Расширенный поиск
Закон Алтайского края от 16.01.1996 № 10-ЗСЗАКОН Алтайского края О народном образовании в Алтайском крае Утратил силу - Закон Алтайского края от 03.12.2004 г. N 54-ЗС (В редакции Законов Алтайского края от 05.02.2001 г. N 6-ЗС; от 08.10.2001 г. N 70-ЗС) Краевое Законодательное Собрание, основываясь на представленных ему Конституцией Российской Федерации (ст.72, ч.1, п."Е") и Уставом (Основным законом) Алтайского края (ст. 62, ч.1) полномочиях, сознавая ответственность за поддержку и развитие сферы народного образования в крае, имея целью создание оптимальных условий реализации Закона Российской Федерации "Об образовании" с учетом особенностей культурного, национального, социально-экономического и экологического развития края, принимает настоящий Закон. Раздел 1. Общие положения Статья 1. Понятие и принципы организации народного образования в крае 1. Народное образование - есть целенаправленный процесс и результат обучения и воспитания граждан, осуществляемый государственными, муниципальными, частными учреждениями и физическими лицами в целях достижения обучаемыми установленных государством образовательных уровней на основе действующих государственных стандартов. 2. Организация народного образования в крае основывается на принципах: 1) гуманизма и уважения к общечеловеческим ценностям - жизни, здоровью, достоинству и свободному развитию личности; 2) единства системы образования в Российской федерации и учета особенностей культурного, национального и социально-экономического развития края; 3) общедоступности, бесплатности, свободы и многообразия форм и содержания образования; 4) всеобщности и обязательности обучения детей и подростков; 5) светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 6) соблюдение краевыми органами государственной власти приоритета сферы образования в вопросах финансово-материального обеспечения образовательных учреждений, социальной защиты и медицинского обслуживания специалистов образовательных учреждений и обучающихся. Статья 2. Основы государственной политики в сфере образования на территории края 1. Образование в Алтайском крае осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, другими законами и иными нормативными правовыми актами края. Настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты края, регулирующие общественные отношения в сфере образования на его территории, не могут устанавливать дополнительные ограничения прав физических и юридических лиц как участников образовательного процесса в сравнении с ограничениями, предусмотренными федеральным Законодательством. 2. Каждый житель края имеет право на получение образования и удостоверение его образовательного уровня официальным документом установленного образца. Жителям края, гражданам Российской Федерации гарантируется бесплатное общее образование всех уровней /начального, основного и среднего /полного/ общего образования/; начальное профессиональное образование; среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование на конкурсной основе, если образование данного уровня лицо получает впервые. 3. Второе профессиональное образование одного и того же уровня обеспечивается образовательными учреждениями края на возмездной /частично или полностью/ основе. 4. Повышение квалификации кадров и профессиональная переподготовка работников предприятий и организаций края, а также дополнительные услуги по коррекции, повышению и расширению образовательного уровня осуществляются образовательными учреждениями за полную плату на основе соответствующих договоров. 5. В крае пользуются специальной поддержкой образовательные учреждения и образовательные программы для одаренных детей, детей с задержками психического и физического развития, а также инновационные формы развития образования, в т.ч. действующие в высшей школе. 6. Уровни образования, квалификация специалистов образовательных учреждений и обучающихся определяются в соответствии с образовательными стандартами Российской Федерации. 7. Аттестация учащихся, получивших семейное образование, осуществляется в учреждениях образования в форме экзаменационных испытаний. 8. Образование в крае ведется на русском языке, за исключением случаев, специально оговоренных учредителем или уставом образовательного учреждения. Статья 3. Региональная система образования в Алтайском крае 1. В региональную систему образования в Алтайском крае входят: - образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, осуществляющие на законной основе а) дошкольное, б) общее /начальное, основное и полное среднее/, в) профессиональное /начальное, среднее, высшее и послевузовское/, г) дополнительное образование, д) коррекционное обучение и воспитание детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии, е) воспитание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, ж) переподготовку и повышение квалификации взрослых жителей края; 1) семейное /домашнее/ образование; 2) самообразование и экстернат; 3) частная образовательная практика, включая репетиторство; 4) деятельность научно-исследовательских и учебно-методических учреждений, занимающихся изучением и совершенствованием образования; 5) информационно-образовательная деятельность учреждений культуры и средств массовой информации; 6) организационно-управленческая деятельность государственного органа управления образованием и муниципальных органов управления образованием, а также подведомственных им предприятий. 2. Образовательной деятельностью в крае могут заниматься учреждения, получившие соответствующую лицензию в порядке, предусмотренном федеральными органами управления образованием, и физические лица. 3. Частная образовательная практика регистрируется как индивидуальное предпринимательство. 4. Образование детей и подростков с девиантным поведением в специальных учреждениях, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляется созданными в них школами или учебными группами, либо в муниципальных образовательных учреждениях по согласованному решению администрации спецучреждения и муниципального органа управления образованием, предполагающему финансовые затраты обеих сторон. Статья 4. Задачи Закона "О народном образовании в Алтайском крае" Настоящий Закон призван: 1) обеспечить гарантии прав жителей края на образование; 2) определить основное содержание региональных /краевых/ составляющих государственных образовательных стандартов; 3) установить особенности механизма финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений края; 4) закрепить установленные федеральным законодательством нормы материального обеспечения специалистов образовательных учреждений и обучающихся; 5) ввести дополнительные льготы образовательным учреждениям; 6) повысить степень социальной защищенности педагогов и учащихся; 7) определить принципы деятельности органов управления образованием в крае, их полномочия и основные функции; 8) разграничить компетенцию в сфере образования законодательного и исполнительного органов государственной власти в крае; 9) установить административную ответственность за нарушение норм настоящего Закона. Статья 5. Механизм реализации Закона "О народном образовании в Алтайском крае" 1. Настоящий Закон конкретизируется в необходимых случаях принятием серий подзаконных актов, положений, инструкций и программ развития, детализирующих его нормы. 2. Механизм реализации настоящего Закона выражается в претворении региональной программы развития образования в Алтайском крае, разработанной на основе принципов и положений федеральной программы развития образования с учетом особенностей региона и необходимости выделения в ней специальных подпрограмм, ориентированных на решение наиболее актуальных проблем и перспектив модернизации сферы образования края. 3. Региональная программа развития образования в крае разрабатывается на конкурсной основе творческими коллективами края под руководством государственного органа управления образованием и утверждается краевым Законодательным Собранием. Раздел 2. Управление и разграничение компетенции органов государственной власти Алтайского края и местного самоуправления в области народного образования Статья 6. Основной принцип управления народным образованием в Алтайском крае Управление образованием в Алтайском крае строится на основе сочетания государственных /федеральных и регионально-краевых/, муниципальных и общественных начал при развитии самоуправления и академической автономии образовательных учреждений и индивидуальных предпринимателей, занимающихся образовательной практикой. Статья 7. Государственное управление народным образованием в крае 1. Государственное управление региональной системой народного образования осуществляет краевое Законодательное Собрание, администрация Алтайского края и соответствующие органы управления образованием. 2. Государственные органы управления образованием и их подразделения действуют на основе Положения, утвержденного администрацией края. 3. Государственные органы управления образованием вправе инспектировать образовательные учреждения и органы управления образованием на территории Алтайского края по вопросам своей компетенции в порядке надзора. Законом края может быть предусмотрено делегирование данного права органам местного самоуправления. Статья 8. Компетенция краевого Законодательного Собрания в сфере народного образования Краевое Законодательное Собрание: 1. Ежегодно заслушивает информацию администрации края о ходе реализации и перспективах осуществления Региональной программы развития народного образования в крае, утверждает конкретные меры и бюджетное финансирование по их реализации. 2. Посредством принятия законов и иных правовых актов края нормативного характера: 1) устанавливает механизм и конкретные меры по осуществлению федеральной политики в области народного образования, не противоречащие федеральному законодательству в сфере образования; 2) определяет политику Алтайского края в области народного образования, не противоречащую образовательной политике Российской Федерации, в том числе утверждает краевые образовательные программы развития образования с учетом национальных, экономических, экологических, культурных, демографических и других региональных особенностей Алтайского края; 3) разграничивает компетенцию в области народного образования между законодательным /представительным/ и исполнительными органами государственной власти Алтайского края; 4) устанавливает основное содержание регионального компонента государственных образовательных стандартов; 5) определяет с учетом ст. 52 /п.2/ части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и п. 1 "в" ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" особенности порядка создания, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; 6) устанавливает налоги и сборы на цели народного образования в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", краевые нормативы финансирования образования, порядок формирования и расходования краевого внебюджетного фонда развития образования; 7) определяет дополнительные к федеральным требования по охране здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса; 8) формирует краевой бюджет в части расходов на народное образование; 9) реализует иные полномочия, которыми оно наделяется федеральными законами и законами края в сфере образования, либо которые оно приобретает в результате заключения договора с Российской Федерацией о разграничении полномочий в сфере образования. Статья 9. Компетенция администрации Алтайского края в сфере народного образования 1. Администрация края: 1) осуществляет конкретные меры по реализации федеральной и краевой политики в области народного образования, разрабатывает механизм реализации образовательных программ, не противоречащих федеральным законам и настоящему Закону; 2) определяет меры по организации финансирования образовательных учреждений в части их материально-технического снабжения и обеспечивает их реализацию; 3) формирует государственные органы управления образованием края, наделяет их специальной компетенцией, руководит ими, назначает руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); 4) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений краевого подчинения в порядке и на условиях, установленных Законом края "О порядке управления объектами права собственности Алтайского края" и настоящим Законом; 5) подготавливает проект краевого бюджета в части расходов на образование, исполняет краевой бюджет в части указанных расходов, выступает с инициативой по введению на территории края налогов и сборов на нужды образовательных учреждений в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами по вопросам налогообложения; 6) разрабатывает механизмы взимания и организует взимание краевых налогов и сборов на нужды образовательных учреждений, осуществляет контроль за их своевременным и полным внесением в краевой бюджет; 7) обеспечивает соблюдение Законодательства Российской Федерации и края в области образования, а также контроль за соблюдением и использованием государственных образовательных стандартов; 8) реализует иные полномочия, предоставленные федеральными законами и иными правовыми актами края, а также договором с исполнительными органами власти Российской Федерации о разграничении полномочий в сфере образования. 2. Администрация Алтайского края может создавать государственные органы управления образованием, которые наделяются компетенцией в решении следующих вопросов: 1) практическая реализация всех мероприятий администрации края в области образования; 2) контроль исполнения государственных образовательных стандартов в Алтайском крае; 3) организация работ по лицензированию, аттестации и аккредитации всех образовательных учреждений края, за исключением высших учебных заведений и учреждений среднего специального образования, находящихся в федеральном подчинении; 4) информационно-методическое обеспечение образовательных учреждений края; 5) организация издания учебной литературы, методической и справочной литературы, содержащей региональные компоненты государственных образовательных стандартов; 6) инспектирование в порядке надзора подведомственных образовательных учреждений и экспертизу результатов их деятельности; 7) обобщение передового опыта и организация экспериментирования в области образования; 8) изучение и стимулирование инновационных процессов в образовании; 9) создание системы непрерывного образования в крае; 10) совершенствование системы дополнительного образования; 11) организация педагогической поддержки детского и молодежного движения, повышение воспитательной роли детских и молодежных организаций в образовательных учреждениях; 12) создание новой системы дошкольного образования, включающей в себя семейное /домашнее/ обучение и дошкольные учреждения разных организационно-правовых форм, учебно-методическое обеспечение деятельности этой системы; 13) организационная работа по улучшению качественного состава педагогических и преподавательских кадров края, повышению их квалификации и переподготовки с учетом дефицита специалистов в области дефектологии, психологии, валеологии, конфликтологии, социальной педагогики и социальной работы; 14) текущее и перспективное планирование потребностей в кадрах образовательных учреждений, оформление государственного заказа на подготовку кадров; 15) разработка программ международного и межрегионального сотрудничества в области образования; 16) проведение международных, межрегиональных и краевых образовательных мероприятий /конференций, семинаров, олимпиад и иных мероприятий/; 17) установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников и требований к образовательным цензам педагогических кадров образовательных учреждений различных типов и видов; 18) награждение работников народного образования. Реализация указанной в настоящей статье компетенции может осуществляться администрацией края самостоятельно либо с привлечением, в формах, установленных федеральными законами, органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти, юридических и физических лиц. Статья 10. Компетенция органов самоуправления К ведению органов самоуправления городов, городских и сельских районов относится: 1) создание своих органов управления образованием, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение руководителей местных органов управления образованием, при этом их кандидатуры согласовываются с государственными органами управления народным образованием края; 2) определение /совместно с краевыми органами управления образованием/ содержания муниципальных составляющих государственных образовательных стандартов; 3) разработка и реализация муниципальных /городских, районных/ программ совершенствования народного образования; 4) оптимизация структуры образовательных учреждений на подведомственной территории; 5) формирование местного бюджета и фонда развития образования; 6) создание, ликвидация и реорганизация муниципальных образовательных учреждений, осуществляемая на основании решения схода граждан при возможном согласовании с государственными органами управления образованием; 7) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; 8) контроль за соблюдением условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательных учреждений; 9) использование муниципальных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах народного образования; 10) регулирование в пределах своих полномочий отношений собственности в муниципальной системе народного образования; 11) использование местных возможностей для повышения степени социальной защиты учащихся и работников народного образования, материального и морального поощрения лучших из них; 12) определение конкретных мер воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей; 13) информирование органов государственной власти и общественности о соответствии условий образования на подведомственной территории федеральным и краевым требованиям. Органы местного самоуправления городов и районов края обеспечивают соблюдение нормативов деятельности образовательных учреждений, установленных федеральным и краевым законодательством, и не имеют права вносить в эти нормативы ухудшающих их коррективов. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные органы управления народным образованием, которые в городах, городских и сельских районах действуют как самостоятельные юридические лица. Муниципальные органы управления образованием осуществляют: лицензирование, аккредитацию и организацию экспертизы результатов образовательной деятельности на территории муниципального образования; контроль за выполнением требований лицензии на образовательную деятельность, Уставов школ, других правовых актов, регламентирующих деятельность учреждений образования; формирование муниципальной системы учебных заведений с учетом запросов населения и установленных государством требований и нормативов; развитие психолого-педагогической службы муниципальной образовательной системы; создание социально-педагогических комплексов муниципальных образований; экспериментальную проверку авторских учебных планов; стимулирование инновационных процессов в учреждениях народного образования, образовательных программ и методик; контроль промежуточных результатов педагогической деятельности учреждений народного образования; создание учреждений дополнительного образования учащихся и руководство ими; мероприятия по защите жизни, здоровья и нравственности школьников, профилактике их правонарушений; выявление детей, нуждающихся в опеке и помощи государства, их устройство в государственные учреждения или семьи граждан; организацию адекватного обучения детей с аномалиями в развитии; устройство выпускников детских домов и школ-интернатов в учебные заведения или на работу; оптимизацию системы дошкольного воспитания в муниципалитете, руководство этой системой; обеспечение преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста; укрепление материальной базы учреждений народного образования всех типов и видов; обеспечение образовательных учреждений учебниками, учебно-наглядными пособиями, оборудованием, современной справочной и методической литературой, бланками отчетности различных типов и уровней; оказание методической помощи педагогам и родителям, создание методических центров муниципальных образований, руководство их деятельностью; анализ состояния кадрового потенциала и изучение потребности в педагогических кадрах (ежегодно и на перспективу) в разрезе каждого учреждения образования; трудоустройство молодых специалистов, контроль за заключением с ними контрактов и их выполнением, создание им нормальных жилищно-бытовых условий; организация стажировок и повышения квалификации специалистов муниципальных образовательных учреждений; подбор руководителей муниципальных образовательных учреждений; аттестацию руководителей учреждений народного образования и педагогических кадров на присвоение квалификационной категории; мероприятия по социальной защите педагогических работников; финансирование учреждений народного образования, состоящих на местном бюджете; создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений народного образования в законодательно установленном порядке; решение вопросов перемещения, поощрения и наказания работников подведомственных учреждений, если это не противоречит типовому положению об учреждении образования; разработку предложений по содержанию и методам реализации муниципальной составляющей государственных стандартов образования; координацию деятельности общественных советов содействия народному образованию на подведомственной территории; исполнение иных функций, делегируемых органами государственной власти края органам местного самоуправления. Статья 11. Самоуправление, компетенция, ответственность образовательных учреждений края 1. Самоуправление и академическая автономия учреждений народного образования всех организационно-правовых форм, типов, видов и уровней осуществляется на основе их Уставов, соответствующих требованиям статей 13 и 32 Закона Российской Федерации "Об образовании". 2. В компетенцию образовательного учреждения входит: 1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными или превосходящими их местными нормами; 2) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса; 3) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, школьного компонента регионально-национально адаптированного государственного стандарта; 4) разработка и утверждение рабочих программ учебных дисциплин; 5) разработка и утверждение, по согласованию с органами местного самоуправления, годовых календарных учебных графиков; 6) установление структуры образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей в пределах фонда заработной платы; 7) разработка и принятие Устава образовательного учреждения, согласованного с учредителем в части, определенной законодательством Российской Федерации; 8) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; 9) формирование контингента обучающихся, воспитанников, в пределах оговоренной лицензией квоты; 10) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством об аккредитации; 11) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями настоящего Закона; 12) поиск новой системы оценок, отражающей многоуровневый характер результатов образования; 13) развитие системы стимулирования достижений учащихся; 14) развитие деятельности общественных /в т.ч. детских и молодежных/ организаций, не запрещенных федеральными законами; 15) контроль за своевременностью предоставления отдельным категориям обучающихся /воспитанников/ дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом, актами органов местного самоуправления; 16) обеспечение в образовательных учреждениях интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных; 17) создание в образовательных учреждениях необходимых условий для организации питания и медицинского обслуживания, контроль за их работой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 18) использование возможностей внешкольных учреждений для поддержки детей и подростков, имеющих проблемы в процессе социализации; 19) использование установленных в законном порядке мер воздействия по отношению к родителям, дети которых уклоняются от получения среднего образования; 20) создание условий, необходимых для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации; 21) проведение аттестации педагогических работников на присвоение квалификационной категории на основании краевого Положения об аттестации; 22) оказание населению дополнительных платных образовательных услуг; 23) установление доплат и надбавок работникам учреждений образования в пределах выделенных средств; 24) осуществление предпринимательской деятельности; Статья 12. Структура общественного управления народным образованием края 1. В структуру общественного управления народным образованием входят: 1) Алтайский научно-образовательный комплекс; 2) Алтайский региональный научный центр Сибирского отделения Российской академии образования; 3) учебно-научно-педагогический комплекс Алтайского края; 4) краевой совет по контролю за качеством образования, действующий при государственном органе управления образованием; 5) независимые экспертно-аналитические службы, осуществляющие экспертизу образовательных программ, определение их соответствия государственным образовательным стандартам; 6) Алтайский филиал Российской аттестационной комиссии по социальной педагогике; 7) межведомственный совет по обновлению программ обучения специалистов, участвующих в ликвидации последствий воздействия Семипалатинского полигона на территории Алтайского края; 8) советы содействия развитию образования; 9) советы ректоров высших учебных заведений, директоров средних специальных учебных заведений и/или профессиональных училищ, руководителей иных типов и видов образовательных учреждений; 10) музеи истории образования в Алтайском крае; 11) попечительские и родительские комитеты образовательных учреждений; 12) Алтайское отделение педагогического общества Российской Федерации; 13) иные формы участия общественности в решении проблем образования в крае, его городах, районах, рабочих поселках, селах, деревнях, если они не противоречат действующему региональному и федеральному законодательству. 2. Краевой совет по контролю за качеством образования, аттестационные службы при государственном органе управления образованием формируются из числа высококвалифицированных и авторитетных специалистов, представляющих все уровни общего и профессионального образования. В него входят руководители независимых экспертно-аналитических комиссий по проблемам развития образования края. Решения этого совета имеют характер рекомендаций в адрес органов государственной власти края и управления образованием в нем. 3. Независимые экспертно-аналитические комиссии и аттестационные службы функционируют при государственном органе управления образованием на основе специальных положений об их работе, утвержденных главой администрации края. Члены этих комиссий и аттестационная служба не входят в штат государственного органа управления образованием. Советы содействия развитию образования и попечительские советы могут создаваться при муниципальных органах управления образованием, учреждениях образования с целью оказания практической помощи образовательным учреждениям в реализации ими государственных образовательных стандартов. Раздел 3. Краевая и муниципальные составляющие государственных образовательных стандартов Статья 13. Основы формирования регионально адаптированных образовательных государственных стандартов в Алтайском крае 1. Региональная /краевая/ и муниципальные компоненты государственных стандартов образования призваны обеспечить подготовку новых поколений людей, любящих свой край, народ, Россию и способных содействовать их гармоничному развитию. 2. Конкретное содержание краевой и муниципальных составляющих государственных стандартов различных уровней и видов образования определяет государственный орган управления образованием по согласованию со специалистами и федеральными органами управления образованием. Раздел 4. Социальные гарантии в системе народного образования края Статья 14. Общие требования к приему в образовательные учреждения края и отчислению из них 1. Прием детей в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего /полного/ общего образования производится по заявлению их родителей или лиц, их заменяющих. 2. Прием в лицеи и лицейские классы общеобразовательных школ проводится на конкурсной основе, независимо от места жительства учащихся. Условия конкурса должны обеспечить зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ повышенного уровня. 3. Для организации приема в лицеи совместно с высшим учебным заведением формируется приемная комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. 4. Зачисление и отчисление учащихся в лицей производит педагогический совет лицея в соответствии с порядком, установленным Уставом данного учреждения. 5. Прием в гимназии и гимназические классы общеобразовательных школ проводится на основе заключения психолого-педагогической комиссии об уровне интеллектуального развития ребенка и его готовности к предстоящему обучению. Содержание и форма проведения конкурсного отбора учащихся разрабатываются учреждением образования. 6. За учащимися лицеев /лицейских классов/, гимназий /гимназических классов/ сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы. 7. Зачисление в класс, профилированный на высшее учебное заведение, производится на основании письменного заявления учащегося и согласия родителей. Прием и конкурсный отбор производится по результатам собеседования или письменных работ по профильным дисциплинам. 8. В профессиональные классы принимаются учащиеся на основании личного заявления и сведений об оценках из школы с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. В случае отсутствия у поступающего документа об образовании, производится проверка знаний, по результатам которой осуществляется зачисление. 9. Порядок приема в учреждения образования других видов и типов с иной организационно-правовой формой определяется учредителем образовательного учреждения и закрепляется в Уставе образовательного учреждения и положениях о приемных комиссиях. 10. Обучающийся, достигший 15-летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования при условии согласия родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием. (В редакции Закона Алтайского края от 08.10.2001 г. N 70-ЗС) 11. За совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений устава образовательного учреждения допускается исключение из образовательного учреждения обучающихся, достигших 14-летнего возраста. (В редакции Закона Алтайского края от 08.10.2001 г. N 70-ЗС) 12. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося образовательное учреждение обязано в 3-дневный срок проинформировать органы местного самоуправления. 13. Органы местного самоуправления совместно с родителями /лицами, их заменяющими/ в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство исключенного или продолжение его обучения в другом образовательном учреждении. 14. В крае сохраняется практика внеконкурсного набора для выпускников отдаленных сельских школ. Статья 15. Гарантии социальной защиты работников образовательных учреждений, студентов, учащихся и воспитанников 1. Оплата труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Алтайского края производится дважды в месяц в размерах не ниже установленных законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. 2. Администрации всех государственных и муниципальных образовательных учреждений обязаны определить и соблюдать конкретные даты выплаты заработной платы и довести их до сведения всех сотрудников. 3. Образовательные учреждения самостоятельно, в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств, разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке обучающихся, педагогов и сотрудников, включая выплату повышенных стипендий и социальных пособий, льготы по оплате проживания в общежитиях, питания, расходов на транспорт, одежду, учебные пособия, лечение и другие льготы. 4. Учреждения профессионального образования края имеют право на первоочередное получение земельных участков из земель, предназначенных для объектов краевого значения под строительство своих объектов, студенческих общежитий, спортивно-оздоровительных комплексов, жилых домов для своих работников. 5. Педагоги образовательных учреждений краевой и муниципальной собственности, расположенных в деревнях, селах и рабочих поселках /кроме поселков, находящихся в черте города/ пользуются всеми льготами, установленными законодательством СССР, РСФСР и Российской Федерации для учителей сельских школ. 6. Педагогические и научные работники государственных /федеральных и краевых/ образовательных учреждений пользуются правом на: 1) приобретение жилых помещений, находящихся в государственной собственности края, на льготных условиях и в порядке, определенном Законодательным Собранием края. Органы местного самоуправления вправе установить аналогичный порядок льготного приобретения жилья, находящегося в муниципальной собственности, для вышеуказанной категории лиц; 2) получение беспроцентного кредита из краевого внебюджетного фонда развития образования в порядке и на условиях, определяемых в положении, утвержденном краевым Законодательным Собранием; 3) повышение квалификации. 7. В соответствии с федеральным законодательством выпускники высших учебных заведений, педагогических училищ и колледжей, направленные на работу в сельские образовательные учреждения края, имеют право на: 1) получение подъемных; 2) заключение трудового договора с администрацией учебных заведений всех форм собственности на срок от трех лет и более; 3) получение за счет источников, предусмотренных законодательством, единовременного пособия на хозяйственное обзаведение. 8. Студенты и аспиранты дневной формы обучения высших учебных заведений края имеют право: 1) совмещать учебу с работой на предприятиях /организациях, учреждениях/ в свободное от академических занятий время; 2) пользоваться услугами служб занятости и/или создавать свои службы поиска работы. 9. Администрация края и органы местного самоуправления городов и районов ежегодно осуществляют по специальным программам помощи поддержку студентов и учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, страдающих опасными для жизни заболеваниями /по списку, определяемому государственным органом управления здравоохранением/ и в масштабах, предусматриваемым соответствующими годичными бюджетами. 10. Поддержка молодых семей учащихся и студентов, имеющих детей, может осуществляться по специальным годичным программам, утверждаемым в рамках соответствующих местных бюджетов. 11. До определения законодательством Российской Федерации условий и порядка предоставления студентам личного государственного образовательного кредита /Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 42/, в Алтайском крае вводится практика предоставления льготных кредитов студентам государственных высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений, оставшихся без попечения родителей /сиротам, воспитанникам детских домов и школ-интернатов/, успешно осваивающим программу обучения, с условием его постепенного погашения в течении 10 лет после завершения обучения в учебном заведении. 12. В общеобразовательных школах муниципальной принадлежности, расположенных в населенных пунктах, пострадавших от Семипалатинских взрывов 1949 и 1962 гг., с 1996 года за счет отчислений от средств, получаемых по Семипалатинской программе, организуется социальная помощь, ориентированная на: 1) особый режим труда и отдыха учащихся начальных классов, учитывающий их повышенную утомляемость; 2) создание и развертывание работы психолого-реабилитационных и/или социально-корректирующих служб; 3) периодические медицинские, социологические и психологические обследования учащихся, их родителей и учителей. Эти мероприятия осуществляются по специальным программам годичных краевых бюджетов и контролируются государственным органом управления образованием, совместно с комитетами администрации края по социальной защите и здравоохранению. 13. Образовательные учреждения для лиц с дефектами физического и психического развития в Алтайском крае создаются, функционируют и реорганизуются с учетом специальных требований, установленных государственной программой преодоления многолетних воздействий на население Алтайского края Семипалатинского полигона, а также специальных целевых краевых программ, утверждаемых Законодательным Собранием и администрацией края. 14. В соответствии с частью 2 ст. 52 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и п. 1 "в" ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" при создании образовательных учреждений на территории края должны быть соблюдены следующие условия: Уставы /Положения/ образовательных учреждений, специализирующихся на воспитании детей с дефектами психического и физического развития, должны содержать указания об обязательном наличии в штате образовательного учреждения должностей психолога и социального педагога. Раздел 5. Особенности финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений в Алтайском крае Статья 16. (Исключена - Закон Алтайского края от 08.10.2001 г. N 70-ЗС) Статья 17. Об оплате за содержание детей Ежемесячная плата родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе организаций и исполнительных органов местного самоуправления не должна превышать 20 процентов, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10 процентов затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Родители, имеющие детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских дошкольных учреждениях, освобождаются от платы за их содержание в детских дошкольных учреждениях. Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы или компенсации по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях из средств местных бюджетов для родителей, имеющих душевой доход ниже прожиточного минимума, определенного для жителей Алтайского края. (Статья в редакции Закона Алтайского края от 05.02.2001 г. N 6-ЗС) Статья 18. О расходовании средств Средства, предназначенные в бюджете края для финансирования деятельности образовательных учреждений, не подлежат расходованию ни на какие другие цели. Статья 19. Планирование расходов на образование При планировании расходной части краевого бюджета ежегодно предусматриваются и вписываются отдельными строками расходы на: 1) финансирование разработки и реализации целевых программ развития народного образования в крае; 2) выплату именных стипендий студентам и аспирантам государственных вузов, установленных постановлением малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов и администрации края от 12.10.1993 г. /N 287/288/. Статья 20. Внебюджетный фонд Для аккумулирования дополнительных средств на нужды финансирования образовательных учреждений в крае создается внебюджетный фонд развития народного образования. Статья 21. Финансирование негосударственных образовательных учреждений Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное или муниципальное финансирование образовательной деятельности с момента их государственной аккредитации. Статья 22. Право учреждений образования на услуги Образовательные учреждения Алтайского края независимо от организационно-правовых форм и видов собственности: 1) получают услуги государственных краевых учреждений и унитарных краевых предприятий, находящихся в собственности края, бесплатно, при условии, если эти услуги необходимы образовательным учреждениям для выполнения ими основной /уставной/ непредпринимательской деятельности. Перечень услуг, а также перечень краевых государственных учреждений, обязанных оказывать входящие в этот перечень услуги бесплатно, ежегодно определяются администрацией Алтайского края и утверждаются Постановлением главы администрации края; 2) получают в пользование нежилые помещения, находящиеся в собственности Алтайского края, для осуществления уставной непредпринимательской деятельности, на безвозмездной основе, а не на условиях арендного пользования. При аренде нежилых помещений для осуществления уставной непредпринимательской деятельности образовательных учреждений, при условии нахождения вышеуказанных помещений в государственной федеральной, муниципальной или частной собственности, расходы по уплате арендной платы компенсируются за счет внебюджетного краевого фонда развития образования. Статья 23. Ограничение права на приватизацию До принятия федерального Закона, регламентирующего изменения форм собственности и порядок управления в сфере образования, в Алтайском крае вводится мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений, их имущества (за исключением жилых помещений, расположенных в сельской местности) и земли, на которой они расположены. (В редакции Закона Алтайского края от 08.10.2001 г. N 70-ЗС) Раздел 6. Меры административной ответственности за нарушение закона "О народном образовании в Алтайском крае" Статья 24. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Алтайского края от 08.10.2001 г. N 70-ЗС) Раздел 7. Заключительное положение Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования в газете "Алтайская правда". Председатель краевого Законодательного Собрания А.А.Суриков г.Барнаул 16 января 1996 года N 10-ЗС Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|