Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 17.03.2000 № 72ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Концепции развития сферы услуг в Республике Бурятия Во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 13.07.99 г. N 159 и в целях повышения уровня жизни населения республики Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития сферы услуг в Республике Бурятия на 2000-2005 годы. 2. Отраслевым министерствам, комитетам и ведомствам до 1 июня 2000 года разработать соответствующие отраслевые программы. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления на основе отраслевых концепций и программ до 1 августа 2000 года разработать конкретные программы развития сферы услуг подведомственных территорий. Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Министерства промышленности, энергетики и транспорта Республики Бурятия (Кравцов Ю.Н.) оказать консультационную и методическую помощь. 4. Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Министерства промышленности, энергетики и транспорта Республики Бурятия (Кравцов Ю.Н.) до 1 июня 2000 года разработать Концепцию развития бытового обслуживания в Республике Бурятия. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К. Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия Л.В.Потапов "17" марта 2000 г. N 72 Одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.03.2000 N 72 Концепция развития сферы услуг в Республике Бурятия на 2000-2005 годы Концепция развития сферы услуг в Республике Бурятия (далее - Концепция) разработана с целью определения ориентиров развития данного сектора экономики на период до 2005 года, выработки отраслевых концепций и программ и их дальнейшей реализации. В Концепции рассматриваются услуги, оплачиваемые потребителем. Понятие "сфера услуг" включает все предприятия, оказывающие услуги независимо от форм собственности (государственная, частная, смешанная) и юридического статуса (юридические и физические лица). Настоящая Концепция рассматривается как основа для формирования государственной политики в сфере услуг разработки и реализации отраслевых концепций. В соответствии с поставленными задачами предполагается выделить следующие этапы развития сферы услуг: 1 этап - выход из кризиса 2000-2002 годы. Цель: преодоление спада объемов реализации услуг и создание условий для развития сферы услуг, определяющих качественный уровень жизни населения. 2 этап - стабилизация развития сферы услуг с 2003 года. Цель: устойчивый рост услуг. Содержание: 1. Основные цели Концепции. 2. Состояние сферы услуг в Республике Бурятия, структура, основные показатели по видам услуг: бытовые, жилищно-коммунальные, здравоохранения, образования, связи, туристско-экскурсионные. 3. Содержание государственной политики в сфере развития услуг в Республике Бурятия. 4. Основы государственной поддержки сферы услуг. 5. Формы государственной поддержки развития сферы услуг. 6. Механизмы реализации Концепции. 7. План мероприятий по реализации Концепции. I. Основные цели Концепции Работа над прогнозом до 2005 года в части рынка услуг в качестве ближайшей практической цели сводится к решению наиболее актуальных на данный момент социальных проблем. Для услуг, оплачиваемых потребителем, такой целью является удовлетворение потребностей населения в конкретных услугах. При этом главным фактором, определяющим масштабы и направления развития сферы платного обслуживания населения, является платежеспособный спрос населения. В условиях проводимых в настоящее время реформ в отраслях естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, на транспорте, связи при ограниченном росте доходов населения этот фактор необходимо, прежде всего, иметь ввиду при формировании объемов услуг, оплачиваемых потребителем. Разработчиками предлагается ввести следующие понятия: 1. Услуги жизнеобеспечения (услуги первой необходимости) состоят из двух групп: - обязательные; - социально значимые; включают жилищно-коммунальные услуги, транспорта, связи, медицинские, образовательные, частично бытовые. Четкую грань между этими двумя группами провести затруднительно, т.к. в одних случаях они могут дублироваться, в других - частично или полностью "перетекать" из одной группы в другую. 2. Другие услуги - услуги, определяющие качественный уровень жизни населения, направленные на: - реализацию таких важнейших социальных задач, как рациональное использование и увеличение свободного времени населения; - создание благоприятных возможностей для повышения интеллектуального, культурного, образовательного уровня жизни; - изменение экономики домашнего хозяйства, снижение "трудовых затрат" и т.д.; - услуги по ведению домашнего хозяйства (уборка и ремонт квартир, стирка белья, чистка одежды, ремонт обуви индивидуально, закуп и доставка продуктов, обслуживание домашних животных и т.д.); - услуги по воспитанию и обучению детей дома; - возможность содержания семейного врача; - доступность услуг электронной почты, Интернет и т.д. 3. "Корзина услуг" - комплекс услуг, включающий в себя как услуги жизнеобеспечения - обязательные (ЖКХ, транспорт, связь и т.д.), так и ассортимент услуг, необходимый для поддержания нормального качества уровня жизни. Важнейшими целями Концепции являются: - разработка такой государственной политики, которая позволила бы определить приоритеты, формы и методы государственной поддержки в сфере услуг и послужить развитию конкуренции по отношению к отраслям-монополистам. Конкуренция в этих отраслях даст возможность сдерживать рост цен на обязательные виды услуг (ЖКХ, транспорт, связь), что впоследствии, при сохранении фактической доли расходов на услуги на уровне 13% от реальных доходов населения, определит качественный состав "корзины услуг" в плане расширения ассортимента; развитие рынка услуг и создание дополнительных рабочих мест в этой сфере, увеличение занятости и самозанятости населения; - увеличение налогооблагаемой базы, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, особенно в местные бюджеты. II. Состояние сферы услуг в Республике Бурятия 2.1. Анализ состояния рынка сферы услуг для населения проведен с использованием данных Госкомитета Республики Бурятия по статистике, отраслевых министерств и ведомств (Министерство экономики и внешних связей Республики Бурятия, Госкомитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Госкомитет Республики Бурятия по жилищно-коммунальному хозяйству), ряда нормативных документов. 2.2. Развитие рыночных отношений в сфере платных услуг, в основе которых лежит преобразование отношений собственности, связано с ростом негосударственных форм хозяйствования, увеличением доли малого и среднего бизнеса, отличающегося особой гибкостью и динамичностью. 2.3. Сфера услуг занимает особое место в формировании рыночной экономики, поскольку в ней быстрее, чем в других отраслях, сформировались хозяйствующие субъекты как предприятий, так и частных предпринимателей, которые предлагают населению широкий спектр услуг. 2.4. До середины девяностых годов физический объем платных услуг сокращался, особенно по сельским районам республики, причем темпы его падения значительно превосходили темпы падения объема товарного производства. В наибольшей степени снизились бытовые услуги, туристско-экскурсионные, культуры, санаторно-оздоровительные. В структуре платных услуг в 1998 году произошли значительные изменения. Доля бытовых услуг резко сократилась: с 21 % в 1997 году до 3,5 % в 1998 году. С 2,8 до 2,3 % снизилась доля услуг, оказанных медицинскими учреждениями. В общей структуре расходов населения на услуги повысилась доля услуг жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, образования, санаторно-курортных учреждений: с 23,7 до 33,3%; с 19,9 до 30,4%; с 11,8 до 14,3%; с 6,4 до 7,0% и с 2,1 до 4,3% соответственно. В 1998 году объем предоставленных услуг, оплаченных населением, составил 850,6 млн. рублей и сократился по сравнению с предыдущим годом на 15 процентов. Снижение потребительского спроса явилось одерживающим фактором роста цен и тарифов на услуги. В 1998 году и первом полугодии 1999 года индекс роста цен и тарифов на платные услуги отставал от индекса роста цен на товары. (в % к декабрю предыдущего года) +------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Индекс потребитель- ¦ Продовольствен- ¦ Непродовольст- ¦ Платные ¦ ¦ ¦ ских цен ¦ ные товары ¦ венные товары ¦ услуги ¦ +-----------+---------------------+-----------------+----------------+---------¦ ¦ 1998 год: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ март ¦ 102,5 ¦ 103,3 ¦ 101,3 ¦ 101,9 ¦ ¦ июнь ¦ 103,9 ¦ 105,6 ¦ 100,6 ¦ 103,4 ¦ ¦ сентябрь ¦ 124,5 ¦ 121,6 ¦ 138,7 ¦ 105,8 ¦ ¦ декабрь ¦ 163,7 ¦ 179,8 ¦ 156,3 ¦ 109,9 ¦ ¦ 1999 год: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ март ¦ 116,0 ¦ 116,7 ¦ 117,1 ¦ 108,4 ¦ ¦ июнь ¦ 128,6 ¦ 129,6 ¦ 128,4 ¦ 126,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------+ Особенно большой разрыв произошел после августа 1998 года, когда в результате финансового кризиса цены на многие виды продовольственных и непродовольственных товаров резко подскочил, в то время, как цены на платные услуги существенно не изменились. Несмотря на стабильную тенденцию к снижению индексов цен по услугам, в ближайшем будущем фактор цен будет играть доминирующую роль при оценке спроса. В сфере услуг, начиная с 1993 года, произошло значительное перераспределение в сторону увеличения доли услуг ЖКХ, пассажирского транспорта, связи (таблица). Таблица Структура общего объема услуг, оплачиваемых потребителем +-----------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1993 г. ¦ 1998 г. ¦ ¦ Платные услуги - всего, ¦ 100 ¦ 100 ¦ +---------------------------------+---------+---------¦ ¦ в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ Бытовые ¦ 28,3 ¦ 3,45 ¦ ¦ Услуги пассажирского транспорта ¦ 41,0 ¦ 30,4 ¦ ¦ Услуги связи ¦ 6,7 ¦ 14,7 ¦ ¦ Услуги ЖКХ ¦ 5,3 ¦ 33,3 ¦ ¦ Услуги учреждений культуры ¦ 0,95 ¦ 0,74 ¦ ¦ Туристско-экскурсионные ¦ 1,8 ¦ 0,2 ¦ ¦ Медицинские ¦ 1 ¦ 2,3 ¦ ¦ Санаторно-оздоровительные ¦ 6,1 ¦ 4,3 ¦ ¦ Правовые ¦ 3,6 ¦ 0,5 ¦ ¦ Образовательные ¦ 3,1 ¦ 6,9 ¦ ¦ Прочие ¦ 2,15 ¦ 3,21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------+ Основные показатели развития платных услуг Республики Бурятия +----------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1993 г. ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------¦ ¦ Общий объем реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ платных услуг, оказанных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ населению через все каналы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализации, млн. рублей ¦ 35 ¦ 162 ¦ 442 ¦ 656 ¦ 901 ¦ 851 ¦ +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------¦ ¦ В % к предыдущему году; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - в фактических ценах ¦ 1706 ¦ 469 ¦ 272 ¦ 148 ¦ 137 ¦ 94 ¦ +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------¦ ¦ - в сопоставимых ценах ¦ 62 ¦ 77 ¦ 90 ¦ 88 ¦ 103 ¦ 85 ¦ +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------¦ ¦ Объем реализации платных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ услуг, оказанных официаль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ но учтенными предприятия- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ми, млн. рублей ¦ 26 ¦ 119 ¦ 190 ¦ 284 ¦ 370 ¦ 762* ¦ +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------¦ ¦ Общий объем реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ платных услуг населению в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расчете на одного жителя, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рублей ¦ 33 ¦ 154 ¦ 420 ¦ 623 ¦ 862 ¦ 822* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------+ * в том числе включены предприятия, занимающиеся услугами пассажирского транспорта и связи. Общий объем платных услуг, оказанных населению по всем каналам реализации тыс. рублей +------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1993 г. ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1998 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в% к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1997 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в со- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поста- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ценах ¦ +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------¦ ¦ Платные услуги - всего, ¦ 34630 ¦ 162245 ¦ 441827 ¦ 655807 ¦ 900934 ¦ 850640 ¦ 85 ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Бытовые ¦ 9848 ¦ 42530 ¦ 116963 ¦ 157675 ¦ 189339 ¦ 2953 ¦ 14 ¦ ¦ Услуги пассажирского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта ¦ 14198 ¦ 56461 ¦ 109462 ¦ 144792 ¦ 170411 ¦ 258535 ¦ 130 ¦ ¦ Услуги связи ¦ 2320 ¦ 14277 ¦ 31700 ¦ 83054 ¦ 105962 ¦ 124957 ¦ 97 ¦ ¦ Услуги ЖКХ ¦ 1840 ¦ 16899 ¦ 94611 ¦ 147979 ¦ 213411 ¦ 283549 ¦ 125 ¦ ¦ Услуги учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуры ¦ 329 ¦ 1312 ¦ 2181 ¦ 5205 ¦ 6487 ¦ 6332 ¦ 88 ¦ ¦ Туристско-экскурсион- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ные услуги ¦ 623 ¦ 1947 ¦ 2923 ¦ 4887 ¦ 6553 ¦ 1770 ¦ 25 ¦ ¦ Физкультуры и спорта ¦ 35 ¦ 162 ¦ 360 ¦ . 398 ¦ 548 ¦ 399 ¦ 64 ¦ ¦ Медицинские ¦ 347 ¦ 2109 ¦ 4274 ¦ 15900 ¦ 21819 ¦ 23377 ¦ 107 ¦ ¦ Санаторно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оздоровительные ¦ 2112 ¦ 7950 ¦ 21707 ¦ 31672 ¦ 19416 ¦ 36662 ¦ 183 ¦ ¦ Ветеринарные ¦ - ¦ - ¦ 571 ¦ 1125 ¦ 890 ¦ 3630 ¦ в 3,7 р. ¦ ¦ Правового характера ¦ 1247 ¦ 7376 ¦ 5625 ¦ 5945 ¦ 8621 ¦ 4333 ¦ 50 ¦ ¦ Системы образования ¦ 1063 ¦ 6849 ¦ 23786 ¦ 34796 ¦ 57791 ¦ 59083 ¦ 84 ¦ ¦ Прочие ¦ 668 ¦ 3773 ¦ 23716 ¦ 23313 ¦ 87655 ¦ 22261 ¦ 23 ¦ +------------------------------------------------------------------------------------------------+ Выводы: На состояние структуры сферы услуг в последние годы значительно влияет: 1. Структурная перестройка экономики, финансово-кредитная и налоговая политика. 2. Преобразование отношений к собственности. 3. Снижение реальных доходов, платежеспособности уровня жизни населения. 4. Резкое повышение стоимости энергоресурсов, коммунальных, транспортных услуг, сырья, оборудования. 5. Отсутствие эффективной государственной политики развития сферы услуг. 6. Слабое развитие предпринимательской деятельности. II. 1. Бытовое обслуживание в Республике Бурятия Бытовое обслуживание в Республике Бурятия до 1993 года, когда начались процессы по коммерциализации и приватизации предприятий отрасли, осуществляли 10 специализированных производственных объединений, расположенных в г.Улан-Удэ, и 20 районных производственных управлений, которые имели разветвленную сеть ателье, мастерских, парикмахерских, комплексных приемных пунктов. Всего по республике действовала 641 структурная единица в сфере службы быта, предоставлявшая около 700 видов и форм бытового обслуживания. В 1998 году число предприятий этой сферы составляло 281 единицу, что в 2,3 раза меньше дореформенного состояния. Почти в 3,5 раза уменьшилась численность работающих в отрасли. На сегодня среднесписочная численность работающих составляет 2338 человек, в т.ч. в сельской местности - 383, в то время, как по нормативам численность работающих должна составлять 8750 чел., в т.ч. в сельской местности 4506 человек. С 1993 года ежегодное падение объема бытовых услуг составляло в среднем 30% к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах, а в 1998 году было оказано услуг предприятиями бытового обслуживания в объеме 14% от уровня 1997 года (таблица), что составило 29353 тыс. рублей. Таблица (тыс. рублей) +-------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1993 г. ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1998 г. в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к 1997 г. в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сопостави- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мых ценах ¦ +---------------+----------+---------+---------+---------+---------+----------+-------------¦ ¦Бытовые услуги ¦ 9848 ¦ 42530 ¦ 116963 ¦ 157675 ¦ 189339 ¦ 29353 ¦ 14 ¦ +-------------------------------------------------------------------------------------------+ Для сравнения приведены объемы бытовых услуг в соседних регионах и по Республике Бурятия в 1998 году: +-------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Объемы бытовых ¦ Объемы бытовых ус- ¦ ¦ ¦ услуг, млн. руб. ¦ луг на душу населе- ¦ ¦ ¦ ¦ ния, руб. ¦ +---------------------+-----------------------+---------------------¦ ¦ Читинская область ¦ 200,0 ¦ 157,5 ¦ ¦ Иркутская область ¦ 713,9 ¦ 258,7 ¦ ¦ Республика Бурятия ¦ (120)* 29,4 ¦ (115,4)* 28,37 ¦ +-------------------------------------------------------------------+ На наш взгляд, эти статистические данные по Республике Бурятия не отражают реального положения дел в бытовом обслуживании. Несмотря на августовский кризис 1998 года, такого обвала объемов бытовых услуг произойти не могло, т.к. 7,5 месяцев предприятия службы быта работали в прежнем режиме, а после 17 августа произошел постепенный рост цен на бытовые услуги, что должно было компенсировать отток желающих получить их. По расчетам объем бытовых услуг должен составлять не менее 120* млн. рублей в действующих ценах. Расхождение в отчетных статистических и расчетных данных обусловлено, как нам представляется, недостоверностью отчетных данных предприятий, сокрытием истинных доходов, предоставлением бытовых услуг лицами, не имеющими правового статуса предпринимателя. За последние 6 лет изменилась и структура оказываемых услуг за счет снижения объемов и исчезновения некоторых видов услуг ремонтно-восстановительного характера, как то: по ремонту одежды, бытовой техники, трикотажных изделий, обуви, чем, в основном, пользуется малообеспеченная часть населения. А также по пошиву обуви, изготовлению мебели, услуг прачечных самообслуживания. Возросли объемы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта - услугам, оплачиваемым населением со средними и высокими доходами, а также по ритуальным услугам. С 1997 года наблюдается небольшой рост объемов услуг по пошиву одежды (таблица). Структура общего объема бытовых услуг по видам Таблица (в %) +------------------------------------------------------------------------+ ¦ Виды услуг ¦ 1993 г. ¦ 1998 г. ¦ +----------------------------------------------------+---------+---------¦ ¦ Бытовые услуги, всего, ¦ 100 ¦ 100 ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ Ремонт и инд.пошив обуви ¦ 13,7 ¦ 0,3 ¦ ¦ Ремонт и инд.пошив одежды ¦ 29,9 ¦ 7,4 ¦ ¦ Ремонт и техническое обслуживание бытовой техники ¦ 3,0 ¦ 1,4 ¦ ¦ Изготовление и ремонт мебели ¦ 2,5 ¦ 0,1 ¦ ¦ Химическая чистка и крашение ¦ 1,7 ¦ 1,43 ¦ ¦ Услуги прачечных ¦ 8,7 ¦ 7,4 ¦ ¦ Ремонт и строительство жилья и др. построек ¦ 2,6 ¦ 1,6 ¦ ¦ Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных ¦ ¦ ¦ ¦ средств ¦ 7,3 ¦ 4,7 ¦ ¦ Услуги фотографий и кино-, фотолабораторий ¦ 2,5 ¦ 0,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Транспортно-экспедиторские услуги ¦ 7,1 ¦ 13,3 ¦ ¦ Услуги бань и душевых ¦ 1,2 ¦ 9,2 ¦ ¦ Услуги парикмахерских ¦ 3,9 ¦ 3,1 ¦ ¦ Услуги проката ¦ 0,7 ¦ 0,1 ¦ ¦ Ритуальные услуги ¦ 5,7 ¦ 39,6 ¦ ¦ Прочие услуги ¦ 6,3 ¦ 11,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------+ До перехода к рыночным отношениям комплекс бытовых услуг являлся для населения ведущим в сфере услуг. Цены и тарифы были доступны для населения, т.к. предприятия бытового обслуживания имели льготы по арендным и коммунальным платам. В период либерализации цен льготы были, в основном, отменены, одновременно произошел отток клиентов. Предприятия службы быта оказались в тяжелом положении. Хотя падение потребительского спроса оказало сдерживающее влияние на рост цен и тарифов, в 1998 году индекс цен на бытовые услуги составил в среднем 110 процентов. Выше среднего уровня росли цены на услуги фотографий - на 84%, ремонт холодильников - на 37%, услуги парикмахерских - на 25%, пошив одежды - на 14%, химчистка одежды -на 11 процентов. Ниже среднего уровня был отмечен рост цен и тарифов на услуги по ремонту часов, автомобилей, обуви, одежды и на ритуальные услуги. Не наблюдалось повышение цен в течение года на ремонт телевизоров, стирку и глажение белья, услуги бань и душевых. В 1 полугодии 1999 года темпы роста цен стали значительно выше. Если за 6 месяцев 1998 года прирост цен по бытовым услугам составил 7%, то за соответствующий период 1999 года - 46 процентов. Рыночные реформы в сфере бытового обслуживания пока не дали ожидаемых результатов в плане расширения зоны конкуренции между предприятиями различных форм собственности, частными предпринимателями, подъема культуры обслуживания, повышения объемов бытовых услуг, насыщения рынка разнообразными услугами, создания дополнительных рабочих мест. Здесь негативным образом сказались такие факторы, как отсутствие государственной поддержки, потеря управляемости этой важной отраслью, резкое возрастание цен и тарифов на коммунальные услуги и энергоносители, крайне низкая обеспеченность предприятий бытового обслуживания материальными и финансовыми ресурсами, снижение платежеспособного спроса населения. В результате многие приватизированные предприятия, став самостоятельными, оказались не в состоянии обеспечивать необходимый объем услуг, а отдельные из них закрылись, либо перепрофилировались. Существенно пострадала материальная база. Зачастую Дома бытовых услуг в настоящее время заняты различными ведомствами и фирмами, далекими от бытового обслуживания, особенно это коснулось села. В целях коренного улучшения положения дел в сфере бытовых услуг необходимо проведение такой государственной политики, которая наилучшим образом отвечала бы задачам отрасли в сложившейся ситуации, а именно: - стимулирование развития рынка бытовых услуг, опережающего рост реальных доходов населения; - сертификация и лицензирование услуг; - комплексность ассортимента услуг по территории и месту предоставления; - установление приоритетов, определение социально значимых видов услуг; - целенаправленная государственная поддержка предпринимателей и предприятий всех форм собственности, развитие конкуренции: совершенствование налоговой системы, льготирование коммунальных и арендных платежей и др. II. 2. Жилищно-коммунальные услуги Жилищно-коммунальные услуги - это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, включающий услуги жилищного хозяйства и ремонтно-эксплутационного производства; водоснабжение и водоотведение (очистные сооружения, перекачивающие насосные станции и водопровод, водохранилища), коммунальная энергетика (электро -, теплоснабжение), внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство, санитарную уборку городов, гостиничное хозяйство, предприятия бытового обслуживания (бани, прачечные, ритуальная служба). На первом этапе реформы повышение доли платежей населения в финансировании жилищно-коммунальных услуг происходило, в основном, путем механического повышения ставок оплаты, на новом же этапе - в большей мере сосредотачиваются усилия на рационализации и снижении издержек производства жилищно-коммунальных услуг, поскольку опережающий их рост был в значительной степени связан с монопольным положением организаций, предоставляющих услуги. Услуги жилищно-коммунального хозяйства в структуре услуг, оплачиваемых потребителем, в 1998 году занимали наибольший удельный вес - 33,3 процента. С переходом к рыночным отношениям дотации на жилищно-коммунальный комплекс стали сокращаться, а затраты все больше стали перекладываться на население. Только в 1998 году затраты населения на оплату жилищно-коммунальных услуг по сравнению с предыдущим годом возросли на 25 процентов. Рост цен и тарифов по жилищно-коммунальным услугам составил 106 процентов. Если тарифы по жилищным услугам не менялись, то проживание в гостиницах и общежитиях стало дороже соответственно на 20 и 38 процентов. Плата за коммунальные услуги в течение 1998 года повысилась в среднем на 7%, но более всего подорожала электроэнергия - на 19 процентов. В 1999 году темпы роста цен на жилищно-коммунальные услуги стали выше. В первом полугодии прирост цен составил 24% на жилищно-коммунальные услуги в целом, в том числе жилищные услуги стали дороже на 29%, услуги гостиниц - на 19%, общежитий - на 9 процентов. Коммунальные услуги подорожали на 22%, из них более всего возросла плата за сжиженный газ - на 82 процента. Динамика роста цен на жилищно-коммунальные услуги (в % к декабрю предыдущего года) +-----------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ ¦ +--------------------------+-------------------------¦ ¦ ¦ Март ¦ Июнь ¦ Сентябрь ¦ Декабрь ¦ Март ¦ Июнь ¦ +------------------------+-------+-------+----------+---------+-------+-------¦ ¦ Жилищно-коммунальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ услуги ¦ 100,3 ¦ 100,3 ¦ 99,8 ¦ 106,2 ¦ 107,1 ¦ 123,5 ¦ ¦ Жилищные услуги ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 129,1 ¦ ¦ Проживание в гостинице ¦ 115,1 ¦ 115,1 ¦ 120,8 ¦ 120,8 ¦ 109,7 ¦ 119,3 ¦ ¦ Проживание в общежитии ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 137,5 ¦ 100,0 ¦ 109,1 ¦ ¦ Коммунальные услуги ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 107,1 ¦ 108,9 ¦ 122,4 ¦ ¦ Плата за водоснабжение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и канализацию ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 107,3 ¦ 107,3 ¦ 93,6 ¦ 124,7 ¦ ¦ Плата за отопление ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 96,9 ¦ 96,9 ¦ 99,2 ¦ 130,7 ¦ ¦ Плата за горячее водо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снабжение ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 97,5 ¦ 97,5 ¦ 99,0 ¦ 131,3 ¦ ¦ Плата за электричество ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 119,1 ¦ 116,0 ¦ 116,0 ¦ ¦ Плата за газ сжиженный ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 182,0 ¦ 182,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------------------+ Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в жилищной сфере среди организаций, специализирующихся как на выполнении функций управления, так и на функции обслуживания, что позволит собственнику на основе конкурса выбирать ту из них, которая сможет предоставить необходимый уровень качества выполняемых ею функций по наиболее низким ценам. Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является демонополизация отрасли. К сфере деятельности, где возможно развитие конкуренции, относятся: - управление и обслуживание жилищного фонда и объектов городского благоустройства; - разработка, внедрение альтернативных форм предоставления услуг, в том числе предусматривающих создание автономных систем обеспечения, в частности, малоэтажном жилищном фонде; - обслуживание объектов коммунального назначения. В сфере действия естественных монополий необходимо сделать акцент на мерах государственного контроля, обеспечивающих доступность реализуемых ими услуг для потребителя; административного регулирования, разработке органами местного самоуправления дополнительных методов антимонопольного воздействия: 1. Привлечение в жилищно-коммунальную сферу предприятий различных форм собственности, организация конкурсного отбора предприятий для обслуживания жилищного фонда. 2. Доведение доли государственного муниципального фонда, обслуживаемого на конкурсной основе до 60 процентов. 3. Подготовка конкретных перечней услуг, составляющих необходимый минимум, а также определение групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. 4. Реализация государственной политики по развитию малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве. 5. Обеспечение предприятий отрасли организационно-правовыми и нормативно-методическими материалами по антимонопольному регулированию, демонополизации и развитию конкуренции. 6. Подготовка и внедрение пилотных проектов создания специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (производственно-технологические центры, ателье проката специализированного оборудования, мелкооптовые продажи оборудования для ЖКХ и др.). 7. Рекомендации по проведению конкурсов на управление муниципальным жилищным фондом для привлечения и участия в ней организаций различных форм собственности, в том числе малого предпринимательства. 8. Примерное положение о постоянно действующей комиссии по конкурсному отбору подрядчиков для текущего обслуживания и проведения капитального ремонта жилья. 9. Рекомендации по проведению конкурсов на выполнение специализированных работ, переведенных на самоокупаемость (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора и др.). 10. Предложения по финансово-кредитному механизму обеспечения деятельности малых предприятий в жилищно-коммунальной сфере. Этапы повышения и уровень повышения платежей граждан должны постоянно увязываться с реальными доходами населения. II. 3. Услуги в системе образования В настоящее время Министерство образования и науки Республики Бурятия проводит работу поэтапного расширения платных образовательных услуг. Мероприятия проводятся на основании приказа Министерства образования и науки от 25.12.96 г. N 218 и письма Министерства образования и науки Республики Бурятия от 21.07.93 г. N 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг", Положения о платных дополнительных образовательных услугах в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Во всех районных и городских администрациях приняты постановления "О размерах платы на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях". Услуги системы образования в структуре платных услуг в 1998 году занимали 7%, их удельный вес постоянно растет. Если раньше осуществлялась только оплата детских дошкольных учреждений, а обучение в средних и высших учебных заведениях было преимущественно бесплатным, то теперь платить приходится везде. К услугам образования относятся и курсы профессионального обучения, спрос на которые постоянно растет. Индекс цен по услугам образования в 1998 году составил 115%, из них по дошкольным учреждениям - 107%, платным средним специальным учебным заведениям - 118%, платным высшим учебным заведениям - 104%, курсам профессионального обучения - 125 процентов. Повышение стоимости обучения на курсах было в январе, а в учебных заведениях - в сентябре. В 1999 году родительская плата в детских дошкольных учреждениях повысилась в феврале на 61 процент. Доходы от оказания дополнительных платных услуг полностью реинвестируются в каждое образовательное учреждение в соответствии со сметой расходов: - на развитие и совершенствование образовательного учреждения; - на развитие материальной базы учреждения; - на увеличение заработной платы педагогическому персоналу. За 1998 год при прогнозе 25315 тыс. рублей (включая продукцию подсобного хозяйства, средства попечительского фонда, заготовку дров, кормов и т.д.). Объем платных услуг составил 33805 тыс. рублей. На 1999 год запланировано предоставить платные услуги на 30086,6 тыс. рублей. Таблица Объем платных услуг по Министерству образования и науки Республики Бурятия за первое полугодие 1999 года +-------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦ Прогноз ¦ План ¦ Отчет ¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------+---------+---------+---------¦ ¦ ВСЕГО ¦ 30086,6 ¦ 12293,9 ¦ 12484,6 ¦ ¦ 1. Объем платных услуг ¦ 20680,6 ¦ 7661,9 ¦ 12484,6 ¦ ¦ Услуги в детских дошкольных учреждениях ¦ 12723,8 ¦ 5917,8 ¦ 8518,6 ¦ ¦ Услуги в школе, педколледже ¦ 1282,7 ¦ 641,7 ¦ 1388 ¦ ¦ Услуги в учреждениях дополн. образования ¦ 118 ¦ 57 ¦ 52,6 ¦ ¦ Услуги в УПК ¦ ¦ ¦ 2,8 ¦ ¦ Услуги в интернате при школе ¦ ¦ ¦ 208,2 ¦ ¦ Услуги в школе-интернате ¦ 714 ¦ 357 ¦ 334,8 ¦ ¦ Услуги в оздоровительных лагерях ¦ ¦ ¦ 13 ¦ ¦ Туристические услуги ¦ ¦ ¦ 262,2 ¦ ¦ Курсовая подготовка водителей, секр.-машинисток ¦ 97,3 ¦ 46 ¦ 229,6 ¦ ¦ Услуги по предоставлению жилья ¦ 43,8 ¦ 21,9 ¦ 132,3 ¦ ¦ Стоимость произведенной продукции в подсобных ¦ 4464,2 ¦ ¦ 376,4 ¦ ¦ хозяйствах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Производство и реализация товаров народного ¦ 51,4 ¦ 27,7 ¦ 51,5 ¦ ¦ потребления в школьных мастерских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Аренда помещений ¦ 393,5 ¦ 196,8 ¦ 196,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Транспортные услуги ¦ 98,8 ¦ 49,4 ¦ 75,1 ¦ ¦ Прочие платные услуги ¦ 693,1 ¦ 396 ¦ 617,8 ¦ ¦ 2. Кроме того ¦ 9406 ¦ 4632 ¦ 4596,7 ¦ ¦ Средства попечительского фонда ¦ 5692 ¦ 2846 ¦ 2217,9 ¦ ¦ Заготовка дров ¦ 3572 ¦ 1786 ¦ 863,6 ¦ ¦ Заготовка кормов ¦ 142 ¦ ¦ 4,3 ¦ ¦ Заготовка древесины ¦ ¦ ¦ 239,6 ¦ ¦ Спонсорская помощь ¦ ¦ ¦ 1271,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------------------+ Несмотря на расширение платных услуг в отрасли, альтернативные виды образования - это дополнительные виды образования, которые характеризуют повышение уровня жизни населения. Образование в большей части должно оставаться преимущественно функцией государства и бюджетов всех уровней, а не бизнеса. 11.4. О развитии и предоставлении платных медицинских услуг Кризис системы здравоохранения прежде всего обусловлен недостаточным финансированием на фоне возрастающих проблем и ухудшения здоровья населения. В целом затраты на нужды отрасли за последние годы покрываются всего лишь на 1/3 от минимальных ее потребностей. В связи с создавшимся тяжелым финансовым положением в системе здравоохранения в последние 10 лет стали предприниматься попытки выхода из создавшейся ситуации путем введения платных услуг населению. Платные медицинские услуги предоставляются на основании следующих нормативных документов: "Сборник нормативно-методических документов по переводу на новые условия хозяйствования учреждений здравоохранения", постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", приказ Министерства здравоохранения России от 23.03.96 г. N 109, приказы Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 13.03.96 г. N 64, от 09.01.97 г. N 6-а, постановление Правительства Республики Бурятия от 01.09.99 г. N 322 "О развитии и упорядочении предоставления платных медицинских услуг". Медицинские услуги играют все большую роль в системе платных услуг населению. Медицинские услуги, как и услуги образования, в дореформенный период были для потребителя бесплатными. В настоящее время удельный вес медицинских услуг в общих расходах на услуги составил в 1998 году 2,3 процента. Индекс цен на все виды медицинских услуг за год составил 105 процентов. За 6 месяцев 1999 года индекс цен по медицинским услугам составил 121 процент. Анализ финансовой деятельности органов и учреждений здравоохранения республики с 1995 по 1999 годы показывает рост оказываемого объема платных услуг. (в%) +------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6 мес. ¦ +-----------------------------+---------+-----------+----------+-----------+---------¦ ¦ Районные ТМО ¦ 0,5 ¦ 1,1 ¦ 1,1 ¦ 2,6 ¦ 2,6 ¦ ¦ ЛПУ Улан-Удэ ¦ 3,5 ¦ 8,0 ¦ 7,6 ¦ 11,2 ¦ 9,6 ¦ ¦ Всего по Республике Бурятия ¦ 1,9 ¦ 4,5 ¦ 4,6 ¦ 7,2 ¦ 6,5 ¦ +------------------------------------------------------------------------------------+ Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения оптимальные расходы на медицинскую помощь должны составлять: 60% - бюджетные средства, 30% - страховые взносы, 10% - платные медицинские услуги. В республике за последние 3 года максимальная доля бюджетных средств составляет 76%, средства ОМС - 28%, платные услуги - 7 процентов. Наибольшая часть доходов была получена за счет оказания стоматологической помощи - 22,2%, ультразвукового исследования - 5,4%, медицинских осмотров - 5,3%, консультаций специалистов - 4,5 процента. В целях реализации социального права граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в республике принята территориальная Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Стоимость территориальной Программы в 1999 году оценивалась в 848,6 млн. рублей, тогда как ее обеспеченность составила всего 456 млн. рублей ( 53,7 %). В связи с тем, что дефицит средств составляет почти 50 %, некоторые виды медицинской помощи населению возможно оказывать на платной основе, согласно постановлению Правительства Республики Бурятия от 01.09.99 г. № 322, определяющему виды и объемы медицинской помощи, а также Правилам их оказания на платной основе. В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения республики в направлении структурных преобразований в отрасли, обеспечении бесплатной медицинской помощи в рамках государственных гарантий, стандартизации медицинских услуг, развитии негосударственного сектора в здравоохранении. II. 5. Развитие и состояние услуг связи Услуги связи в Республике Бурятия предоставляются ОАО "Электросвязь", АО "Ростелеком", государственным учреждением Управления федеральной почтовой связи. Основные виды продукции (услуг): - предоставление местной и внутризоновой телефонной связи; - телеграфная связь по передаче данных; - передача в аренду каналов связи и физических цепей, включая каналы вещания; - трансляция звуковых программ по сети проводного вещания; - оказание основных и дополнительных почтовых услуг. В состав ОАО "Электросвязь" входят 19 районных филиалов, 5 филиалов в г.Улан-Удэ (телеграфно-телефонная станция, городская телефонная сеть, городской радиотрансляционный узел, эксплуатационно-технический узел. Улан-Удэнская сотовая сеть). Общая численность работающих 2911 человек. Монтированная емкость сети на 1 января 1999 года составила 150,4 тысяч номеров, из них задействовано 117,8 тысяч номеров. В 1998 году установлено 6,7 тысяч основных телефонов. Общество предоставляет в пользование населению 750 таксофонов, 184,5 тысяч радиоточек. Услуги населению оказывают 280 отделений связи и переговорных пунктов. На долю услуг связи в 1998 году приходилось 14,3 % от общего объема оказанных услуг, по сравнению с 1997 годом объем оказанных услуг снизился на 3 процента. Некоторые виды услуг связи регулируются на федеральном и региональных уровнях, что является фактором, сдерживающим рост цен и тарифов. В 1998 году индекс цен по услугам связи составил 123 процента. На различные виды услуг связи рост цен и тарифов был неравномерным: более всего подорожала телеграфная связь - на 60%, плата за домашний телефон - на 31%, пересылка писем - на 20 процентов. На такие виды услуг, как предоставление разговоров по междугородной телефонной связи и оплата радиоточки повышения не было. В 1999 году темпы роста цен были более высокими. За первое полугодие услуги связи подорожали на 28% , в том числе телеграфная связь на 91%, оплата радиоточки - на 34%, оплата за домашний телефон - на 28%, междугородная телефонная связь - на 15 процентов. (в% к декабрю предыдущего года) +------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ ¦ +-----------------------+-------------------------¦ ¦ ¦ Март ¦ Июнь ¦ Сен- ¦ Декабрь ¦ Март ¦ Июнь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тябрь ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-------+-------+-------+---------+-------+-------¦ ¦ Услуги связи, всего ¦ 106,0 ¦ 112,4 ¦ 116,8 ¦ 122,5 ¦ 106,9 ¦ 128,1 ¦ ¦ Почтовая связь ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 120,0 ¦ 122,5 ¦ 122,5 ¦ ¦ Телефонная городская связь ¦ 100,0 ¦ 114,1 ¦ 122,4 ¦ 131,4 ¦ 105,0 ¦ 128,1 ¦ ¦ Междугородная телефонная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связь ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 105,1 ¦ 114,9 ¦ ¦ Телеграфная связь ¦ 135,6 ¦ 160,0 ¦ 160,0 ¦ 160,0 ¦ 105,1 ¦ 191,4 ¦ ¦ Проводное вещание ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 127,8 ¦ 133,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------+ Повышение цен и тарифов на услуги связи было отмечено в январе - на 5%, второй более существенный скачок был в июне, когда услуги связи в среднем подорожали на 22 процента. За 1998 год ОАО "Электросвязь" было оказано услуг связи на сумму 184,86 млн. рублей, в том числе объем реализации услуг связи населению составил 79,33 млн. рублей. Удельный вес доходов от населения в общих доходах 43,9%, рост к прошлому году - на 19 процентов. Распределение доходов в разрезе подотраслей связи: междугородная телефонная связь - 47%; городская телефонная связь - 32%; сельская телефонная связь - 11%; документальная связь - 5%; проводное вещание - 4%. Государственное учреждение Управления федеральной почтовой связи обеспечивает выполнение следующих задач: - доступность почтовых услуг (при этом сохранена сеть всех почтовых отделений связи в количестве 273, из них 212 - в сельской местности); - сохранность вверенных почте ценностей, в т.ч. пенсионных и переводных сумм почтовых отправлений. В 1999 году произошло увеличение доходов УФПС на 11 процентов. Увеличение доходов связано не только с выплатой задолженности по пенсиям, но и с развитием новых дополнительных услуг, удельный вес которых составляет 25 % в структуре валового дохода (в 1998 году удельный вес составлял 15 %), а также повышением тарифов на пересылку письменной корреспонденции. Но финансовое состояние УФПС остается нестабильным. Отрицательно влияет на работу отрасли, в целом, ежегодное снижение спроса населения на почтовые услуги. Объем пересылаемой почты уменьшился в среднем на 25 % по сравнению с 1998 годом. Уменьшение спроса на услуги связано, во-первых, с повышением тарифа на них, во-вторых, с введением налога с продаж, что делает почтовые услуги недоступными для малообеспеченной части населения. Следует отметить при этом, что в соседних регионах (Иркутской и Читинской областях) почтовые услуги от налога с продаж освобождены. Проведенные УФПС маркетинговые исследования позволяют сделать вывод о том, что увеличение доходной части за счет развития новых услуг, перспективных для почты Бурятии, таких, как электронная почта, банковские услуги, прием коммунальных платежей, дальнейшего развития посылочной торговли, ускоренной "Экспресс-почты". Необходимо отметить, что в настоящее время создание конкурентной среды возможно только в рамках применения Закона РФ "О естественных монополиях". II. 6. Состояние сферы туризма и основные направления развития Значение туризма для региона трудно переоценить: наиболее очевидным положительным фактором является создание дополнительных рабочих мест во всех сферах, связанных с обслуживанием туристов (гостиницы, рестораны, торговля, транспорт, развлечения, досуг и т.д.); второе преимущество - развитие и поддержка сфер деятельности и профессий, косвенно связанных с туризмом; третье - региональные и местные доходы - налоговые поступления от туризма; четвертое - множительный эффект, заключающийся в расширении спроса на товары местных товаропроизводителей, развитии местной экономики, решении социальных, природоохранных проблем и т.д.; пятое - экспорт местных товаров. Современное состояние сферы туризма в республике характеризуется (по данным Госкомитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту) как неустойчивое с признаками стабилизации и выражается в следующих показателях. На территории республики зарегистрировано 50 предприятий и организаций, содержащих 270 объектов размещения и осуществляющих туристскую деятельность, из них 17 осуществляют международную туристскую деятельность, 6 - некоммерческую. В обслуживании туристов участвуют 10 гостиниц, 10 туристских баз, 4 курорта, 31 подведомственная база отдыха. Среднегодовое использование материальной базы туризма составляет 30% от возможного. 80% ее нуждается в модернизации и реконструкции. Инфраструктура находится в неразвитом состоянии. Значительные размеры имеют формы неорганизованного туризма. В результате реформ практически разрушены формы спортивно-оздоровительного туризма. Из 30 действовавших в республике клубов туристов осталось два. С 1991 года более чем в 10 раз снижены объемы внутреннего туризма, снижаются его экономические и социальные показатели. Объемы выездного туризма граждан республики за рубеж снижены в 2 раза; вывоз денег туристами преобладает над ввозом, соотношение въездного и выездного туризма выражается в пропорции 30/70. Необходимо, однако, отметить при этом, что сегодняшняя ситуация свидетельствует о нарастающих темпах туристского освоения территории, о качественных и количественных изменениях в туризме, которые следует рассматривать в качестве тенденций последних лет. Особого внимания заслуживают такие факты, как рост неорганизованного (дикого) туризма, который за два последних года вырос в 2,5 раза; а также устойчивая тенденция развития нелегальных видов предоставления туруслуг: развитие частных семейных микрогостиниц (200), предоставление транспортных услуг до места отдыха в летний пиковый период, несертифицированные услуги частных гидов, национальные виды художественного творчества. Это направление не является источником районных бюджетов, его необходимо легализовать, для чего: 1. создать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность, направленную на оказание такого рода услуг; 2. создать структуру (на основе частной собственности совместно с государственной), под патронажем и при помощи которой цивилизованным образом развивалось бы данное направление. Функции подобной структуры могут быть следующими: - формирование банка данных по всем видам перечисленных выше услуг (дислокация семейных микрогостиниц, уровень сервиса, количество отдыхающих, которое можно разместить, и т.д.); - обеспечение безопасности, транспортные услуги, бытовые (например, стирка белья), медицинская помощь, обеспечение должного санитарного состояния, сохранение экологического равновесия и т.д. Основные направления реформирования сферы туризма Основной целью реформирования сферы туризма является создание в Бурятии современной высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии туризма, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, с другой - увеличение вклада туризма в бюджет республики, повышение благосостояния граждан, превращение туризма в доходную отрасль экономики. Концепция предусматривает 3 основных направления реформирования туризма: 1. Создание правовых, экономических, организационных условий, стимулирующих восстановление функций и увеличение экономических и социальных показателей действующих предприятий и организаций туризма, привлекающих в сферу туризма инвестиции, стимулирующих образование новых субъектов туристской деятельности, модернизацию действующей и создание новой материальной базы, туристской инфраструктуры, увеличение роли туризма в структуре отраслей экономики республики. 2. Совершенствование управления в сфере туризма, поддержка негосударственных форм. Содействие в становлении комплекса функционально связанных между собой предприятий и организаций туризма, финансовых структур, банков, производственной и непроизводственной сфер с перспективой создания финансово-промышленных групп, способных обеспечить выполнение программ развития туризма, имеющих статус как районных и республиканских, так и региональных. 3. Интеграция туризма Бурятии в отечественный и мировой туризм. Содействие в продвижении туристского продукта республики с использованием рыночных стимулов, методов государственной поддержки; совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма; создание современной системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма. 4. Регистрация органами местного самоуправления туристических, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных объектов, находящихся на территории республики, но принадлежащих другим регионам, с целью оплаты ими налогов в местные бюджеты территорий, на которых они дислоцируются. 3 направления развития туристских услуг: 1. Организованные, комплексные туристические услуги, предоставляемые тур.фирмами всех форм собственности (соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комфортность и т.д.). 2. Создание привлекательных условий ( льготное налогообложение, помощь определенной структуры для содержания гостей - прачечные, транспортные услуги, медицинские, возможность доставки продуктов, почты и т.д.) для развития легального (налогооблагаемого) частного микротуризма (тур.услуги в этом случае предоставляются местными жителями в прибрежной зоне оз. Байкал и других зонах отдыха). 3. Создание (органами местного самоуправления территорий) условий для существования неорганизованного (дикого) туризма в более или менее цивилизованной форме - организация стоянок, обеспечение безопасности, скорой медицинской помощи, помощи по ремонту автотранспортных средств, возможность приобрести в определенных пунктах питьевую воду, дрова и т.д., поддержание санитарного состояния, уборка и утилизация мусора и др. Все сборы при этом поступают в местные бюджеты территорий. III. Содержание государственной политики по развитию сферы услуг Динамика доходов населения и развитие сферы услуг (прогноз Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия до 2003 года) Данный график разработан на основе прогноза до 2003 года, составленного Министерством экономики и внешних связей. Кривая 2 настоящего графика отражает так называемые "нераспределенные" доходы населения, оставшиеся после уплаты всех обязательных платежей и всех необходимых расходов на приобретение товаров (потребительская корзина). Исходя из этого, оставшаяся часть доходов населения может быть направлена именно в сферу услуг. Таким образом, на графике наглядно представлен имеющийся потенциал развития сферы услуг. Динамика структуры "корзины услуг" Настоящий график, составленный на основе прогноза Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия, позволяет сделать вывод о том, что при сохранении существующих сегодня государственных подходах к сфере услуг (например, в плане перенесения всех расходов по ЖКХ на потребителя и др.), продолжающемся росте цен на "обязательные", снижении реальных доходов населения, и, что немаловажно, отсутствии целевой программы развития сферы услуг, к 2005 году возможно резкое сокращение потребления даже социально значимых услуг (либо отказ от некоторых видов), не говоря уже о развитии сферы в целом. Необходимо поэтому принятие срочных мер государственной поддержки с тем, чтобы обеспечить потребителя ассортиментом услуг, необходимым для нормальной жизнедеятельности. Цель государственной политики развития сферы услуг состоит в изменении структуры расходов на услуги (соотношение в корзине) таким образом, чтобы, с одной стороны, снизить долю реальных расходов потребителя на услуги жизнеобеспечения - обязательные и социально значимые, путем снижения издержек в этой сфере; государственном регулировании деятельности отраслей-монополистов, развитии конкуренции; с другой стороны - в стимулировании увеличения доли расходов на услуги, определяющие качественный уровень жизни населения. Изложенное позволяет сделать вывод, что государственная поддержка развития сферы должна быть направлена на: - снижение затратной части в сфере УСЛУГ жизнеобеспечения и, соответственно, уменьшения расходов на них: - развитие и расширение ассортимента услуг, определяющих качественный уровень жизни, причем рост доли этой части услуг в <корзине> должен превышать рост доходов. Динамика структуры потребления услуг +-------+ +--------+ +-------+ ¦ 9,6 % ¦ ¦* 6,7 % ¦ ¦ 37% ¦ ¦ * ¦ +--------¦ ¦ * ¦ +-------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 90,4% ¦ ¦ 93,3% ¦ ¦ 63% ¦ ------------------------------------------------------ 1 2 3 +-+ ¦*¦ доля расходов на услуги, определяющие уровень жизни +-+ +-+ ¦ ¦ доля расходов на услуги жизнеобеспечения +-+ рис.1. - настоящее состояние; рис.2. - прогноз на 2002 год; рис.3. - ожидаемое (в результате реализации Концепции) снижение доли расходов в сфере "обязательных" и социально-значимых услуг и рост услуг, определяющих качественный уровень жизни населения. Перечень услуг жизнеобеспечения (социально значимые и обязательные): - ритуальные; - ЖКХ; - городского транспорта; - бытовые, в том числе: - ремонт сложной бытовой техники ( холодильники, эл. плиты, теле-, радио аппаратура); - парикмахерские услуги; - ремонт обуви; - услуги химчистки; - ремонт одежды; - ремонт часов; - медицинские (согласно государственным гарантиям обеспечения граждан медицинской помощью); - образовательные. Рекомендуемый перечень категорий граждан, подлежащих льготному обслуживанию муниципальными предприятиями сферы услуг, составленный на основании следующих Законов: - Закон РФ "О ветеранах" от 12.01.95 г. N 5-ФЗ; - Закон РФ "О государственной социальной помощи" от 17.08.99 г. N 178-ФЗ; - Закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. N 181-ФЗ; - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.91 г. N 124; - Закон РБ "Об адресной социальной помощи в Республике Бурятия" от 25.12.97 г. N 636-1. 1) Участники ВОв; 2) Одинокие пенсионеры по возрасту и одинокие супружеские пары ; 3) Многодетные семьи; 4) Дети- инвалиды; 5) Инвалиды с детства и инвалиды по общему заболеванию; 6) Инвалиды Советской Армии; 7) Семьи военнослужащих, погибших в Афганистане и Чеченской Республике; 8) Инвалиды войны в Афганистане и Чеченской Республике; 9) Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; 10) Опекунские семьи. Государственная политика по развитию сферы услуг должна отражать поведение государства по отношению к данной сфере как важнейшему из компонентов социально-экономической жизни республики и содействовать следующему: Стимулирование опережающего развития рынка услуг роста реальных доходов населения; Создание благоприятных условий для предпринимательства в сфере услуг всех форм: кооперативных, артельных и семейных форм организации занятости, поощрение ремесел, народных промыслов, - все это будет способствовать конкуренции, повышению качества оказываемых услуг; Охват услугами всех социальных слоев без исключения, предоставление им необходимого ассортимента услуг; Развитие муниципальных структур за счет использования имеющихся помещений, имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий для создания совместных с частным капиталом или чисто муниципальных предприятий - МУПов - для оказания преимущественно услуг жизнеобеспечения - социально значимых (ритуальные, городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытовые согласно Перечню); Разработка по всем отраслям сферы услуг перечней услуг жизнеобеспечения, которые дотируются за счет бюджетов всех уровней, фондов и др. источников; Комплексность ассортимента услуг по территории и месту предоставления; Сертификация и лицензирование услуг; Профессиональная подготовка кадров; Развитие лизинга; Разработка и реализация неотложных мер государственной поддержки сферы услуг в целом с тем, чтобы обеспечить потребителя ассортиментом услуг, необходимым для нормальной жизнедеятельности: - совершенствование налоговой системы; - льготирование коммунальных и арендных платежей; - финансово-кредитная поддержка; - формирование положительного имиджа предпринимателя, работающего в сфере услуг. IV. Основы государственной поддержки предприятий сферы услуг 4.1. Самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности предприятий сферы услуг в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики. 4.2. Специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на развитие сферы услуг, включая органы государственной власти и управления. 4.3. Финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения предприятий сферы услуг производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами, в том числе бюджетными, а также создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу услуг. 4.4. Государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки в развитии сферы услуг. Система государственной поддержки должна обеспечить: - Упрощение государственных регулирующих процедур; - Значительное расширение прав и возможностей субъектов местного самоуправления в части регулирования сферы услуг, её государственной поддержки при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства; - Координацию деятельности и четкое разграничение полномочий и ответственности органов исполнительной власти, решающих в той или иной степени вопросы государственной поддержки предприятий сферы услуг на федеральном, региональном и местном уровнях; - Использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве мощного источника ресурсного обеспечения предприятий сферы обслуживания и создания объектов инфраструктуры. V. Формы государственной поддержки развития сферы услуг Эффективная система государственной поддержки в сфере развития услуг включает в себя следующие основные формы: - Льготирование оплаты аренды помещений муниципальной и республиканской собственности предприятиям, оказывающим услуги согласно приоритетам и социальной значимости; - Льготирование оплаты коммунальных услуг, особенно для энергоемких предприятий (химчистки, прачечные и т.п.); - Разработка системы льгот по уплате налогов в республиканский и местные бюджеты согласно приоритетам и социальной значимости услуг; - Упорядочение процедур сертификации и лицензирования отдельных видов услуг; - Проведение целевых конкурсов по продаже и аренде нежилых помещений для предприятий, оказывающих услуги; - Поддержка системы профессионально-технического образования для подготовки кадров; - Дифференцированное взимание процентной ставки банковских кредитов для предприятий сферы услуг с учетом социальной значимости оказываемых ими услуг; возможность пользования кредитами под гарантии органов местного самоуправления. Реализация приведенных мер позволит снизить себестоимость услуг, как следствие, цены на них, что обеспечит наибольшую их доступность и востребование населением. Дальнейшее развитие сферы услуг будет зависеть от экономической стабилизации, когда государство будет в состоянии оказывать помощь для развития как существующих, так и новых видов услуг, а потребители - иметь достаточные доходы, чтобы их оплачивать (иная политика доходов). VI. Механизмы и этапы реализации Концепции +----------------------------------+ ¦ Концепция развития сферы услуг в ¦ ¦ Республике Бурятия на период до +------------------+ ¦ 2005 года ¦ ¦ +----------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ I этап ¦ ¦ V ¦ +--------------------------------------------------+ ¦ ¦ Разработка отраслевыми министерствами, комитета- ¦ ¦ ¦ ми, ведомствами соответствующих отраслевых кон- ¦ ¦ ¦ цепций и программ по развитию услуг в пределах ¦ ¦ ¦ своей компетенции ¦ ¦ +--------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ II этап ¦ V V +----------------------------------------------------------------------+ ¦ Разработка органами местного самоуправления целевых программ по раз- ¦ ¦ витию сферы услуг на основе Концепции, отраслевых концепций и про- ¦ ¦ грамм,Закона о местном самоуправлении, Указа Президента РФ <Об ос- ¦ ¦ новных положениях государственной политики в области развития мест- ¦ ¦ ного самоуправления> ¦ +----------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ III этап ¦ V +-------------------------------------------------------+ ¦ Осуществление целевых программ и обеспечение реали- ¦ ¦ зации мероприятий по развитию сферы услуг в Республи- ¦ ¦ ке Бурятия ¦ +-------------------------------------------------------+ Этапы и сроки исполнения: 1 этап - июнь 2000 года. Разработка отраслевых концепций и программ до 1 июня 2000 года. II этап - август 2000 года. Разработка программ развития сферы услуг территорий до 1 августа 2000 года. III этап - 2000-2005 годы. Реализация мероприятий по развитию сферы услуг до 2005 года, что позволит органам местного самоуправления решать проблемы занятости населения, увеличения налогооблагаемой базы, как следствие, - пополнение местных бюджетов, рост качественного уровня жизни населения. ПЛАН мероприятий по реализации Концепции развития сферы услуг в Республике Бурятия на 2000-2005 годы +------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Содержание мероприятий ¦ Вид документа ¦ Срок испол- ¦ Исполнители ¦ ¦ ¦ ¦ нения ¦ ¦ +--------------------------+----------------------------------+---------------+------------------¦ ¦ 1. Реализация отраслевых ¦ ¦ Согласно ¦ ¦ ¦ концепций по развитию ¦ ¦ плану меро- ¦ ¦ ¦ сферы услуг: ¦ ¦ приятий ¦ ¦ ¦ - жилищно-коммуналь- ¦ Концепция реформы жилищно- ¦ ¦ Думнов В.Л. ¦ ¦ ного хозяйства ¦ коммунального хозяйства в ¦ ¦ Госкомитет по ¦ ¦ ¦ Республике Бурятия (Указ Пре- ¦ ¦ жилищно-комму- ¦ ¦ ¦ зидента РБ от 13.10.97 г. N 235) ¦ ¦ нальному хозяй- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ству ¦ ¦ - туристско- экскурсион- ¦ Концепция развития туризма в ¦ ¦ Мантуров С.В. ¦ ¦ ных ¦ Республики Бурятия, постанов- ¦ ¦ Госкомитет по ¦ ¦ ¦ ление Правительства РБ "О ¦ ¦ делам молодежи, ¦ ¦ ¦ республиканской целевой про- ¦ ¦ туризму, физиче- ¦ ¦ ¦ грамме развития туризма в Рес- ¦ ¦ ской культуре и ¦ ¦ ¦ публике Бурятия на 1997-2005 ¦ ¦ спорту ¦ ¦ ¦ годы" (постановление Прави- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тельства РБ от 15.04.96 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ N 125) ¦ ¦ ¦ ¦ - транспортных ¦ постановление Правительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РБ от 15.06.99 г. N 215 ¦ ¦ ¦ ¦ 2. Разработка отраслевых ¦ ¦ До 01.06.2000 ¦ Кравцов Ю.Н. ¦ ¦ концепций и программ по ¦ ¦ ¦ Комитет по под- ¦ ¦ развитию услуг: ¦ ¦ ¦ держке и разви- ¦ ¦ - бытовых ¦ Проект постановления "О Кон- ¦ ¦ тию малого пред- ¦ ¦ ¦ цепции развития бытового об- ¦ ¦ принимательства ¦ ¦ ¦ служивания" ¦ ¦ ¦ ¦ - здравоохранения ¦ Проект постановления "О Про- ¦ -"- ¦ Бальжиров Б.Г. ¦ ¦ ¦ грамме развития платных ме- ¦ ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ дицинских услуг" ¦ ¦ здравоохранения ¦ ¦ - образования ¦ Проект постановления "О Про- ¦ -"- ¦ Намсараев С.Д. ¦ ¦ ¦ грамме развития платных обра- ¦ ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ зовательных услуг" ¦ ¦ образования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ науки ¦ ¦ - связи ¦ Проект постановления "О Про- ¦ -"- ¦ ¦ ¦ ¦ грамме развития услуг связи" ¦ ¦ Переляев В.В. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энергетики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. Обеспечение государ- ¦ Проект Закона РБ ¦ По выходу ¦ Намсараев С.Д. ¦ ¦ ственных гарантий на об- ¦ "Об образовании" ¦ Федерального ¦ Министерство ¦ ¦ разование ¦ ¦ закона ¦ образования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ науки ¦ ¦ 4. Развитие дополнитель- ¦ Проект Закона РБ ¦ По выходу ¦ Бальжиров Б.Г. ¦ ¦ ных медицинских услуг ¦ "О частной медицине" ¦ Федерального ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ закона ¦ здравоохранения ¦ ¦ 5. Разработка программ ¦ Программы развития сферы ¦ 01.08.2000 ¦ Главы админист- ¦ ¦ по поддержке и развитию ¦ услуг по территориям ¦ ¦ раций городов и ¦ ¦ сферы услуг по террито- ¦ ¦ ¦ районов Респуб- ¦ ¦ риям ¦ ¦ ¦ лики Бурятия по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ согласованию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------------------------+ Реализация мероприятий Концепции позволит получить следующий эффект: - изменение структуры "корзины услуг" в сторону увеличения услуг, определяющих качественный уровень жизни населения; - увеличение ассортимента предоставляемых услуг, позволяющего наиболее полно удовлетворить спрос населения; - создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг с 50,8 тысяч в 1999 году до 68,0 тысяч в 2005 году, увеличение занятости, самозанятости; - увеличение налогооблагаемой базы, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней с 393,4 млн. рублей в 1999 году до 1386,1 млн.рублей в 2005 году. При разработке отраслевых концепций и целевых программ эффект должен быть конкретизирован. Основные показатели развития сферы услуг Республики Бурятия на период до 2005 года +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Ед.изм. ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ +-------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------¦ ¦ Денежные доходы ¦ млн.руб. ¦ 8171 ¦ 13364 ¦ 17720 ¦ 20625 ¦ 23605 ¦ 28136 ¦ 31949 ¦ 35762 ¦ ¦ Покупка товаров и услуг ¦ млн.руб. ¦ 6109 ¦ 10023 ¦ 13290 ¦ 15468 ¦ 17994 ¦ 21341 ¦ 24263 ¦ 27185 ¦ ¦ из них покупка товаров ¦ млн.руб ¦ 5159 ¦ 8635 ¦ 11271 ¦ 12800 ¦ 14792 ¦ 17561 ¦ 19904 ¦ 22247 ¦ ¦ Оплата услуг ¦ млн.руб. ¦ 950 ¦ 1387 ¦ 2019 ¦ 2668 ¦ 3202 ¦ 3781 ¦ 4359 ¦ 4938 ¦ ¦ Превышение доходов над расходами ¦ млн.руб. ¦ 1245 ¦ 2200 ¦ 2783 ¦ 2991 ¦ 3356 ¦ 4019 ¦ 4520 ¦ 5021 ¦ ¦ Потенциальный объем услуг ¦ млн.руб. ¦ 2195 ¦ 3587 ¦ 4802 ¦ 5659 ¦ 6558 ¦ 7800 ¦ 8879 ¦ 9959 ¦ ¦ Средняя зарплата в сфере услуг ¦ руб. ¦ 951 ¦ 1583 ¦ 2069 ¦ 2390 ¦ 2683 ¦ 3217 ¦ 3644 ¦ 4070 ¦ ¦ Работников непроизводственной сферы ¦ тыс.чел ¦ 126,9 ¦ 127,1 ¦ 129,5 ¦ 132,8 ¦ 136,7 ¦ 138,2 ¦ 140,7 ¦ 143,3 ¦ ¦ занятые в сфере услуг ¦ тыс.чел ¦ 50,8 ¦ 50,8 ¦ 53,3 ¦ 56,0 ¦ 58,8 ¦ 61,7 ¦ 64,8 ¦ 68,0 ¦ ¦ Налоговые поступления ¦ млн.руб. ¦ 259,5 ¦ 393,4 ¦ 562,6 ¦ 726,3 ¦ 867,6 ¦ 1042,0 ¦ 1211,9 ¦ 1386,1 ¦ ¦ в т.ч. НДС ¦ млн.руб ¦ 190,0 ¦ 277,5 ¦ 403,8 ¦ 533,6 ¦ 640,4 ¦ 756,2 ¦ 871,9 ¦ 987,6 ¦ ¦ подоходный налог ¦ млн.руб. ¦ 69,5 ¦ 115,9 ¦ 158,8 ¦ 192,7 ¦ 227,2 ¦ 285,8 ¦ 340,0 ¦ 398,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 1) Таблица составлена на основе прогноза Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия. 2) Данные, приведенные в таблице, показывают, что на период до 2005 года динамика доходов и расходов будет следующей (по сравнению с 1999 годом) : - рост денежных доходов населения составит 2,7 раза; - расходы на товары вырастут в 2,5 раза; - расходы на услуги - в 3,3 раза. Отсюда можно сделать вывод, что, если настоящий прогноз взять за основу, то рост денежных доходов населения позволит увеличить расходы на услуги, таким образом, удельный вес доли расходов на услуги может составить 24-28%, в отличие от сегодняшних 13 процентов. 3) Показано увеличение численности работников сферы услуг, увеличение налогооблагаемой базы и рост налоговых поступлений. Верно: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|