Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 № 7 АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.01.2014 N 7
г.Барнаул
Об утверждении государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы (В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 11.07.2014 № 324)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановляю: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы. Объем финансирования указанной программы подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального и краевого бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период. 2. Настоящее постановление распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 14.01.2014 N 7
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
"Социальная поддержка граждан"
на 2014 - 2020 годы
ПАСПОРТ государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы
Ответственный Главное управление Алтайского края по социальной исполнитель программы защите населения и преодолению последствий
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
(далее - "Главалтайсоцзащита") Соисполнители департамент Администрации края по связям с программы институтами гражданского общества; Главное управление образования и молодежной
политики Алтайского края
Участники программы Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; Главное управление имущественных отношений
Алтайского края; управление Алтайского края по печати и информации; управление делами Администрации Алтайского края; департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию); некоммерческое партнерство "Сибирский центр социальных технологий" (по согласованию); органы исполнительной власти Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию); управления социальной защиты населения по город ским округам и муниципальным районам (далее - "управления социальной защиты населения"); краевые государственные бюджетные учреждения социального обслуживания; КБУ ИД "Регион" (в соответствии с Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг
(выполнение работ) Подпрограммы подпрограмма 1 "Меры социальной поддержки программы отдельных категорий граждан"; Цели программы подпрограмма 2 "Социальное обслуживание граждан"; подпрограмма 3 "Поддержка семей с детьми"; подпрограмма
4 "Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; подпрограмма 5 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций"
Задачи программы создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг
Индикаторы и доля населения, имеющего денежные доходы ниже показатели величины прожиточного минимума, в общей числен программы ности населения Алтайского края; доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальной услуги в учреждениях социального обслуживания населения Сроки и этапы 2014 - 2020 годы без деления на этапы реализации программы Объемы финансиро объем финансирования государственной программы вания программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы (далее - "государственная программа") составит 108153229,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 29834164 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 3644711,8 тыс. рублей; 2015 год - 4176305,2 тыс. рублей; 2016 год - 4402629,4 тыс. рублей; 2017 год - 4402629,4 тыс. рублей; 2018 год - 4402629,4 тыс. рублей; 2019 год - 4402629,4 тыс. рублей; 2020 год - 4402629,4 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 78021970,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 10975911,0 тыс. рублей; 2015 год - 11120849,0 тыс. рублей; 2016 год - 11185042,0 тыс. рублей; 2017 год - 11185042,0 тыс. рублей; 2018 год - 11185042,0 тыс. рублей; 2019 год - 11185042,0 тыс. рублей; 2020 год - 11185042,0 тыс. рублей; за счет местных бюджетов - 45773,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 8590,5 тыс. рублей; 2015 год - 8846,8 тыс. рублей; 2016 год - 9094,5 тыс. рублей; 2017 год - 9343,5 тыс. рублей; 2018 год - 9698,5 тыс. рублей; 2019 год - 100,0 тыс. рублей; 2020 год - 100,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 251321,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 53862,3 тыс. рублей; 2015 год - 49015,7 тыс. рублей; 2016 год - 48333,6 тыс. рублей; 2017 год - 48126,3 тыс. рублей; 2018 год - 48388,7 тыс. рублей; 2019 год - 1797,5 тыс. рублей; 2020 год - 1797,5 тыс. рублей; объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период доля населения, имеющего денежные доходы ниже (В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 11.07.2014 № 324)
Ожидаемые резуль таты реализации про величины прожиточного минимума, в общей числен граммы ности населения Алтайского края к 2020 году сокра тится до 10 %; доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальной услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в 2020 году составит 99,8 %.
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по
совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая база. Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей
до достижения ими возраста трех лет. Соотношение этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых- третьих и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения. В крае действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые
социальные технологии. Эффективное функционирование системы социальной поддержки населения направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода. Выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг являются приоритетным
направлением государственной политики в социальной сфере. Актуальным остается обеспечение уже установленных мер социальной поддержки с учетом их индексации. При этом на первый план выходит информированность населения о своих правах на получение мер социальной поддержки, качество и доступность получения государственных услуг. Государственная программа разработана для повышения доступности качественных услуг в сфере социальной защиты населения, обеспечивающих социальные гарантии государства гражданам в Алтайском крае, создания благоприятных условий для предоставления социальных гарантий гражданам, нуждающимся в социальной защите, совершенствования системы
социальной поддержки отдельных категорий граждан, поддержки семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития сектора социальных услуг, эффективной системы социального обслуживания и оказания социальных услуг в рамках социальных гарантий. В рамках государственной программы реализуются полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам Алтайского края, учитывающие особенности контингента получателей, в том числе осуществляется реализация государственной политики: по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обеспечению отдельных категорий граждан пособиями, компенсациями и иными выплатами; по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям, семьям с детьми, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей; в области социального обслуживания населения;
в отношении инвалидов, проживающих на территории Алтайского края.
Одной из ключевых задач в сфере социальной защиты населения является своевременное и качественное обеспечение прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки. Система социальной поддержки граждан основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и направлена на улучшение качества жизни и материального положения граждан, в том числе на благополучие граждан старших возрастов, на инвестиции в человеческий капитал. Меры социальной поддержки граждан являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В Алтайском крае выполняются все обязательства по предоставлению социальных гарантий различным категориям граждан. Получателями выплат являются около 900 тысяч человек - почти треть жителей Алтайского края. В основном это ветераны труда, труженики тыла, малообеспеченные граждане, семьи с детьми. Более 50% льготников получают одновременно несколько мер социальной поддержки. В настоящее время органы социальной защиты населения Алтайского края предоставляют гражданам более 60 мер социальной поддержки в денежной форме, которые систематически индексируются в целях недопущения снижения уровня и ухудшения условий их предоставления. Расходы на эти цели за 2012 год составили 9061,7 млн. рублей, из них 7931,4 млн. рублей - за счет средств краевого бюджета. Значимым направлением деятельности является оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде предоставления субсидий гражданам с низкими доходами. Другой наиболее востребованной мерой социальной поддержки в части
оплаты жилищно-коммунальных услуг является компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным и региональным льготникам. Несмотря на дотационность бюджета края, все обязательства перед льготополучателями выполняются в полном объеме. В Сибирском федеральном округе Алтайский край занимает 5 позицию по доле льготополучателей от общей численности населения в регионе. Получателями ежемесячной денежной выплаты являются 250 тысяч ветеранов труда, свыше одной тысячи тружеников тыла и свыше 13 тысяч жертв политических репрессий. Расходы краевого бюджета на ежемесячные
денежные выплаты указанным категориям граждан в 2012 году составили 1737,0 млн. рублей. Осуществляется реализация мер социальной поддержки граждан, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами от
10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Материальную помощь в денежной и натуральной формах из различных источников финансирования (краевой бюджет, местный бюджет, внебюджетные источники) за 2012 год получили более 160 тыс. семей на сумму около 190,0 млн. рублей. Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации: гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного возраста и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и другим. Услугами учреждений социального обслуживания (центров социальной помощи, кризисных и реабилитационных центров, социальных приютов) пользуется значительная часть жителей края (около 300 тысяч человек),
6 тысяч человек проживают в домах-интернатах. Важным направлением деятельности отрасли является развитие инфраструктуры, модернизация учреждений социального обслуживания. В 2012 году на укрепление материально-технической базы управлений социальной защиты и учреждений социального обслуживания направлено более 127 млн. рублей. Основная часть средств выделена из краевого бюджета. На эти средства в управлениях и учреждениях системы проведены реконструкция, капитальный и текущий ремонты. Реализуются мероприятия по усилению пожарной безопасности. В 2012
году на эти цели направлено более 10 млн. рублей. Социальным обслуживанием на дому пожилых людей и инвалидов в крае
занимаются 157 отделений (ежегодно обслуживается 12,2 тысяч человек).
В крае создано 58 мобильных бригад для выездной работы с пожилыми людьми и инвалидами. В 2012 году на средства краевого бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации приобретено 15 автомобилей для
организации работы мобильных бригад на сумму 7,7 млн. рублей. Стационарное социальное обслуживание осуществляется в 41 стационарном учреждении, где проживают около 6 тысяч человек. Для решения вопроса обеспечения нужд граждан местами в психоневрологических интернатах в 2012 году осуществлено перепрофилирование двух стационарных социальных учреждений. Работа по оптимизации сети учреждений (отделений) социального обслуживания позволила: полностью ликвидировать очередность в дома-интернаты общего типа;
устранить очередность в детские дома-интернаты;
сократить очередность в стационарные учреждения психоневрологического профиля. Кроме того, укрупнение учреждений и создание 24 комплексных центров социального обслуживания населения позволило сократить расходы на содержание административно-управленческого персонала и увеличить уровень заработной платы специалистов, повысить эффективность использования имущества и снизить часть хозяйственных расходов (на приобретение программного обеспечения, лицензирование, доставку продуктов питания), сохраняя при этом высокое качество предоставления
социальных услуг. В Алтайском крае ведется последовательная социальная политика, направленная на поддержку семей с детьми, в том числе многодетных семей. Всего в крае многодетных семей - 18,4 тысячи. Для поддержки таких семей из краевого бюджета в 2012 году израсходовано на выплату ежемесячного пособия на 49 тысяч детей около 470 млн. рублей. Семьям, имеющим детей, через органы социальной защиты населения выплачивается 20 видов пособий и компенсаций, из них 10 установлены законодательством Алтайского края и 10 - федеральным законодательством. Общее число получателей данных выплат составило более 200 тыс. человек (на 300 тыс. детей). Размеры пособий и социальных выплат семьям, имеющим детей, ежегодно индексируются. Проводимая государственная семейная политика позволяет повысить уровень жизни семей с детьми и улучшить демографическую ситуацию в Алтайском крае. С 2008 по 2012 год в крае отмечается:
устойчивый рост рождаемости - с 30741 до 32879 (на 6,95%);
увеличение суммарного коэффициента рождаемости - с 1,482 до 1,811
(на 22,19%); рост числа браков на 1000 населения края - с 8,6 до8,9 (на 3,48%); снижение числа разводов на 1000 населения - с 5,3 до 5,1 (на 3,78%); уменьшение естественной убыли населения - с 6756 до 2283 человек (в 3 раза); увеличение продолжительности жизни с 67,36 года до 69,11 лет (на 2,59%). Несмотря на достигнутые позитивные результаты, нерешенным остается ряд проблем в реализации семейной политики и демографической
ситуации в крае: продолжается дальнейшее сокращение населения края (на 46,3 тыс. человек с 2008 по 2012 годы); сохраняется бедность среди семей с детьми (удельный вес детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, которым предоставляются меры социальной поддержки, от общей численности детей в 2012 году составил 60,3%); до сих пор существуют неблагоприятные явления в области семейнодетских отношений, связанные с проявлением социального и физического неблагополучия в семьях с детьми, детская инвалидность, алкоголизм, наркомания, суициды и другое; незначительные для семей, имеющих детей, размеры пособий, компенсаций и иных выплат не позволяют выйти семье, имеющей детей, из
категории малообеспеченных, а также в полной мере быть стимулирующим фактором для рождения детей. С учетом ожидаемого изменения демографической ситуации в крае и сохранения бедности семей, имеющих детей, можно предполагать, что потребности указанных семей в мерах социальной поддержки не только не
сократятся, но и возрастут. Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в Алтайском крае принят указ Губернатора Алтайского края от 11.06.2014 N 80 "Об утверждении Положения о
назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении
(усыновлении) третьего ребенка или последующих детей до достижения
ребенком возраста трех лет". Указанная ежемесячная денежная выплата производится с целью достижения позитивной демографической тенденции в крае. (В редакции Постановления Администрации Алтайского края от 11.07.2014 № 324)
Приоритетом государственной политики является развитие замещающего семейного устройства, в крае реализуются социально значимые программы и проводится комплекс мероприятий, направленных на
снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях повышения эффективности системы социальной поддержки граждан проводится поэтапное реформирование организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения, создан задел развития рыночных отношений в области социального обслуживания населения. Совершенствуются институционально-правовые условия привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг. Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-Ф3 внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги. Приняты нормативные правовые акты, предусматривающие оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки. Продолжается совершенствование механизмов привлечения институтов гражданского общества к участию в государственных и общественных делах, управлению территорией и решению вопросов, затрагивающих права
и законные интересы жителей края. Разработаны и утверждены единый Порядок создания общественных советов при органах исполнительной власти Алтайского края, Типовое положение об общественном совете при органе исполнительной власти Алтайского края. Указанные документы предполагают информационную открытость при формировании общественных советов, участие в этом процессе Общественной палаты Алтайского края. Однако, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию системы
и повышению уровня социальной поддержки и социального обслуживания населения, ежегодному увеличению объемов финансирования данной сферы,
еще остаются нерешенные проблемы, сложившиеся в сферах социальной поддержки и социального обслуживания населения: отсутствует усовершенствованная законодательная база как на федеральном, так и на краевом уровнях; имеется социальное и имущественное неравенство среди населения края, в том числе граждан, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки; не в полной мере обеспечена потребность населения в социальных услугах, в том числе высокого качества (имеется различие в доступности и безопасности предоставления социальных услуг по видам и типам учреждений социального обслуживания населения, территориям края); наличие социального неблагополучия, негативных явлений в семейнодетских отношениях, безнадзорность и беспризорность детей. В период реализации государственной программы условия и система предоставления гражданам социальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания будет формироваться под влиянием двух разнонаправленных тенденций (рост потребности в предоставлении услуг с одновременным снижением потребности в получении услуг) и будет зависеть также от уровня социально-экономического развития края. Рост потребности граждан в мерах социальной поддержки и социальном обслуживании обусловлен следующими обстоятельствами: старение населения, сопровождающееся увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в общей численности населения края. Это потребует прежде всего увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и расходов на их
финансирование из бюджетов различных уровней; необходимость стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации, что потребует увеличения объемов социальной
поддержки семьи и детей как в денежной форме, в форме льгот, в натуральной форме, так и в форме предоставления социальных услуг и соответствующего увеличения расходов на их финансирование; сохранение отдельных негативных социальных явлений, таких как: материальное неблагополучие, проявляющееся в бедности (абсолютной и относительной) части населения; социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством, беспризорностью и безнадзорностью; физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья граждан. Для устранения перечисленных негативных социальных явлений дополнительно потребуется разработка и внедрение мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического
неблагополучия граждан и семей, в том числе имеющих детей. Снижение потребности граждан в социальных услугах в сфере социальной поддержки и социального обслуживания обусловлено следующими обстоятельствами: естественная убыль населения и сокращение численности граждан льготных категорий. Результатом этого станет снижение объемов предоставляемых социальных услуг данным категориям граждан и соответствующих расходов бюджетов всех уровней; ожидаемое повышение доходов населения (снижение уровня безработицы, повышение реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения), что будет способствовать сокращению
численности малоимущих граждан и, как следствие, сокращение расходов из краевого бюджета на оказание государственной социальной помощи. В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 года будет осуществляться в следующих основных направлениях: расширение сферы применения принципа адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельным
категориям граждан как в денежной форме, так и в форме услуг, в том числе услуг социального обслуживания населения, а также социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сокращение сферы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в натуральной форме при одновременном расширении мер их социальной продержки, предоставляемых в денежной форме; развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий. 2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации
государственной программы, цели и задачи, описание
основных ожидаемых конечных результатов государственной
программы, сроков и этапов ее реализации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". Стратегическая цель государственной социальной политики в Алтайском крае определена в Законе Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года". Это повышение качества жизни граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на основе реализации конституционных прав и свобод граждан в полном объеме. Вышеперечисленными нормативными правовыми актами предусматривается в том числе достижение следующих целей: обеспечение эффективного функционирования системы предоставления
мер социальной поддержки и социального обслуживания населения; создание условий, благоприятных для рождения детей. К приоритетным направлениям социальной политики, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, отнесены в том числе следующие: модернизация и развитие сектора социальных услуг;
повышение качества жизни социально уязвимых слоев населения;
повышение эффективности предоставления услуг;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги; развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации, Администрации Алтайского края определены цели государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы: создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения.
В рамках государственной программы предусматривается решение следующих задач: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. Оценка достижения целей государственной программы производится посредством следующих показателей: 1) Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Алтайского края.
В 2014 году значение этого показателя составит 18,5%, в 2020 году - 10,0%. Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках государственной программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального и регионального законодательства, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан,
так и при организации социального обслуживания населения и социальной
поддержки семьи и детей. 2) Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения. В 2014 году значение этого показателя составит 98,1%, в 2020 году - 99,8%. Показатель позволяет характеризовать и оценивать результаты реализации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий. Рост данного показателя по годам реализации государственной программы будет обеспечиваться за счет совершенствования на федеральном и региональном уровнях законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения, развития материальной базы учреждений социального обслуживания населения, привлечения к социальному обслуживанию населения бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, проведения мероприятий по профилактике социального неблагополучия населения, обеспечивающих сокращение числа граждан в трудной жизненной ситуации,
а также внедрения новых ресурсосберегающих технологий социального обслуживания населения, в том числе надомного социального обслуживания, социального сопровождения. Реализация мероприятий государственной программы в целом в сочетании с положительной динамикой экономического развития, прежде всего с увеличением занятости и доходов экономически активного населения, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения, снижению бедности, сокращению дифференциации населения по уровню доходов. Реализация мероприятий государственной программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов: расширение масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению, при прочих равных условиях создаст основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе и в то же время для более эффективного использования бюджетных средств; совершенствование организации предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, способствуя повышению качества жизни нуждающихся граждан (семей), сохранению их физического и психического здоровья, увеличению продолжительности жизни, будет позитивно сказываться на снижении потребности в медицинских услугах, сокращении соответствующих бюджетных расходов; реализация мер социальной поддержки семей с детьми создаст предпосылки увеличения рождаемости, особенно многодетности, что необходимо для преодоления депопуляции, формирования трудового потенциала, количественные и качественные характеристики которого в перспективе будут соответствовать потребностям развивающейся экономики края, страны; повышение средней заработной платы социальных работников до 100 %
от средней заработной платы в соответствующем регионе, помимо решения
проблемы дефицита кадров в отрасли, позволит повысить уровень жизни данной категории персонала, увеличить занятость населения и, соответственно, будет в определенной мере способствовать снижению уровня безработицы; привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса в сферу социального обслуживания населения будет способствовать повышению доступности, качества и безопасности предоставляемых населению социальных услуг и в то же время обеспечит развитие соответствующих рынков, создание новых рабочих мест, повышение занятости и обеспечение доходов работников, оказывающих социальные услуги населению, снижение безработицы. Срок реализации государственной программы:
2014 - 2020 годы.
Разделение государственной программы на этапы не предусматривается. 3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Государственная программа определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств
и модернизацию сложившихся систем мер социальной поддержки граждан и социального обслуживания населения с целью повышения их эффективности
и результативности. Государственная программа включает 5 подпрограмм, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение цели государственной программы и решение программных задач: подпрограмма 1 "Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан"; подпрограмма 2 "Социальное обслуживание граждан";
подпрограмма 3 "Поддержка семей с детьми";
подпрограмма 4 "Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; подпрограмма 5 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций". Для каждой подпрограммы государственной программы сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы, определены их целевые значения, составлен план мероприятий, реализация которых позволит достичь намеченных целей и решить соответствующие задачи. Сведения об индикаторах представлены в таблице 1, перечень мероприятий государственной программы представлен в таблице 2, объем финансовых ресурсов представлен в таблице 3. В рамках подпрограммы "Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан" будут реализованы мероприятия, направленные на организацию своевременного и в полном объеме обеспечения прав отдельных категорий граждан на меры социальной поддержки, на совершенствование норм законодательства, регулирующего правоотношения
в сфере предоставления государственной социальной помощи, предусматривающих разработку новых подходов к предоставлению мер социальной поддержки, на совершенствование системы информационного обеспечения предоставления мер социальной поддержки, в том числе учета граждан - получателей мер социальной поддержки, а также на расширение
масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению, в том
числе путем последовательного внедрения системы социальных контрактов. В рамках подпрограммы "Социальное обслуживание граждан" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в крае. В целях повышения уровня, доступности и качества услуг социального обслуживания населения, обеспечения соответствия условий их предоставления современному уровню развития общественных отношений, укрепления правовых основ внедрения рыночных механизмов в установленной области предусмотрено совершенствование краевых законодательных и иных нормативных правовых актов в соответствии с вновь принятыми федеральными законами и подзаконными актами, предусматривающими дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости, внедрение комплексного подхода к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, укрепление материально-технической базы краевых государственных учреждений социального обслуживания населения, развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги. Подпрограмма "Поддержка семей с детьми" включает комплекс дифференцированных мер социальной поддержки семей с детьми, направленных, в первую очередь, на формирование в обществе семейных ценностей, повышение престижа материнства и отцовства, укрепление семьи, формирование ответственного родительства. Реализация мер материальной поддержки материнства и детства будет
способствовать росту рождаемости и преодолению на этой основе негативных демографических тенденций. Реализация мероприятий по выплате единовременного денежного поощрения при награждении многодетных семей орденом и медалью "Родительская слава", проведение ежегодного празднования Дня матери, Дня семьи, любви и верности позволят создать в обществе атмосферу приоритета семейно-нравственных ценностей, включая идеологию сплоченности семьи, ответственности за воспитание детей, а также всестороннего укрепления института семьи. Подпрограмма "Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит мероприятия, направленные на развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки
гражданам, усыновившим детей, а также взявшим детей под опеку или в приемные семьи, позволит сократить численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Подпрограмма "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" предусматривает предоставление субсидий из краевого бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, а также разработку мер, направленных на дальнейшее их развитие. В рамках реализации мероприятий предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей оказание
государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных и иных услуг на конкурентной основе, а также конкурсного финансирования
инновационных программ и социально значимых проектов указанных организаций, оказание финансовой, консультационной и методической поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, совершенствование механизмов привлечения институтов гражданского общества к участию в государственных и общественных делах, управлению
территорией и решению вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан, формирование позитивного имиджа и информационное сопровождение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, поддержка в области переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций и привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межэтнических отношений в Алтайском крае. Реализация мероприятий вышеперечисленных подпрограмм государственной программы, наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере, будет способствовать достижению целей и
решению задач государственной программы. 4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации
государственной программы
Объем финансирования государственной программы в 2014 - 2020 годах составит 108146415,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 29834164,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 3644711,8 тыс. рублей;
2015 год - 4176305,2 тыс. рублей;
2016 год - 4402629,4 тыс. рублей;
2017 год - 4402629,4 тыс. рублей;
2018 год - 4402629,4 тыс. рублей;
2019 год - 4402629,4 тыс. рублей;
2020 год - 4402629,4 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 78021970,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 10975911,0 тыс. рублей;
2015 год - 11120849,0 тыс. рублей;
2016 год - 11185042,0 тыс. рублей;
2017 год - 11185042,0 тыс. рублей;
2018 год - 11185042,0 тыс. рублей;
2019 год - 11185042,0 тыс. рублей;
2020 год - 11185042,0 тыс. рублей;
за счет местных бюджетов - 45773,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 8590,5 тыс. рублей;
2015 год - 8846,8 тыс. рублей;
2016 год - 9094,5 тыс. рублей;
2017 год - 9343,5 тыс. рублей;
2018 год - 9698,5 тыс. рублей;
2019 год - 100,0 тыс. рублей;
2020 год - 100,0 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников - 251321,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 53862,3 тыс. рублей; 2015 год - 49015,7 тыс. рублей;
2016 год - 48333,6 тыс. рублей;
2017 год - 48126,3 тыс. рублей;
2018 год - 48388,7 тыс. рублей;
2019 год - 1797,5 тыс. рублей;
2020 год - 1797,5 тыс. рублей.
Объем финансирования государственной программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. (Раздел в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 11.07.2014 № 324)
5. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер
управления рисками реализации государственной программы
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках государственной программы, выделены следующие риски ее реализации. Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые ресурсы, в том числе на энергоносители, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий всех подпрограмм, неисполнению публичных нормативных обязательств, что может вызвать рост социальной напряженности в обществе, к низкому качеству и уменьшению доступности оказываемых социальных услуг и, как
следствие, к росту социальной напряженности в обществе. Минимизация данных рисков предусматривается мероприятиями государственной программы, направленными на совершенствование мер государственного регулирования, в том числе совершенствование предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан путем усиления адресности их предоставления с учетом нуждаемости; развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому; привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания. В рамках государственной программы минимизация указанного риска возможна на основе: совершенствования нормативного правового регулирования в сфере социальной поддержки граждан; предоставления межбюджетных трансфертов с учетом уровня бюджетной
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|