Расширенный поиск
Постановление Правительства Новосибирской области от 22.11.2013 № 496-п ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22.11.2013 N 496-п
г.Новосибирск
Утратило силу - Постановление Правительства Новосибирской
области от 13.04.2015 № 137-п
О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской
области от 18.02.2013 N 62-п
Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 18.02.2013 N 62-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2013-2016 годы" следующие изменения: 1. Пункт 3 изложить в редакции: "Министерству здравоохранения Новосибирской области (Шаплыгин Л.В.) обеспечить координацию выполнения мероприятий Программы, организовать ежеквартальное подведение итогов выполнения Программы.". 2. Долгосрочную целевую программу "Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2013-2016 годы" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Новосибирской области В.А. Юрченко
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 22.11.2013 N 496-п "УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 18.02.2013 N 62-п
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2013-2016 годы"
I. ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики
наркомании в Новосибирской области на 2013-2016 годы"
|———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Наименование | Долгосрочная целевая программа "Комплексные меры | | Программы | профилактики наркомании в Новосибирской области на | | | 2013-2016 годы" (далее - Программа) | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Наименование, дата и | Распоряжение Правительства Новосибирской области от | | номер правового акта | 23.04.2012 N 89-рп "О разработке проекта долгосрочной | | о разработке | целевой программы "Комплексные меры профилактики наркомании |
| Программы | в Новосибирской области на 2012-2016 годы" | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Основные разработчики | Министерство здравоохранения Новосибирской области; |
| Программы | министерство образования— науки и инновационной политики | | | Новосибирской области; | | | министерство социального развития Новосибирской области; | | | министерство труда— занятости и трудовых ресурсов | | | Новосибирской области; | | | министерство региональной политики Новосибирской области; | | | департамент физической культуры и спорта Новосибирской | | | области | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Государственный | Министерство здравоохранения Новосибирской области | | заказчик | (государственный заказчик-координатор Программы); | | (государственный | министерство образования— науки и инновационной политики | | заказчик-координатор) | Новосибирской области; |
| Программы | министерство социального развития Новосибирской области; | | | министерство труда— занятости и трудовых ресурсов | | | Новосибирской области; | | | министерство региональной политики Новосибирской области; | | | департамент физической культуры и спорта Новосибирской | | | области | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Руководитель | Министр здравоохранения Новосибирской области | | Программы | | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Исполнители основных | Министерство здравоохранения Новосибирской области; | | мероприятий Программы | министерство образования— науки и инновационной политики | | | Новосибирской области; | | | министерство социального развития Новосибирской области; | | | министерство труда— занятости и трудовых ресурсов | | | Новосибирской области; | | | министерство региональной политики Новосибирской области; | | | департамент физической культуры и спорта Новосибирской | | | области. | | | К исполнению программных мероприятий также привлекаются: | | | Управление Федеральной службы Российской Федерации по | | | контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области; | | | Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний | | | России по Новосибирской области; | | | Главное управление Министерства внутренних дел Российской | | | Федерации по Новосибирской области; | | | Управление Федеральной службы безопасности Российской | | | Федерации по Новосибирской области | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Цели и задачи | Цель: создание условий для приостановления темпов роста и | | программы | сокращение распространения наркомании на территории | | | Новосибирской области. | | | Задачи: | | | 1. Совершенствование системы комплексной профилактики | | | наркомании на территории Новосибирской области. | | | 2. Раннее выявление лиц, потребляющих наркотические | | | средства и психотропные вещества. | | | 3. Материально-техническое обеспечение базы наркологической |
| | службы Новосибирской области. | | | 4. Противодействие незаконному распространению | | | наркотических средств и психотропных веществ на территории | | | Новосибирской области | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Сроки (этапы) | 2013-2016 годы (этапы не выделяются) | | реализации Программы | | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Объемы финансирования | Общий объем финансирования Программы за счет средств | | (с расшифровкой по | областного бюджета Новосибирской области составляет | | годам, источникам | 73 132,0 тыс. рублей, в том числе по годам: | | финансирования и | 2013 год - 18 669,0 тыс. рублей; | | исполнителям | 2014 год - 17 686,0 тыс. рублей; | | мероприятий | 2015 год - 17 916,0 тыс. рублей; | | Программы) | 2016 год - 18 861,0 тыс. рублей. | | | Источники финансирования: средства областного бюджета | | | Новосибирской области. | | | Объем финансирования Программы: | | | по министерству здравоохранения Новосибирской области - 33 | | | 208,0 тыс. рублей, в том числе по годам: | | | 2013 год - 9 167,0 тыс. рублей; | | | 2014 год - 8 937,0 тыс. рублей; | | | 2015 год - 9 167,0 тыс. рублей; | | | 2016 год - 5 937,0 тыс. рублей; | | | по министерству образования— науки и инновационной политики |
| | Новосибирской области - 3 316,0 тыс. рублей, в том числе по |
| | годам: | | | 2013 год - 829,0 тыс. рублей; | | | 2014 год - 829,0 тыс. рублей; | | | 2015 год - 829,0 тыс. рублей; | | | 2016 год - 829,0 тыс. рублей; | | | по министерству социального развития Новосибирской области | | | - 1 803,0 тыс. рублей, в том числе по годам: | | | 2013 год - 343,0 тыс. рублей; | | | 2014 год - 0,0 тыс. рублей; | | | 2015 год - 0,0 тыс. рублей; | | | 2016 год - 1 460,0 тыс. рублей; | | | по министерству труда— занятости и трудовых ресурсов | | | Новосибирской области - 1 125,0 тыс. рублей, в том числе по |
| | годам: | | | 2013 год - 0,0 тыс. рублей; | | | 2014 год - 0,0 тыс. рублей; | | | 2015 год - 0,0 тыс. рублей; | | | 2016 год - 1 125,0 тыс. рублей; | | | по департаменту физической культуры и спорта Новосибирской | | | области - 2 410,0 тыс. рублей, в том числе по годам: | | | 2013 год - 910,0 тыс. рублей; | | | 2014 год - 500,0 тыс. рублей; | | | 2015 год - 500,0 тыс. рублей; | | | 2016 год - 500,0 тыс. рублей; | | | по министерству региональной политики Новосибирской области |
| | - 31 270,0 тыс. рублей, в том числе по годам: | | | 2013 год - 7 420,0 тыс. рублей; | | | 2014 год - 7 420,0 тыс. рублей; | | | 2015 год - 7 420,0 тыс. рублей; | | | 2016 год - 9 010,0 тыс. рублей. | | | Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при | | | формировании областного бюджета Новосибирской области на | | | соответствующий финансовый год | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Важнейшие целевые | Важнейшие целевые показатели: | | индикаторы. | число лиц, состоящих под наблюдением с диагнозом | | Ожидаемые конечные | "наркомания"; | | результаты реализации | доля преступлений, совершенных в состоянии наркотического | | Программы, выраженные | опьянения, от числа всех преступлений; |
| в количественно | доля общеобразовательных учреждений, реализующих | | измеримых показателях | мероприятия по профилактике потребления наркотических | | | средств и психотропных веществ; | | | охват детей школьного возраста (7-17 лет) профилактическими |
| | образовательными программами и мероприятиями; | | | количество участников мероприятий, направленных на | | | профилактику наркомании и пропаганду здорового образа | | | жизни, в рамках реализации Программы; | | | общее количество информационных материалов | | | антинаркотической направленности; | | | доля детей и подростков из семей, находящихся в социально | | | опасном положении, охваченных профилактическими | | | мероприятиями; | | | количество впервые выявленных, в том числе на ранних этапах |
| | формирования наркотической зависимости, и поставленных на | | | учет в отчетном периоде (первичная заболеваемость); | | | число больных, находящихся в ремиссии свыше 2-х лет, на 100 |
| | больных, состоящих под наблюдением на конец года; | | | обеспеченность врачами психиатрами-наркологами | | | амбулаторного приема; | | | доля административных правонарушений, совершенных | | | гражданами в сфере незаконного оборота наркотических | | | средств и психотропных веществ. | | | Основным результатом реализации Программы к 2016 году | | | станет: | | | снижение числа лиц, состоящих под наблюдением с диагнозом | | | "наркомания", до 420,0 человек на 100,0 тысяч населения | | | (2012 год - 450,0 человек на 100,0 тысяч населения); | | | увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих | | | комплексные программы по профилактике потребления | | | наркотических средств и психотропных веществ, до 90,0% | | | (2012 год - 50,0%); | | | увеличение охвата детей школьного возраста (7-17 лет) | | | профилактическими образовательными программами до 90,0% | | | (2012 год - 40,0%); | | | увеличение количества участников мероприятий, направленных | | | на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа | | | жизни, не менее чем на 26 000 человек; | | | увеличение количества впервые выявленных, в том числе на | | | ранних этапах формирования наркотической зависимости, и | | | поставленных на учет в отчетном периоде (первичная | | | заболеваемость наркоманией), до 29,0 человек на 100,0 тыс. | | | населения за счет снижения уровня латентности (скрытности) | | | наркомании среди населения (2012 год - 25,4 человек на | | | 100,0 тыс. населения); | | | увеличение числа больных, находящихся в ремиссии свыше 2-х | | | лет, на 100 больных, состоящих под наблюдением на конец | | | года, до 10,5% (2012 год - 10,0%); | | | увеличение доли детей и подростков из семей, находящихся в | | | социально опасном положении, охваченных профилактическими | | | мероприятиями, до 20,0% (2012 год - 10,0%); | | | обеспеченность врачами психиатрами-наркологами | | | амбулаторного приема составит 0,31 на 10,0 тыс. населения | | | (2012 год - 0,28); | | | снижение доли административных правонарушений, совершенных | | | гражданами в сфере незаконного оборота наркотических | | | средств и психотропных веществ, до 0,09 % (2012 год - | | | 0,12%) | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| | Электронный адрес | http://zdrav.nso.ru/deyatelnost/celprog/Pages/default.aspx | | размещения программы | | | в сети Интернет | | |———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| II. Обоснование необходимости разработки Программы
Объектом Программы являются процессы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области с
общественными объединениями и некоммерческими организациями, средствами массовой информации, с отдельными категориями граждан Новосибирской области, не имеющими опыта употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также лицами, их употребляющими, у которых еще не возникла зависимость от наркотических средств и психотропных веществ; гражданами со сформировавшейся зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ; гражданами, употреблявшими наркотические средства и психотропные вещества, прошедшими курс лечения и реабилитации, либо гражданами с аддиктивным
поведением; гражданами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказание на территории Новосибирской области. Предметом регулирования Программы является комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности системы профилактики, ранней диагностики, лечения наркомании, медико-социальной реабилитации, а также устранение связанных с наркоманией социально-негативных явлений
на территории Новосибирской области. Сфера действия - социальная.
Программа направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, на улучшение демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет снижения смертности, заболеваемости и инвалидности, прямо или косвенно связанных с употреблением наркотиков, а также предотвращение социально-экономических проблем, вызванных употреблением населением наркотических средств и психотропных веществ. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и документами: Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351; Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537; Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690; Законом Новосибирской области от 16.07.2005 N 308-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области"; Законом Новосибирской области от 02.07.2008 N 249-ОЗ "О профилактике наркомании в Новосибирской области"; постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 "О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы"; Концепцией "Укрепление здоровья населения, повышение демографического потенциала Новосибирской области, формирование здорового образа жизни и условий его реализации на период до 2015 года", утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 15.06.2009 N 151-р. Основные понятия, используемые в Программе:
аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических средств и психотропных веществ с нелечебной целью; антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни,
в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании; антинаркотическое просвещение - просветительская деятельность органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, государственных учреждений Новосибирской области, муниципальных учреждений, организаций (включая международные), общественных объединений и граждан по распространению идей, знаний, культурных ценностей в сфере профилактики наркомании; группа риска - лица с аддиктивным поведением;
здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющий сохранять и
укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни; реабилитация - совокупность медицинских (лечебных), психологических, социальных, образовательных и трудовых мер, направленных на восстановление физического и психического состояния больного наркоманией, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности приспособления к окружающей среде, полноценного функционирования в обществе без употребления психотропных веществ, вызывающих наркологическое заболевание.
Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы
Современная ситуация в Новосибирской области, связанная с незаконным распространением и немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, остается неблагополучной и представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности. В 2009-2011 годах уровень заболеваемости наркоманией населения Новосибирской области заметно превышал общероссийский: в 2011 году он
составил 454,5 чел. на 100,0 тыс. населения (2010 году - 572,1 человек); (в Российской Федерации - 247,3 чел. на 100,0 тыс. населения и 252,1 чел. на 100,0 тыс. населения соответственно). По данным научно-исследовательского института наркологии Министерства здравоохранения Российской Федерации в наркологические учреждения обращается один больной из десяти. Предположительно, потребителями наркотических средств и психотропных веществ в Новосибирской области могут быть более 150,0-170,0 тысяч человек. Количество лиц, состоящих на учете в наркологических учреждениях Новосибирской области, в том числе допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, на протяжении последних лет неуклонно росло. Так, по состоянию на 01.01.2005 на учете состояло 16 045 человек, на 01.01.2006-16 243 человека, на 01.01.2007-17 061 человек. По состоянию на 01.01.2012 на
учете в наркологических учреждениях состояло 12 117 человек, на 01.01.2011-15159 человек. Данная ситуация связана со снятием с учета в 2011 году лиц, не посещающих наркологические кабинеты много лет, уклоняющихся от регулярного наблюдения, в соответствии с порядком, установленным приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями". Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление);
изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;
направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); в связи со смертью.
Структура зарегистрированных больных наркоманией в Новосибирской области в 2011 году по сравнению с 2010 годом практически не изменилась, как и в России в целом: подавляющее большинство составили
больные с опийной зависимостью - 77,9% (2010-80,2%), второе ранговое место заняли больные с зависимостью от каннабиса - 14,4% (2010-12,6%), третье - потребители других наркотических средств и сочетанного потребления различных групп, отнесенных к наркотикам - 7,5% (2010-7,0%). Следует отметить, что доля больных наркоманией, проживающих в городе Новосибирске, составляет 76,5% от всех больных наркоманией в Новосибирской области. Доля смертей, связанных с отравлением наркотическими средствами и
психотропными веществами, от общего количества смертей, связанных с отравлениями, достаточно высока. В 2011 году она составила 6,1% (162 случая), в 2010 году - 8,8% (233 случая), в 2009 году - 9,1% (240 случаев). Из числа отравившихся наркотическими средствами и психотропными веществами в 1-м полугодии 2011 года 97,3% (287 случаев) приходится на лиц в возрасте от 18 до 39 лет, 2,7% (8 случаев) - на лиц старше 40 лет. По данным официальной статистической отчетности на 01.01.2012 в Новосибирской области в структуре зарегистрированных наркологических заболеваний в группе несовершеннолетних преобладает токсикомания - 79
случаев, с диагнозом наркомания зарегистрировано 49 человек, употребляющих наркотики с вредными последствиями - 295 человек, ненаркотические вещества - 169 человек. Показатель общей заболеваемости (распространенности) в группе несовершеннолетних 0-17 лет составил: токсикоманией - 17,1 человек на 100,0 тыс. человек, наркоманией - 10,6 человек на 100,0 тыс. человек. В Российской Федерации на конец 2010 года всего зарегистрировано 350936 больных с синдромом зависимости от наркотиков, из них подростки составили 2,64% (в Новосибирской области - 20211 больных, из них подростки - 2,93%). Как показывают социологические исследования, наблюдается рост наркопотребления при снижении возраста первых проб. Если в начале 2000 года признались в том, что пробовали наркотики, лишь 5,3% подростков и юношей в возрасте 14-18 лет, а в постоянном употреблении не признался
никто, то на текущий момент картина совершенно иная: 12,7% школьников
в возрасте 14_18 лет пробовали наркотические средства и психотропные вещества, 8,0%_9,7% употребляют их время от времени. В последнее время наркотики стали привычным элементом досуга, частью молодежной субкультуры, которая базируется и в учреждениях культурно-развлекательной сферы (дискотеки, клубы и др.) и, к сожалению, в образовательных учреждениях. В этой среде существует новое, облегченное отношение к наркотикам, особенно в среде девочек-подростков. При этом общеизвестно, что наркомания приводит к тяжелейшим поведенческим расстройствам, административным правонарушениям, уголовным преступлениям, различным формам девиантного поведения, а также полной биологической, генетической и социальной деградации личности. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (среди больных СПИДом более 50,0% наркоманов), инфекционных гепатитов (более 90,0% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. Данная ситуация является косвенным показателем недостаточной информированности подростков и молодежи о необратимых последствиях, которые влекут за собой потребление наркотических средств и психотропных веществ. Отмечается несовершенство системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании
и токсикомании. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи. Содержательная сторона проводимых курсов повышения квалификации, используемый в большинстве случаев информационно-лекционный формат обучения уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Интерактивные формы обучения (тренинги,
деловые игры) используются достаточно редко. В недостаточной мере проводится работа по повышению квалификации специалистов, работающих в районах Новосибирской области. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в Программу вопросов подготовки специалистов по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. В городах и районах Новосибирской области продолжает преобладать негативно-ориентированный подход к профилактике наркомании, токсикомании среди учащихся, характеризующийся массовым информированием молодежи о вреде наркотиков, использованием стратегии
запугивания, преобладанием массовых форм профилактики. Позитивно ориентированные стратегии, направленные на формирование у молодежи жизненных навыков (преодоление стресса, принятие решений, отстаивание
своей позиции и др.), используются крайне редко. Профилактическими образовательными программами охвачены только 26,0% образовательных учреждений. В процесс профилактики наркомании слабо вовлечена общественность,
мало используется потенциал семьи, недостаточно развита государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании. Необходима разработка механизмов социального партнерства между государственными структурами и общественными объединениями и организациями при проведении профилактических мероприятий антинаркотической направленности. Низка выявляемость несовершеннолетних, начавших потреблять психотропные вещества на раннем этапе, на уровне школы, семьи, мест досуга, когда еще возможно предотвратить формирование синдрома зависимости, применив комплекс мер медико-психологического, педагогического и социального характера. Удельный вес подростков, употребляющих наркотические вещества в Новосибирской области, составляет 12,4% от общего числа зарегистрированных в наркологических
кабинетах (3676 человек), что значительно выше, чем в среднем по России (7,4%). Ситуация осложняется тем, что в настоящее время на первый план выходит употребление синтетических наркотических средств с высокой наркогенной активностью. При этом подростки в силу незавершенности возрастного психического и личностного развития быстрее, чем взрослые, попадают в болезненную зависимость. Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения о доступности квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению психотропных веществ. Около 60,0% опрошенных детей и подростков и 28,0% взрослых не представляли, куда можно обратиться за
получением наркологической медицинской помощи. Причем, в основном население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В настоящее время не разработаны достаточно эффективные средства и методы лечения и реабилитации наркомании. Наркологические диспансеры, оснащенные необходимым оборудованием и медикаментами, располагающие квалифицированными специалистами, обеспечивают ремиссию
от 6 месяцев до двух лет не более чем у 15% пациентов. Это означает, что из каждых 100 больных, прошедших курс лечения, 85 человек вновь начинают употреблять наркотики. Амбулаторное звено наркологической службы Новосибирской области представлено подразделениями государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер", имеющего в своем составе два диспансерных
отделения для взрослого и детского населения, амбулаторно-реабилитационное отделение на 50 мест; межрайонным наркологическим диспансером на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская центральная районная больница"; 58 наркологическими кабинетами, организованными на базах центральных районных (городских) больниц, в том числе 13 детско-подростковыми кабинетами. Стационарное звено наркологической службы Новосибирской области представлено стационарными отделениями государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер", мощностью 76 наркологических коек, в том числе, специализированным отделением на 30 коек для детско-подросткового населения, стационарным реабилитационным отделением на 16 коек; наркологическими отделениями на базах центральных районных (городских) больниц (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская центральная районная больница" - 15 коек, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Каргатская центральная районная больница" - 10 коек, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" - 15 коек). Таким образом, коечный фонд наркологической службы Новосибирской области составляет 116 коек или 0,43 на 10,0 тыс. населения (Российская Федерация - 1,83). Для проведения медико-социальной реабилитации в структуре государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" развернуто два отделения: амбулаторное на 50 мест - для обслуживания взрослого и
детско_подросткового населения и стационарное - на 16 коек. Сохраняются низкие показатели занятости должностей врачей психиатров_наркологов амбулаторного приема, особенно в районах Новосибирской области. По состоянию на 01.01.2012 обеспеченность врачами психиатрами-наркологами на амбулаторном приеме составила 0,27
на 10,0 тыс. населения (Российская Федерация - 0,41). В связи с отсутствием дополнительных площадей в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" не выполняются требования приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 929н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология": не организовано отделение (палаты) неотложной наркологической помощи, стационарное отделение по оказанию
стационарной реабилитационной помощи женскому населению, не развернуты помещения для трудовой занятости больных, ряд наркологических кабинетов развернуты в приспособленных помещениях. До настоящего времени не представляется возможным оснастить наркологические отделения необходимым медицинским оборудованием в соответствии со стандартом оснащения (приложение N 6 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 929н). Психотропные вещества стали легкодоступными для молодежи. Около 60,0% опрошенных молодых людей, употребляющих их, отмечают относительную несложность их приобретения. Психотропные вещества приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Доступность и относительная несложность приобретения наркотических средств и психотропных веществ с учетом достаточной информированности подростков о видах наркотических средств и эффектах
их действия, пассивного отношения к их приему среди сверстников по двору, классу, придает угрожающий характер наркогенной ситуации. По данным прокуратуры Новосибирской области за 6 месяцев 2011 года из незаконного оборота изъято и сильнодействующих веществ, в том числе: 111 кг героина, 25 кг гашиша, По данным Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области по состоянию на 01.01.2011 на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел за потребление наркотических средств и психотропных веществ состоит 425 несовершеннолетних (2009 год - 582, 2008 год - 855). Количество административных правонарушений, совершенных гражданами в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по Новосибирской области составило в 2011 году 1073 правонарушений (в 2010-1324, в 2009-2368). С 2008 года Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области выявлено 52 факта незаконной пропаганды и рекламы наркотических средств и психотропных веществ. Несмотря на усилия силовых структур по противодействию распространения наркомании, спрос на наркотические средства постоянно
растет. Следовательно, для снижения спроса на наркотические средства необходимо формировать в массовом сознании населения устойчивое мнение о недопустимости потребления наркотических средств, особенно среди групп повышенного риска: подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, специальных школах; подростков, не занятых учебой, освободившихся из мест лишения свободы, а также проживающих в условиях семейного неблагополучия; безнадзорных
детей, потребляющих психотропные вещества. Кроме того, существующая информационная среда достаточно лояльно относится к распространению наркотиков вплоть до пропаганды потребления наркотиков и других психотропных веществ. Таким образом, существует реальная необходимость выработки государственной политики в области противодействия наркомании, снижения спроса на наркотические средства и психотропные вещества и создание организационной системы профилактики, раннего выявления, лечения и реабилитации больных наркологического профиля. По данным, предоставленным управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области, Новосибирская область входит в число двенадцати регионов страны, где ежегодно совершается более 4,0 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в восьмерку регионов, где регистрируется свыше 200 таких преступлений на 100,0 тыс. населения. Таким образом, на территории Новосибирской области отмечается рост наркотизации населения, что влечет за собой множество негативных
явлений: уменьшение средней продолжительности жизни, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, ухудшение здоровья населения, рост преступности. С учетом вышеизложенного, можно выделить следующие основные проблемы: недостаточная организация профилактической работы в организованных коллективах, прежде всего в учреждениях образования, по включению в основные и дополнительные образовательные программы разделов по профилактике злоупотребления психотропными веществами; недостаточно организован досуг населения, особенно подростков, позволяющий занять свободное время, способствующий развитию социальной активности и творческого потенциала личности; распространение в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков; недостаточный уровень осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте; не отработана система раннего выявления лиц, незаконно потребляющих психотропные вещества на уровне школы, семьи, мест досуга; недостаточная эффективность медико-социальной и социально-психологической реабилитации, в том числе из-за недостатка квалифицированных кадров; несоответствие материально-технической базы наркологической службы Новосибирской области современным требованиям, недостаточная мощность стационарных и реабилитационных подразделений; сохраняется высокая доступность нелегальных наркотических средств
и появляются новые виды психотропных веществ, вызывающих зависимость.
Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость реализации Программы обуславливается тем, что, несмотря на принимаемые меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств и профилактике потребления наркотических средств и психотропных веществ, уровень заболеваемости наркоманией населения Новосибирской области превышает общероссийский, число правонарушений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков, остается значительным. Межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, территориальных органов федеральных исполнительных органов власти, органов местного самоуправления позволили в последние годы стабилизировать ситуацию с потреблением наркотиков на относительно невысоком уровне. Разработка Программы в соответствии с распоряжением Правительства
Новосибирской области от 23.04.2012 N 89-рп "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2012-2016 годы" вызвана необходимостью осуществления целого комплекса мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и их немедицинскому потреблению - явлениям, представляющим серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку, а также безопасности региона. Эффективно бороться со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконным оборотом можно только комплексно, используя для этого весь арсенал профилактических,
медицинских и правоохранительных мер. Учитывая сложность проблем и необходимость реализации скоординированных мероприятий по устранению условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего снижение преждевременной смертности и уровня заболеваемости населения Новосибирской области от
осложнений наркологических заболеваний, необходим межведомственный подход, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в данной сфере. Наиболее эффективным методом решения существующих проблем, с учетом задач государственной политики, является применение программно_целевого метода. Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях комплексного решения проблемы. Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
решение комплексных масштабных задач Программы, которые носят межведомственный характер, путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных исполнительных органов власти, органами местного самоуправления в Новосибирской области, общественными объединениями и организациями; оперативное применение эффективных механизмов реализации Программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий Программы; системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленной цели; длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты; контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области. Кроме того, использование программно-целевого метода позволит оптимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленной цели по сокращению уровня распространения наркомании на территории Новосибирской области и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях: совершенствовании системы комплексной профилактики наркомании;
раннем выявлении лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества; развитии многоуровневой системы организации наркологической помощи, медико-социальной и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; противодействии незаконному распространению наркотических средств
и психотропных веществ на территории Новосибирской области.
III. Цель, задачи и целевые индикаторы Программы
Цель: создание условий для приостановления темпов роста и сокращение распространения наркомании на территории Новосибирской области. Задачи:
1. Совершенствование системы комплексной профилактики наркомании на территории Новосибирской области. 2. Раннее выявление лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. 3. Материально-техническое обеспечение базы наркологической службы Новосибирской области. 4. Противодействие незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ на территории Новосибирской области. Цель и задачи Программы с указанием целевых индикаторов приведены
в приложении N 1 к Программе. Методика расчета целевых индикаторов Программы представлена в таблице. Методика расчета целевых индикаторов долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2013-2016 годы" |—————|——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | N | Наименование индикатора | Единица измерения | Расчет и/или источник представления | | п/п | | | данных | |—————|——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 1 | Число лиц, состоящих под | на 100,0 тысяч | данные приводятся из статистического | | | наблюдением с диагнозом | населения | сборника Федерального | | | наркомания | | государственного бюджетного | | | | | учреждения "Национальный научный | | | | | центр наркологии" Министерства | | | | | здравоохранения Российской Федерации | |—————|——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 2 | Доля преступлений, | % | всероссийский информационный банк | | | совершенных в состоянии | | данных Главного Управления | | | наркотического | | Министерства внутренних дел РФ по | | | опьянения, от числа всех | | Новосибирской области | | | преступлений | | | |—————|——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 3 | Доля общеобразовательных | % | 100% х количество | | | учреждений, реализующих | | общеобразовательных учреждений, | | | мероприятия по | | реализующих мероприятия по | | | профилактике потребления | | профилактике потребления | | | наркотических средств и | | наркотических средств и психотропных | | | психотропных веществ | | веществ/общее число | | | | | общеобразовательных учреждений | | | | | (на основании данных Минобрнауки | | | | | НСО) | |—————|——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 4 | Охват детей школьного | % | 100% х число детей школьного | | | возраста (7-17 лет) | | возраста, охваченных | | | профилактическими | | профилактическими образовательными | | | образовательными | | программами и мероприятиями/общее | | | программами и | | число детей школьного возраста | | | мероприятиями | | (на основании данных Минобрнауки | | | | | НСО) | |—————|——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 5 | Количество участников | чел. | на основании отчетных данных, | | | мероприятий, | | представленных ответственными | | | направленных на | | исполнителями по мероприятиям, | | | профилактику наркомании | | предусмотренными пунктами: | | | и пропаганду здорового | | 1.1.1, 1.1.6 - 1.1.10, 1.2.4 - | | | образа жизни, в рамках | | 1.2.11, 1.3.1, 1.6.1 (МРП НСО); | | | реализации Программы | | 1.2.1 - 1.2.3 (ДФКиС НСО); | | | | | 1.1.2, 1.1.3, 1.1.12, 1.2.12, 2.1 | | | | | (МТЗиТР НСО); | | | | | 1.1.4. (МСР НСО); | | | | | 1.1.5 и 1.1.11 (МЗ НСО); | | | | | 1.6.2 (Минобрнауки НСО) приложения N | | | | | 2 к Программе | |—————|——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 6 | Общее количество | тыс. экз. | на основании отчетных данных, | | | информационных | | представленных ответственными | | | материалов | | исполнителями по мероприятиям | | | антинаркотической | | предусмотренными пунктами: | | | направленности | | 1.4. и 1.5 приложения N 2 к | | | | | Программе | |—————|——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 7 | Доля детей и подростков | % | расчеты произведены на основании | | | из семей, находящихся в | | формы 1.1 АИС "Дети" | | | социально опасном | | 100% х количество детей | | | положении, охваченных | | соответствующей группы, охваченных | | | профилактическими | | профилактическими | | | мероприятиями | | мероприятиями/общее количество детей | | | | | из семей, находящихся в социально | | | | | опасном положении (отчеты | | | | | муниципальных образований) | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|