Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 19.03.1997 № 79ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О региональной программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия на 1997-2000 годы. Заслушав и обсудив информацию министра образования и науки Республики Бурятия Намсараева С. Д. по выполнению п. 1. 2. постановления Правительства Республики Бурятия от 4 декабря 1995 г. N 391 "О мерах государственной поддержки образования и науки Республики Бурятия", Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Утвердить разработанную Министерством образования и науки Республики Бурятия региональную программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия (прилагается). 2. Министерству финансов Республики Бурятия (Шлыкова Г. В. ) включить в проект Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 1998 год" расходы, связанные с реализацией региональной программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия. 3. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Hамсараев С. Д. ), Совету ректоров, Совету директоров и руководителям учебных заведений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования принять необходимые меры по выполнению региональной программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Нимаеву Л.Ч. Президент-Председатель Правительства Республики Бурятия Л. В. Потапов и. о. Управляющего Делами - руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия А. Г. Лубсанов г.Улан-Удэ 19 марта 1997г. N 79 Утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.03.97 N 79 Региональная программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия Содержание. Содержание. 3 1. Паспорт 2. Введение. 6 3. Состояние и проблемы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. 6 3.1. Существующая система дополнительного профессионального образования республики. 6 3.2. Виды и формы получения дополнительного профессионального образования. 8 4. Цель и основные задачи региональной программы. 10 4.1. Цель программы. 10 4.2. Основные задачи региональной программы. 11 5. Обеспечение региональной программы. 12 5.1. Развитие нормативно-правовой базы ДПО. 12 5.2. Научное обеспечение сферы ДПО. 13 5.3. Учебно-методическое обеспечение ДПО. 14 5.4. Организация эффективного функционирования системы подготовки и повышения квалификации преподавателей. 15 5.5. Финансовое обеспечение региональной программы. 16 6. Заключение. 16 7. Список использованной литературы. 16 8. Сведения об авторах. 17 9. Приложение 18 1. Паспорт Наименование: Региональная программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия (в дальнейшем Программа). Основание для разработки: Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Закон Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "Об образовании", постановление Правительства Республики Бурятия от 04.12.95 г. N 391 п.1.2. "О мерах государственной поддержки образования и науки Республики Бурятия", постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.95 г. N 498 "О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации", Федеральная программа "Развитие образования в России", постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", постановления Правительства республики Бурятия от 29.01.97 г. N 29 "Концепция и региональная программа развития высшего, среднего и начального профессионального образования Республики Бурятия". Заказчик: Правительство Республики Бурятия Исполнители: Министерство образования и науки Республики Бурятия; Бурятский институт повышения квалификации работников образования; Бурятский институт повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса; Совет ректоров высших учебных заведений; Совет директоров учебных заведений среднего профессионального образования; Совет директоров учебных заведений начального профессионального образования; учебные заведения высшего, среднего, начального профессионального образования Республики Бурятия; центр дополнительных образовательных услуг Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Сроки и этапы реализации программы: 1998-2000 годы. Назначение: Программа призвана обеспечить выполнение трех основных функций: - обоснование общей стратегии развития дополнительного профессионального образования (ДПО) Республики Бурятия на период 1998-2000 годы; - определение конкретных решений по реализации целей и задач Программы на уровне Министерства образования и науки Республики Бурятия, Советов ректоров (директоров) учебных заведений профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования; - обоснование необходимого финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных Программой. Программа разрабатывалась как планово-координационный документ, на основе которого должны разрабатываться планы работы Министерства образования и науки Республики Бурятия, Советов ректоров (директоров) учебных заведений профессионального образования и образовательных учреждений ДПО. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: - создание условий для реализации законов Российской Федерации и Республики Бурятия "Об образовании" и других нормативно-правовых актов в образовательных учреждениях ДПО; - создание нормативно-правовых и организационно-экономических основ обеспечивающих устойчивое функционирование образовательных учреждений ДПО в условиях экономической нестабильности; - приведение структуры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в соответствии с Федеральной программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2005г; - повышение качества и объема образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями ДПО; - активизация экспериментальной и научно-методической работы образовательных учреждений ДПО; - совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в учебных заведениях профессионального образования; - внедрение компьютерных технологий в процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; - повышение конкурентоспособности и престижа образовательных учреждений ДПО; - развитие практики многоканального финансирования; - совершенствование республиканской структуры ДПО. Система контроля: - контроль за реализацией Программы обеспечивается Министерством образования и науки Республики Бурятия совместно с Советами ректоров (директоров) учебных заведений профессионального образования Республики Бурятия и Учеными Советами образовательных учреждений ДПО; - материалы по итогам реализации Программы обсуждаются на заседаниях коллегии Министерства образования и науки Республики Бурятия и представляются в Правительство Республики Бурятия. 2. Введение. Решение намеченных мер по стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям во многом определяется профессиональной компетентностью, ответственностью и активностью кадрового корпуса республики. Одна из важнейших задач на данном этапе - своевременная целенаправленная подготовка специалистов для работы в новых экономических условиях. Сложившаяся в республике практика повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов требует переосмысления, внедрения новых организационных форм, присущих рыночным отношениям, а также новых информационных и педагогических технологий, учитывающих интересы реальных потребителей. Это потребует серьезных начальных инвестиций на развертывание дополнительных учебных площадей, оснащение их современной техникой, развитие существующего учебно-методического обеспечения, подготовку необходимых преподавателей. Комплекс этих проблем решает эффективная система дополнительного профессионального образования, которая должна быть ориентирована на структурные преобразования в экономике и динамичные изменения сфер приложения труда. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи концентрации усилий и координации деятельности образовательных учреждений ДПО. Актуальность и необходимость разработки Программы вызвана современными социально-экономическими условиями и предназначена для координации и совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия. 3. Состояние и проблемы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. 3.1. Существующая система дополнительного профессионального образования республики. Дополнительное профессиональное образование является частью системы образования республики и представляет собой совокупность учебных заведений (подразделений) различных организационно-правовых форм, а также органов управления ими, информационных служб и средств. В соответствии с Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "Об образовании", дополнительные профессиональные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан республики. Основной задачей дополнительного профессионального образования является систематическое повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов. Успешное осуществление последовательного перехода Республики Бурятия к рыночной экономике во многом будет зависеть от того, насколько своевременно и правильно решится весь комплекс вопросов, связанных с созданием рынка труда. Опыт развития мирового сообщества убедительно свидетельствует о том, что всякий раз, когда возникал дисбаланс между имеющимися трудовыми ресурсами и готовностью общества к их использованию, даже самые демократические и прогрессивные реформы сопровождались, как правило, серьезными социальными потрясениями. Кризисные явления в экономике, противоречия в становлении различных форм собственности, социальная напряженность, формирование рынков труда и образовательных услуг, потребностей смены производственной деятельности у значительной части взрослого населения выдвигают задачу регулирования вышеперечисленных процессов через структуры ДПО. При этом, центральными являются задачи обучения руководителей и специалистов, связанных с управлением народным хозяйством, высвобождаемых работников и незанятого населения, военнослужащих, увольняемых в запас, преподавательского состава учебных заведений профессионального образования. Реализация мероприятий по кадровому обеспечению народного хозяйства Республики Бурятия к рыночной экономике позволит обеспечить опережающий рост компетентности кадров, получения ими необходимых знаний, умений и навыков в учебных заведениях и подразделениях ДПО. Таким образом, ДПО, в отличие от других подсистем специального профессионального образования, позволяет любому специалисту повышать свою квалификацию или проходить профессиональную переподготовку. Этим обусловливается определяющая роль ДПО в кадровом обеспечении развития республики. ДПО является важным фактором гармонизации личных и общественных интересов. Систематически повышая свою квалификацию, специалист, с одной стороны, обеспечивает свою личную профессиональную карьеру, с другой стороны, постоянный рост квалификации кадров поддерживает развитие производства, способствуя общему экономическому развитию республики. Важна и другая роль ДПО, как фактора снижения безработицы, через вовлечение в образовательную сферу специалистов с недостаточным образованием, через профессиональную переподготовку людей, не находящих работу по специальности, бывших военнослужащих. В Республике Бурятия в образовательных учреждений ДПО ежегодно обучаются около 5500 человек. Общие сведения об образовательных учреждениях ДПО приведены в таблице 1. Таблица 1. Общие сведения об образовательных учреждениях ДПО +---------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Количество ¦Продолжительность ¦ ¦ Образовательные учреждения ¦слушателей в ¦ цикла обучения ¦ ¦ ¦ год (чел.) ¦ (час) ¦ +------------------------------------+-------------+------------------¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +---------------------------------------------------------------------+ Бурятский институт повышения квали- 1280 150 - 500 фикации работников образования (БИПКРО) Бурятский институт переподготовки 1070 100 - 300 и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса Факультет повышения квалификации 320 500 при Бурятской сельскохозяйствен ной академии Республиканский учебно-методический 420 500 центр по образованию при Мини- стерстве культуры РБ Бурятский филиал Государственного 470 150 - 500 института для усовершенствования врачей (ГИДУВ) Учебно-методический центр при Мини- 50 150 - 500 стерстве здравоохранения РБ Центр дополнительных образовательных услуг ВСГТУ курсы 150 50 - 340 высшее образование 40 2 года Факультет повышения квалификации БГУ 95 120-144 Региональный хозрасчетный институт 50 72-150 повышения квалификации при ВСГАКИ Отделения повышения квалификации и 950 72-500 переподготовки специалистов ССУЗов Республики Бурятия В структурных подразделениях (факультеты, центры, отделения, курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов) учебных заведений высшего и среднего профессионального образования республики наряду с основными образовательными программами реализуются образовательные программы дополнительного профессионального образования специалистов в целях повышения квалификационных профессиональных знаний соответствующих деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций. Образовательные учреждения ДПО могут быть государственным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Допускается совместное учредительство образовательного учреждения повышения квалификации. Порядок совместного учредительства определяется договором между учредителями в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Бурятия. Образовательные учреждения ДПО самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенными законодательствами Российской Федерации, Республики Бурятия и его Уставом. 3.2. Виды и формы получения дополнительного профессионального образования. Учреждения ДПО Республики Бурятия реализуют дополнительные образовательные программы, к которым относятся: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации носит непрерывный характер и проводится в течении трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется и определяется работодателем по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Должностные перемещения работника проводятся с учетом результатов и своевременности обновления уровня их знаний, подготовленности к выполнению новых трудовых функций как в производственной, так и в непроизводственной сферах. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: - краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; - тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов, по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающими на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; - длительное (свыше 100) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях и консультационных фирмах. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение знаний, умений и навыков по дополнительным образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышение квалификации. Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответствующий диплом об образовании. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении ДПО проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов устанавливаются образовательным учреждением ДПО в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора. Государственные образовательные учреждения ДПО, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения ДПО выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца: - удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов; - свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программам в объеме свыше 100 часов; - диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программам в объеме свыше 500 часов. Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории Российской Федерации. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы. 4. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 4. 1. Цель программы. Основной целью программы является - создание мобильной и гибкой системы, способной удовлетворить потребности в дополнительном профессиональном образовании каждого гражданина Республики Бурятия, позволяющей решать проблемы обеспечения необходимой квалификации специалистов и руководителей для эффективного осуществления проводимых в республике экономических и социальных преобразований. Сегодня в республике необходимо пересмотреть уровень повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в образовательных учреждениях ДПО и с целью их дальнейшего развития перед системой ДПО стоят следующий проблемные вопросы: - изучение спроса на дополнительные образовательные услуги; - проведение профконсультаций и профориентирования специалистов на всех этапах их профессиональной карьеры; - широкое использование новых эффективных методов и средств обучения, обеспечивающих переход к обучению мыслить, анализировать, общаться с коллегами; - применение точных методов и современной техники для эффективной организации и укрепления обучения, обеспечения гарантированного качества; - специальная подготовка и систематическое повышение квалификации преподавателей для системы ДПО; - широкое международное сотрудничество по всем аспекта ДПО. Между тем, имеется ряд обстоятельств, определяющих специфику ДПО в республике: - повсеместное ослабление мотивации к повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров в связи с общим падением уровня производства. Повышение спроса на квалифицированные кадры в посреднических сферах не исправляет общей ситуации; - неразвитость нормативно-правовой базы ДПО в республике, что затрудняет деятельность учреждений и подразделений ДПО; - недооценка роли и места системы ДПО республики, как важной составляющей системы непрерывного образования республики. Учреждения ДПО с момента организации действуют в условиях полного хозрасчета, на свой страх и риск в складывающихся рыночных отношениях. Важную образовательную и социальную роль ДПО необходимо поддержать рациональными вложениями в эту сферу; - отсутствие единых требований к содержанию дополнительных образовательных программ, качеству повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Это крайне затрудняет формирование единого образовательного пространства в сфере ДПО, приводит к многочисленным конфликтным ситуациям. Необходима разработка и утверждение государственных требований в сфере ДПО. Построение системы ДПО, обладающей перечисленными качествами является целью региональной программы. 4. 2. Основные задачи региональной программы. Создание современной системы ДПО в республике как инструмента решения проблем повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов определяет следующие основные задачи: - обеспечение эффективного взаимодействия заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций и негосударственных образовательных учреждений по целенаправленному развитию ДПО; - развитие нормативно-правовой базы ДПО до уровня, обеспечивающего режим наибольшего благоприятствования в деятельности учреждений ДПО различной подчиненности, предприятий и организаций; - осуществление целенаправленных мер, ориентированных на увеличение мотиваций в повышении квалификации и профессиональной переподготовки кадров самих специалистов, предприятий и организаций; - организация системы изучения реального спроса на дополнительные образовательные услуги на базе существующих статистических служб, разработка механизмов республиканского влияния на рынок образовательных услуг; - развитие мощности системы ДПО, адекватной потребностям в дополнительном профессиональном образовании в республике с учетом проводимых социально-экономических реформ; - совершенствование учебно-методического и информационно-технического обеспечения сферы ДПО с учетом тенденции развития ДПО в стране и специфики республики. Предстоит реализовать новые современные принципы организации учебно-методического обеспечения ДПО, позволяющие быстро и гибко формировать и корректировать необходимые образовательные программы, гарантирующие качество обучения, сформулированное в соответствующих государственных требованиях. Необходимо будет развить обеспечение различных форм дистанционного обучения, эффективно использовать имеющиеся информационные сети и телекоммуникации; - создание и организация эффективного функционирования федеральной и региональной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей, позволяющей сохранить и развить имеющийся интеллектуальный потенциал; - создание в республике развитой системы профконсультирования и профориентации, помогающей специалистам на всех этапах их профессиональной карьеры проявить свои способности и совершенствовать их; - разработка современных эффективных инструментов организации и управления образовательными процессами, формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров менеджеров в сфере ДПО, владеющих такими инструментами; - расширение масштабов международного сотрудничества в сфере ДПО. Республика Бурятия не должна оказаться вне существующей тенденции к интернационализации этой сферы, должна использовать накопленный в мире положительный опыт. Отмеченные задачи служат основой конкретных мероприятий региональной программы, составляющих соответствующие целевые проекты. 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 5. 1. Развитие нормативно-правовой базы ДПО. Система ДПО в республике как и в России представляет собой совокупность множество образовательных программ различного назначения, объема, ориентации, множества образовательных учреждений различного типа, административной подчиненности, форм собственности с огромным числом внутренних и внешних связей, ограничений. Нормальное функционирование и поступательное развитие такой сложной системы требует развитой нормативно-правовой базы. Ограниченность такой базы сегодня вызывает множество недоразумений по налоговым льготам для учреждений ДПО, правам пользования учебными заведениями и землей. Важными нормативно-правовыми документами для системы ДПО в настоящее время являются: Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Закон Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "Об образовании", Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском образовании", Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. В развитие их подготовлен и разрабатываются ряд предложений и документов. В частности, подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект Закона Российской Федерации "О дополнительном профессиональном образовании", конкретизирующий основные направления Закона Российской Федерации "Об образовании" применительно к сфере повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов. Разработанный проект Закона устанавливает основы государственной политики Российской Федерации в области ДПО, правила образования и функционирования учреждений ДПО, контроля и управления этой сферой. Подготовлен и утвержден ряд документов в развитие Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования: - примерное положение о попечительском совете государственного учреждения ДПО; - типовой договор между федеральным органом исполнительной власти и учреждениями ДПО; - типовое положение о структурных подразделениях ДПО (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации; - положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов и др. В стадии разработки: - положение об образовательных учреждениях ДПО (повышения квалификации) специалистов в Республике Бурятия; - Закона Республики Бурятия "О дополнительном профессиональном образовании"; - положение о государственной аккредитации образовательных учреждений ДПО в Республике Бурятия и др. Это позволит сформировать пакет нормативно-правовой документации поддерживающий эффективное функционирование учреждений ДПО. Важный участок развития нормативно-правовой базы связан с разработкой мер и соответствующих документов по стимуляции повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. В целом уровень нормативно-правового обеспечения системы ДПО должен позволять достижение цели настоящей региональной программы. Конкретные мероприятия этого раздела приводятся в приложении. 5. 2. Научное обеспечение сферы ДПО. Являясь частью системы образования Республики Бурятия, дополнительное профессиональное образование обладает рядом специфических черт по контингенту своих слушателей, образовательным программам, методам и срокам, формам и режимам обучения. Необходимость гибкого реагирования системы ДПО на происходящие изменения требует постоянного развития научного обеспечения этой сферы. Развитие научного обеспечения сферы ДПО направлено на поддержку концептуальной модели системы ДПО, которая предлагает три основных ее составляющих: - исследование рынка образовательных услуг в сфере ДПО; - информационная модель системы ДПО, позволяющая точно оценить ее возможности в республике по направлениям и специальностям обучения; - комплекс инструментов, позволяющих быстро приводить в соответствие спрос на дополнительные образовательные услуги и возможности их удовлетворения. Проводимые научно-исследовательские разработки сосредоточены вокруг этих основных направлений. Исследование рынка дополнительных профессиональных образовательных услуг предполагает совершенствование соответствующих инструментов, налаживание каналов поступления информации, развитие методов и средств ее анализа. Немаловажными являются вопросы влияния на рынок образовательных услуг с целью проведения республиканской политики в сфере образования. Развернутая информационная модель системы ДПО основывается на комплексе баз данных по сфере ДПО. Такой комплекс баз данных должен позволять в любой момент точно оценивать возможности системы ДПО по числу слушателей и направлениям обучения в республике. Сравнительная оценка спроса на дополнительные образовательные услуги и возможностей системы ДПО позволяет обоснованно намечать направления ее развития по всем основным аспектам (специальности, число и мощность образовательных учреждений и т. д. ). Комплекс инструментов "быстрого реагирования" системы ДПО на меняющийся спрос на соответствующие образовательные услуги формируется в соответствии с современными взглядами и общими тенденциями развития систем аналогичных ДПО в зарубежных странах. Они нашли отражение в концепции рациональной унифицированной организации систем обучения различного уровня и направленности. Основой организации обучения являются новые представления о целях обучения (умение самостоятельно ставить и решать соответствующие комплексы практических профессиональных задач), новые подходы к определению содержания обучения (вводимость его из точно поставленной исходной задачи обучения, необходимость и достаточность содержания обучения с точки зрения целей обучения) и новые принципы обучения (обучение "до результата", использование модулей, последовательный характер освоения отдельных модулей, акцент на самостоятельность слушателей), новые формы обучения (ориентированные на совершенствование в решении практических задач), новые режимы обучения (индивидуальные программы, гибкость состава учебных групп, минимизация обязательных аудиторных занятий), новые принципы контроля освоения учебного материала (распределенный контроль по модулям, рейтинги учащихся и преподавателей, управление индивидуальными траекториями обучения), новые унифицированные средства поддержки учебного процесса (унифицированные решатели задач, унифицированные базы данных). Развитие этих инструментов позволит повысить качество обучения, сократить его сроки, повысит адаптируемость систем обучения к меняющимся условиям, обеспечит "дружественность" систем обучения к слушателям и объективизацию оценок результатов. Эти качества являются общезначимыми для системы образования в целом, что позволяет рассматривать проводимые исследования и эксперименты по их использованию в сфере ДПО как приоритетные с точки зрения перспектив развития всей системы образования. Конкретные мероприятия по научному обеспечению ДПО приводятся в приложении. 5. 3. Учебно-методическое обеспечение ДПО. Учебно-методическое обеспечение (УМО) системы ДПО предполагается формировать в соответствии с рыночной ориентацией реформ в республике. Представление о гибком современном УМО ДПО связывается с такими его свойствами как соответствие спросу, точная целенаправленность, адекватность целям обучения, ориентация на эффективные технологии и средства обучения, модульность, способность обеспечить гарантированное достижение целей обучения в определенном диапазоне условий, способность к развитию, использование современных средств для аккумулирования, хранения использования. На основе этих принципов сформирована концепция формирования базового УМО ДПО. Основными ее особенностями являются: - формирование УМО в виде пакетов для унифицированных обучающих модулей-комплексов теоретических и практических занятий определенного назначения, объема и структуры; - централизация разработки и сопровождения разработчиками в течении активного периода использования; - хранение в Банке УМО ДПО и тиражирование в зависимости от спроса, который стимулируется информированием потенциальных пользователей о наличии и достоинствах базового УМО; - инвариативность базового УМО специальностям, благодаря ориентации его на решение практических задач. Содержательно базовое УМО включает в себя следующие модули: - фундаментальные (нужные всем специальностям); - специальные (нужные отдельным специальностям); - вспомогательные (полезные всем специальностям); - языковые (для описания задач); - методологические (по методам и средствам решения задач); - предметно-справочные (базы данных по свойствам объектов соответствующих предметных областей). Разработка модулей осуществляется в соответствии с государственными требованиями к содержанию образовательных программ. В таком виде УМО может служить основой компоновки большинства образовательных программ в сфере ДПО. Конкретные мероприятия по развитию УМО приводятся в приложении. 5.4. Организация эффективного функционирования системы подготовки и повышения квалификации преподавателей. Преподаватель является важным звеном в цепи передачи знаний от их источников к слушателям. Квалификация преподавателей непосредственно сказывается на качестве обучения. Традиционный порядок становления и использования преподавателей не отвечает современным условиям. Необходимо развертывание гибкой и мобильной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей, предусматривающей их профессиональный отбор, индивидуальное обучение в соответствии с личностными склонностями и способностями, формирование и ведение текущих рейтингов, формирование и практическое использование Банка данных по преподавателям. Развертывание такой системы позволит повысить средний профессиональный уровень преподавателей, управлять эффективным их использованием, стимулировать стремление к повышению квалификации, и как следствие, позволит повысить эффективность обучения. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей учреждений профессионального образования требует совершенствования и дальнейшего развития через решение следующих задач: - разработка функционально-организационной модели региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей для системы образования; - разработка и развитие научно-теоретических основ по внедрению национально-регионального компонента в систему образования Республики Бурятия. Конкретные мероприятия этого направления приведены в приложении. 5. 5. Финансовое обеспечение региональной программы. Финансирование региональной программы будет осуществляться за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также средств организаций и предприятий всех форм собственности на основе договоров. Общие затраты на реализацию региональной программы в 1998-2000гг. составляют 367,3 млн. руб., в том числе из республиканского бюджета - 225,8 млн. руб. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В условиях социально-экономического кризиса система образования не только сумела сохранить свою структуру, но и совершенствует ее. Создание структур ДПО в Республике Бурятия не одномоментная и единовременная акция, а длительный, рассчитанный на перспективу процесс глубокой, качественной реформы образовательной практики республики. Она должна основываться на современных организационно-педагогических и научно-методических разработках в тесной связи с тенденциями развития производства, науки, образования и культуры. В процессе совершенствования республиканской системы ДПО необходимо избавиться от иллюзии быстрого получения результата, что в конечном итоге может привести к дискредитации структуры непрерывного образования, повышений квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Поэтому, необходимо выбрать стратегию создания условий для функционирования различных моделей ДПО, обобщение опыта работы, определение необходимых форм организации ДПО и в конечном итоге концентрация материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Предлагаемая Региональная программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия необходима для координации работы учебных заведений ДПО. 7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Федеральная программа "Развитие образования в России", Москва, 1996г. 2. Концепция развития начального профессионального образования, Москва, 1996г. 3.Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". 4.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 610 5.Типовое положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.04.96 г. N 2. 6.Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.96 г. N 12. 7.Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании". 8.Закон Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "Об образовании". 8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ. Региональная программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в Республике Бурятия разработана под руководством министра образования и науки Республики Бурятия, доктора педагогических наук, доцента Намсараева С. Д. авторским коллективом в составе: Бадлуев А. И., к. ф-м. н., доцент, заместитель министра образования и науки Республики Бурятия. Боноев П. А., к. т. н., начальник отдела высшего и среднего профессионального образования Министерства образования и науки Республики Бурятия. Ефимов П. П., первый заместитель министра образования и науки Республики Бурятия. Назаров Г. Н., к. п. н., доцент, ректор Бурятского института повышения квалификации работников образования. Сойбонов А. А., к. т. н., доцент, главный специалист Министерства образования и науки Республики Бурятия. Тютрин В. И., главный специалист Министерства образования и науки Республики Бурятия. Фролов Д. Г., ведущий специалист Министерства образования и науки Республики Бурятия. Бочеев А. И., начальник отдела лицензирования, аттестации и аккредитации Министерства образования и науки Республики Бурятия. Цыбиков П. А., директор Улан-Удэнского электротехникума связи, председатель Совета директоров ССУЗов Республики Бурятия. Приложение к региональной программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов на 1997-2000гг. Затраты на мероприятия региональной программы в 1998-2000гг. в млн. руб. +---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦N ¦ Мероприятие ¦Исполнитель ¦Сроки ¦Затраты, ¦ 1998г. ¦ 1999г. ¦ 2000г. ¦ Ожидаемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выполн¦млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+-------------+---------------+---------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всего ¦в т.ч.¦Федер.¦Рес. ¦Федер. ¦Рес. ¦Федер. ¦Рес. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рес. ¦бюджет¦бюджет¦бюджет ¦бюджет ¦бюджет ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+---------------------+-------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+-----------------¦ ¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ +--+---------------------+-------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+-----------------¦ ¦1 ¦Разработка проекта ¦Министерство ¦1998- ¦ 105 ¦ 105 ¦ - ¦ 25,4¦ - ¦ 34,0¦ - ¦ 45,6¦Закон РБ "О ¦ ¦ ¦Закона РБ "О ¦образования ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дополнительном ¦ ¦ ¦дополнительном ¦и науки РБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессиональном ¦ ¦ ¦профессиональном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовании" ¦ ¦ ¦образовании" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦Разработка Положения ¦Учебные ¦1998- ¦ 10,9¦ - ¦ 5,9¦ - ¦ 5,0¦ - ¦ - ¦ - ¦Положение об ¦ ¦ ¦об образовательных ¦заведения ¦1999 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦учреждениях ДПО ¦ДПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях ДПО ¦ ¦ ¦(повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(повышения ¦ ¦ ¦квалификации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦квалификации) ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 ¦Разработка потреб- ¦Министерство ¦1998- ¦ 45,0¦ 45,0 ¦ - ¦ 12 ¦ - ¦ 15 ¦ - ¦ 18 ¦Прогнозные ¦ ¦ ¦ностей в профес- ¦труда РБ, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦данные, структура¦ ¦ ¦сиональной пере- ¦Госкомитет по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребностей в ¦ ¦ ¦подготовке и ¦статистике РБ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышении ¦ ¦ ¦повышения квали- ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦фикации специа- ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦листов для гос. ¦и науки РБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переподготовки ¦ ¦ ¦и рыночных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ ¦структур. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ежегодное издание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информ. Бюллетеня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 ¦Создание банка данных¦Министерство ¦1998- ¦ 30,0¦ 30,0 ¦ - ¦ 15,0 ¦ - ¦ 15,0¦ - ¦ - ¦Научно- ¦ ¦ ¦НИР в области ¦образования и¦1999 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методические ¦ ¦ ¦развития ДПО ¦науки РБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рекомендации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пособия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 ¦Разработка научно- ¦Институты ¦ 1998 ¦ 2,6¦ - ¦ 2,6 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Научно- ¦ ¦ ¦методических ¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методические ¦ ¦ ¦основ содержания ¦квалификации,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рекомендации, ¦ ¦ ¦обучения с учетом ¦межотраслевые¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методические ¦ ¦ ¦прогнозирования ¦центры и фа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пособия, ¦ ¦ ¦развития рыночной ¦культеты по- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебные планы, ¦ ¦ ¦экономики, ¦вышения ква- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабочие программы¦ ¦ ¦обеспечения ¦лификации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦преемственности ¦профессио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦различных уровней ¦нальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и ступеней ¦переподго- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦товки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6 ¦Проблемы внедрения ¦Учебные заве-¦ 1998-¦ 30,8¦ 30,8 ¦ - ¦ 10,8 ¦ - ¦ 12,0¦ - ¦ 8,0 ¦Научно- ¦ ¦ ¦новых педагогических ¦дения ДПО, ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методические ¦ ¦ ¦и информационных ¦ВУЗы, ССУЗы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦статьи, ¦ ¦ ¦технологий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реферативная ¦ ¦ ¦совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информация ¦ ¦ ¦методики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦преподавания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплин. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Разработка новых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методик преподавания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплин. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7 ¦Разработка и создание¦Учебные заве-¦ 1998-¦ 20,0 ¦ - ¦ 10,0 ¦ - ¦ 10,0¦ - ¦ - ¦ - ¦Комплект ¦ ¦ ¦компьютеризированных ¦дения ДПО, ¦ 1999 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документации ¦ ¦ ¦ных деловых игр ¦ВУЗы, ССУЗы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для деловых ¦ ¦ ¦по дисциплинам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦игр и программ ¦ ¦ ¦связанными с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦их реализации ¦ ¦ ¦вопросами повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на ЭВМ ¦ ¦ ¦квалификации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переподготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8 ¦Подготовка справочной¦Министерство ¦ 1998-¦ 10,0 ¦ ¦ 5,0 ¦ - ¦ 5,0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦Информационный ¦ ¦ ¦информации об ¦образования ¦ 1999 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦справочник о ¦ ¦ ¦учреждениях ДПО ¦и науки РБ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦учебные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦ ¦заведения ДПО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ДПО ¦ ¦ ¦ ¦ВУЗы, ССУЗы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9 ¦Разработка и создание¦Центр ДОУ ¦ 1998-¦ 15,0 ¦ 15,0 ¦ - ¦ 5,0 ¦ - ¦ 5,0¦ - ¦ 5,0 ¦Комплект ¦ ¦ ¦программного ¦ ВСГТУ ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документации ¦ ¦ ¦обеспечения по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программы ¦ ¦ ¦автоматизированным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализации ¦ ¦ ¦обучающим курсам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на ЭВМ ¦ ¦ ¦на основе визуального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мультимедиа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10¦Участие во ¦Учебные заве-¦ 1998-¦ 81,0 ¦ - ¦ 20,0 ¦ - ¦ 26,0¦ - ¦ 35,0 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийских, ¦дения ДПО, ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦межрегиональных, ¦ВУЗы, ССУЗы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦межотраслевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конференциях и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦семинарах по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблемам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переподготовки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалистов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11¦Проведение семинара ¦Учебные заве-¦ 1999¦ 5,0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 5,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦по обмену опытом ¦дения ДПО, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебно-методической ¦ВУЗы, ССУЗы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ДПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12¦Республиканская ¦Министерство ¦ 1999¦ 12,0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 12,0¦ - ¦ - ¦ - ¦Издание научных ¦ ¦ ¦практическая ¦образования и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦трудов ¦ ¦ ¦конференция по ¦науки РБ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблемам ¦учебные заве-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ДПО в РБ ¦дения ДПО, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ВУЗы, ССУЗы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+---------------------+-------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+-----------------¦ ¦ ¦ИТОГО ¦ ¦ ¦ 367,3¦ 225,8¦ 43,5 ¦ 68,2 ¦ 63,0¦ 81,0¦ 35,0¦ 76,6 ¦ ¦ +--+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|