Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 18.11.2011 № 783РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012-2020 годы) от 18 ноября 2011 г. г. Абакан N 783 В целях укрепления общероссийской гражданской идентичности, обеспечения условий для удовлетворения этнокультурных потребностей проживающих в республике народов, гармонизации межэтнических отношений Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012-2020 годы) (далее - Концепция). 2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления Республики Хакасия обеспечить реализацию положений Концепции. Исполняющий обязанности Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, Первый заместитель Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, Министр финансов Республики Хакасия Ю. Лапшин Приложение УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.11.2011 г. N 783 КОНЦЕПЦИЯ развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012-2020 годы) Концепция развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (далее - Концепция) представляет собой систему принципов и приоритетов государственной национальной политики в Республике Хакасия в сфере межэтнических отношений. Объектом государственной национальной политики является сфера этнокультурного развития и межэтнических отношений в Республике Хакасия. Концепция предусматривает объединение усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, общественных объединений граждан в удовлетворении своих этнокультурных потребностей, формировании единого поликультурного пространства, гармонизации межэтнических отношений. 1. Анализ ситуации в сфере развития межэтнических отношений в Республике Хакасия Республика Хакасия - субъект Российской Федерации, в котором проживают представители свыше 100 народов. Наиболее укорененными на этой территории являются хакасы, создавшие древнюю самобытную культуру. История хакасского народа - это история созидания и творчества, взаимовыгодного сотрудничества с другими народами. Более трехсот лет назад на территории Хакасии появились русские переселенцы, другие этнические общности стали заселяться здесь в конце XIX - XX вв. Некоторые из них проживают компактно, благодаря чему эти этнические общности в определенной степени сохранили родной язык и культуру. На территории Хакасии проживают шорцы, отнесенные к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Главным фактором, определяющим состояние межэтнических отношений, является уровень согласия и взаимного доверия хакасского и русского населения, в совокупности составляющего более 90% численности населения республики. Начало 1990-х годов было отмечено ростом национального самосознания хакасов, формированием и активизацией деятельности его национальных общественных объединений. Было созвано 12 съездов хакасского народа, на которых обсуждались назревшие этнокультурные проблемы. Возрожден опыт самоорганизации хакасского народа - исполнительный орган съезда хакасского народа "Чон чобi", затем - советы родов в муниципальных образованиях и Республиканский Совет старейшин родов хакасского народа. В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Хакасия государственными языками в Республике Хакасия являются русский и хакасский языки. Функционирование и совершенствование русского языка осуществляется в благоприятных условиях: на русском языке ведется обучение в школах, учреждениях профессионального образования, исторически обусловлено его использование в деловом, бытовом и межэтническом общении. Однако функционирование хакасского языка как государственного сопряжено с серьезными проблемами, в частности, не в полной мере реализуются нормы Закона Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов Республики Хакасия" (с последующими изменениями). Отмечая положительные изменения, произошедшие в последней четверти XX и первом десятилетии XXI века в сфере развития хакасского национального искусства и культуры, следует отметить, что по классификации ЮНЕСКО хакасский язык отнесен к категории неблагополучных языков мира: сужается сфера его применения; увеличивается количество представителей народа, особенно среди молодежи, не владеющих родным языком. Утрата языка способствует потере национально-культурного своеобразия и духовного наследия хакасского народа. В Республике Хакасия созданы общественные объединения, выражающие социокультурные интересы других этнических общностей республики. По состоянию на 01.01.2011 действовало 29 общественных объединений и некоммерческих организаций, выражающих национально-культурные интересы этнических общностей, в том числе 3 территориально-соседские общины шорцев. Органами государственной власти Республики Хакасия были предприняты политические, правовые и организационные меры по созданию необходимых условий для свободного удовлетворения этническими общностями своих культурных потребностей и укрепления межэтнического согласия в Хакасии: формирование нормативной правовой основы, регулирующей вопросы национального развития, местного самоуправления, взаимодействия органов государственной власти Республики Хакасия и институтов гражданского общества; организация при органах власти межведомственных структур, обеспечивающих развитие местных сообществ (Координационный совет по межнациональным отношениям при Правительстве Республики Хакасия); взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления республики с общественными организациями этнической направленности; деятельность Общественной палаты Республики Хакасия как системообразующего структурного элемента гражданского общества; реализация социальных практик гражданского общества (форумы, семинары, грантовые конкурсы, благотворительная деятельность, реализация социальных проектов и др.). В Республике Хакасия сохраняются стабильные межэтнические отношения. Однако данные социологических опросов, проводимых в республике, указывают на наличие скрытой межэтнической напряженности. Нерешенность проблем в реализации национально-культурных интересов этнических общностей Республики Хакасия существенно влияет на состояние межэтнических отношений. Эксперты отмечают, что среди причин, обостряющих отношения, названы сохраняющиеся трудности экономической обстановки, что сохраняет депрессивное социально-психологическое самочувствие населения, особенно в сельских районах. Исследования также показали, что почти половина сельских жителей считает, что, хотя внешне межэтнические отношения выглядят благоприятными, но наличие скрытой напряженности может привести к тому, что при определенных условиях ситуация может в корне измениться. Неразвитость сети общественных организаций, особенно в сельских поселениях, при дефиците подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития также может негативно сказаться на межэтнических отношениях. К факторам внутренней среды, влияющим на межэтнические отношения, следует также отнести имеющиеся различия в этнокультурной активности этнических общностей, проживающих в республике. Декоративная общественная активность, стереотипы работы, сформированные в условиях неразвитости институтов гражданского общества, могут стать катализатором негативного сценария развития межэтнических отношений в республике. Еще одной причиной неудовлетворенности является отсутствие мест повседневного общения общественных объединений этнической направленности. В республике необходим Центр этнических культур народов Хакасии, где может быть организована повседневная деятельность по формированию единого социокультурного пространства Республики Хакасия. К числу факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений, относится миграция. Увеличение миграционного притока из ближнего и дальнего зарубежья при сохраняющемся высоком уровне безработицы способствует росту социальной напряженности на рынке труда, влечет за собой изменения этнического состава населения, негативно влияет на межэтнические отношения. Антимигрантские настроения зафиксированы более чем у 60% населения республики, особенно в молодежной среде. Серьезным фактором, дестабилизирующим межэтнические отношения в республике, является негативное влияние информационного пространства на развитие местных сообществ. В крупных городах страны участились факты проявления бытовой ксенофобии и преступлений, совершенных по мотивам национальной неприязни. По своей результативности негативная информация, транслируемая СМИ, как центральных, так и республиканских, оказывается действенней воспитательной и профилактической работы, проводимой в организациях и учебных заведениях Республики Хакасия. Недостаточно активное воспитание культуры межэтнических отношений и нарушение баланса интересов различных этнических общностей республики может привести к росту взаимной подозрительности и напряженности в межэтнических отношениях. 2. Основные приоритеты и задачи Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия Принципы государственной национальной политики в Республике Хакасия основываются на: положениях Конституции Российской Федерации; признанных Россией нормах международного права; положениях Конституции Республики Хакасия; принципах, заложенных в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Они определяют национально-государственные интересы России, а также права и обязанности личности, независимо от национальной принадлежности. Основными приоритетами Концепции являются: укрепление общероссийской гражданской идентичности; сохранение и упрочение исторически сложившегося в республике благоприятного климата межнациональных отношений; устойчивое развитие хакасов как уникального самобытного народа мирового сообщества; обеспечение условий для удовлетворения этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и национальных меньшинств, их социально-экономическая и культурно-историческая интеграция в общество. Концепция предполагает решение основных задач развития благоприятных межнациональных отношений в регионе: поддержка и развитие хакасского языка, культуры, а также традиционного жизненного уклада хакасов и шорцев - коренного малочисленного народа Российской Федерации - в соответствии с международными нормами и принципами; сохранение культурного потенциала и обеспечение доступности культурных ценностей; становление национально-культурных центров как институтов гражданского общества; воспитание установок толерантного сознания и поведения, формирование чувства патриотизма и духовного единства на основе общности исторических судеб жителей республики и народов Российской Федерации. 3. Стратегия действий и ожидаемые результаты в сфере развития межэтнических отношений в Республике Хакасия в 2012-2020 годах Государственная национальная политика в Республике Хакасия носит межотраслевой и многоуровневый характер. Деятельность по гармонизации межэтнических отношений осуществляется на уровне органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества Республики Хакасия. На уровне органов государственной власти Республики Хакасия осуществляются: защита прав и свобод человека и гражданина; зашита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; обеспечение условий для удовлетворения этнокультурных потребностей проживающих в республике народов, их социально-экономическая и культурно-историческая интеграция в общество; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни шорцев - малочисленного народа Российской Федерации, проживающего на территории Республики Хакасия. Исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации государственной национальной политики в Республике Хакасия в сфере межнациональных отношений, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия, является Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия. С учетом межотраслевого характера республиканской национальной политики и межнациональных отношений, ряд аспектов ее реализации относятся и к сфере ведения других республиканских органов исполнительной власти. Органы местного самоуправления Республики Хакасия также принимают участие в реализации республиканской национальной политики: они призваны выражать интересы жителей и способствовать учету их национально-культурных запросов, формированию межэтнической толерантности, созданию атмосферы межэтнического согласия, воспитанию позитивного отношения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих на территории Республики Хакасия. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены особыми правами по защите национально-культурного развития: создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения; оказание содействия национально-культурному развитию народов, проживающих на территории республики; реализация мероприятий в сфере межэтнических отношений. Субъектами межэтнических отношений являются также институты гражданского общества Республики Хакасия: Общественная палата Республики Хакасия; общественные палаты муниципальных образований республики; совещательные и консультативные органы по вопросам этнокультурного развития, межэтнических и межконфессиональных отношений при органах государственной власти и местного самоуправления; национально-культурные автономии и общественные организации этнической направленности; религиозные и межконфессиональные организации и др. Укреплению общероссийского гражданского единства, достижению межэтнического согласия, предупреждению этнического, этнополитического и этноконфессионального экстремизма будут способствовать: заключение соглашений о взаимодействии между этнокультурными организациями и органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления; поддержка инициатив по созданию межэтнических и межконфессиональных объединений граждан республики; реализация мер организационной и финансовой (в том числе грантовой) поддержки межэтнических объединений и организаций республики. Реализация Концепции предполагает совершенствование республиканской нормативной правовой базы, направленной на этнокультурное развитие и межэтническое сотрудничество проживающих в республике народов и национальных меньшинств. Нормативное правовое обеспечение национальной политики Российской Федерации в Республике Хакасия включает: учет целей, принципов и приоритетов государственной национальной политики при разработке программ социально-экономического развития; конструктивный диалог между органами государственной власти, местного самоуправления и этнокультурными общественными организациями и объединениями; поддержка общественных инициатив, направленных на упрочнение согласия между народами; информационное обеспечение основных направлений, целей, принципов и приоритетов государственной национальной политики, включая объективное освещение в средствах массовой информации национальных проблем и распространение достоверных сведений по истории и культуре народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Республики Хакасия. Разработка и реализация программ этнокультурного развития, включающих: восстановление и сохранение этнокультурной среды в местах компактного проживания коренных народов; развитие форм традиционного природопользования, возрождение и развитие традиционных отраслей хозяйства, народных промыслов и ремесел, поддержка новых видов производства в местах (районах) компактного проживания коренных народов; финансовую, организационную и иную поддержку национально-культурных объединений, стремящихся сохранять и развивать родной язык и культуру; оказание содействия этнокультурным объединениям Республики Хакасия в реализации их уставной деятельности. Основными мероприятиями в сфере разработки и реализации программ национального развития являются: разработка и реализация программы устойчивого перспективного развития хакасского этноса; создание и развитие сети центров национальных культур в муниципалитетах, республиканского Центра этнических культур народов Хакасии; принятие ведомственной и муниципальных программ поддержки и развития коренного малочисленного народа Российской Федерации - шорцев, проживающих на территории Республики Хакасия. Реализация основных направлений Концепции позволит: увеличить долю граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия, считающих себя "россиянами" (по данным социологических опросов); снизить долю граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия, испытывающих неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности; создать условия для устойчивого развития хакасского народа; оказывать поддержку развития этнических общностей Республики Хакасия; создать условия для функционирования хакасского языка как одного из государственных языков Республики Хакасия; осуществлять меры политического, экономического и правового характера, обеспечивающие благоприятные межэтнические отношения в Республике Хакасия; расширить возможности и ответственность органов исполнительной власти Республики Хакасия в осуществлении государственной национальной политики; оказывать содействие в участии этнических общин республики через их национально-культурные центры, землячества и другие общественные формирования, в этнокультурном развитии на основе собственной инициативы и ответственности; обеспечить баланс национально-культурных интересов народов Республики Хакасия; сформировать корректные и уважительные межэтнические отношения на основе утверждения принципов равенства и многообразия этнических культур; создать оптимальные организационно-правовые и материально-технические условия обеспечения деятельности органов государственной власти и гражданского общества в сфере межэтнических отношений; обеспечивать научное сопровождение реализации государственной национальной политики в Республике Хакасия, в том числе: осуществлять постоянный мониторинг межэтнических отношений, этнополитической и межконфессиональной ситуации; оказывать поддержку научным структурам, ведущим исследования в области реализации государственной национальной политики, направленные на укрепление общероссийской гражданской идентичности и профилактики этнического и религиозно-политического экстремизма; осуществлять прогнозирование развития межэтнических отношений и этнокультурных процессов на территории Республики Хакасия. Для реализации Концепции необходимо разработать и утвердить нормативную правовую базу, включающую также: программу сохранения и развития хакасского народа; закон Республики Хакасия "О территориях традиционного природопользования коренного малочисленного народа Российской Федерации - шорцев в Республике Хакасия". Плановые индикаторы реализации Концепции на 2012-2015 годы: увеличение числа детей коренной национальности, изучающих хакасский язык, до 70%; создание не менее пяти общественных объединений этнической направленности; организация на базе одной из школ г. Абакана центра изучения русского языка для мигрантов, не владеющих русским языком, и их детей; проведение не менее одной научно-практической конференции (семинара, круглого стола) ежегодно по проблемам межэтнического сотрудничества; создание страницы на сайте Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия, информирующей о ходе реализации государственной национальной политики в сфере национального развития, межнациональных отношений и взаимодействия с общественными объединениями; разработка и обеспечение выпуска регулярных программ на языках народов и о жизни представителей народов, проживающих в Республике Хакасия, по каналам теле- и радиовещания; открытие Центра этнических культур Республики Хакасия. Плановые индикаторы реализации Концепции на 2016-2020 годы: сохранение числа детей, изучающих хакасский язык, до 70% от общего числа учащихся коренной национальности; проведение ежегодно не менее двух научно-практических конференций (семинаров, круглых столов) по проблемам межэтнического сотрудничества; участие не менее чем в двух межрегиональных, международных проектах по развитию местных сообществ; создание инфраструктуры поддержки местных полиэтнических сообществ (Центр гражданского образования, Центр общественных объединений Республики Хакасия и др.). Заключение В настоящей Концепции проанализирована ситуация в сфере развития межэтнических отношений в Республике Хакасия, сформулированы принципы и основные приоритеты, стратегические задачи и ожидаемые действия, результаты и плановые индикаторы государственной национальной политики в республике на 2012-2020 годы. Практическая реализация Концепции предполагает не только учет интересов многонационального народа Российской Федерации, проживающего в Республике Хакасия, но и развитие демократических институтов в процессе дальнейшего формирования гражданского общества. Успешная реализация государственной национальной политики будет способствовать стабилизации и развитию политических, социально-экономических и культурных процессов в республике, повышению качества жизни ее населения. В процессе модернизации различных сфер жизни общества в данную Концепцию могут быть внесены соответствующие изменения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|