Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 598РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Концепции развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов 23 ноября 2010 года г. Абакан N 598 В целях определения общей стратегии, основных направлений, принципов, задач развития профессионального образования Республики Хакасия и механизмов их реализации, позволяющих обеспечить социально-экономическое развитие Хакасии востребованными высококвалифицированными кадрами, Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить Концепцию развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов (приложение). 2. Министерству образования и науки Республики Хакасия (Г.А. Салата) обеспечить координацию и организацию работ по реализации Концепции развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов. Председатель Правительства Республики Хакасия В. Зимин Приложение УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 г. N 598 Концепция развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов 1. Введение Концепция развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, принципы, задачи развития профессионального образования Республики Хакасия и механизмы их реализации, позволяющие получить намеченные результаты. Необходимость кадрового обеспечения экономического роста республики и реализации масштабных инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия (сельское хозяйство, организация туристских и рекреационных форм и др.) ставят новые задачи перед республиканской системой начального и среднего профессионального образования. В этих условиях систему профессионального образования Республики Хакасия следует рассматривать как основной ресурс ее социально-экономического развития, как инвестиции в человеческий капитал. Концепция развивает основные принципы образовательной политики Республики Хакасия. Концепция разработана в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Конституцией Республики Хакасия; - Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"; - Законом Республики Хакасия от 04.10.2004 N 53 "Об образовании"; - Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р. 2. Анализ тенденций развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия Демографическая ситуация в Республике Хакасия Тенденции в динамике численности населения Республики Хакасия, его структуры в целом соответствуют общим тенденциям, сложившимся в Российской Федерации. Статистические данные численности выпускников общеобразовательных учреждений за последние десять лет отражают значительное снижение количества выпускников как на базе 9 классов, так и на базе 11 классов. В целом по Российской Федерации количество учащихся школ уменьшилось на 40%, в Республике Хакасия этот показатель составил около 38%. В настоящее время демографический кризис переходит в сферу профессионального образования. Доля выпускников школ республики, продолжающих образование по программам начального профессионального образования, в среднем составляет: на базе 9-ти классов - стабильно 16% от числа выпускников городских школ, 20-22% - сельских школ; на базе 11-ти классов - 5-6% от числа выпускников городских школ, 14-15% от числа выпускников сельских школ. В соответствии с этими данными прогнозируется снижение численности обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования в Республике Хакасия в среднем на 5% ежегодно. Основные предпосылки реализации Концепции В период 2005-2010 годов потенциал системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия был направлен на решение следующих задач: - выполнение государственного заказа на подготовку рабочих кадров, расширение практики прямых договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения, удовлетворение кадровых потребностей отраслей экономики республики; - создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования; - совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее индивидуальных возможностей; - разработка новых образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей, внедрение в образовательный процесс модульных и информационных технологий; - сохранение и укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений профессионального образования; - социальная и правовая защита обучающихся, детей-сирот; - развитие кадрового потенциала образовательных учреждений; - расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы профессионального образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами. В настоящее время сеть учреждений профессионального образования в Хакасии включает 18 учреждений начального профессионального образования (в том числе 1 учреждение федерального подчинения, 2 учреждения находятся в ведении УФСИН РФ) и 17 учреждений среднего профессионального образования (из них 1 муниципальное учреждение, 3 негосударственных учреждения, 5 учреждений входят в состав ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"). Кроме того, программы начального профессионального образования реализует ГОУ СПО "Саяногорский политехнический техникум" и ГОУ СПО "Училище (техникум) олимпийского резерва". Учреждения начального профессионального образования (далее - НПО) осуществляют образовательную деятельность во всех городах и районных центрах республики. В учреждениях НПО обучается около 6 тыс. человек. Подготовка в учреждениях НПО ведется по 40 профессиям для 12 отраслей экономики. Все образовательные учреждения ведут подготовку по пяти и более профессиям. Анализ распределения контингента обучающихся в учреждениях НПО показывает, что наибольшее их количество обучается по профессиям, относящимся к таким отраслям, как строительство (14,4%), сельское хозяйство (14,7%), транспорт (10%), металлообработка (6,5%), сфера обслуживания (6,7%), торговля и общественное питание (18,6%). В учреждениях среднего профессионального образования (далее - СПО) республики обучается около 11 тыс. человек, подготовка кадров ведется по 15 укрупненным группам специальностей (УГС) по 55 специальностям. Наибольшее количество студентов обучается по 9 специальностям такой группы профессий, как "Экономика и управление", подготовка ведется в 10 образовательных учреждениях, что является избыточным для региона. К позитивным изменениям в сфере профессионального образования Республики Хакасия можно отнести следующие факты: - заложены основы непрерывного профессионального образования (реализация профессиональных образовательных программ НПО - СПО, программ дополнительного профессионального образования, программ опережающего обучения); - на базе трех учреждений НПО созданы ресурсные центры по подготовке квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли, общественного питания, сферы обслуживания и туристического сервиса, транспорта; - ресурсными центрами наработан опыт взаимодействия с работодателями, центрами занятости населения, социальными партнерами. Вместе с тем в работе системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия существует ряд серьезных проблем. 1. Отсутствие достаточного финансирования, устаревшая материально-техническая база большей части образовательных учреждений, наличие небольшого числа современных профессиональных образовательных программ, низкая заработная плата мастеров производственного обучения. 2. Неполное соответствие объемов и профилей подготовки рабочих кадров в системе начального и среднего профессионального образования запросам региональной экономики. Отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах. Это в свою очередь приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, невозможности системе профессионального образования быть гибкой и своевременно формировать содержание образования под конкретного клиента системы. 3. Неудовлетворенность работодателей компетенцией выпускников учреждений профессионального образования, с одной стороны, низкий уровень организации и оплаты труда, отсутствие вакантных мест в организациях и на предприятиях, особенно, в сельских территориях, с другой стороны, создают трудности в трудоустройстве выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. 3. Цель и принципы развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия Цель развития системы начального и среднего профессионального образования - создание адаптивной к внешним требованиям республиканской сети учреждений начального и среднего профессионального образования для обеспечения социально-экономического и культурного развития Республики Хакасия востребованными кадрами и удовлетворения потребности населения Республики Хакасия в получении качественного профессионального образования. Принципы развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия: - доступность и высокое качество профессионального образования; - непрерывность системы профессионального образования; - софинансирование системы профессионального образования со стороны бизнеса; - сбалансированность системы профессионального образования по уровням и профилям подготовки с потребностями рынка труда; - открытость системы профессионального образования. 4. Основные направления развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия 4.1. Обеспечение качества профессионального образования За последние годы в Республике Хакасия накоплен необходимый ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения качества профессионального образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между существующими результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения и работодателей, с другой стороны. В качестве основного фактора обновления начального и среднего профессионального образования в настоящее время выступают потребности экономики и социальной сферы, уровень развития науки, техники, технологий, а также готовность системы начального и среднего профессионального образования осуществлять образовательную деятельность с учетом запросов рынка труда республики. В этой связи становится необходимым решение следующих задач: - провести структурно-содержательную модернизацию системы начального и среднего профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей рынка труда Республики Хакасия путем оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования, создания ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям производства (металлообработка и энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс), отработки различных моделей интеграции начального и среднего профессионального образования, создания профильных образовательных кластеров; - обеспечить превращение системы начального и среднего профессионального образования в востребованную на республиканском рынке труда и производстве экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей инфраструктурой республики; - создать эффективную систему содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела. Для достижения качества профессионального образования необходимо: - создать систему прогнозирования потребностей рынка труда на основе стратегической программы социально-экономического развития Республики Хакасия; - осуществить реконструкцию действующей материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, создать новые высокотехнологичные учебные мастерские; - внедрить современные образовательные технологии, обеспечить информатизацию образовательного процесса; - обеспечить участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования. 4.2. Развитие содержания и структуры профессионального образования Стратегическая линия развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Хакасия включает в себя следующие основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых профессиональных образовательных программ, многофункциональность деятельности учреждений профессионального образования. Развитие содержания и структуры профессионального образования предполагает приоритетную работу в рамках следующих мероприятий: - создание профессиональных образовательных программ, четко ориентирующихся на практические умения, значимые для конкретной отрасли экономики или социальной сферы; - совершенствование механизма социального партнерства с работодателями, ассоциациями и отраслевыми союзами на договорной основе по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена с целью определения требований к компетенции выпускников с обязательной независимой оценкой этих компетенций в учреждениях профессионального образования; - совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений, молодежи и их сопровождения в профессиональном самоопределении, ориентации выпускников учреждений профессионального образования на требования рынка труда и их трудоустройства; - формирование объемов и структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом прогнозов потребности в кадрах; - реализация гибких образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации, опережающее обучение) взрослого населения по востребованным на рынке труда Республики Хакасия профессиям и специальностям; - создание системы непрерывного профессионального образования, включающей уровни начального, среднего и высшего профессионального образования. 4.3. Развитие экономических отношений в системе начального и среднего профессионального образования Целью совершенствования экономических отношений в системе образования является создание организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов развития системы начального и среднего профессионального образования являются: - введение нормативного бюджетного финансирования с учетом обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; - перевод учреждений начального и среднего профессионального образования на новые организационно-правовые формы (автономные, бюджетные, казенные); - финансирование развития профессионального образования из бюджета республики, включая средства на модернизацию учреждениями учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации педагогических работников; - развитие многоканального финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования; - расширение направлений деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования: создание бизнес-инкубаторов, оказание услуг населению, развитие платных образовательных услуг и др. Система начального и среднего профессионального образования должна быть ориентирована не только на республиканский заказ подготовки кадров, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы бизнеса, населения. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения финансовых и материально-технических ресурсов. 4.4. Развитие кадрового потенциала системы начального и среднего профессионального образования Задачи развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия, обеспечения его нового качества и эффективности значительно актуализируют проблему совершенствования профессионализма педагогических работников профессионального образования. Это требует глубокого и всестороннего изучения динамики педагогических кадров профессионального образования Республики Хакасия, изменения из профессиональной и квалификационной структуры. Развитию кадрового потенциала будет способствовать проведение следующих мероприятий: - стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений на базе профильных предприятий и организаций; - привлечение к преподаванию людей из производственного сектора; - развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения (прежде всего тех, кто подготовил победителей всероссийских, областных олимпиад профессионального мастерства, является создателем авторских программ и др.); - развитие системы экономических и организационных мер по поддержке молодых преподавателей и мастеров производственного обучения; - создание вариативной системы повышения квалификации по ведущим направлениям модернизации профессионального образования: освоение, внедрение, адаптация и корректировка учебных модульных программ профессионального образования, основанных на компетенции, применение информационных технологий в образовательном процессе, использование межпредметных интегрированных курсов; - расширение и оптимизация системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей промышленности, коммунальных служб, сельского хозяйства, социальной сферы на базе учреждений профессионального образования; - подготовка руководителей образовательных учреждений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности; - разработка требований к менеджерской компетенции директоров образовательных учреждений; - формирование резерва кадров руководителей образовательных учреждений профессионального образования; - реорганизация методической службы, построение ее деятельности на принципах создания единого информационного пространства с целью накопления, обобщения и распространения педагогического опыта, использование системы менеджмента качества продвижения новых образовательных технологий при обеспечении интеграции и преемственности новых образовательных технологий на всех уровнях образования. 4.5. Совершенствование системы управления профессиональным образованием В современных условиях управление образованием - это, прежде всего, управление процессом его развития. Вместе с тем отсутствие современных нормативных, организационных и финансовых схем управления на разных уровнях: межведомственном, отраслевом, уровне учреждений начального и среднего профессионального образования, - приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся ресурсов. Современные задачи развития профессионального образования выдвигают новые требования к системе управления в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, нацеленности на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. Вследствие этого возникает необходимость формирования модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики: образовательных учреждений, республиканских управленческих структур, органов местного самоуправления, общественных организаций. Решить названные проблемы можно при реализации следующих мероприятий: - создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере профессионального образования (между гражданами и образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и его учредителями, между образовательными учреждениями и работодателями); - разработка модели республиканского мониторинга качества профессионального образования; - поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов; - упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверхгосударственного заказа и усиление контроля за использованием полученных средств со стороны попечительских и родительских советов; - укрепление кадрового состава руководителей образовательных учреждений, усиление их самостоятельности и ответственности; - повышение уровня информатизации системы управления профессиональным образованием. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы профессионального образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой своих социальных и образовательных функций. 5. Механизм реализации основных положений Концепции Механизм реализации основных положений Концепции - проектно-программная организация работ всех субъектов образовательных взаимоотношений. Реализация основных положений Концепции предполагает партнерство с независимыми профессиональными ассоциациями (работодателей, лидеров инновационной деятельности, выпускников, аналитиков и др.), создание на уровне учреждений проектных команд, попечительских советов. Механизм подготовки и принятия решений по изменению системы предполагает максимальное включение участников изменений (органов государственного управления, муниципалитетов, профессиональных, образовательных, некоммерческих и коммерческих организаций) в постановку целей, прогнозирование результатов, оценку эффективности каждого шага изменений в системе. Достижение цели и задач Концепции будут обеспечиваться бюджетным финансированием и реализацией мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)". Это позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях развития профессионального образования, сформировать современный рынок образовательных услуг, произвести структурные изменения в системе начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия, обеспечивающие ее соответствие реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации профессионального образования, нормативно-правового регулирования сферы профессионального образования, оптимизации профессионально-квалификационной структуры повышения квалификации педагогических кадров. Особое внимание будет уделено поддержке образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг. 6. Ожидаемые результаты реализации Концепции В результате реализации Концепции планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия. Будет осуществлена разработка, и реализация целостной системы мер совершенствования и повышения эффективности образовательных учреждений профессионального образования, позволяющей обеспечить: - динамичное развитие системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия; - создание не менее 3 ресурсных центров профессионального образования НПО, СПО; - перевод не менее 3 учреждений профессионального образования в автономные учреждения; - увеличение количества выпускников республиканских государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение первого года; - увеличение доли взрослого населения среди обучающихся в системе НПО - СПО; - увеличение доли нового поколения профессиональных образовательных программ, прошедших экспертизу работодателями, профессиональными сообществами; - увеличение доли доходов учреждений СПО, НПО от производственной и образовательной деятельности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|