Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.08.2005 № 263РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Правил по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия 25 августа 2005 года г. Абакан N 263 Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (с последующими изменениями), от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить Правила по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия (прилагается). 2. Главам муниципальных образований городов и районов, органам, осуществляющим надзор, в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия при согласовании соответствующих планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов, а организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов строго руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613, от 15 апреля 2002 г. N 240, от 30 декабря 2003 г. N 794, приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621 и Правилами по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия, указанными в пункте 1 настоящего постановления. 3. Организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, привести в соответствие с настоящим постановлением планы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. 4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Хакасия от 11 декабря 2002 г. N 321 "Об утверждении Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия". 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия - Министра финансов и экономики Республики Хакасия A.M. Иванова. Исполняющая обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия, первый заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия Н. ПИЛЮГИНА УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 августа 2005 г. N 263 ПРАВИЛА по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия Основные Термины и определения, используемые в Правилах: Водный объект - поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). ГСМ - горюче-смазочные материалы. ГУ МЧС России по Республике Хакасия - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия. ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба. Зоны особой значимости - объекты повышенного риска; объекты систем жизнеобеспечения населения; объекты, представляющие культурную и историческую ценность; особо охраняемые природные территории; объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов. Координатор работ по ЛРН - полномочный представитель владельца объекта, назначаемый заранее, способный и обязанный руководить работами по ликвидации чрезвычайной ситуации. КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. (Постоянно действующий орган, координирующий мероприятия по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня - территориальный, местный, объектовый)). Ликвидация последствий разлива - действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей природной среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир. Ликвидация разлива - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти и нефтепродуктов. Локализация разлива - действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле и/или водной поверхности. ЛРН - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов. Нефтесодержащая смесь - смесь с любым содержанием нефти. Нефть - любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло. Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов -экологически чувствительные территории к воздействию нефтяных разливов, которые будут испытывать долговременные значительные негативные последствия при разливе нефти; территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и Республики Хакасия; водоохранные зоны; водные объекты высшей и первой рыбохозяйственной ценности; леса I и II группы защитности и особо защитных участков, санитарно-защитные зоны источников водоснабжения; территории традиционного природопользования; места рыбного промысла; другие места по согласованию с соответствующими органами власти территории. Объекты повышенного риска - взрывоопасные, пожароопасные, химически опасные, радиационно-опасные объекты, объекты гидродинамической опасности; Объекты систем жизнеобеспечения населения - объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья). Объекты, представляющие культурную и историческую ценность - археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи, курортные зоны и термальные источники, районы, населяемые малыми этническими группами. Организации, осуществляющие операции с нефтью - организация, имеющая опасные объекты, осуществляющая разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение, использование и реализацию нефти и нефтепродуктов. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Профессиональные аварийно-спасательные формирования (организации) - организации (формирования), аттестованные в соответствии с нормативными актами РФ для ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и имеющие необходимые лицензии природоохранных органов. Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс. РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РЦ ГО ЧС - Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сельскохозяйственные угодья - земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Хакасия. В части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в подсистему входят все профессиональные формирования, как существующие, так и вновь создаваемые, не зависимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке. УГМС - территориальное управление по гидрометеорологии. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 1. Общие положения Правила по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Хакасия (далее именуемые Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации". Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов. Правила определяют классификацию разливов нефти и нефтепродуктов, основные требования к системе управления, организации работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), а также требования к технологиям и программам выполнения этих работ. В Правилах изложены требования к планам ЛРН и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов - ответственным за предупреждение, локализацию и ликвидацию разливов нефти. Действие данных Правил распространяется на территорию Республики Хакасия. 2. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов, уровней реагирования на разлив Разливы нефти и нефтепродуктов, повлекшие за собой негативные воздействия на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности населения, рассматриваются как чрезвычайные ситуации. 2.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий: - локального значения - разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта; - муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования, либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта; - территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации, либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования; - регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации; - федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения). 2.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти Уровневый подход позволяет обеспечить управление мероприятиями по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом. Уровень 1. Локальный Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации локального значения на местности, при попадании в водные объекты. На первом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив. При недостатке указанных сил и специальных технических средств, к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии. Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и\или органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае, руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств. Уровень 2. Муниципальный Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации муниципального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах. На втором уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами Организации, на объекте которой произошел разлив, с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) муниципального образования, сил подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии. Разлив нефти, соответствующий второму уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и\или органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств. Уровень 3. Территориальный Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации территориального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах. На третьем уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти кроме сил и средств второго уровня в установленном порядке привлекаются силы и средства территориальной подсистемы РСЧС; силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии. Уровень 4. Региональный Четвертый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации регионального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах. На четвертом уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств третьего уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства региональной подсистемы РСЧС; силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии. Уровень 5. Федеральный Пятый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации федерального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах. На пятом уровне реагирования кроме сил и средств, указанных выше, для локализации и ликвидации разливов нефти привлекаются силы и средства РСЧС; силы и средства МЧС России, а также ресурсы зарубежных компаний по согласованию с уполномоченными органами Правительства Российской Федерации. Работы по ЛРН на местности организуются в зависимости от уровня реагирования на разлив в соответствии со схемами (приложение 3). 3. Порядок представления информации о разливе нефти и нефтепродуктов 3.1. Порядок оповещения при разливе нефти и нефтепродуктов Информация о разливе нефти и нефтепродуктов доводится до руководителя объекта, организации, в ведении которой находится объект, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объекта (организации), органов местного самоуправления, территориальных контролирующих органов. Организация передает информацию о разливе нефти и нефтепродуктов (при попадании в водные объекты, независимо от количества - немедленно; при разливе на местности: до 0,2 т - один раз в месяц, свыше 0,2 т - немедленно) Главному управлению МЧС России по Республике Хакасия. Главное управление МЧС России по Республике Хакасия оповещает следующие контролирующие и надзорные органы: - Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); - Территориальное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора; - Территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; - Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах); - Комитет по природопользованию и охране окружающей среды. При разливах, способных оказать вредное воздействие на население, производится оповещение населения службами МЧС и муниципальными органами власти. Информация о разливах передается по установленной форме 1-ЛРН (приложение 1). Оповещение при разливе нефти и нефтепродуктов любого значения осуществляется согласно схеме (приложение 2). 4. Порядок разработки и структура планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и Календарных планов оперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти Порядок разработки и структура планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и Календарных планов оперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти установлен в приложении 4 к настоящим Правилам "Методические рекомендации по разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия". 5. Порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и календарных планов оперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти Порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и календарных планов оперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти установлен в приложении 5 к настоящим Правилам. 6. Создание неснижаемого запаса сорбентов и сорбирующих изделий в Организациях, работающих с нефтью и нефтепродуктами В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Организации обязаны иметь запасы материалов для ликвидации чрезвычайной ситуации. Правила создания неснижаемого запаса сорбентов и сорбирующих изделий в Организациях, работающих с нефтью и нефтепродуктами установлены в приложении 6 к настоящим Правилам. Приложение 1 к Правилам по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия (Форма 1-ЛРН) Информация о разливе нефти и нефтепродуктов на суше и внутренних водоемах Местонахождение разлива: ________________________________________ Установочные данные владельца объекта: __________________________ Дата разлива: __________________ Время разлива: _________________ Дата составления отчета: _______ Время составления отчета: ______ Причина разлива: ________________________________________________ _________________________________________________________________ Данные о разливе Источник разлива: _______________________________________________ Тип и характеристика продукта: __________________________________ Предполагаемый объем: ___________________________________________ Описание площади разлива: _______________________________________ Направление и скорость распространения пятна: ___________________ Состояние источника разлива (перекрыт или истечение продолжается), скорость истечения, возможности возгорания: ______ _________________________________________________________________ Наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов, береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих природных и промышленных объектов: ___________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Метеоусловия Скорость ветра: ___________________ Направление: ________________ Состояние водоема: ______________________________________________ Приливные течения: ______________________________________________ Действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива: _________________________________________________________________ Дополнительная информация: Составитель отчета ______________________________________________ (должность, ФИО) Передать по связи в соответствии со схемой оповещения. Приложение 2 к Правилам по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия Схема оповещения при разливе нефти и нефтепродуктов -----------¬ --------------------¬ -------------¬ -------------¬ ¦МЧС России¦ ¦ КЧС и ОПБ ¦ ¦Обнаружение ¦ -->¦ЕДДС города,¦ ¦г. Москва ¦ ¦Республики Хакасия ¦ ¦ разлива ¦ ¦ ¦ района ¦ L----------- L-------------------- L------------- ¦ L------------- /\ /\ | | ¦ | | \/ \/ ¦ -----------¬ --------------------¬ -------------¬ ¦ ¦ РЦ ¦<--+Главное управление ¦<---+Руководитель¦<-- ¦МЧС России¦ ¦ МЧС России по ¦ ¦ объекта +--¬ L----------- ¦Республике Хакасия +--¬ L------------- ¦ L-------------------- ¦ -------------¬ ¦ --------------------¬ ¦ ¦Аварийные ¦ ¦ ¦ Управление по ¦ ¦ ¦формирования¦<-+ ¦ технологич. и ¦ ¦ ¦ объекта ¦ ¦ ¦ экологич. надзору ¦ ¦ L------------- ¦ ¦ Фед. службы по ¦<-+ -------------¬ ¦ ¦ экологич., ¦ ¦ ¦Специальные ¦<-- ¦ технологич. и ¦ ¦ ¦формирования¦ ¦ атомному надзору ¦ ¦ L------------- L-------------------- ¦ --------------------¬ ¦ ¦ Тер. Упр. Фед. ¦ ¦ ¦службы по надзору в¦ ¦ ¦сфере защиты прав ¦ ¦ ¦ потребителей и ¦<-+ ¦ благополучия ¦ ¦ ¦ человека ¦ ¦ L-------------------- ¦ --------------------¬ ¦ ¦ Управление Фед. ¦ ¦ ¦ службы по надзору ¦ ¦ ¦ в сфере ¦<-+ ¦природопользования ¦ ¦ ¦(Росприроднадзора) ¦ ¦ L-------------------- ¦ --------------------¬ ¦ ¦ Бассейновое ¦ ¦ ¦ управление по ¦ ¦ ¦ охране, ¦ ¦ ¦ воспроизводству ¦<-+ ¦ рыбных запасов и ¦ ¦ ¦ регулированию ¦ ¦ ¦ рыболовства ¦ ¦ L-------------------- ¦ --------------------¬ ¦ ¦ УГМС ¦<-+ L-------------------- ¦ --------------------¬ ¦ ¦Комитет по ¦ ¦ ¦природопользованию ¦ ¦ ¦и охране ¦<-- ¦окружающей среды ¦ L-------------------- Приложение 3 к Правилам по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия Схема организации управления работами по ЛРН на местности, при попадании в водные объекты (локальный уровень до 100 т) -------------------¬ ------>¦ Контролирующие и ¦ ¦ ¦ надзорные органы ¦ ¦ ¦(согласно п. 3.1) ¦ ¦ L------------------- ¦ ¦ -----------------+--¬ -------------------¬ -------------------¬ ¦ Руководитель +-->¦ КЧС и ОПБ +-->¦ КЧС и ОПБ ¦ ¦ организации ¦<--+ района ¦<-¬¦ Республики ¦ L-------------------- L------------------- ¦¦ Хакасия ¦ | /\ ¦L------------------- \/ | ¦ --------------------¬ ¦ ¦ Координатор работ ¦<------------------------- ¦ по ЛРН ¦ L-------------------- | /\ \/ | --------------------¬ ¦ Специальные ¦ ¦ формирования ¦ ¦(дежурный персонал ¦ ¦ 1-го уровня) ¦ L-------------------- Схема организации управления работами по ЛРН на местности, при попадании в водные объекты (муниципальный от 100 т до 500 т) -------------------¬ -------->¦ Контролирующие и ¦ ¦ ¦ надзорные органы ¦ ¦ ¦(согласно п. 3.1) ¦ ¦ L------------------- ¦ ¦ -----------------+--¬ -------------------¬ -------------------¬ ¦ Руководитель +---->¦ КЧС и ОПБ +-->¦ КЧС и ОПБ ¦ ¦ организации ¦<----+ района ¦<--+ Республики ¦ L-------------------- L------------------- ¦ Хакасия ¦ | /\ /\ ¦ L------------------- \/ | ¦ ¦ --------------------¬ ¦ ¦ ¦ Координатор работ ¦<-------- ¦ ¦ по ЛРН ¦<-¬ \/ L-------------------- ¦ -------------------¬ | /\ L->¦ АСФ района ¦ \/ | L------------------- --------------------¬ ¦ Специальные ¦ ¦ формирования ¦ ¦(дежурный персонал ¦ ¦ 2-го уровня) ¦ L-------------------- Схема организации управления работами по ЛРН на местности, при попадании в водные объекты (территориальный уровень от 500 т до 1000 т) -------------------¬ ------>¦ Контролирующие и ¦ ¦ ¦ надзорные органы ¦ ¦ ¦(согласно п. 3.1) ¦ ¦ L------------------- ¦ ¦ -----------------+--¬ -------------------¬ -------------------¬ ¦ Руководитель +-->¦ КЧС и ОПБ +-->¦ КЧС и ОПБ ¦ ¦ организации ¦<--+ района ¦<--+ Республики ¦ L-------------------- L------------------- ¦ Хакасия ¦ | /\ /\ L---------T--------- \/ | ¦ ¦ --------------------¬ ¦ ¦ ¦ Координатор работ ¦<------ ¦ ¦ по ЛРН ¦<-----------------------¬ ¦ L-------------------- -------------------¬ ¦ ¦ ¦ /\ /\ ¦ АСФ района ¦<- ¦ \/ ¦ L----¬ L------------------- ¦ --------------------¬ ¦ ¦ ¦ Специальные ¦ ¦ ¦ ¦ формирования ¦ ¦ ¦ ¦(дежурный персонал ¦ ¦ -------------------¬ ¦ ¦ 3-го уровня) ¦ L>¦ АСФ Республики ¦<------------- L-------------------- ¦ Хакасия ¦ L------------------- На региональном и федеральном уровнях организация управления работами по ЛРН осуществляется в соответствии с региональным и федеральным Планами ЛРН. Приложение 4 к Правилам по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия Методические рекомендации по разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия 1. Основные положения Методические рекомендации разработаны в соответствии с Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000г. N 613 "Об неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте 14 апреля 2005 г. N-6514). Настоящие методические рекомендации предназначены для обеспечения единого подхода при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) (далее - планы ЛРН) в Республике Хакасия. Объекты, на которые разрабатываются планы ЛРН, порядок их согласования и утверждения указаны в Приложении 1 "Порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов". Количество экземпляров проекта плана ЛРН и Календарных планов определяет разработчик с учетом количества согласующих органов, организаций, проводящих экспертизу. Копии утвержденных планов ЛРН (бумажные и электронные) в обязательном порядке представляются в утверждающую организацию, ГУ МЧС по Республике Хакасия, организации, взаимодействующие с владельцем объекта в части исполнения плана ЛРН и Календарных планов. Представление копий утвержденных планов ЛРН (бумажных и/или электронных) в согласующие органы и экспертную организацию определяется в заключении. 2. Рекомендации по структуре, содержанию и оформлению плана ЛРН Оформление плана ЛРН должно соответствовать ГОСТ 7.32-2001 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления". План ЛРН должен содержать следующие разделы: Список исполнителей Определения, обозначения и сокращения 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2. ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ 3. ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС(Н) 4. НОРМАТИВНАЯ, ПРАВОВАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ПО ЛРН 5. ПРИЛОЖЕНИЯ (Обязательные) 6. ПРИЛОЖЕНИЯ (Справочные) При описании целей и задач плана указывается основание для разработки плана ЛРН, определяются основные цели разработки плана, его правовой статус (уровень плана), порядок применения в практической деятельности, срок действия. Готовность Организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) оценивается (самооценивается) по трехбалльной системе: "соответствует" (собственное АСФ(Н) Организации, аттестовано, укомплектовано и оснащено средствами ЛРН не менее 80% от плановых или есть договор на обслуживание с аттестованным АСФ(Н), постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий Плана ЛРН - осуществляется реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется в полном объеме или загрязненные территорий (акваторий) отсутствуют; перечень опасных (пожароопасных) объектов -имеется в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность -обеспечивается в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - разработан); "ограниченно соответствует" (собственные АСФ(Н) - имеются и аттестованы или созданы и готовятся (проходят) аттестацию, средства ЛРН не менее 60% плановых, постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий Плана ЛРН - не осуществляется; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется не в полном объеме; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется не в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается не в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - не разработан); "не соответствует" (средства ЛРН менее 60% плановых, КЧС и ОПБ отсутствует; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - не ведется; перечень опасных (пожароопасных) объектов - отсутствует; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - не обеспечивается). В заключении экспертной организации, так же, должны быть оценены: - мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) - спланированы или не спланированы; - уровень Плана соответствует уровню ЧС(Н) или занижен; - достаточный состав сил и средств локализации и ликвидации ЧС(Н) - определен или не определен; - обеспечение требований промышленной, экологической и пожарной безопасности описано - подробно или с недостатками, которые могут привести к ЧС(Н) или не описано; - организация взаимодействия собственных и привлекаемых АСФ(Н) - отработана или не отработана. При описании характеристики объекта, оценке обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов указываются: - местонахождение опасного объекта и его владельца; - наибольшая (наименьшая) работающая смена; - природные условия в районе объекта (географические и гидрогеологические особенности района, наличие водных объектов, характеристика почв и грунтов, геоморфология водоохранных зон, гидрометеорологические условия, зоны особой чувствительности); - социально-экономические условия, пути сообщения и транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов; наиболее уязвимые участки путей сообщения; - максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте; - расчетный максимально возможный объем разлива нефти и нефтепродуктов; - характеристика нефти и нефтепродуктов; - прогнозируемая площадь разлива, направления его движения в зависимости от времени года и метеоусловий, возможности попадания нефти и нефтепродуктов в водные объекты; - наличие аварийно-спасательных формирований и специальных технических средств и материалов, предназначенных для проведения работ по ЛРН. При описании мероприятий по подготовке организации к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов указываются: - расчет количества сил и средств, достаточных для ликвидации прогнозируемого разлива нефти и нефтепродуктов; - соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации разлива; - необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; - наличие договоров с профессиональными формированиями на абонентское обслуживание (при недостаточности собственных сил и средств); - порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств; - сроки подготовки и аттестации специалистов аварийно-спасательных формирований в области ЛРН; - наличие резерва финансовых и материальных ресурсов, договоров обязательного экологического страхования или страхования риска ответственности за причинение вреда; - порядок материально-технического, инженерного и финансового обеспечения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; - график проведения комплексных учений и командно-штабных тренировок. При разработке действий сил и средств по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются: - первоочередные действия по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; - порядок оповещения органов управления силами и средствами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; - порядок уведомления органов исполнительной власти и органов госконтроля; - организационная структура управления работами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (организация взаимодействия сил и средств, их дислокация, связь); - выдвижение сил и средств, в зону чрезвычайной ситуации (разлива нефти и нефтепродуктов); - последующие действия в случае, если разлив выходит за пределы территории объекта; - порядок применения диспергентов на конкретной территории, в зависимости от сезона года; - мероприятия по защите населения (при необходимости) и оказание медицинской помощи населению и персоналу по ликвидации разлива; - мероприятия по спасению водных млекопитающих, животных и птиц; - наблюдение и слежение за зоной разлива нефти и нефтепродуктов; - организация и проведение контроля, за состоянием окружающей среды (почва, атмосферный воздух, водные объекты) в месте разлива нефти и нефтепродуктов и на прилегающей территории (акватории). При разработке мероприятий по сбору нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате разлива нефти и нефтепродуктов отражаются: - последовательность работ по сбору разлитой нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий и объектов; - технология защиты берега, входов в заливы, устьев рек и водоемов в зависимости от времени года; - технология очистки береговой полосы в зависимости от времени года; - технология очистки водных объектов; - технология очистки болотистых территорий; - технология очистки участков суши (сельскохозяйственных угодий, песчаных и глинистых грунтов); - порядок привлечения организаций и наличие договоров с организациями, имеющими соответствующие лицензии, на проведение работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов; - программа долгосрочного мониторинга состояния окружающей природной среды на объекте и прилегающей территории; - порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов. При разработке мероприятий по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов отражаются: - организация работ по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов; - способы утилизации нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, наличие договоров со специализированными организациями, имеющими лицензии, привлекаемыми для этих работ, специальные технические средства и технологии; - сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов; - места и способы очистки технических средств, применяемых при ликвидации разлива и реабилитации территорий (акваторий). 3. Рекомендации по разработке приложений к планам по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Каждое приложение к плану ЛРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться (визироваться) соответствующей службой (организацией) в том случае, если оно не было согласовано в составе иной документации. Приложения разрабатываются в графическом или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации. Формат документов, масштабы карт (планов) определяются разработчиком и должны обеспечивать удобство работы с ними в любых условиях. Схема управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов разрабатывается графически. На ней отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по ЛРН, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (при необходимости), схема вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д. Необходимое и достаточное количество сил и специальных технических средств (включая обеспеченность работников и населения средствами защиты с указанием видов средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи), определяется расчетом и представляется в табличном виде. В нем указываются наименования подразделений и формирований, привлекаемых к работам по ЛРН, места их дислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовность к выполнению работ (с учетом прибытия на место ЧС(Н)). Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов, отработанных расходных материалов разрабатывается на карте (плане) с указанием мест временного хранения и утилизации, возможного объема емкостей для временного хранения, маршрутов движения к ним и других данных. Копии договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание, прилагаемые к плану, должны быть заверены нотариально или печатью АСФ. Календарный план оперативных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти (в соответствии с приказом МЧС России от 28.12.2004 г. N-621). Приложение "Перечень организаций, согласно их отраслевой принадлежности, разрабатывающих Планы соответствующего уровня" в планах ЛРН организаций заменяется на приложение "Организации, взаимодействующие при локализации и ликвидации аварий и ЧС(Н)". Указанное приложение выполняется в табличной форме с указанием организаций, участвующих в ликвидации разливов различного уровня (сценария) на основании договоров о взаимопомощи (указать номер и дату подписания). В приложении "Зона действия Плана и схема расположения опасного объекта (объектов) Организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты" помещаются "карты экологической чувствительности", отражающие чувствительность ресурсов данной территории к нефтяному загрязнению (карты экологической чувствительности). Карты экологической чувствительности составляются на основании траекторий разливов по наихудшему из сценариев. Карты экологической чувствительности используются при прогнозировании последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных условий реагирования по локализации разлива нефти и нефтепродуктов - гидрометеорологических, гидрологических, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий) и т.п. При составлении карт экологической чувствительности в первую очередь выделяются особо охраняемые территории, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов (см.), сельскохозяйственные угодья, места традиционных промыслов населяемые малыми этническими группами, в соответствии с законодательством. Определение зон особой экологической значимости проводится в пределах зоны действия плана ЛРН. При составлении карт экологической чувствительности следует руководствоваться ГОСТ Р 22.0.10-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения". Возможно использование ГОСТ Р 12.4.026-2001, "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний и руководства IPIECA "Создание карт особо чувствительных зон при ликвидации разливов нефти". Характеристики зон особой значимости (местоположение, границы) должны представляться в составе плана ЛРН в форме карт соответствующего масштаба и описательной части. Приложение "Типовые формы приложений и отчетов" относится на территории Республики Хакасия в разряд обязательных. В нем приводятся формы информационных сообщений о разливе нефти (донесений); формы заявок на материально-техническое обеспечение; формы отчетности о ходе работ по ликвидации ЛРН и др. Приложение 5 к Правилам по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия Порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и календарных планов оперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти 1. Порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛРН) и Календарных планов оперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти (далее - Календарные планы), установлен постановлениями Правительства РФ от 21.08.2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.02.2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте 14.04.2005 г. N-6514). 2. Планы ЛРН и Календарные планы разрабатываются: 2.1. Организациями, эксплуатирующими следующие потенциально опасные объекты (потенциальные источники разливов нефти и нефтепродуктов): - нефтепромыслы на суше; - стационарные и плавучие добывающие установки (в том числе при бурении) и нефтяные терминалы; - терминалы по приемке ГСМ и бункеровке судов; - стационарные и подвижные объекты хранения и сбыта нефти и нефтепродуктов (нефтепарки, хранилища ГСМ, АЗС, автоцистерны, железнодорожные цистерны); - магистральные, межпромысловые и внутри промысловые нефтепроводы. 2.2. Органы местного самоуправления разрабатывают муниципальный План ЛРН. 3. Согласование и утверждение планов осуществляется в порядке, установленном в таблицах 1 и 2. Структура и порядок разработки Календарного плана определен в приказе МЧС России от 28.12.2004 г. N-621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", а также в Методических рекомендациях по разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия. Планы ЛРН и Календарные планы АЗС согласовываются с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Хакасия и утверждаются Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия. Таблица 1. Порядок утверждения и согласования Планов ЛРН и Календарных планов (при разливах на местности и во внутренних пресноводных водоемах) |----------------------|--------------|-------------------------| | Уровень разлива | Утверждается | Согласовывается | | нефти | | | |----------------------|--------------|-------------------------| |1. Локального значения|Руководитель |Управление по | |(до 100 т) |организации |технологическому и | |----------------------|ГУ МЧС по |экологическому надзору | |2. Местного значения |Республике |Ростехнадзора по | |(от 100 т до 500 т) |Хакасия |Республике Хакасия; | |----------------------| |Управление федеральной | |3. Территориального | |службы по надзору в сфере| |значения | |природопользования | |(от 500 т до 1000 т) | |(Росприроднадзора); | | | |Бассейновое управление по| | | |охране, воспроизводству | | | |рыбных запасов и | | | |регулированию | | | |рыболовства; | | | |Территориальное | | | |управление Федеральной | | | |службы по надзору в сфере| | | |защиты прав потребителей | | | |и благополучия человека; | | | |Департамент по | | | |природопользованию и | | | |охране окружающей среды | |----------------------|--------------|-------------------------| |4. Регионального |Руководитель |Кроме того, федеральные | |значения |Организации |органы исполнительной | |(от 1000 т до 5000 т) |МЧС России, |власти, СРЦ МЧС России | |----------------------|Федеральный | | |5. Федерального |орган | | |значения |исполнительной| | |(более 5000 т) |власти по | | | |ведомственной | | | |принадлежности| | |----------------------|--------------|-------------------------| Таблица 2. Порядок утверждения и согласования планов ЛРН и Календарных планов, разрабатываемых органами местного самоуправления |---------------------|---------------|-------------------------| | Уровень разлива | Утверждается | Согласовывается | | нефти | | | |---------------------|---------------|-------------------------| | | |Управление по | | | |технологическому и | | |КЧС и ОПБ |экологическому надзору | |Местного значения |органа |Ростехнадзора; | |(от 100 т до 500 т) |местного |Управление федеральной | | |самоуправления,|службы по надзору в сфере| | |ГУ МЧС по |природопользования | | |Республике |(Росприроднадзора); | | |Хакасия |Бассейновое управление по| | | |охране, воспроизводству | | | |рыбных запасов и | | | |регулированию | | | |рыболовства; | | | |Территориальное | | | |управление Федеральной | | | |службы по надзору в сфере| | | |защиты прав потребителей | | | |и благополучия человека; | | | |Департамент по | | | |природопользованию и | | | |охране окружающей среды | |---------------------|---------------|-------------------------| Приложение 6 к Правилам по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия Правила создания неснижаемого запаса сорбентов и сорбирующих изделий в Организациях, работающих с нефтью и нефтепродуктами В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Организации обязаны иметь запасы материалов для ликвидации чрезвычайной ситуации. 1. Для ликвидации аварийной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов и профилактической очистки территории, организации независимо от форм собственности должны иметь постоянный запас нефтесорбирующих материалов для нейтрализации возможных разливов нефти и нефтепродуктов следующих объемов: - стационарные хранилища нефти и нефтепродуктов, имеющие обваловки. Выполненные в соответствии со СНиП 2.11.03-93 - 1% от объема максимального резервуара в нефтехранилище; - нефтебазы (расходные склады ГСМ предприятия и стационарные хранилища ГС'М). не имеющие обваловки по СНиП 2.11.03-93, в соответствии с ВППБ 01-01-94 "Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктоооеспечения"; - АЗС - в соответствии с ВППБ 01-01-94 "Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения"; - территории, на которых отмечено интенсивное движение (присутствие) автотранспорта (автогаражи; автостоянки; АЗС с заглубленными резервуарами; территории портов; территории, прилегающие к Организациям, для стоянки служебного автотранспорта; территории, прилегающие к торговым центрам и т.п.). в соответствии со "Справочным пособием к СНиП "Проектирование сооружений для очистки сточных вод" - 240 л/на 1 га территории в год; - авторемонтные станции; станции разборки автомобилей; станции замены масел -500л/ на 1га территории в год. включая подъездные стояночные площадки. 2. Количество нефтесорбента рассчитывают делением указанных в п.1 объемов нефти и/или нефтепродуктов на поглощающую способность нефтесорбента: Gн.с. = Vн./Q, где: Gн.с - вес непреходящего запаса нефтесорбента. кг: Vн. - нормативный разлив нефти и/или нефтепродукта, литры; Q - поглощающая способность нефтесорбента. л/кг нефтесорбента. 3. Нефтесорбирующие материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо других центров Российской Федерации, заверенное Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека, и сертификат Госстандарта Российской Федерации. 4. Организации, применяющие нефтесорбирующие материалы, обязаны иметь договор со специальными формированиями или с поставщиком на прием (сдачу) насыщенных (отработанных) нефтесорбирующих материалов. 5. Сброс нефтенасыщенных материалов в приемники бытового мусора и сдача на полигоны ТБО категорически запрещается. 6. Запрещается применение для ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов) не сертифицированных в Российской Федерации синтетических и органических материалов, грунта (почвы, земли), а также природных материалов, не рекомендуемых (запрещенных) к применению отраслевыми руководящими документами. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|