Расширенный поиск

Закон Республики Хакасия от 19.10.1994 № 35

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                               ЗАКОН

                                  Утратил силу - Закон Республики
                                    Хакасия от 18.11.98 г. N 45

О выборах депутатов представительных органов власти района, города
   республиканского значения и представительных органов местного
                самоуправления в Республике Хакасия


    (В редакции Законов Республики Хакасия от 24.01.95 г. N 39;
                       от 29.10.97 г. N 17)


    Статья 1. Законодательство о выборах депутатов представительных 
органов   власти   района,   города   республиканского  значения  и  
представительных органов местного самоуправления

    Настоящий  Закон  предусматривает условия, порядок подготовки и 
проведения   выборов   депутатов  представительных  органов  власти  
района, города республиканского значения и представительных органов 
местного самоуправления в Республике Хакасия.      

    Статья  2.  Выборы  депутатов  представительных  органов власти 
района, города республиканского значения и представительных органов 
местного самоуправления

    Выборы   депутатов   представительных  органов  района,  города  
республиканского  значения, города районного подчинения, территории 
сельпоссовета   осуществляются   гражданами  Российской  Федерации,  
проживающими  в  Республике  Хакасия, на основе всеобщего равного и 
прямого избирательного права при тайном голосовании.    
    Представительные органы избираются сроком на 4 года.

    Статья  3.  Несовместимость  статуса депутата представительного 
органа с должностным положением

    Глава  администрации,  заместители главы администрации, а также
лица,    возглавляющие    отделы,    управления   или   структурные
подразделения   этих   органов,  судьи,  прокуроры  не  могут  быть
депутатами соответствующего представительного органа, а в случае их
выдвижения  кандидатами в депутаты, дают письменное обязательство о
прекращении   соответствующей   деятельности,  если  будут  избраны
депутатами. (В      редакции      Закона     Республики     Хакасия
от 24.01.95 г. N 39)
    Несоблюдение   ограничений,  установленных  настоящей  статьей,  
влечет    за   собой   признание   избрания   соответствующих   лиц   
недействительным.

    Статья   4.  Право  граждан  на  участие  в  выборах  депутатов  
представительных органов

    Право  избирать  в  представительные органы принадлежит каждому 
гражданину Российской Федерации, проживающему в Республике Хакасия, 
на   территории   соответствующей   административно-территориальной   
единицы и достигшему на день голосования 18 лет.   
    Депутатом  представительного  органа  может  быть  избран любой 
гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории 
Республики Хакасия и достигший 21-летнего возраста.  (В    редакции
Закона Республики Хакасия от 29.10.97 г. N 17)    
    Какие-либо  иные, не предусмотренные данным Законом, прямые или 
косвенные  ограничения  прав граждан на участие в выборах депутатов 
представительных  органов  в  зависимости от расовой и национальной 
принадлежности,   пола,   языка,   происхождения,   социального   и   
имущественного  положения, образования, политических, религиозных и 
иных   взглядов,   принадлежности   к   общественным  объединениям,  
продолжительности постоянного проживания в данной местности, рода и 
характера занятий запрещаются.
    Не  могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом 
недееспособными, и лица, не день голосования отбывающие наказание в 
местах лишения свободы по приговору суда.      

    Статья   5.   Принципы  участия  граждан  в  выборах  депутатов  
представительных органов

    Граждане участвуют в выборах депутатов представительных органов 
на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос.  
    Граждане участвуют в выборах непосредственно и лично.
    Голосование   на  выборах  осуществляется  тайно,  контроль  за  
волеизъявлением граждан не допускается.
    Участие в выборах является свободным.

    Статья   6.  Органы,  обеспечивающие  подготовку  и  проведение  
выборов депутатов представительных органов

    Подготовку  и  проведение  выборов  депутатов  представительных  
органов,   подведение  итогов  выборов  обеспечивают  избирательные  
комиссии  по  выборам  депутатов  представительных органов (далее - 
избирательные комиссии).
    Органы   исполнительной   власти   в   соответствии   со  своей  
компетенцией, определенной настоящим Законом, принимают необходимые 
меры  и  оказывают  помощь  избирательным  комиссиям в подготовке и 
проведении выборов депутатов представительных органов.    

    Статья   7.  Гласность  при  подготовке  и  проведении  выборов  
депутатов представительных органов

    На   заседании   избирательных  комиссий  могут  присутствовать  
представители    средств    массовой    информации,   избирательных   
объединений,  а  также после регистрации - кандидат, его доверенные 
лица.
    Кроме  того,  в  день голосования на избирательном участке и на 
заседаниях    соответствующих    избирательных    комиссий   вправе   
присутствовать  по одному наблюдателю от кандидата и избирательного 
объединения.
    Полномочия   указанных   лиц   удостоверяются   соответствующим   
документом.
    Избирательные    комиссии   выдают   указанным   представителям   
информацию о подготовке и проведении выборов.     

    Статья    8.    Расходы,   связанные   с   выборами   депутатов   
представительных органов. Материальное обеспечение выборов   

    Расходы,   связанные   с   подготовкой  и  проведением  выборов  
депутатов  представительных  органов,  производятся за счет средств 
соответствующего местного бюджета.
    Для  финансирования  предвыборной компании агитации кандидаты в 
депутаты    и   избирательные   объединения   вправе   использовать   
собственные средства и добровольные пожертвования.     
    Государственные   предприятия,   учреждения  и  организации  по  
распоряжению  главы  администрации  могут  бесплатно  предоставлять  
избирательным  комиссиям  помещения и оборудование, необходимое для 
подготовки и проведения выборов.

    Статья 9. Назначение выборов

    Выборы депутатов представительных органов назначаются Верховным 
Советом  Республики  Хакасия не позднее чем за 2,5 месяца до дня их 
проведения. Сообщение о дне выборов публикуется в печати.  

    Статья 10. Порядок образования избирательных округов.

    В  пределах  норм, установленных Законом Республики Хакасия "Об 
органах   власти   района,   города   республиканского  значения  в  
Республике  Хакасия"  и  Законом  Республики  Хакасия  "Об  органах  
местного самоуправления в Республике Хакасия", избирательные округа 
образуются    территориальными    избирательными    комиссиями   по   
представлению глав администраций городов республиканского значения, 
районов,  городов  районного  подчинения, территорий сельпоссоветов 
при  соблюдении в основном равной численности избирателей в расчете 
на один депутатский мандат.
    Выборы   депутатов   представительных   органов  проводятся  по  
одномандатным избирательным округам.
    Списки избирательных округов с указанием их границ, численности 
избирателей     публикуются    соответствующими    территориальными    
избирательными  комиссиями  не  позднее,  чем  за  70  дней  до дня 
выборов.

    Статья 11. Избирательные участки

    Избирательные  участки образуются не позднее, чем за 45 дней до 
выборов     решениями     глав     администраций    соответствующих    
административно-территориальных  единиц,  из расчета от 100 до 3000 
избирателей на один участок.
    В    малонаселенных    местностях    допускается    образование    
избирательных участков из расчета от 20 избирателей.   
    Избирательные  участки  образуются  с  учетом  границ  городов,  
сельских  поселений  и  других  населенных пунктов с целью создания 
максимальных   удобств   для   избирателей,  границы  избирательных  
участков не должны пересекать границ избирательных округов.  
    В  войсковых  частях  избирательные  участки  создаются  в  том  
случае, если они расположены вне населенных пунктов, обособленно. В 
других случаях голосование избирателей-военнослужащих проводится на 
избирательных  участках,  расположенных в непосредственной близости 
от войсковой части.

    Статья 12. Порядок формирования избирательных комиссий

    Избирательные    комиссии    образуются    представительным   и   
исполнительным  органами  власти  района,  города  республиканского  
значения,   а  также  представительным  и  исполнительным  органами  
местного самоуправления на паритетных началах:      
    - территориальная - в количестве 5-7 членов;
    - окружная - в количестве 5-7 членов;
    - участковая - в количестве 5-11 членов.
    Сроки  формирования комиссий: территориальной - не позднее, чем 
за  75 дней, окружной - не позднее, чем за 50 дней, участковой - не 
позднее, чем за 40 дней до дня выборов.     
    Председатель,     заместитель    председателя    и    секретарь
территориальной,   окружной,   участковой   избирательных  комиссий
избираются  тайным  голосованием  на  их  первом заседании из числа
членов    территориальной,   окружной,   участковой   избирательной
комиссии. (В      редакции      Закона      Республики      Хакасия
от 29.10.97 г. N 17)
    После    регистрации   кандидата   избирательное   объединение,   
выдвинувшее   кандидата,   или  сам  кандидат  вправе  назначить  в  
избирательную   комиссию,   зарегистрировавшую   кандидата,   и   в   
нижестоящие  комиссии  по  одному  члену  избирательной  комиссии с 
правом   совещательного   голоса   с  последующей  регистрацией  на  
заседании соответствующей комиссии.
    Члены  комиссии  с  правом совещательного голоса обладают всеми 
правами  членов  комиссии, за исключением права голосовать "за" или 
"против"  решения  комиссии: их полномочия осуществляются вплоть до 
опубликования общих итогов выборов.
    Член  избирательной  комиссии  не  может  быть доверенным лицом 
кандидата в депутаты, участвовать в предвыборной агитации.  
    В  случае  выдвижения  кандидатом в депутаты член избирательной 
комиссии   должен   сложить   свои   полномочия  в  соответствующей  
избирательной комиссии.

    Статья 13. Полномочия территориальных избирательных комиссий

    Территориальные избирательные комиссии:
    а)    осуществляют   контроль   за   организацией   выборов   в   
представительные органы на соответствующей территории;    
    б)   руководят  работой  окружных  и  участковых  избирательных  
комиссий и принимают по ним решения;       
    в)  рассматривают  заявления  и  жалобы  на  решения и действия 
окружных  участковых  избирательных  комиссий  и  принимают  по ним 
решения;
    г) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной 
деятельности всех кандидатов;
    д)   распоряжаются   денежными   и   материальными  средствами,  
выделенными на проведение выборов;
    е) организуют изготовление избирательных бюллетеней.
    Исходя  из  местных  условий, в случаях совпадения территорий с 
избирательным   округом   полномочия   окружной  и  территориальной  
комиссии выполняет территориальная комиссия.
    Территориальная  избирательная комиссия действует до назначения 
даты  очередных  выборов  депутатов представительных органов власти 
района, города республиканского значения и представительных органов 
местного самоуправления.
    Исходя  из  местных  условий, по решению Избирательной комиссии
Республики  Хакасия  на  территориях  сельских,  поселковых Советов
полномочия  окружной  избирательной  комиссии  по выборам депутатов
представительных  органов  местного  самоуправления может выполнять
территориальная   избирательная   комиссия.    (В  редакции Законов
Республики Хакасия от 24.01.95 г. N 39; от 29.10.97 г. N 17)

    Статья 14. Полномочия окружных избирательных комиссий

    Окружные избирательные комиссии:
    а)   руководят  работой  участковых  избирательных  комиссий  и  
обеспечивают их избирательными бюллетенями;
    б)  регистрируют  кандидатов  и  их  доверенных  лиц, выдают им 
удостоверения установленного образца;
    в) утверждают текст избирательного бюллетеня для голосования;
    г) проводят досрочное голосование;
    д)  устанавливают  результаты выборов по округу и передают их в 
соответствующую территориальную избирательную комиссию;
    е)  осуществляют  иные  полномочия,  предусмотренные  настоящим  
Законом.
    Окружные  избирательные  комиссии  действуют до истечения срока 
полномочий территориальных избирательных комиссий.

    Статья 15. Полномочия участковых избирательных комиссий

    Участковые избирательные комиссии:
    а) составляют список избирателей (основной и дополнительный);
    б)  проводят  ознакомление избирателей со списками избирателей, 
принимают  и  рассматривают  заявления  об  ошибках и неточностях в 
списках   избирателей   и   решают   вопросы   о   внесении  в  них  
соответствующих изменений;
    в) оповещают население о дне выборов и месте голосования;
    г)   обеспечивают   подготовку   помещения   для   голосования,   
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;  
    д)   организуют   на   своем  избирательном  участке  досрочное  
голосование и голосование в день выборов;      
    е)    производят   подсчет   голосов,   определяют   результаты   
голосования на участке;
    ж)  рассматривают  заявления  и  жалобы  по вопросам подготовки 
выборов и организации голосования и принимают по ним решения; 
    з)  осуществляют  иные  полномочия,  предусмотренные  настоящим  
Законом.
    Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается 
после   передачи   избирательных   документов   в   территориальную   
избирательную комиссию.

    Статья 16. Организация работы избирательных комиссий

    Избирательная    комиссия   Республики   Хакасия   координирует
деятельность  избирательных  комиссий  по  подготовке  и проведению
выборов,  устанавливает  формы  избирательных  бюллетеней,  списков
избирателей и других избирательных документов. (В  редакции  Закона
Республики Хакасия от 29.10.97 г. N 17)
    Заседание  избирательной  комиссии является правомочным, если в 
нем  приняло участие большинство членов комиссии с правом решающего 
голоса.
    Решения  избирательных  комиссий  о  регистрации кандидатов, об 
отмене   регистрации   кандидатов,   об   установлении  результатов  
голосования,    о    признании    выборов    несостоявшимися    или    
недействительными  принимаются  на заседаниях комиссий большинством 
голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. 
    Решения  избирательной  комиссии  подписываются председателем и 
секретарем комиссии.
    Члены   избирательной   комиссии,   не   согласные  с  решением  
избирательной  комиссии, вправе в письменной форме высказать особое 
мнение,  которое  должно  быть  доведено  председателем комиссии до 
сведения  вышестоящей  избирательной  комиссии  не  позднее,  чем в 
трехдневный срок.
    Решение  избирательной  комиссии,  противоречащее  закону  либо  
принятое   избирательной   комиссией  с  превышением  установленных  
полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или 
судом.
    Член  избирательной комиссии, включая председателя, заместителя 
председателя,  секретаря, по решению комиссии может освобождаться в 
период    подготовки    и    проведения   выборов   от   выполнения   
производственных  или  служебных обязанностей с сохранением средней 
заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов. 
    В период подготовки и проведения выборов избирательные комиссии 
могут на договорных началах привлекать штатных работников с оплатой 
труда в пределах сумм, выделенных на проведение выборов.  

    Статья 17. Список избирателей

    Глава  соответствующей  местной администрации обеспечивает учет 
избирателей  и передает участковым избирательным комиссиям сведения 
об  избирателях,  проживающих  на  соответствующей  территории,  не  
позднее, чем за 30 дней до дня выборов.     
    Список   избирателей  составляется  по  каждому  избирательному  
участку  участковой  избирательной  комиссией  и  подписывается  ее  
председателем и секретарем.
    В список избирателей включается каждый гражданин, отвечающий на 
день  выборов  требованиям  статьи  4  настоящего  Закона и имеющий 
постоянное местожительство на соответствующей территории.   
    Список   избирателей-военнослужащих,   находящихся  в  воинских  
частях,  а  также членов семей военнослужащих и других избирателей, 
если   они  проживают  в  районах,  расположения  воинских  частей,  
составляется на основе данных, предоставляемых командирами воинских 
частей.
    Уточнение  списков избирателей должно быть завершено не позднее 
20  дней  до  дня  выборов.  Список  избирателей представляется для 
всеобщего ознакомления.
    Список  избирателей  составляется в алфавитном или ином удобном 
для  организации голосования порядке. В списке указываются фамилия, 
имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.    
    Гражданам  обеспечивается  возможности  ознакомиться со списком 
избирателей  и  проверить  правильность его составления в помещении 
участковой избирательной комиссии.
    Заявление   о   неточностях  данных  в  списке  рассматривается  
участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а накануне и 
в день выборов - немедленно.
    Избиратели,  поселившиеся  на территории избирательного участка
после предъявления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а
также  избиратели,  по  какой-либо  иной  причине  не  включенные в
список, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно
в   список  избирателей  на  основании  документов,  удостоверяющих
личность и подтверждающих их место жительства на территории данного
избирательного участка. (Дополнен   -   Закон   Республики  Хакасия
от 29.10.97 г. N 17)

    Статья 18. Дополнительный список избирателей

    (Исключена - Закон Республики Хакасия от 29.10.97 г. N 17)

    Статья 19. Право выдвижения кандидатов

    Право    выдвижения    кандидатов   принадлежит   избирательным
объединениям, избирательным блокам и избирателям непосредственно.
(В редакции Закона Республики Хакасия от 29.10.97 г. N 17)
    Кандидаты     в     депутаты    представительных    выдвигаются    
избирательными  объединениями,  группами  избирателей,  допускается  
самовыдвижение.
    Избирательными объединениями являются:
    -  политические  партии  и  движения, общественные объединения, 
уставы  (положения)  которых зарегистрированы Министерством юстиции 
Республики    Хакасия   и   предусматривают   участие   в   выборах   
представительных  и  исполнительных органов власти, а также местные 
отделения  общефедеральных  общественных  объединений, политических 
партий и движений;
    -   блок   общественных   объединений,  политических  партий  и  
движений,    уставы    (положения)   которых   зарегистрированы   в   
Министерстве юстиции Республики Хакасия и предусматривают участие в 
выборах   представительных   и   исполнительных   органов   власти,   
создаваемый   на   период   проведения   выборов.   Создание  блока  
подтверждается протоколом.
    Общественное  объединение,  политическая  партия  и движение не 
могут входить в состав более чем одного избирательного объединения, 
а  в  случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве 
самостоятельного избирательного объединения.
    Общественное   объединение,  политическая  партия  и  движения,  
зарегистрировавшие  свой  устав  в  Министерстве юстиции Республики 
Хакасия  после  объявления  даты  выборов,  не  могут участвовать в 
выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов и входить 
в избирательные блоки.
    Группой  избирателей  является добровольное объединение граждан 
Республики   Хакасия  численностью  н  менее  30  человек,  имеющих  
избирательное  право,  образуемое  на  период проведения выборов по 
месту  постоянного  проживания, работы или иным признакам, создание 
которого подтверждается протоколом общего собрания этой группы. 
    О  выдвижении  кандидата  в депутаты избирательные объединения, 
группы   избирателей,   а   также   гражданин,   выдвинувший   свою   
кандидатуру, информируют окружную избирательную комиссию.   

    Статья 20. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов

    Избирательное   объединение   или   группа  избирателей  вправе  
выдвигать не более одного кандидата в каждом из округов.  
    Выдвижение  кандидатов начинается за 70 дней и заканчивается за 
35 дней до дня выборов.            
    Для регистрации кандидата требуется, чтобы в его поддержку были 
собраны  подписи:  в  районах, городах республиканского значения, в 
городах  районного  подчинения  не  менее  одного  процента,  а  на  
территориях  сельпоссоветов не менее двух процентов от общего числа 
избирателей, проживающих на территории соответствующего округа. 
    В  каждом  подписном  листе указываются фамилия, имя, отчество, 
дата рождения, род занятий и постоянное местожительство кандидата. 
    Избиратель,   ставя   подпить  на  подписном  листе,  указывает  
фамилию,  имя,  отчество,  дату  рождения,  адрес,  серию  и  номер  
удостоверения    личности    гражданина    Российской    Федерации,    
проживающего  в  Республике  Хакасия,  или паспорта. Подписной лист 
удостоверяется  лицом,  собравшим  подписи,  с  указанием  фамилии,  
имени,   отчества   этого   лица,   адреса,   серии  и  номера  его  
удостоверения личности или паспорта и кандидатом в депутаты.  
    Подписные листы изготавливаются по уставленной форме.
    Члены  инициативной группы организуют сбор подписей в поддержку 
выдвинутого  кандидата.  Лица,  осуществляющие сбор подписей, несут 
ответственность за подлинность документов и подписей. Сбор подписей 
в свою поддержку может проводить и сам кандидат.   
    Сбор  подписей в поддержку выдвинутого кандидата осуществляется 
на  собственные  средства  инициативной  группы, самого кандидата и 
пожертвования.
    Инициаторы   выдвижения   кандидата  или  сам  кандидат  вносят  
подписные  листы  и  заявление кандидата о согласии баллотироваться 
либо  о  выдвижении  своей  кандидатуры  по  данному избирательному 
округу в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее 
35 дней до дня выборов.            
    В    представленных   документах   указывается   принадлежность   
кандидата  к какому-либо избирательному объединению. В случае, если 
кандидат не является членом какого-либо избирательного объединения, 
он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о партийной 
принадлежности кандидата заносится в избирательный бюллетень.  
    Окружная    избирательная   комиссия   проверяет   соответствие   
выдвижения  кандидата  требованиям  настоящего Закона и в течение 5 
дней  регистрирует  его,  публикует  данные  о нем, перечисленные в 
настоящей  статье,  в  средствах  массовой  информации и выдает ему 
удостоверение  в  регистрации  с  указанием ее даты и времени, либо 
отказывает в регистрации.
    Регистрация кандидатов заканчивается за 30 дней до дня выборов. 
    Кандидат  в  депутаты может быть зарегистрирован только в одном 
избирательном округе.
    В   случае   отказа   регистрировать  кандидата,  избирательная  
комиссия   обязана   выдать   лицу,  уполномоченному  избирательным  
объединением,    либо    кандидату   или   его   доверенному   лицу   
мотивированное решение, которое может быть обжаловано в вышестоящую 
избирательную комиссию или в суд.         
    Если  в  установленные  сроки  не будет зарегистрирован ни один
кандидат,  либо  после  завершения  регистрации кандидатов и до дня
выборов  в  избирательном  округе не останется ни одного кандидата,
выборы  в  этих  избирательных  округах  по  решению  избирательной
комиссии  откладываются  сроком  на  8  недель  для дополнительного
выдвижения  кандидатов  и  осуществления  последующих избирательных
действий. (В      редакции      Закона      Республики      Хакасия
от 24.01.95 г. N 39)

    Статья   21.  Права  и  обязанности  кандидатов  в  депутаты  и  
доверенных лиц

    Работодатель  обязан  предоставить  кандидату в депутаты по его 
желанию  неоплачиваемый  отпуск  с  момента  регистрации до момента 
опубликования  результатов  выборов.  В течение этого срока средний 
заработок  или иной регулярный доход, исчисленных за предшествующие 
дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем семикратный 
размер   минимальной  заработной  платы,  ежемесячно  выплачивается  
кандидату в депутаты зарегистрировавшей его избирательной комиссией 
из средств, предназначенных для проведения выборов.    
    Кандидаты  со  дня  регистрации  и  до дня опубликования итогов 
выборов  включительно  имеют  право  на  территории округа, где они 
баллотируются,  пользоваться  бесплатно любыми видами общественного 
транспорта,  за исключением такси и заказных рейсов на других видах 
транспорта.  Если  кандидат  имеет  постоянное  местожительство вне 
пределов  избирательного  округа,  в котором баллотируется, то он в 
течение указанного периода пользуется таким же правом для проезда в 
избирательный округ и возвращения к месту жительства.   
    Оплата  этих поездок производится соответствующей избирательной 
комиссией из средств, выделенных на проведение выборов.   
    Кандидат  в  депутаты  может  баллотироваться  только  в  одном  
избирательном  округе.  Кандидат  не  может  состоять  ни  в  одной  
избирательной комиссии.
    Каждый  кандидат в депутаты или избирательные объединения могут 
направить  в  день выборов в соответствующие избирательные комиссии 
не более одного наблюдателя.
    Кандидат   в   депутаты   может  иметь  до  5  доверенных  лиц,  
регистрируемых    той    же    избирательной   комиссией,   которая   
зарегистрировала   кандидата.   Доверенные   лица  должны  отвечать  
требованиям статьи 4 настоящего Закона.        
    Доверенные   лица  получают  от  соответствующей  избирательной  
комиссии   удостоверения   и   ведут   агитационную   деятельность,   
способствующую избранию кандидатов.
    На  указанный  в  настоящей статье период, работодатели обязаны 
предоставить  доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. 
Кандидаты,   назначившие  доверенных  лиц,  вправе  в  любое  время  
отозвать   их,   уведомив  об  этом  соответствующую  избирательную  
комиссию,   которая  аннулирует  выданные  таким  доверенным  лицам  
удостоверения.
    Кандидат  вправе  в  любое  время  до  дня  выборов  снять свою 
кандидатуру.  Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств 
(болезнь  и  пр.),  избирательная  комиссия  относит  на  его  счет  
соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на 
предвыборную кампанию.
    Избирательное  объединение  по  решению  уполномоченного  на то 
органа   может  в  любое  время  до  дня  выборов  отозвать  любого  
выдвинутого  им  кандидата и, если не истек установленный настоящим 
Законом  срок  регистрации,  внести  на регистрацию в избирательную 
комиссию новую кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому 
обстоятельств  (болезнь  и  пр.), избирательная комиссия относит на 
счет   данного  избирательного  объединения  соответствующую  часть  
понесенных   ею   расходов,   включая  выделенные  на  предвыборную  
агитацию.  Информация  о  выбытии  или замене кандидатов не позднее 
трех  дней  публикуется  соответствующей  избирательной комиссией в 
средствах массовой информации.
    Кандидат  не  может  быть  призван  на  воинскую  службу до дня 
опубликования итогов выборов включительно.
    Кандидат  не  может быть привлечен к уголовной ответственности, 
арестован   или   подвергнут   мерам  административного  взыскания,  
налагаемым  в  судебном  порядке,  без  согласия  прокурора района, 
города.
    Кандидат до опубликования итогов выборов по округу, по которому 
он  баллотируется,  не  может  быть по инициативе администрации или 
профсоюзного  органа  уволен  с работы не предприятии, в учреждении 
или  организации,  или  исключен из кооператива, учебного заведения 
(за  исключением  ликвидации предприятия, учреждения, организации), 
или    переведен    на   нижеоплачиваемую   работу   без   согласия   
соответствующей окружной избирательной комиссии.
    Кандидат  из  числа  военнослужащих и других категорий граждан, 
служба  которых  регулируется уставами и положениями, не может быть 
по  инициативе  командования  или  администрации  уволен со службы, 
понижен  в  должности,  в  звании,  лишен воинского звания, а также 
перемещен   по   службе   без   согласия  соответствующей  окружной  
избирательной   комиссии.   В   указанный   период   без   согласия   
соответствующей  избирательной комиссии ему не может быть задержано 
присвоение   очередного   офицерского   или   равного   офицерскому   
специального звания согласно должности.

    Статья 22. Избирательный бюллетень

    В  избирательный  бюллетень включаются в алфавитном порядке все 
зарегистрированные  кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, 
занимаемой должности (занятия), места работы, жительства, партийной 
принадлежности каждого кандидата.
    Текст   избирательных  бюллетеней  печатается  на  хакасском  и  
русском языках.
    В  конце  списка  кандидатов  помещается  строка  "Против  всех  
кандидатов".
    Текст   избирательного   бюллетеня   по  избирательному  округу  
утверждает соответствующая окружная избирательная комиссия.   
    В  каждом  избирательном  бюллетене  должно помещаться указание 
избирателю о порядке заполнения бюллетеня.       
    На  обороте избирательных бюллетеней ставится печать участковой 
избирательной комиссии или подписи двух ее членов.   
    Территориальная     избирательная     комиссия     обеспечивает     
избирательными   бюллетенями  окружные  избирательные  комиссии  не  
позднее 5 дней, а участковые не позднее 3 дней до дня выборов. 

    Статья   23.   Предвыборная   агитация.   Право  на  участие  в  
предвыборной агитации

    Граждане   Российской   Федерации,   проживающие  в  Республике  
Хакасия,  общественные  объединения  вправе  беспрепятственно вести 
агитацию за или против кандидатов в депутаты.    
    Участие    государственных    органов    и   органов   местного   
самоуправления  в предвыборной агитации за или против кандидатов не 
допускается.

    Статья 24. Порядок проведения предвыборных мероприятий

    Органы власти района, города республиканского значения и органы 
местного  самоуправления  обязаны оказывать содействие кандидатам и 
избирательным  объединениям  в  организации проведения предвыборных 
собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. 
    Предвыборные  митинги  организуются  и  проводятся  в  порядке,  
установленном действующим законодательством.
    Проведение   агитации   в   помещениях  избирательных  участков  
запрещается.
    Владельцы    помещений,   находящихся   в   государственной   и   
муниципальной  собственности,  обязаны  по требованию избирательных 
комиссий   безвозмездно   предоставлять   их   в   пользование   не   
установленное  время  для  встреч  кандидатов  и  доверенных  лиц с 
избирателями.  При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать 
равные возможности всем кандидатам.
    Кандидаты  имеют  равное  право  на  бесплатное  выступление  в  
государственных средствах массовой информации.
    Кандидат,  избирательное  объединение  имеют право на основании 
заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить 
за  плату  время  вещания  сверх  времени вещания, предоставленного 
бесплатно.  Условия  оплаты  должны  носить  равный  по отношению к 
кандидату и избирательным объединениям характер.     
    Средства  массовой  информации,  учредителями  которых являются 
государственные органы, организации, учреждения, либо финансируемые 
полностью или частично за счет государственных или средств местного 
самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения 
предвыборных   программ   кандидатов,   избирательных  объединений,  
придерживающихся разных политических взглядов.
    Кандидаты  и  избирательные объединения вправе беспрепятственно 
выпускать   плакаты,  листовки  и  иные  агитационные  материалы  с  
указанием   организации   и   лиц,   ответственных  за  из  выпуск.  
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.  
    Предвыборные  программы,  агитационные предвыборные материалы и 
выступления   не   должны   содержать  призывов  к  насильственному  
изменению конституционного строя и нарушению целостности Республики 
Хакасия  и  Российской Федерации, разжигать расовую, национальную и 
религиозную   рознь,   распространять   заведомо  ложные  сведения,  
унижающие честь и достоинство другого кандидата.    
    Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и 
прекращается  за  день  до  выборов.  В день выборов любая агитация 
запрещается.
    В  течение  трех  дней до дня выборов опубликование результатов 
опросов общественного мнения, связанных с выборами, не допускается. 
    Избирательные  комиссии  контролируют соблюдение установленного 
порядка проведения предвыборной агитации.

    Статья 25. Финансирование выборов

    Кандидаты  и  выдвинувшие  их  избирательные объединения вправе 
создавать   собственные   избирательные  фонды  для  финансирования  
предвыборной  агитации.  Такие  фонды  могут  состоять из следующих 
средств:
    а) собственных средств кандидата;
    б)  средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным 
объединением;
    в) добровольных денежных взносов физических и юридических лиц.
    Сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный 
фонд кандидата не может превышать пятикратного минимального размера 
оплаты  труда,  в  фонд  избирательного  объединения - 10-кратного. 
Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать 
минимального  размера  оплаты труда соответственно более чем в 20 и 
200 раз.
    Право  распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит 
исключительно  создавшим  эти фонды избирательным объединениям либо 
кандидатам.
    Избирательные  объединения и кандидаты, создавшие избирательные 
фонды,  обязаны  представить территориальной избирательной комиссии 
отчеты об использовании средств этих фондов.     
    Все   денежные   средства,  поступившие  в  избирательный  фонд  
избирательного   объединения   или   кандидата,   перечисляются  на  
специальный   счет   в  банке,  который  открывается  с  разрешения  
соответствующей  избирательной комиссии после регистрации кандидата 
в депутаты.
    Не  позднее  20  дней  после определения результатов выборов по 
округу избирательное объединение или кандидат обязаны представить в 
территориальную  избирательную комиссию финансовый отчет, в котором 
указываются  источники  денежных поступлений в избирательный форд и 
все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации.   

    Статья 26. Порядок голосования

    Время  для  голосования в день выборов определяется Центральной 
избирательной    комиссией.    Если   по   избирательному   участку   
проголосовали    в   назначенное   время   все   зарегистрированные   
избиратели,  участковая  избирательная  комиссия  может  прекратить  
голосование ранее указанного времени.
    Избиратель, который в период, начиная с 5 дней до дня выборов и 
в  день  выборов,  не  будет  пребывать  в месте своего постоянного 
жительства,  может  проголосовать  досрочно, заполнив избирательные 
бюллетени  в  помещении  окружной  (за  5-4  дня  до  выборов)  или  
участковой  (за  3-1  день  до дня выборов) избирательной комиссии, 
чтобы  при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель 
голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте 
выдаваемых  избирательных  бюллетеней  ставятся подписи двух членов 
окружной  избирательной  комиссии. Заполненные бюллетени избиратель 
помещает  в  конверт, который заклеивает и передает дежурному члену 
окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на 
конверте  ставится  печать  соответственно  окружной или участковой 
избирательной  комиссии,  либо  подписи  двух  членов  окружной или 
участковой  избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии 
по    выборам    в    представительные   органы   передают   списки   
проголосовавших    избирателей   и   конверты   с   бюллетенями   в   
соответствующую  участковую  избирательную  комиссию одновременно с 
передачей    комплектов    избирательных   бюллетеней.   Участковая   
избирательная  комиссия  отмечает  в  своем  списке проголосовавших 
таким образом избирателей.
    В  день  выборов председатель участковой избирательной комиссии 
объявляет  о  начале  голосования  и представляет членам комиссии и 
присутствующим  избирателям  пустые  избирательные  ящики,  которые  
вслед   за   этим   опечатываются.  Затем  председатель  участковой  
избирательной    комиссии   вскрывает   конверты   с   заполненными   
бюллетенями,  оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и 
опускает  извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. После 
чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени.  
    При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в 
списке  избирателей  серию  и номер своего паспорта или заменяющего 
его  удостоверения личности и расписывается. Избиратель, не имеющий 
возможности  сделать  это  самостоятельно,  вправе  воспользоваться  
помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии, 
фамилия которого указывается в списке избирателей, или наблюдателя. 
    Заполнение  избирательных бюллетеней производится в специальной 
кабине  или  комнате,  где не допускается присутствие кого бы то ни 
было,   кроме   голосующего.  Избиратель,  не  имеющий  возможности  
самостоятельно  заполнить  бюллетень вправе пригласить в кабину или 
комнату   для   тайного   голосования   любое   лицо,  кроме  члена  
избирательной комиссии или наблюдателя.
    В     избирательном    бюллетене    для    выборов    депутатов    
представительных  органов  избиратель ставит крест либо иной знак в 
пустом  квадрате  напротив  фамилии  того кандидата, за которого он 
голосует,  либо  в  квадрате, расположенном напротив строки "Против 
всех   кандидатов",   если  он  голосует  против  всех  кандидатов.  
Избиратель  может голосовать не более чем за одного кандидата. Если 
избиратель  проголосует  более  чем  за одного кандидата, бюллетень 
считается недействительным.
    Заполненные  бюллетени  избиратель,  покинув кабину или комнату 
для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.   
    Председатель   участковой   избирательной  комиссии  следит  за  
порядком  в  помещении  для  голосования. Его распоряжения для всех 
присутствующих  обязательны.  В  случае отсутствия председателя его 
замещают  заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - 
секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.   
    В  тех  случаях,  когда  граждане,  имеющие право участвовать в 
выборах,  не  могут прибыть на участок для голосования по состоянию 
здоровья  или  другим  уважительным  причинам,  по  письменному или 
устному  заявлению  участковая  избирательная  комиссия  организует  
голосование   по   месту  нахождения  этих  граждан  в  присутствии  
наблюдателей,  если последние находятся на участке для голосования, 
и  с  использованием специального переносного избирательного ящика. 
Количество  переносных ящиков на избирательном участке определяется 
решением  окружной  избирательной комиссии. Устное заявление должно 
быть  подтверждено  избирателем  в  письменной форме при прибытии к 
нему  членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены 
участковой   избирательной   комиссии,  выезжающие  по  заявлениям6  
получают   под   роспись   количество  бюллетеней,  соответствующих  
количеству  письменных  или  устных заявлений. Фамилии избирателей, 
проголосовавших   на  дому,  вносятся  в  отдельный  дополнительный  
список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а 
член комиссии - в его выдаче.        

    Статья 27. Подсчет голосов на избирательном участке

    По   истечении   времени  голосования  председатель  участковой  
избирательной  комиссии  объявляет  голосование  оконченным.  Перед  
началом  подсчета  голосов  председатель  участковой  избирательной  
комиссии    в   присутствии   всего   состава   комиссии   погашает   
неиспользованные   избирательные   бюллетени,  оглашает  их  число,  
заносимое  в протокол, после чего проверяет целостность печатей или 
пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.    
    Прежде  всего  отделяются  недействительные бюллетени, таковыми 
считаются  бюллетени,  не  изготовленные  официально, не снабженные 
печатью   окружной  или  участковой  избирательной  комиссии,  либо  
подписями  двух  членов избирательной комиссии, либо подписями двух 
членов избирательной комиссии, а также из которых нельзя установить 
волеизъявление избирателей.
    Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам 
голосования. В протоколе указывается:
    а)    общее    число    избирателей,    зарегистрированных   по   
избирательному участку;
    б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
    в)  число  избирательных  бюллетеней, выданных в день выборов и 
оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
    г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных 
ящиках;
    д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
    е)      число      избирательных     бюллетеней,     признанных     
недействительными;
    ж)  фамилии  и  инициалы  внесенных  в  избирательные бюллетени 
кандидатов;
    з) число действительных голосов, поданных за каждого кандидата; 
    и) число голосов, поданных против всех кандидатов;
    к)  поступившие  в комиссию жалобы, заявления и принятые по ним 
решения.
    Протокол  составляется  в двух экземплярах и подписывается всем 
составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом 
или  отдельным  его положением, вправе приложить к протоколу особое 
мнение.
    Один  экземпляр  протокола  участковой  избирательной  комиссии  
направляется  в  соответствующую  окружную  избирательную комиссию, 
другой, вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, храниться 
в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.  
    Избирательная  документация,  включая  бюллетени,  передается в 
соответствующие  территориальные  комиссии  не позднее, чем через 5 
дней после официального объявления итогов выборов.    

    Статья 28. Определение результатов выборов

    Окружная  избирательная  комиссия  по получении протоколов всех 
участковых  избирательных комиссий избирательного округа производит 
подсчет  голосов  путем  суммирования  данных,  содержащихся в этих 
протоколах.
    Окружная  избирательная комиссия составляет протокол, в котором 
указывает:
    а)    общее    число    избирателей,    зарегистрированных   по   
избирательному округу;
    б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
    в)  число  выданных  избирательных  бюллетеней в день выборов и 
оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
    г) число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования;
    д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
    е) число недействительных бюллетеней;
    ж)  фамилии  и  инициалы  внесенных  в  избирательный бюллетень 
кандидатов  и  число  действительных  голосов,  поданных за каждого 
кандидата;
    з) число голосов, поданных против всех кандидатов;
    и) одно из следующих решений:
    признание  избранным  кандидата,  получившего  наибольшее число 
действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании 
и если в голосовании приняло участие не менее 25 процентов от числа 
граждан,   внесенных  в  списки  избирателей.  В  случае  равенства  
голосов,  поданных  за  отдельных  кандидатов,  избранным считается 
кандидат, зарегистрированный ранее, чем другой кандидат;   
    признание  выборов  по избирательному округу недействительными, 
если   совершенные   и   допущенные  при  их  проведении  нарушения  
настоящего   Закона  являются  существенными  или  не  позволяют  с  
достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; 
    признание  выборов  по  избирательному  округу несостоявшимися, 
если  число  голосов,  поданных  против  всех кандидатов, превышает 
число  голосов,  поданных за кандидата, набравшего наибольшее число 
голосов,  либо  если  в  них  приняло  участие  менее  25 процентов 
зарегистрированных избирателей;
    к)  поступившие  в комиссию жалобы, заявления и принятые по ним 
решения.
    Протокол   составляется  в  двух  экземплярах,  один  экземпляр  
направляется   в   соответствующую   территориальную  избирательную  
комиссию, другой храниться в комиссии до окончания ее работы. 
    Если  по  избирательному  округу  проводились  выборы по одному
кандидату,  он  считается  избранным,  если  получил более половины
голосов  избирателей,  принявших  участие  в  голосовании, и если в
голосовании приняло участие не менее 25 процентов от числа граждан,
внесенных в списки избирателей.  (В   редакции  Законов  Республики
Хакасия от 24.01.95 г. N 39; от 29.10.97 г. N 17)

    Статья 29. Установление общих итогов выборов

    На   основании   протоколов   окружных  избирательных  комиссий  
соответствующая  территориальная  (районная, городская, поселковая, 
сельская)  избирательная  комиссия  определяет и публикует в печати 
общие итоги выборов не позднее 5 дней после проведения выборов. 
    В  избирательных  округах,  выборы  в которых не состоялись или 
признаны  недействительными, территориальная избирательная комиссия 
назначает повторные выборы.

    Статья 30. Повторные выборы

    Если    выборы   депутатов   были   признаны   несостоявшимися,   
недействительными, территориальная избирательная комиссия принимает 
решение  о проведении в избирательном округе повторных выборов. При 
этом  она  может  принять  решение  о  необходимости замены состава 
соответствующих  избирательных  комиссий. Голосование проводится на 
тех  же  избирательных  участках  и  по тем же спискам избирателей, 
которые были составлены для проведения предыдущих выборов.  
    При  проведении  повторных выборов сроки избирательных действий 
могут   быть   сокращены,  однако  не  более  чем  на  одну  треть.  
Образование   избирательных   комиссий,  выдвижение  и  регистрация  
кандидатов  в  депутаты,  другие  мероприятия проводятся в порядке, 
установленном  настоящим  Законом. Сообщение о проведении повторных 
выборов публикуется в печати.

    Статья 31. Регистрация избранных депутатов

    Окружная избирательная комиссия после установления общих итогов 
выборов    извещает    кандидата    а    его   избрании   депутатом   
представительного   органа,   производит   регистрацию   избранного   
депутата  и  выдает  ему  удостоверение об избрании не позднее, чем 
через 5 дней после подписания протокола и публикует итоги выборов в 
печати.
    В  соответствии  с  требованиями  настоящего  Закона  кандидат,  
избранный  депутатом представительного органа, в трехдневный срок в 
письменном  виде  обязан  сообщить  в соответствующую избирательную 
комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом 
депутата представительного органа в Республике Хакасия.   

    Статья  32.  Ответственность  за  нарушение  законодательства о 
выборах  депутатов  представительных  органов власти района, города 
республиканского   значения  и  представительных  органов  местного  
самоуправления

    К  лицам,  препятствующим  путем  насилия,  обмана,  угроз  или  
подкупа  свободному осуществлению гражданином Российской Федерации, 
проживающим в Республике Хакасия, или граждан Российской Федерации, 
проживающих  в  Республике  Хакасия,  их прав участвовать в выборах 
депутатов,  вести  предвыборную  агитацию, осуществлять контроль, а 
также   к  членам  инициативных  групп  и  избирательных  комиссий,  
должностным   лицам   государственных   или  общественных  органов,  
совершившим  подлог  документов  по  выборам,  фиктивные  записи  в  
подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившим 
тайну  голосования, применяются меры уголовной или административной 
ответственности,   предусмотренные   действующим  законодательством  
Российской Федерации.

    Статья   33.   Обжалование  решений  и  действий  избирательных  
комиссий

    Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, 
нарушающие  права  граждан,  могут  быть  обжалованы  в вышестоящую 
избирательную   комиссию   или  в  суд.  При  этом  предварительное  
обращение   в   вышестоящую   избирательную  комиссию  не  является  
обязательным условием для обращения в суд.      
    Избирательная  комиссия Республики Хакасия и иные избирательные
комиссии  в  пределах  своей  компетенции  рассматривают  жалобы на
решения  и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не
позднее  чем  в  пятидневный  срок дать ответ по существу, а в день
выборов  немедленно.  В случае, если факты, содержащиеся в жалобах,
требуют  дополнительной  проверки,  решения  по  ним принимаются не
позднее, чем в десятидневный срок. (В  редакции  Закона  Республики
Хакасия от 29.10.97 г. N 17)

    Статья 34. Последствия фальсификации подписных листов

    В  случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах 
и  если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации 
кандидата  в  депутаты,  то  соответствующая избирательная комиссия 
отказывает в регистрации кандидата в депутаты.     
    Если указанные факты обнаружены:
    -  после  регистрации  кандидата в депутаты, то соответствующая 
избирательная  комиссия  принимает  решение  об  отмене регистрации 
кандидата;
    -   после   избрания  депутатом,  то  его  мандат  аннулируется  
соответствующим представительным органом по представлению мандатной 
комиссии.

    Статья 35. Выборы депутатов вместо выбывших

    В    случае   досрочного   выбытия   депутата   территориальная   
избирательная  комиссия  в  трехмесячный  срок  с  момента  выбытия  
депутата   назначает   дополнительные   выборы  в  округе,  которые  
проводятся  согласно  настоящему  Закону.  Если  до окончания срока 
полномочий   представительного   органа   власти   района,   города   
республиканского   значения  и  представительных  органов  местного  
самоуправления   остается  менее  года,  дополнительные  выборы  не  
проводятся.


    Председатель Верховного Совета
    Республики Хакасия          В.Н. ШТЫГАШЕВ


    г. Абакан
    19 октября 1994 года
    N 35

Информация по документу
Читайте также