Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 27.10.2009 № 445 АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.10.2009 N 445
г.Барнаул Утратило силу - Постановление Администрации Алтайского края
от 30.11.2015 № 485
Об утверждении схемы территориального планирования Алтайского края (В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 17.10.2014 № 482; от 30.11.2015 № 485)
В соответствии со статьями 7, 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законом Алтайского края от 29.12.2009 N 120-ЗС
"О градостроительной деятельности на территории Алтайского края", с учетом положительных сводных заключений Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.07.2009 N 22188-СЮ/02, краевого автономного учреждения "Государственная экспертиза Алтайского края" от 17.12.2008 N 22-1-2-0308-08, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Алтайским краем, а также в целях устойчивого градостроительного развития территории края постановляю: (Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 17.10.2014 № 482)
1. Утвердить прилагаемую схему территориального планирования Алтайского края. 2. Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края: (Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 17.10.2014 № 482)
подготовить план реализации схемы территориального планирования Алтайского края в течение трех месяцев со дня ее опубликования; опубликовать положения о территориальном планировании;
направить схему территориального планирования Алтайского края в муниципальные образования в установленном порядке. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора
Алтайского края Локтева С.А. (В редакции Постановления Администрации Алтайского края от 17.10.2014 № 482) Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 27.10.2009 N 445
СХЕМА
территориального планирования Алтайского края
В соответствии с законом Алтайского края от 29.12.2009 N 120-ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" схема
территориального планирования Алтайского края содержит положения о территориальном планировании и соответствующие картосхемы. (В редакции Постановления Администрации Алтайского края от 17.10.2014 № 482)
ПОЛОЖЕНИЯ
о территориальном планировании
Раздел. 1. Цели, задачи, средства и принципы решения задач территориального планирования Алтайского края 1.1. Основные цели разработки схемы территориального планирования
Алтайского края Основной целью разработки схемы территориального планирования Алтайского края является создание с помощью градостроительных средств
предпосылок: для развития части пространственного каркаса региона, повышения темпов развития экономики края за счет интенсификации его внешних связей; для повышения конкурентоспособности экономики края на основе повышения эффективности использования его территории; для повышения устойчивости социально-экономического развития края
и качества жизни его граждан за счет повышения качества среды их жизнедеятельности. 1.2. Задачи территориального планирования краевого уровня
На краевом уровне предполагается решение следующих задач территориального планирования: повышение качества среды жизнедеятельности и уровня жизни населения, поддержание благоприятной экологической и социально-культурной ситуации на основе рационального использования природных ресурсов и историко-культурного наследия; согласование связанных с использованием территории интересов представителей различных слоев общества, способствующее поддержанию стабильной социально-политической ситуации, воспроизводству здорового поколения, развитию его творческих способностей и повышению интеллектуального потенциала; сохранение и воспроизводство ценного природного, сохранение историко-культурного потенциала и его хозяйственное использование, способствующее устойчивому развитию территории;
развитие социальной, производственной, транспортной инфраструктуры и инженерное обустройство территории, способствующие повышению уровня социально-экономического развития муниципальных образований и снижению диспропорций в качестве жизни их граждан. 1.2.1. Принципы выбора мер достижения поставленных целей
Принципы выбора мер достижения поставленных целей состоят:
в учете взаимосвязанности процессов, изменяющих состояние территории, базирующемся на знании объективных закономерностей ее
развития; в учете интересов различных слоев и групп общества: соблюдение их баланса при распределении территории по основным видам ее использования; в учете долгосрочных последствий реализации принимаемых решений; в установлении объективных, научно обоснованных критериев определения целей и решения поставленных задач; в обеспечении возможности контроля решения поставленных задач.
1.2.2. Градостроительные средства решения задач территориального планирования краевого уровня Для решения поставленных задач в Алтайском крае потребуется развитие пространственного каркаса края, планировочного зонирования на
основе эффективного использования природно-ресурсного и историко-культурного потенциала, в том числе: создание более развитой широтной планировочной оси для усиления связей западной части края с его восточной частью, главными узлами и осями; продолжение внутрикраевой широтной связи западных районов края с Барнаулом и северного обхода по линии железной дороги; развитие опорных центров Рубцовска, Славгорода, Камня-на-Оби, способных осуществлять полный комплекс услуг межрайонного уровня; формирование единого природного каркаса на территории края с конкурентоспособной рекреационной инфраструктурой федерального и краевого уровней и многочисленными объектами историко-культурного наследия с целью максимального увеличения продолжительности пребывания отдыхающих на промежуточных базах края при следовании их в Республику
Алтай; включение в единую рекреационную инфраструктуру территорий опережающего развития, "точек роста": в южном предгорье края ("Бирюзовая Катунь" с игорной зоной "Сибирская монета", "Горная
Колывань", "Горный Чарыш"); в западной части края - территорий с
уникальными бальнеологическими ресурсами (с. Завьялово, г. Яровое, г.
Белокуриха, с. Искра) - с опорой на единую коммуникационную сеть
внешних (по отношению к Сибирскому и Дальневосточному федеральным
округам) и внутренних связей (вдоль предгорий Республики Алтай); организация обслуживания периферийных территорий южной предгорной
части края (Краснощековского, Чарышского, Солонешенского районов) при отсутствии более или менее значительных по величине административных центров (кроме Алейска) и организация эффективных связей с более развитыми центрами, включая меридиональную ось, связывающую указанные территории с Барнаулом (картосхема 1). Раздел 2. Мероприятия по территориальному планированию края
2.1. Предложения по территориальному планированию Алтайского края
В схеме территориального планирования Алтайского края представлены предложения: по формированию планировочного каркаса территории;
по регулированию пространственной организации социально-экономического развития; по пространственной организации освоения природно-ресурсного потенциала и воспроизводства биосферных ресурсов; по развитию транспортной инфраструктуры;
по развитию систем инженерного обустройства.
2.2. Планировочная организация территории
Схемой территориального планирования Алтайского края устанавливается характер планируемого развития ее структурообразующего
каркаса и связанного с ним районирования, а также социально-экономические, природ-но-ресурсные, экологические и транспортно-инженерные условия средового зонирования. 2.2.1. Место края в Сибирском федеральном округе
В целом Алтайский край имеет достаточно выгодное экономико-географическое положение. За счет развития планировочного каркаса и его транспортной составляющей усиливаются внешние связи края с соседями: автодорожные связи с Республикой Алтай - новая транспортно-планировочная ось "Рубцовск - Курья - Краснощеково - Петропавловское-Горно-Алтайск", транспортная связь "Чарышское - Усть-Кумир", соединяющая участки по обе стороны границы; железнодорожная связь Бийска с Горно-Алтайском (новый участок железной дороги Бийск - Майма. Организация железнодорожных станций у размещаемого аэропорта и на пересечении с автодорогой до Горно-Алтайска и на Турочак - Абакан);
с Казахстаном - за счет развития автомобильных дорог в приграничных районах - Угловском, Михайловском и Славгородском и организации пограничных переходов и логистических центров; а также за счет перевода во 2-ю категорию автодороги "Барнаул - Кулунда" и в 1-ю категорию участка дороги на Семипалатинск "Барнаул - Алейск"; с Монголией и через Казахстан с Китаем - с переводом Чуйского тракта в 1-ю категорию и обеспечением прямого доступа к рынкам этих стран; с Новосибирской областью - за счет организации скоростной железнодорожной связи "Бийск - Барнаул -| Новосибирск"; перевода в разряд главных автодорог (2-й категории) участка "Алейск - Камень-иа-Оби - Каргат" и участка "Славгород - Камень-на-Оби - Маслянино"; усиление связей за счет развития рекреационного каркаса и организации речного вокзала в с. Усть-Чарышская Пристань и пристани в Акутихе - транспортная речная связь по Оби между Барнаулом и Новосибирском; с Кемерово - организация прямой автодорожной связи через Камень-на-Оби - Барнаул - Заринск - Ельцовку; с Новокузнецком - организация прямой железнодорожной связи (с северным обходом Барнаула). Усилению внешних связей будут способствовать авиационные связи между г. Бийском и игорной зоной "Сибирская монета", городами Рубцовском, Алейском, населенными пунктами Кулунда, Михайловское, Чарышское, Солтон. Барнаул - один из центров в Сибирском федеральном округе концентрации населения, экономических ресурсов, транспортной инфраструктуры - вместе с Новосибирском, Кемерово, Новокузнецком и Томском со своими агломерациями образует конурбацию Южносибирско-Алтайского региона, третью в России (после Московской агломерации и Среднего Урала) по концентрации совокупного потенциала - интеллектуального, трудового, научного, промышленного и рекреационного. В этом мощном образовании Барнаул вместе с Бийском в качестве сдвоенного центра Алтайского края с его уникальными особенностями займет значимое место. Барнаул - центр по использованию богатых рекреационных (природных, историко-культурных), бальнеологических ресурсов; развития туризма, курортного комплекса на базе минеральных и питьевых вод, природных лечебных грязей края. Бийск, наукоград, с научно-производственными предприятиями, проводящими фундаментальные исследования в сфере химико-энергетических
технологий (картосхема 2). 2.2.2. Структурообразующий каркас территории края, планировочное районирование и зонирование Повышение уровня и качества жизни граждан с помощью градостроительных средств определяется ее пространственной организацией - развития социальной, производственной, рекреационной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в т.ч. развитие пространственного каркаса, планировочное районирование и зонирование (картосхема 3). Структурообразующий планировочный каркас края представлен сетью городов, рабочих поселков и сел, осуществляющих функции центров систем и подсистем расселения, и сетью коммуникаций, обеспечивающих их внешние связи на межрегиональном, региональном и внутрикраевом уровнях.
В последнее время структура планировочного каркаса края усложняется. В первую очередь это касается Барнаульского узла, развиваются связи с Новосибирском, Горно-Алтайском, Павлодаром. Существенно структура усложняется в западной и в южной частях края.
Северный обход (включая железнодорожный) с мостовым переходом через Обь уменьшит транспортную нагрузку на Барнаул, улучшит средовые качества главного планировочного центра, а обходы городов Бийска, Рубцовска ослабят транспортную нагрузку на основные центры и улучшат связи между населенными пунктами.
Усиление планировочного каркаса и существенное развитие его конфигурации в значительной степени относится к территории западной части края: усиливаются существующие и появятся новые планировочные оси. Автодороги "Барнаул - Павловск - Кулунда", "Барнаул - Камень-на-Оби", а также "Камень-на-Оби - Алейск" с выходом через Чарышское на Усть-Кумир повышаются в ранге, а дорога "Татарск - Кулунда - Михайловское -Рубцовск" получает продолжение в восточной части края, с выходами в Казахстан и в Республику Алтай. Эти и другие
оси межрегионального уровня 2-го ранга, получающие развитие, имеют внешние выходы за границы края: на Татарск, Барабинск, Каргат, Маслянино, Белово, Кемерово. Намечена модернизация и развитие оси регионального уровня 3-го ранга, в основном соединяющей центры муниципальных районов. В их число
включаются автодороги, ведущие до Мунайского месторождения углей в Солтонском районе, а также дороги, ведущие к рудникам полиметаллов - Потеряевскому в Рубцовском районе и Зареченскому в Змеиногорском районе.
Планировочные центры и районы:
Барнаул - краевой центр, межрайонный центр первого ранга, центр Барнаульского внутрикраевого планировочного района, в состав которого входят пять подрайонов: Каменский, Заринский, Славгородский, Алейский и Барнаульский. Межрайонные центры и подрайоны Барнаульского планировочного района: Камень-на-Оби - межрайонный центр третьего ранга, в зоне тяготения которого находятся один городской округ и 5 муниципальных районов, составляющих Каменский подрайон; Заринск - межрайонный центр третьего ранга с тяготеющими к нему одним городским округом и 10 муниципальными районами (Заринский
подрайон); Славгород - межрайонный центр третьего ранга, к нему тяготеют два
городских округа и 5 муниципальных районов (Славгородский подрайон);
Алейск - межрайонный центр четвертого ранга с тяготеющими к нему одним городским округом и 7 муниципальными районами (Алейский
подрайон); Барнаул - межрайонный центр третьего ранга, к которому тяготеют два городских округа и 9 муниципальных районов (Барнаульский подрайон) - основа для создания Барнаульской агломерации; Бийск - межрайонный центр второго ранга, центр Бийского внутри-краевого планировочного района, в состав которого входят два городских округа и 13 муниципальных районов; Белокуриха - центр третьего ранга, центр планировочного подрайона, в состав которого входит Алтайский район и городской округ
Белокуриха; Рубцовск - межрайонный центр второго ранга, центр Рубцовского внутрикраевого планировочного района, включающего в себя два подрайона: Рубцовский и Змеиногорский. Межрайонные центры и подрайоны Рубцовского планировочного района: Рубцовск - межрайонный центр третьего ранга, в зоне тяготения которого находятся один городской округ и 7 муниципальных районов, составляющие Рубцовский подрайон;
Змеиногорск - межрайонный центр четвертого ранга, к которому тяготеют 5 муниципальных районов (Змеиногорский подрайон).
Основные планировочные оси:
одна из главных меридиональных осей - образуемая рекой Обью (от Новосибирска до Бийска) и коридором коммуникаций по модернизируемой и
новой федеральной дороге через Барнаул, Бийск и Горно-Алтайск с выходом к Монголии и Китаю; ось "Барнаул - Рубцовск - Семипалатинск";
межрегиональные оси: "Каргат - Камень-на-Оби - Алейск - Чарышское - Усть-Кумир"; "Татарск - Кулунда - Михайловское - Рубцовск - Курья - Краснощеково - Петропавловское - Майма"; "Барнаул - Павловск -Кулунда - Павлодар". Основные планировочные (функциональные) зоны.
Планируемое функциональное зонирование территории края является отображением пространственной структуры планируемого использования территории по основным видам хозяйственной деятельности. Соответственно, выделяются зоны: концентрации населения, производственной и социальной инфраструктуры; инновационные;
добывающей промышленности;
сельскохозяйственные;
лесохозяйственные;
хозяйственного использования водоемов и водотоков; рекреационные;
охраны и воспроизводства биосферных ресурсов;
охраны историко-культурной среды и образовательного туризма.
Основные планировочные средовые зоны.
Зонирование территории края по типам среды является отображением пространственной основы для его планируемого использования, виды которого определены в принятом варианте функционального зонирования наряду с развитием пространственного транспортно-планировочного каркаса и планировочным районированием. На этой основе планируется создание инфраструктуры:
для концентрации ресурсов края в приграничных регионах с целью формирования опорных зон сотрудничества и активизации социально-экономических связей с другими регионами Российской Федерации; для организуемых инновационно-технологических центров в составе объединений - концернов и кластеров; для развития горно-добывающей промышленности; для обеспечения развития туристско- и курортно-рекреационных зон с повышением миграционной привлекательности территории и обслуживанием зарубежных туристов и населения, проживающего в субъектах Сибирского федерального округа и других регионах России. При этом предполагается:
обеспечение мест приложения труда, доступного качественного социально-культурного обслуживания; повышение уровня инженерного обустройства территорий;
улучшение экологической ситуации с обеспечением доступного разнообразия мест отдыха и реабилитации здоровья населения; сохранение и воспроизводство ценного природного и историко-культурного потенциала и вовлечение его, по возможности, в хозяйственное использование. Транспортно-планировочный каркас с его осями, узлами и центрами дополнен элементами природно-экологического каркаса; ядрами - природными комплексами и объектами общенационального достояния, имеющими особое значение (государственным природным заповедником
"Тигирекский", природным парком "Ая", национальным парком "Горная Колывань", предлагаемыми к созданию национальными парками "Геблера", "Тогул", "Белокурихинский и др.), а также экологическими коридорами.
В качестве планировочных единиц наряду с внутрикраевыми планировочными районами и подрайонами выделены зоны урбанизации, групповые и местные формы расселения с выделенными основными планировочными центрами. Крупная развитая групповая форма расселения (Барнаульская - в границах указанной формы расселения):
большая развитая форма расселения (Бийская - в границах группы муниципальных районов - Бийского, Зонального, Советского, Смоленского);
большая относительно развитая форма расселения (Рубцовская - в границах группы муниципальных районов - Рубцовского, Егорьевского); большая форма расселения, получающая развитие (Заринская - в границах группы муниципальных районов - Заринского, Залесовского, Кытмановского, Тогульского); средняя форма расселения, получающая развитие (Славгородская, Каменская - в границах групп муниципальных районов - Славгородского, Бурлинского Хабарского, Немецкого национального, Суетского, Табунского и Каменского, Крутихинского);
малая форма расселения, получающая развитие (Алейская, Змеиногорская, с подключением Староалейского, Кулундинская - в границах сельских советов с относительно высокой плотностью сети населенных пунктов).
Выделены типы среды городских и сельских поселений - от развитой городской среды с преимущественно многоэтажной застройкой, объектами и развитой инфраструктурой обслуживания связей регионального и межрайонного уровня, сохранением исторической планировки и застройки (Барнаул, Бийск) - до среды с преимущественно сельской застройкой, объектами и инфраструктурой обслуживания районного уровня. Выделена относительно освоенная сельская среда (территории сельских советов с относительно высокой плотностью сети сельских населенных пунктов - более 15 ед. на 1000 кв. км; территории, обеспеченные групповым водопроводом).
Определены исторические поселения (Барнаул, Бийск), а также ареалы сосредоточения памятников архитектуры, требующие установления режима охраны историко-культурного наследия (картосхема 4). Указаны обширные территории с памятниками археологии, которые присутствуют в большинстве районов края. Выделены зоны, представляющие преимущественные компоненты природной среды: водотоки и крупные водоемы (реки, водохранилища,
озера пресные и соленые);
территории открытых пространств (особо ценные и ценные пахотные земли, луга, болота и заболоченные территории); территории, преимущественно покрытые лесами, в том числе ценных пород и пород промыслового значения; комплексы и объекты историко-культурного наследия (исторические города Барнаул и Бийск, внесенные в список исторических населенных мест РСФСР в 1990 г., другие населенные пункты с сохранившимися объектами культурного и природного наследия, в числе которых Змеиногорск, Колывань, Павловск и др.) памятники архитектуры, ареалы
сосредоточения памятников и отдельные памятники археологии. Выделены получающие развитие рекреационные районы предгорий и горных хребтов Алтая: "катунский куст" баз отдыха, расположенных на левом берегу реки Катунь, ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" и игорная зона "Сибирская монета"; зона "Белокуриха - Искра" с выходом на Солонешное
с перспективой создания новой курортно-развлекательной зоны Белокуриха-2; туристические центры в треугольнике Змеиногорск - Горная
Колывань -Горный Чарыш; Бийск - транзитный туристский центр ("Ворота в Алтай"); отдельные туристские центры на Кулундинской равнине (группа Завьяловских озер, Большое и Малое Яровые озера, озеро Малиновое и озеро Горькое, отдельные центры, расположенные в рзерной системе р. Бурла. Усиливается связь Барнаула - главного центра рекреационной местности, с ее основным курортным центром Белокурихой, а с прокладкой
железной дороги по левому берегу Катуни до Маймы и устройством железнодорожных станций улучшается сообщение с Республикой Алтай. Транспортные распределительные узлы предусматриваются в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Кулунде, Славгороде, Алейске, Камне-на-Оби и Заринске.
2.3. Социально-экономическое развитие края
2.3.1. Цели территориального планирования
Цели территориального планирования сформулированы с учетом приоритетных национальных проектов по 3 уровням. I уровень - федеральный.
1.1. Создание градостроительных предпосылок для рационального использования природного, трудового, научно-производственного потенциала в целях превращения края в туристический центр федерального значения. Центром курортно-рекреационной деятельности намечен курорт федерального значения Белокуриха и перспективная курортно-развлекательная зона Белокуриха-2. Создается особая экономическая зона туристско-рекреационного тина "Бирюзовая Катунь", игорная зона "Сибирская монета", намечается создание особого анклава курортно-рекреационной местности в составе Чарышского, Солонешенского,
Смоленского, Алтайского районов и курорта Белокурихи, развитие Горной
Колывани и Горного Чарыша, освоение рекреационных ресурсов Кулундинской степи, формирование транспортной инфраструктуры для обслуживания международных связей 1.2. Дальнейшее развитие АПК, в т.ч. с использованием инновационных технологий, повышение удельного веса сельскохозяйственной продукции в общем объеме продукции, производимой в Российской Федерации, способствующее и возрождению сельскохозяйственного машиностроения. Целесообразно развитие двух важных направлений АПК: внедрение инновационных технологий, обеспечивающих более глубокую переработку сельхозпродукции и транспортировку не зерна, а быстрорастворимых круп, зародышевого масла, этанола, производство там, где это возможно, экологически чистой продукции. Сотрудничество в этой сфере Новосибирской области и Алтайского края может стать основой формирования межрегиональных связей и обеспечить сохранение лидерства
Алтайского края в пищевой промышленности. 1.3. Развитие фармацевтической промышленности.
Повышение конкурентоспособности продукции за счет объединения научного и производственного потенциала двух субъектов Сибирского федерального округа с биофармацевтическими ядрами в 2 наукоградах - Бийске - ЗАО "Алтайвитамины", ЗАО "Эвалар" и Кольцово - "Вектор", создание кооперационного фармацевтического производства - фармацевтического кластера. 1.4. Развитие горно-рудной промышленности с центром в Змеиногорске обеспечивается в том числе путем применения инновационных разработок научных учреждений наукограда (г. Бийск) и технопарка на базе Алтайского государственного технического университета (г. Барнаул). Развитие приграничных торговых связей с Казахстаном, а через него с Узбекистаном, Киргизией и Монголией. Планируется создание Белорецко-Инского горно-обогатительного комбината, разработка Харловского месторождения титано-магнетитовых руд, ввод в действие Корбалихинского полиметаллического рудника, поисковые работы в Северо-Алтайском золотоносном поясе, Тягунской площади центрального Салаира, в Чарышском, Рубцовском, Змеиногорском рудных районах; освоение перспективных запасов в южной части Золотушенского рудного района близ границы с Казахстаном с целесообразностью их совместной разработки. 1.5. Превращение края в мощный и многосторонне развитый экономический форпост России во взаимоотношениях с Казахстаном и странами юго-восточной Азии. Формирование в приграничном с Казахстаном районе транспортно-логистического узла, административно-деловых, выставочных,
гостиничных и других комплексов. II уровень - региональный.
Создание градостроительных предпосылок для широкого развития внутрирегиональных финансово-экономических, социально-культурных связей в Сибирском федеральном округе. Наращивание производственных мощностей ОАО "Алтайвагон", развитие
в Заринске ОАО "Алтай-Кокс", формирование концернов оборонной промышленности в Славгороде, Барнауле, Рубцовске, Бийске, развитие энергетической отрасли, формирование регионального транспортно-планировочного каркаса края, формирование и развитие межрегионального зернового кластера в сотрудничестве с Новосибирской областью. III уровень - краевой.
Создание градостроительных предпосылок для улучшения среды проживания, повышения качества жизни в крае. Формирование транспортно-планировочного каркаса края, обеспечение
доступного качественного социально-культурного обслуживания, разнообразия мест приложения труда и отдыха, повышение уровня инженерного обустройства территорий, улучшение экологической ситуации, воспроизводства ценного природного и историко-культурного потенциала и вовлечение его в хозяйственное использование, создание градостроительных предпосылок для снижения диспропорций в уровне социально-экономического развития муниципальных образований. 2.3.2. Мероприятия по социально-экономическому развитию края
Мероприятия по социально-экономическому развитию края включают:
разработку схемы территориального планирования Приалтайской и Алтайской зон в увязке со схемой территориального планирования
курортно-рекреационной зоны Республики Алтай с углубленной проработкой
экологических вопросов с целью согласования конфликтных ситуаций (рекреация, туризм, животноводство, горно-рудное дело, интересы
Роскосмоса); разработку градостроительной документации для развития территории
соленых озер с детальной проработкой вопросов экологической защиты этих территорий; формирование транспортно-логистического центра на границе с Республикой Казахстан; в рамках стратегии развития горно-добывающей промышленности детальную проработку вопросов целесообразности сотрудничества с Казахстаном по разработке расположенных вблизи границы рудных месторождений (южная часть Золотушинского рудного
района), а также освоение новых месторождений в Локтевском районе ("Юбилейное" месторождение полиметаллов) и готовящихся к освоению месторождений в Змеиногорском районе ("Майское", "Среднее"
"Лазурное"); целенаправленное формирование на территории края
социально-культурных центров с развитыми хозяйственными функциями с целью повышения доступности разнообразного и качественного социально-культурного обслуживания населения на всей территории края.
Реализация целевых программ.
2.4. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование, формирование природно-экологического каркаса территории 2.4.1. Предложения по организации инфраструктуры для охраны природы и воспроизводства природных ресурсов Развитие биосферной компоненты природно-хозяйственного комплекса Алтайского края приоритетно по ряду причин: географическое положение края и значительные масштабы территории делают его ответственным за качество и состояние биосферного потенциала Западно-Сибирского региона; для поддержания устойчивого развития края площадь особо охраняемых природных территорий (далее - "ООПТ") недостаточна (суммарная площадь всех ООПТ края - 808,9 тыс. га, что составляет лишь
4,8.% от его площади, а единственный в крае заповедник "Тигирекский" занимает не более 0,2% его площади); развитие рекреационного комплекса края невозможно без совершенствования природоохранной структуры и опережающего развития ее
биосферного потенциала; ответственность всех ветвей власти края за сохранение имеющегося на его территории биологического разнообразия, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации видов животных и растений, защищенных международными и федеральными нормативными актами и законами (картосхема 5). Выявлен ряд факторов, лимитирующих устойчивое градостроительное развитие отдельных участков и районов территории Алтайского края. Такими факторами являются: сокращение площадей, занятых защитными лесами, в результате пожаров, несанкционированных рубок; большое количество санкционированных свалок твердых бытовых отходов; снижение качества водных ресурсов для питьевого водоснабжения;
низкое качество питьевой воды, не соответствующее требованиям ГОСТ по санитарно-гигиеническим и микробиологическим нормативам, в ряде районов и населенных пунктов края; дальнейшее наращивание промышленного потенциала в экологически проблемных ареалах;
деградация потенциала почвенно-земельных ресурсов, прежде всего в результате дегумификации почв пашни, обусловленной различными причинами природного и антропогенного характера. Разработаны предложения для повышения устойчивости территории края. В основе этих предложений - анализ тематических ГИС-карт, выполненных в составе материалов обоснований: "Генетические типы ландшафтов", "Геоэкологическая оценка территории", "Санитарно-гигиенические условия", "Ресурсно-рекреационный потенциал", "Природные и экологические условия градостроительного развития", "Природно-экологическая основа функционального зонирования территории", "Проблемные ситуации и ареалы", "Предложения по охране и
рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения".
В результате комплексного анализа значительного объема визуализированных данных были выявлены основные элементы и разработаны предложения по структуре природно-экологического каркаса Алтайского края. Основное назначение каркаса - выполнение специфических экологических функций, обеспечивающих повышение устойчивости территории и поддержание экологического баланса. В Алтайском крае основными структурными элементами природно-экологического каркаса являются существующие ООПТ, защитные леса и слабо преобразованные природные ландшафты. Площади ООПТ и территорий, занятых защитными лесами Ленточно-борового и Приобского лесорастительного районов, составляют:
заповедник кластерного типа - 40.7 тыс. га (всего 0,2 % от площади края); заказники - 704,4 тыс. га (4,2 % от площади края);
прочие ООПТ - 63,8 тыс. га (0,4 % от площади края);
защитные леса (ленточные боры) - 1128,3 тыс. га и приобские леса - 838,8 тыс. га - более 10 % от площади края. Роль природно-экологического каркаса как несущего инфраструктурного элемента состоит в существенном повышении устойчивости территории края и его природно-хозяйственного комплекса,
а также в ликвидации тех пробелов, которые выявлены в системе охраны природы. Природно-экологический каркас и планируемая пространственная организация системы особо охраняемых природных территорий включают: кластерный участок "Кумир" заповедника "Тигирекский"; национальные парки "Горная Колывань", "Тогул", "Геблера", "Благовещенский" и природный парк "Ая";
государственные природные комплексные заказники "Алакский", "Бие-Чумышский", "Озеро Петухово", "Чупинский бор" и другие; государственные памятники природы;
ядра, узлы, экологические коридоры и буферные зоны природно-экологического каркаса (картосхема 6). В природно-экологическом каркасе ООПТ края несут основную нагрузку в качестве его ядер. Помимо существующих ООПТ в ядра входят проектируемые и предлагаемые заповедники, национальные и природные парки, заказники. Их суммарная площадь - 16,15 тыс. кв. км (9,6% от площади края). Следующим элементом каркаса являются узлы - территории, имеющие высокую рекреационную ценность, в том числе и для развития эксклюзивных видов отдыха, а также территории, отличающиеся высокой
концентрацией видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (так называемые "информационные узлы"). На территории края узлы в основном расположены в пределах защитных и горных лесов. На юге края к узлам отнесены сохранившиеся уникальные степные ландшафты предгорий. Площадь "лесных" узлов - 14,79 тыс. кв. км, а "степных" - 1,57 тыс. кв. км, что составляет соответственно 8,8 и 0,9% от площади края. Ядра и узлы при-родно-экологического каркаса являются "банком биосферных информационных ресурсов" края, средозащитные функции которых гарантируют поддержание экологического равновесия и биоразнообразия. В них по-прежнему сохраняются оптимальные условия для охраны и воспроизводства дикой фауны, в том числе и охотничье-промысловых животных, а также условия для воспроизводства растений и животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Алтайского края. Особое место в каркасе отводится экологическим коридорам, их основные функции - сохранение исторических путей миграции и ареалов мест обитания занесенных в Красные книги Российской Федерации и Алтайского края видов животных и их охрана, осуществление обмена биосферной информацией между отдельными структурными элементами каркаса и их связь в единое целое. Следует отметить, что данные структурные элементы присутствуют на территории края часто в виде фрагментов и поэтому нуждаются в реставрации, а в ряде случаев необходимо их воссоздание. В соответствующем разделе выделены и предложены экологические коридоры различных типов: "долинные", "приводораздельные", а также приуроченные к основным хребтам и разломам. В ряде случаев оказалось возможным использование в качестве
экологических коридоров государственных лесных полос при условии реставрации и расширения их природоохранных функций. Длина существующих лесополос - 435,3 км, а для развития природно-экологического каркаса необходимо в местах их выделения на ГИС-карте создать еще около 200 км новых лесополос.
Для поддержания основных элементов каркаса - ядер, узлов и экологических коридоров в оптимальном функциональном состоянии они окружаются системой буферных зон. В буферные зоны каркаса вошли крупные массивы защитных, эксплуатационных и резервных лесов, долинные комплексы, березовые колки и прочие территории, богатые занесенными в Красные книги Российской Федерации и Алтайского края видами растений и животных. Площадь буферных зон - 38,12 тыс. кв. км, что составляет 28,8% от площади края. Кроме этого, для повышения устойчивости территории и сохранения ландшафтов и почв Кулундинской степи на западе края выделены обширные территории суммарной площадью около 23 тыс. кв. км, подлежащие реабилитации, воссозданию системы полезащитных лесополос (дополнительных к предложенным выше). В пределах этой зоны требуется организация перехода на щадящий режим землепользования. 2.4.2. Ограничения градостроительного развития
По результатам комплексной оценки территории, анализа серии тематических природно-ресурсных и экологических ГИС-карт установлен ряд природно-экологических градостроительных ограничений и предложены меры по стабилизации социально-экологической обстановки в крае (картосхема 7). Градостроительное развитие территории края.
Рубцовско-Горнякский экологически проблемный ареал: запрет на использование средоразрушающих технологий; разработка программы и реализация мероприятий по оздоровлению социально-экологической обстановки в ареале; рекультивация отвалов горно-добывающей промышленности и территорий в пределах пригородных зон населенных пунктов, статус ограничений - краевой.
Благовещенский экологически проблемный ареал:
запрет на использование пестицидов в сельском хозяйстве;
модернизация предприятий с целью перехода на экологически безопасные технологии, как крайняя мера - закрытие и вынос за пределы
ареала экологически опасных и вредных производств; снижение объемов выбросов от мобильных источников, статус ограничений - краевой.
Города и их пригородные зоны с напряженной экологической ситуацией (Барнаул, Бийск, Заринск): запрет на размещение и развитие экологически опасных предприятий,
перевод действующих предприятий на экологически чистые технологии; снижение объемов выбросов от мобильных источников, прежде всего за счет оптимальной организации движения автотранспорта;
обеспечение экологически безопасного функционирования предприятий
коксохимии (г. Заринск), статус ограничений - краевой. Сейсмически активная зона:
учет особенностей этой зоны при проектировании и строительстве (магнитуда землетрясений более 8 баллов), статус ограничений - краевой. Зоны повышенного геодинамического риска для инженерных сооружений: учет особенностей этой зоны при проектировании и строительстве, прежде всего при проектировании трассы газопровода высокого давления "Алтай", статус ограничений - краевой. Территории с высокой плотностью археологических памятников:
запрет на строительство без согласования с надзорными органами, статус ограничений - федеральный. Территории со сложными инженерно-геологическими условиями:
нормативные инженерно-строительные ограничения, статус ограничений - краевой.
Особо охраняемые природные территории:
ограничения хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях" и положениями о каждой особо охраняемой территории, статус ограничений - федеральный и краевой. Лесопромышленное освоение:
защитные леса, в том числе и ареалы распространения кедра: запрет
на рубки главного пользования, статус ограничений - федеральный и краевой; развитие экологически ориентированного сельского хозяйства;
районы использования пестицидов на пахотных землях: ограничения на использование пашни для производства экологически чистой продукции, статус ограничений - краевой. Рекреационное освоение:
в пределах экологически проблемных ареалов - реализация мер по улучшению экологической обстановки; ограничения на размещение и развитие экологически опасных предприятий и объектов; ограничения на использование природо- и средоразрушающих технологий в сельском и лесном хозяйствах, статус ограничений - федеральный и краевой; выход на поверхность горных пород с высоким радиационным фоном (более 100 мкр/час): ограничение на развитие рекреационной инфраструктуры, статус ограничений - краевой. Территории с установленными урановыми аномалиями подземных вод: ограничение на развитие эксклюзивных видов отдыха и туризма, сбор лекарственных растений и грибов, статус ограничений - краевой. Комплексное использование территории.
Территория Обь-Иртышского междуречья - низкий уровень устойчивости территории: запрет на использование пестицидов в сельском и лесном хозяйствах;
формирование природно-экологического каркаса;
решение экологических проблем в пределах Благовещенского экологически проблемного ареала; ликвидация всех несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, статус ограничений - краевой. 2.4.3. Мероприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию В целях рационального использования природных ресурсов и организации инфраструктуры для охраны природы и воспроизводства природных ресурсов предлагается: формирование на базе существующей системы ООПТ и защитных лесов, с учетом ее развития, природно-экологического каркаса края с целью решения проблем охраны и
воспроизводства потенциала природных ресурсов и повышения устойчивости территории в целом; реализация целевых программ. 2.5. Развитие транспортной инфраструктуры
2.5.1. Предложения по развитию транспортной сети края
Развитие транспортной инфраструктуры рассматривается как один из базовых элементов перспективного планирования территории края, экономического роста и повышения качества жизни населения (картосхема
8). Для развития транспортной инфраструктуры края предлагается создание опорного транспортного каркаса, структура которого включает: магистральные автомобильные и железные дороги;
автодороги и железные дороги общей сети;
основные региональные автодороги;
региональные автодороги;
транспортные узлы.
Основой транспортного каркаса являются существующие транспортные коммуникации федерального значения: железные дороги (Новосибирск -
Барнаул - Рубцовск - Семипалатинск, Барнаул - Бийск, Павлодар - Барнаул - Артышта, Карасук - Камень-на-Оби -Среднесибирская), обеспечивающие дальние и ближние связи края с регионами Российской
Федерации, Казахстаном, Средней Азией, а также внутри-краевые перевозки; магистральная автодорога (М-52) "Чуйский тракт";
автодорога "Барнаул - Рубцовск - граница края" (А-349), которая совместно с железной дорогой может явиться в перспективе основой Среднеазиатского автомобиле-железнодорожного транспортного коридора с выходом на трансазиатский коридор. Основными перспективными направлениями дальнейшего развития транспортного комплекса края являются следующие: организация и развитие перспективной системы скоростного рельсового транспорта на направлении Новосибирск - Барнаул - Бийск - ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" (и высокоскоростного, в первую очередь, на
участке Новосибирск - Барнаул), позволяющей значительно сократить время поездки (скорость до 400 км/час) и создать комфортные условия передвижения (вариант, требующий технико-экономического обоснования);
организация транзитных грузовых потоков со строительством железнодорожного участка Среднесибирская - Заринск, освобождением участков Заринская - Алтайская, Алтайская - Среднесибирская для скоростного пассажирского движения; усиление (электрификация, строительство второго пути) железнодорожного участка Барнаул - Рубцовск; реконструкция автодороги М-52 "Чуйский тракт", ее расширение до 14 метров с повышением категории до первой на всем протяжении; организация строительства северного обхода Барнаула с соединением
автодорог М-52 "Чуйский тракт" и А-349 "Барнаул - Рубцовск - граница края"; завершение строительства автодороги "Барнаул - граница края (в обход г.Рубцовска)" по II технической категории;
развитие сети региональных дорог с выделением отдельных направлений, соответствующих развитию межрегиональной транспортной сети: формирование новых направлений на базе территориальной дороги 1Р363 "Кара-сук-Рубцовск", с продолжением ее в широтном направлении на восток (с усилением транспортного потенциала южных районов края,
территориальной связанности формирующихся туристско-рекреационных и курортных зон) и выходом в районе Горно-Алтайска на Чуйский тракт и на
уже строящуюся на отдельных участках дорогу "Горно-Алтайск - Таштагол
- Абакан", с продлением в северном направлении дороги "Карасук - Татарск"; организация движения от Барнаула и Бийска к игорной зоне "Сибирская монета" по дороге М-52 "Чуйский тракт" и автодороге регионального значения "Бийск - Катунское - Красный Яр - Черга - Алтайское (западный обход) - Ая - Нижняя Каянча - игорная зона "Сибирская монета" - "Бирюзовая Катунь" | мостовой переход через Катунь в районе с. Соузга Республики Алтай с выходом на Чуйский тракт;
создание регионального терминально-логистического комплекса на меридиональном направлении коридора "Чуйский автомобильный транспортный коридор" и на дублере широтного коридора "Запад-Восток", Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|