Расширенный поиск

Постановление Администрации Новосибирской области от 03.11.1994 № 430

 



                  АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 03.11.1994                                                    N 430

                            г. Новосибирск

                О ходе реализации "Основных направлений
                   социальной политики администрации
                        Новосибирской области"


     Комитетами  и  управлениями  администрации  области,  мэрией   г.
Новосибирска, администрациями районов и городов области при содействии
профсоюзных  органов  проведена  организационная  работа   и   приняты
практические  меры  по  реализации  "Основных  направлений  социальной
политики   администрации    области    на    1994 г.",    утвержденных
постановлением администрации области от 16 марта 1994 г. N 79.
     Администрациями  ряда   районов   области   и   г.   Новосибирска
(Болотнинский,  Искитимский,  Кочковский,  Усть-Таркский,  Кыштовский,
Тогучинский, Калининский и др.) разработаны и  начали  реализовываться
целевые программы  и  планы  мероприятий,  направленные  на  повышение
денежных доходов населения,  адресную  социальную  поддержку  наиболее
малообеспеченных   граждан,   предотвращение   безработицы,   развитие
отраслей социальной сферы.
     Реализуется  социальная  политика  в  сфере  труда   и   трудовых
отношений.  В  целях  реализации  основных  принципов   оплаты   труда
администрацией   области   разработаны   рекомендации    по    порядку
регулирования оплаты  труда  на  территории  области.  Подготовлены  и
направлены в Аппарат Президента  и  Правительства  РФ  предложения  по
увеличению районного коэффициента, совершенствованию  единой  тарифной
сетки (ЕТС).
     Реализовывались мероприятия по выполнению  областного  соглашения
между администрацией области и  объединениям  профсоюзов.  Формируется
государственная инспекция по охране  труда  и  комитет  по  управлению
охраной труда. Проводится организационная работа по созданию  правовой
инспекции труда. Выполняются мероприятия, предусмотренные областной  и
районными (городскими) Программами содействия занятости  Населения.  В
области  продолжается  работа  по  совершенствованию   организационной
структуры пенсионной системы. Администрациями Сузунского и  Советского
районов завершена  работа  по  децентрализации  назначения  и  выплаты
пенсий и пособий.
     Активно  развивается  сеть   нестационарных   форм   обслуживания
граждан,  нуждающихся  в  социальной  поддержке.  Администрациями   г.
Бердска,   Куйбышева,   Кочковского,   Краснозерского,   Тогучинского,
Болотнинского, Коченевского и Первомайского районов проводится большая
работа по созданию и укреплению материальной базы центров  социального
обслуживания. Реализуются мероприятия по развитию отраслей  социальной
сферы.  В  здравоохранении  продолжается   совершенствование   системы
медицинского  страхования.  Практически  завершена  выдача   страховых
полисов населению. Совершенствуется учебный процесс в  образовательных
учреждениях. Проводится работа по сохранению сети дошкольных и детских
учреждений,  учреждений  культуры.   Осуществляются   мероприятия   по
стабилизации положения в  жилищно-коммунальной  сфере.  Вместе  с  тем
многие  меры,  предусмотренные  "Основными   направлениями"   остаются
нереализованными, либо реализуются не в полной мере. В первую  очередь
это касается повышения уровня доходов населения (удельный вес жителей,
находящихся за чертой  бедности,  стабильно  остается  на  уровне  30%
численности населения) и оплаты  труда  в  бюджетной  сфере,  сельском
хозяйстве, ряде  других  отраслей.  По  уровню  оплаты  труда  область
находится на одном из последних мест в сибирском  регионе.  Затянулась
разработка  ряда  целевых  программ  в   области   здравоохранения   и
образования, не полностью реализуются меры  по  охране  труда,  защите
трудовых прав граждан, обеспечению социальных пособий семьям с детьми,
в организации трудовой миграции и  реализации  социальной  политики  в
отношении лиц, уволенных с военной службы. В ряде случаев это  вызвано
объективными причинами, прежде всего, недостатком средств  в  бюджете.
Но имеют место и недостатки организационного характера.  Не  проявляют
должного внимания (ограничиваясь оказанием материальной и  натуральной
помощи)  к  созданию  системы  социального  обслуживания,   расширению
медико-социальной  помощи,  бытовых   услуг   социально   незащищенным
гражданам  администрации  Здвинского,  Куйбышевского,   Венгеровского,
Советского, Железнодорожного районов, г. Обь.
     Анализ поступившей информации и изучение  ситуации  в  городах  и
районах показывают, что  большинство  райгорадминистраций  (Чановский,
Каргатский, Колыванский, Баганский, Купинский,  Краснозерский  и  др.)
социальную  политику  сводят  к   социальной   поддержке   малоимущего
населения. Поэтому зачастую меры по  реализации  областной  социальной
политики сведены к местным  программам  (мероприятиям)  по  социальной
поддержке и содействию занятости населения.
     В целях активизации работы по  реализации  "Основных  направлений
социальной политики", обеспечения выполнения намеченных мероприятий  и
программ:
     1. Принять к  сведению  информацию  о  ходе  реализации  Основных
направлений  социальной  политики  администрации  области  за   первое
полугодие (прилагается).
     2. Рекомендовать мэру г. Новосибирска, главам райгорадминистраций
в ноябре - декабре с. г.  рассмотреть  на  заседаниях  коллегий  итоги
выполнения мероприятий и программ по реализации социальной политики  в
районе  (городе).  проанализировать  причины  невыполнения  и  принять
соответствующие меры.
     3. Управлению финансов и налоговой политики администрации области
(Степанов  А.П.),  главам  райгорадминистраций  в  течение  четвертого
квартала текущего года принять меры к погашению задолженности  Местных
бюджетов по пособиям и выплатам семьям с детьми.
     4. управлению труда и занятости населения  администрации  области
(Шинкаренко А.К.) до 1 января 1995 года провести ревизию использования
иностранной рабочей силы на территории области.
     5. Управлению социальной защиты населения  администрации  области
(Крупенко М.И.) совместно с главами райгорадминистраций  до  1  января
1995 г. разработать и  утвердить  согласованные  графики  по  передаче
функций по назначению и выплате пенсий и пособий из центра в  районные
отделы соцобеспечения.
     6. Комитету по культуре администрации  области  (Дубровин  Ю.И.),
Главному  управлению  народного  образования   администрации   области
(Борисов  Г.В.),  управлению  здравоохранения  администрации   области
(Филатов В.Б.) до 1  января  1995 г.  завершить  разработку  областных
программ, предусмотренных "Основными направлениями социальной политики
администрации области на 1995 г.".
     7. Мэрии г.  Новосибирска  (Толоконский  В.А.)  принять  меры  по
обеспечению   нуждающихся    граждан    земельными    участками    под
индивидуальное жилищное строительство.
     8. Главам администраций Новосибирского, Убинского,  Карасукского,
Маслянинского, 3двинского районов, не представивших информацию о  ходе
реализации "Основных направлений социальной политики", принять меры по
выполнению постановления администрации области  от  16  марта  1994 г.
N 79 и информировать о проделанной работе.
     9. Управлению социальной защиты администрации  области  (Крупенко
М.И.) совместно с главами  райгорадминистраций  продолжить  работу  по
развитию сети нестационарных учреждений  по  социальному  обслуживанию
населения и  до  1  декабря  1994 г.  подготовить  предложения  по  их
созданию в каждом районе области.
     10. Управлению  труда   и   занятости   населения,  департаментам
администрации области, администрациям городов и районов активизировать
работу  по  подготовке  к  заключению   трехсторонних   отраслевых   и
муниципальных  соглашений  и  коллективных  договоров  предприятий   и
организаций на 1995 год,  используя  эти  правовые  акты  для  решения
социально-трудовых проблем.
     11. Департаменту  социальной   политики   администрации   области
(Денисов В.Н.), управлению труда и занятости  населения  администрации
области  (Шинкаренко  А.К.)  подвести  итоги   реализации   социальной
политики за  1994  год,  разработать  и  представить  в  феврале-марте
1995 г.  на  утверждение  "Основные  направления  социальной  политики
администрации области на 1995 г.".



Глава администрации                                       И.И. Индинок



                                            Приложение к постановлению
                                                 администрации области
                                                     от 03.11.94 N 430


                              Информация
                о ходе реализации "Основных направлений
                   социальной политики администрации
                  Новосибирской области на 1994 год"
                             (на 1.07.94)

     В целях координации действий  органов  исполнительной  власти  по
решению  социальных  проблем  администрацией  области  разработаны   и
постановлением  от  16  марта  1994  года  N 79  Утверждены  "Основные
направления социальной политики администрации  области  на  1994  год.
Целью социальной политики определено создание условий для стабилизации
и  постепенного  повышения  уровня  жизни  населения  области.  Статус
"Основных  направлений"   нормативно-методический.  В  соответствии  с
"Основными  направлениями"  администрациями  ряда  районов  и  городов
области  (Кочковский.  Усть-Таркский.  Коченевский,   Кыштовский.   г.
Татарск, Центральный и Дзержинский районы г. Новосибирска) разработаны
и   начали   реализовываться   мероприятия   и   целевые    программы,
предусматривающие  повышение  денежных  доходов  населения,   адресную
социальную поддержку наиболее нуждающихся граждан,  развитие  отраслей
социальной сферы на указанные цели, по мере возможности,  из  бюджетов
всех уровней выделяются Финансовые ресурсы.
     Однако, реализация  "Основных  направлений  социальной  политики"
осуществляется на Фоне  продолжающегося  спада  производства  во  всех
отраслях экономики, значительного падения  инвестиционной  активности,
кризиса взаимных неплатежей  предприятий,  ощутимого  снижении  уровня
жизни  населения.  Медленно  и  трудно   идет   процесс   стабилизации
Финансового положения.
     В  январе-июне  текущего  года  Физический   объем   производства
продукции в промышленности сократился по сравнению с первым полугодием
1993 г. на 34,1%. Более, чем на одну треть  снизили  выпуск  продукции
предприятия г.г. Барабинска, Искитима,  Куйбышева,  Татарска,  районов
Венгеровского, Доволенского, Колыванского.  Чулымского,  Чановского  и
ряда других.
     На 33,5% сокращено производство товаров народного потребления.
     Тяжелое  положение  сложилось  в  сельском   хозяйстве   области.
Сократились  посевные  площади  под  зерновые  и   овощные   культуры.
сокращается поголовье скота и  птицы,  недостает  сельскохозяйственной
техники, горюче-смазочных материалов, запасных частей.
     В   области   сокращается   капитальное   строительство.    Объем
капитальных вложений составил 61% к  уровню  соответствующего  периода
прошлого года.
     Несмотря   на   некоторое   увеличение   прибыли   в   целом   по
промышленности и другим  отраслям.  Финансовое  положение  предприятий
остается сложным. Доля убыточных предприятий  в  общем  их  количестве
увеличилась но сравнению  с  соответствующим  периодом  прошлого  года
вдвое и составила 34%.
     Финансовое  положение  предприятий   и   организаций   продолжает
осложняться неурегулированностью взаиморасчетов в экономике, в связи с
образованием  значительных  размеров  дебиторской  задолженности  (889
млрд. рублей на начало июля) объемы средств. поступающих на  Расчетные
счета предприятий и организаций, недостаточны для своевременной оплаты
труда работников предприятий.  Просроченная  задолженность  но  выдаче
средств на  оплату  труда  и  другие  денежные  выплати  работникам  в
промышленности, строительстве и сельском хозяйстве составила на начало
июня 40 млрд. рублей (возросла за май в 1,2 Раза).
     Наибольший объем  задолженности  на  предприятиях  Заельцовского,
Дзержинского и Октябрьского  районов  г.  Новосибирска.  Сроки  выдачи
заработной  платы  нарушаются  на   каждом   третьем   предприятии   в
промышленности и строительстве, на каждом втором в сельском хозяйстве.
     Продолжающийся спад выпуска основных видов продукции отрицательно
сказывается  на  ценах  реализации  товаров  и   услуг   покупательной
способности основной  массы  населения.  В  Физической  массе  товаров
население приобрело в торговле и общественном питании на 10%-  меньше,
чем в соответствующем периоде  прошлого  года.  На  52,6%  сократились
услуги населению в сфере бытового обслуживания.
     За первое полугодие текущего года потребительские цены на  товары
и услуги выросли по сравнению с декабрем 1993 г. в  1.8  раза,  в  том
числе на продовольственные товары в 1,6 раза, промышленные в 1,5 раза,
услуги населению в 5,7 раза.
     В феврале-июне темп роста индекса потребительских цен держался на
определенно невысоком уровне (от 110,1% в Феврале до 105,7%. в  июне).
Наиболее быстро росли цены и тарифы на  платные  услуги  населению.  В
связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги  (в  41.8  раза)
Резкий рост цен на  платные  услуги  отмечен  в  январе  (410,4%).  За
январь-июнь в 3-3,5 раза выросли тарифы на  услуги  связи,  учреждений
культуры,  здравоохранения,  санаторно-курортных   учреждений.   Среди
продовольственных товаров наиболее резкий рост цен отмечен на овощи  и
Фрукты (в 3 раза). Среди непродовольственных  товаров  наиболее  резко
выросли цены на медикаменты (в 2, 6 раза).
     Денежные  доходы  на  душу  населения  выросли  по  сравнению   с
соответствующим периодом прошлого года в 5 раз и составили  за  первое
полугодие 75480 рублей  в  среднем  за  месяц.  По  данным  статистики
бюджетных   обследований,   среднедушевые   доходы    ниже    величины
прожиточного минимума (65856 рублей) имели 30% населения.
     В  структуре  доходов  семей  79  процентов  составляют  трудовые
доходы. Основным источником денежных доходов для большинства населения
является заработная плата. Средняя заработная плата в целом по области
за 6 месяцев составила 149 тыс. рублей и увеличилась  по  сравнению  с
соответствующим периодом прошлого года на 261%.
     Продолжает оставаться высокой дифференциация уровня оплаты  труда
по отраслям  экономики,  между  предприятиями  и  организациями.  Так,
среднемесячная заработная плата за  6  месяцев  в  сельском  хозяйстве
составила  22,3%   от   уровня   заработной   платы   в   организациях
кредитования. Финансов, страхования, в бюджетных отраслях - от  73  до
84% от средней заработной  платы  по  области.  В  структуре  расходов
населения доходы направляются в основном на питание.
     Органами социальной зашиты населения с начала года оказана помощь
122,6 тыс. нуждающихся лиц на сумму 885,7 млн. рублей, или 7224  рубля
на человека.
     Экономическая  нестабильность  и  другие   Факторы   отрицательно
сказываются на демографической обстановке.  За  январь-май  в  области
Родилось на 4%. меньше детей, чем за соответствующий  период  прошлого
года. Опережающими  темпами  росла  смертность  населения.  Продолжает
наблюдаться  естественная  убыль  населения  (на  8,9  тыс.  человек).
Естественный  прирост  населения  сохранился  только  в  Усть-Таркском
районе (в прошлом  году  таких  районов  было  4)  в  г.  Новосибирске
количество  умерших  вдвое  превысило  количество   родившихся.   Рост
численности   населения   происходит   лишь   за   счет   миграционных
перемещений. За 5 месяцев миграционный  прирост  составил  5.  6  тыс.
человек, причем половина из них - беженцы и вынужденные переселенцы.
     В экономике области численность работающих сократилась  на  7,4%.
по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Органами службы
занятости безработными признано более 20 тыс.  человек.  Причем  среди
безработных 73% - женщины, 31.5% - молодежь в возрасте  от  16  до  29
лет.  Численность   официально   зарегистрированных   безработных   по
сравнению с началом года возросла на  38%.  Часть  населения  работает
неполное рабочее время или находится в  административных  отпусках  по
инициативе администрации  предприятий  (в  промышленности  -  45%.  от
общего количества работающих).
     Вследствие недостаточности средств в областном и местных бюджетах
продолжает оставаться сложной ситуация в  отраслях  социальной  сферы.
Так, обеспеченность финансовыми ресурсами в первом полугодии  текущего
года в здравоохранении составила 76,7%  от  расчетной  потребности,  в
народном образовании -  80,9%,  в  культуре  -  56,9%.  По-прежнему  в
больницах не  хватает  медикаментов  и  медицинского  оборудования,  в
аптеках -  необходимых  лекарств.  Имеются  сложности  с  обеспечением
лекарственными препаратами населения по льготным рецептам.
     При проведении политики доходов на областном  уровне  учитывалось
осуществляющееся акционирование предприятий. Отдельным предприятиям  и
организациям администрацией области  предоставлены  налоговые  льготы.
Так, в первом полугодии освобождены от уплаты налога на  пользователей
дорог Новосибирское учебно-производственное предприятие Всероссийского
общества  глухих,  Новосибирское  учебно-производственное  предприятие
общества слепых, областное правление Всероссийского общества глухих. В
текущем году на  реализацию  социальных  программ  и  адресной  помощи
малообеспеченным слоям населения выделено 3,365 млрд. рублей.
     Реализация социальной политики в сфере труда и трудовых отношений
обеспечивается    государственными    и    муниципальными     органами
администраций всех уровней, работодателями. Активное  участие  в  этом
принимают профсоюзы и трудовые коллективы предприятий,  организаций  и
учреждений. Важнейшими механизмами практической  реализации  "Основных
направлений" являются областное и  отраслевые  тарифные  соглашения  и
коллективные договоры. На основе соглашений обеспечиваются координация
усилий органов исполнительной власти, работодателей  и  профсоюзов  по
решению социальных вопросов в целом по области, в  отдельных  отраслях
экономики, единство и направленность  целевых  социальных  программ  в
рамках социальной политики.
     В целях реализации основных принципов оплаты труда администрацией
области принято постановление от 18  мая  1994 г.  N 178  "О мерах  по
регулированию оплаты труда на территории области".  В  соответствии  с
данным  постановлением  управлением  труда   и   занятости   населения
совместно со специалистами НИИ труда, института  экономики  СО  РАН  и
Сибирской   строительной    академии    разработаны    и    утверждены
администрацией области Рекомендации по  порядку  регулирования  оплаты
труда на территории области.  Реализация  этих  рекомендаций  позволит
сгладить дифференциацию в оплате труда между отраслями,  предприятиями
и на самих предприятиях, упорядочить оплату труда рабочих, служащих  и
руководителей. Предусмотрено косвенное  воздействие  на  оплату  труда
через налоговую  политику.  Минимальная  оплата  труда  увязывается  с
бюджетом  прожиточного  минимума.  Инициатива  администрации   области
поддержана на заседании координационного Совета  по  проблемам  труда,
занятости и миграции населения межрегиональной  ассоциации  "Сибирское
соглашение".   В   целях   упорядочения   оплаты   труда   в   органах
исполнительной власти, в соответствии с постановлением Минтруда РФ  от
30.12.93 г. N 186 создана комиссия по установлению трудового стажа для
выплаты ежемесячных надбавок за выслугу лет  отдельным  работникам.  В
течение   полугодия   комиссией   подготовлено   17    соответствующих
рекомендаций. Подготовлены и направлены  в  Аппарат  Президента  РФ  и
Правительство РФ предложения  по  увеличению  районного  коэффициента,
совершенствованию единой тарифной сетки (ЕТС), по проведению в области
эксперимента по регулированию оплаты труда.
     В   целях   обеспечения    выполнения    областного    соглашения
распоряжением администрации области от 27.10.93 г. N 03-383P  "О мерах
по реализации областного соглашения на  1993-94 г.г."  утвержден  план
мероприятий администрации области. В течение полугодия  осуществлялась
работа по его реализации.  Управлением  труда  и  занятости  населения
ежеквартально подводятся итоги. Информация доводится до участвующих  в
соглашении сторон.
     Указанным планом предусматривалась реализация в первом  полугодии
38 мероприятий. из них не выполнены 2.
     В  июне  месяце  была  проведена  Учредительная  конференция,  на
которой создан Новосибирский Союз работодателей.
     За 6 месяцев было проведено 3  заседания  областной  комиссии  по
регулированию социально-трудовых  отношений,  на  которых  подводились
итоги выполнения областного  соглашения,  анализировались  причины  до
выполнения отдельных мероприятий.  по  решению  комиссии  осуществлена
проверка состояния с выплатой заработной платы и компенсаций на  детей
в бюджетных организациях Краснозерского,  Чановского  и  Куйбышевского
районов.
     В  первом  полугодии  в  целом  по  области  органами  по   труду
зарегистрировано 825 коллективных договоров (187  переходящие  с  1993
г), в том числе в г. Новосибирске - 173. Большую  работу  с  трудовыми
коллективами  по  заключению  и  регистрации  коллективных   договоров
провели администрации Искитимского и Ордынского районов. В то же время
ряд  районов  информацию   по   колдоговорам   не   представили.   Это
Маслянинский, Тогучинский, Убинский районы. Активизировалась работа по
заключению  колдоговоров   в   сельском   хозяйстве,   промышленности,
строительстве.  Слабо  проводится  организационная  работа  в   науке,
культуре. В  текущем  году  отмечается  снижение  активности  трудовых
коллективов в заключении коллективных договоров, отсутствие инициативы
со стороны профсоюзных организаций.
     В  сфере  охраны  труда  и  социального  страхования   реализация
"Основных направлений социальной политики" осуществляется недостаточно
в связи с отсутствием основополагающих законодательных  и  нормативных
актов, утвержденных на правительственном уровне. Несмотря на  то,  что
подготовка и утверждение этих документов  Минтрудом  планировались  на
начало года,  до  настоящего  времени  положение  не  изменилось.  Нет
Положения о государственном надзоре и контроле  за  охраной  труда,  о
статусе государственного инспектора  по  охране  труда,  нет  типового
положения о Фонде охраны труда, положения  о  проведении  сертификации
предприятий на соответствие требованиям безопасности труда. Все это не
дало возможности приступить  к  реализации  намеченных  мероприятий  в
полном объеме.
     В целях создания системы управления надзора и контроля за охраной
труда постановлением администрации области от  13  мая  1994 г.  N 167
"О мерах по  реализации  на  территории  Новосибирской  области  Основ
законодательства РФ об охране труда" созданы структуры по  управлению,
надзору и контролю за охраной  труда  в  составе  управления  труда  и
занятости населения. Утверждены Временные положения о них. Формируется
государственная инспекция по охране  труда  и  комитет  по  управлению
охраной труда. Для обеспечения зашиты трудовых прав граждан проводится
организационная работа по созданию правовой инспекции труда.
     В 1994 году разработана и распоряжением администрации области  от
14.04.94 г.  N 201-р   утверждена   областная   Программа   содействия
занятости населения. Соответствующие программы разработаны в  сельских
районах области и  г.  Новосибирске.  Выполняются  мероприятия  по  их
реализации. В январе  текущего  года  была  разработана  и  на  Совете
Директоров  районных  служб  занятости  одобрена   концепция   системы
профессионального обучения безработных и незанятого населения области.
Обучение  безработных  проводится  по  долгосрочным  и   краткосрочным
договорам  с  профессиональными  образовательными   учреждениями   -По
специальностям.  пользующимся  спросом  на  рынке  труда.   В   первом
полугодии обучилось 1200 человек, или 90% от  количества  обученных  в
целом за прошлый год. Из них свыше половины трудоустроились  по  вновь
полученной специальности. Продолжалась работа по  созданию  межрайонах
учебных центров. Наряду с уже существующим Чулымским "Районным учебным
центром создан еще один на  базе  Купинского  ПТУ-81.  Прорабатывается
возможность  создания  аналогичных  центров  в  городах  Куйбышеве   и
Татарске.    Службами    занятости     всех     уровней     проводится
профориентационная работа с  население.  Всего  консультации  получили
19266 человек, в том числе по  вопросам  профобучения  2403  человека.
Активное   участие    принимает    Новосибирский    городской    центр
профориентации и психологической подготовки безработных к деятельности
в сфере  предпринимательства  при  службе  занятости  г.  Новосибирска
создан и начал функционировать центр образования и действия  занятости
"Гранд".
     В текущем периоде в целом по  области  признаны  безработными  20
тыс. человек, в том числе высвобожденных  с  предприятий  -  6,7  тыс.
человек. От общего количества поставленных на учет  незанятых  граждан
службой  занятости   трудоустроено   28,5%   Произошел   резкий   рост
численности незанятых граждан, ищущих работу. В  службу  занятости  за
содействием в трудоустройстве в июне обратилось незанятых  граждан  на
78,2% больше, чем в июне прошлого года. Из числа  обратившихся  каждый
тринадцатый трудоустроен в течение десяти  дней.  В  первом  полугодии
удельный вес трудоустроенных возрос с 20,9% в январе до 36, 8% в июне.
     Развивается  система  квотирования  рабочих  мест  для  социально
слабозащищенных граждан. В первом полугодии на предприятиях всех  норм
собственности заквотировано 3463 рабочих места (в 1993 г. 1800) в  том
числе для инвалидов - 12,3%, для молодежи 46%.
     Широкое применение в работе с социально  незащищенным  населением
получили ярмарки вакансий. Так, в г. Новосибирске в течение 6  месяцев
были проведены 2 ярмарки. в  том  числе  одна  для  молодежи.  Ярмарки
посетили 14, 5 тыс. человек, более 2 тысяч из них получили приглашения
на работу. Аналогичная ярмарка проведена в г. Бердске.
     В системе общественных работ, сезонной и временной занятости на 1
июля текущего года создано 1203 рабочих места. В течение 6  месяцев  в
общественных  работах  приняли  участие  760  человек.  На  эти   цели
затрачено 55 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в прошлом году. При
этом доля Финансирования этих работ предприятиями снизилась с 78,8%  в
прошлом году до 30,5% в текущем. Затраты из фонда занятости выросли  с
15/в 1993 г. до 63,8/в текущем году.  Наиболее  распространенные  виды
работ    -    сельскохозяйственные    (Доволенский,     Краснозерский,
Маслянинский, Убинский районы), в жилищно-коммунальном хозяйстве (г.г.
Куйбышев,  Искитим,   Купинский   район),   по   благоустройству   (г.
Новосибирск).
     Постоянное внимание  службой  занятости  уделяется  популяризации
различных Форм самозанятости  населения.  Начата  работа  по  созданию
центра  поддержки  малого  и  среднего  бизнеса.  В  первом  полугодии
безработным  на  создание  своего  дела  службой   занятости   оказана
Финансовая  помощь  в  сумме  3  млн.  рублей.  Разработана  областная
программа развития и поддержки малого и среднего  предпринимательства.
Прорабатывается вопрос ее Финансирования.
     Продолжается  работа  по  Финансовой   поддержке   работодателей,
создающих новые рабочие места. На эти цели из Фонда занятости выделено
467 млн. рублей на создание 584 новых рабочих мест. Так, в  п.  Линево
Искитимского района создано 120 рабочих  мест,  АО  "Бердчанка"  -  32
рабочих места для инвалидов, 55  рабочих  мест  создано  для  общества
слепых, 80 - для общества глухих и т.д.
     Активно  осуществляется   материальная   поддержка   безработных,
оформление на досрочную пенсию. За 6 месяцев текущего года пособие  по
безработице назначено 83,5% безработным от  их  обшей  численности  (в
соответствующем периоде прошлого года - 83,3%. На 4,9 тыс.  человек  с
января  увеличилась  численность  граждан,   получающих   пособие   по
безработице  в  8,1%  от  общего  количества  признанных  безработными
оформлены на досрочную пенсию за счет фонда занятости.
     Осуществляется содействие занятости инвалидов, других  социальных
групп безработных. особо нуждающихся в социальной поддержке.  Из  этой
категории граждан  на  учет  в  качестве  безработных  поставлено  370
инвалидов, 12419 женщин, 5913 молодых людей в возрасте  от  16  до  29
лет.  Учебно-производственным  предприятиям  общественных  организаций
инвалидов на создание новых рабочих  мест  выделено  80  млн.  рублей.
Утверждена и реализуется  программа  содействия  занятости  инвалидов.
Завершается   разработка   Программы   по   предупреждению    массовой
безработицы среди  молодежи.  Начата  разработка  Программы  занятости
женщин.
     Правовое обеспечение  областной  программы  содействия  занятости
населения и  контроль  за  исполнением  законодательства  о  занятости
систематически проводится в Форме юридических консультаций,  проверок.
юридической экспертизы с работодателями. Проведена проверка соблюдения
законодательства о занятости населения  в  службах  занятости  городов
Обь.   Бердск.   Новосибирск,   Искитим.   Ежеквартально   публикуются
разъяснительные  материалы  в   газете   "Биржа   труда".   Проводится
интенсивная подготовка персонала службы занятости. В первом  полугодии
было  проведено  3  кустовых  семинара  на  базе   областного   центра
занятости, служб занятости Чановского района и г. Барабинска.
     Постоянно расширяется компьютерная сеть службы занятости.  Новыми
компьютерами  оснащены  10  районных  служб,  причем  в  3-х  из   них
компьютеры  установлены  дополнительно.  Подготовлены  предложения   о
создании рекламно-информационного центра областной службы занятости.
     16 июня 1994 г. принято распоряжение администрации области N 361-
р "О порядке действий  органов  исполнительной  власти  в  критических
ситуациях на  рынке  труда".  Этим  распоряжением  определен  механизм
действий администраций всех уровней, служб занятости и работодателей в
условиях массового высвобождения работников. Подготовлено Положение  о
комиссии по предотвращению  критических  ситуаций  на  рынке  труда  в
отдельных районах и городах области, определены ее Функции  и  порядок
работы.
     Службами занятости всех уровней проводится работа по  организации
занятости  подростков,  школьников.  Активная  работа  по   содействию
занятости молодежи проводится Службой информации и занятости  Сизам-А.
За  полугодие   в   службу   обратились   1345   человек.   Количество
трудоустроенных от общего количества обратившихся  составляет  40%.  В
целях обеспечения трудовой занятости подростков и школьников в  летний
период  Комитетом  по  делам  молодежи  создано  10   Бюро   временной
занятости. В области за 6 месяцев трудоустроены  на  временную  работу
4600  подростков  (ремонт   школ,   благоустройство,   сельхозработы).
Осуществляется перераспределение средств областного Фонда занятости  в
пользу тех районов и городов  области,  где  ситуация  с  безработицей
приближается к критической отметке. В первом полугодии  из  областного
Фонда занятости выделено 60 млн. рублей службе занятости  Барабинского
района, 50 млн. рублей службе занятости  Баганского  района,  15  млн.
рублей  службе  занятости  Искитимского  района.  Решается  вопрос   о
выделении 200 млн. рублей Карасукскому району.
     В  целях  решения  проблемы   повышения   эффективности   системы
подготовки и переподготовки кадров на производстве и в соответствии  с
Указом  Президента  РФ  от  21.04.93 г.  N 478   в   области   создана
Новосибирская  Ассоциация  развития  персонала,  учредителями  которой
являются  крупнейшие  предприятия  города   Новосибирска.   В   рамках
Ассоциации  проводится  консультирование   предприятий   по   вопросам
управления,   разрабатываются   совместные   мероприятия   в   области
подготовки и переподготовки кадров на производстве и др.
     В   целях   дальнейшего    развития    государственной    системы
дополнительного    профессионального     образования     распоряжением
администрации   области    от    12.04.94 г.    N 188-р    "О создании
территориальной системы дополнительного профессионального образования"
создан  территориальный  координационный  Совет   по   дополнительному
профессиональному образованию. Утвержден план мероприятий по  Созданию
этой системы, Администрацией области на эти цели  выделены  финансовые
средства.
     В апреле текущего года администрацией области проведено областное
совещание "Проблемы региональной политики  в  сфере  профессионального
образования  и  трудоустройства  выпускников  учебных  заведений".  На
совещании выработаны предложения по координации  деятельности  органов
исполнительной власти, работодателей и учебных заведений по обучению и
трудоустройству выпускников, созданию новых рабочих мест.
     В текущем году в область резко возрос миграционный поток из стран
ближнего  зарубежья,  за  шесть  месяцев   текущего   года   областной
миграционной  службой  зарегистрировано  4460  вынужденных  мигрантов.
Наибольший приток мигрантов из Узбекистана, Киргизии, Казахстана.
     В   текущем   периоде   продолжилась   реализация    мероприятий,
предусмотренных  программой   Миграция.   Осуществляется   координация
миграционной   политики   в   границах   Сибирского   соглашения.   На
строительство жилья для мигрантов и их обустройство заключены договора
с   акционерными    обществами    "Суздальское",    "Александровское",
"Новомошковское".   Оказывается   помощь   в   доставке    вынужденных
переселенцев и их  багажа  к  местам  их  расселения.  При  содействии
областной миграционной службы 105 семей беженцев  приобрели  квартиры.
Решен  вопрос  о  Финансировании  Федеральной   миграционной   службой
строительства жилых домов для размещения вынужденных  мигрантов  в  п.
Степной Искитимского района (240 млн. рублей), Мошковского района (400
млн. рублей).
     Оказывается  содействие  в  трудоустройстве.  По   месту   нового
жительства  мигрантов  администрациями   осуществляется   медицинское,
торговое,  культурно-бытовое  обслуживание.  В  первом  полугодий   на
строительство и приобретение жилья  выделены  беспроцентные  ссуды  36
семьям.   За   полугодие   областной   миграционной   службой   выдано
единовременных пособий и оказана материальная помощь на сумму свыше 10
млн. рублей.
     В  сфере  трудовой  миграции  миграционной  службой   оказывалось
содействие гражданам в осуществлении трудовой деятельности за рубежом.
В первом полугодии выдано 3  лицензии  организациям  на  осуществление
деятельности, связанной с  трудоустройством  граждан  за  границей.  В
целях регулирования привлечения в  область  иностранной  рабочей  силы
принято распоряжение  администрации  области  от  05.03.94 г.  N 115-р
"О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на  территории
Новосибирской области". В соответствии с этим распоряжением выдано  11
разрешений  на  привлечение  в   область   500   иностранных   рабочих
организациями  различных  Форм  собственности.  Миграционной   службой
осуществляется  контроль  за  их   использованием.   Однако,   ревизия
использования труда иностранных граждан, прибывших в область  с  целью
трудоустройства, в первом полугодии не проводилась.
     В    области    продолжалась    работа    по    совершенствованию
организационной    структуры     пенсионной     системы.     Завершена
организационная работа по передаче Функций выплаты пенсий и пособий  в
Сузунский и Советский районы. Продолжается подготовительная работа  по
передаче    аналогичных     Функций     Первомайской,     Заельцовской
райадминистрациям г. Новосибирска, администрациям Барабинского  района
и г. Куйбышева. Однако, данная работа  сдерживается  из-за  отсутствия
оборудованных для этих целей помещений,  оргтехники.  В  установленные
сроки завершились индексация и перерасчет всех видов пенсий. За первое
полугодие на выплату пенсий израсходовано свыше 246  млрд.  рублей.  В
настоящее время подготовлены документы для  выплаты  пенсий  с  учетом
индексации с 1 августа 1994 г. в 1,15 раза.
     В соответствии с Указом Президента РФ от  10.  12.  93 г.  N 2122
"О совершенствовании  системы  государственных  социальных  пособий  и
компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их  размеров
за счет средств  местных  бюджетов  осуществлялись  указанные  выплаты
гражданам, имеющим детей, органами соцзащита, по месту работы (учебы).
Так,  за  6  месяцев  текущего  года  органами   соцзащиты   выплачено
компенсаций и пособий на детей в сумме  свыше  4,3  млрд.  рублей,  по
месту работу (учебы) граждан 29,1 млрд. рублей.
     Финансовые  органы,  органы  труда   и   занятости   осуществляют
систематические проверки  соблюдения  социальных  гарантий,  в  первую
очередь компенсационных выплат на детей. Так,  органами  по  труду  за
первое полугодие проверено свыше 100  предприятий  и  организаций,  на
половине из них выявлены те  или  иные  нарушения.  По  всем  вскрытым
фактам нарушений принимались меры, вплоть до  представления  в  органы
прокуратуры. Анализ материалов проверок показывает, что  в  районах  и
городах области сложилась чрезвычайная обстановка с выплатой пособий и
компенсаций семьям с детьми, так как основная финансовая нагрузка с  1
января 1994 г. переложена на местные бюджеты, не  имевших  средств  на
эти цели. Задолженность по  Указанным  выплатам  местных  бюджетов  на
1.07.94 г.  составила  около  18  млрд.  рублей  в  том  числе  по  г.
Новосибирску около 7 млрд. рублей,  в  июле  ситуация  практически  не
изменилась.  Так,  по  отдельным  районам   задолженность   составила:
Коченевский - 63 млн. рублей. Доволенский - 30 млн. рублей.  Чановский
330 млн. рублей, Октябрьский и Дзержинский г. Новосибирска - 980 и 853
млн. рублей соответственно. В то же  время  следует  отметить,  что  в
отдельных  районах,  например,  в  Кочковском.  проблема  регулярности
выплаты   компенсаций   решается   и   задолженности   бюджета    нет.
Администрацией  г.  Татарска  решен  вопрос  по  целевому  направлению
средств  из  бюджета,   минуя   картотеки   предприятий.   Мэрией   г.
Новосибирска  утверждена  система  взаиморасчетов  между  бюджетом   и
предприятиями для ликвидации задолженности по компенсационным выплатам
и за 6 месяцев осуществлено взаиморасчетов на сумму 2,1 млрд. рублей в
счет налога на имущество.
     В  целях  стабилизации  и  постепенного  повышения  уровня  жизни
населения усилена работа по развитию специализированных учреждений  по
обслуживанию социально уязвимых групп населения, в области создан  ряд
учреждений,  оказывающих  социальную  помощь  семье  и  детям.  Открыт
областной центр психолого-педагогической  и  медико-социальной  помощи
семье  и  детям  из   неблагополучных   семей.   Действует   областной
реабилитационный  центр  для  детей  и  подростков   с   ограниченными
возможностями (с отклонениями в Физическом и  умственном  развитии)  в
возрасте от 5 до 18 лет на 50 койко-мест.
     В г. Черепанове открыт медико-социальный Центр адаптации молодежи
"Ювентус".  Созданы  приюты  для  несовершеннолетних  детей   в   г.г.
Новосибирске и Татарске на 50 койко-мест. В  настоящее  время  ведется
ремонт  зданий.  Создается  областной  центр  социальной  реабилитации
инвалидов на базе клуба им.  Чехова  ПО  "Луч".  Проводятся  ремонтные
работы в Доме  милосердия  (на  62  койко-мест).  Открыт  Дом  ночного
пребывания граждан без определенного места жительства на 50 мест.
     В целом по области в органах соцзащиты находятся на учете  515341
малообеспеченных граждан. Для этой  категории  населения  используются
различные Формы нестационарного  обслуживания  и  оказания  социальной
помощи. Созданы  отделения  дневного  пребывания,  срочной  социальной
помощи,  надомного  обслуживания  населения,  в  области   открыты   8
территориальных центров социальной помощи  в  гг.  Искитиме,  Бердске,
Куйбышеве, в сельских районах: Болотнинском, Кочковском, в  Кировском.
Октябрьском,  Калининском  районах   г.   Новосибирска.   Подготовлены
предложения по созданию  22  подобных  центров  в  1995  году.  Центры
осуществляют свою деятельность по определенным  направлениям  с  Целью
предоставления   социальной   помощи    малообеспеченным    категориям
населения: многодетным семьям, детям сиротам, оставшимся без попечения
родителей, инвалидам и участникам ВОВ  и  приравненных  к  ним  лиц  и
других категориям нуждающимся в социальной поддержке.
     Создано  42  отделения  срочной  социальной  помощи,  в   которых
работают 207 специалистов и соцработников. За шесть  месяцев  текущего
года срочная социальная помощь оказана 252.184 чел. Отделения  срочной
социальной   помощи   оказывают   нуждающимся   материальную   помощь,
консультации, натуральную помощь и др. По состоянию на 1 июля текущего
года отделения срочной социальной  помощи  отсутствуют,  в  4  Районах
области: Барабинском, Здвинском, Северном  и  Купинском,  при  центрах
создано 6 специализированных отделений на 360  мест  для  обслуживания
лиц,  имеющих   противопоказания   для   других   видов   обслуживания
(психбольные и онкобольные).
     В  отделениях  надомного  обслуживания  состоит  на  учете  12291
человек. В гг. Искитим, Бердск, Татарск, Мошковском  районе  при  этих
отделениях организованы небольшие цеха по пошиву  верхней  одежды  для
малообеспеченных граждан  с  рабочими  местами  для  пенсионеров.  При
центрах   созданы    специализированные    магазины,    прачечные    и
парикмахерские, отделения психолого-педагогической и медико-социальной
помощи. В области созданы 19 отделений сестринского ухода на 182 койки
для оказания медико-социальной помощи одиноким престарелым  гражданам,
инвалидам и инкурабельным  больным  через  общество  Красного  Креста.
Управлением социальной  защиты  администрации  области  разработана  и
находится на утверждении областная программа "Инвалид".
     Главная  цель  проводимых   в   здравоохранении   мероприятий   -
сохранение здоровья населения и обеспечение качественного медицинского
обслуживания. В первом  полугодии  на  территории  области  продолжала
совершенствоваться  система  обязательного  медицинского   страхования
практически  завершена  выдача  страховых   полисов   населению.   96%
медицинских стационарных учреждений  включились  во  взаиморасчеты  со
страховыми  медицинскими  организациями  за   пролеченное   работающее
население. Сформирован новый источник Финансирования здравоохранения -
областной Фонд медицинского страхования,  обеспечивший  дополнительное
Финансирование лечебно-профилактических учреждений в объеме 35.3 млрд.
рублей за полугодие.
     В  лечебно-профилактических   учреждениях   стационарного   звена
введена многоуровневая система контроля качества  лечения,  основанная
на   разработанных   медико-экономических   стандартах.    Завершается
подготовительная  работа   по   переводу   амбулаторно-поликлинических
учреждений   на   работу   в   условиях   обязательного   медицинского
страхования.    Происходит    реформирование    системы     управления
здравоохранением, основным направлением которого является  переход  на
экономические методы  регулирования  при  сохранении  государственного
управления значимыми службами.
     В структуре администрации области создан  департамент  социальной
политики, в который  входит  система  здравоохранения,  что  позволяет
комплексно решать задачи обеспечения социальных гарантий  для  жителей
области. Завершается разработка целевых программ по таким приоритетным
направлениям, как охрана материнства  и  детства,  кардиологическая  и
онкологическая службы, туберкулезная служба, развитие донорства крови.
Несмотря  на  трудности   с   бюджетным   Финансированием,   сохранены
существующие льготы по  оплате  лекарственных  средств  и  медицинских
препаратов, отпускаемых для  лечения  социально  не  защипанных  групп
населения.
     В  сфере  образования  продолжалась   работа   по   разграничению
компетенции  между  администрациями,   отделами   и   образовательными
учреждениями.   В   основном    определены    учредители,    заключены
учредительные    договоры.    Разработаны    и    утверждены    Уставы
образовательных учреждений. Творческий подход при  разработке  Уставов
проявлен в районах г. Новосибирска, Колыванском, Мошковском, Чулымском
и Новосибирском районах. Учебные занятия проводились в соответствии  с
типовыми и в Ряде мест с индивидуальными учебными планами,  авторскими
программами, в текущем году продолжали Функционировать 4  школы-лицея,
10 школ-гимназий. Свыше  400  школ  используют  вариативность  учебных
планов (в 1993 году было 300 школ). В более 200 школах области  начата
Работа по апробации базисного учебного плана. 22  школы  имеют  статус
Экспериментальная площадка", где ведется  педагогическое  исследование
по  созданию  новой  модели  современной  школы.  Из  существующих  13
негосударственных школ аттестацию прошли 4.
     Начата  работа  по  разработке  целевых  программ  "Дети-сироты",
"Экологическое  образование",   по   созданию   информационной   сети.
Принимаются  меры   по   сохранению   существующей   сети   дошкольных
учреждений. На баланс местных органов исполнительной власти взяты  310
ведомственных  дошкольных  учреждений.  В  области  функционируют   38
интернатных учреждений,  в  том  числе  11  детских  домов,  18  школ-
интернатов для детей  с  умственными  и  Физическими  недостатками.  В
первом полугодии выявлено 1632 детей-сирот, из которых  1110  переданы
на усыновление и опеку. Вместе с тем  остаются  серьезные  проблемы  с
финансированием, материально-техническим обеспечением.
     Сложное  положение  с  бюджетным  Финансированием  не  могло   не
отразиться на деятельности учреждений культуры. Исполнение  бюджета  в
целом по отрасли (культура и искусство) за полугодие составило  22,2%.
В прошедшем периоде заметно  снизился  количественный  показать  числа
культурных мероприятий. Не обеспечено  на  должном  уровне  пополнение
книжных и музейных фондов. Уменьшилось количество гастрольных  поездок
профессиональных  коллективов.  Медленно  идет   реализация   программ
"Наследие",  "Возрождение  народных   промыслов   и   ремесел"   "Юные
дарования"  и  других,  требующих  действенной  поддержки  со  стороны
местных бюджетов. В  то  же  время  удалось  в  целом  сохранить  сеть
муниципальных учреждений культуры. Идет  процесс  передачи  на  баланс
местных органов власти ведомственных и профсоюзных объектов культуры.
     Администрациями  районов  и  городов  для   учреждений   культуры
предоставлены налоговые льготы. Так, мэрией г. Новосибирска учреждения
культуры,  Финансируемые  из  бюджета,  освобождены  от  муниципальных
налогов, а парки культуры и отдыха от налога на землю.
     Увеличился объем  и  ассортимент  платных  услуг.  Только  по  г.
Новосибирску в  первом  полугодии  их  объем  увеличился  на  29'%  по
сравнению  с  соответствующим  периодом  прошлого  года.  Продолжается
практика бесплатного  льготного  культурного  обслуживания  малоимущих
слоев населения. В области действует 5 национально-культурных  центров
(немецкий, украинский, татарский  и  др.).  Разрабатывается  программа
"Кадры культуры", позволяющая создать компьютеризированную систему для
целей  кадрового  обеспечения.  Комитетом  по  культуре  администрации
области   совместно   с   подведомственными   учреждениями    культуры
разрабатывается Программа переквалификации  и  повышения  квалификации
специалистов в области культуры.
     В целях стабилизации положения в жилищно-коммунальной сфере  и  в
соответствии с  постановлением  администрации  области  от  27.12.93г.
N 310 в области осуществляется  поэтапный  переход  на  новую  систему
оплаты жилья и коммунальных услуг. В администрациях районов и  городов
сформированы  Службы  заказчика   по   жилищно-коммунальным   услугам.
Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг  осуществляется  с
одновременным предоставлением компенсаций малоимущим слоям  населения.
В  первом   полугодии   выплачивались   компенсации   в   Октябрьском,
Дзержинском  районах  г.  Новосибирска,  Северном  и  других  районах.
Населению на льготных условиях предоставляются земельные  участки  под
индивидуальное   жилищное   строительство   (Калининский   район    г.
Новосибирска, Северный и другие районы). Сохранены  льготы  на  оплату
жилья и коммунальных услуг для граждан, имеющих на них право  согласно
существующему законодательству.
     В целях реализации государственной программы  "Жилище",  создания
Кредитно-Финансового механизма привлечения  в  жилищное  строительство
средств,  в  том  числе  граждан,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
условий, постановлением  администрации  области  от  17.05.94г.  N 175
образован региональный Фонд развития жилищного строительства  области,
в настоящее время Фондом  готовятся  документы,  определяющие  порядок
выпуска жилищных облигаций (сертификатов семейных  жилищных  займов  и
т.п.) и гарантий целевого использования привлеченных средств.
     Во  исполнение  постановления  Правительства  РФ  от  10.12.93 г.
N 1278 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам Российской
Федерации, нуждающимся в  улучшении  жилищных  условий,  безвозмездных
субсидий  на  строительство  и   приобретение   жилья"   и   отработки
практических  мер  по  реализации  данного  документа,  администрацией
области постановлением от 9.06.94 г. N217 предусмотрено  выделение  из
областного  бюджета  Финансовых  ресурсов  в  сумме  1  млрд.  рублей.
Распоряжением от 15.07.94 г.  N 450-р  эти  средства  распределены  по
районам.
     Администрацией  области  подготовлена  областная   инвестиционная
программа реконструкции и  развития  предприятий  стройиндустрии,  что
позволит активизировать работу  строительного  комплекса  области.  По
причине  недостатка  бюджетных  ассигнований,  в   частности   по   г.
Новосибирску, существенной поддержки кооперативному  строительству  не
оказано. Мэрией г. Новосибирска  слабо  решается  вопрос  о  выделении
земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
     В целях обеспечения жильем  военнослужащих,  уволенных  в  запас,
военной службы, постановлением администрации  области  каждому  району
определено задание по вводу жилья для этой  категории  граждан.  Но  в
связи  с   отсутствием   Финансирования   из   Федерального   бюджета,
строительство жилья не ведется. На эти цели городу необходимы средства
в размере 6-7 млрд. рублей.



Начальник управления труда
и занятости населения
администрации Новосибирской области                    А.К. Шинкаренко


                            ____________


Информация по документу
Читайте также