Расширенный поиск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 01.06.2012 № 195-пПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ от 1 июня 2012 г. N 195-п О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 года N 491-рп, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция). 2. Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 1 июля 2012 года разработать и утвердить ведомственную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" и Концепцией. 3. Рекомендовать муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработать и утвердить программу развития внутреннего и въездного туризма в муниципальном образовании, предусмотрев ее финансирование как из местного бюджета, так из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с применением механизмов государственно-частного партнерства. 4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры". Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В.КОМАРОВА Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2012 г. N 195-п КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Концепции приоритетным задачам социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Настоящая Концепция разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644, на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 года. Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм признан одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 года N 491-рп, приоритет рекреационного комплекса округа в прогнозный период - содействовать развитию въездного туризма. Въездной туризм является важнейшей экспортно-ориентированной отраслью и наиболее выгодным потребительским сегментом, представляющим важное экономическое значение. Но, поскольку туристская инфраструктура и отрасль Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на текущий момент недостаточно развиты для приема иностранных туристов и требуются значительные инвестиции в модернизацию материальной базы, развитие въездного туризма является долгосрочной задачей. Внутренний туризм рассматривается как импортозамещающая отрасль и, в контексте среднесрочной перспективы, как важная статья доходов. Необходимость разработки Концепции обусловлена изменениями, происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма, влиянием туризма в экономике и социальной сфере автономного округа, развитием межрегионального и международного сотрудничества, потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса. Развитие туристско-рекреационного комплекса требует создания современного, совершенного механизма управления туристскими ресурсами и туристской отраслью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Вместе с тем, механизм управления должен обеспечивать эффективное развитие туризма как межотраслевого комплекса, объединяющего и генерирующего развитие нескольких отраслей экономики автономного округа. Концепция развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусматривает установление основных направлений развития туристской отрасли, определение и способы создания конкурентоспособных региональных турпродуктов и продвижения их на российский и международный рынки, развитие инфраструктуры туристской отрасли в автономном округе с учетом обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия, развитие системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров для предприятий туризма региона, а также повышения эффективности системы их регулирования и саморегулирования. Богатый туристско-рекреационный, историко-культурный, этнографический, социально-экономический потенциал автономного округа и наличие туристской инфраструктуры определяет роль туристской отрасли в экономике автономного округа в качестве одного из экономических кластеров, успешное развитие которого окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа. При реализации настоящей Концепции планируется внедрение системы туристско-рекреационного и туристско-экскурсионного зонирования территории автономного округа для формирования турпродукта и создания инфраструктуры, введение системы аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц и иные средства размещения, горнолыжных трасс, пляжей, применение механизмов стимулирования и снижения себестоимости турпродукта при повышении его качества, проведение активной маркетинговой политики по продвижению турпродукта на российский и международный туристские рынки. Управление процессом устойчивого развития валового внутреннего турпродукта (далее - ВВТ) в автономном округе должно отвечать принципам экологической, социокультурной и экономической стабильности. Устойчивость развития достигается путем создания правовых, экономических механизмов, позволяющих рационально использовать имеющиеся ресурсы, сохранять историко-культурное и природное наследие, а также использовать программно-целевой метод управления с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон. 2. Характеристика и прогноз развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Ханты-Мансийский автономный округ - Югра обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом: особо охраняемыми природными территориями, памятниками истории и культуры, культурно-историческими ресурсами, самобытным культурным наследием коренных малочисленных народов Севера и современной инфраструктурой. Наличие указанных ресурсов в автономном округе создает предпосылки для развития делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный, инсентив-туры), культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, спортивного, водного, активного (горнолыжный, пешеходный, горный), лечебно-оздоровительного, сельского и автотуризма, а также позволяет выделить три туристско-рекреационные зоны. Восточная зона включает Сургутский, Нефтеюганский, Нижневартовский районы, города: Сургут, Нижневартовск, Когалым, Лангепас, Мегион, Радужный, Покачи, Нефтеюганск и Пыть-Ях. Ее особенностями является промышленный характер (здесь находится основная часть эксплуатируемых нефтяных месторождений), однообразие ландшафтов, наличие развитой транспортной инфраструктуры: все крупные города зоны связаны автомобильными дорогами с твердым покрытием, которые сообщаются с центром округа. Экологически чистые территории находятся в самой восточной части Нижневартовского и южной (левобережной) части Сургутского районов. Здесь имеется развитая сеть средств размещения, объектов досуга и развлечений, пунктов общественного питания, музеев, спортивных сооружений, несколько источников минеральных вод. Существуют естественные предпосылки для развития этнографического, культурно-познавательного, водного (речного) туризма, организации туров на нефтяные месторождения. Западная зона включает территорию от рек Оби и Иртыша до Северного Урала: Ханты-Мансийский район (левобережная часть), Советский и Октябрьский районы (левобережная часть), Кондинский район, города: Ханты-Мансийск, Урай, Югорск, Нягань. Основной транспортной магистралью является автодорога Ханты-Мансийск - Нягань - Югорск - Междуреченск. Зона относится к наиболее экологически чистым территориям Югры. Здесь наибольшее число природоохранных территорий (10 из 24), часть из них доступна для автомобильного или водного транспорта. Мощным импульсом развития туризма является строительство автомобильной дороги Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск. После завершения строительства посещение достопримечательностей автономного округа станет доступным не только для жителей Тюменской области, но и Пермского края, Свердловской и Томской областей. Западная зона перспективна для развития экологического, этнографического, событийного, спортивного и культурно-познавательного туризма, а также имеются возможности для развития лечебно-оздоровительного туризма. Северная зона включает территории Березовского, Белоярского, Ханты-Мансийского (правобережная часть), Октябрьского (правобережная часть) районов и город Белоярский. Северная зона относится к самым экологически чистым территориям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, хотя число официальных природоохранных территорий здесь невелико. Западную часть северной зоны занимают горы Приполярного Урала с самой высокой на Урале горой Народная (1895 м). Здесь же расположен поселок городского типа Березово, который имеет более чем четырехвековую историю, связанную с именами А.Д. Меншикова и семьей Долгоруких. Препятствием для развития туризма в этой части автономного округа является недостаточно развитая сеть автомобильных дорог и относительная малонаселенность (около 180 тыс. жителей). Северная зона перспективна для развития экстремального, экологического, этнографического и культурно-познавательного туризма. Имеются возможности для развития водного, самодеятельного и активного туризма. Развитие въездного туризма потребует создания здесь современной инфраструктуры, обслуживающей туристов: в селах и поселках мини-гостиниц с полным набором удобств, предприятий быстрого питания, новых автозаправок, станций техобслуживания; вне населенных пунктов - охотничьих домиков, летних кемпингов, бань, саун и др. Особый интерес для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представляет развитие делового туризма, на который приходится около 70% общего объема поездок с деловыми целями. Данные статистики свидетельствуют об увеличении количества туристов с деловыми целями на 11% в 2011 году (280,0 тыс. чел.), уменьшение на 18% в 2010 году (206,5 тыс. чел.) в сравнении с показателями 2009 года (252,6 тыс. чел.). Развитие событийного и делового туризма является важным фактором роста городов автономного округа. В первую очередь это касается города Ханты-Мансийска, в котором уже созданы необходимые условия для проведения международных и общероссийских деловых, научных, культурных и спортивных мероприятий и накоплен немалый опыт в их организации и проведении. Например, чемпионаты мира и России по биатлону, Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня", Международная экологическая акция "Спасти и сохранить", Кубок мира и этап кубка России по шахматам, Всемирная Шахматная Олимпиада, Всемирный конгресс финно-угорских народов, фестиваль искусств, труда и спорта "Самотлорские ночи". Конгрессно-выставочный туризм сегодня развивается в форме деловых поездок в автономный округ. В перспективе, на этой основе при создании инфраструктуры для размещения предпринимателей, проведения международных конгрессов, конференций, семинаров, тематических выставок будет развиваться туризм с временем пребывания в автономном округе от одного до трех дней, более насыщенный по культурной части программы посещения. Можно назвать это стратегией трансформации коротких утилитарных бизнес-визитов в познавательный, нередко семейный и более длительный по дням посещения туризм. Существенную роль в такой трансформации сыграет система льгот на проживание в коллективных средствах размещения и экскурсионное обслуживание, которая поощрит предпринимателей проводить выходные дни с семьями в округе. Возможности расширения деловых контактов будут дополнены отдыхом и знакомством с жизнью коренного населения, приобретением предметов народных промыслов в качестве сувениров, участие в мастер-классах по их изготовлению, приготовление блюд северной кухни и др. Общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, привлечение на региональный рынок иностранных компаний, оптимизация событийного ряда с точки зрения увеличения туристских прибытий будут определять рост делового туризма в городах и районах автономного округа. В прогнозный период предстоит разнообразить событийный календарь автономного округа, расширить сложившийся перечень и создать новые для въездного туризма события в городах и районах автономного округа. Формирование событийных туров, в основу которых будет входить посещение национальных праздников народов, проживающих в автономном округе. Большинство проводимых в настоящее время крупных мероприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре являются в большей или меньшей степени дотационными, но для каждого мероприятия должен разрабатываться бизнес-план, предполагающий постепенный перевод его на самоокупаемость с последующим выходом на определенный уровень рентабельности. Исключение могут составлять социально приоритетные мероприятия, ознакомительные туры и мероприятия по привлечению инвесторов. Водный (речной) туризм всегда был востребован как среди иностранных, так и среди российских туристов. Развитие водного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре рассматривается как одно из перспективных направлений внутреннего и въездного туризма. Речную сеть автономного округа формируют крупнейшие судоходные водные артерии (реки Обь и Иртыш), пересекающие 6 субъектов Российской Федерации, что позволяет разрабатывать и продвигать не только межмуниципальные, но и межрегиональные речные маршруты. Период организации речных круизов в автономном округе составляет около 6 месяцев (конец весны, лето, начало осени). На сегодняшний день туроператорами по внутреннему и въездному туризму автономного округа предлагаются различные по продолжительности круизные программы: от экскурсионных (средняя продолжительность 4 - 6 часов) до многодневных туров (средняя продолжительность 6 - 7 дней). Особой популярностью у туристов пользуются речные круизы к месту слияния двух великих сибирских рек Обь и Иртыш. Эта территория первого казачьего поселения, для народов ханты и манси это место считается священным. Круизные программы, предлагаемые туроператорами автономного округа, основаны на легендах и исторических событиях автономного округа. Данные статистики свидетельствуют об увеличении количества туристов, совершивших речные прогулки на 11% в 2011 году (около 2,0 тыс. чел.), на 39% в 2010 году (более 2,5 тыс. чел.) в сравнении с показателями 2009 года (1,8 тыс. чел.). В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих развитию данного вида туризма в автономном округе: слабо развитая, а в ряде муниципальных образований отсутствующая инженерная инфраструктура, достаточно устаревшие судоходные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации с 80 - 90-х годов, отсутствие развитой туристской инфраструктуры (не оборудованы зоны "зеленых" стоянок, мест отдыха). Для автономного округа важна интеграция в систему российского рынка туристских услуг посредством объединения усилий внутри Уральского федерального округа. Межрегиональные туры по рекам Обь-Иртышского бассейна необходимы для создания и продвижения единого турпродукта Уральского федерального округа на российский и международный туристские рынки. Основные туристско-рекреационные зоны развития экологического туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре представлены Западной и Северной зоной. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре расположены два государственных заповедника: "Юганский" и "Малая Сосьва", четыре природных парка: "Сибирские Увалы", "Кондинские озера", "Самаровский чугас", "Нумто", три заказника федерального значения: Верхне-Кондинский, Васпухольский, Елизаровский и четыре - окружного значения: Сорумский, Унторский, "Вогулка", Березовский. Природными парками накоплен определенный опыт организации экологического и научного туризма, оборудованы экологические тропы, маршруты, экологические программы и туры, эколого-этнографические экспедиции, позволяющие достаточно полно изучить экосистему автономного округа и познакомиться с достопримечательностями историко-культурного наследия. Туристские компании автономного округа при разработке экскурсионных маршрутов включают самые интересные и познавательные природные объекты автономного округа. Статистические данные показывают увеличение общего количества туристов, посетивших природные парки, в 2011 году на 70% (21,3 тыс. чел.), в 2010 году на 52% (19,0 тыс. чел.), в сравнении с показателями 2009 года (12,5 тыс. чел.). Создание и улучшение условий развития экологического туризма в перспективных территориях автономного округа (в том числе обустройство инфраструктуры и создание новых привлекательных маршрутов) может обеспечить дополнительный приток туристов свыше 30000 человек в год. Для развития экотуризма и соответствующей инфраструктур необходимо создать юридические и экономические условия туристским компаниям в природных парках и других особо охраняемых природных территориях в Березовском, Советском, Кондинском, Белоярском, Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах. Историко-культурный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является важным конкурентным преимуществом туристской отрасли. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 19% внутреннего потока туристов. По статистическим данным, наблюдается увеличение количества туристов в 2011 году на 1,8% (76,0 тыс. чел.), в 2010 году уменьшение на 3,5% (72,0 тыс. чел.) в сравнении с показателями 2009 года (74,6 тыс. чел.). На территории автономного округа находится 4903 объекта культурного наследия, спецификой которых является абсолютное преобладание археологических и этнокультурных: памятники истории и культуры, археологические комплексы "Барсова гора" и "Соровские озера", археологические памятники "Древний Эмдер" и "Местонахождение Луговское", городище Шеркалы, этнографический музей под открытым небом "Торум Маа". Археологическое наследие выполняет важную социальную функцию: археологические материалы экспонируются в 21 музейном комплексе автономного округа, ежегодно функционируют до 5 археологических детских полевых лагерей. Многие исследованные археологические объекты автономного округа, в основе которых археологический памятник или целый комплекс, возможны к показу туристам - это природно-археологический памятник "Местонахождение Луговское" (Ханты-Мансийский район), археологический памятник "Древний Эмдер" (Октябрьский район), археологические комплексы "Барсова Гора" (Сургутский район) и "Соровские Озера" (Нефтеюганский район), что, в целом, привлечет большое количество как российских, так и иностранных туристов, при условии их реконструкции и обустройства. Музейные экспозиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в состоянии обеспечить полноценную привлекательную экскурсионную программу для гостей и жителей автономного округа. Всего на территории автономного округа действуют 36 музеев и их филиалов, в том числе 4 государственных: Государственный художественный музей, Музей геологии, нефти и газа, Музей Природы и Человека и этнографический музей под открытым небом "Торум Маа". На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение трех тысячелетий проживают коренные малочисленные народы Севера (ханты, манси и ненцы) и представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской групп. Самобытная культура, традиционные промыслы и ремесла формируют перспективы развития этнографического туризма в автономном округе. По итогам финального интернет-голосования проекта "7 чудес финно-угорского мира", который проходил среди таких стран, как Россия, Эстония, Финляндия, Венгрия и др., где проживают финно-угорские и самодийские народы, звание "чудо финно-угорского мира" присуждено 6 объектам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (из 28 претендентов): "Урочище Барсова гора", Сборнику "Кань кунш олан" (в переводе "Земля Кошачьего локотка"), археолого-этнографическому комплексу Казымский (Юильский) острог, "Медвежий праздник", празднику "Вороний день", детской творческой студии "Лылынг союм" (в переводе "Живой ручеек"). Важным направлением сохранения и популяризации быта, культуры и традиций народов, проживающих в автономном округе, может стать создание в местах их компактного поселения этнодеревень по типу соответствующих объектов показа, распространенных за рубежом. У туроператоров автономного округа уже накоплен положительный опыт организации этнотуров и экскурсионных программ, в частности, в национальные поселки Варьеган Нижневартовского района, Кышик Ханты-Мансийского района, деревню Русскинские Сургутского района. В реестре автономного округа состоят 72 национальные общины коренных малочисленных народов Севера, 7 из которых на сегодняшний день взаимодействуют с туроператорами автономного округа в формировании нового туристского продукта этнографической направленности. Наблюдается увеличение числа туристов, посетивших этностойбища автономного округа, в 2011 году в 3,6 раза (9,0 тыс. чел.), в 2010 году в 3,5 раза (8,8 тыс. чел.) по сравнению с 2009 годом (2,5 тыс. чел.). По вопросам оказания консультативной, методической и информационной помощи в организации и осуществлении туристской деятельности национальным общинам 7 октября 2011 года между Фондом поддержки предпринимательства Югры, Общественной организацией "Спасение Югры" и высшими учебными заведениями автономного округа принято Соглашение о сотрудничестве. Создание туристских этнокомплексов не требует значительных капитальных вложений, но является достаточно сложной задачей с точки зрения их кадрового, научно-методического обеспечения, контроля качества и управления персоналом. Такие проекты реализуются при активной финансовой поддержке государственных, международных или благотворительных организаций, хотя по мере возрастания туристских потоков имеют реальную перспективу выхода на уровень рентабельности. Несмотря на небольшую численность и незначительный удельный вес в составе населения (2%), коренные малочисленные народы Севера широко расселены по территории автономного округа и в отдельных сельских районах составляют значительную часть местного населения. Наибольшее число их представителей проживают в Березовском, Белоярском, Нижневартовском, Кондинском, Сургутском и Ханты-Мансийском районах. В одном из них и целесообразна реализация пилотного проекта: создание этнографической деревни с одновременной поддержкой на условиях микрокредитования (субсидирования) соответствующих проектов по созданию гостевых домов, предприятий общественного питания с блюдами национальной кухни, предприятий народных художественных промыслов и ремесел и т.д. Помимо этого, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре существует большой потенциал для развития активного туризма (горнолыжный, горный, пешеходный). Благодаря холмистому рельефу территории, большую популярность приобретают экстремальные виды туризма: сплав по могучим сибирским рекам, сноуборд, горные лыжи, кайтинг. В автономном округе действуют 4 горнолыжных комплекса: "Хвойный Урман" и "Кедровый" (город Ханты-Мансийск), "Трехгорье" (город Нижневартовск), "Каменный Мыс" (город Сургут), лыжно-санный комплекс (город Радужный), горнолыжная база "Карпоспат" (город Нягань) и "Северное сияние" (город Пыть-Ях). Так, количество туристов, посетивших данные комплексы в 2011 году, - 51000 человек, в 2010 году - 46800 человек, 2009 году - 37450 человек. В 2011 году наблюдается увеличение количества туристов на 36%, в 2010 году увеличение на 25%, по сравнению с 2009 годом. Активный (горнолыжный, горный, пешеходный) туризм уже имеет развитие в автономном округе. Главная тенденция состоит в их дополнении новыми для автономного округа формами туров: экспедиции по крайним точкам границ автономного округа "Ожерелье Югры", "Экспедиция на Приполярный Урал", межрегиональные маршруты "Пробег на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках по древним кочевым путям северных народов". Для развития активного туризма в автономном округе есть уникальные ресурсы, на которых создается конкурентное преимущество данных туров, которые сегодня пользуются устойчивым спросом и будут развиваться в будущем. Перспективными территориями для данного вида туризма являются Березовский, Ханты-Мансийский, Кондинский, Нижневартовский, Белоярский, Сургутский, Октябрьский районы. Наличие природно-климатических и туристско-рекреационных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создает предпосылки для развития лечебно-оздоровительного туризма. По результатам изучения информации о полезных ископаемых автономного округа (бальнеоресурсы, подземные минеральные лечебные воды, лечебные грязи), которые можно использовать в качестве уникального туристского ресурса автономного округа, выявлено, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры имеется 7 пунктов бальнеологического использования подземных минеральных лечебных вод, которые содержатся в апт-альб-сеноманском и неокомском водоносных комплексах, это города: Сургут (санаторий-профилакторий "Кедровый лог", 2 скважины), Когалым (водолечебница городской больницы), Нижневартовск (санаторий-профилакторий "Нефтяник Самотлора"), Югорск (санаторий-профилакторий ООО "Тюмень Транс Газ"), Урай (больница восстановительного лечения, скважина законсервирована), Ханты-Мансийск (веллнесс-отель "Югорская долина", водолечебница городской больницы). В 160 озерах автономного округа, из более 400 обследованных, выявлены сапропелевые залежи. Озера достаточно равномерно распределены по 7 районам автономного округа: Ханты-Мансийском, Кондинском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Октябрьском, Советском и Сургутском. В 24 озерах лечебные свойства грязей подтверждены лабораторными исследованиями и бальнеологическими заключениями. Остальные 136 озер являются потенциальными источниками лечебных грязей. Лечебные свойства выявленных в автономном округе лечебных сапропелевых грязей сопоставимы с лечебными сапропелями курортов "Талая" (Магаданская обл.), "Самоцвет" (Свердловская обл.), "Кисегач" (Челябинская обл.), "Тараскуль" (Тюменская обл.). По статистическим данным число туристов, посетивших автономный округ с лечебно-оздоровительными целями, в 2011 году возросло на 1,5% (20,0 тыс. чел.), в 2010 году снизилось на 1,8% (18,2 тыс. чел.), в сравнении с показателями 2009 года (19,7 тыс. чел.). Таким образом, результаты выполненных работ позволяют рационально планировать развитие лечебно-оздоровительного туризма на территории автономного округа, с использованием программно-целевых методов и применения механизмов государственно-частного партнерства с учетом эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений. Развитие этого вида туризма является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни населения. В перспективе город Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район предлагается рассматривать как один из центров оздоровления в Уральском федеральном округе. Российские и иностранные туристы хотят увидеть энергетическое сердце России. Ойл-туры на нефтяные месторождения, расположенные в Нефтеюганском, Нижневартовском, Сургутском районах, требуют решения вопросов безопасности туристов. Сельский туризм имеет значительный потенциал для развития в автономном округе. Его экономическая роль в сохранении занятости и обеспечении дополнительным доходом сельских жителей может быть очень велика. В настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры действуют 2 туристических объекта на базе крестьянских (фермерских) хозяйств: Владимирское современное фермерское хозяйство (город Ханты-Мансийск), Животноводческий сельскохозяйственный кооператив "Селиярово" (Ханты-Мансийский район). Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма в автономном округе является создание цивилизованных условий для автопутешествий, который взаимосвязан со всеми охарактеризованными выше видами туризма и при обустройстве придорожной инфраструктуры (мини-отели, кемпинги, стоянки, пункты общественного питания) позволит ему развиться. В качестве способа снижения стоимости турпродукта, туроператорами для организованных семейных, молодежных и детских групп предоставляются скидки на проживание в гостиницах автономного округа с возможностью размещения 1 - 2 чел. бесплатно. При организации экскурсионных программ, туров и межмуниципальных поездок для социально-льготных категорий населения обязательным является страхование туристов и обеспечение их безопасности. Ежегодно проводятся творческие семейные конкурсы "Лучший рассказ о путешествиях по Югре" и "Каникулы в Югре", социальные туры и благотворительные акции для ветеранов, пожилых людей и других социально-льготных категорий населения, а также зимняя и летняя туристские кампании: "Время снега", "Проведите лето в Югре". По статистическим данным, количество человек, участвующих в таких акциях и кампаниях, ежегодно растет: в 2011 году на 83% (253,5 тыс. чел.), в 2010 году на 11% (153,5) в сравнении с данными 2009 года (138,2 тыс. чел.). Предприятия туриндустрии разрабатывают и реализуют различные экскурсионные программы и туры выходного дня для социально-льготных категорий населения с использованием механизма гибкой системы ценообразования. Ежегодно обновляется реестр туристских программ и экскурсионных маршрутов: 2011 год - 286 программ, 2010 год - 105 программ, 2009 год - 96 программ. Для стабилизации цен на туристские услуги введены карты со скидками на посещение мероприятий. Негосударственное регулирование в сфере туризма осуществляют созданные в 2011 году некоммерческие организации: Ассоциация экскурсоводов Югры, саморегулируемая организация "НП Союз турпредприятий Югры", деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития бизнеса, разработку единых подходов и стандартов в обслуживании туристов. Одним из результатов работы в прогнозный период должно быть распространение на территории автономного округа единых стандартов туристского, гостиничного и экскурсионного сервиса. При этом развитие туризма должно осуществляться при условии сохранения окружающей среды, что предусматривает такое управление ресурсами, при котором экономические, социальные и эстетические нужды могли бы быть удовлетворены, в то время как культурная целостность, биоразнообразие и системы жизнеобеспечения поддерживаются и сохраняются. Природные ресурсы используются таким образом, чтобы сохранить культурную уникальность, многообразие животного и растительного мира. Таким образом, сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре существуют факторы, благоприятствующие развитию туризма в автономном округе в ближайшей перспективе: наличие туристской инфраструктуры и достаточно значимого туристского потенциала; рост доходов населения автономного округа и, как следствие, увеличение внутрирегионального спроса на услуги баз отдыха, санаторно-курортного обслуживания и пр., что во многом связано с ростом благосостояния населения; экономический рост автономного округа, вызванный благоприятной конъюнктурой внешних рынков (в первую очередь, нефтяных) и способствующий увеличению потока деловых туристов в автономный округ; рост интереса иностранных туристов к экзотическим территориям, к которым, в известной степени, может быть причислен и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Указанные предпосылки позволяют рассматривать Ханты-Мансийский автономный округ - Югру как туристский регион, имеющий определенную перспективу, во-первых, на региональном уровне, во-вторых, на внутреннем российском рынке, в-третьих, на международном туристском рынке. Строительство и реконструкция важнейших туристических объектов нового уровня: мотелей, мини-гостиниц, гостиниц в сельской местности - станет основой для существенного количественного увеличения потока въездных туристов. Дополнительным импульсом для развития туризма станет формирование региональных туристских маршрутов, где турпродукт автономного округа будет интегрирован с турпродуктами соседних регионов Урала и Сибири. Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются: слабо развитая, а в ряде районов отсутствующая, инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани и т.д.), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу; низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде районов отсутствие, средств размещения и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры); ограниченное количество мероприятий, направленных на продвижение туристского продукта автономного округа на внутреннем и международном рынках, как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования; невысокое качество обслуживания вследствие недостатка профессиональных кадров. Проблема кадрового дефицита выдвинется в прогнозный период в важнейшую, от которой напрямую будет зависеть развитие сферы туризма. В настоящее время вопросами подготовки профессиональных кадров среднего звена для туротрасли занимаются Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Белоярский технико-экономический колледж" (город Белоярский) и автономное учреждение среднего профессионального образования "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж". В 2011 и в 2010 годах было выпущено специалистов, соответственно, в 2,6 (29 чел.) и в 5,7 (13 чел.) раз меньше, чем в 2009 году (75 чел.). Подготовка и переподготовка специалистов для туристской отрасли осуществляется на базе Югорского государственного университета (город Ханты-Мансийск), Нижневартовского государственного гуманитарного университета (город Нижневартовск), Сургутского государственного университета и Сургутского государственного педагогического университета (город Сургут). В 2011 и 2010 годах было выпущено специалистов, соответственно, в 2,2 (118 чел.) и в 1,5 (79 чел.) раза больше, чем в 2009 году (53 чел.). недостаточная государственная поддержка сферы туризма в автономном округе, что в ближайшие годы может привести к: дальнейшему снижению конкурентоспособности регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и продолжающегося снижения качества предоставляемых туристских услуг); уменьшению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение налоговых и иных поступлений в бюджетную систему; снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности. 3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в автономном округе. Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе. При этом процесс формирования и развития туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного координирующего участия со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности автономного округа, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов. Однако, при анализе статистических данных, приведенных в настоящей Концепции, количество туристов в 2010 году, воспользовавшихся речными прогулками, посетивших этностойбища, природные парки и горнолыжные комплексы, а также количество человек, участвующих в туристских акциях и кампаниях, снижается в сравнении с 2009 годом. Это обусловлено тем, что действие долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008 - 2013 годы в 2009 году было приостановлено в связи с экономическим кризисом. С принятием целевой программы "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в 2011 - 2013 годах и реализацией мероприятий, направленных на развитие этнографического туризма в автономном округе, наблюдается положительная динамика внутреннего туристского потока в 2011 году. Таким образом, эффективность и результативность использования программно-целевого подхода положительно изменит ситуацию в туристской отрасли автономного округа. В Концепции предлагается разработать и принять ведомственную целевую программу (далее - Программа), обеспечивающую комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма, усовершенствовать региональное законодательство, определяющее правила туристской деятельности на территории автономного округа, в частности, принять окружной закон "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности. При этом, создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации Программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по устранению существующих различий на уровне инфраструктурного развития муниципальных образований автономного округа, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики. Развитие туризма в автономном округе рассматривается и как одно из направлений активизации социально-экономического развития муниципального сектора. На определенном этапе в сферу обслуживания туристов включаются новые отрасли хозяйства - обеспечение туристов продуктами питания, транспортными услугами, сувенирной продукцией и т.д. Это позволяет создавать новые рабочие места, получать прибыль и косвенно влиять на развитие смежных отраслей производства. Внесенные изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сформировали правовую основу для более активной реализации муниципальной политики в сфере туризма. Данные изменения наделили органы местного самоуправления полномочиями в сфере туризма. Таким образом, права органов местного самоуправления пополнились пунктами, позволяющими создавать условия для развития туризма. В настоящий момент органы местного самоуправления всех уровней имеют возможность более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма и создавать соответствующие органы муниципального управления сферой туризма. Развитие туризма на местном уровне позволит решить рекреационные потребности населения (социальный фактор), благосостояние населения (экономический фактор), региональной и муниципальной политики в отношении туризма (административный фактор), рекреационный потенциал (ресурсный фактор). Таким образом, туристско-рекреационная сфера способна стать одним из приоритетных направлений развития муниципальных образований и повысить уровень и качество жизни местного населения. Решение кадрового дефицита в сфере туризма возможно при взаимодействии высших профессиональных учебных заведений автономного округа с ведущими высшими профессиональными учебными заведениями Российской Федерации по программам подготовки и переподготовки кадров для сферы услуг. Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются: масштаб и государственная значимость проблемы развития туристской отрасли, затрагивающей, в том числе национальные и международные интересы; широкая сфера приложения и влияния целевых результатов программы, их высокая социально-экономическая значимость; значительная ресурсоемкость мероприятий программы, необходимость концентрации бюджетных средств; межотраслевой и межрегиональный характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений; необходимость комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования с проводимыми в рамках других программ и ведомственной деятельности мероприятиями; необходимость нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организации эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения со стороны государства. Таким образом, разработка и реализация программы является наиболее эффективным способом развития туристско-рекреационного комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения уровня и качества жизни граждан, решения значимых задач социально-экономического развития региона. 4. Основные этапы реализации Концепции Концепция предполагает достижение основных показателей развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (сформулированы в разделе 5 настоящей Концепции) к 2020 году. Концепция предусматривает выделение следующих этапов выполнения работ: I этап (2012 - 2013 годы) - подготовительный, предусматривающий проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработку подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий региона, а также различия в уровне финансовой обеспеченности муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Помимо этого, задачей I этапа Концепции является совершенствование нормативной правовой базы в сфере туризма, а именно: Закона автономного округа "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления окружного и муниципального уровней в целях развития внутреннего и въездного туризма в автономном округе; программы автономного округа в сфере туризма; II этап (2013 - 2015 годы) - пилотное внедрение, предусматривающее проведение работ по созданию отдельных, наиболее важных и значимых объектов современных туристских комплексов в нескольких отдельно взятых муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, перечень которых будет определен в рамках Программы, за счет реализации адресных инвестиционных проектов, направленных, в том числе, на развитие коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры муниципальных образований. Будет проведена апробация на практике разработанных на I этапе механизмов создания площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства; III этап (2015 - 2020 годы) - тиражирование, предусматривающее создание обширной сети туристских объектов автономного округа, отвечающих стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг автономного округа. 5. Прогнозируемые результаты и показатели эффективности Концепции Выбор цели и задач Концепции основывается на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которыми определена необходимость перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Такой переход требует создания условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном рынке. Исходя из этого, целью Концепции является повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Достижение цели Концепции будет обеспечиваться решением следующих основных задач: развитие туристско-рекреационного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; повышение качества туристских услуг; проведение маркетинговой политики в сфере туризма и продвижением туристского продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на международном и российском туристских рынках; контроль соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на всех этапах реализации мероприятий, в том числе обязательности прохождения в необходимых случаях государственной экологической экспертизы, обеспечит высокую экологическую эффективность реализации туристических услуг в целом. В сформулированных задачах выделяются следующие основные функциональные направления: 1. Создание генеральной схемы развития туризма и рекреаций, инфраструктуры гостеприимства на базе сочетания историко-культурного, природного и туристско-рекреационного потенциала автономного округа. 2. Брендинг и маркетинг территории автономного округа и продвижение туристского продукта автономного округа на международном и российском туристских рынках. 3. Повышение качества туристских услуг. На I этапе реализации Концепции будет изучена возможность организации государственно-частного партнерства по этим направлениям. Оценка достижения цели Концепции по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также с использованием следующих целевых индикаторов: внутренний туристский поток, в том числе по целям поездки; численность граждан России, проживающих в коллективных средствах размещения; численность иностранных граждан, въезжающих в автономный округ с туристскими целями и проживающих в коллективных средствах размещения. Для оценки степени решения задач Концепции предлагается использовать следующую систему показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения: номерной фонд коллективных средств размещения; количество койко-мест в коллективных средствах размещения; предоставление ночевок за год; средний коэффициент загрузки коллективных средств размещения; среднегодовая численность работников организаций сферы туризма; количество работающих в коллективных средствах размещения; количество работающих в туристских фирмах; объем платных туристских услуг, оказанных населению; объем платных услуг гостиниц и коллективных средств размещения. На всех этапах реализации Концепции с целью изучения и анализа туристского спроса, потребительского поведения, возможностей и предпочтений в сфере туризма необходимо проводить социологические исследования, учитывать общественное мнение потребителей туристских услуг и уровень удовлетворенности граждан автономного округа качеством предоставления туристских услуг. Начиная с I этапа реализации Концепции, по итогам 2012 года (далее ежегодно) саморегулируемая организация "НП "Союз турпредприятий Югры" и общественная организация "Ассоциация экскурсоводов" готовят доклад о состоянии туризма в автономном округе Губернатору автономного округа. Доклад будет содержать информацию о состоянии туристской отрасли, совершенствовании методов и механизмов управления отраслью, о развитии приоритетных направлений туризма, о выявленных проблемах и предложениях по их решению, а также оценку деятельности исполнительного органа государственной власти автономного округа, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сфере туризма. Значения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Концепции приведены в таблице 1. Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Концепции приведена в таблице 2. План мероприятий по реализации концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре приведен в таблице 3. Таблица 1 к Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации концепции Развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|——————————————-| | Индикаторы и показатели |Ед. изм. | Ба- |Отчет- |Прог- | Прирост | | | |зовый | ный | ноз | | | | |период |период |(2020) | | | | |(2009) |(2011) | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| | | | | | | к |к от- | | | | | | |базо- |чет- | | | | | | |вому |ному | | | | | | | пе- | пе- | | | | | | |риоду |риоду | | | | | | | (%) | (%) | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Внутренний туристский поток, |тыс. чел. |407,0 |450,0 |697,0 |71,2 |54,9 | |из них по целям поездки: | | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |рекреация |тыс. чел. | 74,7 | 94,5 |163,1 |118,3 |72,6 | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |деловые |тыс. чел. |252,6 |262,8 |310,8 | 23 |18,3 | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |оздоровление |тыс. чел. | 18,2 | 20,7 | 49,5 | 172 |139,1 | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |прочие |тыс. чел. | 61,5 | 72 | 98,2 |59,7 |36,4 | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Численность граждан России, |тыс. чел. |399,1 |441,0 |685,0 |71,6 |55,3 | |размещенных в коллективных | | | | | | | |средствах размещения | | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Численность иностранных |тыс. чел. | 7,9 | 9,0 | 12,0 |51,9 |33,3 | |граждан, въезжающих в | | | | | | | |автономный округ с туристскими | | | | | | | |целями и размещенных в | | | | | | | |коллективных средствах | | | | | | | |размещения, в том числе: | | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |СНГ |тыс. чел. | 4,0 | 4,32 | 5,5 |37,5 |27,3 | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |вне СНГ |тыс. чел. | 3,9 | 4,68 | 6,5 |66,6 |38,8 | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Номерной фонд коллективных | тыс. | 4,9 | 4,9 | 5,2 | 6,1 | 6,1 | |средств размещения | номеров | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Количество койко-мест в |тыс. ед. | 9,4 | 10,2 | 15,0 |59,6 |47,0 | |коллективных средствах | | | | | | | |размещения | | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Предоставлено ночевок за год | тыс. |1256,8 |1350,5 |2439,5 | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Средний коэффициент загрузки | % | 36 | 36 | 44 | 8 | 8 | |коллективных средств | | | | | | | |размещения (К) | | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Среднегодовая численность |тыс. чел. | 25,9 | 26,9 | 38,8 |49,8 |44,2 | |работников организаций сферы | | | | | | | |туризма | | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Объем платных туристских |млн. руб. |580,8 |696,9 |989,0 |70,3 |41,9 | |услуг, оказанных населению | | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| |Объем платных услуг гостиниц и |млн. руб. |1811,3 |1913,1 |3390,4 |87,2 |77,2 | |аналогичных средств размещения | | | | | | | |————————————————————————————————|———————————|————————|————————|————————|———————|———————| Таблица 2 к Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации концепции Развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре |———————————————————|——————|———————|———————|———————————————————————————————————————-----| | Индикаторы и |Ед. |Базо- |Отчет- | Достижение целевых индикаторов и | | показатели |изм. | вый | ный | показателей в соответствии с | | | |период |период | этапами реализации Концепции | | | |(2009) |(2011) | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| | | | | |I этап |при- | II |при- | III |при- | | | | | |(2012 |рост | этап |рост | этап |рост | | | | | |- 2013 | к |(2013 | к |(2015 | к | | | | | |годы) |2012 |- 2015 |2013 |- 2020 |2015 | | | | | | |го- |годы) |го- |годы) |го- | | | | | | |ду, | |ду, | |ду, | | | | | | | % | | % | | % | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————---------| | Целевые индикаторы Концепции | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Внутренний |тыс. |407,0 |450,0 | 500 |5,2 | 578 |15,6 | 697 |20,6 | |туристский поток, |чел. | | | | | | | | | |из них по целям | | | | | | | | | | |поездки: | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |рекреация |тыс. | 74,7 | 94,5 | 96 |2,5 |110,9 |15,5 |163,1 |47,1 | | |чел. | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |деловые |тыс. |252,6 |262,8 | 307 |13,9 |373,9 |17,9 |395,8 |5,8 | | |чел. | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |оздоровление |тыс. | 18,2 | 20,7 | 23,5 |7,3 | 29,5 |25,5 | 49,5 |67,8 | | |чел. | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |прочие |тыс. | 61,5 | 72 | 73,5 |1,1 | 63,7 |0,3 | 88,6 |39,1 | | |чел. | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Численность |тыс. |399,1 |441,0 |490,8 |5,5 |568,5 |15,9 |685,0 |20,5 | |граждан России, |чел. | | | | | | | | | |размещенных в | | | | | | | | | | |коллективных | | | | | | | | | | |средствах | | | | | | | | | | |размещения | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Численность |тыс. | 7,9 | 9,0 | 9,2 |2,2 | 9,5 |2,2 | 12,0 |26,3 | |иностранных |чел. | | | | | | | | | |граждан, | | | | | | | | | | |въезжающих в | | | | | | | | | | |автономный округ с | | | | | | | | | | |туристскими целями | | | | | | | | | | |и размещенных в | | | | | | | | | | |коллективных | | | | | | | | | | |средствах | | | | | | | | | | |размещения | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |СНГ |тыс. | 4,0 | 4,32 | 3,54 |0,5 | 3,6 |1,7 | 5,5 |52,8 | | |чел. | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |вне СНГ |тыс. | 3,9 | 4,68 | 5,66 |5,2 | 5,9 |4,2 | 6,5 |10,2 | | |чел. | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————---------| | Целевые показатели Концепции | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Номерной фонд |тыс. | 4,9 | 4,9 | 5,0 | 2 | 5,1 | 2 | 5,2 | 2 | |коллективных |ед. | | | | | | | | | |средств размещения | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Количество |тыс. | 9,4 | 10,2 | 11,1 |2,8 | 12,4 |11,7 | 15,0 |21,0 | |койко-мест в |ед. | | | | | | | | | |коллективных | | | | | | | | | | |средствах | | | | | | | | | | |размещения | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Предоставлено |тыс. |1256,8 |1350,5 |1489,3 |4,5 |1731,6 |8,6 |2439,5 |29,2 | |ночевок за год | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Средний | % | 36 | 36 | 37 | 1 | 38 | 1 | 44 | 6 | |коэффициент | | | | | | | | | | |загрузки | | | | | | | | | | |коллективных | | | | | | | | | | |средств размещения | | | | | | | | | | |(К) | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Среднегодовая |тыс. | 25,9 | 26,9 | 27,3 |0,7 | 28,1 |2,9 | 38,8 |38,1 | |численность |чел. | | | | | | | | | |работников | | | | | | | | | | |организаций сферы | | | | | | | | | | |туризма | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Объем платных |млн. |580,8 |696,9 |767,9 |5,9 |860,0 |12,0 |989,0 |15,0 | |туристских услуг, |руб. | | | | | | | | | |оказанных | | | | | | | | | | |населению | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| |Объем платных |млн. |1811,3 |1913,1 |2252,2 |9,0 |2498,9 |11,0 |3390,4 |35,7 | |услуг гостиниц и |руб. | | | | | | | | | |коллективных | | | | | | | | | | |средств размещения | | | | | | | | | | |———————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————|———————|——————| Таблица 3 к Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре План мероприятий по реализации концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре |—————|———————————————————|————————————————————————————————|——————|—————————————————| | N | Наименование | Цель мероприятия |Срок | Ответственный | |п/п | мероприятия | |реа- |исполнительный | | | | |ли- | орган | | | | |за- |государственной | | | | |ции | власти | | | | | | автономного | | | | | | округа | |—————|———————————————————|————————————————————————————————|——————|—————————————————| |1 |Разработка |формирование эффективного |2012 | Департамент | | |ведомственной |механизма управления |год | природных | | |целевой программы |туристскими ресурсами и | | ресурсов и | | |"Развитие |туристской индустрией | | несырьевого | | |внутреннего и |Ханты-Мансийского автономного | | сектора | | |въездного туризма |округа - Югры, | | экономики | | |в Ханты- |содействие привлечению | | автономного | | |Мансийском |инвестиций в развитие объектов | | округа, | | |автономном округе |инфраструктуры индустрии | | Департамент | | |- Югре на 2013 - |туризма, отдыха и развлечений, | |экономического | | |2015 годы" |формирование | | развития | | | |конкурентоспособного | | автономного | | | |турпродукта автономного округа | | округа | | | |и продвижение его на | | | | | |российском и международном | | | | | |рынках, | | | | | |формирование центров | | | | | |приоритетного развития туризма | | | | | |на территории автономного | | | | | |округа на основе комплексной | | | | | |оценки туристских ресурсов | | | | | |автономного округа, с | | | | | |применением механизмов | | | | | |государственно-частного | | | | | |партнерства, | | | | | |развитие системы повышения | | | | | |квалификации, переподготовки и | | | | | |подготовки кадров для | | | | | |индустрии туризма автономного | | | | | |округа, | | | | | |повышение эффективности | | | | | |системы регулирования и | | | | | |саморегулирования предприятий | | | | | |туриндустрии и ее | | | | | |инфраструктуры | | | |—————|———————————————————|————————————————————————————————|——————|—————————————————| |2 |Корректировка |внесение изменений в целевую |2012 | Департамент | | |целевой программы |программу "Социально- |год |экономического | | |"Социально- |экономическое развитие | | развития | | |экономическое |коренных малочисленных народов | | автономного | | |развитие коренных |Севера Ханты-Мансийского | | округа, | | |малочисленных |автономного округа - Югры в | | Департамент | | |народов Севера |2011 - 2013 годах" в части | | природных | | |Ханты-Мансийского |исключения мероприятий в сфере | | ресурсов и | | |автономного |этнографического туризма и | | несырьевого | | |округа - Югры в |перераспределение бюджетных | | сектора | | |2011 - 2013 |ассигнований в ведомственную | | экономики | | |годах" |целевую программу "Развитие | | автономного | | | |внутреннего и въездного | | округа | | | |туризма в Ханты-Мансийском | | | | | |автономном округе - Югре на | | | | | |2013 - 2015 годы" | | | |—————|———————————————————|————————————————————————————————|——————|—————————————————| |3 |Разработка |обеспечение прав граждан на |2012 | Департамент | | |окружного закона |отдых и качественное | - | природных | | |"О туризме в |туристское обслуживание; |2013 | ресурсов и | | |Ханты-Мансийском |охрана окружающей среды при |годы | несырьевого | | |автономном округе |осуществлении туристской | | сектора | | |- Югре" |деятельности, рациональное | | экономики | | | |использование природного и | | автономного | | | |культурного наследия; | | округа | | | |формирование в автономном | | | | | |округе современной | | | | | |высокоэффективной туристской | | | | | |индустрии, способствующей | | | | | |созданию новых рабочих мест, | | | | | |обеспечивающей широкие | | | | | |возможности для удовлетворения | | | | | |потребностей российских и | | | | | |иностранных граждан в | | | | | |туристских услугах; | | | | | |увеличение доходов бюджета | | | | | |автономного округа от | | | | | |деятельности субъектов | | | | | |туристской индустрии | | | | | |автономного округа | | | |—————|———————————————————|————————————————————————————————|——————|—————————————————| |4 |Разработка |разработка регламента и |2012 | Департамент | | |регламентирующих |порядка проведения конкурсных | - | природных | | |документов в |процедур по видам туризма |2013 | ресурсов и | | |целях развития | |годы | несырьевого | | |внутреннего и | | | сектора | | |въездного туризма | | | экономики | | |в автономном | | | автономного | | |округе | | | округа | |—————|———————————————————|————————————————————————————————|——————|—————————————————| |5 |Реализация |создание условий для |2013 | Департамент | | |ведомственной |устойчивого развития | - | природных | | |целевой программы |внутреннего и въездного в |2015 | ресурсов и | | |"Развитие |Ханты-Мансийском автономном |годы | несырьевого | | |внутреннего и |округе - Югре, расширения | | сектора | | |въездного туризма |спектра туристских услуг для | | экономики | | |в Ханты- |жителей автономного округа, | | автономного | | |Мансийском |российских и иностранных | | округа | | |автономном округе |граждан | | | | |- Югре на 2013 - | | | | | |2015 годы" | | | | |—————|———————————————————|————————————————————————————————|——————|—————————————————| |6 |Разработка |создание обширной сети |2014 | Департамент | | |ведомственной |туристских объектов | - | природных | | |целевой программы |автономного округа, способных |2015 | ресурсов и | | |"Развитие |значительно повысить |годы | несырьевого | | |внутреннего и |конкурентоспособность рынка | | сектора | | |въездного туризма |туристских услуг автономного | | экономики | | |в Ханты- |округа и соответствующих | | автономного | | |Мансийском |стандартам в туристской | | округа, | | |автономном округе |отрасли | | Департамент | | |- Югре на 2016 - | | |экономического | | |2020 годы" | | | развития | | | | | | автономного | | | | | | округа | |—————|———————————————————|————————————————————————————————|——————|—————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|