Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 17.02.2012 № 44-рпПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 20.02.2012 N 44-рп г.Новосибирск Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы" В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации": 1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы" (далее - Концепция). 2. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Никонов В.А.) совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (Вершинин Д.В.), министерством экономического развития Новосибирской области (Струков А.Н.), министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Сёмка С.Н.), министерством здравоохранения Новосибирской области (Кравченко О.В.), министерством культуры Новосибирской области (Ярославцева Н.В.), департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области (Яров В.В.) на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы". 3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой. Губернатор Новосибирской области В.А. Юрченко УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Новосибирской области от 17.02.2012 N 44-рп КОНЦЕПЦИЯ долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка комплексного развития Советского района г Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы" В "Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года" в качестве важнейшего конкурентного преимущества региона отмечается наличие выдающегося, даже по мировым меркам, научно-образовательного потенциала, который представлен совокупностью большого количества научных организаций Сибирского отделения Российской академии наук (далее - СО РАН), Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (далее - СО РАМН) и Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор", отраслевых научно-исследовательских институтов, а также системой профессионального образования, способной обеспечивать потребности науки, экономики и социальной сферы в кадрах необходимой квалификации. Советский район города Новосибирска, особенно его правобережная часть (Академгородок), является местом особой концентрации академических научно исследовательских организаций, размещения одного из лучших в России образовательных учреждений по подготовке кадров для научной и инновационной деятельности - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" (далее - НГУ), а также обеспечивающей инфраструктуры, что является результатом создания в пятидесятые годы прошлого века форпоста советской науки в восточной части страны - Новосибирского Академгородка. Новосибирский Академгородок реализовался как уникальный научный мультидисциплинарный центр с особой средой взаимодействия научных коллективов. За исторически короткий срок здесь возникли и окрепли научные школы мирового класса, которые внесли огромный вклад в развитие фундаментальной науки, укрепление обороноспособности страны, формирование экономики, образования и культуры Сибири. Социально-экономический кризис 90-х годов негативно отразился на обеспечении преемственности научных школ, образовался демографический "провал" в самых работоспособных и творчески активных возрастных диапазонах. Однако в последние годы обеспечивается положительная динамика финансирования деятельности научных организаций как за счет средств федерального бюджета, так и внебюджетных источников. Продуктивность научных школ подтверждается наличием признанных открытий, вручением престижных наград и грантов сотрудникам научного центра. Система научных учреждений, расположенных в Советском районе, является самым крупным работодателем, вовлекая 29,6% трудоспособного населения района. Численность докторов и кандидатов наук, занятых в институтах новосибирских научных центров (далее - ННЦ), составляет 86,9% и 82,3% (соответственно) от общего количества специалистов этой квалификации, работающих на территории города Новосибирска. Продуктивный потенциал научно-образовательного комплекса Академгородка в 90-х - начале 2000-х годов проявился не только в сохранении позиций в научной сфере, но и в возникновении высокотехнологичных компаний, обеспечивающих занятость около 7 тысяч жителей, и представляющих "точки роста" новой экономики в информатике и телекоммуникациях, системах автоматизации, биотехнологиях и медицине, приборостроении, силовой электронике и электротехнике, катализе и химических технологиях, нанотехнологиях и новых материалах, лучевых технологиях, экологии и рациональном природопользовании. Однако в свете задачи перевода российской экономики на инновационный путь развития, потребностей глубокой модернизации экономики и социальной сферы региона, очевидно, что имеющийся научно-образовательный потенциал не реализуется с необходимой эффективностью. В этой связи перед органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления, научным и предпринимательским сообществом стоит задача определения и реализации комплекса мер, направленных на создание условий для эффективного вовлечения научно образовательного комплекса Академгородка в решение практических задач развития производственной сферы, укрепления позиций на важнейших научных направлениях и развития высокотехнологического сектора экономики Новосибирской области в перспективных отраслевых направлениях, имеющих максимальный потенциал роста на мировых рынках. I. Формулировка целей и задач программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития Целью долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и ННЦ СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы" (далее - программа) является формирование современного территориального научно-технологического комплекса мирового уровня с ядром в Академгородке, обеспечивающего высококонкурентный уровень исследовательской деятельности, опережающее развитие высокотехнологичного наукоёмкого сектора экономики Новосибирской области и создание оптимальных условий для развития и реализации человеческого капитала. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач: 1. Развитие нормативной правовой базы государственной поддержки инвестиций в создание, развитие и модернизацию объектов научно-исследовательской и научно-производственной деятельности, а также содействие реализации научно-технических и внедренческих проектов и программ. 2. Развитие технологической, сервисной и финансовой инфраструктуры, государственной поддержки инновационных компаний, осуществляющих коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. 3. Разработка и реализация проектов развития инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей потребности развития территорий научных центров СО РАН и СО РАМН в экономическом и социальном отношении. 4. Разработка важнейших градостроительных документов и решений с учётом передовых природоохранных принципов и лучших образцов формирования среды жизнедеятельности исходя из потребностей текущего развития и десятилетней перспективы. Формирование системы важнейших участков развития под размещение научно-производственных объектов и жилищного строительства, решение вопросов их правопользования. 5. Расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности организаций ННЦ СО РАН и СО РАМН в интересах развития экономики и социальной сферы Новосибирской области, сохранения и укрепления позиций Российской Федерации на важнейших научных и технологических направлениях. 6. Привлечение крупнейших российских и международных компаний для взаимовыгодного сотрудничества с организациями ННЦ СО РАН и СО РАМН для создания исследовательских и производственных объектов. 7. Формирование и реализация проектов, направленных на развитие жилищного строительства и обеспечение высокой доступности жилья для основных категорий специалистов, занятых в научно-исследовательской, образовательной и инновационной производственной сфере. Модернизация жилого фонда и систем коммунального хозяйства. 8. Разработка и реализация комплексных проектов развития и модернизации системы образования и воспитания детей на территории Советского района города Новосибирска, включая сеть муниципальных детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования. Содействие развитию учебно-материальной и исследовательской базы НГУ, формированию образовательных подразделений научно-исследовательских организаций Новосибирского научного центра и технопарка в сфере высоких технологий. 9. Развитие системы общего здравоохранения на территории Советского района города Новосибирска, содействие реализации проектов развития и создания центров оказания высокотехнологичных медицинских услуг. 10. Развитие инфраструктуры для занятия физической культурой и спортом, проведения общественных и культурно-массовых мероприятий, организации отдыха и досуга различных возрастных групп. II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач программы с разбивкой по временным периодам Целевые показатели программы ориентируются на обеспечение опережающих темпов экономического развития и качества жизни, характерных для мировых центров инновационной экономики. Система целевых индикаторов программы формируется с учетом следующих принципов: основывается на анализе данных об исходном соотношении значений целевых показателей и темпов их роста за прошедший период; планируется исходя из необходимости обеспечить улучшение динамики развития, достижения показателей регионов-лидеров Российской Федерации и аналогичных территорий за рубежом. 1. Система индикаторов, характеризующих развитие экономики: 1) увеличение в два раза за период действия программы совокупного показателя деятельности экономических субъектов, действующих на территории Советского района; 2) увеличение в полтора раза за период действия программы объёма научно-исследовательской деятельности академических институтов ННЦ СО РАН и СО РАМН; 3) количество центров исследований и разработок, представительств передовых национальных и зарубежных компаний высокотехнологичного сектора, располагающихся на территории Советского района к моменту завершения программы, - не менее 20; 4) доведение объема средств, привлекаемых реализуемыми стартапами или инкубируемыми предприятиями на территории Советского района или за его пределами, но на основе разработок научных организаций ННЦ, до 500 млн. руб./год (на конец реализации программы); 5) количество предприятий, выросших из стартапов или развивающихся предприятий, имеющих объем производственной деятельности свыше 30 млн. руб. в год, составит не менее 100 за период действия программы; 6) количество научно-технических проектов и программ, реализуемых предприятиями Новосибирской области совместно с исследовательскими организациями Советского района в году завершения программы, - не менее 50; 7) объём инвестиций в развитие образовательной, научной технологической и производственной базы, привлеченных из федерального бюджета и внебюджетных источников за период реализации программы, - не менее 10 млрд. руб.; 8) увеличение на территории Советского района в полтора раза численности работников, занятых в сфере экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний; 9) количество магистрантов и аспирантов, прошедших и находящихся на обучении, по специальностям, ориентированным на обеспечение кадрами научных организаций и инновационного бизнеса, подготавливаемых НГУ и научными организациями ННЦ в году завершения программы, - не менее 4500 чел. (на конец реализации программы). 2. Система индикаторов, характеризующих социальное развитие: 1) количество жилья, введенного на территории Советского района и примыкающих территорий с целью обеспечения жильем сотрудников научных организаций и инновационных компаний Советского района в течение срока программы, - 290 тыс. кв.м; 2) обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях населения Советского района города Новосибирска в году завершения программы - не менее 70 мест на 100 детей в возрасте от 1 года до 7 лет; 3) доля учреждений общего и дополнительного образования детей по состоянию инфраструктуры и технической оснащенности, соответствующего современным стандартам, - не менее 80%; 4) соответствие параметров системы общего здравоохранения и социального обслуживания населения Советского района города Новосибирска с учетом половозрастной структуры нормативам и стандартам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р; 5) соответствие фактической обеспеченности учреждениями культуры и искусства с учетом численности населения Советского района города Новосибирска нормативам и стандартам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р; 6) обеспеченность населения Советского района города Новосибирска современными объектами для занятий физической культурой и спортом на уровне, превышающем общегородские, в том числе: лыжных трасс - 13 км; плоскостных открытых сооружений - 66000 кв.м; спортивных залов - 18324 кв.м; бассейнов - 2250 кв.м; 7) соответствие улично-дорожной сети района и магистральных путей сообщения с важнейшими объектами общегородской и транспортной инфраструктуры условиям комфортного проживания, в том числе: время в пути до аэропорта "Толмачево" - 30-40 минут; время в пути до центральной части города Новосибирска - 20-25 минут. III. Анализ проблемы Важнейшим вызовом современного этапа социально-экономического развития Новосибирской области является потребность превращения ее в регион с высококонкурентоспособной, динамичной экономикой, основанной на эффективном использовании современных знаний как источнике новых технологий, материалов, продукции и услуг; становление ее как одного из ведущих звеньев инновационной системы Российской Федерации. Для этого необходимо обеспечить дальнейшее усиление научно-образовательного потенциала и, что еще более важно, обеспечить его фактическую реализацию как основного ресурса территориального развития. Советский район города Новосибирска, его правобережная часть (Академгородок), где исторически сформировалась система крупных научно-исследовательских организаций, инженерной, социальной и образовательной инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, с его особой средой, способствующей развитию междисциплинарных научных связей, с традициями реализации идеи тесной интеграции науки, образования и производства (треугольник Лаврентьева), безусловно, должен рассматриваться как научно-технологическое ядро обновляющейся социально-экономической системы области. Однако в новых условиях требуется обеспечить глубокую модернизацию не только образовательной, научно-исследовательской, технологической базы действующих организаций, а также инженерной и социально-обслуживающей инфраструктуры, но и создание новых элементов эффективного механизма поддержки и обеспечения активного хозяйственного использования научных достижений, коммерциализации знаний, построение новой системы взаимодействия между участниками процесса инновационного развития экономики и социальной сферы. Высокий уровень вовлечения науки в практическое решение задач развития производственных, инженерных (включая жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) и социальных систем города и области, в формирование передовых позиций в исследовательской и инновационной деятельности в сибирской регионе и в стране, а с другой стороны - устойчивый спрос на результаты научной и научно-технической деятельности - являются важнейшим условием успешного функционирования и развития такого специфичного территориального образования как Новосибирский Академгородок. В последние годы органами исполнительной власти, местного самоуправления, органами управления научными организациями СО РАН и СО РАМН, бизнес-сообществом города Новосибирска делаются в этом направлении определенные шаги. Участие академических институтов в реализации федеральных целевых программ (далее - ФЦП), проектов министерств и ведомств, научно-исследовательских работ (далее - НИР) крупных корпораций и участие в реализации крупнейших международных проектов, программа создания и развития на территории Советского района города Новосибирска технопарка в сфере высоких технологий, проект развития Новосибирского государственного университета активизировали приток государственных, муниципальных и частных инвестиций на эту территорию, дали возможность для возникновения новых рабочих мест в наукоемкой сфере, усилили современную технологическую базу в сфере научно-технической деятельности. Этими действиями фактически положено начало процессу развития Академгородка как научно-технологического ядра территории, на которой высокими темпами должна формироваться система предприятий и организаций экономики, построенной на использовании современных научных знаний -"новой экономики". Новосибирская область крайне заинтересована в опережающем росте этого сектора, от него непосредственным образом зависят конкурентоспособность территорий как во внутрироссийском, так и в международном плане, а также высокие темпы роста валового регионального продукта. В качестве основных направлений развития экономики Советского района города Новосибирска можно выделить: 1. Развитие сектора исследований. Оно связано с увеличением масштаба деятельности научно-исследовательских организаций, создание комплекса современных опытных производств на территории Советского района города Новосибирска, участков получения пилотных образцов новых продуктов. В современных условиях это предполагает их вхождение в наиболее значимые и перспективные государственные исследовательские проекты и программы, в том числе, формируемые органами власти, государственными корпорациями и национальными промышленными структурами. Необходимо создать условия для формирования системы коллективных центров исследований и развития совместно с российскими и зарубежными компаниями, объективно заинтересованными в использовании научно-образовательного и кадрового потенциала Новосибирска. 2. Формирование системы научно-производственных кластеров по важнейшим конкурентно-перспективным направлениям с вовлечением в инновационные процессы предприятий и организаций города Новосибирска. 3. Создание эффективной системы бизнес-инкубирования и реализации стартапов, в наиболее перспективных сферах интересных для глобального рынка. 4. Дальнейшее развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированной на потребности инновационного сектора экономики, включая развитие НГУ и вовлечение в процесс подготовки кадров научных организаций и успешного бизнеса. 5. Создание системы клиник и специализированных центров высоких технологий в сфере здравоохранения при научных организациях СО РАМН и СО РАН, развитие действующих (федеральное государственное бюджетное учреждение "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - ФГБУ "ННИИПК им. ак. Е.Н. Мешалкина"), Центр новых медицинских технологий, Международный томографический центр) и глубокая модернизация существующих лечебных учреждений. Обеспечение успешного развития экономики по выделенным направлениям требует формирования особых условий для привлечения инвестиций в эти секторы, использования всех созданных на федеральном уровне мер государственной поддержки, развития региональных инструментов. Подобная структура экономики предполагает дальнейшую концентрацию на этой территории кадров, обладающих самыми современными компетенциями, высочайшим уровнем квалификации и творческим потенциалом. Такие специалисты широко востребованы и амбициозны. Их закрепление требует создание условий жизнедеятельности, соответствующих самым современным мировым стандартам, обеспечивающих комфортное проживание, современное качество социальных и иных услуг, большие возможности профессиональных коммуникаций. Все это предполагает активные действия, направленные на создание соответствующих условий на территории Советского района. А это связано как со скорейшим преодолением целого ряда накопившихся проблем в этой сфере, так и с обеспечением развития района на основе самых современных принципов формирования среды проживания, в том числе: реализация комплексных мер по обновлению жилого фонда и системы коммунального обслуживания, развития жилищного строительства, сопровождаемого мерами поддержки доступности современного комфортного жилья для основных категорий сотрудников научных организаций, университета и инновационных предприятий; снятие в приоритетном порядке проблемы недостатка мест в детских дошкольных учреждениях, создание надлежащих условий образовательной деятельности в системе учреждений общего и дополнительного образования детей; создание условий для формирования современной системы удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой, спортом, разнообразного досуга, культурного обслуживания и удовлетворения бытовых нужд и торговли; обеспечение приоритетного решения проблем транспортного обслуживания внутри Советского района, в том числе Академгородка, а также бесперебойного транспортного сообщения с центром и другими районами города Новосибирска, аэропортом "Толмачёво"; развитие инженерной инфраструктуры, обеспечивающее экономическое и социальное развитие территории, основанное на использовании инновационных подходов к решению конкретных задач. Важнейшим условием успешного преодоления существующих проблем и решения актуальных задач нового этапа развития ННЦ СО РАН и СО РАМН является выработка согласованной позиции по стратегическим направлениям и обеспечение тесного взаимодействия и сотрудничества в практических действиях, связанных с развитием территории, для основных участников принятия управленческих решений: органов государственного управления федерального и областного уровня, органов местного управления, научного сообщества. IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках программно-целевого подхода Развитие, а самое главное - активное использование научно-образовательного потенциала области в целях ускорения ее экономического роста, социальных преобразований является одной из важнейших задач стратегического характера. Успешный исторический опыт концентрации научной деятельности на компактной территории в условиях Новосибирского Академгородка в настоящее время требует целенаправленных действий областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководящих органов СО РАН и СО РАМН по созданию условий формирования масштабного сектора "новой экономики", построенной на тесном взаимодействии и взаимопроникновении научно-исследовательской и образовательной деятельности и производства высокотехнологичной продукции и услуг. Это требует реализации комплексного подхода, предполагающего развитие и создание новых механизмов и инструментов государственного стимулирования и поддержки развития научно-технической деятельности, модернизацию и развитие инженерной, технологической, сервисной инфраструктуры, формирование привлекательной городской среды и социальной обустроенности, соответствующих высоким мировым стандартам. В настоящее время СО РАН и СО РАМН, другими организациями, областными исполнительными органами государственной власти, мэрией города Новосибирска реализуются мероприятия, которые так или иначе направлены на решение этих задач: обновляется и развивается научно-технологическая база научных организаций, строятся объекты технопарка в сфере высоких технологий, модернизируется инженерная инфраструктура, совершенствуется улично-дорожная сеть, реконструируются и строятся объекты социального назначения, реализуются проекты развития НГУ и строительства жилья. Органами управления СО РАН и СО РАМН, академическими институтами СО РАН и СО РАМН предпринимаются необходимые усилия по развитию фундаментальных и прикладных исследований: расширяется участие в ФЦП, НИР, центрах коллективного пользования (далее - ЦКП), ведётся работа с производственными предприятиями и крупными госкорпорациями, создаются бизнес-единицы (малые предприятия) для коммерциализации разработок. Ассоциации предприятий малого инновационного бизнеса, управленческие структуры технопарка совершенствуют практику бизнес-инкубирования и содействия инновационным компаниям. Эти меры, являясь необходимыми, недостаточны для консолидации усилий всех участников инновационного процесса для обеспечения эффективного взаимодействия с федеральными структурами, крупными госкорпорациями, институтами развития, определяющими политику в инвестиционной сфере и долгосрочные перспективы модернизации экономики страны. Разработка и реализация программы направлена на определение системы целей и задач, тесно увязанных со стратегическими направлениями социально-экономического развития региона. Реализация программно-целевого подхода усилит координацию деятельности органов власти, местного самоуправления, академических организаций, инвестиционных и бизнес структур. Разработка программы призвана повысить темпы решения назревших проблем в социальной сфере, создать условия для ускоренного роста экономики, при этом будет обеспечена оптимизация использования ресурсов. V. Механизм реализации программы, система управления С учётом масштаба и многообразия задач, решаемых в рамках программы, роль заказчиков выполняет целая группа областных исполнительных органов государственной власти. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на развитие социальной сферы, транспортно-дорожной инфраструктуры, ЖКХ, опираясь на целевую финансовую поддержку областного бюджета, обеспечивается взаимодействием с органами местного самоуправления. Руководящие органы СО РАН и СО РАМН, НГУ, ФГБУ "ННИИПК им. ак. Е.Н. Мешалкина", научные организации ННЦ формируют конкретные планы и программы, направленные на развитие научно-исследовательской деятельности, укрепление и модернизацию научно-экспериментальной базы, укрепление кадрового потенциала, развитие сотрудничества с производственными структурами. Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик-координатор - министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Роль заказчиков программы выполняют: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области; министерство экономического развития Новосибирской области; министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области. Учитывая масштаб и многомерность программы, заказчик-координатор программы совместно с заказчиками программы обеспечивает привлечение к разработке системы мероприятий, анализу исходных условий, мониторингу процессов развития и исполнения программы, а также для осуществления процедур согласования принимаемых решений с заинтересованными организациями и гражданами Президиум СО РАН, СО РАМН и их научные организации, ФГБУ "ННИИПК им. ак. Е.Н. Мешалкина", мэрию города Новосибирска, заинтересованные организации, в том числе путем создания специализированных структур или передачи на аутсорсинг связанных с этим работ. Исполнителями программы являются исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, бюджетные организации, к полномочиям которых относится деятельность в сфере действия программы, а также иные организации, определяемые заказчиками на конкурсной основе. Важнейшим механизмом реализации программы является выделение приоритетов развития научно-технической деятельности, конкурентно перспективных отраслевых направлений, формирование и реализация конкретных проектов, комплексных планов, а в отдельных случаях - сопряжённых долгосрочных и ведомственных целевых программ. При этом должна широко применяться практика государственно-частного партнёрства. Реализация мероприятий, предусматриваемых программой, предполагает тесное взаимодействие и координацию действий областных исполнительных органов государственной власти, комиссии при Губернаторе Новосибирской области по вопросам содействия развитию ННЦ СО РАН, мэрии города Новосибирска, органов местного самоуправления, а также руководящих органов СО РАН и СО РАМН, научных и образовательных организаций, промышленных и других предприятий, а также общественных объединений граждан и профессиональных сообществ. Ход реализации программы и достигнутые результаты должны освещаться в электронных и печатных средствах массовой информации с целью предоставления общественности объективной информации. Ежегодно итоги выполнения программы подводятся на заседании Правительства Новосибирской области. VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы В качестве альтернативных вариантов программы целесообразно рассматривать два сценария, различающиеся, прежде всего, постановкой задачи по развитию деятельности, осуществляемой на территории Академгородка, а также пониманием содержания развития на временном отрезке, существенно превышающем срок реализации программы. Условно эти варианты определяются как инерционный сценарий и мобилизационный сценарий. Инерционный сценарий характеризуется следующими основными признаками: концентрация ресурсов программы на преодоление острых проблем и существенных ограничений социального характера: развитие жилищного строительства, модернизация и развитие общего здравоохранения и образования, физкультуры и спорта, отдыха и культуры; деятельность научных организаций ННЦ в основном ориентируется на формирование фундаментального знания, преимущественное финансирование за счет федеральных исследовательских программ; деятельность технопарка концентрируется на создании инновационных компаний, формируемых представителями малого бизнеса, использующих отдельные, легко коммерциализируемые идеи; образовательная деятельность НГУ продолжает обслуживать потребность в кадрах, в основном научных организаций. Инновационная деятельность ограничивается сотрудничеством с небольшими компаниями, составляет малую долю в общем объеме деятельности. Логика такого сценария укладывается в понимание ближайшей пятилетней перспективы, однако не отвечает принятой долгосрочной стратегии развития Новосибирской области, Концепции развития СО РАН на период до 2025 года, утвержденной постановлением Общего Собрания Сибирского отделения РАН от 10.04.2009 N 1, а также Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года". Мобилизационный сценарий реализуется исходя из понимания необходимости масштабного реформирования экономики Новосибирской области за счет создания новых высокотехнологичных производств и опирается на использование и развитие принципиальных конкурентных преимуществ уникального специализированного территориального образования - Академгородка как ядра научно-технологического комплекса - драйвера развития "новой экономики". При этом благодаря наличию научных школ мирового уровня, активизации участия научных организаций Советского района в федеральных и международных фундаментальных и прикладных исследовательских программах; активному использованию устойчивых связей с министерствами и ведомствами, крупнейшими корпорациями (ОАО "РОСНАНО", ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Информационная спутниковая система им. академика М.Ф. Решетнова", ОАО "Майкрософт Рус", компания "Шеврон Нефтегаз Инк" и др.); наличию опыта привлечения к сотрудничеству международных организаций, в том числе путем создания их представительств и центров на территории Советского района (Baker Hughes, Schlumberger, Samsung, Intel, Hewlett Packard, Parallels, Tohoky University и др.); развитию и активному использованию уникальной технологической и производственной базы научных организаций, ЦКП; расширению практики создания специальных структур и предприятий для трансфера технологий и коммерциализации научных разработок должны быть обеспечены существенное увеличение масштаба научно-исследовательской деятельности организаций ННЦ СО РАН и СО РАМН, высокий уровень включенности науки в практическое решение задач развития производственного и социального комплекса Новосибирской области, закрепление и усиление позиций в научно-исследовательской сфере в России и мире. Создание и развитие технопарка в сфере высоких технологий должно решать задачу формирования современной производственной инфраструктуры, обеспечивающей совместно с технологической базой научных организаций реализацию перспективных научно-технических проектов; создание эффективной системы поддержки деятельности возникающих инновационных компаний и реализации стартапов; усиление интеграционных процессов науки и производства. Система образования и подготовки кадров для обеспечения успешной деятельности научных производственных структур развивается в тесном взаимодействии между учреждениями общего и профессионального образования, исследовательских организаций и бизнеса. Развитие учебно-материальной базы, программ подготовки и повышения квалификации опирается на лучшие традиции организации этой деятельности, созданные в период становления и развития Академгородка, ориентируясь на передовые достижения мирового уровня. В целях создания наиболее благоприятных условий привлечения инвестиций в развитие научного, образовательного и высокотехнологичного производственного секторов динамично решаются вопросы развития инженерной и транспортной инфраструктуры. Обеспечивается гармонизация и интеграция в развитии и управлении инженерной инфраструктуры в интересах функционирования городского хозяйства и научно-производственного комплекса. Обеспечивается сохранение и развитие особой привлекательности городской среды и социальной инфраструктуры, поддерживаемые особыми нормативами и планировочными решениями развития территории, интенсивным развитием строительства жилья и модернизации жилого фонда, создание новых и модернизация действующих объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество услуг в сфере образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культурного досуга, бытового и торгового обслуживания. Все это должно обеспечить закрепление за Академгородком статуса консолидирующего научного и инновационного центра не только Новосибирской области, но и обширной территории от Урала до Дальнего Востока, включая весь Сибирский федеральный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменскую область, Республику Саха (Якутия), а также центра притяжения интересов к сотрудничеству организаций стран Евро-Азиатского сотрудничества, Китая, Кореи, Японии, стран ШОС, Европейского союза и США. Логика сценария требует понимания многолетней перспективы, выходящей за пределы программы. Она ориентирована на устойчивое развитие Академгородка и прилегающих территорий как одного из центров науки и технологий мирового уровня. Новосибирская область при этом получает мощный локомотив развития и модернизации экономики и социальной сферы, обеспечивающий их необходимыми импульсами к постоянному обновлению, поддерживающий высокий уровень ее конкурентоспособности в российском и международном масштабе. VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и предложения по его источникам Система мероприятий, реализуемых в рамках программы, направлена на создание уникальных условий привлекательности для инвестиций в научно-исследовательскую, образовательную и высокотехнологичную производственную сферу, а также на создание высококачественных условий жизни. В этой связи важнейшими источниками финансирования являются вложения из бюджетов всех уровней: федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, местного. Эти ресурсы должны быть сосредоточены на решение основных инфраструктурных задач развития: формирование базовых условий для освоения новых площадок для создания объектов "новой экономики" и жилищного строительства; модернизация действующих и создание новых объектов социальной сферы; модернизация и развитие научно-образовательной инфраструктуры организаций федерального уровня; развитие дорожно-транспортной инфраструктуры; участие в создании важнейших элементов производственно-технологической инфраструктуры коллективного пользования. Развитие научно-технической деятельности и инновационно-внедренческих процессов требует развитой системы государственной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области. Необходимо оказывать государственную поддержку, направленную на софинансирование проектов, связанных с внедрением разработок в отраслях экономики и социальной сфере, реализацией стартапов на доинвестиционном периоде; на финансирование некоторых элементов "мягкой" инфраструктуры поддержки инновационных процессов - организаций, оказывающих услуги экспертного, консалтингового, правового, образовательного, обслуживающего характера. Региональные финансовые вложения должны рассматриваться как необходимое условие для вовлечения в процесс развития территории технополиса средств федерального бюджета, инвестиционных и производственных компаний, государственных и частных институтов развития, венчурных и посевных фондов. При этом вовлекаемые извне ресурсы должны стать преобладающим источником развития, а их масштаб будет характеризовать также и успешность реализуемой программы. Объем прогнозируемых финансовых вложений бюджета субъекта Российской Федерации в программу при условии софинансирования за счет средств муниципального бюджета может составить в пятилетнем периоде от 9,2 до 10,5 млрд. рублей: в создание базовой инженерной инфраструктуры для обеспечения производственного и социального секторов - 2,0-2,2 млрд. рублей; в модернизацию и развитие социальной инфраструктуры - 4,0-4,5 млрд. рублей; в создание и развитие производственно-технологической инфраструктуры коллективного пользования 1,0-1,2 млрд. рублей; в развитие дорожно-транспортной инфраструктуры - 1,6-1,8 млрд. рублей (в том числе 630 млн. рублей за счет бюджета города<*>); в механизмы и мероприятия государственной поддержки инновационной деятельности - 0,6-0,8 млрд. рублей (в том числе 150,0 млн. рублей за счет бюджета города<*>). ________________________________________ <*>Указываются прогнозные объемы. При этом должна быть решена задача по привлечению федеральных государственных инвестиций на развитие научно-производственной, образовательной базы и другие мероприятия в объемах, в 1,5 2 раза превышающих инвестиции регионального бюджета. Средства институтов развития, инвестиционных фондов, корпоративные и частные ресурсы, включая вложения в жилищное строительство, должны превысить 12 млрд. рублей. VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели программы Предполагаемая программа как планово-прогнозный документ должна обладать особым статусом в силу необычного масштаба, многомерности и комплексности, необходимости скоординированных действий большого количества участников. При этом областным исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления совместно с руководством научных центров предстоит привлечь к реализации тех или иных мероприятий и проектов других участников. Среди них следует видеть федеральные министерства, заинтересованные в инновационной модернизации подведомственных отраслей или сфер ответственности; федеральные институты развития, государственные корпорации и иные производственные и бизнес-структуры; фонды, призванные содействовать территориальному развитию, а также другие структуры, заинтересованные в участии программы такого масштаба и целевой направленности. Важнейшие направления реализуемых мероприятий диктуются общей логикой программы - создание уникальных условий для развития научной, научно-технической, инновационной деятельности, инвестиций в эти сферы; комфортного жизненного пространства, городской среды, способствующей концентрации интеллектуального потенциала высокопрофессиональных кадров. Среди них следует выделить: территориальное и пообъектное планирование с использованием передовых принципов и подходов, формирование территорий под застройку с высокой степенью обеспеченности в правовом и инфраструктурном отношении; повышение активности научных организаций в прикладной сфере и обеспечение высокого статуса фундаментальных исследований; совершенствование механизмов и инструментов государственной поддержки научной, инновационной деятельности, подготовки кадров; развитие научно-технологической и создание передовой производственно-технологической инфраструктуры, обеспечивающих современный уровень научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности; модернизация и развитие жилого фонда Академгородка и на прилегающих к нему территориях; модернизация и развитие социальной сферы, включая сеть учреждений образования, здравоохранения, культуры и досуга, физической культуры и спорта. По большинству из этих направлений требуются системы мероприятий, которые могут быть объединены в соответствующие подпрограммы, комплексные планы и отдельные проекты. Важнейшие из них: 1. Подпрограмма развития научно-технологической и производственной базы коллективного пользования ННЦ. 2. Подпрограмма развития научно-прикладной и инновационно-внедренческой деятельности ННЦ СО РАН и СО РАМН. 3. Проект модернизации и развития материальной базы Новосибирского национального исследовательского университета, включая строительство учебного корпуса и общежитий. 4. Мероприятия по формированию и планированию участков комплексной застройки и проработки архитектурных концепций, разработки проектов. 5. Подпрограмма модернизации жилищного фонда и ЖКХ. 6. Подпрограмма строительства жилья и объектов инфраструктуры. 7. Подпрограмма модернизации и развития муниципального сектора социальной инфраструктуры, включающая разделы: здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт. 8. Подпрограмма развития улично-дорожной сети и магистральных транспортных связей. 9. Проект организации тактового движения электропоездов. 10. Подпрограмма государственной поддержки деятельности общественных образований, направленных на повышение качества жизни, включающая разделы: безопасность, экология, информационные системы, рекреационные зоны, объекты благоустройства, развитие культурно-просветительской деятельности. 11. План работ по развитию нормативной правовой базы в целях обеспечения выполнения программных мероприятий и развития государственной поддержки научной и инновационной деятельности. 12. Подпрограмма информационно-медийного сопровождения Советского района. При этом долгосрочная целевая программа "Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 30.09.2010 N 159-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы", непосредственно связана с решением некоторых задач, отраженных в настоящей Концепции, и реализуется в непосредственной увязке с указанными направлениями. Разработка подпрограмм будет производиться при непосредственном участии представителей территориальных и профессиональных сообществ. IX. Обоснование эффективности программы Эффективность реализации программы будет обеспечена достижением целевых показателей за счет использования программно-целевого подхода организации исполнения программных мероприятий, контроля за полнотой и своевременностью их исполнения. Степень достижения запланированных результатов программы оценивается на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями. Выполнение программных мероприятий в целом обеспечит формирование территориального современного научно-технологического комплекса мирового уровня с ядром в Академгородке, обеспечивающего высококонкурентный уровень исследовательской деятельности и опережающее развитие высокотехнологичного наукоёмкого сектора экономики Новосибирской области. Благодаря реализации программы будет решен ряд важнейших задач социально-экономического развития Новосибирской области, в том числе по развитию интеграции образования, науки и бизнеса, созданию условий для эффективной реализации кадрового потенциала и стимулирование экономической активности населения, в том числе жителей Советского района города Новосибирска. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|