Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 12.05.2016 № 161

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 12 мая 2016 г. № 161

г. Кызыл

 

 

Об утверждении республиканской

комплексной программы «Смогу жить

самостоятельно» на 2016-2017 годы

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указом Главы Республики Тыва от 18 февраля 2013 г. № 30 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Тыва на 2012-2017 годы» Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемую республиканскую комплексную программу «Смогу жить самостоятельно» на 2016-2017 годы. 

2. Разместить настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

 

Глава Республики Тыва                                                           Ш. Кара-оол

 

 


Утверждена

постановлением Правительства

Республики Тыва

от 12 мая 2016 г. № 161

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

«Смогу жить самостоятельно» на 2016-2017 года

 

П А С П О Р Т

республиканской комплексной программы

«Смогу жить самостоятельно» на 2016-2017 годы 

 

Наименование Программы 

республиканская комплексная программа «Смогу жить самостоятельно» на 2016-2017 годы (далее – Программа)

 

 

 

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Главы Республики Тыва от 18 февраля 2013 г. № 30 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Тыва на 2012-2017 годы»

 

 

 

Орган исполнительной власти Республики Тыва, ответственный за реализацию Программы

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва

 

 

 

Основные разработчики и исполнители программы

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Тыва» (по согласованию), Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (по согласованию), ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением», ГБУ Республики Тыва «Центр мониторинга и анализа», ГБОУ Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования», МБОУ «Дерзиг-Аксынская средняя общеобразовательная школа» (по согласованию), региональные и муниципальные социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию), Общественный совет при Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва (по согласованию)

 

Срок реализации Программы

2016-2017 годы. Программа реализуется в один этап

 

 

 

Цель Программы

максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида с отклонениями умственного развития в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении                   им возраста 18 лет

 

Задачи Программы

выявление детей-инвалидов, обладающих реабилитационным потенциалом, позволяющим самостоятельное проживание;

создание системы реабилитации по подготовке детей-инвалидов к самостоятельному проживанию;

формирование профессионально-трудовых навыков для подготовки детей-инвалидов к трудовой занятости;

развитие форм жизнеустройства воспитанников интернатного учреждения для детей-инвалидов системы социального обслуживания Республики Тыва;

формирование структуры сопровождения выпускников интернатных учреждений системы социального обслуживания Республики Тыва по месту работы и проживания;

формирование регионального информационно-методического поля по вопросам реабилитации и социального сопровождения детей-инвалидов с умственной отсталостью;

поддержка общественных и добровольческих инициатив по участию в программах и интеграционных мероприятиях, адресованных детям-инвалидам с отклонениями умственного развития

 

 

 

Целевые группы, на которые направлена деятельность по реализации Программы (количественные и качественные характеристики)

дети-инвалиды, воспитывающиеся в интернатном учреждении системы социального обслуживания Республики Тыва, в том числе получающие подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости (человек), по годам: 2016 год – 40, 2017 год – 40;

семьи, имеющие детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатном учреждении системы социального обслуживания Республики Тыва (ед.), в том числе по годам: 2016 год – 10, 2017 год – 10;

выпускники интернатного учреждения системы социального обслуживания Республики Тыва для умственно отсталых детей, проживающие самостоятельно (в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста) (чел.), в том числе по годам: 2016 год – 2, 2017 год – 4

 

 

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

овладение ежегодно около 20-25 детьми-инвалидами, воспитывающимися в интернатном учреждении системы социального обслуживания Республики Тыва для умственно отсталых детей, навыками и умениями, необходимыми для самостоятельного проживания, включая трудовые навыки;

увеличение численности самостоятельно проживающих выпускников интернатных учреждений для умственно отсталых детей, в том числе трудоустроенных до 6 чел.
(в 2016 – 2 чел., 2017 г. – 4 чел.) к концу реализации Программы;

увеличение числа родительских посещений (не менее одного раза в месяц);

создание специализированной службы сопровождения выпускников интернатных учреждений для умственно отсталых детей;

увеличение количества специалистов, прошедших профессиональное обучение в рамках Программы, с 8 до      15 человек;

подготовка и издание не менее 40 ед. методических материалов, рекомендаций по вопросам реабилитации, коррекции, социального сопровождения ребенка-инвалида с умственной отсталостью тиражом не менее 100 шт.

 

 

 

Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования)

финансирование Программы осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и привлеченных средств
в виде денежных средств от приносящей доход деятельности государственных бюджетных учреждений Республики Тыва, гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд).

Предполагаемый общий объем финансирования составляет 36083,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 г. – 16083,4 тыс. рублей;

2017 г. – 20000,0 тыс. рублей.

Денежные средства республиканского бюджета Республики Тыва – 12013,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 г. – 6190,0 тыс. рублей;

2017 г. – 5823,5 тыс. рублей.

Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на соответствующий год.

За счет внебюджетных источников предусматривается финансирование программных мероприятий в сумме  7986,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 г. – 3810,0 тыс. рублей;

2017 г. – 4176,5 тыс. рублей.

В качестве внебюджетных источников предполагается привлечь финансовые средства ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением», полученные от приносящей доход деятельности.

Объем запрашиваемых денежных средств Фонда составляет 16083,4 тыс. рублей и в соответствии с пунктом 16.7 Конкурсной документации по конкурсному отбору инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда «Смогу жить самостоятельно» составляет 50 процентов от ежегодного объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий Программы бюджетом программы (в отношении высокодотационных регионов), в том числе по годам:

2016 г. – 6083,4 тыс. рублей;

2017 г. – 10000,0 тыс. рублей

 

I. Описание проблемы недостаточной подготовленности

детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной

профессионально-трудовой деятельности и обоснование

необходимости ее решения программно-целевым методом

 

Важнейшим направлением государственной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации является обеспечение социальных гарантий для создания им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества. 

Невозможно построить современное общество, не решая проблемы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, детей. Актуальность данной проблемы подтверждается высоким удельным весом инвалидов как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Тыва, в частности.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат), на конец 2014 года численность населения республики составила 311761 чел., в том числе взрослого населения – 200749 чел., детей – 109711 чел.

По сведениям ГУ – Отделения Пенсионного фонда России по Республике Тыва на 1 января 2015 г. в республике зарегистрировано 2370 детей-инвалидов, что составило 2,2 процента от общей численности детского населения (2013 г. – 2408 чел., 2012 г. – 2394 чел.). За анализируемый период (2012-2014 гг.) уровень первичной детской инвалидности в Республике Тыва имел тенденцию к увеличению. Показатель первичной инвалидности на 10 тыс. детского населения соответственно составил 28,8, 28,2 и 31,6. Аналогичный показатель по Сибирскому федеральному округу в 2014 году составил 24,1, а в целом по Российской Федерации – 26,3.

Причинами увеличения инвалидности среди детского населения являются врожденные аномалии развития, в том числе врожденные пороки сердца, болезни нервной системы (детский церебральный паралич, органические расстройства центральной нервной системы, последствия нейроинфекций), сенсоневральная тугоухость, последствия травм, осложненные остеомиелитом. Рост детской инвалидности в республике обусловлен высокой рождаемостью и недостаточным здоровьем матери.

В общей структуре детской инвалидности удельный вес инвалидизации
вследствие психических расстройств составлял на конец 2014 года 8,0 процентов (2012 г. – 7,8 процента, 2013 – 7,7 процента), показатель заболеваемости психическими расстройствами на 10 тыс. детского населения составил 16,4 (в 2012 г. – 17,6, 2013 г. – 16,5).

При анализе структуры первичной инвалидности у детей обращает на себя внимание стабильность распределения детей-инвалидов по возрастным группам. Отмечен устойчивый рост удельного веса в первой возрастной группе (от 0-3 лет) от 54,9 процента, хотя по сравнению 2013 годом, когда данный показатель составлял 64,4 процента, отмечается небольшое снижение на 5 детей (в 2012 г. – 57,9 процента); на втором месте – дети-инвалиды в возрастной группе от 4 до 7 лет – 20,7,
(в 2013 г. – 15,9 процента, 2012 г. – 19,2 процента). В возрасте от 8-14 лет и 15 лет и старше отмечено увеличение доли первичной инвалидности соответственно
от 12,9 в 2013 г. (в 2012 г. – 17,3) до 16,1 и от 6,8 в 2013 г. (в 2012 г. – 5,6) до 8,3
в 2014 году.

В структуре первичной детской инвалидности по полу во все годы преобладали мальчики с удельным весом в пределах от 8,3 до 54,9 процента.

Высокий уровень распространенности инвалидности среди детского населения республики, в том числе психических расстройств в качестве нозологической составляющей инвалидности, достаточный уровень реабилитационного потенциала для восстановления или компенсации нарушенных функций у значительного количества детей-инвалидов, реальная возможность адаптации таких детей в социуме обусловливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий.

Наиболее приемлемой, гуманной и перспективной для развития и социализации ребенка с инвалидностью можно рассматривать социальную модель, создающую условия для его интеграции в общество. Поэтому реабилитационные мероприятия, касающиеся детей-инвалидов, должны совершенствоваться и расширяться, прежде всего, за счет развития сферы социальной реабилитации.

В целях координации деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва по вопросам реабилитации инвалидов, повышения эффективности мероприятий в сфере реабилитации инвалидов, разработки и реализации мероприятий в области социальной, медицинской, профессиональной и иной реабилитации инвалидов в республике создан Совет по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Республики Тыва.

Единственной медико-социальной организацией, предназначенной для постоянного проживания детей-инвалидов (от 4 до 18 лет) и преимущественно молодых инвалидов в возрасте до 23 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах и социально-трудовой адаптации, является государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением», рассчитанный на 195 коек, в том числе 40 детских.

Здание детского отделения введено в эксплуатацию в 2013 году и в нем обеспечены условия, адекватные состоянию здоровья и возможностям детей с отклонениями в умственном развитии, осуществляется воспитательный процесс, направленный на привитие и закрепление у этого контингента детей навыков личной гигиены, самообслуживания, поведения, общения и др.

С учетом реабилитационного потенциала детей в отделении государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» (далее – отделение) используются программы работы с детьми-инвалидами по воспитанию умственно отсталых детей дошкольного возраста, обучению и воспитанию глубоко умственно отсталых детей, трудовому и профессиональному обучению детей с нарушениями развития. Успешно реализуется программа по развитию творческого потенциала воспитанников. Для этого интернатом приобретены музыкальное оборудование и музыкальные инструменты, ведутся занятия по вокалу, танцам и художественному чтению. Запланировано открытие студии клоунады. Большую заинтересованность и позитивные эмоции у детей вызывают уроки домоводства, где они обучаются приготовлению несложных блюд, лоскутному шитью, изготовлению поделок и украшению ими комнат и др.

Реабилитационный процесс в отделении проводится поэтапно в зависимости от возрастной группы детей-инвалидов и их возможностей:

I этап – дошкольное обучение и воспитание детей в возрасте от 4 до 8 лет;

II этап – школьное обучение, возраст детей от 8 до 16 лет, для детей, способных усвоить специальную программу начального обучения в соответствии с их уровнем психического развития;

III этап – социальная адаптация (16-18 лет и старше) – трудовое обучение воспитанников с учетом их физических и психических возможностей.

По состоянию на 1 декабря 2015 г. в доме-интернате проживает 195 лиц с психическими расстройствами, в том числе 40 детей-инвалидов и 68 молодых инвалидов в возрасте до 23 лет (соответственно к началу 2013, 2014 и 2015 годов – 38, 38, 40 детей и 57, 63, 67 молодых инвалидов). Из числа детей-инвалидов и молодых инвалидов, по оценке специалистов ГБОУ Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования» (далее – Центр диагностики и консультирования), около 45 процентов сохраняют значительный реабилитационный потенциал, могут обучаться, осваивать доступные профессионально-трудовые навыки, адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме. Местом проживания до устройства в дом-интернат этих детей и молодых инвалидов преимущественно являются гг. Кызыл, Ак-Довурак, Кызылский, Каа-Хемский, Улуг-Хемский, Тандинский, Пии-Хемский районы.

В 2014 году из общего количества детей, проживающих в отделении, 59 процентов (в 2012 г. – 54 процента, 2013 г. – 58,2 процента) на основании заключения специальной комиссии Центра диагностики и консультирования признаны обучаемыми, из них:

- 57,1 процента рекомендовано обучение по программе для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта (в 2012 г. – 56,8 процента, 2013 г. – 57,2 процента);

- 9,5 процента – обучение по программе специального коррекционного учреждения (далее – СКУ) 8 вида (IV дифференцированная группа) для детей с тяжелыми нарушениями (в 2012 г. – 12 процентов, 2013 г. – 12 процентов);

- 4,8 процента – пробное обучение (в 2012 г. – 0 процентов, 2013 г. –
0 процентов);

- 28,6 процента – обучение по индивидуально-адаптированной программе СКУ 8 вида (в 2012 г. – 31,2 процента, 2013 г. – 30,8 процента).

Проведенное в 2014 году обследование показало, что 26 чел. нуждаются в помощи логопеда, 14 чел. – психолога, 7 чел. нуждаются в лечении у врача-психиатра, 8 детей нуждаются в лечении у невролога, 13 чел. – в помощи дефектолога, 15 чел. – нуждаются в занятиях по лечебной физической культуре и 5 детей нуждаются в наблюдении у сурдолога.

В связи с чем, по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования, составлены индивидуальные коррекционно-педагогические программы, адаптированные специально для данной категории детей.

Необходимо отметить, что до 2012 года в учреждении работа по обучению детей была налажена не на должном уровне, что ограничивало их право на образование и реализацию связанных с ним социальных гарантий, установленных действующим законодательством.

В целях реализации вышеуказанных законодательных и нормативных правовых актов, а также и Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями развития с 2013 года в интернате организовано обучение детей на основании договора с муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Дерзиг-Аксынская средняя обшеобразовательная школа», имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности. В необходимом объеме оформлены и функционируют  учебные классы.

Педагогами школы широко используются такие формы обучения, как игровые и проблемные ситуации, что значительно повышает познавательную активность детей. Продолжается развитие навыков самообслуживания, обучение приемам ведения беседы, вступления в контакт. Приоритетным направлением на этом этапе является развитие навыков самообслуживания во время одевания, раздевания, туалета, приема пищи и др. Ведется формирование навыков ориентировки в пространстве и во времени, ориентации в предметах и их использования, эмоциональное развитие средствами музыки и художественного творчества. Проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия, на которых воспитатель работает над коррекцией и развитием психических процессов: различных видов памяти, внимания, мышления, речи; проводится профилактика нарушений зрения, дыхания, мелкой моторики, пространственной ориентации. 

Работники отделения активно взаимодействуют с общественными организациями инвалидов. Положительный эффект дают мероприятия, организованные волонтерами, психологически подготовленными к общению с детьми, для формирования их правильного отношения к общению (игры на знакомство, сплочение, творческие мастерские, арт-терапия).

Положительным результатом проведённой за последние три года работы является заметное изменение психоэмоционального состояния детей в лучшую сторону: они стали значительно раскованнее, общительнее и доброжелательнее. Научились внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, рассказывать о своем отношении к конкретным действиям или людям, своих любимых занятиях, предпочтениях и др.

Несмотря на принимаемые усилия по реабилитации воспитанников детского отделения сохраняется ряд проблем в данном направлении: с определенными сложностями продвигаются процессы совершенствования речи, моторики, ориентации в пространстве и др. у отдельных детей, что может затруднить в дальнейшем их адаптацию и социализацию в обществе, что связано с недостаточной материально-технической и методологической базой, уровнем квалифицированности специалистов.

Отмечается также ограниченность в привитии трудовых навыков и профессиональном обучении воспитанников. В основном дети обучаются несложному и примитивному труду: санитарки-уборщицы, грузчика, дворника, рабочего в прачечной, мойщиц посуды и др. Наличие специального оборудования позволило бы разнообразить и расширить виды деятельности и профессий, которыми бы смогли овладеть воспитанники для обеспечения своей занятости в самостоятельной жизни: закройщика-портного, столяра, слесаря, токаря, мастера по изготовлению и ремонту обуви, парикмахера, штукатура-маляра, повара, растениевода-цветовода, а также некоторых видов сельскохозяйственного труда. Привитие детям навыков владения компьютером, оргтехникой, пользования сотовой связью и информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» в значительной мере бы облегчило их адаптацию в обществе и самостоятельной жизни.

Частично эти проблемы решаются посредством реализации мероприятий федеральных и региональных программ. В частности, до 2007 года выделялось столярное, парикмахерское оборудование, был оснащен компьютерный класс. Учитывая длительность эксплуатации, многое из указанного перечня на сегодня пришло в негодность либо подлежит ремонту. С учетом высокой дотационности республики, доля приобретенного дорогостоящего оборудования за счет республиканского бюджета незначительна (медицинские аппараты и шкафы, мягкие модули, в прошлом году за счет средств государственной программы Республики Тыва «Доступная среда на 2014-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 25 декабря 2013 г. № 758, получен автотранспорт, адаптированный для перевозки детей-инвалидов). Функционирующее в интернате техника и оборудование закуплено за счет внебюджетных источников либо получено от спонсоров и благотворителей.

Износ имеющегося медицинского, технологического, реабилитационного оборудования и инвентаря составляет более 65-70 процентов.

Обеспечение мер по прохождению профессионального обучения и (или) получению дополнительного профессионального образования специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, также имеет прямую взаимосвязь с результативностью и эффективностью проводимых социально-реабилитационных мероприятий и подготовкой детей к самостоятельной жизни.

В отделении работает 38 работников, из них медицинские работники и обслуживающий персонал – 30 чел., специалисты, оказывающие социальные услуги, –           8 чел.

Медицинский персонал имеет достаточную квалификацию и профессиональный опыт работы с инвалидами, в том числе детьми, в установленные сроки проходит профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование. Обладает знаниями и навыками работы на реабилитационном оборудовании, на приобретение которого запрашиваются средства Фонда.

Специалисты, оказывающие социальные услуги детям-инвалидам, имеют профильное профессиональное образование, продолжительность трудового стажа работы в данном учреждении в среднем составляет 5 лет. В 2012 году направлен 1 специалист отделения на курсы профессионального образования, в 2013 году – 2 специалиста, в 2014 и 2015 годах обучение не организовано.

Изучение исторически сложившихся тувинских традиционных методов лечения  детей с отклонениями умственного и физического развития, положительного опыта коллег других регионов привело к выводу о необходимости использования в работе отделения иппотерапии как одного из наиболее эффективных методов реабилитации. Этому способствуют прекрасная окружающая природа, наличие животных в учреждении и желания детей обучению езде на лошади. В связи с чем имеется острая необходимость в подготовке специальных инструкторов по иппотерапии.

Необходимо отметить, что перевод выпускников детского отделения в психоневрологические дома-интернаты для взрослых является наиболее распространенной формой их жизнеустройства, в то время как в семьи возвращены в 2012 году –   1 воспитанник, в 2013 году – 0, в 2014 году – 2 чел. и в 2015 году к родителям вернулся один ребенок, что составляет соответственно 2,6; 0; 5,0 и 2,5 процента детей.

По состоянию на 1 июля 2015 г. в Республике Тыва функционируют 2 дома-интерната психоневрологического профиля и психоневрологическое отделение на базе ГБУ Республики Тыва «Хайыраканский дом-интернат для престарелых и инвалидов с психоневрологическим отделением», на базе которых развернуто 474 койко-мест. Очередность в указанные учреждения отсутствует, но плановая мощность и, соответственно, численность размещенных граждан превышает рекомендованные нормативы обеспеченности жилыми помещениями (от 4,3 до 6 кв. м на 1 чел. при норме 7 кв. м). Кроме того, техническое состояние жилых помещений (деревянных, 1961-1978 годов постройки) этих учреждений находятся в крайне неудовлетворительном состоянии (5 признаны аварийными и 3 – ветхими) и нуждаются в постоянном ремонте и контроле.

В этой связи возврат в семью либо устройство в приемную семью ребенка-инвалида, достигшего совершеннолетия, подготовленного к самостоятельной жизни, обладающего определенными навыками в бытовой, общественной и профессиональной деятельности, и дальнейшее его сопровождение должно стать наиболее приоритетной формой жизнеустройства детей, проживающих в отделении.

После достижения 18-летнего возраста инвалиды, имеющие значительный реабилитационный потенциал (в первую очередь – трудовой), не имея возможности освоить профессиональные навыки и трудоустроиться, переводятся в дома-интернаты общего типа или психоневрологические интернаты.

Таким образом, общество теряет потенциальных работников и несет дополнительные издержки по содержанию молодых, способных к труду инвалидов, в интернатных учреждениях. Причиной этого является недостаточная подготовленность детей-инвалидов к самообслуживанию и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченность или полное отсутствие социальных связей вне интернатного учреждения, трудности подбора рабочих мест и необеспеченность жилым помещением, приспособленным для самостоятельного проживания.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство детей, проживающих в отделении за последние три года (около 95 процентов) – из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ранние отказы). При этом дети-сироты составляют лишь 20 процентов, т.е. остальные – это дети, имеющие родителей. Несмотря на то, что посещения родителей вызывают у детей, безусловно, положительные эмоции, их количество совсем незначительно. Так, в 2012 году встретились с родителями (одним из родителей) всего 2 детей, в 2013 году – 3, в 2014 году посещены близкими также 3 детей. Учитывая, что многие дети из семей с достаточным экономическим и социальным потенциалом, деятельность работников учреждения по укреплению связей между родителями и детьми будет способствовать развитию приоритетной формы жизнеустройства – возврату в родную семью либо устройству в патронатную или приемную.

Таким образом, в основу разработки настоящей Программы положен программно-целевой метод, позволяющий реализовать комплексное решение проблем детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждении социального обслуживания интернатного типа, координировать деятельность заинтересованных ведомств и учреждений, развивать взаимодействие с общественными организациями в сфере реабилитации детей-инвалидов. В рамках реализации Программы предусмотрен мониторинг эффективности мероприятий на основе разработанных индикаторов, необходимых для отслеживания промежуточных результатов и проведения необходимой корректировки мероприятий Программы через реализацию основных задач Программы.

Применение программно-целевого метода позволит объединить имеющиеся ресурсы (административные, материально-технические, кадровые, финансовые) органов государственной власти, государственных учреждений Республики Тыва, общественных структур для реализации комплекса приоритетных мероприятий, которые включены в Программу и предлагаются к финансированию из республиканского бюджета Республики Тыва и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа направлена на достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, и выполнение плана мероприятий по ее реализации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р.

 

II. Цель, задачи, сроки реализации Программы

 

Целью Программы является максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида с отклонениями умственного развития в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении им возраста 18 лет.

В связи со спецификой проблем в рамках Программы предусматривается решение следующих основных задач:

- выявление детей-инвалидов, обладающих реабилитационным потенциалом, позволяющим самостоятельное проживание;

- создание системы реабилитации по подготовке детей-инвалидов к самостоятельному проживанию;

- формирование профессионально-трудовых навыков для подготовки детей-инвалидов к трудовой занятости;

- развитие форм жизнеустройства воспитанников интернатного учреждения для детей-инвалидов системы социального обслуживания Республики Тыва;

- формирование структуры сопровождения выпускников интернатных учреждений системы социального обслуживания Республики Тыва по месту работы и проживания;

- формирование регионального информационно-методического поля по вопросам реабилитации и социального сопровождения детей-инвалидов с умственной отсталостью;

- поддержка общественных и добровольческих инициатив по участию в программах и интеграционных мероприятиях, адресованных детям-инвалидам с отклонениями умственного развития.

Срок реализации программы-2016-2017 годы. 

 

III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

 

Перечень основных мероприятий представлен в приложении к настоящей Программе.

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения 40 детей-инвалидов, проживающих в детском отделении Дерзиг-Аксынского психоневрологического дома-интерната, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для их активного участия в жизни общества.

Целесообразность принятия Программы состоит в следующем:

- расширение форм жизнеустройства детей-инвалидов с умственной отсталостью;

- подключение к воспитанию и обучению навыкам самостоятельного проживания детей-инвалидов не только биологических родителей, но и приемной или патронатной семьи;

- активное взаимодействие с институтами гражданского общества при проведении социально-трудовой реабилитации и сопровождении выпускников в самостоятельной жизни;

- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.

Реализация мероприятий Программы позволит значительно улучшить реабилитационную (материально-техническую и методологическую) базу детского отделения государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» за относительно короткий период времени, будет способствовать повышению качества и эффективности реабилитации детей-инвалидов с умственной отсталостью, в том числе детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, проведению социальной реабилитации детей-инвалидов и интеграции их в современном социуме, а также изменению отношения современного общества к лицам с умственной отсталостью.

Применение программно-целевого метода позволит объединить имеющиеся ресурсы (административные, материально-технические, кадровые, финансовые) органов государственной власти Республики Тыва, государственных учреждений Республики Тыва, общественных структур для реализации комплекса приоритетных мероприятий, которые включены в Программу и предлагаются к финансированию из республиканского бюджета Республики Тыва и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа направлена на достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, и выполнение плана мероприятий по ее реализации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р.

В рамках Программы предусмотрены 7 разделов.

Раздел 1 «Выявление детей-инвалидов, обладающих реабилитационным потенциалом, позволяющим самостоятельное проживание». По данному разделу предусматриваются следующие основные мероприятия:

1) формирование автоматизированной информационной системы о детях-инвалидах с отклонениями умственного и физического развития, воспитывающихся в интернатных учреждениях системы социального обслуживания Республики Тыва, и обеспечение оперативного обмена информацией между организациями и специалистами, участвующими в процессе оказания услуг детям-инвалидам с отклонениями умственного и физического развития и проживающим в интернатных учреждениях системы социального обслуживания.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- развитие межведомственного и внутриведомственного взаимодействия специалистов, участвующих в процессе оказания услуг детям-инвалидам с отклонениями умственного и физического развития и проживающих в интернатных учреждениях системы социального обслуживания;

- формирование единой базы данных о детях-инвалидах с отклонениями умственного и физического развития, воспитывающихся  в интернатных учреждениях системы социального обслуживания Республики Тыва;

- обеспечение своевременности оказания детям-инвалидам комплексных  межведомственных социально-реабилитационных мероприятий и проведение мониторинга и контроля за их исполнением.

В рамках мероприятия будет приобретена и установлена в ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор и анализ данных о детях из целевой группы (персональные данные, медицинские и социальные характеристики, результаты психолого-педагогической диагностики, рекомендации, предоставляемые социальные услуги, отслеживание результатов реабилитационной работы и т.д.). На основании заключенных соглашений с другими исполнителями мероприятия систематически будет производиться обмен информацией,
в том числе по защищенным каналам связи, что позволит своевременно и качественно оказать детям-инвалидам из целевой группы социально-реабилитационные мероприятия с использованием комплексного межведомственного подхода.

Исполнителями по данному мероприятию являются Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» (далее – Дерзиг-Аксынский дом-интернат), Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Отделение Пенсионного фонда России по Республике Тыва (далее – ОПФРФ по РТ) (по согласованию), ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее – ГУ-РО ФСС по РТ) (по согласованию), федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Тыва» (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по РТ») (по согласованию);

2) определение уровня реабилитационного потенциала детей-инвалидов.

Рабилитационно-диагностические мероприятия на базе созданной медико-диагностической лаборатории будут проведены в отношении всех детей, находящихся в детском отделении. По итогам проведенной диагностики будет определен круг детей-инвалидов, способных овладеть социальными навыками и умениями, необходимыми для самостоятельного проживания. В целях развития имеющегося потенциала этих детей-инвалидов для каждого из них будут разработаны индивидуальные программы реабилитации, которые будут реализованы в полном объеме. Запланированы ежедневные медико-социально-реабилитационные мероприятия с использованием медицинского оборудования, применением методов психологического тестирования и коррекции, обучением элементарным навыкам самообслуживания с поэтапным усложнением привитых навыков. В результате принятых мер улучшится психоэмоциональное состояние детей-инвалидов, общее состояние здоровья и возрастет количество детей-инвалидов, адаптировавшихся к социальной среде, имеющих стойкий результат формирования навыков и возможностей трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Диагностическими и реабилитационными мероприятиями будут охвачены 100 процентов детей-инвалидов.

Исполнителями мероприятия выступают: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, ГБОУ Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования», Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

3) разработка системы комплексной оценки эффективности реализованных реабилитационных мероприятий.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- разработка критериев оценки результативности проведенных реабилитационных мероприятий;

- создание системы оценки результативности проведенных реабилитационных мероприятий в целях проведения анализа эффективности проводимого комплекса реабилитационных мероприятий.

Исполнителями мероприятия определены: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва «Центр мониторинга и анализа», Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

4) разработка и реализация индивидуальных программ предоставления социальных услуг, а также индивидуальных программ подготовки детей-инвалидов старше 14 лет к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия является подготовка детей-инвалидов к самостоятельному проживанию с учетом:

профессионально-трудовой составляющей реабилитационного процесса посредством определения возможности адаптации к труду, путей поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности;

образовательной составляющей через определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействия с факторами профессионального обучения, прогнозированием наиболее эффективных методов и средств достижения ребенком-инвалидом определенного образовательного статуса;

социально-бытовой составляющей через определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействия с конкретными социально-бытовыми и социально-средовыми условиями; прогнозированием наиболее эффективных методов и средств достижения ребенком-инвалидом возможности самостоятельного обслуживания и проживания. 

Индивидуальные программы  предоставления социальных услуг будут разработаны на всех детей (40 чел.), индивидуальные программы подготовки детей-инвалидов старше 14 лет к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения – на не менее 23 человек.

Исполнители мероприятия: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Дерзиг-Аксынский дом-интернат.

Раздел 2 «Создание системы реабилитации по подготовке детей-инвалидов к самостоятельному проживанию». По данному разделу предусматриваются следующие основные мероприятия:

1) разработка и реализация технологии по формированию навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытового труда и социально-бытовой ориентации (социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация).

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- на основе созданной модельной (тренажерное жилье) комнаты, оборудованной в необходимом объеме (в том числе с обеспечением беспрепятсвенного передвижения малобобильных лиц), будут проведены мероприятия по социально-бытовой ориентации, социально-средовой адаптации: формирование у воспитанников навыков самообслуживания, личной гигиены, ухода за одеждой, обувью, уборки помещения и территории, интереса к приготовлению пищи, привитие навыков работы с предметами повседневного обихода, бытовой техникой, навыков социального поведения;

- дети-инвалиды, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, будут обучены пользованию предметами быта и домашнего обихода, ориентированию на улице, в том числе участию в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- планируется оснастить мебелью, инвентарем и бытовой техникой тренажерное жилье, адаптировать его для беспрепятственного передвижения маломобильных инвалидов, обеспечить системой противопожарной безопасности, системой видеонаблюдения. Также предусматривается приобретение 20 устройств медицинской сигнализации вызова помощи «тревожная кнопка» и оплата расходов по их обслуживанию. Запланировано оборудование открытой площадки «улица – дорога –движение – транспорт – пешеход – пассажир», оснащенной необходимым оборудованием и техникой.

Таким образом, дети-инвалиды, воспитывающиеся в Дерзиг-Аксынском доме-интернате, получат подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости.

Исполнители мероприятия: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

2) разработка и реализация технологии по социально-бытовой адаптации.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- в результате реализации мероприятий с использованием технологий, адаптированных с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов с умственной отсталостью, дети-инвалиды будут обучены грамоте, счету, письму и компьютерной грамотности;

- будут реализованы программы по ознакомлению детей-инвалидов старше         14 лет с их правами и обязанностями в социально-трудовой сфере и в части содержания жилого помещения, формированию у них навыков правильного коммуникативного и поло-ролевого поведения, необходимых для самостоятельного проживания, пользования общественным транспортом, банкоматами, другими электронными терминалами, ориентации на улице, в магазинах, банках и других общественных местах, распознаванию специальных знаков для инвалидов, тактильных указателей и др.; 

- удельный вес детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, получивших подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости, в общей численности детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социального обслуживания, при успешной реализации Программы составит 57,5 процента против 7,5 процента на начало реализации Программы.

Исполнители мероприятия: Министерство образования и науки Республики Тыва, ГБОУ Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования», МБОУ «Дерзиг-Аксынская средняя общеобразовательная школа» (по согласованию), Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

3) разработка и технологии «Реабилитация детей-инвалидов посредством физической культуры, спорта и оздоровительных мероприятий».

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- формирование у 23 воспитанников мотивации и поведенческих навыков здорового образа жизни;

- внедрение и развитие иппотерапии как эффективного метода социальной реабилитации 9 воспитанников;

- организация летнего отдыха и оздоровления 15 детей, в том числе на местных целебных источниках;

- внедрение методов адаптивной физкультуры;

- подготовка 1 инструктора по иппотерапии.

Исполнители мероприятия: Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

4) разработка и внедрение технологии по развитию творческих возможностей детей.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия предполагается способствование интеграции воспитанников дома-интерната в жизнь местного сообщества (участие в массовых культурных, благотворительных, спортивных и других мероприятиях) и вовлечение здоровых сверстников в организацию и проведение этих мероприятий.

Исполнители мероприятия: Министерство культуры Республики Тыва, Дерзиг-Аксынский дом-интернат.

Раздел 3 «Формирование профессионально-трудовых навыков для подготовки детей-инвалидов к трудовой занятости». По данному разделу предусматривается мероприятие по открытию мастерских профессионально-трудовой подготовки.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- привитие воспитанникам трудовых профессиональных навыков по специальностям закройщика-портного, пекаря, кондитера, парикмахера, столяра, слесаря, токаря, мастера по изготовлению и ремонту обуви, парикмахера, штукатура-маляра, повара, цветовода, а также некоторых видов сельскохозяйственного труда;

- открытие сборочных мастерских (упаковка бахил, семян, игрушек и канцтоваров);

- ежегодное открытие не менее 5 профессионально-трудовых мастерских.

Исполнители мероприятия: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Дерзиг-Аксынский дом-интернат.

Раздел 4 «Развитие форм жизнеустройства воспитанников интернатного учреждения для детей-инвалидов системы социального обслуживания Республики Тыва». По данному разделу предусматриваются следующие мероприятия:

1) проведение комплекса мероприятий по восстановлению и укреплению связей между родителями и детьми, воспитывающимися в интернатных учреждениях системы социального обслуживания Республики Тыва.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- получение алкогольно зависимыми родителями с их согласия услуг по медико-социальной и трудовой реабилитации;

- организация временной занятости не менее 3-4 родителей, прошедших курсы лечения от алкогольной зависимости и освободившихся из мест лишения свободы;

- получение ими возможности восстановления родительских прав;

- налаживание родительско-детских отношений, улучшение эмоционального взаимодействия и привязанности;

- увеличение числа родительских посещений до 1 раза в месяц.

Исполнитель мероприятия – Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

2) открытие школы для родителей, родственников, имеющих детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатном учреждении для детей-инвалидов, а также патронатных и приемных семей на базе Дерзиг-Аксынского дома-интерната.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- предоставление и привитие родителям и близким родственникам воспитанников десткого отделения Дерзиг-Аксынского дома-интерната специальных знаний по социальной реабилитации детей-инвалидов с отклонениями умственного и физического развития;

- подготовка ребенка-инвалида к приему в семью;

- жизнеустройство воспитанников, достигших возраста 18 лет, в родные и/или приемные, патронатные семьи.

Численность выпускников учреждений интернатного типа для детей-инвалидов системы социального обслуживания, живущих самостоятельно (в семье) к окончанию реализации Программы составит не менее 6 чел. (в 2016 г. – 2 чел., 2017 г. – 4 чел.).

В рамках мероприятия планируется приобретение компьютерного оборудования, оснащенного голосовой и видеосвязью (программы Skype между воспитанником, его родителями, специалистами дома-интерната), веб-камерами, мультимедийной гарнитурой (наушники + микрофон) и др.

Исполнитель мероприятия: Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

3) создание «Семейного клуба».

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия могут быть совместные занятия детей и родителей в творческих мастерских, что позволит наладить родительско-детские отношения.

Исполнитель мероприятия: Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

4) организация службы социального патронажа семей воспитанников, а также самостоятельно проживающих выпускников, при Дерзиг-Аксынском доме-интер-нате.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- возможность оперативного реагирования при возникновении сложных ситуаций;

- обеспечение своевременности и доступности предоставления социальных услуг.

Планируется приобретение автотранспорта (микроавтобуса) для организации патронатных выездов межведомственной мобильной бригадой по месту проживания воспитанников, их семей, а также самостоятельно проживающих выпускников.

Исполнитель мероприятия: Дерзиг-Аксынский дом-интернат.

Раздел 5 «Формирование структуры сопровождения выпускников интернатных учреждений системы социального обслуживания Республики Тыва по месту работы и проживания». По данному разделу предусматриваются следующие мероприятия:

1) изучение положительного опыта других регионов и реализация технологии по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов, проживающих самостоятельно, в течение первого года после достижения ими возраста
18 лет.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- организация межведомственного взаимодействия в части медико-педагогической деятельности;

- подготовка методического материала.

Исполнитель мероприятия: Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

2) проведение мониторинга качества жизни выпускников интернатных учреждений в течение первого года их самостоятельного проживания.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- социальное сопровождение детей-инвалидов, проживающих самостоятельно; 

- отслеживание корректировки реабилитационных мероприятий в рамках социального сопровождения.

Исполнитель мероприятия: Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

3) оказание медико-социальной, консультативной, психологической помощи выпускникам интернатного учреждения для детей-инвалидов системы социального обслуживания Республики Тыва, проживающим самостоятельно, а также их родителям (опекунам) и другим лицам, совместно проживающим с ними.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам социальной реабилитации детей, а также совместно проживающих членов их семей в целях повышения качества социальной адаптации;

- оперативное реагирование при возникновении сложных ситуаций, обеспечение своевременности и доступности предоставления социальных услуг.

Исполнитель мероприятия: Дерзиг-Аксынский дом-интернат.

Раздел 6 «Формирование регионального информационно-методического поля по вопросам реабилитации и социального сопровождения детей-инвалидов с умственной отсталостью». По данному разделу предусматриваются следующие мероприятия:

1) организация получения дополнительного профессионального образования и (или) прохождения профессионального обучения специалистами, предоставляющими реабилитационные услуги детям-инвалидам.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- повышение уровня профессиональной компетентности 23 специалистов;

- повышение качества реабилитационного процесса детей-инвалидов.

Исполнители мероприятия: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Дерзиг-Аксынский дом-интернат;

2) использование передового опыта профильных методических объединений, конференций, семинаров, практикумов, исследовательской, опытно-эксперимен-тальной работы.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия является изучение и анализ уровня профессиональных потребностей специалистов, определение формы повышения квалификации, их умения эффективно работать в междисциплинарной команде.

Исполнитель: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва;

3) формирование толерантного отношения населения Республики Тыва к лицам с умственной отсталостью.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия может быть обеспечение информированности населения Республики Тыва по формированию общественного мнения и толерантного отношения к лицам с умственной отсталостью.

Исполнители мероприятия: Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва;

4) формирование банка технологий, методических материалов, рекомендаций по вопросам реабилитации, коррекции, социального сопровождения ребенка-инвалида с умственной отсталостью.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия может быть формирование банка методического инструментария в целях оперативного использования и распространения опыта.

Исполнители мероприятия: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва «Центр мониторинга и анализа»;

5) информационное освещение хода реализации и результатов Программы.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия станет повышение информированности населения Республики Тыва о ходе реализации Программы и достигнутых результатах.

Исполнители мероприятия: Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва;

6) проведение семинаров, конференций, «круглых столов» по вопросам социальной реабилитации детей-инвалидов с отклонениями умственного и физического развития.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия может быть увеличение количества специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум, прошедших профессиональное обучение в рамках Программы.

Доля специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, из общего числа специалистов, задействованных в структурах интернатных учреждений системы социального обслуживания для умственно отсталых детей, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум, в 2016 году составит 21 процент, 2017 г. –
39,5 процента, за весь период реализации Программы достигнет 60,5 процента. Доля успешно реализованных в течение одного года после выпуска программ сопровождения детей-инвалидов системы социального обслуживания, живущих самостоятельно (в семье), в общей численности разработанных, составит не менее 100 процентов ежегодно.

Исполнители мероприятия: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, ФКУ «ГБ МСЭ по РТ» (по согласованию), ГУ – РО ФСС РФ по РТ (по согласованию), ОПФР по РТ (по согласованию), общественные организации инвалидов (по согласованию);

7) мониторинг эффективности реализации реабилитационных мероприятий по подготовке детей-инвалидов, воспитывающихся в Дерзиг-Аксынском доме-интернате, к самостоятельному проживанию.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия может быть анализ результативности реализации реабилитационных мероприятий по подготовке детей-инвалидов, воспитывающихся в Дерзиг-Аксынском доме-интернате, к самостоятельному проживанию в целях выработки предложений по дальнейшей тактике реализации Программы.

Исполнители мероприятия: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва «Центр мониторинга и анализа».

Раздел 7 «Поддержка общественных и добровольческих инициатив по участию в программах и интеграционных мероприятиях, адресованных детям-инвалидам с отклонениями умственного развития». По данному разделу предусматриваются следующие мероприятия:

1) взаимодействие с общественными организациями и волонтерами  по вопросам социальной адаптации детей-инвалидов.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия станет привлечение внимания общественности к проблемам социальной реабилитации детей-инвалидов с умственной отсталостью.

В реализации мероприятия примут участие региональные и муниципальные социально ориентированные некоммерческие организации. В частности, Тувинская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов, Тувинское региональное отделение общественной организации «Союз женщин России», Общественный благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства «Мама», Фонд «Дерсу Узала» им. М. Мунзука, Региональная общественная организация «Союз журналистов Тувы», Автономная некоммерческая организация «Детский литературный сайт «Радуга Тувы», Тувинская региональная общественная организация «Ассоциация психологов Тувы», Тувинский республиканский общественный благотворительный фонд по правам ребенка и другие.

Также исполнителями мероприятия определены: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Тыва» (по согласованию), ГУ – РО ФСС России по Республике Тыва (по согласованию);

2) грантовая поддержка проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на социальную реабилитацию детей-инвалидов с отклонениями физического и умственного развития.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятия:

- повышение гражданской активности в решении вопросов социальной реабилитации и адаптации в обществе детей-инвалидов с отклонениями физического и умственного развития;

- развитие государственно-частного партнерства в рассматриваемой сфере.

Планируется ежегодное проведение регионального конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций для софинансирования проектов из республиканского бюджета Республики Тыва, в том числе направленных на  решение вопросов социальной реабилитации и адаптации в обществе детей-инвалидов с отклонениями физического и умственного развития.

Исполнители мероприятия: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство экономики Республики Тыва;

3) проведение независимой оценки качества предоставляемых услуг по социальной реабилитации и адаптации в обществе детей-инвалидов с отклонениями физического и умственного развития в специализированных учреждениях системы социального обслуживания Республики Тыва.

Ожидаемым результатом от реализации мероприятия преполагается повышение качества и эффективности предоставляемых социальных услуг в Дерзиг-Аксынском доме-интернате.

В установленном действующим законодательством порядке Общественным советом при Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва будет проводиться независимая оценка качества предоставляемых услуг по социальной реабилитации  и адаптации в обществе детей-инвалидов с отклонениями физического и умственного развития в специализированных учреждениях системы социального обслуживания Республики Тыва в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 24 июня 2009 г. № 297 «Об утверждении Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг юридическим и физическим лицам утвержденным требованиям к качеству оказания государственных услуг в Республике Тыва».

Исполнитель мероприятия: Общественный совет при Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва.

 

IV. Управление Программой и контроль

за ходом ее реализации

 

Государственным заказчиком Программы является Правительство Республики Тыва.

Исполнителями Программы определены: Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Тыва» (по согласованию), Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (по согласованию), ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением», ГБУ Республики Тыва «Центр мониторинга и анализа», ГБОУ Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования», МБОУ «Дерзиг-Аксынская средняя общеобразовательная школа» (по согласованию), региональные и муниципальные социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию), Общественный совет при Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва.

Координатором Программы является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Для оперативной координационной деятельности создается Республиканский координационный совет, в который входят представители ведомств, принимающих участие в реализации Программы.

Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, за нецелевое использование выделенных средств и иные нарушения бюджетного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для обеспечения государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в рамках Программы, осуществляется Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.

Исполнители мероприятий Программы подготавливают ежегодно отчет о ходе ее реализации и представляют в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, ежегодно подготавливают предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, уточняют механизм реализации Программы, разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва на основе информации, представленной исполнителями мероприятий Программы, ежеквартально подготавливает отчет о ходе реализации Программы и представляет его в установленном порядке в Фонд и Министерство экономики Республики Тыва.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва ежегодно представляет в Фонд и Министерство экономики Республики Тыва, уточненные показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год и отчитывается о ходе ее выполнения.

 

V. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование Программы осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и привлеченных средств, в виде денежных средств от приносящей доход деятельности государственных бюджетных учреждений Республики Тыва, гранта Фонда (основание: решение правления Фонда – протокол заседания правления Фонда от 20 мая 2015 г. № 2).

Предполагаемый общий объем финансирования составляет 36083,4 тыс. рублей, в том числе в разрезе по годам:

2016 г. – 16083,4 тыс. рублей;

2017 г. – 20000,0 тыс. рублей;

Денежные средства республиканского бюджета Республики Тыва – 12013,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 г. – 6190,0 тыс. рублей;

2017 г. – 5823,5 тыс. рублей.

Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на соответствующий год.

За счет внебюджетных источников предусматривается финансирование программных мероприятий в сумме 7986,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 г. – 3810,0 тыс. рублей;

2017 г. – 4176,5 тыс. рублей

В качестве внебюджетных источников предполагается привлечь финансовые средства ГБУ Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением», полученные от приносящей доход деятельности.

Объем запрашиваемых денежных средств Фонда составляет 16083,4 тыс. рублей и в соответствии с пунктом 16.7 Конкурсной документации по конкурсному отбору инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда «Смогу жить самостоятельно» составляет 50 процентов от ежегодного объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий Программы бюджетом Программы (в отношении высокодотационных регионов), в том числе по годам:

2016 г. – 6083,4 тыс. рублей;

2017 г. – 10000,0 тыс. рублей.

Выполнению поставленных в Программе задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием негативных факторов, и имеющиеся социально-экономические проблемы (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Описание рисков

Меры по управлению рисками

Макроэкономические и финансовые риски

1. Снижение темпов экономического роста в стране и Республике Тыва, высокая инфляция, сокращение финансирования мероприятий Программы

расчет объема финансирования с учетом возможного изменения уровня инфляции

Законодательные риски

2. Отсутствие республиканских нормативных правовых актов, необходимых для развития системы интеграции выпускников интернатных учреждений, структуры сопровождения детей-инвалидов с умственной отсталостью в Республике Тыва

совершенствование республиканской нормативно-правовой базы защиты прав детей-инвалидов

Социальные риски

3. Отсутствие лиц, желающих взять на воспитание детей-инвалидов, проживающих в детском отде-
лении   государственного   бюджетного   учреждения

формирование у гражданского сообщества толерантного отношения к
гражданам,    имеющим    умственную

 

Описание рисков

Меры по управлению рисками

Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением»

отсталость. Принятие мер по стимулированию лиц, желающих взять на воспитание детей-инвалидов, проживающих в детском отделении государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневро-логический дом-интернат с детским отделением», а также лиц, желающих организовать уход за выпускником дома-интерната по достижении им возраста 18 лет и предоставить необходимую помощь. Устройство выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей в учреждение социального обслуживания населения стационарного типа для инвалидов старше           18 лет

4. Возвращение ребенка-инвалида с умственной отсталостью из семьи в детский дом-интернат для умственно отсталых детей

проведение реабилитационных мероприятий по помещению и сопровождению инвалида в интернат. Наличие резервных мест для устройства в дом-интернат

Организационные риски

5. Недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие, несогласованность действий между исполнителями Программы

выстраивание межведомственных связей между исполнителями Программы, повышение эффективности механизма межведомственного управления системой социальной поддержки детей-инвалидов с умственной отсталостью

6. Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами по работе с инвалидами с умственной отсталостью

организация системы обучения специалистов, оказание им регулярной методической помощи

7. Отсутствие опыта по созданию структуры сопровождения семей с инвалидом с умственной отсталостью

создание эффективной системы индивидуальной работы с семьями детей-инвалидов с умственной отсталостью. Создание структуры сопровождения


Информация по документу
Читайте также