Расширенный поиск
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2006 № 445-ААДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 06.10.2006 г. N 445-А г.Салехард О Концепции создания и развития единой комплексной информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы В целях дальнейшего развития Единой комплексной информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа и принимая во внимание протокол совещания от 21 апреля 2006 года "Перспективы развития муниципальных информационных ресурсов в рамках создания Единой комплексной информационной системы Ямало- Ненецкого автономного округа", утвержденный Губернатором Ямало- Ненецкого автономного округа, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет: Утвердить Концепцию создания и развития Единой комплексной информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В.Неелов Приложение Утверждена постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2006 г. N 445-А КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2006 - 2010 ГОДЫ Глоссарий Архитектура - структура системы, рассматриваемая автоматизированной в различных аспектах, информационной в первую очередь в аспектах: системы - функциональном; - информационном; - программном; - интеграционном; - техническом; - обеспечения безопасности информации; - эксплуатационном Виды архитектуры - функциональная архитектура; автоматизированной - информационная архитектура; информационной - программная архитектура; системы - интеграционная архитектура; - техническая архитектура; - эксплуатационная архитектура; - архитектура информационной безопасности Функциональная - структура функциональных систем архитектура и подсистем в информационной системе, автоматизированной отражающая иерархическую декомпозицию информационной всего поля автоматизируемых функций системы и задач предприятия (организации) в рамках автоматизируемых видов деятельности персонала на объектах автоматизации Компонентная - множество компонентов программного, структура информационного, технического и других функциональной видов обеспечения автоматизированной системы информационной системы, а также пользователей, которые каждый раз динамически задействуются для выполнения автоматизированных функций и задач, относящихся к данной функциональной системе Выходная информация - информационные данные, отчеты и функциональной документы, которые являются результатом системы выполнения автоматизированных функций и задач данной функциональной системы Информационная - структура информационного обеспечения архитектура системы, в том числе: автоматизированной - хранилищ, банков и баз данных информационной прикладного назначения; системы - форм прикладных отчетов и документов; - потоков прикладной информации Программная - структура прикладного программного архитектура обеспечения системы автоматизированной информационной системы Интеграционная - структура специализированных программных архитектура средств интеграции приложений, данных и автоматизированной функций, а также технологических схем информационной интеграции приложений, данных и функций системы в системе Техническая - структура технического обеспечения архитектура системы - структура аппаратных автоматизированной вычислительных, коммуникационных информационной и инженерных средств системы системы с их системным программным обеспечением (операционными системами и т.п.) Архитектура - структура, состоящая из: информационной - организационного обеспечения безопасности (персонала); автоматизированной - нормативно-методического информационной и регламентного обеспечения; системы - информационного обеспечения; - специальных комплексов средств автоматизации, поддерживающих процессы обеспечения информационной безопасности системы Эксплуатационная - структура, состоящая из: архитектура - организационного обеспечения автоматизированной (персонала ИТ-подразделений управления информационной и эксплуатации); системы - нормативно-методического и регламентного обеспечения; - информационного обеспечения; - специальных комплексов средств автоматизации, поддерживающих процессы управления и эксплуатации системы Целевая архитектура - архитектура системы, реализуемая автоматизированной в результате выполнения комплекса информационной мероприятий и работ по созданию системы и развитию средств автоматизации системы в соответствии с определенными целями и задачами развития системы, функциональными и техническими требованиями к системе, программой проектных и внедренческих работ Средства - компоненты: автоматизации - программного обеспечения системы; информационной - информационного обеспечения системы; системы - технического обеспечения системы Информационные - определенные функции и задачи (комплексы сервисы функций и задач), решаемые персоналом автоматизированной объектов автоматизации в рамках информационной выполнения своей деятельности системы с использованием средств автоматизации (программных, информационных и технических средств) системы Информационные - информационные хранилища, банки и базы ресурсы прикладных и нормативно-справочных автоматизированной данных и документов, используемые информационной в рамках выполнения информационных системы сервисов системы Объекты автоматизации - одно или несколько подразделений предприятия (организации), которые рассматриваются: - вместе с капитальными зданиями или сооружениями, в которых они размещаются; - вместе с используемыми ими средствами автоматизации, которые находятся в этих зданиях/сооружениях Программная - программный продукт - готовое прикладное платформа/система и интеграционное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации типовых комплексов функций, задач и процессов в какой-либо предметной области или сфере деятельности Перечень сокращений и обозначений ГИС - геоинформационная система ГПИП - государственный публичный информационный портал ГЦОД - государственный ЦОД ДМЗ - демилитаризованная зона ЕКИС - единая комплексная информационная система ИБ - информационная безопасность ИТ - информационные технологии ИТИ - информационно-телекоммуникационная инфраструктура ИТКС - информационно-телекоммуникационная система МДБ - муниципальный банк данных МО - муниципальное образование МЦОД - муниципальный ЦОД ПИП - публичный информационный портал ПОД - пункт открытого доступа ПХД - производственно-хозяйственная деятельность СУП - система управления проектами СУЭ - система управления и эксплуатации ТБД - территориальный банк данных ФС - функциональная система ФХД - финансово-хозяйственная деятельность ЦОД - центр обработки данных 1. Понятие и структурные рамки ЕКИС Ямало-Ненецкого автономного округа Настоящая Концепция исходит из того, что региональная информатизация на уровне субъектов Российской Федерации является неотъемлемой и органичной частью процесса информатизации страны в целом. Региональная информатизация предполагает создание на основе использования информационных технологий необходимых условий для реализации прав и свобод граждан, обеспечения социально-экономического развития и эффективности системы государственного управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) как один из ключевых регионов в структуре топливно- энергетического комплекса России имеет достаточные социально- экономические предпосылки и условия для своей региональной информатизации на современном технологическом уровне. Учитывая это, органы государственной власти автономного округа рассматривают внедрение современных средств связи и информатизации как одно из стратегических направлений социально- экономического развития автономного округа, в рамках которого должно быть создано единое информационное пространство автономного округа. В настоящее время руководством автономного округа определен магистральный путь технологической реализации единого информационного пространства автономного округа - это создание и развитие единой комплексной информационной системы автономного округа. Данное государственное решение закреплено в Законе автономного округа от 6 декабря 2005 года N 81-ЗАО "О Единой комплексной информационной системе Ямало-Ненецкого автономного округа", принятом Государственной Думой автономного округа 25 ноября 2005 года. Закон N 81-ЗАО юридически определяет Единую комплексную информационную систему (далее - ЕКИС) автономного округа как организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации с использованием средств вычислительной техники и связи. На основе данного правового определения ЕКИС автономного округа определяется также с технологической точки зрения как автоматизированная информационная система со сложной территориально распределенной структурой, которая предназначена для: - автоматизации процессов информационного взаимодействия окружных органов государственной власти и органов местного самоуправления с одной стороны и субъектов хозяйственной, политической, гражданской деятельности, действующих на территории автономного округа, с другой стороны; - автоматизации процессов информационного взаимодействия окружных органов государственной власти с органами местного самоуправления различного административного уровня; - автоматизации процессов информационного взаимодействия окружных органов государственной власти и местного самоуправления с одной стороны и федеральных органов государственной власти с другой стороны; - автоматизации внутренних процессов, функций и задач, выполняемых окружными органами государственной власти и местного самоуправления при осуществлении своей деятельности. В структуру ЕКИС автономного округа входят: - множество информационных систем различного целевого назначения, которые реализуют прикладные и общесистемные сервисы ЕКИС, - технологический сегмент; - множество пользователей прикладных и общесистемных сервисов ЕКИС - пользовательский сегмент; - множество специализированных ИТ-подразделений и специализированных средств автоматизации деятельности этих подразделений, которые обеспечивают управление функционированием и развитием технологического сегмента ЕКИС на различных административных уровнях, - эксплуатационный сегмент; - комплекс правовых (в т.ч. законодательных), а также методических и эксплуатационных документов и информационных материалов, регламентирующих и обеспечивающих создание, целевое использование, развитие, эксплуатацию ЕКИС, - нормативно- методический сегмент; - множество информационных ресурсов (баз и банков данных), формируемых органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе, - информационный сегмент. В состав технологического сегмента ЕКИС входят: - прикладной сегмент - множество программных систем различного прикладного назначения; - интеграционный сегмент - множество специальных программных систем и средств, обеспечивающих интеграцию прикладных программных систем и баз данных; - ИТ-инфраструктура - множество инфраструктурных ИТ- и инженерных систем, обеспечивающих на техническом уровне целевое функционирование прикладных программных систем и информационных баз, функционирование интеграционных программных систем и средств; - комплексная система обеспечения информационной безопасности (КСОИБ) - множество специальных аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих защиту информации ЕКИС от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий, а также обеспечение гарантированного доступа с учетом полномочий, на различных административных уровнях. ИТ-инфраструктура ЕКИС состоит из: - вычислительной инфраструктуры - совокупности всех вычислительных средств ЕКИС; - коммуникационной инфраструктуры - совокупности всех коммуникационных систем и средств ЕКИС; - инженерной инфраструктуры - совокупности всех инженерных систем и средств ЕКИС. Пользовательский сегмент ЕКИС автономного округа составляют: - органы государственной власти автономного округа; - органы местного самоуправления в автономном округе; - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по автономному округу; - организации всех видов собственности, осуществляющие социально-экономическую и другие виды деятельности на территории автономного округа и за его пределами; - население автономного округа и других регионов. В ЕКИС автономного округа обрабатывается и представляется пользователям информация, которая непосредственно относится: - к публичной и внутренней деятельности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления автономного округа; - к взаимодействию юридических и физических лиц с окружными органами государственной власти и органами местного самоуправления во всех экономических и социально-политических сферах и областях; - к публичной деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных в автономном округе (передается в ЕКИС из соответствующих внешних информационных систем); - к планам и результатам деятельности хозяйствующих субъектов на территории автономного округа; - к публичной деятельности граждан на территории автономного округа. Эксплуатационный и нормативно-методический сегменты ЕКИС вместе образуют Систему управления и эксплуатации (СУЭ) ЕКИС. Информационный сегмент ЕКИС автономного округа дополнительно могут составлять: - информационные ресурсы архивных и иных фондов окружного и муниципального значения; - базы и банки данных, формируемых на территории автономного округа, и внешние базы и банки данных, открытые для доступа из ЕКИС (которые рассматриваются не как собственные, но как функциональные компоненты информационного сегмента ЕКИС). Технологический и информационный сегменты ЕКИС интегрируются (могут интегрироваться): - со специальными ведомственными ИТ-системами, которые используются подразделениями федеральных органов государственной власти, действующими на территории автономного округа, для автоматизации собственной целевой деятельности; - с корпоративными ИТ-системами других организаций, учреждений и предприятий автономного округа, которые используются ими для автоматизации собственной деятельности. Данные ИТ-системы не входят в состав ЕКИС автономного округа и являются по отношению к ней внешними информационными системами, с которыми осуществляется информационное взаимодействие ЕКИС. ИТ-системы, входящие в состав технологического сегмента ЕКИС автономного округа, являются собственностью автономного округа, за исключением отдельных компонентов коммуникационной инфраструктуры, которые могут полностью или частично арендоваться у сторонних собственников коммуникационных систем и средств. 2. Цели создания и основные направления развития ЕКИС автономного округа в период 2006 - 2010 годы Анализ существующего уровня информатизации автономного округа показывает ее недостаточность для эффективной ИТ-поддержки процессов управления социально-экономическим развитием округа. Основными проблемами здесь являются: - отсутствие единой технической и бюджетной политики, систематизированных механизмов управления в процессах информатизации автономного округа с охватом окружного и муниципального уровней; - разобщенность и несогласованность формирования и использования информационных ресурсов различных ведомств; - отсутствие централизованных информационно-аналитических систем для оперативного решения комплексов задач анализа, прогнозирования, планирования социально-экономического развития автономного округа и муниципальных образований. Создание Единой комплексной информационной системы автономного округа должно быть нацелено на скорейшее преодоление этих проблем и ориентировано на: - обеспечение и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации и местного самоуправления; использование информационных технологий для реализации конституционных прав и свобод граждан; - стимулирование распространения и использования информационных технологий в ключевых областях общественной жизни автономного округа, реализацию единого информационного пространства округа; - обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти и их участия в процессах общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации. Единая комплексная информационная система автономного округа должна в период 2006 - 2010 годы создаваться и развиваться в следующих основных направлениях, соответствующих основным структурным сегментам системы: 1) Комплексная автоматизация функций и задач информационного взаимодействия населения, организаций с органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления. Ключевыми информационными технологиями для реализации этого направления являются программные и аппаратные средства формирования общедоступных информационных ресурсов с открытым доступом и средства обеспечения такого доступа населения к этим ресурсам. 2) Комплексная автоматизация функций и задач внутренней деятельности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в различных областях, за которые определена их ответственность. Такие области декомпозируются в первую очередь на: - деятельность по управлению социальной сферой автономного округа; - деятельность по управлению безопасностью автономного округа; - деятельность по управлению территорией и ресурсами автономного округа. Ключевыми информационными технологиями для реализации этого направления являются комплексные и специализированные программные платформы и системы. 3) Создание комплексного интеграционного сегмента ЕКИС, включающего системы и средства: - ведения общих информационных ресурсов, содержащих эталонные регистры, реестры, информационные базы, нормативно-справочную информацию по различным предметным областям. В качестве основы здесь целесообразно рассматривать созданный Территориальный банк данных "Ресурсы Ямала"; - технологической интеграции информационных ресурсов и сервисов ЕКИС; - интеграции контролируемого и ограничиваемого доступа пользователей из числа государственных и муниципальных служащих к информационным ресурсам и сервисам для служебного пользования; - интеграции пользовательских функций обмена электронными сообщениями - единую систему электронной почты. 4) Создание ИТ-инфраструктуры ЕКИС, представляющей технологическую систему, состоящую из: - территориально распределенной сети центров обработки данных на окружном и муниципальном уровнях, серверных узлов на уровне отдельных поселков и сельских округов; - территориально распределенной сети пунктов коллективного доступа населения автономного округа к публичным информационным ресурсам органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в муниципальных образованиях автономного округа; - региональной сети передачи данных, реализующей информационно-телекоммуникационную инфраструктуру автономного округа. 5) Создание комплексной системы обеспечения информационной безопасности ЕКИС, объединяющей организационные структуры, нормативно-методические и регламентные документы, специализированные средства автоматизации функций защиты информации на окружном, муниципальном уровнях управления. 6) Создание специализированных средств автоматизации процессов управления и эксплуатации ЕКИС на окружном и муниципальном уровнях управления. 3. Целевая архитектура ЕКИС автономного округа Под архитектурой ЕКИС понимается структура системы, рассматриваемая в следующих различных аспектах: функциональном, программном, информационном, интеграционном, техническом, эксплуатационном и обеспечения информационной безопасности. Под целевой архитектурой ЕКИС понимается архитектура системы, реализуемая в результате выполнения комплекса мероприятий и работ по созданию и развитию средств автоматизации системы в соответствии с целями и задачами ее развития, с требованиями к ней, программой проектных и внедренческих работ. 3.1. Функциональная архитектура ЕКИС Функциональная архитектура представляет собой иерархическую структуру функциональных систем и подсистем ЕКИС, в рамках которых выполняются множества автоматизируемых функций и задач, соответствующие структуре автоматизируемых видов деятельности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления. В соответствии со структурой существующей системы управления автономным округом, базирующейся на организационной структуре органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе, все функциональные системы ЕКИС могут быть разделены на: - системы, функционирующие в рамках окружного уровня управления; - системы, функционирующие в рамках муниципального уровня управления. С точки зрения предметной направленности автоматизируемых процессов функциональные системы ЕКИС целесообразно разделить на системы, относящиеся к "фронт-офису" системы, и на системы, относящиеся к "бэк-офису" системы. Функциональные системы ЕКИС во "фронт-офисе" реализуют поддержку процессов взаимодействия органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе с населением и организациями. Функциональные системы ЕКИС в "бэк-офисе" реализуют поддержку внутренней служебной деятельности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления автономного округа. Функциональные системы ЕКИС в "бэк-офисе" могут быть разделены на: - системы, которые реализуют поддержку процессов управления территорией и ресурсами автономного округа в целом и процессов управления территорией и ресурсами муниципальных образований; - системы, которые реализуют поддержку процессов управления социальной сферой автономного округа в целом и процессов управления социальной сферой муниципальных образований. Центральными компонентами в функциональной архитектуре ЕКИС автономного округа являются: - государственный публичный информационный портал автономного округа в сети Интернет; - публичные информационные порталы муниципальных образований в сети Интернет; - территориально распределенная система открытого доступа населения автономного округа к публичным информационным ресурсам и сервисам органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа через соответствующие публичные порталы; - государственная информационно-аналитическая система автономного округа, представляющая собой систему комплексного анализа, прогнозирования, планирования социально-экономического развития; - информационно-аналитические системы органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, представляющие системы комплексного анализа, прогнозирования, планирования социально-экономического развития муниципальных образований. 3.2. Интеграционная архитектура ЕКИС Интеграционный сегмент ЕКИС предназначен для интеграции информационных ресурсов и сервисов ЕКИС, а также для интеграции ЕКИС с информационными системами, в первую очередь с системами федеральных органов власти. Интеграционный сегмент ЕКИС должен включать: - внутренний информационный портал органов государственной власти автономного округа, обеспечивающий интеграцию контролируемого доступа государственных служащих к государственным информационным ресурсам автономного округа для служебного пользования; - внутренние информационные порталы органов местного самоуправления в муниципальных образованиях автономного округа, обеспечивающие интеграцию контролируемого доступа муниципальных служащих к муниципальным информационным ресурсам для служебного пользования; - Территориальный банк данных "Ресурсы Ямала", выполняющий роль единого хранилища эталонных регистров, реестров, информационных баз данных по различным областям деятельности органов государственной власти автономного округа; - муниципальные банки данных "Ресурсы МО", выполняющие роль единых хранилищ эталонных регистров, реестров, информационных баз данных по различным областям деятельности органов местного самоуправления в автономном округе в рамках муниципальных образований; - единая региональная система управления идентификационной нормативно-справочной информацией, предназначенная для ведения и хранения нормализованных справочников идентификационных данных, обеспечивающих решение информационных и расчетных задач в ЕКИС; - технологические модули интеграции информационно- аналитических систем автономного округа и муниципальных образований с другими информационными системами; - государственная система электронных сообщений автономного округа, интегрирующая функции пользователей по адресному обмену сообщениями и файлами. Эта система должна представлять собой единую систему электронной почты органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе, а также подведомственных им государственных и муниципальных предприятий и организаций. 3.3. Информационная архитектура ЕКИС Информационная архитектура ЕКИС представляет собой структуру информации, которая обрабатывается в системе. Ключевыми компонентами информационной архитектуры ЕКИС являются государственные и муниципальные информационные ресурсы, используемые органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе, а также организациями и населением. Информационные ресурсы в ЕКИС по уровням допуска к ним пользователей делятся на: - общедоступные информационные ресурсы, предназначенные для населения и организаций и доступные в сети Интернет; - информационные ресурсы ограниченного доступа, предназначенные для служебного пользования органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в муниципальных образованиях автономного округа, для служебного пользования подведомственными им предприятиями и организациями, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по автономному округу. Наиболее значимыми информационными ресурсами в ЕКИС являются: - комплексное информационное хранилище, входящее в структуру государственной информационно-аналитической системы автономного округа; - комплексные информационные хранилища, входящие в структуры информационно-аналитических систем муниципальных образований автономного округа; - единое хранилище эталонных регистров, реестров, информационных баз данных по различным предметным областям, входящее в структуру Территориального банка данных "Ресурсы Ямала"; - единые хранилища эталонных регистров, реестров, информационных баз данных по различным предметным областям, входящие в структуры муниципальных банков данных "Ресурсы МО"; - информационные базы данных по разведке, разработке и эксплуатации природных ресурсов автономного округа; - государственные и муниципальные архивы электронных документов, входящие в структуры систем управления архивным делом в органах государственной власти автономного округа и в органах местного самоуправления в муниципальных образованиях; - единое региональное хранилище идентификационной нормативно- справочной информации, входящее в структуру единой региональной системы управления идентификационной нормативно-справочной информацией; - общедоступные информационные ресурсы, предоставляемые в открытом доступе в государственном публичном информационном портале автономного округа; - общедоступные информационные ресурсы, предоставляемые в открытом доступе в публичных информационных порталах муниципальных образований. Большинство функциональных систем ЕКИС могут иметь собственные информационные ресурсы, синхронизируемые с перечисленными выше наиболее значимыми информационными ресурсами в ЕКИС. Основными информационными потоками в ЕКИС являются: - потоки данных, направляемые в комплексное информационное хранилище государственной информационно-аналитической системы автономного округа из: - функциональных систем ЕКИС, находящихся на окружном уровне управления; - информационно-аналитических систем муниципальных образований, которые аккумулируются в комплексном информационном хранилище для решения комплексных задач анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития автономного округа; - потоки данных, направляемые в комплексные информационные хранилища муниципальных образований из функциональных систем ЕКИС, находящихся на муниципальном уровне управления; - потоки электронных документов, циркулирующих в системах управления делопроизводством в органах государственной власти автономного округа и в органах местного самоуправления в муниципальных образованиях автономного округа; - потоки электронной корреспонденции, циркулирующие в государственной системе электронных сообщений автономного округа. Таким образом, и в рамках интеграционной архитектуры ЕКИС реализуется единое информационное пространство автономного округа. 3.4. Программная архитектура ЕКИС автономного округа Программная архитектура ЕКИС представляет собой структуру программных систем, используемых для автоматизации деятельности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе, деятельности подведомственных предприятий и организаций, а также структуру программных интеграционных средств. Исходя из функциональной и интеграционной архитектуры ЕКИС, программную архитектуру системы на уровне платформенного представления составляют: 1) Комплексные программные платформы и системы, в число которых включаются: Программная платформа корпоративного информационного хранилища, которая включает: - программную систему корпоративной отчетности; - программную систему планирования и бюджетирования; - программную систему динамического моделирования; - программную систему визуализации ключевых показателей деятельности. Программная ERP-платформа, включающая: - программную систему управления материальными потоками; - программную систему бухгалтерского учета; - программную систему учета затрат; - программную систему управления капитальным строительством. Программная платформа корпоративного информационного портала. Программная платформа управления делопроизводством. Программная система управления проектами. Программная система управления персоналом. Программная платформа центра управления вызовами (Call Center). 2) Специализированные программные платформы и системы, в число которых включаются: Программная платформа ГИС; Программная платформа управления недрами и природными ресурсами; Программная система управления имуществом; Программная система управления лицензированием деятельности; Программная система ведения персонального учета населения; Программная система управления архивным делом; Программные образовательные системы; Программные медицинские системы. 3) Обеспечивающие программные платформы и системы, в число которых включаются: Программная платформа управления нормативно-справочной информацией; Программная платформа технологической интеграции приложений и информационных ресурсов; Программная платформа электронной почты. 3.5. Системно-техническая архитектура ЕКИС ИТ-инфраструктура ЕКИС предназначена для предоставления необходимого и достаточного объема инфраструктурных сервисов для обеспечения работоспособности прикладных систем ЕКИС. В Концепции предложена схема централизации вычислительных и информационных ресурсов в сети, предполагающая расположение вычислительных и информационных ресурсов в центральной "точке" (консолидация приложений), использование технологии "тонкого" клиента на рабочих местах, возложение управляющих функций на администраторов Центрального подразделения (централизация управления). Центральному подразделению при этом отводится роль информационно-вычислительного центра или, другими словами, Центра обработки данных (ЦОД). Одними из ключевых объектов ИТ-инфраструктуры ЕКИС являются центры обработки данных - мультисистемные программно-аппаратные комплексы, предоставляющие набор интерфейсов к службам хранения, обработки, передачи и предоставления специализированной, структурированной, слабо структурированной или неструктурированной информации, обладающие свойствами высокой доступности, безопасности, масштабируемости, распределенности, управляемости, открытости. В Концепции предложена трехуровневая архитектура вычислительных центров: - на верхнем уровне - Государственный ЦОД автономного округа; - на среднем уровне - ЦОДы муниципальных образований (МЦОД); - на нижнем уровне - серверные узлы поселковых и сельских администраций. Структура центров обработки данных на окружном и муниципальном уровнях, основные направления передачи трафика диктуют целесообразность построения сети передачи данных по топологии типа "звезда". В этой топологии узлы передачи данных создаются в ЦОДах всех уровней. К государственному ЦОД подключаются информационные системы органов государственной власти автономного округа, а также подведомственных им государственных предприятий и учреждений. К ГЦОД подключаются все муниципальные ЦОД. К МЦОД подключаются органы местного самоуправления муниципальных образований, подведомственные им муниципальные предприятия и организации, а также серверные узлы сельских и поселковых администраций. Для подключения клиентов к ЦОД различного уровня целесообразно использовать: - волоконно-оптические линии связи с минимальной доступной полосой пропускания 100 Мбит/с - в пределах городского населенного пункта; - волоконно-оптические, радиорелейные или спутниковые каналы связи - в случае необходимости подключения абонентов из других городов. Для подключения МЦОД к ГЦОД должны использоваться волоконно- оптические или радиорелейные каналы связи с высокой пропускной способностью. Для подключения к МЦОД серверных узлов сельских и поселковых администраций должны использоваться волоконно-оптические или спутниковые каналы связи. 3.6. Архитектура защиты информации ЕКИС Под защитой информации ЕКИС понимается обеспечение требуемого уровня конфиденциальности, целостности и доступности информационных ресурсов системы. Архитектура защиты информации определяет практические пути реализации важнейших направлений и принципов обеспечения безопасности ЕКИС, а также структуру, основные системотехнические решения, методы, механизмы и средства построения Комплексной системы обеспечения безопасности (КСОБ) ЕКИС. Методологическую и нормативную основу разработки архитектуры защиты информации ЕКИС составляют основные руководящие документы ФСТЭК России в области информационных технологий и информационной безопасности. Вместе с тем архитектура защиты информации ЕКИС определяется с привязкой к функциональной, интеграционной, информационной, программной и системно-технической архитектуре ЕКИС. Обеспечение защиты информации ЕКИС автономного округа нацелено на: - минимизацию прямых и косвенных потерь, связанных с несанкционированными действиями в информационных системах; - обеспечение устойчивого функционирования информационных систем; - защиту интересов субъектов информационных взаимоотношений от возможного нанесения им материального, физического, морального или иного ущерба посредством случайной или преднамеренной несанкционированной манипуляции с информационными ресурсами. Для реализации целей обеспечения защиты информации ЕКИС целесообразно разработать и внедрить выделенную Комплексную систему обеспечения безопасности (КСОБ) ЕКИС. Построение КСОБ предполагает разработку комплекса взаимоувязанных технических средств и организационных мероприятий, внедрение которых позволит обеспечить необходимый уровень безопасности ЕКИС в соответствии с заданными целями обеспечения защиты информации. Процесс реализации предлагаемой архитектуры защиты информации ЕКИС носит итерационный характер и предусматривает выполнение ряда последовательных мероприятий. Появление новых угроз и развитие технологий защиты информации будут оказывать непосредственное влияние на архитектуру безопасности ЕКИС, а также вызывать необходимость повторного оценивания рисков и развития архитектуры безопасности. Предложенная архитектура защиты информации ЕКИС автономного округа обеспечивает реализацию: - многоуровневой (многозвенной) эшелонированной системы обеспечения безопасности ЕКИС; - разделения ЕКИС на зоны безопасности, предусматривающие: группировку функций в соответствии с классификацией информации по требованиям безопасности; разделение информационных потоков, связанных с работой с приложениями и управлением системой; - централизации работы с ключевой информацией: о наличии служб управления защитой информации; об управлении идентификацией и событиями; аутентификации и авторизации; - модульного принципа построения, предусматривающего включение дополнительных сервисов и развитие технологий; - преемственности внедряемых решений по отношению к существующей системе обеспечения защиты информации. Предложенная архитектура защиты информации ЕКИС разработана, исходя из следующих условий, необходимых для последующей реализации этой архитектуры: - максимальное экономически оправданное использование и логическое развитие уже используемых решений для безопасности; - выполнение положений действующих нормативных актов (с учетом изменений, которые обусловлены необходимостью внедрения системы электронных документов); - учет текущего состояния и тенденций развития информационных потребностей структурных подразделений органов государственной власти автономного округа; - максимальная централизация информационных ресурсов при отсутствии возможностей несанкционированного доступа к централизованной информации; - унификация информационных ресурсов федерального и регионального уровней на основе использования интегрированных баз данных, использования единой системы классификации и кодирования информации, а также унифицированных документов; - максимальное экономически оправданное использование результатов инициируемых проектов по созданию ЕКИС; - обеспечение гибкой развиваемой и масштабируемой архитектуры информационной системы и приложений на базе концепции информационно-технологических сервисов; - поэтапное проектирование, разработка и внедрение отдельных компонентов ЕКИС; - поэтапное наращивание функциональных возможностей ЕКИС; - использование единых стандартов при проектировании и разработке компонентов ЕКИС. 3.7. Система ИТ-управления и эксплуатации ЕКИС 3.7.1. Основные направления развития системы ИТ-управления и эксплуатации ЕКИС. В свете планируемого создания ЕКИС автономного округа существующее состояние организации и обеспечения обслуживания ИТ- систем в органах государственной власти автономного округа характеризуется следующим: - структура ИТ-подразделений формировалась эволюционно, неоптимально, без единых концептуальных основ. Общая структура ИТ-подразделений в настоящий момент требует значительного совершенствования; - структурные подразделения органов государственной власти автономного округа, отвечающие за развитие ИТ-систем, и ИТ- подразделения, обеспечивающие поддержку функционирования ИТ- систем, по сути, реализуют слабо связанную централизованную функциональную структуру со слабой реализацией координирующей функции; - реализуемые в настоящее время процессы технической поддержки пользователей и функционирования ИТ-систем в органах государственной власти автономного округа не смогут обеспечить необходимого качества ИТ-сервисов, планируемых к реализации в рамках создания ЕКИС; - степень автоматизации деятельности ИТ-подразделений в ИТ- системах органов государственной власти автономного округа может оцениваться как низкая и не позволяет реализовать эффективное функционирование ЕКИС даже при отлаженных процессах деятельности эксплуатационного персонала. Внедрение прикладных программных систем ЕКИС, а также компонентов ИТ-инфраструктуры требует совершенствования организации и обеспечения деятельности ИТ-подразделений в следующих направлениях: - развитие организационной структуры ИТ-подразделений, повышение их функциональной централизации и усиление координации работы ИТ-подразделений местного уровня (в части оперативного управления) со стороны центра; - совершенствование номенклатуры и содержания, формализация и регламентация процессов ИТ-управления и эксплуатации ЕКИС, ориентированных на обеспечение бесперебойного функционирования ИТ-систем и оперативную поддержку их пользователей. Предпочтительный путь совершенствования - следование рекомендациям лучших практик по ИТ-управлению и поддержанию эксплуатации, максимальная адаптация их к условиям ЕКИС; - разработка необходимых документов нормативно-методического обеспечения ИТ-управления и эксплуатации ЕКИС (в том числе формализация вторичных документов), централизация хранения формализованных данных информационного обеспечения процессов ИТ- управления и поддержка эксплуатации; - автоматизация процессов ИТ-управления и поддержка эксплуатации ЕКИС в ИТ-подразделениях. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|