Расширенный поиск
Указ Президента Республики Бурятия от 06.06.1998 № 129 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УКАЗ
Утратил силу - Указ Главы Республики
Бурятия от 23.03.2015 № 35
О мерах по развитию системы продовольственных рынков Республики Бурятия на 1998 год Кардинальные изменения, произошедшие в социально-экономическом положении агропромышленного комплекса Бурятии, обострение ситуации на продовольственном рынке, не только не улучшили финансовое и экономическое положение на селе, но и способствовали снижению объемов
производства. Так, объем валовой продукции в сопоставимых ценах в 1997 году снизился по сравнению с 1991 годом на 41%, продукции перерабатывающих предприятий - на 28 процентов. Распад системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия привел к возникновению стихийных продовольственных рынков. Сложившаяся структура сбора, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции складывается не в пользу сельского товаропроизводителя. Снижение доли сырья в розничной цене продукта снижает материальную заинтересованность сельхозтоваропроизводителей, служит основой для свертывания товарного производства. Отсутствие развитой сети оптовых рынков и монополизм перерабатывающих и торговых организаций не позволяют сельхозтоваропроизводителям в полном объеме разместить производимую продукцию на более благоприятных условиях. Для защиты интересов местных производителей необходим комплекс мероприятий по государственному регулированию механизма продвижения сельскохозяйственной продукции. Отсутствие рыночной информации, маркетинговых и мониторинговых исследований не дает возможности развития межрегиональных и межгосударственных связей, интегрирования в общероссийские региональные рынки. Учитывая сложившуюся ситуацию, постановляю:
1. Одобрить концепцию развития системы оптовых продовольственных рынков Республики Бурятия (прилагается). 2. Государственному комитету Республики Бурятия по торговле и внешнеэкономическим связям (Дамбаин В.Ц.) до 1 июня 1998 г. проанализировать сложившуюся ситуацию по оптовой торговле и внести предложение по порядку регулирования. 3. Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков (Бавыкин Ю.А.) до 1 июня 1998 г. подготовить проект закона Республики Бурятия "Об оптовых продовольственных рынках" и представить комплексную программу по созданию и развитию оптовых продовольственных рынков Республики Бурятия. 4. Министерству финансов Республики Бурятия (Шлыкова Г.В.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.) при формировании республиканского бюджета на 1999 год предусмотреть выделение возвратных бюджетных средств РГОПР "Агрооптпрод" под закуп сельскохозяйственной продукции в соответствии
с заключенными договорами. 5. Для осуществления заготовительной деятельности в районах рекомендовать главам органов местного самоуправления выступить учредителями по созданию районных оптовых формирований в структуре "Агрокоопсоюза".
6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Семенова Б.Ц. Президент Республики Бурятия Л.В.Потапов г.Улан-Удэ Дом Правительства
"6" июня 1998 года
N 129
Одобрена указом Президента Республики Бурятия
от 06.06.98 N 129
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ
Концепция выполнена под общей редакцией
В. К. Агалова - Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия
Научный руководитель: Колесняк А.А. Исполнители : доценты Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р.Филиппова- Колесняк Антонина Александровна Нехланова Светлана Антоновна При подготовке концепции использованы материалы Госкомстата Республики Бурятия, Госкомитета Республики Бурятия по торговле и внешнеэкономическим связям .
Содержание
1. Обоснование проблемы
2. Методологические подходы к формированию
оптовых продовольственных рынков
3. Сущность, классификация и основные направления деятельности оптовых продовольственных рынков (ОПР) 3.1. Сущность, виды и классификация ОПР 3.2. Основные направления развития, размещение и технико - экономические параметры ОПР 4. Организационно-правовые формы оптовых продовольственных рынков
5. Экономические основы функционирования оптовых продовольственных рынков
6. Рынок продовольственных товаров Республики Бурятия -
тенденции, перспективы
7. Перспективные направления развития оптовых продовольственных рынков Республики Бурятия
8. Экономические взаимоотношения ОПР 9. Оценка эффективности деятельности ОПР 1. Обоснование проблемы
Одним из основных направлений стабилизации экономики, выхода отечественного продовольственного сектора из кризиса, связанным с обновлением общества в целом, является становление и функционирование
рынка продовольствия. Всеобщее огосударствление, а затем разгосударствление собственности, деформация отраслевой структуры экономики, ослабление, а затем и потери трудовой мотивации привели к трудновосстановимым экономическим изменениям, особенно ее аграрного сектора и тесно связанного с ним продовольственного рынка. Материальной основой предложения продовольствия остается имеющийся ресурсный потенциал АПК, состояние которого более всего поражено кризисными явлениями. Дальнейшее развитие продовольственной сферы экономики стало невозможным на старых традиционных путях развития. Необходим поворот к стабилизации продовольственного сектора национального хозяйства на основе разработки новой продовольственной политики применительно к современным условиям. Такой подход даст возможность нормального воспроизводства человека. В последние годы в результате необоснованных общеэкономических и аграрных преобразований сельскохозяйственные товаропроизводители не могут в полной мере реализовать свою продукцию. Одна из причин этого- разрешение системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия без создания
новых распределительных рыночных структур. Это обусловило появление стихийных продовольственных рынков, посредничество в сфере сбыта продукции, присваивающее значительную долю прибыли, созданной трудом сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вторая причина - усиление монополизма предприятий перерабатывающей промышленности, торговли, что приводит к увеличению розничной цены не в производстве, а в сфере переработки и реализации продукции. Внешняя продовольственная интервенция вытеснила с российских рынков потребительские товары, сырье, производимые отечественными товаропроизводителями. Четвертой причиной, порождающей трудности сбыта являются искажения в приватизации предприятий оптовой торговли городов и промышленных центров. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные средства производства, неплатежеспособность предприятий, ограничение кредитования, сокращение государственного финансирования, введение фискальных налогов и платежей и другие причины также затрудняют сбыт продукции сельских товаропроизводителей. Это послужило основой создания "искусственного" избытка продовольствия в регионах страны при
снижении душевого потребления.
В связи с этим важнейшим стратегическим направлением государственной продовольственной политики в ближайшей перспективе является создание эффективной рыночной системы распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия в виде организованных оптовых продовольственных рынков(ОПР).
Рынок продовольствия Бурятии, как и в целом по России насыщен продуктами в основном за счет импортных поставок, зачастую некачественных. К тому же он характеризуется высоким монополизмом в товародвижении. В настоящее время в контексте общей экономической безопасности страны все более остро обозначается вопрос о "национальной продовольственной безопасности". Последняя считается гарантированной, если снабжение населения основными продуктами питания
осуществляется за счет самообеспечения и надежных импортных поставок на уровне, достаточном для поддержания экономического роста и социальной стабильности страны. Продовольственная ситуация достигла критического предела и становится фактором обострения социальных конфликтов. Значительная дифференциация платежеспособности населения и сокращение финансовой деятельности основных производителей сельскохозяйственной продукции создают реальную опасность крайне негативной ситуации на рынке продовольствия. Трудности усугубляются тем, что указанная ситуация развивается на фоне продолжающегося спада объемов производства продовольственных товаров, как в целом по стране, так и в региональном
разрезе.
Продовольственное обеспечение определяется в первую очередь состоянием продуктопроизводящих и обслуживающих отраслей. С каждым годом снижается доля сельхозтоваропроизводителя в цене продукции сельского хозяйства (15-18 %), значительная часть приходится на переработчиков, торговлю и перекупщиков. В 1990 году коммерческие структуры и структуры теневого капитала занимали в цене конечного товара 0,5% затрат, а в эти годы уже 25-28 процентов. Агропромышленный комплекс и система потребительской кооперации оказались вне сферы деятельности продовольственных рынков. Здесь сосредоточена торговля, в основном, импортными товарами. Вопросы сбыта отечественных продовольственных товаров и создания оптовых каналов их
движения к потребителю в настоящее время не решены. В то же время созданная в системе потребительской кооперации сеть оптовых баз, холодильников, овощехранилищ не загружена, либо вообще не используется
по назначению. Включение их в активную работу по закупке, поставке и реализации товаров при соответствующей помощи местных органов власти позволило бы активизировать работу по закупке сельскохозяйственных продуктов у товаропроизводителей, оптовых и перерабатывающих предприятий, осуществлять межрегиональный обмен продуктами и способствовать улучшению торгового обслуживания населения продуктами питания. В настоящее время в условиях финансового кризиса АПК и системы потребительской кооперации, организация оптовых рынков возможна на основе складочного капитала заинтересованных организаций. Организации потребительской кооперации в качестве своего вклада повсеместно могут предложить практически готовую материальную и организационно-технологическую базу рынков, кадровый потенциал, систему связи и управления. Эти средства составят основную часть стартового капитала рынков. Вместе с тем, недостаток оборотных средств и завышенные процентные ставки за кредит коммерческих банков не позволяют эффективно вести оптовую торговлю в прежних формах. Поэтому
представляется целесообразным создать рынки в форме коммерческих структур (хозяйственных обществ) с привлечением инвесторов-участников
создаваемых обществ, включая банки, производственные, транспортные и другие организации. Улучшение ситуации на продовольственном рынке вовсе не обязательно жестко привязывать к значительному увеличению накоплений,
поскольку главным тормозом стабилизации производства является убыточность производства, обусловленная диспаритетом цен, в т.ч. в сопоставлениях закупочных и розничных цен. Резервы сокращения этого диспаритета имеются. Причем без значительных капиталовложений, путем лишь перестройки системы экономических отношений между производителями, покупателями и посредниками - в переработке, хранении и реализации соответствующих продуктов. Оптовые продовольственные рынки (ОПР) создаются с целью стимулирования производства и переработки продукции в регионах на основе формирования эффективного рыночного механизма, взаимной заинтересованности производителя, оптового торговца и потребителя путем установления хозяйственных связей, регулирования производства и
сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения
потребительского спроса. Основные задачи деятельности оптовых продовольственных рынков: - обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции; - предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности устойчивого выхода на конкурентный рынок и обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле- продаже
сельскохозяйственной продукции и продовольствия; - организация встречи продажи продукции производственно-технического назначения; - создание новых рабочих мест, уменьшение оттока населения из сельской местности и другие; - концентрация конкретных потребительских товаров в конкретном месте;
- упрощение и ускорение процесса движения товара к конечному потребителю, взаиморасчетов и платежей; - формирование рыночной цены на конкретные потребительские товары; - обеспечение объективной информацией о спросе и предложении потребительских товаров и ее передачи соответствующим производителям и торговым структурам; - легализация оптовой торговли продуктами питания.
Реализация указанных задач позволит создать условия производителям, покупателям и посредникам по совершению оптовых операций на основе конкуренции и сокращения издержек обращения, стимулировать регулируемую систему распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, транспортного и информационного обеспечения. 2. Методологические подходы к формированию оптовых продовольственных рынков
Создание системы оптовых социально-ориентированных продовольственных рынков во исполнение Закона "О государственном регулировании агропромышленного производства" требует выработки методологических подходов к разработке научно- обоснованной концепции их организации и функционирования. В концепции определяется место оптового продовольственного рынка среди прочих рыночных структур, его
роль в системе товародвижения..
Осуществление этой давно назревшей меры на первом этапе вызовет бюджетные трудности, но в последующем за счет оптимизации межотраслевых экономических связей может быть оздоровлена экономика АПК, повысится роль рыночных отношений в осуществлении позитивных социально-экономических преобразований. Современный оптовый продовольственный рынок (ОПР) - это управляемый и регулируемый механизм товаропродвижения с соответствующей инфраструктурой, включающей в себя комплекс торговых,
складских, административных помещений и вспомогательных служб. Это железнодорожные подъездные пути, гостиницы, почта, медпункт, расчетно-финансовый центр (банк), службы контроля качества и санитарно-эпидемического контроля, информационно-маркетинговый центр,
служба безопасности. ОПР как юридическое лицо не занимается куплей- продажей, его задача ускорить процесс товоропродвижения продукции, упорядочить взаимоотношения по всей технологической цепочке, предоставить участникам торговли необходимые помещения, оборудование, услуги. К сожалению, из-за отсутствия единого обустроенного места, в этой
цепочке оказываются задействованными несколько посредников, что приводит к удорожанию продукции отечественных товаропроизводителей, ее неконкурентноспособности.
ОПР задает участникам торгов определенные правила рыночного поведения, такие, как обеспечение качества и экологической чистоты продуктов, улучшение ассортимента и стандартизация и упаковка товаров и т.д. Оптовик эти требования предъявляет непосредственно товаропроизводителю. Главное преимущество такой формы организации в системе товародвижения в том, что она, во-первых, настроена на конечного потребителя, его защиту и безопасность, во- вторых, ориентирует товаропроизводителя на рынок и его требования, позволяет ему планировать свою хозяйственную деятельность, оптимизировать численность работников и снизить затраты труда и средств и в третьих,
способствует поступлению средств в местный бюджет за счет легализации
торговли. Работа товаропроизводителя в новой системе создает предпосылки для снижения цены, при этом иметь прибыль за счет увеличения товарооборота. Это одно из главных условий рыночной экономики. При наличии в регионе ОПР товаропроизводитель или переработчик может выбрать различные варианты сбыта: 1. самому реализовать свой товар на оптовом рынке, наняв профессионального продавца; 2. сдать товар оптовику для реализации;
3. отправить товар непосредственно в магазин.
В России в настоящее время, успешно действуют пять оптовых рынков
(Волгоград, Кемерово, Новокузнецк, Тула, Рязань). Начали функционировать оптовые рынки еще в 10 крупных городах и ведутся работы по их созданию в 30. Ежедневный товарооборот Волгоградского ОПР составляет в среднем 3 млн. руб., транспортный товарооборот достиг двух тыс. автомобилей в год, а годовой товарооборот с пуском рынка увеличился по сравнению с 1994 годом в 40 раз. Организация оптовых рынков позволила снизить розничные цены в торговой сети в этих регионах в среднем на 10- 20 %. Высокоорганизованные оптовые рынки облегчают работу служб санэпидемнадзора, торгинспекций, решают проблемы продовольственной безопасности населения, предотвращают поступление недоброкачественной
продукции в торговую сеть. Значительно упрощаются взаиморасчеты между участниками торгов. Аккредитация банка на оптовом рынке обеспечивает гарантию расчетов между покупателями и продавцами, поскольку аккредитованный банк в соответствии с правилами торговли снимает с расчетного счета покупателя средства согласно сделке и в течение семи
дней перечисляет их на расчетный счет продавца. Оптовые покупатели и продавцы, аккредитованные на рынке, пользуются услугами того банка, который здесь аккредитован. Оптовик, нарушивший правила торговли, может потерять свое место на рынке и все затраты, связанные с его аккредитацией. Мировой опыт свидетельствует, что во всех странах с развитой рыночной экономикой государство уделяет созданию и функционированию оптовых рынков огромное внимание, контролирует и регулирует их работу. Так, в Японии работа ОПР осуществляется в соответствии со специальным законодательством по оптовым рынкам. Государство является
собственником зданий и сооружений на рынке. Всего в Японии функционируют около 90 центральных (городских) и более 1500 районных ОПР. На их долю приходится 90% товарооборота плодоовощной и рыбной продукции, до 40% - мясной. Работа оптовых рынков Испании также регулируется соответствующими документами (законы, декреты, указы), юридического (уставы и
учредительные документы) и нормативно-технического характера (договоры аренды, контракты и т. д.). Нормальное функционирование ОПР в России возможно в единой системе и в рамках федеральной программы их развития. Только при таком подходе обеспечиваются эффективное их функционирование, контроль и управление со стороны государства. В связи с этим разрабатывается проект Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков России на 1998 - 2005 гг. Одним из разделов этого документа является программа развития ОПР. ОПР обеспечивают стабильность в продовольственном снабжении, защищает товаропроизводителя и переработчика, способствуют поступлению средств в местный бюджет за счет легализации торговли. Поэтому одним из основных источников финансирования рынков должны
быть средства оптовиков, коммерческих и банковских структур, аккредитованных на рынке. Контрольный пакет акций должен находиться у государства, возможно привлечение иностранных инвестиций. Управлением ОПР Минисельхозпрода России разработана программа привлечения банковских структур к созданию ОПР. В частности, проявили
заинтересованность и желание аккредитовать свои филиалы на ОПР такие банки, как - МББ, Инкомбанк, Менатеп, Токобанк, банк "Российский кредит" и др. Оптовые рынки способны обеспечить эффективную контролируемую систему распределения продуктов питания, важна их роль в унификации упаковки, ее стандартизации, а также в межрегиональной и межгосударственной экономической интеграции. Тесные экономические интеграционные процессы формируются по всей технологической цепочке взаимодействия производителя, оптовика, переработчика и розничного торговца. Создается единое информационное поле и условия для планирования работы каждого из участников этого процесса. Методологические подходы к созданию, функционированию ОПР необходимо дифференцировать по регионам Российской Федерации ввиду специфики их природно-климатических и экономических условий. Специфика становления и развития продовольственного рынка Республики Бурятия определяется экстремальностью региональных природно-климатических условий аграрного производства и, как следствие -повышенными требованиями не только к количеству пищи, но и к ее составу, повышенными энергозатратами на производство продовольственных товаров, традициями местного населения, недостаточностью развития рыночной инфраструктуры. 3. Сущность, классификация и основные направления деятель-
ности оптовых продовольственных рынков (ОПР) 3.1. Сущность, виды и классификация ОПР.
Оптовый продовольственный рынок - это с одной стороны система отношений по поводу реализации права собственности и интересов посредством обмена (торговли) результатами деятельности членов (коллективов) общества, а с другой стороны- производственно- экономическая и организационно- хозяйственная система производства товарного продукта и продвижения его к потребителю. Реально хозяйствующими субъектами продовольственного рынка являются сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия перерабатывающей промышленности и торговли. Продовольственный рынок опосредует через систему платежеспособного спроса отношения производства с личным потреблением
населения. Личное потребление является заключительным моментом в воспроизводственном процессе и в порядке обратной связи оказывает воздействие на этот процесс в целом, особенно в сфере агропромышленного производства. Социально- экономическая роль продовольственного рынка определяется очевидным значением удовлетворения потребности людей по сравнению с удовлетворением других потребностей. Содержание продовольственного рынка объективно отражается в его структуре. Продовольственный рынок выступает в двух основных формах: - оптовый продовольственный рынок;
- розничная торговля продовольствием.
Исходной структурой, определяющей формирование продовольственного рынка и непосредственно оптового звена является система реализации сельскохозяйственной продукции, осуществляемая сельскими товаропроизводителями различных форм собственности. При этом наблюдается характерная особенность: уменьшение удельного веса всех видов сельскохозяйственной продукции, реализуемой заготовительными организациями. Методологическое значение для принятия практических решений по регулированию продовольственного рынка имеет характеристика взаимосвязи его различных уровней: федерального, регионального и местного. Продовольственные рынки регионов России выступают как составные части общероссийского рынка. Причем степень вовлеченности конкретных территорий республики в межрегиональный обмен, развитие которого является наиболее характерным признаком формирования единого рынка, в решающей степени зависит от создания инфраструктуры рынка по таким направлениям, как информация, транспорт, связь и в целом от состояния
маркетинга. В целях обеспечения быстрого продвижения товаров к потребителю создаются продовольственные рынки различной ориентации, а
именно, территориальные и специализированные. К территориальным ОПР относятся: муниципальные рынки (поселковые, сельские, рознично-оптовые рынки, районные (межрайонные) мелкооптовые
продовольственные рынки, городские), региональные, межрегиональные и межгосударственные ОПР. Региональные и межрегиональные ОПР должны обеспечить региональный и межрегиональный обмен сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, обусловленный различиями природноэкономических условий их производства. Межгосударственный ОПР призван формировать организационноэкономические условия для обмена и движения потребительских товаров на международном рынке. Географические особенности России вызывают необходимость импорта ряда продовольственных товаров, а их производители имеют затруднения с выходом на российский рынок. Эти проблемы способны решать межрегиональные рынки. Территориальные ОПР подразделяются по функциональной ориентации и специализации их деятельности. По функциональной ориентации ОПР подразделяются на: - оптовые рынки в местах производства для производителей;
- оптовые рынки в местах потребления для потребителей.
В регионах, производящих в больших объемах сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, целесообразно формировать оптовые рынки -
накопители для производителей или комбинированные виды оптовых рынков. Субъектами торгов на таких оптовых рынках, с одной стороны, выступают
производители в торговой сфере (розничные и оптовые) и переработчики продукции. На оптовых рынкахнакопителях формируется материально-техническая база по первичной доработке и хранению сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В регионах, в основном, завозящих потребительские товары, формируются оптовые рынки для потребителей. Они создаются в городах и
крупных промышленных центрах, как правило, для скоропортящейся продукции. По количественному составу ассортимента реализуемой продукции ОПР могут быть специализированными и универсальными. Специализированные ОПР.
Оптовые мясные рынки целесообразно размещать в зонах развитого скотоводства, где функционируют крупные мясоперерабатывающие предприятия, где имеются шоссейные и железные дороги. Оптовые рынки необходимо оборудовать загонами для скота, стоянками для автотранспорта, здесь располагаются хранилища для кормов, помещения для проведения торгов и оформления сделок, ветеринарная служба, отделение банка. Загоны для скота разделяются на блоки для КРС, лошадей, овец, свиней, а внутри блоков - подразделения по трем типам реализации (откорм, забой, племенной скот). Продажа скота может проводиться с использованием терминальной и аукционной форм торговли. Оптовые мясные рынки создают условия сбыта продукции фермерам, сельскохозяйственным кооперативам, колхозам и другим товаропроизводителям. Плодоовощные оптовые рынки.
Оптовые рынки картофеля и плодоовощной продукции создаются, в основном, в местах их потребления на основе реконструкции и перепрофилирования существующих плодоовощных баз, торговозакупочных организаций и колхозных рынков городов. В городах с большой численностью населения оптовые плодоовощные рынки создаются по специальному проекту. Оптовые рынки продуктов моря создаются в местах их промысла, переработки и хранения, т.е., как правило, в портовых городах. ОПР может специализироваться на одном продукте и (или) однородной товарной группе продуктов. Но, это не исключает возможность и целесообразность формирования и универсальных рынков. Разные виды ОПР формируют систему ОПР. Оптовые продовольственные рынки в совокупности с товарносырьевыми и специализированными продовольственными биржами, торговыми домами, концернами, фирмами, центрами, ярмарками, аукционами и выставками сельскохозяйственного сырья и продовольствия составляют систему аграрных рынков. 3.2. Основные направления развития, размещение и технико-экономические параметры ОПР Основными направлениями организации ОПР являются: - разработка законодательной базы формирования и функционирования
оптовых рынков и оптовой торговли; - создание инфраструктуры и материально-технического обеспечения ОПР;
- использование автоматизированных информационных систем для регулирования хозяйственных связей между субъектами ОПР;
- подготовка кадров, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики; - разработка системы управления и государственного регулирования оптовыми продовольственными рынками. Для обеспечения функционирования ОПР при них создаются специализированные службы: информационные, расчетно-финансовые, юридические, консультационные, общественного питания и гостиничного
хозяйства, транспортные, а также государственная служба сертификации и контроля качества продукции. Информационная система обеспечения обеспечивает "открытость" рынка на основе предоставления информации о предложении и спросе, уровне цен, объемах проданной продукции и динамике цен на действующих рынках, биржах и т.д.
Организация системы контроля качества продукции на ОПР состоит в стимулировании поступления на рынок высококачественной продукции на тех условиях, которые позволяют дифференцировать цены в зависимости от
качества товара. Для финансового обслуживания целесообразно предложить банкам и страховым компаниям открыть свои отделения на ОПР. Банк может предоставлять краткосрочные и среднесрочные кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям и оптовикам. ОПР должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими каналами распределения. Учитывая мировой опыт при создании различных видов ОПР рекомендованы следующие примерные параметры их формирования: - для служб, обеспечивающих функционирование межрегионального оптового рынка продовольствия земельный участок - 40 - 50 га; общая площадь помещений 150- 200 тыс. кв. метров, в т. ч. для торговли овощами и фруктами - 100 тыс. кв. м. В этом случае здесь могут функционировать около 600 оптовых продавцов и покупателей; - для торговли мясом - специальное здание площадью 30-40 тыс. кв.
метров, на 180-200 оптовых продавцов, с хранилищами и холодильными установками; - аналогично организуется торговля рыбой.
Оптимальная ежедневная пропускная способность одного межрегионального рынка - 2000- 2500 тонн овощей, 500- 700 тонн фруктов, 500 - 600 тонн мяса. Для размещения скота и стоянки автомобилей отводится 5-6- гектаров, загоны для животных разделяются на несколько блоков: крупного рогатого скота, овец, свиней и птицы. При организации универсальных ОПР с учетом особенностей целесообразно ориентироваться на павильонно-секционную организацию торгового процесса. Для города с населением 350- 400 тыс. человек при универсальном режиме работы плодоовощного ОПР его площадь должна составлять 4,5 - 5 га, в том числе торговая и складская площадь 1,0 - 1,5 га, с численностью продавцов до 200 человек по каждому товару. Оптовые торги должны проводиться до начала массовой розничной торговли плодоовощной продукцией и другими товарами. Мировая практика
показывает, что оптимальное время работы ОПР от 3 до 9 часов утра.
По характеру организации торговли ОПР подразделяются: - аукционы- когда цена устанавливается в ходе публичных торгов, в которых могут участвовать несколько продавцов либо покупателей товаров. Сделки на аукционе совершаются с участником, который предложил лучшие условия; - терминальные - когда цена устанавливается по частным соглашениям либо по оговоренной процедуре, предусмотренной договором между продавцом и администрацией рынка. Организуются оптовые продовольственные рынки поэтапно. На первом этапе необходимо:
подготовить нормативно-правовую базу формирования и функционирования оптовых рынков и оптовой торговли, в которой должны быть определены виды рынков, их характеристики, механизм государственной поддержки и экономического регулирования деятельности
ОПР;
обосновать организационно- экономические проекты ОПР; подготовить совместно с органами управления оптимальные схемы и выделение площадок для размещения оптовых рынков; приступить к переориентации городских овощных баз, обеспечить их работу по принципу оптовых рынков; разработать положение о стимулировании сельскохозяйственных производителей продукцией производственно- технического назначения. На втором этапе обеспечивается развитие оптовых продовольственных рынков и укрепление их материально- технической базы, создаются пилотные проекты оптовых продовольственных рынков по продаже плодоовощной продукции и картофеля, рынков скота. Предусматривается создание индустрии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, охлаждения и упаковки в местах ее производства и потребления; совершенствуется нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, кадровое и консультационное обеспечение ОПР. На третьем этапе завершается создание системы ОПР в регионе. Расположение рынка должно в первую очередь учитывать выход на транспортные артерии (автомобильные и железные дороги, аэропорты). Условиями создания оптовых продовольственных рынков являются ориентация производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия на оптовый сбыт, наличие развитой сети розничной торговли, коммуникаций, соответствующей материально- технической базы. По оценке экспертов число оптовых продовольственных рынков может быть следующим: - мелкооптовые районные (межрайонные) рынки необходимы в каждом крупном районе, в 2-3 мелких или близко расположенных;
- один специальный оптовый рынок для городов с численностью населения от 50 до 200 тыс. человек, как минимум два оптовых рынка (один территориальный, второй специализированный) для городов с численностью от 200 до 500 тыс. человек, города с численностью более 500 тыс. человек должны определять число оптовых рынков исходя из соотношения: два специализированных рынка на каждые 500 тыс. человек населения. Зональные оптовые рынки скота размещаются в регионах с наибольшей концентрацией скота. Это позволит в перспективе объективно определять
цену на скот и птицу, устранить монопольное положение районных (межрайонных) мясокомбинатов. В зависимости от сложившейся концентрации и территориального размещения производства животноводческой продукции и предприятий мясоперерабатывающей промышленности создаются оптовые мясные рынки двух видов: - в зонах с наибольшей концентрацией скота и значительно удаленных (более 150- 200 км) от предприятий мясоперерабатывающей промышленности - территориальные оптовые мясные рынки; - в областях, краях и автономных формированиях, имеющих сеть крупных животноводческих комплексов по откорму крупного рогатого скота, свиней и птицы мясного направления и расположенных вблизи мясокомбинатов создаются оптовые мясные рынки из расчета 3-4 рынка на регион. 4. Организационно-правовые формы оптовых продовольственных рынков
4.1. Оптовый продовольственный рынок может иметь различную организационно-правовую форму: государственное и муниципальное унитарное предприятие, хозяйственное товарищество (различных видов), хозяйственное общество, кооперативы разных видов, потребительское общество, акционерное общество. 4.2. Выбор организационно-правовой формы ОПР зависит от формы собственности и состава учредителей, должен учитывать конкретную социально-экономическую ситуацию. Поскольку создание высокоорганизованных оптовых продовольственных рынков - задача государственных и муниципальных органов власти, это предопределяет для них организационно-правовую форму государственного или муниципального унитарного предприятия. 4.3. Наиболее распространенный организационно- правовой формой ОПР является акционерное общество, созданное на основе объединения имущества и финансовых средств, находящихся в частной, муниципальной и
государственной собственности, а также в собственности долевой, совместной, общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан. 4.4. Преимущества в указанной организационно-правовой форме связываются с имущественными отношениями. В отличии от различного вида
товариществ и кооперативов, акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам акционеров. При выходе из общества акционер может лишь продать свой пакет акций, что не отражается на финансово- хозяйственной деятельности ОПР. Для укрепления своего финансового положения акционерное общество может осуществлять дополнительную эмиссию акций, выпуск ценных бумаг (облигаций, сертификатов). 4.5. В зависимости от степени концентрации и специализации производства, объемов товарооборота, организационно- правовой формы предприятия учредителями ОПР могут выступать: агропромышленные комбинаты, мясокомбинаты, предприятия-холодильники, специализированные автотранспортные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, отделения банков, АККОР, потребкооперация, фермерские хозяйства, объединения личных подсобных хозяйств, колхозные рынки, агроснабы, предприятия розничной торговли, общественного питания, другие юридические и физические лица. Зарубежный опыт функционирования ОПР Франции, Испании, Японии и других стран показывает, что не менее 51 % акций должно принадлежать:
республикам в составе Российской Федерации, краям, областям и автономным образованьям, т.е. государству вклад их в уставный капитал
может быть представлен: правом пользования землей, зданиями, сооружениями, рыночной инфраструктурой, средствами связи и т.д. В этом случае государственные органы, сохраняя право собственности на землю, позволяют использовать имеющиеся средства в интересах своего региона и потребителей ОПР и сельскохозяйственных товаропроизводителей. 5. Экономические основы функционирования оптовых продовольственных рынков
5.1. Экономическая основа деятельности ОПР предопределяется выбором его организационно- правовой формы, от которой зависят и принципы формирования начального капитала и результаты его хозяйственной деятельности. 5.2. В случае создания ОПР с организационно-правовой формой государственного или муниципального предприятия уставный капитал формируется исключительно за счет государственного или местного бюджета и имущества соответствующих органов власти. ОПР может функционировать как на прибыльной, так и на бесприбыльной основе. С точки зрения экономической стратегии и назначения ОПР, который не является собственником продукции и не должен вести никаких коммерческих операций, деятельность его должна вестись на бесприбыльной основе. В этом случае его доходы должны покрывать только расходы на заработную плату персонала рынка, оплату предоставляемых рыночных услуг, на поддержание и развитие его материально- технической базы. Источники поступления доходов:
- арендные платежи за предоставление помещений и офисов продавцам и покупателям; - плата за оказание услуг;
- членские взносы участников рынка;
- поступления от сертификации качества продукции.
5.3. При выборе организационно-правовой формы акционерного общества открытого типа уставный капитал формируется на основе объединения средств различного вида собственников в виде вступительных взносов. Источники поступления доходов те же и дополнительно за счет повторной эмиссии акций и выпуска ценных бумаг. Все затраты ОПР, включая расходы на развитие материальнотехнической базы, предоставление различного рода услуг должны закладываться в тарифы. При расчете доходов необходимо учитывать:
1. Издержки рынка, включая амортизацию;
2. Оценку его фактической загрузки по отношению к возможной. Третьим дополнительным условием, которое должно быть принято во внимание при расчете арендных платежей и условных сборов, является объем реализуемой продукции. По мнению экспертов сумма платежей не должна превышать двух процентов стоимости реализованной продукции. 5.4. Функционирование частного ОПР может быть как на прибыльной, так и на бесприбыльной основе. 5.5. Учитывая ограниченность средств на капитальные вложения, оптовые продовольственные рынки должны создаваться на основе существующих предприятий оптовой торговли, плодоовощных баз, распределительных холодильников, материально- техническая база которых наиболее близка по своей структуре к потребностям оптовых рынков, с привлечением бюджетов территорий. В соответствии с этим реализация программы развития оптовых продовольственных рынков носит преимущественно региональный характер и выполняется под руководством муниципальных органов власти при организационном, научно- техническом,
нормативно- правовом и финансовом (через систему налоговых льгот, инвестиционное кредитование и т.д.) участии государства.
Местные органы самоуправления должны определить в региональных программах создания и развития ОПР лимиты субсидий, порядок их расчета
и условия предоставления, инвестиции, льготное кредитование и налогообложение и другие меры стимулирования. Стимулирование ОПР осуществляется экономическими и правовыми методами (передача объектов рыночной инфраструктуры, представительство
в органах управления ОПР, льготное кредитование и налогообложение).
6. Рынок продовольственных товаров Республики Бурятия - тенденции, перспективы
Анализ рынка произведен на основании данных Госкомстата и Госкомитета по торговле. За годы экономических преобразований потребительский рынок Республики претерпел существенные изменения. Из-за падения уровня реальных денежных доходов резко снизилось среднедушевое потребление продуктов питания населением (табл.1). Таблица 1
Среднедушевое потребление продуктов питания в обследуемых домашних хозяйствах Республики Бурятия (кг в год): +-----------------------------------------------------------------------------+
¦Продукты ¦ Г о д ы ¦Норма рациональ- ¦Минималь- ¦ ¦ +------------------------¦ного потребления, ¦ный норма- ¦ ¦ ¦1980 ¦1990 ¦1992 ¦1996 ¦рекомендованная ¦тив, ¦ ¦ +-----+-----+-----+------¦институтом питания ¦используемый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в оценке про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦житочного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦минимума ¦ +------------------+-----+-----+-----+------+-------------------+-------------¦
¦Хлебопродукты ¦ 97 ¦ 101 ¦ 104 ¦ 124 ¦ 112 ¦ 134 ¦ ¦Картофель ¦ 77 ¦ 79 ¦ 104 ¦ 132 ¦ 106 ¦ 134 ¦ ¦Овощи и бахчевые ¦ 58 ¦ 53 ¦ 44 ¦ 46 ¦ 146 ¦ 84 ¦ ¦Фрукты и ягоды ¦ 28 ¦ 21 ¦ 14 ¦ 8 ¦ 79 ¦ 16 ¦ ¦Мясные продукты ¦ 62 ¦ 63 ¦ 59 ¦ 46 ¦ 84 ¦ 28 ¦ ¦Яйца (штук) ¦ 233 ¦ 207 ¦ 147 ¦ 86 ¦ 276 ¦ 156 ¦ ¦Молочные продукты ¦ 301 ¦ 297 ¦ 213 ¦ 203 ¦ 379 ¦ 222 ¦ ¦Рыбные продукты ¦ 13 ¦ 10 ¦ 9 ¦ 8 ¦ - ¦ 11 ¦ ¦Сахар, кондитер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ские изделия ¦ 26 ¦ 28 ¦ 17 ¦ 17 ¦ 38 ¦ 22 ¦ +-----------------------------------------------------------------------------+
По данным таблицы видно, что практически по всем группам продуктов питания после реформы, потребление было ниже рекомендованных и даже минимальных нормативов, используемых для расчета прожиточного минимума. В дореформенный период потребление фруктов и ягод было ниже
рекомендованных норм на 65, овощей и бахчевых - на 60, молока и молочных продуктов - на 20 процентов. В настоящее время ситуация ухудшилась и потребление стало ниже соответственно - на 90, 68 и 46%. Низкий уровень потребления высококачественных мясных, молочных продуктов, растительных масел компенсируется хлебобулочными, крупяными
и макаронными изделиями. По данным обследования бюджетов домашних хозяйств в 1996 году, калорийность продуктов питания была ниже дореформенного периода на 6-10%, доля белков и жиров в общей энергетике питания снизилась, а доля углеводов возросла. Такой несбалансированный рацион питания считается "нормой" для всех возрастных групп населения и является одной из причин распространения
заболеваний органов пищеварения, эндокринной системы и др. С 1993 года впервые за послевоенное время смертность в республике стала превышать
рождаемость. Население республики только за 5 лет уменьшилось на 8,5 тыс. человек. За последние годы значительно увеличились расходы на приобретение
продуктов питания, а доля расходов на питание является важнейшим индикатором уровня жизни населения. Чем выше доля расходов, идущая на покупку питания, тем ниже уровень благосостояния населения. В малообеспеченных группах населения на питание уходит более 60% Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|