Расширенный поиск
Постановление Губернатора Новосибирской области от 25.12.2004 № 757ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25.12.2004 N 757 О концепции развития внешнеэкономической деятельности Новосибирской области на период до 2007 года В целях расширения и упрочения внешнеэкономических связей области, привлечения в регион иностранных инвестиций, создания новых конкурентоспособных производств, а также упорядочения работы участников внешнеэкономической деятельности на территории Новосибирской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить прилагаемую концепцию развития внешнеэкономической деятельности Новосибирской области на период до 2007 года (далее - концепция). 2. Руководителям структурных подразделений администрации области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области до 1 февраля 2005 года подготовить и направить в комитет внешнеэкономических, межрегиональных связей и туризма департамента развития промышленности и предпринимательства администрации области предложения для включения в план мероприятий по реализации концепции. 3. Комитету внешнеэкономических, межрегиональных связей и туризма департамента развития промышленности и предпринимательства администрации области (Микитченко Д.В.) до 15 марта 2005 года разработать и представить на утверждение план мероприятий по реализации концепции. 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области - руководителя департамента развития промышленности и предпринимательства Юрченко В.А. И.о. губернатора А.А.Беспаликов --------------------------------------- ОДОБРЕНА Постановлением губернатора Новосибирской области от 25.12.2004 N 757 КОНЦЕПЦИЯ развития внешнеэкономической деятельности Новосибирской области на период до 2007 года 1. Введение Структурные изменения, произошедшие в российской экономике за последние годы, и сопутствовавшие им изменения в законодательстве Российской Федерации значительно расширили возможности и полномочия субъектов Российской Федерации, а также действующих в них хозяйствующих субъектов по участию во внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Успешная реализация этих полномочий может быть достигнута при условии целенаправленной и скоординированной работы органов государственной власти всех уровней и участников ВЭД на территории области. Это делает неотложной задачей формирование региональной концепции развития внешнеэкономической деятельности, способствующей привлечению в область валютных поступлений, технологическому перевооружению и организационной перестройке организаций области, включению товаропроизводителей области в систему международного разделения труда. Особую важность при этом приобретает структуризация интересов региона в сфере ВЭД и определение стратегических задач развития внешнеэкономических связей области. 2. Цели и задачи концепции Стратегическими целями Концепции являются: Определение приоритетных направлений, форм и методов развития внешнеэкономической деятельности области. Разработка комплекса аналитических, экономических, организационно-правовых и специальных мер, стимулирующих развитие ВЭД Новосибирской области. Создание условий для привлечения на территорию области финансовых ресурсов, зарубежных технологий и опыта, повышения инвестиционной привлекательности региона. Создание новых конкурентоспособных производств, повышение квалификации специалистов в сфере ВЭД. Основными задачами Концепции являются: Разработка организационных мероприятий, направленных на увеличение экспорта продукции, производимой новосибирскими организациями, и интенсивного освоения рынков стран приоритетного сотрудничества. Определение мер по совершенствованию инфраструктуры внешнеэкономической деятельности на основе имеющихся преимуществ Новосибирской области и привлечению инвестиций для ее развития. Использование научно-технического потенциала области и принятие мер совместно с Сибирским отделением Российской Академии наук по рациональному экспорту современных технологий с учетом опережающей их передачи в производство в Новосибирской области или в другие регионы России. Разработка мер, препятствующих оттоку новых высоких наукоемких технологий за рубеж без достаточного уровня их внедрения в России и препятствующих установлению контроля за их созданием со стороны иностранных организаций. Использование образовательного комплекса области для расширения международных контактов научных учреждений, учебных заведений области, активизации студенческих и аспирантских обменов, стажировок. Изучение и применение зарубежного опыта оперативного трансфера инноваций в коммерческую деятельность. Привлечение внешних инвестиций, в том числе иностранных, к реализации капиталоемких инвестиционных проектов, привлечение новых высоких наукоемких технологий и оборудования в Новосибирскую область. Формирование имиджа Новосибирской области как региона, благоприятного для привлечения иностранных инвестиций и международных кредитно-финансовых ресурсов. Разработка мер для развития внутреннего и въездного туризма в Новосибирской области. Формирование современной, конкурентоспособной инфраструктуры, обеспечивающей широкий спектр туристических услуг жителям и гостям области. Организация туров по ознакомлению с экономическим потенциалом Новосибирской области. Реализация мер по выявлению и борьбе с нарушениями правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВЭД. 3. Анализ состояния внешнеэкономических связей Новосибирской области 3.1. Внешняя торговля Внешнеторговый оборот Новосибирской области за последние годы характеризуется положительной динамикой прироста показателей как экспорта, так и импорта. В 2003 году внешнеторговый оборот увеличился на 10,6% и составил 1 млрд. 67 млн. долларов США. Рост экспорта на 6,2% (643,9 млн. долларов США) обеспечил положительное сальдо во внешней торговле в размере 220,73 млн. долларов США. Рост импорта составил 18,2% (423,17 млн. долларов США). Динамика внешнеторгового оборота Новосибирской области (млн. долларов США) ----------T------T------T------T------T-----------¬ ¦ ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(9 месяцев)¦ +---------+------+------+------+------+-----------+ ¦Экспорт ¦ 452¦ 543¦ 606¦ 644¦ 646,2¦ +---------+------+------+------+------+-----------+ ¦Импорт ¦ 264¦ 296¦ 357¦ 423¦ 361,7¦ +---------+------+------+------+------+-----------+ ¦ВТО ¦ 717¦ 839¦ 963¦ 1067¦ 1007,9¦ L---------+------+------+------+------+------------ 3.1.1. Экспорт В товарной структуре экспорта ведущие позиции занимает машиностроительная продукция (в 2003 году - 72,9%). Большая часть ее приходится на авиатехнику, тепловыделяющие элементы для АЭС, оптические инструменты, угольные электроды, электромагниты, двигатели и электрические генераторы, оборудование для железнодорожных и трамвайных путей. В условиях умеренно низких мировых цен на энергетические товары в стоимостной структуре экспорта в 2005 - 2007 годах прогнозируется дальнейший рост доли товаров перерабатывающего сектора, в частности, машин и оборудования. Второе место по удельному весу в экспорте занимает продукция нефтехимического комплекса (2003 год - 7,6%). Возрос вывоз черных и цветных металлов (в 2003 году - 6,8%), топливно-энергетических товаров (в 2003 году - 4,2%), древесины и продукции из нее (в 2003 году - 3,0%), а также объем экспорта продовольствия (в 2003 году - 3,8%). Основные партнеры области в экспорте - Украина, Казахстан, Болгария, Китай, Узбекистан, Индия, Япония, Франция, Норвегия, Нидерланды. 3.1.2. Импорт В импорте основными товарами является продукция химического комплекса, хотя наблюдается некоторый спад ее доли (в 2003 году - 48,8%), на втором месте - машиностроительная продукция (в 2003 году - 25,1%), на третьем - продовольствие (в 2003 году - 13,7%). Продукция химической промышленности 48% Машиностроительная продукция 25% Продовольственные товары 14% Металлы и изделия из них 3% Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3% Текстиль и обувь 2% Топливно-энергетические товары 2% Прочие товары 3% Основные партнеры области в импорте - Казахстан, Германия, Китай, Словения, Республика Корея, США, Австрия, Франция, Швеция, Венгрия. 3.1.3. Участники и инфраструктура ВЭД Внешнеэкономическую деятельность в 2003 году осуществляли 1206 новосибирских организаций, торгующих с партнерами из 97 стран мира. В целях координации деятельности организаций области на внешних рынках, представления за рубежом интересов области во Франкфурте на Майне, ФРГ работает Информационно-экономический центр Новосибирской области. В свою очередь, в Новосибирске находятся Генеральное консульство ФРГ и представительство Бюро Немецкой Экономики. Работает отделение Посольства Республики Беларусь. В июле 2003 года открыто Генеральное Консульство Болгарии. В качестве структурного подразделения Посольства Италии осуществляет деятельность представительство Института Внешней торговли Италии. В городе Екатеринбурге открыто Генеральное консульство Азербайджанской Республики с консульским округом, включающим территорию Новосибирской области. Работает офис Британского Совета и Израильский культурный центр, информационный центр США "Американский уголок". Открыт российско-корейский Центр науки и техники. Запланировано официальное открытие представительства Торгового Отдела Посольства Республики Корея в Российской Федерации, открытие вице-консульства Генерального консульства Киргизской Республики в городе Екатеринбурге, официальное открытие культурного центра "Альянс-Францез" и культурно-информационного центра Индии. В Новосибирской области имеют офисы такие организации, как Артур Андерсен, Жиллет, Кодак, Марс, Моторола, Пепси-Кола, Кока-Кола, Филип Моррис, Проктер энд Гембл, Ренк Ксерокс, Хьюлет Паккард и другие. 3.2. Состояние инвестиционной деятельности в период 2000 - 2003 годов 3.2.1. Поступление иностранных инвестиций Поступление иностранных инвестиций в экономику области (млн. долларов США) ---------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬ ¦ ¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦ +--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Всего, ¦ 58,4¦ 71,1¦ 103,6¦ 185,1¦ 138,7¦ 156,6¦ 103,9¦ 8,4¦ 9,3¦ ¦млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долларов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------- Как видно из таблицы, рост объема иностранных инвестиций в 2003 году по сравнению с 2002 годом не улучшает сложившейся ситуации с поступлением иностранных инвестиций в Новосибирскую область. Данная ситуация объясняется рядом факторов. Первый состоит в непривлекательности российских активов для инвестирования. Неблагоприятная среда для отечественного и иностранного инвестора выражается, прежде всего, в избыточности государственного регулирования, неразвитости рыночной инфраструктуры, отсутствии эффективной системы правоприменения. При этом уровень налоговой нагрузки сопоставим со странами с гораздо более привлекательным деловым климатом. Второй фактор - углубление сырьевой ориентации российской экономики. Благоприятная конъюнктура мировых рынков в отношении базовых товаров российского экспорта (нефти, газа, металлов) и недостаточность изъятия сверхдоходов сырьевых секторов стимулирует масштабный приток денежных средств в эти секторы, которые получают значительные преимущества в конкуренции за привлечение ресурсов (капитала и труда). Российский несырьевой сектор в настоящее время проигрывает как внешнюю конкуренцию за инвестиции (в борьбе с другими странами с переходной экономикой, сумевшими создать более благоприятные условия для инвесторов), так и внутреннюю. Под внутренней конкуренцией имеется в виду межотраслевая конкуренция за привлечение инвестиционных средств, которую выигрывает сырьевой сектор, имеющий в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках значительно более высокую норму отдачи на вложенный капитал; а также внутриотраслевая конкуренция, которую выигрывают не наиболее эффективные предприятия, а предприятия, пользующиеся преференциями и льготами. 3.2.2. Инвестиционный рейтинг Новосибирской области в соответствии с международными стандартами В экономике Новосибирской области присутствует частный капитал из 40 стран мира. По оценкам специалистов, опубликованным в журнале "Эксперт", в 2002 - 2003 гг. для Новосибирской области характерен тип инвестиционного климата со средним потенциалом при умеренном риске (2В). В инвестиционном рейтинге российских регионов Новосибирская область занимает 38 место по риску. Наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: производственный, инновационный и интеллектуальный потенциал. Интегральный рейтинг инвестиционного потенциала Новосибирской области за 2003 год, учитывающий трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный и природно-ресурсный, равен 19 (из 89 субъектов Федерации). В 2003 году объем инвестиций возрос (109,9% от 2002 года). В экономику области в основном поступают прямые иностранные инвестиции в форме кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций. 3.2.3. Нормативно-правовая база в сфере привлечения инвестиций В Новосибирской области принят ряд нормативных правовых актов о льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности, основным из которых является Закон Новосибирской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности и особенностях налогообложения инвесторов на территории Новосибирской области". Закон устанавливает правовые и экономические нормы государственной поддержки инвесторов. Право на получение налоговых льгот имеют инвесторы, вкладывающие собственные или привлеченные средства в инвестиционные проекты, а также инвесторы, прошедшие конкурсный отбор. На территории Новосибирской области реализуются следующие виды государственной поддержки инвестиционной деятельности: а) введение дифференцированных налоговых ставок и льгот по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет; б) изменение срока уплаты налогов и сборов в областной бюджет в форме отсрочки и рассрочки, предоставление налогового кредита; в) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Новосибирской области и необходимого для реализации инвестиционного проекта; г) предоставление инвесторам бюджетных кредитов из средств областного бюджета; д) предоставление гарантий в качестве исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов; е) обеспечение залогом исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов; ж) инвестиции за счет средств областного бюджета; з) предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами Новосибирской области на цели развития производства; и) иные меры государственной поддержки, установленные законодательством Новосибирской области. Законодательную базу поддержки инвестиционной деятельности составляют также: постановление главы администрации области от 25.05.2001 N 465 "О реализации Закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области", которым утверждены: Положение о конкурсе инвестиционных проектов на право получения государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области; Положение об экспертизе инвестиционных проектов; Положение о комиссии по проведению конкурсов инвестиционных проектов на право получения государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области и ее состав; Постановление губернатора Новосибирской области от 10.06.2004 N 373 "О порядке предоставления за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами Новосибирской области на цели развития производства"; постановление губернатора Новосибирской области от 02.11.2004 N 663 "О государственной поддержке инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор"; областная целевая программа "Государственная поддержка инвестиционной деятельности в промышленности Новосибирской области на 2000 - 2008 годы". В целях активизации инвестиционного процесса необходимо разработать и принять правовые акты, регулирующие привлечение инвестиционных и финансовых ресурсов на территорию области. При разработке нормативной правовой базы целесообразно использовать опыт субъектов Российской Федерации, имеющих более высокий инвестиционный рейтинг. 3.3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей Новосибирской области Определение перспективных направлений развития внешнеэкономических связей Новосибирской области зависит от внутреннего состояния экономики региона и внешних факторов, проявляющихся вне зависимости от деятельности непосредственных участников ВЭД и органов государственной власти области. Оценка внешних факторов выявляет будущие проблемы и возможности организации ВЭД, а оценка внутреннего состояния экономики - сильные и слабые стороны экономического потенциала области с точки зрения решения будущих проблем и использования будущих возможностей. 3.3.1. Проблемы, сдерживающие развитие внешнеэкономических связей Новосибирской области ------------T-----------------------------------------------------------¬ ¦Компоненты ¦ Группировка проблем по источнику возникновения ¦ ¦ ВЭД ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------T-----------------------+ ¦ ¦ Внутренние проблемы ¦ Внешние проблемы ¦ +-----------+-----------------------------------+-----------------------+ ¦Внешняя ¦Выпуск продукции, качество которой ¦Протекционистские ¦ ¦торговля ¦не удовлетворяет современным ¦меры, затрудняющие ¦ ¦ ¦мировым требованиям; ¦деятельность ¦ ¦ ¦высокая степень износа основных ¦российских экспортеров ¦ ¦ ¦производственных фондов ¦на отдельных ¦ ¦ ¦экспортеров; ¦перспективных ¦ ¦ ¦нахождение за пределами области ¦зарубежных рынках; ¦ ¦ ¦собственников наиболее крупных ¦увеличение числа ¦ ¦ ¦экспортоориентированных ¦экспортно-импортных ¦ ¦ ¦организаций; ¦операций, ¦ ¦ ¦недоступность долгосрочных ¦осуществляемых при ¦ ¦ ¦банковских кредитов для большинства¦посредничестве других ¦ ¦ ¦экспортеров и импортеров; ¦регионов России ¦ ¦ ¦недостаточная развитость систем ¦ ¦ ¦ ¦контроля качества экспортной ¦ ¦ ¦ ¦продукции ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------+-----------------------+ ¦Иностранные¦Неготовность большинства ¦Обострение мировой ¦ ¦инвестиции ¦организаций области к работе с ¦конкуренции в борьбе ¦ ¦ ¦потенциальными иностранными ¦за иностранные ¦ ¦ ¦инвесторами, недостаточная ¦инвестиции; ¦ ¦ ¦прозрачность отношений ¦низкий международный ¦ ¦ ¦собственности на средства ¦инвестиционный рейтинг ¦ ¦ ¦производства и земельные участки; ¦России; ¦ ¦ ¦недостаточно активная рекламная ¦несовершенство ¦ ¦ ¦деятельность по формированию ¦отношений собственности¦ ¦ ¦благоприятного имиджа Новосибирской¦и корпоративного ¦ ¦ ¦области; ¦управления в России; ¦ ¦ ¦ограниченность внутренних ¦устоявшаяся практика ¦ ¦ ¦инвестиционных ресурсов предприятий¦привлечения инвестиций ¦ ¦ ¦области; ¦в энергосырьевой ¦ ¦ ¦слабость рыночных (прежде всего ¦комплекс экономики ¦ ¦ ¦финансовых) институтов; ¦Российской Федерации; ¦ ¦ ¦недостаточная развитость ¦отсутствие гарантий ¦ ¦ ¦инфраструктуры; ¦государства, в том ¦ ¦ ¦недостаток профессионального опыта ¦числе по защите ¦ ¦ ¦во внешнеэкономической деятельности¦инвестиций, ¦ ¦ ¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦собственности ¦ L-----------+-----------------------------------+------------------------ 3.3.2. Резервы развития внешнеэкономических связей Новосибирской области ------------T-----------------------------------------------------------¬ ¦Компоненты ¦ Группировка резервов по источнику возникновения ¦ ¦ ВЭД ¦ ¦ +-----------+---------------------------------T-------------------------+ ¦ ¦ Внутренние резервы ¦ Внешние резервы ¦ +-----------+---------------------------------+-------------------------+ ¦Внешняя ¦наличие на территории ¦снятие отдельных тарифных¦ ¦торговля ¦Новосибирской области отдельных ¦и нетарифных ограничений,¦ ¦ ¦конкурентоспособных на мировом ¦применяемых развитыми ¦ ¦ ¦рынке производств; ¦странами по отношению к ¦ ¦ ¦повышение спроса предприятий ¦российским экспортерам; ¦ ¦ ¦области на высокопроизводительные¦рост эффективности ¦ ¦ ¦импортные технологии и ¦импорта машин и ¦ ¦ ¦оборудование; ¦оборудования, как ¦ ¦ ¦потенциал развития ¦результат укрепления ¦ ¦ ¦экспортоориентированного ¦валютного курса рубля; ¦ ¦ ¦сельскохозяйственного и ¦дальнейшая либерализация ¦ ¦ ¦машиностроительного производства;¦законодательства ¦ ¦ ¦незадействованный в полной мере ¦Российской Федерации, ¦ ¦ ¦потенциал предоставления ¦регулирующего ¦ ¦ ¦туристических услуг на внешний ¦осуществление экспортно- ¦ ¦ ¦рынок ¦импортных операций; ¦ +-----------+---------------------------------+-------------------------+ ¦Иностранные¦уникальное географическое ¦увеличение объема мировых¦ ¦инвестиции ¦положение области, расположенной ¦инвестиционных ресурсов; ¦ ¦ ¦в центре Российской Федерации на ¦последовательный рост ¦ ¦ ¦пересечении авиационных, ¦инвестиций в ¦ ¦ ¦железнодорожных, водных и ¦развивающиеся страны; ¦ ¦ ¦автомобильных магистралей, ¦нарастание ¦ ¦ ¦связывающих восточные регионы ¦инвестиционного ¦ ¦ ¦Российской Федерации с ¦сотрудничества России с ¦ ¦ ¦европейскими; ¦развитыми странами; ¦ ¦ ¦развитая транспортная система и ¦изменения в ¦ ¦ ¦производственная инфраструктура; ¦законодательстве ¦ ¦ ¦прогрессивная нормативно-правовая¦Российской Федерации, ¦ ¦ ¦база, направленная на ¦предопределившие ¦ ¦ ¦стимулирование инвестиционной ¦значительное улучшение ¦ ¦ ¦активности и предусматривающая ¦инвестиционного климата; ¦ ¦ ¦для инвесторов льготный налоговый¦принимаемые органами ¦ ¦ ¦режим; ¦государственной власти ¦ ¦ ¦организационная и финансовая ¦Российской Федерации меры¦ ¦ ¦поддержка инвестиционных ¦по дебюрократизации ¦ ¦ ¦проектов, гарантии безопасности ¦экономики; ¦ ¦ ¦бизнеса со стороны органов ¦ ¦ ¦ ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦ ¦высококвалифицированные трудовые ¦ ¦ ¦ ¦ресурсы сравнительно высокая ¦ ¦ ¦ ¦емкость новосибирского ¦ ¦ ¦ ¦потребительского рынка; ¦ ¦ ¦ ¦опыт успешной реализации крупных ¦близость рынков сбыта ¦ ¦ ¦инвестиционных проектов с ¦государств СНГ, КНР, ¦ ¦ ¦участием иностранного капитала; ¦Монголии ¦ ¦ ¦широкие возможности привлечения ¦ ¦ ¦ ¦иностранных инвестиций в ¦ ¦ ¦ ¦туристический комплекс области; ¦ ¦ ¦ ¦высокий технологический и ¦ ¦ ¦ ¦кадровый потенциал ряда отраслей ¦ ¦ ¦ ¦экономики; ¦ ¦ ¦ ¦динамичное развитие ¦ ¦ ¦ ¦телекоммуникаций; ¦ ¦ ¦ ¦развитые наука, технологии, ¦ ¦ ¦ ¦система высшего образования; ¦ ¦ ¦ ¦социальная стабильность, ¦ ¦ ¦ ¦отсутствие социальных конфликтов ¦ ¦ L-----------+---------------------------------+-------------------------- 4. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности в Новосибирской области Основные направления ВЭД области определяются в соответствии со стратегическими целями Концепции и должны способствовать экономическому развитию области, укреплению налогооблагаемой базы региона и повышению жизненного уровня его населения. 4.1. Стимулирование экспорта Главным методом стимулирования экспорта должно стать формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий его развития, а также механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой и другой помощи экспортерам области. Основными инструментами содействия развитию экспорта являются: организационное и информационное содействие участию хозяйствующих субъектов в международных ярмарках, выставках, презентациях, деловых поездках, учебно-образовательных мероприятиях; информационно-консультационная поддержка при получении экспортером внешнеэкономической информации и принятии им решений об освоении новых рынков. Для успешного функционирования системы региональной поддержки экспорта проводятся комплексное изучение экспортного потенциала области и конъюнктурный анализ возможности продаж на рынках стран приоритетного сотрудничества. С этой целью организуется работа по определению: спроса на продукцию на потенциальном экспортном рынке; конкурентных преимуществ продукции новосибирских товаропроизводителей на этих рынках по сравнению с потенциальными конкурентами. Стимулирование экспорта осуществляется по следующим основным напра влениям: 4.1.1. Развитие экспортного потенциала и диверсификация структуры экспорта: а) расширение рынков сбыта уже имеющейся конкурентоспособной экспортной продукции: сельскохозяйственного сырья (прежде всего зерновых культур), продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, отдельных видов продукции химической промышленности и машиностроения, медицинские разработки и услуги, в том числе дорогостоящие виды лечения, оказываемые клиниками НИУ СО РАМН; б) вовлечение во внешнеэкономический оборот неиспользуемых в настоящее время экспортных ресурсов региона и наращивание на этой основе экспортного потенциала; в) создание на региональном уровне системы стимулирования участников внешнеэкономической деятельности (в том числе системы субсидирования процентных ставок по кредитам, получаемым организациями на кредитование экспорта); г) создание системы продвижения образцов новой продукции на внешние рынки. 4.1.2. Повышение конкурентоспособности продукции организаций области на мировом рынке. Конкурентоспособность продукции новосибирских организаций, вывозимой на рынки СНГ и дальнего зарубежья, может быть повышена за счет следующих мероприятий: а) предоставление на конкурсной основе субсидий на развитие производства по созданию конкурентоспособной продукции и экспорта этой продукции, а также развитие производства продукции, поставляемой по кооперации и предназначенной для последующего экспорта; б) создание благоприятных условий для притока в область зарубежных технологий (оказание содействия в получении гарантий под импорт технологий и ноу-хау); в) внедрение на предприятиях области систем управления качеством продукции и ее сертификация по международным стандартам. 4.2. Развитие организационной инфраструктуры обеспечения ВЭД Самостоятельный выход на внешние рынки доступен лишь ограниченному числу крупных организаций. С учетом этого возникает необходимость в разработке комплекса мероприятий, способствующих продвижению продукции новосибирских товаропроизводителей на международные рынки. С этой целью могут использоваться: а) в организационной сфере: взаимодействие с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, формирующими внешнеэкономическую государственную политику; взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации, посольствами и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом; взаимодействие с посольствами и торговыми представительствами иностранных государств в Российской Федерации; взаимодействие с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и торгово-промышленными палатами административно-территориальных образований зарубежных государств; взаимодействие с административно-территориальными образованиями зарубежных государств на основе двух- и многосторонних договоров о партнерстве и торгово-экономическом сотрудничестве; участие в работе Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России; создание представительств области в иностранных государствах; формирование делегаций новосибирских организаций для участия в международных промышленных выставках и организация визитов делегаций деловых кругов Новосибирской области в страны дальнего зарубежья для проведения экономических миссий и переговоров, презентации области в иностранных посольствах в Российской Федерации; организация приемов иностранных деловых делегаций, организация и проведение деловых встреч с представителями иностранных государств; организационная деятельность по обеспечению функционирования Информационно-экономического центра в ФРГ и его взаимодействию с новосибирскими организациями; организация и проведение семинаров, конференций, выставок, ярмарок для привлечения передовых технологий и зарубежного управленческого опыта; открытие представительств Новосибирской области в иностранных государствах, таких как: Индия, Иран, Китай, Республика Корея, Монголия, Франция, Япония; создание некоммерческих партнерств - деловых альянсов по сотрудничеству со странами приоритетного сотрудничества для области: странами СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия, Киргизия) и странами дальнего зарубежья (Болгария, Китай, Германия, Словения, Республика Корея, Индия, Австрия, Франция, Япония, Иран); консолидация через отраслевые ассоциации и торгово-промышленные палаты организационных и финансовых усилий организаций региона для изучения внешних рынков и возможностей реализации на них производимой в области продукции; обустройство пунктов пропуска на новосибирско-казахстанском участке государственной границы путем создания современной сети складских комплексов; разработка мероприятий по развитию приграничного сотрудничества приграничных районов Новосибирской области с приграничными районами Павлодарской области; содействие высшим учебным заведениям области в установлении контактов с зарубежными образовательными и научными учреждениями и реализации совместных с ними научных проектов; использование потенциала высших учебных заведений области для организации обучения на коммерческой основе студентов из-за рубежа и предоставления иностранным клиентам платных консультационных услуг; б) в информационной сфере: создание реестра экспортеров Новосибирской области; выпуск рекламной продукции с целью пропаганды экспортного потенциала и инвестиционной привлекательности области; создание автоматизированной службы коммерческой информации, в которой можно получить информацию о потенциальных покупателях или продавцах товаров; распространение информационных брошюр по организации ВЭД в регионе, издание справочников для начинающего экспортера; обучение навыкам внешнеэкономической деятельности, проведение семинаров для экспортеров (базовые - для организаций, впервые выходящих на внешний рынок, и продвинутые - по конкретным зарубежным рынкам и отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности), проведение практических семинаров по обмену опытом, индивидуальное консультирование потенциальных экспортеров; налаживание системы сбора и распространения коммерческих предложений иностранных организаций среди предприятий малого и среднего бизнеса; проведение ежегодного областного Дня международной торговли с подведением итогов прошедшего года в сфере ВЭД и вручением приза "Лучший экспортер". 4.3. Оптимизация импорта В целях создания благоприятных условий для развития производства и торговли на территории области, обеспечения поддержки товаропроизводителей области, удовлетворения основных социальных нужд населения необходимо проводить избирательную политику в отношении импорта по следующим основным направлениям: а) увеличение выпуска импортозамещающих товаров народного потребления; б) рационализация структуры импорта в целях обеспечения стабильного поступления в область товаров, имеющих жизненно важное значение для нормального функционирования промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры области; г) разработка мер экономической поддержки организаций, осуществляющих создание импортозамещающих производств на территории Новосибирской области; д) усиление мер по защите внутреннего рынка от ввоза некачественных и опасных для здоровья населения товаров. 4.4. Привлечение иностранных инвестиций Главной задачей региональной инвестиционной политики должно стать создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных иностранных инвестиций на основе совершенствования нормативной правовой базы Новосибирской области и поддержки эффективных инвестиционных проектов, а также создание положительного инвестиционного имиджа области. Работа по привлечению иностранных инвестиций требует разработки комплексной программы экономических, правовых, организационных и информационных мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата и оживление инвестиционной активности, которая должна включать в себя следующие положения: характеристика социально-экономического состояния региона, его узловых проблем и приоритетных задач; инвестиционная политика области; региональное законодательство в сфере инвестиций; инвестиционные возможности региона; перечень инвестиционных проектов региона. Увеличению притока иностранных инвестиций в экономику региона должны способствовать: а) проведение администрацией Новосибирской области научно обоснованной инвестиционной политики; б) система государственной поддержки инвестиционной деятельности, установленная законодательством Новосибирской области; в) развитие информационных и консультативных систем, обеспечивающих процесс инвестирования: информационное и консультационное обслуживание инвесторов по вопросам ведения бизнеса, выбора наиболее эффективных направлений и способов инвестирования, поиска надежных российских партнеров и эффективных инвестиционных проектов; создание реестра производственных площадок, пригодных для осуществления инвестиционной деятельности; создание банков данных по инвестиционным проектам организаций области, доступных потенциальным зарубежным партнерам; издание каталога инвестиционных проектов области; регулярное обновление информации об инвестиционных проектах на веб-странице администрации области; участие организаций области в специализированных выставках инвестиционных проектов в России и за рубежом; издание для российских и иностранных юридических и физических лиц справочника по осуществлению совместного предпринимательства на территории области; д) определение основных направлений привлечения иностранных инвестиций в различные отрасли экономики с учетом их определяющего влияния на развитие экономики области, экспортного потенциала, конкурентоспособности на зарубежных рынках. В рассматриваемый период такими направлениями будут являться: техническая и технологическая реконструкция и перевооружение промышленных предприятий, составляющих базовую основу "точек роста" областной экономики; реконструкция и техническое перевооружение организаций инфраструктуры, обеспечивающих стабильное функционирование экономики и систем жизнеобеспечения области (энергетика, транспорт, связь, информатика); создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств по выпуску товаров народного потребления; внедрение новых интенсивных технологий сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, создание и техническое перевооружение малых и средних предприятий пищевой и мясоперерабатывающей промышленности; развитие туризма и связанной с ним системы сервисного обслуживания населения; создание организаций по выпуску современных строительных материалов; создание новых и техническое перевооружение существующих производств по деревообработке с использованием технологий, позволяющих осуществлять глубокую переработку древесины; поддержка и дальнейшее освоение наиболее конкурентоспособной продукции машиностроения области, развитие передовых направлений в машиностроении. 4.5. Создание инфраструктуры внешнеэкономической деятельности В целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности необходимо создание на региональном уровне инфраструктуры внешней торговли. В инфраструктуру внешней торговли входят организации, которые оказывают услуги участникам ВЭД при осуществлении ими экспортно-импортных операций: складирование и хранение внешнеторговых грузов, их транспортировка; декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; обеспечение платежей по внешнеторговым контрактам; обеспечение перемещения товаров таможенным брокером, страхование внешней торговли; кредитование внешнеторговых операций, реклама и др. В целях обеспечения конкуренции на рынке услуг необходимо оказание содействия в расширении сети работающих в данной сфере организаций различных форм собственности и недопущение осуществления монополистической деятельности. 4.6. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности В целях эффективного развития внешнеэкономической деятельности области необходимо создание системы информационного обеспечения участников ВЭД. Основными задачами являются, с одной стороны, обеспечение участников ВЭД достоверной и оперативной информацией по аспектам внешнеэкономического взаимодействия, с другой стороны, обеспечение информацией потенциальных иностранных партнеров. С этой целью структурными подразделениями администрации области, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, а также общественными организациями осуществляется: а) взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в целях получения доступа к информации, содержащейся в реестре внешнеторговой информации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; б) формирование системы внешнеэкономической информации, объединяющей информационные массивы органов исполнительной власти Новосибирской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, зарубежных торговых представительств (по согласованию), обеспечивающей доступ к ней организаций Новосибирской области; в) подключение на оговоренных условиях к базам данных других структурных подразделений администрации области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области; г) создание программного обеспечения с целью обработки имеющихся и создания новых информационных массивов по: внешней торговле области; существующим в области организациям с иностранными инвестициями; международным связям области; продукции организаций области; инвестиционным предложениям, поступающим в область; сведениям об организациях области (адреса, в том числе электронные), телефоны, факсы, руководство); предложениям иностранных организаций о сотрудничестве; предложениям организаций области по сотрудничеству с иностранными организациями; коммерческим предложениям по экспорту/импорту; заключенным администрацией области, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления области соглашениям о торгово-экономическом сотрудничестве и партнерстве с административно-территориальными образованиями иностранных государств; работающим на территории области квалифицированным специалистам в сфере ВЭД и зарубежных инвестиций, переводчикам. Подключение организаций области к данным информационным массивам осуществляется на договорных условиях. 5. Обеспечение экономической безопасности внешнеэкономической деятельности К важнейшим мероприятиям по обеспечению экономической безопасности внешнеэкономической деятельности необходимо отнести: проверку потенциальных зарубежных партнеров, обращающихся в администрацию области, областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области с крупномасштабными коммерческими и финансовыми предложениями; оказание консультационной помощи организациям области по вопросам заключения и проведения внешнеэкономических сделок; создание банка данных по отрицательно зарекомендовавшим себя на территории России иностранным организациям и предпринимателям, налаживание информационного обмена по данному вопросу с другими регионами; реализация мер по выявлению и борьбе с нарушениями правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВЭД. 6. Вовлечение организаций области в систему международной производственной кооперации Серьезные возможности для использования простаивающих производственных мощностей на предприятиях области открывает их включение в систему международной производственной кооперации, прежде всего посредством получения заказов от иностранных организаций на изготовление и поставку за рубеж комплектующих изделий, узлов, деталей и заготовок. С этой целью необходимо: а) совместно с торгово-промышленными палатами, межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий обобщить имеющийся положительный опыт привлечения и исполнения подобных заказов организациями области, доведя его до всех заинтересованных фирм и организаций; б) содействовать участию организаций области в специализированных международных выставках с предложениями по изготовлению запчастей, деталей и комплектующих, организации сборочных производств; в) разместить аналогичные предложения на сайте администрации области и в существующих банках данных коммерческих предложений в Интернете. Одной из перспективных и эффективных форм поддержки малого и среднего бизнеса является франчайзинг, позволяющий организации снижать коммерческие и производственные риски и успешнее продвигать свои товары на международные рынки. С целью активизации практики использования франчайзинга на территории области целесообразно организовать получение соответствующих предложений от зарубежных организаций через некоммерческие партнерства - деловые альянсы и торгово-промышленные палаты. 7. Кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности Одним из важнейших направлений эффективного развития ВЭД в регионе является подготовка квалифицированных специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности. В этих целях предлагается: организация и проведение для заинтересованных организаций среднесрочных курсов по ВЭД с разработкой и утверждением годового плана обучения; организация краткосрочных семинаров в целях повышения квалификации специалистов по ВЭД организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления области; регулярное информирование организаций области о планируемых и проводящихся учебных мероприятиях по ВЭД. 8. Участие в реализации международных программ технического содействия В рассматриваемый период целесообразно продолжить участие в международных программах (ТАСИС) и сотрудничество с международными организациями в сфере консультационно-технического содействия, рассматривая реализацию зарубежных проектов технической помощи как одно из направлений региональной политики по привлечению инвестиций в экономику области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|