Расширенный поиск
Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 10.01.2000 № 115-ОЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Усть-Ордынский Бурятский автономный округ ЗАКОН "О выборах в органы местного самоуправления в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе" Принят Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа 24 декабря 1999 г. (В редакции Закона Усть-Ордынского Бурятского АО от 09.08.2000 № 144-ОЗ; от 02.06.2001 № 38-ОЗ; от 06.10.2004 № 28-ОЗ) Настоящий Закон, в соответствии с общими принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, определяет порядок назначения, подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Глава 1. Общие положения Статья 1. Выборы в органы местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления формируются путем выборов, если иной порядок их формирования не установлен федеральными и окружным законами, уставами муниципальных образований. 2. Выборные органы местного самоуправления избираются гражданами Российской Федерации, достигшими возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающими на территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. 3. Выборные органы местного самоуправления избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории соответствующего муниципального образования. Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем законе В настоящем законе используются следующие термины - агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании; - агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них; (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) - органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях на которых осуществляется местное самоуправление; (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) - избирательное объединение - местное политическое общественное объединение, местное отделение общероссийского, межрегионального, областного общественного политического объединения, которое создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню муниципальных выборов или на более высоком уровне, в соответствии с федеральными законами, не позднее чем за год до дня голосования. При назначении выборов законодательного или исполнительного органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев; - избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы местного самоуправления; - избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы местного самоуправления; - избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, настоящим законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов; - избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях; - избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения; - избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, причем за каждого из них избиратели голосуют персонально; - избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избирается один депутат (член) представительного или иного выборного органа местного самоуправления, одно выборное должностное лицо местного самоуправления; - кандидат - лицо, выдвинутое в установленном федеральными законами, настоящим законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в выборном органе местного самоуправления; - кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы местного самоуправления, кандидатом на иную выборную должность в органе местного самоуправления и замещаемую посредством прямых выборов; - наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню муниципальных выборов, или более высоком уровне, а также избирателями. Наблюдатель уполномочен вести наблюдение за проведением голосования подсчетом гопосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов; - наблюдатель иностранный (иностранный наблюдатель) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации в соответствии с установленным законом порядке. Статья 3. Правовая основа организации и проведения выборов 1. Порядок подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления определяется настоящим законом в соответствии с общими принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами муниципальных образований. 2. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории округа при проведении выборов в органы местного самоуправления. Особенности подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления могут устанавливаться уставами муниципальных образований и иными нормативными актами местного самоуправления в пределах, предусмотренных настоящим законом. 3. В случае противоречия уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов местного самоуправления, определяющих порядок подготовки и проведения выборов местного самоуправления, настоящему Закону, применяются нормы настоящего Закона. 4. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий Закон, уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты местного самоуправления, определяющие порядок подготовки и проведения муниципальных выборов, в ходе избирательной кампании эти изменения и дополнения вступают в силу после окончания избирательной кампании. Статья 4. Избирательное право при проведении выборов в органы местного самоуправления 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на момент выборов 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, имеет право избирать в органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, вправе быть избранным в органы местного самоуправления. 2. Гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах в органы местного самоуправления на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос. 5. Гражданин Российской Федерации голосует на выборах в органы местного самоуправления за или против кандидата непосредственно. Передача голоса другому лицу не допускается. 6. Голосование на выборах в органы местного самоуправления является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Статья 5. Назначение выборов в органы местного самоуправления 1. Выборы в органы местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. Выборы назначаются в сроки, установленные уставом муниципального образования. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 09.08.2000 № 144-ОЗ) Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. В случае, если выборы в органы местного самоуправления проводятся в срок, близкий дате проведения выборов в федеральные, либо областные, окружные органы государственной власти, выборы могут быть совмещены. В случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны органы местного самоуправления. 2. Если выборы не назначены в соответствии с п. 1 настоящей статьи, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий выборного органа или депутатов, (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ). (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) Глава 2. Регистрация избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов, избирательных участков Статья 6. Регистрация избирателей 1. Регистрации подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. 2. Основанием для регистрации является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования. 3. Регистрация избирателей осуществляется главой местного самоуправления, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. 4. Государственные органы обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях. 5. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Статья 7. Составление списка избирателей 1. При проведении выборов в органы местного самоуправления для реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также для проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с п. 6 настоящей статьи. 2. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. 3. В списки избирателей включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами. 4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателен на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях предусмотренных федеральными законами, также временного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством. 5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах. 6. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях осуществляется уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления, а в отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей, а также других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления в территориальные избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или образования этих комиссий. Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Законом, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части. 7. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 9. Участковая избирательная комиссия производит уточнение списка избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию избирателей. 10. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 11. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) При этом в списке избирателей указываются дата и причина исключения гражданина из списка. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 12. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 8. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов Главы местного самоуправления или иного выборного должностного лица муниципального образования, избираемого непосредственно гражданами, образуется один одномандатный избирательный округ, включающий всю территорию соответствующего муниципального образования. 2. Для проведения выборов в представительные органы местного самоуправления на территории муниципального образования образуются одномандатные избирательные округа, исходя из числа мандатов в представительном органе местного самоуправления. При этом вся территория муниципального образования должна быть поделена на избирательные округа. 3. Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, которые предоставляются уполномоченными органами или должностными лицами местного самоуправления не позднее чем в течение 5 дней после назначения дня голосования. 4. Избирательная комиссия соответствующего муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: а) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях, установленных законом округа, - (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ). При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. б) избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. 5. Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов осуществляется соответствующим представительным органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. При проведении выборов по избирательному округу, включающему всю территорию соответствующего муниципального образования, утверждение и опубликование схемы может не производиться. 6. В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) Статья 9. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующей избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного участка из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке, (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ). 3. Избирательные участки образуются с учетом соблюдения границ административно-территориального деления. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных районах могут образовываться избирательные участки в срок, установленный п. 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. 5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению территориальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатам и их представителям, наблюдателям при предъявлении соответствующих удостоверений. 6. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местного самоуправления (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ). Глава 3. Избирательные комиссии (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) Статья 11. Избирательная комиссия автономного округа 1. Порядок формирования и статус избирательной комиссии автономного округа, статус члена избирательной комиссии автономного округа определяются Законом "Об избирательной комиссии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", в соответствии с общими принципами, закрепленными Конституцией РФ и федеральными законами, Уставом автономного округа. 2. Избирательная комиссия автономного округа при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления в пределах своих полномочий а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления на территории всего автономного округа б) издает инструкции по вопросам применения настоящего Закона, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления в) устанавливает общие итоги выборов в органы местного самоуправления г) организует повторные выборы в органы местною самоуправления д) рассматривает жалобы (заявления) на решение и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом Статья 12. Территориальные избирательные комиссии 1. Формирование территориальных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава представительным органом местного самоуправления. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ)4. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий истекает после назначения выборов в органы местного самоуправления нового созыва Статья 13. Окружные избирательные комиссии 1. Окружные избирательные комиссии могут быть образованы представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии главой местного самоуправления в каждом избирательном округе по выборам в органы местного самоуправления не позднее чем за 60 дней (В редакции Закона Усть-Ордынского Бурятского АО от 09.08.2000 № 144-ОЗ) до дня выборов в составе от 5 до 9 членов комиссии. В случае, если уполномоченные на то органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава окружной избирательной комиссии в срок, установленный уставом местного самоуправления, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных федеральным законом, данным законом. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 3. При проведении выборов в органы местного самоуправления по одному избирательному округу, включающему всю территорию соответствующего муниципального образования, представительный орган местного самоуправления может возложить обязанности окружной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию. В отдельных случаях, при проведении выборов депутатов представительных органов, полномочия окружной избирательной комиссии решением представительного органа местного самоуправления могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию. В этом случае окружная избирательная комиссия не формируется. 3. Окружная избирательная комиссия: а) контролирует исполнение настоящего Закона на территории избирательного округа, информирует население об адресах и номерах телефонов окружной и участковых избирательных комиссий; б) координирует деятельность участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает решения по жалобам (заявлениям); в) регистрирует кандидатов по соответствующему округу и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; г) обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу, распределяет часть этих средств между участковыми избирательными комиссиями, обеспечивает контроль за их целевым использованием на территории избирательного округа; е) утверждает текст бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивает изготовление и доставку бюллетеней участковым избирательным комиссиям; ж) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью, и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; з) устанавливает результаты выборов по одномандатному избирательному округу, публикует итоги голосования, обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением выборов, в архив; и) организует досрочное голосование, составляет списки досрочно проголосовавших; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом; (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) Статья 14. Участковые избирательные комиссии 1. Участковые избирательные комиссии в составе от 5 до 10 членов комиссии утверждаются представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии - главой местного самоуправления не позднее чем за 27 дней до дня выборов в органы местного самоуправления. В случае, если уполномоченные на то органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава участковой избирательной комиссии в срок, установленный уставом местного самоуправления, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии производится вышестоящей избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных федеральным законом, данным законом. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 3. Участковая избирательная комиссия: а) уточняет список избирателей по избирательному участку; б) ознакамливает избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает население о дне выборов и месте голосования; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов на территории участка; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов; ж) производит подсчет голосов, определяет итоги голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов в органы местного самоуправления, в окружную (территориальную) избирательную комиссию; з) рассматривает жалобы (заявления) по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает решения по жалобам и заявлениям; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом; 3. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в органы местного самоуправления, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. Статья 15. Статус членов избирательной комиссии 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены иных избирательных комиссий, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания. 3. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его на значившего, в случае: а) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий, б) утраты членом избирательной комиссии гражданства РФ, в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; г) признания члена и избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно способным, безвестно отсутствующим или умершим; д) смерти члена избирательной комиссии, е) признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим свои обязанности, ж) появления оснований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи; 5. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии в соответствии с федеральным законом. 6. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. В период проведения выборов не позднее чем через десять дней со дня его выбытия. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим законом. 7. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда может производиться ему за счет средств, выделенных на проведение выборов, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, на которую законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. 8. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов в органы местного самоуправления не может быть привлечен без согласия прокурора округа к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 10. После регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией данный кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, его зарегистрировавшую, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 12. Член избирательной комиссии (как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса): а. заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; б. вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в. вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г. вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов и материалов; д. вправе обжаловать действие (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 13. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в органы местного самоуправления в тот же орган или на ту же должность, полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов 14. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица, назначившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу Статья 16. Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения территориальной, окружной, участковой избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание избирательной комиссией округа недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, указанная избирательная комиссия может быть расформирована судом соответствующей подсудности. 2. С заявлением в суд о расформировании территориальной, окружной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также избирательная комиссия округа. 3. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально. 4. Орган местного самоуправления, в полномочия которого входит формирование избирательной комиссии, обязан сформировать соответствующую избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 17. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий зарегистрированный данной или вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и свободный доступ указанных лиц на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации, указанных в п. 1 ст. 28 настоящего Закона, за счет текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные законами. 3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать лица перечисленные в п. 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные наблюдатели, представители средств массовой информации. 4. В помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам указанным в п. 1 настоящей статьи. 5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется 6. Наблюдатель от группы избирателей должен представить при прибытии в участковую либо в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями не менее чем 40, но не более чем 50 граждан РФ, имеющих право на голосование на соответствующем участке. 7. Наблюдатель вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования, знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в п. 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов в органы местного самоуправления, получать копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии; ж) обжаловать в порядке установленном законом действие (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд; з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 8. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям избирательные бюллетени, б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени, г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, д) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; ж) вести агитацию среди избирателей, з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. 9. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов в органы местного самоуправления, получать заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. Статья 18. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов и избирательной комиссии. 3. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии или по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 5. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 6. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов в органы местного самоуправления, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 7. Избирательная комиссия по требованию любого члена соответствующей избирательной комиссии, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 8. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 9. При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. 10. Все заседания избирательных комиссий протоколируются. Решения и протоколы избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 11. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования - незамедлительно. Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 19. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 3. Выдвижение кандидатов начинается со дня официального опубликования схемы избирательных округов по выборам в органы местного самоуправления. Выдвижение кандидатов заканчивается не позднее чем за 10 дней до дня выборов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 20 дней при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований. 4. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 5. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем законе следует понимать: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей или предвыборной агитации; г) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности; д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в п. 1 ст. 28 настоящего закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации; ж) соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями. Статья 20. Выдвижение кандидатов 1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов. 2. В уведомлениях должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения и место жительства выдвигаемых кандидатов и инициаторов их выдвижения. 3. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. 4. Выдвижение кандидатов от избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на собраниях местных либо региональных отделений указанных объединений. 5. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на собраниях (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок. 6. О выдвижении кандидата составляется протокол, в котором должны быть указаны число зарегистрированных участников собрания (конференции), число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата в соответствии с уставом общественного объединения, ход выдвижения и обсуждения кандидатур, итоги голосования по каждой кандидатуре. Протокол подписывается председательствующим и секретарем собрания (съезда, конференции). Одно избирательно# объединение, один избирательный блок на выборах в органы местного самоуправления вправе выдвинуть только по одному кандидату в каждом одномандатном избирательном округе. Число кандидатов, выдвигаемых одним избирательным объединением, одним избирательным блоком в многомандатном избирательном округе, не может превышать число мандатов, распределяемых в данном многомандатном избирательном округе. 7. Избирательное объединение, избирательный блок представляет в соответствующую избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, уведомление о выдвигаемом кандидате (с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства) вместе с заявлением кандидата о согласии на выдвижение от данного избирательного объединения, избирательного блока по избирательному округу, а также заверенные копии уставов соответствующих общественных объединений. После этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого кандидата. Статья 21. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата 1. В поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, должен быть собран 1 процент от числа всех зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа. На выборах глав местного самоуправления или иных выборных должностных лиц местного самоуправления - 1 процент от числа всех зарегистрированных избирателей соответствующих муниципальных образований. (В редакции Закона Усть-Ордынского Бурятского АО от 09.08.2000 № 144-ОЗ) 2. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписей не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией и судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата. 3. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента выдачи избирательной комиссией письменного подтверждения о приеме документов от инициаторов сбора подписей уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидаты могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата. 4. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону. В подписном листе в поддержку выдвижения кандидата указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости, в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства, в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 5. Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. 6. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и кандидатом, в поддержку которого собираются подписи. Статья 22. Регистрация кандидатов 1. Кандидаты при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в его поддержку, регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии составленных в соответствии с настоящим законом заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. 2. Подписные листы, оформленные в соответствии с требованиями ст. 21 настоящего Закона, представляются в соответствующую избирательную комиссию кандидатом или его уполномоченным представителем в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием собранных подписей избирателей не позднее чем за 40 дней до дня выборов в органы местного самоуправления. Предельное количество представляемых подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов, не должно превышать необходимое в соответствии с п. 1 ст. 21 настоящего закона для регистрации количество подписей (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 3. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает кандидату или его уполномоченному представителю подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты, времени их приема и количества подписей. 4. Избирательная комиссия в течение 5 дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Избирательная комиссия осуществляет проверку достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, причем проверке подлежат все представленные подписи. (В редакции Закона Усть-Ордынского Бурятского АО от 09.08.2000 № 144-ОЗ) Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию если это ими специально отмечено. О каждом проведении проверки должны оповещаться все кандидаты, представившие установленное количество подписей для регистрации, представители избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей, отдельные избиратели, выдвинувшие кандидатов. Для проверки подлинности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем двумя членами избирательной комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется. О проверке подлинности подписей членами избирательной комиссии составляется акт. Недостоверными признаются: а) подписи избирателей, не являющимися# избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, б) подписи избирателей без указания всех требующих# в соответствии с настоящим Законом сведений; в) фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе. Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа. При обнаружении среди проверяемых подписей недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей, избирательная комиссия отказывает в регистрации данному кандидату. (В редакции Закона Усть-Ордынского Бурятского АО от 09.08.2000 № 144-ОЗ) 5. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу на одних и тех же выборах в органы местного самоуправления. 6. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Зарегистрированным кандидатам избирательной комиссией выдаются удостоверения о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение трех дней после регистрации передаются средствам массовой информации. (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 8. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом, в соответствии с п. 2 ст. 18 настоящего закона установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15 - 1 день до дня голосования, обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата. 9. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования. 10. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 11. В случае, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в связи с нарушением установленного порядка предвыборной агитации (в соответствии с п. 6 ст. 32 настоящего Закона), что послужило основанием для принятия соответствующей избирательной комиссией решения об отложении выборов в органы местного самоуправления для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, все расходы, понесенные избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления, относятся на счет этого кандидата. 5. Статус зарегистрированных кандидатов Статья 23. Равенство зарегистрированных кандидатов Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности за исключением случаев, установленных федеральными законами. Статья 24. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов 1. Администрация предприятия, учреждения, организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией со дня официального опубликования общих итогов выборов в органы местного самоуправления обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В этом случае соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере среднего заработка или иного регулярного дохода, исчисленного за предшествующие дате регистрации три месяца, но не более десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного на день назначения выборов. 2. В соответствии с федеральными законами во время проведения выборов в органы местного самоуправления зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 3. В соответствии с федеральными законами зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора района к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 4. Зарегистрированный кандидат вправе назначить до десяти доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. 5. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск со дня регистрации доверенных лиц до дня официального опубликования общих итогов выборов в органы местного самоуправления. Зарегистрированные кандидаты, назначившие доверенных лиц. вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные данным доверенным лицам удостоверения. 6. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса назначившим их зарегистрированным кандидатом 7. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в органы местного самоуправления в средствах массовой информации. Статья 25. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов 1. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А", не вправе использовать преимущества своего должностного положения. 2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 3. Перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием преимуществ должностного и служебного положения, установлен п. 5 ст. 19 настоящего Закона. 4. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории "А", вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха). Данное правило не действует при использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний. 5. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам государственных организаций, осуществляющих теле- и радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 6. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, установленных настоящей статьей, является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата. Глава 6. Агитация при проведении выборов в органы местного самоуправления Статья 26. Право на агитацию 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата. 2. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 3. Агитация при проведении выборов может осуществляться через средства массовой информации путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. 4. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. Статья 27. Сроки проведения агитации (Исключен - Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 06.10.2004 № 28-ОЗ) 2. Сроки проведения зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие п. 1 ст. 28 настоящего Закона, определяются федеральными законами и законами округа. 3. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном настоящим Законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах. 4. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. 5. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами не допускается. Статья 28. Условия доступа кандидатов к средствам массовой информации 1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, организации, учреждения, которые финансируются полностью или частично за счет соответствующего бюджета или органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации. 2. Средства массовой информации, не подпадающие под действие п. 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам Оплата кандидатами эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях исключительно через избирательные фонды кандидатов. Статья 29. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации 1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, попадающих под действие п. 1 ст. 28 настоящего Закона, осуществляющих теле- и радиовещание на территории, на которой проводятся выборы в органы местного самоуправления. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. 2. Телерадиокомпании, подпадающие под действие п. 1 ст. 28 настоящего Закона, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами. Указанное эфирное время должно предоставляться на договорных условиях за плату. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. 3. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|