Расширенный поиск

Постановление Администрации муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай от 02.03.2015 № 23

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МАЙМИНСКИЙ РАЙОН"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 2 марта 2015 г. № 23

 

Утратило силу - Постановление Администрации муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай от 25.03.2016 № 36

 

Об утверждении муниципальной программы муниципального

образования "Майминский район" "Социальное развитие

муниципального образования "Майминский район"

на 2013 - 2018 годы"

 

(В редакции Постановления Администрации муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай от 11.03.2016 № 30)

 

В целях повышения благосостояния и обеспечения благоприятных условий жизни населения муниципального образования "Майминский район", в соответствии с Решением сессии Майминского районного Совета депутатов № 10-05 от 25 декабря 2014 года "О бюджете муниципального образования "Майминский район" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов" постановляю:

1. Утвердить муниципальную программу муниципального образования "Майминский район" "Социальное развитие муниципального образования "Майминский район" на 2013 - 2018 годы" согласно Приложению.

2. Постановление Главы Администрации муниципального образования "Майминский район" № 184 от 31 декабря 2014 года "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования "Майминский район" "Социальное развитие муниципального образования "Майминский район" на 2013 - 2018 годы" считать утратившим силу.

3. Автономному учреждению редакция газеты "Сельчанка в Майминском районе" (Скокова О.И.) опубликовать настоящее Постановление в газете "Сельчанка".

4. Начальнику организационного отдела Администрации муниципального образования "Майминский район" (Санаров А.П.) разместить настоящее Постановление на официальном сайте муниципального образования "Майминский район" в сети Интернет.

5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы Администрации муниципального образования "Майминский район" по социальным вопросам Н.А.Тынькову.

 

 

Глава Администрации                   Е.А.Понпа

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Администрации муниципального

образования "Майминский район"

от 2 марта 2015 г. № 23

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального образования "Майминский район" "Социальное

развитие муниципального образования "Майминский район

на 2013 - 2018 годы"

 

(В редакции Постановления Администрации муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай от 11.03.2016 № 30)

 

I. Паспорт муниципальной программы муниципального

образования "Майминский район" "Социальное развитие

муниципального образования "Майминский район"

на 2013 - 2018 годы"

 

Наименование муниципальной программы (далее - программа)

Социальное развитие муниципального образования "Майминский район" на 2013 - 2018 годы

Администратор программы

Администрация муниципального образования "Майминский район"

Соисполнители программы

- Отдел по молодежной политике, физической культуре и спорту МКУ муниципального образования "Майминский район" "Управление по обеспечению деятельности Администрации муниципального образования "Майминский район";

- МБУ "ЦК и ЦБС" муниципального образования "Майминский район";

- Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации муниципального образования "Майминский район";

- Управление образования Администрации муниципального образования "Майминский район"

Сроки реализации программы

2013 - 2018 годы

Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа

Повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения Майминского района

Цель программы

Социальное развитие муниципального образования "Майминский район"

Задачи программы

Развитие спорта

Развитие системы социальной поддержки населения

Развитие культуры

Развитие образования

Обеспечивающая подпрограмма

Создание оптимальных условий по обеспечению реализации муниципальной программы муниципального образования "Майминский район"

Подпрограммы программы

Развитие спорта

Развитие системы социальной поддержки населения

Развитие культуры

Развитие образования

Целевые показатели программы

- количество участников спортивно-массовых районных праздников и фестивалей;

- количество проведенных товарищеских встреч и матчей;

- количество социально незащищенных граждан, получивших единовременную денежную выплату за газификацию жилых помещений из числа обратившихся граждан, имеющих право на ее получение;

- количество организаций, принявших участие в конкурсных мероприятиях в сфере охраны труда;

- количество культурно-массовых и других мероприятий по всем видам учреждений культуры в муниципальном образовании "Майминский район";

- доля модельной библиотеки в структуре сельской библиотечной сети;

- отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона;

- доля детей, за которых выплачивается компенсация части родительской платы, за содержание ребенка в мун. образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования;

- количество детей, прошедших оздоровление в летний период

Ресурсное обеспечение программы

Объем финансирования программы за счет всех источников финансирования составит 1624988,497 тыс. рублей, в том числе:

За счет средств федерального бюджета составит 47173,015 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе:

2013 год - 8431,01500 тыс. рублей;

2014 год - 38731,40000 тыс. рублей;

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 10,60000 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей.

За счет средств республиканского бюджета составит 773836,10300 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе:

2013 год - 173144,20300 тыс. рублей;

2014 год - 210107,70000 тыс. рублей;

2015 год - 180290,70000 тыс. рублей;

2016 год - 210293,50000 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей.

За счет средств местных бюджетов составит 803979,37900 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе:

2013 год - 193293,17500 тыс. рублей;

2014 год - 182544,11400 тыс. рублей;

2015 год - 219274,60000 тыс. рублей;

2016 год - 208867,49000 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей.

За счет иных средств составит 0,0 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе:

2013 год - 0,0 тыс. рублей;

2014 год - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации программы к концу 2018 года будут достигнуты следующие показатели:

- снижение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом;

- снижение удельного веса численности работников, работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, к общей численности работников;

- увеличение доли рабочих мест аттестованных по условиям труда в организациях района;

- количество руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда;

- увеличение количества заключенных коллективных договоров;

- удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры;

- увеличение числа детей, привлекаемых к участию в спортивных мероприятиях не менее;

- 100% охват детей от 3 до 7 лет образовательными программами дошкольного образования в муниципальном образовании;

- увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет, до 75%;

- общая численность молодежи, участвующей в реализации мероприятий программы, не менее 1000 человек

 

II. Характеристика сферы реализации муниципальной

программы

 

Развитие спорта

 

Физическая культура, являясь одной из составляющих общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.

Главные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р. Одной из основных задач социальной политики муниципального образования "Майминский район" является формирование здорового образа жизни и повышение уровня здоровья средствами физической культуры и спорта Майминского района развития инфраструктуры физической культуры и спорта, популяризации массового спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Развитие физической культуры и массового спорта создает возможность укрепления здоровья людей, поддержания физической формы, способности к более производительному труду. Кроме того, развитие массовой физической культуры позволяет развивать активные формы досуга, прививать и пропагандировать здоровый образ жизни.

По статистическим данным удельный вес систематически занимающихся физической культурой и спортом в муниципальном образовании "Майминский район" возрос в процентном выражении с 2013 годом 14,15% до 15,79% в 2015 году. По состоянию на декабрь 2015 года численность занимающихся физической культурой и спортом составляет 4912 человек.

Количество занимающихся физической культурой и спортом различается по возрастным группам. В Майминском районе ведется и определенная работа по реабилитации людей с ограниченными возможностями.

В Майминском районе 6 сельских поселений, на территории которых находятся: 1 стадион "Дружба", 11 спортивных залов, 25 спортивных площадок, 3 футбольных поля, 2 тренажерных зала, 2 зала борьбы самбо, 3 зала греко-римской борьбы, 1 зал бокса. Все спортивные залы находятся в собственности образовательных учреждений, это создает определенные трудности для регулярных занятий в течение зимнего периода взрослого населения. В районе ощущается нехватка спортивных залов. При норме в 9495 м/кв. имеется лишь 2400 м/кв. Это почти в 4 раз меньше нормы.

В районе функционируют 1 детская-юношеская спортивная школа, спортивные залы в 11 общеобразовательных учреждениях. Всего на территории района имеется 1 стадион и 25 спортивных плоскостных сооружений. Однако спортивные сооружения имеют довольно низкую (а где-то и вовсе не имеют) обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем.

Ежегодно утверждается Календарь спортивно-массовых мероприятий муниципального образования "Майминский район". Календарь спортивно-массовых мероприятий является документом, определяющим перечень официальных соревнований муниципального уровня и межмуниципального уровня, проводимых на территории муниципального образования "Майминский район", а также мероприятий по подготовке и участию в республиканских, всероссийских и международных спортивных соревнованиях в составе сборных команд Республики Алтай.

В рамках организации спортивно-массовых мероприятий проводятся мероприятия по профилактике экстремизма, терроризма, межнационального и межконфессионального согласия, по профилактике правонарушений, связанных с оборотом и употреблением наркотических средств, табакокурения и алкоголизма.

С 2010 года на территории Майминского района проводятся Всероссийские массовые старты "Российский Азимут" (3 раза, до 1000 участников) и "Кросс Нации" (5 раз, до 3000 участников), в которых активно принимают участие и жители Майминского района.

Спортивные сборные команды муниципального образования "Майминский район" принимают участие в Олимпиаде спортсменов Республики Алтай и спортивных мероприятиях по национальным видам спорта, в рамках межрегионального народного праздника Эл-Ойын.

Несмотря на общую положительную динамику в развитии сферы физической культуры и спорта, в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:

- отсутствие квалифицированных специалистов по реализации комплекса ГТО;

- отсутствие методистов по физической культуре и спорту во многих поселениях Майминского района;

- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом из-за отсутствия свободного времени в спортивных залах;

- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта;

- слабая пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни в поселениях МО "Майминский район".

Из вышеприведенных данных, очевидно, что спортивная инфраструктура, имеющаяся в наличии района, не соответствует нормативам Федерального агентства по физической культуре и спорту и не отвечает задачам привлечения к занятиям физической культурой и спортом большего количества населения.

Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, состояние здоровья населения и успехи на состязаниях самого высокого уровня являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической мощи.

На современном этапе, очевидно, что развитие физической культуры и спорта на территории МО "Майминский район" требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Кроме того, о необходимости вмешательства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс населения свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в районе говорят об остроте проблемы развития массового спорта. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 2 раза реже гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся физической культурой и спортом, в 2 - 3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Таким образом, социально-экономический эффект от реализации муниципальной целевой программы развития физической культуры и спорта очевиден.

 

Развитие системы социальной поддержки населения

 

В настоящее время в муниципальном образовании "Майминский район" установилась тенденция развития системы социальной поддержки населения, направленная на смягчение социальной напряженности, решение наиболее острых проблем социально не защищенных категорий населения. Одной из стратегических целей социальной политики остается усиление адресной социальной помощи, сосредоточение ресурсов на поддержку семьи, старшего поколения, инвалидов. Администрация муниципального образования "Майминский район" старается охватить все сферы жизнедеятельности жителей района, из года в год, увеличивая расходы местного бюджета на эти цели.

Реализация на территории муниципального образования "Майминский район" таких направлений как улучшение качества жизни малообеспеченных категорий населения, усиление социальной поддержки инвалидов, решение социальных проблем пенсионеров, малообеспеченных семей с детьми, повышение социального статуса семьи осуществляется в соответствии с принимаемыми муниципальными программами.

16,5% численности населения муниципального образования "Майминский район" составляют пенсионеры. Постоянно увеличивается доля одиноко проживающих пожилых людей.

Проблемы старшего поколения многогранны: низкий социальный статус, сужение рамок образа жизни, состояние здоровья, не позволяющее поддерживать свою самостоятельность в позднем периоде жизни. Перечисленные проблемы ведут к возрастанию востребованности пожилыми людьми различных видов социальной помощи и социальных услуг.

Не менее актуальными на территории муниципального образования "Майминский район" остаются вопросы поддержки малообеспеченных семей, имеющих несовершеннолетних детей.

На учете в органах социальной защиты населения на 01.01.2016 состоит 521 многодетная семья. Все категории семей и детей нуждаются в оказании различного вида услуг и помощи.

Повышение цен на оплату коммунальных услуг, продукты питания, одежду, школьные принадлежности наряду с малой обеспеченностью семей жильем приводит к тому, что семьи с несовершеннолетними детьми по-прежнему характеризуются более низким уровнем среднедушевых доходов по сравнению с другими группами населения.

По итогам исполнения муниципальных программ установлено, что большая часть населения обращается за помощью в крайне трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие инвалидности, внезапной или длительной болезни, преклонного возраста, сиротства, отсутствия постоянной работы, непредвиденных и иных обстоятельств. В этих условиях одним из важных направлений в работе является социальная поддержка наиболее не защищенных категорий населения, основанная на заявительном принципе. Реализация мероприятий Программы поможет наиболее нуждающимся гражданам в решении конкретных проблем с учетом специфики их положения, а также других обстоятельств в части дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных и региональных законах положений, устанавливающих указанное право.

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации принятие и реализация целевых программ улучшения условий и охраны труда являются одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

В муниципальном образовании Майминский район совместная профилактическая работа в области охраны труда Администрацией района, органами государственного надзора, профессиональными союзами и работодателями осуществляется в рамках Положения "О районной межведомственной Комиссии по охране труда", утвержденного постановлением Администрации МО "Майминский район" № 154 от 24 июня 2010 года. Актуальные вопросы обеспечения безопасного труда, сохранения здоровья работающих рассматриваются на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда района, реализуется программа улучшения условий и охраны труда. Проводимая в этом направлении работа позволила сократить уровень производственного травматизма за последние годы в 1,8 раза.

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, ежегодно составляет в среднем 25% от общей численности занятых в организациях всех видов экономической деятельности, охваченных статистическим наблюдением в районе.

Значительной частью работодателей не выполняется требование трудового законодательства о проведении специальной оценке условий труда. Предотвращение травматизма во многом зависит от сознательного отношения к вопросу безопасности труда работников, повышения ими уровня знаний в этой области.

Анализ причин и условий большинства несчастных случаев на производстве на территории Майминского района свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдения сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, соблюдению требований норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов.

Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных материально-технических затрат, большинство несчастных случаев связаны с организацией и управлением охраной труда (это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест, допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучавших требования инструкций по охране труда, допускающих нарушение трудовой и производственной дисциплины).

Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Майминского района. На одном уровне с производственным травматизмом стоят и профессиональные заболевания, которые ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям, как для предприятий и организаций, так и для района в целом.

Неблагоприятные условия труда являются основной причиной профессиональных заболеваний. С целью своевременного выявления и профилактики профессиональных заболеваний на базе Майминской ЦРБ ежегодно в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и нормативным законодательством учреждений здравоохранения проводятся профилактические осмотры работающего населения, в котором участвуют в среднем 1500 работников предприятий, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда. Не все работодатели района с ответственностью относятся к данному мероприятию. На большинстве малых предприятий работников не направляют на периодические медицинские профосмотры.

В муниципальном образовании "Майминский район" несмотря на объективные, вышеуказанные сложности ведется постоянная и систематическая работа в сфере охраны труда.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов местного самоуправления, работодателей и профессиональных союзов.

На территории муниципального образования "Майминский район" действует 469 организации. По итогам работы Отдела труда и социальной поддержки Администрации МО "Майминский район" за 2015 год в районе заключено и действует 70 коллективных договоров. Число работников, на которых распространяется действие коллективных договоров, - 4535 человек. Как и прежде, максимальное количество коллективных договоров заключается на предприятиях, относящихся к государственной и муниципальной форме собственности.

По отраслям экономики наибольшее количество коллективных договоров заключено в сфере образования. Менее активно проводилась работа по заключению коллективных договоров в строительстве, транспорте, т.е. в отраслях, основная доля предприятий которых относится к частной форме собственности.

Анализ показал, что основными причинами, сдерживающими развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, являются:

- неустойчивое финансово-экономическое положение ряда организаций;

- отсутствие инициативы сторон, прежде всего, во вновь создаваемых организациях, а также в организациях мелкого и среднего бизнеса, где не сформированы представительные органы социального партнерства;

- нежелание работодателей брать на себя социальные обязательства в условиях экономической и финансовой нестабильности;

- отсутствие на многих предприятиях профсоюзных организаций;

- социальная пассивность работников, отсутствие у них стремления к объединению и коллективной защите своих интересов, недооценка ими роли значения коллективного договора.

В связи с кризисными ситуациями в экономике региона участились задержки заработной платы на коммерческих предприятиях района, часто стали возникать трудовые споры.

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне муниципального образования с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2020 года, является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Майминского района.

В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из важных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращения смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение профилактических медицинских осмотров работающих.

Также в целях развития системы социальной поддержки населения мероприятия программы будут направлены на предоставление помощи работникам и работодателям в вопросах соблюдения трудового законодательства РФ, предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

 

Развитие культуры

 

Сфера культуры является сферой социального блока, где происходит хранение, накопление, производства весьма значительных материальных ценностей, составляющих национальное достояние.

Происходящее в последние годы в обществе процессы совершенствования политической, экономической и социальной сфер жизни выявили глубокий разрыв между имеющимся культурным потенциалом и состоянием материально-технического и организационно-правового обеспечения сферы культуры. Неблагоприятную ситуацию для развития культуры обусловили неустойчивый дефицит бюджета и тенденция к снижению реальных доходов населения. Серьезное положение сложилось в дальнейшей эксплуатации клубных учреждений. Многим из них требуется капитальный ремонт. Также существует проблема износа музыкальных инструментов, требующая серьезного внимания.

В настоящее время бюджетное финансирование культуры значительно на низком уровне и поэтому отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры в финансовых средствах. Это ведет к таким проблемам как:

- недостаточная техническая оснащенность сферы культуры;

- недостаточное финансирование социально значимых мероприятий, гастрольной деятельности народных коллективов.

Майминский район обладает богатым культурно-историческим наследием и является многонациональным районом. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы, обладающие уникальными знаниями, сохраняющие свои национальные культурные ценности и традиции. В целях решения задачи по гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур на территории муниципального образования "Майминский район" необходимо реализовать следующие мероприятия, направленные на:

- развитие традиционной народной культуры путем создания и развития клубных формирований по развитию традиционных видов народного творчества;

- проведение традиционных национальных мероприятий, праздников.

Для создания условий развития сферы культуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов МО "Майминский район", для духовного возрождения и культурного развития необходимо пополнение материально-технической базы:

1. Приобретение национальных костюмов;

2. Приобретение музыкальных инструментов.

Таким образом, наличие музыкальных инструментов, национальных костюмов является важным элементом в познании традиционной культуры, истории коренного малочисленного народа - тубаларов. Потребность в приобретении обусловлена в этнокультурном и духовном развитии коренных малочисленных народов, а также послужит фундаментом для духовного возрождения и культурного развития этносов коренных малочисленных народов Республики Алтай.

Для обеспечения доступности услуг в сфере культуры необходимо улучшить материально-техническую базу Муниципального бюджетного учреждения "Центр культуры и централизованная библиотечная система" муниципального образования "Майминский район" (далее - МБУ "ЦК и ЦБС" МО "Майминский район"). Необходимо создать условия для проведения массовых мероприятий в учреждениях культуры, развития и сохранения народного творчества, а также условия для безопасности библиотечного фонда.

Реализуя свою деятельность, МБУ "ЦК и ЦБС" МО "Майминский район" сталкивается с такими проблемами, как:

- износ материально-технической базы учреждений культуры;

- недостаточность оснащения музыкальным, звукоусилительным оборудованием, осветительными приборами для проведения культурно-массовых мероприятий.

- пополнение библиотечного фонда.

Создание условий для удовлетворения потребностей населения в культурно-досуговых информационных мероприятиях обеспечит доступность услуг в сфере культуры на территории МО "Майминский район".

Наиболее острой является проблема износа зданий существующих зданий домов культуры, сельских клубов и библиотек, нуждающимися в капитальном ремонте в с. Верх-Карагуж, с. Алферово, с. Бирюля, с. Александровка, с. Усть-Муны, с. Урлу-Аспак.

Исходя из этого, для обеспечения деятельности МБУ "ЦК и ЦБС" МО "Майминский район" основными задачами программы являются:

1. Капитальный ремонт и реконструкция существующих зданий домов культуры, сельских клубов и библиотек;

2. Текущий ремонт существующих зданий домов культуры, сельских клубов и библиотек.

Неоценима роль музея в современной жизни общества. Музей призван не только собирать свидетельства прошлого, но и утверждать свою эпоху, осуществляя связь времен. Основа музея - это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально освоенная музейная коллекция, полностью поставленная на службу посетителю в понятных комфортных для него формах музейной коммуникации.

Для обеспечения прав граждан на доступ к музейным ценностям на территории МО "Майминский район" формируются задачи:

- Повышение степени доступности оказываемых музейных услуг на территории МО "Майминский район"

- Создание экспозиций и выставок, потенциально привлекательных для разных категорий посетителей музея.

Необходимость решения задач вытекает из закрепленной в Конституции и действующем законодательстве обязательности предоставления за счет бюджета МО "Майминский район" услуг по созданию и поддержке музея (в том числе услуг по обеспечению сохранности музейных фондов). При этом решение этих задач с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации ведомственной целевой программы, обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и взаимосвязь их объемов с достижением планируемых результатов.

Сегодняшний день требует от музея формирование нового подхода к своей работе: создание новых экспозиций, совершенствование учетно-хранительской деятельности музея, внедрение новых информационных технологий, активной работы с различными масс-медиа организациями, учреждениями, своевременной рекламной деятельности, совершенствование экскурсионного обслуживания туристов, как стационарных, так и выездных. Накопившиеся за годы экономического спада проблемы требуют для решения задач культурного развития музея внедрение программного подхода к определению стратегии и тактики развития музейной деятельности, концентрации бюджетных средств на наиболее важных направлениях сохранности музейного фонда, создания и развития инфраструктуры (материальной и информационной) музея.

Для повышения эффективности музейной деятельности в МО "Майминский район" и повышения ее качественного уровня необходимы следующие мероприятия:

- создание сайта;

- организация передвижных выставок;

- обеспечение публикации информации о деятельности музея и проводимых им выставок через средства массовой информации и сеть Интернет;

- создание каталогов и иной печатной продукции;

- проведение художественных выставок и мастер-классов;

- приобретение стеллажей для хранения существующих коллекций.

 

Развитие образования

 

В Майминском районе система общего образования включает в себя 16 общеобразовательных учреждений, из которых 16 школ расположено в сельской местности, при этом 10 являются малокомплектными.

Численность учащихся на 1 января 2012 года - 2831 человека, прогноз по численности на период реализации программы: 2013 год - 2831 человека, 2014 год - 2960 человек, 2015 год - 3297 человек.

Качество образования. Результаты единого государственного экзамена: в 2011 году русский язык успешно сдали - 96%, математику - 93,75%.

Доля молодых специалистов, работающих в общеобразовательных учреждениях на начало 2012 года, составила 15%. Средний возраст педагогических работников - 38 лет.

Уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений:

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено учебно-производственное оборудование, достигла 6,25 (1 школа);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено спортивное оборудование, достигла 68,75 (11 школ);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено компьютерное оборудование, достигла 6,25 (1 школа);

доля общеобразовательных учреждений, пополнивших библиотечные фонды, достигла 93,75% (15 школ);

доля общеобразовательных учреждений, в которых проведен текущий ремонт, достигла 100% (16 школ);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено оборудование для школьных столовых, достигла 43,75% (7 школ).

В 2012 году введено в эксплуатацию после реконструкции здание начальной школы МБОУ "Майминская средняя общеобразовательная школа № 2".

В 2010 году Республика Алтай вошла в число победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации школьного питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Данная программа направлена в первую очередь на создание условий для 100% охвата двухразовым горячим питанием обучающихся во всех общеобразовательных учреждениях Республики Алтай. На декабрь 2011 года охват обучающихся питанием по Майминскому району составил 99,5%.

Экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в Республике Алтай реализовывался и в МО "Майминский район" на базе 16 муниципальных общеобразовательных школ. В соответствии с планом мероприятий проведен капитальный ремонт и полное технологическое переоснащение 9 школ.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы было предусмотрено поэтапное создание в каждом субъекте Российской Федерации условий для дистанционного образования детей-инвалидов. За период с 2009 по 2012 годы дистанционным образованием охвачено 8 детей - инвалидов с сохранным интеллектом и не имеющих медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Проводились и проводятся конкурсы среди учителей общеобразовательных учреждений, по итогам конкурса выплачивается денежное поощрение лучшему учителю. Кроме того, выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений по итогам конкурса по внедрению инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях, учреждениям-победителям предоставлялись субсидии.

На сегодняшний день в системе общего образования определен ряд основных проблем:

уровень образования не совсем соответствует требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества - необходим переход на новые федеральные образовательные стандарты общего образования;

недостаточно высокий уровень квалификации педагогических и руководящих работников сферы общего образования, а также педагогического мастерства педагогических работников сферы образования - необходима организация прохождения курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений; организация проведения семинаров, совещаний и конференции, в том числе по обмену опытом работы;

не достаточно укреплена материальная база общеобразовательных учреждений, не все общеобразовательные учреждения имеют современное оборудование, мебель, учебники, спортивное оборудование и другие необходимые материалы для образовательного процесса - необходимо укреплять материальную базу общеобразовательных учреждений, приобретать новое современное оборудование, учебники и другие необходимые материалы и оборудование для реализации образовательного процесса;

низкий уровень заработной платы работников сферы образования - необходимо повышение заработной платы всех работников сферы образования, особое внимание педагогическим работникам общеобразовательных учреждений;

выполнение функций классного руководителя недостаточно на высоком уровне - необходима определенная мотивация педагогических работников общеобразовательных учреждений добросовестно с полной отдачей выполнять функции классных руководителей.

По результатам оценки существующих проблем недостаточно высокий уровень и качество образования.

Достичь высокого уровня и качества образования возможно лишь путем комплексных, системных преобразований в государственной системе образования, направленных на построение целостного и эффективного образовательного пространства, в котором обеспечивается доступность качественного образования для всех слоев населения, эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов.

Концепция модернизации образования в Майминском районе определяет в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов.

В районе ведется целенаправленная работа по внедрению в систему общего образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов, и повышению качества общего образования.

Одним из основных стимулов школы к развитию, который ставит ее в условия, когда объем финансирования учреждения зависит от эффективности организации учебной деятельности и качества предоставляемых образовательных услуг, является нормативное подушевое финансирование. Данный принцип применяется для общеобразовательных учреждений.

Проведенная работа по модернизации финансово-экономической модели позволила предпринять меры по решению следующих задач:

- учреждениям образования предоставлена финансовая самостоятельность, что позволяет обеспечить эффективное использование предоставленных в их распоряжение средств;

- использование новых экономических механизмов привело к изменению эффективности функционирования сети.

В рамках муниципального бюджета финансирование потребностей образовательных учреждений растет в соответствии с меняющимися запросами родителей, обучающихся, требованиями к совершенствованию материальной базы образовательных учреждений. Бюджет образования неизменно стремится к увеличению.

Уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений:

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено учебно-производственное оборудование, достигла 6,25 (1 школа);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено спортивное оборудование, достигла 68,75 (11 школ);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено компьютерное оборудование, достигла 6,25 (1 школа);

доля общеобразовательных учреждений, в которых проведен текущий ремонт, достигла 100% (16 школ);

доля общеобразовательных учреждений, в которых приобретено оборудование для школьных столовых, достигла 43,75% (7 школ).

В 2012 году введено в эксплуатацию после реконструкции здание начальной школы МБОУ "Майминская средняя общеобразовательная школа № 2".

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы было предусмотрено поэтапное создание в каждом субъекте Российской Федерации условий для дистанционного образования детей-инвалидов. За период с 2009 по 2012 годы дистанционным образованием охвачено 8 детей-инвалидов с сохранным интеллектом и не имеющих медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Приводится в соответствие требованиям пожарной безопасности состояние образовательных учреждений: в 2011 - 2012 годах в 16 школа района заменена система пожарной сигнализации, установлена прямая связь с пожарной частью, пропитаны чердачные помещения огнезащитным составом. Общая сумма средств, использованных на данные мероприятия, - 942511,78. Проведены капитальные ремонты систем отопления в 2012 - 2013 годах в 3 учреждениях, произведена замена ограждения.

В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, требований Закона об образовании постепенно обновляется фонд учебной литературы для начальных классов. Централизованное поступление в 2012 году на сумму 1901230 руб. 70 коп., 2013 г. - на сумму 1781729 руб. 10 коп. Обеспеченность учебниками достигла в среднем 70%.

На сегодняшний день в системе общего образования определен ряд основных проблем:

недостаточно укреплена материальная база общеобразовательных учреждений, не все общеобразовательные учреждения имеют современное оборудование, мебель, учебники, не обновляется фонд художественной литературы, спортивное оборудование и другие необходимые материалы для образовательного процесса - необходимо укреплять материальную базу общеобразовательных учреждений, приобретать новое современное оборудование, учебники и другие необходимые материалы и оборудование для реализации образовательного процесса;

стареющие здания школ требуют ремонта, обновления коммуникаций, изменения подходов к использованию ресурсов.

По-прежнему предметом серьезного внимания остается обеспечение безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях образования.

Принятие программы позволит обеспечить дальнейшее развитие системы образования Майминского района, обеспечить доступность качественного образования и создание современных условий для обучения и детей.

В Майминском районе по состоянию на 1 января 2012 года проживает 3039 детей с рождения до 7 лет, в том числе от 3 до 7 лет - 2126 детей. Услуги дошкольного образования по состоянию на 1 января 2012 года получают 1141 ребенок, из них в возрасте от 3 до 7 лет - 1141 или 53,6%, от общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В связи с ростом рождаемости детей в Майминском районе, в период реализации программы численность детей, получающих дошкольное образование, увеличится и составит в 2013 году - до 1375 человек, 2014 год - 1540 человек, 2015 год - 1615 человек.

В Майминском районе по состоянию на 1 января 2012 года функционирует:

10 дошкольных образовательных учреждения, в том числе 3 семейных детских сада;

при 5 общеобразовательных школах организовано 5 дошкольных групп полного дня;

при 1 общеобразовательном учреждении организована группа кратковременного пребывания до 3 - 4 часов ежедневно;

при двух учреждениях дополнительного образования организованы 5 групп кратковременного пребывания.

Одной из приоритетных задач в области доступности дошкольного образования в Майминском районе это достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

С 2010 года дошкольные образовательные учреждения реализуют федеральные государственные требования к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ). Реализация ФГТ требует разработки образовательной программы дошкольного образования, отбора доступного возрасту детей содержания, методов работы с детьми, мониторинга качества дошкольного образования, подготовки квалифицированных кадров, способных соответствовать современным требованиям дошкольного образования в обеспечении духовно-нравственного, интеллектуального, физического и психического развития дошкольника.

Важным вопросом также является сохранение этнокультурного наследия алтайского народа. Наиболее эффективным является обучение детей основам алтайской культуры в раннем возрасте. Поэтому внедрение регионального компонента необходимо в дошкольных учреждениях.

Качество предоставляемого дошкольного образования требует улучшения, материально-технического оснащения, предметно-развивающей и культурно пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях.

В Майминском районе по состоянию на 1 января 2012 года проживает 3039 детей с рождения до 7 лет, в том числе от 3 до 7 лет - 2126 детей. Услуги дошкольного образования по состоянию на 1 января 2012 года получают 1141 ребенок, из них в возрасте от 3 до 7 лет - 1141 или 53,6%, от общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В связи с ростом рождаемости детей в Майминском районе, в период реализации программы численность детей, получающих дошкольное образование, увеличится и составит в 2013 году - до 1375 человек, 2014 год - 1540 человек, 2015 год - 1615 человек.

В Майминском районе по состоянию на 1 января 2012 года функционирует:

8 дошкольных образовательных учреждения, в том числе 3 семейных детских сада;

при 5 общеобразовательных школах организовано 5 дошкольных групп полного дня;

при 1 общеобразовательном учреждении организована группа кратковременного пребывания до 3 - 4 часов ежедневно;

при двух учреждениях дополнительного образования организованы 5 групп кратковременного пребывания.

Приоритетными задачами в области доступности дошкольного образования в Майминском районе являются:

достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет путем капитального строительства и реконструкции зданий и пристроек объектов дошкольного образования, реализации комплекса мер по стимулированию развития вариативных моделей дошкольного образования, включая семейные, негосударственные детские сады, в том числе с использованием инструментов государственно-частного партнерства;

- своевременное проведение необходимого объема работ по текущему и капитальному ремонту зданий дошкольных образовательных учреждений, проведение противопожарных мероприятий в зданиях дошкольных образовательных учреждений;

улучшение материально-технического оснащения, предметно-развивающей и культурно пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях.

На современном этапе развития общества система дополнительного образования для детей приобретает все большее значение в развитии всесторонне развитой личности, при подготовке квалифицированных кадров, в приобретении практических навыков социализации подрастающего поколения.

Актуальность дополнительного образования для детей связана еще и с тем, что на протяжении последних лет наблюдается негативная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Все больше обостряются проблемы курения, пьянства, употребления наркотических средств.

Система дополнительного образования детей Майминского района представлена тремя учреждениями дополнительного образования детей с количеством обучающихся - 1151 человек. В учреждениях действует 34 творческих объединений, из них 2 - технического творчества, 1 - эколого-биологические, 2 - туристско-краеведческие, 15 - спортивные, 8 - художественного творчества, 6 - другие.

Исключительные возможности для сохранения и укрепления здоровья, развития кругозора, формирования чувства патриотизма открывает туризм, в организации которого происходят положительные перемены. Туристско-краеведческое направление охватывает своим влиянием свыше 46 детей. В летний период текущего года в экскурсиях и походах участвовало 2124 детей и подростков. В различных типах образовательных учреждений созданы и действуют 5 паспортизированных краеведческих школьных музея. Возрастает социально-педагогическая роль сложившейся сети объединений юных пожарных, спасателей, инспекторов дорожного движения, в которых занимаются около 32 обучающихся.

Самыми массовыми и популярными в системе дополнительного образования является спортивное и художественно-эстетическое направление. В настоящее время на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования действует 8 творческих объединений художественно-эстетической ориентации, где занимается 382 обучающихся, и 15 объединений спортивной направленности с численностью 382 человека.

В настоящее время в районе интенсивно развиваются различные формы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. Не секрет, что каждое образовательное учреждение испытывает сегодня дефицит в наборе своих возможностей, поэтому через взаимодействие с другими образовательными учреждениями оно компенсирует нехватку собственных ресурсов. Наши школы активно сотрудничают с центром творчества, школой искусств и детско-юношеской спортивной школой. Объединяющая, интегрирующая сила системы дополнительного образования выводит ее на межведомственный, международный уровень и обеспечивает непрерывность образования, целостность мира для социализации ребенка, пробы его возможностей и способностей. Межведомственный подход, грамотное построение сотрудничества учреждений дополнительного образования и ведомств дают эффективные результаты, объединяя ресурсы и усилия многих во благо развития подрастающего поколения.

В последние годы в учреждениях дополнительного образования детей достигнуты значительные позитивные результаты. Вместе с тем, остается ряд проблем, требующих решения.

Перечень проблем, которые можно решить с помощью реализации данной Программы:

сохранение единого образовательного пространства путем обеспечения взаимодействия учреждений дополнительного образования с образовательными учреждениями всех типов и видов;

разработка образовательных программ нового поколения, стимулирующих развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований;

увеличение доли детей, участвующих в конкурсах и олимпиадах регионального и всероссийского уровня.

Данная программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Развитие образования" муниципальной программы Майминского района "Социальное развитие" на 2013 - 2018 годы.

В качестве основного приоритета развития дополнительного образования детей является обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов. В районе ведется целенаправленная работа по внедрению в систему дополнительного образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и повышению качества дополнительного образования.

Дополнительное образование в районе осуществляется тремя учреждениями дополнительного образования детей через сеть творческих объединений, секций, реализацию программ дополнительного образования. Дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях охвачено 1151 обучающихся. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

- разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;

- кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

- взаимообучение специалистов, обмен опытом;

- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

В качестве финансовых механизмов интеграции между учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:


Информация по документу
Читайте также