Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 № 763

 

 

 

 

 

                                                                   РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

                                                                        ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

                                                                        ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

                   Об утверждении Схемы территориального планирования Республики

                                                                               Хакасия

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 02.03.2012 № 123;

                               от 18.10.2013 № 551;  от 24.04.2015 № 185; от 15.02.2016 № 50

от 05.04.2016 № 145)

 

 

от 14 ноября 2011 г.                                            г. Абакан                                                 N 763

 

    В  соответствии с частью 1 статьи 15 Градостроительного кодекса

Российской  Федерации "

    Правительство Республики Хакасия

 

                                                                П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

(Преамбула в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 15.02.2016 № 50)

 

    Утвердить   прилагаемую   Схему  территориального  планирования 

Республики Хакасия.

 

 

    Исполняющий обязанности Главы Республики

    Хакасия - Председателя Правительства

    Республики Хакасия, заместитель Главы

    Республики Хакасия - Председателя

    Правительства Республики Хакасия          А. Новоселов

 

 

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Хакасия

от 14.11.2011 № 763

 

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 02.03.2012 № 123;

от 18.10.2013 № 551; от 24.04.2015 № 185; от 15.02.2016 № 50;

от 15.02.2016 № 50; от 05.04.2016 № 145)

 

Положения о территориальном планировании

1. Цели и задачи территориального планирования Республики Хакасия

 

1.1. Общие положения

Схема территориального планирования Республики Хакасия до 2025 года разработана в соответствии с Государственным контрактом между ФГУП «РосНИПИ Урбанистики» и Министерством по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 20.10.2008 № 39. Основаниями для разработки схемы являются:

        Градостроительный кодекс Российской Федерации;

        Закон Республики Хакасия от 24.12.2007 № 96-ЗРХ «О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Республики Хакасия и порядке внесения в нее изменений»;

        Задание на подготовку проекта схемы территориального планирования Республики Хакасия до 2025 года, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.07.2008 № 216;

        другие нормативные правовые акты, регулрующие градостроительную деятельность на территории Российской Федерации и Республики Хакасия.

Схемой территориального планирования определено перспективное назначение территорий Республики Хакасия в целях обеспечения устойчивого развития региона, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Республики Хакасия и сопредельных субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований Республики Хакасия.

Проектные решения схемы территориального планирования Республики Хакасия разработаны на основе общегосударственных приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которые сформулированы в следующих программных документах:

        Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

        Стратегия экономического развития Сибири, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 765-р;

        проект стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, разработанный во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 04.09.2008 № ИШ-П16-5447 о корректировке Стратегии экономического развития Сибири;

        Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351;

        Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 04.02.1994 № 236;

        Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909;

        Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 № 256-р;

        Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 №1734-р;

        проект энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года;

        Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 № 215-р; 

        Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2015 года, утвержденная приказом Минпромэнерго России от 29.05.2007 № 177;

        Стратегия развития транспортного машиностроения России до 2015 года;

        Стратегия развития легкой промышленности России до 2020 года;

        Межрегиональная инновационная программа освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение», утвержденная решением Координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» от 19.12.2007;

        Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года, утвержденная приказом Ростуризма от 06.05.2008 № 51;

        проект Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года;

        проект Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года, разрабатываемой в соответствии с распоряжением Правительства России от 17.11.2008 № 1662-р;

        федеральная целевая программа «Жилище» до 2010 года;

        федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»

        федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года»;

        федеральная целевая программа «Развитие образования в Российской Федерации до 2010 года»;

        федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2015 года»;

        федеральная целевая программа «Культура России» до 2011 года;

        документы приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»;

        документы приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»;

        документы приоритетного национального проекта «Образование»;

        документы приоритетного национального проекта «Здоровье».

В схеме территориального планирования учитываются предложения, зафиксированные в основных документах перспективного планирования Республики Хакасия и муниципальных образований:

        Программа социально-экономического развития Республики Хакасия до 2010 года, включая Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия до 2015 года;

        Стратегический план развития города Абакана до 2014 года;

        Программа совершенствования и развития автомобильных дорог Республики Хакасия на период до 2010 года с прогнозом до 2020 года, утвержденная Законом Республики Хакасия от 11.05.2001 № 22 (с последующими изменениями);

        Концепция комплексного развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Хакасия до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.06.2007 № 198;

        комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований Республики Хакасия до 2010 года;

        проекты генеральных планов городов Абакан, Черногорск, Саяногорск, пгт. Жемчужный.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, схема территориального планирования Республики Хакасия содержит положения о территориальном планировании, соответствующие карты (схемы) территориального планирования, а также материалы по обоснованию проекта.

Положения о территориальном планировании Республики Хакасия включают в себя:

        цели и задачи территориального планирования;

        перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

Реализация Схемы территориального планирования Республики Хакасия осуществляется в соответствии с положениями ст. 26 Градостроительного кодекса РФ.

В состав Схемы территориального планирования Республики Хакасия включены:

        схема современного использования территории (опорный план);

        схема границ муниципальных образований;

        предложения по территориальному планированию (проектный план);

        схема размещения объектов капитального строительства регионального значения;

        схема зон с особыми условиями использования территории;

        схема размещения объектов транспорта и путей сообщения;

        схема размещения объектов энергетических систем;

        схема размещения объектов социальной инфраструктуры регионального значения;

        схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На картах (схемах), содержащихся в Схеме территориального планирования, отображаются:

        границы муниципальных образований: городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом Республики хакасия;

        границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности;

        границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель;

        границы территорий объектов культурного наследия;

        границы зон с особыми условиями использования территорий;

        границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

        границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

На картах (схемах), а также в текстовых материалах Схемы приведены планируемые объекты и зоны размещения объектов капитального строительства федерального и муниципального значения (промышленного, инфраструктурного и иного назначения) для решения задач комплексного развития территорий республики и обеспечения информационной целостности Схемы.

На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проекта отображаются:

        информация о состоянии территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;

        предложения по территориальному планированию.

1.2. Цели территориального планирования

Цели территориального планирования Республики Хакасия направлены на реализацию государственных приоритетов регионального развития, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р:

обеспечение сбалансированного социально-экономического развития Республики Хакасия;

обеспечение достойных условий жизни граждан, создание равных возможностей и содействие развитию человеческого потенциала;

обеспечение комплексного развития и повышение конкурентоспособности экономики республики;

преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений развития;

стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста на территории республики на основе конкурентных преимуществ;

координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических.

1.3. Задачи территориального планирования

Для реализации поставленных целей определяются следующие задачи территориального планирования Республики Хакасия:

обеспечение реализации на территории Республики Хакасия федеральных приоритетов социально-экономического развития;

обеспечение реализации полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в области территориального планирования; мониторинг, актуализация и комплексный анализ градостроительного, пространственного и социально-экономического развития территории республики;

реализация мероприятий, запланированных в программах социально-экономического развития Республики Хакасия, муниципальных образований, в республиканских долгосрочных целевых программах посредством их территориальной привязки на принципах комплексного развития территорий и повышения эффективности использования территории;

определение перспективного назначения территорий Республики Хакасия, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;

развитие существующих и формирование новых зон опережающего развития разной специализации и территориального масштаба;

комплексное развитие урбанизированных территорий, в том числе Абакано-Черногорской агломерации, как центров развития;

образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса;

сохранение культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных народов Республики Хакасия;

создание условий для повышения конкурентоспособности экономики Республики Хакасия, инвестиционной привлекательности территории путем обеспечения реализации мероприятий по развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, стимулирования жилищного и коммунального строительства, деловой активности, торговли, науки, туризма;

создание условий для устойчивого развития территории Республики Хакасия путем освоения природно-ресурсного потенциала территории на принципах рационального природопользования и экологической безопасности для населения, сохранения природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

1.3.1. Территориальное планирование в целях оптимизации системы расселения                 

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях оптимизации системы расселения должно обеспечивать:

формирование на территории Республики Хакасия системы расселения, отвечающей поставленным экономическим и геополитическим задачам (обеспечение освоения природно-ресурсного потенциала территории, обслуживание существующих и новых транспортно-инфраструктурных коридоров) и характеризующейся высокими показателями качества жизни, что необходимо в условиях ограниченного демографического ресурса территории и острой конкуренции за квалифицированные трудовые ресурсы внутри страны;

создание градостроительных условий для развития Абакано-Черногорской территориальной системы населенных мест, опорных центров урбанизации районов республики;

сохранение и развитие опорной сети населенных пунктов в районах с более благоприятными природно-климатическими условиями проживания, поэтапное расселение неперспективных населенных пунктов, расположенных вне зон экономического развития, развития транспортной и инженерно- инфраструктурной сети, в зонах с неблагоприятными экологическими условиями;

повышение внешней миграционной привлекательности территории Республики Хакасия за счет стимулирования жилищного, культурно-бытового и промышленного строительства;

формирование условий для внутрирегиональной миграции населения, для целей решения проблем дефицита трудовых кадров в ряде территорий опережающего инвестиционного развития и оптимизации системы расселения старопоселенческих территорий;

создание условий для функционирования на территории республики системы внутрирегиональной вахты, за счет формирования оптимального транспортного и расселенческого каркаса территорий нового освоения;

создание сбалансированной межмуниципальной системы центров обслуживания, образования и здравоохранения для целей оптимизации и максимальной эффективности государственных вложений в социальную и жилищную инфраструктуру.

1.3.2. Территориальное планирование в целях развития жилищного строительства                 

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях развития жилищного строительства должно обеспечивать:

создание условий для развития жилищного строительства с целью обеспечения жильем работников и членов их семей, привлекаемых на развивающиеся территории Республики Хакасия для реализации инвестиционных проектов, развития сопутствующих производств, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры;

создание условий для реализации предложений по размещению площадок жилищного строительства, в том числе в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», федеральной целевой программы «Жилище», региональных программ по переселению жителей с территорий Крайнего Севера и других федеральных и региональных программ и проектов в сфере жилищного строительства;

развитие промышленности строительной индустрии и строительных материалов;

определение территорий сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, планируемых в установленном порядке к переводу в земли населённых пунктов для их комплексного освоения в целях жилищного строительства;

определение сети населенных пунктов, где необходимы опережающие темпы жилищного строительства, в том числе тех населенных пунктов, где оптимально внедрение новых типов и технологий строительства жилищного фонда, в первую очередь на основе современных технологий деревянного малоэтажного и индивидуального домостроения.

1.3.3. Территориальное планирование в целях развития социальной инфраструктуры                 

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях развития социальной инфраструктуры должно обеспечивать:

формирование единой, гармоничной и достаточной многоуровневой системы социального обслуживания населения за счет развития социальных объектов всех уровней и типов с учетом специфики территории, перспектив развития системы расселения, экономической базы, проектной динамики численности населения, развития сети территориальных центров социального разного уровня (межрайонных, районных и др.) обеспечивающей высокое качество социальных услуг;

обеспечение всех жителей республики качественным и достаточным пакетом социальных услуг за счет снижения и предотвращения дисбалансов развития системы социального обслуживания в разрезе муниципальных образований Республики Хакасия, строительства социальных объектов, виды и типы которых не представлены на территории республики, а потребность на их услуги уже сформировалась или прогнозируется на расчетный срок;

строительство новых и реконструкцию существующих объектов здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения;

развитие системы социального обслуживания в монопрофильных городах и поселках промышленной специализации, расположенных в зонах опережающего экономического развития;

снижение нагрузки на региональный бюджет за счет реформирования дисбалансов существующей сети.

1.3.4. Территориальное планирование в целях развития транспортной инфраструктуры 

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях развития транспортной инфраструктуры должно обеспечивать:

Развитие межрегиональных транспортных связей Республики Хакасия с сопредельными регионами – Кемеровской областью, Красноярским краем, Республиками Тыва и Алтай;

Реализация транзитного потенциала Республики Хакасия путем развития сети транспортных узлов, логистических центров, обслуживающих транспортные коридоры федерального значения (Южсиб, Енисейский коридор);

Развитие системы железнодорожного, автобусного, воздушного, водного пассажирского сообщения с опережающим развитием инфраструктуры пассажирского транспорта в границах Абакано-Черногорско-Саяногорской агломерации;

Реконструкция аэропорта г. Абакан с обеспечением роста пассажирских и грузовых перевозок, позиционирование аэропорта в качестве ключевого на юге Центральной Сибири;

Оптимизация сети региональных и межмуниципальных автомобильных дорог с улучшением межрайонных связей, строительством обходов крупных населенных пунктов;

Возрождение системы водного транспорта с приоритетным развитием пассажирских и туристических перевозок;

Обеспечение транспортной инфраструктурой новых масштабных проектов по добыче и переработке полезных ископаемых;

Обеспечение доставки негабаритных грузов для целей восстановления Саяно-Шушенской ГЭС.

1.3.5. Территориальное планирование в целях развития инженерной инфраструктуры                 

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях развития инженерной инфраструктуры должно обеспечивать:

восстановление генерирующих мощностей Саяно-Шушенской ГЭС, дальнейшее развитие Саяно-Шушенского гидроэнергетического узла с обеспечением безопасного режима эксплуатации объекта, развитием объектов выдачи мощности ГЭС;

обеспечение устойчивого электро- и теплоснабжения потребителей Республики Хакасия на время ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и последующие периоды;

развитие электросетевой инфраструктуры с ликвидацией «узких мест» в энергетической системе и созданием благоприятных условий для подключения новых потребителей;

модернизация объектов коммунального хозяйства с внедрением энергосберегающих технологий, повышением эффективности и экологической безопасности их работы;

развитие систем водоснабжения и канализации, электро-, тепло- и газоснабжения с постепенным повышением уровня благоустройства жилищного фонда, созданием условий для развития жилищного строительства, обеспечением населения качественными коммунальными услугами;

развитие сырьевой энергетической базы на основе угольных и перспективных газовых месторождений с обеспечением сбалансированного развития регионального топливно-энергетического комплекса;

создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения Республики Хакасия в информации;

создание комплекса региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований;

внедрение новейших технологий в области телефонной связи, волоконно-оптических линий.

1.3.6. Территориальное планирование в целях развития промышленного комплекса

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях развития промышленного комплекса должно обеспечивать:

создание условий экономического развития, формирования пояса новой индустриализации страны путем создания новых промышленных районов, промузлов, зон и точек экономического роста, размещения на территории Республики Хакасия новых производств, комплексов по глубокой переработке природных ресурсов;

создание условий для развития инновационных направлений, среднего и малого бизнеса, диверсификации региональной экономики;

создание условий для повышения конкурентоспособности промышленной продукции предприятий республики на межрегиональном, федеральном и международном уровне путем сокращения издержек за счет развития транспортной и инженерной инфраструктуры в зонах освоения сырьевой базы, обеспечения инфраструктурных связей создаваемых промышленных комплексов с федеральными и межрегиональными экономическими системами;

обеспечение экономического развития региона, создаваемых промышленных и инфраструктурных объектов квалифицированными трудовыми ресурсами путем развития системы высшего и среднего профессионального образования; создания комфортной и благоустроенной среды проживания населения, развития жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры, объектов социально-культурно-бытового обслуживания;

создание условий для размещения объектов агропромышленного комплекса на территории муниципальных образований (строительство и реконструкция животноводческих комплексов, молочных ферм, предприятий, специализирующихся на свиноводстве и овцеводстве, объектов рыбных хозяйств, других объектов).

1.3.7. Территориальное планирование в целях развития агропромышленного комплекса

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях развития агропромышленного комплекса должно обеспечивать:

формирование на территории республики конкурентоспособного агропромышленного комплеса с учетом местных природных и климатических особенностей;

обеспечение населения Хакасии качественными продуктами питания, а также выход на межрегиональный и федеральный рынок;

восставновление и сохраниение для будущих поколений почвенных ресурсов;

выделение функциональных зон, исходя из особенностей территории с целью достижения синергетического эффекта от их взаимодействия, а также исключения дублирующих функций и излишей конкуренции;

размещение сельскохозяцйственных комплексов согласно потенциалу территории и имеющейся ресурсной базы;

формирование комплекса перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию предприятий.

1.3.8. Территориальное планирование в целях развития туристического комплекса                 

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях развития туристского комплекса должно обеспечивать:

формирование на территории Республики Хакасия конкурентоспособного туристического кластера, способного обеспечивать значительную долю доходов регионального бюджета и привлекательные рабочие места населению за счет капитализации существующего рекреационного потенциала;

развитие разнопрофильных туристических зон;

реализацию проектов федерального масштаба в сфере туризма;

создание условий для развития качественного массового отдыха местного населения, отдыха российских и иностранных туристов на основе природно-ландшафтного, историко-культурного, национального потенциала территории;

строительство сети объектов размещения туристов, в увязке с экономическим потенциалом отдельных туристических зон (с учетом спроса на соответствующие типы размещения и виды туризма, характер целевого потребителя, конкурирующих проектов, экологической нагрузки, согласованности с другими типами хозяйственной деятельности на территории, исходного уровня развития инфраструктуры, доходности и др.)

поддержание благоприятного состояния окружающей среды в местах массового отдыха;

развитие инфраструктуры «свободного времени» (объекты общественного питания, развлечений, культуры, спорта и др.);

предотвращение стихийного развития туризма, сопровождающегося самовольной застройкой привлекательных мест, загрязнением окружающей среды, разрушением объектов культурного наследия;

капитализацию объектов историко-культурного наследия за счет создания сети музеев под открытым небом и музеефикации объектов историко-культурного наследия;

создание и продвижение бренда «Хакасия» на российском и мировом туристических рынках.

1.3.9. Территориальное планирование в целях охраны объектов культурного наследия

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях охраны объектов культурного наследия должно обеспечивать:

предотвращение исчезновения памятников вследствие развития жилищного, промышленного, инфраструктурного строительства, развития сельского хозяйства и туризма;

сохранение и охрану объектов историко-культурного наследия (предотвращение массового стихийного посещения объектов туристами, предотвращение случаев вандализма, сохранение объектов имеющих риски разрушений в связи с агрессивным воздействием окружающей среды и др.);

перевод земель, на которых располагаются объекты культурного наследия в земли историко-культурного назначения;

создание региональной сети музеев под открытым небом;

развитие и поддержку дальнейшего изучения и государственного учета памятников архитектуры на территории Республики Хакасия;

включение отдельных памятников или комплексов памятников архитектуры Республики Хакасия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;

позиционирование республики как региона, имеющего богатое историко-культурное наследие.

1.3.10. Территориальное планирование в целях охраны окружающей среды          

Территориальное планирование Республики Хакасия в целях охраны окружающей среды должно обеспечивать:

поэтапное оздоровление окружающей среды на территории жилых зон путем реализации комплекса мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух, повышению качества очистки сточных вод, упорядочиванию системы обращения с отходами производства и потребления, рекультивации и восстановления нарушенных земель, почв, водных объектов;

сохранение благоприятных экологических условий на территории жилых зон при размещении производств высоких классов вредности путем обеспечения выполнения нормативов качества воздуха, воды, почв;

рациональное взаимное расположение жилых и промышленных зон в соответствии с действующими экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями с учетом климатических, инженерно-экологических факторов;

сохранение уникальных природных ландшафтов, редких и исчезающих видов растений и животных, объектов культурного наследия путем развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения;

рациональное использование природно-ресурсного потенциала территории республики с обеспечением комплексного освоения месторождений полезных ископаемых, лесосырьевых ресурсов, с минимизацией площадей отчуждаемых земель;

рациональное распределение негативного техногенного воздействия на окружающую среду путем установления и выполнения режима зон с особыми условиями использования территории, условий землепользования в соответствии с градостроительным, земельным, лесным, водным и иным законодательством.

 

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

2.1. Приоритетные направления экономического и пространственного развития

В качестве одной из основных целей зафиксирована необходимость опережающего развития экономики Хакасии, которое основано на максимальном и наиболее эффективном использовании внутренних ресурсов республики: природный, рекреационно-туристический, минерально-сырьевой и человеческий потенциал. Для реализации этой цели в Схеме заложен ряд мероприятий, которые раскрываются в соответствующих экономических разделах. При максимальной реализации данных мероприятий до 2025 года экономико-пространственная организация Хакасии должна измениться следующим образом.

Средний рост валового регионального продукта Хакасии с 2011-2013 годов и до окончания действия Схемы должен составлять не менее 10-12% годовых. Это будет обеспечено как стабильным развитием уже существующих предприятий республики, так и вводом в действие новых предприятий, в том числе запланированных в рамках Схемы. Из-за аварии на СШГЭС в 2009 году ожидается значительный спад темпов роста экономики республики (вплоть до сокращения). Тем не менее, в рамках документа закладываются вышеозвученные целевые показатели, так как, во-первых, темпы роста начиная с 2010 года будут рассчитываться от более низкой исходной базы, а, во-вторых, мероприятия, закладываемые Схемой, изначально не были ориентированы на выполнение за счет избытка электроэнергии, который вырабатывался ГЭС: основой проектных решений было прежде всего эффективное использование богатого минерально-сырьевого и человеческого капитала республики.

Доля промышленного производства валового регионального продукта Хакасии сократится к 2025 году до 30-32%, что будет достигнуто за счет активного развития сферы услуг и агропромышленного сектора.

Базовыми отраслями промышленности Хакасии с точки зрения выработки продукции останутся цветная металлургия, черная металлургия и энергетика. При этом их относительная доля в структуре промышленности несколько сократится, несмотря на рост выпуска продукции в них. Это произойдет из-за опережающих темпов роста следующих отраслей:

Машиностроение и металлообработка будет развиваться в наиболее крупных городах Хакасии Абакане и Черногорске за счет формирования кластеров на базе существующих машиностроительных предприятий. В отрасли значительно вырастет доля инновационной продукции, произведенной с использованием современных технологий. Отрасль будет иметь межрегиональное значение.

Производство строительных материалов, развивающееся на базе использования богатого местного потенциала. Наиболее крупные предприятия будут располагаться в Саяногорске и Черногорске, но в целом имеется большой потенциал по организации добычи и переработки строительных материалов в сельской местности республики. За счет использования новых технологий в процессе обработки продукция хакасских предприятий будет в значительной мере экспортироваться в другие регионы.

 

Пищевая промышленность получит импульс к развитию за счет активного роста сельскохозяйственного производства. Предполагается как сохранение и развитие наиболее крупных и успешных предприятий, располагающихся в городах или в непосредственной близости от них, так и создание системы малых и средних предприятий по переработке зерна, молока, мяса и рыбы. Создание таких предприятий обеспечит выравнивание уровня жизни в сельской и городской местности. В период 2015-2025 годов предполагается рост значимости продукции пищевой промышленности Хакасии до уровня Сибирского федерального округа.

Легкая промышленность получит развитие за счет переработки продукции животноводства (овцеводство, крупный рогатый скот).

Абзац.  (Утратил силу - Постановление Правительства Республики Хакасия от 02.03.2012 № 123)

Деревообработка, которая будет развиваться в форме организации малых и средних предприятий в малых городах и сельских населенных пунктах Хакасии, имеющих непосредственный доступ к лесным ресурсам республики.

В области сельского хозяйства основным направлением развития будет мясное животноводство, а также мясное овцеводство (предполагается восстановление поголовья овец в республике). Зерновое сельское хозяйство будет развиваться на севере и востоке Хакасии. За счет повышения продуктивности и организации системы сбора и переработки продукции в агропромышленном комплексе резко вырастет доля продукции с высокой степенью переработки.

В области туризма вырастет количество организованных туристов (с параллельным созданием соответствующей инфраструктуры). Основными центрами туристической деятельности будет зона Ширинских озер, территория Аскизского и Таштыпского районов, кроме того, будет сформирован ряд маршрутов по всей территории республики и их координация с соседними регионами (Красноярский край и Кемеровская область).

В крупных городах Хакасии получит развитие сектор постиндустриальной экономики. Вырастет доля занятых в секторе услуг, а также объем продукции, производимый в этих секторах. За счет этого вырастет привлекательность Абакано-Черногорско-Саяногорской зоны расселения как места для комфортного проживания и работы. Это приведет к сокращению оттока наиболее квалифицированной рабочей силы из Хакасии. Кроме того, в Абазе будет организован центр межрегионального сотрудничества и торговли с предприятиями Республики Тыва.

Такое развитие региона до 2025 года должно привести к ряду положительных эффектов для экономики республики, что прежде всего позволит сформировать в Хакасии сбалансированную с точки зрения структуры экономику, в которой важную роль будут играть сельское хозяйство, туризм и сектор услуг, а количество базовых отраслей промышленности вырастет с 4-5 до 8-9 единиц. Вырастет доля малого и среднего бизнеса, что особенно важно для сельской местности Хакасии. Сложится Абакано-Черногорско-Минусинско-Саяногорская система расселения (протоагломерация) с населением около 500 тысяч человек, что позволит за счет широкого выбора мест приложения труда и услуг, а также за счет благоприятных экологических условий, успешно конкурировать за человеческий и финансовый капитал с Красноярской и Кемеровско-Новокузнецкой агломерациями.

 

 


2.1.1. Базовые инвестиционные проекты - объекты капитального строительства в области промышленности    

 

Проектные решения в области градостроительного развития территории Республики Хакасия базируются с учетом реализации основных инвестиционных проектов, формирующих градообразующую базу региона.

 

Наименование мероприятия

Значение

Муниципальное образование

Очередность

 

1

2

3

4

 

Добыча и переработка каменного угля

 

 

 

 

Развитие Восточно-Бейского угольного разреза с увеличением добычи угля до 4 млн. тонн в год

Межрегиональное

Бейский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Строительство обогатительной фабрики на производственной площадке ОАО «СУЭК» близ Черногорска мощностью
до 6 млн. тонн в год

Межрегиональное

Усть-Абаканский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие Изыхского угольного разреза с обустройством и началом добычи на участке №4

Межрегиональное

Алтайский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Восстановление и развитие производства на шахте «Енисей-ская» с увеличением добычи угля до 1,3 млн. тонн в год

Региональное

Усть-Абаканский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Освоение Аскизского угольного месторождения с организацией добычи угля для местных нужд

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Добыча и переработка нефти и газа

 

 

 

 

Освоение Новомихайловского нефтегазового месторождения

Региональное

Алтайский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Строительство газогенераторных установок суммарной мощностью 250 МВт на базе ресурсов Новомихайловского месторождения

Региональное

Алтайский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Строительство нефтеперерабатывающего завода в с. Усть-Есь

Региональное

Аскизский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Добыча железной руды

 

 

 

 

Развитие добычи железной руды на Абаканском месторождении с отработкой глубоких горизонтов и комплексным извлечением попутных компонентов

(в первую очередь, кобальта)

Межрегиональное

город Абаза

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие добычи железной руды на Изыхгольском железорудном месторождении со строительством карьера «Центральный»

Межрегиональное

Аскизский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие добычи железной руды на Абагасском железорудном месторождении со строительством карьера «Северный»

Межрегиональное

Аскизский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Освоение Верхнешорского железорудного рудопроявления

Региональное

Аскизский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Освоение Хайлеольского железорудного месторождения

Региональное

Таштыпский район

Перспектива (2025-2040 годы)

 

Добыча и переработка медно-молибденовых руд

 

 

 

 

Реконструкция Сорского горно-обогатительного комбината с организацией комплексного извлечения ценных компонентов из добываемого сырья

Межрегиональное

город Сорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Освоение Агаскырского медно-молибденового месторождения

Межрегиональное

Орджоникидзевский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Добыча золота

 

 

 

 

Развитие добычи золота на базе месторождений Балыксинского золоторудного узла в районе с. Балыкса, прииска Неожиданный со строительством рудников

Региональное

Аскизский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие добычи золота на месторождении Юзик со строительством рудника

Региональное

Орджоникидзевский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие добычи золота на базе Чазы-Гольского месторождения

Региональное

Аскизский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие добычи золота на базе Майского месторождения с освоением соседних месторождений Уйбатского золоторудного узла близ с. Усть-Бюр

Региональное

Усть-Абаканский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие добычи золота на месторождении Волшебная жила с освоением соседних месторождений Анзас-Кизасского золоторудного узла

Региональное

Таштыпский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Добыча и переработка прочих рудных полезных ископаемых

 

 

 

 

Комплексное освоение Абаканского и Анзасского месторождений с извлечением кобальта

Региональное

город Абаза,

Таштыпский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Освоение Кургусульского месторождения нефелиновых руд

Межрегиональное

Орджоникидзевский район

Перспектива (2025-2040 годы)

 

Цветная металлургия

 

 

 

 

Реконструкция Саянского и Хакасского алюминиевых заводов с повышением энергоэффективности и экологических характеристик

Межрегиональное

город Саяногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Строительство завода по производству свинца в г. Сорске

Межрегиональное

город Сорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие производств по производству марганца и ферромар-ганца в пгт. Туим на базе перегрузочного терминала

Межрегиональное

Ширинский район

Расчетный срок (2010-2015 годы)

 

Модернизация Туимского завода по обработке цветных металлов

Региональное

Ширинский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Машиностроение

 

 

 

 

Организация производства сельскохозяйственной техники в Абакане

Региональное

город Абакан

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Модернизация производства ОАО «Абаканвагонмаш» для встраивания в цепочку поставок ОАО «РЖД»

Межрегиональное

город Абакан

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Строительство завода по производству штампованных автомобильных кузовов из алюминия

Региональное

город Абакан

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Организация производства и ремонта горнодобывающей техники

Региональное

город Черногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Добыча и переработка нерудного минерального сырья и производство строительных материалов

 

 

 

 

Освоение Давыдковского месторождения карбонатного сырья с последующей организацией цементного производства мощностью до 1,0 млн. тонн цемента в год

Региональное

Боградский район, город Сорск,

город Черногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Освоение Хабзасского месторождения карбонатного сырья с последующей организацией цементного производства мощностью до 1 млн. тонн цемента в год

Региональное

Аскизский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Развитие добычи барита на базе Толчеинского месторождения, освоение Кутень-Булукского месторождения, развитие переработки барита в Черногорске

Межрегиональное

Боградский,

Усть-Абаканский районы,

город Черногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Повышение интенсивности отработки месторождения бентонитовых глин 10-й хутор с развитием перерабатывающих мощностей

Межрегиональное

Усть-Абаканский район,

город Черногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Организация добычи фосфоритов на Обладжанском месторождении с организацией производства фосфорных удобрений

Региональное

Боградский район,

город Сорск

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Развитие добычи сырья и переработки облицовочных строительных материалов в Саяногорске

Межрегиональное

город Саяногорск

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Строительство кирпичного завода в Саяногорске

Региональное

город Саяногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Строительство кирпичного завода в г. Черногорске

Региональное

город Черногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Строительство кирпичного завода в с. Белый Яр

Местное и межмуниципальное

Алтайский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Строительство кирпичного завода в с. Таштып

Местное и межмуниципальное

Таштыпский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Организация производства по добыче керамического сырья в районе с. Арбаты (Большеарбатское месторождение)

Местное и межмуниципальное

Таштыпский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Развитие производства по добыче песка в районе с. М.Арбаты (Джебашско-Абаканское месторождение)

Местное и межмуниципальное

Таштыпский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Организация добычи мрамора в районе с. Балыкса на Изасском месторождении

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Развитие добычи поделочных камней (жадеит) на Борусском месторождении

Местное и межмуниципальное

Бейский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие добычи мрамора на Кибик-Кордонском месторождении

Региональное

город Саяногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Развитие добычи гранита на Высокогорном месторождении

Региональное

город Саяногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Освоение Изербельского месторождения строительного камня близ пгт. Черемушки

Региональное

город Саяногорск

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Освоение комплекса месторождений по добыче керамичес-кого сырья близ с. Белый Яр (Изыхское месторождение)

Местное и межмуниципальное

Алтайский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

 

Освоение Сарагашского месторождения керамического сырья

Местное и межмуниципальное

Боградский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

 

Лесопромышленный комплекс

 

 

 

Строительство комбината малоэтажного деревянного домостроения

Региональное

город Черногорск

Первая очередь (2010-2015 годы)

Развитием производств деревянного малоэтажного домостро-ения (на базе ООО «ХакасЛеспром», ООО «Сибирская лесная компания» и ряда других организаций)

Региональное

город Абакан

Первая очередь (2010-2015 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в п. Копьево

Местное и межмуниципальное

Орджоникидзевский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в с. Туим

Региональное

Ширинский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в с. Балыкса

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в

пгт. Бискамжа

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в с. Бирикчуль

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в с. Усть-Бюр

 

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в с. Бея

Местное и межмуниципальное

Бейский район

Расчетный срок (2015-2025 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в г. Абазе

Региональное

город Абаза

Первая очередь (2010-2015 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в с. Таштып

Местное и межмуниципальное

Таштыпский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

Развитие деревообрабатывающих производств в с. Матур,

М. Арбаты, В. Таштып Таштыпского района

Местное и межмуниципальное

Таштыпский район

Первая очередь (2010-2015 годы)

Пищевая промышленность

 

 

 

Организация переработки овощей в г. Абазе

Местное и межмуниципальное

город Абаза

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие молочного производства в с. Аскиз

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация картофеляхранилища в с. Аскиз

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие молочного производства в с. Боград

Местное и межмуниципальное

Боградский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация молочного производства в с. Борец

Местное и межмуниципальное

Ширинский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие молочного производства в г. Абакане

Региональное

город Абакан

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие переработки мяса в г. Абакане

Региональное

город Абакан

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие производства пива и напитков в г. Абакане

Региональное

город Абакан

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие молочного производства в г. Саяногорске

Региональное

город Саяногорск

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие переработки рыбы в с. Белый Яр

Региональное

Алтайский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие переработки рыбы в пгт. Майна

Региональное

город Саяногорск

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие птицефабрики в с. Расцвет

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Развитие птицефабрики в с. Подсинее

Региональное

Алтайский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в г. Черногорске

Региональное

город Черногорск

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки зерна в г. Черногорске

Региональное

город Черногорск

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Очуры

Местное и межмуниципальное

Алтайский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в с. Аршаново

Местное и межмуниципальное

Алтайский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Бельтирское

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в с. Усть-Камышта

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в с. Кызлас

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Усть-Чуль

Местное и межмуниципальное

Аскизский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация производства по переработке яиц и мяса птицы в с. Бея

Местное и межмуниципальное

Бейский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Бея

Местное и межмуниципальное

Бейский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Бондарево

Местное и межмуниципальное

Бейский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки овощей в с. Новоенисейка

Местное и межмуниципальное

Бейский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в с. Первомайское

Местное и межмуниципальное

Боградский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в с. Бородино

Местное и межмуниципальное

Боградский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Советская Хакасия

Местное и межмуниципальное

Боградский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в п. Копьево

Местное и межмуниципальное

Орджоникидзевский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки зерна в п. Копьево

Местное и межмуниципальное

Орджоникидзевский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Июс

Местное и межмуниципальное

Орджоникидзевский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Новомарьясово

Местное и межмуниципальное

Орджоникидзевский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в с. Таштып

Местное и межмуниципальное

Таштыпский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки овощей в с. Таштып, Имек

Местное и межмуниципальное

Таштыпский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки овощей в пгт. Усть-Абакан

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в пгт. Усть-Абакан

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки овощей в с. Калинино

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки овощей в с. Тепличный

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в с. Вершино-Биджа

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки овощей в с. Солнечное

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Доможаково

Местное и межмуниципальное

Усть-Абаканский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки мяса в с. Шира

Местное и межмуниципальное

Ширинский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки молока в с. Шира

Местное и межмуниципальное

Ширинский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки зерна в с. Целинное

Местное и межмуниципальное

Ширинский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)

Организация переработки зерна в с. Джирим

Местное и межмуниципальное

Ширинский район

Расчетный срок (2010-2025 годы)


Информация по документу
Читайте также