Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 598

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


  Об утверждении Концепции развития системы начального и среднего
    профессионального образования Республики Хакасия на период
                          2011-2015 годов


23 ноября 2010 года             г. Абакан                     N 598

    В  целях  определения  общей  стратегии,  основных направлений, 
принципов,  задач развития профессионального образования Республики 
Хакасия   и   механизмов   их  реализации,  позволяющих  обеспечить  
социально-экономическое     развитие     Хакасии    востребованными    
высококвалифицированными кадрами,
    Правительство Республики Хакасия

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

    1.  Утвердить  Концепцию развития системы начального и среднего 
профессионального   образования   Республики   Хакасия   на  период  
2011-2015 годов (приложение).
    2.  Министерству  образования  и науки Республики Хакасия (Г.А. 
Салата)  обеспечить  координацию  и организацию работ по реализации 
Концепции  развития системы начального и среднего профессионального 
образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов.


    Председатель Правительства
    Республики Хакасия          В. Зимин



                                                         Приложение
                                                         УТВЕРЖДЕНА
                                       постановлением Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                         от 23 ноября 2010 г. N 598

Концепция развития системы начального и среднего профессионального
     образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов

                            1. Введение

    Концепция    развития    системы    начального    и    среднего    
профессионального   образования   Республики   Хакасия   (далее   -   
Концепция)   является  документом,  определяющим  общую  стратегию,  
основные  направления,  принципы, задачи развития профессионального 
образования   Республики   Хакасия   и   механизмы  их  реализации,  
позволяющие получить намеченные результаты.
    Необходимость   кадрового   обеспечения   экономического  роста  
республики   и   реализации   масштабных  инвестиционных  проектов,  
развитие  малого  и  среднего  бизнеса,  стратегические  приоритеты  
социально-экономического   развития  Республики  Хакасия  (сельское  
хозяйство,  организация  туристских  и  рекреационных  форм  и др.) 
ставят  новые  задачи  перед  республиканской системой начального и 
среднего профессионального образования.
    В   этих   условиях   систему   профессионального   образования   
Республики  Хакасия  следует  рассматривать  как основной ресурс ее 
социально-экономического  развития,  как  инвестиции в человеческий 
капитал.
    Концепция  развивает основные принципы образовательной политики 
Республики Хакасия.
    Концепция разработана в соответствии с:
    - Конституцией Российской Федерации;
    - Конституцией Республики Хакасия;
    -  Законом  Российской  Федерации  от  10.07.1992  N 3266-1 "Об 
образовании";
    -   Законом   Республики   Хакасия   от  04.10.2004  N  53  "Об  
образовании";
    -  Стратегией  социально-экономического развития Сибири до 2020 
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 
от 05.07.2010 N 1120-р.

    2. Анализ тенденций развития системы начального и среднего
         профессионального образования Республики Хакасия

    Демографическая ситуация в Республике Хакасия
    Тенденции  в динамике численности населения Республики Хакасия, 
его структуры в целом соответствуют общим тенденциям, сложившимся в 
Российской Федерации.
    Статистические       данные       численности       выпускников       
общеобразовательных  учреждений  за  последние  десять лет отражают 
значительное снижение количества выпускников как на базе 9 классов, 
так  и  на  базе  11  классов.  В  целом  по  Российской  Федерации  
количество  учащихся  школ уменьшилось на 40%, в Республике Хакасия 
этот   показатель   составил   около   38%.   В   настоящее   время   
демографический   кризис   переходит   в   сферу  профессионального  
образования.   Доля   выпускников   школ  республики,  продолжающих  
образование по программам начального профессионального образования, 
в среднем составляет:
    на  базе  9-ти  классов  -  стабильно  16% от числа выпускников 
городских школ, 20-22% - сельских школ;
    на  базе  11-ти  классов  - 5-6% от числа выпускников городских 
школ, 14-15% от числа выпускников сельских школ.
    В   соответствии   с   этими  данными  прогнозируется  снижение  
численности   обучающихся   в   системе   начального   и   среднего   
профессионального  образования в Республике Хакасия в среднем на 5% 
ежегодно.
    Основные предпосылки реализации Концепции
    В   период  2005-2010  годов  потенциал  системы  начального  и  
среднего   профессионального  образования  Республики  Хакасия  был  
направлен на решение следующих задач:
    -  выполнение  государственного  заказа  на  подготовку рабочих 
кадров,  расширение  практики  прямых  договоров  с предприятиями и 
частными   лицами,  службами  занятости  населения,  удовлетворение  
кадровых потребностей отраслей экономики республики;
    -  создание  необходимых  условий  для  повышения эффективности 
действующей  системы  подготовки  молодежи,  вступающей  в трудовую 
жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку 
труда   выпускников  образовательных  учреждений  профессионального  
образования;
    -  совершенствование воспитательного процесса, создание условий 
для развития личности и реализации ее индивидуальных возможностей;
    -  разработка  новых  образовательных программ в соответствии с 
требованиями  работодателей,  внедрение  в  образовательный процесс 
модульных и информационных технологий;
    -    сохранение    и    укрепление   учебно-материальной   базы   
образовательных учреждений профессионального образования;
    - социальная и правовая защита обучающихся, детей-сирот;
    - развитие кадрового потенциала образовательных учреждений;
    -   расширение   масштабов   и  повышение  уровня  общественной  
поддержки  системы профессионального образования на основе развития 
сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
    В настоящее время сеть учреждений профессионального образования 
в  Хакасии  включает  18  учреждений  начального  профессионального  
образования  (в  том  числе 1 учреждение федерального подчинения, 2 
учреждения  находятся  в ведении УФСИН РФ) и 17 учреждений среднего 
профессионального образования (из них 1 муниципальное учреждение, 3 
негосударственных  учреждения, 5 учреждений входят в состав ГОУ ВПО 
"Хакасский  государственный  университет им. Н.Ф. Катанова"). Кроме 
того,  программы начального профессионального образования реализует 
ГОУ  СПО "Саяногорский политехнический техникум" и ГОУ СПО "Училище 
(техникум)    олимпийского    резерва".    Учреждения    начального    
профессионального    образования   (далее   -   НПО)   осуществляют   
образовательную  деятельность  во  всех  городах и районных центрах 
республики. В учреждениях НПО обучается около 6 тыс. человек.
    Подготовка  в  учреждениях  НПО ведется по 40 профессиям для 12 
отраслей экономики. Все образовательные учреждения ведут подготовку 
по пяти и более профессиям.
    Анализ  распределения контингента обучающихся в учреждениях НПО 
показывает,  что  наибольшее их количество обучается по профессиям, 
относящимся  к  таким отраслям, как строительство (14,4%), сельское 
хозяйство  (14,7%), транспорт (10%), металлообработка (6,5%), сфера 
обслуживания (6,7%), торговля и общественное питание (18,6%).
    В  учреждениях  среднего профессионального образования (далее - 
СПО)  республики обучается около 11 тыс. человек, подготовка кадров 
ведется  по  15  укрупненным  группам  специальностей  (УГС)  по 55 
специальностям.  Наибольшее  количество  студентов  обучается  по 9 
специальностям   такой   группы   профессий,   как   "Экономика   и   
управление",  подготовка  ведется в 10 образовательных учреждениях, 
что является избыточным для региона.
    К  позитивным  изменениям в сфере профессионального образования 
Республики Хакасия можно отнести следующие факты:
    -  заложены  основы  непрерывного профессионального образования 
(реализация  профессиональных  образовательных  программ НПО - СПО, 
программ  дополнительного  профессионального  образования, программ 
опережающего обучения);
    -  на  базе  трех  учреждений  НПО  созданы ресурсные центры по 
подготовке   квалифицированных   рабочих  кадров  для  строительной  
отрасли, общественного питания, сферы обслуживания и туристического 
сервиса, транспорта;
    -   ресурсными   центрами   наработан   опыт  взаимодействия  с  
работодателями,    центрами    занятости   населения,   социальными   
партнерами.
    Вместе   с   тем   в   работе  системы  начального  и  среднего  
профессионального  образования  Республики  Хакасия  существует ряд 
серьезных проблем.
    1.    Отсутствие    достаточного   финансирования,   устаревшая   
материально-техническая    база   большей   части   образовательных   
учреждений,  наличие  небольшого числа современных профессиональных 
образовательных   программ,   низкая   заработная   плата  мастеров  
производственного обучения.
    2.  Неполное соответствие объемов и профилей подготовки рабочих 
кадров   в   системе   начального   и   среднего  профессионального  
образования    запросам    региональной    экономики.    Отсутствие    
среднесрочных  и  долгосрочных  прогнозов потребности предприятий и 
организаций  республики  в  квалифицированных  кадрах.  Это  в свою 
очередь  приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, 
невозможности  системе  профессионального образования быть гибкой и 
своевременно  формировать  содержание  образования  под конкретного 
клиента системы.
    3.  Неудовлетворенность  работодателей компетенцией выпускников 
учреждений  профессионального  образования, с одной стороны, низкий 
уровень  организации  и  оплаты  труда, отсутствие вакантных мест в 
организациях и на предприятиях, особенно, в сельских территориях, с 
другой  стороны,  создают  трудности  в трудоустройстве выпускников 
учреждений начального и среднего профессионального образования.

     3. Цель и принципы развития системы начального и среднего
         профессионального образования Республики Хакасия

    Цель  развития  системы начального и среднего профессионального 
образования   -   создание   адаптивной   к   внешним   требованиям   
республиканской    сети    учреждений    начального    и   среднего   
профессионального         образования        для        обеспечения        
социально-экономического  и культурного развития Республики Хакасия 
востребованными  кадрами  и  удовлетворения  потребности  населения  
Республики  Хакасия  в  получении  качественного  профессионального  
образования.
    Принципы     развития    системы    начального    и    среднего    
профессионального образования Республики Хакасия:
    - доступность и высокое качество профессионального образования;
    - непрерывность системы профессионального образования;
    -  софинансирование  системы  профессионального  образования со 
стороны бизнеса;
    -  сбалансированность  системы профессионального образования по 
уровням и профилям подготовки с потребностями рынка труда;
    - открытость системы профессионального образования.

  4. Основные направления развития системы начального и среднего
         профессионального образования Республики Хакасия

    4.1. Обеспечение качества профессионального образования
    За  последние  годы  в  Республике Хакасия накоплен необходимый 
ресурс,  позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения 
качества   профессионального   образования,   создать  условия  для  
преодоления   сохраняющегося   противоречия   между   существующими   
результатами   образовательного   процесса,   с  одной  стороны,  и  
социальными  ожиданиями, образовательными запросами и потребностями 
населения и работодателей, с другой стороны.
    В  качестве  основного фактора обновления начального и среднего 
профессионального   образования   в   настоящее   время   выступают   
потребности  экономики  и социальной сферы, уровень развития науки, 
техники,  технологий,  а  также  готовность  системы  начального  и  
среднего профессионального образования осуществлять образовательную 
деятельность с учетом запросов рынка труда республики.
    В этой связи становится необходимым решение следующих задач:
    -   провести   структурно-содержательную  модернизацию  системы  
начального  и  среднего профессионального образования в направлении 
удовлетворения  потребностей  рынка  труда Республики Хакасия путем 
оптимизации   сети   образовательных  учреждений  профессионального  
образования,    создания    ресурсных    центров   для   подготовки   
квалифицированных   кадров,   отвечающих   современным  требованиям  
производства  (металлообработка  и энергетика, жилищно-коммунальное 
хозяйство,  агропромышленный комплекс), отработки различных моделей 
интеграции  начального  и  среднего  профессионального образования, 
создания профильных образовательных кластеров;
    -   обеспечить   превращение   системы  начального  и  среднего  
профессионального  образования  в востребованную на республиканском 
рынке   труда   и   производстве  экономическую  сферу,  эффективно  
взаимодействующую со всей инфраструктурой республики;
    -   создать   эффективную  систему  содействия  трудоустройству  
выпускников,   включая  развитие  целевой  контрактной  подготовки,  
формирование  у  всех  выпускников учреждений начального и среднего 
профессионального   образования   готовности  к  самоопределению  в  
вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.
    Для    достижения    качества   профессионального   образования   
необходимо:
    -  создать  систему прогнозирования потребностей рынка труда на 
основе  стратегической  программы социально-экономического развития 
Республики Хакасия;
    - осуществить реконструкцию действующей материально-технической 
базы  образовательных  учреждений  в  соответствии  с  требованиями  
федеральных  государственных  образовательных  стандартов  третьего  
поколения, создать новые высокотехнологичные учебные мастерские;
    -  внедрить  современные образовательные технологии, обеспечить 
информатизацию образовательного процесса;
    -   обеспечить   участие   работодателей  и  других  социальных  
партнеров в решении проблем профессионального образования.
    4.2.   Развитие   содержания   и   структуры  профессионального  
образования
    Стратегическая  линия  развития  системы  начального и среднего 
профессионального  образования в Республике Хакасия включает в себя 
следующие  основания:  непрерывность,  многоуровневость реализуемых 
профессиональных  образовательных  программ,  многофункциональность  
деятельности учреждений профессионального образования.
    Развитие  содержания  и структуры профессионального образования 
предполагает приоритетную работу в рамках следующих мероприятий:
    -  создание  профессиональных  образовательных  программ, четко 
ориентирующихся  на  практические  умения,  значимые для конкретной 
отрасли экономики или социальной сферы;
    -   совершенствование   механизма   социального  партнерства  с  
работодателями,  ассоциациями  и  отраслевыми союзами на договорной 
основе   по   подготовке   квалифицированных   рабочих   кадров   и   
специалистов  среднего  звена  с  целью  определения  требований  к  
компетенции  выпускников  с  обязательной  независимой оценкой этих 
компетенций в учреждениях профессионального образования;
    -   совершенствование   системы   профессиональной   ориентации   
учащихся    общеобразовательных    учреждений,    молодежи   и   их   
сопровождения   в   профессиональном   самоопределении,  ориентации  
выпускников  учреждений профессионального образования на требования 
рынка труда и их трудоустройства;
    - формирование объемов и структуры подготовки квалифицированных 
рабочих  и  специалистов в образовательных учреждениях начального и 
среднего   профессионального   образования   с   учетом   прогнозов   
потребности в кадрах;
    -  реализация  гибких образовательных программ профессиональной 
подготовки  (переподготовки  и  повышения квалификации, опережающее 
обучение)  взрослого  населения  по  востребованным  на рынке труда 
Республики Хакасия профессиям и специальностям;
    -  создание системы непрерывного профессионального образования, 
включающей  уровни начального, среднего и высшего профессионального 
образования.
    4.3.  Развитие  экономических  отношений в системе начального и 
среднего профессионального образования
    Целью   совершенствования  экономических  отношений  в  системе  
образования  является создание организационно-экономических условий 
для   обеспечения   финансовой   самостоятельности  образовательных  
учреждений.
    Важными   элементами   формирования  эффективных  экономических  
механизмов развития системы начального и среднего профессионального 
образования являются:
    -  введение  нормативного  бюджетного  финансирования  с учетом 
обеспечения  федеральных государственных образовательных стандартов 
и необходимых условий образовательного процесса;
    -  перевод  учреждений  начального и среднего профессионального 
образования  на  новые  организационно-правовые  формы (автономные, 
бюджетные, казенные);
    -  финансирование  развития  профессионального  образования  из  
бюджета  республики,  включая средства на модернизацию учреждениями 
учебно-лабораторного  оборудования  и  информационно-вычислительной  
техники,  развитие  библиотек и информационных ресурсов, а также на 
повышение квалификации педагогических работников;
    - развитие многоканального финансирования учреждений начального 
и среднего профессионального образования;
    -  расширение  направлений деятельности учреждений начального и 
среднего        профессионального       образования:       создание       
бизнес-инкубаторов,  оказание  услуг  населению,  развитие  платных  
образовательных услуг и др.
    Система  начального  и  среднего  профессионального образования 
должна  быть  ориентирована  не  только  на  республиканский  заказ  
подготовки  кадров,  но  и  на  постоянно возрастающий общественный 
образовательный  спрос,  на конкретные интересы бизнеса, населения. 
Именно  ориентация  на реальные потребности конкретных потребителей 
образовательных   услуг   должна  создать  основу  для  привлечения  
финансовых и материально-технических ресурсов.
    4.4.   Развитие   кадрового  потенциала  системы  начального  и  
среднего профессионального образования
    Задачи развития системы начального и среднего профессионального 
образования  Республики  Хакасия, обеспечения его нового качества и 
эффективности  значительно актуализируют проблему совершенствования 
профессионализма    педагогических   работников   профессионального   
образования.   Это   требует  глубокого  и  всестороннего  изучения  
динамики   педагогических   кадров   профессионального  образования  
Республики     Хакасия,    изменения    из    профессиональной    и    
квалификационной структуры.
    Развитию  кадрового  потенциала будет способствовать проведение 
следующих мероприятий:
    -   стажировка   преподавателей  и  мастеров  производственного  
обучения  образовательных учреждений на базе профильных предприятий 
и организаций;
    -   привлечение   к  преподаванию  людей  из  производственного  
сектора;
    -  развитие  системы  стимулирования  успешной профессиональной 
деятельности  преподавателей  и мастеров производственного обучения 
(прежде   всего  тех,  кто  подготовил  победителей  всероссийских,  
областных    олимпиад    профессионального   мастерства,   является   
создателем авторских программ и др.);
    -  развитие  системы  экономических  и  организационных  мер по 
поддержке   молодых  преподавателей  и  мастеров  производственного  
обучения;
    -   создание  вариативной  системы  повышения  квалификации  по  
ведущим  направлениям  модернизации  профессионального образования: 
освоение,  внедрение,  адаптация  и корректировка учебных модульных 
программ  профессионального образования, основанных на компетенции, 
применение  информационных  технологий  в образовательном процессе, 
использование межпредметных интегрированных курсов;
    -  расширение и оптимизация системы подготовки и переподготовки 
кадров  для  отраслей промышленности, коммунальных служб, сельского 
хозяйства,  социальной  сферы  на базе учреждений профессионального 
образования;
    -   подготовка   руководителей  образовательных  учреждений  по  
вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
    -  разработка  требований к менеджерской компетенции директоров 
образовательных учреждений;
    -  формирование  резерва  кадров  руководителей образовательных 
учреждений профессионального образования;
    - реорганизация методической службы, построение ее деятельности 
на  принципах создания единого информационного пространства с целью 
накопления,  обобщения  и  распространения  педагогического  опыта,  
использование   системы   менеджмента  качества  продвижения  новых  
образовательных    технологий    при   обеспечении   интеграции   и   
преемственности  новых  образовательных  технологий на всех уровнях 
образования.
    4.5.   Совершенствование  системы  управления  профессиональным  
образованием
    В  современных  условиях  управление образованием - это, прежде 
всего,  управление  процессом его развития. Вместе с тем отсутствие 
современных   нормативных,   организационных   и   финансовых  схем  
управления  на разных уровнях: межведомственном, отраслевом, уровне 
учреждений  начального  и среднего профессионального образования, - 
приводит   к   недостаточно  эффективному  использованию  имеющихся  
ресурсов.
    Современные   задачи   развития  профессионального  образования  
выдвигают  новые  требования  к системе управления в плане усиления 
гибкости,     динамичности,     открытости,     информационной    и    
технологической  оснащенности, нацеленности на обеспечение развития 
образования, его доступности, высокого качества и эффективности.
    Вследствие  этого  возникает  необходимость формирования модели 
управления,  в  которой  будут  четко  распределены  и  согласованы  
компетенция  и полномочия, функции и ответственность всех субъектов 
образовательной      политики:      образовательных     учреждений,     
республиканских    управленческих    структур,   органов   местного   
самоуправления, общественных организаций.
    Решить   названные  проблемы  можно  при  реализации  следующих  
мероприятий:
    -  создание  нормативно-правовой  базы для обеспечения широкого 
развития     многообразных    договорных    отношений    в    сфере    
профессионального  образования (между гражданами и образовательными 
учреждениями,    между    образовательными   учреждениями   и   его   
учредителями,     между     образовательными     учреждениями     и     
работодателями);
    -   разработка  модели  республиканского  мониторинга  качества  
профессионального образования;
    -    поддержка   инновационной   деятельности   образовательных   
учреждений   путем   финансирования   и  софинансирования  наиболее  
значимых образовательных проектов;
    - упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг 
сверхгосударственного  заказа и усиление контроля за использованием 
полученных   средств   со  стороны  попечительских  и  родительских  
советов;
    -  укрепление  кадрового  состава руководителей образовательных 
учреждений, усиление их самостоятельности и ответственности;
    -    повышение   уровня   информатизации   системы   управления   
профессиональным образованием.
    Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь 
возможность   влиять   на   функционирование   и  развитие  системы  
профессионального  образования,  но  вместе  с  тем нести свою долю 
ответственности  за  создание  условий,  необходимых для выполнения 
системой своих социальных и образовательных функций.

        5. Механизм реализации основных положений Концепции

    Механизм    реализации    основных    положений   Концепции   -   
проектно-программная     организация     работ    всех    субъектов    
образовательных взаимоотношений.
    Реализация    основных    положений    Концепции   предполагает   
партнерство    с    независимыми   профессиональными   ассоциациями   
(работодателей,  лидеров  инновационной  деятельности, выпускников, 
аналитиков  и др.), создание на уровне учреждений проектных команд, 
попечительских советов.
    Механизм  подготовки  и  принятия  решений по изменению системы 
предполагает  максимальное  включение участников изменений (органов 
государственного   управления,  муниципалитетов,  профессиональных,  
образовательных,   некоммерческих  и  коммерческих  организаций)  в  
постановку целей, прогнозирование результатов, оценку эффективности 
каждого шага изменений в системе.
    Достижение   цели   и   задач  Концепции  будут  обеспечиваться  
бюджетным  финансированием  и  реализацией мероприятий долгосрочной 
республиканской   целевой   программы   "Развитие   образования   в   
Республике Хакасия (2011-2015 годы)".
    Это  позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на 
приоритетных  направлениях  развития профессионального образования, 
сформировать  современный  рынок  образовательных услуг, произвести 
структурные    изменения    в   системе   начального   и   среднего   
профессионального образования Республики Хакасия, обеспечивающие ее 
соответствие  реальным  запросам  граждан,  экономики,  общества на 
основе       модернизации       профессионального      образования,      
нормативно-правового    регулирования    сферы    профессионального    
образования, оптимизации профессионально-квалификационной структуры 
повышения квалификации педагогических кадров.
    Особое   внимание   будет   уделено  поддержке  образовательных  
учреждений,  реализующих  инновационные  образовательные программы, 
выявлению  интересов  и совершенствованию механизмов удовлетворения 
запросов потребителей образовательных услуг.

           6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

    В   результате  реализации  Концепции  планируется  обеспечение  
доступности,   повышение  качества  и  эффективности  начального  и  
среднего профессионального образования Республики Хакасия.
    Будет  осуществлена  разработка, и реализация целостной системы 
мер  совершенствования  и  повышения  эффективности образовательных 
учреждений профессионального образования, позволяющей обеспечить:
    -   динамичное   развитие   системы   начального   и   среднего   
профессионального образования Республики Хакасия;
    -  создание  не  менее  3  ресурсных  центров профессионального 
образования НПО, СПО;
    - перевод не менее 3 учреждений профессионального образования в 
автономные учреждения;
    -    увеличение    количества    выпускников    республиканских    
государственных  образовательных  учреждений  начального и среднего 
профессионального  образования, трудоустроившихся в течение первого 
года;
    -  увеличение  доли  взрослого  населения  среди  обучающихся в 
системе НПО - СПО;
    -    увеличение    доли   нового   поколения   профессиональных   
образовательных   программ,  прошедших  экспертизу  работодателями,  
профессиональными сообществами;
    -    увеличение   доли   доходов   учреждений   СПО,   НПО   от   
производственной и образовательной деятельности.

Информация по документу
Читайте также