Расширенный поиск
Постановление Администрации города Горно-Алтайска Республики Алтай от 18.01.2006 № 9/1АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 января 2006 г. N 9/1 г.Горно-Алтайск Отменено - Постановление Администрации города Горно-Алтайска Республики
Алтай от 04.02.2016 № 19
Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами муниципального образования городского округа города Горно-Алтайска Республики Алтай В целях повышения качества управления муниципальными финансами, определения себестоимости бюджетных услуг и повышения их эффективности постановляю: Утвердить Программу реформирования системы управления общественными финансами муниципального образования городского округа города Горно-Алтайска Республики Алтай. Мэр г. Горно-Алтайска В.А.Облогин
ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Паспорт Программы реформирования системы управления общественными финансами муниципального образования городского округа города Горно-Алтайска Республики Алтай на 2006 - 2007 гг. ----------------T------------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦Программа реформирования системы управления¦ ¦программы ¦общественными финансами муниципального¦ ¦ ¦образования городского округа города Горно-¦ ¦ ¦Алтайска Республики Алтай на 2006 - 2007 гг. ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Основание для¦РЦП "Программа реформирования системы управления¦
¦разработки ¦общественными финансами Республики Алтай на¦ ¦программы ¦2006 - 2007 гг." ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Государственный¦Администрация МО городского округа города¦ ¦заказчик ¦Горно-Алтайска ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Основные ¦Финансовое управление администрации города¦ ¦разработчики ¦Горно-Алтайск, Сибирский филиал ВНИКТИ МПС РФ ¦ ¦программы ¦ ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Основные ¦Администрация города Горно-Алтайск, финансовое¦ ¦исполнители ¦управление города Горно-Алтайск,¦ ¦программы ¦экономический отдел администрации города¦ ¦ ¦Горно-Алтайск, Управление по имуществу и¦ ¦ ¦земельным отношениям города Горно-Алтайска ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Цели и задачи¦Целью Программы является повышение эффективности¦ ¦программы ¦функционирования системы общественных финансов¦ ¦ ¦муниципального образования городского округа¦ ¦ ¦города Горно-Алтайска Республики Алтай для¦ ¦ ¦обеспечения оптимального выполнения обязательств¦
¦ ¦органов местного самоуправления перед¦ ¦ ¦населением. ¦ ¦ ¦Задачи программы: ¦ ¦ ¦стабилизация финансового положения МО городского¦
¦ ¦округа города Горно-Алтайска Республики Алтай; ¦ ¦ ¦повышение прозрачности и публичности системы¦ ¦ ¦управления общественными финансами МО городского¦
¦ ¦округа города Горно-Алтайска Республики Алтай; ¦ ¦ ¦ускоренное социально-экономическое развитие¦ ¦ ¦муниципального образования городского округа¦ ¦ ¦города Горно-Алтайска Республики Алтай; ¦ ¦ ¦повышение качества предоставляемых населению¦ ¦ ¦бюджетных услуг; ¦ ¦ ¦оптимизация процесса формирования и исполнения¦ ¦ ¦расходных обязательств ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Важнейшие ¦отношение объема кредиторской задолженности к¦ ¦целевые ¦расходам бюджета, доступность информации об¦ ¦индикаторы и¦управлении общественными финансами, отклонение¦ ¦показатели ¦плановых бюджетных показателей, в том числе на¦ ¦ ¦среднесрочную перспективу, от фактических, темпы¦
¦ ¦роста экономики, наличие формализованных¦ ¦ ¦порядков оценки эффективности деятельности¦ ¦ ¦органов местного самоуправления, наличие¦ ¦ ¦стандартов качества предоставления бюджетных¦ ¦ ¦услуг ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Сроки и этапы¦Общий срок реализации Программы - 2006 - 2007¦ ¦реализации ¦гг. Первый этап - 2006 г. Второй этап - 2007 г. ¦
¦программы ¦ ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Объемы и¦Общий объем расходов на реализацию Программы¦ ¦источники ¦составляет 22,8 млн. рублей, в том числе: ¦ ¦финансирования ¦- средства бюджета г. Горно-Алтайска 3,8 млн.¦ ¦ ¦руб.; ¦ ¦ ¦- средства республиканского бюджета¦ ¦ ¦республики Алтай 19,0 млн. руб. ¦ +---------------+------------------------------------------------+ ¦Ожидаемые ¦В результате реализации Программы ожидается¦ ¦конечные ¦создание полноценной базы для полного¦ ¦результаты ¦обеспечения финансов МО городского округа города¦
¦реализации ¦Горно-Алтайска Республики Алтай наиболее¦ ¦программы ¦эффективной системой администрирования, включая¦ ¦и показатели¦управление бюджетным процессом. ¦ ¦социально- ¦Основными показателями социально-экономической¦ ¦экономической ¦эффективности реализации программы являются¦ ¦эффективности ¦уровень повышения результативности и адресности¦ ¦ ¦расходов, улучшение качества бюджетных услуг,¦ ¦ ¦повышение прозрачности системы принятия решений¦ ¦ ¦в области общественных финансов ¦ L---------------+------------------------------------------------- 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа Социально-географические условия Город Горно-Алтайск является столицей Республики Алтай. Столица расположена в северо-западной части республики, на территории Майминского района. Территория города составляет 91 кв. км. Столица Республики Алтай получила статус города в 1928 году. До этого времени - населенный пункт Улала, основанный в 1830 году. Население города более 50 тыс. человек.
На территории города расположены промышленные предприятия следующих отраслей народного хозяйства: легкой, пищевой, строительных
материалов, полиграфической, машиностроения и металлообработки. Республика Алтай, называемая также "Российский Тибет", находится в самом центре Азии, на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров. Климат в Горно-Алтайске, как и на всей территории Республики Алтай умеренно-континентальный, с относительно коротким жарким летом (июнь - август) и продолжительной (ноябрь - март) холодной, местами очень морозной, зимой. Среднегодовая температура от +1 градуса до -6,7 градусов. Диапазон температур января от -9,2 градусов до -31 градуса. Диапазон температур июля от +11 градусов до +19 градусов. Среднегодовое количество осадков от 100 до 1000 мм. Географические особенности обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного (более 90% всех видов перевозок) и авиационного (пассажирские и почтовые перевозки). Автомобильный транспорт является ведущим в Горно-Алтайске. В г. Горно-Алтайске проживают представители многих национальностей. Однако эти национальности, кроме алтайцев, русских и
казахов не составляют компактных групп и представлены лицами, состоящими в межнациональных браках или отдельными семьями, проживающими в инонациональной среде. Плотность населения г. Горно-Алтайск составляет 580,2 человека на 1 кв. км, что выше аналогичного показателя по Республике Алтай в 252,3 раза. Финансы и экономика МО "Город Горно-Алтайск" Муниципальное образование городского округа города Горно-Алтайска
Республики Алтай вырабатывает Программу реформирования муниципальных финансов в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации и Республики Алтай, как ее субъекта, в соответствии с конституциональными полномочиями, Уставом города Горно-Алтайска и методическими рекомендациями по составлению и разработке заявки для участия в конкурсе по отбору муниципальных образований в Республике Алтай для получения субсидий из Фонда реформирования муниципальных финансов в Республике Алтай с целью получения субсидий из Фонда реформирования муниципальных финансов в Республике Алтай (ФРМФ). Реформирование бюджетной системы в целом и бюджетного процесса, необходимость повышения эффективности бюджетных расходов - эти цели были определены в качестве приоритетных для всей Российской Федерации
в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию. В полной мере реализации указанных целей отвечает политика реформ, проводимая в Республике Алтай, Правительством Республики Алтай, Министерством финансов республики и другими министерствами и ведомствами что подтверждается активно предпринимаемыми мероприятиями, подкрепленными законодательными, нормативно-правовыми актами. Так, был принят Закон Республики Алтай о бюджетном процессе в Республике Алтай, а с целью повышения эффективности и результативности бюджетной
системы, разработана Программа реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006 - 2007 гг. Это будет
способствовать достижению поставленных целей, и создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики города. Неотъемлемой частью политики реформирования региональных финансов
в Республике Алтай является реформирование системы управления муниципальными финансами. Программа реформирования муниципальных финансов муниципального образования городского округа города Горно-Алтайска Республики Алтай (здесь и далее - "Программа реформирования") определяется как комплексный, организационный и практический план совместных действий органа государственной власти и органа местного самоуправления города, включая все его структурные подразделения) по реформированию финансово-бюджетной политики, а также стимулирования развития экономики города в интересах населения и в целях обеспечения стабильности и развития бюджетной системы. В г. Горно-Алтайске, также как и в целом по республике за последние несколько лет были приняты меры по совершенствованию управления муниципальными общественными финансами: - внедрение системы казначейского исполнения местного бюджета и бюджета 2-го уровня и другие меры, направленные на повышение прозрачности муниципальных финансов; - принят ряд нормативных документов, касающихся бюджетного процесса и процедур его исполнения в ключе казначейского исполнения и
др.; - сокращение бюджетного дефицита и ограничение заимствований;
- приостановлено предоставление займов, гарантий, налоговых льгот
из местного бюджета, учитывая его дотационность; - поэтапное сокращение кредиторской задолженности по коммунальным
услугам. Главная стратегическая цель Программы реформирования - вывести управление общественными финансами г. Горно-Алтайска на новый, качественно более высокий уровень. Эта цель должна быть достигнута путем решения следующих задач:
- продолжение процесса модернизации отдельных этапов бюджетного процесса, связанного с внедрением новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования
и финансового контроля; - дальнейшее совершенствование учета и контроля системы муниципального заказа; - реформирования процедур учета и контроля долговых обязательств и активов г. Горно-Алтайска; - более подробного и точного законодательного регулирования процедур предоставления заемных средств, налоговых льгот юридическим лицам за счет бюджета г. Горно-Алтайска; - активизация мер по укреплению и совершенствованию налоговой базы города, привлечению инвестиций. Помимо решения указанных выше задач, реформа муниципальных финансов должна коснуться и методов стимулирования экономического развития и, в первую очередь, решение задачи более эффективного использования бюджетных средств, расходуемых на эти цели. В связи с этим, в Программу включены разделы по политике совершенствования управления муниципальной собственностью, эффективности реформирования
в жилищно-коммунальной сфере. Решение указанных стратегических задач имеет огромную социально-экономическую значимость. МО городского округа города Горно-Алтайска на протяжении ряда лет является дотационным муниципалитетом, что во многом обусловлено недостаточностью развития экономики города. В составе доходов муниципального бюджета более половины финансовых ресурсов составляет финансовая помощь из республиканского бюджета. Это обстоятельство не препятствует реализации мероприятий по
реформированию системы управления муниципальными финансами, а, напротив, повышает их актуальность. Ежегодные изменения федерального налогового и бюджетного законодательства привели к значительному сокращению налоговой базы города. Значительный перевес неналоговых доходов в структуре доходов муниципального бюджета г. Горно-Алтайска определяется наличием финансовой помощи из республиканского бюджета. Собственные доходы бюджета не позволяют в полном объеме финансировать возрастающие в связи с постоянным ростом цен и тарифов бюджетные обязательства. Приоритетной задачей бюджетной политики является управление муниципальным долгом Горно-Алтайска. Совершенствование системы управления долгом предопределяет устойчивость финансовой системы. Параметры бюджета городского округа города Горно-Алтайска Республики Алтай соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ. Общий объем долга не превышает доходы бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Расходы на обслуживание долговых обязательств составляют менее 7% собственных доходов городского бюджета. Программа реформирования системы управления муниципальными финансами г. Горно-Алтайска разработана с целью повышения эффективности и результативности работы органов местного самоуправления, направленного на создание условий для экономического роста и улучшения социально-экономической обстановки. В рамках Программы предполагается реализация нескольких ключевых направлений активизации процессов финансового оздоровления и стимулирования реформ бюджетной сферы для реформирования муниципальных финансов Горно-Алтайска. На современном этапе бюджетного реформирования остро стоит задача
перехода от экстенсивных способов финансирования и предоставления бюджетных услуг к интенсивному. Это потребует их инвентаризации, перераспределения ограниченных бюджетных ресурсов в пользу исключительно их задач, от которых действительно зависят рост благосостояния и уровень жизни населения г. Горно-Алтайска. В г. Горно-Алтайске назрела необходимость проведения инвентаризации предоставляемых бюджетных услуг, разработки и утверждения их перечня, разработки внедрения стандартов качества предоставления бюджетных услуг в отраслях, имеющих наибольший удельный вес в структуре бюджетных расходов (образование, здравоохранение, ЖКХ), и как следствие - реструктуризация сети бюджетных учреждений, связанная, в том числе, с переводом бюджетных организаций в негосударственные организации. Введение систематизированных перечней бюджетных услуг не только позволит населению конкретизировать перечень требуемых услуг, финансируемых за счет средств муниципального бюджета, но и даст возможность четко разграничить сферы ответственности органов местного
самоуправления по их предоставлению. В г. Горно-Алтайске функционирует ряд различных муниципальных учреждений и ведомств, функции которых зачастую дублируются, что требует оптимизации количества учреждений и организаций бюджетной сферы, в том числе сокращение числа административных учреждений за счет ликвидации дублирования функциональных обязанностей. Важным направлением бюджетных расходов является финансовое обеспечение жилищно-коммунального хозяйства. Бюджетная политика в области управления расходами нацелена на рационализацию структуры и повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение контроля над целевым использованием средств. Экономика г. Горно-Алтайска может быть охарактеризована как депрессивная, несмотря на то, что в соответствии с оценкой относительного уровня налогового потенциала муниципалитета, отражающего способность экономических субъектов генерировать налоговые доходы, г. Горно-Алтайск лидируют среди прочих муниципалитетов республики. Главным направлением социально-экономической политики администрации города в 2003 году, как впрочем и в предыдущие годы, были повышение благосостояния наших горожан путем закрепления тенденций роста промышленного производства, создания условий для развития малого предпринимательства, повышение конкурентоспособности производимой продукции. В целом прошедший год завершен с улучшением практически всех основных социально-экономических показателей: увеличены объемы промышленного производства и розничного товарооборота, растет средняя
заработная плата, снижен уровень безработицы. Основные проблемы управления муниципальными финансами Принятые на федеральном уровне программные документы, в том числе: концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, Концепция регионального развития,
позволяют на их основе разработать конкретные решения по повышению эффективности работы органов местного самоуправления г. Горно-Алтайска в среднесрочной перспективе. В настоящее время система управления муниципальными финансами в г. Горно-Алтайске не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. При этом актуальность совершенствования механизмов администрирования финансовыми потоками, системы принятия решений в рамках осуществления бюджетного процесса в силу объективных обстоятельств возрастает. Благоприятная экономическая ситуация в г. Горно-Алтайске и республике в целом позволяет реализовать комплексные, сложные мероприятия по управлению муниципальными финансами, в том числе непосредственно при формировании и исполнении бюджета. Анализ финансово-экономического положения г. Горно-Алтайска позволяет формулировать основные проблемы, пути решения которых составляют главное содержание Программы реформирования муниципальных финансов. На основании проведенного исследования текущего состояния уровня эффективности управления муниципальными финансами г. Горно-Алтайска к числу основных недостатков действующей организации финансового менеджмента муниципалитета можно отнести следующие элементы: а) недостаточная регламентированность и прозрачность действий по управлению муниципальными финансами. В настоящее время информация о процедурах, регламентах деятельности органов местного самоуправления малодоступна гражданам и
другим заинтересованным лицам. Можно констатировать отсутствие четких требований и условий предоставления широкого круга бюджетных услуг - социальных стандартов, использование которых предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Система принятия решений характеризуется низким уровнем обоснованности в силу недостатков специализированных инструментов планирования и оценки социально-экономических и финансовых последствий их реализации, в том числе при осуществлении инвестиционной политики,
предоставлении налоговых льгот, оптимизации степени государственного участия в экономике муниципалитета. Не использование механизмов предварительной независимой экспертизы новаций в области налогово-бюджетной политики снижает полезный эффект от этих действий, не позволяет находить компромиссные
и удовлетворяющие большинство участников бюджетного процесса решения. Указанные факторы обуславливают недостаточную реализацию имеющегося потенциала муниципального образования г. Горно-Алтайска и являются существенным препятствием для совершенствования механизма реализации административных функций. б) ограниченный горизонт планирования. Всего этого явно недостаточно для полноценного реформирования системы управления муниципальными финансами г. Горно-Алтайска. Отсутствие четкого плана развития бюджетно-налоговой сферы, включающего в себя составленные в различных вариантах прогнозы доходов, расходов бюджета (в том числе по основным направлениям функциональной классификации расходов и главным распорядителям бюджетных средств), уровня задолженности, инвестиционного плана и так
далее, не позволяет обеспечить составление и исполнение качественных мероприятий ко всему комплексу вопросов социально-экономического развития. Принятые Правительством Российской Федерации Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год создают четкие ориентиры для полноценного внедрения средне и долгосрочного финансового планирования, преимущества которого очевидны. Вместе с тем, принимая во внимание наличие объективных особенностей территории, в том числе высокий уровень дотационности муниципального бюджета, реализация данного направления должна производиться с учетом этих факторов, отличающимися от принятых на федеральном уровне методами. в) недостаточное качество бюджетных услуг.
Требование о необходимости формирования бюджетных расходов на основании утвержденных минимальных социальных стандартов содержалось в Бюджетном кодексе Российской Федерации, принятом в 1998 году. В соответствии со статьей 6 Кодекса "минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых
гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации". Вместе с тем, отсутствие федерального закона, регламентирующего состав и требования к социальным стандартам, не позволило реализовать
эту важную часть процесса планирования бюджетных обязательств. Исключение этой нормы поправками, произведенными в рамках реформы
по разграничению полномочий между властями всех уровней, тем не менее, не снизило потребность в установлении конкретных и четких требований к объему и порядку исполнения государственных обязательств. Отдельная работа ведется в отношении разработки стандартов безопасности жилищ и качества благоустройства, регламентации государственной и независимой экспертизы проектно-сметной документации, однако она еще не завершена. Важно отметить, что данная ситуация наносит ущерб не только бюджетному планированию, но и препятствует возможности осуществления эффективного контроля за деятельностью органов местного самоуправления и бюджетных учреждений по выполнению возложенных на них функций. Можно добавить, что оптимизация бюджетного сектора путем перевода бюджетных организаций в иные правовые формы, повышения их самостоятельности также невозможна, поскольку отсутствуют четкие требования к результату их деятельности. г) отставание квалификации муниципальных служащих от требований, возникающих на современном этапе. За последние несколько лет произошли фундаментальные изменения основных принципов федеративных отношений, разграничения полномочий, межбюджетных отношений, административно-территориального устройства муниципальных образований. В новой редакции приняты федеральные законы об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, введены в действие новые
Бюджетный, Жилищный, Градостроительный, Налоговый и Лесной кодексы. На федеральном уровне начата реализация бюджетной реформы при продолжении работы по совершенствованию налогового законодательства, судебно-правовой системы, происходит развитие инвестиционных механизмов государства. Эти и многие другие новации для их полноценной реализации требуют
адекватной подготовки и уровня квалификации специалистов не только федерального и регионального, но и местного уровней управления. Конкурсы на замещение вакантных должностей, проводимые в МО городского округа города Горно-Алтайска, охватывают весьма незначительную часть штатной численности, что объясняется, в том числе, недостаточной проработкой механизма стимулирования сотрудников
и системы организации конкурсов, их низкой прозрачностью. Вместе с тем, отсутствие системного анализа потребностей администрации в служащих строго определенного уровня квалификации и сферы деятельности, слабая проработка механизма проведения подготовительных курсов, формирования заказов на подготовку специалистов по требуемой тематике, в настоящее время является важным
препятствием на пути повышения эффективности организации управления муниципальными финансами. д) недостаточная эффективность муниципальных инвестиций.
К числу основных проблем, касающихся инвестиционной политики МО городского округа города Горно-Алтайска, можно отнести следующее: несовершенство методологии планирования, реализации и оценки эффективности инвестиционных проектов; отсутствие формализованных процедур анализа эффективности действующих налоговых льгот, в том числе в процессе подготовки бюджета на очередной финансовый год; низкая информативность отчетности о результатах инвестиционной политики; отсутствие системы мониторинга инвестиционных проектов;
Изложенные факторы в настоящее время препятствуют полной реализации потенциала развития г. Горно-Алтайска за счет инвестиционного ресурса. Недостатки механизма предварительной оценки потребности в осуществлении конкретных инвестиционных расходов, неразвитость систем
субсидирования процентных ставок, лизинга, гарантий, целевых займов, как инструментов государственной поддержки инвестиционного процесса также могут быть отмечены на современном этапе. То же справедливо и в отношении бюджетных закупок, для которых в настоящее время отсутствуют критерии выбора той или иной предпочтительной с учетом местной специфики формы проведения конкурсов, товарной номенклатуры. Традиционное использование налоговых льгот не дает требуемого результата и, кроме того, препятствует наиболее точному распределению
инвестиционных ресурсов в виду невозможности применения в этом механизме принципов адресности государственной поддержки. Следует отметить, что решение множества вопросов, в первую очередь касающихся стабилизации доходной базы муниципалитетов, исключения возможности образования "нефинансируемых мандатов" во многом тормозилось по объективным причинам внешнего характера. Так, ежегодные изменения налогового и бюджетного законодательства, приводящие к значительным колебаниям доходной базы региона и муниципалитетов, постоянная корректировка методических подходов к распределению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, решения об изменении источников финансирования расходных обязательств, повышение заработной платы работников бюджетной сферы, "монетизация льгот" не позволяли в предшествующие годы воспользоваться преимуществами эффективной системы организации отношений между уровнями бюджетной системы. Требования сегодняшнего дня только в части формирования и распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Алтай в бюджеты муниципальных образований трех типов (муниципальные районы, городские округа и поселения) обуславливают необходимость реализации сложного плана мер по изменению действующих подходов. ж) низкая эффективность системы социальной защиты населения.
В последние годы в рамках реформы по разграничению полномочий между уровнями власти разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и с целью улучшения системы социальной защиты населения был
внесен ряд поправок в федеральное законодательство. Основной задачей, которую планировалось решить в ходе осуществления данных мероприятий, было повышение адресности социальной защиты граждан, изменения принципа финансирования различных льгот и пособий, снижения доли малоэффективных механизмов социальной защиты. з) проблемы с текущей ликвидностью бюджета и задолженностью.
К числу недостатков действующей организации управления обязательствами муниципального бюджета можно отнести следующее: низкая степень достоверности и оперативности информации об объемах и качестве задолженности бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и организаций, доля в уставном капитале которых
принадлежит г. Горно-Алтайску; недостаточная формализованность и обоснованность оценки текущего уровня ликвидности общественных финансов муниципалитета; отсутствие эффективных методов прогнозирования временных кассовых
разрывов и алгоритмов их ликвидации с наименьшими финансовыми затратами; низкий уровень осведомленности об уровне и качестве дебиторской задолженности, включая налоговую задолженность; недостаточная практика использования ценных бумаг, как источника финансирования капитальных вложений. Эти обстоятельства приводят, во-первых, к возникновению неоправданных потерь бюджета г. Горно-Алтайска, во-вторых, увеличивают стоимость обслуживания заемных средств для бюджета, в-третьих, снижают качество исполнения бюджета, и, наконец, являются существенным препятствием для полноценного внедрения среднесрочного финансового планирования в муниципалитете. и) недостаточная развитость мониторинга общественных финансов.
В настоящее время на регулярной основе в Горно-Алтайске производится сбор и обработка информации только по весьма ограниченному кругу данных, касающихся в первую очередь, бюджетной и налоговой отчетности. При этом для организации эффективной системы финансового менеджмента, которая позволяла бы решать широкий круг оперативных и стратегических вопросов, необходимо расширить объект мониторинга, создать четкую систему определения приоритетов информационного обеспечения, сформировать мощную базу данных, часть которой предоставить в открытом доступе в сети Интернет, модернизировать сетевое представительство органов власти. Реформа местного самоуправления также требует уделять первоочередное внимание данным в разрезе административно-территориальных образований. Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует обязательное использование в процессе формирования финансовых взаимоотношений бюджета республики и муниципальных образований широкого круга данных,
характеризующих уровень развития экономики территории, социально-демографические, климатические особенности, состояние частного и государственного сектора, состояние долговой книги и других обязательств и так далее. В отсутствие этого комплекса работ решение остальных задач реформирования общественных финансов является проблематичным. Таким образом, можно сделать вывод о наличии существенного потенциала для Республики Алтай по повышению качества управления бюджетом. 2. Основные цели, задачи и мероприятия программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели Система целей и задач Программы сформирована с учетом рекомендуемых направлений реформирования муниципальных финансов, установленных Министерством финансов Российской Федерации при объявлении конкурса в 2005 году среди муниципальных образований на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. В качестве основной цели данной Программы можно назвать повышение
эффективности управления всем комплексом налогово-бюджетных и финансово-экономических процессов территории для наименее затратного и более качественного и полного выполнения функций и задач органов местного самоуправления. Достижение этой цели означает снижение себестоимости бюджетных услуг с одной стороны и повышение их эффективности (степени достижения заданных целей) - с другой, за счет повышения эффективности управления муниципальными финансами. Программа исходит из того факта, что в городе созданы основные элементы рыночной инфраструктуры, позволяющие осуществлять предпринимательскую деятельность на основе привлечения свободных капиталов и трудовых ресурсов. Важным стратегическим приоритетом Программы является дальнейшее улучшение предпринимательского климата в городе, снятие излишних административных барьеров и ограничений. Программа реформирования муниципальных финансов в г. Горно-Алтайске имеет обоснование с точки зрения общественной и экономической значимости, а также возможности реализации предусмотренных мероприятий. Повышение качества управления муниципальными финансами означает увеличение прозрачности бюджетных расходов и за счет этого снижение себестоимости бюджетных услуг с одной стороны и повышение их эффективности (степени достижения заданных целей) за счет улучшения управления оказанием услуг в бюджетных отраслях - с другой. В то же время реформа финансовой системы означает не только повышение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, но также и создание условий решения важнейших задач социально-экономического развития, формирование предпосылок для привлечения в город инвестиций. Только экономическое развитие города способно создать стабильную базу для муниципальных финансов. Необходимо ставить задачу повышения эффективности расходов с учетом их функции стимулирования экономического роста. Главные стратегические цели Программы:
1. вывод управления муниципальными финансами г. Горно-Алтайска на
качественно новый, более высокий уровень, путем решения следующих задач: - достижение более высокого уровня финансового планирования и финансового контроля; - повышение прозрачности финансов и дальнейшего совершенствования
системы муниципального заказа; - повышение эффективности использования бюджетных средств, в том числе в части капитальных расходов (включая реформирование и нормативное закрепление процедур формирования и финансирования инвестиционных проектов, городских целевых программ). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года
N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" предусматривается применение нового принципа организации работы по распределению и перераспределению бюджетных средств - бюджетирование,
ориентированное на результат. Организация формирования и исполнения бюджета на новых принципах будет проводиться в соответствии с условиями реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и
Республике Алтай, с корректировкой отдельных элементов с учетом местной специфики. Планируется придерживаться следующей схемы применения этого положения. Доклады о результатах деятельности будут готовиться исходя из целей и задач, поставленных в среднесрочной стратегии социально-экономического развития города, а также составленного перспективного финансового плана. Бюджетные учреждения будут осуществлять разработку собственных докладов, соответствующих указанной стратегии, обязательными элементами которых являются: - цели и задачи, выполняемые конкретным учреждением;
- количественные и стоимостные индикаторы степени решения поставленных задач; - объемы финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач, в том числе в рамках среднесрочного финансового плана и альтернативных вариантах, предлагаемых учреждением; - предложения по формированию комплексных взаимосвязанных действий, направленных на достижение конкретной цели, в виде ведомственных целевых программ; - предложения по совершенствованию механизмов выполнения функций данным учреждением. - продолжение процесса модернизации отдельных этапов бюджетного процесса, связанного с внедрением новых информационных технологий (в т.ч. в ключе казначейского исполнения), внедрения новых программ (в частности, по сравнению муниципальных образований республики, и т.д.), позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования
и финансового контроля; - повышение квалификации работников органа управления и бюджетных
учреждений. Для повышения социально-экономической отдачи от непосредственной деятельности сотрудников администрации и бюджетных учреждений в условиях постоянного совершенствования федерального законодательства, внешних и внутренних социально-экономических факторов, динамики развития рынков сбыта продукции внутреннего рынка,
хода муниципальной реформы необходимо в качестве приоритетного направления кадровой политики администрации города определить повышение уровня квалификации муниципальных служащих. 2. повышение качества бюджетных услуг, в первую очередь, в сфере обеспечения предпринимательской деятельности, создать на территории стимулы для повышения качества муниципальных услуг, посредством выполнения следующих задач: - проведение предварительного анализа текущей ситуации. В качестве инструментария данной задачи предполагается использовать такие формы получения данных как проведение социологических опросов, моделирование оптимальной структуры и объема потребляемых бюджетных услуг, сравнительный анализ числа граждан, фактически воспользовавшихся бюджетными услугами, и лиц, имеющих право на данную
услугу; - оценка возможностей бюджета по изменению объемов финансирования
бюджетных услуг, в том числе путем заключения контрактов с негосударственными организациями по выполнению данных функций. Для этого будет произведена стоимостная оценка возможности проведения регулярных социологических опросов, в том числе создан полноценный раздел на официальном сайте в сети Интернет с целью сбора информации об уровне удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами, сбора предложений, рейтинговых голосований по основным направлениям работы по повышению качества этой деятельности администрации. Важнейшим результатом выполнения данной задачи должно быть также применение обработанных данных в процессе формирования системы управления общественными финансами в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, где будут непосредственно использоваться обретенные знания в качестве целеполагающих и контрольных индикаторов эффективности работы главных распорядителей бюджетных средств. Использование оценки уровня обеспечения потребности в предоставляемых бюджетных услугах должно стать основным методом уточнения программ и стратегий развития соответствующих отраслей экономики, изменения объемов и методов бюджетного финансирования, что
найдет отражение в процедуре формирования перспективного финансового плана. Так, на начальном этапе будет произведена оценка всего спектра действующей нормативной правовой базы, устанавливающей требования к учреждениям, предоставляющим бюджетные услуги, из соответствия основным направлениям социально-экономического развития города. После этого планируется принятие стратегических решений о конкретных требованиях к формированию стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг, учитывая проверяемость выполнения стандартов, их подконтрольность гражданам и соответствующим органам финансового контроля, затратность применения этого инструмента бюджетной политики. На заключительном этапе будут сформированы координирующие органы и механизмы, позволяющие реализовывать и оценивать деятельность администрации в режиме "минимального социального пакета", организацию
учета качества которого планируется осуществлять в рамках "единого окна", то есть передачи основных функций по учету запроса граждан на получение конкретной бюджетной услуги специальным централизованным органам, в том числе с помощью интерактивных систем на официальном сайте администрации города в сети Интернет. Основным требованием к минимальным социальным стандартам будет являться их доступность для использования населением, другими получателями бюджетных услуг, что позволит в двустороннем порядке обеспечить необходимый контроль за соблюдением данных стандартов, сформировать базу для повышения качества бюджетных услуг. 3. Улучшение социально-экономической ситуации в городе путем повышения инвестиционной привлекательности города, создания системы мониторинга крупнейших предприятий города, решения проблем занятости,
повышения эффективности использования муниципального имущества и иных
активов г. Горно-Алтайска (включая землю), в том числе путем реформирования и автоматизации учета имущества, контроля за эффективностью его использования, ведения баланса активов и пассивов г. Горно-Алтайска и иных мер, направленных на обеспечение роста собственных доходов бюджета. Эта цель должна быть достигнута, в том числе, путем решения следующих задач: - реформирование процедур учета и контроля имущества г. Горно-Алтайска и иных активов, а также долговых обязательств г. Горно-Алтайска; - более подробного и точного законодательного регулирования процедур предоставления заемных средств, налоговых льгот юридическим лицам за счет бюджета г. Горно-Алтайска; проводить политику привлечения инвестиций в экономику города; - активизация мер по укреплению и совершенствованию налоговой базы города, поддержке предпринимательства; - совершенствование управления муниципальной собственностью (в т.ч. землей), усиления контроля за эффективностью использования муниципального имущества (в том числе денежных средств,) бюджетными организациями и предприятиями с участием имущества города; - повышение эффективности реформирования в жилищно-коммунальной сфере. Помимо решения указанных выше задач, реформа муниципальных финансов должна коснуться и методов стимулирования экономического развития, имея в виду, в первую очередь, снижение барьеров для развития предпринимательства, повышение прозрачности и эффективности сферы бюджетных услуг, реализации программы социально-экономического развития и более эффективного использования бюджетных средств, расходуемых на все эти цели. Решение указанных стратегических задач имеет огромную социально-экономическую значимость. С целью обеспечения эффективности реализации поставленных задач, они были (аккумулированы) по следующим основным направлениям реформирования: - реформирование бюджетного устройства и бюджетного процесса (включая дальнейшее совершенствование исполнения бюджета и повышение его прозрачности в ключе казначейского исполнения бюджета); - реформирование в области управления бюджетных расходов как составной части реформирования бюджетного процесса (включая систему контроля, определение стандартов бюджетных услуг, оценку эффективности и результативности бюджетных расходов и т.д.); - реформирование налогово-бюджетной политики, включая политику в отношении налоговой базы, наращивания налогового потенциала; - реформирование совершенствования долговой политики в части управления государственным долгом, включая недопущение/сокращение кредиторской задолженности; - реформирование в области управления муниципальной собственностью (включая землю, как один из основных источников доходной базы местного бюджета в свете нового бюджетного и налогового
законодательства); - продолжение политики реформ в области жилищно-коммунальной сферы; - повышение квалификации работников органов исполнительной и законодательной власти города. Важным моментом в организации бюджетного процесса на территории г. Горно-Алтайска является: - разработка и утверждение среднесрочного финансового плана на основе прогноза социально-экономического развития города; - составление и утверждение решения о бюджете г. Горно-Алтайска на очередной финансовый год до наступления соответствующего года; - увеличение публичности бюджетного процесса, активное информирование и связь с населением; - четкое соблюдение ограничительных параметров, установленных Бюджетным кодексом РФ, при утверждении бюджета (размера дефицита, объема муниципального долга и расходов на его обслуживание и т.д.); - сокращение внесения изменений и дополнений в бюджет города;
- продолжение сложившейся процедуры утверждения отчетов об исполнении бюджета города после тщательной проверки и анализа в соответствии с законодательством. Этапы реализации и целевые показатели программы Начало реализации Программы - январь 2006 года. Выполнение запланированных мероприятий предусматривается в два этапа. Первый этап реализации Программы (2006 год) будет включать в себя выполнение основной работы по разработке нормативных правовых актов, построению прогнозов и расценок практических механизмов выполнения мероприятий. Второй (2007 год - заключительный этап) предусматривает в основном практическое внедрение в систему управления общественными финансами полученных на первом этапе реализации Программы результатов. Конкретные сроки выполнения отдельных направлений и мероприятий определены в рамках использования следующих принципов: - последовательность: реализация отдельных мероприятий находится в прямой или косвенной зависимости от достигнутого прогресса по другим направлениям, что необходимо учитывать в первую очередь; - обусловленность: каждое мероприятие рассматривалось во взаимосвязи и взаимовлиянии с другими элементами программы реформирования, с учетом создания условий для наиболее эффективной реализации; - затратность: наиболее затратные мероприятия предполагается реализовывать на втором этапе, учитывая возможность использования первой части субсидий из фонда реформирования муниципальных финансов на эти цели; - сложность: выполнение относительно простых мероприятий на первом этапе позволит по мере накапливаемого опыта наиболее эффективно реализовывать мероприятия второго этапа. В соответствии с целями и задачами Программы в нижеследующей таблице приведены данные о конкретных сроках выполнения мероприятий. Таблица 2 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2006 - 2007 ГОДЫ (МЛН. РУБ.) ------------------------------T------T------T--------------------¬ ¦ Мероприятия программы ¦1 этап¦2 этап¦ Ответственные ¦ ¦ ¦- 2006¦- 2007¦ исполнители ¦ ¦ ¦ г. ¦ г. ¦ ¦ +-----------------------------+------+------+--------------------+ ¦ 1. Вывод управления муниципальными финансами г. Горно-Алтайска ¦ ¦ на качественно новый, более высокий уровень ¦ +-----------------------------T------T------T----------T---------+ ¦1.1. Достижение более¦ ¦ ¦Финансовое¦Начальник¦ ¦высокого уровня финансового¦ ¦ ¦управление¦ ¦ ¦планирования и финансового¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контроля, Всего: ¦ 1,0¦ 1,0¦ ¦ ¦ ¦в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- местный бюджет ¦ 0,1¦ 0,1¦ ¦ ¦ ¦- республиканский бюджет ¦ 0,9¦ 0,9¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------+------+----------+---------+ ¦1.2. Повышения прозрачности¦ ¦ ¦Финансовое¦Начальник¦ ¦финансов и дальнейшего¦ ¦ ¦управление¦ ¦ ¦совершенствования системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|