Расширенный поиск
Постановление Администрации Брянской области от 11.01.2000 № 5 АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2000 г. N 5
Утратило силу - Постановление Правительства Брянской области
от 24.07.2017 № 332-п
О реформировании жилищно - коммунального
хозяйства области в 1999 - 2008 годах
(В редакции Постановлений Администрации Брянской области
от 26.04.2000 № 191; от 21.06.2000 № 276;
от 24.05.2001 № 235; от 13.11.2001 № 567;
от 08.01.2003 № 6; от 29.10.2004 № 537)
В соответствии с Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики", Указами Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в
Российской Федерации" и от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", рекомендациями Правительственной комиссии по реформированию жилищно -
коммунального хозяйства в Российской Федерации (протокол N 5 от 17.06.98), слушателями Брянской областной Думы по концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства области и в целях повышения уровня социальной защиты граждан при упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить концепцию реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Брянской области на 1999-2008 годы (приложение 1). (В
редакции Постановления Администрации Брянской области
от 21.06.2000 № 276)
2. (Исключен - Постановление Администрации Брянской области от 21.06.2000 № 276)
3. Установить следующие региональные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год: стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в размере не более 10,7 рубля (федеральный стандарт); стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно - коммунальные услуги в размере 45 процентов от их стоимости в 1999 году в целом по всем видам этих услуг; стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан
на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размере не более 19 процентов. 4. Утвердить областные стандарты социальной нормы площади жилья: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек и 33 квадратных метра - на одиноко проживающего человека. 5. (Утратил силу - Постановление Администрации Брянской области от 13.11.2001 № 567)
6. Отменить, что, несмотря на повышение тарифов на текущее содержание жилья, до настоящего времени в большинстве районов платежи
за наем и капитальный ремонт не введены. Райгорадминистрациям необходимо активизировать работу по введению новых платежей с консолидацией поступающих средств на специальных счетах. 7. (Утратил силу - Постановление Администрации Брянской области от 29.10.2004 № 537)
8. Рекомендовать главам райгорадминистраций, ГУП "Брянскоблжилкомхоз" (Борисов), государственной жилищной инспекции по
области (Маркелов): в целях усиления социальной защиты населения рассмотреть вопрос о
дифференциации доли собственных расходов граждан по оплате за жилье и
коммунальные услуги для малоимущих слоев населения, предлагаемый концепции реформы; считать главным направлением проводимой реформы жилищно - коммунального хозяйства области снижение издержек при производстве жилищно - коммунальных услуг предприятиями отрасли и активизировать широкое внедрение в практику проведение финансово - хозяйственных и технологических аудитов; активизировать работу по разделению функций заказчика и подрядчика при оказании жилищно - коммунальных услуг без увеличения численности работающих за счет перераспределения общей численности работников, занятых в жилищной сфере; обеспечить целевое использование средств, получаемых от сбора налогов на содержание жилого фонда и социально - культурной сферы. 9. Сохранить в период поэтапного перехода на новую систему оплаты
жилья и коммунальных услуг порядок предоставления дотаций на эксплуатацию жилищного фонда в части, не перекрываемой средствами, поступающими от платежей граждан за оказанные жилищно - коммунальные услуги, при условии соблюдения областных стандартов. 10. Управлению труда администрации области (Баранов) ежемесячно представлять ГУП "Брянскоблжилкомхоз" (Борисов) информацию о прожиточном минимуме на территории Брянской области. 11. Комиссии по контролю за уровнем оплаты труда, утверждением должностных окладов и нормативов вознаграждения продолжить работу, направленную на снижение доли заработной платы в себестоимость жилищно - коммунальных услуг. 12. Государственному унитарному предприятию "Брянскоблжилкомхоз" (Борисов) совместно с горрайадминистрациями до 01 июля 2000 г. завершить работу по созданию единых расчетно - кассовых центров по сбору и обработке платежей населения за жилищно - коммунальные и прочие услуги. 13. Государственной жилищной инспекции по области (Маркелов): совместно с органами местного самоуправления завершить в текущем году
работу по созданию государственных жилищных инспекций или филиалов областной государственной жилищной инспекции в районах области, и в первую очередь в городе Брянске; усилить контроль за ходом проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства области, особенно в вопросе оказания населению качественных жилищно - коммунальных услуг. 14. Утвердить Положение о координационно - пропагандистском штабе
по сопровождению реформы жилищно - коммунального хозяйства, состав координационно - пропагандистского штаба и его рабочей группы (приложение 4). Администрациям городов и районов рекомендовать активизировать работу аналогичных штабов. 15. Разрешить финансовому управлению администрации области (Тюлягина) при урегулировании бюджетных отношений с органами местного
самоуправления при необходимости направлять целевые трансферты на содержание жилищно - коммунального хозяйства. 16. Рекомендовать управлению федерального казначейства Минфина России по Брянской области (Астахова) совместно с финансовым управлением администрации области (Тюлягина) обеспечить возмещение жилищно - коммунальным предприятиям затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг работникам и членам их семей учреждений, финансируемых из федерального бюджета. 17. Признать утратившим силу постановления администрации области от 15.07.94 N 378 "О механизме перехода на новые условия оплаты жилья
и коммунальных услуг", от 11.04.94 N 201 "Об утверждении социальной нормы площади жилья", пункт 2 постановления администрации области от 05.11.96 N 216 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, приобретению и доставке топлива" в части нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг,
от 12.05.98 N 178 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства области". 18. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Оненко П.Е. и заместителя главы администрации области по строительству и коммунальному хозяйству Забровского В.В. Первый заместитель
главы администрации
Брянской области П.Е.Оненко Приложение 1
к постановлению администрации
Брянской области
от 11 января 2000 г. N 5 КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2008 ГОДЫ
1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
Реформа жилищно-коммунального хозяйства является сегодня одним из основных направлений социально-экономических преобразований. По сути дела это первая крупномасштабная социально-экономическая программа с начала рыночных отношений в стране, прямо и непосредственно направленная на улучшение качества жизни, решение наболевших вопросов
в секторе экономики, обеспечивающем основу жизнедеятельности людей : тепло, свет, воду, чистоту, надежность и безопасность жилищ. Основные направления и прогноз развития реформы определены Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и другими документами, вышедшими после её опубликования. Сроки проведения реформы определены Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" с изменениями и дополнениями. В соответствии с Концепцией дотации из бюджета к 2008 году планируется свести к нулю. При этом доля реально вносимых населением средств в 2008 году, по сравнению с 1996 годом, должна возрасти более чем в пять раз. Однако следует отметить, что постепенно сокращаемые бюджетные дотации на отдельные виды услуг естественным образом заменятся на некий эквивалент не восполняемых населением затрат, идущих на оплату льгот и субсидий. Прогноз и расчеты показывают, что эта величина составит более одной трети общей стоимости оказываемых услуг в расчете на 1 кв. метр жилья. В результате проводимой политики бесплатной приватизации жилья, произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда области. Только за прошедший год жилье, находящееся в личной собственности.увеличилось с 9,5 млн. кв.м в 1997 до 10,2 млн.кв.м в 1998 году. В собственность граждан передано свыше 71 тыс. квартир, или 42,9 % от всего государственного и муниципального фонда. В настоящее время муниципальный жилищный фонд области составляет 5,1 млн. кв. метров общей площади, или 19,5 % от общего жилищного фонда области. В связи с ежегодным снижением объемов проводимых капитальных ремонтов, связанных с отсутствием финансовых ресурсов на их производство, передачей ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность в неудовлетворительном техническом состоянии происходит
резкое увеличение ветхого и аварийного жилищного фонда Количество ветхого жилфонда в 1998 г. увеличилось на 44,4 тыс. кв. метров по сравнению с 1996 годом. Износ всего жилищного фонда области превысил 50 %, что в дальнейшем может привести к необратимым негативным последствиям ( приложение N 11 к концепции ). В условиях хронического недофинансирования отрасли растет задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства перед энергоснабжающими предприятиями за отпущенную тепловую энергию, газ, воду, которая на 1 января 1999 г. в целом по области составила более 1 млрд. рублей. Дефицит местных бюджетов негативно сказался на выплате заработной платы работникам жилищно-коммунальной сферы, задолженность
по которой составляет до 12 месяцев. Дополнительным грузом ложатся на предприятия жилищно- коммунального хозяйства выплаты субсидий малообеспеченным слоям населения: Число семей, получающих субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1996 по 1998 г. увеличилось более чем в 2 раза, а бюджетные дотации на эти цели возмещают не более 18% от фактически начисленных субсидий, что еще более усугубляет финансовое положение предприятий жилищно-коммунальной сферы. В результате райгорадминистрации находят выход - отказ населению в предоставлении субсидий, что совершенно недопустимо. Платежи населения уже сейчас из-за хронического дефицита бюджетов
всех уровней, занимают заметное место в финансировании предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства "живыми" деньгами. Однако уровень платежей граждан, который по федеральному стандарту на 1998 год был установлен в размере 50 %, а на 1999 год -60 % от полной стоимости услуг. продолжает оставаться невысоким. Если в настоящее время по газоснабжению он составляет 100 %, электроснабжению -60%, то
по оплате жилья в среднем по области - 35%, теплоснабжению и горячему
водоснабжению -32%, водоснабжению и канализации -38 % от экономически
обоснованных тарифов.. В целом же по области уровень платежей не превышает 40 %. т.е. не достиг даже уровня федерального стандарта, установленного на 1998 г. ( приложение N1 к концепции). Практика показывает, что поддержание тарифов на жилье и коммунальные услуги на необоснованно низком уровне, установление низкой доли на их оплату в семейном бюджете не делает их более доступными для населения, поскольку значительно снижает качество услуг. Кроме того, такая практика рано или поздно неизбежно приведет к обвальному росту тарифов во избежание краха предприятий ЖКХ, что для населения области будет еще более болезненным в любом случае. Слабую активность проявляют районы по введению нового вида платежа платы за найм, которая сегодня введена только в пяти районах области. А такая составляющая платежей населения, как компенсация затрат на проведение капитального ремонта вообще отсутствует. Как следствие этого - ежегодною снижение объемов проводимых капитальных ремонтов. В 1998 году объем капитального ремонта муниципального жилого фонда составил 34,6 тыс кв.метров, или 0,4 % от общей эксплуатируемой площади, тогда как по нормативу предусмотрено не менее 4 %. Для этих видов платежей предлагается введение дифференцированных
ставок (приложение N 2 к концепции). Не внедряется практика взимания повышенной платы за сверхнормативную площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, оплату второго жилья. Во многих районах отсутствует система дифференциации тарифов в зависимости от качества предоставляемых услуг. Кроме того, предприятия жилищно-коммунальной сферы не уделяют должного внимания снижению самих затрат при обслуживании жилого фонда, практически не внедряются ресурсосберегающие технологии, не устанавливается в необходимых количествах регулирующая аппаратура, оборудование и приборы учета, и в первую очередь на объектах учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней. За 1998 год на территории области было установлено 111 приборов учета, что составило
не более 20 % от необходимой потребности. Помимо этого, одним из важнейших направлений экономии топливно- энергегических ресурсов и воды является установление лимитов их текущего потребления для всех категорий потребителей с применением штрафных санкций за перерасход установленных лимитов, что побуждает потребителей на бережливое и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и воды. Главнейшим условием формирования новой экономической политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающей защиту интересов потребителей, гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, а также управления муниципальной собственностью. Общими негативными моментами развития договорных отношений на местах являются недостаточная четкость И проработанность взаимных обязательств сторон, формальное отношение к согласованию этих обязательств, отсутствие механизма применения экономических санкций за нарушение' условий договоров, а также механизма регулирования спорных
ситуаций по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей. Слабая содержательная и правовая проработка договоров, отсутствие
в них конкретных критериев и ответственности сторон ведет на практике
к сохранению преимущественно административных методов управления, преобладанию волевых решений, а соответственно - к разнобою в организации обслуживания, различным толкованиям одних и тех же документов, терминов, определений. Так, например, часто возникают конфликтные ситуации из-за нечеткости определения обязательств, условий финансирования и границ обслуживания внутридомового инженерною оборудования. Именно это побудило администрацию области своими постановлениями от 25.01.99 N 47 "О мерах по ускорению реформы в ЖКХ и по улучшению работы жилищно-коммунального хозяйства Брянской области" и от 11.02.99 N 81 создать жесткую вертикаль в управлении всем жилищно-коммунальным
комплексом области, системе регулирования финансовых потоков от платежей потребителей за оказываемые жилищно-коммунальные услуги к их
поставщикам. Правовая неопределенность взаимоотношений предприятий и потребителей усугубляется также отсутствием практически в подавляющем
большинстве регионов области договоров найма жилого помещения. Процесс перехода от традиционных ордеров к договорам найма находится лишь в самой начальной стадии. Важным элементом регулирования деятельности жилищно- коммунального хозяйства являются контроль за порядком заключения и исполнения условий договоров между органами местного самоуправления (или уполномоченными ими службами, выполняющими функции заказчика), производителями услуг и их потребителями, а также надзор за состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов' любой формы собственности. Эти функции возлагаются на органы местного самоуправления и государственной жилищной инспекции. Формально существовавшая при областном управлении жилищно-коммунального хозяйства инспекция не отвечала возложенным на нее функциям, а в районах жилищные инспекции практически отсутствуют. Постановлением администрации области от 11.02.99 N 81 государственная жилищная инспекция Брянской области с 1 марта текущего года выделена из состава областного управления жилищно-коммунального хозяйства как самостоятельное юридическое лицо. В целях усиления контроля за техническим состоянием и использованием жилищного фонда- перехода на договорные отношения, развития конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере райгорадминистрациям в течение 1999 года необходимо решить вопрос о создании филиалов жилищных инспекций. Приведенные факторы, свидетельствуют о том, что единственным способом преодоления кризиса в отрасли является реформирование жилищно-коммунального хозяйства, связанного с развитием правовых, финансово-экономических и хозяйственных механизмов перевода жилищно-коммунального хозяйства на безубыточные рыночные, социально ориентированные принципы функционирования, и обеспечение населения необходимым уровнем качества и количества предоставляемых услуг на основе совершенствования системы управления и эксплуатации жилищно-коммунальным хозяйством области, перехода на договорные отношения, развития конкурентной среды, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, снижения расходов на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, обеспечения социальной защиты малообеспеченной..части населения области, государственного контроля, антимонопольного регулирования жилищно-коммунального Хозяйства- 2. Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального
хозяйства области
Основная цель реализации программы реформирования ЖКХ - перевод этого сектора экономики на безубыточные и социально ориентированные принципы функционирования: - обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов
при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; - смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе предприятий на режим безубыточного функционирования. Основными способами достижения поставленных целей являются :
- снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг; - совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в
жилищно-коммунальном хозяйстве; - совершенствование механизмов финансирования отрасли;
- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда; - переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество предоставляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом; - совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов за сверхнормативную площадь
и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилья; - усиление социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совершенствование системы социальной защиты населения : упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств, предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным слоям населения. 3. Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
Снижение стоимости и повышение качества
услуг жилищно-коммунального хозяйства
Реализация этого направления осуществляется решением следующих задач: -формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ-собственников жилья; -создание условий для развития малых предприятий при производстве
и предоставлении жилищно-коммунальных услуг; -демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг; - оптимизация структуры управления всем жилищно-коммунальным комплексом; -регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг; -организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
-осуществление деятельности, направленной на сохранение и обновление жилищного фонда; -соблюдение стандартов качества услуг (приложение N 3 к концепции). Формирование товариществ собственников жилья
Одним из наиболее эффективных способов влияния на стоимость и качество предоставляемых коммунальных услуг, привлечения дополнительных источников финансирования по обслуживанию и ремонту жилищного фонда является создание товарищества собственников жилья (ТСЖ). Товарищество собственников жилья представляет собой объединение собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), который включает в себя земельный участок в установленных границах, расположенное на нем жилое здание и иные объекты недвижимости. Создание, регистрация и последующая деятельность товариществ собственников жилья регламентируется Федеральным законом "О товариществах собственников жилья". Органам местного самоуправления в своей работе следует предусматривать упрощение и удешевление процедуры регистрации Товариществ, возможность получения товариществами установленных дотаций из местного бюджета на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в' пределах дотирования муниципального жилищного фонда, предоставление льгот в пределах компетенции представительных органов местной власти. Организация ТСЖ в процессе строительства должна стать постоянной практикой в работе органов местного самоуправления и застройщиков, если вводимое жилье предполагается продавать разным собственникам. Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества может позволить привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья. Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ТСЖ как некоммерческих организаций улучшит финансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости и привлечет к этому процессу больше желающих стать его участниками. Финансирование товариществ собственников жилья должно осуществляться на уровне муниципального жилищного фонда, т.е. устанавливаемые тарифы на жилищно-коммунальные услуги не должны превышать уровень тарифов для населения муниципального жилфонда. Функции управления жилищным фондом товарищества собственников жилья могут выполнять сами либо они нанимают для этого специализированную организацию, которая может быть муниципальной (служба заказчика). или любую другую управляющую организацию, которая, в свою очередь, может привлекать на условиях подряда ремонтно-эксплуатационные организации и организации коммунального хозяйства всех форм собственности ( формы типовых договоров - приложения N 6-10 к концепции). Деятельностью, способствующей нормальному функционированию ТСЖ, будет содействие развитию мелкого и среднего бизнеса различных форм собственности, работающего на рынке ремонтно-строительных работ, содержания жилищного фонда Развитие рынка таких предложений приведет к повышению качества оказываемых услуг и снижению их стоимости. Заключение договоров с подрядными организациями, оказывающими качественные и недорогие услуги, позволит товариществам получить дополнительную экономию. Для психологического восприятия населением создания товариществ собственников жилья необходимо приемку вновь построенных жилых домов осуществлять параллельно с созданием в них указанных товариществ. Демонополизация обслуживания муниципального
жилищного фонда и формирование рынка услуг
Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг. Решение этих задач находится в компетенции местных органов власти. В основе совершенствования системы управления жилищно- коммунальным хозяйством должны лежать принципы рационального разграничения функций. Основными задачами службы заказчика, призванной в максимальной степени удовлетворять нужды нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, являются : - планирование работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда; - выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде; - заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на эти работы; - обеспечение системы контроля за предоставлением услуг и оплаты их по факту предоставления; - работа с населением по месту жительства по заключению договоров
найма и аренды жилых помещений; - организация паспортной работы;
- сбор средств с населения за жилищные и коммунальные услуги и расщепление их по поставщикам. Оптимальный размер жилищного фонда, находящегося в управлении службы заказчика, 30-40 тыс. квартир. В населенных пунктах с числом квартир менее 30 тыс. функции заказчика и подрядчика с точки зрения экономической целесообразности следует возлагать' на многоотраслевые управления жилищно-коммунального хозяйства. В городах с населением свыше 150 тыс. человек (г. Брянск) целесообразно формировать несколько служб заказчика (г.Брянск-четыре), закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности. Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений. Сегодня, при формирующихся экономических взаимоотношениях в сфере обслуживания жилья, организационной формой службы заказчика могут являться муниципальное унитарное предприятие, управляющая компания или муниципальное учреждение. В сфере своей деятельности эти предприятия должны быть заинтересованы в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда, получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школы, детские сады), заключении договоров на обслуживание товариществ собственников жилья,
минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, выборе на конкурсной основе эффективных подрядчиков для предоставления услуг, системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций. На стадии создания служб заказчика с целью дальнейшего развития рынка услуг существующие жилищно-эксплуатационные службы могут быть приватизированы, а выполнение работ по сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, паспортно-учетные функции (если они выполнялись) передать для исполнения службе заказчика ( приложения N 4,5 к концепции ). Для реализации функций заказчика заключается договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указывается объем жилищного фонда, передаваемый в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Ссылаясь на недостаток финансовых средств, сейчас администрации пытаются создать службы заказчика как муниципальные учреждения или как структурные подразделения администрации, при этом не учитывается, что существующие финансовые средства жилищного хозяйства не столько малы, сколько неэффективно расходуются. Даже в условиях нестабильного финансирования можно предусмотреть такую систему договоров на выполнение подрядных работ, когда объем, перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика. Стабильность финансирования жилищного хозяйства достаточно легко обеспечить путем повышения в оплате населением доли стоимости жилищных услуг при опережающем росте доходов населения. Для
стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой на услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти. Реализация таких мер дает существенный толчок к развитию реальных
рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышению качества и снижению стоимости услуг, а широкое внедрение формализованных процедур контроля за деятельностью подрядных организаций обеспечит процедуру оплаты только реально выполненных работ или поставленных услуг. Регулирование деятельности естественных локальных
монополий по поставке коммунальных услуг
В связи с тем, что полные затраты на предоставление коммунальных услуг превысили так называемый мировой уровень, дальнейшее увеличение
их стоимости без введения регулирования и контроля за тарифами на услуги газового, водопроводно-канализационного и теплоэнергетического
хозяйства представляется нереальным. Поэтому должна быть разработана система контроля за деятельностью
поставщиков коммунальных услуг, включающая контроль затрат, рентабельности, а также уровня объема и качества предоставляемых услуг предприятий-монополистов, что целесообразно возложить на региональный
центр по ценообразованию в строительстве на договорной основе. Для этого необходимо разработать и установить требования к качеству работы коммунальных служб и качеству поставляемых ими услуг независимо от того, планируется ли повышение тарифов или нет, а всем предприятиям коммунальной сферы вменить в обязанность ежеквартальное представление финансовой отчетности. Тарифная политика и регулирование деятельности коммунальных предприятий - естественных монополий должны предусматривать : развитие информационных систем на предприятии, четкие договорные отношения, введение системы среднесрочного прогнозирования, разработка планов и прогнозов, учитывающих потребности объемов капвложений, проведение реконструкции и т.д; упорядочение финансовых вопросов в части погашения или уменьшения
задолженности бюджета, повышение уровня сбора платежей, сокращение системы перекрестного субсидирования, сокращение бартерных и вексельных операций и повышение дисциплины платежей и т.д; инвестиционные вливания, т.е. обновление производственного парка,
модернизация учета отпускаемых ресурсов, использование новых технологий. Основной целью тарифной политики должно стать становление партнерских отношений между потребителем услуг ( гражданином), предприятием ( поставщиком услуг), муниципалитетом и повышение ответственности каждой из сторон за качество оказываемых и используемых коммунальных услуг. Проблемы эксплуатации систем заслуживают столь же пристального внимания, как и вопросы тарифной Политики. Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере естественных локальных монополий, определенные возможности снижения стоимости и повышения качества услуг существуют за счет выделения работ, которые могут проводиться на конкурсной основе ( сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива, материалов и т.д.), содействия внедрению альтернативных технологий. Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Организация ресурсосбережения является одним из основных направлений проведения реформы, так как удельный вес коммунальных услуг в структуре платежей населения превышает 40-60 и более процентов и наибольшие потери именно в этом секторе, мероприятия по ресурсосбережению могут дать наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг. Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве должна предусматривать: - разработку технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования; - формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению; - разработку рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения в жилищном фонде; - методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению. Основными направлениями энергоресурсосбережения являются:
- переход к эффективным энергосберегающим архитектурно- строительным системам и инженерному оборудованию в жилищно- коммунальном строительстве; - внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой
энергии, воды и газа; - создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения; - совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение. Органы местного самоуправления должны рассматривать возможные источники финансирования затрат на приобретение и установки приборов учёта коммунальных услуг для населения в виде: - включения стоимости их приобретения и установки в виде временной надбавки к расходам на коммунальные услуги без включения в тариф, отдельной строкой, с аккумуляцией на специальном счете; - изыскания возможности приобретения потребителями приборов учета
у поставщиков в рассрочку или кредит, выделения из местных бюджетов средств на возвратной основе; - привлечения средств населения с учетом прямой экономической заинтересованности в оплате получаемых услуг по счетчикам. В связи с проведением ресурсосберегающих мероприятий должно быть разработано и утверждено положение о порядке платежей населения за коммунальные ресурсы в случае установки приборов учета. Также способствовать ресурсосбережению будет утверждение нормативов потребления тепло-, водо- и газопотребления для населения на основе практических и объективно необходимых объемов поставки услуг, что будет стимулировать производителей коммунальных услуг проводить работу по снижению потерь энергоресурсов. В связи с тем, что в настоящее время огромное количество воды как
горячей, так и холодной, вытекает через неисправные краны и соединения труб, необходимо проведение разъяснительной работы среди населения по
бережному отношению к ресурсам. Осуществление деятельности, направленной
на сохранение и обновление жилищного фонда
Основными направлениями в области сохранения и обновления жилфонда являются капитальный ремонт, реконструкция и модернизация жилищного фонда. Выполнение капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными приказом Госкомитета России по жилищной и строительной политике N 17-139 от 26.12.97 и ВСН 58-88 (р). Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.88 N 312,
позволит значительно повысить уровень комфортности проживания и обеспечения коммунальными услугами, снизить затраты на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, продолжить ликвидацию коммунальных квартир и сократить рост выбытия жилищного фонда. В рамках осуществления деятельности, направленной на сохранение и
обновление жилищного фонда, органам местного самоуправления необходимо предусматривать мероприятия, направленные на повышение уровня благоустройства и улучшение условий проживания населения: -систематическое обследование жилищного фонда, определение потребности в капитальном и текущем ремонте и его выполнение, внедрение новых технологий, материалов и оборудования. -расселение жильцов из ветхого жилищного фонда и общежитии.
-развитие инженерных сетей на территории муниципального образования и замена ветхих инженерных коммуникаций; -установка узлов учета потребления энергоресурсов;
-благоустройство дворов, улиц и т.д.
Совершенствование механизмов финансирования жилищно-коммунальной отрасли В новых условиях хозяйствования основными источниками финансирования-текущей деятельности и развития жилищно-коммунального хозяйства должны стать: - средства населения, поступающие в форме платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе плата за наем и капитальный ремонт; - средства организаций- потребителей услуг в виде платы за пользование услугами ЖКХ: - на первых этапах реформы ассигнования из местных бюджетов - прямые дотации за разницу в тарифах, оплачиваемых населением, и покрытие субсидий и льгот, предоставляемых гражданам; - средства от сдачи в аренду объектов ЖКХ;
- средства от местных налогов на содержание городской инфраструктуры; - средства местных бюджетов на развитие и реконструкцию объектов ЖКХ; - средства областного бюджета, выделяемые на реализацию программы
развития жилищно-коммунального хозяйства; - трансферты;
- средства обязательного страхования жилья;
- заемные и кредитные ресурсы;
- средства федерального бюджета, выделяемые в качестве государственной поддержки развитию жилищно-коммунального хозяйства; - средства юридических лиц, в том числе финансово-строительных компаний, и граждан, выступающих инвесторами по строительству объектов ЖКХ; - средства потребителей услуг в виде инвестиционной составляющей тарифа, обеспечивающей частичное покрытие затрат на реконструкцию и новое строительство объектов ЖКХ; - средства, полученные государственной жилищной инспекцией в виде
финансовых санкций за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда. Для формирования рыночной финансово-экономической системы в сфере
жилищно-коммунального хозяйства необходимо изменить существующий механизм её финансирования в части соотношения между основными источниками - платежами населения и других потребителей услуг и ассигнованиями из бюджета - в сторону сокращения бюджетных дотаций путем увеличения ставок жилищно-коммунальных услуг по мере приближения ставок и тарифов к экономически обоснованному уровню. Эта задача включает в себя три основные составные части :
- переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
-реформирование системы ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства; - создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Переход на новую систему оплаты услуг включает в себя определение
темпов повышения уровня оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства населением, социальных стандартов услуг жилищно-коммунального хозяйства и источников бюджетной поддержки отрасли на уровне местных администраций, введение полной оплаты второго жилья и жилья, превышающего социальные нормативы, разработка подходов к повышению ответственности жителей за оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. Реформирование системы ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства предусматривает для каждого муниципального образования введение в структуру оплаты жилищных услуг
населением накоплений на капитальный ремонт, что позволит сформировать структуру оплаты жилищных услуг с учетом всех составляющих затрат, введение оплаты за наем муниципального жилья, что позволит дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств, включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг, что позволит защитить население от форсмажорных обстоятельств,
связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями. Механизм привлечения внебюджетных инвестиций включает в себя привлечение заемных или кредитных ресурсов в жилищную инфраструктуру.
Финансирование путем получения долгосрочных кредитов позволит получить средства, достаточные для быстрого осуществления строительства, сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных
затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг, доступный для населения. 4. Реформирование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Основные направления реформирования социальной политики направлены на обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий, включающей в себя создание служб жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях, совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий, бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда. В целях дополнительной социальной защиты малоимущих слоев населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг органам местного самоуправления рекомендуется устанавливать дифференцированные ставки собственных расходов квартиросъемщиков при оплате жилья и коммунальных услуг в зависимости от минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума и среднедушевого дохода семьи : - при среднедушевом доходе в семье до двух (включительно) минимальных размеров оплаты труда - 2,5 % от среднемесячного совокупного дохода семьи; - при среднедушевом доходе в семье от двух минимальных размеров оплаты труда до четырех минимальных размеров оплаты труда -5 % от среднемесячного совокупного дохода семьи; - при среднедушевом доходе в семье от четырех минимальных размеров оплаты труда до величины прожиточного минимума - 10 % от среднемесячного совокупного дохода семьи; - при среднедушевом доходе в семье выше величины прожиточного минимума - на уровне установленного регионального стандарта ( 1999 г.-19% от среднемесячного дохода семьи). Социальная защита отдельных категорий граждан в виде предоставления льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства требует упорядочения льготных категорий граждан и размеров предоставляемых льгот в рамках компетенции областной и местных администраций, обеспечения финансового возмещения предоставления льгот различных категорий граждан из бюджетных источников, их адресность. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируется Законом "О защите прав потребителей". Государственный контроль за состоянием жилищного фонда осуществляется жилищными инспекциями райгорадминистраций, контролируемыми главным государственным инспектором области. Главной задачей государственной жилищной инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, рациональным и надлежащим его использованием и сохранностью жилищного
фонда независимо от его принадлежности. Дня создания рационального резервного и маневренного жилфондов главам муниципальных образований рекомендуется производить замену жилых помещений семьям, имеющим излишки площади, на жильё меньшей площади (в пределах социальных норм) с предоставлением субсидий с момента подачи заявления об обмене, предоставлять одиноким малообеспеченным гражданам денежные компенсации в обмен на передачу в
муниципальную собственность приватизированного жилья с правом пожизненного проживания, создавать обменный фонд для замены жилья гражданам, имеющим излишки занимаемой площади, создать жилищный фонд социального назначения без права приватизации, предназначенный дня заселения малообеспеченными одинокими гражданами исключительно по договорам социального найма. 5. Финансовое обеспечение реализации программы
- Механизм формирования межбюджетных взаимоотношений,
направленный на стимулирование проведения реформы
жилищно-коммунального хозяйства
Органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять параметры стандартов реформы и темпы перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах установленных региональных стандартов. На период поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг сохраняется порядок предоставления дотаций на содержание и ремонт жилья, а также объектов
жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами,
поступающими от оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами, проживающими в государственном и муниципальном жилищном фонде, домах ЖСК, при условии соблюдения установленных областных стандартов и норм
оплаты жилья и коммунальных услуг. - Платежи населения за жилищно-коммунальные услуги
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N887 структура платежей граждан ( кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся
к жилищному фонду независимо от формы собственности, включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья ( для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых
отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.). Размер платы за наем устанавливается органами местного самоуправления дифференцированно, в зависимости от качества и месторасположения жилья. Плата за наем не взимается при проживании в ветхих и признанных не пригодными к постоянному проживанию домах, общежитиях и служебных жилых помещениях. Оплата жилья, превышающего установленный стандарт социальной нормы общей площади жилых помещений, производится в размере до 100 % от экономически обоснованного тарифа. Плата за содержание и ремонт жилья в повышенном размере при превышении социальной нормы площади жилья не распространяется на собственников приватизированных квартир. Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом жилых помещений, находящихся в частной собственности граждан, производится в следующем порядке: - по установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда ставкам, если в собственности гражданина (семьи) находится одно и единственное жилье и гражданин (семья) в нем прописан; - по полной стоимости услуг, если в собственности гражданина (семьи) находится более одного жилого помещения или он (она) в нем не
прописки (например, имеет еще квартиру по найму, где прописан). Подтверждением наличия у гражданина (семьи) одного и единственного жилья (по любому основанию : наем, собственность) является справка, выданная собственнику жилого помещения бюро технической инвентаризации (БТИ); - по полной стоимости услуг, если собственником жатого помещения является зарегистрированное юридическое лицо. - Региональные стандарты перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг в 1999-2008 годах
+-----------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦Доля платежей населения в по-¦ Максимально допустимая доля соб- ¦ ¦ ¦крытии затрат на все виды жи-¦ стаенных расходов граждан на опла-¦1 ¦ ¦лищно-коммунальных услуг ¦ ту жилья и коммунальных услуг( в ¦ ¦ ¦(в%) ¦ %от совокупного семейного дохода) ¦ +-----------------------------------------------------------------------------+ 1999 г. 45 19 2000 г. 50 19 2000 г. 55 19 2002 г. 60 20 2003 г. 65 20 2004 г. 70 21 2005 г. 75 22 2006 г. 80 23 2007 г. 90 24 2008 г. 100 25 Региональные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услугна 2003 год: (Подраздел дополнен - Постановление
Администрации Брянской области от 08.01.2003 № 6)
а) стандарт уровня платежей населения за предоставляемые
жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам этих услуг) в
размере 75 проц. от экономически обоснованных тарифов;
б) стандарт предельной стоимости предоставляемых
жилищнокоммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц в
среднем по области в размере 18,4 руб., а по муниципальным
образованиям области дифференцированно согласно приложению 1;
в) стандарт максимально допустимой доли собственных расходов
граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи
в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления коммунальных услуг в размере 22 процентов
совокупного дохода семьи.
6. Совершенствование системы управления
жилищно-коммунальным хозяйством
В рамках реализации областной концепции реформирования Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|