Расширенный поиск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 05.06.1996 № 206ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ 05.06.1996 206 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В целях упорядочения развития процесса информатизации Ханты - Мансийского автономного округа и совершенствования системы информационного обеспечения органов государственной власти, информатизации процессов управления и реализации реформ: 1. Утвердить Концепцию информатизации Ханты - Мансийского автономного округа. 2. В качестве основных направлений деятельности по реализации Концепции в 1996 - 1997 годах определить: 2.1. Создание информационной системы округа для формирования информационного пространства, обеспечивающей информационную поддержку деятельности органов власти Ханты - Мансийского автономного округа. 2.2. Создание Комитета по информационным ресурсам при Администрации округа. 2.3. Разработку комплекта нормативно - правовых документов и экономических механизмов, регламентирующих создание и использование информационных ресурсов округа. 2.4. Организацию системы повышения квалификации работников аппарата управления в области использования новых информационных технологий. 3. Организовать и провести конкурс проектов по реализации основных направлений информатизации Ханты - Мансийского автономного округа для формирования Программы информатизации Ханты - Мансийского автономного округа на 1996 - 1997 годы. 4. Контроль за реализацией постановления возложить на заместителя Главы Администрации округа М.В.Хархардина. Губернатор автономного округа А.В.ФИЛИПЕНКО Утверждена постановлением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа от 5 июня 1996 г. N 206 КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Настоящая Концепция разработана Западно - Сибирским отделением Международной ассоциации по информатизации социальной сферы и территориального управления (г. Томск) с привлечением специалистов Комитета по экономике и прогнозированию Администрации Ханты - Мансийского автономного округа, фирмы "Стек" (г. Томск) и принята к исполнению постановлением Губернатора ХМАО N 206 от 05.06.1996. Введение Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение важности и первостепенности задач разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов - залог успешного решения проблемы в целом. Предложения авторов концепции по системе и структуре управления регионом в новых условиях хозяйствования достаточно подробно описаны в (2), поэтому рассматривать эти вопросы в Концепции не имеет смысла. В дальнейшем упор будет сделан на выбор и обоснование основных направлений информатизации территориального управления с учетом специфических особенностей округа. При этом информатизация не должна рассматриваться только как информационный и технологический процесс управления регионом. Немаловажное значение имеют и ее политические, социальные, экономические, организационно - правовые аспекты. В политическом и правовом аспектах процессы информатизации позволят: - создать необходимые условия для доступа широких слоев населения к информационным ресурсам; - способствовать организации интеллектуального досуга, реализации процессов гласности и демократизации общества; - реализовать мониторинг общественного мнения населения по основным проблемам жизнедеятельности. Экономические аспекты информатизации ориентированы прежде всего на повышение эффективности общественного производства, использования природных ресурсов и собственности территории, улучшение социально - экономических условий жизни населения. И, наконец, использование информационных технологий в социальной сфере позволит: - гибко реагировать на изменение спроса населения на товары и услуги; - способствовать реализации принципа социальной справедливости при распределении общественных благ; - способствовать эффективному функционированию отраслей социальной инфраструктуры; - повысить интеллектуальный потенциал общества, развивать новые формы досуга, отдыха и развлечения населения. Несмотря на объективную очевидность и актуальность проведения работ по информатизации регионального управления имеющиеся в России и странах СНГ наработки, в этом направлении разработка концепции для конкретного региона позволяет отразить существующую специфику организации региональной экономики, учесть имеющиеся заделы и опыт по информатизации в других регионах, определить собственную стратегию и тактику решения этой проблемы в целом. В предлагаемой Концепции определяются: - основные цели и направления по информатизации управления Ханты - Мансийским автономным округом как субъектом территории; - стратегия и тактика проведения работ с учетом имеющихся в России заделов в этом направлении, привлечения для решения проблемы различных научно - производственных коллективов; - основные направления по развитию инфраструктуры информатизации с учетом современного состояния средств вычислительной техники; - система управления отраслью информатизации округа, основные этапы реализации Концепции, экономические и социальные последствия от внедрения новых технологий. В целом содержание Концепции ориентировано на формирование общей стратегии проведения политики информатизации ХМАО, единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий для всех уровней и структур органов власти и управления. Предложенные в Концепции варианты технических решений реализации отдельных проектов носят рекомендательный характер и в процессе проведения конкурса и формирования Программы могут дополняться, уточняться. Разработанные концептуальные предложения базируются на концепции информатизации общества, проекте федеральной целевой Программы информатизации России, материалах тематических сборников "Информационные технологии территориального управления", опыте решения этих проблем в других регионах России и Томской области в частности. 1. Описание объекта информатизации 1.1. Основные характеристики Ханты - Мансийского автономного округа Ханты - Мансийский автономный округ является субъектом Российской Федерации. Административный центр округа - город Ханты - Мансийск. В округе 22 административно - территориальных образования, в том числе районов - 9, городов окружного подчинения - 13, городов районного подчинения - 2. Округ занимает площадь 534,8 тыс. кв. км. С юга на север он простирается на 900 км, с запада на восток - на 1400 км. Климат резко - континентальный с долгой суровой зимой, средняя температура июля 18,1 градуса тепла, осадков 400 - 550 мм в год. Свыше одной трети территории округа покрывают леса, в основном хвойных пород (сосна, кедр, ель). Леса богаты дикоросами. Разнообразен и животный мир, который представляют 50 видов млекопитающих, около 200 видов птиц. Среди болот и лесов расположено 25,3 тысячи озер. Главные речные магистрали - Обь, Иртыш, Конда, Сосьва, Казым, Вах, Аган, Большой Юган. Из-за большого количества рек, озер, болот транспортная схема округа очень сложна. На территории округа развит авиатранспорт. Общая протяженность железных дорог - 1286 км, автомобильных дорог - 16970 км. Телефонную связь имеют 223 населенных пункта. Коренное население округа относится к обско - угорской группе финно - угорских народов (ханты, манси, ненцы). На территории округа их проживает около 27,8 тыс. человек, что составляет около 2% населения. Социальные параметры Ханты - Мансийского автономного округа, как и его экономика, отличны от среднероссийских стандартов. Демографические процессы здесь вплоть до конца 80-х годов развивались по сценарию, характерному для большинства районов интенсивного хозяйственного освоения. Основной прирост населения (82%) приходился на миграцию, интенсивность которой была чрезвычайно высокой: валовой миграционный оборот достигал в среднем около 20%. Однако эффективность миграции была невысокой - 20%. Это означает, что только 20 человек из 100 прибывших оставались в регионе. Численность населения округа с конца 50-х годов выросла более чем в 10 раз, на месте небольших поселков возникли молодые "нефтяные" города - Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и другие. Численность наличного населения округа по городам и районам (на конец 1995 года) |—————————————————————————————————————|———————————| |Название |Кол-во, | | |тыс. чел. | |—————————————————————————————————————|———————————| |Ханты - Мансийский автономный округ | 1332,2 | |—————————————————————————————————————|———————————| |городское население | 1218,2 | |—————————————————————————————————————|———————————| |сельское население | 113,8 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Ханты - Мансийск | 34,7 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Белоярский | 16,6 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Когалым | 51,8 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Лангепас | 35,8 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Мегион | 49,0 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Нефтеюганск | 96,9 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Нижневартовск | 236,3 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Нягань | 65,7 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Покачи | 13,6 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Пыть - Ях | 41,5 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Радужный | 46,7 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Сургут | 266,5 | |—————————————————————————————————————|———————————| |г. Урай | 37,4 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Белоярский район | 9,7 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Березовский район | 27,9 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Кондинский район | 35,9 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Нефтеюганский район | 29,4 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Нижневартовский район | 31,8 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Октябрьский район | 32,5 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Советский район | 73,8 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Сургутский район | 79,9 | |—————————————————————————————————————|———————————| |Ханты - Мансийский район | 18,6 | |—————————————————————————————————————|———————————| Традиционными отраслями экономики округа являются лесная, рыбная промышленность, охотничий промысел, оленеводство. Специфика экономики и социальной сферы Ханты - Мансийского автономного округа связана с резким поворотом в судьбе территории, вызванным открытием здесь богатейших нефтяных месторождений. Округ в краткие сроки превратился в район интенсивного индустриального освоения, высокой концентрации трудовых ресурсов, добывающих, строительных, транспортных предприятий. На территории, где проживает менее 1% населения россиян в 1995 году произведено 3,7% промышленной продукции страны, добыто 54% российской нефти. Доля Ханты - Мансийского автономного округа в промышленном производстве и нефтедобыче Тюменской области составила соответственно 64% и 84%. Современное состояние экономики округа характеризуется рядом факторов и проблем, имеющих общее для области, Сибири и всей России значение, но вместе с тем здесь налицо значительная местная специфика, определяемая пропорциями промышленного производства, составом населения, климатическими факторами, взаимоотношениями с центром, новыми топливными концернами и другими факторами. Современное состояние экономики округа характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются: - преимущественное развитие ресурсодобывающих отраслей округа (нефть, газ, лес), ограниченное развитие отраслей, обеспечивающих население округа предметами и товарами непроизводственного потребления; - преимущественный импорт трудовых ресурсов, ограниченные интересы этой части населения по закреплению на территории округа на основе постоянного проживания; - существенная значимость внешнеэкономических факторов в развитии экономики, выраженная в значительных иностранных инвестициях в развитие добывающих отраслей; - принципиально новая организация управления нефтедобывающими отраслями, ориентированная на создание вертикально - интегрированных нефтяных компаний. Структура экономики Ханты - Мансийского автономного округа имеет ярко выраженную индустриальную ориентацию. Отраслевая структура произведенной промышленной продукции в 1995 году (в %) |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| | |ХМАО |Тюменская |Россия | | | |область | | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Вся промышленность | 100 | 100 |100 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Электроэнергетика | 13,4 | 11,8 | 13,4 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Нефтедобывающая | 77,5 | 65,0 | 17,6 <*> | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Газовая | 6,7 | 15,9 | | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Химическая и нефтехимическая | - | 1,1 | 8,2 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Машиностроение | 0,4 | 1,7 | 17,7 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Лесная, деревообрабатывающая | 0,6 | 0,8 | 4,9 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Промышленность стройматериалов | 0,7 | 1,1 | 3,6 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Легкая | - | 0,2 | 2,4 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Пищевая | 0,6 | 1,8 | 13,3 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| |Прочее | 0,1 | 0,6 | 18,9 | |————————————————————————————————|—————————|———————————|———————————| -------------------------------- <*> - топливная промышленность 1.2. Состояние работ по информатизации управления Ханты - Мансийским автономным округом В настоящее время на территории округа развертываются и ведутся работы по информатизации органов власти и управления окружного и местных уровней, которые выполняются либо в рамках достаточно узких отраслевых федеральных программ, либо в инициативном порядке на местном уровне для обеспечения информационных потребностей соответствующих отраслей или местных органов управления (районных и городских администраций). Укрупненные программно - технические характеристики использования средств информатизации представлены в таблице 1. При этом на окружном уровне отсутствует техническая и организационно - технологическая координация выполняемых разработок, и, как следствие, все они выполняются независимо друг от друга, при полном отсутствии единой методологии, подходов и стандартов, имеют место многочисленные факты дублирования работ, нарушаются принятые в мировой практике принципы строгого соблюдения этапности выполняемых разработок с полным их документированием в виде технических заданий, протоколов и актов приемо - сдаточных испытаний, выпуском соответствующей нормативной и эксплуатационной документации. Существующая тенденция развития процесса информатизации региона недопустима, так как ведет к завышению затрат на создание средств информатизации, их последующее сопровождение и развитие, а также полной несовместимости разрабатываемых средств и информационных ресурсов и, как следствие, принципиальной неосуществимости комплексного (многоаспектного) информационного обеспечения органов власти и управления окружного и местного уровней. Состояние средств передачи данных можно охарактеризовать следующим образом. К концу первого полугодия 1995 года по округу в основном была закончена первая часть создания единого взаимоувязанного информационного пространства: в крупных городах и поселках городского типа действуют современные цифровые коммутационные системы типа Linea UT и S-12, начато строительство цифровых внутризоновых и магистральных радиорелейных линий. Запущен в работу цифровой спутниковый ствол Сургут - Москва. Это позволяет утверждать, что каркас единой цифровой сети связи по округу близок к завершению. При этом на фоне работы над крупными проектами на втором плане осталось решение проблемы районов Западного и Южного секторов ХМАО - районов с малой плотностью населения, большим разбросом малонаселенных пунктов на территории Березовского, Белоярского, Кондинского, Октябрьского, Нижневартовского и Сургутского районов. Проведенный предварительный анализ существующего положения связи по этим районам показал, что традиционными путями в действующих экономических условиях проблема решена не будет. 2. Основные направления информатизации Ханты - Мансийского автономного округа 2.1. Структура Программы информатизации В проекте федеральной Программы информатизации России в разделе "Проекты информатизации регионов" выделены следующие направления информатизации: - информатизация социальной сферы; - информатизация процессов управления и реализации реформ; - инфраструктура информатизации регионов. В такой постановке явно отсутствуют вопросы взаимоотношений органов территориального управления с многочисленными хозяйствующими объектами региона различных форм собственности, их роль и значимость в управлении природными ресурсами, жизнедеятельностью, населением. На сегодняшний день объектами внимания территориальных органов управления являются: - хозяйствующие субъекты различных ведомств и форм собственности, в том числе субъекты, имущество которых принадлежит округу; - региональные ресурсы: финансовые, трудовые, товарные, природные; - окружающая среда; - население округа. К каждому из этих объектов органы управления применяют два вида воздействия: руководят (распоряжаются) либо координируют (создают условия). Процессы, обеспечивающие реорганизацию системы хозяйствования и новые требования, предъявляемые со стороны юридических и физических лиц к информации, зарождаемой на территории, существенным образом должны изменить и изменили ролевые функции всех участвующих в этом процессе и, в первую очередь, органов управления. На первый план выдвинулись функции управления имуществом, ресурсами, социальной сферой. Немалое значение приобретают функции, связанные с развитием предпринимательской и коммерческой деятельности и ряд других, ранее не присущих централизованной системе управления. С другой стороны, немаловажное значение, с точки зрения налогообложения, формирования бюджета и бюджетной политики, имеют и взаимоотношения органов территориального управления с хозяйствующими субъектами различных форм собственности. В связи с вышеизложенным изменилась и предметная область информатизации территориального уровня, которая включает: - информатизацию законодательной и исполнительной власти как представителей коллективного собственника на территории и юридического лица, ответственного за установление цивилизованного порядка в отношениях между всеми собственниками на территории и поддержание устойчивого функционирования узаконенного механизма хозяйствования; - информационную поддержку деятельности хозяйствующих субъектов региона в части обеспечения информацией всех видов их деятельности; - информатизацию процессов управления социальной сферой; - информатизацию процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды в части обеспечения информацией органов территориального управления для оценки состояния природных ресурсов и воспроизводства жизненной (природной) среды населения. Кроме того, в качестве отдельного направления информатизации территориального управления следует выделить направление "Создание и обеспечение эффективного функционирования региональной инфраструктуры информатики" как совершенно новой отрасли округа, воспроизводящей и потребляющей информационные ресурсы управления. С учетом сложившейся структуры управления округом каждая из выделенных предметных областей информатизации должна рассматриваться по трем уровням: - информатизация управления округом в целом (государственное управление); - информатизация управления городом (городским хозяйством) окружного значения (местное самоуправление); - информатизация управления административно - территориальной единицей округа. Состав и содержание конкретных проектов информатизации на каждом уровне существенно зависит от принятой в округе схемы делегирования полномочий каждому из органов управления. Поэтому в данном случае будем выделять на каждом уровне направления информатизации, вытекающие из Конституции Российской Федерации, Устава округа, Закона о местном самоуправлении. Дальнейшая декомпозиция каждого из элементов первого уровня на подуровни производится исходя из принятой системы классификации хозяйства округа и структуры раздела "Информатизация регионов России" федеральной целевой Программы "Информатизация России". Вариант такой детализации представлен в таблице 2.1. При описании и детализации Концепции информатизации будет использована следующая структуризация будущей Программы информатизации: - направление информатизации; - поднаправления информатизации; - проекты информатизации. Наименование структурных подразделений аппарата управления в таблице 2.1, а также таблицах 2.2 и 2.3 могут изменяться и уточняться. Таблица 2.1 Основные направления информатизации управления округом |—————————————————————————————————————|——————————————————————————————| |Направления, поднаправления |Подразделения - пользователи | |информатизации | | |—————————————————————————————————————|——————————————————————————————| |1. Информационная поддержка |Комитет по экономике и | |деятельности хозяйствующих |прогнозированию, Комитет по | |субъектов округа. |финансам и налоговой | |Информационная поддержка |политике, Комитет по | |деятельности жилищно - |транспорту и связи, | |коммунального комплекса региона. |Управление | |Информационная поддержка |внешнеэкономических и | |деятельности транспортного |межрегиональных связей, | |комплекса. |Управление жилищно - | |Информационная поддержка |коммунального хозяйства | |деятельности нефтегазодобывающего | | |комплекса. | | |Информационная поддержка | | |деятельности топливно - | | |энергетического комплекса. | | |Информационная поддержка | | |деятельности химического и | | |нефтехимического комплекса. | | |Информационная поддержка | | |деятельности лесного комплекса. | | |Информационная поддержка | | |деятельности градостроительного | | |комплекса | | |—————————————————————————————————————|——————————————————————————————| |2. Информатизация процессов |Комитет по экономике и | |управления социальной сферой. |прогнозированию, Комитет по | |Информатизация процессов |средствам массовой | |социального обеспечения населения и |информации, Комитет по делам | |социальной защиты малообеспеченных |молодежи, Управление по | |слоев населения. |труду и занятости, Главное | |Информационное обеспечение |управление образования, | |мониторинга состояния |отдел по защите прав | |межнациональных отношений в округе. |потребителей, Управление | |Информатизация деятельности |культуры | |региональных центров занятости и | | |миграции населения. | | |Информатизация системы | | |здравоохранения населения региона. | | |Информатизация процессов | | |образования и профессионально - | | |технического обучения. | | |Информатизация управления | | |потребительским рынком региона. | | |Создание территориальных агентств | | |по информационному обслуживанию | | |населения | | |—————————————————————————————————————|——————————————————————————————| |3. Информационная поддержка |Аппарат Администрации и | |деятельности исполнительной и |Думы, Комитет по экономике и | |законодательной власти. |прогнозированию, Комитет по | |Информационное обеспечение |финансам и налоговой | |учрежденческой деятельности |политике, Комитет по | |аппарата органов власти и |управлению госимуществом, | |управления округа. |Комитет по средствам | |Информатизация экономической и |массовой информации, Комитет | |финансово - кредитной деятельности |по делам молодежи, | |Администрации округа. |Управление | |Информатизация процессов управления |внешнеэкономических и | |по предотвращению и ликвидации |межрегиональных связей, | |чрезвычайных ситуаций. |Юридическое правовое | |Информатизация деятельности органов |управление, Окружное | |региональной статистики для |управление статистики, | |поддержки решений по управлению |социологический центр | |регионом. | | |Информационная поддержка процессов | | |приватизации и управления | | |имуществом. | | |Информационное обеспечение | | |мониторинга общественного мнения | | |населения округа. | | |Информатизация внешнеэкономической | | |деятельности Администрации. | | |Информатизация представительных | | |органов власти округа. | | |Информатизация органов местного | | |самоуправления. | | |Информационное взаимодействие с | | |финансовыми, правоохранительными, | | |налоговыми и другими структурами | | |территориально - отраслевого | | |подчинения | | |—————————————————————————————————————|——————————————————————————————| |4. Информатизация процессов |Комитет по экономике и | |эффективного природопользования и |прогнозированию, Комитет по | |охраны окружающей среды. |природным ресурсам | |Информационное обеспечение системы | | |экологического мониторинга округа. | | |Информатизация процессов управления | | |земельными ресурсами округа. | | |Информатизация процессов управления | | |воздушной средой. | | |Информатизация процессов управления | | |природными ресурсами (недрами). | | |Информатизация процессов управления | | |флорой и фауной | | |—————————————————————————————————————|——————————————————————————————| Естественно, что каждое из выделенных поднаправлений может уточняться, разбиваться на более мелкие "Первичные элементы информатизации". Необходимость таких изменений должна определяться руководящим (координирующим) органом Программы информатизации при проведении конкурса по конкретным проектам. Кратко остановимся на описании каждого из выделенных поднаправлений. 2.2. Информационная поддержка хозяйствующих субъектов округа Информационная поддержка деятельности хозяйственных субъектов округа ориентирована прежде всего на предоставление информационных услуг по всем видам деятельности (производственной, экономической, коммерческой) хозяйствующих субъектов, формирование (согласование) схем развития и размещения каждого из отраслевых комплексов, определение налоговой и кредитной политики по отношению к ним. Все множество хозяйствующих субъектов этого направления можно условно разбить на две группы: - товаропроизводители; - хозяйствующие субъекты, поддерживающие производственную и социальную инфраструктуру округа. К первой группе относятся хозяйствующие субъекты нефтегазодобывающего, топливно - энергетического, нефтехимического, лесного и машиностроительного комплексов. Интерес органов государственного и муниципального управления к этим структурам объясняется следующими соображениями: - эти хозяйствующие субъекты являются основными источниками пополнения окружного и местных бюджетов; - эти хозяйствующие субъекты, как правило, оформлены в виде акционерных обществ со смешанной формой собственности, при этом интерес государственных и местных органов управления выражен через возможность управления своей долей собственности. В связи с неустоявшимися и постоянно изменяющимися отношениями между государственным и местным управлением и этими хозяйствующими субъектами можно выделить три проекта по этой тематике: - разработка экономических механизмов взаимоотношений хозяйствующих субъектов и органов власти; - разработка информационных технологий поддержки производственной, экономической и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов (предоставление информации по рынку труда, товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т.д.); - информационные технологии схем формирования развития и размещения комплексов. Вторую группу составляют предприятия транспортного, жилищно - коммунального, градостроительного комплексов. Эти предприятия работают, как правило, на определенных территориальных образованиях и больше взаимодействуют с местными органами власти и управления. Информатизация градостроительного комплекса ориентирована прежде всего на решение проблемы комплексной застройки города с учетом имеющихся ресурсов, инженерных коммуникаций, зеленых зон и т.д. К основным проектам этого поднаправления информатизации можно отнести: - информационные технологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастров; - информационные технологии ведения генерального плана развития города и организации его исполнения; - информационные технологии ведения городских земельных отводов; - информационные технологии плана капитального строительства и контроля его исполнения; - информационные технологии ведения земельных кадастров; - информационные технологии разработки планов оптимального использования земельных ресурсов. Вышеперечисленные проекты создаются прежде всего в интересах Главного управления архитектуры, подразделений капитального строительства городских мэрий, Комитета по земле и земельным ресурсам. Информатизация жилищно - коммунального хозяйства города предполагает информационную поддержку деятельности различных городских служб ЖКХ и ориентирована на развитие и поддержку множества инженерных коммуникаций города. К основным проектам информатизации этого поднаправления можно отнести: - информационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фондов; - информационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей; - информационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей; - информационные технологии ведения городских кадастров электрических сетей; - информационные технологии ведения городских кадастров улично - дорожной сети; - информационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля его исполнения; - информационные технологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров и организация контроля его выполнения; - информационные технологии ведения городских кадастров газопроводов; - информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства. 2.3. Информатизация процессов управления социальной сферой Информатизация процессов управления в социальной сфере ориентирована прежде всего на внедрение экономических механизмов и информационных технологий, направленных на существенное улучшение уровня жизни и социальной защиты населения, среды его обитания, здоровья, отдыха. Кроме того, в рамках этого направления следует рассмотреть проблемы организации непосредственного информационного обслуживания населения по широкому спектру проблемных вопросов: деловая информация, коммерческая информация, информация о деятельности предприятий сферы услуг и т.д. Органы управления социальным обеспечением на территории округа представлены отделами социальной защиты при исполнительных органах власти и территориальными (городскими, районными) отделами социального обеспечения (гор-, райсобесы). Исходя из анализа законодательной базы по социальному обеспечению можно выделить следующие проекты информатизации отделов социального обеспечения: - начисление пенсий и пособий; - назначение и оформление льгот; - бухгалтерская и учрежденческая деятельность. Единой информационной основой этих видов деятельности является информация о пенсионерах, многодетных семьях, трудновоспитуемых подростках и т.д. Большие наработки по информатизации деятельности служб социального обеспечения имеются в Ленинградской области. Проблема социального обеспечения малообеспеченных слоев населения связана с постоянным ухудшением положения дел на потребительском рынке, ростом цен на товары и услуги первой необходимости, различной покупательной способностью населения и ориентирована прежде всего на информатизацию деятельности территориальных служб социальной защиты населения. Основными задачами этих подразделений являются: - обеспечение социальной защищенности категории малообеспеченных семей с детьми, поддержания гарантированного уровня многодетных, неполных и имеющих детей - инвалидов семей в переходный период рыночных отношений; - организация, взаимодействие и обеспечение эффективного функционирования службы социальной помощи семье; - разработка совместно с государственными органами, заинтересованными ведомствами программ социальной помощи населению, направленных на решение проблем семьи, женщин и детей. В соответствии с вышеизложенным можно выделить следующие проекты информатизации по данной проблематике: 1. Индивидуальный учет малообеспеченного населения области. 2. Оперативный учет и анализ фактических выплат и других видов социальной помощи по городам и районам. 3. Ведение информационно - справочного каталога о системе мер (льгот) социальной защиты населения по категориям, определенных законодательством. 4. Расчет нормативных показателей минимального потребительского бюджета. 5. Создание банка данных по социально - демографическим, материально жилищным, социально - психологическим условиям жизни малообеспеченных семей. 6. Учет, анализ и распределение ресурсного фонда для реализации мер социальной защиты населения. 7. Ведение и контроль мероприятий перспективных и годовых программ социальной защиты населения по городам и районам для отдельных категорий малообеспеченного населения. Поднаправления 2.1, 2.2 имеют ярко выраженную ведомственную направленность. Работы в этом направлении должны развиваться в рамках соответствующих программ Министерством труда и социальной защиты населения. По информатизации деятельности служб занятости и миграции населения в России имеется несколько конкурентоспособных информационных технологий: "Катарсис" (г. Санкт - Петербург), "Содействие" (г. Москва), "Арамис - Т" (г. Томск), "Регистр" (г. Пермь) и т.д. Общее руководство работами осуществляет центр учебных и информационных технологий при Федеральной службе занятости РФ. Основные функциональные возможности этих систем определяются содержанием закона о занятости и состоят из следующих взаимосвязанных технологий (проектов): - информационные технологии учета вакансий; - информационные технологии учета обратившихся; - информационные технологии учета общественных работ; - информационные технологии состояния учебно - курсовой сети; - информационные технологии учета безработных и выплаты пособий; - информационные технологии формирования и расходования фонда занятости; - информационные технологии анализа рынка труда; - учрежденческие информационные технологии деятельности центров занятости; - информационные технологии формирования статистической информации. Существенно меньше внимания в настоящее время уделяется информатизации деятельности служб миграции. Основными функциями службы миграции являются: - организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации, а также оказание им материальной и других видов помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства; - признание в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывших или намеревающихся прибыть на территорию Российской Федерации из стран СНГ; - защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством; - организация контроля за миграционными процессами и анализ этих процессов; - статотчетность по миграционным процессам. Специфика организации организованного трудоустройства объективно требует реализации этих проектов в виде территориально - распределенной системы обработки данных. Информатизация управления потребительским рынком округа ориентирована прежде всего на информационную поддержку защиты прав потребителей и своевременное и качественное обеспечение их товарами и услугами первой необходимости. Функционально задачи по информатизации данного поднаправления должны рассматриваться прежде всего на уровне органов местного самоуправления и заключаются в ведении баз данных о предприятиях и организациях, оказывающих услуги населению (розничная торговля, бытовое обслуживание, общественное питание), муниципальных договорах на представление услуг, реестрах действующих лицензий и паспортов на право оказания услуг; учете, контроле и анализе деятельности предприятий и организаций, оказывающих услуги населению; разработке, учете, контроле и анализе социальных программ по защите прав потребителей. С учетом вышеизложенного при реализации данного поднаправления можно выделить следующие проекты: - информационные технологии расчета минимального потребительского бюджета населения; - информационные технологии формирования муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организации контроля его исполнения; - информационные технологии формирования региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально - экономического паспорта города; - информационные технологии ведения баз данных по ценам на товары и услуги и организации контроля их исполнения; - информационные технологии учета, контроля и анализа наличия товарных ресурсов; - информационные технологии оперативного выявления спроса на товары и услуги. Информатизация процессов образования и профессионально - технического обучения должна быть ориентирована прежде всего на повышение интеллектуального уровня учащихся школ округа как источника потенциальных трудовых ресурсов. В этой связи в разработках по этому поднаправлению должны найти отражение следующие проекты: - выбор и обоснование инструментальных средств по разработке АОС, электронных учебников, практикумов; - разработка АОС и электронных учебников по базовым школьным дисциплинам. Кроме того, учитывая большую территориальную разобщенность сельских школ и их малокомплектность, речь должна идти о создании на базе Главного управления образования компьютерного центра по организации дистантного образования с соответствующей методической, информационной и программно - технической поддержкой. Работы по информатизации системы здравоохранения округа можно проводить в следующих поднаправлениях: - информационные технологии по организации медицинского мониторинга здоровья населения округа; - информационные технологии управления аптечным хозяйством округа (города, административного района); - информационные технологии управления страховой медициной; - информационные технологии оперативного управления работой скорой помощи; - типовые информационные технологии органов управления здравоохранением на окружном, городском и районном уровнях; - типовые информационные технологии поддержки деятельности медицинскими учреждениями (больницами, поликлиниками). Работы в этом направлении интенсивно проводятся в Кемеровской, Воронежской и Нижегородской областях и в целом координируются Минздравмедпромом России. Очевидно, что для органов территориального управления округа интерес представляют первые три проекта, которые напрямую относятся к проблемам социальной защиты населения. 2.4. Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти округа Органы управления округа представлены следующими структурами: - законодательные и представительные органы; - исполнительные органы. Законодательные органы представлены окружной Думой, представительные органы округа представлены множеством городских дум. Исполнительные органы округа представлены органами государственного управления - окружной Администрацией и органами местного самоуправления - городской Мэрией, районными Администрациями. 2.4.1. Информатизация деятельности Администрации округа. В условиях реформирования системы управления социально - экономическими и политическими процессами в обществе, нарастающего многообразия проблем, требующих оперативного решения, обоснованность и эффективность решений, принимаемых органами исполнительной власти, полностью зависят от качества и оперативности информационно - аналитического обслуживания рабочих органов окружной Администрации. Следует выделить ряд функций, обеспечивающих деятельность самого аппарата, выполняемых функциональными подразделениями, которые могут быть сгруппированы по следующим укрупненным направлениям: - анализ поступающих данных и подготовка аналитических материалов, обзоров, докладов по социально - экономическим и политическим вопросам; - работа с документами, подготовка решений и постановлений Главы Администрации, редактирование, учет, контроль прохождения, взаимосвязь различных документов, писем и т.д.; - взаимодействие между собой и с внешними органами законодательной, исполнительной и судебной власти, координация деятельности исполнительных органов на территории; - организация процедур подготовки решений и постановлений Главы Администрации, включая процедуры принятия коллективных решений как по стратегическим вопросам, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Указанная классификация направлений деятельности органов исполнительной власти округа позволяет выделить следующие поднаправления информатизации. Информатизация учрежденческой деятельности исполнительных органов ориентирована прежде всего на внедрение безбумажных технологий обработки информации. В качестве первоочередных проектов по этому поднаправлению можно выделить: - информационные технологии организации делопроизводства в аппарате управления исполнительной власти; - информационные технологии контроля исполнения документов; - информационные технологии учета, контроля и анализа исполнения жалоб и предложений населения; - информационные технологии создания и ведения базы данных о государственных служащих; - информационная поддержка бухгалтерской деятельности в аппарате управления; - информационные технологии создания и ведения адресно - справочной информации о государственных и местных органах власти и управления; - информационные технологии организации внутренней электронной почты и тематических телеконференций; - информационные технологии организации личного приема граждан. Информационная поддержка деятельности Администрации по проблемам приватизации и управления имуществом осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: - рациональная политика по регулированию приватизации государственной и муниципальной собственности; - эффективное использование государственного и муниципального имущества. Информатизация процессов приватизационной деятельности должна проводиться в рамках действующего законодательства с учетом существующих отраслевых особенностей по отдельным территориально - производственным комплексам. В рамках этого поднаправления информатизации можно выделить следующие проекты: - информационные технологии ведения баз данных по объектам государственной и муниципальной собственности; - информационная поддержка разработки, контроля и анализа программ приватизации; - информационные технологии учета, контроля и анализа использования государственной и муниципальной собственности; - информационные технологии учета, контроля и анализа поступления и использования средств от приватизации. Информатизация экономической и финансово - кредитной деятельности Администрации. Финансово - кредитный комплекс округа состоит из следующих ведомственных структур: - Финансовое управление и финансовые службы Администрации; - окружное казначейство; - окружная и районные налоговые инспекции; - государственные и коммерческие банки. С точки зрения управления эти структуры являются независимыми, но в то же время их деятельность направлена на достижение единой цели - повышение эффективности использования финансовых ресурсов округа, социальную защищенность населения. Независимой является и политика по информатизации деятельности этих структур: работы ведутся и финансируются, как правило, по ведомственным планам и программам. С точки зрения органов территориального управления главенствующее положение в этом комплексе занимает финансовая система, направленная прежде всего на реализацию эффективной бюджетной политики в регионе. С этой точки зрения в перечень первоочередных проектов информатизации по этому поднаправлению следует включить следующие проекты: - информационные технологии формирования, распределения и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств; - разработка информационных технологий эффективного налогообложения хозяйствующих субъектов территории; - разработка информационных технологий эффективной кредитной политики за счет бюджетных и внебюджетных средств органов управления; - информационные технологии подготовки и ведения планов социально - экономического развития округа в целом и его отдельных территориальных образований; - информационные технологии формирования и ведения балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, денежных доходов населения. Относительно остальных комплексов представительные и исполнительные органы округа должны выполнять координирующую функцию. В этой связи немаловажным направлением их деятельности является разработка механизмов информационного взаимодействия финансового комплекса с казначейскими, налоговыми и банковскими структурами. Информатизация внешнеэкономической деятельности Администрации определяется прежде всего задачами Управления внешнеэкономических и межрегиональных связей Администрации округа, важнейшими из которых являются: - формирование предложений по инвестированию в экономику округа иностранного капитала; - разработка межрегиональных программ взаимодействия округа с другими субъектами Российской Федерации, государствами СНГ, зарубежными партнерами; - регистрация совместных предприятий с зарубежными партнерами и анализ эффективности их деятельности; - подготовка предложений по выдаче квот и лицензий на вывоз определенной продукции и сырья за пределы округа, анализ эффективности использования выделенных квот. Естественно, что эти задачи и должны быть положены в основу информационной поддержки деятельности Администрации по этому поднаправлению. Информатизация процессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ориентирована прежде всего на информационное обеспечение деятельности соответствующих структур Администрации округа, направленной на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, защиты объектов нефтегазодобывающего, топливно - энергетического комплексов, коммунального хозяйства от аварий, катастроф, стихийных бедствий. При этом выделяются два вида деятельности: 1) создание системы своевременного и адекватного информирования предприятий и служб, ответственных за ликвидацию последствий органов территориального управления, принимающих необходимые оптимальные решения; 2) оперативная локализация и ликвидация неблагоприятных воздействий. В соответствии с вышеизложенным можно предложить к реализации следующие проекты информатизации по этому поднаправлению: 1. Информационные технологии учета, анализа и прогнозирования ЧС и их последствий как в материальном, так и социально - психологическом аспектах. 2. Информационные технологии ведения территориального банка данных служб и организаций, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС. 3. Информационная поддержка разработки регламентных моделей деятельности населения, предприятий и организаций в условиях вероятных ЧС. 4. Информационная поддержка разработки комплекса моделей принятия коллегиальных и индивидуальных решений в условиях чрезвычайных ситуаций. 5. Информационные технологии обеспечения технической и информационно - программной поддержки взаимодействия органов территориального управления и служб, заинтересованных в локализации и ликвидации ЧС. Очевидно, что реализация этих проектов должна быть основана на использовании геоинформационных технологий обработки информации. 2.4.2. Информатизация представительной и законодательной власти округа. Как объект информатизации окружная Дума характеризуется большим объемом законотворческой информации, распределенностью ее источников, сложностью оперативной обработки и анализа данных. Прежде всего, следует выделить ряд сквозных для всех уровней содержательных проблем, информация по которым требуется в различных вариантах для подготовки предложений и решений. К этим проблемам можно отнести: - внутриполитическую обстановку в Федерации и на территории округа; связь с законодательными органами всех уровней; связь с политическими партиями, движениями и общественными организациями; взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей; состояние общественного мнения по различным аспектам общественно - политической жизни; - экономическое развитие округа (переход к рыночным отношениям, формирование бюджета и направлений развития, развитие внешнеэкономических связей, научно - технический прогресс, экология и т.п.); - социальные проблемы и благосостояние населения округа (динамика уровня жизни различных слоев населения, трудовая занятость и заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.); - развитие образования, различных сфер культурной жизни общества, печати, телевидения, искусства и т.д. С учетом вышеизложенного информатизация представительной и законодательной власти округа должна проводиться в следующих направлениях: 1. Информационная поддержка проведения заседаний дум всех уровней, в том числе: подготовка регламентных документов, регистрация, проведение заседаний, голосование, протоколирование. 2. Информационная поддержка законотворческой деятельности депутатов и депутатских комиссий, в том числе: доступ и работа с гипертекстовыми базами данных, электронный обмен готовящимися документами, информационные технологии рассмотрения и согласования проектов законодательных актов. 3. Информационная поддержка текущей деятельности депутатов, в том числе: - регламентный и произвольный доступ к базам данных законодательной, общественно - политической, социально - экономической и статистической информации; - информационные технологии ведения индивидуальных (личных) баз данных; - информационные технологии организации и проведения личного приема граждан; - информационные технологии подготовки и проведения встреч с избирателями; - информационные технологии ведения баз данных по округам и избирательным участкам; - информационные технологии учета, контроля и анализа исполнения наказов избирателей. 4. Информационная поддержка геополитического и социально - экономического мониторинга региона, в том числе: - оценка и анализ последствий от принятых Думой законодательных актов; - оценка и анализ последствий от проводимых экономических преобразований; - состояние дел по подбору, расстановке и ротации кадров в представительных и исполнительных органах власти. - оценка и анализ общественного мнения населения по различным аспектам общественно - политической жизни округа; - оценка социально - экономического развития отдельных территориальных образований, социального положения и уровня жизни различных категорий населения. В основу информационной поддержки деятельности органов управления округом должна быть положена территориально - распределенная вычислительная сеть административных органов. 2.4.3. Информатизация деятельности органов региональной статистики для поддержки решений по управлению округом. Важнейшим направлением информационного обеспечения процессов управления и реализации экономических реформ является информатизация статистики, предусматривающая информационно - политическую поддержку органов законодательной и исполнительной власти для повышения эффективности государственного регулирования жизнедеятельности общества на основе объективной и достоверной оценки состояния и возможности различных форм собственности, сфер экономики, прогнозирования их развития и оценки последствий принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях. Информатизация территориальных органов управления должна быть увязана с решением проблем совершенствования региональной статистики применительно к задачам планирования комплексного экономического и социального развития округа и его отдельных административно - территориальных образований. Работы в этом направлении должны быть развернуты в следующих направлениях: 1. Совершенствование системы показателей региональной статистики. Система показателей региональной статистики должна быть разработана не только на основе систематизации и упорядочения существующей статистической отчетности. В основу разработки системы показателей должно быть положено глубокое изучение информационных потребностей территориальных органов управления с ориентацией на цели и задачи комплексного развития территории в условиях самоуправления. Существенно должна быть пересмотрена система показателей социальной статистики. Необходимо значительную часть показателей собирать на основе единовременных выборочных обследований, которые были бы проблемно - ориентированными. Представляется целесообразной разработка некоторой агрегированной системы показателей, используемой в качестве стандарта условий проживания. Такой стандарт служил бы основой для разработки мер по социальному выравниванию развития территориальных образований при учете эффективности территориальной организации производства. 2. Упорядочение и рационализация информационных потоков статистики на основе координации государственной и ведомственной статистики, более полное использование отраслевой статистики с максимальным исключением дублирования сбора данных. 3. Разработка методологии комплексного статистического анализа экономического и социального развития округа, методологии его социально - экономического потенциала. Необходимо резкое усиление работ по балансовым разработкам в территориальном разрезе, имея в виду составление балансов основных фондов, материальных и трудовых ресурсов, межотраслевых балансов ввоза и вывоза и т.д. 4. Перевод системы региональной статистики на промышленную основу путем создания интегрированных информационных фондов, реализованных в соответствии с современными представлениями компьютеризации и использования банков данных. В этом плане интересным может быть вариант использования для этих целей мобильной информационной системы территориального развития (МИСТЕР), ориентированной на решение задач по следующим направлениям: - комплексный анализ динамики развития региона за ряд лет; - анализ развития и структурных изменений социально - бытовой инфраструктуры региона; - анализ развития производственной инфраструктуры; - анализ развития хозяйства, муниципальной собственности; - анализ сводных результатов реализации основных целевых региональных программ развития (жилищной, продовольственной, экологической, научно - технического прогресса и т.д.); - анализ формирования и использования местного бюджета; - нормативные расчеты потребностей в развитии социально - бытовой инфраструктуры; - анализ выполнения сводного плана социального и экономического развития региона. Другим интересным моментом по совершенствованию информационного обеспечения органов управления округом является создание регионального мониторинга социально - экономической и финансовой сфер деятельности округа. Работы в этом направлении проводятся ВНИИПВТИ и заключаются в следующем. Региональный мониторинг представляет собой проблемно - ориентированную систему, предназначенную для раннего обнаружения и предупреждения негативных тенденций и явлений в социально - экономической и финансовой сферах деятельности округа в целом, отдельных территориальных образований, отраслевых комплексов, хозяйствующих субъектов, а также групп населения по социально - демографическим, профессиональным и другим признакам, и предполагает сбор и анализ информации, поступающей от исследуемых объектов управления, выявление проблемных ситуаций, складывающихся в регионе, а также разработку вариантов управленческих решений. В ходе мониторинга выявляется и исследуется влияние на выбранные объекты трех основных факторов: - факторов, связанных с внешним воздействием на субъект Федерации правовых, экономических и других управленческих и нормативно - правовых решений и документов, принимаемых федеральными органами власти и управления; - факторов, обуславливаемых решениями, принимаемыми непосредственно органами власти и управления субъектов Федерации и органами местного самоуправления; - состояния хозяйственных, экономических, научно - технических и других связей региона с внешними партнерами. При этом предполагается реализация следующих функций: - формирование информационных ресурсов, необходимых для принятия решений органами власти и управления, путем интеграции существующих (горизонтальных и вертикальных) информационных потоков на базе использования действующих отраслевых и региональных автоматизированных систем сбора и обработки информации, баз и банков данных, средств телекоммуникации; - сопоставительный анализ состояния и процессов развития объектов мониторинга на основе пространственно - временной координации сведений из различных информационных потоков, в том числе с применением экономико - математических методов и моделей; - оценка результатов с целью своевременного выявления изменений в социально - экономическом и финансовом положении регионов и изучение причинно - следственных связей, их вызвавших; - краткосрочное прогнозирование развития важнейших процессов в социально - экономической и финансовой сферах; - выработка предложений и вариантов управленческих решений, направленных на предупреждение и устранение негативных тенденций и явлений, ведущих к образованию очагов напряженности в социально - экономической и финансовой сферах; - формирование материалов для принятия решений соответствующими органами власти и управления по оказанию необходимой помощи объектам мониторинга. Основными подсистемами регионального мониторинга должны быть: - "Экономика, финансы, ресурсы," обеспечивающие наблюдение за состоянием объектов управления, находящихся на территории округа; - "Управление", позволяющая исследовать состояние территориальной системы управления и осуществлять поиск путей ее совершенствования посредством изучения: последствий реализации общегосударственных управленческих нововведений на региональном уровне, включая изменения методов, процессов и организационных структур управления, соответствия методов, структур и нормативных основ управления развитию форм и трансформации структуры собственности, развития методов, структуры и процессов управления на уровне округа и органов самоуправления; - "Партнеры региона", обеспечивающая учет эффективности хозяйственных, экономических, научно - технических и других связей со стратегически важными партнерами и исследование степени их воздействия на социально - экономическую и финансовую среду региона путем наблюдения за: состоянием и тенденциями ввоза - вывоза, внешнеэкономическими связями, состоянием взаиморасчетов; - "Население и общественность", позволяющая оперативно выполнять следующие функции: изучение мнения и предложений, поступающих от населения, с целью ранней индикации складывающейся социально - экономической ситуации в регионе (работа с письмами, жалобами, заявлениями, телефон "Горячая линия", СМИ, радио, проблемно - ориентированные опросы трудящихся на предприятиях, социологические опросы и др.); изучение мнения руководства предприятий и организаций всех форм собственности, групп граждан по профессиональным и социально - демографическим признакам, представляющих интересы различных слоев общества, для своевременного обобщения, анализа и отбора острых социально - экономических и финансовых проблем региона; организация обратной связи с респондентами, заключающейся в информировании населения, предприятий и организаций в регионе о принятых мерах по изменению ситуации и реализации предложений респондентов. Источниками информации для регионального мониторинга могут служить: - данные государственной статистической отчетности; - данные специально отобранных территориальных образований, отраслевых комплексов, отдельных предприятий и организаций, не учитываемые государственной и отраслевой статистикой; - данные выборочных единовременных обследований предприятий, учреждений, других организаций всех форм собственности, отдельных групп населения, домашних хозяйств; - данные специальных социологических опросов и экономических переписей, проводимых на предприятиях и среди населения; - данные, получаемые в ходе регулярного изучения общественного мнения. Мониторинг базируется на широком применении современных экономико - математических методов и моделей, новых информационных технологий и средств телекоммуникации. 2.5. Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды Информатизация процессов эффективного использования природных ресурсов (природопользования) и охраны окружающей среды ориентирована прежде всего на создание единой геоинформационной технологии ведения кадастра природных ресурсов и решение множества прикладных задач территориального управления на базе кадастровой информации. В связи с этим в составе данного поднаправления информатизации территориального управления актуальными являются следующие проекты: 1. Разработка основных положений по созданию взаимосвязанной системы региональных кадастров. 2. Выбор и обоснование базовой ГИС для ведения региональных кадастров. Остановимся кратко на содержании каждого из проектов. 2.5.1. Основные положения по созданию регионального кадастра. Согласно общепринятым понятиям кадастр представляет собой систематизированный свод регламентированных учетных сведений об определенном объекте, составляемый на основе периодических или непрерывных наблюдений над объектом и включающий, как правило, информацию о расположении объекта, о характеристиках объекта и о субъектах, которые наделены правами по владению, использованию и распоряжению этим объектом. К объектам, которые можно рассматривать как носителей кадастровой информации, относят природные объекты (земельные, водные, лесные объекты, полезные ископаемые и т.п.) и объекты, созданные в результате жизнедеятельности человеческого общества (жилые и нежилые здания, промышленные сооружения, инженерные сети и коммуникации, дороги и т.д.). Все эти объекты в настоящее время регистрируются государственными органами, которые заинтересованы в получении достоверной информации о наиболее существенных характеристиках их состояния и использования. Кроме того, существуют еще три группы территориальных субъектов, сведения о которых регистрируются государством и имеют важное значение для управления территориальными комплексами, - это юридические лица (предприятия и организации), физические лица (население) и административно - территориальные образования (субъекты государства, городские и сельские поселения, другие субъекты местного самоуправления). В мировой и отечественной практике системы учетной информации об этих группах субъектов принято называть регистрами или реестрами. В общем случае обобщенную формальную структуру каждого из перечисленных кадастров можно представить в виде объектной и субъектной частей, где под объектной частью понимается информационное описание основного объекта данного кадастра (здание в кадастре зданий, земельный участок в кадастре земельных участков), создаваемое согласно принятым требованиям, а под объектной частью понимается описание возможного субъекта (физическое или юридическое лицо), имеющего определенное отношение к данному объекту (владелец дома, арендатор участка, жилец дома, заказчик проекта на застройку участка, эксплуатационная организация и т.д.). Описание отношения представляет собой правовой документ, фиксирующий тип отношения субъекта к объекту кадастра и основные положения этого отношения (договор купли - продажи, решение о выделении отвода под строительство, арендное соглашение и т.п.). С учетом вышеизложенного формальная структура территориального кадастра может быть представлена следующим образом: ------------------------------------------------------------¬ ¦ объектная часть¦ ¦ -------------------¬ -------------------------¬ ¦ ¦ ¦кадастры ¦ ¦кадастры ¦ ¦ ¦ ¦природных ресурсов¦ ¦технологических объектов¦ ¦ ¦ L------------------- L------------------------- ¦ L----------------------------T------------------------------- -----------+-----------¬ ¦правовые и ¦ ¦регламентные отношения¦ L----------T------------ -----------------------------+-------------------------------¬ ¦ субъектная часть¦ ¦ ---------------¬ ----------------¬ ¦ ¦ ¦реестр ¦ ¦реестр ¦ ¦ ¦ ¦физических лиц¦ ¦юридических лиц¦ ¦ ¦ L--------------- L---------------- ¦ L------------------------------------------------------------- Рис. Формальная структура территориального кадастра Интегрирующим началом, обеспечивающим территориальную привязку и визуализацию кадастровой информации, является электронная карта территории. Программные системы, позволяющие создавать такого рода информационные технологии, получили название геоинформационных систем. При проектировании такого рода систем должны выполняться следующие требования: - единая информационная технология создания, ведения и использования кадастров на всех этапах жизненного цикла обработки информации (сбор, регистрация, передача, обработка, отображение, хранение, защита, уничтожение); - горизонтальная и вертикальная интеграция кадастровой информации, реализуемая через ведение единой картографической базы данных, единой системы классификации кодирования, комплексной метабазы данных о кадастровой информации; - минимизация числа источников и видов первичной информации, являющейся общей для системы первичных кадастров; - создание и ведение базы метаданных кадастровой информации. Реализация последнего требования позволяет: - унифицировать состав и структуру используемых классификаторов; - сократить дублирование отдельных показателей, использующихся в различных кадастровых системах; - организовать эффективную систему реализации запросов пользователей, в том числе и к нескольким базам данных одновременно. 2.5.2. Основные положения по созданию ГИС. Общепринятым определением ГИС является следующая формулировка: "Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) - это интегрированная сумма компьютерных технологий для управления ресурсами территорий путем ввода, обработки, хранения, передачи, анализа и представления взаимозависимых географических и алфавитно - цифровых данных". Специализированные программные средства, используемые для разработки и функционирования ГИС, называются ГИС - продуктами. В настоящее время их количество в мире достигает порядка 300. Как правило, ГИС - продукты имеют модульную структуру и развитый интерфейс между модулями, что позволяет постепенно наращивать программные мощности эксплуатируемой системы. Вторым важным свойством ГИС - продуктов является их "многоплатформность", т.е. реализация на различных видах техники и для различных операционных систем. Например, в качестве файл - сервера может быть выбрана ЭВМ типа VAX, рабочая станция под UNIX или PC NetWare, а в качестве рабочих мест - графическая рабочая станция под UNIX или Windows. Как правило, реализуется возможность как централизованной, так и децентрализованной обработки и хранения данных. Это свойство позволяет по мере необходимости переходить к более производительным конфигурациям вычислительной техники. Третье свойство ГИС - продуктов - это их представление как программной среды для разработки собственных программных приложений ГИС, т.е. программирование тех функций, которые не могут быть реализованы или реализуются неэффективно непосредственно ГИС - продуктом. Алгоритмы проектирования ГИС включают, как правило, следующие основные этапы: 1. Общий анализ проблемной ситуации (определение состава и количества пользователей системы): 1.1. Аналитический обзор методических материалов существующих ГИС и ГИС - продуктов, выдача рекомендаций по их использованию; 1.2. Определение задач системы и соответствующих готовых и предлагаемых к разработке функциональных модулей. 2. Анализ существующих источников информации: 2.1. Изучение обеспеченности территории картографическими и табличными материалами с перечнем организаций, владеющих этими материалами. 2.2. Предварительная классификация данных, их объемы, требования к частоте актуализации. 3. Определение структуры БД: 3.1. Разработка схемы БД. 3.2. Определение масштаба и уровня разрешения на местности для пространственно - отображаемых данных. 3.3. Анализ объемов и периодичности обновления данных и требуемый уровень эффективности. 3.4. Разработка входных форматов представления данных. 4. Определение функциональных элементов системы: 4.1. Выбор структуры ГИС и СУБД. 4.2. Разработка общей структуры программного обеспечения системы. К основным функциям программного обеспечения относятся: - работа с табличными данными: ввод и обновление данных, управление данными, виды запросов, генерация отчетов; - работа с картографическими данными: методы цифрования, ввод данных полевых измерений, стыковка листов и границ, наложение областей, преобразования вектор "---" растр, пространственный анализ, геометрические преобразования, анализ структур, вычисление метрических характеристик, анализ сетевых структур; - отображение информации: формирование точечных, линейных и площадных объектов, нанесение условных знаков и текстовой информации. Основным требованием при выборе базового варианта ГИС является соблюдение международных стандартов по представлению картографических данных. 4.3. Выбор оборудования и технических средств. 4.4. Установление информационных связей между пользователями с целью определения уровней функционирования системы. 2.6. Основные направления информатизации органов местного самоуправления Учитывая однородную предметную ориентацию большинства городов Ханты - Мансийского автономного округа, можно говорить о типизации проектных решений по информатизации органов местного самоуправления. Основные направления информатизации органов местного самоуправления определяются исходя из анализа функций подразделений аппарата Мэрии и органов управления Мэрии, обеспечивающих управление в соответствующей предметной области управления городским хозяйством, а также анализа информационных потоков, циркулирующих в них. При использовании пообъектного принципа выбора направлений информатизации множество этих направлений определяется множеством структурных подразделений объекта. Очевидно, что этот подход в условиях частого реформирования структур управления вряд ли приемлем. Целесообразно, видимо, множество направлений информатизации местного самоуправления определять исходя из анализа федеральной законодательной базы по местному самоуправлению, а также руководствуясь основными положениями устава территории (города). В этом случае выделим следующие основные направления информатизации местного самоуправления: - информатизация финансово - кредитной деятельности; - информационная поддержка управления имуществом; - информационная поддержка управления потребительским рынком; - информатизация процессов социального развития территории; - информатизация процессов градостроительства; - информационная поддержка управления городским коммунальным хозяйством; - информатизация учрежденческой деятельности органов местного самоуправления; - создание городской инфраструктуры информатизации. Кроме того, учитывая, что информатизация есть вторичный процесс, обеспечивающий информационную поддержку хозяйственного механизма управления в данном территориальном образовании, в качестве отдельного направления следует рассмотреть блок юридической и экономической поддержки органов местного самоуправления. Определенная специфика в деятельности органов местного самоуправления существует и на районном (поселковом) уровне. С учетом вышеизложенного основные направления и задания информационной поддержки деятельности органов местного самоуправления представлены в таблицах 2.2 и 2.3. Более подробное описание большинства выделенных проектов приводится в предыдущих разделах концепции. Таблица 2.2 Основные направления и проекты информатизации органов местного самоуправления |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |Основные направления, проекты |Подразделения, | | |пользователи | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |1. Юридическая и экономическая поддержка |Заместители Мэра, | |организации местного самоуправления. |экономический отдел | |Разработка основных положений по |Мэрии, Финансовое | |организации местного самоуправления. |управление, Комитет | |Разработка комплекса нормативных |по управлению | |документов, определяющих взаимоотношение |имуществом, отдел | |органов местного самоуправления с |городского | |хозяйствующими субъектами, расположенными |самоуправления | |на данной территории. | | |Разработка нормативных документов по | | |эффективному хозяйственному механизму | | |местного самоуправления | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |2. Информатизация финансово - кредитной |Заместитель Мэра по | |деятельности. |экономике, | |Информационные технологии формирования, |Финансовое | |распределения и контроля использования |управление, | |бюджетных и внебюджетных средств. |экономический отдел, | |Разработка информационных технологий |Комитет по | |эффективного налогообложения хозяйствующих |управлению | |субъектов территории. |имуществом | |Разработка информационных технологий | | |эффективной кредитной политики за счет | | |бюджетных и внебюджетных средств органов | | |управления. | | |Информационные технологии подготовки и | | |ведения планов социально - экономического | | |развития округа в целом и его отдельных | | |территориальных образований. | | |Информационные технологии формирования и | | |ведения балансов использования финансовых, | | |трудовых, земельных ресурсов, денежных | | |доходов населения | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |3. Информационная поддержка управления |Комитет по | |имуществом. |управлению | |Информационные технологии ведения регистров |имуществом | |муниципальных предприятий. | | |Информационные технологии ведения договоров | | |аренды на муниципальное имущество. | | |Информационные технологии разработки, | | |контроля и анализа выполнения Программы | | |приватизации. | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |4. Информационная поддержка управления |Отдел | |потребительским рынком. |потребительского | |Информационные технологии расчета |рынка и защиты прав | |минимального потребительского бюджета |потребителей, | |населения. |экономический отдел, | |Информационные технологии формирования |инспекция по | |муниципального заказа по обеспечению |контролю за ценами и | |населения города товарами и услугами и |тарифами, Комитет по | |организации контроля его исполнения. |управлению | |Информационные технологии формирования |имуществом | |региональных нормативов на использование | | |городских ресурсов и социально - | | |экономического паспорта города. | | |Информационные технологии ведения баз | | |данных по ценам на товары и услуги и | | |организация контроля их исполнения. | | |Информационные технологии учета, контроля | | |и анализа наличия товарных ресурсов. | | |Информационные технологии оперативного | | |выявления спроса на товары и услуги | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |5. Информатизация процессов социального |Управление | |развития территории. |социальной защиты | |Информационные технологии ведения базы |населения, | |данных о малообеспеченных слоях населения. |экономический отдел, | |Информационные технологии учета, контроля и |Финансовое | |анализа оказания помощи малообеспеченным |управление, | |слоям населения. |Управления | |Информационные технологии ведения базы |образования, | |данных по объектам системы образования. |здравоохранения, | |Информационные технологии ведения базы |культуры, Комитет по | |данных по объектам системы здравоохранения. |физкультуре и спорту | |Информационные технологии ведения базы | | |данных по объектам культуры. | | |Информационные технологии ведения базы | | |данных по объектам физкультуры и спорта. | | |Информационные технологии поддержки | | |пенсионного обеспечения населения | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |6. Информатизация процессов |Главное управление | |градостроительства. |архитектуры и | |Информационные технологии поддержки |градостроительства, | |геоинформационной системы ведения городских |отдел формирования | |кадастров. |плана капитального | |Информационные технологии ведения |строительства и | |генерального плана развития города и |застройки, Комитет | |организация контроля его исполнения. |по земельным | |Информационные технологии ведения городских |ресурсам и | |земельных отводов. |землеустройству | |Информационные технологии плана | | |капитального строительства и контроля его | | |выполнения. | | |Информационные технологии ведения земельных | | |кадастров. | | |Информационные технологии ведения договоров | | |на использование земельных ресурсов. | | |Информационные технологии разработки планов | | |оптимального использования земельных | | |ресурсов | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |7. Информационная поддержка управления |Управление жилищно - | |городским коммунальным хозяйством. |коммунального | |Информационные технологии ведения городских |хозяйства, Комитет | |кадастров жилого и нежилого фондов. |по экологии и | |Информационные технологии ведения городских |природным ресурсам, | |кадастров тепловых сетей. |транспортный отдел, | |Информационные технологии ведения городских |отдел оперативного | |кадастров водопроводных и канализационных |реагирования на | |сетей. |аварийные ситуации, | |Информационные технологии ведения городских |Управление дорожного | |кадастров электрических и дорожных сетей. |строительства и | |Информационные технологии ведения городских |благоустройства | |кадастров улично - дорожной сети. | | |Информационные технологии формирования | | |муниципального заказа на коммунальные | | |услуги и организации контроля его | | |исполнения. | | |Информационные технологии формирования | | |муниципального заказа по перевозке | | |пассажиров и организация контроля его | | |выполнения. | | |Информационные технологии поддержки | | |принятия решений в условиях чрезвычайных | | |ситуаций на объектах коммунального | | |хозяйства. | | |Информационные технологии формирования | | |муниципального заказа на строительство и | | |реконструкцию инженерных сетей и | | |организация контроля его исполнения. | | |Информационные технологии формирования и | | |контроля исполнения комплексной | | |экологической Программы территории. | | |Информационные технологии ведения | | |картографической базы данных | | |природоохранных и экологически вредных | | |объектов | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |8. Информатизация учрежденческой |Управляющий делами, | |деятельности органов местного |юридический отдел, | |самоуправления. |контрольный отдел, | |Информационные технологии поддержки |общий отдел, | |правового обеспечения Мэрии. |организационный | |Информационные технологии поддержки |отдел, городской | |подготовки и ведения принятых Мэрией |отдел ЗАГСа | |решений и контроля их исполнения. | | |Информационные технологии поддержки | | |делопроизводства Мэрии. | | |Информационные технологии поддержки ведения | | |жалоб и предложений городского населения в | | |Мэрии. | | |Информационные технологии поддержки | | |деятельности первых руководителей Мэрии. | | |Информационные технологии ведения базы | | |данных "Структура органов власти и | | |управления". | | |Информационные технологии ведения баз | | |данных актов гражданского состояния на | | |территории | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |9. Создание городской инфраструктуры |Головные организации | |информатизации. |по проектированию и | |Создание программно - технической базы |эксплуатации | |городского информационного узла и узлов |территориальной | |абонентов городской компьютерной сети, |инфраструктуры | |проектирование и реализация городской сети |информатизации | |передачи данных. | | |Разработка технологии ведения и | | |использования распределенной системы баз | | |данных коллективного пользования органов | | |местного самоуправления. | | |Создание сервисных подразделений по | | |поддержке работоспособности сети и системы | | |баз данных | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| Таблица 2.3 Основные направления и проекты информатизации органов территориального управления |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |Основные этапы и задания |Подразделения, | | |пользователи | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| |1. Информатизация процессов |Территориальные | |территориального самоуправления. |управления и их | |Информационные технологии поддержки |структурные | |правового обеспечения аппарата управления |подразделения, отдел | |районных Администраций. |по учету и | |Информационные технологии подготовки и |распределению жилья | |ведения принятых решений аппаратом | | |управления районных Администраций и | | |контроля их исполнения. | | |Информационные технологии поддержки | | |делопроизводства аппарата управления | | |районных Администраций. | | |Информационные технологии ведения жалоб и | | |предложений населения в районе. | | |Информационные технологии поддержки | | |деятельности первых руководителей районных | | |Администраций. | | |Информационные технологии учета и | | |распределения муниципального жилья. | | |Информационные технологии учета населения, | | |нуждающегося в улучшении жилищных условий | | |—————————————————————————————————————————————|——————————————————————| 3. Организация территориальной инфраструктуры информатизации 3.1. Основные положения по созданию региональной компьютерной сети 3.1.1. Выбор и обоснование базовых сетевых технологий. Основными целями создания распределенной компьютерной сети территориальных органов управления является предоставление пользователям компьютерных технологий и средств связи, обеспечивающих решение функциональных задач, оперативное информационное взаимодействие, формирование единого информационного пространства округа. Практическая реализация этих целей предполагает следующую функциональную ориентацию региональной компьютерной сети: 1) обеспечение пользователей сети базовыми сетевыми технологиями: электронная почта, сетевые новости, WWW - технологии, файловый обмен, терминальный доступ; 2) предоставление пользователям виртуальных каналов для создания собственных ведомственных сетей на основе имеющихся линий связи и сетевого сервиса региональной компьютерной сети; 3) обеспечение пользователей быстрыми и надежными сетевыми технологиями внутри округа, за пределами округа и связи с другими сетями; 4) координация и стандартизация при внедрении и развитии информационных и сетевых технологий. При выборе и обосновании конкретной технологии для создания региональной компьютерной сети основное внимание должно уделяется таким критериям, как: - стоимость и доступность программных и технических средств, используемых в данной интерсетевой технологии; - надежность доставки данных; - уровень затрат, необходимых для развития структуры сети и включения в ее состав новых подсетей; - наличие качественного информационно - вычислительного сервиса для различных категорий пользователей. В качестве основного варианта реализации распределенной компьютерной сети округа можно рассматривать технологию сетей Internet, основанную на концепции взаимосвязи открытых систем. Положительные аспекты выбора именно данной технологии заключаются в следующем: 1) возможность реализации межсетевой связи как на обычной компьютерной технике, так и в виде специализированных аппаратно - программных комплексов; 2) большое число реализаций протоколов архитектуры Internet для различных семейств компьютерной техники, причем многие из них распространяются с исходными текстами; 3) широкий класс специализированных устройств межсетевой связи, поддерживающих стандартные протоколы Internet; 4) большое количество свободно распространяемого программного обеспечения на основе протоколов Internet; 5) развитые инструментальные средства разработки сетевых приложений для архитектуры Internet; 6) возможность централизованного и автономного управления сетью из локального и удаленного центров управления; 7) широкий спектр информационных технологий и пользовательских приложений, использующих протоколы Internet, таких как NFS, X-Window, системы управления базами данных с клиент - серверной архитектурой; Основные виды работ при построении региональной сети можно представить в следующем виде: - выбор и построение каналов связи (коммутируемые и прямые телефонные линии, волоконно - оптические линии, сотовая и зоновая связь, спутниковая связь и т.д.); - выбор транспортной среды (протоколов передачи данных); - выбор общей топологии сети; - привязка общей топологии к существующим или вновь создаваемым каналам связи, построение основных и резервных маршрутов передачи данных; - выбор аппаратной и программной платформы для реализации сетевого решения; - выбор базовых сетевых технологий, в том числе и для взаимодействия с внешними сетями; - выбор платформы для реализации базовых сетевых технологий; - разработка системы доступа (схемы управления доступом); - разработка мероприятий по администрированию, обслуживанию и развитию сети; - разработка требований к квалификации обслуживающего персонала сети и пользователям сети; - проведение учебных курсов и инструктажей по подготовке персонала, разработка документации и инструкций по использованию сетевых технологий. Основу региональной компьютерной сети составляет сеть информационных узлов с архитектурой протоколов Internet, расположенных в основных населенных пунктах округа. Узлы сети предназначены для обеспечения маршрутизации передаваемых пакетов данных между соседними узлами и пользователями, а также для поддержки базовых сетевых технологий, предоставляемых пользователям сети. К информационным узлам региональной компьютерной сети могут подключаться как отдельные компьютеры, так и локальные вычислительные сети. В составе типового информационного узла сети целесообразно выделить следующий минимальный набор программно - аппаратных компонент: IP - router (маршрутизатор), сервер почтовых услуг, сервер баз данных, файловый сервер, сервер доступа, сервер новостей, сервер печати. Ряд функций этих устройств может быть объединен в рамках одного вычислительного комплекса, если последний обладает достаточными для этого дисковой памятью, быстродействием и коммуникационными возможностями. ЛВС информационного узла -------T----------T-----------T------T--------T---------¬ ---+---¬ ----+---¬ ----+----¬ ¦--------+-------¬ ¦ ¦Файл -¦ ¦Сервер ¦ ¦Почтовый¦ ¦¦Рабочая станция¦ ¦ ¦сервер¦ ¦доступа¦ ¦сервер ¦ ¦¦администратора ¦ ¦ L------- L-----T-- L--T----T- ¦L---------------- ¦ ¦ ¦ -+--------+--¬ ¦--+--------¬ ----+----¬ ¦Удаленные +¬ ¦Сервер баз¦ ¦Сервер ¦ ¦пользовател覦¦¦данных ¦ ¦новостей¦ L-T-----------¦ L----------- L--------- L------------¦ -----------+----¬ ¦Рабочая станция¦ ¦администратора ¦ L---------------- ------- - локальная сеть - - - - - удаленная обработка Базовая инфраструктура информационного узла В качестве аппаратной платформы построения транспортного уровня сети рекомендуется рассмотреть варианты применения аппаратных маршрутизаторов производства фирм 3Com или CISCO System. Обе аппаратные платформы обеспечивают примерно одинаковые функциональные решения и стоимостные характеристики. Выбор этих вариантов объясняется тем, что в линейках продуктов этих фирм есть все необходимые классы оборудования. Решения от фирмы 3Com более предпочтительны, так как кроме линейки оборудования для глобальных коммуникаций имеются типовые решения для локальных сетей. Решения же для локальных сетей на оборудовании CISCO уступают первым по стоимостным характеристикам. Вариант такого построения региональной сети предполагает, что в ряде информационных узлов (главных) устанавливаются маршрутизаторы модульного типа (например изделия 3Com NetBuilder II или CISCO 4000). Применение модульных устройств позволяет получить необходимый набор соединительных интерфейсов при минимальной стоимости и обеспечивает возможность как поэтапного построения сети, так и расширения функциональных возможностей оборудования в дальнейшем. Для промежуточных информационных узлов рекомендуется установка аппаратных маршрутизаторов меньшей мощности (например, изделия 3Com NetBuilder Remote Office 222,227, 422,427 или продуктов серии CISCO 2500) или "граничных" маршрутизаторов (например, 3Com NetBuilder Remote Office 200,201,221 или серии CISCO 10xx). На пунктах доступа конечных пользователей предполагается установка аппаратных серверов доступа (например, изделия 3Com Access Builder 2000,4000 или серии CISCO 2500 Access Server). Как альтернативный может быть рассмотрен вариант построения транспортной схемы на программных маршрутизаторах (как выделенных, так и совмещенных с серверами), а также на базе мэйнфреймов. Сервер почтовых услуг обеспечивает следующие режимы: 1) обмен электронной почтой между пользователями сети как внутри региона, так и вне его; 2) простая электронная почта (один - один): отправка написанных сообщений по адресу, получение сообщений, проверка получения адресатом сообщения; 3) почтовые списки (один - ко многим): ведение списка рассылки, автоматическая посылка сообщения по всем адресам списка. 4) телеконференция (многие - ко многим): классификация сообщений и пользователей по темам конференции, ведение архива сообщений и гибкий доступ к архиву. Сервер новостей является необходимым атрибутом любой сети. Он позволяет клиентам вести оперативный обмен информацией с широким кругом заинтересованных лиц. Сервер может использоваться в режиме телекоммуникаций для обсуждения социальных, политических, экономических и любых других проблем округа. Информация на сервере новостей не подлежит длительному хранению, поскольку очень динамично пополняется, срок хранения в среднем ограничивается одной - двумя неделями. Общение сервера и пользователя осуществляется обычно на основе почтовых сообщений. Файловый сервер является мощным хранителем файлов, которые обычно представляют собой программы, программные комплексы, технические описания, библиотеки и исходные тексты программ. Пользователь на основе почтовой связи может заказать себе с этого сервера любой файл. Сервер баз данных является средством, позволяющим осуществлять выборку из имеющихся информационных массивов по определенным ключевым признакам, используя либо on-line доступ, либо регламентированные почтовые запросы. На основе сервера баз данных могут быть реализованы многочисленные специализированные серверы, например, сервер нормативно - правовой информации, сервер региональной статистики, сервер распределенного документооборота (Lotus Notes) и т.д. Сервер доступа (сервер удаленных вычислений) обеспечивает возможность использования вычислительных мощностей и программного обеспечения удаленных высокопроизводительных машин. Он поддерживается протоколом TELNET (виртуальный терминал), как в "ствольной" части системы, так и на рабочих станциях пользователей. Оптимальным решением построения распределенной системы серверов является платформо - независимое решение. В этом случае нет необходимости производить глобальные изменения в составе аппаратных и программных средств каждого фрагмента региональной сети. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|