Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Алтайского края от 02.06.2005 № 299

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
              АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.06.2005 N 299
г.Барнаул

О   состоянии   борьбы  с
преступностью в Алтайском
крае в 2004 году и мерах,
принимаемых     по     ее
предупреждению

     Рассмотрев вопрос  о состоянии борьбы с преступностью в Алтайском
крае в 2004 году и мерах, принимаемых по ее предупреждению, и заслушав
соответствующую  информацию  начальника Главного управления внутренних
дел Алтайского края генерал-майора милиции В.А.  Валькова о  состоянии
преступности  в  Алтайском  крае  в  2004  году  и мерах,  принимаемых
органами внутренних дел по предупреждению преступлений,  и  информацию
прокурора  Алтайского края государственного советника юстиции третьего
класса А.Д.  Кочергина о состоянии борьбы с преступностью в 2004 году,
Алтайский краевой Совет народных депутатов отмечает,  что, несмотря на
принимаемые правоохранительными органами меры,  оперативная обстановка
в Алтайском крае остается сложной.
     В 2004  году  общее  число  зарегистрированных  преступлений   по
сравнению  с  2003  годом  снизилось  на 6 процентов и составило 59167
преступлений (в 2003  году  -  62976).  По  динамике  снижения  общего
количества зарегистрированных преступлений Алтайский край занял шестое
место среди других субъектов Российской Федерации.  Это связано прежде
всего с изменениями законодательства,  в том числе с декриминализацией
приобретения  и  хранения  гладкоствольного   огнестрельного   оружия,
введения   в  диспозицию  статьи  228  Уголовного  кодекса  Российской
Федерации   понятия   крупного   размера   наркотического    средства,
изменениями  в  диспозиции  статьи  213  Уголовного кодекса Российской
Федерации (хулиганство).
     Снижение числа  преступлений  зафиксировано  в  городах и районах
края,  в том числе в городах Барнауле,  Бийске,  Рубцовске, Заринске и
Алейске.
     Уровень преступности в крае в расчете на  10  тысяч  населения  в
2004  году снизился (с 243,9 до 230,3),  но он выше среднего по России
(200,7).
     Произошли положительные изменения в общей структуре преступности.
Количество тяжких и особо тяжких преступных посягательств снизилось на
26,6  процента  (с 22384 до 16433),  а их удельный вес составил - 27,8
процента от зарегистрированных уголовно-наказуемых деяний (2003 год  -
35,5 процента).
     По итогам 2004 года отмечено снижение совершенных  на  территории
края  убийств  и  покушений на убийство (на 7 процентов,  519 фактов),
изнасилований (на 6,3 процента,  165 фактов) и разбойных нападений (на
1,9 процента, 629 фактов). На уровне прошлого года осталось количество
фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью  (1138).  В  2004
году   показатель  раскрываемости  умышленных  убийств  составил  86,9
процента.  Положительно повлияло на улучшение данной ситуации создание
в     Главном    управлении    внутренних    дел    Алтайского    края
специализированного подразделения  по  раскрытию  тяжких  преступлений
против личности.
     В 2004 году на 1,2 процента (с 30472 до 30122) сократилось  общее
количество  краж,  доля  их  в  структуре преступности составляет 50,9
процента.  Тем не менее сохраняется тенденция  роста  некоторых  видов
преступлений   против   собственности,   особенно   грабежей  (на  5,4
процента),  краж с объектов хранения товарноматериальных ценностей (на
4,2  процента),  краж  автотранспорта  (на 4,4 процента).  Несмотря на
незначительное снижение (на 5  процентов),  остается  высоким  уровень
квартирных краж. Процент раскрываемости краж остался низким и составил
в 2004 году 43,4 процента.
     За 12   месяцев   2004   года   на   территории  Алтайского  края
зарегистрировано 4896 преступлений экономической  направленности,  что
на  16,6 процента больше,  чем в 2003 году,  в том числе экономических
преступлений,  совершенных в крупном и особо крупном размере  на  14,1
процента,   преступлений   против   собственности  на  22,2  процента,
незаконной  предпринимательской  деятельности  на  73,9  процента.   В
течение  2004 года были приняты дополнительные меры по усилению борьбы
с    тяжкими    преступлениями    в     кредитно-финансовой     сфере,
топливно-энергетическом   комплексе,   в   сфере  оборота  подакцизных
товаров.
     Вместе с  тем  не  на  должном  уровне  осуществляется  работа по
предотвращению незаконного перемещения товарно-материальных  ценностей
через   границу  с  Республикой  Казахстан.  В  результате  количество
выявленных  преступлений,  предусмотренных  частями  2-4  статьи   188
Уголовного  кодекса  Российской  Федерации  (контрабанда наркотических
средств и  предметов,  в  отношении  которых  установлены  специальные
правила  перемещения  через  таможенную границу Российской Федерации),
сократилось по сравнению с итоговыми  показателями  2003  года  на  46
процентов.  Низкий  показатель  выявляемости данного вида преступлений
обусловлен неукрепленностью Алтайского участка российско-казахстанской
границы.
     Подразделениями по налоговым  преступлениям  Главного  управления
внутренних  дел  Алтайского края в 2004 году выявлено 272 преступления
налоговой направленности.  Сумма причиненного ущерба за  анализируемый
период по выявленным преступлениям составила более 558,6 млн.  рублей,
возмещено в бюджет 505 млн. рублей (90,4 процента).
     В 2004  году  на  20,4  процента  возросло  количество выявленных
преступлений  против  государственной  власти,  в  том  числе   фактов
взяточничества  более  чем  в  2  раза (со 106 до 223).  За совершение
преступлений против государственной власти,  интересов государственной
службы  привлечено к уголовной ответственности 52 должностных лица,  в
том числе 37 сотрудников правоохранительных органов.
     Все более актуальной становится проблема профилактики и раскрытия
преступлений,  связанных  с  незаконным  оборотом  оружия.  В  течение
прошлого   года   за  различные  нарушения  было  изъято  9705  единиц
огнестрельного оружия,  в том числе 667 единиц незаконно  хранящегося.
Кроме того, гражданами на возмездной основе добровольно было сдано 210
единиц  огнестрельного  оружия,  свыше  2,5  тысяч  патронов,  82   кг
взрывчатых веществ.
     С целью   предупреждения   и   пресечения   террористических    и
диверсионных   акций   межведомственной  краевой  антитеррористической
комиссией осуществлялась работа по обеспечению  безопасности  объектов
оборонной   промышленности,   мест   хранения   оружия,   боеприпасов,
взрывчатых  веществ.  В   2004   году   проведено   2048   комплексных
обследований   расположенных   на   территории  края  объектов  особой
важности,  жизнеобеспечения,  повышенной опасности,  а также массового
пребывания   граждан.   Проведенные   мероприятия   позволили  снизить
вероятность   организации   террористических   актов   на   территории
Алтайского края.
     Пристальное внимание    уделялось    вопросам     противодействия
незаконному  обороту наркотиков.  В 2004 году на территории Алтайского
края  зарегистрировано  2179  преступлений,  связанных  с   незаконным
оборотом  наркотиков  (2003  год  -  3288).  С  целью улучшения данной
ситуации в 2004 году принята краевая  целевая  программа  "Комплексные
меры  противодействия  злоупотреблению  наркотиками  и  их незаконному
обороту в Алтайском крае на 2005-2008 годы".
     Одной из  первостепенных  задач  органов  внутренних дел является
противодействие  организованной  преступности.  Сотрудниками   органов
внутренних  дел  в  2004  году раскрыто 107 преступлений,  совершенных
организованными группами.  К уголовной ответственности  привлечено  54
активных  участника  организованных  преступных  групп,  в том числе 7
организаторов преступных групп.
     Острой остается   проблема   криминализации  подростковой  среды.
Удельный вес  подростковой  преступности  в  2004  году  составил  9,1
процента.  Количество  преступлений,  совершенных несовершеннолетними,
увеличилось на 21,7  процента  и  достигло  3110.  Росту  преступности
несовершеннолетних значительно способствовала их незанятость.  Из 3410
несовершеннолетних,  совершивших  преступления,   1613   человек   (47
процентов)  не  обучались  и  не  работали.  Среди  несовершеннолетних
правонарушителей,  доставленных в органы внутренних  дел  в  прошедшем
году,  507 были неграмотны, а 5744 имели только начальное образование.
В связи с формальным осуществлением  контроля  за  поведением  условно
осужденных     несовершеннолетних     и    невыполнением    требований
законодательства    при    организации     профилактической     работы
уголовно-исполнительными  инспекциями  Министерства  юстиции  России и
подразделений органов внутренних дел  по  делам  несовершеннолетних  в
крае  по-прежнему  остается  высоким  уровень  рецидивной преступности
несовершеннолетних.  В 2004 году  448  условно  осужденных  подростков
совершили   преступления,   что  составляет  13  процентов  от  общего
количества преступлений несовершеннолетних.
     В целях  предупреждения  подростковой преступности в прошлом году
проведены широкомасштабные профилактические  операции  и  акции  ("Без
наркотиков",  "Занятость",  "Подросток-Игла",  "Лето-2004", "Группа"),
большое   внимание    уделялось    профилактике    безнадзорности    и
беспризорности несовершеннолетних.
     Принятые на  региональном  уровне  программы   поддержки   детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,  профилактики безнадзорности
и  правонарушений  несовершеннолетних  (программа   "Дети   Алтая   на
2003-2006   годы",   подпрограмма   "Профилактика   безнадзорности   и
правонарушений несовершеннолетних")  не  достигли  поставленной  цели,
часть    подпрограмм    не   исполнена   в   связи   с   недостаточным
финансированием.
     Отсутствие надежных  социальных  гарантий  для лиц с криминальным
прошлым,  возрастающие трудности их трудового  и  бытового  устройства
по-прежнему осложняют процесс противодействия рецидивной преступности.
Данной категорией граждан за 12 месяцев 2004 года совершено  более  10
тысяч преступлений, что на 10,6 процента больше, чем в 2003 году, а их
удельный вес в общем количестве преступлений составил 29,2 процента.
Существенное влияние на оздоровление оперативной обстановки в
     крае оказывает  взаимодействие   правоохранительных   органов   с
населением.  В  настоящее  время в крае функционирует 718 общественных
организаций,  содействующих охране правопорядка,  которые объединяют в
своих  рядах  7427  человек.  В  2004  году  с участием общественности
раскрыто 5732 преступления,  что на 42,8  процента  больше,  чем  2003
году.
     Вместе с тем отсутствие материального стимулирования и социальных
гарантий  лицам,  оказывающим  активное  содействие правоохранительным
органам,  привело к  сокращению  количества  общественных  организаций
правоохранительной направленности, численности их членов.
     Сотрудниками органов и подразделений внутренних дел  края  за  12
месяцев   2004   года   раскрыто   34313  преступлений,  что  на  3271
преступление больше,  чем в 2003 году. Общая раскрываемость повысилась
соответственно с 49,5 процента до 58,2 процента.
     Количество уголовных  дел,  производство  по  которым   окончено,
увеличилось  на 10,5 процента,  направленных в суд - на 31,1 процента.
При этом уменьшился показатель  прекращенных  уголовных  дел  на  31,8
процента,  а также уголовных дел, по которым предварительное следствие
приостановлено, - на 22,3 процента.
     В то  же  время  сотрудниками  органов внутренних дел допускаются
случаи  укрытия  преступлений  от  учета  путем  вынесения  незаконных
постановлений  об  отказе  в  возбуждении  уголовных дел.  В 2004 году
прокурорами возбуждено  3953  уголовных  дела  при  отмене  незаконных
постановлений  органов дознания об отказе в возбуждении уголовных дел,
значительная часть из них - по сообщениям о кражах чужого имущества.
     До сих   пор   не   решена  проблема  соблюдения  законности  при
задержании  граждан  по  подозрению  в   совершении   преступления   и
привлечении к уголовной ответственности.  Удельный вес арестованных из
числа задержанных по подозрению  в  совершении  преступлений  составил
всего  47,5  процента.  Следователями следственных отделов при органах
внутренних дел прекращены за отсутствием события, состава преступления
либо  за  непричастностью  уголовные  дела в отношении 66 человек,  из
которых 29 содержались под стражей.
     В истекшем     году     наметилась    активизация    деятельности
правоохранительных органов, связанная с повышением профессионализма их
кадрового   состава,  улучшением  скоординированности  их  действий  с
другими организациями.  Выработаны и реализуются меры, направленные на
укрепление  дисциплины  и законности,  усиление воспитательной работы,
повышение    персонального    спроса    за     конечные     результаты
оперативно-служебной    деятельности.    В    результате    количество
сотрудников,  привлеченных к дисциплинарной ответственности, снизилось
на  4  процента  по сравнению с 2003 годом.  В то же время в 2004 году
увеличилось количество жалоб  на  неправомерные  действия  сотрудников
правоохранительных  органов,  поступивших  уполномоченному  по  правам
человека в Алтайском крае.
     Низкая социальная защищенность личного состава органов внутренних
дел,  неудовлетворительное  денежное  содержание,  отмена   льгот   не
обеспечивают     сохранение     стабильности     кадрового    состава.
Материально-техническое обеспечение  деятельности  органов  внутренних
дел  не  позволяет  в  полном  объеме  реализовать  возложенные на них
задачи.  Принятые в Алтайском крае целевые программы,  направленные на
предупреждение преступлений, финансируются не в полном объеме.
     Алтайский краевой Совет народных депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Отметить,  что, несмотря на снижение преступности в 2004 году,
криминогенная   обстановка  на  территории  Алтайского  края  остается
сложной,  не обеспечиваются в полной мере охрана правопорядка,  защита
прав  и  свобод  граждан,  в оперативно-служебной деятельности органов
внутренних дел края сохраняются недостатки.

     2. Предложить  начальнику  Главного  управления  внутренних   дел
Алтайского  края  В.А.  Валькову,  начальникам территориальных органов
внутренних дел:
     1) считать   приоритетными   направлениями   оперативно-служебной
деятельности органов внутренних дел:
     усиление борьбы   с   коррупцией,  организованной  преступностью,
незаконным оборотом наркотиков и оружия;
     повышение раскрываемости    преступлений,    улучшение   качества
расследования уголовных дел;
     совершенствование профилактической деятельности,  прежде всего по
предупреждению преступности несовершеннолетних и рецидива;
     2) определить   и   реализовать   дополнительные  мероприятия  по
усилению борьбы с  преступностью  и  укреплению  правопорядка,  в  том
числе:
     поддерживать инициативу  населения  по  возрождению  добровольных
народных дружин, активизировать деятельность участковых уполномоченных
милиции;
     продолжить принятие  мер  по  выявлению и пресечению деятельности
коммерческих и финансовых структур, контролируемых или непосредственно
созданных  преступными  сообществами для легализации незаконно нажитых
капиталов,  по пресечению попыток криминального передела собственности
путем крупномасштабных мошеннических действий;
     считать проблему предупреждения  преступности  несовершеннолетних
как  важнейшую,  использовать  в  ее  решении возможности всех служб и
подразделений    внутренних    дел,    усилить    взаимодействие     с
государственными органами и общественными объединениями;
     реализовать мероприятия   по   наведению   должного   порядка   в
регистрации  преступлений,  исключению  случаев  их  укрытия от учета,
волокиты в принятии мер по заявлениям граждан о нарушении их прав;
     принять дополнительные    меры    по    усилению    контроля   за
правомерностью решений и действий сотрудников органов внутренних дел.

     3. Рекомендовать администрации Алтайского края:
     с целью  создания эффективной системы профилактики преступности в
течение 2005 года разработать  и  внести  на  рассмотрение  Алтайского
краевого  Совета  народных  депутатов  краевую  целевую  программу  по
профилактике преступности в Алтайском крае на 2006-2010 годы;
     в течение  2005  года  совместно с Главным управлением внутренних
дел Алтайского края рассмотреть вопрос  о  разработке  и  внесении  на
рассмотрение  Алтайского  краевого Совета народных депутатов программы
по улучшению материально-технического  обеспечения  службы  участковых
уполномоченных милиции;
     осуществить финансирование целевой краевой программы "Комплексные
меры  противодействия  злоупотреблению  наркотиками  и  их незаконному
обороту  в  Алтайском  крае  на   2005-2008   годы"   и   подпрограммы
"Профилактика   безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних"
программы "Дети Алтая на 2003-2006 годы" в полном объеме;
     предусмотреть в проекте закона Алтайского края "О краевом бюджете
на 2006 год" расходы на компенсацию  расходов  адвокатам,  оказывающим
бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации,  расходы
на   материально-техническое    содержание    изоляторов    временного
содержания;
     активизировать работу  комиссий  по  делам  несовершеннолетних  и
защите   их  прав  по  профилактике  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних.  Краевой комиссии по  делам  несовершеннолетних  и
защите   их  прав  осуществлять  координацию  деятельности  органов  и
учреждений  системы  профилактики  безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних  Алтайского  края.  В  2005 году профинансировать в
полном объеме деятельность  комиссий  по  делам  несовершеннолетних  и
защите их прав;
     принять меры по активизации деятельности общественных организаций
правоохранительной  направленности  в  Алтайском  крае.  С  этой целью
провести краевое совещание общественных организаций правоохранительной
направленности,  оказывать  организационно-методическую  помощь данным
организациям.

     4. Предложить представительным и исполнительным органам  местного
самоуправления  совместно  с  органами  внутренних  дел  и прокуратуры
рассмотреть   на   своих   заседаниях   состояние   правопорядка    на
соответствующих  территориях,  проанализировать  ход  выполнения ранее
принятых планов и программ  борьбы  с  преступностью  в  муниципальном
образовании   и   осуществить  конкретные  мероприятия  по  укреплению
правопорядка, оказанию необходимой помощи органам внутренних дел.

     5. Алтайскому краевому Совету народных депутатов:
     совместно с  Главным управлением внутренних дел Алтайского края и
Управлением Федеральной службы Российской  Федерации  по  контролю  за
оборотом   наркотиков  по  Алтайскому  краю  подготовить  обращение  к
Правительству Российской Федерации о  разграничении  полномочий  между
органами,   осуществляющими   деятельность  по  контролю  за  оборотом
наркотиков,  финансирования   технического   оборудования   Алтайского
участка российско-казахстанской границы;
     внести законодательную   инициативу   в   Государственную    думу
Федерального собрания Российской Федерации о наделении должностных лиц
органов внутренних  дел  полномочиями  по  составлению  протоколов  об
административных  правонарушениях,  предусмотренных законами субъектов
Российской Федерации;
     осуществлять систематический   контроль  за  реализацией  целевой
краевой программы "Комплексные  меры  противодействия  злоупотреблению
наркотиками  и  их  незаконному  обороту в Алтайском крае на 2005-2008
годы" и подпрограммы  "Профилактика  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних" программы "Дети Алтая на 2003-2006 годы".

     6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
комитет  Алтайского  краевого Совета народных депутатов по законности,
правопорядку и защите прав граждан.

     7. Снять  с  контроля  постановление  Алтайского  краевого Совета
народных  депутатов  от  3  апреля  2002  года  N  72   "О   состоянии
преступности в Алтайском крае и мерах, принимаемых органами внутренних
дел по предупреждению и раскрытию преступности".

     8. Опубликовать   настоящее  постановление  в  газете  "Алтайская
правда".

     Председатель Алтайского краевого
     Совета народных депутатов          А.НАЗАРЧУК



Информация по документу
Читайте также