Расширенный поиск
Закон Красноярского края от 27.04.1999 № 6-375ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 27.04.99 N 6-375 Утратил силу - Закон Красноярского края от 10.07.2008 г. N 6-1962 ОБ УСТАВНОМ СУДЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (В редакции Закона Красноярского края от 10.02.2000 г. N 9-632; от 02.11.2000 г. N 12-975) Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом Настоящий Закон в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", договорами и соглашениями между Российской Федерацией и Красноярского краем, Уставом Красноярского края устанавливает порядок создания, организации деятельности Уставного суда Красноярского края и осуществления уставного судопроизводства. Статья 2. Уставный суд Красноярского края - орган судебной власти 1. Уставный суд Красноярского края (далее - Уставный суд) является органом государственной судебной власти Красноярского края как субъекта Российской Федерации. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации. 2. Уставный суд осуществляет судебную власть посредством уставного судопроизводства. 3. Основными принципами деятельности Уставного суда края являются федерализм, единство судебной системы, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и краем, независимость, коллегиальность, гласность и состязательность сторон. 4. Юрисдикция Уставного суда края распространяется на всю территорию края, за исключением территории Таймырского (Долгано - Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, если иное не вытекает из договоров между органами государственной власти края и органами государственной власти соответствующего автономного округа в составе края. 5. Уставный суд является юридическим лицом. Статья 3. Законодательство об Уставном суде 1. Полномочия, состав, порядок формирования и деятельности Уставного суда определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами, договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Красноярским краем, Уставом Красноярского края и настоящим Законом. 2. По вопросам своей внутренней деятельности Уставный суд принимает Регламент Уставного суда Красноярского края. Статья 4. Подведомственность дел Уставному суду края Уставный суд края: 1) осуществляет официальное толкование Устава края; 2) рассматривает дела о соответствии Уставу края: а) законов Красноярского края и нормативных постановлений Законодательного Собрания края; б) нормативно - правовых актов органов исполнительной власти края; в) нормативно - правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории края; г) (Исключен - Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) д) (Исключен - Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) (Пункт исключен - Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 3) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Уставом края, иными законами края. Статья 5. Основные начала деятельности Уставного суда 1. Уставный суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в решение политических вопросов. 2. Уставный суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Статья 6. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного суда 1. Уставный суд состоит из пяти судей, избираемых Законодательным Собранием по представлению Губернатора Красноярского края. 2. Уставный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее четырех судей. В судебном заседании по каждому отдельному вопросу должно заседать не менее трех судей. 3. Полномочия Уставного суда не ограничены определенным сроком. Статья 7. Обязательность решений Уставного суда 1. Решения Уставного суда, а также требования, поручения, вызовы, запросы и обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат неукоснительному исполнению. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. 2. Неисполнение решений Уставного суда, а равно иное проявление неуважения к Уставному суду влекут ответственность, установленную федеральными законами. 3. Нормативные акты либо их отдельные положения, признанные Уставным судом противоречащими Уставу Красноярского края, утрачивают силу. Статья 8. Гарантии деятельности Уставного суда 1. Уставный суд независим от любых других органов. В краевом бюджете предусматриваются отдельной статьей средства, необходимые для обеспечения деятельности Уставного суда. Размер средств, выделяемых на содержание Уставного суда, не может быть уменьшен по сравнению с предыдущим финансовым годом. Председатель Уставного суда вправе участвовать в обсуждении вопросов финансирования Уставного суда на заседании Законодательного Собрания Красноярского края. Смета расходов на содержание Уставного суда утверждается его председателем. Уставный суд самостоятельно распоряжается своими средствами и перераспределяет их в рамках сметы. 2. Уставный суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. 3. Имущество, переданное Уставному суду для осуществления его деятельности, является государственной собственностью Красноярского края и находится в его оперативном управлении. Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТАВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Статья 9. Независимость 1. Судьи Уставного суда независимы и подчиняются при осуществлении своих полномочий Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу Красноярского края и настоящему Закону. 2. В своей деятельности судьи Уставного суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и блоков, коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, социальных групп. Решения Уставного суда выражают свободную от политических пристрастий правовую позицию судей, соответствующую Конституции Российской Федерации и Уставу Красноярского края. 3. Судьи Уставного суда принимают решения в условиях, исключающих какое бы то ни было воздействие на свободу их волеизъявления. Судья Уставного суда не вправе, выступая в средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Уставном суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Уставным судом, до принятия решения по этому вопросу. 4. Вмешательство в деятельность Уставного суда не допускается и влечет за собой предусмотренную действующим законодательством ответственность. Статья 10. Коллегиальность Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится Уставным судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Статья 11. Гласность 1. Рассмотрение дел в заседаниях Уставного суда проводятся открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, когда сведения, содержащиеся в материалах дела, составляют государственную, банковскую, семейную, врачебную, коммерческую и иную тайну, охраняемую законом. 2. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют стороны и их представители, а в необходимых случаях свидетели, эксперты и переводчики. 3. Постановления Уставного суда во всех случаях провозглашаются публично. 4. Звукозапись, видео-, кино- и фотосъемка, трансляция судебных заседаний допускаются с разрешения суда. Статья 12. Устность, непосредственность, непрерывность разбирательства 1. Разбирательство в заседаниях Уставного суда происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала. 2. Уставный суд обязан непосредственно исследовать имеющиеся в рассматриваемом деле документы, заслушать объяснения сторон, заключения экспертов, показания свидетелей. 3. Заседание Уставного суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, предназначенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его слушания Уставный суд не вправе рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Законом к его подведомственности. Статья 13. Язык производства в Уставном суде Производство в Уставном суде ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Статья 14. Состязательность и равноправие сторон Стороны пользуются равными правами и возможностями по представлению доказательств, участию в их исследовании, отстаиванию своей позиции по делу на основе состязательности. Уставный суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления сторонами их прав и выполнения обязанностей, оказывает им содействие в истребовании материалов в случаях, когда по объективным причинам стороны лишены возможности получить требуемую информацию. Глава III. СТАТУС СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА Статья 15. Законодательство, регулирующее статус судьи Уставного суда Статус судьи Уставного суда определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Уставом Красноярского края и настоящим Законом. Статья 16. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда Судьей Уставного суда может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню избрания возраста 25 лет. (В редакции Закона Красноярского края от 10.02.2000 г. N 9-632) Судьи Уставного суда должны иметь безупречную репутацию, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, обладать признанной высокой квалификацией в области права. Статья 17. Порядок избрания на должность судьи Уставного суда 1. Отбор кандидатов на должность судьи Уставного суда осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсного отбора, перечень необходимых документов определяются постановлением Губернатора края. 2. Предложения о кандидатах на должность судьи Уставного суда могут вноситься Губернатору Красноярского края депутатами Законодательного Собрания Красноярского края, представительными органами местного самоуправления Красноярского края, Красноярским краевым судом, арбитражным судом Красноярского края, управлением юстиции администрации края, прокурором Красноярского края, юридическими научными и учебными заведениями, находящимися на территории Красноярского края, объединениями профессиональных юристов, действующими на территории Красноярского края. 3. Судьи Уставного суда избираются Законодательным Собранием края по представлению Губернатора Красноярского края. Законодательное Собрание рассматривает вопрос об избрании на должность судьи Уставного суда в срок не ранее семи дней со дня внесения представления Губернатором Красноярского края на очередном пленарном заседании сессии Законодательного Собрания. 4. Судьи Уставного суда избираются на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Избранным на должность судьи Уставного суда считается лицо, получившее при голосовании большинство от установленного численного состава депутатов Законодательного Собрания. Одно и то же лицо при неполучении указанного большинства голосов может представляться для избрания не более двух раз подряд. 5. В случае выбытия судьи из состава Уставного суда представление об избрании другого лица на вакантное место судьи вносится Губернатором Красноярского края в Законодательное Собрание не позднее месяца со дня открытия вакансии. Статья 18. Вступление в должность судьи Уставного суда края 1. Избранный Законодательным Собранием края судья Уставного суда края вступает в должность на сессии Законодательного Собрания. 2. Церемония вступления в должность судьи Уставного суда края включает принятие им присяги следующего содержания: "Торжественно присягаю честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации и Уставу Красноярского края, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть". Статья 19. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Уставного суда 1. Судья Уставного суда не вправе быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края, занимать должности в иных государственных органах, органах местного самоуправления и общественных объединениях, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Уставного суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании. 2. Судья Уставного суда не вправе состоять в политических партиях и движениях, вести политическую пропаганду или агитацию. Судья Уставного суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме случаев законного представительства в суде, арбитражном суде Красноярского края или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. 3. Вышеуказанное в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Уставного суда свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме. Статья 20. Срок полномочий судьи Уставного суда 1. Судья Уставного суда избирается на должность сроком на двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Уставного суда шестьдесят пять лет. 2. Срок полномочий судьи Уставного суда края начинается со дня вступления его в должность. 3. Полномочия судьи Уставного суда края прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 65 лет. Срок полномочий судьи Уставного суда края продлевается, если он участвует в рассмотрении дела, решение по которому не принято, до дня, следующего за днем принятия такого решения. Статья 21. Гарантии независимости судьи Уставного суда 1. Независимость судьи Уставного суда обеспечивается его несменяемостью в период осуществления его полномочий, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры уставного судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. 2. Заработная плата судьи Уставного суда определяется по правилам, установленным федеральным законодательством для судей, при этом должностной оклад председателя Уставного суда должен соответствовать должностному окладу председателя краевого суда. Должностной оклад судьи Уставного суда не может быть ниже 80 процентов должностного оклада председателя Уставного суда. 3. Иное материальное обеспечение судей Уставного суда устанавливается применительно к материальному обеспечению судей, определенному федеральным законодательством. Статья 22. Несменяемость судьи Уставного суда 1. Судья Уставного суда в период осуществления его полномочий несменяем. 2. Полномочия судьи Уставного суда могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом. Статья 23. Неприкосновенность судьи Уставного суда Личность судьи Уставного суда неприкосновенна. Понятие неприкосновенности судьи Уставного суда определяется по правилам, установленным для неприкосновенности судьи федеральным законодательством. Статья 24. Равенство прав судей Уставного суда 1. Судьи Уставного суда пользуются равными правами. 2. Полномочия председателя и секретаря Уставного суда устанавливаются настоящим Законом. Статья 25. Квалификационная коллегия судей Уставного суда 1. Для рассмотрения вопросов приостановления и прекращения полномочий судьи Уставного суда, прекращения отставки судьи Уставного суда, обеспечения его неприкосновенности, проведения аттестации и присвоения ему квалификационного класса образуется квалификационная коллегия судей Уставного суда в составе всех судей Уставного суда края. 2. Квалификационная коллегия судей Уставного суда принимает решения, относящиеся к ее компетенции в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и Регламентом Уставного суда, без участия в голосовании судьи, в отношении которого принимаются указанные решения. Статья 26. Приостановление полномочий судьи Уставного суда 1. Полномочия судьи Уставного суда приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или Законодательного Собрания края; 4) избрание судьи в состав государственного органа законодательной власти. 2. Судья Уставного суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Уставного суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию, связанную с деятельностью Уставного суда. 3. Квалификационная коллегия судей Уставного суда приостанавливает полномочия судьи до устранения обстоятельств, вызвавших их приостановление. Восстановление полномочий судьи оформляется решением квалификационной коллегии судей Уставного суда. 4. Приостановление полномочий судьи Уставного суда, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье, заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи Уставного суда, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом. Статья 27. Досрочное прекращение полномочий судьи Уставного суда 1. Полномочия судьи Уставного суда прекращаются досрочно в случае: (Подпункт исключен - Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 1) подачи судьей письменного заявления об отставке; 2) утраты судьей гражданства Российской Федерации; 3) вступления в законную силу в отношении судьи обвинительного приговора либо судебного решения о применении к нему мер медицинского характера; 4) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; 5) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Уставного суда, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью; (Подпункт исключен - Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 6) вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным; 7) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу; 8) смерти судьи; (Подпункт исключен - Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 2. Полномочия судьи Уставного суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. 3. Прекращение полномочий судьи Уставного суда осуществляется по решению квалификационной коллегии судей Уставного суда, принимаемому большинством голосов от установленного состава квалификационной коллегии. Указанное решение квалификационной коллегии судей Уставного суда направляется Губернатору Красноярского края и в Законодательное Собрание и является официальным уведомлением об открытии вакансии на должность судьи. (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) Статья 28. Отставка судьи Уставного суда 1. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. 2. Каждый судья Уставного суда имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья Уставного суда считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным п.3 ст.20, п/п 1, 6 п.1 ст.27 и п.2 ст.27 настоящего Закона. (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 3. Судье Уставного суда, вышедшему или удаленному в отставку, предоставляются соответствующие материальные и социальные гарантии, установленные федеральным законодательством для судей. Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА Статья 29. Организационные формы уставного судопроизводства 1. Уставный суд рассматривает и разрешает дела в заседаниях Уставного суда. 2. Кроме разрешения отнесенных к его ведению дел Уставный суд исключительно в заседаниях: 1) избирает председателя и секретаря Уставного суда; 2) принимает Регламент Уставного суда и вносит в него изменения и дополнения; 3) устанавливает очередность рассмотрения дел; 4) принимает решения о досрочном освобождении от должности председателя, секретаря Уставного суда. 3. В заседаниях участвуют все судьи Уставного суда. Статья 30. Избрание председателя и секретаря Уставного суда 1. На заседании Уставного суда судьи тайным голосованием большинством от установленного числа судей Уставного суда избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на четыре года председателя и секретаря Уставного суда. 2. Председатель и секретарь Уставного суда могут по личному письменному заявлению сложить с себя свои полномочия. Сложение полномочий оформляется решением Уставного суда. Лица, заявившие о сложении полномочий, продолжают исполнять свои обязанности до избрания соответственно нового председателя, секретаря Уставного суда. 3. По инициативе не менее двух судей Уставного суда, считающих, что председатель или секретарь Уставного суда недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о досрочном освобождении их от соответствующих должностей. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от установленного числа судей Уставного суда тайным голосованием. 4. В случае, если должность председателя или секретаря Уставного суда окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее пятнадцати дней со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий указанные лица продолжают исполнять свои обязанности до избрания соответственно нового председателя и секретаря Уставного суда. 5. В случае, если исполнение обязанностей председателя Уставного суда невозможно, а также в случае вакансии временно обязанности председателя Уставного суда исполняет старейший по возрасту из судей. Статья 31. Председатель Уставного суда 1. Председатель Уставного суда: 1) руководит подготовкой заседаний Уставного суда, созывает их и председательствует на них; 2) вносит на обсуждение Уставного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях; 3) представляет Уставный суд в отношениях с органами государственной власти, организациями, органами местного самоуправления муниципальных образований; 4) осуществляет руководство аппаратом Уставного суда; 5) утверждает смету расходов Уставного суда, Положение об аппарате Уставного суда и штатное расписание Уставного суда; 6) назначает из числа судей Уставного суда исполняющего обязанности на время своего отпуска, командировок, болезни; 7) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставного суда. 2. Председатель Уставного суда издает приказы по вопросам внутренней деятельности Уставного суда. Статья 32. Секретарь Уставного суда Секретарь Уставного суда: 1) присутствует в заседаниях суда; 2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Уставного суда; 3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Уставным судом, и информирует Уставный суд об их исполнении; 4) организует информационное обеспечение судей Уставного суда; 5) по поручению председателя представляет Уставный суд в отношениях с органами власти, иными субъектами; 6) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставного суда. Статья 33. Аппарат Уставного суда 1. Деятельность Уставного суда обеспечивает аппарат Уставного суда. 2. Аппарат Уставного суда состоит из секретариата Уставного суда, финансового отдела (бухгалтерии), отдела по управлению делами. 3. Секретариат Уставного суда осуществляет организационное, научно - аналитическое, информационно - справочное и иное обеспечение Уставного суда, проводит прием посетителей; в предварительном порядке рассматривает обращения в адрес Уставного суда в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Уставного суда; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и анализирует практику исполнения решений Уставного суда. 4. Финансовый отдел и отдел по управлению делами действуют на основании Положения, утвержденного председателем Уставного суда. 5. Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Уставного суда, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде. Статья 34. Регламент Уставного суда 1. В Регламенте Уставного суда на основе Устава Красноярского края и настоящего Закона устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и особенности делопроизводства в Уставном суде, требования к работникам аппарата Уставного суда, иные вопросы внутренней деятельности Уставного суда. 2. Регламент Уставного суда принимается на заседании Уставного суда большинством голосов от установленного числа судей Уставного суда. Раздел II. ПРАВИЛА СУДОПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Глава V. ОБРАЩЕНИЕ В УСТАВНЫЙ СУД Статья 35. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном суде 1. Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение в Уставный суд в форме запроса или ходатайства, отвечающее требованиям настоящего Закона. 2. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу края закон, иной нормативный акт или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава края. (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) Статья 36. Общие требования к обращению 1. Обращение направляется в Уставный суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). 2. В обращении должны быть указаны: 1) Уставный суд края в качестве органа, в который направляется обращение; 2) наименование заявителя (в обращении гражданина - фамилия, имя, отчество), адрес или местонахождение, иные данные о заявителе; 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочиях, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; 4) наименование и адрес субъекта, издавшего закон или иной нормативный акт, который подлежит проверке; (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 5) нормы Устава края и настоящего Закона, дающие право на обращение в Уставный суд; 6) точное название, номер, дата принятия, источники официального опубликования и иные данные о подлежащем проверке законе, акте, решении; положение Устава края, в отношении которого ставится вопрос о толковании; 7) конкретные, указанные в настоящем Законе основания к рассмотрению обращения Уставным судом края; 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава края; 9) требование в связи с запросом или ходатайством к Уставному суду; 10) перечень прилагаемых к обращению документов. Статья 37. Документы, прилагаемые к обращению 1. К направляемому в Уставный суд обращению прилагаются: 1) текст акта, подлежащего проверке, или положение Устава Красноярского края, подлежащее толкованию; 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочие представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; 3) документ об уплате государственной пошлины в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке; 5) список свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Уставного суда; 6) другие документы и материалы, относящиеся к предмету обращения. 2. Обращение и прилагаемые к нему документы, иные материалы представляются в Уставный суд в десяти экземплярах. Глава VI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ Статья 38. Рассмотрение обращений председателем Уставного суда 1. Обращение в письменной форме, поступившее в Уставный суд, подлежит обязательной регистрации. 2. В случаях, если: 1) разрешение вопроса не подведомственно Уставному суду; 2) обращение по форме не отвечает требованиям настоящего Закона; 3) обращение исходит от неуправомоченного органа или лица; 4) обращение не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Законом, - - председатель Уставного суда в письменной форме уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Закона и отказывает в принятии. Заявитель вправе потребовать принятия Уставным судом решения по отказу в принятии обращения. 3. Заявитель после устранения недостатков, указанных в подпунктах 2, 3, 4 настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Уставный суд. 4. В случае, если обращение не подведомственно Уставному суду, председатель суда сообщает заявителю, в какой орган, управомоченный на решение поставленных в нем вопросов, следует обратиться. Статья 39. Предварительное изучение обращения судьями Уставного суда Председатель Уставного суда или судья, его замещающий, поручает одному или нескольким судьям Уставного суда предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее одного месяца с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Уставном суде. Заключение судьи (судей) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Уставного суда. Статья 40. Принятие обращения к рассмотрению 1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Уставным судом в специальном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом Уставным судом решении стороны уведомляются в письменной форме. 2. В случаях, не терпящих отлагательства, после принятия обращения к рассмотрению Уставный суд вправе приостановить действие оспариваемого акта до принятия решения, о чем выносит соответствующее определение. Статья 41. Отказ в принятии обращения к рассмотрению 1. Уставный суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Уставному суду, однако заявитель требует принятия Уставным судом решения по этому вопросу; 2) неподведомственность дела Уставному суду выявилась судьей (судьями) в ходе предварительного обращения; 3) по предмету обращения Уставным судом ранее было принято решение, в том числе по запросу других лиц. 2. В случае, если акт, легитимность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного суда, производство по делу может быть прекращено. Статья 42. Отзыв обращения Обращение в Уставный суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Уставного суда. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается. Глава VII. ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В УСТАВНОМ СУДЕ Статья 43. Соотношение общих и специальных правил рассмотрения дел Уставным судом Общее правило рассмотрения дел Уставным судом применяется с теми дополнениями, которые установлены в разделе III настоящего Закона. Статья 44. Созыв заседаний и порядок рассмотрения вопросов Заседания Уставного суда созываются председателем Уставного суда и происходят в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом. Статья 45. Сроки рассмотрения дела. Соединение дел 1. Рассмотрение дела в заседании Уставного суда должно быть начато не позднее чем через 20 дней после принятия обращения к рассмотрению. 2. Решение по делу Уставным судом должно быть принято в срок, не превышающий одного месяца со дня начала рассмотрения. 3. Уставный суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Статья 46. Подготовка дела к слушанию 1. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта постановления Уставного суда, а также изложения материалов заседания Уставный суд назначает одного или нескольких судей - докладчиков. 2. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья - докладчик в соответствии с полномочиями Уставного суда истребует документы и иные необходимые материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья - докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участниками процесса необходимых материалов. Статья 47. Обязательность требований Уставного суда 1. Требования Уставного суда о представлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении экспертов и специалистов; о даче разъяснений, консультаций; об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Уставного суда должны быть рассмотрены, и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Уставному суду в течение двух недель со дня получения этих требований, если иной срок не указан Уставным судом. 2. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Уставного суда, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств краевого бюджета в порядке, установленном администрацией края. 3. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Уставного суда, а также введение его в заблуждение влечет ответственность, установленную федеральным законом. Уплата штрафа не освобождает от выполнения требований Уставного суда. 4. Принудительное обеспечение исполнения требований Уставного суда осуществляется в порядке, установленном применительно к судам общей юрисдикции. Статья 48. Рассылка материалов. Уведомление о заседании 1. Уведомление о заседании Уставного суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии оспариваемых нормативных актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за десять дней до начала заседания. 2. Объявления о заседании Уставного суда помещаются в доступных для всех заинтересованных лиц местах занимаемого Уставным судом здания (помещения), а также в средствах массовой информации. Статья 49. Участники процесса Участниками процесса в Уставном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Статья 50. Стороны и их представители 1. Сторонами в уставном судопроизводстве являются: 1) заявители - органы или лица, направившие в Уставный суд обращение; 2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, легитимность которого подлежит проверке. 2. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Уставный суд; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт; должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт; любой депутат Законодательного Собрания из числа обратившихся с запросом. (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) В случае невозможности прибытия для участия в судебном заседании руководителей органов, представителями по должности могут быть лица, их замещающие. Представителями сторон могут быть также адвокаты, лица, имеющие лицензию на оказание юридических услуг, специалисты, имеющие высшее юридическое образование, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более двух представителей. 3. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, представлять письменные отзывы на обращения, излагать свою позицию по делу устно и письменно, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять отводы судьям и ходатайства, знакомиться с письменными отзывами другой стороны. Письменные отзывы сторон подлежат приобщению к материалам дела. 4. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Уставного суда, дать необходимые объяснения, ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя, надлежащим образом извещенных о дне и месте рассмотрения дела в заседании Уставного суда, не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия. Статья 51. Требования к лицам, присутствующим на заседании суда 1. Председатель Уставного суда с согласия Уставного суда может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Уставного суда о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре. 2. Участники процесса и лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Уставному суду и принятым в Уставном суде правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего. Лицо, нарушающее порядок на заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Уставного суда может после предупреждения удалить присутствующих в зале судебного заседания граждан, если ими допущены нарушения порядка, мешающие нормальному ходу заседания. Статья 52. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела 1. Судья Уставного суда отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если: 1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, решения, являющегося предметом рассмотрения; 2) объективность судьи в рассмотрении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных, супружеских связей со сторонами или представителями сторон либо имеются иные обстоятельства, ставящие под сомнение его беспристрастность. При наличии указанных обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. 2. Отстранение судьи Уставного суда от участия в деле производится мотивированным решением суда, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого рассматривается. Статья 53. Порядок проведения заседания Уставного суда 1. В назначенное время председатель суда либо действующий по его поручению судья, удостоверившись в наличии кворума судей, открывает заседание Уставного суда и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Уставный суд признает невозможным рассмотрение дела, оно откладывается. 2. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность. 3. При входе судей в зал заседания все присутствующие в зале судебного заседания встают. Постановление Уставного суда все находящиеся в зале судебного заседания лица выслушивают стоя. Участники процесса обращаются к Уставному суду и дают свои объяснения и показания стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения Уставного суда. Статья 54. Председательствующий в заседании 1. Председательствующий в заседании руководит всем ходом рассмотрения дела, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка судебного заседания, полноты исследования обстоятельств, всесторонности фиксации хода заседания и его результатов, устраняет из разбирательства все, не имеющее отношения к рассматриваемому делу, предоставляет слово судьям и участникам процесса, прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не входящих в предмет рассмотрения, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов. 2. Возражения какого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Уставным судом в этом же заседании. Статья 55. Протоколирование 1. В заседании Уставного суда ведется протокол, соответствующий требованиям, установленным Регламентом Уставного суда. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания. В исключительных случаях при особой сложности рассматриваемого дела председатель суда вправе признать необходимым ведение звуко- или видеозаписи процесса, о чем выносится специальное распоряжение. Стенограмма и звукозапись не заменяют собой протокол, а служат приложением к нему. Протокол должен быть подписан председательствующим. 2. Стороны имеют право знакомиться с протоколами, стенограммой, звуко- или видеозаписью заседания Уставного суда и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом, стенограммой, звукозаписью с разрешения председателя Уставного суда. 3. Протокол должен быть оформлен и подписан, стенограмма должна быть расшифрована не позднее пяти дней с момента окончания рассмотрения дела. Замечания по протоколу, стенограмме, звукозаписи приносятся не позднее пяти дней с момента оформления протокола, расшифровки стенограммы, окончания звуко- или видеозаписи процесса. 4. Замечания по протоколу, стенограмме, звуко- или видеозаписи заседания Уставного суда рассматриваются совместно председательствующим на заседании и судьей - докладчиком (судьями - докладчиками) с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу, стенограмме, звуко- или видеозаписи. Статья 56. Порядок исследования вопросов 1. Исследование по существу рассматриваемого на заседании Уставного суда дела начинается с сообщения судьи - докладчика или сообщений судей - докладчиков о поводах и основаниях к его рассмотрению. Судье - докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Уставного суда, принимающими участие в заседании. 2. По окончании выступления судьи - докладчика Уставный суд заслушивает мнения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов и материалов дела. Установленный решением Уставного суда порядок может быть изменен только самим Уставным судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Уставного суда по порядку исследования вопросов рассматриваются Уставным судом безотлагательно. Статья 57. Отложение судебного заседания 1. Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Уставный суд сочтет дело недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести на том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Уставный суд назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается с начала или с момента, на котором оно было отложено. 2. При отложении рассмотрения дела Уставный суд может допросить явившихся свидетелей, если на судебном заседании присутствуют стороны или их неявка признана неуважительной. Вторичный вызов этих свидетелей в новое судебное заседание допускается лишь в необходимых случаях. Статья 58. Объяснения сторон 1. В соответствии с порядком, установленным Уставным судом, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции с подкреплением всех приводимых доводов необходимыми материалами. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются этой стороной. 2. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Уставном суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, организаций, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан. Объяснения сторон выслушиваются Уставным судом в полном объеме. Пояснения, не имеющие отношения к делу, не заслушиваются. 3. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Уставного суда и другой стороной, а с разрешения Уставного суда - также экспертами. Статья 59. Заключение эксперта 1. В заседание Уставного суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей - докладчиком либо Уставным судом. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. 2. Эксперт вправе с разрешения Уставного суда знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда и сторон с разрешения Уставного суда. 3. В случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта Уставный суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же эксперту или другому эксперту (экспертам). В случае несогласия с заключением эксперта по мотиву необоснованности, а также в случае противоречий между заключениями нескольких экспертов Уставный суд может назначить повторную экспертизу, поручив ее проведение другому эксперту или другим экспертам. Статья 60. Показания свидетелей 1. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Уставного суда, на заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями о таких обстоятельствах. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. 2. Свидетель обязан сообщить Уставному суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, документами и другими материалами. Статья 61. Исследование документов 1. В заседании Уставного суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы, содержащие сведения по рассматриваемому Уставным судом вопросу. 2. Документы, исследованные Уставным судом, подлежат, по решению суда, приобщению к материалам дела в подлиннике или в заверенных копиях. Статья 62. Заключительные выступления сторон 1. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Уставный суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. 2. Стороны не вправе в заключительных выступлениях ссылаться на обстоятельства, которые Уставным судом не выяснялись, а также на материалы и документы, которые не исследовались в судебном заседании. Статья 63. Возобновление рассмотрения вопросов 1. Если после заключительных выступлений сторон Уставный суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые документы и материалы, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. 2. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами дела и новыми доказательствами. Статья 64. Прекращение производства по делу Уставный суд прекращает производство по делу в случаях, если: 1) в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению; 2) будет установлено, что вопрос, регулируемый краевым законом или иным нормативным актом, легитимность которых предлагается проверить, не регулируется Уставом Красноярского края или по своему характеру и значению не относится к числу тех, которые подлежат проверке в Уставном суде; 3) акт, легитимность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного суда; 4) обращение отозвано заявителем до начала рассмотрения дела. Статья 65. Окончание слушания дела После признания Уставным судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий объявляет об окончании судебного разбирательства по делу и об удалении суда на закрытое совещание для принятия итогового решения. Статья 66. Совещание по принятию итогового решения 1. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Уставным судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Уставного суда, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате в необходимых случаях могут присутствовать сотрудники Уставного суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. 2. В ходе совещания каждый из судей вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению. 3. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Глава VIII. РЕШЕНИЯ УСТАВНОГО СУДА Статья 67. Виды решений 1. Решение Уставного суда по существу вопросов, принятых к рассмотрению, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Красноярского края. 2. В случаях, предусмотренных Уставом Красноярского края и настоящим Законом, решение Уставного суда именуется заключением. Все иные решения Уставного суда, принимаемые в ходе осуществления уставного судопроизводства, именуются определениями. 3. В заседаниях Уставного суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности. Указанные решения могут излагаться в протокольной форме. Статья 68. Принятие решения 1. Решение Уставного суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним. Решение Уставного суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом. 2. В случае, если при принятии решения по делу о проверке легитимности нормативного акта голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу легитимности оспариваемого акта. (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) Абзац. (Исключен - Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) Решение о толковании Устава края принимается большинством голосов от общего числа судей Уставного суда. 3. Судья Уставного суда не вправе воздерживаться при голосовании. Если судья воздержался от голосования, это считается уклонением от голосования. Статья 69. Требования, предъявляемые к решениям 1. Решение Уставного суда должно основываться на материалах, исследованных в судебном заседании. Уставный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. 2. Уставный суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. 3. Постановления и заключения Уставного суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Уставного суда оглашаются в заседании и заносятся в протокол. Статья 70. Изложение решения 1. В решении Уставного суда, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения: 1) наименование решения, дата и место его принятия; 2) персональный состав Уставного суда, принявший решение; 3) необходимые данные о сторонах; 4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению; 5) нормы Устава Красноярского края и нормы настоящего Закона, согласно которым Уставный суд вправе рассматривать данный вопрос; 6) требования, содержащиеся в обращении; 7) фактические обстоятельства, установленные Уставным судом; 8) нормы Устава Красноярского края и настоящего Закона, которыми руководствовался Уставный суд при принятии решения; 9) доводы в пользу принятого Уставным судом решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон; 10) формулировка решения; 11) указание на окончательность и обязательность решения; 12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования. 2. Постановление Уставного суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. 3. Заключение, определение, решение Уставного суда по вопросам организации его деятельности подписывается председательствующим на заседании Уставного суда. Статья 71. Особое мнение судьи 1. Судья Уставного суда, не согласный с решением Уставного суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного суда. 2. Судья Уставного суда, голосовавший за принятое постановление или заключение, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного суда. Статья 72. Провозглашение решения 1. Решение Уставного суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Уставного суда немедленно после его подписания. 2. Постановления и заключения Уставного суда не позднее чем в недельный срок со дня их подписания направляются судьям Уставного суда, сторонам, Губернатору Красноярского края, Законодательному Собранию Красноярского края, Уполномоченному по правам человека Красноярского края, Красноярскому краевому суду, арбитражному суду Красноярского края, прокурору Красноярского края, начальнику управления юстиции администрации Красноярского края. 3. Решения Уставного суда могут быть также направлены другим органам государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, органам местного самоуправления муниципального образования, иным организациям, общественным объединениям и должностным лицам. Статья 73. Опубликование решения Постановления и заключения Уставного суда подлежат обязательному опубликованию в семидневный срок в газете "Красноярский рабочий". Статья 74. Юридическая сила решения 1. Решение Уставного суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 2. Решение Уставного суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Уставного суда о признании акта не соответствующим Уставу Красноярского края не может быть преодолена повторным принятием того же акта. 3. Акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Уставу Красноярского края, утрачивают силу и не подлежат применению независимо от решения об отмене органами, их принявшими. 4. В случае, если признанием нормативного акта нелегитимным создан пробел в правовом регулировании, то непосредственному применению подлежит Устав Красноярского края. Статья 75. Сроки исполнения решения 1. Решение Уставного суда подлежит исполнению немедленно после его опубликования либо вручения сторонам его официального текста, если иные сроки в нем не оговорены. 2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Уставного суда влечет ответственность, установленную федеральным законом. Статья 76. Исправление неточностей решения Уставный суд после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение, которое подлежит обязательному опубликованию и направлению органам, должностным лицам, указанным в пункте 2 статьи 72 настоящего Закона. Статья 77. Разъяснение решения 1. Решение Уставного суда может быть официально разъяснено только самим Уставным судом в судебном заседании с участием всех судей, принявших это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Уставный суд. В судебное заседание приглашаются заявители, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. 2. О разъяснении решения Уставного суда выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение. Раздел III. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ Глава 1Х. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ УСТАВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Статья 78. Право на обращение в Уставный суд Правом на обращение в Уставный суд с запросом о толковании Устава Красноярского края обладают Губернатор Красноярского края, депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, прокурор Красноярского края, Уполномоченный по правам человека Красноярского края, органы местного самоуправления, находящиеся на территории Красноярского края, федеральные суды в связи с рассматриваемыми ими делами, Нотариальная палата Красноярского края в связи с возникшим юридическим делом в нотариальной деятельности. Статья 79. Обязательность толкования Устава Красноярского края Толкование Устава Красноярского края, данное Уставным судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, судов, органов местного самоуправления, коммерческих, некоммерческих организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Глава Х. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) Статья 80. Право на обращение в Уставный суд Правом на обращение в Уставный суд с запросом о соответствии Уставу Красноярского края законов Красноярского края, нормативных постановлений Законодательного Собрания, нормативных актов администрации края, нормативных актов органов местного самоуправления, находящихся на территории Красноярского края (далее - нормативные акты) обладают Губернатор Красноярского края, депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, прокурор Красноярского края, Уполномоченный по правам человека Красноярского края, органы местного самоуправления, находящиеся на территории Красноярского края, федеральные суды в связи с рассматриваемыми ими делами, Нотариальная палата Красноярского края в связи с возникшим юридическим делом в нотариальной деятельности, граждане либо их объединения, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, чьи права нарушаются нормативным актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) Статья 81. Допустимость запроса Запрос в Уставный суд о соответствии Уставу Красноярского края нормативных актов в целом или их отдельных частей допустим, если: заявитель считает их не подлежащими действию из-за несоответствия Уставу Красноярского края; либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению краевых органов власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Уставу края. Статья 82. Пределы проверки 1. Уставный суд проверяет соответствие Уставу Красноярского края нормативных актов: (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта; (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 3) по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие; (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 4) с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Уставом края разграничения компетенции между краевыми органами государственной власти; 6) с точки зрения установленного Уставом края разграничения компетенции между краевыми государственными органами и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления. 2. Проверка соответствия Уставу Красноярского края нормативных актов, принятых до вступления в силу Устава Красноярского края, производится Уставным судом только по содержанию норм. Статья 83. Итоговое решение по делу 1. По итогам рассмотрения дела о проверке соответствия Уставу Красноярского края нормативных актов Уставный суд принимает одно из следующих решений: (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 1) о признании нормативного акта либо отдельного его положения (положений) соответствующими Уставу Красноярского края; (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 2) о признании нормативного акта либо отдельного его положения (положений) не соответствующими Уставу Красноярского края. (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) 2. Признание нормативного акта либо отдельного его положения (положений) не соответствующими Уставу Красноярского края является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном не соответствующим Уставу Красноярского края, либо воспроизводящих его. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. (В редакции Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) (Глава исключена - Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-975) Раздел IV. СИМВОЛЫ И МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ УСТАВНОГО СУДА Статья 84. Печать Уставного суда Красноярского края Уставный суд Красноярского края имеет печать с изображением герба Красноярского края и своим наименованием. Статья 85. Символы судебной власти Уставного суда Красноярского края 1. На здании (в помещении), занимаемом Уставным судом Красноярского края, устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации и флаг Красноярского края. 2. В зале судебных заседаний Уставного суда Красноярского края устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, флаг Красноярского края и герб Красноярского края. 3. Судьи Уставного суда Красноярского края заседают в мантиях. Статья 86. Местопребывание Уставного суда Красноярского края 1. Местом постоянного пребывания Уставного суда Красноярского края является город Красноярск. 2. Заседания Уставного суда Красноярского края проводятся в месте его постоянного пребывания. Уставный суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым. Статья 87. Финансирование Уставного суда края Финансирование Уставного суда края, в том числе материальное обеспечение судей Уставного суда, осуществляется за счет средств краевого бюджета, выделяемых в нем отдельной статьей. Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 88. Порядок вступления в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем опубликования в газете "Красноярский рабочий". 2. Уставный суд формируется после утверждения расходов на его содержание в краевом бюджете. Губернатор Красноярского края А.И.ЛЕБЕДЬ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|