Расширенный поиск

Закон Алтайского края от 16.07.1996 № 33-ЗС

 



                                ЗАКОН


                           Алтайского края

                                     Утратил силу - Закон Алтайского
                                       края от 05.11.99 г. N 52-ЗС


                О местном референдуме в Алтайском крае

      (В редакции Закона Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)



     Настоящий закон   Алтайского  края  (далее  -  Закон)  определяет
основные  условия  и  порядок  проведения   местного   референдума   в
муниципальных образованиях Алтайского края (далее - край).

                       Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Понятие местного референдума

     1. Местный  референдум (далее - референдум) - голосование жителей
муниципальных  образований  в  форме  однозначного   высказывания   по
наиболее важным вопросам местного значения.
     2. Решение,  принятое на  местном  референдуме,  не  нуждается  в
утверждении     какими-либо     органами    государственной    власти,
государственными   должностными   лицами   или    органами    местного
самоуправления.
     Если для реализации решения,  принятого на референдуме, требуется
издание нормативного правового акта,  орган местного самоуправления, в
чью компетенцию входит данный вопрос,  обязан в течение 45 дней со дня
вступления   в   силу   решения,  принятого  на  референдуме,  принять
соответствующий нормативный правовой акт.

     Статья 2. Консультативный референдум

     По решению представительного  органа  местного  самоуправления  в
муниципальном образовании может проводиться консультативный референдум
(опрос) граждан по вопросам местного значения.
     Результаты консультативного  референдума  имеют  рекомендательный
характер.

     Статья 3. Вопросы, выносимые на референдум

     1. На референдум  могут  выноситься  вопросы  местного  значения.
Выносимые  на  референдум  вопросы не должны ограничивать или отменять
общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные
гарантии их реализации.
     Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить
законодательству  Российской  Федерации  и законодательству Алтайского
края.(Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     2. Формулировка вопроса,  выносимого на референдум,  должна  быть
краткой  и  ясной,  исключать  множественность  толкования  вопроса  и
предполагать один из двух вариантов ответа:  "за" или "против".  Ответ
на вопрос,  выносимый на референдум,  должен давать возможность внести
изменения и дополнения в нормативные правовые  акты  органов  местного
самоуправления, ограниченные по содержанию формулировкой вопроса.

     Статья 4. Право граждан на участие в референдуме

     1.  В  референдуме имеют право участвовать жители края - граждане
Российской   Федерации  (далее  -  граждане),  достигшие  ко  дню  его
проведения  18  лет,  постоянно  или  преимущественно  проживающие  на
территории муниципального образования. (В  редакции  Закона Алтайского
края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     В референдуме  не  могут  участвовать граждане,  признанные судом
недееспособными,  а также лица,  содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.
     2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения  прав  граждан  на
участие  в  референдуме в зависимости от происхождения,  социального и
имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования,   языка,  отношения  к  религии,  политических  или  иных
взглядов, рода и характера занятий запрещается.

     Статья 5. Общие принципы проведения референдума

     1. Граждане участвуют  в  референдуме  непосредственно  и  лично.
Участие  в  референдуме  является  свободным и добровольным.  Никто не
вправе оказывать принудительное воздействие на участие  или  неучастие
гражданина в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
     2. Голосование на референдуме осуществляется тайно,  контроль  за
волеизъявлением граждан не допускается.
     3. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту
своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

     Статья 6.   Правовое   обеспечение   референдума  и  контроль  за
                 соблюдением настоящего Закона

     Порядок назначения и проведения референдума, принятия и изменения
его  решений  устанавливаются  уставом  муниципального  образования  в
соответствии с настоящим Законом, другими законами края.
     Контроль за  соблюдением  настоящего  Закона  осуществляют органы
государственной  власти  края  и  органы  местного  самоуправления.  В
осуществлении  контроля  за  соблюдением настоящего Закона имеют право
участвовать представители  политических  партий  и  иных  общественных
объединений,  зарегистрированных в установленном порядке, инициативных
групп по проведению референдума, средств массовой информации.

     Статья 7. Гласность при подготовке и проведении референдума

     1. Деятельность  всех  органов,  участвующих  в   организации   и
проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
     2. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов
или  иных  решений,  выносимых  на  референдум,  доводятся до сведения
жителей,  в том числе путем обнародования местными средствами массовой
информации  в  случае  их  наличия  в течение десяти дней с момента их
принятия соответствующим органом.
     Местные средства  массовой  информации  освещают ход подготовки и
проведения    референдума,     их     представителям     гарантируется
беспрепятственный  доступ  на  все  собрания и заседания,  связанные с
референдумом и получение соответствующей информации.

     Статья 8. Материальное обеспечение референдума

     Расходы, связанные с подготовкой  и  проведением  референдума,  с
момента принятия решения о его назначении производятся за счет средств
бюджетов соответствующих муниципальных образований.
     Органы  государственной  края  власти  и местного самоуправления,
коммерческие и некоммерческие организации предоставляют в распоряжение
комиссий   референдума   помещения  и  оборудование,  необходимые  для
подготовки  и  проведения референдума. Аренда помещений и оборудования
оплачивается  комиссиями  референдума  за  счет средств, выделенных на
проведение референдума. (В    редакции    Закона    Алтайского    края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)

       Глава 2.  Инициирование и принятие решения о проведении
                             референдума

     Статья 9. Инициаторы проведения референдума

     Референдум проводится   по  инициативе  представительного  органа
местного  самоуправления,  главы  муниципального  образования   (главы
администрации  - далее по тексту глава муниципального образования) или
по  требованию  граждан  в  соответствии  с   уставом   муниципального
образования.

     Статья 10. Порядок реализации инициативы представительного органа
местного  самоуправления  и   главы   муниципального   образования   о
проведении референдума

     Решение о  проведении  референдума по собственной инициативе и по
инициативе    главы     муниципального     образования     принимается
представительным  органом  местного  самоуправления  в  соответствии с
уставом муниципального образования.
     Решение представительного    органа   об   этом   принимается   в
соответствии с порядком, установленным регламентом.

     Статья 11.  Порядок реализации инициативы  граждан  о  проведении
                 референдума

     1. Каждый гражданин или группа граждан,  имеющие право на участие
в референдуме в соответствии со  статьей  4  настоящего  Закона  могут
образовать   инициативную   группу  для  сбора  подписей  в  поддержку
инициативы о проведении референдума.
     Инициативная группа   избирается  на  собрании  граждан,  которое
считается правомочным,  если на нем присутствует не менее 25  граждан.
Собрание  граждан  вправе  образовать  лишь  одну инициативную группу.
Общее количество инициативных групп не ограничивается.
     Инициаторы проведения    собрания    в    определенный    уставом
муниципального    образования    срок    обязаны    уведомить    главу
соответствующего   муниципального   образования   о  месте  и  времени
проведения собрания.
     2.  Общее  количество  подписей  граждан, необходимых в поддержку
инициативы   о   проведении   референдума,   устанавливается   уставом
муниципального  образования.При этом максимальное количество подписей,
которое   необходимо   собрать   в   поддержку  инициативы  проведения
референдума,  не может превышать 5 процентов от числа граждан, имеющих
право на участие в референдуме. (В  редакции  Закона  Алтайского  края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)

     Статья 12. Регистрация инициативной группы
     1. Избранная гражданами инициативная группа  обращается  к  главе
соответствующего   муниципального   образования   с   ходатайством   о
регистрации группы.
     В ходатайстве инициативной группы указываются:
     1) формулировка вопроса  (вопросов),  предлагаемого  инициативной
группой для вынесения на референдум;
     2) наименование  населенных  пунктов,   на   территории   которых
предполагается сбор подписей граждан;
     3) фамилии,  имена,  отчества,  даты   рождения,   адреса   места
жительства,  серии  и  номера  паспортов  или заменяющих их документов
членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от
имени инициативной группы на территории муниципального образования.
     К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной
группы,  на  котором  было  принято  решение о выдвижении инициативы о
проведении референдума.
     2. Глава   муниципального   образования,  установив  соответствие
ходатайства и приложенных документов требованиям настоящего закона,  в
течение  семи  дней со дня поступления ходатайства принимает решение о
регистрации  инициативной   группы   и   выдает   ей   регистрационное
свидетельство  и  соответствующие  удостоверения  членам  инициативной
группы.
     В случае   отказа  в  регистрации  инициативной  группе  выдается
мотивированное решение главы  муниципального  образования.  Основанием
для  отказа  в  регистрации  инициативной  группы  может  быть  только
нарушение действующего законодательства.

     Статья 13.  Порядок и сроки сбора подписей  граждан  инициативной
                 группой

     1. С    момента    получения    регистрационного    свидетельства
инициативная  группа  вправе  беспрепятственно  собирать   подписи   в
поддержку инициативы проведения референдума.
     Инструкция  о  порядке  сбора  подписей  в  поддержку  инициативы
проведения  референдума,  приема  и проверки подписных листов издается
Избирательной комиссией Алтайского края.(Абзац    дополнен   -   Закон
Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     2. Срок сбора подписей граждан не должен превышать  двух  месяцев
со  дня  выдачи  регистрационного свидетельства первой из созданных по
данному референдуму инициативных групп.
     Если  в  течение  этого  срока  необходимое  количество  подписей
граждан  не  было  собрано,  дальнейший  сбор  подписей  прекращается.
Повторная  инициатива  проведения референдума по тому же вопросу может
быть выдвинута гражданами, входившими в инициативную группу, указанную
в абзаце втором части первой статьи 11, не ранее чем через год.     (В
редакции Закона Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     Расходы по   сбору   подписей   граждан,   включая   расходы   по
изготовлению подписных листов, несет инициативная группа.

     Статья 14. Листы для сбора подписей граждан

     1. Листы для сбора подписей граждан (далее - подписные листы) под
инициативой  о  проведении  референдума  должны содержать формулировку
вопросов, предлагаемых на референдум.
     2. Гражданин,  поддерживающий  инициативу проведения референдума,
подписывает подписной лист,  указывая при этом фамилию, имя, отчество,
дату рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц),  адрес
места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа
и дату подписания.
     3. Каждый подписной лист заверяется руководителем (уполномоченным
представителем)  инициативной  группы  и  лицом,  собиравшим подписи с
указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения (в возрасте 18 лет -
дополнительно  день и месяц),  адрес места жительства,  серии и номера
паспорта и иного заменяющего его документа.

     Статья 15. Оформление права инициирования референдума

     1. По окончании сбора  подписей  инициативная  группа  составляет
итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной
группы,  дата начала и окончания сбора подписей,  количество собранных
подписей.
     Подписные листы,  пронумерованные  и  сброшюрованные  по  каждому
населенному  пункту муниципального образования,  и экземпляр итогового
протокола инициативной группы передаются уполномоченными  инициативной
группы в соответствующую местную администрацию, но не позднее тридцати
дней со дня окончания сбора подписей.
     2. Соответствующая   местная   администрация   вправе   проверить
сведения, указанные в подписных листах.
     При обнаружении  в  подписных листах нескольких подписей одного и
того же гражданина учитывается только одна подпись.
     Равным образом  не  учитываются  подписи граждан,  не указавших в
подписных листах данных о себе,  предусмотренных статьей 14 настоящего
Закона.
     При обнаружении  в  подписных   листах   более   трех   процентов
фальсифицированных   подписей   соответствующий  глава  муниципального
образования может отказать этой инициативной группе в регистрации всех
ее подписных листов.
     Под   фальсификацией   подписных   листов  понимается  умышленное
внесение  лицом,  производящим  сбор  подписей  в поддержку проведения
референдума,  искаженных  данных  о  гражданах  либо подделка подписей
граждан.(Абзац      дополнен      -      Закон     Алтайского     края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     Подписные листы,  не заверенные  в  соответствии  с  требованиями
статьи 14 настоящего Закона, не учитываются.
     3. Решение  главы   муниципального   образования   о   соблюдении
требований  настоящего  Закона при сборе подписей инициативной группой
должно быть принято не позднее пяти дней со дня их получения.
     4. Глава  муниципального образования проверяет также соответствие
всех поступивших документов требованиям настоящего Закона и в  течение
трех  дней направляет их со своим заключением представительному органу
местного самоуправления.

     Статья 16. Назначение референдума

     1. Референдум   назначает   представительный    орган    местного
самоуправления   не   позднее  15  дней  со  дня  поступления  к  нему
положительного   решения   главы    соответствующего    муниципального
образования о необходимости проведения референдума.
     Решение о проведении референдума принимается большинством голосов
от  установленного  числа  депутатов представительного органа местного
самоуправления.
     2. Референдум  не  может  проводиться  ранее 60 дней и позднее 90
дней со дня принятия решения о его проведении.
     Допускается проведение   референдума   одновременно   с  выборами
федеральных органов государственной  власти,  органов  государственной
власти края, органов местного самоуправления.
     В случае   отклонения   инициативы   о   проведении   референдума
инициативная  группа  вправе  обжаловать  данное  решение  в  судебном
порядке.
     Отказ в назначении референдума возможен лишь в случаях:
     неподготовленности по  установленной   форме   проекта   решения,
выносимого на референдум;
     нарушения установленной настоящим Законом процедуры инициирования
проведения референдума;
     принятия соответствующим органом местного самоуправления  решения
(постановления), не имеющего существенных различий с проектом решения,
предлагаемого инициаторами проведения референдума.
     3. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного
положения,  введенного на всей территории Российской Федерации либо на
территории  Алтайского  края  или  его  части,  а также в течение трех
месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
     Повторный референдум   не   проводится   в   течение  года  после
опубликования (обнародования) результатов референдума с  такой  же  по
содержанию или смыслу формулировкой вопроса.

         Глава 3. Порядок подготовки к проведению референдума

     Статья 17. Комиссии по проведению референдума

     1. Подготовку и проведение референдума осуществляют:
     территориальная (городская,   районная,   сельская,   поселковая)
комиссия по проведению референдума (далее - территориальная комиссия).
В пределах одного муниципального  образования  с  большим  количеством
населения   могут   создаваться  несколько  территориальных  комиссий,
полномочия которых устанавливаются представительным  органом  местного
самоуправления;
     участковые комиссии по проведению референдума (далее - участковые
комиссии).

     Статья 18. Порядок формирования территориальных комиссий

     1.  Территориальная комиссия формируется представительным органом
местного  самоуправления  в  составе  5  -  15  членов  одновременно с
принятием  решения о назначении референдума. Председатель, заместитель
председателя  и  секретарь  территориальной комиссии избираются тайным
голосованием  на  ее  первом заседании из числа членов территориальной
комиссии. (В редакции Закона Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     При определении  кандидатур  в  состав  территориальной  комиссии
представительный орган местного самоуправления  учитывает  предложения
общественных   объединений,  собраний  избирателей  по  месту  работы,
службы, учебы и жительства.
     2. В случае,  если представительный орган местного самоуправления
не назначил состав  территориальной  комиссии  в  срок,  установленный
частью первой настоящей статьи,  формирование территориальной комиссии
производится в течение 5 дней главой муниципального образования.
     3. Каждая  инициативная группа вправе назначить в территориальную
комиссию  после  ее  формирования  одного  члена  комиссии  с   правом
совещательного голоса.

     Статья 19. Полномочия территориальной комиссии

     1. Территориальная комиссия:
     1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума
на  соответствующей  территории,  информирует  население  об адресах и
номерах телефонов участковых комиссий;
     2) координирует  работу  участковых  комиссий  на соответствующей
территории,  рассматривает жалобы (заявления) на  решения  и  действия
(бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
     3) распоряжается денежными средствами,  выделенными на подготовку
и   проведение   референдума,  и  распределяет  их  между  участковыми
комиссиями;
     4) контролирует  материально-техническое обеспечение подготовки и
проведения референдума;
     5) устанавливает  форму бюллетеня для голосования на референдуме,
подписного  листа,  списка  граждан,  имеющих  право  на   участие   в
референдуме, и других документов, порядок их изготовления и хранения;
     6) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме, при
этом  формулировка  выносимого  на референдум вопроса должна полностью
совпадать  с   соответствующей   формулировкой   в   подписном   листе
референдума;
     7) обеспечивает  изготовление  бюллетеней  для   голосования   на
референдуме   и  организует  доставку  бюллетеней  и  иных  документов
участковым комиссиям;
     8) оказывает    организационно-техническую    помощь   участковым
комиссиям;
     9) устанавливает    результаты    референдума    на    территории
соответствующего муниципального образования и обнародует их;
     10) обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и
проведением референдума, в архивные учреждения;
     11) осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
законом.
     2. Полномочия  территориальной комиссии прекращаются по истечении
30 дней после опубликования (обнародования) результатов референдума.

     Статья 20. Порядок формирования участковых комиссий

     1. Участковые  комиссии  формируются   представительным   органом
местного самоуправления в течение 10 дней со дня опубликования решения
о назначении референдума в количестве 5 - 15 членов.
     При определении   кандидатур   в   состав   участковой   комиссии
представительный орган местного самоуправления  учитывает  предложения
общественных   объединений,  собраний  избирателей  по  месту  работы,
службы, учебы и жительства.
     Председатель,  заместитель  председателя  и  секретарь участковой
комиссии  избираются  тайным  голосованием  на  ее первом заседании из
числа членов участковой комиссии. (В  редакции  Закона Алтайского края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     2. В случае,  если представительный орган местного самоуправления
не  назначил  состав участковой комиссии в срок,  установленный частью
первой настоящей статьи, формирование участковой комиссии производится
в течение 5 дней главой муниципального образования.
     3.   Общественные   объединения   и  инициативная  группа  вправе
назначить в каждую участковую комиссию после их формирования по одному
члену комиссии с правом совещательного голоса. (В    редакции   Закона
Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)

     Статья 21. Полномочия участковой комиссии

     1. Участковая комиссия:
     1) оповещает  население  об адресе и о номере телефона участковой
комиссии,  времени ее  работы,  а  также  о  дне  и  месте  проведения
голосования;
     2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие
в референдуме по участку референдума;
     3) проводит  ознакомление  граждан  со  списком граждан,  имеющих
право на участие в референдуме,  рассматривает заявления об ошибках  и
неточностях  в  указанном  списке  и  решает  вопрос о внесении в него
соответствующих изменений и дополнений;
     4) обеспечивает подготовку и  надлежащее  оборудование  помещения
для проведения голосования;
     5) контролирует  соблюдение  на  территории  участка  референдума
правил размещения агитационных материалов;
     6) организует голосование на участке референдума;
     7) проводит  подсчет голосов,  устанавливает итоги голосования по
участку референдума,  составляет  протокол  об  итогах  голосования  и
передает его в территориальную комиссию;
     8) рассматривает  жалобы  (заявления)  на  нарушение   настоящего
Закона и принимает по ним мотивированные решения;
     9) осуществляет   иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.
     2. Полномочия участковой комиссии прекращаются  по  истечении  10
дней после опубликования (обнародования) результатов референдума.

     Статья 22. Статус члена комиссии по проведению референдума

     1. Члены  территориальной  и  участковой комиссий,  назначенные в
соответствии с частями первой и  второй  статей  18  и  20  настоящего
Закона,  имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех
заседаниях соответствующей комиссии по проведению референдума.
     2. Члены   комиссии   по  проведению  референдума  как  с  правом
решающего, так и с правом совещательного голоса:
     1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
     2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по
вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать
проведения по ним голосования;
     3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
     4) вправе   знакомиться   с   любыми  документами  и  материалами
соответствующей и нижестоящей комиссий  и  получать  заверенные  копии
этих документов.
     3. Члены  комиссии  с   правом   совещательного   голоса   вправе
присутствовать  при подсчете голосов и составлении протокола об итогах
голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
     При принятии   решения   комиссией   члены   комиссии   с  правом
совещательного голоса в голосовании не участвуют.
     4. Член  комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден
от обязанностей  члена  комиссии  до  истечения  срока  полномочий  по
решению органа, его назначившего, в случаях:
     1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении
своих полномочий;
     2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
     3) вступления в законную силу  обвинительного  приговора  суда  в
отношении члена комиссии;
     4) признание члена комиссии решением суда,  вступившим в законную
силу, недееспособным, ограниченно дееспособным.
     5. Члену комиссии по проведению референдума  с  правом  решающего
голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума от
основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных
на проведение референдума.
     6. Полномочия  члена  комиссии  с  правом  совещательного  голоса
прекращаются  через  10  дней  после   опубликования   (обнародования)
результатов референдума.

     Статья 23.   Гласность  в  деятельности  комиссий  по  проведению
                  референдума

     1.  Комиссии  по  проведению референдума своевременно информируют
население  о  своем  составе,  месте  нахождения  и времени работы, об
образовании  участков для голосования и списках граждан, имеющих право
участвовать  в референдуме, о времени и месте голосования. Нормативные
решения  комиссий, итоги голосования и результаты референдума подлежат
обнародованию,   остальные  решения  комиссий  доводятся  до  сведения
населения по усмотрению комиссий.
     На заседаниях   комиссий   вправе  присутствовать  уполномоченные
представители инициативной группы,  зарегистрированной в  соответствии
со  статьей  12  настоящего  Закона,  и представители средств массовой
информации.
     (Часть в редакции Закона Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     2. В   день   проведения   референдума   в   помещениях  участков
референдума с момента начала работы участковой комиссии  до  окончания
оформления  документов  об  итогах  голосования  вправе присутствовать
наблюдатели,  направленные инициативными группами, зарегистрированными
в  соответствии  с  настоящим  Законом,  общественными  объединениями,
уставы которых зарегистрированы  управлением  юстиции  края,  а  также
представители средств массовой информации.
     Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на  участках  для
референдума,  должны  иметь  заверенную  подписью и печатью выписку из
протокола собрания или заседания органа направивших их организаций или
иной документ, удостоверяющий полномочия, а для представителей средств
массовой информации - служебное удостоверение.  Полномочия наблюдателя
действительны  только  при  предъявлении  паспорта или заменяющего его
документа.  Предварительное   уведомление   комиссий   референдума   о
предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.
     3. Наблюдатель вправе:
     1) знакомиться  со  списками граждан,  имеющих право на участие в
референдуме;
     2) присутствовать  при голосовании граждан,  которые по состоянию
здоровья  или  другим  уважительным  причинам  голосуют  вне   участка
референдума;
     3) присутствовать при подсчете голосов  и  составлении  протокола
участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования;
     4) обращаться   в   участковую   комиссию   с   предложениями   и
замечаниями;
     5) обжаловать  действия  (бездействие)  участковой   комиссии   в
территориальную комиссию.
     4. Предложения   и   замечания    наблюдателей    рассматриваются
председателем участковой комиссии,  а при необходимости - на заседании
участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действие комиссий по
проведению референдума не допускается.

     Статья 24.   Организация   деятельности  комиссий  по  проведению
                  референдума

     1. Территориальная и участковая  комиссии  проводят  свои  первые
заседания не позднее трех дней с момента их формирования.
     Деятельность комиссий по проведению референдума осуществляется на
основе коллегиальности.  Заседание комиссии является правомочным, если
на нем присутствует большинство членов  комиссии  с  правом  решающего
голоса.
     При принятии решения комиссией по проведению референдума в случае
равного  числа  голосов  "за"  и  "против" голос председателя комиссии
является решающим.
     2. Решения  территориальной  комиссии  об  избрании председателя,
заместителя  председателя  и  секретаря,  по  вопросам   материального
обеспечения   подготовки  и  проведения  референдума,  об  определении
результатов референдума,  о признании референдума несостоявшимся или о
признании   итогов   голосования   в  отдельных  участках  референдума
недействительными принимаются на  заседании  большинством  голосов  от
общего  числа  членов  территориальной  комиссии  с  правом  решающего
голоса.
     3. Решения   участковой   комиссии   об   избрании  председателя,
заместителя  председателя  и  секретаря,  по  вопросам   материального
обеспечения,    об   установлении   итогов   голосования   принимаются
большинством голосов от общего  числа  членов  участковой  комиссии  с
правом решающего голоса.
     Решения комиссий  по  проведению  референдума  по  иным  вопросам
принимаются  простым  большинством  голосов  от  числа  присутствующих
членов соответствующей комиссии по  проведению  референдума  с  правом
решающего  голоса.  Решения  комиссии  подписываются  председателем  и
секретарем комиссии.
     4. Члены участковой комиссии,  не согласные с решением,  принятым
комиссией,  вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое
должно    быть    доведено    председателем   комиссии   до   сведения
территориальной комиссии не позднее чем в течение трех дней,  а за три
дня   до   проведения   референдума   и   в   день  его  проведения  -
незамедлительно.
     5. Решения   участковой   комиссии,   противоречащие  Конституции
Российской Федерации,  федеральным законам,  Уставу (Основному Закону)
Алтайского   края,  настоящему  Закону  либо  принятые  с  превышением
установленных полномочий, подлежат отмене территориальной комиссией.
     Решения комиссии  по проведению референдума,  принятые в пределах
ее  полномочий,  обязательны  для  органов  местного   самоуправления,
коммерческих и некоммерческих организаций.
     6. Заседание комиссии  по  проведению  референдума  созывается  и
проводится   председателем   или   по   его   поручению   заместителем
председателя комиссии.  Заседание комиссии по  проведению  референдума
проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом
решающего голоса.
     7. На  заседании  комиссии  при  рассмотрении  жалобы (заявления)
вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

     Статья 25.  Содействие  деятельности   комиссий   по   проведению
                 референдума

     Государственные органы,     органы    местного    самоуправления,
общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации, а
также  их  должностные  лица обязаны оказывать комиссиям по проведению
референдума содействие в реализации  их  полномочий,  в  том  числе  в
представлении   необходимых   для  проведения  референдума  помещений,
транспорта,  средств  связи,  технического   оборудования,   а   также
предоставлять   сведения  и  материалы,  давать  ответы  на  обращения
комиссий по проведению референдума в течение пяти дней, а за пять дней
до проведения референдума - немедленно.

     Статья 26.  Обжалование решений и действий (бездействие) комиссий
                 по проведению референдума

     Решения и действия  (бездействие)  территориальных  и  участковых
комиссий    и   их   должностных   лиц,   совершенные   с   нарушением
законодательства,  могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или  в
суд.
     Предварительное  обращение  в  вышестоящую  комиссию  не является
обязательным условием для обращения в суд. (В      редакции     Закона
Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)

     Статья 27. Образование участков референдума

     1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих
право на участие в референдуме, образуются участки референдума.
     2.  Участки референдума образует глава муниципального образования
выборные  и  иные  должностные лица органов местного самоуправления по
согласованию  с  соответствующей  территориальной комиссией не позднее
чем   за   45   дней   до   даты   проведения   референдума  с  учетом
территориального   деления   и   местных   условий  в  целях  создания
максимальных   удобств   для  граждан,  имеющих  право  на  участие  в
референдуме,  из  расчета  не  более  3000  граждан  на каждый участок
референдума. (В       редакции       Закона       Алтайского      края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     3. В санаториях,  профилакториях,  домах отдыха,  больницах, иных
стационарных лечебно - профилактических учреждениях  и  других  местах
временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме,
могут  образовываться  участки  референдума  в  срок,  предусмотренный
частью  второй  настоящей  статьи,  а  в  исключительных  случаях - не
позднее чем за пять дней до проведения референдума,  при  этом  должен
быть   обеспечен  доступ  в  помещение  для  голосования  всем  членам
участковой комиссии и наблюдателям.
     4.  Военнослужащие  голосуют  на  общих  избирательных  участках.
Избирательные   участки   в   воинских   частях  могут  образовываться
территориальными  комиссиями  по согласованию с командованием воинских
частей и с соблюдением требований федерального законодательства.    (В
редакции Закона Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     5. Списки  участков референдума с указанием их границ,  адресов и
номеров   телефонов   участковых   комиссий   подлежат   обязательному
опубликованию  (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до проведения
референдума.

     Статья 28. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме
     1.  Список  граждан,  имеющих  право  на  участие  в референдуме,
составляется  участковой комиссией на основании данных, представляемых
главой  муниципального  образования.  Глава муниципального образования
выборные  и  иные  должностные  лица  органов  местного самоуправления
направляет данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме,
в  участковую  комиссию  не  позднее  чем за 40 дней до дня проведения
местного референдума. (В     редакции     Закона    Алтайского    края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     2. Список   составляется   в  алфавитном  или  ином  порядке  (по
населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан).
В списке указывается фамилия,  имя, отчество, год рождения (в возрасте
18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства граждан.
     3. Список военнослужащих,  членов их семей и других граждан, если
они проживают в пределах расположения воинской части,  составляется на
основании  данных,  представляемых  командиром  воинской части в срок,
установленный частью первой настоящей статьи.
     Военнослужащие, проживающие  вне  пределов  расположения воинской
части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
     4. Списки  граждан,  которые  в день проведения референдума будут
находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных
стационарных  лечебно  -  профилактических учреждениях и других местах
временного   пребывания,    составляются    на    основании    данных,
представляемых руководителями указанных учреждений.
     5. Список  граждан,  имеющих  право  на  участие  в  референдуме,
составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой территориальной
комиссией,  и подписывается председателем  участковой  комиссии  и  ее
секретарем.  Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в
референдуме,  остается  в  участковой  комиссии,  а  второй  экземпляр
передается  в  соответствующую  территориальную комиссию по проведению
референдума не позднее чем за  16  дней  до  дня  проведения  местного
референдума.

     Статья 29.  Порядок включения в списки граждан,  имеющих право на
                 участие в референдуме

     В списки  граждан,  имеющих  право  на  участие  в   референдуме,
включаются граждане в соответствии со статьей 4 настоящего Закона.
     Основанием для  включения  гражданина  в  список  по  конкретному
участку референдума является факт его проживания на территории данного
участка референдума,  устанавливаемый  в  соответствии  с  федеральным
законом,  определяющим  права  граждан Российской Федерации на свободу
передвижения,  выбор места пребывания и места жительства на территории
Российской Федерации.
     Гражданин может быть включен в список  только  на  одном  участке
референдума.
     Граждане, имеющие право на участие в референдуме,  находящиеся  в
день   проведения  референдума  в  санаториях,  профилакториях,  домах
отдыха,   больницах,   иных   стационарных    лечебно-профилактических
учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список
граждан,  имеющих  право  на  участие  в  референдуме,  по  месту   их
пребывания.
     Студенты и аспиранты дневной формы  обучения,  имеющие  право  на
участие в референдуме и проживающие в общежитиях,  включаются в список
по участку референдума по месту нахождения общежития.
     Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но поселившиеся
на территории  участка  референдума  после  представления  списка  для
всеобщего ознакомления,  а также граждане,  по какой-либо иной причине
не включенные в список,  дополнительно включаются участковой комиссией
по  проведению референдума в указанный список на основании документов,
удостоверяющих  их  личность  и  подтверждающих  место  жительства  на
территории данного участка референдума.

     Статья 30.  Ознакомление  со  списками граждан,  имеющих право на
                 участие в референдуме

     1.  Списки  граждан,  имеющих  право  на  участие  в референдуме,
представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 16 дней до
дня проведения референдума. Главы муниципальных образований выборные и
иные   должностные  лица  органов  местного  самоуправления,  а  также
участковые  комиссии  организуют  оповещение граждан о месте и времени
ознакомления со списками граждан.(В редакции Закона Алтайского края от
07.10.97 г. N 51-ЗС)
     2. Каждому гражданину предоставляется право заявить в  участковую
комиссию о невключении его в список граждан,  имеющих право на участие
в референдуме,  а также о любой  ошибке  или  неточности  в  указанном
списке.
     Участковая комиссия  обязана  проверить  заявление  и   устранить
ошибку  или  неточность,  либо  не  позднее  чем  через 24 часа выдать
заявителю ответ в письменной  форме  с  изложением  мотивов  принятого
решения.   Решение   участковой   комиссии  может  быть  обжаловано  в
вышестоящую  комиссию  по  проведению  референдума,  которая   обязана
рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня
проведения референдума и в день проведения референдума  -  немедленно.
При   положительном   для   заявителя  решении  исправление  в  списке
производится участковой комиссией немедленно.
     3. Отказ участковой комиссии внести исправления в списки граждан,
имеющих   право   на  участие  в  референдуме,  может  быть  обжалован
заявителем в суд в установленном законом порядке. (В  редакции  Закона
Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     4. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в
референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

     Статья 31. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум

     1. Граждане,  общественные объединения вправе в любых допускаемых
законом  формах  и  законными методами беспрепятственно вести агитацию
"за" или "против" проведения референдума,  "за" или "против" участия в
референдуме,  "за"  или  "против"  проекта  решения или иного вопроса,
выносимого на референдум.
     Не допускаются пропаганда или агитация,  возбуждающие социальную,
расовую,  национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается
пропаганда   социального,  расового,  национального  или  религиозного
превосходства.
     2. Запрещается    проводить    агитацию,   распространять   любые
агитационные материалы:
     1) органам   государственной   власти   края,   органам  местного
самоуправления,  а также  их  должностным  лицам  при  исполнении  ими
служебных обязанностей;
     подпункт;      (Исключен      -     Закон     Алтайского     края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     2) благотворительным организациям и религиозным объединениям;
     3) членам избирательных комиссий,  членам комиссий по  проведению
референдума.
     Агитация     начинается     со    дня    опубликования    решения
представительного   органа   местного   самоуправления   о  проведении
референдума  и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне
дня,  предшествующего  дню  проведения  референдума. В день проведения
референдума   и   в  предшествующий  ему  день  агитация  запрещается.
Агитационные   печатные  материалы,  ранее  вывешенные  вне  помещений
комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.  (В
редакции Закона Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     3. Агитация,  предусмотренная  частью  первой  настоящей  статьи,
может проводиться:
     1) через средства массовой информации;
     2) путем проведения различных мероприятий (собраний  и  встреч  с
гражданами,   публичных   дебатов   и  дискуссий,  митингов,  шествий,
демонстраций, иных мероприятий);
     3) путем    выпуска    и    (или)    распространения    печатных,
аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
     4) в иных не запрещенных законом формах.
     4. Запрещается      проведение      агитации,      сопровождаемой
предоставлением  гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров,
услуг (за исключением информационных услуг),  ценных  бумаг,  а  также
выплатой денежных средств.
     5. Все   агитационные   печатные   материалы   должны   содержать
информацию  об  организациях  и  о лицах,  ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
     Комиссии по проведению референдума,  поставленные в известность о
распространении анонимных или подложных агитационных  материалов  либо
об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации,  вправе
обратиться в соответствующие  органы  с  представлением  о  пресечении
противоправной агитационной деятельности.
     6. Агитационные печатные материалы могут быть  вывешены  в  любом
помещении,  на любом здании и ином объекте с согласия собственника или
владельца указанных объектов.
     Вывешивание агитационных  материалов  на  памятниках,  обелисках,
зданиях,  сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную
или архитектурную ценность,  а также помещениях комиссий по проведению
референдума и в помещениях участков референдума запрещается.
     Средства массовой   информации,   одним  из  учредителей  которых
являются  государственные  или  муниципальные  органы   либо   которые
финансируются  полностью  или частично за счет государственных средств
или  средств  местного  самоуправления,  обязаны   обеспечить   равные
возможности  для  агитации  "за" или "против" вопроса,  вынесенного на
референдум.

                 Глава 4. Голосование на референдуме

     Статья 32. Помещение для голосования

     1. Помещение  для  голосования  предоставляется  в   распоряжение
участковой комиссии главой муниципального образования.
     2. В  помещении  для  голосования  должен  быть  зал,  в  котором
размещаются  кабины  или  специально  оборудованные  места для тайного
голосования,  либо  должны  быть  пригодные  для  тайного  голосования
комнаты.  Кабины,  специально  оборудованные  места  либо  комнаты для
тайного    голосования    оснащаются    столиками    и     письменными
принадлежностями.  Применение карандашей при заполнении бюллетеней для
голосования на референдуме не допускается.
     В помещении   для  голосования  либо  непосредственно  перед  ним
участковая комиссия оборудует стенд,  на  котором  помещаются  образцы
заполнения  бюллетеней для голосования на референдуме как "за",  так и
"против" вопроса, вынесенного на референдум.

     Статья 33. Бюллетень для голосования на референдуме

     1. В   бюллетене   для   голосования   на    референдуме    точно
воспроизводится  текст вынесенного на референдум вопроса и указываются
варианты волеизъявления голосующего словами  "за"  или  "против",  под
которыми помещаются и пустые квадраты.
     При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются  в
один   бюллетень   для  голосования  на  референдуме,  последовательно
нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями.
     Бюллетень для   голосования   на   референдуме  должен  содержать
разъяснение о порядке его заполнения.
     В случае  проведения  референдума в один день с иным референдумом
или выборами  бюллетени  для  голосования  изготавливаются  на  бумаге
разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
     2. Форма  и  текст  бюллетеня  для  голосования  на   референдуме
утверждается  соответствующей территориальной комиссией не позднее чем
за 20 дней до дня  проведения  референдума.  Бюллетени  печатаются  не
позднее чем за 15 дней до дня проведения референдума.
     Участковые комиссии   получают   от   территориальных    комиссий
бюллетени  для голосования не позднее чем за три дня до дня проведения
референдума.
     По каждому  участку  референдума число бюллетеней для голосования
не может превышать более чем на полпроцента  число  зарегистрированных
граждан, имеющих право на участие в референдуме на данном участке.
     3. Передача бюллетеней участковым комиссиям производится по акту,
составленному в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии,
выдавшей бюллетени,  второй передается комиссии, получившей бюллетени.
Акт хранится в соответствующей комиссии вместе с итоговыми протоколами
в порядке, установленном для хранения выборной документации.
     4.  В  правом  верхнем  углу  бюллетеня  для голосования ставятся
подписи  двух  членов участковой комиссии и ставится печать участковой
комиссии.  Не  заверенные  участковой  комиссией  бюллетени признаются
бюллетенями   неустановленной   формы   и   при  подсчете  голосов  не
учитываются. (В       редакции       Закона       Алтайского      края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)

     Статья 34. Время проведения референдума

     1.  На всех участках референдума голосование проводится с 7 до 20
часов  по  местному  времени. О времени и месте голосования участковая
комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения
референдума. (В       редакции       Закона       Алтайского      края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     2. Если по участку референдума, образованному в воинской части, в
отдаленных  и  труднодоступных  местах,  проголосовали  все  граждане,
имеющие  право  на  участие  в референдуме, участковая комиссия вправе
прекратить  голосование  ранее  20  часов.  В  случае необходимости, с
учетом  местных  условий,  участковая комиссия может по согласованию с
территориальной  комиссией  изменить  время голосования при сохранении
его  продолжительности.  Однако при этом голосование должно начинаться
не  ранее  6  часов  и  заканчиваться  не позднее 22 часов. Решение об
изменении начала и окончания голосования принимается не позднее чем за
20 дней до дня его проведения. (В   редакции  Закона  Алтайского  края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)

     Статья 35. Досрочное голосование

     1. Гражданину,  который в  течение  15  дней  до  дня  проведения
референдума  включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать
по месту его жительства и не сможет прибыть  на  участок  референдума,
должна  быть  предоставлена  возможность  проголосовать досрочно путем
заполнения  бюллетеня  для  голосования  на  референдуме  в  помещении
территориальной  (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой (за
3 - 1 день до дня голосования) комиссии.  Комиссии  обязаны  при  этом
обеспечить   тайну   голосования,   исключить   возможность  искажения
волеизъявления   граждан,   обеспечить   сохранность   бюллетеня   для
голосования  на  референдуме и учет голоса гражданина при установлении
итогов голосования.
     2.  Если  гражданин  голосует  в помещении комиссии по проведению
референдума,  то  на выдаваемом ему бюллетене для голосования ставится
печать  и  подписи  двух членов соответствующей комиссии по проведению
референдума.  Заполненный  бюллетень  гражданин  помещает  в  конверт,
который   заклеивает   и   передает   дежурному  члену  соответственно
территориальной  или участковой комиссии. На месте склейки на конверте
ставится  печать, при ее наличии и подписи двух членов соответствующей
комиссии  по  проведению референдума, а также подпись проголосовавшего
гражданина.  Территориальные  комиссии передают списки проголосовавших
граждан  и  конверты  с  их  бюллетенями  в соответствующую участковую
комиссию. (В редакции Закона Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     3. В случае досрочного голосования  в  помещении  территориальной
комиссии   секретарь   участковой   комиссии,  на  территории  которой
проживает данный гражданин,  имеющий право на участие  в  референдуме,
делает  в  соответствующей  строке  списка  граждан,  имеющих право на
участие  в  референдуме,  запись:  "досрочно"  (после  поступления   в
участковую   комиссию   запечатанного   конверта   с   бюллетенем   из
территориальной комиссии) и расписывается.
     4. Одновременно  с  досрочным голосованием уставами муниципальных
образований городов и районов может быть предусмотрена система  выдачи
открепительных  удостоверений  на  право  участия  в  референдуме  для
граждан,  включенных в списки граждан,  имеющих  право  на  участие  в
референдуме  и обнаруживших,  что не будут иметь возможности прибыть в
помещение того участка референдума,  где он включен в список  граждан,
имеющих право на участие в референдуме.

     Статья 36. Порядок голосования на референдуме

     1. В  7  часов  по местному времени в день проведения референдума
председатель  участковой  комиссии  объявляет  участок  по  проведению
референдума  открытым  и  предъявляет членам комиссии,  наблюдателям и
присутствующим в помещении для голосования  гражданам  все  ящики  для
голосования, которые затем опечатываются.
     Затем председатель  участковой  комиссии  предъявляет   конверты,
оставленные досрочно проголосовавшими гражданами. При этом проверяются
неповрежденность  каждого  конверта,  наличие  на  нем   заверительных
подписей    и   печати,   а   также   соответствие   конвертов   числу
соответствующих отметок в списке граждан,  имеющих право на участие  в
референдуме. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени
опускаются  в  ящик  для  голосования.  В  случае,  если  из  конверта
извлечено   более   одного   бюллетеня,   все   извлеченные  бюллетени
погашаются,  о  чем  составляется   специальный   акт.   После   этого
председатель  участковой  комиссии  приглашает  граждан  приступить  к
голосованию.
     2. При   получении   бюллетеня  для  голосования  на  референдуме
гражданин проставляет в списке граждан,  имеющих право  на  участие  в
референдуме,  серию  и  номер  своего  паспорта  или  заменяющего  его
документа.  С согласия гражданина либо по его просьбе  серия  и  номер
предъявляемого  им  паспорта  или заменяющего его документа могут быть
проставлены в списке членом участковой  комиссии  с  правом  решающего
голоса.   Гражданин  проверяет  правильность  произведенной  записи  и
расписывается.
     В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме,
не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении  бюллетеня
для  голосования,  он вправе воспользоваться помощью другого лица,  за
исключением членов комиссий по проведению референдума и  наблюдателей.
Лицо,  оказавшее  гражданину  помощь,  указывает  свою  фамилию,  имя,
отчество и расписывается в списке граждан,  имеющих право на участие в
референдуме,  в  графе  "Подпись  гражданина о получении бюллетеня для
голосования на референдуме".
     3. Каждый  гражданин,  имеющий  право  на  участие в референдуме,
голосует лично.  Голосование за других лиц не допускается.  Заполнение
бюллетеня   для   голосования   производится   в   кабине,  специально
оборудованном месте или комнате для тайного голосования,  в которых не
допускается  присутствие  кого  бы  то  ни было,  за исключением этого
гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить
бюллетень для голосования,  вправе пригласить в кабину любое лицо,  за
исключением членов комиссий и  наблюдателей.  Фамилия,  имя,  отчество
этого  лица  указываются в списке граждан,  имеющих право на участие в
референдуме, рядом с подписью гражданина о получении бюллетеня.
     4. Если  гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум
вопроса,  он ставит знак "плюс" или любой иной  знак  в  квадрате  под
словом "за".  Если гражданин голосует против вынесенного на референдум
вопроса,  он ставит знак "плюс" или любой иной  знак  в  квадрате  под
словом "против".
     Заполненный бюллетень для голосования гражданин, имеющий право на
участие  в  референдуме,  опускает  в ящик для голосования.  Ящики для
голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии
и наблюдателей.
     5.  Участковая  комиссия обязана обеспечить возможность участия в
голосовании  всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме, в
том  числе  гражданам,  которые  по  состоянию здоровья либо по другим
уважительным  причинам  не  могут прибыть для голосования на участок и
сделали по этому поводу заявление любой форме. В этих целях на участке
должно  быть необходимое количество переносных ящиков для голосования.
Количество  переносных  ящиков  для  голосования определяется решением
территориальной   комиссии.  Заявление  о  предоставлении  возможности
проголосовать   вне   помещения   участка   должно  быть  подтверждено
гражданином  в  письменной  форме по прибытии к нему членов участковой
комиссии.  Членам  участковой  комиссии,  выезжающим  по  заявлениям о
предоставлении   возможности   проголосовать  вне  помещения  участка,
выдаются бюллетени для голосования на референдуме, в получении которых
они  расписываются,  в  количестве,  соответствующем  числу заявлений.
Число   заявлений,   а   также  число  использованных  и  возвращенных
бюллетеней  для голосования указывается в отдельном акте. Одновременно
в  списке  делается  отметка  о  том,  что  гражданин проголосовал вне
помещения  участка.  При  проведении голосования вне помещения участка
вправе  присутствовать  наблюдатели.  По возвращении членов участковой
комиссии  в  помещение  участка  переносной  ящик  для  голосования не
вскрывается  до  начала  подсчета голосов. Организация голосования вне
помещения   участка   должна  исключать  возможность  нарушения  права
гражданина на участие в референдуме, а равно возможность искажения его
волеизъявления. (В      редакции      Закона      Алтайского      края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     6. Председатель  участковой  комиссии  следит   за   порядком   в
помещении  для  голосования.  Его  распоряжения  обязательны  для всех
присутствующих  в  помещении  для  голосования.  В  случае  отсутствия
председателя  участковой  комиссии  его  заменяет  заместитель,  а при
отсутствии последнего - секретарь или иной член  участковой  комиссии,
уполномоченный комиссией.
     7. Член участковой комиссии  отстраняется  от  участия  в  работе
комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка
в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на
волеизъявление   граждан.   Решение  об  этом  принимается  участковой
комиссией.
     8. В   случае,   если  гражданин,  имеющий  право  на  участие  в
референдуме,  считает,  что при заполнении бюллетеня  для  голосования
совершил  ошибку,  он  вправе обратиться к члену участковой комиссии с
просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
     Член участковой  комиссии  выдает  гражданину новый бюллетень для
голосования,  делая при этом соответствующую отметку в списке рядом  с
фамилией указанного гражданина.  Испорченный бюллетень для голосования
на референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт.

     Статья 37. Подсчет голосов участковой комиссией

     1. По  истечении  времени  голосования  председатель   участковой
комиссии  объявляет  о  том,  что получить бюллетени для голосования и
проголосовать могут только граждане,  уже находящиеся в помещении  для
голосования.
     2. Перед  вскрытием  ящиков  для  голосования  члены   участковой
комиссии  в  присутствии наблюдателей,  если они находятся в помещении
для голосования,  подсчитывают и погашают неиспользованные  бюллетени.
Число  этих  бюллетеней  оглашается  и заносится в протокол участковой
комиссии об итогах голосования,  после  чего  председатель  участковой
комиссии  проверяет  сохранность  печатей  или  пломб  на  ящиках  для
голосования,  предлагает  удостовериться  в  их   сохранности   членам
участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает их. Вскрытие ящиков для
голосования  осуществляется  поочередно:  сначала  переносных,   затем
стационарных.
     3. Вначале  производится  подсчет  бюллетеней  для   голосования,
находившихся  в  переносных ящиках.  Число бюллетеней для голосования,
находившихся  в  переносных  ящиках,   не   должно   превышать   число
подтверждений   в   письменной  форме  о  проведении  голосования  вне
помещения участка.
     В случае  обнаружения в переносном ящике для голосования большего
числа бюллетеней,  чем число подтверждений в письменной форме граждан,
все   бюллетени,   находившиеся   в   переносном   ящике,   признаются
недействительными решением участковой комиссии.
     Этот факт   с   указанием  фамилий  членов  участковой  комиссии,
обеспечивших проведение голосования вне помещения участка референдума,
отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии
об итогах голосования.
     4. При   подсчете   голосов  прежде  всего  отделяются  бюллетени
неустановленной формы,  то есть не изготовленные  официально  либо  не
заверенные  участковой  комиссией,  и  недействительные  бюллетени для
голосования на местном референдуме.
     Недействительными считаются   бюллетени,  по  которым  невозможно
установить волеизъявление гражданина,  в частности  такие,  в  которых
знак  "плюс"  или  любой  иной знак проставлен в двух квадратах или не
проставлен  ни  в  одном  из  них.  При   возникновении   сомнения   в
недействительности  бюллетеней  для  голосования  участковая  комиссия
разрешает вопрос голосованием.
     При принятии   решения  о  признании  бюллетеня  недействительным
участковая  комиссия  указывает  на  его  оборотной  стороне   причины
недействительности данного бюллетеня.  Эта запись заверяется подписями
не менее трех членов участковой комиссии.
     Недействительные бюллетени   хранятся  упакованными  отдельно  от
других бюллетеней.
     5. Подсчет  голосов  граждан  должен  проводиться непосредственно
членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва  до
получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены
участковой комиссии, а также наблюдатели.
     6.  Участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах
голосования  на соответствующем участке референдума с указанием номера
экземпляра  протокола,  номера,  участка  и адреса участковой комиссии
референдума и содержащий следующие строки:
     1) число участников референдума, внесенных в список;
     2) число  бюллетеней  для голосования на референдуме,  полученных
участковой комиссией референдума;
     3) число  бюллетеней  для  голосования  на референдуме,  выданных
участникам референдума, проголосовавшим досрочно;
     4) в  том  числе число бюллетеней для голосования на референдуме,
выданных   участникам   референдума,   проголосовавшим   досрочно    в
территориальной комиссии референдума;
     5) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме;
     6) число  бюллетеней  для  голосования  на референдуме,  выданных
участникам референдума на участке референдума в день голосования;
     7) число  бюллетеней  для  голосования  на референдуме,  выданных
участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования;
     8) число бюллетеней для голосования на референдуме,  содержащихся
в  переносных  ящиках  для  голосования  (за  исключением   бюллетеней
неустановленной формы);
     9) число бюллетеней для голосования на референдуме,  содержащихся
в  стационарных  ящиках  для  голосования  (за  исключением бюллетеней
неустановленной формы);
     10) число    действительных   бюллетеней   для   голосования   на
референдуме;
     11) число  недействительных   бюллетеней   для   голосования   на
референдуме;
     12) в том числе число недействительных бюллетеней для голосования
на референдуме,  признанных таковыми на  основании  акта  о  признании
недействительными   бюллетеней   для   голосования   на   референдуме,
извлеченных из переносных ящиков для голосования;
     13) в том числе число недействительных бюллетеней для голосования
на референдуме, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
     14) число  голосов  участников  референдума,  поданных за позицию
"да";
     15) число голосов участников  референдума,  поданных  за  позицию
"нет".
     В протоколе  приводится перечень жалоб (заявлений),  актов и иных
документов, прилагаемых к документу.
     Числа, указанные  в  строках  1)  - 15),  заносятся в протокол об
итогах голосования цифрами и прописью.
     (Часть в редакции Закона Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     7. Если   на   голосование   выносилось   одновременно  несколько
вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
     Протокол участковой комиссии об итогах голосования составляется в
трех экземплярах в  присутствии  всех  членов  участковой  комиссии  и
наблюдателей  и подписывается всеми присутствующими членами участковой
комиссии.  Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом
или  с  отдельными его положениями,  вправе приложить к протоколу свое
особое мнение,  о чем в протоколе делается соответствующая  запись.  К
первому   экземпляру   протокола  приобщаются  жалобы  (заявления)  на
нарушения настоящего Закона,  поступившие в участковую комиссию в день
проведения  референдума,  а  также  принятые по ним решения участковой
комиссии.  Заверенные  копии  жалоб  (заявлений)  и  решений  по   ним
приобщаются ко второму экземпляру протокола.
     Не допускается  заполнение  протокола   об   итогах   голосования
карандашом  и  внесение  в  него каких бы то ни было исправлений.  При
выявлении ошибок,  несоответствий в протоколе участковой  комиссии  об
итогах  голосования,  а  также при сомнении в правильности составления
указанного протокола территориальная комиссия вправе принять решение о
повторном   подсчете  голосов  соответствующей  участковой  комиссией.
Повторный подсчет голосов граждан проводится  участковой  комиссией  в
присутствии не менее трех членов территориальной комиссии.
     8. Первый  экземпляр  протокола  участковой  комиссии  об  итогах
голосования   после  его  подписания  незамедлительно  направляется  в
соответствующую территориальную комиссию.
     9. Второй  экземпляр  протокола  участковой  комиссии  об  итогах
голосования вместе с  опечатанными  бюллетенями,  со  списками  членов
участковой  комиссии  с правом совещательного голоса,  наблюдателей от
инициативной группы,  общественных объединений, представителей средств
массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у
секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.
     10. Третий  экземпляр  протокола  участковой  комиссии  об итогах
голосования  предоставляется  для   ознакомления   членам   участковой
комиссии с правом совещательного голоса,  наблюдателям, представителям
средств массовой информации.

     Статья 38.   Подсчет   голосов   территориальной   комиссией    и
определение результатов референдума
     (Название      в      редакции     Закона     Алтайского     края
от 07.10.97 г. N 51-ЗС)

     1. На   основании   протоколов   участковых  комиссий  об  итогах
голосования   путем   суммирования   содержащихся   в    них    данных
территориальная   комиссия  не  позднее  чем  через  два  дня  со  дня
проведения местного референдума определяет результаты  референдума  на
территории    муниципального    образования.    Суммирование   данных,
содержащихся в протоколах участковых комиссий об  итогах  голосования,
осуществляют  непосредственно  члены территориальной комиссии с правом
решающего голоса.
     Территориальная комиссия   составляет   протокол   о  результатах
референдума, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на
соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий,  на
основании которых составляется протокол о результатах  референдума  на
соответствующей  территории,  суммарные  данные  протоколов участковых
комиссий.
     Протокол о    результатах   референдума   составляется   в   трех
экземплярах и подписывается всеми членами территориальной комиссии.  К
протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица,  которая
включает  данные   всех   участковых   комиссий   на   соответствующей
территории.
     Член территориальной комиссии,  не согласный с протоколом в целом
или  отдельными  его положениями,  вправе приложить к протоколу особое
мнение.
     К протоколу также прилагаются:  заявления,  жалобы, поступившие в
комиссию о нарушениях,  допущенных в ходе голосования или при подсчете
голосов, принятые по ним решения, погашенные бюллетени для голосования
на референдуме,  списки наблюдателей,  представителей средств массовой
информации, присутствующих при подсчете голосов.
     2. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло
участие   более   половины   граждан,   имеющих  право  на  участие  в
референдуме.
     Число граждан,  принявших участие в голосовании,  определяется по
числу бюллетеней для голосования установленной формы,  извлеченных  из
ящиков для голосования.
     3. Решение считается принятым на  референдуме,  если  за  него  в
целом  по  территории проголосовало более половины граждан,  принявших
участие в референдуме.
     4. При  принятии на референдуме устава муниципального образования
решение считается  принятым,  если  за  него  проголосовало  более  50
процентов граждан муниципального образования, имеющих право на участие
в местном референдуме.  Если на референдум  выносились  альтернативные
варианты  решения  и ни один из них не получил необходимого количества
голосов,  то  все  варианты  считаются  отклоненными.   Их   повторное
вынесение  на  референдум может состояться не ранее чем через один год
после   опубликования   (обнародования)   результатов    состоявшегося
референдума.
     5. Первый   экземпляр    протокола    территориальной    комиссии
незамедлительно   направляется   представительному   органу   местного
самоуправления.  Второй  экземпляр  протокола  хранится  у   секретаря
территориальной   комиссии.   Третий  экземпляр  протокола  об  итогах
голосования  на   соответствующей   территории   и   сводная   таблица
предоставляются  для  ознакомления  членам  территориальной комиссии с
правом совещательного  голоса,  наблюдателям,  представителям  средств
массовой информации.

     Статья 39.  Опубликование  (обнародование)  и  вступление  в силу
                 решения, принятого на референдуме

     1. Принятое на референдуме решение  и  результаты  голосования  в
целом  по территории подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее
трех дней после определения результатов референдума.
     Принятое на  референдуме  решение  вступает  в  силу  в  день его
опубликования,  если иное не  предусмотрено  в  формулировке  вопроса,
принятого на референдуме.
     2. Изменение  либо  отмена   решения,   принятого   референдумом,
производится  референдумом,  который  может быть проведен не ранее чем
через   год   после    опубликования    (обнародования)    результатов
состоявшегося референдума.

     Статья 40. Хранение документации референдума

     Документация участковых   комиссий   по  проведению  референдума,
включая  бюллетени,  передается  в   соответствующие   территориальные
комиссии  не  позднее  10  дней  после  опубликования  (обнародования)
результатов референдума.
     Территориальные  комиссии по окончании своей работы сдают по акту
документацию     по    проведению    референдума    в    администрацию
соответствующего муниципального образования. (В     редакции    Закона
Алтайского края от 07.10.97 г. N 51-ЗС)
     Протоколы заседаний,    постановлений    и    другие    документы
территориальных  комиссий,  первый экземпляр протокола территориальной
комиссии о результатах референдума с приложенными к  нему  протоколами
участковых  комиссий  о результатах голосования,  особые мнения членов
территориальных комиссий (если они имеются) в течение одного  года  со
дня  опубликования  (обнародования) результатов референдума хранятся в
администрации соответствующего  муниципального  образования,  а  затем
передаются на хранение в архивные учреждения города, района.
     Остальная документация,  включая бюллетени  для  голосования,  по
истечении  одного года после опубликования (обнародования) результатов
референдума уничтожается.

 Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

     Статья 41.  Ответственность  за  нарушение   законодательства   о
                 референдуме

     Лица, препятствующие  свободному  осуществлению  гражданином  его
права на участие  в  референдуме  путем  подкупа,  обмана,  применения
физического  насилия  или  угрозы  его применения,  подлога документов
референдума,  заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих
право  на участие в референдуме,  или иным путем,  либо препятствующие
работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и
работе  членов  указанных  комиссий,  а  также  законной  деятельности
инициативной   группы   или   условиям   проведения   агитации    либо
препятствующие  выполнению  решения,  принятого на референдуме,  несут
административную  или  уголовную  ответственность  в  соответствии   с
законами.

                  Глава 6. Дополнительные положения

     Статья 42.  О  возложении полномочий территориальных и участковых
комиссий референдума

     Полномочия территориальных  и  участковых  комиссий   референдума
могут быть возложены на:
     1) территориальные и участковые избирательные комиссии по выборам
в   федеральные   органы   государственной   власти,   предусмотренные
Конституцией Российской Федерации,  и  органы  государственной  власти
края с разрешения Избирательной комиссии Алтайского края;
     2) территориальные и участковые избирательные комиссии по выборам
депутатов   представительных   органов   и  должностных  лиц  местного
самоуправления с согласия территориальных избирательных комиссий.

                  Глава 7. Заключительные положения

     Статья 43. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования в газете
"Алтайская правда".
 

Глава Администрации края                                 Л.А. Коршунов


г.Барнаул
16 июля 1996 года
N 33-ЗС


Информация по документу
Читайте также