Расширенный поиск
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.12.2014 № 491 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02.12.14 N 491 г. Кемерово О внесении изменений в постановление
Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 460 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014-
2017 годы" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014-2017 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 460 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2014 87, от 23.05.2014 202, от 14.07.2014 276, от 05.09.2014 350), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области". 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю. Вашлаеву. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления их в силу. Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой
части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2015-2017 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в
части плановых значений целевого показателя (индикатора) на 2015-2017
годы (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016, 2017 годов. Раздел 6 текстовой части Государственной программы, приложение к Государственной программе вступают в силу с 01.01.2015. Губернатор
Кемеровской области А.М. Тулеев Приложение
к постановлению Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 2 декабря 2014 г. N 491 Государственная программа Кемеровской области
"Экология и природные ресурсы Кузбасса"
на 2014-2017 годы
Паспорт
государственной программы "Экология и природные ресурсы Кузбасса"
на 2014-2017 годы
---------------------------------------------------------------------- | Наименование | Государственная программа Кемеровской | | государственной | области "Экология и природные ресурсы | | программы | Кузбасса" на 2014-2017 годы (далее - | | | Государственная программа) | |--------------------+-----------------------------------------------| | Директор | Заместитель Губернатора Кемеровской | | Государственной | области (по природным ресурсам и экологии) | | программы | Н.Ю. Вашлаева | |--------------------+-----------------------------------------------| | Ответственный | Департамент природных ресурсов и экологии | | исполнитель | Кемеровской области (далее - ДПР Кемеровской | | (координатор) | области) | | Государственной | | | программы | | |--------------------+-----------------------------------------------| | Исполнители | ДПР Кемеровской области; | | Государственной | департамент лесного комплекса Кемеровской | | программы | области (далее - ДЛК Кемеровской области); | | | департамент по охране объектов животного | | | мира Кемеровской области (далее - ДООЖМ | | | Кемеровской области) | |--------------------+-----------------------------------------------| | Наименование | 1. "Охрана окружающей среды". | | подпрограмм | 2. "Минерально-сырьевые ресурсы". | | Государственной | 3. "Использование водных ресурсов". | | программы | 4. "Развитие водохозяйственного комплекса". | | | 5. "Охрана и защита лесов". | | | 6. "Воспроизводство лесов". | | | 7. "Обеспечение использования лесов". | | | 8. "Охрана, воспроизводство и использование | | | объектов животного мира". | | | 9. "Обеспечение реализации Государственной | | | программы" | |--------------------+-----------------------------------------------| | Цели | 1. Повышение уровня экологической | | Государственной | безопасности и сохранение природных | | программы | систем. | | | 2. Устойчивое обеспечение экономики | | | Кемеровской области запасами минерального | | | сырья и геологической информацией о | | | недрах. | | | 3. Устойчивое водопользование при | | | сохранении водных экосистем и обеспечение | | | защищенности населения и объектов | | | экономики и социальной сферы от | | | негативного воздействия вод. | | | 4. Повышение эффективности | | | использования, охраны, защиты и | | | воспроизводства лесов, обеспечение | | | стабильного удовлетворения общественных | | | потребностей в ресурсах и полезных | | | свойствах леса при гарантированном | | | сохранении ресурсно-экологического | | | потенциала и глобальных функций лесов. | | | 5. Обеспечение сохранения и | | | воспроизводства водных биологических и | | | охотничьих ресурсов. | | | 6. Обеспечение эффективной деятельности | | | органов государственной власти и | | | подведомственных учреждений в сфере | | | воспроизводства и использования природных | | | ресурсов | |--------------------+-----------------------------------------------| | Задачи | 1. Снижение общей антропогенной нагрузки | | Государственной | на окружающую среду на основе повышения | | программы | экологической эффективности экономики. | | | 2. Сохранение и восстановление | | | биологического разнообразия Кемеровской | | | области. | | | 3. Повышение эффективности системы | | | мониторинга окружающей среды. | | | 4. Организация и обеспечение выполнения | | | работ и научных исследований по вопросам | | | охраны окружающей среды на территории | | | Кемеровской области. | | | 5. Обеспечение эффективного | | | функционирования системы регулирования и | | | управления в области охраны окружающей | | | среды и экологической безопасности. | | | 6. Повышение геологической изученности | | | территории Кемеровской области, получение | | | геологической информации. | | | 7. Обеспечение воспроизводства минерально- | | | сырьевой базы на территории Кемеровской | | | области. | | | 8. Удовлетворение потребностей | | | строительной индустрии Кемеровской | | | области в строительных материалах. | | | 9. Обеспечение рационального | | | использования минерально-сырьевых | | | ресурсов Кемеровской области. | | | 10. Обеспечение социально-экономических | | | потребностей в водных ресурсах, охраны и | | | восстановления водных объектов, | | | эффективного и рационального | | | использования водных ресурсов, | | | удовлетворения потребностей населения и | | | хозяйствующих субъектов Кемеровской | | | области в водных ресурсах в требуемом | | | количестве и в соответствии с показателями | | | качества воды в водных объектах. | | | 11. Предотвращение негативного | | | воздействия вод и ликвидация его | | | последствий в отношении водных объектов, | | | находящихся в федеральной собственности и | | | полностью расположенных на территории | | | Кемеровской области. | | | 12. Ликвидация локальных дефицитов | | | водных ресурсов на территории Кемеровской | | | области. | | | 13. Восстановление и экологическая | | | реабилитация водных объектов, утративших | | | способность к самоочищению, улучшение их | | | экологического состояния. | | | 14. Повышение эксплуатационной | | | надежности бесхозяйных и муниципальных | | | гидротехнических сооружений прудов | | | (водохранилищ) (гидроузлов), | | | расположенных в пределах водных объектов | | | федеральной собственности и (или) | | | обеспечивающих безопасность населения и | | | объектов экономики от негативного | | | воздействия вод (за исключением | | | сооружений транспортного назначения и | | | сооружений, обеспечивающих | | | технологические схемы систем | | | промышленного, сельскохозяйственного и | | | коммунального водоснабжения и | | | водоотведения). | | | 15. Обеспечение населенных пунктов, | | | объектов экономики и социальной сферы | | | сооружениями инженерной защиты. | | | 16. Повышение эффективности | | | предупреждения, обнаружения и тушения | | | лесных пожаров. | | | 17. Повышение эффективности защиты лесов | | | от вредных организмов. | | | 18. Сохранение земель лесного фонда в целях | | | сохранения средообразующих, | | | водоохранных, защитных, санитарно- | | | гигиенических, оздоровительных и иных | | | полезных функций лесов в интересах | | | обеспечения права каждого на | | | благоприятную окружающую среду. | | | 19. Восстановление погибших и | | | вырубленных лесов. | | | 20. Повышение качества семян, улучшение | | | селекционных и генетических свойств | | | посадочного материала. | | | 21. Повышение эффективности и качества | | | восстановления лесов и продуктивности | | | лесов. | | | 22. Получение актуализированной | | | информации о лесных ресурсах и | | | формирование на ее основе данных | | | государственного лесного реестра. | | | 23. Создание условий для рационального и | | | эффективного использования лесов. | | | 24. Обеспечение соблюдения требований | | | законодательства в сфере лесных отношений. | | | 25. Сохранение и воспроизводство объектов | | | животного мира. | | | 26. Выявление закономерностей многолетней | | | динамики численности мелких | | | млекопитающих и птиц. | | | 27. Организация, регулирование и охрана | | | водных биологических ресурсов. | | | 28. Создание условий для обеспечения | | | эффективного государственного надзора за | | | охраной, воспроизводством и | | | использованием объектов животного мира и | | | среды их обитания. | | | 29. Обеспечение функционирования особо | | | охраняемых природных территорий | | | регионального значения. | | | 30. Повышение качества оказания | | | государственных услуг и исполнения | | | государственных функций в сфере | | | воспроизводства и использования природных | | | ресурсов. | | | 31. Обеспечение эффективного управления | | | государственными финансами в сфере | | | воспроизводства и использования природных | | | ресурсов | |--------------------+-----------------------------------------------| | Срок реализации | 2014-2017 годы | | Государственной | | | программы | | |--------------------+-----------------------------------------------| | Объемы и источники | Всего - 1 472 554,8 тыс. руб., в том числе: |
| финансирования | 2014 год - 438 113,3 тыс. руб.; | | Государственной | 2015 год - 431 936,4 тыс. руб.; | | программы в целом | 2016 год - 452 041,1 тыс. руб.; | | и с разбивкой по | 2017 год - 150 464,0 тыс. руб. | | годам ее | Из них: | | реализации | областной бюджет - 599 047,5 тыс. руб., в том |
| | числе: | | | 2014 год - 149 243,5 тыс. руб.; | | | 2015 год - 148 876,0 тыс. руб.; | | | 2016 год - 150 464,0 тыс. руб.; | | | 2017 год - 150 464,0 тыс. руб.; | | | иные не запрещенные законодательством | | | источники: | | | федеральный бюджет - 873 507,3 тыс. руб., | | | в том числе: | | | 2014 год - 288 869,8 тыс. руб.; | | | 2015 год - 283 060,4 тыс. руб.; | | | 2016 год - 301 577,1 тыс. руб.; | | | 2017 год - 0,0 тыс. руб. | |--------------------+-----------------------------------------------| | Ожидаемые | 1. Эффективное функционирование системы | | конечные | регулирования и управления в области охраны | | результаты | окружающей среды и обеспечения экологической | | реализации | безопасности. | | Государственной | 2. Стимулирование организаций, осуществляющих |
| программы | программы экологической модернизации | | | производства и экологической реабилитации | | | соответствующих территорий Кемеровской | | | области. | | | 3. Создание условий для разработки и | | | внедрения экологически эффективных | | | инновационных технологий, обеспечивающих | | | снижение удельных показателей выбросов и | | | сбросов вредных (загрязняющих) веществ, | | | размещения отходов. | | | 4. Развитие рынка экологических товаров и | | | услуг. | | | 5. Экологически безопасная и комфортная | | | обстановка в местах проживания населения | | | Кемеровской области, его работы и отдыха, | | | снижение заболеваемости населения, вызванной | | | неблагоприятными экологическими условиями, | | | рост продолжительности жизни городского | | | населения. | | | 6. Сохранение и восстановление численности | | | популяций редких и находящихся под угрозой | | | исчезновения объектов животного и | | | растительного мира России и Кемеровской | | | области. | | | 7. Обеспечение потребностей населения, | | | органов государственной власти, секторов | | | экономики в информации о состоянии окружающей |
| | среды в Кемеровской области, ее загрязнении. | | | 8. Получение научных данных, создающих основу |
| | для формирования государственной политики в | | | сфере охраны окружающей среды. | | | 9. Улучшение экологических условий для | | | жителей Кемеровской области, проживающих в | | | городах с высоким и очень высоким уровнем | | | загрязнения атмосферного воздуха (индекс | | | загрязнения более 7), а также на территориях | | | с неблагополучной экологической ситуацией, | | | подверженных негативному воздействию, | | | связанному с прошлой хозяйственной и иной | | | деятельностью. | | | 10. Снижение объема образованных отходов всех |
| | классов опасности на территории Кемеровской | | | области. | | | 11. Наличие современной геолого- | | | картографической основы территории | | | Кемеровской области для обеспечения нужд | | | хозяйственной деятельности, прогноза развития |
| | минерально-сырьевой базы. | | | 12. Наличие геологической информации о | | | недрах, представляемой различным потребителям |
| | с использованием современных технологий | | | доступа. | | | 13. Наличие минерально-сырьевой базы, | | | обеспечивающей потребности устойчивого | | | развития добывающих мощностей базовых | | | отраслей промышленности. | | | 14. Научно обоснованная система требований | | | комплексного изучения и рационального | | | использования минерально-сырьевых ресурсов. | | | 15. Государственный фонд недр, осваиваемый в | | | интересах нынешнего поколения с учетом | | | интересов будущих поколений. | | | 16. Обеспечение эффективного и рационального | | | использования водных ресурсов, снижение | | | антропогенной нагрузки на водные объекты на | | | основе исключения нелегитимного использования |
| | поверхностных водных объектов и осуществления |
| | контроля выполнения установленных условий | | | водопользования, установления и закрепления | | | на местности водоохранных зон и прибрежных | | | защитных полос (далее - ВЗ и ПЗП) водных | | | объектов, испытывающих антропогенную | | | нагрузку. | | | 17. Повышение степени защищенности населения, |
| | проживающего на территориях, подверженных | | | негативному воздействию вод во время | | | паводков, а также объектов экономики и | | | социальной сферы, расположенных на таких | | | территориях. | | | 18. Гарантированное обеспечение водными | | | ресурсами текущих и перспективных | | | потребностей населения и объектов экономики | | | Кемеровской области. | | | 19. Создание и обеспечение благоприятных | | | экологических условий для жизни населения, | | | развития сферы услуг в области рекреации. | | | 20. Защищенность населения, объектов | | | экономики и социальной сферы от негативного | | | воздействия вод в результате приведения | | | гидротехнических сооружений в технически | | | безопасное состояние, обеспечения их | | | сооружениями инженерной защиты. | | | 21. Обеспечение ежегодных плановых | | | мероприятий по противопожарному обустройству | | | лесов в запланированных объемах. | | | 22. Создание эффективной системы планирования |
| | и осуществления лесозащитных мероприятий. | | | 23. Оперативное выявление и качественная | | | диагностика лесопатологических факторов, | | | объективный прогноз патологической ситуации в |
| | лесах; своевременность локализации и | | | ликвидации очагов вредных организмов. | | | 24. Осуществление комплекса санитарно- | | | оздоровительных мероприятий. | | | 25. Осуществление мероприятий по выделению | | | особо защитных участков лесов и особо | | | охраняемых природных территорий на лесной | | | территории Кемеровской области. | | | 26. Увеличение объемов производства лесных | | | культур посредством внедрения модели | | | интенсивного воспроизводства лесов, создания | | | постоянной лесосеменной базы и формирования | | | фонда семян лесных растений с улучшенными | | | наследственными свойствами, а также | | | обеспечения регулярного ухода за лесными | | | культурами. | | | 27. Обеспечение равновесия между рубками и | | | убылью лесов от пожаров, вредителей и | | | болезней леса и темпами восстановления лесов. |
| | 28. Улучшение породного состава лесных | | | насаждений. | | | 29. Увеличение объемов производства лесных | | | культур посредством внедрения модели | | | интенсивного воспроизводства лесов, создания | | | постоянной лесосеменной базы и формирования | | | фонда семян лесных растений с улучшенными | | | наследственными свойствами, а также | | | обеспечения регулярного ухода за лесными | | | культурами. | | | 30. Сохранение и развитие особо охраняемых | | | природных территорий. | | | 31. Обеспечение сохранения и воспроизводства | | | охотничьих ресурсов. | | | 32. Обеспечение условий для эффективного | | | государственного надзора за охраной, | | | воспроизводством и использованием объектов | | | животного мира и среды их обитания. | | | 33. Обеспечение сохранения и рационального | | | использования водных биологических ресурсов. | | | 34. Улучшение состояния береговой полосы | | | водных объектов. | | | 35. Обеспечение условий для достижения целей | | | Государственной программы в целом и входящих | | | в ее состав подпрограмм. | | | 36. Обеспечение качества и доступности | | | государственных услуг в сфере экологии, | | | воспроизводства и использования природных | | | ресурсов. | | | 37. Обеспечение эффективности бюджетных | | | расходов в сфере экологии, воспроизводства и | | | использования природных ресурсов | ---------------------------------------------------------------------- 1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем 1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно
напряженной. К числу основных экологических проблем области по- прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно- земельных ресурсов. При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития
Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона. Общий объем выбросов в атмосферный воздух в 2012 году составил порядка 1360,4 тыс. т вредных (загрязняющих) веществ, из которых более 30% приходится на выбросы от передвижных источников. По сравнению с 2007 годом выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2012 году снизились на 10 %, в том числе снизились средние за год концентрации таких загрязняющих веществ, как
оксид азота, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота и оксид
углерода. Вместе с тем в городах Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая. Объем образования отходов производства и потребления в области ежегодно растет и в 2012 году составил 2,6 млрд. т, при этом 90 % - это отходы от деятельности угольных предприятий региона, вскрышная порода. В Кемеровской области лишь 17 из 34 муниципальных образований имеют полигоны для захоронения отходов 4-го и 5-го классов опасности,
остальные имеют так называемые санкционированные свалки. В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и
захоронения отходов, отсутствием мусороперерабатывающих заводов и небрежным отношением граждан к охране окружающей среды широко распространена практика образования несанкционированных свалок, которые представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения. В Кемеровской области переработке подвергается более 50 % промышленных отходов производства и потребления и около 7-10 % твердых бытовых отходов. Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки, что приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых бытовых отходов без предварительного обезвреживания. Для сохранения видового состава и численности объектов животного и растительного мира в Кемеровской области с 2000 года издается Красная книга, которая является особым объектом правового регулирования с организационно-правовыми гарантиями, повышающая возможность сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу региона. Мониторинговые исследования на территории Кемеровской области систематически осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, представленная государственным бюджетным учреждением "Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". На сегодняшний день плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды в Кемеровской области не позволяет организовать и проводить государственный экологический мониторинг в требуемом объеме; количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений, а также объем измерений загрязнения окружающей среды недостаточны. Развитие системы экологического мониторинга окружающей среды в Кемеровской области приобретает особую актуальность в связи с дальнейшим развитием промышленного потенциала в регионе. Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:
низкая эффективность действующей системы нормирования негативного
воздействия на окружающую среду; высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления; низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления; недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг; угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов. 1.2. Недропользование
На территории Кемеровской области открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то, что область является одним из ведущих регионов по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область испытывает нехватку общераспространенных полезных
ископаемых. Так, например, в настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Строительная индустрия области испытывает дефицит в глинах, пригодных для изготовления кирпича, в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования его в качестве заполнителя в бетон. Частично потребность в этих видах сырья
удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Однако
перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области
крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в зонах санитарной охраны действующих водозаборов питьевого и хозяйственного водоснабжения. В связи с этим перспективным следует считать путь ликвидации возникшего дефицита строительного сырья за счет рационального использования ресурсов выявленных ранее, но детально не разведанных участков месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Решение этой задачи возможно путем выдачи лицензий на право пользования этими участками недр через проведение аукционов, разведки
и постановки полученных запасов полезных ископаемых на государственный учет на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых и осуществления контроля за выполнением условий лицензионных соглашений. Основной проблемой в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области является невыполнение пользователями недр лицензионных соглашений в части соблюдения сроков
начала проведения и объемов геолого-разведочных работ, представления на государственную экспертизу отчетов о результатах работ и материалов подсчета запасов полезных ископаемых, согласования и утверждения проектной документации на разработку месторождений, сроков ввода их в
эксплуатацию и выхода на проектные мощности. С 2007 года проводились оценочные и разведочные работы на природный строительный камень с целью выявления месторождений и получения запасов камня, пригодного для получения щебня высокой механической прочности. Была проведена геологическая оценка пяти месторождений: "Краснополянское-2", "Кайгуровское-2", "Трудненское", "Березовское" и
"Глубоковское-2". Разведочные работы были начаты на месторождениях "Кайгуровское-2" и "Березовское". Общая сумма финансирования по проекту - 13 000 000 руб., сумма финансирования за фактически выполненные объемы работ составила 8 986 000 руб. Выявлено 3 месторождения - "Кайгуровское-2", "Трудненское" и "Березовское", где возможно получение запасов полезного ископаемого промышленных категорий. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.11.2009 N 456 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.07.2007 N 192 "Об утверждении
долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008-2011 годы" финансирование на 2010 год по
разделу "Воспроизводство минерально-сырьевой базы строительных материалов" подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" приостановлено. Выполнена только первая часть поставленной задачи: обнаружены месторождения общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ).
Отсутствие финансирования является причиной невозможности полного завершения поставленных задач - определения количества запасов промышленных категорий строительного камня. Следует отметить, что геологическая информация о недрах, полученная на первом этапе работ, уже позволяет выставить обнаруженные объекты недр на аукционные торги, что в существенной мере возместит затраты бюджета Кемеровской области на их поиски. 1.3. Водное хозяйство и водные отношения
Гидрографическая сеть, имеющаяся на территории Кемеровской области, принадлежит бассейну верхней Оби и представлена густой сетью
малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Всего по территории Кемеровской области протекает 32 109 рек общей протяженностью 76 479 км. На территории Кемеровской области имеются водохозяйственные системы промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе накопители жидких отходов (гидроотвалы, шламонакопители, флотохвостохранилища, отстойники, гидрозолоотвалы); пруды, обеспечивающие регулирование стока рек и временных водотоков, являющиеся стратегическим запасом водных ресурсов на случай пожаров и засухи. Наиболее крупными водохранилищами являются Кара-Чумышское (62,46 куб. км), Беловское (59,0 куб. км), Дудетское (41,0 куб. км), Журавлевское (31,59 куб. км), которые используются для хозяйственно- питьевого и технического водоснабжения, рыборазведения и рекреации. Объем забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в Кемеровской области в 2013 году составил 1616,10 млн. куб.
м. В 2013 году объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составил 1 717,86 млн. куб. м, из них 188,87 млн. куб. м сброшено без очистки, 409,03 млн. куб. м - недостаточно очищенных. Основными проблемами водохозяйственного комплекса Кемеровской области являются: нерациональное использование водных ресурсов (применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, высокий уровень потерь воды при транспортировке); сохраняющийся высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод; нелегитимное использование поверхностных водных объектов;
значительный уровень износа гидротехнических сооружений;
значительная площадь территорий, подверженных негативному воздействию вод; недостаточная оснащенность системы государственного мониторинга водных объектов. Из-за наводнений в период паводков и другого негативного воздействия вод водных объектов на территории Кемеровской области периодически происходят такие процессы и явления как затопление и подтопление населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы, сельскохозяйственных угодий; разрушение берегов водных объектов в черте населенных пунктов. Общая протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений на территории Кемеровской области составляет 7 000 км. Численность населения, проживающего на территории Кемеровской области, подверженной негативному воздействию вод при прохождении паводков обеспеченностью 1 %, в том числе на территориях, защищенных в результате реализации водохозяйственных мероприятий (работы по увеличению пропускной способности русел рек и др.), - 188 391 чел. Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, включая участки, на которых соответствующие работы осуществлены, составляет 395 км. Площадь населенных пунктов, попадающих в зону затопления во время
паводков, составляет 301,122 кв. км, где проживают 45 329 человек. Среднемноголетний прямой ущерб, наносимый паводками, составляет 400 млн. руб. К наиболее опасным участкам относятся участки рек Томь (Междуреченский, Новокузнецкий городские округа), Кондома (Таштагольское городское поселение, Калтанский и Осинниковский городские округа), Мрас-Су (Усть-Кабырзинское сельское поселение Таштагольского муниципального района, Мысковский городской округ). В 2004 году наблюдались высокие уровни воды в реках Мрас-Су, Кондома и Томь. Было затоплено более 4 тыс. домов, примерно столько же дачных и садовых участков. Пострадало более 20 тыс. чел., погибло 10 чел. Пострадали все населенные пункты, расположенные по берегам реки Кондома (критические отметки были превышены на 2-2,5 м). Ущерб составил 750 млн. руб. Наибольшему затоплению подверглись п. Малышев Лог (Калтанский городской округ) и Таштагольское городское поселение. Актуальной проблемой являются русловые процессы, приводящие к разрушению берегов рек и водохранилищ. Катастрофическая ситуация сложилась на реках Урюп (д. Изындаево Тяжинского муниципального района), Кия (с. Усть-Серта Чебулинского муниципального района), Кондома (с. Малиновка Новокузнецкого муниципального района), Яя (Яйское городское поселение Яйского муниципального района), Иня (Ленинск-Кузнецкий городской округ). На отдельных участках скорость разрушения берегов рек составляет до 10 м/год. В результате обрушения
берегов, которое особенно интенсивно происходит в паводковый период, уничтожены десятки жилых домов, нанесен значительный материальный ущерб. По данным ФГБУ "ВерхнеОбьрегионводхоз", а также ООО "Кузбассгидротехпроект", на территории Кемеровской области находится 33 дамбы общей протяженностью 89,073 км. По 26 из 33 дамб, сведения о которых имеются в материалах ФГБУ "ВерхнеОбьрегионводхоз",
проектная документация отсутствует, поэтому достоверных данных о площади защищаемой территории, численности защищаемого населения, а также об обеспеченности паводка, на которую они рассчитаны, нет. 14 дамб защиту населенных пунктов от паводков в полной мере не обеспечивают. В неудовлетворительном состоянии находятся 11 дамб общей протяженностью 50,13 км. Требуются реконструкция левобережной дамбы на реке Томь в районе п. Чебал-Су Междуреченского городского округа, строительство дамб на реке Кондома для защиты п. Малышев Лог Калтанского городского округа,
с. Ашмарино и п. Смирновка Новокузнецкого муниципального района. По состоянию на 01.01.2014 на территории Кемеровской области учтены гидротехнические сооружения 169 прудов, предназначенных для регулирования поверхностного стока, создания стратегического запаса водных ресурсов на случай пожаров и засухи, в нижнем бьефе которых расположены населенные пункты и социально значимые объекты. Уровень безопасности гидротехнических сооружений 40 прудов не соответствует установленным требованиям. Для приведения их в безопасное, технически
исправное состояние требуется капитальный ремонт либо реконструкция. 1.4. Лесное хозяйство
Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Кемеровской области. Своими размерами и разнообразием экологических и социально-экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Кемеровской области. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения Кемеровской области и сопредельных территорий. Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения объемов нелегального оборота древесины. По данным государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2013 общая площадь лесов на территории Кемеровской области составляет 6 319,777 тыс. га (66,0 % общей площади территории области). Лесистость - 59,9 %. В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Россельхоз) от 09.03.2011 N 61 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" леса Кемеровской области относятся к таежной, лесостепной и Южно-Сибирской горной лесорастительным зонам. Площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, составляет 5 429,946 тыс. га (85,9 % от общей площади лесов Кемеровской области). Леса распределяются по целевому назначению: 1. Защитные леса - 947,660 тыс. га (17,5 %), в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, - 610,479 тыс. га (11,2 %); ценные леса - 337,181 тыс. га (6,2 %). 2. Эксплуатационные леса - 4 404,899 тыс. га (81,1 %).
3. Резервные леса - 77,387 тыс. га (1,4 %).
В лесах, отнесенных к лесному фонду, мягколиственные насаждения занимают 56,1 %. На долю хвойных насаждений приходится 43,6 %, кустарников - 0,2 % лесопокрытых земель. Твердолиственные насаждения занимают всего 36 га, прочие породы - 107 га. Запас древесины в Кемеровской области достигает 663,5 млн. куб. м, в том числе по хвойным породам - 309,5 млн. куб. м (46,6%), спелых
и перестойных насаждений - 320,98 млн. куб. м. Общий средний прирост древесины составляет 11,48 млн. куб. м в год. Запас на одном гектаре - 129,7 тыс. куб. м.
Расчетная лесосека с 01.01.2013 в Кемеровской области составляет 7531,2 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 2 542,1 тыс. куб. м. За последние 5 лет средний показатель использования расчетной лесосеки составляет 15%. Наблюдается тенденция к снижению этого показателя в связи с увеличением установленного допустимого объема изъятия древесины с 7531,2 тыс. куб. м в 2012 году до 8 815,9 тыс. куб. м в 2013 году. Увеличение связано с включением в расчетную лесосеку малоценных и труднодоступных лесных насаждений. Спрос на древесные ресурсы в Кемеровской области определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности. 1.4.1. Вклад лесного хозяйства в социально-экономическое развитие
Кемеровской области За последние 5 лет доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет Кемеровской области увеличились на 232%, из них в бюджет Кемеровской области - на 282 %. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете
на 1 га земель лесного фонда за 5 лет увеличился с 45,82 руб. до 105,65 руб. и является самым высоким в Сибирском федеральном округе. Это, прежде всего, связано с увеличением количества заключенных на долгосрочный период договоров аренды лесных участков в соответствии со статьями 43, 45 и 29 Лесного кодекса Российской Федерации. Темпы роста лесных доходов Кемеровской области имеют устойчивую тенденцию к увеличению. Доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет Кемеровской области в 2012 году составили 573 660,5 тыс. руб., что на 12,7% больше, чем в 2011 году (508 794,8 тыс. руб.). Бюджетная доходность лесного хозяйства Кемеровской области за последние 5 лет составляет в среднем более 498,4 % по отношению к затратам на мероприятия по ведению лесного хозяйства и порядка 171,6%
по отношению к общим расходам на лесное хозяйство. В ближайший период
(2014-2016 гг.) общая бюджетная доходность увеличится до 207,5 %. Обеспечение положительной бюджетной доходности лесного хозяйства связано с применением повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу площади лесного участка, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". В Кемеровской области активно развиваются социальные и культурные
аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по посадке леса, очистке, восполнению, обустройству лесных массивов. 1.4.2. Государственное управление лесами Кемеровской области
В 2008-2012 гг. осуществлялось совершенствование структуры управления лесами в Кемеровской области в соответствии с изменениями в лесном законодательстве. Исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений
на территории Кемеровской области, является ДЛК Кемеровской области, сфера деятельности и функции которого определены Положением о департаменте лесного комплекса Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.07.2014 N 303. Основным направлением деятельности ДЛК Кемеровской области в области лесных отношений является осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Организуя использование лесов в пределах земель лесного фонда, ДЛК Кемеровской области представляет лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе
организует и проводит лесные аукционы; выдает разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Кемеровской области. Создание условий для рационального и эффективного осуществления лесопользования, сохранения экологического, ресурсного и рекреационного потенциала лесов является основной целью в развитии лесного хозяйства. Сдерживающим фактором предоставления лесных участков в аренду являются проблемы, связанные с отсутствием полноценных лесоустроительных материалов по ряду лесничеств и (или) с окончанием срока действия лесоустроительных материалов. Согласно сведениям государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2013 давность лесоустройства в лесничествах составляет в среднем 14 лет, что не отвечает требованиям лесного законодательства. Средняя удельная стоимость лесоустроительных работ составляет 130 руб./га. Для обеспечения непрерывного цикла выполнения лесоустроительных работ ежегодный объем их выполнения должен составлять не менее 540 тыс. га с ежегодными затратами более 70 млн. руб. В целях реализации увеличивающихся потребностей в древесине, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|