Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 553 РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2016–2020 годы)» (В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 27.05.2016 № 250; от 30.12.2016 № 670; от 27.10.2015 № 553 В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2013 № 221 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия» (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : Утвердить государственную программу Республики Хакасия «Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2016–2020 годы)» (приложение). Исполняющий обязанности Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия О. Нам
Приложение УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 553 (В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 27.05.2016 № 250; от 30.12.2016 № 670; от 24.05.2017 № 253) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2016–2020 годы)» ПАСПОРТ государственной программы Республики Хакасия «Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2016–2020 годы)»
(Паспорт в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2016 № 670) 1. Общая характеристика сферы Формирование экономики нового типа невозможно без модернизации системы образования. В Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия отмечено значение роли человеческого капитала, который является одним из основных факторов экономического развития республики. В этой связи образование, в том числе профессиональное, рассматривается не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций. Система профессионального образования выполняет важнейшую задачу – осуществляет подготовку востребованных квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы государства в целом, в том числе Хакасии. В Республике Хакасия сеть профессиональных образовательных организаций представлена 14 образовательными организациями. Пять профессиональных образовательных организаций реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Девять организаций являются многоуровневыми и многопрофильными и осуществляют образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также специалистов среднего звена. Большинство образовательных организаций готовят специалистов с привязкой к территориальной и профильной потребности в кадрах. Пять образовательных организаций являются ресурсными центрами. Так, Абаканский строительный техникум (г. Абакан) является Ресурсным центром по подготовке кадров для строительной отрасли, Техникум коммунального хозяйства и сервиса (г. Абакан) – для сферы жилищно-коммунального хозяйства и деревообрабатывающей отрасли, Саяногорский политехнический техникум (г. Саяногорск) – для энергетической сферы, Черногорский техникум торговли и сервиса (г. Черногорск) – для сферы обслуживания и туризма, Аграрный техникум (с. Шира) – для агропромышленного комплекса. В профессиональных образовательных организациях обучение осуществляется по 30 профессиям и 25 специальностям. Кроме того, в профессиональных образовательных организациях реализуются программы профессионального обучения как для лиц с ограниченными возможностями здоровья (11 профессий), так и для граждан из числа незанятого населения (более 150 профессий). Структура подготовки кадров в целом соответствует структуре потребности рынка труда в рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Количество обучающихся в 2015/16 учебном году в организациях составило 8072 человека, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 3375 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена – 4697 человек (в том числе 1196 человек по заочной форме обучения). За 2010–2015годы в системе профессионального образования республики произошли существенные изменения. Оптимизирована и реструктурирована сеть образовательных организаций в рамках реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Республики Хакасия». К 2012 году в Российской Федерации завершился процесс регионализации среднего профессионального образования и в ведение Республики Хакасия были переданы семь образовательных организаций (три училища, четыре техникума и колледжа), которые требовали реструктуризации и модернизации в соответствии со структурой потребности рынка труда республики. В результате проведенной работы количество подведомственных Министерству образования и науки Республики Хакасия образовательных организаций сократилось с 20 до 14. В республиканской системе профессионального образования созданы новые элементы образовательной инфраструктуры это ресурсные центры, ставшие ведущими организациями в системе профессионального образования. Кроме того, на базе Черногорского горно-строительного техникума и Абаканского строительного техникума открыты центры прикладных квалификаций для подготовки и переподготовки кадров по краткосрочным программам. В Республике Хакасия сформирована основа республиканской системы текущего прогнозирования потребности в кадрах. Прогноз потребности кадров на период до трех лет является основой формирования государственного задания для республиканских профессиональных образовательных организаций и определяет структуру подготовки. Правительством Республики Хакасия установлен новый порядок формирования контрольных цифр приема в профессиональные образовательные организации. Общие объемы контрольных цифр приема согласовываются с профильными министерствами и государственными комитетами. Особенностью нового порядка является то, что распределение контрольных цифр приема происходит для образовательных организаций на конкурсной основе. Объем средств, направленных на развитие системы профессионального образования республики из республиканского бюджета Республики Хакасия, составил 68595,6 тыс. рублей. Это позволило модернизировать материально-техническую базу образовательных организаций, приобрести лабораторное оборудование, отвечающее требованиям современного производства, обеспечить студенческие общежития мебелью, приобрести учебники. Вместе с тем в экономике республики сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций. По данным мониторинга, проводимого Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия, текущая и перспективная потребности в кадрах работодателей на среднесрочный период 20152017 годов составляет 8116 человек, в том числе служащих – 4095 человек, рабочих 4021 человек. Наибольшую потребность в указанный период будут испытывать работодатели, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения– 1583 человека, по добыче полезных ископаемых 1032 человека, в образовании 1423 человека, в строительстве 801 человек, обрабатывающем производстве 1110 человек. Нехватка в обеспеченности квалифицированными кадрами добывающей отрасли Республики Хакасия обусловлена перспективами развития предприятий отрасли, увеличением их добывающих мощностей, разработкой новых месторождений на территории региона, а также отдаленностью предприятий от крупных городов, способных восполнять образующиеся вакансии трудовыми ресурсами. Потребность в служащих составляет 149 человек и выражена в инженерно-технических работниках со спецификой подготовки для горнорудной отрасли. Прогнозная потребность в квалифицированных работниках, занятых на горно-обогатительных работах – 893 человека, в том числе востребованы машинисты землеройных машин (машинист бульдозера, машинист экскаватора), водители крупнотоннажных машин, электрослесарь, слесарь по ремонту машин и оборудования, слесарь-электромонтажник, электрогазосварщик. В сфере строительства потребность в специалистах составляет 255 человек по специальностям мастер, руководитель участков и работ. Текущая и перспективная потребность строительной отрасли по рабочим профессиям 546 человек. В основном по таким профессиям, как бетонщик, электрогазосварщик, штукатур, плотник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Потребность в рабочих кадрах для строительной отрасли по сравнению с прогнозом на 2013–2015 годы уменьшилась в среднем на 39%. Это обусловлено и тем, что на протяжении последних трех лет увеличивался прием, а, следовательно, и выпуск в профессиональные образовательные организации по профессиям строительного профиля и по профессии «сварщик». В Республике Хакасия, по данным Министерства экономики Республики Хакасия, осуществляют деятельность 677 малых предприятий, 5916 микропредприятий и 42 средних предприятия. В структуре малых предприятий по видам экономической деятельности преобладают предприятия сферы торговли и общественного питания (около 27,7%). Анализ потребности в кадрах предприятий указанной сферы показал, что в организации торговли требуются продавцы, кассиры торгового зала, менеджеры, товароведы, специалисты руководящих должностей. Данной сфере необходимо 94 служащих и 384 рабочих. Потребность в кадрах для деятельности гостиниц и ресторанов составляет 172 человека, из них служащие 42 человека, рабочие 130 человек (по профессиям администратор, повар, горничная, бармен, официант, пекарь). В сельском хозяйстве 82 человека, рабочих – 202 человека (агроном, зоотехник, технолог, водитель, тракторист, чабан, разнорабочий). Также существует ряд проблем, связанных с необходимостью более эффективного использования имеющихся ресурсов системы профессионального образования, выстраивания приоритетов развития образовательных организаций, ориентации образовательных ресурсов на потребности экономики Республики Хакасия, к которым относятся: неполное соответствие объемов подготовки рабочих кадров в системе профессионального образования запросам региональной экономики в связи с сокращением численности выпускников профессиональных образовательных организаций; отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах. Это, в свою очередь, приводит к тому, что система профессионального образования становится менее гибкой и не может быстро сформировать содержание образования под конкретного клиента системы; отсутствие достаточного финансирования, устаревшая материально-техническая база большей части образовательных организаций, что не позволяет готовить специалистов с новыми профессиональными компетенциями, востребованных на рынке труда; отсутствие выстроенной системы внешней оценки качества подготовки выпускников, деятельности профессиональных образовательных организаций. Сохраняется ряд проблем, связанных с трудоустройством выпускников профессиональных образовательных организаций, которые заключаются в: противоречии между требованиями работодателей к уровню квалификации рабочего и качеством имеющихся у них вакансий; низкой мотивации выпускников на работу по полученной профессии или специальности; отсутствии у выпускников опыта работы по полученной специальности, навыков поведения на рынке труда, планирования карьеры; массовом призыве юношей в Вооруженные Силы Российской Федерации по окончании образовательной организации, что приводит к их деквалификации. Вместе с тем эффективная система профессионального образования должна вносить вклад в экономическое развитие, рост конкурентоспособности региона. Таким образом, предназначение современного профессионального образования состоит в обеспечении условий для: ликвидации диспропорций на рынке труда, повышения производительности и качества труда; успешного профессионального старта молодежи, профессиональной мобильности взрослого населения; социально-экономического развития муниципальных образований, республики в целом. 2. Приоритеты государственной политики в сфере Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, которое позволит обеспечить решение вопросов социально-экономического развития России, в том числе Республики Хакасия. Приоритетные направления государственной политики в сфере профессионального образования Республики Хакасия определяются нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия», а также следующими документами: Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р; Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р; Стратегия развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на 2013–2020 годы, одобренная Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 18.06.2013 № ПК-5вн); Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 № 700. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Республики Хакасия», утвержденный постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 05.05.2014 № 35-п. В системе профессионального образования приоритетной является деятельность, направленная на повышение результативности профессиональных образовательных организаций с учетом их специализации, эффективное взаимодействие с работодателями. Основными направлениями изменений в сфере профессионального образования Республики Хакасия являются: разнообразие и широта спектра реализуемых образовательных программ, соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами; развитие оценки качества профессионального образования и профессионального обучения; определение структуры контрольных цифр приема на основании прогнозной отраслевой и республиканской потребности в квалифицированных кадрах; стимулирование работодателей к совместному созданию структурных учебно-производственных подразделений в образовательных организациях и на производстве. С учетом приоритетов государственной политики сформулированы цель и задачи настоящей государственной программы: Цель государственной программы – создание современной системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Республики Хакасия. Задачи государственной программы: обеспечение соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики Республики Хакасия; консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы непрерывного профессионального образования Республики Хакасия, позволяющей обеспечить потребности различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций, а также потребности организаций; создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. 3. Перечень основных мероприятий государственной программы Таблица 1
4. Информация о ресурсном обеспечении государственной программы Таблица 2 Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|