Расширенный поиск
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2011 № 324-П ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30.05.2011 г. N 324-П г. Салехард
Утратило силу - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого
автономного округа от 10.02.2015 № 118-П
Об утверждении Методических рекомендаций
муниципальным образованиям
в Ямало-Ненецком автономном округе по разработке
и реализации муниципальных программ повышения
эффективности бюджетных расходов
В целях исполнения пункта 11 плана мероприятий по реализации Программы Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2012 года, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года N 548-П, Правительство Ямало-Ненецкого
автономного округа постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации муниципальным образованиям в Ямало-Ненецком автономном округе по разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н.Кобыкинн Утверждены
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 30 мая 2011 года N 324-П
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ПО РАЗРАБОТКЕ
И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 11 плана мероприятий по реализации Программы Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2012 года, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года N 548-П, с целью методологического обеспечения разработки и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - программа,
муниципальные образования). 1.2. В Методических рекомендациях представлены рекомендуемые для включения в программы основные разделы и возможные направления реализации данных программ. II. Структура программы
В программу рекомендуется включить следующие основные разделы: 2.1. Описание текущей ситуации (проблем) в области повышения эффективности бюджетных расходов. При описании текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов необходимо выявить основные проблемные зоны, связанные с эффективностью бюджетных расходов, выделить ключевые проблемы в бюджетном процессе, управлении финансами и имуществом муниципального образования, обозначив причины их возникновения. По каждой выделенной проблеме должен быть сформирован набор мер, направленных на ее преодоление, сформулированы условия для недопущения аналогичных проблем в будущем или снижения рисков их возникновения. Если органами местного самоуправления муниципальных образований в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих основных проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов. 2.2. Цели и задачи программы.
Программа может иметь одну или несколько целей ее реализации.
В программе рекомендуется указать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели (целей) программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения цели (целей) программы и ожидаемых результатов ее реализации. Каждая задача в отдельности должна обеспечивать достижение конкретного результата, который необходим для достижения цели (целей) программы. 2.3. Перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы. Программа должна содержать перечень мероприятий, которые предполагается реализовывать для решения задач программы, а также информацию о сроках и ожидаемых результатах их реализации. Целесообразно приводить развернутые формулировки мероприятий, отражающие характер и содержание планируемых действий.
В случае необходимости внесения изменений в действующие или принятия новых правовых актов муниципального образования для выполнения мероприятий программы соответствующий раздел может содержать их перечень. Информацию о наименованиях мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей целесообразно оформлять в виде прилагаемого к программе плана мероприятий.
2.4. Ожидаемые результаты реализации программы.
В программе рекомендуется предусмотреть возможность оценки ожидаемых результатов ее реализации, осуществляемой на основе: - показателей реализации программы, по которым планируются позитивные изменения; - отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации в муниципальном образовании в области эффективности бюджетных расходов; - иных показателей, определенных программой и характеризующих достижение целей программы и ее значение для социально- экономического развития муниципального образования (в том числе
показателей эффективности реализации программы, общую оценку вклада программы в социально-экономическое развитие муниципального образования). Целевые показатели и показатели эффективности реализации программы приводятся в годовом разрезе и за весь срок реализации в целом. Также в программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга и контроля хода исполнения программы с точки зрения достижения целей и решения поставленных задач в ежеквартальном режиме, а также требование к участникам программы по представлению регулярной отчетности. III. Направления реализации и задачи программы
Достижение целей программы должно обеспечиваться путем решения входящих в нее задач. Решение каждой задачи осуществляется путем выполнения соответствующего набора мероприятий в установленные сроки. В качестве основных направлений реализации программы могут рассматриваться следующие: Направление 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета. Задачи в рамках данного направления:
1) Утверждение основных направлений бюджетной политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период. 2) Обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств в течение финансового года. 3) Совершенствование долговой политики муниципального образования. 4) Совершенствование функций главных администраторов доходов бюджета муниципального образования, повышение их ответственности за начисление, учет и контроль за платежами в бюджет.
5) Повышение точности прогнозирования доходов бюджета муниципального образования. 6) Повышение эффективности системы предоставления налоговых льгот. 7) Повышение эффективности использования земель, а также имущественного комплекса муниципального образования. 8) Сокращение недоимки и повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования. 9) Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств (увязка с реестром муниципальных
контрактов и с ведением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств). 10) Формализация процедуры введения новых и увеличения действующих расходных обязательств. 11) Сокращение расходных обязательств муниципального образования. 12) Сокращение расходов на аппарат управления.
13) Сокращение расходов на обслуживание муниципального долга.
Направление 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления. Задачи в рамках данного направления:
1) Совершенствование порядка разработки ведомственных и долгосрочных целевых программ. 2) Обеспечение связи между программно-целевым планированием и программно-целевым бюджетом. 3) Формирование программного бюджета.
Направление 3. Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения. Задачи в рамках данного направления:
1) Усиление контроля на стадии санкционирования кассовых выплат. Повышение ответственности главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджета муниципального образования за использованием средств бюджета муниципального образования. 2) Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета муниципального образования. 3) Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования. 4) Совершенствование управления имуществом.
Направление 4. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг (выполнения работ), развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ). Задачи в рамках данного направления:
1) Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). 2) Реализация положений Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Направление 5. Совершенствование системы муниципального контроля. Задачи в рамках данного направления:
1) Повышение эффективности муниципального финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего контроля. 2) Совершенствование координации деятельности органов внутреннего и внешнего финансового контроля муниципального образования с целью повышения его эффективности. 3) Контроль соблюдения целей и условий получения бюджетных средств муниципальными автономными и муниципальными бюджетными учреждениями. 4) Совершенствование контроля муниципальных бюджетных учреждений в отношении их финансового состояния и хозяйственной деятельности. Направление 6. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами. Задачи в рамках данного направления:
1) Автоматизация управления муниципальными финансами.
2) Повышение открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и оказание муниципальных услуг. IV. Мероприятия программы
В разделе программы, посвященном системе программных мероприятий, приводится перечень основных мероприятий в разрезе выделенных направлений и задач. Каждой задаче должен соответствовать набор мероприятий, необходимый и достаточный для ее реализации. При формировании перечня мероприятий программы по каждой задаче целесообразно применять следующий порядок изложения: 1) Описание текущей ситуации.
В разделе необходимо провести инвентаризацию правовой базы в рамках рассматриваемой проблемной области, проанализировать динамику ключевых индикаторов, характеризующих состояние дел в данной сфере за период, охватывающий не менее 3 лет. 2) Мероприятия.
В разделе последовательно указываются мероприятия и сроки их реализации, связанные с решением той или иной задачи. Наименования мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы. 3) Объем финансирования мероприятий.
В разделе могут быть указаны объемы финансирования в разрезе отдельных мероприятий и общая сумма по набору мероприятий для задачи в целом. В отдельных случаях одно мероприятие может использоваться для решения нескольких задач. В подобной ситуации в целях предотвращения двойного счета его финансовое обеспечение должно учитываться однократно (в рамках решения одной задачи), а в остальных задачах - указываться справочно.
4) Ожидаемый эффект от реализации мероприятий.
Раздел должен содержать целевые показатели, показатели, характеризующие выполнение задачи и (или) мероприятий, показатели эффективности реализации программы в рамках данной задачи. Целевые показатели и показатели эффективности реализации программы приводятся за каждый год и за весь срок реализации в целом.
Для оценки результатов реализации мероприятий необходимо принимать во внимание следующие эффекты: прямой эффект - непосредственный результат выполнения, что будет сделано в комплексе мероприятий; бюджетный эффект - экономия расходов или увеличение доходов бюджета (по годам и за весь срок реализации программы); общий финансовый эффект - общий бюджетный эффект по годам и за весь срок реализации программы с учетом расходов на ее реализацию; социально-экономический эффект - влияние мероприятий на показатели социально-экономического развития муниципального образования. Наименования мероприятий, сроки их исполнения и ответственных исполнителей рекомендуется оформлять в виде плана, являющегося приложением к программе. V. Комментарии к примерному плану мероприятий по реализации
программы повышения эффективности бюджетных расходов
Направление 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета. Задача 1. Утверждение основных направлений бюджетной политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период. Среди основных направлений бюджетной политики в 2011 - 2013 годах, озвученных Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании 29 июня 2010 года, к местному самоуправлению могут быть отнесены: - повышение качества человеческого капитала;
- повышение доступности и качества муниципальных услуг;
- реализация программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Также могут быть выделены такие направления, как финансовое оздоровление системы жилищно-коммунального хозяйства, совершенствование инвестиционной политики муниципального образования. Перечень основных направлений бюджетной политики муниципального образования может быть утвержден правовым актом администрации муниципального образования. Наличие такого правового акта позволяет (в пределах компетенции органов местного
самоуправления) определить приоритеты бюджетной политики и обеспечивать их соблюдение. Задача 2. Обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств в течение финансового года. Для решения данной задачи необходимо выполнить, в частности, следующие мероприятия: 1) Утверждение порядка формирования кассового плана исполнения бюджета муниципального образования и методологии планирования временных кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года. Порядок формирования кассового плана должен включать сроки предоставления необходимой информации от главных администраторов (администраторов) доходов, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита, главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета. Методология планирования временных кассовых разрывов должна учитывать особенности налогооблагаемой базы соответствующего муниципального образования с учетом действующих нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, динамику объема бюджетных расходов в течение финансового года. 2) Утверждение основных источников покрытия временных кассовых разрывов. К источникам покрытия временных кассовых разрывов относятся остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года, заемные средства (бюджетные и коммерческие кредиты), дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Методология планирования временных кассовых разрывов может включать регламентацию порядка и источников формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов. Задача 3. Совершенствование долговой политики муниципального образования. Для решения задачи необходимо выполнить, в частности, следующие мероприятия: 1) Утверждение методологии расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период. Целями методологии являются:
- планирование объемов долговых обязательств в соответствии с рекомендациями Минфина России и принципами лучшей практики, позволяющими обеспечить финансовую устойчивость бюджета муниципального образования на весь период прогнозирования (и
заимствования); - контроль за рисками неисполнения долговых обязательств муниципального образования в зависимости от факторов их возникновения; - оценка эффективности муниципальных заимствований муниципального образования; - повышение качества прогнозирования параметров муниципального долга и расходов на его обслуживание. При этом для адекватной оценки долговой нагрузки на бюджет в составе долговых обязательств муниципального образования необходимо выделить прямые и условные обязательства. Прямые обязательства - это обязательства, которые требуют выплат процентов и/или основной суммы кредитору в установленный срок. К прямым обязательствам относятся: - кредитные соглашения и договоры;
- муниципальные займы муниципального образования, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
- договоры и соглашения о получении бюджетом муниципального образования бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
- просроченная кредиторская задолженность муниципальных учреждений муниципального образования (далее - муниципальные
учреждения), финансируемых из бюджета муниципального образования.
Условные обязательства - это обязательства по муниципальным гарантиям муниципального образования. 2) Утверждение методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета муниципального образования. Методика необходима для совершенствования порядка осуществления новых заимствований трех видов: - заимствований на рефинансирование, привлекаемых для погашения уже существующих обязательств; - заимствований на покрытие кассовых разрывов бюджета, погашаемых в пределах финансового года, в котором они
привлекаются; - заимствований, привлекаемых для финансирования инвестиционных расходов бюджета и погашаемых вне пределов финансового года, в котором они были привлечены. При расчете объема возможного привлечения новых заимствований используются понятия долговой емкости бюджета и доступной долговой емкости (для новых заимствований). Долговая емкость бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами без учета расходов на увеличение стоимости основных средств, расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности и на исполнение обязательств по гарантиям за счет бюджета в каждом отдельном году в выбранном интервале времени. Доступная долговая емкость рассчитывается как разность долговой емкости и платежей по исполнению уже принятого долга и условных обязательств. Временной интервал, по которому рассчитывается долговая емкость бюджета муниципального образования, не может быть менее трех лет. Планирование привлечения новых долговых обязательств рекомендуется производить раздельно по видам обязательств и с учетом наличия неиспользуемой ("страховочной") части. Задача 4. Совершенствование функций главных администраторов доходов бюджета муниципального образования, повышение их ответственности за начисление, учет и контроль за платежами в бюджет. Для решения задачи необходимо выполнить, в частности, следующие мероприятия: 1) Утверждение порядка исполнения функций главных администраторов доходов бюджета муниципального образования в отношении доходов от приносящей доход деятельности муниципальных казенных учреждений. Утверждение указанного порядка необходимо в связи с реализацией Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и переходом к трем типам бюджетных учреждений (автономные учреждения, бюджетные
учреждения с расширенным объемом полномочий, казенные учреждения). Муниципальное казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. 2) Утверждение порядка контроля исполнения функций главных администраторов доходов муниципального бюджета, а также ответственности за их выполнение. Контроль исполнения функций может осуществляться на основе следующих критериев: - точность прогнозирования поступлений в бюджет муниципального образования; - соблюдение сроков предоставления необходимой информации для составления финансовых планов, проектов бюджета; - выполнение плана по снижению задолженности по платежам;
- своевременный возврат излишне уплаченных платежей, процентов по ним. 3) Введение ответственности за выполнение плана по мобилизации доходов муниципального бюджета со стороны главных администраторов доходов муниципального бюджета. Наличие плана по мобилизации доходов и его выполнение позволяют улучшить показатели исполнения бюджета муниципального образования и повысить качество финансового планирования. План по мобилизации доходов может предусматривать требования по сокращению недоимки, сокращению дебиторской задолженности, повышению эффективности использования муниципального имущества. Задача 5. Повышение точности прогнозирования доходов бюджета муниципального образования. Для решения данной задачи необходимо утвердить методику прогнозирования доходов бюджета муниципального образования. Программа должна предусматривать реальное внедрение разработанной методики в практику бюджетного планирования муниципального образования. Основой для прогнозирования доходов должны служить не только показатели отчетных лет, но и изменения (в том числе предполагаемые) в структуре налогооблагаемой базы (приход новых инвесторов, ликвидация юридических лиц), изменения в бюджетном и налоговом законодательстве. Кроме того, в методике должны найти применение сценарные подходы к прогнозированию. Задача 6. Повышение эффективности системы предоставления налоговых льгот. Для решения задачи необходимо выполнить, в частности, следующие мероприятия: 1) Составление реестра налоговых льгот, установленных муниципальными правовыми актами; 2) Разработка и утверждение порядка оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Порядок должен учитывать возможный бюджетный, экономический и социальный эффект от предоставления льгот конкретным категориям налогоплательщиков. Он должен применяться к оценке планируемых к предоставлению льгот, а также к систематическому проведению мониторинга фактически предоставленных льгот. В случае если налоговые льготы направлены на стимулирование отдельных секторов экономики, это должно соответствовать приоритетам социально-экономического развития муниципального образования. 3) Переоценка эффективности налоговых льгот в соответствии с новыми критериями. Оптимизация объема и структуры налоговых льгот должна осуществляться в соответствии с общей политикой муниципалитета по поддержке отдельных секторов экономики и мониторингом эффективности предоставляемых льгот. Целесообразно установить запрет на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке их финансовой эффективности. Задача 7. Повышение эффективности использования земель, а также имущественного комплекса муниципального образования. Для решения задачи необходимо выполнить, в частности, следующие мероприятия: 1) Анализ эффективности использования муниципального имущества в целях обеспечения деятельности исполнительно- распорядительного органа и представительного органа муниципального образования, а также оказания муниципальных услуг физическим и юридическим лицам. Анализ эффективности использования муниципального имущества может быть направлен на выявление объектов собственности, не связанных с оказанием услуг в рамках полномочий органов местного самоуправления, а также объектов собственности, используемых с нарушениями, не оформленных в установленном порядке, не сданных в аренду в целях эффективного использования для пополнения бюджета. 2) Совершенствование муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления в аренду муниципального имущества. Совершенствование данной сферы деятельности органов местного самоуправления может предусматривать утверждение порядка сдачи имущества муниципального образования в аренду или внесение поправок в существующие правовые акты. При этом должны приниматься во внимание приоритеты социально- экономического развития в части поддержки отдельных видов экономической деятельности, малого предпринимательства. 3) Проведение комплекса мероприятий по оптимизации управления земельным фондом. Такого рода мероприятия могут включать проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, усиление контроля соблюдения арендаторами целевого использования земельных участков, соблюдения природоохранного законодательства, выявление возможных перекосов в кадастровой оценке земель одинаковых категорий. В практику управления земельным фондом рекомендуется внедрение геоинформационных систем (ГИС), позволяющих обрабатывать детальную информацию о местности с территориальной привязкой к актуальным картографическим данным. Задача 8. Сокращение недоимки и повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования. Для решения задачи необходимо выполнить, в частности, следующие мероприятия: 1) Создание постоянно действующей комиссии по изучению состояния налоговой базы муниципального образования, собираемости поступлений, сокращению недоимки и мобилизации доходов в бюджет муниципального образования (с учетом результатов решения задачи 6). 2) Инвентаризация и оценка потенциала повышения собираемости земельного налога в результате осуществления мероприятий по проведению и актуализации муниципальной кадастровой оценки земель. Земельный налог, как правило, составляет незначительную долю доходов местного бюджета, в связи с чем наряду с проведением кадастровой оценки земель целесообразно предпринимать меры по развитию земельного рынка, повышению стоимости земельных участков путем благоустройства территории, подведения коммуникаций и т.п. Задача 9. Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств (увязка с реестром муниципальных
контрактов и с ведением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств). Для решения задачи необходимо выполнить следующие мероприятия: 1) Внесение соответствующих изменений в правовые акты муниципального образования в части уточнения формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с увязкой с реестром муниципальных контрактов и с введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов,
абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. Мероприятие направлено на полный учет расходных обязательств при составлении проекта бюджета и своевременное проведение корректировок реестра расходных обязательств при изменении условий по имеющимся муниципальным контрактам. 2) Внесение изменений в муниципальные правовые акты в части уточнения формы и порядка ведения реестра расходных обязательств в связи с переходом на его ведение в разрезе муниципальных услуг. Реализация мероприятия необходима в связи с переходом на новый формат предоставления муниципальных услуг (формирование
задания, использование стандартов качества оказания услуг), а также с внедрением программного бюджета. Задача 10. Формализация процедуры введения новых и увеличения действующих расходных обязательств. Для решения задачи необходимо выполнить следующие мероприятия: 1) Утверждение порядка принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств. Порядок должен включать формализованный алгоритм принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств. Ранжирование расходных обязательств по уровню значимости позволит осуществлять приоритетное финансирование наиболее важных расходных статей. Кроме того, данный механизм должен препятствовать принятию новых (увеличению действующих) расходных обязательств при отсутствии соответствующих источников финансирования. 2) Утверждение порядка индексации действующих расходных обязательств. Утверждение порядка индексации действующих расходных обязательств будет содействовать повышению качества бюджетного процесса на стадии планирования расходной части бюджета муниципального образования в очередном финансовом году и плановом периоде.
Формализованный порядок индексации с привязкой к динамике конкретных экономических показателей (изменение тарифов, уровня
инфляции), влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг, позволит повысить прозрачность процедуры планирования. Задача 11. Сокращение расходных обязательств муниципального образования. Для решения данной задачи необходима реализация соответствующего комплекса мероприятий. В частности, сокращение и консолидация расходных обязательств муниципального образования позволит сконцентрировать ограниченный объем бюджетных средств на решении наиболее важных и приоритетных задач и перейти к одноканальным механизмам финансирования с целью повышения прозрачности финансовых потоков. Задача 12. Сокращение расходов на аппарат управления.
Для решения задачи необходимо выполнить следующие мероприятия: 1) Проведение оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления с целью сокращения дублирования функций и полномочий. Оптимизация полномочий органов местного самоуправления предусматривает разработку регламентов деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования, порядков и положений по процедурам оказания муниципальных услуг. 2) Проведение оптимизации численности муниципальных служащих.
Оптимизация численности муниципальных служащих может осуществляться как за счет устранения дублирования функций, так и путем передачи части функций и штатной численности в подведомственные муниципальные бюджетные учреждения. Оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления будет способствовать переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами муниципальной власти в электронной форме (формирование "электронного правительства"). Необходимо рассмотреть возможность передачи части функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг). Задача 13. Сокращение расходов на обслуживание муниципального долга. Решение данной задачи должно осуществляться параллельно с мероприятиями по совершенствованию долговой политики муниципального образования (задача 3). В целях снижения расходов на обслуживание долговых инструментов целесообразно разработать порядок мониторинга условий предоставления заемных средств кредитными организациями, который может предусматривать периодические обследования рынка заемного капитала, а также ведение базы данных о кредитных организациях силами уполномоченного органа местного самоуправления. Направление 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления. Задача 14. Совершенствование порядка разработки ведомственных и долгосрочных целевых программ. Для решения задачи необходимо выполнить следующие мероприятия: 1) Внесение изменений в муниципальные правовые акты по разработке, реализации, оценке эффективности и корректировке ведомственных и долгосрочных целевых программ муниципального образования в связи с формированием программного бюджета. Мероприятие направлено на адаптацию ведомственных и долгосрочных целевых программ к новым принципам программного бюджета. В рамках нового подхода к формированию программного бюджета предполагается переход к системе муниципальных программ, создаваемых на базе долгосрочных целевых программ. В форму подпрограмм планируется трансформировать ведомственные целевые программы. Вносимые изменения в первую очередь должны учитывать возможность представления бюджета муниципального образования в разрезе долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, устанавливать требования к достижению плановых результатов, увязанных с бюджетным циклом, группировать долгосрочные целевые программы и ведомственные целевые программы по общности решаемых задач (социальная политика, национальная
экономика и пр.). Ведомственная целевая программа - увязанный по задачам, ресурсам, срокам осуществления комплекса мероприятий, реализуемых одним ведомством, обеспечивающих эффективное решение приоритетных внутриотраслевых задач в сфере социально-экономического развития муниципального образования, описываемых измеряемыми индикаторами оценки. Ведомственные целевые программы формируются главными распорядителями средств муниципального бюджета - субъектами бюджетного планирования муниципальных образований (далее -
субъекты бюджетного планирования) в двух видах: - целевая программа ведомства - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленный на изменение качества выполнения постоянных функций субъектов или бюджетного планирования либо на реализацию установленных приоритетов развития муниципального образования; - аналитическая программа ведомства - группировка расходов бюджета, выделяемых в аналитических целях при подготовке доклада
о результатах и основных направлениях деятельности (далее -
ДРОНД) субъекта бюджетного планирования и направленных на решение
конкретной тактической задачи, описываемой целевыми индикаторами. Аналитическая программа ведомства направлена на реализацию функций субъекта бюджетного планирования, носящих постоянный характер, в том числе на оказание бюджетных услуг. Реализация аналитических программ ведомств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований субъекту бюджетного планирования на исполнение действующих расходных обязательств. Целевые показатели (индикаторы) для каждой ведомственной целевой программы формируются для оценки хода исполнения и конечных результатов реализации функций, достижения целей и решения задач субъектов бюджетного планирования. Целевые показатели (индикаторы) целевых программ ведомств утверждаются нормативным правовым актом муниципального образования об утверждении программы. Основные положения, целевые показатели (индикаторы) и параметры ведомственных целевых программ включаются в ДРОНДы субъектов бюджетного планирования.
Целевая программа ведомства должна содержать обоснование и расчет потребности в бюджетных средствах на очередной финансовый год и плановый период. Проекты целевых программ ведомств целесообразно направлять на экспертизу в уполномоченный орган местной администрации муниципального образования. В случае если для решения поставленных задач требуется участие нескольких ведомств, то данная целевая программа является долгосрочной муниципальной целевой программой. Инициаторами разработки долгосрочной целевой программы может выступать местная администрация муниципального образования и иные органы местного самоуправления. В порядке разработки, реализации, оценки эффективности и корректировки ведомственных и долгосрочных целевых программ должна быть закреплена процедура изменения или досрочного прекращения финансирования программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации. В этой связи повышенное внимание должно уделяться установлению показателей (индикаторов), мониторингу их достижения. Перечень и объемы финансирования программ и мероприятий должны соответствовать приоритетам социально-экономического развития муниципального образования. Результаты мониторинга ведомственных и долгосрочных целевых программ и отчеты об их реализации рекомендуется публиковать в печатных средствах массовой информации (далее - СМИ) и сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления. 2) Приведение содержания действующих муниципальных ведомственных и долгосрочных целевых программ к единой форме. Мероприятие направлено на приведение ведомственных и долгосрочных целевых программ в соответствие с требованиями, предъявляемыми к составлению программ с учетом перехода к новым принципам программного бюджета. Ведомственные и долгосрочные целевые программы должны быть составлены в соответствии с утвержденной структурой с выделением следующих основных блоков: - паспорт программы;
- характеристика проблемы, на решение которой направлена программа; - цель, задачи, целевые показатели (индикаторы), сроки и этапы реализации; - система мероприятий программы;
- ресурсное обеспечение программы;
- механизм реализации программы, контроль за ходом ее реализации; - оценка эффективности реализации программы.
Задача 15. Обеспечение связи между программно-целевым планированием и программно-целевым бюджетом. Решение задачи предусматривает реализацию следующих мероприятий: 1) Внесение изменений в формат ДРОНДов субъектов бюджетного планирования. Подготовка ДРОНДов субъектов бюджетного планирования осуществляется с целью расширения сферы применения и повышения качества методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат, исходя из установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств. ДРОНД должен включать следующие разделы:
- цели, задачи и показатели деятельности субъекта бюджетного планирования. Цели и задачи ДРОНДа должны быть четко сформулированы и направлены на повышение качества работы ведомства и оказываемых им услуг; - расходные обязательства и формирование доходов субъекта бюджетного планирования; - обоснование действующих и (или) планируемых целевых программ, а также непрограммной деятельности; - распределение расходов по целям, задачам и программам. Включаемые в состав ДРОНДа программы должны отвечать долгосрочным стратегическим целям ведомства, их реализация должна осуществляться на основе среднесрочного бюджетного планирования; - результативность бюджетных расходов субъекта бюджетного планирования. В рамках совершенствования порядка использования ДРОНДов необходимо особое внимание уделить установлению показателей (индикаторов) эффективности бюджетных расходов и усилению контроля за достижением плановых результатов.
2) Утверждение формата ДРОНДа для уровня муниципальных учреждений. Составление ДРОНДа на уровне муниципальных бюджетных учреждений позволит повысить качество финансового планирования деятельности данных учреждений с учетом необходимости достижения целевых показателей. Задача 16. Формирование программного бюджета.
Для решения задачи необходимо выполнить следующие мероприятия: 1) Внесение изменений в муниципальные правовые акты о бюджетном процессе, а также иные правовые акты муниципального образования в части создания правовой базы для перехода к формированию бюджета муниципального образования на основе программно-целевого принципа. Данное мероприятие предполагает переход главных распорядителей средств муниципального бюджета совместно с финансовым органом муниципального образования к планированию муниципального бюджета в форме перечня муниципальных программ (аналог государственных программ на федеральном уровне, Порядок
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|