Расширенный поиск
Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 26.06.2013 № 1683-43РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Концепции развития поликультурного образования в Республике Хакасия от 16 сентября 2013 г. г. Абакан N 95-п В целях выработки единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия Президиум Правительства Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция). 2. Министерству образования и науки Республики Хакасия (Г.А. Салата) обеспечить реализацию Концепции. Исполняющий обязанности Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, Первый заместитель Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, Министр финансов Республики Хакасия Ю. Лапшин Приложение УТВЕРЖДЕНА постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.09. 2013 г. N 95-п КОНЦЕПЦИЯ развития поликультурного образования в Республике Хакасия 1. Общие положения 1.1. Полноценным поликультурным образованием, отвечающим современным требованиям и перспективам развития современного общества, является образовательная система, направленная на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, в том числе Республики Хакасия, на реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации и Республики Хакасия. Оно содействует подготовке обучающихся и воспитанников к жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения других народов, ненасилия и мира. Содержание поликультурного образования сохраняет общий принцип единства и системности российского образования и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация. 1.2. В целях обеспечения гражданского мира, социальной стабильности и создания условий для успешной социализации подрастающего поколения в условиях нарастающей изменчивости современного мира в Российской Федерации, в том числе в Республике Хакасия, необходима целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения республики и вопросы межкультурного диалога. 1.3. Основными вопросами развития поликультурного образования в Республике Хакасия, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, являются: а) сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия; б) укрепление духовной общности народов, проживающих в республике; в) обеспечение прав детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры; г) создание условий для успешной социальной и культурной адаптации детей мигрантов в российское общество. 1.4. Приоритеты развития поликультурного образования в Республике Хакасия определяются следующими факторами - разнообразие этнонационального состава населения, языков, традиций, обычаев, этнокультурных особенностей; - профилактика межнационального экстремизма и актуальность формирования культуры межнационального общения; - диверсификация образовательного пространства республики (появление разных типов образовательных организаций, инновационных моделей школ и т.д.). 1.5. Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция) представляет собой систему современных приоритетов, целей, задач, принципов и механизмов реализации образовательной политики Республики Хакасия. Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и Хакасии и развивает основные принципы образовательной политики республики. Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия, общепринятых принципах и нормах международного права. Концепция разработана на основании следующих нормативных правовых актов: - Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" ; - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"; - Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов Республики Хакасия"; - Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия"; - постановление Правительства Республики Хакасия от 18.11.2011 N 783 "Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012-2020 годы)". Реализация Концепции должна способствовать выработке единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия. 2. Цели, задачи и принципы развития поликультурного образования в Республике Хакасия 2.1. Цели развития поликультурного образования в Республике Хакасия неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. Целями поликультурного образования в Республике Хакасия являются: - создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной (этнической) традиции, ценностей российской и мировой культуры; - воспитание терпимости и уважения прав каждого народа. 2.2. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: - сохранение и развитие языков народов Республики Хакасия; - формирование представлений о культурно-национальном многообразии; - приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной культуре народов России, в том числе Хакасии; - обеспечение обучающихся (общеобразовательные организации) учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями по предметам этнокультурного образования; - развитие образовательного и профессионального потенциала Хакасии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире. 2.3. В основу регионального образования положены такие определяющие принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации: принцип полилингвальности, обеспечивающий формирование поликультурно-ориентированной личности, владеющей несколькими языками; принцип преемственности, определяющий систему образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами; принцип гуманизации образования, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, предполагает единство общекультурного, социально-нравственного развития личности и характеризует построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга; историко-культурологический принцип, позволяющий приобщать детей к культурным традициям и духовно-нравственным ценностям народов России, в том числе Хакасии, через изучение их истории, культуры, традиций, обычаев; принцип создания педагогической среды обеспечивающий как предметно-средовое, опосредованное формирование интереса к народной традиционной культуре, так и создание личностно-ориентированного стиля общения с детьми путем организации общения детей, родителей и педагогов; принцип региональности, обуславливающий внесение в образовательный процесс региональных социокультурных традиций и ценностей; принцип воспитания гражданской идентичности, обеспечивающий формирование чувства патриотизма, любви и уважения к своей многонациональной стране, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа. 3. Система поликультурного образования в Республике Хакасия 3.1. В системе поликультурного образования Республики Хакасия представлены все уровни образования: дошкольная образовательная организация (первая ступень) и основная общеобразовательная организация (три ступени) -начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы), среднее и высшее профессиональное образование. 3.2. В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. В целях овладения детьми хакасского этноса родным языком на ступени дошкольного образования изучение хакасского языка организовано в 5 муниципальных образованиях республики. Из 1740 детей коренной национальности, посещающих дошкольные учреждения, в которых организовано изучение родного языка, хакасский язык изучают 763 ребенка (43%). 3.3. Изучение государственных языков (русского и хакасского) в общеобразовательных организациях республики обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом, определяется инвариантной частью базисного учебного плана (далее - БУП). Вариативная часть БУП, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Для решения одной из важных задач регионального образования по сохранению и развитию хакасского языка в общеобразовательных организациях республики создаются условия для изучения хакасского языка и хакасской литературы детьми хакасского этноса. Хакасский язык изучается в 121 общеобразовательной организации республики, в том числе - как предмет в 75 школах, в форме факультативных и кружковых занятий - в 46 школах. Из 8506 детей коренной национальности хакасский язык изучают 6077 детей, что составляет 72% от общего количества обучающихся. 3.4. Изучение русского языка как неродного осуществляется в образовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения, а также в общеобразовательных организациях, в которых обучаются дети, не владеющие русским языком (дети мигрантов). Причем в образовательных организациях с родным (хакасским) языком обучения изучение русского языка обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (выбирается соответствующий вариант БУП). Форму и способ дополнительного обучения русскому языку как неродному детей мигрантов определяет образовательная организация, в которой эти дети обучаются в рамках плана внеурочной деятельности. В школах республики обучаются 386 детей мигрантов. Из них 365 детей - в городах Абакане и Черногорске, что составляет 95% от общего количества. 3.5. Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих среднего и высшего профессионального образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием, родными и иностранными языками. 3.6. Методическое обеспечение развития поликультурного образования в Республике Хакасия осуществляется кафедрой поликультурного образования ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации". 4. Основные механизмы реализации Концепции и ожидаемые результаты развития поликультурного образования в Республике Хакасия 4.1. Развитие поликультурного образования в Республике Хакасия предполагает межведомственное взаимодействие и включение в систему образования возможностей общественных организаций и национальных (этнических) центров культур народов, проживающих в республике. 4.2. Реализация Концепции будет осуществляться в рамках: - долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596 (с последующими изменениями); - долгосрочной республиканской целевой программы "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 N 571 (с последующими изменениями); - Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Хакасия, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 16.01.2013 N 3-рп; - Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2013 - 2015 годах, утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 19.03.2013 N 19-п; - комплексного плана мероприятий по проведению в Республике Хакасия Второго Международного десятилетия коренных малочисленных народов в 2011-2014 годах, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.08.2011 N 149-рп. 4.3. Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных в долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 (с последующими изменениями), долгосрочной республиканской целевой программе "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 N 571 (с последующими изменениями). 4.4. Исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации развития поликультурного образования в Республике Хакасия, является Министерство образования и науки Республики Хакасия. Министерство обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации настоящей Концепции. 4.5. Реализация Концепции позволит: - выработать эффективные механизмы сохранения единого образовательного пространства в Республике Хакасия; - определить оптимальную последовательность введения национального, регионального и этнокультурного содержания федерального государственного образовательного стандарта образования; - обеспечить социальный заказ родителей и общественности на получение их детьми этноориентированного образования; - модернизировать систему подготовки и переподготовки педагогических кадров для образовательных организаций с поликультурной образовательной средой; - эффективно осуществлять развитие региональной системы образования, обладающей своей спецификой как национально-территориального образования; - учитывать этнографические, историко-культурные, экономические, социально-экологические, демографические и другие особенности Республики Хакасия в образовательном процессе; - активизировать создание региональных учебно-методических комплексов с национальным, региональным и этнокультурным содержанием, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; - решать проблему подготовки молодежи к жизни в многонациональной среде, ориентированной на поликультурную компетентность, на гармонизацию межличностных, межнациональных отношений в детском и взрослом коллективах. 4.6. Создание целостной инновационной системы поликультурного образования в Республике Хакасия обеспечит сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия; укрепление духовной общности народов, проживающих в республике, права детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры и успешную социальную и культурную адаптацию детей мигрантов в российское общество. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|