Расширенный поиск
Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 05.05.2005 № 118-ОЗУтратил силу - Закон Иркутской области от 11.06.2008 № 24-ОЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Усть-Ордынский Бурятский автономный округ ЗАКОН "О местных референдумах в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе" Принят Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа 28 апреля 2005 года (В редакции Закона Усть-Ордынского Бурятского АО от 24.08.2006 № 305-ОЗ; Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа определяется порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Статья 2. Местный референдум в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, настоящим Законом, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Статья 3. Правовая основа местного референдума 1. Порядок подготовки и проведения местного референдума определяется настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. 2. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа при назначении, подготовке и проведении местных референдумов. В уставы муниципальных образований могут включаться правовые нормы, отсылающие к настоящему Закону, подлежащему применению при назначении, подготовке и проведении местных референдумов в соответствующем муниципальном образовании. Особенности назначения, подготовки и проведения местных референдумов могут устанавливаться уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом. 3. В случае противоречия уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определяющих порядок назначения, подготовки и проведения местных референдумов, настоящему Закону применяются нормы настоящего Закона, принятые в пределах компетенции органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. 4. В случае принятия в период кампании местного референдума федерального закона, окружного закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения местного референдума, либо в случае внесения в указанный период в федеральный закон, окружной закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения местного референдума, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к местным референдумам, назначенным после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений. 5. Если отдельное положение настоящего Закона не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, местный референдум в части такого положения настоящего Закона проводится на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, - также на основе указов Президента Российской Федерации. Статья 4. Всеобщее право на участие в местном референдуме 1. В соответствии с федеральным законодательством каждый гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории соответствующего муниципального образования, достигший возраста 18 лет, обладает правом голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории соответствующего муниципального образования, достигший на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению местного референдума. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории соответствующего муниципального образования и временно находящийся в период подготовки и проведения местного референдума за ее пределами, обладает всей полнотой прав на участие в местном референдуме. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 2. В соответствии с федеральным законодательством не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. 3. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Статья 5. Равное право на участие в местном референдуме Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос. Статья 6. Право на прямое волеизъявление на местном референдуме Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме "за" вынесенный на местный референдум вопрос или "против" него непосредственно. Передача голоса другому лицу не допускается. Статья 7. Тайное голосование на местном референдуме Голосование на местном референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Статья 8. Добровольное и свободное участие граждан в местном референдуме Участие в местном референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принуждения его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них. Статья 9. Законность при назначении и проведении местного референдума Назначение и проведение местного референдума не допускаются только по обстоятельствам, указанным в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 10. Гласность при подготовке и проведении местного референдума 1. Подготовка и проведение местного референдума осуществляются открыто и гласно. 2. Нормативные акты комиссий местного референдума, органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, публикуются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Статья 11. Право на агитацию по вопросам местного референдума 1. Гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям обеспечивается свобода проведения агитации по вопросам местного референдума в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными окружными законами. 2. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить агитацию по вопросам местного референдума, то есть осуществлять в период кампании местного референдума деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить участников местного референдума поддержать инициативу проведения местного референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос. Статья 12. Язык местного референдума Все документы, касающиеся местного референдума, в том числе проекты нормативных правовых актов, выносимых на местный референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные об итогах голосования и результатах местного референдума оформляются и (или) публикуются на русском языке. Статья 13. Территория проведения местного референдума Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования. Статья 14. Финансирование проведения местного референдума 1. Расходы, связанные с проведением местного референдума, осуществляются за счет средств, выделенных из соответствующего местного бюджета на указанные цели. За счет средств, выделенных комиссиям местного референдума из местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении местного референдума производятся только расходы комиссий местного референдума, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума. 2. Инициативная группа по проведению местного референдума обязана создать фонд по финансированию своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме (фонд местного референдума), за исключением случая, предусмотренного статьей 78 настоящего Закона. Статья 15. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума 1. Организация, обеспечение подготовки и проведения местных референдумов и контроль за соблюдением права граждан на участие в местном референдуме осуществляются комиссиями местного референдума. 2. При подготовке и проведении местного референдума комиссии местного референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство указанных органов в деятельность комиссий местного референдума не допускается. 3. Решения и иные акты комиссий местного референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и участников местного референдума. Указанные решения и иные акты не подлежат государственной регистрации. 4. При подготовке и проведении местного референдума комиссии местного референдума вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему в целях информирования участников местного референдума о ходе подготовки и проведения местного референдума; поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении местного референдума, а также в целях информационного обеспечения деятельности комиссий местного референдума, .осуществляемой ими в пределах своей компетенции. Глава 2. Вопросы местного референдума Статья 16. Вопросы местного референдума 1. В соответствии с федеральным законодательством на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. 2. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. 3. Вопросы местного референдума не должны противоречить федеральному и окружному законодательству. 4. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения. Статья 17. Вопросы, которые не могут быть вынесены на местный референдум В соответствии с федеральным законодательством на местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Статья 18. Вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум Уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Такие вопросы должны соответствовать требованиям, указанным в статьях 16, 17 настоящего Закона. Глава 3. Инициатива проведения местного референдума Статья 19. Инициаторы проведения местного референдума Инициатива проведения местного референдума может быть выдвинута: 1) гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме, либо общественным объединением, указанным в пункте 2 статьи 20 настоящего Закона, - путем образования инициативной группы по проведению референдума; 2) представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования совместно с главой местной администрации в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Закона; 3) иными субъектами, если это предусмотрено федеральными законами. Статья 20. Образование инициативной группы по проведению местного референдума 1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее десяти человек, имеющих право на участие в местном референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Количественный состав указанной группы устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом. Если количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума не установлен уставом муниципального образования, количество членов инициативной группы составляет 10 человек. 2. Инициатива проведения местного референдума может быть выдвинута избирательным объединением, иным общественным объединением, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законодательством, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В указанном случае руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности. Статья 21. Порядок деятельности инициативной группы по проведению местного референдума 1. На первом собрании инициативной группы по проведению местного референдума принимается решение о выступлении с инициативой проведения местного референдума, формулируются вопросы (вопрос) местного референдума, избирается из ее состава председатель инициативной группы, а также определяются из ее состава иные лица, уполномоченные действовать от имени инициативной группы (далее - уполномоченные представители инициативной группы). 2. Председатель инициативной группы представляет инициативную группу во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, комиссиями местного референдума, общественными объединениями, а также осуществляет внутреннее руководство деятельностью инициативной группы. 3. Иную деятельность, кроме проведения первого собрания и обращения с ходатайством о регистрации в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Закона, инициативная группа имеет право осуществлять после регистрации инициативной группы. 4. В случае выбытия из состава инициативной группы в соответствии с пунктом 3 статьи 38 настоящего Закона председателя или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума инициативная группа вправе избрать председателем группы иного члена группы, определить иного уполномоченного представителя инициативной группы из состава членов инициативной группы по проведению местного референдума. Об этом обстоятельстве инициативная группа в письменной форме извещает комиссию местного референдума муниципального образования в течение одного дня со дня избрания иного председателя, определения иного уполномоченного представителя. При извещении об этом обстоятельстве указываются сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона, о председателе, полномочия которого прекратились, и вновь избранном председателе либо об уполномоченном представителе, полномочия которого прекратились, и вновь определенном уполномоченном представителе инициативной группы по проведению местного референдума. 5. Члены инициативной группы по проведению местного референдума не могут в течение двух лет со дня принятия комиссией местного референдума муниципального образования решения об отказе в проведении местного референдума по предложенному для вынесения на местный референдум вопросу повторно выступать с такой инициативой. Статья 22. Ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума 1. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается с ходатайством о регистрации в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии местного референдума муниципального образования. 2. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы) местного референдума либо текст проекта (тексты проектов) нормативного правового акта (актов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум, а также должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории муниципального образования. К списку членов инициативной группы по проведению местного референдума и ее уполномоченных представителей прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятельность. 3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума, а в соответствующем случае - документы, указанные в части четвертой пункта 7 статьи 48 настоящего Закона. 4. Ходатайство должно быть подписано всеми членами инициативной группы по проведению местного референдума. Статья 23. Регистрация инициативной группы по проведению местного референдума 1. Комиссия, указанная в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона, в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений: а) в случае соответствия представленных документов требованиям федеральных законов, а также пунктов 2 - 4 статьи 22 настоящего Закона - о направлении ходатайства и приложенных к нему документов в представительный орган местного самоуправления для проверки соответствия вопроса, выносимого инициативной группой на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статьях 16, 17 настоящего Закона; б) в случае отсутствия какого-либо из документов, перечисленных в статье 22 настоящего Закона, либо отсутствия, неполного указания сведений, либо указания недостоверных сведений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона, а также установления иного несоответствия требованиям федеральных законов, а также пунктов 2 - 4 статьи 22 настоящего Закона - об отказе в регистрации инициативной группы. 2. Представительный орган местного самоуправления в течение срока, установленного уставом муниципального образования, осуществляет проверку соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в статьях 16, 17 настоящего Закона. Указанный срок не может быть более двадцати дней со дня поступления ходатайства и иных документов инициативной группы по проведению местного референдума в представительный орган местного самоуправления. Если уставом муниципального образования не установлен срок проверки вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на местный референдум, на соответствие закону, указанный срок составляет 20 дней со дня поступления ходатайства и иных документов инициативной группы по проведению местного референдума в представительный орган местного самоуправления. 3. По результатам проверки представительный орган местного самоуправления принимает решение о соответствии либо несоответствии вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в статьях 16, 17 настоящего Закона. 4. Представительный орган местного самоуправления не позднее чем через 5 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Избирательную комиссию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Главу администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. 5. В случае признания вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям, указанным в статьях 16, 17 настоящего Закона, комиссия, указанная в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона, регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство и сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в течение пятнадцати дней со дня признания представительным органом местного самоуправления соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статьях 16, 17 настоящего Закона. 6. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации и направлению в Избирательную комиссию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в течение пяти дней со дня его принятия. 7. В случае несоответствия вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в статьях 16, 17 настоящего Закона, комиссия, указанная в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона, отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации и выдает ей решение комиссии, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через 2 дня со дня его принятия. 8. Решение о регистрации или об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть обжаловано в суд. 9. После регистрации инициативной группы по проведению местного референдума ее персональный состав может быть изменен только в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 38 настоящего Закона. Статья 24. Изменение формулировки вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению местного референдума для вынесения на местный референдум 1. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. 2. В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, по причинам редакционного характера не отвечает требованиям, указанным в статьях 16, 17 настоящего Закона, представительный орган местного самоуправления может предложить инициативной группе по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую правовое содержание вопроса. Новая формулировка вопроса, предлагаемая к вынесению на местный референдум, должна быть оформлена в соответствии со статьей 22 настоящего Закона. 3. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Статья 25. Иной порядок реализации инициативы проведения местного референдума 1. Порядок реализации представительным органом местного самоуправления и главой местной администрации инициативы проведения местного референдума определяется уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Если такой порядок не установлен указанными актами, инициатива представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации реализуется в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. 2. Инициатива представительного органа местного самоуправления выдвигается группой депутатов (членов) указанного органа в количестве не менее 1/3 от установленного уставом муниципального образования числа депутатов (членов) указанного органа и главой местной администрации. Факт выдвижения инициативы закрепляется в правовом акте главы местной администрации и правовом акте представительного органа местного самоуправления. В последнем также определяется порядок проверки представительным органом местного самоуправления вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, на соответствие требованиям, указанным в статьях 16, 17 настоящего Закона. Представительный орган местного самоуправления не позднее чем через 5 дней со дня выдвижения указанной совместной инициативы по проведению местного референдума обязан уведомить об этой инициативе Избирательную комиссию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Главу администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Представительный орган местного самоуправления осуществляет проверку соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в статьях 16, 17 настоящего Закона. Срок такой проверки не может быть более десяти дней со дня выдвижения инициативы. По результатам проверки представительный орган местного самоуправления принимает решение о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям закона и о назначении местного референдума в соответствии со статьями 32, 33 настоящего Закона либо о несоответствии указанного вопроса требованиям закона и об отказе в назначении местного референдума. 3. В случае реализации инициативы проведения местного референдума иными субъектами, указанными в пункте 3 статьи 19 настоящего Закона, порядок реализации инициативы проведения местного референдума определяется в соответствии с федеральными законами. Глава 4. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума. Проверка соблюдения порядка сбора подписей Статья 26. Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения инициативы проведения местного референдума 1. В поддержку выдвижения инициативы проведения местного референдума собираются подписи участников местного референдума в порядке, который определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум проекта (проектов) нормативного правового акта местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять его текст участнику местного референдума. Члены инициативной группы осуществляют сбор подписей беспрепятственно. 2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, составляет 5 процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования в соответствии со статьей 58 настоящего Закона. 3. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Период сбора подписей участников местного референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума составляет 30 дней. 4. Подписи могут собираться только среди граждан, обладающих правом на участие в местном референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий и комиссий местного референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников местного референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается. 5. Право сбора подписей участников местного референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума может заключить с лицом, собирающим подписи участников местного референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд местного референдума, созданный инициативной группой по проведению местного референдума. 6. Участник местного референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике местного референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника местного референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения участник местного референдума ставит собственноручно. 7. Если в течение срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, не было собрано необходимое количество подписей, инициатива проведения местного референдума считается невыдвинутой. Статья 27. Подписной лист местного референдума 1. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего фонда местного референдума. 2. В подписном листе для сбора подписей участников местного референдума в поддержку проведения местного референдума указываются: 1) наименование муниципального образования, где осуществляется сбор подписей участников местного референдума в поддержку проведения местного референдума; 2) наименование общественного объединения, образовавшего инициативную группу по проведению местного референдума (заполняется в соответствующем случае); 3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум (текст нормативного правового акта, прилагаемый к подписному листу либо воспроизводимый или однозначно определяемый в тексте подписного листа); 4) наименование органа, зарегистрировавшего инициативную группу по проведению местного референдума, номер регистрационного свидетельства и дата регистрации; 5) фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, подпись и дата ее внесения. 3. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи участников местного референдума, которое собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер (номер) и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Закону. 4. При сборе подписей граждан допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа. Статья 28. Оформление инициативы проведения местного референдума 1. После окончания сбора подписей инициативная группа по проведению местного референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников местного референдума и составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата начала и окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Указанный протокол подписывается всеми членами инициативной группы по проведению местного референдума. 2. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению местного референдума передаются уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума в комиссию местного референдума муниципального образования. 3. Количество подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума, содержащееся в подписных листах, представляемых в комиссию местного референдума муниципального образования, может превышать установленное настоящим Законом, но не более чем на 25 процентов. 4. При приеме документов комиссия местного референдума муниципального образования заверяет каждый подписной лист своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума, а затем выдает уполномоченному представителю инициативной группы подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов. Второй экземпляр подтверждения, подписанный принимавшим документы лицом, остается в комиссии местного референдума муниципального образования. После выдачи подтверждения о приеме документов исправление сведений, содержащихся в этих документах, замена документов, внесение новых или дополнительных документов, включая подписные листы, не допускаются. Статья 29. Проверка инициативы проведения местного референдума 1. Комиссия местного референдума муниципального образования проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках местного референдума и их подписей, содержащихся в этих подписных листах. О проведении проверки должна извещаться инициативная группа по проведению местного референдума. При проведении проверки подписей вправе присутствовать все члены указанной группы. 2. Комиссия местного референдума муниципального образования обязана обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в уполномоченные органы, которые обязаны в течение десяти дней сообщить ей о результатах проверки. 3. Комиссия местного референдума муниципального образования для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной комиссии, работников ее аппарата (при наличии такового) и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных данных комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума. 4. Проверке подлежат все представленные подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. 5. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись участника местного референдума может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной. 6. Проверке и учету не подлежат подписи участников местного референдума и соответствующие им сведения об участниках местного референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицом (лицами), заверяющим (заверяющими) подписные листы, до представления подписных листов в комиссию местного референдума муниципального образования, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанным лицом (указанными лицами) в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей участников местного референдума до представления подписных листов в комиссию местного референдума муниципального образования. 7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения местного референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными. 8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом (за исключением случая, предусмотренного статьей 102 настоящего Закона). Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, либо письменного заявления соответствующего участника местного референдума, лично представленного им в комиссию местного референдума муниципального образования. 9. Недействительными считаются: 1) подписи участников местного референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума; 2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в местном референдуме; 3) подписи участников местного референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; 4) подписи участников местного референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения участником местного референдума своей подписи в подписной лист; 5) подписи участников местного референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; 6) подписи участников местного референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками местного референдума, а также подписи участников местного референдума, даты внесения которых проставлены участниками местного референдума несобственноручно (за исключением случая, предусмотренного статьей 102 настоящего Закона); 7) подписи участников местного референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках местного референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками местного референдума или лицом (лицами), заверяющим (заверяющими) подписные листы; 8) все подписи участников местного референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручными подписями лица, осуществлявшего сбор подписей, и уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей; 9) подписи участников местного референдума, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса либо с принуждением участников местного референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников местного референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат; 10) подписи участников местного референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками местного референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (за исключением случая, предусмотренного статьей 102 настоящего Закона); 11) все подписи участников местного референдума в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложением 1 к настоящему Закону. 10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 8, 11 пункта 9 настоящей статьи. 11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника местного референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об участнике местного референдума сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. 12. Установление достоверности подписи участника местного референдума методом опроса запрещается. Письменное заключение эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может содержать выводы в отношении подписи (подписей) и иных сведений как одного, так и нескольких лиц. 13. Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей участников местного референдума, выявленных при проверке, составит 25 и более процентов дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и комиссия местного референдума муниципального образования отказывает в проведении местного референдума. 14. В проведении местного референдума должно быть отказано также в случае, если количества представленных подписей участников местного референдума за вычетом подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для назначения местного референдума. 15. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом комиссии местного референдума муниципального образования с правом решающего голоса и представляется в комиссию местного референдума муниципального образования для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников местного референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению комиссии местного референдума муниципального образования. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума не менее чем за двое суток до дня заседания комиссии местного референдума муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о возможности проведения местного референдума. В случае если количества достоверных подписей участников местного референдума недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 25 и более процентов уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума вправе получить в комиссии местного референдума муниципального образования одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. 16. Комиссия местного референдума муниципального образования по результатам проверки принимает решение. 17. В случае обнаружения нарушения требований настоящего Закона при сборе подписей комиссия местного референдума муниципального образования принимает решение об отказе в проведении местного референдума по основаниям, перечисленным в соответствии с федеральным законодательством в статье 31 настоящего Закона. Копия указанного решения направляется инициативной группе. 18. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям настоящего Закона комиссия местного референдума муниципального образования в течение пятнадцати дней со дня представления инициативной группой документов, указанных в статье 28 настоящего Закона, направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей граждан инициативной группы по проведению местного референдума и копию своего решения в представительный орган местного самоуправления. Копия указанного решения направляется также в Избирательную комиссию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и инициативной группе по проведению местного референдума. 19. Решение комиссии местного референдума муниципального образования об отказе в проведении местного референдума может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральными законами. Статья 30. Случаи, когда сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума может не производиться Сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума может не производиться: а) в случае выдвижения указанной инициативы представительным органом местного самоуправления совместно с главой местной администрации; б) в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами. Статья 31. Основания отказа в проведении местного референдума 1. В соответствии с федеральным законодательством комиссия местного референдума муниципального образования вправе отказать в проведении местного референдума по следующим основаниям: а) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом для назначения местного референдума; б) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные в поддержку инициативы проведения местного референдума подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" считается сбор не менее 20 процентов от представленных в поддержку инициативы проведения местного референдума подписей в местах, где сбор подписей запрещен; в) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке; г) несоздание инициативной группой по проведению местного референдума фонда местного референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 78 настоящего Закона создание фонда местного референдума не обязательно); д) использование инициативной группой по проведению местного референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума; е) превышение инициативной группой по проведению местного референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, размера расходования средств из фонда местного референдума более чем на 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума; ж) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода инициативной группой по проведению местного референдума пункта 1 статьи 75 настоящего Закона; з) использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума преимуществ должностного или служебного положения. 2. Перечень оснований отказа в проведении местного референдума, установленный в соответствии с федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" пунктом 1 настоящей статьи, является исчерпывающим. Глава 5. Назначение местного референдума. Обстоятельства, исключающие его назначение и проведение Статья 32. День голосования на местном референдуме. Уведомление Избирательной комиссии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа о назначении местного референдума 1. Голосование на местном референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. 2. Представительный орган местного самоуправления, назначивший местный референдум, в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет Избирательную комиссию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа о назначении местного референдума. Статья 33. Порядок назначения местного референдума. Перенос дня голосования 1. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, Уставом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, настоящим Законом, уставом муниципального образования. 2. Представительный орган местного самоуправления не позднее 30 дней со дня поступления документов и материалов, указанных в пункте 18 статьи 29 настоящего Закона, принимает решение о назначении местного референдума либо об отказе в назначении местного референдума. Решение об отказе в назначении местного референдума принимается: а) при наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих назначение и проведение местного референдума, указанных в статье 35 настоящего Закона; б) если при выдвижении инициативы проведения местного референдума были нарушены федеральное законодательство, настоящий Закон, устав муниципального образования, иные нормативные правовые акты, регулирующие подготовку и проведение местного референдума, в том числе в случаях несоблюдения порядка, сроков выдвижения инициативы проведения местного референдума и ее реализации, которые установлены соответствующим нормативным правовым актом, а также при иных нарушениях указанных актов. 3. В решении о назначении местного референдума указываются день голосования на местном референдуме, формулировки выносимых на местный референдум вопросов, а в случае вынесения на местный референдум проектов нормативных правовых актов прилагаются их тексты. 4. Дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня голосования может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) решением представительного органа местного самоуправления в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. 5. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении дня голосования на местном референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. 6. В случае возникновения после назначения представительным органом местного самоуправления местного референдума обстоятельств, исключающих в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проведение местного референдума, представительный орган местного самоуправления вправе отменить свое решение. Статья 34. Повторное голосование на местном референдуме 1. Повторное голосование на местном референдуме назначается в случае, если результаты местного референдума признаны недействительными в соответствии с пунктом 4 статьи 97 настоящего Закона. 2. Назначение повторного голосования на местном референдуме осуществляет комиссия местного референдума муниципального образования с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьями 32, 33 настоящего Закона. 3. Если уставом муниципального образования не урегулирован вопрос о порядке определения дня повторного голосования, повторное голосование назначается на первое воскресенье по истечении 30 дней со дня голосования с учетом требований пункта 1 статьи 32 настоящего Закона. В указанный период комиссии местного референдума принимают в пределах своих полномочий меры, направленные на устранение обстоятельств, повлекших недействительность результатов местного референдума. Статья 35. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение местного референдума 1. Местный референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. 2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать 2 года со дня официального опубликования результатов местного референдума. 3. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума по данному вопросу. Глава 6. Статус инициативной группы по проведению местного референдума Статья 36. Регистрационное свидетельство инициативной группы по проведению местного референдума 1. Полномочия инициативной группы по проведению местного референдума подтверждаются регистрационным свидетельством, которое выдается ей комиссией местного референдума муниципального образования. 2. Регистрационное свидетельство выдается инициативной группе в день регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. 3. Выдача регистрационного свидетельства осуществляется путем передачи его любому уполномоченному представителю инициативной группы, что подтверждается подписью уполномоченного представителя с указанием даты получения регистрационного свидетельства. В случае невозможности передачи регистрационного свидетельства лично уполномоченному представителю оно направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении любому из уполномоченных представителей инициативной группы, указанному в соответствии со статьей 22 настоящего Закона. 4. Форма регистрационного свидетельства утверждается решением Избирательной комиссии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Указанная форма должна предусматривать перечень членов инициативной группы, содержащийся в регистрационном свидетельстве либо в приложении к нему. 5. Регистрационное свидетельство действительно в течение всего срока полномочий инициативной группы по проведению местного референдума. Если в соответствии с пунктом 7 статьи 26 настоящего Закона инициатива проведения местного референдума считается невыдвинутой, то регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, считается недействительным со дня истечения срока сбора подписей. 6. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена выдача комиссией местного референдума муниципального образования удостоверений членам инициативной группы по проведению местного референдума. Срок, в течение которого указанное удостоверение считается действительным, исчисляется так же, как срок действия регистрационного свидетельства, в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи и со статьей 37 настоящего Закона. В случае выбытия члена инициативной группы из состава группы в соответствии со статьей 38 настоящего Закона удостоверение члена инициативной группы считается недействительным со дня его выбытия. Статья 37. Срок полномочий инициативной группы по проведению местного референдума 1. Срок полномочий инициативной группы по проведению местного референдума исчисляется со дня, следующего за днем регистрации указанной группы. 2. Полномочия инициативной группы прекращаются по истечении установленного федеральными законами срока на обжалование решения об установлении результатов местного референдума. В случае обжалования указанного решения полномочия инициативной группы прекращаются после вступления в законную силу решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения соответствующей жалобы. 3. Полномочия инициативной группы прекращаются досрочно: а) по решению большинства от установленного числа членов инициативной группы, принятому на общем собрании инициативной группы. О принятом решении инициативная группа письменно уведомляет представительный орган местного самоуправления, комиссию местного референдума муниципального образования. В этом случае полномочия инициативной группы прекращаются со дня принятия в указанном порядке такого решения; б) в случае отказа в назначении и (или) проведении местного референдума. В этом случае полномочия инициативной группы прекращаются со дня вынесения решения об отказе соответствующим органом (комиссией местного референдума муниципального образования либо представительным органом местного самоуправления), а в случае его обжалования в судебном порядке - со дня вступления в законную силу решения суда (если решением суда не отменено решение соответствующего органа); в) в случае выбытия всех членов инициативной группы в соответствии с пунктом 3 статьи 38 настоящего Закона. В этом случае полномочия инициативной группы прекращаются со дня выбытия последнего члена инициативной группы. Статья 38. Член инициативной группы по проведению местного референдума 1. Члены инициативной группы по проведению местного референдума осуществляют свою деятельность по собственной инициативе. До регистрации инициативной группы члены инициативной группы осуществляют свою деятельность только за счет собственных средств. 2. Члены инициативной группы по проведению местного референдума обязаны соблюдать федеральное и окружное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. 3. Член инициативной группы по проведению местного референдума считается выбывшим из состава группы: а) в случае добровольного выхода из состава группы. Член инициативной группы по проведению местного референдума вправе в любое время выйти из ее состава, предварительно уведомив об этом в письменной форме всех других членов инициативной группы и комиссию местного референдума муниципального образования, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению местного референдума. При извещении комиссии местного референдума муниципального образования член инициативной группы по проведению местного референдума указывает сведения о себе, предусмотренные пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона; б) в случае смерти члена инициативной группы по проведению местного референдума и иных случаях утраты права на участие в местном референдуме членом инициативной группы в соответствии с федеральным законодательством. 4. Удостоверение выбывшего члена инициативной группы (если оно выдавалось в соответствии с пунктом 6 статьи 36 настоящего Закона) подлежит сдаче в комиссию местного референдума муниципального образования, зарегистрировавшую инициативную группу. 5. В состав инициативной группы по проведению местного референдума по ее решению может быть принят новый член вместо выбывшего. В этом случае инициативная группа письменно извещает комиссию местного референдума муниципального образования о данном обстоятельстве с указанием сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона, о выбывшем и новом членах инициативной группы. Комиссия местного референдума муниципального образования вносит необходимые изменения в свидетельство о регистрации группы (либо в приложение к нему), а новому члену инициативной группы выдается удостоверение (если выдача удостоверений предусмотрена в соответствии с пунктом 6 статьи 36 настоящего Закона). 6. Члены инициативной группы по проведению местного референдума имеют право разъяснять населению, в том числе с использованием средств массовой информации, существо вопросов (проекта нормативного правового акта), предлагаемых для вынесения на местный референдум. 7. Член инициативной группы по проведению местного референдума обязан по требованию граждан, обладающих правом на участие в местном референдуме, предъявлять копию решения о регистрации инициативной группы либо удостоверение, выданное ему в соответствии с пунктом 6 статьи 36 настоящего Закона. Статья 39. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением 1. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в период кампании местного референдума в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения местного референдума, получения того или иного ответа на вопрос местного референдума. 2. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения местного референдума, получению того или иного ответа на вопрос местного референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения местного референдума, получению того или иного ответа на вопрос местного референдума, если иным группам участников местного референдума не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных органов, государственных и муниципальных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения агитации по вопросам местного референдума; г) использование на безвозмездной основе или использование на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения местного референдума, получению того или иного ответа на вопрос местного референдума. Данное правило не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране; д) проведение сбора подписей, агитации по вопросам местного референдума лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, в том числе государственными или муниципальными служащими, в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; е) преимущественный (по сравнению с другими группами участников местного референдума) доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или агитации по вопросам местного референдума; ж) агитационное выступление при проведении массовых мероприятий, организуемых в период кампании местного референдума государственными и муниципальными органами и организациями. 3. В соответствии с федеральным законодательством соблюдение перечисленных в пункте 2 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями, участниками местного референдума. Статья 40. Центры поддержки кампании местного референдума 1. Инициативная группа по проведению местного референдума вправе образовывать в пределах территории муниципального образования центры поддержки кампании местного референдума (далее - центры поддержки) и информировать комиссию местного референдума муниципального образования об их месте нахождения и контактных телефонах. 2. Центры поддержки образуются для организационного обеспечения: а) взаимодействия инициативной группы по проведению местного референдума с комиссиями местного референдума, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами; б) агитации по вопросам местного референдума, осуществляемой в установленном законом порядке; в) иной деятельности инициативной группы по проведению местного референдума в связи с подготовкой и проведением местного референдума в соответствии с законодательством. 3. Центры поддержки создаются в различных организационных формах и могут иметь различные наименования в соответствии с действующим законодательством. Для функционирования центра поддержки могут привлекаться граждане Российской Федерации в порядке, установленном трудовым или гражданским законодательством. 4. Статус центра поддержки не влечет наличия у центра поддержки или его сотрудников полномочий лиц, организаций, государственных органов или органов местного самоуправления, участие которых в местном референдуме предусмотрено федеральным законодательством. Глава 7. Иные группы участников местного референдума Статья 41. Иные группы участников местного референдума 1. После регистрации инициативной группы по проведению местного референдума допускается создание иных групп участников местного референдума. 2. В качестве иной группы участников местного референдума могут выступать: а) группа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в количестве 50 человек; б) руководящие органы общественных объединений (их региональных отделений, иных структурных подразделений), устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения инициативной группы с инициативой о проведении местного референдума, а также руководящие органы политических партий, региональных отделений (иных структурных подразделений в соответствии с федеральными законами) политических партий. Статья 42. Цели образования иных групп участников местного референдума 1. Иные группы участников местного референдума вправе: 1) осуществлять агитацию по вопросам местного референдума; 2) разъяснять населению существо вопросов (проекта нормативного правового акта), выносимых на местный референдум; 3) направлять своих членов или уполномоченных представителей для присутствия на заседаниях комиссий местного референдума; 4) осуществлять иную предусмотренную законом деятельность. 2. Иные группы участников местного референдума не вправе осуществлять сбор подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума. 3. Положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящего Закона, регулирующие деятельность инициативной группы по проведению местного референдума после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются на иные группы участников местного референдума, их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено указанными законодательными актами. Статья 43. Порядок деятельности и регистрация иных групп участников местного референдума 1. Иные группы участников местного референдума подлежат регистрации. Другую деятельность, кроме проведения первого собрания и обращения с ходатайством о регистрации, иная группа участников местного референдума имеет право осуществлять после регистрации иной группы участников местного референдума. 2. Подача документов для регистрации иной группы участников местного референдума может осуществляться в период, который начинается со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, и заканчивается за 40 дней до дня голосования на местном референдуме. 3. Иная группа участников местного референдума проводит первое собрание, на котором принимается решение об участии в кампании местного референдума, избирается из ее состава председатель иной группы участников местного референдума, а также определяются из ее состава иные лица, уполномоченные действовать от имени иной группы участников местного референдума (далее - уполномоченные представители иной группы участников местного референдума). 4. Иная группа участников местного референдума обращается с ходатайством о регистрации в комиссию местного референдума муниципального образования с указанием сведений, приложением документов и в порядке, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 22 настоящего Закона, за исключением вопроса (вопросов) местного референдума либо текста проекта нормативного правового акта (актов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум. 5. Комиссия местного референдума муниципального образования в течение семи дней со дня поступления ходатайства иной группы участников местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений: а) в случае соответствия представленных документов требованиям пункта 4 настоящей статьи - о регистрации иной группы участников местного референдума; б) в противном случае - об отказе в регистрации иной группы участников местного референдума. 6. Полномочия иной группы участников референдума подтверждаются регистрационным свидетельством, которое выдается ей комиссией местного референдума муниципального образования в порядке, предусмотренном пунктами 2, 3 статьи 36 настоящего Закона. 7. Форма регистрационного свидетельства иной группы участников местного референдума утверждается решением Избирательной комиссии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Указанная форма должна предусматривать перечень членов иной группы участников местного референдума, содержащийся в регистрационном свидетельстве либо в приложении к нему. 8. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена выдача комиссией местного референдума муниципального образования удостоверений членам иной группы участников местного референдума. Срок, в течение которого указанное удостоверение считается действительным, исчисляется так же, как срок действия регистрационного свидетельства, выданного иной группе участников местного референдума. В случае выбытия члена иной группы участников местного референдума из состава группы удостоверение члена иной группы участников местного референдума считается недействительным со дня выбытия. 9. Исчисление срока полномочий иной группы участников местного референдума осуществляется в порядке, установленном для срока полномочий инициативной группы по проведению местного референдума статьей 37 настоящего Закона. Статья 44. Члены и уполномоченные представители иной группы участников местного референдума 1. Изменение персонального состава иной группы участников местного референдума, выбытие члена указанной группы осуществляются в порядке, установленном применительно к инициативной группе по проведению местного референдума Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 9 статьи 23 и статьей 38 настоящего Закона. 2. Член иной группы участников местного референдума обязан по требованию граждан, обладающих правом на участие в местном референдуме, предъявлять копию решения о регистрации указанной группы либо удостоверение, выданное ему в соответствии с пунктом 8 статьи 43 настоящего Закона. 3. Члены и уполномоченные представители иной группы участников местного референдума не вправе использовать преимущества должностного или служебного положения, указанные в пункте 2 статьи 39 настоящего Закона, быть членом инициативной группы по проведению местного референдума. Глава 8. Комиссии местного референдума Статья 45. Система комиссий местного референдума 1. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют: а) комиссия местного референдума муниципального образования;. б) участковые комиссии местного референдума. 2. Комиссия местного референдума муниципального образования является вышестоящей для участковых комиссий местного референдума. 3. В случае образования на территории муниципального образования одного участка местного референдума по решению комиссии местного референдума муниципального образования участковая комиссия местного референдума может не образовываться, а функции участковой комиссии местного референдума будут выполняться комиссией местного референдума муниципального образования. 4. Участковые избирательные комиссии могут действовать в качестве участковых комиссий местного референдума по решению соответствующей вышестоящей избирательной комиссии, осуществляющей формирование участковых избирательных комиссий, принятому в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи. В указанном случае для соответствующей комиссии местного референдума в соответствии с федеральными и окружными законами могут не применяются положения статей 47 - 49 настоящего Закона. 5. Совмещение избирательными комиссиями, комиссиями референдума полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение избирательными комиссиями, комиссиями местного референдума полномочий по подготовке и проведению муниципальных выборов и местных референдумов производится по решению избирательной комиссии муниципального образования. Статья 46. Статус комиссий местного референдума 1. Полномочия и порядок деятельности комиссий местного референдума при подготовке и проведении местного референдума устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, иными окружными законами, уставами муниципальных образований. 2. Комиссии местного референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе кампании местного референдума обращения о нарушении федеральных законов, настоящего Закона и иных окружных законов, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение местного референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении содержатся факты нарушений закона инициативной группой по проведению местного референдума или иной группой участников местного референдума, соответствующая группа или ее уполномоченный представитель должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. 3. Комиссии местного референдума вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, обращаться с представлением о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений федеральных законов, настоящего Закона и иных окружных законов, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение местного референдума, в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, которые в соответствии с федеральными законами обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, а при получении представления за 5 и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. При этом указанные органы в соответствии с федеральными законами незамедлительно информируют о результатах рассмотрения представления обратившуюся комиссию местного референдума. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Комиссии местного референдума вправе направлять предложения об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о местных референдумах в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, которые обязаны давать ответы на указанные предложения в порядке и сроки, указанные в пункте 10 настоящей статьи. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|