Расширенный поиск
Постановление Правительства Брянской области от 25.12.2015 № 713-пПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 декабря 2015 года N 713-п г. Брянск О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 851-п "Об утверждении государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы) В соответствии с Законом Брянской области от 25 сентября 2015 года N 73-З "Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проекта областного бюджета и проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 2016 год", постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в государственную программу "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 851-п "Об утверждении государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы)" (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Брянской области от 19 мая 2014 года N 205-п, от 28 июля 2014 года N 341-п, от 10 ноября 2014 года N 499-п, от 29 декабря 2014 года N 637-п, от 29 декабря 2014 года N 672-п, от 12 мая 2015 года N 203-п, от 18 августа 2015 года N 396-п, от 18 декабря 2015 года N 654-п, от 25 декабря 2015 года N 712-п), изложив ее согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Опубликовать постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети Интернет. 3. Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года. 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Щеглова Н.М.
Губернатор А.В. Богомаз
Приложение к постановлению Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 г. N 713-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы) ПАСПОРТ государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы)
Наименование государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы).
Ответственный исполнитель государственной программы Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Соисполнители государственной программы Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области;
департамент образования и науки Брянской области;
департамент внутренней политики Брянской области;
департамент культуры Брянской области;
департамент строительства и архитектуры Брянской области;
департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области;
департамент экономического развития Брянской области;
департамент здравоохранения Брянской области;
управление физической культуры и спорта Брянской области;
управление записи актов гражданского состояния Брянской области;
управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области;
управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (по согласованию);
учреждения социального обслуживания населения (по согласованию);
учреждения культуры городов и районов области (по согласованию);
органы местного самоуправления (по согласованию);
образовательные организации (по согласованию);
Брянская городская администрация (по согласованию);
региональные общественные организации инвалидов (по согласованию);
Общественная палата Брянской области (по согласованию);
аппарат антинаркотической комиссии Брянской области (по согласованию);
социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию). Перечень подпрограмм "Доступная среда" (2014 - 2020 годы);
"Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области" (2014 - 2020 годы);
"Содействие развитию институтов гражданского общества и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области" (2014 - 2020 годы);
"Развитие системы органов ЗАГС Брянской области" (2014 - 2020 годы).
Цели государственной программы Предоставление мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам;
обеспечение доступности, адресности и качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения;
повышение экономической и социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населения в целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальными услугами;
обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Брянской области;
формирование организационных, социально-экономических условий для предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам в рамках повышения качества жизни пожилых граждан;
увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области;
обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Брянской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачи государственной программы Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
социальная поддержка многодетных семей, реализация мероприятий, направленных на повышение социального статуса семьи и укрепление семейных ценностей;
социальная защита населения, имеющего льготный статус, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих среднедушевой доход ниже установленного минимума, осуществление мер по улучшению положения отдельных категорий граждан, включая граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества;
модернизация сети и повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания населения;
реализация единой государственной социальной политики на территории Брянской области;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Брянской области;
информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Брянской области;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области;
осуществление мер по улучшению положения граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества, созданию условий для повышения качества жизни пожилых граждан;
развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе путем конкурсного финансирования социальных программ и проектов указанных организаций, направленного на достижение конкретных значений показателей результативности, обеспечение открытости информации о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций;
повышение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Этапы и сроки реализации государственной программы 2014 - 2020 годы.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы: 2014 год - 6632005958,60 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 8049500 рублей, из них: оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, - 2999300 рублей; 2015 год - 10822135397,14 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 3069560,00 рублей, из них: обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров - 595500,00 рубля; 2016 год - 10942428805,00 рубля.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы Показатели (индикаторы), характеризующие конечные результаты реализации государственной программы, приведены в приложении 1 к государственной программе и плане реализации государственной программы в приложении 2 к государственной программе.
1. Характеристика текущего состояния социальной и демографической политики в Брянской области За 2013 - 2014 годы в сфере социальной и демографической политики Брянской области достигнуты определенные позитивные изменения. За период 2013 - 2014 годов были проведены мероприятия по реформированию системы предоставления социальных услуг учреждениями и оказанию мер социальной поддержки населению. Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы социальной защиты населения Брянской области.
Современная демографическая ситуация в области продолжает оставаться сложной. Продолжается рост численности населения старше трудоспособного возраста, и одновременно идет снижение численности населения моложе трудоспособного возраста. С целью повышения демографии, укрепления института семьи и семейных ценностей проводятся областные мероприятия: Международный день семьи, Международный день защиты детей, День матери, торжественные церемонии награждения почетным знаком Брянской области "Материнская слава", знаком "За милосердие" победителей областного конкурса "С благотворительностью и милосердием в 21-й век", медалью "За любовь и верность" супружеских пар, достойно проживших в браке более 25 лет, благотворительные акции.
На 1 ноября 2014 года на территории Брянской области проживает 5346 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2013 году - 5024). Благодаря планомерной и систематической работе всех структур и ведомств, занимающихся проблемами детей-сирот, 87,2% детей указанной категории проживает в замещающих семьях. В регионе 3276 замещающих семей, в которых воспитывается 4660 детей. Из них в семьях опекунов (попечителей) - 2390 детей, в приемных семьях - 1135 детей, в семьях усыновителей - 614 детей.
За последние 2 года значительно усовершенствована законодательная, нормативная правовая база региона, регламентирующая жизнедеятельность семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
В области организована работа по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание и проезд подопечного ребенка, вознаграждению приемных родителей, единовременного пособия при всех формах устройства ребенка, лишенного родительского попечения, в семью. Приемным родителям ежегодно оказывается разовая материальная помощь.
С целью стимулирования семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усиления мер социальной поддержки замещающих семей приняты постановления, в которых впервые предусмотрены дополнительные выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям за счет средств областного бюджета.
Принимаемые меры по профилактике социального сиротства и поддержке замещающей семьи позволили сократить число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, увеличить число детей, устроенных в семью, сократить число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях. Сократилось число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 17,2% по сравнению с 2013, на 24,6% по сравнению с 2012 годом. Активно развивается институт приемной семьи.
На 1 ноября 2014 года на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 680 детей, оставшихся без попечения родителей. Это воспитанники учреждений для детей-сирот и несовершеннолетние студенты, обучающиеся на полном государственном обеспечении в учреждениях профессионального образования области.
Несмотря на принимаемые меры, остается нерешенным ряд проблем, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, и жизнеспособностью замещающих семей.
1) На сегодняшний день велика доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных, от 14 лет и старше. Она составляет 56%, что затрудняет их устройство в семью, усложняет период адаптации.
Проблемным является устройство и воспитание в семье детей, имеющих отклонения в развитии. Граждане не готовы взять на себя ответственность за воспитание данной категории детей. Вызывают озабоченность отдельные случаи отказов замещающих родителей от воспитания приемных детей.
На территории области ежегодно выявляется более 400 детей, оставшихся без попечения родителей. Свыше 1500 семей, находящихся в социально опасном положении, состоят на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. На решение проблем негативно влияет социально-экономическое развитие общества, безработица, алкогольная и наркозависимость.
С целью защиты прав детей-сирот на жилище в области приняты законы, предусматривающие механизм выявления, закрепления и сохранности закрепленных жилых помещений. Разработаны нормативные правовые акты, утверждены нормативы расходов на оплату коммунальных услуг, приобретение строительных материалов для осуществления ремонта в закрепленных жилых помещениях для соответствия их техническим и санитарным нормам и правилам, а также норматив расходов на оформление документов по передаче жилых помещений в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 1 ноября 2014 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 2564 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения наступило у 1187 сирот. На 1 ноября 2014 года приобретено 174 жилых помещения для лиц указанной категории. К окончанию года планируется приобрести более 200 жилых помещений.
Учитывая, что ежегодно областной сводный список данных лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, пополняется, а также имеется факт роста цен на рынке недвижимости, решить в полном объеме жилищную проблему за один - два года не представляется возможным.
2) Более 13 процентов населения имеют доходы ниже среднеобластного уровня. Несмотря на проводимые в области мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского и социального обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем граждан, попавших в трудные жизненные ситуации.
В связи с безработицей, ростом цен на коммунальные услуги и товары сохраняется довольно высоким число граждан, нуждающихся в государственной поддержке.
Категория и численность населения, нуждающегося в социальной защите
В связи с увеличением в составе населения доли пожилых людей требуется дальнейшее развитие сферы социального обслуживания населения в части создания учреждений стационарного обслуживания, открытия отделений временного проживания.
3) Износ зданий, переданных в государственную собственность Брянской области для обеспечения деятельности государственных учреждений социального обслуживания, составляет около 70 процентов, оборудования и инвентаря - более 40 процентов. Необходимы средства на укрепление материальной базы действующих социальных учреждений, капитальный и текущий их ремонт.
4) В результате чернобыльской катастрофы территория Брянской области оказалась наиболее пострадавшей от радиационного загрязнения среди других регионов Российской Федерации - это единственная область, где имеются все четыре зоны радиоактивного загрязнения, включая зону отчуждения. В органах социальной защиты населения Брянской области состоит на учете около 250 тыс. граждан, подвергшихся радиационному воздействию, среди которых более 2 тысяч инвалидов и членов семей умерших вследствие радиационного воздействия, более 2,7 тысячи участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Все они получают соответствующие меры социальной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов. Обеспечение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, осуществляется в целях повышения уровня социальной защищенности граждан, подвергшихся радиационному воздействию, возмещения вреда, причиненного их здоровью, и возмещения вреда за риск проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
5) В Брянской области, как и в целом по России, растет число пенсионеров и инвалидов, оказавшихся без должного ухода и попечительства со стороны родственников. Реализацией комплексных мероприятий по выполнению поставленных задач в части организации социальной помощи и обслуживания населения в нестационарных условиях занимаются 32 государственных учреждения - комплексных центра социального обслуживания населения. Оказывается материальная помощь наименее защищенным категориям населения, попавшим в трудные жизненные ситуации, и в первую очередь тем, чей совокупный среднедушевой доход ниже установленного для региона прожиточного минимума. Возмещаются расходы по зубопротезированию региональным льготополучателям. Проводится работа по обучению компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.
Масштабы роста численности инвалидов и детей-инвалидов обуславливают необходимость реализации не одноразовых мероприятий, а продуманной, адекватной современным условиям государственной политики в области реабилитации инвалидов, направленной на удовлетворение их потребностей посредством создания реабилитационных отделений в учреждениях социальной защиты населения для инвалидов различного уровня, типа и профиля.
Центральным звеном реабилитационной системы, созданной в области для лиц с ограниченными возможностями, являются 1 государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области - реабилитационный центр для лиц с дефектами умственного и физического развития, 19 отделений в учреждениях социальной защиты населения и государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Озерный" с круглосуточным пребыванием, действующие в целях оказания квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи.
В целях профилактики безнадзорности и беспризорности, а также осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на территории области функционируют 11 социальных приютов для несовершеннолетних и 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 4 центра помощи семье и детям, 3 отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром на базе комплексных центров социального обслуживания населения.
Совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями данные учреждения осуществляют мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивают временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивают защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашают родителей для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывают представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
Для реализации прав и свобод лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий, оказания им социальной поддержки, а также комплексного подхода к решению вопросов профилактики безнадзорности в области создано два социальных учреждения: ГУСОН "Комплексный центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий г. Брянска" на 25 мест и "Клинцовский комплексный центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" на 35 мест.
Для соблюдения единых требований к объему, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг по социальным группам населения были разработаны и приняты государственные стандарты социального обслуживания, определяющие:
виды социальных услуг;
требования к порядку и условиям оказания социальных услуг;
категории клиентов социальной службы;
контроль и оценку качества услуг и др.
Повышение гарантий доступности и качества социальных услуг требует новых моделей управления социальной инфраструктурой, развития рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества.
Основой развития услуг в области социального обслуживания должно стать предупреждение с их помощью различных социальных рисков, использование услуг в качестве одного из факторов системы социальной безопасности уязвимых групп населения. Наряду с другими государственными мерами оказание услуг в области социального обслуживания должно гарантировать каждому поддержку в трудных социальных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизненного цикла (регулярные услуги в течение определенного периода), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера).
Для этого определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилым гражданам по уходу на дому. Особое внимание обращено на развитие и предоставление социальных услуг особо уязвимым категориям населения, в том числе гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам без определенного места жительства.
Дальнейшее развитие системы социального обслуживания осуществляется на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которого представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Системное развитие законодательной и нормативно-правовой базы социального обслуживания на федеральном и региональном уровне обеспечивает равный доступ граждан к качественным социальным услугам независимо от места проживания.
В течение 2010 - 2014 годов департамент и его подведомственные учреждения - ГКУ ОСЗН районов и городов области занимались исполнением мероприятий, решающих следующие основные задачи:
модернизация существующего программного обеспечения с целью перехода на современные сетевые (многопользовательские) средства расчета и выплаты различных видов пособий и компенсаций, переход к монетизации льгот по услугам ЖКХ;
развитие системы связи служб социальной защиты населения - строительство и модернизация локальных сетей в ОСЗН районов и городов области, создание устойчивых скоростных каналов между отделами и департаментом. В целях повышения качества и доступности предоставления гражданам пособий, субсидий, компенсаций, льгот, а также оптимизации работы продолжается работа службы приема населения в режиме модели "Одно окно", созданной на базе ГУ "ОСЗН Погарского района", где наряду с государственными услугами предоставляются услуги социального характера. Специалисты ГУ "ОСЗН Унечского района" активно участвуют в работе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Унечском районе.
Данная модель работы с населением позволяет четко регламентировать работу специалистов учреждения, урегулировать в одном месте и в одно время все вопросы, касающиеся предоставления мер социальной поддержки, сократить очереди и время ожидания приема специалистом граждан. В течение 2014 - 2020 годов работа по данному направлению будет продолжена в рамках модернизации системы предоставления государственных услуг.
В целях совершенствования работы социального обслуживания с пожилыми гражданами принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2015 года. В ходе подготовки нормативных правовых актов в Брянской области во исполнение указанного Федерального закона принято более 20 нормативных правовых актов. Новые нормы законодательства диктуют новые подходы к социальному обслуживанию, что является приоритетной задачей для учреждений социальной сферы в 2015 году.
При этом предполагается продолжить оптимизацию сети подведомственных учреждений. Кроме того, предполагается реструктуризация бюджетной сети, включающая в себя мероприятия по ликвидации неэффективных учреждений. При этом вопросы реорганизации будут решаться в комплексе, с учетом необходимости обеспечения интересов обслуживаемых лиц, персонала социальных учреждений, а также рационального использования имущества.
Государственная программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, направленных на предоставление ежемесячных, единовременных, ежегодных социальных выплат, социальных пособий, компенсаций, субсидий гражданам, направлена на обеспечение максимально возможного смягчения негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения. Программой предусмотрен спектр организационных мероприятий, направленных на:
безусловное соблюдение конституционных прав и законных интересов детей, пожилых граждан и инвалидов, в том числе на социальное обслуживание, социальную реабилитацию, социальную защищенность;
меры государственной социальной поддержки населения;
содействие активному участию в жизни общества, налаживание социального взаимодействия, максимальную интеграцию их в общество.
Конечным результатом реализации программных мероприятий должно являться повышение качества жизни населения Брянской области.
2. Приоритеты и цели государственной социальной и демографической политики Брянской области, цели и задачи государственной программы Приоритетами и целями государственной социальной и демографической политики Брянской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Брянской области являются:
- предоставление мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам;
- обеспечение доступности, адресности и качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения;
- повышение экономической и социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населения в целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальными услугами;
- обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Брянской области;
- формирование организационных, социально-экономических условий для предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам в рамках повышения качества жизни пожилых граждан;
- увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области;
- обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Брянской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках реализации данных целей осуществляется решение следующих задач:
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- социальная поддержка многодетных семей, реализация мероприятий, направленных на повышение социального статуса семьи и укрепление семейных ценностей;
- социальная защита населения, имеющего льготный статус, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих среднедушевой доход ниже установленного минимума, осуществление мер по улучшению положения отдельных категорий граждан, включая граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества;
- модернизация сети и повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания населения;
- реализация единой государственной социальной политики на территории Брянской области;
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области;
- повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Брянской области;
- информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Брянской области;
- преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области;
- осуществление мер по улучшению положения граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества, созданию условий для повышения качества жизни пожилых граждан;
- развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе путем конкурсного финансирования социальных программ и проектов указанных организаций, направленного на достижение конкретных значений показателей результативности, обеспечение открытости информации о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций;
- повышение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Срок реализации государственной программы Реализация государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" осуществляется в 2014 - 2020 годах.
4. Ресурсное обеспечение программы Реализация государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств местных бюджетов, поступлений из федерального бюджета, субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Объем средств на реализацию государственной программы составит: 2014 год - 6632005958,60 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 8049500 рублей, из них: оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, - 2999300 рублей; 2015 год - 10822135397,14 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 3069560,00 рубля, из них: обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров - 595500 рублей; 2016 год - 10942428805,00 рубля. 5. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и решение задач государственной программы В рамках реализации государственной программы планируется принятие нормативных правовых актов, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Описание основных мер правового регулирования, направленных на достижение целей и (или) конечных результатов государственной программы
6. Состав государственной программы В рамках реализации государственной программы осуществляется реализация четырех подпрограмм:
"Доступная среда" (2014 - 2020 годы);
"Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области" (2014 - 2020 годы);
"Развитие системы органов ЗАГС Брянской области" (2014 - 2020 годы);
"Содействие развитию институтов гражданского общества и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области" (2014 - 2020 годы). 7. Механизм реализации программы
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области координирует реализацию мероприятий соисполнителями программы и обладает правом вносить в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий и размеров их финансирования с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, несет ответственность совместно с соисполнителями за выполнение программы в установленные сроки.
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области организует и координирует работу государственных учреждений социального обслуживания населения, участвующих в реализации мероприятий программы.
Порядок отбора государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения для проведения капитального ремонта за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации приведен в приложении 3 к государственной программе.
Порядок организации обучения компьютерной грамотности неработающих пенсионеров в 2015 году приведен в приложении 4 к государственной программе.
Главным распорядителем средств, поступающих из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в доход областного бюджета на реализацию мероприятий программы, а также ответственным за реализацию данных мероприятий является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Перечисление средств, поступающих из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется на счет областного бюджета N 40101810300000010008, открытый управлением Федерального казначейства по Брянской области на лицевой счет 04272002290 администратора доходов - департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий программы. Целевое использование субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации подлежит постоянному контролю со стороны департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Брянской области в рамках соглашения. ПОДПРОГРАММА "Доступная среда" (2014 - 2020 годы) государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы) ПАСПОРТ подпрограммы "Доступная среда" (2014 - 2020 годы)
Наименование подпрограммы "Доступная среда" (2014 - 2020 годы).
Основания разработки подпрограммы
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" (далее - Государственная программа);
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения", Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики", постановление администрации Брянской области от 20.06.2008 N 604 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года".
Ответственный исполнитель подпрограммы
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (далее - ИОГВ), обеспечивающий реализацию программы, осуществляющий координацию ИОГВ, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий программы (далее - соисполнители Программы), в процессе ее реализации и оценки эффективности.
Соисполнители подпрограммы
Департамент образования и науки Брянской области;
департамент культуры Брянской области;
управление физической культуры и спорта Брянской области;
департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области;
департамент внутренней политики Брянской области;
управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области;
Брянская городская администрация (по согласованию);
органы местного самоуправления (по согласованию);
региональные общественные организации инвалидов (по согласованию). Цель подпрограммы Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам <1> в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения <2> (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Брянской области. Задачи подпрограммы
1) Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Брянской области;
2) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Брянской области;
3) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Брянской области;
4) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Брянской области.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы (в соответствии с показателями государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы) 1) Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Брянской области с 10 до 37%;
2) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности <3> Брянской области по результатам их паспортизации <4>, среди всех приоритетных объектов и услуг с 25 до 100%;
3) увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Брянской области с 16,8 до 65%;
4) доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности <5>, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Брянской области с 25 до 100%;
5) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Брянской области с 0,8 до 2,4%;
6) увеличение доли организаций профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций профессионального образования с 0 до 8%;
7) увеличение доли инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с областным гарантированным перечнем <6> в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности нуждающихся в ТСР инвалидов в Брянской области с 91 до 98%;
8) увеличение доли специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере, в Брянской области с 20 до 64%;
9) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Брянской области с 30 до 45%;
10) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общем количестве данной категории с 6,8 до 7,2%;
11) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения с 9,5 до 10%;
12) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся творчеством, в общем количестве данной категории с 10 до 18,2%;
13) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций от 0,5 до 20%.
Сроки и этапы реализации подпрограммы 2014 - 2020 годы.
Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
Объемы и источники финансирования подпрограммы Объем средств на реализацию подпрограммы составляет: 2014 год - 204202698,34 рубля; 2015 год - 209375471,00 рубля; 2016 год - 19412500,00 рубля.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1) Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Брянской области;
2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ ИОГВ, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Брянской области;
3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Брянской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
5) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического, транспорта для инвалидов и других МГН в Брянской области;
6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Брянской области;
7) увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств бюджета Брянской области в рамках индивидуальной программы реабилитации;
8) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
9) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе;
10) увеличение числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общем количестве данной категории; 11) увеличение числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся творчеством, в общем количестве данной категории. <1> Наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее четырех) региональных общественных организаций инвалидов. <2> Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы: социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, транспорт, информация и связь. <3> Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети Интернет графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории Брянской области по степени их доступности для инвалидов и других МГН, с учетом методики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626. <4> Технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг в целях разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и других МГН (предусматривает регистрацию данных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры), организованной с учетом методики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627. <5> Унифицированный учетный документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых в нем услуг (сформированный по данным поставщиков услуг и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании объекта). <6> Перечень категорий инвалидов, имеющих право на меры социальной поддержки в части возмещения расходов по оплате проезда к месту лечения (реабилитации) и обратно, областного гарантированного перечня технических средств реабилитации инвалидов и медико-социальных критериев для их предоставления в Брянской области утвержден постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N 741-п. 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами В Брянской области динамика численности инвалидов за последние 3 года сложилась следующим образом: 2011 г. - 123,2 тыс. человек, 2012 г. - 124,5 тыс. человек, 2013 г. - 116,7 тыс. чел.
По данным статистики, в области на 01.10.2013 проживает 114382 инвалида, то есть 9,1% населения - это граждане с различными ограничениями по здоровью.
Около 58 процентов инвалидов имеют 1-ю и 2-ю группу инвалидности вследствие тяжелых и средней степеней ограничений жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
В качестве дополнительных мер социальной поддержки действует областной гарантированный перечень технических средств реабилитации инвалидов.
В его рамках предоставляются различные технические средства: глюкометры и тест-полоски к ним, сиденья (насадки) для ванны и унитаза, ступеньки для ванны, стулья для душа, прикроватные столики с фиксацией предметов, функциональные кровати, приборы для письма рельефно-точечным шрифтом, телефон с усилением звукового сигнала, компьютеры для инвалидов по зрению, обучающихся в высших учебных заведениях, слуховые аппараты импортного производства для детей-инвалидов до 18 лет, не предусмотренные федеральным перечнем.
На 1 декабря 2014 года инфраструктура учреждений социального обслуживания населения включает 53 учреждения социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам:
19 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 4 дома-интерната общего типа, 7 психоневрологических домов-интернатов, 7 домов-интернатов малой вместимости для пожилых людей и инвалидов, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;
32 комплексных центра социального обслуживания населения;
2 реабилитационных центра для лиц с дефектами умственного и физического развития.
В целях повышения качества и доступности государственных услуг в Брянской области утверждены административные регламенты по предоставлению учреждениями социального обслуживания государственных услуг на дому и в стационарных условиях.
Предоставление социального обслуживания гражданам пожилого возраста организовано в рамках нестационарной, полустационарной и стационарной форм социального обслуживания.
Стационарное социальное обслуживание считается одним из наиболее дорогостоящих видов в процессе социального обслуживания граждан. В Брянской области на стационарном социальном обслуживании находится более 3100 человек. Средний возраст граждан, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, составляет 60 - 75 лет. На постоянном постельном режиме в стационарных учреждениях социального обслуживания находится порядка 20 процентов проживающих в них граждан.
В учреждениях созданы необходимые социально-бытовые условия для обеспечения жизнедеятельности. При размещении клиентов в жилых комнатах учитывается их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость. Интернаты имеют столовые, бани-прачечные, парикмахерские, помещения для проведения культурно-массовых мероприятий, лечебно-трудовые мастерские. Помещения для перемещения инвалидов в колясках оборудованы пандусами, санузлы и ванные комнаты оснащены поручнями, имеются кресла-туалеты, передвижные умывальники, прикроватные столики.
Организация досуга в учреждениях направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов, что способствует расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности. Учреждения имеют библиотеки, телевидеоаппаратуру, клубы для проведения праздничных мероприятий, дискотек, просмотров кинофильмов. Разработаны планы культурно-массовых мероприятий, которыми предусмотрено посещение музеев, театров, цирка, экскурсии, участие в областных мероприятиях.
Клиенты домов-интернатов Брянской области, являющиеся инвалидами, имеют возможность в соответствии с индивидуальной программой реабилитации пройти курс санаторно-курортного лечения, а также реабилитации. Ежегодно проводится диспансеризация всех проживающих, а также их медицинское освидетельствование.
В течение ряда лет в Брянской области, как и целом по России, сохраняется очередность на помещение в стационарные учреждения психоневрологического профиля. Для решения данной проблемы проводится целенаправленная работа. В частности, учитывая сокращение количества поступающих детей-инвалидов с умственными отклонениями, в 2011 году Трубчевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей был перепрофилирован в психоневрологический интернат. Это позволило сократить очередность среди пожилых людей и инвалидов на помещение в стационарные учреждения указанного профиля со 120 (по состоянию на 1 января 2011 г.) до 25 (по состоянию на 1 января 2014 г.).
С целью реализации ряда рекомендаций индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов по социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи на территории региона в системе социальной защиты населения функционирует 2 государственных бюджетных (автономных) учреждения социального обслуживания Брянской области "Реабилитационный центр для лиц с дефектами умственного и физического развития" и 19 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, действующих в структуре комплексных центров социального обслуживания населения и центров социальной помощи семье и детям. Данными учреждениями обслуживается порядка 5 тыс. человек.
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|