Расширенный поиск
Постановление Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 № 187-пПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16.04.2012 N 187-п г. Новосибирск Об утверждении Концепции кластерной политики Новосибирской области В соответствии со статьей 3 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-03 "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", в целях исполнения пункта 2 постановления Правительства Новосибирской области от 30.03.2012 N 159-п "Об основных направлениях модернизации экономики Новосибирской области", а также в целях обеспечения высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики Новосибирской области, реализации кластерных проектов инновационной и производственной направленности Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию кластерной политики Новосибирской области на 2012-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Концепция). 2. Определить уполномоченным органом Новосибирской области по вопросам реализации кластерной политики Новосибирской области министерство экономического развития Новосибирской области (Струков А.Н.). 3. Министерству экономического развития Новосибирской области (Струков А.Н.) разработать план первоочередных мер по реализации Концепции. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Горнина Л.В. Губернатор Новосибирской области В.А. Юрченко УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 N 187-п КОНЦЕПЦИЯ кластерной политики Новосибирской области на 2012-2015 годы и на период до 2020 года I. Общие положения В условиях стремительно формирующейся в глобальном масштабе инновационной экономики, основанной на доминирующем значении нематериальных факторов производства - знаний и интеллектуальных ресурсов, действующая в Российской Федерации в общем, и в Новосибирской области в частности, отраслевая модель промышленной политики, направленная на точечную государственную поддержку действующих промышленных предприятий и хозяйствующих субъектов, постепенно теряет свою действенность и эффективность. Эффективный переход к инновационному развитию требует концентрации ресурсов и усилий на наиболее перспективных взаимодополняющих группах предприятий, реализующих инновационный потенциал, имеющих наиболее высокий потенциал конкурентоспособности - кластерах. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года кластерная политика определена генеральным направлением реализации конкурентных преимуществ и поддержки региональных точек роста Новосибирской области. Реализация кластерной политики невозможна в рамках существующих узкоотраслевых подходов к развитию отдельных сфер экономики. К процессу формирования новых подходов к модернизации экономики необходимо привлекать широкий круг заинтересованных лиц, предприятий и организаций, научное и экспертное сообщество, а также федеральные и региональные институты развития. Именно с этим связана необходимость разработки концепции кластерной политики Новосибирской области, определяющей основные принципы, цели и задачи, направления деятельности, механизмы государственной поддержки реализации кластерных проектов, перечень индикаторов и систему управления развитием кластеров на территории Новосибирской области. II. Основные термины и определения В настоящей Концепции используются следующие термины и определения. Кластер - объединение предприятий — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. К числу принципиальных характерных признаков кластеров относятся: 1. Наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона). 2. Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия. 3. Широкий набор участников кластера (обладающих различными компетенциями и образующих технологические цепочки формирования добавленной стоимости), достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. 4. Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая, в том числе кооперацию, использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. 5. Институционализация кластера, выраженная в наличии сформированных органов управления и программных документов развития кластера. Кластерная политика Новосибирской области - составная часть экономической политики, проводимая в целях формирования и поддержки кластеров за счет создания дополнительных условий для формирования кластеров, повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера. Протокластер - совокупность предприятий, обладающих рядом принципиальных характерных признаков кластера, способных при наличии управляющего воздействия сформировать полноценный кластер. Кластерный проект - комплекс совместных мероприятий участников одного кластера, направленных на развитие кластера за счет осуществления инвестиций, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реализации иных форм сотрудничества. Уполномоченный орган Новосибирской области - орган исполнительной власти Новосибирской области, ответственный за координацию и методическое обеспечение деятельности по вопросам реализации кластерной политики, осуществления государственной поддержки реализации кластерных проектов. Центр кластерного развития Новосибирской области - организация, обеспечивающая методическое, организационное, маркетинговое и иное сопровождение реализации кластерной политики, координацию взаимодействия участников советов по развитию кластеров, разработку и координацию реализации кластерных проектов. Совет по развитию кластера - совещательный орган, в который входят представители участников кластера, органов законодательной и исполнительной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (территорий базирования кластера), создаваемый для согласования приоритетов, формирования программы развития кластера, координации деятельности по ее реализации. Организация развития кластера - юридическое лицо (некоммерческое партнерство, саморегулируемая организация и т.п.), образуемое участниками кластера для ведения операционной деятельности по формированию и развитию кластера, разработки и реализации программы развития кластера, координации деятельности и ресурсов его участников. III. Цели, задачи и принципы кластерной политики Новосибирской области Целью кластерной политики Новосибирской области является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих кластеры. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности как каждого отдельного участника, так и всего кластера в целом за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с расширением доступа к инновациям, технологиям, современным методам управления, новейшему оборудованию, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, ростом возможностей привлечения инвестиций и выхода на международные рынки, а также снижением трансакционных издержек. В рамках реализации поставленной цели основными задачами кластерной политики являются: 1. Определение приоритетных направлений для формирования и развития кластеров на территории Новосибирской области. 2. Формирование и обеспечение эффективного функционирования системы управления и инфраструктуры, обеспечивающей реализацию кластерной политики Новосибирской области. 3. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление потенциальных участников кластера, разработку программы развития кластера и стимулирование объединения потенциальных участников в целях создания кластера. 4. Обеспечение эффективной поддержки кластерных проектов с учетом приоритетных направлений развития экономики. Основными принципами кластерной политики Новосибирской области являются: 1. Единый организационный и методологический подход к организации работы по формированию и развитию кластеров с учетом специфики конкретных кластеров, реализации кластерной политики на федеральном уровне. 2. Межведомственное взаимодействие органов власти Новосибирской области при реализации кластерной политики с закреплением ответственности по принадлежности вопросов. 3. Реализация мероприятий государственной поддержки кластеров в форме проектов и программ, предусматривающих достижение оцениваемых количественных показателей результативности, реализация государственно- частного партнерства. 4. Непрерывность мониторинга развития кластеров. 5. Обеспечение равных прав и возможностей хозяйствующих субъектов при получении государственной поддержки в составе кластера, а также хозяйствующих субъектов, входящих в состав протокластеров, в соответствии с условиями ее предоставления. 6. Полнота и доступность информации о мерах государственной поддержки кластеров, реализуемых в соответствии с настоящей Концепцией. 7. Ответственность органов государственной власти Новосибирской области за обеспечение реализации кластерной политики. 8. Взаимодействие власти и общества при формировании и реализации кластерной политики. IV. Механизмы реализации кластерной политики Новосибирской области Основными механизмами реализации кластерной политики Новосибирской области являются следующие. 1. Формирование правовых основ реализации кластерной политики Новосибирской области, включая определение приоритетных направлений формирования и развития кластеров. Базовым нормативным правовым актом в сфере кластерной политики является данная Концепция. В целях обеспечения ее реализации, необходимо создание современной системы нормативного обеспечения процессов формирования и развития кластеров. В основу реализации кластерной политики на территории Новосибирской области будет положен программно-целевой подход. На основе постоянного мониторинга будут выявляться приоритетные направления формирования и развития кластеров. 2. Содействие институциональному развитию кластеров, включая создание специализированной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию кластерной политики Новосибирской области; деятельность по планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулированию укрепления сотрудничества между ними. Требуется формирование эффективной системы управления созданием и развитием кластеров, для чего необходимо: 1) создание центра кластерного развития Новосибирской области для проработки вопросов создания и сопровождения развития кластеров на территории региона; 2) содействие созданию совещательных органов (советов по развитию кластеров), а также специализированных организаций развития по каждому кластеру в целях координация деятельности участников кластера и решения оперативных вопросов, связанных с реализацией программы его развития. 3. Формирование и реализация мер финансовой, организационной, консультационной, маркетинговой поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, повышение качества управления, содействие выходу на внешние рынки, стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и развитие механизмов коммерциализации технологий. 4. Реализация комплекса мер по созданию благоприятных инфраструктурных условий развития кластеров: 1) создание, развитие и использование существующих промышленных парков и технопарков, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации знаний и трансфера технологий как инфраструктуры для развития кластеров; 2) создание и модернизация инженерной и транспортной, энергетической инфраструктуры, активизация жилищного строительства с учетом задач развития кластеров. 5. Создание системы кадрового обеспечения реализации кластерной политики Новосибирской области. Формирование и развитие кластеров требует настройки систе <*>мы образования на подготовку необходимых для развития кластеров высококвалифицированных кадров. Принципиально важно обеспечить повышение управленческих компетенций, знаний и навыков участников процессов формирования и развития кластеров. Для этого целесообразно сформировать государственный заказ на обучение знаниям, навыкам и умениям в области модернизации экономики, новых технологий, в том числе в управлении, специалистов областных исполнительных органов власти, органов местного самоуправления Новосибирской области, сотрудников организаций и предприятий участников кластеров. V. Система управления реализацией кластерной политики Новосибирской области Координацию реализации, контроль и мониторинг реализации кластерной политики Новосибирской области осуществляет уполномоченный орган Новосибирской области. Органы исполнительной власти Новосибирской области принимают участие в разработке и реализации кластерной политики в рамках закрепленных полномочий. В целях координации взаимодействия участников процессов создания и развития кластеров, разработки и координации реализации кластерных проектов, методического, организационного, маркетингового и иного сопровождения реализации кластерной политики, создается центр кластерного развития Новосибирской области. Для согласования приоритетов, формирования про1раммы развития кластера, координации деятельности по се реализации для каждого кластера образуется совет по развитию кластера (совещательный орган), в который входят представители участников кластера, органов законодательной и исполнительной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (территорий базирования кластера). В каждом кластере создается организация развития кластера в форме юридического лица (некоммерческого партнерства, саморегулируемой организации и т.п.) для осуществления оперативного управления процессом формирования и развития кластера, координации деятельности и ресурсов участников кластера, регулирования отношений, возникающих между участниками кластера, а также представления интересов участников кластера при взаимодействии с внешними контрагентами. Формирование подобной системы управления реализацией кластерной политики Новосибирской области позволит обеспечить эффективное решение задач кластерной политики Новосибирской области, стратегическое и оперативное управление процессами формирования и развития кластеров, мониторинг и контроль реализации кластерной политики Новосибирской области, эффективное взаимодействие участников кластеров, местных, региональных и федеральных органов власти, отвечающих за реализацию кластерной политики. VI. Основные результаты реализации кластерной политики Новосибирской области Основными результатами реализации кластерной политики Новосибирской области станет обеспечение высоких темпов экономического роста, диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики региона за счет формирования и развития кластеров, роста доли инновационной продукции, производительности труда, увеличения объемов прямых инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития территорий базирования кластеров в Новосибирской области. Основными результирующими показателями реализации кластерной политики будут являться: увеличение объема выручки предприятий и организаций, входящих в кластер; рост объема продаж продукции на экспорт, в том числе инновационной (как в регионы Российской Федерации, так и за ее пределы); рост прямых отечественных и иностранных инвестиций в предприятия, образующие кластеры; повышение эффективности системы подготовки кадров, увеличение числа занятых па предприятиях и организациях, входящих в кластер; рост производительности труда на предприятиях и организациях, входящих в кластер; создание новых инновационных предприятий на основе успешной коммерциализации технологий; увеличение расходов на ПИОКР, технологические инновации предприятий и организаций, входящих в кластер; увеличение количества внедрений новых разработок в кластере на базе исследований, проведенных предприятиями и организациями, входящими в кластер; увеличение количества новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) и/или созданных (используемых) передовых производственных технологий; увеличение числа зарегистрированных (выданных, действующих) патентов предприятиями и организациями, входящими в кластер; увеличение удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, производимых предприятиями и организациями, входящими в кластер; рост количества введенных объектов инфраструктуры на территории базирования кластера. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|