Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 27.10.2009 № 445

 

 

 

 

 

                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

27.10.2009                                            N 445

 

 

                              гарнаул

 

           Утратило силу - Постановление Администрации Алтайского края

                                                   от 30.11.2015 № 485

 

Об     утверждении      схемы
территориального планирования
Алтайского края

 

        (В редакции Постановления Администрации Алтайского края       

            от 17.10.2014 № 482; от 30.11.2015 № 485)

 

 

     В соответствии  со  статьями  7,  15  Градостроительного  кодекса
Российской Федерации, законом Алтайского  края от 29.12.2009  N 120-ЗС

"О градостроительной   деятельности на территории Алтайского края",  с
учетом   положительных  сводных  заключений Министерства регионального
развития  Российской   Федерации от 15.07.2009 N 22188-СЮ/02, краевого
автономного   учреждения  "Государственная экспертиза Алтайского края"
от  17.12.2008 N 22-1-2-0308-08,   высших   исполнительных     органов
государственной власти субъектов Российской Федерации,  имеющих  общую
границу       с    Алтайским   краем,  а  также  в  целях  устойчивого
градостроительного  развития  территории  края  постановляю:  (Абзац в
редакции      Постановления      Администрации     Алтайского     края
от 17.10.2014 № 482)
     1. Утвердить  прилагаемую  схему  территориального   планирования
Алтайского края.
     2. Главному       управлению        строительства,    транспорта,

жилищно-коммунального  и дорожного хозяйства Алтайского края: (Абзац в

редакции      Постановления      Администрации     Алтайского     края

от 17.10.2014 № 482)

     подготовить план  реализации  схемы территориального планирования
Алтайского края в течение трех месяцев со дня ее опубликования;
     опубликовать положения о территориальном планировании;
     направить схему территориального планирования Алтайского  края  в
муниципальные образования в установленном порядке.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить на

временно  исполняющего  обязанности  первого  заместителя  Губернатора

Алтайского  края  Локтева С.А. (В редакции Постановления Администрации

Алтайского края от 17.10.2014 № 482)

 

 

Губернатор Алтайского края                                 А.Б. Карлин

 

 

 

                                          УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Администрации
                                          Алтайского края
                                          от 27.10.2009 N 445

 

                                СХЕМА
            территориального планирования Алтайского края

 

     В соответствии с законом Алтайского края  от 29.12.2009  N 120-ЗС

"О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" схема
территориального планирования Алтайского  края  содержит  положения  о
территориальном планировании и соответствующие картосхемы. (В редакции
Постановления Администрации Алтайского края от 17.10.2014 № 482)

 

                              ПОЛОЖЕНИЯ
                    о территориальном планировании

 

     Раздел. 1.  Цели,  задачи,  средства  и  принципы  решения  задач
территориального планирования Алтайского края
     1.1. Основные цели разработки схемы территориального планирования
Алтайского края
     Основной целью  разработки  схемы  территориального  планирования
Алтайского  края является создание с помощью градостроительных средств
предпосылок:
     для развития  части пространственного каркаса региона,  повышения
темпов развития экономики края  за  счет  интенсификации  его  внешних
связей;
     для повышения  конкурентоспособности  экономики  края  на  основе
повышения эффективности использования его территории;
     для повышения устойчивости социально-экономического развития края
и качества жизни его граждан  за  счет  повышения  качества  среды  их
жизнедеятельности.
     1.2. Задачи территориального планирования краевого уровня
     На краевом  уровне   предполагается   решение   следующих   задач
территориального планирования:
     повышение качества  среды  жизнедеятельности   и   уровня   жизни
населения,      поддержание      благоприятной     экологической     и
социально-культурной ситуации на  основе  рационального  использования
природных ресурсов и историко-культурного наследия;
     согласование связанных  с  использованием  территории   интересов
представителей  различных  слоев общества,  способствующее поддержанию
стабильной социально-политической ситуации,  воспроизводству здорового
поколения,   развитию   его   творческих   способностей   и  повышению
интеллектуального потенциала;
     сохранение и   воспроизводство   ценного  природного,  сохранение
историко-культурного потенциала  и  его  хозяйственное  использование,
способствующее устойчивому развитию территории;
     развитие социальной,        производственной,        транспортной
инфраструктуры  и  инженерное обустройство территории,  способствующие
повышению  уровня  социально-экономического   развития   муниципальных
образований и снижению диспропорций в качестве жизни их граждан.
     1.2.1. Принципы выбора мер достижения поставленных целей
     Принципы выбора мер достижения поставленных целей состоят:
     в учете   взаимосвязанности   процессов,   изменяющих   состояние
территории,  базирующемся  на  знании  объективных  закономерностей ее
развития;
     в учете интересов различных слоев и групп общества: соблюдение их
баланса  при   распределении   территории   по   основным   видам   ее
использования;
     в учете долгосрочных последствий реализации принимаемых решений;
     в установлении   объективных,   научно   обоснованных   критериев
определения целей и решения поставленных задач;
     в обеспечении возможности контроля решения поставленных задач.
     1.2.2. Градостроительные средства решения задач  территориального
планирования краевого уровня
     Для решения  поставленных  задач  в  Алтайском  крае  потребуется
развитие пространственного каркаса края, планировочного зонирования на
основе    эффективного     использования     природно-ресурсного     и
историко-культурного потенциала, в том числе:
     создание более развитой широтной планировочной оси  для  усиления
связей  западной части края с его восточной частью,  главными узлами и
осями;
     продолжение внутрикраевой  широтной связи западных районов края с
Барнаулом и северного обхода по линии железной дороги;
     развитие опорных  центров  Рубцовска,  Славгорода,  Камня-на-Оби,
способных осуществлять полный комплекс услуг межрайонного уровня;
     формирование единого  природного  каркаса  на  территории  края с
конкурентоспособной  рекреационной  инфраструктурой   федерального   и
краевого  уровней  и  многочисленными  объектами  историко-культурного
наследия с целью максимального увеличения продолжительности пребывания
отдыхающих  на промежуточных базах края при следовании их в Республику
Алтай;
     включение в   единую   рекреационную   инфраструктуру  территорий
опережающего  развития,  "точек  роста":  в   южном   предгорье   края
("Бирюзовая  Катунь"  с  игорной  зоной  "Сибирская  монета",  "Горная
Колывань",  "Горный Чарыш");  в западной части  края  -  территорий  с
уникальными бальнеологическими ресурсами (с.  Завьялово, г. Яровое, г.
Белокуриха,  с.  Искра) - с опорой  на  единую  коммуникационную  сеть
внешних  (по  отношению  к  Сибирскому  и Дальневосточному федеральным
округам) и внутренних связей (вдоль предгорий Республики Алтай);
     организация обслуживания периферийных территорий южной предгорной
части края (Краснощековского,  Чарышского, Солонешенского районов) при
отсутствии  более  или менее значительных по величине административных
центров (кроме Алейска) и организация
     эффективных связей    с   более   развитыми   центрами,   включая
меридиональную  ось,  связывающую  указанные  территории  с  Барнаулом
(картосхема 1).

 

     Раздел 2. Мероприятия по территориальному планированию края

 

     2.1. Предложения по территориальному планированию Алтайского края
     В схеме    территориального    планирования    Алтайского    края
представлены предложения:
     по формированию планировочного каркаса территории;
     по регулированию           пространственной           организации
социально-экономического развития;
     по пространственной   организации   освоения  природно-ресурсного
потенциала и воспроизводства биосферных ресурсов;
     по развитию транспортной инфраструктуры;
     по развитию систем инженерного обустройства.
     2.2. Планировочная организация территории
     Схемой территориального     планирования     Алтайского      края
устанавливается характер планируемого развития ее структурообразующего
каркаса    и    связанного    с    ним    районирования,    а    также
социально-экономические,    природ-но-ресурсные,    экологические    и
транспортно-инженерные условия средового зонирования.
     2.2.1. Место края в Сибирском федеральном округе
     В целом    Алтайский    край    имеет     достаточно     выгодное
экономико-географическое положение.
     За счет  развития  планировочного  каркаса  и  его   транспортной
составляющей усиливаются внешние связи края с соседями:
     автодорожные связи    с     Республикой     Алтай     -     новая
транспортно-планировочная  ось  "Рубцовск  -  Курья  -  Краснощеково -
Петропавловское-Горно-Алтайск",  транспортная   связь   "Чарышское   -
Усть-Кумир", соединяющая участки по обе стороны границы;
     железнодорожная связь Бийска  с  Горно-Алтайском  (новый  участок
железной  дороги Бийск - Майма.  Организация железнодорожных станций у
размещаемого   аэропорта   и   на   пересечении   с   автодорогой   до
Горно-Алтайска и на Турочак - Абакан);
     с Казахстаном  -  за  счет   развития   автомобильных   дорог   в
приграничных  районах  -  Угловском,  Михайловском  и  Славгородском и
организации пограничных переходов и логистических центров;  а также за
счет  перевода во 2-ю категорию автодороги "Барнаул - Кулунда" и в 1-ю
категорию участка дороги на Семипалатинск "Барнаул - Алейск";
     с Монголией  и  через  Казахстан  с Китаем - с переводом Чуйского
тракта в 1-ю категорию и обеспечением прямого доступа  к  рынкам  этих
стран;
     с Новосибирской  областью  -  за  счет   организации   скоростной
железнодорожной  связи  "Бийск  - Барнаул -| Новосибирск";  перевода в
разряд  главных  автодорог   (2-й   категории)   участка   "Алейск   -
Камень-иа-Оби  -  Каргат"  и  участка  "Славгород  -  Камень-на-Оби  -
Маслянино";  усиление связей за счет развития рекреационного каркаса и
организации речного вокзала в с.  Усть-Чарышская Пристань и пристани в
Акутихе  -  транспортная  речная  связь  по  Оби  между  Барнаулом   и
Новосибирском;
     с Кемерово  -  организация  прямой   автодорожной   связи   через
Камень-на-Оби - Барнаул - Заринск - Ельцовку;
     с Новокузнецком - организация  прямой  железнодорожной  связи  
северным обходом Барнаула).
     Усилению внешних связей будут  способствовать  авиационные  связи
между   г.  Бийском  и  игорной  зоной  "Сибирская  монета",  городами
Рубцовском,  Алейском,  населенными  пунктами  Кулунда,  Михайловское,
Чарышское,  Солтон.  Барнаул - один из центров в Сибирском федеральном
округе концентрации населения,  экономических  ресурсов,  транспортной
инфраструктуры  -  вместе с Новосибирском,  Кемерово,  Новокузнецком и
Томском    со     своими     агломерациями     образует     конурбацию
Южносибирско-Алтайского  региона,  третью  в  России (после Московской
агломерации и Среднего Урала) по концентрации совокупного потенциала -
интеллектуального,     трудового,     научного,     промышленного    и
рекреационного.  В этом мощном образовании Барнаул вместе с Бийском  в
качестве   сдвоенного   центра   Алтайского  края  с  его  уникальными
особенностями займет значимое место.  Барнаул - центр по использованию
богатых      рекреационных      (природных,      историко-культурных),
бальнеологических ресурсов;  развития туризма, курортного комплекса на
базе  минеральных  и  питьевых  вод,  природных  лечебных грязей края.
Бийск,   наукоград,    с    научно-производственными    предприятиями,
проводящими фундаментальные исследования в сфере химико-энергетических
технологий (картосхема 2).
     2.2.2. Структурообразующий каркас территории края,  планировочное
районирование и зонирование
     Повышение уровня    и    качества   жизни   граждан   с   помощью
градостроительных    средств    определяется    ее    пространственной
организацией - развития социальной,  производственной,  рекреационной,
транспортной   и   инженерной   инфраструктуры,   в   т.ч.    развитие
пространственного  каркаса,  планировочное районирование и зонирование
(картосхема 3).
     Структурообразующий планировочный  каркас  края представлен сетью
городов, рабочих поселков и сел, осуществляющих функции центров систем
и  подсистем  расселения,  и  сетью  коммуникаций,  обеспечивающих  их
внешние  связи  на  межрегиональном,  региональном   и   внутрикраевом
уровнях.
     В последнее   время   структура   планировочного   каркаса   края
усложняется.   В  первую  очередь  это  касается  Барнаульского  узла,
развиваются  связи  с  Новосибирском,   Горно-Алтайском,   Павлодаром.
Существенно структура усложняется в западной и в южной частях края.
     Северный обход (включая  железнодорожный)  с  мостовым  переходом
через Обь уменьшит транспортную нагрузку на Барнаул,  улучшит средовые
качества главного планировочного  центра,  а  обходы  городов  Бийска,
Рубцовска  ослабят  транспортную нагрузку на основные центры и улучшат
связи между населенными пунктами.
     Усиление планировочного   каркаса  и  существенное  развитие  его
конфигурации в значительной степени относится  к  территории  западной
части  края:  усиливаются  существующие и появятся новые планировочные
оси.  Автодороги  "Барнаул  -  Павловск   -   Кулунда",   "Барнаул   -
Камень-на-Оби",  а  также  "Камень-на-Оби  -  Алейск"  с выходом через
Чарышское на Усть-Кумир  повышаются  в  ранге,  а  дорога  "Татарск  -
Кулунда  -  Михайловское  убцовск"  получает продолжение в восточной
части края,  с выходами в Казахстан и в Республику Алтай. Эти и другие
оси  межрегионального  уровня 2-го ранга,  получающие развитие,  имеют
внешние  выходы  за  границы  края:  на  Татарск,  Барабинск,  Каргат,
Маслянино, Белово, Кемерово.
     Намечена модернизация и развитие оси  регионального  уровня  3-го
ранга, в основном соединяющей центры муниципальных районов. В их число
включаются автодороги,  ведущие до Мунайского  месторождения  углей  в
Солтонском  районе,  а также дороги, ведущие к рудникам полиметаллов -
Потеряевскому  в Рубцовском  районе  и  Зареченскому  в  Змеиногорском
районе.
     Планировочные центры и районы:
     Барнаул - краевой центр,  межрайонный центр первого ранга,  центр
Барнаульского внутрикраевого планировочного района,  в состав которого
входят пять подрайонов:  Каменский, Заринский, Славгородский, Алейский
и Барнаульский.
     Межрайонные центры   и   подрайоны  Барнаульского  планировочного
района:
     Камень-на-Оби -   межрайонный   центр   третьего  ранга,  в  зоне
тяготения которого находятся один городской округ  и  5  муниципальных
районов, составляющих Каменский подрайон;
     Заринск - межрайонный центр третьего ранга с тяготеющими  к  нему
одним  городским  округом  и  10  муниципальными  районами  (Заринский
подрайон);
     Славгород - межрайонный центр третьего ранга, к нему тяготеют два
городских округа и 5 муниципальных районов (Славгородский подрайон);
     Алейск -  межрайонный центр четвертого ранга с тяготеющими к нему
одним  городским  округом  и  7  муниципальными   районами   (Алейский
подрайон);
     Барнаул - межрайонный центр третьего ранга,  к которому  тяготеют
два городских округа и 9 муниципальных районов (Барнаульский подрайон)
- основа для создания Барнаульской агломерации;
     Бийск -   межрайонный   центр   второго   ранга,  центр  Бийского
внутри-краевого планировочного района,  в состав которого  входят  два
городских округа и 13 муниципальных районов;
     Белокуриха -   центр   третьего   ранга,   центр   планировочного
подрайона,  в состав которого входит Алтайский район и городской округ
Белокуриха;
     Рубцовск -  межрайонный  центр  второго ранга,  центр Рубцовского
внутрикраевого  планировочного  района,   включающего   в   себя   два
подрайона: Рубцовский и Змеиногорский.
     Межрайонные центры и подрайоны Рубцовского планировочного района:
     Рубцовск -  межрайонный  центр  третьего ранга,  в зоне тяготения
которого находятся один городской округ  и  7  муниципальных  районов,
составляющие Рубцовский подрайон;
     Змеиногорск - межрайонный  центр  четвертого  ранга,  к  которому
тяготеют 5 муниципальных районов (Змеиногорский подрайон).
     Основные планировочные оси:
     одна из  главных  меридиональных осей - образуемая рекой Обью (от
Новосибирска до Бийска) и коридором коммуникаций по модернизируемой  и
новой  федеральной  дороге  через  Барнаул,  Бийск  и  Горно-Алтайск с
выходом к Монголии и Китаю;  ось "Барнаул - Рубцовск - Семипалатинск";
межрегиональные  оси:  "Каргат  - Камень-на-Оби - Алейск - Чарышское -
Усть-Кумир";  "Татарск - Кулунда - Михайловское - Рубцовск -  Курья  -
Краснощеково - Петропавловское - Майма";  "Барнаул - Павловск улунда
- Павлодар".
     Основные планировочные (функциональные) зоны.
     Планируемое функциональное зонирование территории  края  является
отображением  пространственной  структуры  планируемого  использования
территории   по    основным    видам    хозяйственной    деятельности.
Соответственно, выделяются зоны:
     концентрации населения,     производственной     и     социальной
инфраструктуры;
     инновационные;
     добывающей промышленности;
     сельскохозяйственные;
     лесохозяйственные;
     хозяйственного использования водоемов и водотоков;
     рекреационные;
     охраны и воспроизводства биосферных ресурсов;
     охраны историко-культурной среды и образовательного туризма.
     Основные планировочные средовые зоны.
     Зонирование территории  края по типам среды является отображением
пространственной  основы  для  его  планируемого  использования,  виды
которого  определены  в  принятом варианте функционального зонирования
наряду  с   развитием   пространственного   транспортно-планировочного
каркаса и планировочным районированием.
     На этой основе планируется создание инфраструктуры:
     для концентрации  ресурсов  края  в приграничных регионах с целью
формирования    опорных    зон    сотрудничества     и     активизации
социально-экономических   связей   с   другими   регионами  Российской
Федерации;
     для организуемых инновационно-технологических центров  в  составе
объединений - концернов и кластеров;
     для развития горно-добывающей промышленности;
     для обеспечения развития туристско- и курортно-рекреационных  зон
с повышением миграционной привлекательности территории и обслуживанием
зарубежных туристов и населения,  проживающего в субъектах  Сибирского
федерального округа и других регионах России.
     При этом предполагается:
     обеспечение мест   приложения   труда,  доступного  качественного
социально-культурного обслуживания;
     повышение уровня инженерного обустройства территорий;
     улучшение экологической  ситуации   с   обеспечением   доступного
разнообразия мест отдыха и реабилитации здоровья населения;
     сохранение и     воспроизводство     ценного     природного     и
историко-культурного  потенциала и вовлечение его,  по возможности,  в
хозяйственное использование.
     Транспортно-планировочный каркас  с его осями,  узлами и центрами
дополнен  элементами   природно-экологического   каркаса;   ядрами   -
природными   комплексами   и  объектами  общенационального  достояния,
имеющими  особое  значение  (государственным  природным   заповедником
"Тигирекский",  природным  парком  "Ая",  национальным парком  "Горная
Колывань",  предлагаемыми к созданию национальными парками  "Геблера",
"Тогул", "Белокурихинский и др.), а также экологическими коридорами.
     В качестве   планировочных   единиц   наряду   с   внутрикраевыми
планировочными  районами  и  подрайонами  выделены  зоны  урбанизации,
групповые  и  местные  формы  расселения   с   выделенными   основными
планировочными центрами.
     Крупная развитая групповая форма  расселения  (Барнаульская  -  в
границах указанной формы расселения):
     большая развитая форма расселения (Бийская -  в  границах  группы
муниципальных    районов    -    Бийского,   Зонального,   Советского,
Смоленского);
     большая относительно  развитая  форма  расселения (Рубцовская - в
границах группы муниципальных районов - Рубцовского, Егорьевского);
     большая форма  расселения,  получающая  развитие  (Заринская  - в
границах группы  муниципальных  районов  -  Заринского,  Залесовского,
Кытмановского, Тогульского);
     средняя форма  расселения,  получающая  развитие  (Славгородская,
Каменская  -  в границах групп муниципальных районов - Славгородского,
Бурлинского Хабарского, Немецкого национального, Суетского, Табунского
и Каменского, Крутихинского);
     малая форма   расселения,    получающая    развитие    (Алейская,
Змеиногорская,   с   подключением  Староалейского,  Кулундинская  -  в
границах сельских  советов  с  относительно  высокой  плотностью  сети
населенных пунктов).
     Выделены типы среды городских и сельских поселений - от  развитой
городской среды с преимущественно многоэтажной застройкой, объектами и
развитой   инфраструктурой   обслуживания   связей   регионального   и
межрайонного  уровня,  сохранением исторической планировки и застройки
(Барнаул,  Бийск) - до среды с  преимущественно  сельской  застройкой,
объектами и инфраструктурой обслуживания районного уровня.
     Выделена относительно  освоенная   сельская   среда   (территории
сельских  советов  с  относительно  высокой  плотностью  сети сельских
населенных пунктов  -  более  15  ед.  на  1000  кв.  км;  территории,
обеспеченные групповым водопроводом).
     Определены исторические  поселения  (Барнаул,  Бийск),  а   также
ареалы  сосредоточения памятников архитектуры,  требующие установления
режима охраны историко-культурного наследия (картосхема 4).
     Указаны обширные  территории  с  памятниками археологии,  которые
присутствуют в большинстве районов края.
     Выделены зоны,    представляющие    преимущественные   компоненты
природной среды:  водотоки и  крупные  водоемы  (реки,  водохранилища,
озера пресные и соленые);
     территории открытых пространств (особо ценные и  ценные  пахотные
земли, луга, болота и заболоченные территории);
     территории, преимущественно покрытые лесами,  в том числе  ценных
пород и пород промыслового значения;
     комплексы и объекты историко-культурного  наследия  (исторические
города  Барнаул  и  Бийск,  внесенные в список исторических населенных
мест РСФСР в  1990  г.,  другие  населенные  пункты  с  сохранившимися
объектами   культурного   и   природного  наследия,  в  числе  которых
Змеиногорск,  Колывань, Павловск  и др.) памятники архитектуры, ареалы
сосредоточения памятников и отдельные памятники археологии.
     Выделены получающие развитие  рекреационные  районы  предгорий  и
горных  хребтов Алтая:  "катунский куст" баз отдыха,  расположенных на
левом берегу реки Катунь,  ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" и  игорная  зона
"Сибирская монета";  зона "Белокуриха - Искра" с выходом на Солонешное
с   перспективой   создания   новой   курортно-развлекательной    зоны
Белокуриха-2; туристические центры в треугольнике Змеиногорск - Горная
Колывань орный Чарыш; Бийск - транзитный туристский центр ("Ворота в
Алтай");  отдельные  туристские центры на Кулундинской равнине (группа
Завьяловских озер,   Большое и Малое Яровые озера,  озеро Малиновое  и
озеро  Горькое,  отдельные центры,  расположенные в рзерной системе р.
Бурла.
     Усиливается связь   Барнаула   -  главного  центра  рекреационной
местности, с ее основным курортным центром Белокурихой, а с прокладкой
железной  дороги  по  левому  берегу  Катуни  до  Маймы  и устройством
железнодорожных станций  улучшается  сообщение  с  Республикой  Алтай.
Транспортные  распределительные  узлы  предусматриваются  в  Барнауле,
Бийске,  Рубцовске,  Кулунде,  Славгороде,  Алейске,  Камне-на-Оби   и
Заринске.
     2.3. Социально-экономическое развитие края
     2.3.1. Цели территориального планирования
     Цели территориального  планирования   сформулированы   с   учетом
приоритетных национальных проектов по 3 уровням.

 

                       I уровень - федеральный.
     1.1. Создание  градостроительных  предпосылок  для  рационального
использования    природного,    трудового,    научно-производственного
потенциала в целях превращения края в туристический центр федерального
значения.
     Центром курортно-рекреационной   деятельности   намечен    курорт
федерального       значения       Белокуриха      и      перспективная
курортно-развлекательная   зона   Белокуриха-2.    Создается    особая
экономическая  зона  туристско-рекреационного тина "Бирюзовая Катунь",
игорная зона "Сибирская монета",  намечается создание особого  анклава
курортно-рекреационной местности в составе Чарышского, Солонешенского,
Смоленского,  Алтайского районов и курорта Белокурихи, развитие Горной
Колывани   и   Горного   Чарыша,   освоение   рекреационных   ресурсов
Кулундинской  степи,  формирование  транспортной  инфраструктуры   для
обслуживания международных связей
     1.2. Дальнейшее   развитие   АПК,   в   т.ч.   с   использованием
инновационных      технологий,      повышение      удельного      веса
сельскохозяйственной продукции в общем объеме продукции,  производимой
в     Российской     Федерации,     способствующее    и    возрождению
сельскохозяйственного машиностроения.
     Целесообразно развитие  двух  важных  направлений АПК:  внедрение
инновационных технологий,  обеспечивающих более  глубокую  переработку
сельхозпродукции и транспортировку не зерна, а быстрорастворимых круп,
зародышевого масла,  этанола,  производство  там,  где  это  возможно,
экологически   чистой   продукции.   Сотрудничество   в   этой   сфере
Новосибирской  области  и  Алтайского   края   может   стать   основой
формирования  межрегиональных связей и обеспечить сохранение лидерства
Алтайского края в пищевой промышленности.
     1.3. Развитие фармацевтической промышленности.
     Повышение конкурентоспособности  продукции  за  счет  объединения
научного  и  производственного  потенциала  двух  субъектов Сибирского
федерального округа с биофармацевтическими ядрами в  2  наукоградах  -
Бийске   -  ЗАО  "Алтайвитамины",  ЗАО "Эвалар" и Кольцово - "Вектор",
создание    кооперационного    фармацевтического    производства     -
фармацевтического кластера.
     1.4. Развитие   горно-рудной   промышленности   с    центром    в
Змеиногорске    обеспечивается   в    том   числе   путем   применения
инновационных разработок научных учреждений наукограда  (г.  Бийск)  и
технопарка    на   базе   Алтайского   государственного   технического
университета (г.  Барнаул).  Развитие приграничных торговых  связей  с
Казахстаном, а через него с Узбекистаном, Киргизией и Монголией.
     Планируется создание   Белорецко-Инского    горно-обогатительного
комбината,  разработка  Харловского  месторождения титано-магнетитовых
руд,  ввод  в  действие  Корбалихинского  полиметаллического  рудника,
поисковые  работы  в  Северо-Алтайском  золотоносном поясе,  Тягунской
площади центрального Салаира,  в Чарышском,  Рубцовском, Змеиногорском
рудных   районах;   освоение   перспективных  запасов  в  южной  части
Золотушенского  рудного  района   близ   границы   с   Казахстаном   с
целесообразностью их совместной разработки.
     1.5. Превращение  края  в   мощный   и   многосторонне   развитый
экономический  форпост  России  во  взаимоотношениях  с  Казахстаном и
странами юго-восточной Азии.
     Формирование в      приграничном     с     Казахстаном     районе
транспортно-логистического узла, административно-деловых, выставочных,
гостиничных и других комплексов.

 

                      II уровень - региональный.

 

     Создание градостроительных   предпосылок  для  широкого  развития
внутрирегиональных    финансово-экономических,    социально-культурных
связей в Сибирском федеральном округе.
     Наращивание производственных мощностей ОАО "Алтайвагон", развитие
в   Заринске   ОАО   "Алтай-Кокс",  формирование  концернов  оборонной
промышленности в Славгороде,  Барнауле,  Рубцовске,  Бийске,  развитие
энергетической        отрасли,        формирование       регионального
транспортно-планировочного  каркаса  края,  формирование  и   развитие
межрегионального  зернового  кластера в сотрудничестве с Новосибирской
областью.

 

                        III уровень - краевой.

 

     Создание градостроительных  предпосылок   для   улучшения   среды
проживания, повышения качества жизни в крае.
     Формирование транспортно-планировочного каркаса края, обеспечение
доступного     качественного    социально-культурного    обслуживания,
разнообразия  мест  приложения  труда  и  отдыха,   повышение   уровня
инженерного обустройства территорий, улучшение экологической ситуации,
воспроизводства ценного природного и историко-культурного потенциала и
вовлечение     его    в    хозяйственное    использование,    создание
градостроительных  предпосылок  для  снижения  диспропорций  в  уровне
социально-экономического развития муниципальных образований.
     2.3.2. Мероприятия по социально-экономическому развитию края
     Мероприятия по социально-экономическому развитию края включают:
     разработку схемы  территориального  планирования  Приалтайской  и
Алтайской   зон  в  увязке  со  схемой  территориального  планирования
курортно-рекреационной зоны Республики Алтай с углубленной проработкой
экологических  вопросов  с  целью  согласования  конфликтных  ситуаций
(рекреация,  туризм,  животноводство,  горно-рудное   дело,   интересы
Роскосмоса);
     разработку градостроительной документации для развития территории
соленых  озер  с  детальной  проработкой вопросов экологической защиты
этих территорий;
     формирование транспортно-логистического   центра   на  границе  с
Республикой Казахстан;  в рамках стратегии  развития  горно-добывающей
промышленности    детальную   проработку   вопросов   целесообразности
сотрудничества  с  Казахстаном  по  разработке  расположенных   вблизи
границы  рудных  месторождений  (южная  часть  Золотушинского  рудного
района),  а также освоение новых  месторождений  в  Локтевском  районе
("Юбилейное"  месторождение  полиметаллов)  и  готовящихся  к освоению
месторождений   в   Змеиногорском   районе    ("Майское",    "Среднее"
"Лазурное");   целенаправленное   формирование   на   территории  края
социально-культурных центров с развитыми  хозяйственными  функциями  с
целью    повышения    доступности   разнообразного   и   качественного
социально-культурного обслуживания населения на всей территории  края.

 

                     Реализация целевых программ.

 

     2.4. Охрана окружающей среды и  рациональное  природопользование,
формирование природно-экологического каркаса территории
     2.4.1. Предложения  по  организации  инфраструктуры  для   охраны
природы и воспроизводства природных ресурсов
     Развитие биосферной компоненты природно-хозяйственного  комплекса
Алтайского  края приоритетно по ряду причин:  географическое положение
края и значительные масштабы территории делают  его  ответственным  за
качество   и   состояние   биосферного  потенциала  Западно-Сибирского
региона;  для поддержания  устойчивого  развития  края  площадь  особо
охраняемых   природных   территорий   (далее  -  "ООПТ")  недостаточна
(суммарная площадь всех ООПТ края - 808,9 тыс. га, что составляет лишь
4,8.%  от его площади,  а единственный в крае заповедник "Тигирекский"
занимает не более 0,2% его площади);
     развитие рекреационного    комплекса    края    невозможно    без
совершенствования природоохранной структуры и опережающего развития ее
биосферного потенциала;
     ответственность всех ветвей власти края за сохранение  имеющегося
на его территории биологического разнообразия,  в том числе занесенных
в Красную  книгу  Российской  Федерации  видов  животных  и  растений,
защищенных   международными   и  федеральными  нормативными  актами  и
законами (картосхема 5).
     Выявлен ряд  факторов,  лимитирующих устойчивое градостроительное
развитие отдельных участков  и  районов  территории  Алтайского  края.
Такими факторами являются:
     сокращение площадей,  занятых  защитными  лесами,  в   результате
пожаров, несанкционированных рубок;
     большое количество  санкционированных  свалок   твердых   бытовых
отходов;
     снижение качества водных ресурсов для питьевого водоснабжения;
     низкое качество  питьевой  воды,  не  соответствующее требованиям
ГОСТ по санитарно-гигиеническим  и  микробиологическим  нормативам,  в
ряде районов и населенных пунктов края;
     дальнейшее наращивание промышленного  потенциала  в  экологически
проблемных ареалах;
     деградация потенциала почвенно-земельных ресурсов, прежде всего в
результате   дегумификации   почв   пашни,   обусловленной  различными
причинами природного и антропогенного характера.
     Разработаны предложения  для  повышения  устойчивости  территории
края.  В основе  этих  предложений  -  анализ  тематических  ГИС-карт,
выполненных  в  составе  материалов  обоснований:  "Генетические  типы
ландшафтов",       "Геоэкологическая        оценка        территории",
"Санитарно-гигиенические условия", "Ресурсно-рекреационный потенциал",
"Природные  и  экологические  условия  градостроительного   развития",
"Природно-экологическая     основа     функционального     зонирования
территории",  "Проблемные ситуации и ареалы", "Предложения по охране и
рациональному  использованию земель сельскохозяйственного назначения".
В    результате    комплексного    анализа    значительного     объема
визуализированных данных были выявлены основные элементы и разработаны
предложения по структуре  природно-экологического  каркаса  Алтайского
края.   Основное   назначение   каркаса   -  выполнение  специфических
экологических   функций,   обеспечивающих    повышение    устойчивости
территории и поддержание экологического баланса.
     В Алтайском    крае     основными     структурными     элементами
природно-экологического  каркаса являются существующие ООПТ,  защитные
леса и слабо  преобразованные  природные  ландшафты.  Площади  ООПТ  и
территорий,  занятых  защитными  лесами Ленточно-борового и Приобского
лесорастительного районов, составляют:
     заповедник кластерного  типа  -  40.7  тыс.  га  (всего 0,2 %  от
площади края);
     заказники - 704,4 тыс. га (4,2 % от площади края);
     прочие ООПТ - 63,8 тыс. га (0,4 % от площади края);
     защитные леса (ленточные боры) - 1128,3 тыс.  га и приобские леса
- 838,8 тыс. га - более 10 % от площади края.
     Роль природно-экологического       каркаса      как      несущего
инфраструктурного   элемента   состоит   в   существенном    повышении
устойчивости  территории края и его природно-хозяйственного комплекса,
а также в ликвидации тех пробелов,  которые выявлены в системе  охраны
природы.
     Природно-экологический каркас  и   планируемая   пространственная
организация системы особо охраняемых природных территорий включают:
     кластерный участок "Кумир" заповедника "Тигирекский";
     национальные парки   "Горная   Колывань",   "Тогул",   "Геблера",
"Благовещенский" и природный парк "Ая";
     государственные природные   комплексные   заказники   "Алакский",
"Бие-Чумышский", "Озеро Петухово", "Чупинский бор" и другие;
     государственные памятники природы;
     ядра, узлы,    экологические    коридоры    и    буферные    зоны
природно-экологического каркаса (картосхема 6).
     В природно-экологическом  каркасе  ООПТ   края   несут   основную
нагрузку  в качестве его ядер.  Помимо существующих ООПТ в ядра входят
проектируемые и предлагаемые  заповедники,  национальные  и  природные
парки,  заказники.  Их суммарная площадь - 16,15 тыс.  кв. км (9,6% от
площади края).
     Следующим элементом  каркаса являются узлы - территории,  имеющие
высокую  рекреационную  ценность,  в  том   числе   и   для   развития
эксклюзивных  видов отдыха,  а также территории,  отличающиеся высокой
концентрацией видов растений и животных,  занесенных в  Красную  книгу
Российской   Федерации  (так  называемые  "информационные  узлы").  На
территории края узлы в основном  расположены  в  пределах  защитных  и
горных  лесов.  На  юге края к узлам отнесены сохранившиеся уникальные
степные ландшафты предгорий.  Площадь "лесных" узлов - 14,79 тыс.  кв.
км,  а "степных" - 1,57 тыс. кв. км, что составляет соответственно 8,8
и 0,9%  от площади края.  Ядра и узлы при-родно-экологического каркаса
являются    "банком    биосферных   информационных   ресурсов"   края,
средозащитные функции которых гарантируют  поддержание  экологического
равновесия   и   биоразнообразия.   В   них   по-прежнему  сохраняются
оптимальные условия для охраны и воспроизводства дикой  фауны,  в  том
числе   и   охотничье-промысловых   животных,   а  также  условия  для
воспроизводства  растений  и  животных,  занесенных  в  Красные  книги
Российской Федерации и Алтайского края.
     Особое место в  каркасе  отводится  экологическим  коридорам,  их
основные  функции  -  сохранение исторических путей миграции и ареалов
мест обитания  занесенных  в  Красные  книги  Российской  Федерации  и
Алтайского  края  видов  животных  и  их охрана,  осуществление обмена
биосферной  информацией  между  отдельными   структурными   элементами
каркаса  и  их  связь  в  единое целое.  Следует отметить,  что данные
структурные элементы присутствуют на  территории  края  часто  в  виде
фрагментов  и  поэтому  нуждаются  в  реставрации,  а  в  ряде случаев
необходимо  их  воссоздание.  В  соответствующем  разделе  выделены  и
предложены   экологические   коридоры   различных  типов:  "долинные",
"приводораздельные",  а  также  приуроченные  к  основным  хребтам   и
разломам.  В ряде случаев оказалось возможным использование в качестве
экологических  коридоров  государственных  лесных  полос  при  условии
реставрации   и   расширения   их   природоохранных   функций.   Длина
существующих    лесополос    -    435,3    км,    а    для    развития
природно-экологического  каркаса  необходимо  в местах их выделения на
ГИС-карте создать еще около 200 км новых лесополос.
     Для поддержания  основных  элементов  каркаса  -  ядер,  узлов  и
экологических коридоров в  оптимальном  функциональном  состоянии  они
окружаются  системой  буферных  зон.  В  буферные  зоны  каркаса вошли
крупные массивы защитных, эксплуатационных и резервных лесов, долинные
комплексы,  березовые колки и прочие территории, богатые занесенными в
Красные книги Российской Федерации и Алтайского края видами растений и
животных.  Площадь буферных зон - 38,12 тыс.  кв.  км,  что составляет
28,8% от площади края.
     Кроме этого,  для  повышения устойчивости территории и сохранения
ландшафтов и почв Кулундинской степи на западе края выделены  обширные
территории  суммарной  площадью  около  23  тыс.  кв.  км,  подлежащие
реабилитации,    воссозданию    системы     полезащитных     лесополос
(дополнительных  к предложенным выше).  В пределах этой зоны требуется
организация перехода на щадящий режим землепользования.
     2.4.2. Ограничения градостроительного развития
     По результатам  комплексной  оценки  территории,  анализа   серии
тематических  природно-ресурсных  и  экологических ГИС-карт установлен
ряд природно-экологических градостроительных ограничений и  предложены
меры   по   стабилизации  социально-экологической  обстановки  в  крае
(картосхема 7).

 

             Градостроительное развитие территории края.

 

     Рубцовско-Горнякский экологически проблемный ареал:
     запрет на использование средоразрушающих технологий;
     разработка программы и  реализация  мероприятий  по  оздоровлению
социально-экологической обстановки в ареале;
     рекультивация отвалов    горно-добывающей    промышленности     и
территорий  в  пределах  пригородных  зон  населенных пунктов,  статус
ограничений - краевой.
     Благовещенский экологически проблемный ареал:
     запрет на использование пестицидов в сельском хозяйстве;
     модернизация предприятий   с   целью   перехода  на  экологически
безопасные технологии,  как крайняя мера - закрытие и вынос за пределы
ареала экологически опасных и вредных производств;
     снижение объемов  выбросов  от   мобильных   источников,   статус
ограничений - краевой.
     Города и  их  пригородные  зоны   с   напряженной   экологической
ситуацией (Барнаул, Бийск, Заринск):
     запрет на размещение и развитие экологически опасных предприятий,
перевод действующих предприятий на экологически чистые технологии;
     снижение объемов выбросов от мобильных источников,  прежде  всего
за счет оптимальной организации движения автотранспорта;
     обеспечение экологически безопасного функционирования предприятий
коксохимии (г. Заринск), статус ограничений - краевой.
     Сейсмически активная зона:
     учет особенностей  этой  зоны  при проектировании и строительстве
(магнитуда  землетрясений  более  8  баллов),  статус  ограничений   -
краевой.
     Зоны повышенного   геодинамического    риска    для    инженерных
сооружений:
     учет особенностей этой зоны при проектировании  и  строительстве,
прежде  всего  при проектировании трассы газопровода высокого давления
"Алтай", статус ограничений - краевой.
     Территории с высокой плотностью археологических памятников:
     запрет на строительство без согласования с  надзорными  органами,
статус ограничений - федеральный.
     Территории со сложными инженерно-геологическими условиями:
     нормативные инженерно-строительные       ограничения,      статус
ограничений - краевой.
     Особо охраняемые природные территории:
     ограничения хозяйственной   деятельности   в    соответствии    с
Федеральными   законами   "Об  охране  окружающей  среды",  "Об  особо
охраняемых  природных  территориях"  и  положениями  о  каждой   особо
охраняемой территории, статус ограничений - федеральный и краевой.
     Лесопромышленное освоение:
     защитные леса, в том числе и ареалы распространения кедра: запрет
на рубки главного пользования,  статус  ограничений  -  федеральный  и
краевой;
     развитие экологически ориентированного сельского хозяйства;
     районы использования  пестицидов на пахотных землях:  ограничения
на использование пашни для производства экологически чистой продукции,
статус ограничений - краевой.
     Рекреационное освоение:
     в пределах  экологически  проблемных  ареалов - реализация мер по
улучшению экологической обстановки;
     ограничения на   размещение   и   развитие  экологически  опасных
предприятий и объектов;
     ограничения на    использование   природо-   и   средоразрушающих
технологий в  сельском  и  лесном  хозяйствах,  статус  ограничений  -
федеральный и краевой;
     выход на поверхность горных пород с  высоким  радиационным  фоном
(более   100   мкр/час):   ограничение   на   развитие   рекреационной
инфраструктуры, статус ограничений - краевой.
     Территории с  установленными  урановыми аномалиями подземных вод:
ограничение на развитие эксклюзивных  видов  отдыха  и  туризма,  сбор
лекарственных растений и грибов, статус ограничений - краевой.
     Комплексное использование территории.
     Территория Обь-Иртышского    междуречья    -    низкий    уровень
устойчивости территории:
     запрет на   использование   пестицидов   в   сельском   и  лесном
хозяйствах;
     формирование природно-экологического каркаса;
     решение экологических   проблем   в   пределах    Благовещенского
экологически проблемного ареала;
     ликвидация всех  несанкционированных   свалок   твердых   бытовых
отходов, статус ограничений - краевой.
     2.4.3. Мероприятия по охране  окружающей  среды  и  рациональному
природопользованию
     В целях  рационального   использования   природных   ресурсов   и
организации   инфраструктуры  для  охраны  природы  и  воспроизводства
природных ресурсов предлагается:  формирование  на  базе  существующей
системы    ООПТ    и   защитных   лесов,   с   учетом   ее   развития,
природно-экологического каркаса края с целью решения проблем охраны  и
воспроизводства потенциала природных ресурсов и повышения устойчивости
территории в целом; реализация целевых программ.
     2.5. Развитие транспортной инфраструктуры
     2.5.1. Предложения по развитию транспортной сети края
     Развитие транспортной  инфраструктуры рассматривается как один из
базовых  элементов  перспективного   планирования   территории   края,
экономического  роста и повышения качества жизни населения (картосхема
8).
     Для развития   транспортной   инфраструктуры   края  предлагается
создание опорного транспортного каркаса, структура которого включает:
     магистральные автомобильные и железные дороги;
     автодороги и железные дороги общей сети;
     основные региональные автодороги;
     региональные автодороги;
     транспортные узлы.
     Основой транспортного каркаса являются существующие  транспортные
коммуникации  федерального  значения:  железные  дороги (Новосибирск -
Барнаул - Рубцовск  -  Семипалатинск,  Барнаул  -  Бийск,  Павлодар  -
Барнаул   -   Артышта,   Карасук  -  Камень-на-Оби  реднесибирская),
обеспечивающие дальние и ближние связи  края  с  регионами  Российской
Федерации,   Казахстаном,   Средней   Азией,  а  также  внутри-краевые
перевозки;
     магистральная автодорога (М-52) "Чуйский тракт";
     автодорога "Барнаул - Рубцовск - граница края"  (А-349),  которая
совместно  с  железной  дорогой  может  явиться  в перспективе основой
Среднеазиатского автомобиле-железнодорожного транспортного коридора  с
выходом на трансазиатский коридор.
     Основными перспективными   направлениями   дальнейшего   развития
транспортного комплекса края являются следующие:
     организация и   развитие   перспективной   системы    скоростного
рельсового  транспорта  на направлении Новосибирск - Барнаул - Бийск -
ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" (и высокоскоростного,  в первую очередь, на
участке  Новосибирск  -  Барнаул),  позволяющей  значительно сократить
время поездки (скорость до 400 км/час) и  создать  комфортные  условия
передвижения (вариант,  требующий технико-экономического обоснования);
организация   транзитных   грузовых    потоков    со    строительством
железнодорожного  участка  Среднесибирская  -  Заринск,  освобождением
участков  Заринская  -  Алтайская,  Алтайская  -  Среднесибирская  для
скоростного пассажирского движения;
     усиление (электрификация,     строительство     второго     пути)
железнодорожного участка Барнаул - Рубцовск;
     реконструкция автодороги М-52 "Чуйский тракт",  ее расширение  до
14 метров с повышением категории до первой на всем протяжении;
     организация строительства северного обхода Барнаула с соединением
автодорог  М-52  "Чуйский тракт" и А-349 "Барнаул - Рубцовск - граница
края";
     завершение строительства  автодороги  "Барнаул  - граница края (в
обход губцовска)" по II технической категории;
     развитие сети   региональных   дорог   с   выделением   отдельных
направлений,  соответствующих  развитию  межрегиональной  транспортной
сети:  формирование  новых  направлений на базе территориальной дороги
1Р363 "Кара-сук-Рубцовск", с продолжением ее в широтном направлении на
восток    усилением  транспортного  потенциала  южных  районов края,
территориальной связанности  формирующихся  туристско-рекреационных  и
курортных зон) и выходом в районе Горно-Алтайска на Чуйский тракт и на
уже строящуюся на отдельных участках дорогу "Горно-Алтайск -  Таштагол
-  Абакан",  с  продлением  в  северном  направлении дороги "Карасук -
Татарск";
     организация движения   от   Барнаула  и  Бийска  к  игорной  зоне
"Сибирская  монета"  по  дороге  М-52  "Чуйский  тракт"  и  автодороге
регионального  значения  "Бийск  -  Катунское  -  Красный Яр - Черга -
Алтайское (западный обход)  -  Ая  -  Нижняя  Каянча  -  игорная  зона
"Сибирская  монета"  -  "Бирюзовая  Катунь"  |  мостовой переход через
Катунь в районе с. Соузга Республики Алтай с выходом на Чуйский тракт;
     создание регионального  терминально-логистического  комплекса  на
меридиональном    направлении    коридора    "Чуйский    автомобильный
транспортный  коридор" и на дублере широтного коридора "Запад-Восток",


Информация по документу
Читайте также