Расширенный поиск

Постановление Губернатора Новосибирской области от 25.12.2004 № 757

                    ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                         от 25.12.2004 N 757

        О концепции развития внешнеэкономической деятельности
             Новосибирской области на период до 2007 года


     В целях   расширения   и   упрочения  внешнеэкономических  связей
области,  привлечения в регион иностранных инвестиций,  создания новых
конкурентоспособных   производств,   а   также   упорядочения   работы
участников    внешнеэкономической    деятельности    на     территории
Новосибирской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Одобрить прилагаемую  концепцию  развития  внешнеэкономической
деятельности Новосибирской области на период до  2007  года  (далее  -
концепция).
     2. Руководителям структурных подразделений администрации области,
областных исполнительных органов государственной власти  Новосибирской
области до 1 февраля 2005  года  подготовить  и  направить  в  комитет
внешнеэкономических, межрегиональных  связей  и  туризма  департамента
развития промышленности и  предпринимательства  администрации  области
предложения для включения в план мероприятий по реализации концепции.
     3. Комитету внешнеэкономических, межрегиональных связей и туризма
департамента    развития    промышленности    и    предпринимательства
администрации  области  (Микитченко  Д.В.)  до  15  марта  2005   года
разработать  и  представить  на  утверждение   план   мероприятий   по
реализации концепции.
     4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
главы  администрации  области  -  руководителя  департамента  развития
промышленности и предпринимательства Юрченко В.А.




     И.о. губернатора          А.А.Беспаликов


---------------------------------------


                                                     ОДОБРЕНА

                                            Постановлением губернатора
                                              Новосибирской области

                                               от 25.12.2004 N 757


                              КОНЦЕПЦИЯ
              развития внешнеэкономической деятельности
             Новосибирской области на период до 2007 года

                             1. Введение

     Структурные изменения, произошедшие  в  российской  экономике  за
последние годы, и  сопутствовавшие  им  изменения  в  законодательстве
Российской Федерации значительно расширили  возможности  и  полномочия
субъектов  Российской   Федерации,   а   также   действующих   в   них
хозяйствующих субъектов по участию во внешнеэкономической деятельности
(далее - ВЭД).
     Успешная реализация этих полномочий  может  быть  достигнута  при
условии   целенаправленной   и   скоординированной   работы    органов
государственной власти всех уровней и  участников  ВЭД  на  территории
области.  Это  делает  неотложной  задачей  формирование  региональной
концепции развития  внешнеэкономической  деятельности,  способствующей
привлечению   в   область   валютных   поступлений,   технологическому
перевооружению  и  организационной  перестройке  организаций  области,
включению  товаропроизводителей  области  в   систему   международного
разделения труда. Особую важность при этом приобретает  структуризация
интересов региона в  сфере  ВЭД  и  определение  стратегических  задач
развития внешнеэкономических связей области.

                      2. Цели и задачи концепции

     Стратегическими целями Концепции являются:
     Определение приоритетных направлений,  форм  и  методов  развития
внешнеэкономической деятельности области.
     Разработка комплекса         аналитических,        экономических,
организационно-правовых и специальных мер,  стимулирующих развитие ВЭД
Новосибирской области.
     Создание условий для привлечения на территорию области финансовых
ресурсов, зарубежных  технологий  и  опыта,  повышения  инвестиционной
привлекательности региона.
     Создание новых    конкурентоспособных    производств,   повышение
квалификации специалистов в сфере ВЭД.
     Основными задачами Концепции являются:
     Разработка организационных    мероприятий,    направленных     на
увеличение    экспорта    продукции,    производимой    новосибирскими
организациями,  и интенсивного  освоения  рынков  стран  приоритетного
сотрудничества.
     Определение мер     по      совершенствованию      инфраструктуры
внешнеэкономической   деятельности  на  основе  имеющихся  преимуществ
Новосибирской области и привлечению инвестиций для ее развития.
     Использование научно-технического потенциала области  и  принятие
мер совместно с  Сибирским  отделением  Российской  Академии  наук  по
рациональному экспорту современных технологий с учетом опережающей  их
передачи в производство в Новосибирской области или в  другие  регионы
России. Разработка мер, препятствующих оттоку новых высоких наукоемких
технологий за рубеж без достаточного уровня их внедрения  в  России  и
препятствующих  установлению  контроля  за  их  созданием  со  стороны
иностранных организаций.
     Использование образовательного комплекса области  для  расширения
международных контактов научных учреждений, учебных заведений области,
активизации студенческих и аспирантских обменов, стажировок.
     Изучение и применение зарубежного  опыта  оперативного  трансфера
инноваций в коммерческую деятельность.
     Привлечение  внешних  инвестиций,  в  том  числе  иностранных,  к
реализации капиталоемких инвестиционных  проектов,  привлечение  новых
высоких наукоемких технологий и оборудования в Новосибирскую область.
     Формирование имиджа    Новосибирской    области    как   региона,
благоприятного для привлечения иностранных инвестиций и  международных
кредитно-финансовых ресурсов.
     Разработка мер для развития внутреннего  и  въездного  туризма  в
Новосибирской области. Формирование  современной,  конкурентоспособной
инфраструктуры,  обеспечивающей  широкий  спектр  туристических  услуг
жителям  и  гостям  области.  Организация  туров  по  ознакомлению   с
экономическим потенциалом Новосибирской области.
     Реализация  мер  по  выявлению  и  борьбе  с  нарушениями  правил
осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВЭД.

            3. Анализ состояния внешнеэкономических связей
                        Новосибирской области

     3.1. Внешняя торговля

     Внешнеторговый оборот Новосибирской  области  за  последние  годы
характеризуется  положительной  динамикой  прироста  показателей   как
экспорта, так и импорта. В 2003 году внешнеторговый оборот  увеличился
на 10,6% и составил 1 млрд. 67 млн. долларов  США.  Рост  экспорта  на
6,2% (643,9 млн.  долларов  США)  обеспечил  положительное  сальдо  во
внешней торговле в размере 220,73  млн.  долларов  США.  Рост  импорта
составил 18,2% (423,17 млн. долларов США).

     Динамика внешнеторгового оборота Новосибирской области
     (млн. долларов США)

----------T------T------T------T------T-----------¬
¦         ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦   2004    ¦
¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦(9 месяцев)¦
+---------+------+------+------+------+-----------+
¦Экспорт  ¦   452¦   543¦   606¦   644¦      646,2¦
+---------+------+------+------+------+-----------+
¦Импорт   ¦   264¦   296¦   357¦   423¦      361,7¦
+---------+------+------+------+------+-----------+
¦ВТО      ¦   717¦   839¦   963¦  1067¦     1007,9¦
L---------+------+------+------+------+------------

     3.1.1. Экспорт

     В товарной    структуре   экспорта   ведущие   позиции   занимает
машиностроительная продукция (в 2003 году - 72,9%).  Большая часть  ее
приходится   на   авиатехнику,   тепловыделяющие   элементы  для  АЭС,
оптические инструменты,  угольные электроды, электромагниты, двигатели
и   электрические   генераторы,  оборудование  для  железнодорожных  и
трамвайных  путей.  В  условиях  умеренно  низких   мировых   цен   на
энергетические  товары  в стоимостной структуре экспорта в 2005 - 2007
годах прогнозируется дальнейший рост  доли  товаров  перерабатывающего
сектора, в частности, машин и оборудования.
     Второе место по удельному  весу  в  экспорте  занимает  продукция
нефтехимического комплекса (2003 год - 7,6%). Возрос  вывоз  черных  и
цветных металлов (в 2003 году - 6,8%), топливно-энергетических товаров
(в 2003 году - 4,2%), древесины и продукции из  нее  (в  2003  году  -
3,0%), а также объем экспорта продовольствия (в 2003 году - 3,8%).
     Основные  партнеры  области  в  экспорте  -  Украина,  Казахстан,
Болгария,  Китай,  Узбекистан,  Индия,  Япония,   Франция,   Норвегия,
Нидерланды.

     3.1.2. Импорт

     В  импорте  основными  товарами  является  продукция  химического
комплекса, хотя наблюдается некоторый спад ее  доли  (в  2003  году  -
48,8%), на втором месте - машиностроительная продукция (в 2003 году  -
25,1%), на третьем - продовольствие (в 2003 году - 13,7%).

     Продукция химической промышленности              48%
     Машиностроительная продукция                     25%
     Продовольственные товары                         14%
     Металлы и изделия из них                          3%
     Древесина и целлюлозно-бумажные изделия           3%
     Текстиль и обувь                                  2%
     Топливно-энергетические товары                    2%
     Прочие товары                                     3%

     Основные партнеры области в импорте - Казахстан, Германия, Китай,
Словения, Республика Корея, США, Австрия, Франция, Швеция, Венгрия.

     3.1.3. Участники и инфраструктура ВЭД

     Внешнеэкономическую деятельность в 2003  году  осуществляли  1206
новосибирских организаций, торгующих с партнерами из 97 стран мира.
     В целях координации деятельности организаций области  на  внешних
рынках, представления за рубежом интересов области  во  Франкфурте  на
Майне, ФРГ работает  Информационно-экономический  центр  Новосибирской
области.
     В свою очередь, в Новосибирске находятся Генеральное  консульство
ФРГ и представительство Бюро Немецкой  Экономики.  Работает  отделение
Посольства Республики Беларусь. В июле 2003 года  открыто  Генеральное
Консульство Болгарии. В качестве структурного подразделения Посольства
Италии осуществляет деятельность представительство  Института  Внешней
торговли  Италии.   В   городе   Екатеринбурге   открыто   Генеральное
консульство  Азербайджанской   Республики   с   консульским   округом,
включающим территорию Новосибирской области. Работает офис Британского
Совета  и  Израильский  культурный  центр,  информационный  центр  США
"Американский  уголок".  Открыт  российско-корейский  Центр  науки   и
техники.   Запланировано   официальное   открытие    представительства
Торгового Отдела Посольства Республики Корея в  Российской  Федерации,
открытие   вице-консульства   Генерального   консульства    Киргизской
Республики в городе Екатеринбурге,  официальное  открытие  культурного
центра "Альянс-Францез" и культурно-информационного центра Индии.
     В Новосибирской области имеют офисы такие организации, как  Артур
Андерсен, Жиллет, Кодак, Марс, Моторола, Пепси-Кола, Кока-Кола,  Филип
Моррис, Проктер энд Гембл, Ренк Ксерокс, Хьюлет Паккард и другие.

     3.2. Состояние  инвестиционной  деятельности в период 2000 - 2003
годов

     3.2.1. Поступление иностранных инвестиций

     Поступление иностранных инвестиций в экономику области
     (млн. долларов США)

---------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦        ¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦
+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Всего,  ¦   58,4¦   71,1¦  103,6¦  185,1¦  138,7¦  156,6¦  103,9¦    8,4¦    9,3¦
¦млн.    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦долларов¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦США     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
L--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

     Как видно из таблицы, рост объема иностранных инвестиций  в  2003
году по сравнению с 2002 годом  не  улучшает  сложившейся  ситуации  с
поступлением иностранных инвестиций в  Новосибирскую  область.  Данная
ситуация   объясняется    рядом    факторов.    Первый    состоит    в
непривлекательности    российских    активов    для    инвестирования.
Неблагоприятная среда  для  отечественного  и  иностранного  инвестора
выражается,   прежде   всего,    в    избыточности    государственного
регулирования,  неразвитости   рыночной   инфраструктуры,   отсутствии
эффективной  системы  правоприменения.  При  этом  уровень   налоговой
нагрузки  сопоставим  со  странами  с  гораздо  более  привлекательным
деловым климатом.  Второй  фактор  -  углубление  сырьевой  ориентации
российской  экономики.  Благоприятная  конъюнктура  мировых  рынков  в
отношении базовых товаров российского экспорта (нефти, газа, металлов)
и недостаточность изъятия сверхдоходов сырьевых  секторов  стимулирует
масштабный приток денежных средств в  эти  секторы,  которые  получают
значительные  преимущества  в  конкуренции  за  привлечение   ресурсов
(капитала и труда).
     Российский несырьевой сектор в настоящее  время  проигрывает  как
внешнюю конкуренцию за инвестиции  (в  борьбе  с  другими  странами  с
переходной экономикой, сумевшими создать более  благоприятные  условия
для инвесторов), так и внутреннюю. Под внутренней конкуренцией имеется
в  виду  межотраслевая  конкуренция  за   привлечение   инвестиционных
средств,  которую  выигрывает  сырьевой  сектор,  имеющий  в  условиях
благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках значительно  более
высокую норму отдачи на вложенный капитал;  а  также  внутриотраслевая
конкуренция, которую выигрывают не наиболее эффективные предприятия, а
предприятия, пользующиеся преференциями и льготами.

     3.2.2. Инвестиционный    рейтинг    Новосибирской    области    в
соответствии с международными стандартами

     В экономике Новосибирской области присутствует частный капитал из
40 стран мира.  По  оценкам  специалистов,  опубликованным  в  журнале
"Эксперт", в 2002 - 2003 гг. для Новосибирской области характерен  тип
инвестиционного климата со средним  потенциалом  при  умеренном  риске
(2В). В  инвестиционном  рейтинге  российских  регионов  Новосибирская
область занимает 38 место по риску.
     Наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят
факторы,   накопленные   в    процессе    многолетней    хозяйственной
деятельности:  производственный,  инновационный   и   интеллектуальный
потенциал.
     Интегральный  рейтинг  инвестиционного  потенциала  Новосибирской
области  за   2003   год,   учитывающий   трудовой,   потребительский,
производственный,   финансовый,   институциональный,    инновационный,
инфраструктурный и  природно-ресурсный,  равен  19  (из  89  субъектов
Федерации). В 2003 году объем инвестиций возрос (109,9% от 2002 года).
В экономику области в основном поступают прямые иностранные инвестиции
в форме кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций.

     3.2.3. Нормативно-правовая база в сфере привлечения инвестиций

     В Новосибирской области принят ряд нормативных правовых  актов  о
льготном    налогообложении    при    осуществлении     инвестиционной
деятельности, основным из которых является Закон Новосибирской области
"О   государственной   поддержке   инвестиционной    деятельности    и
особенностях налогообложения инвесторов  на  территории  Новосибирской
области".
     Закон устанавливает     правовые     и     экономические    нормы
государственной поддержки инвесторов.  Право  на  получение  налоговых
льгот  имеют  инвесторы,  вкладывающие  собственные  или  привлеченные
средства  в  инвестиционные  проекты,  а  также  инвесторы,  прошедшие
конкурсный  отбор.  На  территории  Новосибирской  области реализуются
следующие виды государственной поддержки инвестиционной деятельности:
     а) введение  дифференцированных  налоговых  ставок  и  льгот   по
налогам в части, зачисляемой в областной бюджет;
     б) изменение срока уплаты налогов и сборов в областной  бюджет  в
форме отсрочки и рассрочки, предоставление налогового кредита;
     в) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот  по
аренде   имущества,   являющегося    государственной    собственностью
Новосибирской области и необходимого  для  реализации  инвестиционного
проекта;
     г) предоставление  инвесторам  бюджетных  кредитов   из   средств
областного бюджета;
     д) предоставление гарантий  в  качестве  исполнения  обязательств
инвестора, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;
     е) обеспечение   залогом   исполнения   обязательств   инвестора,
возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;
     ж) инвестиции за счет средств областного бюджета;
     з) предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для
компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным
инвесторами Новосибирской области на цели развития производства;
     и) иные    меры    государственной    поддержки,    установленные
законодательством Новосибирской области.
     Законодательную  базу   поддержки   инвестиционной   деятельности
составляют также:
     постановление главы администрации области от 25.05.2001 N 465  "О
реализации  Закона   "О   государственной   поддержке   инвестиционной
деятельности на территории Новосибирской области", которым утверждены:
     Положение о конкурсе инвестиционных проектов на  право  получения
государственной поддержки инвестиционной  деятельности  на  территории
Новосибирской области;
     Положение об экспертизе инвестиционных проектов;
     Положение о  комиссии  по  проведению  конкурсов   инвестиционных
проектов  на  право получения государственной поддержки инвестиционной
деятельности на территории Новосибирской области и ее состав;
     Постановление губернатора Новосибирской области от  10.06.2004  N
373 "О порядке  предоставления  за  счет  средств  областного  бюджета
субсидий  для  компенсации  части  процентной  ставки  по   банковским
кредитам,  полученным  инвесторами  Новосибирской  области   на   цели
развития производства";
     постановление губернатора Новосибирской области от  02.11.2004  N
663 "О государственной поддержке  инвестиционных  проектов,  прошедших
конкурсный отбор";
     областная целевая     программа     "Государственная    поддержка
инвестиционной деятельности в промышленности Новосибирской области  на
2000 - 2008 годы".
     В целях   активизации   инвестиционного    процесса    необходимо
разработать   и   принять   правовые  акты,  регулирующие  привлечение
инвестиционных  и  финансовых  ресурсов  на  территорию  области.  При
разработке  нормативной  правовой базы целесообразно использовать опыт
субъектов Российской Федерации,  имеющих более высокий  инвестиционный
рейтинг.

     3.3. Проблемы  и  перспективы развития внешнеэкономических связей
Новосибирской области

     Определение перспективных          направлений           развития
внешнеэкономических    связей   Новосибирской   области   зависит   от
внутреннего  состояния   экономики   региона   и   внешних   факторов,
проявляющихся   вне   зависимости   от  деятельности  непосредственных
участников ВЭД и органов государственной власти области.
     Оценка внешних факторов выявляет будущие проблемы  и  возможности
организации ВЭД, а оценка внутреннего состояния экономики - сильные  и
слабые  стороны  экономического  потенциала  области  с  точки  зрения
решения будущих проблем и использования будущих возможностей.

     3.3.1. Проблемы, сдерживающие развитие внешнеэкономических связей
Новосибирской области

------------T-----------------------------------------------------------¬
¦Компоненты ¦      Группировка проблем по источнику возникновения       ¦
¦    ВЭД    ¦                                                           ¦
+-----------+-----------------------------------T-----------------------+
¦           ¦         Внутренние проблемы       ¦   Внешние проблемы    ¦
+-----------+-----------------------------------+-----------------------+
¦Внешняя    ¦Выпуск продукции, качество которой ¦Протекционистские      ¦
¦торговля   ¦не удовлетворяет современным       ¦меры, затрудняющие     ¦
¦           ¦мировым требованиям;               ¦деятельность           ¦
¦           ¦высокая степень износа основных    ¦российских экспортеров ¦
¦           ¦производственных фондов            ¦на отдельных           ¦
¦           ¦экспортеров;                       ¦перспективных          ¦
¦           ¦нахождение за пределами области    ¦зарубежных рынках;     ¦
¦           ¦собственников наиболее крупных     ¦увеличение числа       ¦
¦           ¦экспортоориентированных            ¦экспортно-импортных    ¦
¦           ¦организаций;                       ¦операций,              ¦
¦           ¦недоступность долгосрочных         ¦осуществляемых при     ¦
¦           ¦банковских кредитов для большинства¦посредничестве других  ¦
¦           ¦экспортеров и импортеров;          ¦регионов России        ¦
¦           ¦недостаточная развитость систем    ¦                       ¦
¦           ¦контроля качества экспортной       ¦                       ¦
¦           ¦продукции                          ¦                       ¦
+-----------+-----------------------------------+-----------------------+
¦Иностранные¦Неготовность большинства           ¦Обострение мировой     ¦
¦инвестиции ¦организаций области к работе с     ¦конкуренции в борьбе   ¦
¦           ¦потенциальными иностранными        ¦за иностранные         ¦
¦           ¦инвесторами, недостаточная         ¦инвестиции;            ¦
¦           ¦прозрачность отношений             ¦низкий международный   ¦
¦           ¦собственности на средства          ¦инвестиционный рейтинг ¦
¦           ¦производства и земельные участки;  ¦России;                ¦
¦           ¦недостаточно активная рекламная    ¦несовершенство         ¦
¦           ¦деятельность по формированию       ¦отношений собственности¦
¦           ¦благоприятного имиджа Новосибирской¦и корпоративного       ¦
¦           ¦области;                           ¦управления в России;   ¦
¦           ¦ограниченность внутренних          ¦устоявшаяся практика   ¦
¦           ¦инвестиционных ресурсов предприятий¦привлечения инвестиций ¦
¦           ¦области;                           ¦в энергосырьевой       ¦
¦           ¦слабость рыночных (прежде всего    ¦комплекс экономики     ¦
¦           ¦финансовых) институтов;            ¦Российской Федерации;  ¦
¦           ¦недостаточная развитость           ¦отсутствие гарантий    ¦
¦           ¦инфраструктуры;                    ¦государства, в том     ¦
¦           ¦недостаток профессионального опыта ¦числе по защите        ¦
¦           ¦во внешнеэкономической деятельности¦инвестиций,            ¦
¦           ¦                                   ¦интеллектуальной       ¦
¦           ¦                                   ¦собственности          ¦
L-----------+-----------------------------------+------------------------

     3.3.2. Резервы развития внешнеэкономических связей  Новосибирской
области

------------T-----------------------------------------------------------¬
¦Компоненты ¦      Группировка резервов по источнику возникновения      ¦
¦    ВЭД    ¦                                                           ¦
+-----------+---------------------------------T-------------------------+
¦           ¦        Внутренние резервы       ¦     Внешние резервы     ¦
+-----------+---------------------------------+-------------------------+
¦Внешняя    ¦наличие на территории            ¦снятие отдельных тарифных¦
¦торговля   ¦Новосибирской области отдельных  ¦и нетарифных ограничений,¦
¦           ¦конкурентоспособных на мировом   ¦применяемых развитыми    ¦
¦           ¦рынке производств;               ¦странами по отношению к  ¦
¦           ¦повышение спроса предприятий     ¦российским экспортерам;  ¦
¦           ¦области на высокопроизводительные¦рост эффективности       ¦
¦           ¦импортные технологии и           ¦импорта машин и          ¦
¦           ¦оборудование;                    ¦оборудования, как        ¦
¦           ¦потенциал развития               ¦результат укрепления     ¦
¦           ¦экспортоориентированного         ¦валютного курса рубля;   ¦
¦           ¦сельскохозяйственного и          ¦дальнейшая либерализация ¦
¦           ¦машиностроительного производства;¦законодательства         ¦
¦           ¦незадействованный в полной мере  ¦Российской Федерации,    ¦
¦           ¦потенциал предоставления         ¦регулирующего            ¦
¦           ¦туристических услуг на внешний   ¦осуществление экспортно- ¦
¦           ¦рынок                            ¦импортных операций;      ¦
+-----------+---------------------------------+-------------------------+
¦Иностранные¦уникальное географическое        ¦увеличение объема мировых¦
¦инвестиции ¦положение области, расположенной ¦инвестиционных ресурсов; ¦
¦           ¦в центре Российской Федерации на ¦последовательный рост    ¦
¦           ¦пересечении авиационных,         ¦инвестиций в             ¦
¦           ¦железнодорожных, водных и        ¦развивающиеся страны;    ¦
¦           ¦автомобильных магистралей,       ¦нарастание               ¦
¦           ¦связывающих восточные регионы    ¦инвестиционного          ¦
¦           ¦Российской Федерации с           ¦сотрудничества России с  ¦
¦           ¦европейскими;                    ¦развитыми странами;      ¦
¦           ¦развитая транспортная система и  ¦изменения в              ¦
¦           ¦производственная инфраструктура; ¦законодательстве         ¦
¦           ¦прогрессивная нормативно-правовая¦Российской Федерации,    ¦
¦           ¦база, направленная на            ¦предопределившие         ¦
¦           ¦стимулирование инвестиционной    ¦значительное улучшение   ¦
¦           ¦активности и предусматривающая   ¦инвестиционного климата; ¦
¦           ¦для инвесторов льготный налоговый¦принимаемые органами     ¦
¦           ¦режим;                           ¦государственной власти   ¦
¦           ¦организационная и финансовая     ¦Российской Федерации меры¦
¦           ¦поддержка инвестиционных         ¦по дебюрократизации      ¦
¦           ¦проектов, гарантии безопасности  ¦экономики;               ¦
¦           ¦бизнеса со стороны органов       ¦                         ¦
¦           ¦исполнительной власти            ¦                         ¦
¦           ¦высококвалифицированные трудовые ¦                         ¦
¦           ¦ресурсы сравнительно высокая     ¦                         ¦
¦           ¦емкость новосибирского           ¦                         ¦
¦           ¦потребительского рынка;          ¦                         ¦
¦           ¦опыт успешной реализации крупных ¦близость рынков сбыта    ¦
¦           ¦инвестиционных проектов с        ¦государств СНГ, КНР,     ¦
¦           ¦участием иностранного капитала;  ¦Монголии                 ¦
¦           ¦широкие возможности привлечения  ¦                         ¦
¦           ¦иностранных инвестиций в         ¦                         ¦
¦           ¦туристический комплекс области;  ¦                         ¦
¦           ¦высокий технологический и        ¦                         ¦
¦           ¦кадровый потенциал ряда отраслей ¦                         ¦
¦           ¦экономики;                       ¦                         ¦
¦           ¦динамичное развитие              ¦                         ¦
¦           ¦телекоммуникаций;                ¦                         ¦
¦           ¦развитые наука, технологии,      ¦                         ¦
¦           ¦система высшего образования;     ¦                         ¦
¦           ¦социальная стабильность,         ¦                         ¦
¦           ¦отсутствие социальных конфликтов ¦                         ¦
L-----------+---------------------------------+--------------------------

     4. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности
в Новосибирской области

     Основные направления ВЭД области определяются в  соответствии  со
стратегическими   целями    Концепции    и    должны    способствовать
экономическому  развитию  области,  укреплению  налогооблагаемой  базы
региона и повышению жизненного уровня его населения.

     4.1. Стимулирование экспорта

     Главным методом стимулирования экспорта должно стать формирование
благоприятных экономических, организационных, правовых и иных  условий
его  развития,  а  также  механизмов  предоставления   государственной
финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой и
другой помощи экспортерам области.
     Основными инструментами содействия развитию экспорта являются:
     организационное и информационное содействие участию хозяйствующих
субъектов в международных ярмарках, выставках,  презентациях,  деловых
поездках, учебно-образовательных мероприятиях;
     информационно-консультационная    поддержка     при     получении
экспортером внешнеэкономической информации и принятии  им  решений  об
освоении новых рынков.
     Для успешного  функционирования  системы  региональной  поддержки
экспорта  проводятся  комплексное  изучение   экспортного   потенциала
области и конъюнктурный анализ  возможности  продаж  на  рынках  стран
приоритетного сотрудничества. С  этой  целью  организуется  работа  по
определению:
     спроса на продукцию на потенциальном экспортном рынке;
     конкурентных преимуществ          продукции         новосибирских
товаропроизводителей на этих  рынках  по  сравнению  с  потенциальными
конкурентами.

     Стимулирование экспорта  осуществляется  по  следующим   основным
напра влениям:

     4.1.1. Развитие экспортного потенциала и диверсификация структуры
экспорта:
     а) расширение  рынков  сбыта  уже  имеющейся  конкурентоспособной
экспортной  продукции:  сельскохозяйственного  сырья   (прежде   всего
зерновых    культур),    продукции    пищевой    и    перерабатывающей
промышленности, отдельных видов продукции химической промышленности  и
машиностроения,  медицинские  разработки  и  услуги,   в   том   числе
дорогостоящие виды лечения, оказываемые клиниками НИУ СО РАМН;
     б) вовлечение  во  внешнеэкономический  оборот  неиспользуемых  в
настоящее время экспортных ресурсов  региона  и  наращивание  на  этой
основе экспортного потенциала;
     в) создание  на  региональном   уровне   системы   стимулирования
участников  внешнеэкономической  деятельности  (в  том  числе  системы
субсидирования процентных ставок по кредитам, получаемым организациями
на кредитование экспорта);
     г) создание  системы  продвижения  образцов  новой  продукции  на
внешние рынки.
     4.1.2. Повышение  конкурентоспособности   продукции   организаций
области на мировом рынке.
     Конкурентоспособность   продукции   новосибирских    организаций,
вывозимой на рынки СНГ и дальнего зарубежья, может  быть  повышена  за
счет следующих мероприятий:
     а) предоставление  на  конкурсной  основе  субсидий  на  развитие
производства по созданию конкурентоспособной продукции и экспорта этой
продукции, а также развитие производства  продукции,  поставляемой  по
кооперации и предназначенной для последующего экспорта;
     б) создание  благоприятных  условий   для   притока   в   область
зарубежных технологий (оказание содействия в  получении  гарантий  под
импорт технологий и ноу-хау);
     в) внедрение на предприятиях области систем управления  качеством
продукции и ее сертификация по международным стандартам.

     4.2. Развитие организационной инфраструктуры обеспечения ВЭД

     Самостоятельный   выход   на   внешние   рынки   доступен    лишь
ограниченному числу крупных  организаций.  С  учетом  этого  возникает
необходимость  в  разработке  комплекса  мероприятий,   способствующих
продвижению   продукции    новосибирских    товаропроизводителей    на
международные рынки.
     С этой целью могут использоваться:
     а) в организационной сфере:
     взаимодействие  с  комитетами  Государственной  Думы   и   Совета
Федерации Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  формирующими
внешнеэкономическую государственную политику;
     взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли
Российской  Федерации  и  Министерством  иностранных  дел   Российской
Федерации, посольствами  и  торговыми  представительствами  Российской
Федерации за рубежом;
     взаимодействие с  посольствами  и  торговыми  представительствами
иностранных государств в Российской Федерации;
     взаимодействие   с   Торгово-промышленной   палатой    Российской
Федерации          и          торгово-промышленными           палатами
административно-территориальных образований зарубежных государств;
     взаимодействие с  административно-территориальными  образованиями
зарубежных государств на основе двух-  и  многосторонних  договоров  о
партнерстве и торгово-экономическом сотрудничестве;
     участие в работе  Консультативного  совета  субъектов  Российской
Федерации  по  международным  и  внешнеэкономическим  связям  при  МИД
России;
     создание представительств области в иностранных государствах;
     формирование делегаций новосибирских организаций  для  участия  в
международных промышленных выставках и организация  визитов  делегаций
деловых кругов Новосибирской области в страны дальнего  зарубежья  для
проведения экономических миссий и переговоров, презентации  области  в
иностранных посольствах в Российской Федерации;
     организация приемов иностранных деловых делегаций, организация  и
проведение деловых встреч с представителями иностранных государств;
     организационная  деятельность  по  обеспечению   функционирования
Информационно-экономического центра  в  ФРГ  и  его  взаимодействию  с
новосибирскими организациями;
     организация  и  проведение  семинаров,   конференций,   выставок,
ярмарок   для   привлечения   передовых   технологий   и   зарубежного
управленческого опыта;
     открытие представительств  Новосибирской  области  в  иностранных
государствах,  таких  как:  Индия,  Иран,  Китай,  Республика   Корея,
Монголия, Франция, Япония;
     создание  некоммерческих  партнерств  -   деловых   альянсов   по
сотрудничеству со странами приоритетного сотрудничества  для  области:
странами СНГ (Казахстан, Украина,  Белоруссия,  Киргизия)  и  странами
дальнего зарубежья (Болгария, Китай,  Германия,  Словения,  Республика
Корея, Индия, Австрия, Франция, Япония, Иран);
     консолидация через отраслевые ассоциации  и  торгово-промышленные
палаты организационных и финансовых  усилий  организаций  региона  для
изучения внешних рынков и возможностей реализации на них  производимой
в области продукции;
     обустройство пунктов   пропуска   на   новосибирско-казахстанском
участке  государственной  границы  путем  создания  современной   сети
складских комплексов;
     разработка мероприятий по развитию  приграничного  сотрудничества
приграничных районов Новосибирской области  с  приграничными  районами
Павлодарской области;
     содействие  высшим  учебным  заведениям  области  в  установлении
контактов с зарубежными образовательными  и  научными  учреждениями  и
реализации совместных с ними научных проектов;
     использование потенциала высших  учебных  заведений  области  для
организации обучения на коммерческой основе студентов из-за  рубежа  и
предоставления иностранным клиентам платных консультационных услуг;
     б) в информационной сфере:
     создание реестра экспортеров Новосибирской области;
     выпуск рекламной   продукции   с   целью  пропаганды  экспортного
потенциала и инвестиционной привлекательности области;
     создание автоматизированной  службы  коммерческой  информации,  в
которой можно получить  информацию  о  потенциальных  покупателях  или
продавцах товаров;
     распространение информационных  брошюр  по  организации   ВЭД   в
регионе, издание справочников для начинающего экспортера;
     обучение навыкам  внешнеэкономической  деятельности,   проведение
семинаров   для   экспортеров  (базовые  -  для  организаций,  впервые
выходящих на внешний рынок,  и продвинутые - по конкретным  зарубежным
рынкам   и   отдельным   вопросам  внешнеэкономической  деятельности),
проведение практических семинаров  по  обмену  опытом,  индивидуальное
консультирование потенциальных экспортеров;
     налаживание системы   сбора   и   распространения    коммерческих
предложений   иностранных   организаций  среди  предприятий  малого  и
среднего бизнеса;
     проведение ежегодного областного  Дня  международной  торговли  с
подведением итогов прошедшего года  в  сфере  ВЭД  и  вручением  приза
"Лучший экспортер".

     4.3. Оптимизация импорта

     В целях создания благоприятных условий для развития  производства
и   торговли   на   территории    области,    обеспечения    поддержки
товаропроизводителей области, удовлетворения основных социальных  нужд
населения необходимо  проводить  избирательную  политику  в  отношении
импорта по следующим основным направлениям:
     а) увеличение   выпуска   импортозамещающих   товаров   народного
потребления;
     б) рационализация   структуры   импорта   в   целях   обеспечения
стабильного поступления в область  товаров,  имеющих  жизненно  важное
значение для нормального  функционирования  промышленности,  сельского
хозяйства и социальной инфраструктуры области;
     г) разработка   мер    экономической    поддержки    организаций,
осуществляющих создание импортозамещающих  производств  на  территории
Новосибирской области;
     д) усиление  мер   по   защите   внутреннего   рынка   от   ввоза
некачественных и опасных для здоровья населения товаров.

     4.4. Привлечение иностранных инвестиций

     Главной задачей региональной инвестиционной политики должно стать
создание благоприятной среды для  расширения  внебюджетных  источников
финансирования капитальных вложений и привлечения частных  иностранных
инвестиций  на  основе  совершенствования  нормативной  правовой  базы
Новосибирской области и поддержки эффективных инвестиционных проектов,
а также создание положительного инвестиционного имиджа области.
     Работа по привлечению иностранных инвестиций  требует  разработки
комплексной  программы  экономических,  правовых,  организационных   и
информационных   мер,   направленных   на   создание    благоприятного
инвестиционного климата и оживление инвестиционной активности, которая
должна включать в себя следующие положения:
     характеристика социально-экономического  состояния  региона,  его
узловых проблем и приоритетных задач;
     инвестиционная политика области;
     региональное законодательство в сфере инвестиций;
     инвестиционные возможности региона;
     перечень инвестиционных проектов региона.
     Увеличению притока иностранных  инвестиций  в  экономику  региона
должны способствовать:
     а) проведение   администрацией   Новосибирской   области   научно
обоснованной инвестиционной политики;
     б) система государственной поддержки инвестиционной деятельности,
установленная законодательством Новосибирской области;
     в) развитие     информационных    и    консультативных    систем,
обеспечивающих процесс инвестирования:
     информационное  и  консультационное  обслуживание  инвесторов  по
вопросам ведения бизнеса, выбора наиболее  эффективных  направлений  и
способов  инвестирования,  поиска  надежных  российских  партнеров   и
эффективных инвестиционных проектов;
     создание реестра   производственных   площадок,   пригодных   для
осуществления инвестиционной деятельности;
     создание банков данных  по  инвестиционным  проектам  организаций
области, доступных потенциальным зарубежным партнерам;
     издание каталога инвестиционных проектов области;
     регулярное обновление информации об  инвестиционных  проектах  на
веб-странице администрации области;
     участие организаций  области   в   специализированных   выставках
инвестиционных проектов в России и за рубежом;
     издание для российских и иностранных юридических и физических лиц
справочника  по  осуществлению  совместного   предпринимательства   на
территории области;
     д) определение  основных  направлений   привлечения   иностранных
инвестиций в различные отрасли экономики  с  учетом  их  определяющего
влияния  на  развитие  экономики  области,   экспортного   потенциала,
конкурентоспособности на зарубежных рынках.
     В рассматриваемый период такими направлениями будут являться:
     техническая  и  технологическая  реконструкция  и  перевооружение
промышленных предприятий, составляющих базовую  основу  "точек  роста"
областной экономики;
     реконструкция и     техническое     перевооружение    организаций
инфраструктуры, обеспечивающих стабильное функционирование экономики и
систем   жизнеобеспечения   области   (энергетика,  транспорт,  связь,
информатика);
     создание новых  наукоемких,  высокотехнологичных  производств  по
выпуску товаров народного потребления;
     внедрение новых   интенсивных   технологий  сельскохозяйственного
производства и переработки сельскохозяйственной  продукции,  в  первую
очередь,   создание  и  техническое  перевооружение  малых  и  средних
предприятий пищевой и мясоперерабатывающей промышленности;
     развитие туризма   и   связанной   с   ним   системы   сервисного
обслуживания населения;
     создание организаций    по   выпуску   современных   строительных
материалов;
     создание новых    и   техническое   перевооружение   существующих
производств   по   деревообработке   с   использованием    технологий,
позволяющих осуществлять глубокую переработку древесины;
     поддержка и  дальнейшее  освоение  наиболее   конкурентоспособной
продукции  машиностроения  области,  развитие  передовых направлений в
машиностроении.

     4.5. Создание инфраструктуры внешнеэкономической деятельности

     В целях повышения эффективности внешнеэкономической  деятельности
необходимо создание  на  региональном  уровне  инфраструктуры  внешней
торговли.  В  инфраструктуру  внешней  торговли  входят   организации,
которые  оказывают  услуги  участникам  ВЭД  при   осуществлении   ими
экспортно-импортных операций: складирование и хранение  внешнеторговых
грузов, их транспортировка; декларирование товаров, перемещаемых через
таможенную  границу  Российской  Федерации;  обеспечение  платежей  по
внешнеторговым контрактам; обеспечение перемещения товаров  таможенным
брокером, страхование внешней  торговли;  кредитование  внешнеторговых
операций, реклама и др.
     В целях  обеспечения  конкуренции  на  рынке   услуг   необходимо
оказание  содействия  в  расширении  сети  работающих  в  данной сфере
организаций различных форм собственности и  недопущение  осуществления
монополистической деятельности.

     4.6. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности

     В целях эффективного  развития  внешнеэкономической  деятельности
области  необходимо  создание  системы   информационного   обеспечения
участников ВЭД.
     Основными  задачами  являются,  с  одной   стороны,   обеспечение
участников ВЭД  достоверной  и  оперативной  информацией  по  аспектам
внешнеэкономического взаимодействия,  с  другой  стороны,  обеспечение
информацией потенциальных иностранных партнеров.
     С этой целью структурными подразделениями администрации  области,
областными    исполнительными    органами    государственной    власти
Новосибирской   области,   а   также    общественными    организациями
осуществляется:
     а) взаимодействие  с  Министерством  экономического  развития   и
торговли Российской Федерации в целях получения доступа к  информации,
содержащейся  в   реестре   внешнеторговой   информации   Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации;
     б) формирование    системы    внешнеэкономической     информации,
объединяющей  информационные  массивы  органов  исполнительной  власти
Новосибирской области,  территориальных  органов  федеральных  органов
исполнительной  власти,  зарубежных  торговых   представительств   (по
согласованию), обеспечивающей доступ к ней  организаций  Новосибирской
области;
     в) подключение на оговоренных  условиях  к  базам  данных  других
структурных    подразделений    администрации    области,    областных
исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
     г) создание программного обеспечения с целью обработки  имеющихся
и создания новых информационных массивов по:
     внешней торговле области;
     существующим в области организациям с иностранными инвестициями;
     международным связям области;
     продукции организаций области;
     инвестиционным предложениям, поступающим в область;
     сведениям об  организациях   области   (адреса,   в   том   числе
электронные), телефоны, факсы, руководство);
     предложениям иностранных организаций о сотрудничестве;
     предложениям организаций области по сотрудничеству с иностранными
организациями;
     коммерческим предложениям по экспорту/импорту;
     заключенным администрацией  области,  областными  исполнительными
органами  государственной  власти  Новосибирской   области,   органами
местного самоуправления области  соглашениям  о  торгово-экономическом
сотрудничестве  и   партнерстве   с   административно-территориальными
образованиями иностранных государств;
     работающим на территории области квалифицированным специалистам в
сфере ВЭД и зарубежных инвестиций, переводчикам.
     Подключение организаций области к данным информационным  массивам
осуществляется на договорных условиях.

     5. Обеспечение  экономической  безопасности   внешнеэкономической
деятельности

     К важнейшим    мероприятиям    по    обеспечению    экономической
безопасности внешнеэкономической деятельности необходимо отнести:
     проверку  потенциальных  зарубежных  партнеров,  обращающихся   в
администрацию области, областные исполнительные органы государственной
власти  Новосибирской  области  с  крупномасштабными  коммерческими  и
финансовыми предложениями;
     оказание консультационной помощи организациям области по вопросам
заключения и проведения внешнеэкономических сделок;
     создание банка данных по отрицательно зарекомендовавшим  себя  на
территории  России  иностранным   организациям   и   предпринимателям,
налаживание  информационного  обмена  по  данному  вопросу  с  другими
регионами;
     реализация мер   по  выявлению  и  борьбе  с  нарушениями  правил
осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВЭД.

     6. Вовлечение  организаций  области   в   систему   международной
производственной кооперации

     Серьезные возможности     для     использования     простаивающих
производственных  мощностей  на  предприятиях  области  открывает   их
включение в систему международной производственной кооперации,  прежде
всего посредством получения  заказов  от  иностранных  организаций  на
изготовление и поставку за рубеж комплектующих изделий, узлов, деталей
и заготовок.
     С этой целью необходимо:
     а) совместно с  торгово-промышленными  палатами,  межрегиональной
ассоциацией руководителей предприятий обобщить имеющийся положительный
опыт привлечения и исполнения подобных заказов организациями  области,
доведя его до всех заинтересованных фирм и организаций;
     б) содействовать участию организаций области в специализированных
международных выставках с  предложениями  по  изготовлению  запчастей,
деталей и комплектующих, организации сборочных производств;
     в) разместить  аналогичные  предложения  на  сайте  администрации
области и в существующих  банках  данных  коммерческих  предложений  в
Интернете.
     Одной из перспективных и  эффективных  форм  поддержки  малого  и
среднего бизнеса является франчайзинг, позволяющий организации снижать
коммерческие и  производственные  риски  и  успешнее  продвигать  свои
товары  на  международные  рынки.   С   целью   активизации   практики
использования  франчайзинга  на   территории   области   целесообразно
организовать  получение  соответствующих  предложений  от   зарубежных
организаций через  некоммерческие  партнерства  -  деловые  альянсы  и
торгово-промышленные палаты.

     7. Кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности

     Одним из   важнейших  направлений  эффективного  развития  ВЭД  в
регионе является подготовка  квалифицированных  специалистов  в  сфере
внешнеэкономической деятельности.
     В этих целях предлагается:
     организация и   проведение   для   заинтересованных   организаций
среднесрочных курсов по ВЭД  с  разработкой  и  утверждением  годового
плана обучения;
     организация краткосрочных    семинаров    в    целях    повышения
квалификации специалистов по ВЭД организаций,  органов государственной
власти, органов местного самоуправления области;
     регулярное информирование организаций  области  о  планируемых  и
проводящихся учебных мероприятиях по ВЭД.

     8. Участие  в  реализации  международных  программ   технического
содействия

     В рассматриваемый   период  целесообразно  продолжить  участие  в
международных программах (ТАСИС)  и  сотрудничество  с  международными
организациями   в   сфере   консультационно-технического   содействия,
рассматривая реализацию зарубежных  проектов  технической  помощи  как
одно  из направлений региональной политики по привлечению инвестиций в
экономику области.






Информация по документу
Читайте также