Расширенный поиск

Постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 24-п

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

20.01.2009                   г. Красноярск                      N 24-п

 

                                                  Утратило силу - 

                                           Постановление Правительства

                                                Красноярского края

                                              от 11.10.2016 № 516-п

 

Об утверждении  Основных  направлений  стратегии  культурной  политики
Красноярского края на 2009-2020 годы

 

 

     В  соответствии  со  статьей  103   Устава   Красноярского   края
ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить Основные направления стратегии  культурной  политики
Красноярского края на 2009-2020 годы (прилагаются).
     2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора края - заместителя председателя  Правительства  края  О.А.
Карлову.
     3. Опубликовать  постановление  в  "Ведомостях   высших   органов
государственной власти Красноярского края".
     4. Постановление вступает в силу в день, следующий  за  днем  его
официального опубликования.

 

 

Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края                                      Э.Ш. Акбулатов

 

                                          УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                          Красноярского края
                                          от 20.01.2009 N 24-п

 

Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края
                          на 2009-2020 годы

 

     1. Значение культуры в контексте развития Красноярского края

 

     Существенным принципом современной культурной  политики  является
соотнесение  культурного  процесса  в  регионе  с  мировым  культурным
контекстом.   Понимание,   проектирование   и   управление    местными
культурными  событиями  необходимо  сопоставлять  с  общероссийским  и
международным уровнем проблем и  вызовов.  Присутствие  на  культурно-
политической карте мира требует соотнесения  концепций  организации  и
управления  культурой  с  сибирскими,  федеральными,  европейскими   и
мировыми стратегиями и программами. В контексте современных  тенденций
культура становится ресурсом новой  экономики  и  действующим  агентом
развития, источником нового мышления.
     Востребованность  инновационных  моделей  мышления  -   важнейший
постулат  современной  цивилизации.  Креативная  составляющая  сегодня
становится влиятельным фактором социально-культурной  действительности
и глобальной конкуренции городов,  регионов  и  стран.  Все  очевиднее
становление постиндустриального уклада жизни в развитых обществах, при
котором определяющими являются  уже  не  только  потоки  информации  и
знаний,  а  способности  нации  как  сообщества  индивидуальностей   к
пониманию, созданию и эффективному использованию  образов  и  смыслов.
Двигателем   постиндустриального   общества    становится    культура,
понимаемая как совокупность творческих ресурсов. Ключевыми институтами
новой  экономики  становятся  университеты,  информационные,  научные,
культурные организации  как  центры  сосредоточения  теоретического  и
прикладного  знания.  Ядро   экономики   в   современной   цивилизации
составляют технологии проектирования  будущего,  создание  креативного
потенциала  и   управление   развитием,   формирование   инновационных
потребностей и  опережающего  избыточного  предложения.  Для  развития
этого сектора нужны творчески мыслящие, художественно одаренные  люди,
создающие в союзе  с  менеджерами  и  технологами  рыночные  продукты,
экономическая  ценность  которых  заключена  в   их   культурных   или
интеллектуальных свойствах.
     Наступает  эпоха  воображения:  соединяя  прошлое,  настоящее   и
будущее,  творческая  модель  мышления  и   деятельности   задействует
интеллектуальные  ресурсы  культуры,  символический  капитал  места  и
сетевые инфраструктуры, открывает новые  горизонты  для  временного  и
пространственного опыта. Культура есть сфера  производства  актуальных
смыслов - подвижной и динамичной основы  самоопределения  личности  во
времени и  пространстве,  предоставляющая  средства  для  понимания  и
структурирования  жизненного  мира.   Ключевым   звеном   критического
положения  современного  российского  общества  в   переходную   эпоху
является бедность  устремлений,  нехватка  мотивационной  энергии.  На
повестке  дня  -  талант  и  амбиция,  самоопределение  и   напряжение
жизненных пружин русской души, воли и понимания.
     Именно   в   Сибири   был   востребован   пассионарный,   смелый,
свободолюбивый  менталитет,  в  истории  ее  развития   прежде   всего
реализовывался  инновационный  опыт  уникальных  социальных  проектов,
касается  ли  это  переселения  крестьян  по   столыпинской   реформе,
строительства самых мощных в мире ГЭС, создания космических технологий
военно-промышленного комплекса  или  реализации  программы  "Превратим
Сибирь в край высокой культуры". При всей неоднозначности оценки  этих
свершений,  их  объединяет  масштабность  и  устремленность  за  рамки
локальной  усредненной  жизни.  Судьба  России  разрешалась  освоением
"пустого"  пространства  от  Европы  до  Тихого  океана.  Региональная
культурная  идентичность  Сибири  в  масштабе  России  и  мира  должна
строиться на  этом  фундаментальном  историческом  факте:  евразийская
"пустыня" - это уже не столько безлюдная, отдаленная земля с  залежами
углеводородов,  драгметаллов,  древесины  и  гидроэнергии   (природная
кладовая), сколько неразгаданный  ресурс  цивилизационной  будущности,
стратегическое  социально-культурное   преимущество,   позиционирующее
Россию в мире.  Именно  энергия  устремления  -  характерное  свойство
первичного  сибирского  самосознания.  Поэтому  важнейшей   культурно-
политической целью на пути встраивания  краевой  культуры  в  возможно
более широкий контекст является осознание и компенсация географической
удаленности территории Красноярского края от сложившихся федеральных и
международных культурных центров. Отсюда ориентация сетевых программ и
проектов межрегионального партнерства и обмена,  в  которых  искусство
выступает "за и против географии".
     Необходимое условие модернизации  и  развития  сферы  культуры  -
концептуально-проектный  способ   преобразования   культурной   среды,
востребующий проектную  деятельность,  пронизанную  творчеством.  Роль
культурных институтов может стать весьма ощутимой, если они осознают и
сформируют креативное  ядро  своей  деятельности  и  соотнесут  его  с
коммуникационными процессами  и  технологиями.  В  центре  современной
креативной  культуры  находится  искусство  в  его   наивысшей   форме
развития.  В  отличие  от  индустрии  развлечений  сложное   искусство
генерирует  подлинные,  целостные   и   многозначные   картины   мира,
представляющие фундаментальный  ресурс  личностного  роста.  Наряду  с
обеспечением условий возникновения художественных  открытий  важнейшим
системным условием является инфраструктура доступа  и  коммуникации  с
феноменами развитой и сложной культуры.
     Культура  становится   стратегическим   приоритетом   современной
экономики развитых стран именно потому, что сумела генерировать в себе
мощный  сектор  творческих  индустрий.  Именно  культура  аккумулирует
позитивные  эффекты  в  разных  сферах,  позволяет  превратить  слабые
стороны в сильные, когда кооперация  организаций  культуры  с  другими
социальными субъектами позволяет улучшать городскую  среду,  развивать
туризм, привлекать инвестиции,  инициировать  создание  новых  рабочих
мест,   помогать    решению    социально-экономических    проблем    и
способствовать разрешению конфликтных ситуаций. Креативные  технологии
в Сибири - это не просто новомодные европейские  идеи,  а  современный
образ мысли и жизни, где культура  выступает  всепроникающей  силой  в
создании творческого потенциала социально-экономической жизни  края  и
определяет ориентиры его развития.
     Основные направления стратегии культурной политики  Красноярского
края  на  2009-2020  годы  разработаны  с  учетом   новой   социально-
экономической  стратегии  региона,   мониторинга   отрасли   по   всем
направлениям  культурной  деятельности.  Данная  стратегия  культурной
политики является определяющим  документом  для  формирования  краевых
целевых   программ   в   сфере   культуры,   ведомственной   программы
министерства культуры, а  также  для  разработки  планов,  программ  и
отдельных проектов учреждений культуры,  базирующихся  на  нормативных
правовых документах, регулирующих деятельность отрасли.

 

 2. Стратегический анализ социально-культурной ситуации в Красноярском
                                 крае

 

     Исторически сформированное культурное пространство  Красноярского
края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью  природно-
географических условий, культурой, бытом и укладом  многонационального
населения края. Идеологические и социально-экономические трансформации
российского общества также наложили свой отпечаток на культуру как  на
отрасль,  которая,  преодолев  неблагоприятные  последствия  глубокого
кризиса, накопив позитивный опыт адаптации к новым рыночным  условиям,
подтвердила авторитет  у  населения  и  убедительно  заявила  о  своем
статусе системообразующего социального института.
     Современная  социокультурная   ситуация   в   Красноярском   крае
характеризуется рядом тенденций:  политико-экономическими,  социально-
культурными и технологическими.
     1. Политико-экономические  тенденции.  Активная   демократическая
власть,  сформировавшаяся  на   протяжении   последних   5-7   лет   в
Красноярском крае,  направленная  на  формирование  благоустройства  и
благополучия жизни общества и интенсивную индустриализацию  экономики,
определяет следующие приоритетные направления развития.
     Приоритет федеральной стратегии экономического  развития  "4  И":
Институты. Инфраструктура.  Инновации.  Инвестиции".  Данные  концепты
были сформулированы  Д.А.  Медведевым  на  Красноярском  экономическом
форуме в 2008 году и положены  в  основу  современного  экономического
развития края. Культура, являющаяся одним из  стратегических  секторов
развития  края,  также  нуждается  в  определении  приоритетов  и   их
реализации.
     Приоритет развития Сибири. В настоящее время  концепция  развития
городов и  сел  Сибири  изменяется.  Основным  приоритетом  становится
интенсивное  развитие  отраслей,  добывающих  сырье  с  его   глубокой
переработкой до конечного продукта с высокой добавленной стоимостью, а
также  развитие  энергетического  потенциала   края,   машиностроения,
агропромышленного  комплекса.  Такие  проекты,  выступающие   "точками
роста" экономики края, определят широкое инфраструктурное развитие сел
и малых городов, обеспечивая тем самым создание комфортных условий для
проживания местного  населения.  Культура  здесь  должна  выступать  в
качестве организующего начала социальной и  духовной  жизни  общества,
ресурса   формирования   привлекательности   территорий   и   развития
человеческого потенциала.
     Приоритет  инвестиционных  экономических  проектов.  Красноярский
край   развивается   по   сценарию   "региона-локомотива",    "магнита
притяжения",   реализовывая   крупные   инвестиционные   экономические
проекты.   Например,   строительство   Богучанской    ГЭС,    создание
Красноярской агломерации-2020 и другие.
     Приоритет национальных и  региональных  проектов.  На  территории
края реализуются национальные и региональные  приоритетные  проекты  в
социальной сфере: образовании, культуре, здравоохранении.
     Приоритет повышения инвестиционной  привлекательности  и  статуса
города Красноярска и края в  мировом  и  общероссийском  пространстве.
Активный     процесс     изучения     экономического,     туристского,
интеллектуального  потенциала  позволяет   начать   проектирование   и
активное  строительство  объектов   международного   уровня:   отелей,
выставочных  деловых  центров,  бизнес-центров,  горнолыжных  курортов
(фан-парк "Бобровый  лог",  национальный  парк  "Ергаки").  Красноярск
становится   крупным,    интенсивно    развивающимся    экономическим,
образовательным и культурным центром, местом притяжения для  молодежи,
что может превратить его в пространство постиндустриального развития.
     Приоритет молодежи.  В  крае  активно  поддерживаются  творческие
инициативы молодежи, направленные  на  формирование  и  удовлетворение
духовных,  интеллектуальных,  культурных  запросов  личности.   Данная
тенденция реализуется в  проектах  "Территория  инициативной  молодежи
"Бирюса", "Золотой кадровый резерв",  Красноярский  молодежный  форум,
Краевой молодежный парламент, разработка и строительство экстрим-парка
и другие.
     2. Социально-культурные  тенденции  обусловлены   неоднородностью
пространства  Красноярского  края,   потерей   культурных   связей   и
разнонаправленностью развития его территориальных субъектов:
     1) город Красноярск - большая  культурная  столица  Красноярского
края, в ближайшем будущем - крупнейший город Сибири,  развивающийся  в
постиндустриальном направлении.  Модель  развития  города  Красноярска
характеризуется следующими процессами:
     определенный рост благосостояния среднего класса жителей города;
     формирование интеллектуальной  и  творческой  студенческой  среды
посредством   реализации   следующих   проектов:   IQ-бал,   Сибирский
федеральный университет, становящихся "точками притяжения" молодежи  в
Красноярскую агломерацию-2020;
     дифференциация городской  молодежи,  представленная  образованием
формальных  и   неформальных   объединений   молодежи   и   молодежных
субкультур;
     формирование многонациональной  культурной  среды,  возникновение
национальных диспропорций в городской среде;
     усложнение  религиозной   среды   города   и   края,   увеличение
конфессионального многообразия  и  возможности  попадания  молодежи  в
секты, носящие деструктивный и асоциальный характер;
     появление  отдельных  фрагментов  разножанровой  и  разностилевой
городской культурной среды посредством  строительства  различных  арт-
объектов и креативного благоустройства;
     интенсивное  расширение  сети  услуг  и   торгово-развлекательных
комплексов, различных кафе, становящихся не только местом развлечения,
но и местом для проведения досуга и общения;
     ускорение   ритма   жизни,   информационных   потоков,   усиление
транспортных  проблем  приводит  к  дефициту  свободного   времени   у
современных жителей большого города, особенно у молодежи;
     2) города (Енисейск, Минусинск, Ачинск, Канск, Норильск и другие)
- развивающиеся индустриальные города, малые культурные столицы  края,
точки  опережающего  развития,  территориальные  "магниты  притяжения"
молодежи. В этих городах наблюдаются следующие тенденции:
     социальное расслоение населения;
     утечка молодежи в крупные города;
     попытка  формирования  благоприятной  для  жизни   и   творчества
городской среды, строительство арт-объектов временного  и  постоянного
использования;
     активизация культурной жизни  населения,  в  том  числе  создание
благоприятных условий для духовного и культурного  развития  различных
социальных групп  населения.  Например,  в  г.  Канске  при  поддержке
муниципальных  органов  власти   реализуются   крупные   международные
культурные   арт-проекты,   направленные   на   изменение   социально-
экономической ситуации в городе  посредством  организации  "культурной
революции";
     предпосылки  формирования  культурных   брендов   малых   городов
посредством  сохранения   и   использования   уникального   культурно-
исторического наследия и реализации крупных арт-событий;
     попытки формирования самобытной культурной  среды  малых  городов
посредством внедрения инновационных социально-культурных технологий  и
нетрадиционных форм досуга;
     3) сельские  поселения,  представляющие  собой  "аграрный   мир",
территории, характеризуемые самобытной народной культурой и уникальным
культурно-историческим наследием, межнациональными и конфессиональными
связями. В социально-культурной жизни населения села  наблюдается  ряд
следующих процессов:
     рост социально-демографических  проблем,  характеризуемых  слабой
социальной обеспеченностью населения  и  утечкой  молодежи  в  крупные
города, рост численности людей старшего возраста;
     недостаточное   развитие   социально-культурной   инфраструктуры,
удаленность и оторванность сельских поселений от  центров  культурного
развития;
     исчезновение малых народов и народностей,  являющихся  носителями
культурно-исторических, фольклорных и  ремесленнических  традиций,  и,
как следствие, потеря культурной самобытности сельских поселений.
     3. Технологические  тенденции   определяют   современный   вектор
информатизации Красноярского края:
     активное    развитие    и    внедрение     Интернет-коммуникаций,
медиатехнологий во все сферы жизнедеятельности населения;
     информатизация жизни общества, доступность всех видов  связи  для
жителей больших и малых городов;
     создание ресурсных образовательных центров в каждом районе края;
     виртуализация социально-культурного пространства.
     Анализ сферы культуры Красноярского края позволяет  выделить  ряд
ее сильных и слабых сторон.
     Сильные стороны:
     1. Уникальное   материальное    и    нематериальное    культурно-
историческое наследие края.
     2. Многообразие культур с уникальными традициями, представленными
во всех видах искусства.
     3. Самобытность  малых  народов  Севера  и  других   народностей,
населяющих территории края.
     4. Мощный художественный потенциал культуры Красноярского края.
     5. Высокоразвитое  профессиональное  искусство   со   сложившейся
инфраструктурой и системой творческих объединений  и  союзов  по  всем
жанрам и видам искусства.
     6. Уникальность  и  разнообразие  природно-культурных  ландшафтов
края.
     7. Развитая  система  непрерывного  художественного  образования,
позволяющая  сохранять  преемственность   традиций   профессионального
искусства.
     8. Широкая сеть  культурной  инфраструктуры  в  крупных  и  малых
городах края, сельских поселениях.
     9. Сложившаяся история жизнедеятельности меценатов,  подвижников,
общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие  культуры
края, а также известных творцов: художников,  писателей,  хореографов,
архитекторов,   творческих   коллективов,   отдельных    исполнителей,
прославивших г. Красноярск и Красноярский край в России и за рубежом.
     10. Богатство края творческими талантами.
     11. Реализация  краевого  приоритетного  проекта  "Культура",   в
рамках которого осуществляется финансовая поддержка лучших  творческих
работников  и  одаренных  детей  края  и  значимых  для  жителей  края
социально-культурных проектов.
     12. Устойчивый интерес институтов культуры, креативных центров  и
площадок к развитию и модернизации, внедрению новых технологий.
     13. Высокий уровень толерантности  в  вопросах  межнационального,
межконфессионального и межкультурного взаимодействия.
     Слабые стороны:
     1. Слабая материально-техническая база  учреждений  культуры,  ее
несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.
     2. Отсутствие  достаточных  финансовых  вложений  в  приобретение
дорогостоящих инструментов.
     3. Слабый  учет  традиционными  институтами  культуры  актуальных
социально-культурных  процессов  и  досуговых  предпочтений  различных
категорий населения.
     4. Несоответствие  кадрового   потенциала   современному   уровню
возникающих проблем в социально-культурной сфере.
     5. Отсутствие раздела культуры в реализуемых  крупных  социально-
экономических проектах и программах на территории края.
     6. Несформированность образа культуры в общественном сознании как
стратегического ресурса экономического развития края.
     7. Творческая молодежь не представляет общественной  силы,  слабо
самоорганизована, институционально не оформлена и не заявляет  о  себе
власти, обществу, в том числе бизнесу и СМИ.
     8. В  культуре  и  художественном   образовании   слабо   развита
инновационная   и   экспериментальная    деятельность,    присутствует
недостаточно сильная направленность  на  развитие  и  позиционирование
актуального  искусства,  развитие  креативности,  производство   новых
культурных смыслов, знаков, символов и ценностей.
     9. Недостаточно  сформирован  притягательный  и   привлекательный
образ культуры края для его жителей  и  гостей,  как  не  сформирована
региональная  культурная   идентичность,   способствующая   культурной
самоидентификации населения.
     10. Неравномерность   развития   культурной   инфраструктуры    и
разноудаленность  районных  центров  края  от  активно   развивающихся
культурных центров России и зарубежных стран.
     11. Культура слабо  ориентирована  на  молодежную  аудиторию,  не
учитывает  ее  запросов,  не  оказывает  влияния  на  формирование   и
регулирование социокультурной  активности  молодежи,  не  участвует  в
формировании новых культурных ценностей.
     12. Недостаточная  представленность  традиционной  и   креативной
культуры  в  сети  Интернет.  Неразвитость  коммуникационных  каналов,
обеспечивающих высокую информативность, общение,  диалог  и  доступ  к
ресурсам культуры в виртуальном пространстве.
     13. Неразвита инфраструктура культурного туризма и  не  в  полной
мере актуализированы традиции гостеприимства.
     Эти  слабые  стороны  культурной  сферы  края  могут  усугубиться
следующими внешними угрозами:
     1. Сокращение  бюджетных  расходов   на   культуру   в   ситуации
финансового  кризиса.  Как   следствие   -   потеря   уникальности   и
самобытности культуры края.
     2. Отсутствие капиталовложений  в  инновационно-экспериментальную
деятельность   в   сфере   культуры.   Как    следствие    -    потеря
привлекательности территории для жизни молодежи.
     3. Принятие новых нормативных правовых документов, не учитывающих
специфику учреждений  культуры.  Как  следствие  -  снижение  качества
предоставляемых культурных услуг, разрушение традиций.
     Необходимо отметить  сложность  и  противоречивость  современного
культурного пространства края, в котором отражаются  как  региональные
особенности  и  тенденции,  обусловленные   системой   организации   и
функционирования субъектов социально-культурной  деятельности,  так  и
федеральные,  имеющие  общероссийскую  проблематику,   большая   часть
которых сформировалась  вследствие  проведения  политико-экономических
реформ без учета социально-культурных аспектов.
     На сегодняшний день наиболее острыми являются противоречия:
     между   современными   потребностями   общества   в    ценностных
ориентациях  и  неспособностью  сложившейся  системы  культуры  к   их
формированию и трансляции;
     между существующим многообразием культур, характеризующим  регион
как конгломерат  различных  народов,  и  несформировавшимся  целостным
образом культуры края;
     между  наличием  разнообразных  локальных  культур   в   крае   и
глобализационными    процессами    современности,    приводящими     к
нивелированию культурных традиций и ценностей;
     между  достигнутым  уровнем  креативности  и  сложности  мирового
искусства и  состоянием  творческой  мысли  в  местной  художественной
практике;
     между  потребностью  в  новых  кадрах,  обладающих   современными
профессиональными компетенциями, и низким социальным статусом  отрасли
культуры;
     между наступательным движением рыночных отношений  во  все  сферы
жизнедеятельности  современного  общества  и   неготовностью   отрасли
культуры наладить взаимодействие с коммерческим сектором;
     между внедрением  инновационных  технологий  в  жизнедеятельность
общества и отсутствием возможности для их использования в  действующих
институтах культуры;
     между современными потребностями общества в  формировании  нового
рынка культурных услуг и невозможностью традиционной системы  культуры
наполнить его предложениями, адекватными спросу.
     Под влиянием актуальных  социокультурных  тенденций  Красноярский
край синтезирует две модели культурной  политики,  в  которой  главную
роль играет  государство.  Первая  -  "государство-инвестор",  которая
предполагает, что государство целенаправленно вкладывает инвестиции  в
создание сети территориальных точек опережающего культурного  роста  и
развития и в производство культурных ценностей, новых смыслов и  благ.
Вторая   -   "государство-инженер",   которая   обеспечивает    новыми
технологиями, техническими средствами и мощной  инфраструктурой  сферу
культуры и конструирует многослойное культурное пространство.
     Для разработки механизма  преодоления  существующих  противоречий
социально-культурной практики необходим объективный анализ  культурной
ситуации в крае, который позволит не только более точно сформулировать
проблемы, стоящие перед культурой в целом, но и определить  дальнейшие
перспективы ее развития, обладающие новизной, а именно:
     1. Соотнесение современных культурных процессов региона с мировым
культурным   контекстом   и   вызовами   времени,   происходящими    в
социокультурной  действительности,  где  культура   выступает   мощным
ресурсом новой экономики и источником инновационного мышления.
     2. Формирование     региональной     культурной      идентичности
Красноярского края как приоритета культурной политики.
     3. Осознание  востребованности  творческих  ресурсов,   способных
предложить инновационные модели мышления, где креативная  составляющая
является   одним    из    факторов,    определяющих    социокультурную
действительность.
     4. Актуализация концептуально-проектного  способа  преобразования
культурной среды, существенно повышающего роль и  значение  культурных
институтов, в деятельности которых происходит формирование креативного
ядра, и соотнесение  с  современными  коммуникационными  процессами  и
инновационными технологиями.
     5. Моделирование    многослойного    культурного     пространства
Красноярского  края  с  точками  опережающего   роста   и   реализация
посредством предложенных технологий.

 

           3. Характеристика состояния отрасли культуры края

 

     В период с 2004 г. по 2007 г. современный  культурный  процесс  в
Красноярском   крае   осуществлялся   в   соответствии   с   Основными
направлениями государственной культурной политики в Красноярском  крае
на  период  до  2010  года.  Стратегической  целью  развития   отрасли
"культура"  являлось  сохранение  культурного  наследия   как   основы
формирования  гражданского  общества  и   повышения   качества   жизни
населения  края  путем  обеспечения   доступности   высококачественных
культурных услуг.
     Развитие отрасли в первые годы указанного периода  осуществлялось
преимущественно  по   дотационно-социальному   сценарию   развития   с
постепенным переходом  на  инвестиционно-активный  вариант,  когда  за
основу  государственного  управления  отраслью  принималась  концепция
культурного многообразия и общая стратегия роста.
     Следует отметить, что в  этот  сложный  и  противоречивый  период
Правительством Красноярского края был предпринят ряд действенных  мер,
направленных на сохранение и развитие культурных институтов края,  его
творческого потенциала. В 2007 году культура  была  включена  в  число
приоритетных  краевых  проектов,  став  составной   частью   известной
программы "4 Д": Дом. Деревня. Демография. Дети".
     В  качестве  одного  из  основных  инструментов   государственной
культурной политики в крае  активно  использовался  программно-целевой
метод планирования. В условиях  действующего  законодательства,  когда
муниципальные учреждения культуры находятся в ведении местных  органов
самоуправления  и  финансируются   из   местных   бюджетов,   основным
механизмом поддержки муниципальной культуры являются  краевые  целевые
программы, в рамках  которых  для  учреждений  культуры  приобретаются
современное   оборудование,   мебель,    автотранспорт,    музыкальные
инструменты,  выделяются  средства  на   комплектование   библиотечных
фондов, реставрацию музейных коллекций, ремонт и реконструкцию зданий,
проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий.
     В последние годы в крае реализованы краевые целевые  программы  в
сфере культуры: "Поддержка сельской культуры  Красноярского  края"  на
2001-2005  годы,  "Безопасность   музейных   и   библиотечных   фондов
Красноярского края" на 2002-2006 годы. С 2007 года реализуется краевая
целевая программа "Культура Красноярья" на  2007-2009  годы,  основной
целью которой является повышение качества жизни населения  края  через
сохранение и развитие муниципальной культуры  как  важнейшего  фактора
социально-экономического развития края.
     Еще одним инструментом государственной поддержки в сфере культуры
является   грантовая   программа   Губернатора   Красноярского   края,
реализация  которой  началась  в  2007  году.  Ежегодно  на  эти  цели
планируется направлять 55 млн. рублей. В 2007 году  в  рамках  первого
грантового  конкурса  "От  культурного   проекта   -   к   социальному
результату" приобретены транспортные средства для оказания  культурных
услуг жителям отдаленных  населенных  пунктов,  улучшена  материально-
техническая база учреждений-грантополучателей, проведен ряд семинаров,
мастер-классов для специалистов отрасли, что  в  целом  способствовало
созданию новых клубных  объединений,  привлечению  новых  посетителей,
решению социальных проблем территорий.
     В целях совершенствования программно-целевого метода управления и
бюджетного   планирования   в   бюджетный   процесс   были    внедрены
ведомственные целевые программы, результативность которых  оценивается
по показателям, позволяющим установить взаимосвязь  между  конкретными
расходными  обязательствами,   администрируемыми   краевыми   органами
управления культуры, и общественно значимыми  результатами  проводимой
государственной культурной политики в крае.
     Повышению  доступности  и  качества  услуг  в   сфере   культуры,
эффективности  административно-управленческих  процессов   в   органах
управления  культуры  способствовала   оптимизация   сети   учреждений
культуры   и   образования   (создание    интегрированных    структур,
преобразование учреждений в форму автономных), разработка и  внедрение
стандартов  качества   оказания   государственных   услуг,   механизма
государственного    социально-творческого     заказа,     модернизация
материально-технической базы учреждений культуры и образования.
     Структурообразующим  компонентом  культурного  процесса  в   крае
являются учреждения культуры и образования, обеспечивающие расширенное
воспроизводство  актуальных  культурных  форм  в  пределах  финансовых
средств, кадровых ресурсов, инструментария и технологий, имеющихся  на
сегодняшний день.
     В Красноярском крае функционируют 2784 краевых государственных  и
муниципальных учреждения культуры и  образования,  в  том  числе  1270
клубно-досуговых учреждений, 1171 библиотека, 13  театрально-зрелищных
учреждений,  49   музеев,   148   киноустановок,   124   муниципальных
образовательных  учреждения  дополнительного  образования   детей,   6
образовательных учреждений среднего профессионального  образования,  2
парка культуры и отдыха, 1 зоопарк и др.
     Резкое   сокращение   сети,   характерное   для    90-х    годов,
приостановлено, в целом  обеспеченность  населения  края  учреждениями
культуры  и  образования  соответствует  среднероссийскому  уровню   и
утвержденным   нормативам.   Распределение   учреждений   культуры   и
образования  в  крае  географически  неравномерно,   что   обусловлено
спецификой  расселения  населения  и  характерно  для  всех   объектов
социальной инфраструктуры.
     Учреждения культуры и образования края  оказывают  полный  спектр
существующих  культурных  услуг,  за  исключением  услуг   в   области
культурных индустрий: культурного туризма, дизайна и др.
     По охвату населения услугами учреждений культуры  край  находится
на уровне или несколько  превышает  средние  значения  показателей  по
России и Сибирскому федеральному округу.
     Поскольку культура все чаще рассматривается  как  одна  из  основ
устойчивого развития общества, возрастает  роль  культурного  наследия
как одного из векторов культурной политики. В  условиях  развивающихся
процессов  глобализации  возникает  опасность   кризиса   национальной
идентичности. Культурное наследие, являясь основой  самобытности,  или
идентичности, обеспечивает устойчивость,  или  "самоподдерживаемость",
общества.
     Высокая роль  культурного  наследия  в  выстраивании  эффективных
социальных стратегий, создании новых кластеров экономики для  местного
населения, расширении рынка культурных  услуг  и  продуктов,  развитии
туризма  и  в  целом  материальной   базы   сферы   культуры   требует
совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов
сохранения и использования объектов культурного наследия в крае.
     Красноярский   край   обладает   бесценным    историко-культурным
потенциалом, на его территории  находится  4588  объектов  культурного
наследия,   сохранивших   практически   все    многообразие    пластов
исторического наследия, из них 2716 состоит на государственной  охране
как памятники федерального и регионального значения. Это и  уникальные
археологические памятники, купеческие особняки и усадьбы  -  памятники
архитектуры  XIX   века,   православные   храмы,   образцы   народного
деревянного зодчества. Старейший сибирский город Енисейск, один из 116
городов-памятников России, внесен в предварительный список  всемирного
культурного наследия ЮНЕСКО.
     Интенсивные  изменения  в  обществе  постоянно  порождают   новые
проблемы,  связанные  с  сохранением  культурного  наследия.  В  числе
основных мероприятий  по  охране  и  сохранению  объектов  культурного
наследия, осуществляемых в крае: выявление  и  паспортизация  объектов
культурного  наследия,  разработка  проектов  охранных  зон   объектов
культурного  наследия,  ремонтно-реставрационные,  противоаварийные  и
другие работы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.
     Анализ сложившейся ситуации в области сохранения,  использования,
популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в
крае показывает,  что,  несмотря  на  предпринимаемые  меры,  остается
нерешенным ряд серьезных проблем.  Значительная  часть  из  них  имеет
общероссийский  характер  и  вызвана  несовершенством  федерального  и
регионального  законодательства  в   данной   сфере,   что   порождает
бесчисленные   противоречия,   конфликтные   ситуации   и   затрудняет
выполнение функций  органов  исполнительной  власти  всех  уровней  по
государственной охране и сохранению объектов культурного наследия.
     Высокая степень амортизации (большинство из 500 зданий-памятников
имеют амортизационный износ более 60-70%),  интенсивное  хозяйственное
освоение исторических территорий, отсутствие  должной  защиты  зданий-
памятников и сооружений от погодных условий  создают  реальную  угрозу
утраты части памятников,  своеобразия  историко-архитектурного  облика
края и уникального природного ландшафта.
     Средства, выделяемые в последние годы из бюджетов всех уровней на
реставрацию памятников  истории  и  культуры  Красноярского  края,  не
позволяют предотвратить ухудшение  состояния  большей  части  объектов
культурного   наследия   края   и   поддерживать   их   в   надлежащем
эксплуатационном состоянии.
     Необходимо  осуществление  комплекса  полномасштабных   мер   для
обеспечения сохранности объектов культурного наследия  в  Красноярском
крае, которые бы позволили сохранить его богатство и передать  будущим
поколениям во всем многообразии его форм.
     Наследие  органично  входит  в  систему  культуры,   являясь   ее
своеобразной памятью. Каждая эпоха оставляет в наследство произведения
архитектуры и изобразительного искусства, творения ученых,  писателей,
композиторов, бытовое убранство, характер  общественных  отношений.  В
формировании  исторической  памяти   и   обеспечении   преемственности
культурно-исторического  развития  особое  место  принадлежит  музеям,
которые  играют  все  большую  роль  в  духовной  жизни  общества,   в
просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании  людей,
в   информационных   и    коммуникативных    процессах,    утверждении
национального самосознания.
     Жизненность и реальная  ценность  музеев  проявились  в  условиях
социальных потрясений и глубокого экономического кризиса, в отличие от
клубных учреждений, библиотек и других компонентов системы  культурно-
просветительной  работы  они  не   только   сохранили   себя,   но   и
продемонстрировали способность успешно функционировать на  качественно
новом  этапе  социально-экономического,  политического   и   духовного
развития.
     По развитию музейной сети край  занимает  8  место  в  России,  и
количество музеев неуклонно растет,  однако  обеспеченность  населения
музейными   учреждениями   недостаточно   высока,   что   усугубляется
неравномерным распределением музейных учреждений по  краю.  Наибольшая
их плотность фиксируется в южных и восточных  районах  края,  за  ними
следуют северная и западная группы районов с показателями 42,7 и  44,8
тыс. человек на один музей. Самая низкая обеспеченность сохраняется  в
центральной зоне, где данный  показатель  составляет  более  100  тыс.
человек (в среднем по России -  78,5  тыс.  человек  на  один  музей).
Наибольшую озабоченность вызывает ситуация в сельской  местности:  43%
сельских поселений края не имеет музеев, таким образом у 23% сельского
населения затруднен доступ к культурным ценностям.
     По объему музейного фонда Красноярский край  занимает  по  итогам
2007 г. 10 место в России и 1 в Сибирском федеральном округе, несмотря
на то, что бюджетные средства, направляемые на  пополнение  коллекций,
существенно сокращаются год от года. В числе основных  проблем  музеев
края  -  недостаточность  площадей  под   хранение   фондов   (6%)   и
экспозиционно-выставочных площадей (21,1%). По этим  двум  показателям
край находится на последнем месте в Сибирском федеральном округе.
     Музеи края ведут активную просветительскую  работу  с  населением
различных  возрастных   групп:   создание   постоянных   и   временных
экспозиций,  разработка   новых   экскурсионных   материалов,   выпуск
разнообразной печатной продукции,  совместные  проекты  с  музеями  из
разных областей России и зарубежья. По числу посещений музеев на  1000
чел. населения и по количеству выставок на один музей край занимает  2
место по России, по числу экскурсий стабильно  занимает  1-2  места  в
Сибирском федеральном округе и превышает среднероссийские показатели.
     Социально-культурные функции музея тесно связаны  между  собой  и
находятся  в  непрерывном  взаимодействии.  Повышение  роли  музеев  в
организации досуга людей, в свою очередь, влияет на  экспозиционную  и
культурно-образовательную  деятельность.  Это  наглядно  проявилось  в
тенденции создавать более привлекательные для  посетителей  экспозиции
путем воссоздания  в  них  интерьеров,  помещения  в  них  действующих
моделей и различных технических  средств  -  звукового  сопровождения,
киноэкранов,  мониторов,  компьютеров,   а   также   в   использовании
театрализованных  форм  работы  с  посетителем,  музейных   концертов,
праздников.
     Красноярский  край  активно  использует  экспериментальные  формы
музейной деятельности. Проведение музейной  биеннале,  музейной  ночи,
создание   ассоциации   "Открытый    музей",    организация    крупных
международных  музейных  форумов,  многочисленные   призы   и   гранты
российских и международных фондов  убедительно  доказывают,  что  край
является лидером музейных инноваций в России.
     Развитие науки, образования, появление информационных  технологий
побудили рост знаний, вызвали новые  духовные  потребности  населения.
Сегодня как никогда необходима научно осмысленная социально-культурная
деятельность музеев,  которая  донесла  бы  до  населения  накопленное
материальное и духовное богатство.  В  реальности  мы  сталкиваемся  с
противоречием между объективными возможностями музеев  активно  влиять
на процесс формирования духовного мира человека и реальным уровнем  их
использования,   обусловленным   отставанием    научного    осмысления
социально-культурных  процессов,   протекающих   в   музейной   сфере,
слабостью   технического    оснащения    информационно-коммуникативной
деятельности  музеев,  недостаточным   владением   рядом   сотрудников
современными технологиями, отсутствием должной координации работы всех
музейных учреждений.
     Важную роль в сохранении культурного наследия традиционно  играют
и библиотеки  края,  которые  накапливают  и  хранят  знания  по  всем
областям человеческой деятельности, осуществляют краеведческую работу,
создают в своем составе  музеи,  участвуют  в формировании  культурно-
исторического   пространства   городских   и    сельских    поселений.
Библиотеки все  шире  используют  информационные  и   коммуникационные
технологии в работе с культурным наследием: переводят в цифровую форму
коллекции книжных и иных документов, создают базы данных и веб-сайты.
     Сохранение  культурного  наследия  -  не   единственная   функция
библиотек. Библиотеки являются  ключевым  звеном  в  создании  единого
информационного пространства края и  реализации  конституционных  прав
граждан на информацию и доступ к культурным ценностям.
     Основной объем библиотечных услуг  населению  Красноярского  края
оказывают публичные (общедоступные) библиотеки. По их количеству  край
занимает второе место по России.  Услугами  публичных  библиотек  края
пользуются 44,9% населения, почти в половине муниципальных образований
края библиотечным облуживанием охвачено свыше 70% жителей    среднем
по России - 39%).
     Совокупный фонд публичных библиотек  насчитывает  около  20  млн.
экземпляров книг, документов на  магнитных  и  электронных  носителях.
Книгообеспеченность на одного жителя составляет  7,4  экземпляра,  что
соответствует 35-36 месту в среднем по России и 6  месту  в  Сибирском
федеральном  округе.  В  последнее  время  средства,  направляемые  на
пополнение книжных фондов, заметно выросли, увеличение объема  средств
в 2007 г. до 81 млн. рублей позволило краю выйти по данному показателю
на 1 место по Сибирскому федеральному округу  и  3  место  по  России.
Объем новых  поступлений  на  1000  чел.  населения  впервые  превысил
норматив,   рекомендуемый   Международной   федерацией    библиотечных
ассоциаций, и составил 260 экземпляров.
     В  то  же  время  ситуация   с   библиотечным   обслуживанием   в
муниципальных  образованиях  края,  особенно  в  сельских  поселениях,
требует  принятия  неотложных  мер.  Обновление  библиотечных   фондов
библиотек идет медленными темпами, доля морально устаревшей  и  ветхой
литературы составляет до 60%. Большинство зданий и помещений библиотек
не отвечает современным требованиям, значительное число  муниципальных
публичных библиотек  не  обеспечено  современными  системами  пожарно-
охранной сигнализации, пожаротушения, климатического  контроля,  66,4%
библиотек не имеют телефона, 55% - копировально-множительной техники.
     В   условиях   перехода   к    экономике    знаний,    построению
информационного общества возрастает необходимость оснащения  библиотек
компьютерами, подключения к  спутниковым  и  наземным  каналам  связи.
Несмотря  на  происходящую  в  последние  годы  активизацию   процесса
внедрения новых информационных  технологий  только  26%  муниципальных
библиотек края имеют  компьютерную  технику  (из  них  89%  составляют
центральные городские и районные библиотеки), 3% используют  в  работе
Интернет, лишь 14% сельских библиотек имеют компьютеры, 1,9% -  доступ
в Интернет.
     Неравномерность развития библиотек создает серьезные  препятствия
для  формирования  единого  информационного   пространства   в   крае,
способного обеспечить повышение образовательного и культурного  уровня
населения.
     В  современном  обществе   значительно   расширяются   культурно-
просветительские и культурно-досуговые  функции  публичных  библиотек,
которые все чаще становятся востребованы  как  многопрофильные  центры
досуга.
     Библиотеки края проводят мероприятия, направленные на возрождение
традиций семейного досуга, привлечение родителей и детей  к  семейному
чтению,  сохранение  и  популяризацию  русского  языка  как  источника
духовного развития нации.
     В рамках межведомственных краевых целевых программ, разработанных
в целях осуществления комплексных мер по  преодолению  распространения
наркомании, пьянства  и  алкоголизма,  профилактике  правонарушений  в
Красноярском  крае,  библиотеками  края  проводятся   мероприятия   по
профилактике  асоциальных  явлений  в  молодежной  среде,   негативных
привычек и пропаганде здорового образа, по правовому информированию  и
просвещению молодежи.
     Культурное  наследие  представляет  собой   один   из   важнейших
элементов самобытности и самосознания людей и связывает общество с его
историческим  прошлым.  Базовой  основой  нематериального  культурного
наследия  является  традиционная  художественная  народная   культура,
выраженная в языке, различных жанрах творчества, верованиях,  костюме,
в  различных  формах  фольклорных  празднеств  и  обрядов,  знаниях  и
навыках, связанных с традиционными ремеслами.
     В Красноярском крае, на территории которого проживает  более  120
этносов, удалось сохранить самобытность коренных наций и народностей и
создать яркую, синтезирующую культуру Красноярского края.
     В условиях глобализации и  социальных  преобразований  существует
опасность разрушения механизмов культурной преемственности, размывания
и утраты культурной и национальной идентичности,  смещения  в  системе
ценностных ориентаций  общественного  сознания  в  сторону  культурных
суррогатов.
     Во  избежание  разрушения  самобытности   национальной   культуры
учреждениями  культурно-досугового  типа  в  крае  целенаправленно   и
планомерно  ведется  работа  по  развитию  всех  традиционных   жанров
народного   творчества,   по   созданию   оптимальных   условий    его
существования,  поддерживаются  новые   инициативы   и   перспективные
методики освоения. Сохранение и развитие  нематериального  культурного
наследия становится все более важным ввиду  необходимости  преодоления
сырьевой стратегии развития региона, перехода к новому  инновационному
типу  экономики  и  актуализации  культурного  фактора   как   ресурса
развития, активизации культурно-исторических традиций, способных  дать
социальный и экономический эффект.
     Приобщение  к  нематериальному  культурному   наследию   является
действенным  инструментом  профилактики   и   преодоления   негативных
социальных  явлений  в  детской  и  молодежной   среде,   формирования
патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности  и
нравственности, стабилизации и гармонизации  семейных  и  общественных
отношений. Этому способствует проведение в  крае  совместных  акций  с
учреждениями  образования,  центрами  социальной   защиты   населения.
Проведение традиционных  праздников  народного  календаря  (Масленица,
Рождество и Иван Купала) в  форме  народных  гуляний  является  мощным
рычагом сохранения и популяризации традиционной культуры. Удельный вес
народных гуляний в общем  количестве  проводимых  в  территориях  края
праздников стабильно растет.
     В числе других форм работы по популяризации традиционной народной
культуры в муниципальных  образованиях  края  используются  праздники,
основанные на  материалах  народной  культуры,  фольклорные  досуговые
клубы  для  разных  возрастных  и  социальных  групп,  этнографические
экспедиции и др.
     В районах края, где компактно проживает  неславянское  население,
проводятся национальные праздники, дни национальных культур. Работа по
сохранению традиционной культуры неславянских народов важна не  только
с точки зрения поддержания или развития национальных культур края,  но
и для профилактики межэтнической напряженности.
     В крае  сохраняются  и  развиваются  такие  направления  народных
художественных  ремесел  и  декоративно-прикладного  творчества,   как
резьба и роспись  по  дереву,  камню,  кости  и  рогу,  художественная
роспись  по  металлу,  плетение   из   бересты   и   лозы,   керамика,
бисероплетение, художественная вышивка, работа с мехом, бондарное дело
и др.
     В период с 2005 г.  по  2007 г.  заметно  увеличилось  количество
клубных формирований, занимающихся декоративно-прикладным  творчеством
и народными художественными  ремеслами,  что  связано  с  активизацией
работы домов  ремесел,  объединений  художников-любителей  и  мастеров
декоративно-прикладного творчества,  развитием  туризма  в  крае  (гг.
Красноярск, Дивногорск, Енисейск, Минусинск; Дзержинский, Ермаковский,
Манский, Шушенский, Курагинский, Бирилюсский районы) и  ростом  спроса
на сувенирную продукцию.
     Немаловажную роль в активизации творческой деятельности  мастеров
декоративно-прикладного творчества и народных  художественных  ремесел
играет  проведение  районных,  региональных   и   краевых   фестивалей
народного творчества, конкурсов детских и молодежных ансамблей. Важным
стимулом  является  возможность  участия  работ   мастеров   края   во
всероссийских и международных выставках, открытие выставочных площадей
при музеях, библиотеках, в домах культуры.
     Большую работу по сохранению  и  развитию  традиционной  народной
культуры в крае проводит Государственный центр  народного  творчества:
издание фольклорных  и  методических  сборников,  пополнение  собрания
фольклорно-этнографических   материалов,   оказание   методической   и
практической  помощи  муниципальным   органам   управления   культуры,
проведение массовых праздников, смотров, выставок, ярмарок,  обрядовых
действ, фестивалей, конкурсов и других мероприятий. Значительное место
в деятельности центра занимает учебная работа, на его базе  проводятся
творческие   лаборатории,   семинары,   совещания,   практикумы    для
руководителей и участников  самодеятельных  коллективов,  любительских
объединений.
     Системные проблемы, характерные как для края, так и для страны  в
целом, - сохраняющийся дефицит средств для реализации  мероприятий  по
сохранению и популяризации традиционной народной культуры,  разрушение
материальной базы, недостаток в кадрах специалистов - фольклористов  и
этнографов,   руководителей   фольклорных   коллективов,   методистов-
организаторов по традиционной народной культуре, отсутствие мастерских
по производству национальных  музыкальных  инструментов,  национальных
костюмов, обуви - приводят к тому, что в обществе  теряется  установка
на сохранение традиций в интересах будущих поколений.
     Вызывает  опасение  наблюдающаяся  в  крае  тенденция  сокращения
количества фольклорных  ансамблей,  работающих  в  культурно-досуговых
учреждениях края, и их участников. Если в 2005 г. было 415 фольклорных
ансамблей, то в 2007 г. - 369, количество участников сократилось почти
на 700 человек. По сравнению с  2004 г.  стало  меньше  коллективов  в
Саянском, Уярском,  Енисейском,  Канском,  Ачинском,  Большемуртинском
районах, г. Норильске.
     Недостаток    финансирования    и     специфические     природно-


Информация по документу
Читайте также