Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 05.02.2014 № 41РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 598 "Об утверждении Концепции развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов" от 05 февраля 2014 г. г. Абакан N 41 В целях приведения нормативных правовых актов Правительства Республики Хакасия в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : Внести в постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 598 "Об утверждении Концепции развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов" следующие изменения: 1) в постановлении: а) наименование изложить в следующей редакции: "Об утверждении Концепции развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы"; б) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: "1. Утвердить Концепцию развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы (приложение). 2. Министерству образования и науки Республики Хакасия (Г.А. Салата) обеспечить координацию и организацию работ по реализации Концепции развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы."; 2) приложение изложить в следующей редакции: "Приложение УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 598 КОНЦЕПЦИЯ развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы 1. Введение Концепция развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, принципы, задачи развития профессионального образования Республики Хакасия и механизмы их реализации, позволяющие получить намеченные результаты. Необходимость кадрового обеспечения, экономического роста республики и реализации масштабных инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия (агропромышленный комплекс, строительно-индустриальная, дорожно- транспортная отрасли, энергетика и др.) ставят новые задачи перед республиканской системой профессионального образования. В этих условиях систему профессионального образования Республики Хакасия следует рассматривать как основной ресурс ее социально-экономического развития, как инвестиции в человеческий капитал. Концепция развивает основные принципы образовательной политики Республики Хакасия. Концепция разработана в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; Конституцией Республики Хакасия; Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Законом Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия"; Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р; Стратегией развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на 2013-2020 годы, одобренной Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 18.06.2013 N ПК-5вн); Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в сфере образования Республики Хакасия", утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 28.02.2013 N 14-п; Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700. 2. Анализ тенденций развития системы профессионального образования Республики Хакасия Демографическая ситуация в Республике Хакасия Тенденции в динамике численности населения Республики Хакасия, его структуры в целом соответствуют общим тенденциям, сложившимся в Российской Федерации. Статистические данные численности выпускников общеобразовательных организаций за последние десять лет отражают значительное снижение количества выпускников как на базе 9 классов, так и на базе 11 классов. В целом по Российской Федерации количество обучающихся школ уменьшилось на 40%, в Республике Хакасия этот показатель составил около 38%. В настоящее время демографический кризис пришел в сферу профессионального образования. На протяжении последних пяти лет численность абитуриентов профессиональных образовательных организаций в среднем снижается на 5%, вместе с тем доля выпускников 11 классов, выбравших продолжение обучения в образовательных организациях высшего образования, растет. Так, в 2013 году в вузы поступило 75% выпускников 11 классов общеобразовательных организаций республики (2012 год - 73%), тогда как доля поступивших для обучения по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих составила 3%, а доля выпускников 9 классов - 15%, что ниже 2012 года на 3%. Прогноз численности обучающихся в общеобразовательных организациях республики показывает, что количество абитуриентов профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия не будет увеличиваться до 2020 года. Основные предпосылки реализации Концепции В период с 2010 по 2013 год потенциал системы профессионального образования Республики Хакасия был направлен на решение следующих задач: приведение содержания и объемов профессионального образования в соответствие с комплексным прогнозом потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах; совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций, молодежи и их сопровождение в профессиональном самоопределении, ориентация выпускников профессиональных образовательных организаций на требования рынка труда и их трудоустройство; модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования; обеспечение перехода системы профессионального образования республики на новые экономические отношения посредством разработки и внедрения новых финансово-экономических механизмов; развитие кадрового потенциала республиканской системы профессионального образования. В настоящее время сеть профессиональных образовательных организаций в Хакасии включает 15 образовательных организаций и 2 филиала. Общий контингент обучающихся в этих организациях составляет 7648 человек, в том числе в профессиональных училищах обучается 3910 человек; в техникумах и колледжах - 3738 человек. Анализ распределения контингента обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих показывает, что наибольшее их количество обучается по профессиям, относящимся к таким отраслям, как строительство (14,4%), сельское хозяйство (14,7%), транспорт (10%), металлообработка (6,5%), сфера обслуживания (6,7%), торговля и общественное питание (18,6%). По образовательным программам подготовки специалистов среднего звена преобладает доля обучающихся по экономическим специальностям (18%), специальностям строительного и сельскохозяйственного профиля (по 8%). За указанный период времени система профессионального образования Республики Хакасия претерпела значительные изменения: оптимизирована и реструктурирована сеть образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования посредством создания многоуровневых и многопрофильных образовательных организаций путем присоединения организаций начального профессионального образования к существующим уже организациям среднего профессионального образования, а также изменения государственного статуса образовательных организаций начального профессионального образования; созданы новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена - ресурсные центры, ставшие точками роста в республиканской системе профессионального образования; сформирована основа республиканской системы прогнозирования потребности в кадрах. Прогноз потребности кадров лег в основу формирования государственного задания для республиканских профессиональных образовательных организаций в 2013 году и определил структуру подготовки кадров; разработана система профессиональной ориентации общеобразовательных организаций и молодежи Республики Хакасия; вовлечены в совместную деятельность по подготовке кадров союзы работодателей, предприятия и организации республики. На сегодняшний день заключены трехсторонние соглашения с Союзом строителей Хакасии, ОАО "Абаканвагонмаш", ООО "Агропромышленная компания МаВР"; завершена работа по внедрению основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Созданы основы сетевого взаимодействия республиканских образовательных организаций: модернизирована материально-техническая база образовательных организаций, приобретено лабораторное оборудование, отвечающее требованиям современног о производства. Вместе с тем в работе системы профессионального образования Республики Хакасия существует ряд проблем. 1. Отсутствие достаточного финансирования, устаревшая материально- техническая база большей части образовательных организаций, старение педагогических кадров. 2. Неполное соответствие объемов и профилей подготовки рабочих кадров в системе профессионального образования запросам региональной экономики. Ежегодно республиканские профессиональные образовательные организации выпускают около 3 тыс. человек, но указанное количество выпускников не обеспечивает потребности рынка труда Хакасии в необходимых объемах. 3. Отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах. Это в свою очередь приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, невозможности системе профессионального образования быть гибкой и своевременно формировать содержание образования под конкретного клиента системы. 4. Неудовлетворенность работодателей компетенциями выпускников профессиональных образовательных организаций, с одной стороны, низкий уровень организации и оплаты труда, отсутствие вакантных мест в организациях и на предприятиях, особенно в сельских территориях, с другой стороны, создают трудности в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций. 3. Цель и принципы развития системы профессионального образования Республики Хакасия Система подготовки квалифицированных кадров призвана обеспечивать рост человеческого капитала, необходимого для модернизации и технологического развития экономики Республики Хакасия. Это определяет цель развития системы профессионального образования Республики Хакасия, которая заключается в создании современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества. Дальнейшие векторы развития системы профессионального образования Республики Хакасия связаны с построением такой системы подготовки кадров. Принципы развития системы профессионального образования Республики Хакасия: непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность получения необходимых знаний, навыков, компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности; доступность и высокое качество профессионального образования; ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров; сбалансированность системы профессионального образования по уровням и профилям подготовки с потребностями рынка груда; открытость системы профессионального образования: использование программно-целевого и проектного методов. 4. Основные направления развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия 4.1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики Эффективность республиканской системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций выражается в обеспечении большего соответствия выпусков по объему, структуре и качеству подготовки потребностям рынка труда; в рациональном использовании совокупных ресурсов как системы в целом, так и образовательных организаций. Эффективность системы в значительной степени определяется качеством управленческих решений по формированию государственного заказа на подготовку рабочих кадров и формирование прикладных квалификаций; созданию системы распределения государственного заказа; обоснованности системы нормативов затрат на реализацию соответствующих образовательных программ. В этой связи становится необходимым решение следующих задач: формирование механизма гибкого планирования подготовки кадров в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда в количестве и качестве рабочей силы; дальнейшее развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и обучения с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития Республики Хакасия; создание условий развития учебно-методической и материально- технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями; обеспечение системы профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами; участие в развитии механизмов оценки качества образования. Для достижения поставленных задач необходимо: создать систему прогнозирования потребностей рынка труда на основе стратегической программы социально-экономического развития Республики Хакасия; продолжить реконструкцию действующей материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, развитие центров коллективного пользования дорогостоящими кадровыми и технологическими ресурсами (ресурсных центров); внедрить современные образовательные технологии, практикоориентированные методы обучения (обучение не рабочем месте, наставничество и др.), обеспечить информатизацию образовательного процесса; сформировать механизм государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе прогнозов актуального и перспективного спроса на квалификации, конкурсного распределения государственного задания на подготовку кадров; создать систему независимой оценки качества профессионального образования. 4.2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования Одним из ключевых механизмов развития системы подготовки кадров с прикладными квалификациями является консолидация усилий бизнеса, образования и государства в решении задач ее управления и финансирования. В Республике Хакасия взаимодействие образовательных организаций и представителей бизнес-структур строится на традиционных формах и включает в себя: организацию производственной практики студентов на предприятиях, предоставление работодателями мест для проведения лабораторных работ, производственного обучения; проведение стажировок и обучение преподавателей и мастеров производственного обучения; организацию на базе училищ и техникумов переподготовки и повышения квалификации работников предприятий; участие представителей бизнеса в разработке основных профессиональных образовательных программ; участие ведущих специалистов производств и руководителей предприятий в итоговой государственной аттестации выпускников в качестве председателей и членов государственных экзаменационных комиссий. Реализация указанного направления развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия будет осуществляться в рамках следующих мероприятий: создание и развитие механизмов и форм участия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении системой профессионального образования и образовательными организациями; развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы, в том числе посредством заключения многосторонних договоров о сотрудничестве, устанавливающие четкие зоны ответственности в деле подготовки кадров; повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций; формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики; повышение качества кадрового потенциала управленческого состава системы профессионального образования республики. 4.3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности Современный рынок труда Хакасии остро ощущает дефицит кадров по рабочим профессиям. По данным Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия, 787(вакансий, предоставляемых в органы службы занятости, - это вакансии по рабочим профессиям. Потребность в специалистах высшего уровня квалификации всего 8.99f от общей потребности. Обусловлено это противоречиями современных условий, в которых происходит выбор профессии молодежью и ее последующее трудоустройство. К таким противоречиям относятся противоречия между существующим спросом п предложениями на рынке труда: между требованиями работодателей к уровню квалификации рабочею и качеством имеющихся у них вакансий: между личными интересами школьников и молодежи, а также их близких при выборе профессии и требованиями рационального распределения трудовых ресурсов. Кроме того, количество выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия не удовлетворяет в полном объеме потребности рынка республиканского труда в силу сложившейся демографической ситуации. Достаточно остро встает вопрос развития адресных программ на базе профессиональных образовательных организаций для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания. Важными задачами в реализации указанного направления станут: развитие республиканской системы профессиональной ориентации школьников и молодежи, консультирования их по вопросам развития карьеры; реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан (создание доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ограниченными особенностями здоровья; обучение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; обучение лиц пенсионного возраста и др.); создание на базе профессиональных образовательных организаций центров прикладных квалификаций; обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп; развитие системы оценки и признания квалификаций, признания результатов неформального профессионального обучения. 4.4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся Одним из показателей эффективности профессионального образования и востребованности выпускников образовательных организаций является их трудоустройство в первый год после окончания обучения. Важными условиями обеспечения трудоустраиваемости выпускников профессиональных образовательных организаций станет деятельность образовательных организаций по содействию их трудоустройству, адаптации на рынке труда и самореализации. Реализация данного направления развития системы профессионального образования Хакасии будет осуществляться в рамках решения следующих задач: деятельность в профессиональных образовательных организациях центров по содействию трудоустройству выпускников и их адаптация на рынке труда; стимулирование обучающихся в получении дополнительных квалификаций; целевое обучение навыкам предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов. направленных на вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность; подготовка студентов в области эффективного поведения на рынке труда: формирование навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы; продвижение ценностей профессионализма и культуры труда путем развития системы конкурсов профессионального мастерства. 5. Механизм реализации основных положений Концепции Механизм реализации основных положений Концепции - проектно- программная организация работ всех субъектов образовательных отношений. Реализация основных положений Концепции предполагает партнерство с независимыми профессиональными ассоциациями (работодателей, лидеров инновационной деятельности, выпускников, аналитиков и др.), создание на уровне организаций проектных команд, попечительских советов. Механизм подготовки и принятия решений по изменению системы предполагает максимальное включение участников изменений (органов государственного управления, муниципалитетов, профессиональных, образовательных, некоммерческих и коммерческих организаций) в постановку целей, прогнозирование результатов, оценку эффективности каждого шага изменений в системе. Достижение цели и задач Концепции будут обеспечиваться бюджетным финансированием и реализацией мероприятий государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)". Это позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях развития профессионального образования, сформировать современный рынок образовательных услуг, произвести структурные и содержательные изменения в системе среднего профессионального образования Республики Хакасия, обеспечивающие ее соответствие реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации профессионального образования, нормативного правового регулирования сферы профессионального образования, оптимизации профессионально-квалификационной структуры повышения квалификации педагогических кадров. Особое внимание будет уделено поддержке ресурсных центров, реализующих инновационные образовательные программы, выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг. 6. Ожидаемые результаты реализации Концепции В результате реализации Концепции планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности среднего профессионального образования Республики Хакасия. Будет осуществлена разработка и реализация целостной системы мер совершенствования и повышения эффективности образовательных профессиональных организаций, позволяющей обеспечить: динамичное развитие системы среднего профессионального образования Республики Хакасия; создание не менее двух ресурсных центров профессионального образования; создание не менее двух центров прикладных квалификаций; увеличение количества выпускников республиканских государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение первого года; увеличение доли взрослого населения среди обучающихся в системе профессионального образования республики; увеличение доли профессиональных образовательных программ, прошедших экспертизу работодателями, профессиональными сообществами; увеличение доли доходов профессиональных образовательных организаций от учебно-производственной и образовательной деятельности.". Глава Республики Хакасия- Председатель Правительства Республики Хакасия В. Зимин Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|