Расширенный поиск
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2009 № 183-ААДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 16.04.2009 г. N 183-А г. Салехард Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 - 2011 гг.)" В целях реализации региональной политики в области охраны окружающей среды и решения основных задач, направленных на стабилизацию экологической обстановки в автономном округе, в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2009 года N 98-А "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет: 1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 - 2011 гг.)". 2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование ведомственной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 - 2011 гг.)" в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете. 3. Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (Русаков С.Ю.) ежегодно осуществлять корректировку мероприятий ведомственной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 - 2011 гг.)" и объемов финансирования в соответствии с утвержденными в окружном бюджете на очередной финансовый год ассигнованиями. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Русакова С.Ю. Вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа В.Н.Казарин Утверждена постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2009 г. N 183-А ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (2009 - 2011 ГГ.)" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |Наименование субъекта |департамент природно-ресурсного регулирования, | |бюджетного |лесных отношений и развития нефтегазового | |планирования |комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |Наименование Программы |обеспечение экологической безопасности | | |населения на территории Ямало-Ненецкого | | |автономного округа | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |Цели и задачи |цель: | | |оценка состояния окружающей среды и создание | | |информационной основы обеспечения | | |экологической безопасности населения на | | |территории Ямало-Ненецкого автономного округа; | | |задача: | | |- оценка состояния и разработка мер по | | |улучшению окружающей природной среды, | | |предотвращение деградации природных комплексов | | |и создание информационной базы для отслеживания| | |влияния неблагоприятных экологических факторов | | |на здоровье населения Ямало-Ненецкого | | |автономного округа; | | |- экологическое районирование и специальное | | |картографирование территории; | | |- развитие единой системы экологического | | |мониторинга и ведение наблюдений за состоянием | | |окружающей среды; | | |- разработка и внедрение системы управления | | |деятельностью по обращению с опасными отходами | | |на территории Ямало-Ненецкого автономного | | |округа; | | |- обеспечение экологической безопасности при | | |проведении геологоразведочных работ в ходе | | |начинающегося интенсивного промышленного | | |освоения территории Гыданского полуострова; | | |- формирование информационной базы данных по | | |природным ресурсам, создание основы для ведения| | |комплексного мониторинга за состоянием | | |окружающей среды | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |Целевые индикаторы и |- количество отчетов по оценке экологического | |показатели |состояния территорий традиционной хозяйственной| | |деятельности коренных малочисленных народов | | |Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямальский, | | |Приуральский и Пуровский районы); | | |- количество отчетов по экологическому | | |состоянию природных биологических ресурсов, | | |количество классификаций | | |природно-территориальных комплексов, количество| | |карт с приложениями (пояснительная записка, | | |классификации) по картографическому | | |созданию первичного информационного поля для | | |отслеживания изменений и обеспечения стабильной| | |благоприятной экологической обстановки на | | |территории Ямало-Ненецкого автономного округа | | |(геоботаническая карта, почвенная карта, карта | | |оленьих пастбищ, карта промысловых угодий, | | |карта стоимости природных биологических | | |ресурсов); | | |- количество программ и отчетов по созданию | | |системы экологического мониторинга Ямало- | | |Ненецкого автономного округа, количество | | |созданных мониторинговых полигонов (точек | | |наблюдения), количество выявленных зон | | |экологического бедствия, количество | | |экологически опасных объектов на территории | | |Ямало-Ненецкого автономного округа; | | |- количество программных продуктов и отчетов по| | |разработке и внедрению системы управления | | |деятельностью по обращению с опасными отходами | | |на территории Ямало-Ненецкого автономного | | |округа; | | |- отчет, содержащий информацию о современных | | |уровнях загрязнения атмосферы (по данным | | |опробования снегового покрова), поверхностных | | |вод и донных отложений в зоне влияния участков | | |перспективного освоения Гыданского полуострова.| | |Программа регионального экологического | | |мониторинга Гыданского полуострова; | | |- база данных (справочная, векторные слои, | | |архив) | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |Характеристика |- оценка экологического состояния территорий | |программных |традиционной хозяйственной деятельности | |мероприятий |коренных малочисленных народов Севера | | |Ямало-Ненецкого автономного округа; | | |- картографическое обеспечение, создание | | |первичного поля для отслеживания изменений и | | |обеспечения стабильной благоприятной | | |экологической обстановки на территории Ямало- | | |Ненецкого автономного округа; | | |- разработка системы экологического | | |мониторинга; | | |- разработка и внедрение системы управления | | |деятельностью по обращению с опасными отходами | | |на территории Ямало-Ненецкого автономного | | |округа; | | |- оценка современного состояния окружающей | | |среды участков перспективного освоения | | |Гыданского полуострова и разработка программы | | |экологического мониторинга на региональном | | |уровне; | | |- сбор, обработка, интеграция и загрузка | | |информационных данных, данных, полученных в | | |ходе реализации ведомственных целевых программ| | |"Оздоровление и охрана окружающей среды на | | |территории Ямало-Ненецкого автономного округа | | |(2006 - 2008 гг.)" и "Развитие и рациональное | | |использование земельных и водных ресурсов | | |Ямало- Ненецкого автономного округа | | |(2006 - 2008 гг.)" | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |Сроки реализации |2009 - 2011 годы | | |1 этап: 2009 год; | | |2 этап: 2010 год; | | |3 этап: 2011 год | | | | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |Объемы финансирования: |общий объем финансирования Программы составляет| |всего, в том числе: |89500 тыс. рублей, | |- текущая деятельность;|в том числе за счет принимаемых | |- НИОКР |обязательств - 89500 тыс. рублей; | | |за счет действующих обязательств - | | |0 (ноль) рублей; | | |в том числе по этапам: | | |1 этап - 9500 тыс. рублей, в том числе за счет | | |принимаемых обязательств - 9500 тыс. рублей; | | |за счет действующих обязательств - 0 (ноль) | | |рублей; | | |2 этап - 40000 тыс. рублей, в том числе за счет| | |принимаемых обязательств - 40000 тыс. рублей; | | |за счет действующих обязательств - | | |0 (ноль) рублей; | | |3 этап - 40000 тыс. рублей, в том числе | | |за счет принимаемых обязательств - 40000 | | |тыс. рублей; | | |за счет действующих обязательств - | | |0 (ноль) рублей. | | |Источником финансирования Программы является | | |окружной бюджет. Объемы финансирования | | |Программы на период 2009 - 2011 годов могут | | |быть скорректированы на этапе утверждения | | |параметров окружного бюджета на очередной | | |финансовый год | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |Перечень показателей, |- выявление состояния земель (в том числе | |характеризующих |оленьих пастбищ) и разработка конкретных | |результаты реализации |мероприятий по улучшению их продуктивности и | |Программы, ожидаемые |вовлечению в хозяйственный оборот нарушенных | |конечные результаты |земель; | |реализации |- получение фундаментального качественного | |Программы |картографического материала по оценке запасов | | |природных биологических ресурсов; | | |- анализ существующего состояния окружающей | | |среды, закладка мониторинговых полигонов | | |постоянного действия и поэтапное внедрение | | |единой общепринятой системы слежения за | | |изменением состояния окружающей среды; | | |- получение эффективной системы мер по | | |обращению с опасными отходами; | | |- получение объективной информации о | | |современном состоянии окружающей среды на | | |перспективных участках по освоению Гыданского | | |полуострова и создание программы регионального | | |экологического мониторинга; | | |- загрузка в базу данных ТБД ПР наиболее | | |востребованной информации по земельным ресурсам| | |и экологической ситуации на территории Ямало- | | |Ненецкого автономного округа | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————| I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена целевая программа ведомства Сегодня в России согласно статистике в экологически нездоровой обстановке проживает около 70 млн. человек. Площадь экологически неблагоприятных районов стремительно увеличивается. В таких районах проявляются четко выраженные признаки деградации природной среды, продолжается устойчивый процесс загрязнения окружающей среды и снижения продуктивности природных ресурсов, растет заболеваемость населения, увеличивается смертность. Большая часть территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) относится к тундровой и лесотундровой зонам, воздействие негативных факторов на которые гораздо более ранимо, чем на южные регионы. Восстановление экосистемы после нарушения растягивается на десятки лет. Современная экологическая ситуация на территории автономного округа в целом пока остается относительно благополучной, однако она неоднородна по районам и характеру воздействия на природную среду и традиционные для коренного населения формы хозяйствования. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. При сложившейся преимущественно ресурсно-сырьевой системе природопользования остаются экстремально высокими техногенные нагрузки нефтегазодобывающих предприятий, промышленных зон народно-хозяйственного комплекса на экологически уязвимые природные системы и проживающее в них население в Пуровском и Надымском районах. Значительная часть запасов углеводородов расположена на полуострове Ямал и в западной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Для освоения этого ресурсного потенциала потребуются грузовые потоки обратного направления. Исходя из сценариев ввода месторождений в промышленную разработку, в предположении добычи газа в объеме 250 млрд. куб. м в год дополнительно к существующим объемам, а также в порядке компенсации падающей добычи на отрабатываемых месторождениях объем завоза грузов для обустройства месторождений достигнет в 2020 году почти 20 млн. тонн. При пересмотре планов разработки месторождений в сторону ускорения наращивания добычи годовой объем грузоперевозок будет увеличиваться. Интенсивное развитие нефтегазового комплекса, освоение и ввод в действие крупнейших нефтяных и газовых месторождений приведет к образованию значительных очагов загрязнения, деградации природной среды, исключению из оборота оленьих пастбищ и промысловых угодий, составляющих основу жизни и деятельности коренных малочисленных народов автономного округа. Разработка крупнейших месторождений в Ямальском районе и прокладка нефтегазопроводов по территориям с интенсивным оленеводством Ямальского и Приуральского района требует проведения постоянного мониторинга оленьих пастбищ, обеспечивающих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Магистральные нефте- и газопроводы оказывают значительное негативное влияние на состояние почвенно- растительного покрова и вечномерзлых грунтов, которые проходят по участкам с различными геокриологическими условиями. Реализация проекта "Урал промышленный - Урал Полярный", созданные на восточном склоне Полярного и Приполярного Урала горнодобывающие предприятия, расположенные в верховьях малых рек - левых притоков Оби, коренным образом изменит характер воздействия на окружающую среду и образ жизни коренного населения Шурышкарского и Приуральского районов. Предполагается, что уровень обеспеченности запасами промышленных категорий новых горнодобывающих предприятий на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала будет высоким, в частности, по углю - без ограничения срока, железным рудам - на 75 лет, хромитам - более 30 лет, марганцу - 80 лет, меди - более 20 лет, бокситам - 60 лет, золоту - более 20 лет. Реализация проекта создаст около 66 тысяч дополнительных рабочих мест. Численность населения в зоне действия будущего транспортного коридора вдоль восточного склона Уральского хребта увеличится на 140 - 150 тысяч человек (для сравнения: в настоящее время население автономного округа составляет около 500 тыс. человек). Реализация этих планов не только приведет к появлению предприятий по открытой и закрытой добыче полезных ископаемых и сопутствующих им горно-обогатительных предприятий, но и потребует создания сети новых населенных пунктов с соответствующей инфраструктурой, а это увеличит антропогенную нагрузку на окружающую среду. Изменение географического охвата и интенсивности антропогенного воздействия выразится в преимущественном промышленном и инфраструктурном развитии ныне экономически наименее развитых и экологически более чистых территорий автономного округа. Вместе с тем в условиях зарождающегося экологического кризиса остро стоит вопрос о защите человека от воздействия на него видоизмененной и зараженной среды, т.е. об обеспечении экологической безопасности населения автономного округа. Экологическая безопасность представляет собой систему мер, направленных на максимальное устранение и уменьшение опасности вредного воздействия результатов промышленной деятельности предприятий на человека и обеспечения и сохранения благоприятной окружающей среды и устойчивого экономического и человеческого развития. Нефтяная и газовая промышленность остается в автономном округе основным источником негативного воздействия на состояние природной среды. В районах организации геологоразведочных работ и добычи углеводородного сырья осталось большое количество бесхозных скважин. Отсутствие постоянного наблюдения за их состоянием, герметичностью создает предпосылки для загрязнения окружающей среды. При выполнении буровых работ и испытании глубоких скважин с обычно практикуемой технологией активации поступления углеводородных флюидов на поверхность земли или в специальные сооружения, а также сбрасывание отработанных буровых растворов и неочищенных сточных вод в процессе работ являются основными источниками загрязнения природы в развитых нефтегазоносных районах. Негативно сказываются на состоянии окружающей среды и некоторые технологические процессы, предусмотренные современными технологиями отработки нефтегазовых месторождений: законтурное и внутриконтурное заводнение продуктовых пластов, производившаяся закачка в пласт газов, термическое и термохимическое воздействие на продуктовый пласт и т.д. Одной из главных проблем на сегодняшний день является увеличение в поверхностных водах концентрации нефтепродуктов. По многим рекам автономного округа средняя концентрация нефтепродуктов превышает предельно допустимую концентрацию (далее - ПДК) в 10 - 20 раз, но иногда и в 30 - 60 раз. Наиболее сложная ситуация наблюдается по рекам Обь, Полуй, Надым, Правая Хетта, Пур. В водные объекты нефтепродукты поступают со сточными водами предприятий нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, химической, металлургической и др. отраслей промышленности, а также при перевозке нефти водным путем. Всего по итогам 2006 года было выявлено 87 случаев превышения ПДК. Из них - 36 случаев возникновения экстремально высоких загрязнений. За 2007 год было отмечено 96 случаев превышения ПДК, из них 42 - экстремально высокие уровни загрязнения. В основном превышение отмечалось по нефтепродуктам, тяжелым металлам, случаи низкого содержания кислорода. Для сравнения: в 1996 году выявлено 34 случая превышения ПДК; в 2000 году - 44; в 2003 году - 52, а в 2007 уже 96. Таким образом, уровень загрязнения рек автономного округа в последние годы существенно возрос. При решении задачи снижения загрязнения природной среды главным является введение системы мониторинга за изменениями природной среды в результате воздействия промышленности и прогнозирование возможных последствий от проектируемых объектов, а также разработка своевременных мероприятий по предупреждению негативных факторов воздействия на окружающую биосистему. Серьезную проблему представляют отходы производства и потребления, на многих земельных участках региона, находящихся во временном пользовании, производится только техническая рекультивация. Идет захламление земель, находящихся в ведении городских и сельских администраций, где отсутствуют соответствующие полигоны по захоронению твердых бытовых отходов и твердых промышленных отходов. Разработка и внедрение системы управления деятельностью по обращению с опасными отходами создаст необходимые предпосылки для улучшения экологической ситуации. Актуальными задачами настоящего времени является разработка и реализация долгосрочных региональных программ, включающих мероприятия по обеспечению экологической безопасности населения автономного округа, мониторингу состояния природной среды, утилизации отходов производства и рекультивации нарушенных земель, созданию информационной базы состояния промышленных и природных объектов, оздоровлению населения автономного округа. Ведомственная целевая программа "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 - 2011 гг.)" (далее - Программа) нацелена на реализацию приоритетных направлений региональной политики в области экологической безопасности населения автономного округа. Реализация данной Программы позволит продолжить мероприятия, направленные на своевременное выявление и восстановление нарушенных территорий, экосистем и природных комплексов, обеспечение экологической безопасности населения в рамках взаимодействия органов всех ветвей исполнительной власти Российской Федерации. Мероприятия ведомственной целевой программы по обеспечению экологической безопасности населения автономного округа способствуют своевременно выявить угрозу природной среде и ввести принцип обязательности компенсации ущерба, нанесенного здоровью человека и окружающей среде, и социальной защиты пострадавших по экологическим причинам. II. Цели и задачи Программы Стратегические цели и задачи экологической безопасности включают: Цель: оценка состояния окружающей среды и создание информационной основы обеспечения экологической безопасности населения на территории автономного округа. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: - оценка состояния и разработка мер по улучшению окружающей природной среды, предотвращение деградации природных комплексов и создание информационной базы для отслеживания влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения автономного округа: - экологическое районирование и специальное картографирование территории; - развитие единой системы экологического мониторинга и ведение наблюдений за состоянием окружающей среды; - разработка и внедрение системы управления деятельностью по обращению с опасными отходами на территории автономного округа; - обеспечение экологической безопасности при проведении геологоразведочных работ в ходе начинающегося интенсивного промышленного освоения территории Гыданского полуострова; - формирование информационной базы данных по природным ресурсам, создание основы для ведения комплексного мониторинга за состоянием окружающей среды. III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы Целевые индикаторы и показатели эффективности выполнения Программы ----T------------------T----------------T--------------------------------------¬ ¦ N ¦ Задача ¦ Перечень ¦ Показатель эффективности ¦ ¦п/п¦ ¦ программных ¦ выполнения Программы ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий +-----------------T----T----T----T-----+ ¦ ¦ ¦ ¦ индикатор ¦2009¦2010¦2011¦всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦год ¦ ¦ +---+------------------+----------------+-----------------+----+----+----+-----+ ¦1. ¦Оценка состояния и¦оценка ¦количество ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ ¦разработка мер по ¦экологического ¦отчетов (единицы)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦улучшению ¦состояния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей ¦территорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природной среды, ¦традиционной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предотвращение ¦хозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деградации ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природных ¦коренных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплексов и ¦малочисленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание ¦народов Ямало- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной ¦Ненецкого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦базы для ¦автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отслеживания ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦влияния ¦(Ямальский, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неблагоприятных ¦Приуральский и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологических ¦Пуровский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦факторов на ¦районы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровье населения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономного округа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------+----------------+-----------------+----+----+----+-----+ ¦2. ¦Экологическое ¦картографическое¦количество ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦ ¦ ¦районирование и ¦обеспечение, ¦отчетов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специальное ¦создание ¦экологическому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦картографирование ¦первичного ¦состоянию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории ¦информационного ¦природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поля для ¦биологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отслеживания ¦ресурсов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изменений и ¦Количество ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦классификаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стабильной ¦природно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦благоприятной ¦территориальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологической ¦комплексов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обстановки на ¦Количество карт с¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦территории ¦приложениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономного ¦(пояснительная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦округа ¦записка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(геоботаническая¦классификации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦карта, почвенная¦(штук) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦карта, карта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оленьих пастбищ,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦карта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промысловых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦угодий, карта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦биологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ресурсов, карта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нарушенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦земель) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------+----------------+-----------------+----+----+----+-----+ ¦3. ¦Развитие единой ¦создание системы¦материалы ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ ¦ ¦системы ¦экологического ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологического ¦мониторинга ¦окружающей среды:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга и ¦автономного ¦- количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ведение наблюдений¦округа ¦программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за состоянием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦ ¦- количество ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчетов по оценке¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦производственного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦осуществляемого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недрополь- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зователями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- количество ¦ ¦ 2 ¦ 3 ¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦созданных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полигонов (точек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наблюдения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- количество ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчетов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выявленным зонам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бедствия и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологически ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасным объектам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------+----------------+-----------------+----+----+----+-----+ ¦4. ¦Разработка и ¦разработка и ¦количество ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦внедрение системы ¦внедрение ¦(единицы): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управления ¦системы ¦- отчетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельностью по ¦управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обращению с ¦деятельностью по¦- программных ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦опасными отходами ¦обращению с ¦продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на территории ¦опасными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономного округа¦отходами на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------+----------------+-----------------+----+----+----+-----+ ¦5. ¦Обеспечение ¦оценка ¦- количество ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦экологической ¦современного ¦отчетов (единицы)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности при ¦состояния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проведении ¦окружающей среды¦- Программа ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦геологоразведочных¦участков ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ в ходе ¦перспективного ¦экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦начинающегося ¦освоения ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интенсивного ¦Гыданского ¦Гыданского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленного ¦полуострова и ¦полуострова ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освоения ¦разработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Гыданского ¦экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полуострова ¦мониторинга на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦региональном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------+----------------+-----------------+----+----+----+-----+ ¦6. ¦Формирование ¦формирование ¦- база данных ¦эл. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной ¦территориального¦(справочная, ¦вид ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦базы данных по ¦банка данных по ¦векторные слои, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природным ¦природным ¦архив) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ресурсам, создание¦ресурсам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основы для ведения¦автономного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплексного ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦состоянием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+------------------+----------------+-----------------+----+----+----+------ Источник получения сведений для расчета показателей - департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа. IV. Перечень и описание программных мероприятий Перечень мероприятий Программы и необходимые потребности в ресурсах для ее реализации приводятся в приложении к настоящей Программе. Ниже приводятся описания программных мероприятий: 1. Оценка экологического состояния территорий традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов автономного округа Работы проводятся с целью оценки экологического состояния оленьих пастбищ и окружающей среды территорий традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов автономного округа, наблюдения за их изменениями и разработки мероприятий по устранению или уменьшению негативного воздействия антропогенных факторов. В настоящее время в Ямальском и части Приуральского районов сложилась тяжелая ситуация с оленеводством. Оленьи пастбища находятся в стадии деградации, ягель местами выбит почти полностью. В то же время поголовье стад, особенно личных оленей, неконтролируемо растет, а это может привести в дальнейшем к падежу и снижению популяции домашних оленей. Разработка крупнейших месторождений в Ямальском районе и прокладка нефтегазопроводов по территориям с интенсивным оленеводством Ямальского и Приуральского районов требует проведения постоянного мониторинга оленьих и промысловых угодий, обеспечивающих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Отсутствие постоянного наблюдения за состоянием природных ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность коренных народов и прогнозов по их изменению при интенсивном промышленном освоении, может привести к неконтролируемым последствиям для традиционной деятельности и уклада жизни коренных малочисленных народов автономного округа. В настоящее время остро необходима ежегодная оценка экологического состояния оленьих пастбищ и промысловых угодий в местах наибольшего скопления оленей и интенсивного промышленного освоения. В рамках данного мероприятия выполняются: - закладка полигонов для осуществления оценки экологического состояния оленьих пастбищ; - изучение и оценка динамики нарушенных природно- территориальных комплексов и состояния оленьих пастбищ и промысловых угодий; - анализ и оценка изменений состава почв; - оценка фонового состояния окружающей среды; - расчет оленеемкости оленьих пастбищ на полигонах и дальнейшее прогнозирование ситуации по развитию северного оленеводства в регионе; - разработка единых нормативов выпаса домашних северных оленей; - разработка предложений и мероприятий по устранению причин и негативного влияния антропогенных факторов; - разработка мероприятий по сохранению поголовья оленей в условиях интенсивного промышленного освоения автономного округа. Полученные материалы фактического состояния оленьих пастбищ будут являться основой по разработке направлений региональной политики автономного округа по сохранению уклада жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов автономного округа. 2. Картографическое обеспечение, создание первичного информационного поля для отслеживания изменений и обеспечения стабильной благоприятной экологической обстановки на территории автономного округа Целью данного вида работ является создание единой картографической базы данных на всю территорию автономного округа для отслеживания изменений природной среды по результатам динамических изменений и закономерностей в развитии природных комплексов, прогнозирования состояния и обеспечения стабильной благоприятной экологической обстановки на территории автономного округа и предотвращения ее возможного ухудшения. В результате данного мероприятия планируется довести до логического конца выполненные в 2003 - 2008 годах масштабные работы по ресурсно-экономическому обследованию и оценке земель районов автономного округа, изготовить обобщенные тематические карты на территорию всего автономного округа - геоботаническую карту (карту растительности), карту оленьих пастбищ, почвенную карту, карту промысловых угодий с приложением оленеемкости пастбищ, классификации геоботанических разностей и почвенных разновидностей, типологии промысловых угодий. Полученные фундаментальные картографические материалы будут являться основной научной базой оценки состояния растительности, почв, оленьих пастбищ и промысловых ресурсов, по которым будут отслеживаться дальнейшие изменения экологической ситуации в автономном округе. Основные направления использования материалов: 1. Картографическое обеспечение продолжит формирование фонда региональных информационных ресурсов, включающего кадастровые и иные данные о состоянии природных ресурсов и окружающей природной среды, об их использовании и охране, для анализа и оценки состояния окружающей среды и прогноза их изменения под влиянием различных факторов. 2. На основе данных материалов будет проводиться экологическое зонирование и прогнозное развитие территории под воздействием различных техногенных факторов на основе динамики нарушенных природно-территориальных комплексов, тем самым определять экономическую составляющую при проведении промышленного освоения территории. 3. Картографические материалы лягут в основу глобального и локального мониторинга территории автономного округа. Вложенные сегодня в картографическое обеспечение средства позволят в автоматическом режиме отслеживать динамику изменения лишайникового покрова, изменение численности промысловых ресурсов, прогнозировать состояние природной среды по результатам динамических изменений и закономерностей в развитии природных комплексов. 4. На основе тематического картографического материала будет производиться расчет убытков землепользователей и ущерба (вреда) природным биологическим ресурсам в результате изъятия угодий, разрушения естественных экологических систем, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, загрязнения и деградации природных комплексов на территории автономного округа. Картографические тематические карты лягут в основу дальнейших научных разработок по мониторингу окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения в связи с интенсивным промышленным освоением территории автономного округа. 3. Создание (разработка) системы экологического мониторинга автономного округа В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства от 31 августа 2002 года N 1225-р, основной стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения. Интенсивное промышленное освоение территории автономного округа, ввод в действие крупнейших нефтяных и газовых месторождений, изъятие продуктивных земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда из оборота привело к образованию значительных очагов загрязнения и деградации природной среды. При решении задачи снижения загрязнения природной среды главным является введение единой системы мониторинга за изменениями природной среды в результате воздействия промышленности и прогнозирование возможных последствий от проектируемых объектов, а также разработка своевременных мероприятий по предупреждению негативных факторов воздействия на окружающую биосистему. В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации основной задачей в области экологического мониторинга на региональном уровне является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях. Для этого необходимо на территории автономного округа разработать и внедрить единую систему показателей мониторинга земель в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 846. Объектами экологического мониторинга являются все земли в автономном округе. Экологический мониторинг земель, в том числе мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды, включает в себя: - разработку программы экологического мониторинга на территории автономного округа; - закладку мониторинговых полигонов; - сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение; - непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; - анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов; - дистанционное зондирование земли с применением аэрофотосъемки, сканерной съемки и космической съемки, с созданием обновленной подробной топографической основы и объемной модели местности; - формирование фонда информационных ресурсов; - обеспечение достоверности и сопоставимости данных экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики автономного округа; - проведение работ по выявлению зон экологического бедствия; - инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов; - оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения. В ходе выполнения работ разрабатывается программа развития системы экологического мониторинга на территории автономного округа, производится оценка результатов производственного экологического мониторинга, осуществляемого недропользователями на лицензионных участках (по данным за последние три года). В результате будут достигнуты следующие итоги: 1. Систематизация имеющихся результатов производственного экологического мониторинга, осуществляемого недропользователями в границах лицензионных участков автономного округа. 2. Анализ существующего состояния окружающей среды в зоне влияния хозяйственной и иной деятельности недропользователей. 3. Определение территории автономного округа вне границ лицензионных участков, на которой необходимо построение сети экологического мониторинга. В дальнейшем на основе полученных данных производится подбор и закладка необходимого количества мониторинговых полигонов, осуществляется обеспечение необходимым картографическим материалом. В результате экологического мониторинга будет налажена система наблюдения за окружающей средой для предупреждения в случае экологической опасности населения и разработана система мер, направленных на максимальное устранение и уменьшение опасности воздействия вредных факторов промышленной деятельности на человека и сохранение благоприятной окружающей среды. При получении текущих параметров по результатам мониторинга возможно внесение данных в информационную базу для их актуализации на конкретную дату без повторного сплошного обследования с целью экономии денежных средств. Экологический мониторинг способствует своевременному выявлению угрозы природной среде и введению принципа обязательности компенсации ущерба, нанесенного здоровью человека и окружающей среде, и социальной защиты пострадавших по экологическим причинам. 4. Разработка и внедрение системы управления деятельностью по обращению с опасными отходами на территории автономного округа Целью работ является разработка и внедрение программного продукта по системе управления деятельностью по обращению с опасными отходами на территории автономного округа. Запыление атмосферы, вызванное выбросами промышленных объектов, транспортом, дым горящих бытовых свалок, поступление загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, нарушение и уничтожение почвенно-растительного покрова - наиболее крупные проблемы городов и поселков. Серьезную проблему представляют отходы производства и потребления. На многих земельных участках региона, находящихся во временном пользовании, производится только техническая рекультивация. Идет захламление земель, находящихся в ведении городских и сельских администраций, где отсутствуют соответствующие полигоны по захоронению твердых бытовых отходов и твердых промышленных отходов. Опасные отходы регулярно попадают в общедоступные места и городские свалки. Промышленные предприятия зачастую сбрасывают в систему коммунальной канализации сточные воды, в которых содержатся соли тяжелых металлов и ядовитые вещества, создающие проблему утилизации. Разработка и внедрение системы управления деятельностью по обращению с опасными отходами создаст необходимые предпосылки для улучшения экологической ситуации в автономном округе. Конечным результатом данной работы является разработанная и внедренная система управления деятельностью по обращению с опасными отходами, предусматривающая эффективную систему мер по организации и проведению работ с опасными отходами. В результате выполнения данного мероприятия произойдет значительное улучшение экологической обстановки, особенно в населенных пунктах автономного округа. 5. Оценка современного состояния окружающей среды участков перспективного освоения Гыданского полуострова и разработка программы экологического мониторинга на региональном уровне Целью программного мероприятия является получение объективной информации о современном состоянии окружающей среды на перспективных участках по освоению Гыданского полуострова и создание программы регионального экологического мониторинга. Для достижения обозначенной цели будут реализованы следующие работы: - оценка современного состояния окружающей среды Гыданского полуострова, включая как перспективные участки по освоению месторождений нефти и газа, так и участки, находящиеся в зоне влияния обустраиваемых и эксплуатируемых месторождений и транспортных коммуникаций; - разработка региональной программы экологического мониторинга Гыданского полуострова, включающей обоснование объемов и методов наблюдений, а также оптимальной сети пунктов и точек наблюдения. Принципиально важным является то, что экологические исследования при освоении новых территорий необходимо проводить еще до этапа геологоразведки и изысканий. Исследования будут проведены на территориях, включающих как перспективные участки по освоению месторождений нефти и газа, так и участки, находящиеся в зоне влияния обустраиваемых и эксплуатируемых месторождений и транспортных коммуникаций. Перед началом интенсивного хозяйственного освоения территории необходимо разработать программу экологического мониторинга, которая должна включать следующие этапы: - фоновый мониторинг - оценка фонового состояния объектов окружающей среды до начала геологоразведочных работ; - мониторинг состояния объектов окружающей среды в эксплуатационный период при проведении геологоразведочных и добычных работ; - мониторинг состояния объектов окружающей среды в послеэксплуатационный период эксплуатации месторождений углеводородов. Для оценки фонового состояния окружающей среды необходимо получить информацию о современных уровнях загрязнения атмосферы (по данным опробования снегового покрова), почвы, поверхностных вод и донных отложений, а также состоянии напочвенного растительного покрова. Эти данные послужат базой для ведения дальнейшего экологического мониторинга на эксплуатационном и послеэксплуатационном этапах. Для оценки фоновых показателей состояния окружающей среды выбираются три пробных площадки в местах с различным уровнем планируемой техногенной нагрузки. На каждой площадке закладываются по три пункта наблюдений, где производится отбор и дальнейший химический анализ проб природных сред: - снеговой покров - анализ на 24 показателя; - почва - анализ на 18 показателей; - поверхностные воды - анализ на 30 показателей; - донные отложения водоемов и водотоков - анализ на 18 показателей. На каждом пункте наблюдений выполняются геоботанические исследования с отбором проб напочвенного растительного покрова и дальнейшим определением видового состава и обилия растительности каждого изученного участка. Выполняется химический анализ объединенных проб растительности с каждого пункта на 18 показателей. По результатам работ будут подготовлены: 1. Отчет, содержащий информацию о современных уровнях загрязнения атмосферы (по данным опробования снегового покрова), поверхностных вод и донных отложений в зоне влияния участков перспективного освоения Гыданского полуострова. 2. Программа регионального экологического мониторинга Гыданского полуострова. На основании полученной объективной информации о современном состоянии окружающей среды на перспективных участках по освоению Гыданского полуострова будет разработана программа экологического мониторинга на региональном уровне, включающая обоснование объемов и методов наблюдений, а также оптимальной сети пунктов и точек наблюдения. 6. Формирование территориального банка данных по природным ресурсам автономного округа Работы по наполнению Территориального банка данных по природным ресурсам ведутся на протяжении ряда лет. В 2009 году планируется загрузка в банк данных информации по земельным и водным ресурсам, лесоустройству, данных, полученных в 2008 году в ходе реализации ведомственных целевых программ "Оздоровление и охрана окружающей среды на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2006 - 2008 гг.)" и "Развитие и рациональное использование земельных и водных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа (2006 - 2008 гг.)". Полученная информация позволит принимать качественные организационные решения в сфере оптимизации природно-ресурсного регулирования, обеспечивать возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, вести учет и своевременно принимать решения, направленные на стабилизацию экологической обстановки в автономном округе. V. Сроки реализации Программы Реализация Программы рассчитана на 2009 - 2011 годы. Источником финансирования Программы является окружной бюджет. Общие затраты на реализацию программных мероприятий составляют 89500 тыс. рублей, в том числе по годам: - 2009 год - 9500 тыс. рублей; - 2010 год - 40000 тыс. рублей; - 2011 год - 40000 тыс. рублей. VI. Перечень имущества, приобретаемого в рамках Программы за счет средств окружного бюджета, подлежащего оформлению в государственную собственность автономного округа, с указанием наименования имущества, источников финансирования, конечного пользователя и условий его передачи (закрепления) Приобретение имущества за счет средств окружного бюджета, подлежащего оформлению в государственную собственность, в рамках Программы не предусмотрено. VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств Реализация Программы способствует улучшению экологической обстановки на территории автономного округа. Программа нацелена на реализацию приоритетных направлений региональной политики в области экологической безопасности населения автономного округа. Осуществление данной Программы позволит продолжить мероприятия, направленные на своевременное выявление и восстановление нарушенных территорий, экосистем и природных комплексов, обеспечение экологической безопасности населения автономного округа. Мероприятия Программы способствуют своевременно выявить угрозу природной среде и ввести принцип обязательности компенсации ущерба, нанесенного здоровью человека и окружающей среде. В результате выполнения Программы будет разработана система мер, направленных на максимальное устранение и уменьшение опасности вредного воздействия результатов промышленной деятельности предприятий на человека и обеспечение и сохранение благоприятной окружающей среды и устойчивого экономического и человеческого развития. Программа разработана с учетом доходной части окружного бюджета на 2009 год и ближайшей перспективы. Расчет финансовых затрат на осуществление программных мероприятий проведен с использованием методов экспертной оценки, нормативного и балансового методов. Средства окружного бюджета привлекаются для финансирования мероприятий с учетом их характера по всем направлениям Программы через систему бюджетных факторов. Финансирование работ по Программе из окружного бюджета будет осуществляться целевым назначением через главного распорядителя кредитов - департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа. В перечень основных мероприятий, запланированных на 2009 - 2011 годы и направленных на реализацию настоящей Программы, могут вноситься коррективы в зависимости от увеличения или уменьшения окружного бюджета. Мероприятия Программы главным образом реализуются путем заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Правовым основанием для размещения государственных контрактов является Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2009 года N 98-А "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ". Заказчик анализирует ход реализации Программы и представляет ежеквартально в департамент экономики автономного округа статистическую и аналитическую информацию о ходе реализации Программы. Заказчик участвует в экспертных проверках по реализации Программы и по их результатам готовит для рассмотрения Администрации автономного округа предложения о целесообразности продолжения работ по реализации и финансированию Программы. В связи с интенсивным промышленным освоением территории автономного округа, деградацией и загрязнением окружающей среды требуется продолжение выполнения отдельных мероприятий данной Программы, направленных на обеспечение экологической безопасности населения и после 2011 года. Расчет необходимых затрат, обоснование и перечень необходимых мероприятий будет представлен в ходе выполнения данной Программы. Приложение к ведомственной целевой программе "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 - 2011 гг.)" ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (2009 - 2011 ГГ.)" ПО НАПРАВЛЕНИЮ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ (тыс. руб.) |——————|——————————————————|————————————|——————|————-—————-————-——————-————-——————| | N | Наименование | Единица |Итого |Затраты на реализацию программных | | п/п | мероприятия | измерения | | мероприятий, тыс. рублей | | | | | |————-—————|————-——————|————-——————| | | | | | 2009 год | 2010 год | 2011 год | | | | | |————|—————|————|——————|————|——————| | | | | |БДО |БПО |БДО |БПО |БДО |БПО | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1. |Выявление |количество |54000 | | | |24000 | |30000 | | |состояния и |отчетов | | | | | | | | | |улучшение | | | | | | | | | | |окружающей |(единицы) | | | | | | | | | |природной среды, |количество | | | | | | | | | |предотвращение |карт с | | | | | | | | | |деградации | | | | | | | | | | |природных |приложениями| | | | | | | | | |комплексов и | | | | | | | | | | |создание |(пояснительн| | | | | | | | | |информационной |ая записка, | | | | | | | | | |базы для | | | | | | | | | | |отслеживания |классификаци| | | | | | | | | |влияния |и) | | | | | | | | | |неблагоприятных | | | | | | | | | | |экологических | | | | | | | | | | |факторов на | | | | | | | | | | |здоровье населения| | | | | | | | | | |Ямало-Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.1. |Оценка |количество |21500 | | | |12500 | |9000 | | |экологического |отчетов | | | | | | | | | |состояния | | | | | | | | | | |территорий |(единицы) | | | | | | | | | |традиционной | | | | | | | | | | |хозяйственной | | | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | | | |коренных | | | | | | | | | | |малочисленных | | | | | | | | | | |народов | | | | | | | | | | |Ямало-Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного | | | | | | | | | | |округа, в том | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.1.1.|Муниципальное | |6500 | | | |6500 | | | | |образование | | | | | | | | | | |Ямальский район | | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.1.2.|Муниципальное | |6000 | | | |6000 | | | | |образование | | | | | | | | | | |Приуральский район| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.1.3.|Муниципальное | |9000 | | | | | |9000 | | |образование | | | | | | | | | | |Пуровский район | | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.2. |Картографическое |количество |32500 | | | |11500 | |21000 | | |обеспечение, |карт с | | | | | | | | | |создание | | | | | | | | | | |первичного |приложениями| | | | | | | | | |информационного |(пояснительн| | | | | | | | | |поля для |ая записка, | | | | | | | | | |отслеживания | | | | | | | | | | |изменений и |классификаци| | | | | | | | | |обеспечения |и) (штук) | | | | | | | | | |стабильной | | | | | | | | | | |благоприятной | | | | | | | | | | |экологической | | | | | | | | | | |обстановки на | | | | | | | | | | |территории Ямало- | | | | | | | | | | |Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного | | | | | | | | | | |округа, в том | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.2.1.|Геоботаническая | |2500 | | | | | |2500 | | |карта (карта | | | | | | | | | | |растительности) | | | | | | | | | | |на территорию | | | | | | | | | | |Ямало-Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.2.2.|Почвенная карта на| |2500 | | | | | |2500 | | |территорию | | | | | | | | | | |Ямало-Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.2.3.|Карта оленьих | |6000 | | | |6000 | | | | |пастбищ на | | | | | | | | | | |территорию Ямало- | | | | | | | | | | |Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.2.4.|Карта промысловых | |5500 | | | |5500 | | | | |угодий на | | | | | | | | | | |территорию | | | | | | | | | | |Ямало-Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.2.5.|Карта стоимости | |6500 | | | | | |6500 | | |природных | | | | | | | | | | |биологических | | | | | | | | | | |ресурсов на | | | | | | | | | | |территорию | | | | | | | | | | |Ямало-Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |1.2.6.|Карта нарушенных | |9500 | | | | | |9500 | | |земель на | | | | | | | | | | |территорию Ямало- | | | | | | | | | | |Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |2. |Создание |материалы |12500 | |4500 | |5000 | |3000 | | |(разработка) | | | | | | | | | | |системы |мониторинга | | | | | | | | | |экологического |земель | | | | | | | | | |мониторинга Ямало-| | | | | | | | | | |Ненецкого |(количество | | | | | | | | | |автономного |дел) | | | | | | | | | |округа | | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |3. |Разработка и |количество |8000 | |3000 | |5000 | |---- | | |внедрение системы| | | | | | | | | | |управления |программных | | | | | | | | | |деятельностью по |продуктов | | | | | | | | | |обращению с | | | | | | | | | | |опасными |(единицы) | | | | | | | | | |отходами на | | | | | | | | | | |территории | | | | | | | | | | |Ямало-Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |4. |Оценка |количество |13000 | | | |6000 | |7000 | | |современного |отчетов | | | | | | | | | |состояния | | | | | | | | | | |окружающей |(единицы) | | | | | | | | | |среды участков |- | | | | | | | | | | |количество | | | | | | | | | |перспективного |программ | | | | | | | | | |освоения | | | | | | | | | | |Гыданского |региональног| | | | | | | | | |полуострова и |о | | | | | | | | | |разработка |экологическо| | | | | | | | | |программы |го | | | | | | | | | |экологического |мониторинга | | | | | | | | | |мониторинга на |(единицы) | | | | | | | | | |региональном | | | | | | | | | | |уровне | | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| |5. |Формирование |база данных |2000 | |2000 | | | | | | |территориального |(справочная,| | | | | | | | | |банка данных по |векторные | | | | | | | | | |природным |слои, архив)| | | | | | | | | |ресурсам Ямало- | | | | | | | | | | |Ненецкого | | | | | | | | | | |автономного округа| | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| | |Всего | |89500 | |9500 | |40000 | |40000 | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| | НИОКР | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| | |Всего | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| | Расходы капитального характера | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| | |Всего | | | | | | | | | |——————|——————————————————|————————————|——————|————|—————|————|——————|————|——————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|