Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Алтайского края от 02.07.2007 № 451

 



                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


              АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


02.07.2007 N 451
г.Барнаул


Об отчете постоянного комитета
Алтайского   краевого   Совета
народных депутатов по бюджету,
налоговой      и     кредитной
политике о работе за 2006 год


     Заслушав информацию  председателя постоянного комитета Алтайского
краевого Совета народных депутатов по бюджету,  налоговой и  кредитной
политике  Романенко  А.А.  о  работе  комитета за 2006 год,  Алтайский
краевой Совет народных депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Отчет постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных
депутатов по бюджету,  налоговой и кредитной политике о работе за 2006
год принять к сведению (прилагается).
     2. Предложить  комитету  Алтайского  краевого   Совета   народных
депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике:
     1) продолжить работу по решению вопросов, связанных с увеличением
доходной части и обеспечением сбалансированности  краевого  и  местных
бюджетов Алтайского края,  совершенствованием межбюджетных отношений в
Алтайском крае;
     2) совместно с Администрацией Алтайского края и органами местного
самоуправления продолжить деятельность, направленную на реформирование
и  оздоровление  государственных  и  муниципальных финансов Алтайского
края,  и том числе  и  рамках  перехода  к  среднесрочному  бюджетному
планированию и бюджетированию, ориентированному на результат.
     3. Снять с  контроля  постановления  Алтайского  краевого  Совета
народных  депутатов от 23 декабря 2005 годa N 802 "О законе Алтайского
края "О краевом бюджете на 2006 год" и от 29 мая 2006 года N  243  "Об
отчете   постоянного  комитета  Алтайского  краевого  Совета  народных
депутатов по бюджету,  налоговой и кредитной политике о работе за 2005
год".


Председатель Алтайского краевого
Совета народных депутатов                                А.Г. Назарчук



                                            Приложение к постановлению
                                            Алтайского краевого Совета
                                            народных депутатов
                                            от 02.07.2007 года N 451
                                            "Об отчете постоянного
                                            комитета Алтайского
                                            краевого Совета народных
                                            депутатов по бюджету,
                                            налоговой и кредитной
                                            политике о работе за
                                            2006 год"

                                ОТЧЕТ
       постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных
        депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике о
                          работе за 2006 год

     Одним из  направлений  деятельности  Алтайского  краевого  Совета
народных   депутатов  является  осуществление  бюджетной  и  налоговой
политики,  как  основы  нормального   функционирования   экономики   и
социальной  сферы  края.  Ключевая  роль  в  этой  работе  принадлежит
комитету по бюджету, налоговой и кредитной политике.
     В 2006  году  в составе комитета работали 14 депутатов Алтайского
краевого Совета народных депутатов:  О.А.  Баварин,  А.Н. Банных, И.П.
Будко,  В.А.  Вагнер,  Е.В. Вдовин, С.Г. Корольков, Д.В. Макаров, А.В.
Мельников, А.В. Мосиевский, А.А. Романенко, Н.Г. Рудакова, Н.В. Рыжак,
С.И. Субботин, С.В. Толстенев.
     Свою деятельность  комитет   организовывал   на   основе   планов
правотворческой  и  контрольной деятельности в тесном взаимодействии с
другими комитетами  Алтайского  краевого  Совета  народных  депутатов,
депутатскими объединениями, комитетом администрации Алтайского края по
финансам,  налоговой и  кредитной  политике,  Управлением  Федеральной
налоговой  службы России по Алтайскому краю,  Управлением федерального
казначейства по Алтайскому  краю,  органами  местного  самоуправления,
Счетной палатой Алтайского края.
     Статистика работы  комитета  за  2006  год   выглядит   следующим
образом:
     проведено заседаний -16;
     рассмотрено вопросов - 112, в том числе в порядке контроля - 26;
     рассмотрено законопроектов, в разработке которых комитет принимал
     непосредственное участие совместно с другими комитетами,
     Администрацией Алтайского края,  иными субъектами законодательной
инициативы - 56;
     рассмотрено проектов федеральных законов - 48;
     проведено публичных слушаний - 2;
     подготовлено законодательных инициатив - 1;
     рассмотрено обращений граждан,  юридических лиц, органов местного
самоуправления - 326.
     Кроме того,  комитет  принимал активное участие в проведении дней
краевого  Совета  народных  депутатов,  выездных  заседаний  комитетов
Алтайского  краевого  Совета  народных  депутатов,  в работе Совета по
взаимодействию  Алтайского  краевого  Совета  народных   депутатов   с
представительными органами муниципальных образований, краевой Комиссии
по местному  самоуправлению,  Совета  Администрации  Алтайского  края,
Наблюдательного    Совета    краевого   лизингового   фонда,   краевой
инвестиционной комиссии.
     Традиционно деятельность  комитета в 2006 году была сосредоточена
на следующих направлениях:
     совершенствование налогового    законодательства    и   повышение
налогового потенциала краевого и местных бюджетов;
     оптимизация расходов краевого и местных бюджетов;
     совершенствование бюджетного  процесса   в   связи   с   реформой
бюджетного  законодательства  и  местного  самоуправления в Российской
Федерации.
     Налоговым кодексом  Российской  Федерации органам государственной
власти субъектов Российской Федерации предоставлены ограниченные права
по  регулированию  всего лишь четырех налогов,  которые в совокупности
обеспечивают  около  40  процентов  налоговых  поступлений  в  краевой
бюджет:  по  транспортному  налогу  и  налогу на имущество организаций
законодательными органами устанавливаются только ставки и  льготы,  по
налогу  на  игорный  бизнес - ставки  налога,  по  налогу  на  прибыль
организаций - только налоговые льготы.
     В качестве одного из действенных инструментов обеспечения притока
дополнительных  доходов  в   краевой   бюджет   мы   видим   изменение
федерального и краевого налогового законодательства. В мае 2006 года в
целях приведения в  соответствие  с  федеральным  законодательством  о
налогах  комитет  внес  на  рассмотрение  Алтайского  краевого  Совета
народных депутатов проект закона "О  внесении  изменений  в  статью  2
закона Алтайского края "О транспортном налоге на территории Алтайского
края", устанавливающий порядок уплаты налога физическими лицами.
     Принимая во   внимание   необходимость  развития  системы  малого
предпринимательства,  как составной части реального сектора экономики,
комитетом  совместно  с  Барнаульской городской Думой и администрацией
города Барнаула разработан  и  направлен  в  качестве  законодательной
инициативы  в  Государственную  Думу  Федерального Собрания Российской
Федерации проект федерального закона, предполагающий совершенствование
системы   налогообложения   единым  налогом  на  вмененный  доход  для
отдельных видов деятельности.  Основная идея законопроекта заключалась
в    изменении    схемы    уплаты    налога    посредством    перевода
налогоплательщиков на патентную систему оплаты.  По  мнению  комитета,
это  должно  способствовать  упрощению  взаимоотношений плательщиков и
налоговых органов и привести к  сокращению  задолженности  по  единому
налогу на вмененный доход.
     Проводимые комитетом мероприятия  в  области  налоговой  политики
можно  признать  в достаточной степени эффективными:  об этом косвенно
свидетельствует положительная динамика поступления налоговых доходов в
бюджет края.
     В структуре   налоговых   доходов   краевого   бюджета,   которые
обеспечивают 96 процентов собственных доходов,  основную долю занимают
налоги на прибыль,  доходы - 59 процентов,  налоги на товары  (работы,
услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19 процентов
и налоги на имущество -18 процентов.
     Таким образом,  увеличение  налогооблагаемой базы главным образом
зависит от состояния и развития экономической сферы.  Для  налогов  на
прибыль,  доходы  локомотивом является увеличение занятости населения,
повышение   уровня   заработной   платы,   расширение    производства,
привлечение   инвестиций;   для   налогов  на  товары  -  рост  объема
производства   и   реализации    алкогольной    продукции,    развитие
нефтеперерабатывающей    отрасли;    для   имущественных   налогов   -
модернизация оборудования, техники, строительство зданий, сооружений.
     В соответствии  с  пониманием  экономической  сущности источников
доходов бюджета  значительное  внимание  комитет  уделял  формированию
правовой  базы  развития  экономики  края.  Депутатами  комитета  были
одобрены    законопроекты,    определяющие    финансовые     механизмы
государственной   поддержки   отраслей  реального  сектора  экономики,
опирающиеся на программно-целевой метод формирования расходов бюджета.
Предложения  комитета в полной мере были учтены при разработке краевых
целевых программ в области сельского  хозяйства,  сельскохозяйственной
потребительской кооперации,  промышленного производства,  модернизации
жилищно-коммунального  хозяйства,  а   также   законов,   регулирующих
действия  органов государственной власти в отношении реального сектора
экономики   в    долгосрочной    перспективе:    "О    государственном
прогнозировании,    индикативном   планировании   и   программировании
социально-экономического развития Алтайского края",  "Об инновационной
деятельности в Алтайском крае".
     Одним из наиболее результативных механизмов  влияния  государства
на   экономическое  развитие  является  стимулирование  инвестиционной
политики  хозяйствующих  субъектов   путем   лизинга,   субсидирования
процентной  ставки  по  инвестиционным  кредитам и налога на имущество
организаций.  В  2006   году   эти   экономически   эффективные   меры
государственной  поддержки  получили  в  крае  значительное развитие в
сравнении с 2005 годом.
     Следует отметить,   что   помимо  абсолютного  увеличения  объема
расходов,  направляемых  на   поддержку   отраслей   экономики   края,
существенно изменилась их качественная составляющая.  В соответствии с
рекомендациями  комитета  Администрацией  края   разработана   система
критериев оценки эффективности проектов, осуществляемых хозяйствующими
субъектами с использованием средств  краевого  бюджета.  С  2006  года
расходы   на   стимулирование  развития  реального  сектора  экономики
осуществляются с учетом результативности и эффективности  вложений,  в
том  числе создания дополнительных рабочих мест,  повышения заработной
платы,  увеличения  поступлений  в  бюджеты  всех  уровней   бюджетной
системы.
     Придерживаясь позиции увеличения расходов капитального характера,
комитет   являлся   активным   сторонником  увеличения  финансирования
адресной инвестиционной  программы  Алтайского  края.  Значение  этого
инструмента  для  края весьма велико:  с одной стороны,  инвестируются
средства во все  тот  же  реальный  сектор  экономики,  как  поставщик
материалов,  оборудования,  рабочей  силы,  с  другой  стороны,  путем
софинансирования  из  федерального   бюджета   в   край   привлекаются
значительно большие средства, чем можно было бы позволить, осуществляя
капитальные вложения вне рамок федеральных целевых  программ.  В  2006
году на эти цели было направлено 765 млн.  рублей, что на 70 процентов
больше,  чем в 2005  году.  При  этом  комитетом  подробно  обоснована
необходимость    разработки   среднесрочной   программы   капитального
строительства. В этой связи Администрацией края было принято абсолютно
верное  решение  сконцентрировать средства на завершении строительства
начатых объектов.
     В 2006  году значительное развитие получила программа газификации
края.  За   счет   средств   капитальных   вложений   профинансированы
мероприятия  по газификации края в сумме 120 млн.  рублей.  Продолжено
строительство магистрального газопровода от с.  Троицкое до г. Бийска.
Комитет при формировании проектов краевого бюджета на 2006 и 2007 годы
предлагал   дополнительный   источник   финансирования   расходов   по
газификации  -реализацию  имущественного  права Алтайского края в доле
магистрального газопровода  для  реинвестирования  полученных  средств
оценочным объемом до 260 млн. рублей.
     Отдельное внимание комитет уделял развитию дорожной  отрасли.  По
протяженности  сети  автомобильных  дорог  Алтайский  край находится в
числе лидеров.  При этом объем финансирования отрасли недостаточен для
поддержания  дорог  в  надлежащем  качестве.  В  2006  году  на данное
направление  депутатами  комитета  предложено   увеличение   бюджетных
ассигнований на 40 процентов больше, чем в 2005 году.
     В предыдущие  годы  основным  источником  формирования  дорожного
фонда  являлся  транспортный налог,  собираемый на территории края.  В
2006 году объем поступлений транспортного налога  составил  менее  400
млн.  рублей,  или менее четверти от средств, направляемых на дорожное
хозяйство.  В целях  недопущения  сокращения  финансирования  дорожной
отрасли   комитет   поддержал   реорганизацию   ГУП  "Алтайавтодор"  в
государственное  учреждение   с   соответствующим   изменением   схемы
финансирования.
     В целях  оптимизации  структуры  расходов  краевого   бюджета   и
обеспечения  реализации  государственных  полномочий  Алтайского  края
комитетом в порядке контроля рассмотрены отчет об исполнении  краевого
бюджета  за 2005 год и ежеквартальное его исполнение на 2006 год.  При
рассмотрении квартального исполнения  краевого  бюджета  за  2006  год
комитетом   внесены  предложения  по  увеличению  и  перераспределению
средств краевого бюджета на поддержку реального сектора  экономики  по
результатам   анализа   их  использования  с  учетом  экономической  и
бюджетной эффективности вложений.
     При этом  комитетом  предложено  направлять  расходы  бюджета  на
реализацию принятых и 2006 году нормативных правовых актов  Алтайского
края, не обеспеченных финансированием, увеличение финансовой поддержки
муницципальных  районов,  городских   округов,   сокращение   дефицита
краевого бюджета.
     Отдельное внимание    уделялось     финансированию     социальных
трансфертов  населению.  Комитет  придерживался позиции сохранения мер
социальной  поддержки  отдельных  категорий  граждан,  в   том   числе
ветеранов  труда,  тружеников  тыла,  реабилитированных лиц,  сельских
специалистов,  а также индексации денежных выплат указанным категориям
граждан.   В  целях  рационального  использования  бюджетных  средств,
справедливого  распределения  субвенций  на  предоставление  гражданам
субсидий  на  оплату  жилья  и  коммунальных услуг среди муниципальных
образований  края  органам   местного   самоуправления   рекомендовано
упорядочить  нормативы предоставления населению коммунальных услуг,  в
том числе твердого топлива, Администрации края - активизировать работу
по  установлению для муниципальных образований региональных стандартов
стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи  для  семей
разной  численности и одиноко проживающего гражданина в соответствии с
требованиями федерального законодательства.  В результате  проведенных
мероприятий  был  достигнут  экономический и социальный эффект:  объем
средств краевого бюджета,  направленный в 2006 году на  предоставление
гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг,  сократился в
сравнении с 2005 годом на 440 млн. рублей, или более, чем на четверть.
При  этом средний размер субсидии в расчете на одну семью сократился в
значительно  меньшей   степени   -   лишь   на   13   процентов.   Это
свидетельствует   о  том,  что  указанная  мера  социальной  поддержки
приобрела более адресный характер в  отношении  наименее  обеспеченных
граждан.  Кроме того, распределение среднего размера субсидии на семью
по муниципальным районам стало более равномерным.
     В процессе составления и рассмотрения проекта краевого бюджета на
2007  год  депутатами  комитета  велась   активная   работа   по   его
совершенствованию.   Организовано  проведение  публичных  слушаний  по
проекту бюджета,  что позволило учесть  предложения  общественности  и
сформировать  более  эффективную  и  рациональную  структуру  расходов
краевого бюджета.  При доработке проекта краевого бюджета на 2007  год
комитетом   предложено  обоснованное  увеличение  собственных  доходов
краевого  бюджета  на  263  млн.  рублей.  Это   позволило   увеличить
финансовую помощь муниципальным образованиям, снизить остроту проблемы
оплаты труда  сельских  специалистов  в  области  культуры,  направить
дополнительные  средства  на  финансирование  капитальных  вложений  и
краевых целевых программ.  При распределении дополнительной финансовой
помощи  районам и городам по предложению комитета впервые был применен
стимулирующий  подход   с   учетом   деятельности   органов   местного
самоуправления по повышению налогового потенциала местных бюджетов.
     Учитывая структуру расходов краевого бюджета,  из  которых  почти
3,5 млрд. рублей направляется в качестве прямых социальных трансфертов
населению, и уровень собственных налоговых доходов, который составляет
менее  половины  от  доходной части краевого бюджета,  комитет активно
реализовывал политику содействия развитию реального сектора экономики,
обеспечения занятости и повышения доходов населения.
     Комитет принял  активное  участие  в  обсуждении  и  формировании
проекта   федерального   бюджета   на   2007   год.  Для  рассмотрения
Государственной Думой Федерального Собрания  Российской  Федерации  во
втором  и  третьем чтениях проекта федерального бюджета комитетом были
подготовлены поправки, предусматривающие:
     увеличение объема    финансовой   помощи   субъектам   Российской
Федерации из федерального бюджета;
     списание задолженности  бюджетных учреждений по страховым взносам
в государственные внебюджетные фонды;
     обеспечение за  счет  средств федерального бюджета предоставления
мер  социальной  поддержки  педагогическим   работникам   в   сельской
местности.
     Одним из важнейших направлений деятельности  комитета  в  области
налоговой и бюджетной политики остается реализация Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления  в  Российской
Федерации".  В  процессе  исполнения  краевого  бюджета в 2006 году по
инициативе комитета финансовая помощь местным бюджетам была  увеличена
на 850 млн.  рублей, или на 27 процентов к первоначальному плану года.
Это позволило снизить остроту проблем по реализации вопросов  местного
значения,  повысить  качество  исполнения местных бюджетов посредством
сокращения объема кредиторской задолженности.
     В порядке  организации методической работы комитетом подготовлено
и проведено совещание в г.  Бийске,  на  котором  рассмотрены  вопросы
реализации  полномочий  городского округа в 2006 году в соответствии с
Федеральным  законом  "Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления   в  Российской  Федерации".  С  участием  депутатов  и
специалистов комитета проведены совещания  с  представителями  органов
местного самоуправления в Благовещенском, Краснощековском, Локтевском,
Мамонтовском,  Суетском, Топчихинском, Целинном муниципальных районах.
На   примере  указанных  муниципальных  образований  органам  местного
самоуправления муниципальных районов и  городских  округов  края  даны
рекомендации по организации бюджетного процесса на местном уровне,  по
оптимизации  доходов  и  повышению  эффективности   расходов   местных
бюджетов.    Рекомендации    по    повышению   налогового   потенциала
муниципальных образований вошли в материалы решений Президиума  Совета
по  взаимодействию  Алтайского  краевого  Совета  народных депутатов с
представительными органами муниципальных образований.
     Деятельность комитета  в  этом  вопросе  в совокупности с другими
факторами повлияла  на  значительное  увеличение  собственных  доходов
местных   бюджетов.   В   2006  году  темпы  роста  налоговых  доходов
муниципальных  образований  составили  более  30  процентов,  превысив
двукратно темп роста налоговых доходов краевого бюджета.
     Несмотря на это,  остаются нерешенными некоторые вопросы, к числу
которых относятся:
     отсутствие законодательно установленного участия органов местного
самоуправления в администрировании местных налогов;
     отсутствие достоверной налогооблагаемой базы по местным налогам;
отсутствие информации о состоянии расчетов с  бюджетами  муниципальных
образований в разрезе конкретных налогоплательщиков.
     Комитет считает,  что решение этих вопросов возможно при взаимной
консолидации  усилий  всех  ветвей  и уровней государственной власти и
местного самоуправления.
     Наиболее важным,  по  мнению  комитета,  в  ближайшей перспективе
является решение следующих задач:
     завершение оценки  реальной  налоговой  базы  местных  бюджетов в
части  размежевания   и   кадастровой   оценки   земельных   участков,
разграничения  собственности на земельные участки и на имущество между
Алтайским   краем   и   муниципальными   образованиями,    определения
инвентаризационной стоимости объектов недвижимости;
     организация государственной поддержки наиболее  перспективных,  с
точки    зрения   налогового   потенциала,   сфер   промышленности   и
предпринимательства;
     создание условий   для   легализации   выплат   заработной  платы
работникам.
     Полагаем, что  реализация  данных  мероприятий  позволит  создать
основу  для  последовательной  и  планомерной  работы  по  активизации
развития  экономики  края  и снижению уровня сокрытия налогооблагаемой
базы, что в конечном итоге приведет к увеличению налоговых поступлений
в краевой и местные бюджеты.
     В 2006 году начата,  и в будущем нам предстоит продолжить  работу
по  реформированию  государственных  финансов  края  в  соответствии с
новыми требованиями,  предъявляемыми к  организации  работы  бюджетной
системы.  Наряду  с  критериями  эффективности все более заметная роль
отводится показателям результативности использования бюджетных средств
в  различных областях жизни общества.  В планах комитета осуществление
деятельности  по   преобразованию   механизма   принятия   решений   о
предоставлении    бюджетных    ассигнований   в   пользу   программных
мероприятий,  имеющих конечной целью ощутимый и  измеряемый  результат
как в социальной, так и в экономической сферах.




Информация по документу
Читайте также