Расширенный поиск

Закон Алтайского края от 18.12.1996 № 60-ЗС

 
 
 
 
 
 
                                ЗАКОН
 
 
                           Алтайского края
 
 
      Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае
 
     (В редакции Законов Алтайского края от 01.11.2001 г. N 77-ЗС;
           от 31.12.2003 № 84-ЗС; от 15.04.2005 № 20-ЗС;
            от 03.11.2005 № 84-ЗС; от 10.04.2007 № 31-ЗС;
            от 03.06.2008 № 50-ЗС; от 07.11.2008 № 105-ЗС;
            от 06.04.2009 № 24-ЗС; от 07.06.2012 № 43-ЗС;
            от 01.11.2012 № 84-ЗС; от 31.12.2013 № 97-ЗС;
            от 03.04.2014 № 18-ЗС; от 04.03.2015 № 8-ЗС;
        от 03.11.2016 г. № 73-ЗС; от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
 
     Особо охраняемые  природные  территории   краевого   и   местного
значения - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства
над ними,  где располагаются природные комплексы  и  объекты,  которые
имеют   особое  природоохранное,  научное,  культурное,  эстетическое,
рекреационное и оздоровительное  значение,  которые  изъяты  решениями
органов  государственной  власти  Алтайского  края и органами местного
самоуправления полностью или частично из хозяйственного  использования
и для которых установлен режим особой охраны.
     Особо охраняемые  природные  территории   краевого   и   местного
значения относятся к объектам общенационального достояния.
     Настоящий Закон  регулирует  отношения  в  области   организации,
охраны  и использования особо охраняемых природных территорий краевого
и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных
комплексов  и  объектов,  достопримечательных  природных  образований,
объектов растительного  и  животного  мира,  их  генетического  фонда,
изучения  естественных  процессов в природе и контроля за изучением ее
состояния, экологического воспитания населения.
 
                      Раздел I. Общие положения
 
     Статья 1.  Законодательство Алтайского края об  особо  охраняемых
природных территориях
 
     1. Законодательство    Алтайского  края   (далее - край) основано
на  Конституции  Российской  Федерации,  Федеральном законе "Об охране
окружающей  среды",  Федеральном Законе "Об особо охраняемых природных
территориях"  и  иных  федеральных  законах,  регулирующих отношения в
области организации, охраны и использования особо охраняемых природных
территорий. (В редакции Законов Алтайского края от 15.04.2005 № 20-ЗС;
от 10.04.2007 № 31-ЗС)
     2. Законодательство  края  состоит  из  Устава (Основного Закона)
Алтайского края,  настоящего Закона и иных нормативных правовых  актов
края.
     3. В случае противоречия настоящего  Закона  Федеральному  Закону
"Об особо охраняемых территориях" действуют нормы Федерального закона.
     4. В случае  противоречия  настоящего  Закона  Уставу  (Основному
Закону)  Алтайского  края  действует Устав (Основной Закон) Алтайского
края.
     5. В  случае  противоречия  иных нормативных правовых актов края,
принимаемых  в  области  организации,  охраны  и  использования  особо
охраняемых  природных  территорий,  настоящему  Закону действуют нормы
настоящего Закона.
     6. Отношения,   возникающие  при  пользовании  землями,  водными,
лесными  и  иными  природными  ресурсами  особо  охраняемых  природных
территорий,   регулируются   федеральными   законами   и  нормативными
правовыми актами края.
     7. Имущественные отношения в области использования и охраны особо
охраняемых     природных     территорий    регулируются    гражданским
законодательством,  если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об
особо охраняемых природных территориях". (В редакции Закона Алтайского
края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
     Статья 2.  Категории  особо  охраняемых  природных  территорий,
особенности их создания и развития
   (Статья в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
      1.    При принятии решений о создании особо охраняемых природных
территорий учитывается:
      а)     значение  соответствующей   территории   для   сохранения
биологического  разнообразия,  в  том  числе  редких,  находящихся под
угрозой исчезновения и ценных  в  хозяйственном  и  научном  отношении
объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
      б)    наличие в  границах  соответствующей  территории  участков
природных  ландшафтов  и  культурных  ландшафтов, представляющих собой
особую эстетическую, научную и культурную ценность;
      в)      наличие   в    границах    соответствующей    территории
геологических,   минералогических   и   палеонтологических   объектов,
представляющих  собой  особую  научную,  культурную   и   эстетическую
ценность;
      г)    наличие в границах соответствующей  территории  уникальных
природных  комплексов  и  объектов,  в  том  числе одиночных природных
объектов,  представляющих   собой   особую   научную,   культурную   и
эстетическую ценность.
      2.    С учетом особенностей режима  особо  охраняемых  природных
территорий различаются следующие категории указанных территорий:
      а)     государственные  природные  заповедники,  в   том   числе
биосферные заповедники;
      б)    национальные парки;
      в)    природные парки;
      г)    государственные природные заказники;
      д)    памятники природы;
      е)    дендрологические парки и ботанические сады.
      3.    Законами Алтайского  края  могут  устанавливаться  и  иные
категории  особо  охраняемых  природных территорий краевого и местного
значения.
      4.     Особо  охраняемые  природные   территории   могут   иметь
федеральное,  краевое  или  местное  значение  и  находиться в ведении
соответственно  федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов
исполнительной    власти    Алтайского   края   и   органов   местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей  28  Федерального
закона  "Об особо  охраняемых  природных территориях", также в ведении
государственных научных организаций и государственных  образовательных
организаций высшего образования.
      5.    Государственные природные заповедники и национальные парки
относятся   к  особо  охраняемым  природным  территориям  федерального
значения.  Государственные  природные  заказники,  памятники  природы,
дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо
охраняемым  природным  территориям  федерального  значения  или  особо
охраняемым  природным  территориям  краевого значения. Природные парки
относятся к особо охраняемым природным территориям краевого значения.
      6.    Правительство  Алтайского  края  согласовывает  решения  о
создании  особо  охраняемых природных территорий краевого значения, об
изменении  режима  их  особой  охраны с: (В редакции Закона Алтайского
края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
      а)    уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в
области охраны окружающей среды;
      б)    федеральными  органами  исполнительной  власти  в  области
обороны  страны и безопасности государства, если предполагается, что в
границах особо охраняемых природных территорий будут находиться  земли
и  другие  природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
      7.     Алтайский  край  вправе   осуществлять   софинансирование
исполнения  расходных  обязательств  Российской Федерации, возникающих
при выполнении полномочий, связанных с  созданием  и  развитием  особо
охраняемых  природных  территорий  федерального  значения,  из бюджета
Алтайского  края  в   соответствии   с   бюджетным   законодательством
Российской Федерации.
      8.    Органы местного самоуправления  создают  особо  охраняемые
природные   территории   местного   значения  на  земельных  участках,
находящихся   в    собственности    соответствующего    муниципального
образования.
      В случае если создаваемая особо охраняемая природная  территория
будет  занимать  более  чем  пять процентов от общей площади земельных
участков,  находящихся  в  собственности  муниципального  образования,
решение   о  создании  особо  охраняемой  природной  территории  орган
местного  самоуправления  согласовывает  с  Правительством  Алтайского
края. (В редакции Закона Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
      9.     Органы  местного  самоуправления  решают  предусмотренные
Федеральным   законом   "Об общих   принципах   организации   местного
самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования,  охраны,
защиты,  воспроизводства  лесов особо охраняемых природных территорий,
расположенных в  границах  населенных  пунктов  поселения,  городского
округа,   в   соответствии   с  положениями  о  соответствующих  особо
охраняемых природных территориях.
      10.     Для   предотвращения    неблагоприятных    антропогенных
воздействий  на  государственные  природные  заповедники, национальные
парки, природные парки  и  памятники  природы  на  прилегающих  к  ним
земельных  участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок
создания охранных зон и установления  их  границ,  определения  режима
охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах
охранных  зон  устанавливается  Правительством  Российской  Федерации.
Режим  охраны  и  использования земельных участков и водных объектов в
границах охранной зоны устанавливается  положением  о  соответствующей
охранной  зоне,  которое  утверждено  органом  государственной власти,
принимающим решение о ее создании.
      11.   Решения о создании  охранных  зон  и  об  установлении  их
границ принимаются в отношении:
      а)     охранных  зон  государственных  природных   заповедников,
национальных   парков   и  памятников  природы  федерального  значения
федеральным  органом  исполнительной  власти,   в   ведении   которого
находятся указанные особо охраняемые природные территории;
      б)     охранных  зон  природных  парков  и  памятников   природы
краевого значения Губернатором Алтайского края.
 
 
     Статья 3.   Полномочия  органов  государственной  власти  края  и
органов местного самоуправления по созданию особо охраняемых природных
территорий в крае
 
     1.  Полномочия  Алтайского краевого Законодательного Собрания. 
редакции Закона Алтайского края от 07.11.2008 № 105-ЗС)
     К  полномочиям  Алтайского краевого    Совета народных в  области
организации  и  функционирования особо охраняемых природных территорий
относится: (В редакции Закона Алтайского края от 10.04.2007 № 31-ЗС)
     а) принятие решения о согласии на отнесение части территории края
к  объектам  федеральной  собственности (при организации на территории
края особо охраняемых природных территорий федерального значения);
     б) (Утратил силу - Закон Алтайского края от 01.11.2012 № 84-ЗС)
     в) принятие нормативных правовых  актов  в  сфере  организации,
охраны  и использования особо охраняемых природных территорий краевого
значения; (В редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     г) определение  порядка  организации  охраны   особо   охраняемых
природных   территорий  краевого  значения  и  прав  должностных  лиц,
осуществляющих  охрану  этих территорий; (В редакции Закона Алтайского
края от 01.11.2012 № 84-ЗС)
     д) утверждение ежегодного размера финансирования особо охраняемых
природных   территорий  краевого  значения  из  краевого  бюджета;  
редакции Закона Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     е)  (Утратил  силу - Закон Алтайского края от 15.04.2005 № 20-ЗС)
    подпункт; (Исключен - Закон Алтайского края от 31.12.2003 № 84-ЗС)
    2.  Полномочия Правительства Алтайского края. (Абзац   в  редакции
Закона Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     К полномочиям Правительства Алтайского края в области организации
и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся: 
редакции      Законов     Алтайского      края  от 10.04.2007 № 31-ЗС;
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     а) утверждение по согласованию с органами местного самоуправления
и  федеральными  органами   исполнительной власти  в   области  охраны
окружающей среды,  схем     развития и  размещения  особо   охраняемых
природных    территорий;    (В   редакции   Закона   Алтайского   края
от 15.04.2005 № 20-ЗС)
     б) принятие    решения  о   резервировании    земель,     которые
предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями и об
ограничении  на  них  хозяйственной  деятельности;  (В редакции Закона
Алтайского края от 07.06.2012 № 43-ЗС)
     в) внесение предложений в Правительство Российской  Федерации  об
образовании  на  территории края особо охраняемых природных территорий
федерального значения;
     г) принятие  решения  об  образовании  особо охраняемых природных
территорий краевого значения и их охранных зон, определение  задач   и
особенности  режима  особой  охраны в соответствии с законодательством
Российской    Федерации;    (В   редакции   Законов  Алтайского   края
от 31.12.2003 № 84-ЗС; от 07.11.2008 № 105-ЗС)
     д) (Утратил силу - Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     е) организация  охраны  особо  охраняемых  природных   территорий
краевого значения.
     ж) согласование решения о создании особо  охраняемых  природных
территорий краевого значения, об изменении режима их особой охраны с:
     уполномоченным  федеральным  органом  исполнительной   власти   в
области охраны окружающей среды;
     федеральными органами исполнительной власти  в  области  обороны
страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах
особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и  другие
природные   ресурсы,   предоставленные   для   нужд   Вооруженных  Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
(Пункт дополнен - Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     з) согласование  решения   о создании  особо охраняемой природной
территории   местного   значения  в  случае,  если  создаваемая  особо
охраняемая  природная  территория  будет  занимать  более   чем   пять
процентов   от   общей   площади  земельных  участков,  находящихся  в
собственности муниципального образования.
(Подпункт дополнен - Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     3. Полномочия органов местного самоуправления.
     К полномочиям   органов   местного   самоуправления   в   области
организации и функционирования особо охраняемых  природных  территорий
относятся:
     а) согласование  отнесения части  земель  (акваторий)  поселения,
городского  округа  к  категории особо охраняемых природных территорий
краевого  значения  и  положений  об  этих  территориях;  (Подпункт  в
редакции Закона Алтайского края от 15.04.2005 № 20-ЗС)
     б) (Утратил силу - Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     в) (Утратил силу - Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     г) организация   охраны  особо  охраняемых  природных  территорий
местного значения;
     д) финансирование из средств местного бюджета содержания и охраны
особо охраняемых природных территорий местного значения.
     е) создание  особо  охраняемых  природных  территорий    местного
значения   на   земельных   участках,   находящихся   в  собственности
соответствующего   муниципального   образования;  (В  редакции  Закона
Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
      ж)      решение   вопросов   использования,   охраны,    защиты,
воспроизводства   лесов   особо   охраняемых   природных   территорий,
расположенных в  границах  населенных  пунктов  поселения,  городского
округа,   в   соответствии   с  положениями  о  соответствующих  особо
охраняемых  природных  территориях. (В редакции Закона Алтайского края
от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
     Статья 4. Участие  граждан,   а также  общественных объединений и
некоммерческих  организаций,  осуществляющих  деятельность  в  области
охраны  окружающей  среды, в организации, охране и использовании особо
охраняемых  природных  территорий  (В  редакции Закона Алтайского края
от 04.03.2015 № 8-ЗС)
 
     Граждане, а   также   общественные   объединения и некоммерческие
организации,  осуществляющие  деятельность в области охраны окружающей
среды,  вправе  оказывать  содействие  органам  государственной власти
Российской  Федерации, органам государственной власти Алтайского края,
органам   местного   самоуправления  в  осуществлении  мероприятий  по
организации,   охране   и  использованию  особо  охраняемых  природных
территорий.  При осуществлении этих мероприятий органы государственной
власти  Российской Федерации, органы государственной власти Алтайского
края,  органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а
также   общественных   объединений   и   некоммерческих   организаций,
осуществляющих  деятельность  в  области  охраны  окружающей среды. (В
редакции Закона Алтайского края от 04.03.2015 № 8-ЗС)
 
     Статья 5.  Государственный  кадастр  особо  охраняемых  природных
территорий Алтайского края
(Статья в редакции Закона Алтайского края от 15.04.2005 № 20-ЗС)
 
     Государственный кадастр  особо  охраняемых  природных  территорий
Алтайского   края  ведется  в  порядке,  установленном  уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти. (В редакции Закона Алтайского края от 01.11.2012 № 84-ЗС)
 
 Раздел II. Образование и функционирование особо охраняемых природных
                          территорий в крае
 
     Статья 6.  Порядок  образования   особо   охраняемых   природных
территорий федерального значения
(В редакции Закона Алтайского края от 15.04.2005 № 20-ЗС)
 
     Особо охраняемые   природные   территории  федерального  значения
образуются на территории  Алтайского  края  в  порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации.
 
 
     Статья 7.   Порядок   образования   особо  охраняемых  природных
                  территорий краевого значения
 
  (Статья 7 в редакции Закона Алтайского края от 07.11.2008 № 105-ЗС)
 
     1. Решение об образовании особо охраняемых  природных  территорий
краевого  значения  принимает Правительство Алтайского края в порядке,
установленном  законодательством  Российской  Федерации.  (В  редакции
Закона Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     2. Материалы  комплексного  экологического  обследования участков
территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса
особо    охраняемых    природных    территорий    краевого   значения,
представляются   в   уполномоченный   орган   государственной   власти
Алтайского    края,    осуществляющий    организацию    и   проведение
государственной экологической экспертизы регионального уровня.
     3. При  положительном  заключении  государственной  экологической
экспертизы   материалов   комплексного   экологического   обследования
участков   и   территории  Алтайского  края  материалы  представляются
Губернатору Алтайского края  для  принятия  решения  о  придании  этим
территориям  правового  статуса  особо охраняемых природных территорий
краевого значения.
     4. Создание   особо   охраняемых  природных  территорий  краевого
значения может осуществляться как с изъятием земельных участков, так и
без   изъятия   земельных   участков   у   пользователей,  владельцев,
собственников этих участков.
     5. При  создании  особо  охраняемых природных территорий краевого
значения  с  изъятием  у  пользователей,   владельцев,   собственников
земельных  участков  или без изъятия,  но с ограничением хозяйственной
деятельности   на   этих   территориях   пользователям,    владельцам,
собственникам   земельных   участков   выплачивается   компенсация   в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  и  Алтайского
края.
     6. (Утратил силу - Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     7. Особо охраняемые природные территории краевого значения  могут
образовываться  на  территориях  одного  и  более  районов.  При  этом
расположение особо охраняемой природной территории в  пределах  границ
двух и более районов не может быть основанием для нарушения ее статуса
или целостности.
     8. Особо  охраняемые природные территории краевого значения могут
при их создании наделяться правами юридического лица.
 
     Статья 7.1.  Порядок  образования  особо  охраняемых  природных
территорий местного значения
   (Статья в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
      1.     Решение  об  образовании   особо   охраняемых   природных
территорий местного значения принимает орган местного самоуправления в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
      2.    Особо охраняемые природные  территории  местного  значения
создаются в пределах границ муниципального образования.
      3.     Определение  местоположения  и  границ  особо  охраняемых
природных  территорий местного значения осуществляется по согласованию
с Правительством Алтайского края, если  создаваемая  особо  охраняемая
природная  территория будет занимать более чем пять процентов от общей
площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального
образования.      (В      редакции      Закона     Алтайского     края
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
      4.      Органы   местного   самоуправления    предоставляют    в
уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края сведения об
особо охраняемых природных территориях местного значения  для  ведения
регионального кадастра особо охраняемых природных территорий.
 
 
     Статья 8.  Порядок  пользования  особо   охраняемыми   природными
территориями
 
     1. Пользование  особо  охраняемыми природными территориями в крае
осуществляется исходя из принципов сохранения  уникальных  и  типичных
природных   комплексов   и   объектов,  достопримечательных  природных
образований, объектов растительного и животного мира, их генетического
фонда,  изучения  естественных  процессов  в  биосфере  и  контроля за
изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
     2. Виды  пользования,  допускаемые  на особо охраняемых природных
территориях, осуществляются в соответствии с утвержденными положениями
об  этих  территориях,  исходя  из приоритетности охраняемых природных
комплексов и объектов на этих территориях,  и не должны  противоречить
целям    образования    особо    охраняемых    природных   территорий.
Предоставление природных ресурсов в пользование  на  особо  охраняемых
природных  территориях юридическим и физическим лицам осуществляется в
порядке,  установленном  настоящим  Законом,  а   также   гражданским,
земельным,   водным,   лесным   и  иным  законодательством  Российской
Федерации.
     3. Земельные участки и лесные участки в границах дендрологических
парков   и   ботанических   садов  краевого  значения  предоставляются
государственным научным организациям и государственным образовательным
организациям  высшего  образования,  осуществляющим  управление  этими
особо  охраняемыми  природными территориями, в постоянное (бессрочное)
пользование.    (Пункт    в    редакции    Закона    Алтайского   края
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     4. На особо охраняемых природных территориях краевого и  местного
значения,  образуемых для воспроизводства отдельных видов животных или
растений,  допускается проведение этих работ  юридическими  лицами  на
договорной   основе   за   счет   средств   соответствующих  бюджетов,
собственных средств указанных юридических лиц и других источников,  не
запрещенных федеральным и краевым законодательством.
     5. Решение  о  предоставлении  в  пользование  особо  охраняемых
природных территорий краевого значения или отдельных  видов  природных
ресурсов   на  этих  территориях  принимает  Администрация  Алтайского
края. (В редакции Закона Алтайского края от 07.11.2008 № 105-ЗС)
     5.1. Решение о предоставлении  в  пользование  особо  охраняемых
природных  территорий  местного значения или отдельных видов природных
ресурсов   на    этих    территориях    принимает    орган    местного
самоуправления.    (Пункт    дополнен    -   Закон   Алтайского   края
от 07.11.2008 № 105-ЗС)
     6. Решение  о  предоставлении  участков недр и природных лечебных
ресурсов в  пользование  на  особо  охраняемых  природных  территориях
краевого и местного значения принимается Правительство Алтайского края
в  порядке,  установленном федеральным и краевым законодательством. 
редакции    Законов    Алтайского           края от 10.04.2007 № 31-ЗС;
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     Статья 9.  Финансирование особо охраняемых  природных  территорий
(Наименование в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
     1. Финансирование    особо    охраняемых   природных   территорий
федерального значения  осуществляется  за  счет  средств  федерального
бюджета  и  других  источников,  не  запрещенных федеральным и краевым
законодательством.
     2. Финансирование  особо охраняемых природных территорий краевого
значения  осуществляется  за  счет  средств  краевого бюджета и других
источников, не запрещенных федеральным и краевым законодательством. 
редакции Закона Алтайского края от 15.04.2005 № 20-ЗС)
     3. (Утратил силу - Закон Алтайского края от 15.04.2005 № 20-ЗС)
     4. Финансирование особо охраняемых природных территорий местного
значения осуществляется за счет  средств  местных  бюджетов  и  других
источников,  не  запрещенных  законодательством Российской Федерации и
Алтайского    края.     (В    редакции    Закона    Алтайского    края
от 15.04.2005 № 20-ЗС)
 
     Раздел III. Особенности правового положения отдельных особо 
                охраняемых природных территорий в крае
 
     Статья 10. Государственные природные заповедники
    (Статья в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
      1.    Государственные природные заповедники  относятся  к  особо
охраняемым  природным  территориям  федерального  значения. В границах
государственных природных заповедников природная среда  сохраняется  в
естественном  состоянии  и  полностью запрещается экономическая и иная
деятельность,  за  исключением  случаев,  предусмотренных  Федеральным
законом "Об особо охраняемых природных территориях".
      2.    Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные  в
границах  государственных природных заповедников, являются федеральной
собственностью и изымаются  из  гражданского  оборота,  если  иное  не
предусмотрено федеральными законами.
      3.     Положение   о   государственном   природном   заповеднике
утверждается  федеральным  органом  исполнительной  власти,  в ведении
которого он находится.
      4.    Порядок  образования  и  функционирования  государственных
природных   заповедников   определяется  законодательством  Российской
Федерации.
 
     Статья 11. Национальные парки
  (Статья в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
      1.    Национальные парки относятся к особо охраняемым  природным
территориям  федерального  значения.  В  границах  национальных парков
выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в  естественном
состоянии   и   запрещается  осуществление  любой  не  предусмотренной
Федеральным  законом  "Об особо  охраняемых   природных   территориях"
деятельности,  и  зоны,  в которых ограничивается экономическая и иная
деятельность в целях  сохранения  объектов  природного  и  культурного
наследия и их использования в рекреационных целях.
      2.    Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные  в
границах    национальных    парков   и   находящиеся   в   федеральной
собственности,  изымаются  из  гражданского  оборота,  если  иное   не
предусмотрено федеральными законами.
      3.     Запрещается  изменение  целевого   назначения   земельных
участков,  находящихся  в границах национальных парков, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными законами.
      4.    Положение о национальном  парке  утверждается  федеральным
органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
      5.    Порядок образования и функционирования национальных парков
определяется законодательством Российской Федерации
 
 
     Статья 12. Природные парки
   (Статья в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
      1.    Природные  парки  являются  особо  охраняемыми  природными
территориями  краевого  значения,  в границах которых выделяются зоны,
имеющие экологическое,  культурное  или  рекреационное  назначение,  и
соответственно    этому    устанавливаются   запреты   и   ограничения
экономической и иной деятельности.
      2.    Природные  ресурсы,  расположенные  в  границах  природных
парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются
в гражданском обороте.
      3.     Запрещается  изменение  целевого   назначения   земельных
участков,  находящихся  в  границах  природных  парков, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными законами.
      4.     Положение  о  природном   парке   утверждается   решением
Правительства  Алтайского края.  (В  редакции  Закона  Алтайского края
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
      5.     Создание  природных   парков   осуществляется   решениями
Правительства   Алтайского   края   в   соответствии  с  требованиями,
предусмотренными  пунктом  6  статьи  2 настоящего Закона. (В редакции
Закона Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     6. Органы местного самоуправления или иные заинтересованные лица,
ходатайствующие    о   создании   природного   парка,   подготавливают
необходимые  материалы  о  создании природного парка, в которых должны
содержаться следующие документы 
     а) ходатайство о создании природного парка;
     б) план границ территории парка;
     в) краткая характеристика земель, включенных в состав парка;
     г) справка о предполагаемом сокращении объемов   производства   в
связи с изъятием природных ресурсов из  хозяйственного   использования
или ограничением их использования;
     д) акты    или    сводная    ведомость      о   размере   убытков
землепользователей в связи с изъятием  их   земельных   участков   или
ограничением их использования;
     е) выкопировка из утвержденной градостроительной документации  по
перспективному развитию территории создаваемого природного парка;
     ж) сведения о наличии редких и   исчезающих  видов   животных   и
растений;
     з) согласование соответствующих комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству; согласие (несогласие) землепользователей, для которых
в связи с функциональным зонированием  территории   природного   парка
может быть изменен вид разрешенного использования земельных участков;
     и) заключение государственной экологической экспертизы материалов
комплексного экологического обследования территории;
     к) проект положения о природном парке;
     л) решение представительного органа местного самоуправления.
(Пункт 6 в редакции Закона Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
 
     Статья 13. Государственные природные заказники
 (Статья в редакции Закона Алтайского края от 07.06.2012 № 43-ЗС)
 
     1. Государственными природными заказниками являются  территории
(акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления
природных комплексов или их компонентов и  поддержания  экологического
баланса. (В редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     2. Объявление  территории  государственным  природным  заказником
допускается как  с  изъятием,  так  и  без  изъятия  у  пользователей,
владельцев и собственников земельных участков.
     3. Создание  государственных  природных  заказников  федерального
значения  осуществляется решениями Правительства Российской Федерации,
принимаемыми   по   представлению    уполномоченного    Правительством
Российской  Федерации  федерального  органа  исполнительной власти. (В
редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
     4.    Создание  государственных  природных   заказников  краевого
значения  осуществляется      Правительством        Алтайского  края в
соответствии с  требованиями,  предусмотренными  пунктом  6  статьи  2
настоящего    Закона.    (В    редакции    Законов   Алтайского   края
от 03.04.2014 № 18-ЗС; от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     5. Основанием   для   образования   государственного   природного
заказника   краевого    значения    является    ходатайство    органов
государственной  власти,  органов  местного  самоуправления Алтайского
края, иных заинтересованных лиц.
     6. К ходатайству о создании государственного природного заказника
краевого значения должны прилагаться следующие документы:
     а) план границ территории заказника;
     б) краткая  характеристика  земель,   включаемых   в   территорию
заказника;
     в) эколого-экономическое обоснование создания заказника;
     г) акты    или    сводная    ведомость    о    размере    убытков
природопользователей   в   связи    с    ограничением    хозяйственной
деятельности;
     д) сведения о наличии памятников  природы,  редких  и  исчезающих
видов растений и животных на территории образуемого заказника;
     е) в письменной форме согласие  (несогласие)  землепользователей,
природопользователей территории образуемого заказника;
     ж) заключение государственной экологической экспертизы материалов
комплексного   экологического   обследования   территории  образуемого
заказника;
     з) проект положения о государственном природном заказнике;
     и) решения представительных органов  местного  самоуправления  по
вопросу образования заказника.
     7. Задачи и особенности режима особой охраны каждого  конкретного
государственного  природного  заказника краевого значения определяются
положением о нем.
 
     Статья 14. Памятники природы
 
   (Статья в редакции Закона Алтайского края от 07.11.2008 № 105-ЗС)
 
     1. Памятники   природы  -  уникальные,  невосполнимые,  ценные  в
экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные
комплексы,    а   также   объекты   естественного   и   искусственного
происхождения.
     2. Природные   объекты  и  комплексы  объявляются  Правительством
Алтайского края памятниками природы краевого значения,  а  территории,
занятые  ими,  -  особо  охраняемыми  природными территориями краевого
значения. (В редакции Закона Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     3. Правительство  Алтайского края утверждает границы и определяет
режим особой  охраны  территорий  памятников  природы,  находящихся  в
ведении  Алтайского  края.   (В   редакции   Закона  Алтайского  края
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     4. Передача памятников природы краевого значения и их  территорий
под  охрану  лиц,  в  чье  ведение они переданы,  оформление охранного
обязательства,   паспорта   и   других    документов    осуществляются
уполномоченным органом     исполнительной   власти   Алтайского   края
Алтайского    края.     (В    редакции    Закона    Алтайского    края
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     5. Объявление  природных  комплексов   и   объектов   памятниками
природы,  а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы
допускается  с  изъятием   занимаемых   ими   земельных   участков   у
собственников, владельцев и пользователей этих участков.
    6. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы,
а  территорий,  занятых  ими, территориями памятников природы краевого
значения  осуществляется  решением  Правительства  Алтайского  края. В
случае   необходимости  соответствующие  земельные  участки  и  водные
объекты   могут  быть  изъяты  для  государственных  нужд  в  порядке,
установленном   гражданским,  земельным  и  водным  законодательством.
(Пункт в редакции Закона Алтайского края от 03.11.2016 г. № 73-ЗС)
 
     Статья 15. Дендрологические парки и ботанические сады
 
     Правовое положение  дендрологических  парков и ботанических садов
устанавливается  в  соответствии  с  федеральным  Законом  "Об   особо
охраняемых природных территориях".
     Инициатива в оформлении документов по  приданию  дендрологическим
паркам   и  ботаническим  садам  статуса  особо  охраняемых  природных
территорий может принадлежать любому хозяйствующему субъекту.
     Положение о дендрологическом  парке и  ботаническом саде краевого
значения  утверждается  решением  Правительства  Алтайского  края.  (В
редакции Законов Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС;
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
 
     Статья 16.    (Утратила      силу   -   Закон   Алтайского   края
от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
 
         Раздел IV. Особенности правового положения отдельных 
           категорий особо охраняемых природных территорий 
                краевого  значения  (В редакции Закона Алтайского
                     края от 10.04.2007 № 31-ЗС)
 
     Статья    17.    (Утратила   силу   -   Закон   Алтайского   края
     от 15.04.2005 № 20-ЗС)
 
     Статья 18. Государственные природные микрозаказники
 
     1. Государственными  природными   микрозаказниками   могут   быть
незначительные по площади (до 150 га) территории (акватории),  имеющие
особо  важное  значение  для  функционирования   отдельных   природных
группировок животных и особо ценных видов растений, а также сохранения
редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным"  характером
распространения.
     2. К государственным природным микрозаказникам могут относиться:
     - места   размножения,   произрастания   редких  видов  животных,
растений в тех случаях,  когда организация государственного природного
заповедника   предоставляется   нецелесообразной   ввиду  значительной
удаленности   (разобщенности)   мест   размножения,    обитания    или
произрастания видов друг от друга;
     - места сезонной концентрации диких животных на  ограниченных  по
площади  территориях,  выполняющих  важную  роль в их жизненных циклах
(уникальные  тока  глухарей  или  тока  в  сокращающихся   популяциях,
массовые  переправы  копытных  через  реки,  миграционные  пути и тому
подобные);
     - "точечные" места произрастания редких, эндемичных, реликтовых и
исчезающих видов растений.
     3. (Утратил силу - Закон Алтайского края от 10.04.2007 № 31-ЗС).
     4. Образование   государственного   природного     микрозаказника
осуществляется   постановлением   Правительства   Алтайского  края  по
согласованию  с  органами  местного самоуправления. (В редакции Закона
Алтайского края от 10.04.2007 № 31-ЗС; от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     5. Задачи  и  особенности  режима  конкретного   государственного
природного  микрозаказника определяются положением о нем, утвержденным
Правительством  Алтайского края. (В  редакции  Законов Алтайского края
от 15.04.2005 № 20-ЗС;                         от 10.04.2007 № 31-ЗС; 
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
 
     Статья 19. Биологические станции
 
     1. Биологические     станции     (учетно-научные      стационары,
научно-производственные  станции  и  т.п.)  являются природоохранными,
научно-исследовательскими  и  экологическими  учреждениями,   имеющими
целью   оптимизацию   учебного  процесса  по  биологическим  и  другим
специальностям,  а  также  изучение  природных  процессов  и  явлений,
предусматривающих  в  том  числе  и  экспериментальные  исследования в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.
     2. (Утратил силу - Закон Алтайского края от 10.04.2007 № 31-ЗС).
     3. Биологические  станции  могут  размещаться  в  том  числе и на
других особо  охраняемых  природных  территориях,  если  положением  о
последних не запрещаются подобные виды деятельности.
     4. Запрещается изъятие  или  иное  прекращение  прав  пользования
земельными   участками   и   другими   природными  ресурсами,  которые
включаются в состав территории (акватории) биологической станции, если
деятельность пользователей не противоречит целям ее создания.
     5. Биологические    станции    краевого    значения    образуются
постановлением Правительства Алтайского края по  ходатайству  учебного
или   научного   учреждения.   (В   редакции  Закона  Алтайского  края
от 15.04.2005 № 20-ЗС; от 10.04.2007 № 31-ЗС; 
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     6. На  территории  биологической  станции  постоянно или временно
запрещается  или   ограничивается   любая   деятельность,   если   она
противоречит   целям   их   создания   или  причиняет  вред  природным
комплексам, составляющим предмет изучения и наблюдения.
     7. Задачи  и  особенности режима охраны территории  биологической
станции   определяются   положением,    утвержденным    Правительством
Алтайского    края.     (В    редакции    Законов   Алтайского    края
от 15.04.2005 № 20-ЗС; от 10.04.2007 № 31-ЗС;
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
 
     Статья 20. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
 
   (Статья в редакции Закона Алтайского края от 10.04.2007 № 31-ЗС)
 
     1. Водоохранными зонами являются территории,  которые примыкают к
береговой линии (границам     водного   объекта) морей,  рек,  ручьев,
каналов,               озер,            водохранилищ        и       на
которых устанавливается специальный режим осуществления  хозяйственной
и  иной  деятельности  в целях предотвращения загрязнения,  засорения,
заиления указанных  водных  объектов  и  истощения  их  вод,  а  также
сохранения  среды  обитания  водных  биологических  ресурсов  и других
объектов животного и растительного мира. (В редакции Закона Алтайского
края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     2. В   границах   водоохранных   зон  устанавливаются  прибрежные
защитные  полосы,  на  территориях  которых  вводятся   дополнительные
ограничения хозяйственной и иной деятельности.
     3. Особенности   режима   использования   и   охраны   территорий
водоохранных   зон   и   прибрежных   защитных  полос  устанавливаются
законодательством Российской Федерации.
 
     Статья 21.  Запретные полосы лесов,  расположенные вдоль  водных
Объектов
    (Статья в редакции Закона Алтайского края от 07.06.2012 № 43-ЗС)
 
     В запретных  полосах лесов,  расположенных вдоль водных объектов,
запрещается  размещение  объектов   капитального   строительства,   за
исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов,
связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой
месторождений углеводородного сырья.
 
     Статья 22. (Статья утратила  силу   -   Закон   Алтайского   края
 от 10.04.2007 № 31-ЗС)
 
     Статья 23. (Статья утратила  силу   -   Закон   Алтайского   края
 от 10.04.2007 № 31-ЗС)
 
 
     Статья 24. (Статья утратила  силу   -   Закон   Алтайского   края
 от 10.04.2007 № 31-ЗС)
 
 
 
  Раздел V. Организация охраны особо охраняемых природных территорий
 
     Статья 25. Охрана особо охраняемых природных территорий
 
     1. Охрана особо охраняемых природных  территорий  обуславливается
тем,  что  на всей их территории и их отдельных участках постоянно или
временно запрещается или ограничивается любая деятельность,  если  она
противоречит   целям  создания  этих  территорий  или  причиняет  вред
природным комплексам и их компонентам.
     2. Охрана  особо  охраняемых природных территорий  обеспечивается
посредством осуществления государственного  надзора  и  муниципального
контроля  в  области охраны и использования особо охраняемых природных
территорий, принятия иных мер, направленных на соблюдение особенностей
режимов  охраны  особо  охраняемых  природных  территорий. (В редакции
Закона Алтайского края от 10.10.2011 № 135-ЗС)
 
     Статья 26.  Государственный надзор и  муниципальный  контроль  в
области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
 
  (Статья в редакции Закона Алтайского края от 10.10.2011 № 135-ЗС)
 
     1. На  особо  охраняемых  природных территориях краевого значения
государственный  надзор  в  области  охраны  и   использования   таких
территорий   осуществляется  уполномоченными  органами  исполнительной
власти   Алтайского   края   при   осуществлении   ими   регионального
государственного    экологического    надзора    в    соответствии   с
законодательством Российской Федерации об охране  окружающей  среды  в
порядке,  установленном  Правительством  Алтайского  края. (В редакции
Закона Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     На особо охраняемых природных территориях федерального и краевого
значения,    управление   которыми   осуществляется   государственными
учреждениями,  государственный надзор в области охраны и использования
особо    охраняемых    природных   территорий   осуществляется   также
должностными  лицами указанных государственных учреждений, являющимися
государственными  инспекторами  в  области  охраны  окружающей  среды.
(Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 04.03.2015 № 8-ЗС)
     2. На  особо  охраняемых  природных территориях местного значения
уполномоченными  органами   местного   самоуправления   осуществляется
муниципальный   контроль   в  области  охраны  и  использования  особо
охраняемых   природных    территорий    в    порядке,    установленном
муниципальными правовыми актами.
 
     Статья 27.  Охрана территорий природных парков и государственных
природных заказников
 
  (Статья в редакции Закона Алтайского края от 10.10.2011 № 135-ЗС)
 
     1. Охрана особо охраняемых природных территорий краевого значения
-природных   парков   и   государственных   природных   заказников   -
осуществляется    уполномоченными   органами   исполнительной   власти
Алтайского края в порядке, установленном нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Алтайского края.
    2. (Утратил силу - Закон Алтайского края от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
 
     Статья 28.  Организация охраны других особо охраняемых  природных
территорий
 
     1. Охрана других особо охраняемых природных территорий  краевого
значения осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти
Алтайского края,  а также собственниками,  владельцами, пользователями
земельных  участков,  находящихся  на  этих  территориях.  (В редакции
Закона Алтайского края от 10.10.2011 № 135-ЗС)
     2. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения
осуществляется    органами    местного   самоуправления   в   порядке,
устанавливаемом  Правительством   Алтайского  края и  в соответствии с
положением об этих территориях. (В редакции  Законов Алтайского   края
от 15.04.2005 № 20-ЗС; от 10.04.2007 № 31-ЗС);
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     абзац; (Утратил силу - Закон Алтайского края
от 03.05.2017 г. № 32-ЗС)
     3. Пользователи,   владельцы,  собственники  земельных  участков,
которые расположены в границах особо охраняемых природных  территорий,
обязаны  соблюдать  установленный в них режим особой охраны и несут за
его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом
ответственность,  а также обязаны выполнять возложенные на них функции
по охране  и  воспроизводству  природных  ресурсов,  расположенных  на
указанных территориях.
 
     Статья    29.    (Утратила   силу   -   Закон   Алтайского   края
от 10.10.2011 № 135-ЗС)
 
     Статья    30.    (Утратила   силу   -   Закон   Алтайского   края
от 07.11.2008 № 105-ЗС).
 
     Статья    31.    (Утратила   силу   -   Закон   Алтайского   края
от 07.11.2008 № 105-ЗС)
.
 
     Статья 32. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых
природных территорий
    (Статья в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2014 № 18-ЗС)
 
      1.     Законодательством  Российской  Федерации  устанавливается
уголовная   ответственность   за  нарушение  режима  особо  охраняемых
природных территорий.
      2.     Вред,  причиненный  природным  объектам  и  комплексам  в
границах  особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в
соответствии  с  утвержденными  в  установленном  порядке  таксами   и
методиками  исчисления  размера  ущерба,  а  при  их  отсутствии  - по
фактическим затратам на их восстановление
 
     Статья 33. Введение в действие настоящего Закона
 
     Ввести в  действие  настоящий  Закон  Алтайского  края со дня его
опубликования в газете "Алтайская правда".
 
 
Глава администрации края                                   А.А.Суриков
 
 
г.Барнаул
18 декабря 1996 года
N 60-ЗC 
 
 
 
 
 

Информация по документу
Читайте также