Расширенный поиск

Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.07.2009 № 381-А

 

 

 

 

         АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

    09.07.2009 г.                                           N 381-А
                            г. Салехард

 

 

        Утратило силу - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого

                           автономного округа от 01.04.2014 № 245-П

 

 

    Об утверждении окружной целевой программы "Комплексные меры
            противодействия злоупотреблению наркотиками
            и их незаконному обороту на 2010-2014 годы"

 

 

    В соответствии со статьей  179  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации, статьей 68  Устава  (Основного  закона)  Ямало-Ненецкого

автономного округа,  постановлением  Администрации  Ямало-Ненецкого

автономного  округа  от  24  января  2006  года  N 1-А   "О порядке

разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ",  в
целях реализации основных положений Послания Президента  Российской
Федерации    Федеральному    Собранию     Российской     Федерации,
совершенствования позитивных тенденций государственного влияния  на
противодействие  злоупотреблению  наркотиками  и   их   незаконному
обороту в Ямало-Ненецком  автономном  округе  Администрация  Ямало-
Ненецкого автономного округа постановляет:
    1.   Утвердить   прилагаемую   окружную    целевую    программу
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и  их
незаконному обороту на 2010-2014 годы".
    2. Контроль за исполнением настоящего  постановления  возложить
на  заместителя  Губернатора  Ямало-Ненецкого  автономного   округа
Мещерина А. Л.

 

 

    Вице-губернатор
    Ямало-Ненецкого автономного округа                 В.Н. Казарин

 

 

 

    Утверждена
    постановлением Администрации
    Ямало-Ненецкого автономного округа
    от 9 июля 2009 г. N 381-А

 

 

                    ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
         "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
      НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010-2014 ГОДЫ"

 

                         Паспорт программы

 

|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Наименование          | окружная целевая программа "Комплексные меры          |
| Программы             | противодействия злоупотреблению наркотиками и их      |
|                       | незаконному обороту на 2010-2014 годы" (далее -       |
|                       | Программа)                                            |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Основание для         | Бюджетный кодекс Российской Федерации;                |
| разработки            | Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О     |
|                       | наркотических средствах и психотропных веществах";    |
|                       | Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ     |
|                       | "Об общих принципах организации законодательных       |
|                       | (представительных) и исполнительных органов           |
|                       | государственной власти субъектов Российской           |
|                       | Федерации";                                           |
|                       | Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июня   |
|                       | 2003 года N 35-ЗАО "О профилактике наркомании и       |
|                       | токсикомании в Ямало-Ненецком автономном округе";     |
|                       | постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого    |
|                       | автономного округа N 391 от 30 мая 2001 года "О       |
|                       | наркоситуации, результатах деятельности и             |
|                       | принимаемых мерах по профилактике наркозависимости и  |
|                       | борьбе с незаконным оборотом наркотиков на            |
|                       | территории Ямало-Ненецкого автономного округа";       |
|                       | постановление Администрации Ямало-Ненецкого           |
|                       | автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А    |
|                       | порядке разработки, утверждения и реализации          |
|                       | окружных целевых программ";                           |
|                       | распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого            |
|                       | автономного округа от 5 марта 2009 года N 61-РА "О    |
|                       | разработке окружной целевой программы "Комплексные    |
|                       | меры противодействия злоупотреблению наркотиками и    |
|                       | их незаконному обороту на 2010-2014 годы"             |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Государственный       | департамент по молодежной политике Ямало-Ненецкого    |
| заказчик-координатор  | автономного округа (далее - департамент по            |
| Программы             | молодежной политике автономного округа, автономный    |
|                       | округ)                                                |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Государственные       | департамент здравоохранения автономного округа;       |
| заказчики             | департамент образования автономного округа;           |
|                       | департамент культуры автономного округа;              |
|                       | департамент информации и общественных связей          |
|                       | автономного округа;                                   |
|                       | агентство по физической культуре и спорту             |
|                       | автономного округа                                    |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Ответственные за      | Управление внутренних дел по автономному округу       |
| выполнение            | (далее - УВД по автономному округу) (по               |
| мероприятий           | согласованию); органы местного самоуправления         |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Разработчики          | департамент по молодежной политике автономного        |
| Программы             | округа                                                |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Цели и задачи         | целью Программы является сокращение масштабов         |
| Программы             | незаконного потребления наркотических средств и       |
|                       | психотропных веществ на территории автономного        |
|                       | округа, формирование в обществе ценностного           |
|                       | отношения к здоровому образу жизни и                  |
|                       | антинаркотического мировоззрения.                     |
|                       | Достижение этой цели осуществляется решением          |
|                       | следующих основных задач:                             |
|                       | - формирование и реализация единой стратегии и        |
|                       | тактики в межведомственном взаимодействии и           |
|                       | совершенствование созданной системы профилактики      |
|                       | наркомании;                                           |
|                       | - реализация комплекса мероприятий антинаркотической  |
|                       | направленности среди различных категорий населения,   |
|                       | прежде всего среди несовершеннолетних, молодежи и     |
|                       | предупреждение правонарушений, связанных с            |
|                       | незаконным оборотом наркотиков;                       |
|                       | - снижение доступности наркотических средств и        |
|                       | психотропных веществ для незаконного потребления;     |
|                       | - внедрение новых методов и средств лечения, а также  |
|                       | медицинской и социально-психологической реабилитации  |
|                       | больных наркоманией, укрепление в приоритетном        |
|                       | порядке материально-технического оснащения            |
|                       | наркологической службы в системе здравоохранения      |
|                       | автономного округа;                                   |
|                       | - организация целенаправленной информационно-         |
|                       | просветительской работы с населением по               |
|                       | антинаркотической пропаганде                          |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Сроки и этапы         | Программа реализуется в один этап, в период 2010 -    |
| реализации            | 2014 годов                                            |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Важнейшие целевые     | - доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 26   |
| индикаторы            | лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по   |
| и показатели по       | отношению к общей численности указанной категории     |
| этапам реализации     | лиц;                                                  |
| Программы             | - доля больных наркоманией с длительностью            |
|                       | объективно подтвержденной ремиссии свыше трех лет по  |
|                       | отношению к общему числу больных наркоманией;         |
|                       | - доля впервые зарегистрированных в автономном        |
|                       | округе потребителей наркотических средств, в          |
|                       | возрасте до 26 лет по отношению к общему числу лиц в  |
|                       | возрасте до 26 лет;                                   |
|                       | - количество специалистов, занятых в сфере            |
|                       | профилактики наркомании, повысивших профессиональный  |
|                       | уровень;                                              |
|                       | - охват учащихся образовательных учреждений           |
|                       | автономного округа профилактическими                  |
|                       | образовательными и коррекционными программами по      |
|                       | отношению к общему числу учащихся                     |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Основные направления  | I. Организационные и правовые меры по                 |
| реализации            | противодействию злоупотреблению наркотиками.          |
| мероприятий           | II. Профилактика злоупотребления наркотиками.         |
|                       | III. Диагностика, лечение и реабилитация лиц,         |
|                       | потребляющих наркотики без назначения врача           |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Объемы и источники    | всего на реализацию Программы из окружного бюджета    |
| финансирования        | необходимо 200000 тыс. рублей, из них:                |
|                       | 2010 год - 40521 тыс. рублей;                         |
|                       | 2011 год - 40273 тыс. рублей;                         |
|                       | 2012 год - 40870 тыс. рублей;                         |
|                       | 2013 год - 38807 тыс. рублей;                         |
|                       | 2014 год - 39529 тыс. рублей                          |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
| Ожидаемые конечные    | - сокращение масштабов незаконного потребления        |
| результаты            | наркотических средств и психотропных веществ в        |
| реализации и          | автономном округе среди молодежи;                     |
| показатели            | - снижение степени доступности наркотических средств  |
| социально-            | и психотропных веществ в целях незаконного            |
| экономической         | потребления;                                          |
| эффективности         | - увеличение количества подростков и молодежи в       |
|                       | возрасте от 11 до 26 лет, вовлеченных в               |
|                       | профилактические мероприятия в сфере незаконного      |
|                       | оборота наркотиков, по отношению к общей численности  |
|                       | указанной категории лиц;                              |
|                       | - увеличение количества больных наркоманией,          |
|                       | прошедших лечение и реабилитацию, длительность        |
|                       | ремиссии у которых составляет свыше трех лет по       |
|                       | отношению к общему количеству лиц, состоящих на       |
|                       | учете с диагнозом "наркомания";                       |
|                       | - увеличение доли выявленных потребителей             |
|                       | наркотических средств в возрасте до 26 лет по         |
|                       | отношению к общему числу лиц в возрасте до 26 лет;    |
|                       | - повышение уровня материально-технического           |
|                       | оснащения наркологической службы в системе            |
|                       | здравоохранения автономного округа;                   |
|                       | - формирование системы подготовки специалистов в      |
|                       | области профилактики наркомании;                      |
|                       | - повышение уровня организации информационно-         |
|                       | просветительской работы с населением по               |
|                       | антинаркотической пропаганде;                         |
|                       | - развитие эффективного взаимодействия с              |
|                       | общественными объединениями и традиционными           |
|                       | религиозными конфессиями по вопросам профилактики     |
|                       | наркомании                                            |
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|

 

                    I. Характеристика проблемы,
              на решение которой направлена Программа

 

    Проблема  наркомании  представляет  собой  угрозу  всем   видам
безопасности:     политической,     социальной,      экономической,
информационной, личной и др., а сама наркоситуация в России  все  в
большей  степени  становится  непосредственной  причиной  ухудшения
уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.
    Ежегодно в  стране  от  приема  наркотиков  умирает  только  по
официальным данным порядка 10 тысяч человек. По некоторым оценочным
сведениям эта цифра составляет более 30 тыс. человек, в подавляющем
числе случаев - молодых людей.
    Высокая смертность значительной части больных наркоманией  даже
при их стабильном общем числе на  деле  означает  наличие  скрытого
систематического  притока  новых  больных  вместо  выбывающих.  Как
показывает  практика,  большинство  наркозависимых  лиц  в  течение
короткого промежутка времени переходят из  разряда  трудоспособного
населения в категорию  безработных,  ведущих  антисоциальный,  а  в
некоторых  случаях  и  противоправный   образ   жизни.   При   этом
государству наносится серьезный  экономический  ущерб,  возникающий
как от производственных убытков, связанных со снижением  количества
трудовых  ресурсов,  ухудшением  демографии  в  стране,  социальных
затрат на реабилитацию  и  лечение  наркозависимых,  так  и  от  их
криминальной деятельности.
    В 2007 году на государственном учете состояло более  537  тысяч
человек, которые или больны наркоманией, или регулярно  употребляют
наркотики,   и   их   зависимость   стала   болезненной.   Согласно
международным методикам расчета реальное количество  наркозависимых
составляет примерно в 5 раз большую величину, то  есть  до  двух  с
половиной миллионов человек, или почти 2% населения страны.
    Наркообстановка, сложившаяся в  стране,  диктует  необходимость
выработки новых государственных  подходов  в  определении  целей  и
задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности.
    В   силу   своего   географического   расположения   территория
автономного  округа  не  является  транзитным  коридором   поставок
наркотиков и используется наркобизнесом в качестве  рынка  сбыта  и
получения сверхприбыли.
    Численность населения автономного округа составляет  более  542
тыс. человек, из которых 29% в возрасте от 18 до 34 лет проживает в
городах,  которые  являются   центрами   добычи   газа   и   нефти,
стратегически важными объектами для округа и Российской  Федерации.
Основной  незаконный  сбыт  наркотических  средств   происходит   в
муниципальных образованиях: город Ноябрьск,  город  Новый  Уренгой,
город Надым и Надымский район и там, где расположены стратегические
объекты нефтегазового комплекса.
    Наибольшее    количество    лиц    (79,4%),    состоящих     на
профилактическом учете  за  употребление  наркотических  веществ  с
вредными  последствиями,  проживает   в   этих   же   муниципальных
образованиях автономного округа: в городе Ноябрьске - 380  (36,2%),
в городе Новом Уренгое - 291 (27,7%),  в  Надымском  районе  -  162
(15,4%).
    В 2008 году более 80%  фактов  крупных  изъятий  наркотиков  по
классификации  Управления   Организации   Объединенных   Наций   по
наркотикам  и  преступности  приходится  на  данные   муниципальные
образования.  Наметилась  тенденция  выявления  лиц,  причастных  к
незаконному  обороту  наркотиков,  среди   работников   предприятий
топливно-энергетического комплекса.
    За период 2004-2008 годов в автономном округе, по  данным  Бюро
судебно-медицинской   экспертизы,   зарегистрировано   152   случая
летальных исходов вследствие употребления наркотических средств.
    Реализация  проектов  освоения   полуострова   Ямал   и   "Урал
промышленный - Урал  Полярный"  определяют  перспективу  расширения
производственных мощностей предприятий, увеличения числа работающих
за счет привлечения рабочей силы из других регионов России и  стран
ближнего зарубежья, развития транспортной инфраструктуры.
    По данным Управления Федеральной Миграционной службы России  по
автономному округу, в сравнении с 2004 годом отмечается  увеличение
числа лиц, поставленных на  миграционный  учет,  среди  иностранных
граждан,  лиц  без  гражданства  и  граждан  Российской  Федерации,
зарегистрированных по месту жительства.
    Статистика информационного центра  УВД  по  автономному  округу
показывает, что наметился  существенный  рост  преступлений  (более
30%), совершенных иностранными гражданами и лицами без  гражданства
(2008 год - 405, 2007 год - 292 преступления).
    В этой связи  можно  констатировать,  что  увеличение  трудовых
миграционных  потоков  может  создать  определенные  предпосылки  к
снижению уровня безопасности населения  автономного  округа,  росту
распространения наркомании.
    В  соответствии  с  планом  социально-экономического   развития
территории автономный  округ  на  ближайшие  десятилетия  останется
главным газовым плацдармом России. Инвестиционные проекты и целевые
программы за счет бюджетов всех  уровней  обеспечили  рост  объемов
строительно-монтажных работ на полуострове Ямал и геологоразведки в
зоне Полярного Урала. Это привело к решению стратегической задачи -
созданию в автономном округе второго крупного экономического района
общероссийского  значения.  Развитие  производственного  потенциала
позволит сформировать  принципиально  новые  элементы  региональной
экономики.
    Существенной преградой на пути  реализации  этих  перспективных
планов и всего  социально-экономического  развития  нашего  региона
может  стать  продолжающаяся  наркотизация  населения   автономного
округа.
    Противодействие этой угрозе требует  целостного  комплекса  мер
государственного и  общественного  воздействия,  четко  отлаженного
механизма   межведомственного    взаимодействия    и    координации
деятельности органов в сфере профилактики, в  том  числе  первичной
профилактики  в  подростковой  и  молодежной   среде,   организации
своевременного   раннего   выявления   немедицинского   потребления
наркотических   средств,   с   целью    недопущения    формирования
наркозависимости.
    Основой всей антинаркотической  политики  в  автономном  округе
должна   стать   комплексность   и   превентивность    профилактики
наркомании. В связи с этим необходимо  переходить  от  того,  чтобы
только  выявлять  и  лечить,  к  тому,  чтобы  менять  общество   и
инфраструктуры   социализации   молодежи,   организации   труда   и
жизнедеятельности. Это  требует  изменений  не  только  в  практике
наркологии, но и в переоценке системных подходов, а как результат -
к выработке стойкого социального наркоиммунитета в обществе.
    Эффективным механизмом решения проблемы наркотизации  населения
является  программно-целевой  метод  планирования  деятельности   с
четким  определением  целей  и  задач  Программы,  выбором  перечня
скоординированных  мероприятий  по  устранению  причин  и  условий,
способствующих  незаконному  распространению   наркотиков,   и   их
согласованность с реальными возможностями окружного бюджета.
    Сложившаяся на  сегодняшний  день  наркоситуация  в  автономном
округе   обусловлена   определенным   количеством    способствующих
факторов, имеющих отношение как к медицине, социологии, педагогике,
так и являющихся результатом  деятельности  тех  или  иных  органов
власти.
    Это говорит о необходимости межведомственного подхода в решении
проблемы, который обеспечит координацию и согласованность  действий
различных  субъектов   антинаркотической   деятельности   в   сфере
профилактики наркомании и токсикомании.
    Масштабы и отрицательный вектор  развития  проблемной  ситуации
свидетельствуют о том, что  она  не  может  быть  решена  в  рамках
текущего финансирования.
    С учетом изложенного ощутимо воздействовать на складывающуюся в
автономном  округе  ситуацию  с   распространением   наркомании   и
токсикомании возможно лишь программно-целевым методом,  то  есть  с
увязкой по  исполнителям,  ресурсам,  срокам  реализации  комплекса
разработанных   мероприятий,    ориентированных    на    достижение
поставленной цели в решении данной проблемы.
    Предусмотренные Программой мероприятия решают  межведомственные
задачи, которые не могут  быть  реализованы  в  рамках  отраслевого
финансирования.  Межведомственный  характер  решения   поставленных
задач достигается за счет того, что каждое мероприятие имеет  форму
проекта,   в   реализации   которого   задействовано   максимальное
количество субъектов антинаркотической деятельности по профилактике
наркомании и токсикомании.
    Такие  проекты  имеют  свою  цель,  задачи,   методы   решения,
ожидаемые результаты, методику их оценки и способствуют  реализации
целям и задачам настоящей Программы.
    Практикой доказано,  что  сосредоточение  усилий  исключительно
только на одном из направлений  антинаркотической  деятельности  не
позволяет получить  устойчивый  положительный  эффект,  на  который
рассчитана Программа в  целом.  Поэтому  необходима  комплексная  и
системная  реализация  всех  направлений,   а   именно   первичной,
вторичной и третичной профилактики в целом.  И  это,  как  показала
практика,  менее  затратный  и  более   эффективный   подход,   чем
проведение отдельно взятых мероприятий обособленно  по  каждому  из
трех определяющих направлений.
    Использование    программно-целевого    метода    в     решении
рассматриваемой проблемы  позволяет  минимизировать  потребности  в
материальных,  трудовых  и  финансовых  ресурсах   для   достижения
поставленных   целей,   обеспечивает   их   достижение   в   сроки,
определенные в настоящей Программе.
    Для решения этих задач на Ямале с 2002 года успешно реализуются
антинаркотические окружные целевые программы.
    Проводимая  в  рамках  этих   программ   деятельность   органов
исполнительной  власти   автономного   округа,   правоохранительных
органов, работа  медицинских  учреждений  и  социальных  институтов
существенно минимизирует вред,  наносимый  наркобизнесом  интересам
государства.   Это   выражается   в   ощутимом   сокращении   рядов
потенциальных  наркопотребителей  и  соответственно  в   замедлении
темпов  прироста  количества   наркобольных   и,   как   следствие,
увеличении количества социально и экономически активного  населения
автономного округа. В свою  очередь  сохранение  трудовых  ресурсов
способствует  дальнейшему  развитию   экономики,   стабилизации   и
оздоровлению демографической ситуации.
    По итогам данной работы на  территории  автономного  округа  за
последние  годы  наметились  позитивные   тенденции   в   улучшении
наркоситуации в целом, а именно:
    - уменьшилось количество лиц, состоящих на  учете  с  диагнозом
"наркомания" (2004 год - 1521 человек; 2005  год  -  1414  человек;
2006 год - 1328 человек; 2007 год - 1290 человек; 2008 год  -  1286
человек);
    - количество смертей, связанных с  передозировкой  наркотиками,
ниже средних значений по Уральскому федеральному округу и неуклонно
убывает за последние три года (2006 год - 49; 2007 год -  32;  2008
год - 9 человек);
    - снизилось количество вызовов на  станцию  Скорой  медицинской
помощи по поводу наркозависимости (2005 год - 227; 2006 год -  336;
2007 год - 191; 2008 год - 183);
    - проведение профилактических медицинских  мероприятий  оказало
влияние  на  увеличение  числа  лиц,  находящихся  в  ремиссии,   и
позволило  снизить  показатели   наркозависимости   на   территории
автономного округа.
    В  соответствии  с  целевыми  индикаторами   окружной   целевой
программы   "Комплексные   меры   противодействия   злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" в 2008 году
достигнуты следующие показатели эффективности:
    - доля подростков и молодежи  в  возрасте  от  11  до  26  лет,
вовлеченных в профилактические мероприятия, по  отношению  к  общей
численности указанной  категории  лиц  в  сравнении  с  2006  годом
(базовый показатель) увеличилась на 10% и составила 65%;
    -  доля  больных   наркоманией   с   длительностью   объективно
подтвержденной ремиссии свыше трех лет по отношению к общему  числу
больных наркоманией в сравнении с 2006 годом  (базовый  показатель)
увеличилась на 10,8% и составила 13,6%;
    - число специалистов,  повысивших  квалификационный  уровень  в
сфере профилактики наркомании, в сравнении с  2006  годом  (базовый
показатель) увеличилось на 100 человек и составило 300 человек;
    - охват учащихся образовательных учреждений автономного  округа
профилактическими  программами,  приобретенными  за  счет   средств
окружной целевой программы, по отношению к  общему  числу  учащихся
увеличился на 10% в сравнении с 2006 годом (базовый  показатель)  и
составил 70%.
    За период действия антинаркотических окружных целевых  программ
сформирована система  противодействия  распространению  наркомании,
обеспечения    организационно-методической,    координаторской    и
межведомственной работы.
    Выстроена система "обратной связи", функционирующая  на  основе
сбора информации и отчетных сведений,  что  позволяет  своевременно
оценивать   динамику    происходящих    процессов    и    принимать
управленческие решения для повышения эффективности мероприятий.
    Благодаря действенности программ удалось определить направления
работы  каждого  ведомства,  выстроить  систему   межведомственного
взаимодействия, обучить координаторов профилактических  программ  в
образовательных учреждениях, благодаря  чему  в  автономном  округе
наметились  позитивные  изменения  отношения  подростков  к  первым
пробам наркотиков, формированию ценностей здорового образа жизни  и
установке сознания на отказ от приема психоактивных веществ.
    Тем не менее  необходимость  продолжения  дальнейшей  работы  в
рамках окружной целевой  программы  вызвана  тем,  что  сложившаяся
наркоситуация  на  территории  автономного  округа,   несмотря   на
позитивные сдвиги, характеризуется сохранением негативных процессов
в  сфере  злоупотребления  наркотиками  и  незаконного  потребления
наркотических средств  и  психотропных  веществ,  что  представляет
серьезную угрозу здоровью населения, экономике автономного  округа,
правопорядку, а также безопасности в целом.
    При этом  преемственность  антинаркотических  окружных  целевых
программ в том, что каждая последующая  программа  дает  дальнейшее
развитие  базовым  принципам  системы  профилактики  наркомании   в
автономном  округе  с  более   четкими   ориентирами   и   задачами
профилактической деятельности.
    Анализ исполнения окружной целевой программы "Комплексные  меры
противодействия  злоупотреблению  наркотиками  и   их   незаконному
обороту  на  2005-2009  годы"  показал   необходимость   сохранения
программно-целевого подхода к реализации антинаркотической политики
на окружном и муниципальном уровне с обеспечением  должного  уровня
финансирования программных мер.

 

               II. Основные цели и задачи Программы

 

    Основные  цели  и  задачи  Программы   определены   исходя   из
необходимости   создания    основ    для    дальнейшего    развития
антинаркотической активности молодежи и необходимых предпосылок для
активного вовлечения молодых граждан автономного округа в борьбу  с
наркотизацией и  потребует  от  всех  участников  антинаркотической
деятельности разработки  и  последовательной  реализации  подходов,
ориентированных  на  прямое  вовлечение  молодых  людей  в  решение
собственных проблем и  общенациональных  задач,  что  соответствует
основным направлениям социально-экономического развития автономного
округа,  сегодняшней  ситуации  развития  региональной   молодежной
политики.
    Поэтому основной целью Программы является сокращение  масштабов
незаконного  потребления  наркотических  средств   и   психотропных
веществ на территории автономного округа, формирование  в  обществе
ценностного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического
мировоззрения.
    Из этого следует, что достижение  намеченной  цели  посредством
реализации тактических задач будет  иметь  стратегическое  значение
для  решения  актуальных  вопросов  обеспечения   жизненно   важных
интересов личности, общества и государства,  создание  условий  для
успешной реализации позитивной социально-экономической  политики  в
автономном округе.
    Исходя из вышеизложенного, основными задачами, решаемыми данной
Программой, являются:
    1. Формирование и  реализация  единой  стратегии  и  тактики  в
межведомственном  взаимодействии  и   совершенствование   созданной
системы профилактики наркомании.
    2.   Реализация   комплекса    мероприятий    антинаркотической
направленности среди различных категорий  населения,  прежде  всего
среди несовершеннолетних, молодежи и предупреждение правонарушений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков.
    3. Снижение доступности наркотических  средств  и  психотропных
веществ для незаконного потребления.
    4.  Внедрение  новых  методов  и  средств  лечения,   а   также
медицинской  и   социально-психологической   реабилитации   больных
наркоманией,  укрепление  в   приоритетном   порядке   материально-
технического   оснащения   наркологической   службы    в    системе
здравоохранения автономного округа.
    5. Организация целенаправленной  информационно-просветительской
работы с населением по антинаркотической пропаганде.
    В связи с  однородностью  направлений  реализации  Программы  и
пропорциональным распределением объемов ее финансирования по  годам
Программа реализуется в один этап.
    Система  показателей   и   индикаторов,   позволяющая   оценить
эффективность   реализации   Программы,   увязанная   с   решаемыми
тактическими задачами, приведена в таблице 1.

 

                                                          Таблица 1

 

                              Система
               показателей и индикаторов, увязанная
           с тактическими задачами, решаемыми Программой

 

|———————————————————————|—————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|
| Тактические задачи    | Наименование        | Еди-  | Базо-  | 2010  | 2011  | 2012  | 2013  | 2014  | Отно-  |
| (соответствующие им   | показателей         | ница  | вый    | год   | год   | год   | год   | год   | си-    |
| показатели            | (индикаторов)       | из-   | пока-  |       |       |       |       |       | тель-  |
| Программы)            |                     | ме-   | за-    |       |       |       |       |       | ный    |
|                       |                     | ре-   | тель   |       |       |       |       |       | вес    |
|                       |                     | ния   | 2008   |       |       |       |       |       | пока-  |
|                       |                     |       | года   |       |       |       |       |       | за-    |
|                       |                     |       |        |       |       |       |       |       | теля   |
|———————————————————————|—————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|
| 1. Формирование и     | 1. Доля подростков  | %     | 65     | 67    | 68    | 68    | 69    | 70    | 0,2    |
| реализация            | и молодежи в        |       |        |       |       |       |       |       |        |
| единой стратегии и    | возрасте от 11 до   |       |        |       |       |       |       |       |        |
| тактики в             | 26 лет,             |       |        |       |       |       |       |       |        |
| межведомственном      | вовлеченных в       |       |        |       |       |       |       |       |        |
| взаимодействии и      | профилактические    |       |        |       |       |       |       |       |        |
| совершенствование     | мероприятия, по     |       |        |       |       |       |       |       |        |
| созданной             | отношению к общей   |       |        |       |       |       |       |       |        |
| системы               | численности         |       |        |       |       |       |       |       |        |
| профилактики          | указанной           |       |        |       |       |       |       |       |        |
| наркомании (1-5).     | категории лиц       |       |        |       |       |       |       |       |        |
| 2. Реализация         |—————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|
| комплекса             | 2. Доля больных     | %     | 3,2    | 7,0   | 7,2   | 7,4   | 7,6   | 7,8   | 0,3    |
| мероприятий           | наркоманией с       |       |        |       |       |       |       |       |        |
| антинаркотической     | длительностью       |       |        |       |       |       |       |       |        |
| направленности        | объективно          |       |        |       |       |       |       |       |        |
| среди различных       | подтвержденной      |       |        |       |       |       |       |       |        |
| категорий             | ремиссии свыше      |       |        |       |       |       |       |       |        |
| населения, прежде     | трех лет по         |       |        |       |       |       |       |       |        |
| всего среди           | отношению к общему  |       |        |       |       |       |       |       |        |
| несовершеннолетних,   | числу больных       |       |        |       |       |       |       |       |        |
| молодежи и            | наркоманией         |       |        |       |       |       |       |       |        |
| предупреждение        |—————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|
| правонарушений,       | 3. Доля впервые     | %     | 0,017  | 0,08  | 0,08  | 0,09  | 0,09  | 0,09  | 0,1    |
| связанных с           | зарегистрированных  |       |        |       |       |       |       |       |        |
| незаконным оборотом   | в автономном        |       |        |       |       |       |       |       |        |
| наркотиков (1, 2,     | округе              |       |        |       |       |       |       |       |        |
| 3, 5).                | потребителей        |       |        |       |       |       |       |       |        |
| 3. Внедрение новых    | наркотических       |       |        |       |       |       |       |       |        |
| методов и средств     | средств в возрасте  |       |        |       |       |       |       |       |        |
| лечения, а также      | до 26 лет по        |       |        |       |       |       |       |       |        |
| медицинской и         | отношению к общему  |       |        |       |       |       |       |       |        |
| социально-            | числу лиц в         |       |        |       |       |       |       |       |        |
| психологической       | возрасте до 26 лет  |       |        |       |       |       |       |       |        |
| реабилитации          |—————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|
| больных               | 4. Количество       | чел.  | 300    | 250   | 500   | 750   | 1000  | 1250  | 0,2    |
| наркоманией,          | специалистов,       |       |        |       |       |       |       |       |        |
| укрепление в          | занятых в сфере     |       |        |       |       |       |       |       |        |
| приоритетном          | профилактики        |       |        |       |       |       |       |       |        |
| порядке               | наркомании,         |       |        |       |       |       |       |       |        |
| материально-          | повысивших          |       |        |       |       |       |       |       |        |
| технического          | профессиональный    |       |        |       |       |       |       |       |        |
| оснащения             | уровень (с          |       |        |       |       |       |       |       |        |
| наркологической       | нарастающим         |       |        |       |       |       |       |       |        |
| службы в системе      | итогом)             |       |        |       |       |       |       |       |        |
| здравоохранения       |—————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|
| автономного округа    | 5. Охват учащихся   | %     | 70     | 70    | 70    | 72    | 72    | 72    | 0,2    |
| (2, 3, 4).            | образовательных     |       |        |       |       |       |       |       |        |
| 4. Организация        | учреждений          |       |        |       |       |       |       |       |        |
| целенаправленной      | автономного округа  |       |        |       |       |       |       |       |        |
| информационно-        | профилактическими   |       |        |       |       |       |       |       |        |
| просветительской      | образовательными    |       |        |       |       |       |       |       |        |
| работы с населением   | и коррекционными    |       |        |       |       |       |       |       |        |
| по                    | программами по      |       |        |       |       |       |       |       |        |
| антинаркотической     | отношению к общему  |       |        |       |       |       |       |       |        |
| пропаганде (1, 4, 5)  | числу учащихся      |       |        |       |       |       |       |       |        |
|———————————————————————|—————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|

 

    Расчет  целевых  индикаторов  будет  проводиться  по  окончании
каждого года действия Программы по следующей методике:

 

     1. Доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 26 лет,
     вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению
     к общей численности указанной категории лиц (в процентах)

 

    1. Исходные данные.
    При расчете значения целевого индикатора применяются  данные  о
проведенных профилактических мероприятиях с подростками и молодежью
в возрасте от 11 до 26 лет.
    Источник - данные реализации Программы, обновляемые ежегодно по
отчетам  уполномоченных  органов,   ответственных   за   реализацию
Программы в муниципальных образованиях.
    2. Алгоритм расчета значений целевого индикатора.
    Значение целевого индикатора рассчитывается (в  процентах)  как
отношение числа подростков и молодежи в возрасте от 11 до  26  лет,
вовлеченных в мероприятия профилактической направленности, к общему
числу указанной категории лиц.
    3. Значение целевого индикатора.
    К концу 2010 года доля подростков и молодежи в возрасте  от  11
до   26   лет,   вовлеченных   в    мероприятия    профилактической
направленности, к  общему  числу  указанной  категории  лиц  должна
составить 67%, к концу 2014 года - 70%.
    Относительный вес целевого индикатора составляет - 0,2.

 

           2. Доля больных наркоманией, с длительностью
    объективно подтвержденной ремиссии свыше 3 лет по отношению
         к общему числу больных наркоманией (в процентах)

 

    1. Исходные данные.
    При расчете значения целевого индикатора применяются  данные  о
количестве   больных   наркоманией   с   длительностью   объективно
подтвержденной  ремиссии  свыше  трех  лет.   Источник   -   данные
департамента здравоохранения автономного округа.
    2. Алгоритм расчета значений целевого индикатора.
    Значение целевого индикатора рассчитывается (в  процентах)  как
отношение числа  больных  наркоманией  с  длительностью  объективно
подтвержденной  ремиссии  свыше  3  лет  к  общему  числу   больных
наркоманией.
    3. Значение целевого индикатора.
    К концу 2010 года  доля  больных  наркоманией  с  длительностью
объективно подтвержденной ремиссии  свыше  3  лет  к  общему  числу
больных наркоманией должна составить 7,0%,  к  концу  2014  года  -
7,8%.
    Относительный вес целевого индикатора составляет - 0,3.

 

      3. Доля впервые зарегистрированных в автономном округе
      потребителей наркотических средств в возрасте до 26 лет
       по отношению к общему числу лиц в возрасте до 26 лет

 

    1. Исходные данные.
    При расчете значения целевого индикатора применяются  данные  о
количестве впервые  зарегистрированных  потребителей  наркотических
средств в возрасте  до  26  лет.  Источник  -  данные  департамента
здравоохранения автономного округа.
    2. Алгоритм расчета значений целевого индикатора.
    Значение целевого индикатора рассчитывается (в  процентах)  как
отношение    числа    впервые    зарегистрированных    потребителей
наркотических средств в возрасте до 26 лет к общему числу лиц до 26
лет.
    3. Значение целевого индикатора.
    К  окончанию  2010   года   доля   впервые   зарегистрированных
потребителей наркотических средств в возрасте до 26  лет  к  общему
числу лиц до 26 лет должна составить 0,08%, а к концу 2014  года  -
0,09%.
    Относительный вес целевого индикатора составляет - 0,1.

 

     4. Количество специалистов, занятых в сфере профилактики
          наркомании, повысивших профессиональный уровень

 

    1. Исходные данные.
    При расчете значения целевого индикатора применяются сведения о
специалистах сферы  профилактики  наркомании,  прошедших  программу
подготовки и переподготовки, повышения квалификации и иных программ
за  год.  Источник  данных  -  годовые  отчеты  исполнителей  (либо
бюджетополучателей) Программы.
    2. Алгоритм расчета значений целевого индикатора.
    Значение   целевого   индикатора    определяется    количеством
сертификатов,   свидетельств   о   прохождении   курсов   повышения
квалификации, выданных специалистам сферы профилактики  наркомании.
Учитывается с нарастающим итогом.
    3. Значение целевого индикатора.
    К окончанию 2010 года количество специалистов  (человек)  сферы
профилактики  наркомании,  повысивших   квалификационный   уровень,
должно составлять - 250, к окончанию 2014 года - 1250 человек.
    Относительный вес целевого индикатора составляет - 0,2.

 

           5. Охват учащихся образовательных учреждений
       автономного округа профилактическими образовательными
                   и коррекционными программами,
               по отношению к общему числу учащихся

 

    1. Исходные данные.
    При расчете значения целевого индикатора применяются  данные  о
количестве учащихся образовательных учреждений автономного  округа,
охваченных  профилактическими  образовательными  и   коррекционными
программами.
    Источник данных - информационная база департамента  образования
автономного округа, отчеты уполномоченных органов, ответственных за
реализацию Программы в муниципальных образованиях.
    2. Алгоритм расчета значений целевого индикатора.
    Значение целевого индикатора рассчитывается (в  процентах)  как
отношение числа  учащихся  образовательных  учреждений  автономного
округа, прошедших обучение по  профилактическим  образовательным  и
коррекционным программам, к общему числу учащихся.
    3. Значение целевого индикатора.
    К концу 2010  года  доля  учащихся  образовательных  учреждений
автономного  округа,   прошедших   обучение   по   профилактическим
программам, должна составлять - 70%, к концу 2014 года - 72%.
    Относительный вес целевого индикатора составляет - 0,2.

 

               III. Перечень программных мероприятий

 

    Программные     мероприятия,     обеспечивающие      достижение
установленных целей и задач, распределены по следующим разделам:
    I.  Организационные  и   правовые   меры   по   противодействию
злоупотреблению наркотиками.
    II. Профилактика злоупотребления наркотиками.
    III. Диагностика,  лечение  и  реабилитация  лиц,  потребляющих
наркотики без назначения врача.
    При этом основными направлениями и мероприятиями финансирования
профилактики наркомании в автономном округе планируются:
    I.   По   разделу   "Организационные   и   правовые   меры   по
противодействию злоупотреблению наркотиками":
    - разработка и  внедрение  информационно-аналитической  системы
"Антинар ЯНАО" для целей мониторинга проникновения наркотических  и
психотропных веществ на территории автономного округа.
    Включает  ряд  мероприятий   по   организации   на   территории
автономного  округа  комплексного  мониторинга  наркоситуации   как
системы  постоянных  наблюдений,  оценки   и   прогноза   изменений
наркотизации населения для обоснования и разработки адекватных  мер
профилактического  реагирования  на  распространение  психоактивных
веществ,  гибкого  перераспределения  ресурсов,   необходимых   для
профилактических мероприятий и оценки  эффективности  принятых  мер
антинаркотической направленности;
    - проведение комплексных социологических исследований и  оценка
масштабов немедицинского потребления наркотиков.
    Комплекс   мер   для    определения    фактических    масштабов
распространения  наркотических  средств  и  психотропных   веществ,
выявления  причин   и   условий,   способствующих   злоупотреблению
наркотиками. Данные  исследования  помогут  разработать  дальнейшую
тактику целенаправленной профилактической  работы  в  муниципальных
образованиях в автономном округе.
    II. По разделу "Профилактика злоупотребления наркотиками":
    -  организация  и  проведение  семинаров,  курсов,   семинаров-
совещаний, конференций, "круглых столов" по проблемам наркомании.
    Данные   мероприятия    проводятся    с    целью    наращивания
профессионального  потенциала  региональной  системы   профилактики
злоупотребления   психоактивных   веществ,   привлечения   научного
потенциала и создания общего информационного пространства;
    -  организация  повышения  квалификации  для  работников  сферы
профилактики наркомании.
    Основными задачами данного мероприятия являются  координация  и
поддержка всех видов антинаркотической  деятельности  на  местах  и
поддержание  высокого  уровня  компетентности   лиц,   определяющих
конкретные меры  по  противодействию  наркомании  на  муниципальном
уровне;
    -  взаимодействие  с  общественными,   религиозными   и   иными
негосударственными организациями по профилактике наркомании.
    Привлечение  негосударственного  сектора   к   профилактической
деятельности   является   необходимым   условием    повышения    ее
эффективности. В автономном округе найдены  пути  взаимодействия  с
молодежными, общественными, религиозными и иными негосударственными
организациями по профилактике наркозависимости. Активно действующие
молодежные  организации  объединяют   представителей   неформальных
молодежных   объединений,   молодежных   субкультур.   Мероприятия,
организуемые в  муниципальных  образованиях,  стали  традиционными,
расширяется  круг  их   участников.   Кроме   того,   муниципальные
образования практикуют проведение широкомасштабных конференций  для
общественности;
    - организация временной занятости несовершеннолетних граждан  в
свободное от учебы время и поддержка проектов  учреждений  культуры
по организации культурно-досуговой  работы  среди  неорганизованных
детей и подростков в летний период.
    Данное направление профилактической работы как системный подход
имеет  огромное  значение  и  соответствующий  социальный   эффект.
Средства Программы будут израсходованы  на  привлечение  подростков
"группы риска" к организации и  проведению  молодежных  проектов  и
мероприятий с целью профилактики асоциального поведения;
    - подготовка волонтеров  по  программе  первичной  профилактики
наркомании.
    Подготовка волонтеров продолжится для ведения  профилактической
работы среди сверстников. При этом планируется обучение  участников
волонтерского      объединения      технологиям      информационно-
просветительской работы в  социуме  на  выездных  сборах,  с  целью
повышения  мотивации  молодежи  к  участию  в  социально   значимых
проектах.  Также  планируется  привлечь  внимание   общественности,
общественных  организаций  к  волонтерскому   движению   с   учетом
результативности  и  эффективности  деятельности  по   формированию
здорового образа жизни  среди  детей  и  молодежи  в  муниципальных
образованиях;
    - реализация мероприятий "Спорт против наркотиков".
    Проведение этих мероприятий планируется для вовлечения учащейся
молодежи  в   массовый   спорт   и   рассматривается   как   способ
общесоциальной  профилактики  злоупотребления  ПАВ.   Все   большую
популярность приобретают так называемые экстремальные виды  спорта.
Для   пропаганды   активного    отдыха    спортивно-развлекательной
направленности в муниципальных образованиях  планируется  внедрение
программ,  ориентированных  на  формирование  ценностей   здорового
образа жизни - "Спорт против наркотиков";
    - развитие службы "Телефон доверия".
    Проводится с целью анализа обращаемости населения по  проблемам
наркомании, алкоголизма и другим вопросам дальнейшего  формирования
инфраструктуры службы "Телефон доверия";
    - проведение окружных дней профилактики наркомании, фестивалей,
выставок, конкурсов, конференций, форумов, слетов "Мы  за  здоровый
образ  жизни!".  Культурно-массовые  мероприятия  для  молодежи   с
привлечением лидеров субкультур  для  пропаганды  здорового  образа
жизни.
    Данные мероприятия посвящены  здоровьесберегающим  технологиям,
экстремальным видам спорта,  молодежным  субкультурам,  современным
образовательным  технологиям,  молодежной  моде,  музыке  и  другим
составляющим разумного стиля жизни молодежи,  а  также  привлечению
внимания общественности и молодежи к проблемам общества, пропаганде
здорового  образа  жизни,  формированию  общественного  мнения   на
предмет негативного отношения к  наркотикам  и  алкоголю,  созданию
условий для организованного досуга  молодежи  посредством  развития
системы акций, фестивалей, выставок, конференций;
    -  проведение  муниципальных   акций,   фестивалей,   выставок,
конференций, слетов "Мы за здоровый образ жизни!".
    Данные мероприятия посвящены  здоровьесберегающим  технологиям,
экстремальным видам спорта,  молодежным  субкультурам,  современным


Информация по документу
Читайте также