ЗАКОН
Алтайского края
Об обращении с отходами производства и потребления
в Алтайском крае
(В редакции Законов Алтайского края от 10.11.2009 г. N 88-ЗС;
от 05.09.2011 г. N 119-ЗС; от 10.10.2011 г. N 135-ЗС;
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования
отношений в области обращения с отходами производства и потребления на
территории Алтайского края и направлен на предотвращение экологически
вредного воздействия отходов, образующихся в процессе хозяйственной и
иной деятельности, на здоровье человека и окружающую среду, а также
максимальное вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве
дополнительных источников сырья. (В редакции Закона Алтайского края
от 05.09.2011 г. N 119-ЗС)
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения в области обращения с
отходами производства и потребления в Алтайском крае (далее - отходы)
в части, отнесенной федеральным законодательством к ведению субъектов
Российской Федерации.
2. Основными целями настоящего Закона являются:
1) предотвращение негативного воздействия отходов производства и
потребления на окружающую среду и здоровье человека;
2) сбережение природных ресурсов;
3) уменьшение образования отходов, повышение эффективности их
использования в процессе хозяйственной деятельности;
4) создание благоприятных правовых и экономических условий для
внедрения малоотходных и безотходных технологий, минимизации
образования отходов, развития малого и среднего бизнеса в области
обращения с отходами производства и потребления, а также деятельности
организаций, осуществляющих экологически безопасную утилизацию
отходов, внедряющих передовые технологии в области обращения с
отходами.
Статья 2. Основные понятия
(Статья в редакции Закона Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
В настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным
законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления», а также следующие основные понятия:
1) отходы строительства и сноса - остатки сырья, материалов, иных
изделий и продуктов строительства, образующиеся при строительстве,
разрушении, сносе, разборке, реконструкции, ремонте зданий,
сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;
2) раздельный сбор отходов - деятельность по сбору, временному
хранению различных видов отходов в соответствии с их составом,
физическими свойствами и агрегатным состоянием, установленными
классами опасности, особенностями последующего жизненного цикла и
существующими технологиями их использования, обезвреживания и
уничтожения;
3) сортировка отходов - разделение отходов согласно определенным
критериям на качественно различающиеся составляющие или их смешение.
Статья 3. Законодательство Алтайского края в области обращения с
отходами
1. Законодательство Алтайского края в области обращения с
отходами основывается на положениях Конституции Российской Федерации,
федерального законодательства в области охраны окружающей среды.
Устава (Основного Закона) Алтайского края и состоит из настоящего
Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых
актов Алтайского края, а также муниципальных нормативных правовых
актов.
2. Настоящий Закон не регулирует отношения в области обращения с
радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами,
разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие
вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские
свойства), выбросами в атмосферу и сбросами в водные объекты
загрязняющих веществ, которые регулируются соответствующим
законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Алтайского
края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
3. Отношения, связанные в случае разведки и добычи
углеводородного сырья с размещением в пластах горных пород попутных
вод и вод, использованных пользователями недр для собственных
производственных и технологических нужд, регулируются
законодательством о недрах. (Дополнен - Закон Алтайского края
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
Статья 4.Основные принципы и приоритетные направления в области
обращения с отходами
(Статья в редакции Закона Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
1. Основными принципами и приоритетными направлениями в области
обращения с отходами являются:
1) охрана здоровья человека, поддержание или восстановление
Благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического
разнообразия;
2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических
интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
3) использование наилучших доступных технологий при обращении с
отходами;
4) комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях
уменьшения количества отходов;
5) использование методов экономического регулирования
деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения
количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
6) обеспечение доступа в соответствии с законодательством
Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
7) создание благоприятных условий для предпринимательской
деятельности в области обращения с отходами.
2. Направления государственной политики в области обращения с
отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
1) максимальное использование исходных сырья и материалов;
2) предотвращение образования отходов;
3) сокращение образования отходов и снижение класса опасности
отходов в источниках их образования;
4) обработка отходов;
5) утилизация отходов;
6) обезвреживание отходов.
Статья 5. Полномочия Алтайского краевого Законодательного
Собрания в области обращения с отходами
К полномочиям Алтайского краевого Законодательного Собрания в
области обращения с отходами относятся;
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Алтайского
края в области обращения с отходами;
2) (Утратил силу - Закон Алтайского края
от 10.11.2009 г. N 88-ЗС)
3) контроль за исполнением законодательства Алтайского края в
области обращения с отходами;
4) иные полномочия в соответствии с федеральным
законодательством. Уставом (Основным Законом) Алтайского края,
законами Алтайского края.
Статья 6. Полномочия Правительства Алтайского края в области
обращения с отходами
(Статья в редакции Закона Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
К полномочиям Правительства Алтайского края в области обращения с
отходами относятся:
1)проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших
при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;
2) разработка, утверждение и реализация региональных программ в
области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными
отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в
области обращения с отходами;
3) участие в проведении государственной политики в области
обращения с отходами на территории Алтайского края;
4) принятие в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Законом нормативных правовых актов, в том числе
Устанавливающих правила осуществления деятельности региональных
операторов, контроль за их исполнением;
5)установление порядка осуществления регионального
государственного контроля (надзора) в сфере регулируемых государством
тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
6)установление порядка ведения регионального кадастра отходов;
7)разработка и реализация мер государственной поддержки в области
обращения с отходами;
8)участие в организации обеспечения комплексности и непрерывности
информационной и просветительской деятельности по обращению с
отходами;
9)организация развития системы экологического образования и
формирования экологической культуры населения Алтайского края в
области обращения с отходами;
10) участие в организации обеспечения доступа к информации в
области обращения с отходами;
11)определение в программах социально-экономического развития
Алтайского края прогнозных показателей и мероприятий по сокращению
количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для
захоронения;
12) утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том
числе их раздельного сбора);
13)установление содержания и порядка заключения соглашения между
органом исполнительной власти Алтайского края и региональным
оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
14)установление условий проведения торгов на осуществление сбора
и транспортировки твердых коммунальных отходов;
15)утверждение методических указаний по разработке проектов
Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных
предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и
среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на
объектах, подлежащих региональному государственному экологическому
надзору;
16)иные полномочия в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 6.1. Полномочия исполнительного органа государственной
власти Алтайского края, уполномоченного в области строительства,
транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, в области
обращения с отходами
(Статья дополнена - Закон Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
К полномочиям исполнительного органа государственной власти
Алтайского края, уполномоченного в области строительства, транспорта,
жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, в области обращения с
отходами относятся:
1) участие в проведении государственной политики в области
обращения с отходами на территории Алтайского края;
2) разработка порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том
числе их раздельного сбора);
3) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному
сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и
захоронению твердых коммунальных отходов;
4) проведение конкурсного отбора среди юридических лиц на
присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми
коммунальными отходами и определение зоны его деятельности;
5) регулирование деятельности региональных операторов по
Обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением
установления порядка проведения их конкурсного отбора;
6)разработка проекта нормативного правового акта,
устанавливающего содержание и порядок заключения соглашения между
органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным в сфере
жилищно-коммунального хозяйства, и региональным оператором по
обращению с твердыми коммунальными отходами;
7)согласование условий проведения торгов, по результатам которых
формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых
коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с
твердыми коммунальными отходами, в случаях, установленных
Правительством Российской Федерации;
8)утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с
твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды
деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
9)участие в организации обеспечения доступа к информации в
области обращения с отходами;
10)участие в разработке и реализации региональной программы в
области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными
отходами;
11) разработка проекта нормативного правового акта,
устанавливающего условия проведения торгов на осуществление сбора и
транспортировки твердых коммунальных отходов;
12) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 6.2. Полномочия исполнительного органа государственной
власти Алтайского края, уполномоченного в области охраны окружающей
среды и обращения с отходами, в области обращения с отходами
К полномочиям исполнительного органа государственной власти
Алтайского края, уполномоченного в области охраны окружающей среды и
обращения с отходами, в области обращения с отходами относятся:
1)участие в проведении государственной политики в области
обращения с отходами на территории Алтайского края;
2)разработка и утверждение территориальной схемы обращения с
отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
3)осуществление государственного надзора в области обращения с
отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности,
подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
4)разработка и реализация региональной программы в области
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
5)установление нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к
хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и
среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на
объектах, подлежащих региональному государственному экологическому
надзору;
6)осуществление приема отчетности об образовании, утилизации,
обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном
порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе
хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на
объектах, подлежащих региональному государственному экологическому
надзору, установление порядка ее представления и контроля;
7) ведение регионального кадастра отходов;
8) утверждение методических указаний по разработке проектов
Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных
предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и
среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на
объектах, подлежащих региональному государственному экологическому
надзору;
9)участие в организации обеспечения доступа к информации в области
обращения с отходами;
10) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 6.3.Полномочия исполнительного органа государственной
власти Алтайского края, уполномоченного в области государственного
регулирования цен (тарифов) и ценообразования, в области обращения
с отходами
(Статья дополнена - Закон Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
К полномочиям исполнительного органа государственной власти
Алтайского края, уполномоченного в области государственного
регулирования цен (тарифов) и ценообразования, в области обращения с
отходами относятся:
1)утверждение производственных программ операторов по обращению с
твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды
деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
2) установление нормативов накопления твердых коммунальных
отходов;
3) утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми
коммунальными отходами;
4)осуществление регионального государственного контроля (надзора)
в части правильности применения тарифов в области обращения с твердыми
коммунальными отходами в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
5)участие в организации обеспечения доступа к информации в области
обращения с отходами;
6) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области
обращения с отходами
(Статья в редакции Закона Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских
поселений в области обращения с отходами относится участие в
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и
транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях
соответствующих поселений.
2.К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
районов в области обращения с отходами относится участие в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору),
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению
твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют
полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1
настоящей статьи, на территориях сельских поселений, а также на
межселенной территории.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов
в области обращения с отходами относится участие в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору),
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению
твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских
округов.
Статья 8.Требования к обращению с отходами на территориях
муниципальных образований
(Наименование в редакции Закона Алтайского края
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
1. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному
сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и
захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных
образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24
июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». (В
редакции Закона Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
2. Накопление отходов до их утилизации должно
осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и
агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в
соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических,
ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил, в
условиях, исключающих потерю их ценных качеств. (В редакции Закона
Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
3. Обезвреживание и утилизация отходов должны осуществляться
специализированными организациями в соответствии с требованиями
санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и
иных норм и правил. Запрещается производить несанкционированное
сжигание отходов открытым способом, осуществлять сброс отходов в
водоемы всех видов пользования, на берега, лед этих водоемов и на
рельеф местности. (В редакции Закона Алтайского края
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
4. Транспортирование отходов производится на предназначенных для
этих целей и специально оборудованных транспортных средствах в
соответствии с федеральным законодательством. Выгрузка отходов вне
специально установленных мест запрещается.
5.Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в
государственный реестр объектов размещения отходов. (В редакции Закона
Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
Статья 9. (Утратила силу - Закон Алтайского края
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
Статья 10. Требования к обращению с опасными отходами
(Статья в редакции Закона Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе
деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности,
обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному
классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке,
установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения
отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности
осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов,
включенных в федеральный классификационный каталог отходов не
требуется.
3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их
негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт
отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и
типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в
паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных
законодательством Российской Федерации об обеспечении единства
измерений требований к измерениям, средствам измерений.
4. При обращении с группами однородных отходов I - IV классов
опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим государственное
регулирование в области охраны окружающей среды.
Статья 11. Требования к обращению с отходами строительства и
сноса
1. Сбор отходов строительства и сноса осуществляется на объектах
их образования раздельно по видам отходов, имеющим единое направление
использования в соответствии с технологическим регламентом процесса
обращения с отходами строительства и сноса.
2. Смешивание отходов строительства и сноса, исключающее их
дальнейшую переработку, не допускается.
3. На объектах образования отходов строительства и сноса
допускается накопление отходов строительства и сноса в
специально оборудованных для этого местах, указанных в проектах
производства работ (проектах организации строительства), и в объемах,
соответствующих технологическим регламентам процесса обращения с
отходами строительства и сноса. (В редакции Закона Алтайского края
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
4. Отходы строительства и сноса должны направляться на
переработку и дальнейшее использование при условии обязательного
производственного контроля отходов и продуктов их переработки. (В
редакции Закона Алтайского края от 10.10.2011 г. N 135-ЗС)
Статья 12. Государственная поддержка в области обращения с
отходами
1. Государственная поддержка в области обращения с отходами на
территории Алтайского края должна быть направлена на:
1) уменьшение количества образуемых отходов;
2) увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную
деятельность;
3) сокращение количества объектов размещения отходов, не
внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов; (В
редакции Закона Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
4) внедрение инновационных технологий, обеспечивающих необходимые
экологические требования, в области утилизации, переработки и
размещения отходов;
5) обеспечение равных возможностей для юридических лиц независимо
от их организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей в
деятельности, связанной с обращением с отходами;
6) разработку и внедрение схем и технологий, уменьшающих
негативное воздействие, наносимое окружающей среде размещением
отходов;
7) (Утратил силу - Закон Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
2. К формам государственной поддержки в области обращения с
отхода ми на территории Алтайского края относятся:
1) предоставление в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Алтайского края бюджетных ассигнований и государственных
гарантий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим внедрение эффективных малоотходных технологий,
использующим отходы своей хозяйственной деятельности, осуществляющим
уменьшение образования отходов, их сбор, рациональное использование,
обезвреживание, переработку, размещение и утилизацию с применением
ресурсосберегающих и безопасных для окружающей среды и здоровья
человека методов и технологий; (В редакции Закона Алтайского края
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
2) предоставление краевых грантов особо значимым для Алтайского
края проектам в сфере обращения с отходами;
3) осуществление лизинговой деятельности в области обращения с
отходами с использованием средств краевого бюджета;
4) выделение земельных участков юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям, для организации деятельности в
области хранения, переработки и утилизации отходов с возможностью
применения понижающего коэффициента к ставкам арендной платы за
земельные участки, находящиеся в ведении органов государственной
власти Алтайскою края;
5) (Утратил силу - Закон Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
3. Конкретные меры государственной поддержки деятельности в
области обращения с отходами на территории Алтайского края
устанавливаются соответствующими законами Алтайского края,
регулирующими инвестиционную, лизинговую и иную деятельность.
4. (Утратил силу - Закон Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
5. Порядок предоставления мер государственной поддержки
устанавливается Администрацией Алтайского края.
Статья 13. Программы в области обращения с отходами
Основой для создания системы взаимосвязанных организационных,
научно-технических, социальных и экономических мероприятий для
обеспечения уменьшения образования отходов, использования их в
качестве вторичного сырья, ограничения или предотвращения влияния
отходов на окружающую среду являются государственные, региональные
программы, а также программы муниципальных образований по обращению с
отходами. (В редакции Закона Алтайского края от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
Статья 14. Региональный кадастр отходов Алтайского края
1. Региональный кадастр отходов Алтайского края включает в себя
классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов,
а также систематизированный банк данных об отходах и технологиях
использования и обезвреживания отходов.
2. Региональный кадастр отходов Алтайского края ведется на основе
государственных классификаторов, технико-экономической и социальной
информации в порядке, установленном Администрацией Алтайского края.
Статья 15. Воспитательная и просветительская деятельность в
области обращения с отходами
Органы государственной власти Алтайского края организуют и
обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность
целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности среди
населения по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с
отходами.
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства
в области обращения с отходами
(Наименование в редакции Закона Алтайского края
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в
области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет
за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации. (В редакции Закона Алтайского края
от 06.07.2014 г. № 56-ЗС)
Статья 17. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с 3 марта 2008 года.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
г.Барнаул
11 февраля 2008 года
N 11-ЗС