ежегодно все ДОУ перед открытием летнего сезона должны быть приведены в соответствие с современными требованиями противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Количество мероприятий по планам-заданиям Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, выданным летним оздоровительным учреждениям области, составляет в 2011 году - 1212 мероприятий (в 2010 году - 1117). Одной из важных мер по обеспечению безопасного отдыха и оздоровления детей является установка систем видеонаблюдения на территории ДОУ. Доля ДОУ, оборудованных системой видеонаблюдения, составляет в 2011 году 10% (5 ДОУ). Материально-техническая база ДОУ требует улучшения как с точки зрения обеспечения безопасности объектов, так и создания адекватных современным требованиям бытовых и санитарно-гигиенических условий, условий для занятий спортом, интересного досуга и развлечений детей. Таким образом, укрепление и развитие материально-технической базы, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия отдыха и оздоровления детей, является необходимой мерой для обеспечения детского отдыха и оздоровления. IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках программно-целевого подхода Вопросы развития и сохранения системы отдыха и оздоровления детей приобретают в настоящее время особое значение. Анализ показателей, характеризующих состояние материально-технической базы ДОУ, позволяет сделать вывод о проблемах, на которых необходимо сконцентрировать внимание органов государственной власти и органов местного самоуправления. Социальная значимость проблем, связанных с обеспечением безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей, обуславливает необходимость выработки и реализации четкой региональной стратегии и координации действий областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и руководителей ДОУ, заинтересованных общественных движений и организаций по поддержке детства и созданию благоприятной для семьи и детства среды. Решение поставленных проблем не ограничивается рамками принятого планового периода, требует пролонгированного поддержания безопасных и комфортных условий отдыха и оздоровления детей, объединения ресурсов областного и местных бюджетов, оптимального распределения средств по выделенным направлениям, координации действий многих участников, что и обусловило применение программно-целевого метода и разработку настоящей Программы. Организация процесса укрепления и развития материально-технической базы ДОУ в рамках долгосрочной целевой программы будет способствовать повышению эффективности отдыха и оздоровления детей, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, повышению эффективности функционирования ДОУ области. Развитие и укрепление материально-технической базы ДОУ в рамках Программы позволит: повысить эффективность финансовых вложений за счет концентрации ресурсов на наиболее важных, первоочередных объектах; обеспечить на период реализации Программы четкое планирование мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. V. Механизм реализации Программы, система управления Концепция разработана во исполнение распоряжения Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 N 239-рп "О разработке концепции долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы". Государственным заказчиком-координатором (далее - заказчик-координатор) Программы является министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство). Министерство осуществляет свои функции во взаимодействии с государственными заказчиками (далее - заказчики) и исполнителями Программы. Заказчиками Программы являются: министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, департамент физической культуры и спорта Новосибирской области. Исполнителями мероприятий Программы выступают исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, детские оздоровительные учреждения, расположенные на территории Новосибирской области и осуществляющие деятельность в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей. В рамках Программы будет осуществляться финансирование мероприятий путём предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных районов и городских округов на условиях долевого софинансирования, при наличии в местном бюджете ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования по финансовому обеспечению мероприятий Программы. Межбюджетные трансферты будут направляться с лицевого счёта министерства в доход местных бюджетов на основании соглашений с администрациями муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по форме, утверждённой министерством. В соглашении будет указан перечень конкретных мероприятий, на которые направляются межбюджетные трансферты. Муниципальные образования вправе привлекать внебюджетные источники финансирования для реализации программных мероприятий. Отчёт о реализации мероприятий Программы и об объёмах финансирования администрации муниципальных районов и городских округов Новосибирской области представляют в министерство ежеквартально и по итогам года. Форму представления отчёта разрабатывает министерство. В рамках реализации мероприятий Программы планируется взаимодействие с научными, общественными организациями и независимыми экспертами. В частности, с привлечением экспертов планируется выработка решений по вопросам, касающимся возможности и целесообразности использования инновационной продукции, произведенной с применением нанотехнологий и наноматериалов, в детских оздоровительных учреждениях. Реализация и финансирование Программы будут осуществляться в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, заключенных государственных контрактов (договоров). Министерство по согласованию с заказчиками Программы вносит предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий, уточняет значения целевых индикаторов и затраты по программным мероприятиям с учетом выделяемых на реализацию мероприятий Программы финансовых средств. По результатам исполнения программных мероприятий министерство вправе перераспределять при необходимости финансовые ресурсы, направленные на реализацию Программы, между разделами и мероприятиями Программы в пределах выделенных бюджетных ассигнований. VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений может основываться на разных подходах. 1. Традиционный (бюджетный) вариант. Модернизация и наращивание материально-технической базы детских оздоровительных учреждений осуществляются за счёт государственных и муниципальных ресурсов: финансовых, имущественных, административных, управленческих, кадровых, информационных и др. Участие иных (негосударственных, немуниципальных) субъектов хозяйственной деятельности (социально ответственный бизнес, социально зрелое малое и среднее предпринимательство, социально ориентированные некоммерческие организации, добровольческие и волонтёрские организации, спонсоры, меценаты и др.) и их ресурсов в решении проблемы целевым образом не стимулируется, незначительно по масштабам, осуществляется в инициативном порядке, носит эпизодический характер. Главными рисками традиционного (бюджетного) варианта выступают ограниченность (недостаточность) бюджетных средств, ненадёжность муниципальных бюджетов в качестве источников финансирования, риски несвоевременного и неполного финансирования, продление сроков выполнения и удорожание запланированных работ. Существенными преимуществами рассматриваемого варианта выступают возможность координации всех работ и действий в соответствии с устанавливаемыми приоритетами, контролируемость исполнения и мониторинг результатов в рамках полномочий государственных структур, возможность оперативной корректировки хода исполнения программы. 2. Использование механизмов государственно-частного партнёрства. Основу мер по укреплению и развитию материально-технической базы детских оздоровительных учреждений составляют государственные и муниципальные ресурсы. Финансовый и имущественный потенциал решения проблемы наращивается за счёт привлечения бизнеса на принципах государственно-частного партнёрства. Основные риски связаны с неполнотой федерального и регионального законодательства и нормативной правовой базы, регламентирующих основы государственно-частного партнёрства. Возможности широкого использования механизмов государственно-частного партнёрства ограничены, однако не исключены. VII. Оценка объёма предполагаемого финансирования и предложения по его источникам Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета Новосибирской области, местных бюджетов на условиях долевого софинансирования и внебюджетных источников. Функции главных распорядителей бюджетных средств Программы будут осуществлять: министерство социального развития Новосибирской области, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, департамент физической культуры и спорта Новосибирской области, выступающие заказчиками по соответствующим мероприятиям Программы. По предварительной оценке объем необходимого финансирования Программы из областного бюджета на 3 года составит - 560 млн. рублей, в том числе 2012 год -200 млн. рублей, 2013 год - 195 млн. рублей, 2014 год - 165 млн. рублей. Предполагаемое соотношение расходов на реализацию программных мероприятий будет составлять: 75% - средства областного бюджета; 15% - средства местных бюджетов; 10% - внебюджетные средства ДОУ. Средства, выделяемые из местных бюджетов и внебюджетные средства, носят прогнозные объемы на условиях софинансирования. Общий предполагаемый объем финансирования в программный период оценивается в 750 млн. рублей. VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели Программы Для достижения поставленной цели и выполнения задач предлагается реализация программных мероприятий по следующим направлениям деятельности: |————————————————————————————|———————————————————————————————————————| | Система задач для | Перечень проектов и основных | | достижения цели | направлений реализации мероприятий | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————| | 1. Сохранение, | 1. Реконструкция объектов. | | модернизация и развитие | 2. Капитальный и текущий ремонт | | объектов детских | помещений. | | оздоровительных | 3. Взаимодействие с научными | | учреждений, в том числе | организациями по выработке решений по | | объектов инфраструктуры | возможности применения и | | детских оздоровительных | использования инновационной | | учреждений | продукции, произведенной с | | | применением нанотехнологий и | | | наноматералов, в целях создания | | | безопасных условий отдыха и | | | оздоровления детей. | | | 4. Обеспечение транспортной | | | доступности ДОУ | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————| | 2. Оснащение и | 1. Выполнение мероприятий по | | благоустройство объектов и | обеспечению | | территории детских | санитарно-эпидемиологической | | оздоровительных учреждений | безопасности в соответствии с | | в соответствии с | требованиями и нормами СанПиНа: | | современными требованиями | 1) приобретение оборудования | | безопасности и | (технологического, медицинского и | | комфортности, | пр.); | | установленными | 2) установка системы отопления; | | действующими санитарно - | 3) приобретение мебели и мягкого | | эпидемиологическими | инвентаря; | | правилами и нормативами, | 4) оборудование спортивных и игровых | | правилами пожарной | площадок; | | безопасности в Российской | 5) организация мест купания; | | Федерации | 6) обеспечение доброкачественной | | | питьевой водой (установка фильтров, | | | скважин). | | | 2. Выполнение мероприятий по | | | обеспечению противопожарной | | | безопасности. | | | 3. Установка систем видеонаблюдения в | | | ДОУ | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————| IХ. Обоснование эффективности Программы Реализация Программы позволит сформировать целенаправленную социальную политику поддержки и укрепления системы отдыха и оздоровления детей, обеспечивающей каждому ребенку благоприятные и безопасные условия полноценного отдыха и оздоровления. В рамках реализации Программы планируется создать надежную, развитую материально-техническую базу для детского отдыха и оздоровления, соответствующую всем требованиям безопасности и комфортности. К концу 2014 года реализация направлений Программы позволит: создать условия для ежегодного оздоровления и отдыха детей в ДОУ (в 2012 году - 9144 места, в 2013 году - 10144 места, в 2014 году - 11144 места); выполнить реконструкцию, капитальный и текущий ремонт объектов в 49 ДОУ; улучшить транспортную доступность трёх ДОУ; обеспечить системой видеонаблюдения 100% ДОУ (аналогичный показатель 2011 года - 10 %); привести в соответствие с требованиями противопожарной безопасности 100% ДОУ; привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологической безопасности 100% ДОУ. Сохранение, укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений - важнейшее условие для: сохранения и укрепления здоровья детей области; проведения культурно-образовательного досуга, формирования здорового образа жизни детей области; профилактики детского асоциального поведения в каникулярное время; расширения перечня и качества услуг для эффективного оздоровления; создания более комфортных условий для отдыха детей. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|