Расширенный поиск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 29.12.2008 № 190

 


                                                                    
                             ГУБЕРНАТОР

             ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ              

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

           29.12.2008                                 190


                    Об утверждении Лесного плана
              Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


     В соответствии с частью 3 статьи 86  Лесного  кодекса  Российской
Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 апреля 2007 года № 246 «Об утверждении  Положения  о  подготовке
лесного  плана  субъекта Российской Федерации», учитывая положительное
заключение  Минсельхоза  России  (письмо  от  22  декабря  2008   года
№ ЮК-8/8867):

     1.Утвердить Лесной план Ханты-Мансийского  автономного  округа  -
Югры (прилагается).
     2.Настоящее   постановление   с   приложением   опубликовать    в
установленном порядке.
     3.Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со
дня    его    официального   опубликования   и   распространяется   на
правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
     4.Контроль за выполнением постановления возложить на  заместителя
Председателя Правительства автономного округа Карасева В.И.


Губернатор автономного округа                          А.В.Филипенко


                                Приложение
                                к постановлению Губернатора
                                Ханты-Мансийского автономного округа
                                - Югры от 29.12.2008 № 190

                            ВВЕДЕНИЕ

                       Общие положения

Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработан ОАО
«Росгипролес»  по  заказу  Департамента  лесного хозяйства автономного
округа в соответствии с государственным контрактом  №1  от  26  ноября
2007 г.
Данный  Лесной  план  подготовлен  в  соответствии  с   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  24  апреля 2007 г. N 246 "Об
утверждении Положения о подготовке лесного плана  субъекта  Российской
Федерации"  и  Приказа  МПР  от  16 июля 2007 г. N 182 «Об утверждении
типовой формы лесного плана субъекта Российской Федерации».
Лесной  план  составляется  на  10  лет  и  утверждается  Губернатором
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При разработке Лесного плана Ханты-Мансийского  автономного  округа  -
Югры  были  использованы  материалы  лесоустройства,  государственного
учета лесного фонда,  отчетные  материалы  об  использовании,  охране,
защите    и    воспроизводстве   лесов,   а   также   законодательные,
нормативно-правовые, нормативно-технические и методические  документы,
указанные в Тематическом Приложении 3.
Стратегические  положения  Лесного  плана  базируется  на   материалах
целеполагающих    документов    автономного    округа    -   Концепции
социально-экономического  развития   автономного   округа,   Программе
экономического  и  социального  развития Ханты-Мансийского автономного
округа  -  Югры  на  2005-2010  годы,  Схеме  развития  и   размещения
производительных  сил  Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры до
2020     года,     Стратегии     социально-экономического     развития
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Ханты-Мансийский автономный округ -  Югра   расположен  в  центральной
части  Тюменской  области,  простирается  в  широтном  направлении  от
западной до восточной границы области. Площадь  автономного  округа  -
534,8  тыс.  кв.  км  (3,1%  площади РФ). Население автономного округа
составляет 1482,0 тыс. чел., плотность населения - 2,77  чел.  на  кв.
км, удельный вес городского населения - 90,9 %.
Ханты-Мансийский  автономный  округ  -  Югра  состоит   из   следующих
административно-территориальных    единиц:    районы   -   Белоярский,
Берёзовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский,  Октябрьский,
Советский,  Сургутский,  Ханты-Мансийский; города окружного значения -
Белоярский,   Когалым,   Лангепас,   Лянтор,   Мегион,    Нефтеюганск,
Нижневартовск,   Нягань,  Покачи,  Пыть-Ях,  Радужный,  Сургут,  Урай,
Югорск. Столица округа - г. Ханты-Мансийск.
На  севере  автономный  округ  граничит  с  Ямало-Ненецким  автономным
округом,  на  северо-западе  -  с  Республикой  Коми,  юго-западе - со
Свердловской областью, на юге -   с  Тобольским  и  Уватским  районами
Тюменской  области,  на  юго-востоке  и востоке - с Томской областью и
Красноярским краем.
Географическое положение округа - между 58  и  66  градусами  северной
широты.  С  севера  на  юг  округ  простирается на 900 км, с запада на
восток - на 1400 км.
Особенность  экономико-географического  положения  автономного  округа
определяют:
      ?     относительная близость по сравнению  с  другими  регионами
      азиатской   части   России   к   экономически  развитым  районам
      европейской части страны
      ?      высокая  степень  обеспеченности   природными   ресурсами
      (углеводородное  сырье, лесные и торфяные ресурсы, пресные воды,
      твердые полезные ископаемые и др.)
      ?      приоритетность  отношений  с   ближайшими   соседями   по
      Уральскому федеральному округу.

Наиболее важными в природно-ресурсном  потенциале  автономного  округа
являются нефтегазовые, лесные, минерально-сырьевые, водные ресурсы.
Общая площадь  земель  лесного  фонда  в  Ханты-Мансийском  автономном
округе  -  Югре составляет 48,9 млн. га, из них земли, покрытые лесной
растительностью - 27,8 млн. га.
Запас древесины в автономном округе достигает 3089,9 млн. кбм,  в  том
числе  по  хвойным  породам - 2494,2 млн. кбм. Общий средний прирост -
28,6  млн.  кбм/год.  Запас  древесины  на  1   га   покрытых   лесной
растительностью земель лесного фонда составляет 111 кбм.
Запасы  спелых  и  перестойных  насаждений  в  эксплуатационных  лесах
достигают 1,77 млрд. кбм на площади 12,4 млн. га.
В среднем по округу запас спелых и перестойных лесов на одном  гектаре
составляет   порядка  142  кбм.  Расчетная  лесосека  по  продуктивным
насаждениям в 2007 г. составляла 29,2 млн. кбм. Фактически осваивается
10,3%  расчетной  лесосеки  (около  3  млн.  кбм),  в т.ч. по хвойному
хозяйству - 13,8% (около 2,2 млн. кбм).
В составе лесозаготовительной  и  лесоперерабатывающей  промышленности
автономного  округа  - 18 крупных и средних предприятий, а общее число
предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) превышает 130.
Объем лесопромышленной продукции  в 2007г. составил 4,2 млрд. руб.
Объем вывозки древесины предприятиями ЛПК в 2007  г.  составил  1642,7
тыс.   кбм,   производство   деловой  древесины  -  1526,3  тыс.  кбм,
пиломатериалов - 387,3 тыс. кбм.
В округе наряду с сортиментами (пиловочником и балансами) производится
широкая  номенклатура  изделий,  в  которую  входит продукция глубокой
переработки  древесины:  древесноволокнистые  плиты,  мебель,  клееный
брус, каркасное деревянное домостроение и т.п.

                 Краткое содержание Лесного плана 
             Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

Исторически   структура   лесной   промышленности    Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры была ориентирована на выработку качественных
хвойных сортиментов и поставку их в круглом виде за пределы округа.
В 2002 г.  с  принятием  «Программы  по  развитию  и  реструктуризации
лесопромышленного    комплекса   автономного   округа   Правительством
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»  взят  курс  на  развитие
глубокой переработки древесины, создание крупных лесозаготовительных и
лесоперерабатывающих комплексов, увеличение вклада  лесной  отрасли  в
валовой региональный продукт автономного округа.
Стратегия    социально-экономического    развития    Ханты-Мансийского
автономного  округа  -  Югры  до  2020  года в качестве конечных целей
развития лесопромышленного комплекса  округа  определяет  формирование
конкурентоспособных   производств  с  продукцией  высокой  добавленной
стоимости и создание новых привлекательных рабочих мест.
Ключевую   роль   в   достижении   указанных   целей   будет    играть
сбалансированное   развитие  лесосырьевых  участков  Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры и  лесоперерабатывающих мощностей региона.
В этой связи в  Лесном  плане  предусматриваются  два  этапа  развития
лесного комплекса по отдельным лесоэкономическим зонам округа (ЛЭЗ).
Этап 1 (2009-2013  гг.)  -  переход  к  интенсивному  ведению  лесного
хозяйства    по    скандинавской   модели   в   районах   с   развитой
лесопромышленной  и  социальной  инфраструктурой  и   создание   новых
лесосырьевых баз для приоритетных инвестиционных проектов.
В Западной и Южной ЛЭЗ  автономного  округа  планируется  значительное
увеличение  заготовки  древесины и степени освоения расчетной лесосеки
(Рисунок 1).
Другой задачей первого этапа является  осуществление  необходимого  по
лесоводственным  требованиям ухода за лесом с целью повышения качества
и формирования оптимальной возрастной структуры лесных насаждений.
Для    обеспечения    регулярного     интенсивного     лесопользования
предусматривается  развитие  дорожного строительства и расширение сети
лесовозных дорог и дорог общего пользования в  этих  лесоэкономических
зонах.
Создание мощностей по глубокой переработке древесины обеспечит высокую
степень  использования  низкотоварной  древесины, лесосечных отходов и
отходов деревообработки.
Основу лесопромышленного кластера в этих  зонах  составят  предприятия
Советского ЛПК, на которых планируется создание к 2013 г. мощностей по
заготовке и вывозке древесины в объёме 2040 тыс.  кбм,  к  2018  г.  -
2150 тыс. кбм.
В  Северо-Западной  и  Восточной  ЛЭЗ  планируется   создание   лесной
инфраструктуры   и  лесозаготовительных  производств  для  обеспечения
древесным   сырьем   крупных   инвестиционных   проектов   в   области
деревообработки.

     Этап 2 (2013-2018  гг.)– расширение  масштабов  лесозаготовок   в
перспективных   лесосырьевых   базах   округа   и   развитие   крупных
лесоперерабатывающих комплексов.
В Северо-Западной, Центральной  и  Восточной  лесоэкономических  зонах
автономного  округа  развитие  заготовок  древесины  будет  связано  с
освоением массивов девственных лесов.
Перспективы освоения запасов древесины на этих территориях зависят  от
начала реализации крупных инвестиционных проектов по созданию объектов
лесоперерабатывающей промышленности.
Реализация проекта создания Приобского ЛПК приведет к росту спроса  на
5,3 млн. кбм. и развитию заготовок древесины в Северо-Западной зоне.
Освоение лесов Приполярья в  рамках  проекта  Уральского  ЛПК  создаст
условия  для  передачи  лесных  участков  в  аренду  в Западной зоне с
объемом заготовки порядка 1,5 млн. кбм.
Развитие предприятий ЛПК в Кондинском районе приведет к  росту  спроса
на древесину на 1,1 млн. кбм. в Южной зоне.
Перспективы  развития  Восточной  зоны  связаны  с   ее   транспортным
освоением   и   созданием  лесоперерабатывающих  мощностей  с  объемом
потребления до 2,5 млн. кбм деловой древесины.
С учетом приоритетных инвестиционных проектов спрос на древесное сырье
в  округе  составит 7,2 млн. кбм. к 2013 г. и 11,5 млн. кбм. к 2018 г.
(Рисунок 2).
* не приводится

         Для обеспечения более полного учета региональных особенностей
ведения  лесного  хозяйства  в  округе  планируется создание Югорского
модельного леса, в котором будут разрабатываться  научно  обоснованные
нормативы  лесопользования,  отражающие  особенности  лесорастительных
условий и уникальных биотопов в различных районах автономного округа.
         Одним  из  определяющих  приоритетов   использования   земель
лесного  фонда  в  округе  являются геологоразведка и нефтегазодобыча.
Оборот  земель  лесного  фонда,  связанный  с  предоставлением  лесных
участков  в  аренду  и  постоянное (бессрочное) пользование для данных
видов лесопользования и их последующей рекультивацией после  окончания
промышленной деятельности.
         В  Лесном  плане  установлены  ограничения  и  нормативы   по
использованию  земель  лесного фонда арендаторами недропользователями,
позволяющие минимизировать ущерб окружающей среде  и  обеспечить  учет
как  текущих,  так  и  перспективных социально-экономических интересов
населения округа и хозяйствующих субъектов.
         В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре лесной фонд имеет
важное  эколого-эстетическое,  рекреационное и социальное значение для
формирования   природоохранного   сознания    населения,    воспитания
подрастающего  поколения  в  духе  бережного отношения к невосполнимым
ресурсам  и  ответственности  за   сохранение   уникальных   природных
объектов.  В этой связи в Лесном плане планируется дальнейшее развитие
системы особо охраняемых природных  территорий,  школьных  лесничеств,
научных   исследований   биоразнообразия  в  лесах  и  опытных  лесных
участков.
         Для достижения этих целей в  Лесном  плане  Ханты-Мансийского
автономного  округа  -  Югры  предусмотрены соответствующие окружные и
ведомственные целевые программы (Таблица 1).
          Целевые программы по отдельным  направлениям  Лесного  плана
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
         Для  достижения  предусмотренных  настоящим  планом  целей  в
округе    реализуются    и    разрабатываются   следующие   программы,
предусматривающие конкретизацию задач Лесного плана, сроков достижения
поставленных    целей,   ресурсного   обеспечения,   институциональных
структур и социально-экономических механизмов.
         Таблица  1.  Целевые  программы  по  отдельным   направлениям
Лесного плана
|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Развитие лесопромышленного      |Обеспечение рационального использования лесов, развитие           |
|комплекса Ханты-Мансийского     |производств по выпуску конкурентоспособной продукции, повышение   |
|автономного округа-Югры на      |экономической эффективности лесопромышленного комплекса, создание |
|2008-2015 годы                  |систем и форм взаимодействия участников лесных отношений в рамках |
|                                |новой законодательной и нормативной политики государства,         |
|                                |увеличение доли лесопромышленного комплекса  в валовом            |
|                                |региональном продукте, обеспечение инвестиционной                 |
|                                |привлекательности лесной отрасли автономного округа.              |
|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Развитие лесной транспортной    |Формирование оптимальной сети постоянно действующих               |
|инфраструктуры                  |лесоэксплуатационных дорог, которые будут обеспечивать            |
|                                |лесозаготовки, рубки ухода, заготовку недревесных ресурсов,       |
|                                |развитие охотничьих хозяйств и рекреационной деятельности.        |
|                                |Строящиеся дороги должны быть не лесовозными, а                   |
|                                |лесоэксплуатационными, т.е. предполагающие их постоянное          |
|                                |использование для различных видов лесопользования.                |
|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Кедровые леса Югры 2010-2014    |Организация высокодоходного, комплексного, неистощительного       |
|                                |использования кедровых лесов округа, сохранения их средозащитных  |
|                                |функций и расширенного воспроизводства.                           |
|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Рекультивация                   |Создание условий для ускорения естественных процессов самоочищения|
|техногенно-нарушенных и         |почв, максимальной мобилизации внутренних ресурсов экосистем на   |
|нефтезагрязненных лесных        |восстановление их первоначальных функций.                         |
|участков (земель). Реабилитация |                                                                  |
|лесных земель                   |                                                                  |
|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Югорский модельный лес          |Создание модельных лесов на территориях, примыкающих к ООПТ, как  |
|                                |полигонов отработки технологий неистощительного лесопользования и |
|                                |обеспечения среды проживания местного населения.                  |
|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Профилактика и тушение лесных   |Повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не |
|пожаров                         |входящих в лесной фонд земель путем осуществления комплекса       |
|                                |организационно- технических мероприятий, совершенствования        |
|                                |экономической и правовой базы и улучшения технического обеспечения|
|                                |служб охраны лесов от пожаров.                                    |
|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Рекреационное обустройство      |Разработка схемы размещения объектов инфраструктуры и программы   |
|лесов. Повышение их             |мероприятий рекреационного обустройства лесов округа. Повышение   |
|привлекательности.              |уровня охраны рекреационных лесов от пожаров и снижение ущерба от |
|                                |неупорядоченной рекреационной нагрузки.                           |
|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————|

         Глава 1. Характеристика состояния лесов  ХМАО  -  Югры  и  их
                                 использования

         1.1 Информация о состоянии лесов  и  об  изменении  состояния
лесов,   их   целевом   назначении   по   лесничествам,   а   также  о
лесорастительных зонах и лесных районах ХМАО - Югры
         В 2007 г. на базе 19 лесхозов Департамента лесного  хозяйства
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создано 20 территориальных
управлений - лесничеств, которые включают 85 участковых  лесничеств  и
выступают     операционными    структурными    единицами    в    новой
децентрализованной системе государственного управления  лесным  фондом
на территории округа .
         В  результате   реорганизации   на   землях   лесного   фонда
автономного округа появилось новое Аганское лесничество с площадью - 3
138,9  тыс.  га.  На  базе  Комсомольского  лесхоза  создано  Югорское
лесничество  с  центром  в  г.  Югорск,  на  базе  Красноленинского  -
Няганское лесничество с центром в г. Нягань,  Самаровское  лесничество
создано   на   базе   Ханты-Мансийского   лесхоза   с   центром  в  г.
Ханты-Мансийск.
         Сведения о составе лесничеств  Ханты-Мансийского  автономного
округа  -  Югры и показатели их лесного фонда приведены в Тематическом
приложении 1 к Лесному плану.
         Положение и границы территориальных управлений  -  лесничеств
отображены на прилагаемой карте-схеме (стр. 1).
         По  лесорастительным  и  хозяйственным  условиям  выделено  6
лесоэкономических  зон  (ЛЭЗ),  к  которым  в Лесном плане применяется
дифференцированный подход для анализа и  планирования  лесопользования
(Рисунок 3). Обоснование выделения ЛЭЗ приведено в разделе 2.2.2.
          Рисунок 3. Состав  лесоэкономических  зон  Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры в разрезе лесничеств.
         Основным критерием для выделения ЛЭЗ послужили определенные в
настоящем  Лесном  плане  приоритеты  по  видам  использования  земель
лесного фонда, связанные с освоением данных территорий в  соответствии
со Схемой развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры до 2020 года.
|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————|
|Факторы различия      |                                             |
|лесоэкономических зон:|                                             |
|- запас и структура   |                                             |
|древостоя             |                                             |
|- доля защитных лесов |                                             |
|- экономическая       |                                             |
|доступность           |                                             |
|- развитость          |                                             |
|лесохозяйственной     |                                             |
|инфраструктуры        |                                             |
|- приоритеты по видам |                                             |
|использования земель  |                                             |
|лесного фонда         |                                             |
|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————|

*  изображение раблиц не приводится


Информация по документу
Читайте также