Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 07.04.2011 № 166

 
 
 
 
 
                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
 
07.04.2011                                            N 166
 
 
                              гарнаул
 
                                                                                                                                                                                        
Об  утверждении  концепции  обращения
с отходами производства и потребления
на территории Алтайского края до 2020
года
 
        (В редакции Постановления Администрации Алтайского края       
                         от 09.06.2015 № 220)                         
 
     Во исполнение  Федерального  закона  от  24.06.1998  N  89-ФЗ "Об
отходах  производства  и  потребления",  закона  Алтайского  края   от
11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления
в Алтайском крае" и с целью организации на территории Алтайского  края
системной работы по сбору,  накоплению, использованию, обезвреживанию,
транспортированию,  размещению отходов производства и  потребления,  а
также  их  вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных
источников сырья постановляю:
     1. Утвердить   прилагаемую   концепцию   обращения   с   отходами
производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя  Губернатора  Алтайского  края  Лукьянова А.Н. (В редакции
Постановления Администрации Алтайского края от 09.06.2015 № 220)
 
 
Губернатор Алтайского края                                 А.Б. Карлин
 
 
 
                                          УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Администрации
                                          Алтайского края
                                          от 07.04.2011 N 166
 
                              КОНЦЕПЦИЯ
           обращения с отходами производства и потребления
              на территории Алтайского края до 2020 года
 
                          1. Общие положения
 
     Концепция обращения с  отходами  производства  и  потребления  на
территории Алтайского края до 2020 года (далее - "Концепция") является
основой   для  последующей  разработки  государственной      программы
Алтайского края обращения   с   отходами  производства  и  потребления
на  территории Алтайского края и   определяет   направления   развития
системы  утилизации   твердых    бытовых  и  промышленных (в том числе
агропромышленных) отходов. Концепция    основывается   на  требованиях
международного законодательства, законодательства Российской Федерации
и Алтайского края и нацелена на реализацию государственной политики  в
области  обращения с отходами. (В редакции Постановления Администрации
Алтайского края от 09.06.2015 № 220)
 
           2. Характеристика существующей системы обращения
                     с отходами в Алтайском крае
 
     Проблема обращения с отходами производства и потребления занимает
важное  место  в  области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Ситуация в сфере обращения с отходами как во  всей  России,  так  и  в
Алтайском крае продолжает оставаться неудовлетворительной.
     По данным     Территориального    органа    Федеральной    службы
государственной  статистики  по  Алтайскому  краю,  в  2009  году   на
территории  региона  образовалось  2180,509 тыс.  тонн отходов (рост к
уровню 2005 года в 1,8 раза), из которых фактически использовано 552,7
тыс.  тонн (25,3%),  обезврежено 17,7 тыс. тонн (0,8%). Основной объем
отходов  приходится  на  предприятия,  относящиеся   к   таким   видам
экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (758,2 тыс.
тонн), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (627,6
тыс. тонн).
     Действующая система учета отходов  неэффективна.  Так,  расчетное
количество  только  твердых бытовых отходов (далее - "ТБО") составляет
3,2 млн.  куб. м/год.  Однако, по данным управления Алтайского края по
жилищно  -  коммунальному хозяйству,  в 2009 году в крае было вывезено
5255,1 тыс.  куб.  м ТБО,  захоронено 33913,8 тыс.  тонн ТБО. Ежегодно
образование ТБО в крае увеличивается в среднем на 7%.
     В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998  N  89-ФЗ  "Об
отходах  производства  и  потребления"  и  с  Федеральным  законом  от
06.10.2003  N  131-ФЗ  "Об    общих  принципах  организации   местного
самоуправления  в Российской Федерации" вопросы,  связанные со сбором,
вывозом,  утилизацией и переработкой бытовых и  промышленных  отходов,
относятся  к  полномочиям  органов  местного самоуправления.  Однако в
городах и селах края централизованно  вывозится  лишь  от  30  до  40%
отходов.   Вывоз   ТБО   из   микрорайонов   индивидуальной  застройки
преимущественно  осуществляется  домохозяйствами  самостоятельно,  что
зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так
и прилегающих природных объектов.  Основной причиной  данной  ситуации
является   отсутствие   необходимого   количества   специализированной
техники,  особенно в сельской местности  (всего  в  крае  имеется  190
мусоровозов, из которых лишь 35 работают в сельской местности).
     Сбором и  вывозом  ТБО  на  территории  региона  занимаются   182
организации,  их  утилизацией  -  28  организаций.  В 18 муниципальных
районах имеются организации,  осуществляющие утилизацию и  захоронение
отходов.  Работа  мусоросортировочного комплекса организована только в
городе Барнауле,  в 5 городских округах  и  25  муниципальных  районах
организован  сбор  вторичных материальных ресурсов.  В результате этой
деятельности в 2009 году извлечено 145 тонн черных и цветных металлов,
431 тонна полимерных материалов, 711 тонн бумаги, 179 тонн стекла.
     Большой объем и высокий темп  накопления  отходов  потребления  и
слабое  развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому,  что
основным  методом  утилизации  отходов  является  их  захоронение   на
свалках.  Всего  на территории края имеется более 1500 мест размещения
ТБО,  98 %  из которых не отвечают требованиям  санитарных  правил  СП
2.1.7.1038.01  "Гигиенические  требования  к  устройству  и содержанию
полигонов твердых бытовых отходов": на полигонах и свалках отсутствуют
подъездные  асфальтированные дороги,  ограждения,  нет спецтехники для
утилизации  (захоронения)   ТБО.   Кроме   того,   не   осуществляется
рекультивация   отработанных   участков,  что  приводит  к  расширению
территории полигонов, нет контроля селективного сбора и приема отходов
на полигоны ТБО,  отсутствует контроль изменения состава грунтовых вод
в  районе  полигонов,  недостаточно  контролируется  обустройство   их
территории.
     Общей проблемой  для  муниципальных  образований  края   остается
несанкционированное  размещение отходов.  Планомерно проводимая работа
по выявлению  несанкционированных  свалок  и  привлечению  виновных  к
административной  ответственности способствует улучшению положения дел
в данной сфере,  но не решает проблему. Усугубляют ситуацию подлежащие
захоронению  неопасные отходы и отходы 4-го класса опасности,  что для
Алтайского края составляет около 33%  всех отходов. Лишь часть отходов
(4,4%)  передается для обезвреживания другим предприятиям.  Более 3,7%
отходов (или 404,8 тыс.  тонн в год),  представляющих собой  токсичные
отходы  1-3  классов опасности,  утилизируются небезопасными методами:
размещаются  на  несанкционированных  свалках,  разбавляются  сточными
водами   и   сбрасываются   в   водоемы   либо  сжигаются  с  выбросом
высокотоксичных веществ.
     Еще одной   значимой   проблемой  для  Алтайского  края  является
остановка опасных химических производств  и  прекращение  деятельности
предприятий  по  выпуску боевых взрывчатых веществ.  Данные объекты на
этапе приватизации были сохранены в государственной собственности,  но
при   этом  фактически  оказались  бесхозными:  не  были  осуществлены
мероприятия по консервации цехов, оборудования и по очистке территории
от накопленных токсичных отходов,  а также по их охране. Существование
таких объектов становится опасным для населения  и  окружающей  среды.
Особенно остро данная проблема проявилась на предприятии ОАО "Полиэкс"
(правопреемник Бийского химического комбината).
     По-прежнему актуальным  для  региона  остается  системное решение
проблем утилизации агропромышленных отходов. В последние годы ситуация
усугубляется   интенсивным   строительством  крупных  животноводческих
комплексов в рамках  реализации  приоритетного  национального  проекта
"Развитие   агропромышленного   комплекса",   что,   в  свою  очередь,
увеличивает объем сельскохозяйственных отходов.  Остро стоит вопрос  о
ликвидации  непригодных  и  запрещенных  к  применению  пестицидов.  В
течение последних 5 лет за счет средств краевого бюджета переупакованы
и  вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн
пришедших  в  негодность  и  запрещенных  к  применению  пестицидов  и
агрохимикатов.  За  этот  период ликвидировано более 500 мест хранения
ядохимикатов,  территория  края  практически  полностью   очищена   от
токсичных  отходов  данного  вида  I  и II классов опасности,  которые
размещены  на  складах  временного  хранения   с   целью   последующей
утилизации.  Так  как  в  России  отсутствуют технологии переработки и
обезвреживания таких отходов,  решением данной  проблемы  в  настоящее
время является размещение их на специализированных полигонах в городах
Томске и Омске.  Постановлением Администрации края от 06.08.2010 N 350
утвержден  порядок  ведения  регионального  кадастра отходов,  который
позволит систематизировать информацию об объектах  размещения  отходов
на   территории   Алтайского   края,   в  том  числе  сведения  об  их
расположении, о фактическом количестве отходов на объектах хранения, и
более  рационально  организовать  деятельность по переработке отходов.
Формирование и регулярное обновление  регионального  кадастра  отходов
даст возможность повысить эффективность управленческих,  хозяйственных
и иных  решений,  принимаемых  при  формировании  системы  безопасного
обращения   с   отходами  производства  и  потребления  на  территории
Алтайского края.
     В 2010 году в качестве образца была разработана схема раздельного
накопления и утилизации отходов в г.  Новоалтайске.  Получены данные о
фактических  и  планируемых  объемах образования отходов на территории
города,  предложена система обращения с  ними,  включающая  в  себя  в
качестве основного мероприятия осуществление раздельного сбора отходов
от источников их образования.
     В крае   имеются   успешные   примеры  реализации  инвестиционных
проектов в сфере переработки отходов.  Так, в с. Топчиха Топчихинского
района     ООО     "Дело-А"     осуществлен    проект    "Производство
термопласткомпозитных   строительных    материалов    (полимерпесчаная
черепица   "Росалана",   полимер-песчаная   тротуарная   плита,  блоки
несъемной опалубки,  химически стойкая доска)  на  основе  переработки
бытовых  полимерных  отходов".  Качество  продукции,  выпускаемой  000
"Дело-А",   подтверждено   многочисленными   наградами   и   дипломами
международных  выставок,  в  том  числе продукция предприятия признана
лучшим алтайским товаром в 2004  -  2006  годах,  ООО  "Дело-А"  стало
дипломантом  федеральной  программы "100 лучших товаров России" в 2007
году.
     В с.  Ларичиха  Тальменского района ООО "Алтай-Форест" реализован
проект "Утилизация отходов от лесопиления  и  рубок  ухода  за  лесом.
Строительство  завода  по  производству ДСП".  Проект был поддержан за
счет  средств  краевого  бюджета  посредством   субсидирования   части
банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и субсидирования
налога на имущество.
     В то  же  время  предпринимаемые  органами государственной власти
Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему
кардинальным  образом,  в  том  числе по причине недостаточного объема
инвестиций,   направляемых    на    строительство    полигонов    ТБО,
мусоросортировочных   станций,  предприятий  по  переработке  отходов.
Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер  решаемой
задачи.
     Анализ деятельности  в  области  обращения  с  отходами  позволил
выявить   следующие   основные   проблемы,   затрудняющие   реализацию
государственной политики в данной сфере  и  приводящие  к  постоянному
росту экологической нагрузки на окружающую среду:
     отсутствие стратегии развития системы  обращения  с  отходами  на
территории Алтайского края;
     неразвитость инфраструктуры    в    области    использования    и
обезвреживания отходов;
     недостаточная работа   органов   местного    самоуправления    по
организации сбора, вывоза и переработки отходов;
     ограниченное участие  органов  исполнительной  власти  Алтайского
края в мероприятиях по утилизации отходов;
     недостаточное применение  экономических   методов   регулирования
отношений в области обращения с отходами;
     отсутствие заинтересованности  населения   в   решении   вопросов
обращения с отходами.
     Для решения поставленных задач требуется консолидация усилий всех
заинтересованных  структур  и привлечение средств инвесторов,  а также
муниципальных, регионального и федерального бюджетов.
 
                      3. Цели и задачи Концепции
 
     Целью Концепции является совершенствование  системы  обращения  с
отходами   производства   и   потребления   и  уменьшение  негативного
воздействия отходов на окружающую среду  и  здоровье  населения  путем
решения следующих задач:
     совершенствование организационной структуры в сфере  обращения  с
отходами на территории Алтайского края;
     формирование единой   информационной   системы,    обеспечивающей
достоверность данных о системе обращения с отходами;
     привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами;
     вторичное использование   полезных  компонентов,  содержащихся  в
отходах (развитие индустрии вторичной переработки);
     минимизация количества   мест   захоронения  отходов,  ликвидация
несанкционированных объектов размещения отходов;
     строительство межмуниципальных  мусоросортировочных  комплексов и
предприятий по комплексной переработке ТБО и вторичного сырья;
     строительство и    реконструкция    полигонов   для   захоронения
неутилизируемой  части ТБО в соответствии с действующими санитарными и
экологическими требованиями;
     разработка и  реализация   проектов   по   утилизации   токсичных
промышленных    отходов,   а   также   отходов   сельскохозяйственного
производства.
 
                4. Основные этапы реализации Концепции
 
     Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации
Концепции с 2011 по 2020 годы в два этапа:
     первый этап - 2011 - 2013 годы;
     второй этап - 2014 - 2020 годы.
     На первом этапе предполагается:
     подготовить соответствующие             нормативные             и
организационно-методические документы;
     Абзац. (Утратил  силу  -  Постановление Администрации  Алтайского
края от 09.06.2015 № 220)
     завершить формирование    регионального     кадастра     отходов,
организовать   систему   обмена   ведомственной  информацией  в  сфере
обращения с отходами;
     уточнить объем  средств,  в  том числе средств местных бюджетов и
внебюджетных источников, необходимых для реализации Концепции.
     На данном   этапе  также  планируется  реализация  первоочередных
мероприятий по строительству объектов, на которые имеется утвержденная
и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.
     Второй этап  предполагает  полномасштабное  проведение  работ  по
строительству  объектов  и  реализации проектов по переработке отходов
производства и потребления.
 
                  5. Основные направления Концепции
 
     Для решения  задач  Концепции  и  достижения  поставленной   цели
необходимо   реализовать   комплекс   взаимосвязанных  мероприятий  по
следующим направлениям:
     Направление 1.         Нормативно-методическое        обеспечение
функционирования системы обращения с отходами на территории Алтайского
края, в том числе:
Абзац; (Утратил      силу   -   Постановление      Администрации
Алтайского  края от 09.06.2015 № 220)
     разработка межмуниципальной  схемы  очистки территории Алтайского
края от отходов производства и потребления;
     разработка правил обращения с типовыми группами отходов;
     разработка механизмов стимулирования развития предпринимательства
в  сфере  обращения  с  отходами  производства и потребления,  а также
привлечения в данную сферу инвестиций.
     Направление 2. Формирование единой информационной системы в сфере
обращения с отходами, в том числе:
     формирование и   ведение   регионального   кадастра   отходов  на
территории Алтайского края;
     обеспечение совместимости ведомственных баз данных;
     внедрение системы обмена информацией в сфере обращения с отходами
и др.
     Направление 3.  Развитие инфраструктуры  в  области  обращения  с
отходами производства и потребления, в том числе:
     развитие сети  приемных   пунктов   и   расширение   ассортимента
материалов, принимаемых для переработки;
     оборудование в населенных пунктах контейнерных площадок для сбора
и временного накопления отходов потребления;
     приобретение контейнерно-бункерного          хозяйства          и
специализированной  техники для вывоза и переработки отходов,  а также
для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах
размещения отходов;
     разработка проектно-сметной   документации    на    строительство
полигонов  ТБО,  мусоросортировочных  станций и мусороперерабатывающих
комплексов,  предприятий  по  переработке  токсичных,  промышленных  и
сельскохозяйственных отходов и др.
     Направление 4.  Возмещение прошлого экологического ущерба,  в том
числе:
     оценка накопленного экологического  ущерба,  определение  методов
его возмещения;
     разработка проектно-сметной документации на выполнение  работ  по
рекультивации   мест   захоронения   отходов,  в  том  числе  объектов
складирования (захоронения) пришедших в  негодность  и  запрещенных  к
применению   пестицидов  и  агрохимикатов,  токсичных  отходов  бывших
химических производств;
     ликвидация несанкционированных мест размещения отходов;
     рекультивация мест захоронения отходов и нарушенных в  результате
неправильного обращения с отходами земель и др.
     Направление 5.  Вовлечение населения в  процесс  формирования  на
территории Алтайского края современной системы обращения с отходами, в
том числе:
     развитие систем   экологического   образования,   просвещения   и
информирования населения;
     организация обучения  специалистов в области обращения с отходами
и др.
 
            6. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
 
(Утратил   силу   -   Постановление   Администрации   Алтайского  края
от 09.06.2015 № 220)
 
             7. Координатор, ответственные исполнители и
                    механизм реализации Концепции
 
Координатором реализации Концепции является  Главное  управление
природных   ресурсов   и   экологии   Алтайского   края.    редакции
Постановления Администрации Алтайского края от 09.06.2015 № 220)
Реализация        концепции   осуществляется   путем  участия  в
соответствующих государственных программах  Российской   Федерации   и
разработки   государственных    и   ведомственных   целевых   программ
Алтайского края, муниципальных   программ,   планов   работы   органов
исполнительной   власти   Алтайского   края   и   органов     местного
самоуправления.    редакции  Постановления  Администрации Алтайского
края от 09.06.2015 № 220)
     Ответственными исполнителями   мероприятий   Концепции   являются
органы   исполнительной  власти  Алтайского  края  и  органы  местного
самоуправления в пределах своей компетенции.
 
 


Информация по документу
Читайте также