Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 14.10.2015 № 375-п

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 14.10.2015 № 375-п

 

г. Новосибирск

 

О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 22.12.2014 № 500-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» Правительство Новосибирской области  п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для  социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - постановление) следующие изменения:

1. Пункт 2 дополнить подпунктами 6, 7 в следующей редакции:

«6) Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение затрат на оплату обучения студентам по целевой контрактной подготовке за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Новосибирской области на реализацию мероприятий подпрограммы 4 «Государственная поддержка развития образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», согласно приложению № 6 к настоящему постановлению;

7) Порядок и условия подтверждения потребности в дополнительных ассигнованиях на реализацию Указов Президента Российской Федерации государственными учреждениями, подведомственными министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области согласно приложению № 7 к настоящему постановлению.».

2. В приложении № 2 к постановлению «Порядок предоставления и  расходования субвенций из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»:

1) в наименовании раздела «IV. Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на  социальную поддержку отдельных категорий детей, обучающихся в  общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» слово «общеобразовательных» заменить словом «образовательных»;

2) в пунктах 36, 37, 40 слово «общеобразовательных» заменить словом «образовательных»;

3) в подпункте 1 пункта 40 слово «общеобразовательных» заменить словом «образовательных»;

4) подпункт 2 пункта 40 изложить в следующей редакции:

«2) обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся и проживающих в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях;»;

5) подпункт 3 пункта 40 изложить в следующей редакции:

«3) обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, не проживающих в этих организациях;».

3. В приложении № 3 к постановлению «Условия предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»:

1) в разделе «IIУсловия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию подпрограммы «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области»:

подпункт 5 пункта 15 признать утратившим силу;

2) в разделе «IIIУсловия предоставления и расходования субсидий из  областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту зданий образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования на территории Новосибирской области, и строительству, реконструкции и ремонту зданий муниципальных образовательных организаций и иных организаций, обеспечивающих функционирование системы образования Новосибирской области подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»:

подпункт 4 пункта 26 изложить в следующей редакции:

«4) централизация закупок товаров, работ, услуг с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 500000,00 рублей, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений (кроме муниципального образования города Новосибирска) в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 597-п «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление контрактной системы».».

4. В пункте 4 приложения № 5 к постановлению «Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»:

1) подпункт 2 после слов «печатью организации» дополнить словами «(при наличии)»;

2) подпункт 5 после слов «печатью организации» дополнить словами «(при наличии)»;

3) подпункт 8 изложить в следующей редакции:

«8) копию учебного плана организации (за исключением частных дошкольных образовательных организаций), заверенную нотариально или печатью организации (при наличии) и подписью руководителя или его уполномоченного лица;».

5. Приложение № 6 к постановлению «Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение затрат на оплату обучения студентам по целевой контрактной подготовке за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Новосибирской области на реализацию мероприятий подпрограммы 4 «Государственная поддержка развития образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.

6. Приложение № 7 к постановлению «Порядок и условия подтверждения потребности в дополнительных ассигнованиях на реализацию Указов Президента Российской Федерации государственными учреждениями, подведомственными министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

7. В государственной программе Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в  Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - государственная программа):

1) в разделе «I. Паспорт государственной программы Новосибирской области»:

а) строку «Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы» изложить в следующей редакции:

 

«

Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы

Министерство образования, науки и  инновационной политики Новосибирской области;

министерство строительства Новосибирской области;

министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство сельского хозяйства Новосибирской области;

государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр развития материально-технической базы образования»;

государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»;

государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий»;

государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества»;

государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр»;

государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Новосибирский учебный авиационный центр им. А.И. Покрышкина»;

государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»;

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования»;

государственное автономное учреждение Новосибирской области «Новосибирский региональный ресурсный центр»;

органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию);

муниципальные дошкольные и общеобразовательные организации (по согласованию);

общественные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в  соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

б) строку «Цель и задачи государственной программы» изложить в следующей редакции:

«

Цель и задачи государственной программы

Цель: обеспечение соответствия высокого качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам социально-экономического развития Новосибирской области.

Задачи:

1. Создание в системе дошкольного, общего и  дополнительного образования детей условий для получения качественного образования, включая развитие и модернизацию базовой инфраструктуры и технологической образовательной среды государственных (муниципальных) образовательных организаций.

2. Обеспечение равных возможностей для   детей в получении качественного образования и позитивной социализации независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей.

3. Формирование условий для активного включения обучающихся в социальную и  экономическую жизнь общества, популяризации здорового образа жизни, развития нравственных и духовных ценностей, занятий творчеством, развития системы профессиональной ориентации, повышения активности обучающихся в освоении и получении новых знаний.

4. Развитие кадрового потенциала системы образования Новосибирской области.

5. Создание условий для выявления и  развития одаренных детей и учащейся молодежи, способствующих их профессиональному и личностному становлению.

6. Повышение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, и существенное увеличение их вклада в социально-экономическое развитие Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

в) строку «Перечень подпрограмм государственной программы» изложить в следующей редакции:

«

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограмма 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей».

Подпрограмма 2 «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Новосибирской области».

Подпрограмма 3 «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области».

Подпрограмма 4 «Государственная поддержка развития образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

г) строку «Объемы финансирования государственной программы» изложить в следующей редакции:

 

«

Объемы финансирования государственной программы

Прогнозный объем финансового обеспечения государственной программы составит 140525116,8 тыс. рублей.

В том числе по годам:

2015 год - 24439089,9 тыс. рублей;

2016 год - 21826327,6 тыс. рублей;

2017 год - 20784130,6 тыс. рублей;

2018 год - 24475072,9 тыс. рублей;

2019 год - 24492772,9 тыс. рублей;

2020 год - 24507722,9 тыс. рублей;

по источникам финансового обеспечения:

федеральный бюджет, всего - 774185,5 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 774185,5 тыс. рублей;

областной бюджет Новосибирской области, всего - 138746250,8 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 23630543,6 тыс. рублей;

2016 год - 21788374,8 тыс. рублей;

2017 год - 20762563,7 тыс. рублей;

2018 год - 24171472,9 тыс. рублей;

2019 год - 24189172,9 тыс. рублей;

2020 год - 24204122,9 тыс. рублей;

местные бюджеты, всего - 1004680,5 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 34360,8 тыс. рублей;

2016 год - 37952,8 тыс. рублей;

2017 год - 21566,9 тыс. рублей;

2018 год - 303600,0 тыс. рублей;

2019 год - 303600,0 тыс. рублей;

2020 год - 303600,0 тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

д) строку «Основные целевые индикаторы государственной программы» изложить в следующей редакции:

 

«

Основные целевые индикаторы государственной программы

1. Соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 10% общеобразовательных организаций с лучшими и в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами (измеряется через отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ).

2. Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих образовательные услуги по  дополнительным общеобразовательным программам, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет).

3. Удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей.

4. Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся.

5. Отношение численности детей в возрасте от  3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в  текущем году, и численности детей в  возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования.

6. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании.

7. Охват детей программами дошкольного образования.

8. Удельный вес численности детей, занимающихся в кружках, организованных на  базе дневных общеобразовательных организаций, в общей численности обучающихся в дневных общеобразовательных организациях (в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области и сельских поселениях).

9. Удельный вес численности учителей в  возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций.

10. Удельный вес численности обучающихся по  программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования.

11. Прирост количества исследовательских, образовательных и предпринимательских проектов, реализуемых образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Новосибирской области, совместно с научными организациями и бизнесом.

12. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

е) строку «Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях» изложить в следующей редакции:

 

«

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях

1. Всем обучающимся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций к 2018 году будет предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих основным современным требованиям (с учетом федерального государственного образовательного стандарта), в  том числе будет сокращена численность обучающихся во вторую смену.

2. Будет сокращен разрыв в образовательных результатах обучающихся по обязательным предметам между общеобразовательными организациями, показывающими низкие образовательные результаты, и  общеобразовательными организациями, показывающими лучшие образовательные результаты (по результатам ЕГЭ).

3. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет, состоящие на учете для получения места в дошкольных образовательных организациях, к концу 2015 года будут охвачены образовательными программами дошкольного образования.

4. Охват детей раннего дошкольного возраста дошкольными образовательными организациями в 2020 году составит 20% от общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (2014 - 14,6%).

5. Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования будет составлять не менее 86% (2014 - 83%).

6. Не менее половины обучающихся по программам общего образования в 2020 году будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

7. Удельный вес численности учителей в  возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций в 2020 году составит не менее 25% (2014 - 20%).

8. Будет обеспечена эффективная включенность образовательных организаций высшего образования в решение задач социально-экономического развития Новосибирской области, высокий уровень конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, на российском и международном уровнях.

9. Будет обеспечена потребность экономики и социальной сферы Новосибирской области в кадрах высокой квалификации, в том числе по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития.

10. Образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Новосибирской области, добьются высокой степени диверсификации доходной части бюджета за счет увеличения доли хоздоговорных работ, научной деятельности и оказания платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

2) раздел «II. Обоснование необходимости реализации государственной программы» изложить в следующей редакции:

«Основой системы образования в Новосибирской области является сеть государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы различного уровня. При этом полномочия в сфере организации и управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей в основном сконцентрированы на региональном и муниципальном уровнях управления; в сфере профессионального образования - на региональном уровне; в  сфере высшего образования - преимущественно на федеральном уровне. Тем не менее, в целях развития Новосибирской области и удовлетворения потребностей населения в качественном образовании вся совокупность образовательных организаций должна функционировать взаимосвязано и государственная политика, реализуемая в отношении тех или иных ее звеньев, должна строиться на принципах комплексности и последовательности, ориентируясь на достижение общей цели: формирование человеческого капитала, который является основой конкурентоспособности Новосибирской области в национальном и глобальном плане.

 

Таблица 1

 

Образовательные организации, реализующие программы общего

образования в Новосибирской области в 2014 году

 

 

Количество организаций

Численность обучающихся

Общеобразовательных, в том числе:

1009

275801

дневных муниципальных общеобразовательных

983

270588

вечерних

26

5213

 

Большая часть общеобразовательных организаций в Новосибирской области расположена в сельской местности (63%), в них обучается 23% детей.

Система общего образования в Новосибирской области отличается достаточно высокой (68%), по сравнению со средней по России (48%), долей старшеклассников, обучающихся по программам повышенного уровня.

В целом система образования в Новосибирской области способна решать стоящие перед ней задачи:

в основном обеспечивается высокая степень доступности образовательных услуг на всех ступенях, кроме дошкольного образования;

показатели, характеризующие уровень образовательного результата системы общего образования, в основном соответствуют аналогичным показателям в регионах, имеющих схожий уровень социально-экономического развития;

наличие большой концентрации научных организаций и сформировавшихся традиций по работе с одаренными детьми и молодежью поддерживает устойчиво высокий уровень олимпиадных достижений школьников и студентов.

Новосибирская область самостоятельно решает вопросы подготовки профессиональных кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы с учетом процессов модернизации и инновационных преобразований.

Объективной характеристикой качества образования является положительная динамика результатов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по обязательным предметам (таблица 2). Средний балл выпускников Новосибирской области как по обязательным предметам, так и по предметам по выбору (кроме обществознания) находится на уровне или превосходит средние баллы по Российской Федерации в 2014 году.

 

Таблица 2

 

Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике

в 2012-2014 гг.

 

Предмет

Доля участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог, %

Средний балл участников ЕГЭ

Доля участников ЕГЭ с высоким уровнем подготовки, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

Русский язык

4

2

0,5

59

62

62

13

17

19

Математика

13

12

4

41

46

46

15

22

24

 

Важным целевым индикатором является соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 10% общеобразовательных организаций с лучшими и в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами (измеряется через отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ). Его значение в 2013 году составило 1,91. Перед системой образования стоит задача сокращения разрыва в результатах ЕГЭ за счет улучшения результатов общеобразовательных организаций, выпускники которых показывают худшие результаты итоговой аттестации.

В Новосибирской области продолжается поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для обучающихся, начавших обучение с 2008 года. В 2013 году доля школьников, обучающихся по ФГОС:

на ступени начального общего образования составила 79% (в 2014 г. - 100%);

на ступени основного общего образования составила 10% обучающихся (в 2014 - 18%, к 2015 году - 90% (по ФГОС будут обучаться все обучающиеся 18 классов).

Задача обеспечения доступности образовательных услуг общего образования решается через развитие сети образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей Новосибирской области работает 267 организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, в которых занимаются около 170 тысяч детей в возрасте от 6 до 18 лет.

По результатам всероссийского рейтинга Новосибирская область является одним из лидеров по созданию условий обучения в лицеях и гимназиях.

Педагоги Новосибирской области оказались в первой половине всероссийского рейтинга по степени активности в сети, умению использовать Интернет для поиска материалов и обмена информацией.

В то же время проблемы экономического и социального развития Новосибирской области, характерные для страны в целом и проявляющиеся на протяжении последних десятилетий XX века и начала XXI века, имеют отражение в образовательной сфере, новые вызовы и тенденции современного развития также формируют ряд задач модернизации образования.

1. Сеть государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и раннего развития, не обеспечивает необходимую доступность этих услуг для всех нуждающихся. Активность частного предпринимательства в этой сфере невелика и не компенсирует имеющийся недостаток.

Охват детей в возрасте от 1 до 7 лет услугами дошкольного образования в Новосибирской области в последние годы увеличился, но пока не достиг общероссийских показателей (в 2013 году в Новосибирской области - 65,4%, в Российской Федерации - 67%).

Для создания равных стартовых условий и обеспечения доступности качественного обучения в начальной школе важна предшкольная подготовка.

Целевым показателем является охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования. Его значение по Новосибирской области в 2013 году составляет 90%, и планируемый комплекс мер к 2015 году позволит добиться его увеличения до 100%.

При решении проблемы охвата детей от 3 до 7 лет сохраняет актуальность удовлетворение потребности в сохранении и расширении системы раннего развития детей от 0 до 3 лет. Основным элементом этой системы являются дошкольные образовательные организации. Охват детей в возрасте от 0 до 3 лет услугами дошкольных образовательных организаций в 2014 году составил 14,6%.

Другими формами ранней поддержки развития детей являются специальные группы раннего развития в системе дополнительного образования, семейные группы, группы развития, организованные частными лицами.

Охват детей в возрасте от 0 до 3 лет различными программами поддержки раннего развития в общей численности детей соответствующего возраста к 2020 году достигнет 20%.

Меры программного характера, связанные с созданием дополнительных дошкольных мест, реализуемые на муниципальном и областном уровнях с 2011 года, ситуацию улучшили, но решение этой задачи при сохранении программного подхода для категории детей от 3 до 7 лет возможно только к концу 2015 года.

В 2011-2013 годах введено более 23200 дополнительных мест. В 2013 году введено в эксплуатацию 24 новых объекта дошкольного образования (здания, пристройки), создано 8065 дополнительных мест.

На протяжении трех лет не изменилось количество лицензированных негосударственных дошкольных образовательных организаций (19 - в 2014 году), их посещают 1128 детей.

Механизмом обеспечения доступности дошкольного образования становится создание дошкольных групп и групп кратковременного пребывания детей при государственных и муниципальных образовательных организациях (в 2014 году 368 и 886 групп соответственно), «дошкольных семейных групп», организуемых многодетными семьями (в 2014 году - 19).

Это не оказывает существенного влияния на увеличение охвата детей услугами дошкольного образования. Необходимо стимулировать коммерческие организации для строительства детских садов, развития вариативных форм дошкольного образования.

Требуется также в период реализации государственной программы обеспечить улучшение материальной и технологической базы системы дошкольного образования, укрепление кадрового потенциала, наполнение новым содержанием образовательного процесса в связи с принятием ФГОС.

2. Сеть общеобразовательных организаций сформировалась, в основном, в период, предшествовавший переходу к рыночной экономике, и не имела достаточных ресурсов для своего поддержания и развития в последние годы. Введение новых норм и правил устройства образовательных объектов существенно подняли требования к помещениям общеобразовательных организаций и условиям пребывания в них обучающихся и учителей. Это касается необходимости организации занятий в одну смену, наличия оборудованных залов и площадок для занятий физической культурой и спортом, художественным и техническим творчеством. В современных условиях по-новому определены задачи обеспечения безопасности и создания здоровых условий нахождения обучающихся в общеобразовательных организациях. Требуется повышение уровня энергоэффективности зданий.

Все это было и остается в центре внимания руководящих и надзорных органов всех уровней управления, создана система их взаимодействия в решении этих вопросов, существенно смягчена острота проблем, но для полного их решения необходимо обеспечить реализацию выработанных мер, наращивая их масштабы, чтобы на конец программного срока добиться существенного улучшения ситуации, а это предполагает строительство и реконструкцию действующих объектов образования, их капитальный ремонт.

Необходимость изменения сети общеобразовательных организаций обуславливается следующей демографической ситуацией. До 2018 года ожидается ежегодный прирост численности детей в возрасте 7-17 лет.

Сопоставительный анализ данных роста численности и проектной наполняемости позволяет прогнозировать рост потребности в изменении сети общеобразовательных организаций.

Выделяется четыре группы районов:

1) муниципальные районы Новосибирской области, где фактическая наполняемость образовательных организаций к 2018 году составит от 75-95% от проектной наполняемости образовательных организаций;

2) муниципальные районы Новосибирской области, в которых фактическая наполняемость общеобразовательных организаций значительно ниже проектной (Здвинский, Каргатский, Кочковский, Кыштовский, Убинский, Чистоозерный, Чулымский районы);

3) муниципальные районы Новосибирской области (Новосибирский район Новосибирской области) и городские округа (г. Бердск, г. Новосибирск - Ленинский и Первомайский районы), в которых имеющиеся общеобразовательные организации к 2018 году будут загружены на 95-100%;

4) районы города Новосибирска, также г. Обь Новосибирской области, в которых действующих общеобразовательных организаций недостаточно на 2018 год и необходимо строить новые (Дзержинский, Калининский, Октябрьский районы, Центральный округ г. Новосибирска).

В целях приведения в соответствие с современными требованиями базовой инфраструктуры системы общего образования в последние три года продолжается финансирование капитальных и текущих ремонтов зданий общеобразовательных организаций. Благодаря этому:

почти 65% общеобразовательных организаций имеют современное остекление;

произведены ремонт и реконструкция почти половины кровель, требующих ремонта (в 2013 году - 115 кровель);

комплексно отремонтированы более 40% спортивных залов, находящихся в неудовлетворительном состоянии (в том числе 67 - в 2013 году).

Требуют дальнейшего приведения в соответствие с современными требованиями действующие в общеобразовательных организациях спортивные площадки.

Полностью решены следующие задачи:

оборудованы теплые санузлы во всех общеобразовательных организациях: в  30 общеобразовательных организациях проведены строительные работы, в 21 общеобразовательной организации (филиале) с малой численностью обучающихся (от 2 до 15 человек) установлены теплые биотуалеты;

обеспечено соответствие стандарту безопасности и комфорта всех автобусов, занятых ежедневным подвозом обучающихся, за счет переоборудования и поставки 330 единиц автотранспортных средств;

обеспечено открытие новых маршрутов подвоза обучающихся.

3. Современная общеобразовательная организация находится на этапе масштабного технологического переоснащения, прежде всего в силу необходимости широкого внедрения информационных технологий в образовательный процесс, насыщения современным учебным оборудованием в  соответствии с требованиями новых ФГОС, спортивным оборудованием и инвентарем. Этот процесс существенно активизировался в рамках реализации комплекса мер модернизации региональной системы общего образования, 989 общеобразовательных организаций получили новое учебно-лабораторное оборудование, почти 400 общеобразовательных организаций обновили оснащение своих мастерских, в 900 общеобразовательных организаций поставлено спортивное оборудование и инвентарь.

Большая работа проведена по продвижению в образовательный процесс информационных технологий: соответствующее оборудование поставлялось более чем в 1000 общеобразовательных организаций и прежде всего в общеобразовательные организации, имеющие существенное отставание.

В 2013 году увеличилась доля общеобразовательных организаций, в  которых есть один и более мультимедийный проектор, до 96%; одна интерактивная доска и более, - до 76% (в 2011 году 92% и 56% соответственно).

В 2013 году в общеобразовательных организациях проводились работы по повышению скорости доступа к сети Интернет. В результате в 52% общеобразовательных организаций скорость доступа к сети Интернет доведена до 2048 Кбит/с. В 26% общеобразовательных организаций скорость доступа к сети Интернет - выше 256 Кбит/с. Вместе с тем, 22% общеобразовательных организаций (преимущественно сельских) имеют скорость доступа к сети Интернет ниже желаемого показателя - 128 Кбит/с.

Несмотря на проведенную работу по оснащению библиотек общеобразовательных организаций стационарными и переносными компьютерами, средствами сканирования и распечатки текстов, копирования бумажных материалов, остается невысокой доля общеобразовательных организаций, имеющих современную библиотеку (в 2013 г. - 27%, в 2011 г. - 20%).

Достижение необходимого уровня оснащения всех общеобразовательных организаций в целях создания равных условий организации образовательного процесса независимо от места расположения может быть обеспечено только при продолжении программных мероприятий в пределах горизонта планирования, предусмотренного настоящей государственной программой.

4. Важнейшей проблемой, от решения которой существенно зависит достижение современного качества образования во всех образовательных организациях, является повышение профессионально-кадрового потенциала системы образования в Новосибирской области. Сохраняющееся длительные годы значительное отставание уровня оплаты труда педагогов в образовательных организациях от работников во многих сферах, где требуется аналогичный уровень квалификации, привело к общему снижению престижа педагогического труда. Это стало причиной существенного сокращения прихода в  образовательные организации молодых кадров, их слабого закрепления и профессионального роста. Снизилась восприимчивость многих педагогических коллективов к обновлению методик, освоению передового опыта. Ослабла система методического сопровождения деятельности педагогов. Сложившаяся система подготовки и повышения квалификации, действия органов управления в  данных условиях не позволили удержать необходимый уровень работоспособности и результативности многих образовательных организаций.

В настоящее время продолжается тенденция увеличения среднего возраста учителей. За последние три года средний возраст увеличился с 44,2 (2011 год) до 44,7 лет (2013 год). Увеличивается доля работающих учителей пенсионного возраста на фоне снижения доли молодых в общем количестве работающих учителей.

За последние три года значимо увеличилась доля учителей, не имеющих квалификационной категории (с 18% в 2011 году до 27% в 2013 году). Это связано с введением нового порядка аттестации, которая носит заявительный характер.

Обязательным для учителей, не претендующих на первую и высшую квалификационные категории, является подтверждение соответствия педагога занимаемой должности. Таким образом, около четверти педагогических работников в Новосибирской области не претендуют на внешнюю оценку своего профессионального уровня.

В Новосибирской области 18% учителей не имеют высшего образования. В  основном это учителя музыки, труда и физической культуры, работающие преимущественно в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности.

Относительно невысокая динамика доли педагогов первой и высшей квалификационной категории обуславливает значительную долю общеобразовательных организаций, как реализующих «программу минимум», так и не способных к реализации «программы минимум». И хотя за последние годы наметились позитивные тенденции в сокращении количества таких общеобразовательных организаций, их доля в системе образования Новосибирской области остается достаточно высокой.

Объективной характеристикой качества образования в Новосибирской области является уровень освоения образовательного стандарта (доля участников ЕГЭ, сдавших два обязательных предмета для получения аттестата).

Условно принято считать, что общеобразовательная организация реализовала «программу минимум», если все участники ЕГЭ получили аттестаты, и общеобразовательная организация реализует «программу максимум», если все участники ЕГЭ из этих организаций сдали экзамены по обязательным предметам, а часть из них на всех экзаменах показали высокий уровень освоения предмета.

В 2014 году «программу минимум» не реализовали 53 общеобразовательные организации.

Инерционность системы высшего образования и устаревание знаний в педагогических коллективах приводит к существенному отставанию компетенций профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, от потребностей и реалий современного социально-экономического развития Новосибирской области.

Реализация мер по модернизации системы образования в Новосибирской области потребовала пристального рассмотрения кадровых проблем, определения действий, направленных на построение эффективной системы управления образовательной сферой, ориентированной на достижение высокого результата каждой образовательной организации в Новосибирской области.

Общий рост заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций законодательно предопределен в зависимости от роста заработной платы в Новосибирской области. Это создает условия и задает требования к  формированию такой системы оплаты труда, которая бы обеспечивала эффективную мотивацию к высоким результатам коллективов образовательных организаций и каждого работника, увязывала уровень их доходов с качеством образовательного процесса, квалификацией и показателями результативности, объемом вклада в общий результат.

Рост заработной платы педагогов актуализировал введение в 2013 году «эффективного контракта» с педагогическими работниками, который учитывает современные стандарты профессиональной деятельности и увязывает уровень заработной платы с результатами работы. В 2014 году эффективный контракт заключен с 63% педагогических работников организаций, подведомственных Минобрнауки Новосибирской области, 30% педагогических работников образовательных организаций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

Должна быть создана система независимой оценки работы всех организаций и участников образовательного процесса.

Требует модернизации система профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в сфере педагогической деятельности. Это предполагает повышение качества работы и обогащение методик специализированных организаций в Новосибирской области, вовлечение ресурса других образовательных организаций, создание системы опорных методических центров в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, налаживание процесса формирования и распространения передовых практик. В центре этой работы должна находиться задача по  обеспечению образовательного процесса в соответствии с новыми государственными стандартами. Ключевым условием эффективности этих мер является высокая активность педагогического сообщества, коллективов образовательных организаций и самих учителей. В этой связи требует дальнейшего совершенствования система мероприятий, направленных на  повышение общественного и профессионального мастерства, присвоение высоких званий, вручение наград.

В качестве одного из наиболее эффективных средств мотивации к профессиональному росту и высоким достижениям должно использоваться вовлечение коллективов общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, в реализацию масштабных областных проектов по формированию и распространению лучшей практики в важнейших направлениях, связанных с обеспечением высокого качества работы образовательных организаций. Нуждается в дальнейшей поддержке инновационная инициатива, возникающая на уровне образовательных организаций.

В 2014 году в Новосибирской области продолжилась реализация региональных проектов:

«Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни». В рамках проекта отрабатывается система организации жизни общеобразовательной организации, формирующая навыки сохранения и укрепления здоровья, стремление вести физически активную жизнь. В реализации проекта участвуют 45 общеобразовательных организаций.

«Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». В ходе реализации проекта отрабатывается практика использования информационных технологий в целях изучения детьми из малокомплектных общеобразовательных организаций удаленных населенных пунктов наиболее сложных предметов с помощью педагогов базовых общеобразовательных организаций. В 2014 году в проекте участвуют 70 общеобразовательных организаций (5276 обучающихся).

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве». В 2014 году в проекте участвуют 113 общеобразовательных организаций.

«Разработка и внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных организациях Новосибирской области». Реализация проекта способствует формированию у руководителей общеобразовательных организаций современных представлений об эффективных механизмах управления. Количество общеобразовательных организаций, участвующих в проекте, увеличилось до 105.

«Развитие сети специализированных классов математического и естественно-научного направления (178 классов - 4750 обучающихся) и инженерно-технологического направления (50 классов - 1250 обучающихся)», общее количество обучающихся в специализированных классах - 6000.

«Развитие сети специализированных классов для одаренных детей по видам спорта с углубленным учебно-тренировочным процессом на территории Новосибирской области» (10 классов).

Региональные проекты решают задачу формирования и накопления потенциала передового опыта, достижения нового качества работы общеобразовательных организаций.

Участие в региональных проектах стало большим стимулом для  педагогических коллективов к совершенствованию собственной профессиональной деятельности.

5. Потребности в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), отклонениями в развитии обеспечиваются посредством деятельности специализированных и коррекционных общеобразовательных организаций (таблица 3), специализированных центров методической поддержки.

 

Таблица 3

 

Система образования детей с ограниченными возможностями

здоровья и детей-инвалидов в 2013-2014 учебном году

 

 

 

Количество образовательных организаций

Количество детей

Дошкольные образовательные организации компенсирующей и комбинированной направленности

247

11430

Специальные коррекционные общеобразовательные организации (в том числе интернатного типа)

29

4240

Специальные коррекционные классы при общеобразовательных организациях

144

1324

Совместное обучение с нормально развивающимися детьми

114

1448

Надомное и дистанционное обучение

-

972

 

На протяжении последних лет создана и развивается система дистанционного образования для некоторых категорий детей (детей-инвалидов и детей с ОВЗ), а также активно реализуется практика инклюзивного образования в пространстве обычной общеобразовательной организации, получила развитие система психолого-педагогических консультаций и сопровождения.

В то же время остро проявилась потребность в модернизации и  технологическом переоснащении большинства специализированных общеобразовательных организаций, создании современных бытовых условий для их воспитанников. Распространение практики инклюзивного образования детей с ОВЗ предполагает усиление мер по созданию в общеобразовательных организациях безбарьерной среды, обеспечение образовательного процесса специальным оборудованием и учебным материалом.

За последние три года в Новосибирской области увеличилась доля общеобразовательных организаций, в которых хотя бы в одном здании обеспечена безбарьерная среда (наличие необходимых элементов для детейинвалидов, детей с ОВЗ и временно нетрудоспособных обучающихся), и составила в 2013 году 35% (в 2011 году - 14,3%).

Общеобразовательные организации в Новосибирской области оснащаются необходимым специализированным оборудованием: аппаратно-программными комплексами для детей с нарушением зрения, слуха, специализированной мебелью для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (таблица 4).

 

Таблица 4

 

Доля организаций, которые оснащены необходимым

специализированным оборудованием (%)

 

2011

2012

2013

2014 (план)

2015 (план)

0,97

1,6

2,2

3,1

3,6

 

Необходимо обеспечить существенное улучшение социально-бытовых условий и состояния базовой инфраструктуры в образовательных организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для детейинвалидов и детей с ОВЗ.

6. Располагая передовыми практиками работы по выявлению и поддержке одаренности у детей и молодежи, образовательная система в Новосибирской области демонстрирует высокий уровень эффективности (обеспечивается лидерский уровень результатов у участников от Новосибирской области во всероссийских и международных творческих, интеллектуальных, спортивных состязаниях).

Существующая инфраструктура общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в Новосибирской области обладает значительным потенциалом для организации работы с одаренными детьми. Она включает 126 организаций и 4 областных центра дополнительного образования детей.

Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования в 2014 году составил 83%, к 2018 году составит не менее 86%.

В то же время материальная база общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного образования и специализированных центров недостаточна и не соответствует современным потребностям, особенно в сфере вовлечения детей и молодежи в научно-техническое творчество. Система организационно-методического обеспечения этого направления также нуждается в развитии. Решение этих проблем будет определять характер и содержание программных мероприятий.

7. Высокий результат работы системы образования в Новосибирской области, успех в реализации задач модернизации и развития во многом зависит от эффективности действий всех органов управления. Новосибирская область имеет официально регистрируемый результат (итоги единого государственного экзамена, оценка удовлетворенности населения) на уровне среднего по России, что, при наличии мощного научно-образовательного потенциала, говорит о  проблемах, связанных с эффективным использованием ресурсов научных и  образовательных организаций в обеспечении качества дошкольного, общего, высшего и дополнительного образования. В сфере высшего образования на фоне общего сокращения численности молодежи это привело к существенному снижению уровня требований со стороны образовательных организаций высшего образования к качеству подготовки абитуриентов, что в свою очередь повлекло определенное снижение требований к образовательным программам и степени их освоения выпускниками. Определяющая роль в повышении эффективности работы системы образования в Новосибирской области принадлежит управленческой системе.

Управление в сфере образования осуществляют 32 подразделения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, 2 казенных учреждения (г. Бердск, Купинский район) и 1 бюджетное учреждение (Карасукский район). Более половины кадрового состава руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области старше 50 лет (54,3%).

Переход от жестко централизованной системы управления к многоуровневой, с распределением полномочий на разных уровнях управления, высокой степенью самостоятельности образовательных организаций не был подкреплен системной работой по отстройке новых механизмов.

В результате все звенья управления недостаточно точно представляют сферы своей ответственности в обеспечении результатов работы системы, не конкретизируют содержание своих взаимных обязательств.

Принципиальные изменения в статусе образовательных организаций, расширение их финансовых полномочий, демократизация взаимоотношений между образовательной организацией и населением, существенные изменения в организации и содержании образовательного процесса предъявляют новые требования к профессиональным компетенциям руководителей образовательных организаций. Это не получило необходимого подкрепления в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров для системы образования.

В Новосибирской области пятая часть директоров общеобразовательных организаций пенсионного возраста (в Российской Федерации - каждый третий). Директора сельских общеобразовательных организаций моложе своих городских коллег (18% и 34% соответственно).

Доля директоров общеобразовательных организаций в Новосибирской области, имеющих высшую квалификационную категорию, ниже, а доля не имеющих квалификационную категорию, выше, чем в среднем по Российской Федерации (по данным федеральной статистики, форма РИК-76). Начиная с 2011 года аттестация руководителей проводится органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, которые устанавливают ее периодичность и содержание. В Новосибирской области порядок аттестации руководителей в 2014 году установлен во всех муниципалитетах.

В 2014 году доля директоров общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации в соответствии с ФГОС, составила 80% (2012 год - 60%, 2011 год - 26%).

Основные меры, направленные на решение этих проблем, определены и получат свое развитие в процессе апробации и внедрения. Это прежде всего: развитие практики выстраивания взаимных обязательств по достижению планируемых результатов между Минобрнауки Новосибирской области и муниципальными районами и городскими округами Новосибирской области; внедрение эффективных контрактов руководителей и педагогических работников; ежегодная система оценки результатов, в том числе формирование ежегодных рейтингов муниципальных систем образования и отчетов органов управления.

Создание системы повышения управленческих компетенций руководителей образовательных организаций и управляющих команд, в том числе через развитие практики экспертного и консалтингового сопровождения развития систем управления качеством образовательного процесса.

8. Образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Новосибирской области, являются одним из конкурентных преимуществ Новосибирской области. Образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Новосибирской области (38 образовательных организаций высшего образования и филиалов, 126,4 тыс. студентов, 20,2 тысячи сотрудников, доходная часть бюджета образовательных организаций высшего образования - 14544,95 млн. руб.), опираются на мощный научный потенциал (75 научно-исследовательских организаций, имеющих объем научно-технических работ на 19989,2 млн. руб., 21,6 тыс. сотрудников), все это дает возможность Новосибирской области обеспечить кадрами все отрасли диверсифицированной экономики (подготовка в образовательных организациях высшего образования ведется по 553 направлениям и специальностям), а также готовит кадры для субъектов Сибирского федерального округа и Дальнего Востока.


Информация по документу
Читайте также