Расширенный поиск

Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 26.06.2013 № 1683-43

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                      ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


  Об утверждении Концепции развития поликультурного образования в
                        Республике Хакасия


от 16 сентября 2013 г.          г. Абакан                    N 95-п

    В   целях  выработки  единых  подходов  к  вопросам  реализации  
поликультурного образования в Республике Хакасия
    Президиум Правительства Республики Хакасия

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

    1.  Утвердить  прилагаемую  Концепцию  развития поликультурного 
образования в Республике Хакасия (далее - Концепция).
    2.  Министерству  образования  и науки Республики Хакасия (Г.А. 
Салата) обеспечить реализацию Концепции.


    Исполняющий обязанности Главы Республики
    Хакасия - Председателя Правительства
    Республики Хакасия, Первый заместитель
    Главы Республики Хакасия - Председателя
    Правительства Республики Хакасия,
    Министр финансов Республики Хакасия          Ю. Лапшин



                                                         Приложение
                                                         УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Президиума
                                   Правительства Республики Хакасия
                                           от 16.09. 2013 г. N 95-п

                             КОНЦЕПЦИЯ
     развития поликультурного образования в Республике Хакасия

                        1. Общие положения

    1.1.   Полноценным   поликультурным   образованием,  отвечающим  
современным   требованиям   и  перспективам  развития  современного  
общества,   является   образовательная   система,  направленная  на  
формирование   российской   гражданской  идентичности  обучающихся,  
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия 
многонационального   народа   Российской  Федерации,  в  том  числе  
Республики  Хакасия, на реализацию права на изучение родного языка, 
овладение   духовными  ценностями  и  культурой  многонационального  
народа   России  в  соответствии  с  федеральными  государственными  
образовательными стандартами.
    Поликультурное  образование является неотъемлемой, органической 
частью  единой  системы  образования  и  строится  на  основе общих 
принципов  государственной  политики в области образования, которые 
закреплены  в  законодательстве  Российской  Федерации и Республики 
Хакасия.  Оно  содействует подготовке обучающихся и воспитанников к 
жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения 
других народов, ненасилия и мира.
    Содержание  поликультурного образования сохраняет общий принцип 
единства   и   системности   российского   образования  и  отвечает  
требованиям    федерального    государственного    образовательного    
стандарта.
    Важнейшими    критериями   качества   и   конкурентоспособности   
поликультурного образования являются системность, фундаментальность 
и практическая ориентация.
    1.2.   В   целях   обеспечения  гражданского  мира,  социальной  
стабильности   и   создания   условий   для  успешной  социализации  
подрастающего   поколения   в   условиях  нарастающей  изменчивости  
современного  мира в Российской Федерации, в том числе в Республике 
Хакасия, необходима целостная инновационная система поликультурного 
образования,  учитывающая  государственные интересы, национальные и 
этнокультурные   особенности   населения   республики   и   вопросы   
межкультурного диалога.
    1.3. Основными вопросами развития поликультурного образования в 
Республике  Хакасия,  требующими особого внимания государственных и 
муниципальных    органов,   осуществляющих   управление   в   сфере   
образования, являются:
    а)  сохранение  и  развитие культур и языков народов Республики 
Хакасия;
    б)   укрепление   духовной   общности  народов,  проживающих  в  
республике;
    в)  обеспечение  прав  детей  коренного малочисленного народа - 
шорцев  и  национальных  меньшинств  на сохранение и развитие своей 
самобытной культуры;
    г)  создание  условий  для  успешной  социальной  и  культурной  
адаптации детей мигрантов в российское общество.
    1.4.   Приоритеты   развития   поликультурного   образования  в  
Республике Хакасия определяются следующими факторами
    -  разнообразие  этнонационального  состава  населения, языков, 
традиций, обычаев, этнокультурных особенностей;
    -  профилактика  межнационального  экстремизма  и  актуальность  
формирования культуры межнационального общения;
    -   диверсификация   образовательного  пространства  республики  
(появление  разных типов образовательных организаций, инновационных 
моделей школ и т.д.).
    1.5.   Концепция   развития   поликультурного   образования   в   
Республике  Хакасия  (далее - Концепция) представляет собой систему 
современных  приоритетов,  целей,  задач,  принципов  и  механизмов  
реализации образовательной политики Республики Хакасия.
    Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций 
развития  образования,  учитывает новейшие условия функционирования 
образования  в  России  и  Хакасии  и  развивает  основные принципы 
образовательной политики республики.
    Концепция  основывается  на  положениях  Конституции Российской 
Федерации  и Конституции Республики Хакасия, общепринятых принципах 
и нормах международного права.
    Концепция   разработана   на  основании  следующих  нормативных  
правовых актов:
    -  Закон  Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках 
народов Российской Федерации" ;
    -  Федеральный  закон  от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в 
Российской Федерации";
    -  Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О 
Стратегии    государственной   национальной   политики   Российской   
Федерации на период до 2025 года";
    -  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 
от  17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного 
образовательного стандарта основного общего образования";
    -  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 
от  17.05.2012  N 413 "Об утверждении федерального государственного 
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";
    - Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов 
Республики Хакасия";
    -   Закон   Республики  Хакасия  от  05.07.2013  N  60-ЗРХ  "Об  
образовании в Республике Хакасия";
    -  постановление Правительства Республики Хакасия от 18.11.2011 
N  783 "Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в 
Республике Хакасия (2012-2020 годы)".
    Реализация  Концепции  должна  способствовать  выработке единых 
подходов   к  вопросам  реализации  поликультурного  образования  в  
Республике Хакасия.

 2. Цели, задачи и принципы развития поликультурного образования в
                        Республике Хакасия

    2.1.  Цели  развития  поликультурного  образования в Республике 
Хакасия  неотделимы  от  общей  стратегии  модернизации российского 
образования,  опирающейся на принцип сбалансированности социальных, 
этнокультурных и национальных интересов граждан.
    Целями   поликультурного   образования   в  Республике  Хакасия  
являются:
    -  создание условий для формирования всесторонне и гармонически 
развитой   личности,   способной   к   творческому  саморазвитию  и  
осуществляющей  этнокультурное  и  гражданское  самоопределение  на  
основе  национальной  (этнической) традиции, ценностей российской и 
мировой культуры;
    - воспитание терпимости и уважения прав каждого народа.
    2.2. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
    - сохранение и развитие языков народов Республики Хакасия;
    -    формирование    представлений   о   культурно-национальном   
многообразии;
    -  приобщение  подрастающих поколений к традиционному духовному 
наследию  и  профессиональной  культуре народов России, в том числе 
Хакасии;
    -  обеспечение  обучающихся  (общеобразовательные  организации)  
учебниками,  учебными и учебно-методическими пособиями по предметам 
этнокультурного образования;
    -  развитие  образовательного  и  профессионального  потенциала  
Хакасии,  воспитание  молодежи,  подготовленной  к  ответственной и 
продуктивной  интеллектуальной,  организаторской,  производственной  
деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.
    2.3.   В   основу   регионального  образования  положены  такие  
определяющие   принципы,   которые   позволят   превратить   его  в  
эффективный      социокультурный     механизм,     предопределяющий     
надэтническую    целостность    общества    и    решающий    задачи    
духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности гражданина 
Российской Федерации:
    принцип    полилингвальности,    обеспечивающий    формирование    
поликультурно-ориентированной   личности,   владеющей   несколькими   
языками;
    принцип   преемственности,  определяющий  систему  образования,  
которая   способна   транслировать   от   поколения   к   поколению   
национальную  культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с 
другими культурами;
    принцип   гуманизации   образования,   отражающий   современные   
общественные  тенденции  развития системы образования, предполагает 
единство общекультурного, социально-нравственного развития личности 
и  характеризует  построение  отношений участников образовательного 
процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга;
    историко-культурологический   принцип,   позволяющий  приобщать  
детей  к  культурным  традициям  и  духовно-нравственным  ценностям  
народов  России,  в  том  числе Хакасии, через изучение их истории, 
культуры, традиций, обычаев;
    принцип   создания   педагогической  среды  обеспечивающий  как  
предметно-средовое, опосредованное формирование интереса к народной 
традиционной  культуре,  так  и создание личностно-ориентированного 
стиля общения с детьми путем организации общения детей, родителей и 
педагогов;
    принцип     региональности,    обуславливающий    внесение    в    
образовательный  процесс  региональных  социокультурных  традиций и 
ценностей;
    принцип  воспитания  гражданской  идентичности,  обеспечивающий  
формирование   чувства   патриотизма,  любви  и  уважения  к  своей  
многонациональной     стране,     осознание     своей    этнической    
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.

    3. Система поликультурного образования в Республике Хакасия

    3.1.  В  системе поликультурного образования Республики Хакасия 
представлены  все  уровни  образования:  дошкольная образовательная 
организация   (первая   ступень)   и  основная  общеобразовательная  
организация  (три  ступени) -начальное общее (1-4 классы), основное 
общее (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы), среднее и высшее 
профессиональное образование.
    3.2.   В  учреждениях  дошкольного  образования  общей  основой  
воспитания  и  обучения  является овладение родной и русской речью, 
становление   основ   гражданской   идентичности  и  мировоззрения,  
духовно-нравственное   развитие   с   принятием  моральных  норм  и  
национальных ценностей.
    В  целях  овладения  детьми  хакасского этноса родным языком на 
ступени   дошкольного   образования   изучение   хакасского   языка   
организовано  в  5  муниципальных  образованиях республики. Из 1740 
детей  коренной национальности, посещающих дошкольные учреждения, в 
которых организовано изучение родного языка, хакасский язык изучают 
763 ребенка (43%).
    3.3.  Изучение государственных языков (русского и хакасского) в 
общеобразовательных    организациях    республики    обеспечивается    
федеральным     государственным     образовательным     стандартом,     
определяется  инвариантной частью базисного учебного плана (далее - 
БУП).    Вариативная    часть    БУП,    формируемая    участниками    
образовательного  процесса,  обеспечивает  региональные особенности 
содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
    Для  решения одной из важных задач регионального образования по 
сохранению   и  развитию  хакасского  языка  в  общеобразовательных  
организациях  республики  создаются условия для изучения хакасского 
языка и хакасской литературы детьми хакасского этноса.
    Хакасский  язык изучается в 121 общеобразовательной организации 
республики,  в  том  числе  -  как  предмет  в  75  школах, в форме 
факультативных  и  кружковых  занятий  - в 46 школах. Из 8506 детей 
коренной  национальности  хакасский  язык  изучают  6077 детей, что 
составляет 72% от общего количества обучающихся.
    3.4.  Изучение  русского  языка  как неродного осуществляется в 
образовательных  организациях с родным (нерусским) языком обучения, 
а  также  в  общеобразовательных  организациях, в которых обучаются 
дети,  не  владеющие  русским  языком  (дети  мигрантов).  Причем в 
образовательных  организациях  с родным (хакасским) языком обучения 
изучение  русского языка обеспечивается федеральным государственным 
образовательным   стандартом  (выбирается  соответствующий  вариант  
БУП).  Форму  и  способ дополнительного обучения русскому языку как 
неродному детей мигрантов определяет образовательная организация, в 
которой эти дети обучаются в рамках плана внеурочной деятельности.
    В  школах  республики обучаются 386 детей мигрантов. Из них 365 
детей  -  в  городах  Абакане  и Черногорске, что составляет 95% от 
общего количества.
    3.5.   Расширение  масштабов  межкультурного  взаимодействия  в  
современном   мире  настоятельно  требует  развития  поликультурных  
составляющих  среднего  и  высшего  профессионального  образования,  
повышения  требований  к  овладению  будущими специалистами мировым 
культурным наследием, родными и иностранными языками.
    3.6.    Методическое   обеспечение   развития   поликультурного   
образования    в   Республике   Хакасия   осуществляется   кафедрой   
поликультурного   образования   ГАОУ  РХ  ДПО  "Хакасский  институт  
развития образования и повышения квалификации".

 4. Основные механизмы реализации Концепции и ожидаемые результаты
     развития поликультурного образования в Республике Хакасия

    4.1.  Развитие поликультурного образования в Республике Хакасия 
предполагает  межведомственное взаимодействие и включение в систему 
образования  возможностей  общественных  организаций и национальных 
(этнических) центров культур народов, проживающих в республике.
    4.2. Реализация Концепции будет осуществляться в рамках:
    -  долгосрочной  республиканской  целевой  программы  "Развитие  
образования   в   Республике   Хакасия  (2011-2015)",  утвержденной  
постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596 
(с последующими изменениями);
    -  долгосрочной  республиканской  целевой программы "О развитии 
языков  народов Республики Хакасия на 2011-2013 годы", утвержденной 
постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 N 571 
(с последующими изменениями);
    -  Комплексного  плана  действий  по гармонизации межэтнических 
отношений  в  Республике Хакасия, утвержденного распоряжением Главы 
Республики  Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия 
от 16.01.2013 N  3-рп;
    -   Плана   мероприятий  по  реализации  в  Республике  Хакасия  
Концепции   устойчивого  развития  коренных  малочисленных  народов  
Севера,  Сибири  и  Дальнего  Востока Российской Федерации в 2013 - 
2015  годах,  утвержденного постановлением Президиума Правительства 
Республики Хакасия от 19.03.2013 N 19-п;
    -  комплексного  плана  мероприятий  по проведению в Республике 
Хакасия  Второго  Международного десятилетия коренных малочисленных 
народов   в  2011-2014  годах,  утвержденного  распоряжением  Главы  
Республики  Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия 
от 12.08.2011 N 149-рп.
    4.3.   Финансирование   мероприятий   по  реализации  Концепции  
осуществляется  за счет средств республиканского бюджета Республики 
Хакасия,  предусмотренных  в  долгосрочной  республиканской целевой 
программе  "Развитие  образования  в  Республике Хакасия (2011-2015 
годы)",   утвержденной   постановлением   Правительства  Республики  
Хакасия  от  23.11.2010  (с последующими изменениями), долгосрочной 
республиканской   целевой  программе  "О  развитии  языков  народов  
Республики  Хакасия на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением 
Правительства   Республики   Хакасия   от   09.11.2010   N  571  (с  
последующими изменениями).
    4.4.  Исполнительным  органом государственной власти Республики 
Хакасия,    осуществляющим    функции    по   реализации   развития   
поликультурного   образования   в   Республике   Хакасия,  является  
Министерство  образования  и науки Республики Хакасия. Министерство 
обеспечивает  разработку  плана мероприятий по реализации настоящей 
Концепции.
    4.5. Реализация Концепции позволит:
    -   выработать   эффективные   механизмы   сохранения   единого   
образовательного пространства в Республике Хакасия;
    -    определить    оптимальную    последовательность   введения   
национального,    регионального    и   этнокультурного   содержания   
федерального     государственного     образовательного    стандарта    
образования;
    -  обеспечить  социальный  заказ  родителей и общественности на 
получение их детьми этноориентированного образования;
    -   модернизировать   систему   подготовки   и   переподготовки   
педагогических    кадров    для   образовательных   организаций   с   
поликультурной образовательной средой;
    -   эффективно   осуществлять   развитие  региональной  системы  
образования,       обладающей       своей       спецификой      как      
национально-территориального образования;
    -      учитывать      этнографические,     историко-культурные,     
экономические,  социально-экологические,  демографические  и другие 
особенности Республики Хакасия в образовательном процессе;
    -   активизировать  создание  региональных  учебно-методических  
комплексов    с   национальным,   региональным   и   этнокультурным   
содержанием,    разработанных   в   соответствии   с   федеральными   
государственными образовательными стандартами;
    -    решать    проблему   подготовки   молодежи   к   жизни   в   
многонациональной    среде,   ориентированной   на   поликультурную   
компетентность,   на  гармонизацию  межличностных,  межнациональных  
отношений в детском и взрослом коллективах.
    4.6.  Создание  целостной инновационной системы поликультурного 
образования  в  Республике  Хакасия обеспечит сохранение и развитие 
культур  и  языков  народов Республики Хакасия; укрепление духовной 
общности  народов,  проживающих в республике, права детей коренного 
малочисленного   народа  -  шорцев  и  национальных  меньшинств  на  
сохранение   и   развитие  своей  самобытной  культуры  и  успешную  
социальную  и  культурную  адаптацию  детей  мигрантов в российское 
общество.


Информация по документу
Читайте также