Расширенный поиск
Постановление Правительства Новосибирской области от 25.09.2012 № 432-п ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25.09.2012 N 432-п
г.Новосибирск
Утратило силу - Постановление Правительства Новосибирской области
от 16.03.2015 № 89-п
О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской
области от 30.09.2010 N 158-п
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30 января 2012 года N 42-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации" Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т: Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 30.09.2010 N 158-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года" и целевых показателей
в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
до 2020 года" следующие изменения: 1. В наименовании слова "и целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года" исключить. 2. В пункте 1 слова "и целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года (далее - целевые показатели)" исключить. 3. Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 4. Подпункт 1 пункта 1.2 признать утратившим силу.
5. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области - министра экономического развития Новосибирской области Струкова А.Н.". Губернатор Новосибирской области В.А. Юрченко ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 25.09.2012 N 432-п "УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 30.09.2010 N 158-п
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности Новосибирской области
на период до 2015 года"
I. Паспорт
|——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа | | | "Энергосбережение и повышение | | | энергетической эффективности | | | Новосибирской области на период до | | | 2015 года" (далее - Программа) | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Наименование, дата и| Федеральный закон от 23.11.2009 N | | номер правового акта о| 261-ФЗ "Об энергосбережении и о | | разработке | повышении энергетической | | Программы | эффективности и о внесении изменений |
| | в отдельные законодательные акты | | | Российской Федерации" (далее - | | | Федеральный закон N 261-ФЗ), | | | распоряжение Губернатора | | | Новосибирской области от 28.10.2009 N| | | 261-р "О мерах по повышению | | | энергоэффективности и сокращении | | | энергетических издержек в экономике | | | Новосибирской области" | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Основной разработчик | Министерство промышленности, торговли|
| Программы | и развития предпринимательства | | | Новосибирской области | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Государственный | Министерство промышленности, торговли|
| заказчик-координатор | и развития предпринимательства | | Программы | Новосибирской области | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Государственные заказчики| Министерство промышленности, торговли| | Программы | и развития предпринимательства | | | Новосибирской области; | | | министерство здравоохранения | | | Новосибирской области; | | | министерство культуры Новосибирской | | | области; | | | министерство образования, науки и | | | инновационной политики Новосибирской |
| | области; | | | министерство строительства и | | | жилищно-коммунального хозяйства | | | Новосибирской области; | | | министерство труда, занятости и | | | трудовых ресурсов Новосибирской | | | области | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Руководитель Программы | Министр промышленности, торговли и | | | развития предпринимательства | | | Новосибирской области Сёмка С.Н. | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Исполнители основных | Министерство промышленности, торговли|
| мероприятий Программы | и развития предпринимательства | | | Новосибирской области; | | | министерство здравоохранения | | | Новосибирской области; | | | министерство культуры Новосибирской | | | области; | | | министерство образования, науки и | | | инновационной политики Новосибирской |
| | области; | | | министерство строительства и | | | жилищно-коммунального хозяйства | | | Новосибирской области; | | | министерство труда, занятости и | | | трудовых ресурсов Новосибирской | | | области; | | | государственные учреждения | | | Новосибирской области; | | | муниципальные образования | | | Новосибирской области (по | | | согласованию); | | | организации и промышленные | | | предприятия в Новосибирской области, |
| | определенные на конкурсной основе | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Цель и задачи Программы | Цель: | | | Снижение энергоемкости валового | | | регионального продукта (далее - ВРП) |
| | Новосибирской области; реализация | | | потенциала энергосбережения; переход |
| | к рациональному и экологически | | | ответственному использованию | | | энергетических ресурсов. | | | Задачи: | | | 1. Повышение энергетической | | | эффективности | | | в организациях бюджетной сферы | | | Новосибирской области. | | | 2. Повышение энергетической | | | эффективности в жилищном секторе. | | | 3. Повышение энергетической | | | эффективности в системе коммунальной |
| | инфраструктуры. | | | 4. Повышение энергетической | | | эффективности | | | на транспорте. | | | 5. Повышение энергетической | | | эффективности | | | в промышленности. | | | 6. Повышение энергетической | | | эффективности в сельском и лесном | | | хозяйстве. | | | 7. Повышение энергетической | | | эффективности в организациях, | | | осуществляющих регулируемые виды | | | деятельности | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Сроки (этапы) реализации | 1 этап: 2011-2012 годы; |
| Программы | 2 этап: 2013-2015 годы (целевые | | | показатели рассчитаны до 2020 года). |
| | Срок реализации Программы - до 2015 | | | года | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Объемы финансирования | Объемы и источники финансирования | | (с расшифровкой по годам,| (2011-2015 гг.): |
| источникам финансирования| Федеральный бюджет Российской |
| и исполнителям | Федерации: | | мероприятий Программы) | 2012 г. - 255355,5 тыс. рублей; | | | областной бюджет Новосибирской | | | области: | | | 2011 г. - 10000 тыс. рублей; | | | 2012 г. - 385622,5 тыс. рублей; | | | 2013 г. - 503262,8 тыс. рублей; | | | 2014 г. - 481608,8 тыс. рублей; | | | 2015 г. - 451612,8 тыс. рублей; | | | местные бюджеты: | | | 2011 г. - 0 тыс. рублей; | | | 2012 г. - 185000,0 тыс. рублей; | | | 2013 г. - 274000,0 тыс. рублей; | | | 2014 г. - 288000,0 тыс. рублей; | | | 2015 г. - 287000,0 тыс. рублей; | | | внебюджетные источники: | | | 2011 г. - 20754,4 тыс. рублей; | | | 2012 г. - 4872984,2 тыс. рублей; | | | 2013 г. - 248500,0 тыс. рублей; | | | 2014 г. - 267500,0 тыс. рублей; | | | 2015 г. - 266500,0 тыс. рублей | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | Важнейшие целевые | Важнейшими целевыми индикаторами | | индикаторы. Ожидаемые | являются: | | конечные результаты | снижение энергоемкости ВРП | | реализации Программы, | Новосибирской области не менее чем на|
| выраженные | 18% к уровню 2009 года; | | в количественно измеримых| снижение удельного потребления |
| показателях | энергетических ресурсов организациями|
| | бюджетной сферы Новосибирской | | | области; | | | снижение удельной энергоемкости | | | важнейших видов продукции в реальном | | | секторе экономики. | | | Ожидаемые конечные результаты | | | реализации Программы: | | | 1. Снижение энергоемкости ВРП | | | Новосибирской области к 2015 году не |
| | менее чем на 18 % к уровню 2009 года,|
| | в перспективе к 2020 году не менее | | | чем на 40% к уровню 2009 года. | | | 2. Снижение потребления | | | энергоресурсов организациями | | | бюджетной сферы Новосибирской области|
| | на 3% ежегодно в течение 5 лет, | | | начиная | | | с 2010 года. | | | 3. Увеличение уровня | | | инструментального учета потребления | | | энергетических ресурсов в бюджетной | | | сфере до 100%. | | | 4. Снижение потерь энергоресурсов при| | | производстве, транспортировке и | | | потреблении на 1,5 %. | | | 5. Снижение энергоемкости основных | | | видов продукции на 3% в год | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| II. Обоснование необходимости разработки Программы
1. Анализ текущего состояния сферы действия Программы.
Итоги развития хозяйственного комплекса Новосибирской области за предшествующий период (2000-2009 гг.), существенные для формирования Программы: прирост производства промышленной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке, поддерживался в среднем на уровне около 8% в год при более умеренном росте энергопотребления главным образом за счет роста энергетической эффективности путем увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей; темп роста энергетической эффективности в среднем по всем секторам экономики Новосибирской области составил около 7% в год, что позволило вплотную приблизиться к уровню энергетической эффективности 1990 года и, таким образом, вернуть Новосибирской области положение одного из лидеров по энергосбережению и энергетической эффективности Российской Федерации; все отрасли промышленности, расположенные на территории Новосибирской области, включая топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК), получили возможность развиваться в этом периоде с малой капиталоемкостью, причем этот льготный период может быть на некоторое время продолжен с известными ограничениями по всем отраслям экономики Новосибирской области; полностью использованы все преимущества консервативных способов
организации экономической деятельности, ориентирующих хозяйствующие
субъекты на выживание, в том числе и за счет ранее созданного "запаса прочности" энергетики Новосибирской области, невосприимчивости производства к нововведениям, ресурсоэнергосбережению; объем внутреннего потребительского рынка Новосибирской области обеспечил трудовую активность работоспособного населения на уровне,
минимально необходимом для подъема экономики и перехода на энергосберегающий путь развития; разработаны механизмы и накоплен значительный опыт государственной поддержки в организации программных мероприятий, направленных на увеличение энергетической эффективности и энергобезопасности. Анализ состояния ТЭК Новосибирской области показывает, что Новосибирская область не имеет достаточных собственных топливно-энергетических ресурсов и электрических мощностей для полного удовлетворения своих потребностей в энергоносителях, поэтому проблема энергетической безопасности и развития Новосибирской области требует комплексной увязки с развитием топливных баз в Сибири и взаимодействия с объединенной энергетической системой Сибири. Потребители Новосибирской области не могут быть обеспечены полностью за счет централизованного энергоснабжения. Необходима разработка общих схем энергоснабжения, учитывающих наличие и децентрализованных систем, особенно в сфере теплоснабжения. Обеспечение необходимой потребности Новосибирской области в энергетических продуктах и услугах не может быть реализовано только
за счет наращивания новых энергетических мощностей, а требует максимально полного использования потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ТЭК и у потребителей во всех отраслях экономики Новосибирской области. Энергетика является инвестиционноемкой сферой экономики, поэтому решения в этой области должны приниматься заблаговременно, с учетом длительного инвестиционного цикла. При этом особое значение приобретает не только прогноз объема необходимых средств для развития энергетики, но и выработка механизмов как по привлечению инвестиций в энергосбережение, так и расширенное воспроизводство основных фондов энергетики Новосибирской области. Процесс повышения цен на газ в Новосибирской области от области
не зависит, это внешнее обстоятельство. Другое объективно внешнее обстоятельство состоит в том, что доля мазута, используемого в энергетике Новосибирской области в настоящее время едва превышает 2%. Поэтому мазут, как один из базовых энергоресурсов для энергетики Новосибирской области, на перспективу можно уже не принимать во внимание. Часть котельных, еще работающих на мазуте, должна быть переведена на газ либо уголь. Основным источником тепла и электроэнергии, получаемой на территории Новосибирской области, является уголь. При этом листвянские угли целесообразно использовать в качестве источника тепла только в ограниченной зоне четырех муниципальных районов: Искитимского, Маслянинского, Черепановского и Сузунского. Полный переход на уголь ставит перед Новосибирской областью три
взаимосвязанных задачи: разработка и внедрение более совершенных технологий сжигания угля; разработка и внедрение, а также связанное с ними использование отходов (золы и шлака) теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ) и котельных. Зола должна стать таким же основным продуктом энергетики, что и электроэнергия и тепло; внедрение альтернативных возобновляемых источников энергии с целью повышения энергобезопасности Новосибирской области и уменьшения зависимости от поставок угля. Отчет об эффективности использования электрической энергии для производства ВРП Новосибирской области в 2000-2009 гг. и об эффективности использования первичных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) для производства ВРП Новосибирской области в
2000-2009 гг. представлен на рис. 1, 2, 3. Рис. 1. Диаграмма энергетической эффективности в 2000-2009 гг.
(электроэнергия).
Рис. 1 см. в оригинале Рис. 2. Динамика производства ВРП и электропотребления в 2000-2009 гг.
Рис. 2 см. в оригинале
Рис. 3. Динамика производства ВРП и потребления первичных ТЭР
в 2000-2009 гг. Рис. 3 см. в оригинале
Стратегической проблемой очередного периода развития является стабилизация и поддержание высоких темпов роста энергетической эффективности, а также обеспечение повышенного уровня энергобезопасности, требуемого энергоэффективной экономикой в условиях ускоренного развития. Вместе с тем, в результате анализа энергоэкономической ситуации, в Новосибирской области выявлен ряд диспропорций, дисбалансов и противоречий, которые необходимо разрешить для дальнейшего устойчивого развития в направлении энергетической эффективности и энергобезопасности. Основные противоречия состоят в
следующем. Высокий уровень энергетической эффективности экономики Новосибирской области сочетается с низким уровнем душевого потребления ТЭР и производства ВРП Новосибирской области. В 2006 году Новосибирская область вышла на уровень 1990 года по физическим
объемам затрат основных видов ТЭР на производство единицы физического объема ВРП Новосибирской области (энергетическая стоимость ВРП), таким образом восстановив и упрочив свое положение среди регионов России как одного из лидеров по энергосбережению и энергетической эффективности Российской Федерации. В среднем высокие, хотя и нестабильные, темпы роста энергетической эффективности экономики Новосибирской области в 2000-2009 гг. сочетаются с относительно большой долей нерационального и расточительного энергопотребления, характеризуемого потенциалом энергосбережения. По прогнозным оценкам, в итогах 2010 года потенциал энергосбережения в экономике Новосибирской области останется на уровне 81% от физических объемов
электропотребления и 60% - от объемов потребления первичных ТЭР. Даже при самых оптимистических предположениях о темпах роста энергетической эффективности потенциал энергосбережения Новосибирской области не может быть полностью реализован до 2020 года, поэтому как ресурс развития должен быть учтен в значительно более долгосрочных планах и прогнозах. 2. Обоснование необходимости решения существующей проблемы программно-целевым методом. Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического
потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Новосибирской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу и
Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 "Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года". Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. Наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения
внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать
топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергетической эффективности. Поэтому повышение энергетической эффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста. Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который, по разным оценкам, составляет более 35-40% от уровня потребления энергии. Энергосбережение и энергетическая эффективность достигаются через решение стратегических задач: 1) обеспечение энергетической безопасности Новосибирской области через согласование интересов производителей и потребителей энергоресурсов при реализации потенциала энергосбережения; 2) обновление основных производственных фондов экономики на базе новых энергоресурсосберегающих технологий и оборудования; 3) определение направления развития топливно-энергетического комплекса Новосибирской области; повышение эффективности использования энергоресурсов; 4) расширение ресурсно-сырьевой базы энергетики за счет вовлечения в хозяйственный оборот местных и альтернативных источников топливно-энергетических ресурсов; 5) повышение экономической эффективности инновационных преобразований в сфере энергопроизводства, энергопотребления и энергоиспользования; 6) наращивание темпов комплексного оснащения средствами инструментального учета, контроля и автоматического регулирования энергоносителей; 7) стимулирование энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, на производстве. При разработке Программы в качестве макроэкономической основы принята общероссийская модель гармонично регулируемого развития рыночной экономики, призванной обеспечить достижение Новосибирской областью в составе Российской Федерации в рассматриваемом периоде современного среднеевропейского уровня жизни. Применительно к сложившимся и прогнозируемым особым условиям хозяйственной деятельности на территории Новосибирской области в принятой макроэкономической модели предусмотрено планомерное и пропорциональное развитие всех секторов экономики Новосибирской области, реформировавшихся в 2000-2009 гг., в направлении энергетической эффективности и энергобезопасности. Представленный прогноз социально-экономического развития Новосибирской области включает три варианта сценария: умеренно-самопроизвольный (без программы), умеренно-ускоренный (эволюционный) и предельно ускоренный (максимальный). Ускоренные варианты модели развития экономики Новосибирской области в планируемом периоде являются предпочтительными, так как позволяют существенно дальше продвинуться в реализации социальных приоритетов Программы. В соответствии с данным прогнозом при определенных условиях к 2020 году у Новосибирской области имеется реальная возможность достичь почти 90% от среднедушевого уровня производства внутреннего валового продукта Российской Федерации (далее - ВВП РФ) и тем самым обеспечить населению Новосибирской области уровень жизни, близкий к среднероссийскому. В последующие 5
лет можно ожидать, что душевой ВРП Новосибирской области практически вплотную приблизится к среднедушевому уровню ВВП РФ, который, в свою очередь, выйдет на современный среднеевропейский уровень. Ускоренный вариант развития экономики Новосибирской области потребует активизации позиции Правительства Новосибирской области по ряду направлений, нуждающихся в государственной поддержке. В ряду приоритетных направлений особое место занимает деятельность, направленная на повышение эффективности использования энергетических ресурсов и обеспечение энергетической безопасности в условиях ускоренного роста экономики Новосибирской области ввиду практически
полной зависимости хозяйственного комплекса Новосибирской области от импорта первичных ТЭР из других регионов Российской Федерации. Невозможно обеспечить необходимый уровень энергобезопасности Новосибирской области и ускоренный рост энергетической эффективности без повышения экономической эффективности хозяйственного комплекса,
расположенного на ее территории. Достижение целей и выполнение задач Программы позволит закрепить и продолжить курс на энергетическую эффективность и энергобезопасность экономики Новосибирской области. Прогноз динамики производства ВРП Новосибирской области, потребления электроэнергии и первичных ТЭР представлен в таблице 1 и на рис. 4 и 5.
Таблица 1
|———————————————————|——————————————|————————|—————————|————————————————————————————————| | | Единица | Отчет | Оценка | Прогноз | | | измерения | | | | | | |————————|—————————|————————|—————————|—————————————| | | | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |———————————————————|——————————————|————————|—————————|————————|—————————|—————————————| | ВРП Новосибирской | млрд. рублей | 460,7 | 510,8 | 570,1 | 637,4 | 714,5 | | области | | | | | | | |———————————————————|——————————————|————————|—————————|————————|—————————|—————————————| | Индекс | в % | 94,2 | 104,5 | 105,0 | 105,5 | 106,0 | | физического | к прошлому | | | | | | | объема | году | | | | | | |———————————————————|——————————————|————————|—————————|————————|—————————|—————————————| | ВРП Новосибирской | млрд. рублей | | 481,432 | 536,34 | 601,456 | 675,64 | | области в ценах | | | | | | | | 2009 года | | | | | | | |———————————————————|——————————————|————————|—————————|————————|—————————|—————————————| | Индекс-дефлятор | в % | 106,3 | 106,1 | 106,3 | 106,0 | 105,8 | | | к прошлому | | | | | | | | году | | | | | | |———————————————————|——————————————|————————|—————————|————————|—————————|—————————————|
Рис. 4. Динамика производства ВРП Новосибирской области и
потребления электроэнергии в 2000-2009 гг. (факт) и 2010-2015 гг. (прогноз).
Рис. 4 см. в оригинале
Рис. 5. Динамика производства ВРП Новосибирской области и
потребления первичных ТЭР в 2000-2009 гг. (факт) и 2010-2015 гг.
(прогноз).
Рис. 5 см. в оригинале
Программа направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Новосибирской области, способных обеспечить к 2015 году снижение энергоемкости ВРП Новосибирской области не менее
чем на 18 процентов по отношению к уровню 2009 года. III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
3. Целью Программы является:
снижение энергоемкости ВРП Новосибирской области;
реализация потенциала энергосбережения;
переход к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. Государственная политика состоит в определении приоритетов, формировании условий и государственной поддержки развития хозяйственного комплекса Новосибирской области в направлении увеличения энергетической эффективности и повышения уровня энергетической безопасности за счет реализации потенциала энергосбережения для подъема качества жизни населения и социально-экономического развития Новосибирской области. Увеличение или стабилизация энергопотребления является непременным условием увеличения энергетической эффективности. Курс на энергетическую эффективность экономики - это не снижение энергопотребления за счет устранения нерациональной его части, а опережение темпов роста производства товарной продукции по сравнению с темпами роста объемов энергопотребления. Система государственного управления энергосбережением и энергетической эффективностью на территории Новосибирской области должна быть ориентирована: на сохранение энергетической независимости, создание надежной сырьевой базы, устойчивое обеспечение всеми необходимыми видами энергии и энергоносителей, обеспечение энергобезопасности и устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в условиях ускоренного экономического роста Новосибирской области; на повышение эффективности использования ТЭР, создание всех необходимых условий жизнедеятельности для стабильного роста объемов
производства ВРП Новосибирской области и обеспечение приемлемых жизненных стандартов для населения Новосибирской области. Задачи Программы:
1) повышение энергетической эффективности в организациях бюджетной сферы Новосибирской области; 2) повышение энергетической эффективности в жилищном секторе;
3) повышение энергетической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры; 4) повышение энергетической эффективности на транспорте;
5) повышение энергетической эффективности в промышленности;
6) повышение энергетической эффективности в сельском и лесном хозяйстве; 7) повышение энергетической эффективности в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности. 4. Задачи развития секторов экономики Новосибирской области.
1) промышленность.
Перед промышленностью Новосибирской области стоит задача своевременного и планомерного выполнения энергосберегающих мероприятий на своих объектах для обеспечения темпов роста энергетической эффективности не менее 4% в год на первом этапе (до 2015 года) с ускорением до 6% в год на втором (этапе после 2015 года). Потенциал энергосбережения как источник финансовых ресурсов для выполнения энергосберегающих мероприятий на промышленных объектах, по результатам предварительных оценок, может оказаться недостаточным. Поэтому первоочередная задача - провести энергетические обследования с целью его уточнения и локализации на конкретных объектах. Рост энергетической эффективности промышленности не означает необходимости снижения объемов промышленного энергопотребления. Объемы энергопотребления в планируемом периоде будут нарастать, но темпы роста энергопотребления не должны превышать 1,4% в год. Энергетическая эффективность промышленного производства может нарастать только в условиях увеличения объемов энергопотребления за
счет опережающего роста объемов производства товарной продукции; 2) сельское хозяйство.
В реальном секторе экономики сельское хозяйство Новосибирской области, как и в целом по Российской Федерации является одним из самых эффективных потребителей электроэнергии. Поэтому оно чрезвычайно чувствительно к любого рода сбоям в электроснабжении, независимо от того, произошли ли они от внешних (отключений источников), либо внутренних (поломки электропотребляющего оборудования) причин. Энергосбережение при электропотреблении в сельском хозяйстве является самым действенным средством повышения энергетической безопасности. Поэтому для сельхозпроизводства Программа ставит задачу: обеспечить темпы роста энергетической эффективности не менее 2% в год на первом этапе с ускорением до 3% в год на втором этапе; 3) жилищный фонд.
В связи с особой социальной значимостью постановка задач по энергосбережению в бытовом энергопотреблении существенно отличается
от сформулированных выше для других групп потребителей. В планируемом периоде следует ожидать естественного роста бытового электропотребления со скоростью около 3% в год с увеличением до 6% в год на последующих периодах развития, в то время как планами развития энергосистемы Новосибирской области предусмотрен рост нагрузок потребителей в среднем по планируемому периоду со скоростью около 1% в год. Задача состоит в том, чтобы через активизацию деятельности в сфере энергосбережения в жилом фонде ограничить темп роста бытового
электропотребления на уровне, посильном для системы энергоснабжения
(то есть не более 1% в год). При этом доступность электроснабжения (как техническая, так и экономическая) не должна снижаться. В планируемом периоде требуется обеспечить приблизительно 2% естественного прироста бытового электропотребления исключительно за
счет устранения нерациональной и расточительной его части, оставив прирост в 1% как экономически обоснованный и технически доступный. На последующих периодах развития ожидаемый естественный прирост
бытового электропотребления достигнет 6% в год, из них 5% необходимо обеспечить за счет энергосбережения; 4) бюджетная сфера.
В отношении бюджетных потребителей задача ставится та же, что и
для населения. Естественный прирост электропотребления ожидается не
менее 3% в год и его можно и нужно ограничить на уровне 1% за счет реализации имеющегося потенциала энергосбережения через проведение энергосберегающих мероприятий; 5) предпринимательский сектор.
Задачи ставятся те же, что и в бюджетной и жилищной сферах: необходимо ограничить ожидаемый естественный рост электропотребления до 3% в год и, за счет проведения энергосберагающих мероприятий и реализации имеющегося потенциала энергосбережения, ограничить его на уровне 1% в год. Сложность решения этой задачи обусловлена тем, что
подавляющее большинство субъектов предпринимательства, ввиду малых объемов энергопотребления, выпадает из сферы прямого действия норм правового регулирования энергосбережения, установленных Федеральным
законом N 261-ФЗ и соответствующими подзаконными актами. Решить эту
задачу можно только на добровольной основе, через предоставление определенных льгот субъектам малого бизнеса, отвлекающим силы и средства на увеличение его энергетической эффективности. Помимо пропаганды энергосбережения как выгодного вида экономической деятельности необходимо дополнить принятую политику государственной поддержки малого бизнеса и связать ее с государственной политикой энергосбережения принципиально важным условием: господдержку (за счет бюджетных средств или в любом ином виде) могут получить только те субъекты малого бизнеса, которые на добровольной основе примут на себя определенные обязательства по энергосбережению и увеличению энергетической эффективности своей деятельности. 5. Целевые индикаторы Программы.
Цель, задачи Программы и планируемые значения целевых индикаторов по годам реализации Программы приведены в приложении N 1 к Программе. Методика расчета целевых индикаторов Программы представлена в таблице 2 . Таблица 2
Методика
расчета целевых индикаторов долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Новосибирской области на период до 2015 года" |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | N | Наименование индикатора | Ед. | Методика расчета и (или) источник | | п/п | | изм. | получения данных | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 1 | Снижение энергоемкости ВРП | % | 100% - 100% х (потребление энергоресурсов | | | к уровню 2009 года | | в году n / ВРП в году n / энергоемкость | | | | | 2009 г.). | | | | | Расчеты выполняются на основании | | | | | статистических данных | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 2 | Снижение удельного | % | 100% - 100% х (потребление электроэнергии | | | потребления энергетических | | (тепловой энергии, воды) на территории | | | ресурсов на территории | | Новосибирской области в году n / ВРП в | | | Новосибирской области | | году n) / (потребление электроэнергии | | | (к 2010 г.) | | (тепловой энергии, воды) на территории | | | | | Новосибирской области в 2010 г. / ВРП в | | | | | 2010 г.). | | | | | Расчеты выполняются на основании | | | | | статистических данных | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 3 | Снижение удельного | % | 100% - 100% х (потребление электроэнергии | | | потребления энергетических | | (тепловой энергии, воды) бюджетными | | | ресурсов учреждениями | | учреждениями области в году n / площадь, | | | бюджетной сферы | | занимаемая бюджетными учреждениями в году | | | Новосибирской области | | n) / (потребление электроэнергии (тепловой | | | (к 2010 г.) | | энергии, воды) бюджетными учреждениями | | | | | области в 2010 г. / площадь, занимаемая | | | | | бюджетными учреждениями в 2010 г.). | | | | | Расчеты выполняются на основании данных | | | | | открытое акционерное общество "СИБЭКО", | | | | | открытое акционерное общество | | | | | "Новосибирскэнергосбыт" и муниципальное | | | | | унитарное предприятие "Горводоканал" | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 4 | Уровень инструментального | % | 100% х (количество оснащенных приборами | | | учета потребления | | учета государственных учреждений | | | энергетических ресурсов | | Новосибирской области / общее количество | | | государственными | | государственных учреждений Новосибирской | | | учреждениями Новосибирской | | области) | | | области | | | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 5 | Сокращение удельных | % | 100% - 100% х (потребление энергоресурсов | | | расходов использования | | (электроэнергии, тепловой энергии, воды, | | | энергетических ресурсов в | | газа) на единицу площади жилищного фонда в | | | жилищном фонде | | году n / потребление энергоресурсов | | | (к 2010 г.) | | (электроэнергии, тепловой энергии, воды, | | | | | газа) на единицу площади жилищного фонда в | | | | | 2010 г.) | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 6 | Количество многоквартирных | кол-во | На основании данных, полученных от | | | домов, оборудованных | до-мов | министерства строительства и | | | приборами учета | | жилищно-коммунального хозяйства | | | потребления энергоресурсов | | Новосибирской области при реализации | | | в рамках Программы | | мероприятия Программы | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 7 | Сокращение потерь | % | На основании данных: открытое акционерное | | | энергетических ресурсов | | общество "Региональные электрические | | | при их передаче (к 2010 | | сети", открытое акционерное общество | | | г.) | | "Новосибирскгортеплоэнерго" и районных | | | | | котельных | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 8 | Снижение удельного расхода | % | 100% - 100% х (объем расхода топлива | | | топлива котельными | | котельными Новосибирской области на 1 Гкал | | | Новосибирской области на | | в году n / объем расхода топлива | | | выработку тепловой энергии | | котельными Новосибирской области на 1 Гкал | | | (к 2010 г.) | | в 2010 г.) | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 9 | Повышение эффективности | млн. | Показатель складывается из фактически | | | расхода электроэнергии на | кВт/ч | потребленного объема электроэнергии на | | | освещение улиц, экономия | | уличное освещение в соответствии с | | | электроэнергии | | данными, предоставленными муниципальными | | | | | образованиями Новосибирской области | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 10 | Снижение потребления | % | 100% - 100% х (потребление электроэнергии | | | электрической энергии | | городским электротранспортом в году n / | | | городским | | Потребление электроэнергии городским | | | электротранспортом г. | | электротранспортом в 2010 г.) | | | Новосибирска | | | | | (к 2010 г.) | | | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 11 | Снижение удельной | % | 100% - 100% х (потребление | | | энергоемкости важнейших | | промпредприятиями Новосибирской области | | | видов продукции (к 2010 | | энергоресурсов в году n / выпуск продукции | | | г), в рамках задачи 5 | | в году n / энергоемкость промпредприятий | | | | | Новосибирской области в 2010 г.). | | | | | Расчеты выполняются на основании | | | | | статистических данных | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 12 | Количество | кол-во | значение определяется по итогам | | | реализованных | | рассмотрения представленных инвестиционных | | | инвестиционных проектов по | | проектов на научно-техническом совете | | | использованию | | (приказ министерства промышленности, | | | возобновляемых источников | | торговли и развития предпринимательства | | | энергии на основе | | Новосибирской области от 28.12.2011 N 223) | | | биоресурсов | | | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————| | 13 | Снижение удельной | % | 100% - 100% х (потребление энергоресурсов | | | энергоемкости важнейших | | организациями Новосибирской области, | | | видов продукции (к 2010 | | осуществляющими регулируемые виды | | | г), в рамках задачи 7 | | деятельности, в году n / выпуск продукции | | | | | организациями Новосибирской области, | | | | | осуществляющими регулируемые виды | | | | | деятельности, в году n / энергоемкость | | | | | организаций Новосибирской области, | | | | | осуществляющих регулируемые виды | | | | | деятельности, в 2010 г.). | | | | | Расчеты выполняются на основании данных, | | | | | полученных от организаций Новосибирской | | | | | области, осуществляющих регулируемые виды | | | | | деятельности | |—————|————————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————|
IV. Система мероприятий Программы
6. Структура комплекса мероприятий Программы.
Структура планируемого комплекса мероприятий Программы на период до 2015 года определяется комплексом обязательных мероприятий, перечень которых сформирован Федеральным законом N 261-ФЗ и набором типовых мероприятий, выполнение которых регламентируется настоящей Программой. К числу обязательных мероприятий относятся нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергетической эффективности; мероприятия по экономии топливно-энергетических ресурсов, проведение обязательных энергетических обследований и переход на полный приборный учет всех
энергетических ресурсов. Перечень типовых мероприятий формируется в Программе с учетом особенностей использования энергетических ресурсов различными отраслями экономики Новосибирской области и нацелен на реализацию первоочередных мероприятий, обеспечивающих сочетание наивысшего повышения энергетической эффективности при наименьших финансовых затратах. Перечень в обязательном порядке учитывает состав целевых индикаторов Программы, ее целевые показатели и нацелен на их скорейшее достижение и формирование отчетной информации по исполнению Программы. 7. Основные программные направления. Реализация мероприятий Программы планируется в рамках двух основных этапов. 1 этап - 2011-2012 годы.
В этот период времени основные мероприятия будут осуществляться
по следующим направлениям: проведение энергетических обследований организаций и предприятий во всех отраслях экономики Новосибирской области; оформление энергетических паспортов объектов, составленных по результатам энергетического обследования, и разработка программ повышения энергетической эффективности для каждого участника Программы; информационно-методическое сопровождение деятельности, направленной на энергосбережение; производство энергоэффективного оборудования.
2 этап - 2013-2015 годы. Начиная с 2013 года планируется реализация учреждениями, организациями и предприятиями индивидуальных программ, разработанных в рамках 1-го этапа. 8. Повышение энергетической эффективности в организациях бюджетной сферы Новосибирской области. Первоочередным шагом на пути повышения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Новосибирской области является проведение мероприятий по экономии ТЭР, энергетических обследований и разработка энергетических Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|