Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Алтайского края от 01.06.2005 № 285

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
              АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01.06.2005 N 285
г.Барнаул

Об отчете комитета Алтайского
краевого    Совета   народных
депутатов  по охране здоровья
и социальной защите населения
о работе за 2004 год

     Заслушав информацию  председателя  комитета  Алтайского  краевого
Совета народных депутатов  по  охране  здоровья  и  социальной  защите
населения  о  работе  за  2004  год,  Алтайский краевой Совет народных
депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Отчет  комитета  Алтайского краевого Совета народных депутатов
по охране здоровья и социальной защите населения о работе за 2004  год
принять к сведению (прилагается).
     2. Предложить  комитету  Алтайского  краевого   Совета   народных
депутатов по охране здоровья и социальной защите населения:
     1) продолжить формирование правовой базы в сферах здравоохранения
и  социальной  защиты  населения.  Первоочередное внимание обратить на
решение проблем, возникших с вступлением в силу Федерального Закона от
22  августа  2004  года  N  122-ФЗ,  а  также  с поэтапным введением в
действие норм Федеральных Законов от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ и от
6 октября 2003 года N 131-ФЗ;
     2) осуществлять    контроль    за    своевременным    и    полным
финансированием  отраслей  социальной  сферы  в соответствии с законом
Алтайского края от 28 декабря 2004 года N 65-ЗС "О краевом бюджете  на
2005 год";
     3) продолжить практику проведения выездных заседаний комитета  по
вопросам здравоохранения и социальной защиты населения;
     4) совершенствовать  формы  и  методы  контроля  за   исполнением
федеральных  законов  и законов Алтайского края,  регулирующих решение
социальных проблем.
     3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов Ларина Б.В.

     Председатель Алтайского краевого
     Совета народных депутатов          А.Г.Назарчук

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ
                                         к постановлению Алтайского
                                         краевого Совета народных
                                         депутатов от 01.06.2005 N 285

                                ОТЧЕТ
        комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов
           по охране здоровья и социальной защите населения
                             за 2004 год

     Постоянный комитет  Алтайского краевого Совета народных депутатов
по  охране  здоровья   и   социальной   защите   населения   образован
постановлением  Алтайского  краевого  Совета  народных депутатов от 13
апреля 2004 года N 90.  На этой же сессии утвержден и состав комитета.
В  него  вошли  депутаты  А.В.Боговиз,  Н.А.Быкова,  В.В.Гамеев,  В.В.
Жаворонков,  Л.И.Кравцова,   А.Ф.Лазарев,   В.А.Лещенко,   А.Г.Осипов,
И.В.Солнцева, Б.А.Трофимов.
     В отчетный период комитет строил свою  работу  в  соответствии  с
"Положением  о  постоянных  комитетах  и комиссиях Алтайского краевого
Совета народных  депутатов",  утвержденным  постановлением  Алтайского
краевого Совета народных депутатов от седьмого июля 2004 года N 225. К
вопросам ведения комитета  по  охране  здоровья  и  социальной  защиты
населения отнесены:
     социальное обеспечение;
     пенсионное обеспечение;
     социальное страхование;
     социальная защита  ветеранов,  инвалидов,  граждан,  подвергшихся
политическим репрессиям;
     медико-социальные проблемы семьи, материнства, детства;
     социальная адаптация инвалидов;
     здравоохранение;
     медицинское страхование;
     фармацевтическая деятельность;
     физическая культура, спорт, здоровый образ жизни;
     природные лечебные  ресурсы,  лечебно-оздоровительные местности и
курорты;
     проблемы экологии и безопасности жизнеобеспечения населения;
     санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
     Свою как   перспективную,   так  и  повседневную  работу  комитет
организует в постоянном взаимодействии с другими комитетами, отделами,
службами Алтайского краевого Совета народных депутатов и администрации
края,  а  также  с   федеральными   структурами,   органами   местного
самоуправления, общественными организациями и объединениями.
     Большой объем работы комитета по  охране  здоровья  и  социальной
защите  населения  в  отчетный  период связан с принятием Федерального
Закона от 22 августа 2004  года  N  122-ФЗ  "О  внесении  изменений  в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых  законодательных  актов  Российской  Федерации  в  связи   с
принятием  федеральных  законов  2О  внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон  "Об  общих  принципах  организации  законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации"  и  "Об  общих  принципах  организации
местного  самоуправления  в Российской Федерации".  Отмена действия 39
федеральных законов,  внесение  концептуальных  изменений  еще  в  153
федеральных   закона   затронули   жизненные  интересы  большей  части
населения края, внесли кардинальные изменения в планы работы комитета,
определили во многом авральный режим его работы.
     Рассматривая проект данного федерального закона на сессии в  июле
прошлого года,  Алтайский краевой Совет народных депутатов не случайно
посчитал  преждевременным  принятие   нормативного   правового   акта,
предусматривающего  отмену  социальных  льгот  и  замену  их  денежной
компенсацией. Более того, на сессии было принято специальное обращение
Алтайского  краевого  Совета народных депутатов к Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству  Российской
Федерации. Однако Закон был принят.
     В 2004 году по вопросам,  отнесенным к ведению комитета по охране
здоровья  и  социальной  защите  населения,  Алтайским краевым Советом
народных депутатов принят целый ряд законов Алтайского края.
     Закон Алтайского  края "О предоставлении субсидий на оплату жилья
и коммунальных  услуг  в  Алтайском  крае"  устанавливает  правовые  и
организационные  основы предоставления гражданам Российской Федерации,
постоянно проживающим  на  территории  Алтайского  края,  субсидий  на
оплату  жилья  и  коммунальных  услуг  в  целях социальной поддержки в
условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства.  Резкий рост тарифов
и   одновременный   переход   к  полной  оплате  населением  стоимости
жилищно-коммунальных услуг,  привели к тому,  что в  субсидиях  начали
нуждаться не только семьи с доходами ниже прожиточного минимума,  но и
семьи,  расходы  которых  на  услуги  ЖКХ  превышают  22  процента  от
совокупного  дохода  семьи.  В  сложившейся  ситуации  предоставленная
субсидия  становится  для  многих  семей   существенной   материальной
поддержкой.   В   целях   реализации   закона   Алтайского   края   "О
предоставлении  субсидий  на  оплату  жилья  и  коммунальных  услуг  в
Алтайском  крае" администрацией Алтайского края разработано "Положение
о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
     По инициативе  депутатов  комитета,  совместно  с  администрацией
Алтайского края,  в целях совершенствования социальной защиты  граждан
пожилого возраста, улучшения качества их жизни разработана и принята в
качестве закона краевая целевая программа "О первоочередных  мерах  по
улучшению   социального   обслуживания  граждан  пожилого  возраста  в
Алтайском крае" на 2005-2010 годы".  Программа предусматривает меры по
развитию  сети  учреждений  и  служб,  работающих  в интересах граждан
пожилого возраста,  улучшению качества их деятельности. Подтверждением
необходимости  принятия  такой программы,  является большое количество
обращений пожилых граждан в органы власти  всех  уровней  по  вопросам
помощи и удовлетворения основных жизненных потребностей.
     В соответствии   с   действующим   законодательством    расходные
обязательства  по  социальной  поддержке  тружеников  тыла и ветеранов
труда отнесены с 1 января 2005 года  к  ведению  субъектов  Российской
Федерации  Меры социальной поддержки этих категорий граждан определяет
Закон  Алтайского  края  "О  мерах  социальной   поддержки   отдельных
категории    ветеранов".    Законом    предполагается   замена   части
установленных в настоящее время льгот ежемесячной  денежной  выплатой.
Для  ветеранов  труда  она  установлена  в  размере  120  рублей,  для
тружеников тыла - 100 рублей.  Льготы по  оплате  жилищно-коммунальных
услуг,  обеспечению  лекарствами  и протезно-ортопедическими изделиями
(включая зубопротезирование) сохранены в Законе в натуральном  виде  в
объеме, ранее предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах".
     К ведению субъектов Российской  Федерации  отнесены  и  расходные
обязательства по социальной поддержке лиц пострадавших от политических
репрессий.  Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки  жертв
политических  репрессий в Алтайском крае" так же предполагает для лиц,
подвергшихся необоснованным  политическим  репрессиям  и  впоследствии
реабилитированных,   а   также   лиц,   признанных   пострадавшими  от
политических репрессий,  замену части установленных в настоящее  время
льгот  ежемесячном  денежной выплатой в размере 100 рублей.  Льготы по
оплате   жилищно-коммунальных   услуг,   обеспечению   лекарствами   и
протезно-ортопедическими   изделиями   (включая   зубопротезирование),
бесплатному проезду в пределах территории  Российской  Федерации  один
раз  в  год,  бесплатной  установке  телефона,  сохранены  в  Законе в
натуральном виде в объеме,   ранее предусмотренном Законом  Российской
Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
     В целях материальной поддержки семей в связи с воспитанием детей,
ежемесячное  пособие  на ребенка гражданам,  проживающим на территории
Алтайского края,  устанавливает Закон Алтайского края  "О  ежемесячном
пособии на ребенка".
     В связи с принятием Федерального Закона от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ,  внесены  изменения  в  закон  Алтайского края "Об утверждении
краевой  целевой  программы  "Адресная  социальная  помощь  малоимущим
гражданам  и  семьям  с  детьми  на 2003-2005 годы".  В соответствии с
внесенными изменениями,  полномочиями Алтайского  края  по  социальной
поддержке  малоимущих  граждан наделены органы местного самоуправления
муниципальных  районов  и  городских  округов.  Средства  на  оказание
социальной   поддержки  малоимущих  граждан  предусмотрены  в  краевом
бюджете в виде субвенций органам местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов.
     По инициативе комитета в прошедшем году принят Закон "О  внесении
изменений  в  закон  Алтайского  края  "Об утверждении краевой целевой
программы "Дети Алтая" на 2003-2006 годы", скорректировавший параметры
ее финансирования на два года.
     Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих
и проживающих в сельской местности и рабочих поселках определяет Закон
Алтайского края "О  мерах  социальной  поддержки  отдельных  категорий
граждан,  работающих  и  проживающих  в сельской местности".  Действие
Закона  распространяется  на  педагогических  работников,  медицинских
работников   и   провизоров,   социальных   работников,   специалистов
организаций  культуры,  а  так  же  пенсионеров,  ранее  работавших  в
социальной сфере. Указанным категориям граждан Законом устанавливается
ежемесячная  денежная  выплата  в  размере  200  рублей.   Ежемесячной
денежной выплатой заменены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг
и приобретению твердого топлива,  предоставлявшиеся в  соответствии  с
федеральным  законодательством  до  1  января  2005 года специалистам,
работающим и проживающим в сельской местности.
     Целый блок  законов  принятых  Алтайским краевым Советом народных
депутатов  в  отчетном  году,   регулирует   проблемы   связанные   со
здравоохранением Алтайского края.
     Законом "Об оказании медицинской помощи на территории  Алтайского
края"  определяются  правила разграничения,  правового регулирования и
финансового обеспечения полномочий органов  власти  разного  уровня  в
области  здравоохранения,  а  так  же устанавливаются организационные,
экономические  и  правовые  основы  оказания  медицинской  помощи   на
территории   Алтайского   края.   Закон  принят  в  целях  обеспечения
доступности и  качества  медицинской  помощи,  защиты  прав  и  свобод
граждан Алтайского края.
     Резко обострилась в Алтайском крае в  прошлом  году  ситуация  по
туберкулезу. Эпидемический ее характер вызывает тревогу за сохранность
здоровья населения.  Основные показатели по заболеваемости в Алтайском
крае  превышают  российские  в  1,5  раза.  Стабилизация  ситуации  по
туберкулезу сегодня стала не  возможна  без  создания  правовых  основ
краевой     государственной    политики    в    области    организации
противотуберкулезной помощи населению.  В этой связи закон  Алтайского
края  "О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае",
принятый  в  2004  году,   устанавливает,   как   и   другие   законы,
организационные  и  правовые основы государственной политики в области
предупреждения туберкулеза.
     Не менее  серьезная ситуация и с состоянием психического здоровья
жителей Алтайского края.  Основные  показатели,  характеризующие  его,
превышают  российские  в  1,5-2,5  раза.  Заболеваемость  психическими
расстройствами населения края за последнее десятилетие возросла в  1,6
раза,  а  у  детей  и  подростков  -  в 1,8 и 1,7 раза соответственно.
Настоящей  проблемой  становится  возросшее  количество   самоубийств,
преимущественно среди лиц молодого и трудоспособного возраста.  Данные
обстоятельства явились поводом для принятия закона Алтайского края  "О
психиатрической  помощи  в  Алтайском крае".  Закон определяет систему
организацию   психиатрической   службы,   полномочия   исполнительной,
законодательной  и  судебной власти в области оказания психиатрической
помощи,  права  лиц,  страдающих  психическими  расстройствами,   меры
социальной  поддержки  медицинских работников,  участвующих в оказании
психиатрической  помощи,  а  так  же  ответственность   за   нарушение
действующего в этой области законодательства.
     Одним из важнейших  направлений  деятельности  здравоохранения  в
Алтайском  крае  является иммунопрофилактика инфекционных болезней.  В
этой связи 1 июля 2000 года  был  принят  закон  Алтайского  края  "Об
иммунопрофилактике инфекционных болезней в Алтайском крае". В развитие
данного Закона и в связи с принятием Федерального Закона от 22 августа
2004  года  N  122-ФЗ,  в  действующий  Закон  были внесены изменения,
направленные на совершенствование законодательной базы, способствующей
установлению организационных, экономических и правовых основ в области
организации прививочного дела  в  Алтайском  крае,  с  целью  снижения
заболеваемости  населения.  Закон  гарантирует доступность для граждан
профилактических   прививок,   социальную   поддержку   граждан    при
возникновении поствакцинальных осложнений.
     С учетом норм принятого Федерального закона  от  8  августа  2004
года  N  122-ФЗ,  а так же внесением поправок в Федеральный закон от 9
июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и  ее  компонентов"  принят
Закон "Об оказании специализированной медицинской помощи Службой крови
Алтайского края".  Закон направлен на обеспечение комплекса  правовых,
экономических,  социальных, медицинских мер по организации донорства и
производства компонентов и препаратов из донорской крови.
     Необходимость принятия   депутатами   Закона   "О  предупреждении
распространения в  Алтайском  крае  заболевания,  вызываемого  вирусом
иммунодефицита    человека"   обусловлена   широким   распространением
ВИЧ-инфекции среди населения края.  На 1  октября  2004  года  в  крае
зарегистрировано  3462 случая ВИЧ/СПИДа,  показатель заболеваемости на
100 тысяч  населения  составил  133,1.  Заболеваемость  регистрируется
сегодня в 11 городах и 46 сельских районах.  Закон позволит решить ряд
актуальных проблем:  координацию  межведомственного  взаимодействия  в
вопросах  профилактики  ВИЧ-инфекции  на территории края,  организацию
лечебно-профилактической помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом  в
соответствии с разработанными стандартами оказания медицинской помощи,
профилактики профессионального инфицирования ВИЧ, обеспечит правовую и
социальную поддержку лиц с ВИЧ-инфекцией и СПИДом.
     Самое активное  и  непосредственное  участие  принимали  депутаты
комитета  Алтайского  краевого  Совета  народных  депутатов  по охране
здоровья  и  социальной  защите  населения  в  подготовке  и  принятии
законопроектов,  вносившихся на рассмотрение сессий другими комитетами
Алтайского краевого Совета народных депутатов.
     В соответствии  с  "Положением о постоянных комитетах и комиссиях
Алтайского краевого Совета народных депутатов",  не реже одного раза в
месяц  проводились в 2004 году заседания комитета по охране здоровья и
социальной  защите  населения.  Всего  за  отчетный  период  комитетом
проведено  четырнадцать  заседаний  (в  том  числе  три выездных),  на
которых было рассмотрено 96 вопросов.  Работа  комитета  строилась  на
основе   коллективного,  свободного,  делового  обсуждения  и  решения
вопросов, гласности и широкой инициативы членов комитета.
     Для подготовки    вопросов   к   рассмотрению,   комитет   широко
практиковал создание рабочих комиссий  и  групп  из  числа  депутатов,
представителей     государственных     органов,    органов    местного
самоуправления, общественных объединений, специалистов и ученых.
     Значительное место   в   работе   комитета   занимала  работа  по
формированию краевого бюджета в части финансового обеспечения отраслей
социальной  сферы,  находящихся в компетенции комитета,  и контролю за
его  исполнением.  Так,  проектом  закона   о   бюджете   2005   года,
администрация     Алтайского     края    предусматривала    сокращение
финансирования краевых целевых программы в здравоохранении с  84  млн.
рублей до 63 млн.  рублей т.е.  сразу на 25 процентов.  По предложению
комитета и благодаря настойчивости входящих в  него  депутатов,  сумма
финансирования названных программ была увеличена до 104 млн. рублей. К
сожалению если программы по онкологической помощи,  сахарному диабету,
гемодиализу удалось увеличить достаточно существенно,  то подпрограмма
по пульмонологии сокращена с 6,5 миллиона до 3,5  миллиона  рублей.  С
пяти  до двух миллионов рублей уменьшено финансирование подпрограмм по
переподготовке и повышению квалификации кадров.
     Во втором  полугодии  2004  года  в порядке контроля на заседании
комитета был рассмотрен вопрос  "Об  исполнении  краевого  бюджета  за
первое  полугодие  2004  года".  Анализ исполнения краевого бюджета по
отрасли "Здравоохранение" на заседании  комитета  показал,  что  общая
сумма   недофинансирования   за  5  месяцев  2004  года  составила  16
процентов.  Особенно низким  был  процент  финансирования  по  мягкому
инвентарю - 36,8 процента,  по питанию - 45,1 процента,  по проведению
текущего ремонта - 44,2 процента, по проведению капитального ремонта -
45,2 процента, по приобретению оборудования - 54,8 процента.
     В результате сокращения поставок лекарственных  средств  возникли
серьезные  проблемы  в обеспечении дорогостоящими препаратами больных,
страдающих  гемофилией,  лейкозом,  вирусными  гепатитами,  больных  с
пересаженной почкой, сахарным диабетом.
     По итогам рассмотрения данного вопроса на заседании комитета было
принято   решение   предложить   администрации   Алтайского  края  при
исполнении  краевого   бюджета   во   втором   полугодии,   обеспечить
своевременное  финансирование  отрасли  "Здравоохранение",  в  объеме,
утвержденном Законом "О краевом бюджете на 2004 год".
     Большое значение   в   своей  работе  депутаты  комитета  уделяют
контролю за выполнением ранее принятых законов  и  постановлений.  Так
например,  на  одном из заседаний комитета,  рассмотрен вопрос "О ходе
выполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания
населению  Алтайского края бесплатной медицинской помощи на 2004 год".
Данная программа определяет виды медицинской  помощи,  предоставляемой
населению    бесплатно.   Финансирование   Территориальной   программы
осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а так же средств
обязательного  медицинского  страхования.  Анализ  показал,  что  за 8
месяцев 2004  года  комитет  администрации  края  по  фармацевтической
деятельности   и   производству   лекарственных   средств   осуществил
централизованный закуп медикаментов и изделий медицинского  назначения
для  нужд  здравоохранения  края  по  статьям расхода краевого бюджета
"Централизованный закуп лекарственных средств и расходных  материалов"
в счет бюджетного финансирования в объеме 30,44 млн. руб., "Расходы на
льготное и бесплатное обеспечение лекарственными средствами"  -  70,63
млн. руб., что соответствует 100 процентов от запланированной суммы.
     По статье  расхода  краевого  бюджета   "Централизованный   закуп
лекарственных   средств   и   расходных   материалов"  основная  часть
медикаментов  для  обеспечения   лечебно-профилактических   учреждений
Алтайского края была закуплена путем проведения открытых конкурсов, по
итогам  которых  заключены  государственные  контракты   на   поставку
лекарственных средств на сумму 23,42 млн. рублей.
     Приоритетными направлениями централизованного  закупа  2004  года
стали:
     - инсулины;
     - препараты для лечения бронхиальной астмы;
     - препараты для лечения психических заболеваний;
     - наркотические и психотропные лекарственные средства.
     В настоящее время  на  территории  Алтайского  края  льготами  по
лекарственному   обеспечению  пользуются  651,77  тыс.  человек  (25,2
процента от всего населения Алтайского края).  Планируемое  финансовое
обеспечение льготного отпуска лекарств на 2004 год в расчете на одного
больного по сравнению с  прошлым  годом  в  среднем  возросло  на  1,7
процента  и  составило  155,  95  рублей  на  одного  человека  в год.
Увеличился отпуск специфических дорогостоящих препаратов,  в  основном
для  лечения  бронхиальной  астмы,  несахарного  диабета,  психических
заболеваний и т.п.
     На сегодняшний день основной гарантией в плане оказания населению
бесплатной  медицинской  помощи  является  Территориальная   программа
государственных гарантий оказания населению Алтайского края бесплатной
медицинской помощи.  Поэтому, несмотря на сложную финансовую ситуацию,
территориальный фонд ОМС продолжает систематическую и целенаправленную
работу по привлечению в здравоохранение края дополнительных средств.
     В результате  обсуждения  вопроса,  на заседании комитета принято
решение предложить администрации Алтайского края:
     увеличить страховой  взнос  на  одного неработающего жителя края,
покрывая при этом пять статей расходов в соответствии  с  нормативными
показателями;
     при подготовке Территориальной программы на 2005 год  рассмотреть
возможность  увеличения  бюджетного  финансирования  на  лекарственное
обеспечение до ПО млн.  рублей  по  статье  расхода  краевого  бюджета
"Централизованный  закуп лекарственных средств и расходных материалов"
и до 646 миллионов рублей по статье расхода краевого бюджета  "Расходы
на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение населения";
     решить вопрос об оказании  медицинской  помощи  военнослужащим  и
сотрудникам федеральных служб, имеющим специальные звания, и членам их
семей  в   учреждениях   государственной   и   муниципальной   системы
здравоохранения.
     При обсуждении  на  заседании  комитета  вопроса  "О   реализации
положений  Федерального  закона  от  17  декабря 2001 года N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в  Российской  Федерации  и  Федерального  закона  "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части
назначения  пенсий  по  инвалидности  в  соответствии  с  ограничением
трудоспособности  1,2  и  3  степеней"  принято  решение  обратиться к
администрации Алтайского  края  с  просьбой  о  выделении  средств  из
резервного  фонда  для финансирования дополнительных бюро МСЭ в городе
Барнауле,  с  целью  снижения  социальной  напряженности  в  связи   с
возникновением очередей пожилых людей в учреждениях здравоохранения.
     Под постоянным контролем комитета в  отчетный  период  находилось
исполнение  краевых  целевых  программ.  Рассматривая  ход  исполнения
подпрограммы   "Пульмонология.   (Бронхиальная   астма,    хроническая
обструктивная болезнь легких.  Дыхательная недостаточность)", депутаты
комитета по охране здоровья и социальной  защите  населения  отметили,
что  в  Алтайском  крае  в  рамках  реализации подпрограммы улучшилось
качество жизни пациентов,  страдающих бронхиальной астмой. Практически
в  каждом  районе открыты астма-школы с диспансерной формой работы для
взрослых и детей,  созданы краевые астама-центры,  внедрена длительная
кислородотерапия   на   дому  у  больных  с  терминальной  дыхательной
недостаточностью,   открыт   блок    интенсивной    пульмонологии    и
респираторной  поддержки  на  базе краевого пульмонологического центра
для больных, находящихся в критическом состоянии.
     Результатом реализации   программы  стало  значительное  снижение
летальности (в 4,5 раза) и смертности (в 3,6 раза),  при  бронхиальной
астме,  временной  и стойкой нетрудоспособности (в 1,9 раза),  частоты
обострений (в 2,5 раза) и госпитализаций (в 2  раза),  вызовов  скорой
помощи (в 2,5 раза). Количество детей-инвалидов по данному заболеванию
сократилось более чем в 2 раза.
     Вместе с   тем,   на   1   января  2004  года  в  Алтайском  крае
зарегистрировано 25604 больных бронхиальной астмой,  в том числе  3738
детей.  Учитывая данную ситуацию,  в своем решении депутаты предложили
администрации   Алтайского   края   неукоснительно   исполнять   закон
Алтайского края "О краевом бюджете на 2004 год",  считать недопустимым
сокращение или перераспределение бюджетных  средств,  направляемых  на
финансирование расходов на целевые программы по здравоохранению.
     По итогам рассмотрения на  заседании  комитета  вопроса  "О  ходе
выполнения  закона  Алтайского  края  "Об  утверждении краевых целевых
программ в области здравоохранения  в  части  выполнения  подпрограммы
"Гемодиализ  и трансплантация почки" была создана депутатская комиссия
с целью изучения ситуации,  сложившейся в организации оказания  помощи
больным.  Комиссия  отметила,  что  несмотря  на  проведенную работу у
данной категории больных,  остаются нерешенными достаточно серьезные и
жизненно  важные проблемы.  Администрации Алтайского края предложено в
бюджете 2005  года  предусмотреть  увеличение  финансирования  краевой
целевой программы "Гемодиализ и трансплантация почки", а также войти в
Государственную Думу  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  с
законодательной   инициативой   "О   внесении  изменений  в  статью  5
Федерального закона "О погребении и похоронном  деле"  и  "О  внесении
изменений  в  Закон  Российской  Федерации "О трансплантации органов и
(или) тканей  человека",  имея  ввиду  возможность  пересадки  органов
человека.
     Под пристальным вниманием  депутатов  комитета  находится  вопрос
организации   оздоровления   детей  и  взрослого  населения,  а  также
исполнения закона Алтайского  края  "О  природных  лечебных  ресурсах,
лечебно-оздоровительных   местностях   и  курортах  Алтайского  края".
Реализация данного Закона направлена на развитие  санаторно-курортного
комплекса  Алтайского  края,  оздоровление  населения Алтайского края.
Принятый   закон   определяет   разграничение    полномочий    органов
государственной  власти различных уровней в сфере санаторно-курортного
дела;   особенности   использования   природных   лечебных    ресурсов
лечебно-оздоровительных     местностей,    курортов.    К    сожалению
статистические данные по заболеваниям, в соответствии с потребностью в
санаторно-курортном лечении,  свидетельствуют о необходимости срочного
принятия мер по улучшению оздоровления населения.
     Проблемам связанным  с  этой  тематикой  было  посвящено  одно из
выездных заседаний комитета в г.Змеиногорске.
     Проведенный комитетом  анализ исполнения названного Закона выявил
ряд серьезных недостатков:  резко снизился  охват  санаторно-курортным
лечением и оздоровлением как взрослого населения Алтайского края (25%)
так и детского - (15%);  администрацией края  не  разработан  механизм
реализации Закона,  отсутствует концепция развития санаторно-курортных
учреждений края,  не создана надлежащая система контроля за  охранными
мероприятиями природных ресурсов,  эксплуатацией месторождений и др. В
целях  сохранения  лечебных  ресурсов,  развития   санаторно-курортной
помощи  населению  Алтайского  края  комитет  предложил  администрации
Алтайского  края  создать  орган  управления  исполнительной   власти,
координирующий    данные    вопросы   и   активизировать   возможность
круглогодичного  оздоровления  детей   на   базе   санаторно-курортных
учреждений   Алтайского  края.  Территориальному  фонду  обязательного
медицинского   страхования    предложено    рассмотреть    вопрос    о
финансировании  отделений  восстановительной терапии в рамках лечебных
учреждений Алтайского края.
     Обеспокоеные ситуацией,   сложившейся  с  оздоровлением  детей  и
студентов,  депутаты комитетов краевого Совета народных  депутатов  по
охране  здоровья  и  социальной  защите  населения,  и по образованию,
науке,  культуре и молодежной политике,  рассмотрели  этот  вопрос  на
совместном  выездном  заседании  в городе Бийске.  Существенную роль в
снижении заболеваемости и улучшении здоровья детей  могло  бы  сыграть
оздоровление детей в загородных летних оздоровительных учреждениях,  в
детских санаториях местного и федерального подчинения. Но на заседании
комитетов  было  отмечено  сокращение  выделения  средств  социального
страхования на оздоровление детей  в  период  каникул,  на  подготовку
детских  оздоровительных  лагерей,  на оплату путевок для оздоровления
детей в лечебных учреждениях санаторно-профилактического типа.
     Главной проблемой санаторного оздоровления детей в Алтайском крае
является  отсутствие  специализированных  санаториев.   Незначительная
материальная  база и мощность детских санаториев имеющихся в Алтайском
крае,  не позволяют оздоровить нужное количество больных  детей.  Дело
усугубляется    недостаточным   финансированием   детских   санаториев
практически по всем статьям расходов.  В 2004 году  депутатам  удалось
увеличить   объем   средств   краевого   бюджета  на  летний  отдых  и
оздоровление детей до 28 миллионов рублей,  но  и  этих  средств  явно
недостаточно.  Учитывая складывающуюся ситуацию, депутаты обратились к
представителю  Совета  Федерации  Федерального   Собрания   Российской
Федерации  от  администрации  Алтайского  края  Т.Р.  Тимербулатову  с
просьбой решить вопрос о выделении дополнительных средств  в  пределах
30   миллионов   рублей  из  резервного  Фонда  Президента  Российской
Федерации на укрепление базы действующих детских санаториев,  а  также
строительство  новых  специализированных  санаториев для больных детей
Алтайского края.
     Рассматривая на  заседании  комитета  вопрос  "О  ходе выполнения
закона Алтайского края "Об  утверждении  краевых  целевых  программ  в
области  здравоохранения" в части развития первичной медико-санитарной
помощи  сельскому  населению",   депутаты   предложили   администрации
Алтайского края продолжить работу по поэтапному переходу к организации
первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики  и
предусмотреть  в  бюджете  2005  года увеличение средств на исполнение
данного   Закона.   Органам   местного   самоуправления   одновременно
рекомендовано   принять   меры  по  подготовке  участковых  больниц  и
врачебных амбулаторий,  находящихся на территории района, к проведению
процедуры их лицензирования и аккредитации.
     За отчетный период комитет по охране здоровья и социальной защите
населения   рассмотрел   и   подготовил   заключения  на  13  проектов
федеральных законов,  поступивших из Государственной Думы Федерального
Собрания  Российской  Федерации.  Рассмотрено более 20 законодательных
инициатив субъектов Российской Федерации.
     Кроме участия  в подготовке и рассмотрении вопросов на заседаниях
комитета и сессиях  Алтайского  краевого  Совета  народных  депутатов,
депутаты,  входящие  в состав комитета по охране здоровья и социальной
защите населения,  активно и плодотворно работают в составе постоянных
депутатских объединений Алтайского краевого Совета народных депутатов,
на   избирательных   округах:   ведут   прием   населения,   оказывают
всевозможную  помощь  в решении личных проблем граждан,  хозяйственных
вопросов организаций, выступают в средствах массовой информации и т.д.
     Важное место   в  деятельности  комитета  по  охране  здоровья  и
социальной защите населения занимает работа с  письменными  и  устными
обращениями граждан, организаций, общественных объединений.
     Рост количества обращений граждан с одной стороны свидетельствует
о  том,  что  органы  местного  самоуправления,  органы исполнительной
власти  не  всегда  доходят  до  каждого  человека,  не  предпринимают
достаточных мер по решению их проблем,  с другой стороны - о том,  что
граждане,  обращаясь в Алтайский краевой Совет народных депутатов, как
правило, находят здесь поддержку и конкретную помощь.
     За 2004 год в комитет по  охране  здоровья  и  социальной  защиты
населения  поступило  около  300 писем и еще большее количество устных
обращений от граждан и организаций Алтайского края.
     Тематика поступивших  писем и жалоб весьма разнообразна.  Ни одно
из обращений не оставлено без рассмотрения и ответа. Около половины из
них решено положительно,  по остальным даны разъяснения в соответствии
с законодательством и сложившейся практикой работы.  К сожалению,  ряд
вопросов  поднимаемых  гражданами  сегодня  не может быть решена из-за
дефицитности  краевого   и   местных   бюджетов,   либо   по   причине
несовершенства  действующего законодательства.  Председателем комитета
И.В.  Солнцевой принято  за  отчетный  период  48  человек  по  личным
вопросам,  вынесено 63 контрольных резолюции. Прием по личным вопросам
вели в отчетный период заместители председателя, депутаты комитета.
     Анализ поступивших  обращений показал,  что наибольшее количество
обращений граждан связано:
     1. С  введением  в  действие  положений  Федерального  закона  "О
государственном пенсионном обеспечении в РФ в части назначения  пенсий
по инвалидности в соответствии с ограничением трудоспособности 1, 2, и
3 степеней".  Переосвидетельствование инвалидов бюро МСЭ на присвоение
степени ограничения трудоспособности, вызвало многочисленные обращения
с просьбой оказать содействие в прохождении МСЭ.
     2. С  принятием Федерального закона N 122 от 22 августа 2004 года
ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании  утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации  в  связи  с  принятием  федеральных  законов  "О   внесении
изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон  "Об  общих  принципах
организации  законодательных   (представительных)   и   исполнительных
органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
Федерации".   Резко  увеличилось  количество  обращений,  связанных  с
льготным обеспечением лекарственными  средствами,  присвоением  звания
"Ветеран труда",  а также с оказанием материальной помощи, о выделении
путевок в санаторий,  о выделении  путевок  в  интернат,  о  выделении
автомобиля "Ока", о детских пособиях, о доплате к пенсии, о пенсионном
обеспечении.
     Достаточно высокий  уровень цен на лекарства и напрямую связанная
с  этим  крайне  низкая  доступность  лекарств  для  населения,  давно
превратились  в  крупную  социальную  проблему.  Из-за  нехватки денег
больные  отказываются  от  назначенных  врачом  лекарств,  процедур  и
лечения. В некоторых лечебных учреждениях на информационных стендах по
прежнему отсутствует информация о видах и порядке оказания  бесплатной
медицинской   помощи,   предусмотренной   Территориальной   программой
государственных гарантий,  условиях предоставления  платных  услуг,  о
ценах,  о  режиме  работы  специалистов  по оказанию платных услуг,  о
льготах,  предоставляемых   отдельным   категориям   граждан.   Подчас
незаконно   включены   в   перечень  платных  услуг  ортопедические  и
стоматологические услуги.  Таким  образом,  ухудшаются  доступность  и
качество медицинской помощи,  нарушаются требования законодательства в
той части,  что платные услуги предоставляются дополнительно к объему,
установленному программой.
     Среди проблем,  которые не удалось решить в  2004  году,  следует
отметить  в  первую  очередь  проблему  социальной  защиты многодетных
семей.
     Другой серьезной     проблемой,     на     которой     необходимо
сконцентрировать  усилия   депутатов   комитета,   является   проблема
связанная с упрощением процедуры оформления жилищных субсидий.
     Однако самая масштабная работа  комитета  по  охране  здоровья  и
социальной  защите  населения  будет  связана  в  предстоящий период с
законодательным   обеспечением   реформирования    структур    системы
регионального   здравоохранения   и  социальной  защиты  населения,  в
соответствии  с  разделением  и  перераспределением  полномочий  между
разными   уровнями   органов   государственной   власти   и   местного
самоуправления.
     Над этими и другими проблемами комитет Алтайского краевого Совета
народных депутатов по охране здоровья и  социальной  защите  населения
планирует активно работать в 2005 году.  Кроме того,  в соответствии с
Планом правотворческой,  организационной  и  контрольной  деятельности
Алтайского краевого Совета народных депутатов на первое полугодие 2005
года,  комитет запланировал внести  на  рассмотрение  Совета  народных
депутатов ряд вопросов, входящих в сферу компетенции комитета.


     Председатель комитета по охране здоровья
     и социальной защите населения Алтайского
     краевого Совета народных депутатов                   И.В.Солнцева




Информация по документу
Читайте также