Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 18.02.2015 № 49

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

18.02.2015                                                                                         № 49

 

г.Барнаул

 

Об утверждении государственной программы Алтайского края «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2015 году»

 

(В редакции Постановления Администрации Алтайского края

от 02.11.2015 г. № 433; от 16.12.2015 г. № 501)

 

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2015 году".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

 

 

Губернатор Алтайского края                                                         А.Б. КАРЛИН

 


 

 

Утверждена

Постановлением

Администрации Алтайского края

от 18 февраля 2015 г. № 49

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ

НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В 2015 ГОДУ"

(В редакции Постановления Администрации Алтайского края от 02.11.2015 г. № 433)

 

Паспорт государственной программы Алтайского края

"Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения,

направленные на снижение напряженности на рынке труда

Алтайского края в 2015 году"

 

Ответственный исполнитель программы

Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 02.11.2015 г. № 433)

Соисполнители программы

отсутствуют

Участники программы

Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;

Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края;

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

абзац утратил силу. - Постановление Администрации Алтайского края от 02.11.2015 г. № 433;

управление Алтайского края по промышленности и энергетике;

управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям;

органы местного самоуправления (по согласованию);

краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения;

работодатели (по согласованию)

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 02.11.2015 г. № 433)

Подпрограммы программы

отсутствуют

Программно-целевые инструменты программы

отсутствуют

Цели программы

снижение напряженности на рынке труда Алтайского края и поддержка эффективной занятости населения

Задачи программы

содействие сохранению рабочих мест;

развитие трудовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития экономики Алтайского края;

повышение уровня занятости населения, в том числе инвалидов и молодежи

Индикаторы и показатели программы

уровень регистрируемой безработицы;

численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, трудоустроенных на временную работу;

численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку;

количество социальных проектов, реализуемых молодежью;

численность инвалидов, трудоустроенных на рабочие места на условиях социальной занятости;

доля работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения, стажировки, участия во временных работах, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение, стажировку, участвующих во временной занятости;

доля инвалидов, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, работников, имеющих кредитные обязательства, в общем числе участников мероприятий государственной программы

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 02.11.2015 г. № 433)

Срок и этапы реализации программы

2015 год без деления на этапы

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2015 году" (далее - "государственная программа") составляет 178662,2 тыс. рублей, из них:

из федерального бюджета - 169729,1 тыс. рублей;

из краевого бюджета - 8933,1 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

реализация государственной программы должна обеспечить:

в качественном выражении:

снижение напряженности на рынке труда края;

поддержку уровня занятости и доходов работников, находящихся под риском увольнения;

подготовку кадров для оптимального обеспечения запросов региональной экономики;

создание условий для интеграции в трудовую деятельность молодежи и лиц с ограниченными физическими возможностями;

расширение спектра социальных услуг;

в количественном выражении:

сдерживание уровня регистрируемой безработицы (не выше 2,0% от численности экономически активного населения края в среднем за период);

трудоустройство на временные работы 4357 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

опережающее профессиональное обучение и стажировку 1480 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

оказание грантовой поддержки молодежи на реализацию 10 социальных проектов;

трудоустройство на рабочие места на условиях социальной занятости 113 инвалидов;

обеспечение доли работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения, стажировки, участия во временных работах, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение, стажировку, участвующих во временной занятости, 80,0%;

обеспечение доли инвалидов, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, работников, имеющих кредитные обязательства, в общем числе участников мероприятий государственной программы не менее 75,0%

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 02.11.2015 г. № 433)


 

1. Общая характеристика сферы реализации

государственной программы

 

1.1. Социально-экономическое положение

 

Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс. В базовых для края отраслях основными видами экономической деятельности являются сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь.

По итогам 2014 года в целом экономическая ситуация в крае характеризовалась положительной динамикой основных макроэкономических показателей.

Сводный индекс промышленного производства (далее - "ИПП") за 2014 год по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электрической энергии, газа и воды" составил 100,2%, объем отгруженной продукции - 102,6% к 2013 году. Оборот розничной торговли составил 306,5 млрд рублей, или 100,1% в сопоставимых ценах к уровню 2013 года. Населению края было оказано платных услуг на сумму 69,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составило 100,7% к уровню предыдущего года. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования оцениваются в размере 102 млрд рублей, или 103,7% к уровню 2013 года. Экономический рост способствовал улучшению ситуации на рынке труда, снижению уровня регистрируемой безработицы и повышению доходов работающего населения. За 2014 год уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,0 до 1,8%, средний размер номинальной заработной платы увеличился с 18,0 до 19,5 тыс. рублей.

Основные демографические тенденции в Алтайском крае в целом соответствуют общероссийским, а также тенденциям по Сибирскому федеральному округу: рост рождаемости, снижение смертности и миграционной убыли населения.

Алтайский край характеризуется высоким уровнем кадрового потенциала. По состоянию на 01.01.2014 численность трудоспособного населения края составила 1372,7 тыс. человек (1,6% трудоспособного населения России, 12,0% - Сибирского федерального округа).

Численность экономически активного населения края в 2014 году составила 1153,3 тыс. человек (48,2% общей численности населения). Из них заняты экономической деятельностью 1069,9 тыс. человек (92,8% от числа экономически активного населения), и 83,4 тыс. человек, или 7,2%, не имеют занятия и по методологии Международной организации труда классифицируются как безработные.

 

1.2. Риски и потенциал развития сферы занятости

 

Негативное воздействие внешнеполитических факторов на экономику региона отмечается уже по итогам 2014 года.

Мониторинг крупных кредитных организаций в 2015 году свидетельствует о том, что темпы кредитных вложений снижаются, хотя банки адаптируются к новым экономическим условиям и продолжают кредитовать предприятия, организации и население. Основными причинами снижения доступности кредитного ресурса являются рост процентных ставок по кредитам юридическим и физическим лицам, а также повышение требований к заемщикам, так как просроченная задолженность по кредитам в банках продолжает расти. Процентные ставки по потребительским кредитам физическим лицам варьируют от 17 до 35% годовых (по ипотечным кредитам - от 14 до 19% годовых). Размер процентных ставок по кредитам юридическим лицам вырос до 17 - 30% годовых. По предварительным данным, в январе 2015 года в сравнении с январем 2014 года объемы вновь выданных кредитов юридическим лицам снизились на 40,0%, объемы ипотечного кредитования - на 33,0%.

Вследствие нестабильности валютного рынка в конце 2014 года был зафиксирован рост цен на импортное сырье и материалы, который негативно повлиял на работу отдельных организаций с высокой долей такого сырья в материальных затратах.

Ситуация на рынке труда усложняется стоящими задачами по оптимизации численности муниципальных и государственных служащих (до конца 2015 года планируется увольнение не менее 1300 человек), работников бюджетных учреждений (уволено 203 человека, до конца года планируется сокращение порядка 1800 человек) и военнослужащих (заявлено 102 человека). Эти категории работников традиционно сложны для трудоустройства.

В реальном секторе экономики из 14 видов экономической деятельности, по которым проводится оценка, факторы кризисного состояния присутствуют в обрабатывающих производствах, оказывающих основное влияние на формирование ИПП: снижение в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (на 17,1%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (на 30,4%), производстве транспортных средств и оборудования (на 35,7%). Сокращение объема производства продукции наблюдается и в добыче полезных ископаемых (на 8,2%).

В Алтайском крае, как и в целом по России, прогнозируется рост уровня общей безработицы до 8,3%, в том числе регистрируемой - до 2,0% к численности экономически активного населения, и снижение спроса на рабочую силу на регистрируемом рынке труда до 20,0%.

В течение января 2015 года из организаций внебюджетного сектора экономики края было уволено порядка 500 человек, в феврале - апреле 320 организаций планируют высвободить еще 1,7 тыс. работников, или 4,8% от среднесписочной численности работников данных организаций (в январе - апреле 2014 года фактически было уволено 1,6 тыс. работников, или 2,4%).

В ряде промышленных предприятий руководители в целях сохранения кадрового потенциала были вынуждены ввести режимы неполной занятости. По данным мониторинга увольнения работников с начала 2015 года численность работающих граждан, находящихся под угрозой высвобождения, увеличилась на 3,7 тыс. человек и на 11.02.2015 составила 8449 человек (на 12.02.2014 - 3103 человека), из них в режиме неполного рабочего времени - 6872 человека; в простое по вине работодателя - 897 человек.

Проблемы в экономике региона по оценке окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе граждан с ограниченными физическими возможностями.

В Алтайском крае проживает 196,7 тыс. инвалидов, в том числе 58,6 тыс. инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, из них работает 11,4 тыс. человек.

В соответствии с законом Алтайского края от 06.07.2006 N 59-ЗС "Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов", согласно которому организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере 4 процентов к среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов по состоянию на 01.01.2015 составляет 5,5 тыс. единиц. На квотируемых рабочих местах работают 4,0 тыс. граждан с инвалидностью. Ежегодно Главным управлением Алтайского края по труду и социальной защите утверждается приказ "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организации Алтайского края" (в 2014 году - 500 рабочих мест). По состоянию на 01.01.2015 трудоустроены на специальные рабочие места 328 инвалидов.

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 02.11.2015 г. № 433)

В условиях экономического кризиса предприятия будут сокращать свои издержки. Инвалиды также подвержены угрозе увольнения. По оценке в 2015 году количество квотируемых рабочих мест и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов сократится на 2,0%, что повлечет увольнение более 100 граждан с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году ожидается увеличение количества обращений в службу занятости граждан, относящихся к категории инвалидов, до 2512 человек (в 2014 году - 2474 человека). В условиях высокой конкуренции им будет сложнее трудоустроиться.

В 2014/2015 учебном году в системе профессионального образования (в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования) обучаются 572 студента с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 184 человека по программам подготовки квалифицированных рабочих, 244 - по программам подготовки специалистов среднего звена, 144 человека получают высшее профессиональное образование.

В 2015 году на рынок труда края выйдут 190 молодых специалистов, имеющих инвалидность, в том числе 4 - с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ожидается увеличение числа выпускников, обратившихся в целях поиска работы в краевую службу занятости населения, до 30 человек. В 2014 году их количество составило 20 человек, или 9,3% от выпуска, из них 16 человек - выпускники организаций среднего профессионального образования.

Данная категория граждан испытывает особые трудности в поиске работы из-за отсутствия опыта работы. Затруднения в трудоустройстве выпускников с инвалидностью дополнительно обусловлены необходимостью сопровождения при их трудоустройстве, адаптации и закреплении на рабочих местах с привлечением наставников.

Реализация дополнительных мероприятий существенно расширит возможности трудоустройства инвалидов из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в том числе выпускников организаций профессионального образования.

В Алтайском крае проживает 331,6 тыс. молодых людей в возрасте от 22 до 30 лет (13,9% от общей численности населения). В 2014 году в краевую службу занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 23,9 тыс. молодых людей данного возраста, трудоустроены 17,0 тыс. человек.

В современных условиях вопросы трудовой (экономической) самореализации молодежи становятся наиболее актуальными. Молодые люди начинают искать новые способы реализации своего потенциала через создание собственного дела.

Социальное обслуживание нуждающихся категорий граждан является актуальной темой в настоящее время. В целях увеличения охвата социальными услугами нуждающихся категорий граждан Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вступившим в силу 01.01.2015, расширен перечень поставщиков социальных услуг индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями.

В Алтайском крае молодежные движения, отряды оказывают различную помощь на общественных и волонтерских началах гражданам, нуждающимся в социальных услугах.

Реализация дополнительного мероприятия по стимулированию молодежи к предпринимательству в сфере оказания социальных услуг будет направлена на их вовлечение в официальную занятость и снижение дефицита данных услуг.

Оживление экономики во многом будет определяться эффективностью реализации Администрацией края антикризисных мер.

Распоряжением Администрации Алтайского края от 12.02.2015 N 31-р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае в 2015 году. Будут реализованы меры, направленные на активизацию развития импортозамещающих производств, стабилизацию работы системообразующих организаций и достижение сбалансированности рынка труда.

Принимаются меры по обеспечению проведения сельскохозяйственными товаропроизводителями весенних полевых работ, реализации дополнительных мер занятости населения, исполнения обязательств социального характера. Инвестиционные ресурсы бюджета сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов с высокой степенью готовности.

В настоящее время в Алтайском крае действует более 20 крупных инвестиционных проектов, предполагающих создание 17 тыс. новых и модернизированных постоянных рабочих мест в базовых отраслях экономики - промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Срок реализации до 2017 года имеют 15 проектов с планом создания около 4 тыс. рабочих мест. В 2015 году планируется реализация ряда проектов (или их этапов), которые, по оценке, будут способствовать введению порядка 1000 новых и модернизированных рабочих мест. Среди наиболее крупных:

инвестиционный проект "Алтайское мясо", Тальменский район - начало строительства мясоперерабатывающего предприятия (инвестор - ООО АПО "Казачья Станица") - порядка 100 рабочих мест;

реализация 4 этапа модернизации действующего производства ООО "УК Алтайский завод прецизионных изделий", г. Барнаул - 350 рабочих мест;

техническое перевооружение и модернизация производства ООО "Завод Механических Прессов", г. Барнаул - около 80 рабочих мест;

реконструкция линии по производству оксидов железа для ферритов в ООО "Малиновое Озеро", Михайловский район - не менее 30 рабочих мест;

развитие курортного субкластера "Белокуриха-2" и ОАО ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" - порядка 500 рабочих мест.

По оценке в 2015 году кадровая потребность инвестиционных проектов может составить:

для реализации проектов в сфере сельского хозяйства (операторы машинного доения, операторы свиноводческих комплексов, животноводы, трактористы-машинисты, механизаторы, зоотехники) - порядка 100 человек;

для пищевой и фармацевтической промышленности (аппаратчики, техники-технологи, наладчики и операторы оборудования, фармацевты, химики-технологи, провизоры и др.) - порядка 60 человек;

для развития промышленного производства (станочники, токари, наладчики, слесари, электросварщики, технологи) - порядка 500 человек;

для туризма (специалисты различной квалификации, начиная с контактного персонала и заканчивая уровнем менеджмента, медицинский персонал, а также кадры для строительства объектов туризма и рекреации) - порядка 500 человек.

К настоящему моменту во взаимодействии с предприятиями подготовлены инвестиционные паспорта 16 инвестиционных проектов, которые предложены для включения в федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию.

Алтайский край располагает большим туристическим потенциалом. Это направление деятельности имеет ощутимый мультипликативный эффект для развития транспорта, связи, торговли, сферы услуг, общественного питания, сельского хозяйства, строительства. Общее число занятых в туристско-рекреационном комплексе составляет более 16 тыс. человек. В 2015 году дальнейшему развитию туризма будет способствовать положительное решение Министерства транспорта Российской Федерации по субсидированию авиамаршрута. Прогнозируется увеличение численности занятых в сфере туризма в текущем году на 500 человек.

Доминирующее положение в структуре обрабатывающей промышленности занимает пищевая промышленность, которая является одной из наиболее устойчивых отраслей регионального хозяйства. В отрасли занято порядка 45 тыс. человек, это 30,0% от занятых в промышленности.

С учетом новых реалий главная задача для аграрной, пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности края - расширить ассортиментную линейку продуктов питания для поставки в другие регионы Российской Федерации в рамках замещения импортных товаров, что потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.

Ведущими видами экономической деятельности в промышленности края являются производство машиностроительной продукции (вагоно-, котло-, дизелестроение, сельхозмашиностроение, производство электрооборудования), производство кокса, резиновых и пластмассовых изделий, а также химическое производство. В течение последних лет темпы развития промышленности края опережают общероссийские: объем производства за 2006 - 2013 годы возрос на 60,1% (по России - на 19,3%).

В машиностроении в число стабильных предприятий - производителей импортозамещающей продукции входят: ОАО "Холдинговая кампания "Барнаульский станкостроительный завод", планирующий расширение производства по общим направлениям и создание дополнительных рабочих мест; ОАО "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш", который является единственным предприятием в России в части изготовления ряда изделий для комплектации специальной техники; ОАО "Алтайский приборостроительный завод "Ротор", имеющий современный парк металлообрабатывающих станков, позволяющий выпускать импортозамещающую продукцию.

Потребность работодателей внебюджетного сектора экономики в кадрах, заявленная в краевую службу занятости населения, на 01.02.2015 составила 9,5 тыс. человек, из них в обрабатывающих производствах - 1,7 тыс. человек, в том числе:

ОАО "БПО Сибприбормаш" - более 330 человек (контролер качества, прессовщик, сборщик);

ЗАО "Барнаульский меланжевый комбинат "Меланжист Алтая" - более 100 человек (прядильщик, швея);

ОАО "Алтайский приборостроительный завод "Ротор" - 100 человек (токарь, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, оператор станков с программным управлением);

в производстве пищевых продуктов - более 360 человек (пекарь, повар).

Алтайский край относится к числу территорий с незначительными объемами привлечения иностранной рабочей силы. Совокупная (средняя) доля иностранных работников в численности занятого населения Алтайского края составляет 1,2%.

В 2014 году на территории края трудовую деятельность осуществляли 12677 иностранных граждан, из них на основании разрешений на работу - 542 человека, на основании патентов для работы у физических лиц - 12135 человек. Привлечение иностранных работников производилось в такие отрасли экономики, как строительство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, деятельность ресторанов и кафе.

По прогнозу Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю в 2015 году ожидается обращение 20 тыс. иностранных граждан с заявлением о выдаче патента, из них 18 тыс. - для работы у физических лиц. Остальные 2 тыс. человек будут трудоустроены у работодателей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На 2015 год поступили заявки от 72 работодателей на привлечение 2060 иностранных граждан по 87 профессиям по следующим видам экономической деятельности:

строительство (бетонщик, плотник, маляр, электрогазосварщик, штукатур, стекольщик, монтажник) - 43,7% от заявленной потребности;

гостиницы и рестораны (повар, пекарь, технолог, шеф-повар, кондитер, тестовод) - 21,6%;

обрабатывающие производства (бригадир на участках основного производства, переводчик, механик, мастер цеха) - 14,9%;

транспорт и связь (мастер погрузочно-разгрузочных работ, транспортировщик, водитель трамвая, троллейбуса) - 3,7%;

предоставление прочих услуг (спортсмены, массажисты) - 5,6%;

сельское хозяйство (овощеводы) - 3,2%.

Всего работодатели планировали привлечение иностранных работников по 10 видам экономической деятельности.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации квота для Алтайского края утверждена в количестве 35 разрешений на работу (из стран с визовым порядком въезда). Все заявленные рабочие места рассмотрены на предмет возможного замещения российскими гражданами.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость реализации системы дополнительных мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда края, с учетом приоритетов развития региона на среднесрочную перспективу. С помощью программно-целевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил на приоритетных направлениях государственной политики в сфере занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения на рынке труда, координацию действий отдельных его участников.

 

1.3. Распределение занятых по видам

экономической деятельности в 2015 году

 

Прогноз распределения занятого в экономике населения рассчитан, на основе среднего варианта демографического прогноза Алтайкрайстата, согласно которому численность населения в 2015 году снизится на 10,5 тыс. человек и составит 2370,0 тыс. человек. При этом численность населения старше и моложе трудоспособного возраста будет расти, а численность населения в трудоспособном возрасте - снижаться.

Превышение численности граждан края, вышедших из трудоспособного возраста, над численностью достигших шестнадцатилетнего возраста в 2015 году составит более 18,6 тыс. человек. Кроме того, в крае продолжается миграционная и естественная убыль населения, которая по оценке достигнет в 2015 году 4,8 и 7,4 тыс. граждан в трудоспособном возрасте соответственно.

В результате численность населения в трудоспособном возрасте за год сократится на 30,8 тыс. человек, или на 2,3% (с 1342,0 тыс. человек на 01.01.2015 до 1311,3 тыс. человек на 01.01.2016), что отразится на снижении численности занятых.

Распределение занятых в экономике учитывает прогнозируемое снижение объемов производства и ухудшение экономических условий, дальнейшую модернизацию действующих производств и повышение производительности труда, а также оценку прогнозируемого высвобождения работников хозяйствующих субъектов и планы по расширению кадрового потенциала организаций, которые имеют стабильные портфели заказов. Учтено создание новых постоянных рабочих мест в сфере сельского хозяйства, промышленного производства, туризма, других отраслях экономики в рамках реализации инвестиционных проектов.

В результате перераспределения трудовых ресурсов численность занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом изменится в сторону увеличения:

в организациях сельского хозяйства с 204,9 тыс. человек до 206,0 тыс. человек (на 1,1 тыс. человек) за счет увеличения объемов производства в рамках импортозамещения (доля импортного сырья при производстве пищевых продуктов, напитков составляет в крае не менее 2,0%);

в гостиничном и ресторанном бизнесе с 14,4 тыс. человек до 14,8 тыс. человек (на 0,4 тыс. человек) за счет реализации инвестиционных проектов в сфере туризма.

В перспективе 2015 года ожидается снижение численности занятых:

в государственном управлении, образовании, здравоохранении с 244,1 тыс. человек до 240,3 тыс. человек (на 3,8 тыс. человек) в результате оптимизации бюджетных расходов и численности работников в органах местного самоуправления и реализации задач по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;

в организациях оптовой и розничной торговли со 194,6 тыс. человек до 194,2 тыс. человек (на 0,4 тыс. человек) за счет снижения покупательной способности населения и прекращения деятельности отдельными предпринимателями;

в финансовых организациях с 13,9 тыс. человек до 13,4 тыс. человек (на 0,5 тыс. человек) в результате снижения объемов кредитования, оптимизации штатной численности финансово-кредитных организаций;

в строительной отрасли с 56,9 тыс. человек до 56,5 тыс. человек (на 0,4 тыс. человек) за счет факторов, сдерживающих положительную динамику в отрасли: высокой стоимости строительных материалов, в т.ч. металлоконструкций, высокого процента коммерческих кредитов, неплатежеспособности заказчиков (покупателей);

в организациях транспорта и связи с 85,8 тыс. человек до 85,6 тыс. человек (на 0,2 тыс. человек) за счет снижения потребления услуг связи населением и юридическими лицами в связи с сокращением реальных доходов, снижением деловой активности и прогнозируемым снижением всех показателей транспортного комплекса.

Ожидается стабильная численность занятых:

в организациях добычи полезных ископаемых - 4,0 тыс. человек;

в организациях обрабатывающих производств - 138,4 тыс. человек, при этом произойдет перераспределение занятых в организациях отрасли.

Рост численности занятых по видам обрабатывающей промышленности ожидается:

в организациях пищевой промышленности с 44,8 тыс. человек до 45,5 тыс. человек (на 0,7 тыс. человек) за счет импортозамещения молочной продукции, наращивания объемов производства мясной промышленности, положительной динамики хлебобулочных и кондитерских изделий благодаря низкой доли импорта и устойчивому потребительскому спросу;

в текстильном и швейном производстве с 4,5 тыс. человек до 4,9 тыс. человек (на 0,4 тыс. человек) за счет увеличения объемов выпускаемой продукции основными представителями текстильной и швейной индустрии края;

в организациях производства машин и оборудования (без боеприпасов) с 10,1 тыс. человек до 10,4 тыс. человек (на 0,3 тыс. человек) за счет сохранения положительной динамики объемов производства;

в организациях производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования с 5,2 тыс. человек до 5,3 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) за счет увеличения государственного оборонного заказа.

Снижение численности занятых по видам обрабатывающей промышленности ожидается:

в сфере производства транспортных средств и оборудования с 12,0 тыс. человек до 11,0 тыс. человек (на 1,0 тыс. человек) вследствие значительного падения производства и влияния внешней конъюнктуры;

в организациях обработки древесины и производства изделий из дерева с 5,6 тыс. человек до 5,5 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) вследствие снижения производства и сокращения внутреннего потребления, вызванного снижением доходов населения и торговли, снижением объемов строительных работ;

в организациях производства прочих неметаллических минеральных продуктов с 7,0 тыс. человек до 6,9 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) в результате снижения темпов роста производства конструкций и деталей сборных железобетонных, роста стоимости сырья;

в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий с 16,7 тыс. человек до 16,5 тыс. человек (на 0,2 тыс. человек) вследствие снижения объемов производства, уменьшения спроса на выпускаемую продукцию (сокращение инвестиционных программ крупными энергетическими холдингами).

Предполагается стабильная численность занятых в организациях целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности - 4,1 тыс. человек.

С учетом динамики изменений численности занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом ожидается снижение численности занятых в экономике на 3,6 тыс. человек до 1069,4 тыс. человек.


 

Таблица 1

 

Распределение

занятых по видам экономической деятельности

в Алтайском крае, тыс. человек

 

N п/п

Наименование показателя

2014 г. (оценка)

2015 г. (прогноз)

Рост / снижение (2015 - 2014 гг.)

1

2

4

5

6

 

Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД:

1073,0

1069,4

-3,6

1.

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

204,9

206,0

1,1

2.

рыболовство, рыбоводство

0,9

0,9

0,0

3.

добыча полезных ископаемых

4,0

4,0

0,0

4.

обрабатывающие производства

138,4

138,4

0,0

4.1.

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

44,8

45,5

0,7

4.2.

текстильное и швейное производство

4,5

4,9

0,4

4.3.

обработка древесины и производство изделий из дерева

5,6

5,5

-0,1

4.4.

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

4,1

4,1

0,0

4.5.

химическое производство

5,6

5,6

0,0

4.6.

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

7,0

6,9

-0,1

4.7.

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

16,7

16,5

-0,2

4.8.

производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов)

10,1

10,4

0,3

4.9.

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

5,2

5,3

0,1

4.10.

производство транспортных средств и оборудования

12,0

11,0

-1,0

4.11.

прочие производства

4,6

4,6

0,0

4.12.

производство прочих материалов и веществ, не включенных в другие группировки

7,0

7,1

0,1

5.

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

31,5

31,5

0,0

6.

строительство

56,9

56,5

-0,4

7.

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

194,6

194,2

-0,4

8.

гостиницы и рестораны

14,4

14,8

0,4

9.

транспорт и связь

85,8

85,6

-0,2

10.

финансовая деятельность

13,9

13,4

-0,5

11.

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

52,0

52,0

0,0

12.

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

66,5

64,7

-1,8

13.

образование

96,0

95,5

-0,5

14.

здравоохранение и предоставление социальных услуг

81,6

80,1

-1,5

15.

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

30,6

30,9

0,3

16.

прочие виды экономической деятельности

0,9

0,9

0,0

 

1.4. Реализация плана мероприятий по замещению

иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления

трудовой деятельности, российскими гражданами из числа

работников, находящихся под риском увольнения

 

Межведомственной комиссией Алтайского края по вопросам привлечения иностранных работников утвержден план мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами, в том числе находящимися под риском увольнения, на 2015 год (приложение N 8).

Согласно утвержденному плану замещение иностранных работников российскими гражданами предполагается в количестве 216 человек в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, обрабатывающее производство. Для обеспечения замещения необходима организация профессионального обучения. По направлению органов службы занятости населения будут осуществляться профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по замещаемым профессиям. Работникам, уволенным из организаций - участников настоящей государственной программы, будет предложено пройти профессиональное обучение с гарантированным трудоустройством в МУП "Горэлектротранс", г. Барнаул (водители трамвая, троллейбуса), ЗАО "Топчихинское строительно-монтажное предприятие", ЗАО "Кирпичный завод" (Топчихинский район) (профессии в сфере строительства).

В целях организации работы по легализации трудовых отношений иностранных работников и замещению иностранных работников российскими гражданами заключено соглашение о совместной деятельности между Главным управлением Алтайского края по труду и социальной защите, Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю, Государственной инспекцией труда в Алтайском крае. В рамках Соглашения в ежемесячном режиме будет осуществляться обмен информацией о количестве выданных патентов в разрезе территорий края, о количестве уведомлений от работодателей о принятых на работу иностранных гражданах, о количестве представленных иностранными гражданами договоров на выполнение работ (оказание услуг).

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 02.11.2015 г. № 433)

 

Таблица 2

 

Прогноз

замещения иностранных работников российскими гражданами,

в том числе находящимися под риском увольнения, в 2015 году

 

N п/п

Вид экономической деятельности

Перечень профессий, по которым предусматривается привлечение иностранной рабочей силы

Количество рабочих мест, замещаемых российскими гражданами, единиц

Численность граждан, направленных на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования, человек

1

2

3

4

5

1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

овощевод

30

 

животновод

1

1

2.

Строительство

каменщик

23

23

плотник

10

10

бетонщик

15

15

облицовщик-плиточник

10

10

штукатур

17

17

3.

Деятельность кафе и ресторанов

пекарь

6

3

повар

2

 

4.

Обрабатывающие производства

грузчик

8

 

инженер (по специализации ракетные двигатели)

3

 

5.

Деятельность сухопутного транспорта

мастер погрузочно-разгрузочных работ

12

 

плотник

4

 

водитель трамвая

50

50

водитель троллейбуса

25

25

 

Итого:

 

216

154


Информация по документу
Читайте также