Расширенный поиск
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.05.2016 № 496-ППРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 мая 2016 г. № 496-П г. Салехард Об утверждении комплексной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Доступная среда» на 2016 – 2020 годы» (В редакции Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.08.2016 № 783-П) В целях формирования системного комплексного подхода к решению вопросов обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую комплексную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Доступная среда» на 2016 – 2020 годы». 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2016 года № 496-П ПАСПОРТ комплексной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Доступная среда» на 2016 – 2020 годы» (В редакции Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.08.2016 № 783-П)
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в России обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Данные конституционные нормы получили свое развитие в основных стратегических документах Российской Федерации. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки в Российской Федерации является реабилитация и социальная интеграция инвалидов. В рамках данного направления решаются задачи повышения уровня социальной интеграции инвалидов и реализации мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта. Учитывая, что в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839, среди ключевых мер для сохранения и развития человеческого потенциала названы мероприятия по обеспечению равного доступа ко всем сферам социальной жизни для особой категории населения путем адаптации объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации мер по обеспечению доступа инвалидов к объектам информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы. Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности путем проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) в соответствии с Федеральным регистром лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, по состоянию на 01 октября 2015 года проживают 15 727 инвалидов, в том числе: - 23 инвалида Великой Отечественной войны и 21 участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом; - 21 военнослужащий, ставший инвалидом вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы; - 10 бывших несовершеннолетних узников, инвалидов; - 2 686 инвалидов 1 группы, 4 901 инвалид 2 группы, 6 037 инвалидов 3 группы и 2030 детей-инвалидов. Наибольшая численность инвалидов проживает в городах Ноябрьске, Новом Уренгое, Салехарде. Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» ежегодно впервые признаются инвалидами около полутора тысяч человек. По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения на протяжении нескольких лет в автономном округе в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы. Среди детского населения в тройке причин первичной инвалидности – болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Характеризуя повторное освидетельствование инвалидов среди лиц старше 18 лет, в первой тройке болезней стабильно находятся болезни системы кровообращения, психические расстройства и болезни костно-мышечной системы. Доля инвалидов по зрению и слуху в автономном округе невелика, вместе с тем данной категории граждан также в полной мере должна быть обеспечена возможность индивидуальной мобильности на объектах социальной и транспортной инфраструктуры. С учетом граждан, относящихся к иным МГН (лица пожилого возраста, беременные женщины, граждане с детскими колясками, дети дошкольного возраста), доля МГН составляет около 20% от общей численности населения автономного округа. В автономном округе большое внимание уделяется вопросам формирования доступной среды. При проектировании новых объектов социальной инфраструктуры в задании на проектирование (техническое задание) объекта в обязательном порядке включаются требования действующих норм и правил по обеспечению условий жизнедеятельности МГН. Кроме того, начиная с 2010 года, в автономном округе проводится системная работа по адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктуры к потребностям инвалидов. В первую очередь адаптируются объекты, включенные в перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры, нуждающихся в первоочередной адаптации (далее – перечень приоритетных объектов). Перечень приоритетных объектов согласован с общественными организациями инвалидов. В 2014 году в него входило 110 объектов, с 2015 года включено 115 объектов. В случае отсутствия возможности приспособления объекта из-за конструктивных и технических характеристик принимаются меры по обеспечению условий для доступа инвалидов на объект с помощью мобильных вспомогательных технических устройств. В автономном округе осуществляются работы по строительству и модернизации улично-дорожной сети. В целях обеспечения доступности услуг наземного городского пассажирского автотранспорта наряду с низкопольными автобусами, оборудованными специальными приспособлениями для перевозки МГН, в 10 из 13 муниципальных образованиях в автономном округе функционируют службы «Социальное такси», созданные при организациях социального обслуживания. Все службы «Социальное такси» оснащены специализированным автотранспортом с системой автоматической низкой посадки. На железнодорожном транспорте услуги МГН оказываются в специализированных купе пассажирских поездов «Москва – Новый Уренгой», «Екатеринбург – Новый Уренгой», «Москва – Лабытнанги». В целях обеспечения доступности образовательных услуг в автономном округе создаются условия для инклюзивного образования, внедряются дистанционные формы обучения. Важная роль в социальной интеграции инвалидов отводится организациям культуры. Государственными и муниципальными учреждениями культуры проводится планомерная работа по разработке и реализации мероприятий, направленных на социальную реабилитацию людей с ограниченными возможностями. Формат таких мероприятий разнообразен: проведение культурно-образовательных, культурно-массовых и организационно-творческих мероприятий, спектаклей, экскурсий, кинолекториев, концертных программ, в том числе выездных и филармонических, и иных мероприятий. Комплексный подход к решению вопросов формирования доступной среды в автономном округе позволил только за последние два года почти в три раза увеличить долю доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в автономном округе (с 15,2% в 2013 году до 41% в 2015 году). Вопросы по формированию доступной среды в автономном округе регулярно рассматриваются на заседании Координационного совета по делам инвалидов при Губернаторе автономного округа (далее – Координационный совет), который образован в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 22 апреля 2009 года № 47-ПГ в целях обеспечения согласованных и эффективных действий исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений инвалидов, организаций, участвующих в реализации на территории региона государственной политики в отношении инвалидов, принятия дополнительных мер по улучшению положения инвалидов в автономном округе. В состав Координационного совета входят представители шести общественных организаций инвалидов, в том числе одной региональной. Региональные отделения всероссийских общественных организаций инвалидов в автономном округе отсутствуют. Аналогичные координационные советы созданы во всех муниципальных образованиях региона. Несмотря на положительные тенденции в сфере реабилитации, социальной интеграции инвалидов и формировании доступной среды, в автономном округе остается нерешенным ряд проблем: - низкий уровень обеспеченности организаций, предоставляющих услуги населению, специалистами, владеющими русским жестовым языком; - недостаточное количество мероприятий (фестивали, конкурсы, концерты и так далее) интеграционного характера; - отсутствие кинотеатров, оснащенных необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием; - расположение части объектов социальной инфраструктуры в зданиях, где отсутствует возможность приспособления объекта к потребностям инвалидов и других МГН из-за конструктивных проблем; - и другие. Для решения имеющихся проблем и обеспечения преемственности мер по формированию доступной среды работа по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг должна быть продолжена. Для повышения ее эффективности как на региональном уровне, так и во всех муниципальных образованиях в автономном округе утверждены соответствующие планы мероприятий. Одним из механизмов, позволяющих достигнуть положительных результатов в области обеспечения доступности социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН, является применение программно-целевого метода. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить к началу 2021 года на территории автономного округа значительное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и услуг. Использование программно-целевого метода для решения стоящих целей и задач, привлечение финансирования для решения обозначенных проблем из бюджетов разных уровней обусловлено: - необходимостью межведомственного подхода; - сложностью и многообразием задач; - необходимостью выполнения крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов. Основанием для разработки Программы являются следующие нормативные правовые акты: - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; - постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 года № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»; - приказ Минтруда России от 06 декабря 2012 года № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»; - постановление Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» (далее – Стратегия социально-экономического развития автономного округа); - постановление Правительства автономного округа от 30 сентября 2015 № 941-П «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе». В целях обеспечения правовых основ для реализации Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в 2015 году внесены изменения в законодательство автономного округа в сфере занятости, образования, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, торговли, транспорта, строительства и жилищной политики. Решение имеющихся проблем в области формирования доступной среды на основе программно-целевого метода позволит: - выработать и осуществить плановые управленческие решения, основанные на комплексном анализе проблем в рассматриваемой сфере; - разработать и реализовать систему мер и действий, направленных на достижение поставленных целей и задач; - более тщательно отследить эффективность использования бюджетных ресурсов, направляемых на решение проблемы. Отказ от программно-целевого метода в решении обозначенных проблем может привести к ряду негативных социальных последствий: - увеличению степени инвалидизации населения автономного округа и, как следствие, снижению числа трудоспособного населения; - усугублению процессов изоляции инвалидов, лишению их возможности самообслуживания, трудоустройства, доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры. Характер настоящей Программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой: - неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий; - недостаточные гибкость и адаптируемость настоящей Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти; - дублирование и несогласованность действий соисполнителей при реализации мероприятий в рамках Программы; - пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций инвалидов в рамках реализации мероприятий Программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам. В рамках реализации настоящей Программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации: 1) финансовый риск реализации настоящей Программы связан с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести как к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств консолидированного бюджета автономного округа, федерального бюджета, так и к недостатку внебюджетных источников финансирования. Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий настоящей Программы; 2) риск отсутствия ожидаемых конечных результатов настоящей Программы является типичным при выполнении комплексных программ, и на его минимизацию могут быть направлены меры по планированию работ, в частности, формирование плана реализации настоящей Программы, содержащего перечень мероприятий настоящей Программы, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников. Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач Программы, и меры по их минимизации предпринимаются ответственным исполнителем Программы при управлении Программой, в том числе при организации работы Координационного совета. II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы Целью настоящей Программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в автономном округе. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: 1) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в автономном округе; 2) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта, занятости населения в автономном округе; 3) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в автономном округе. По итогам каждого года реализации Программы планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы, расходования средств на основе оценки достижения плановых значений основных целевых индикаторов и показателей. Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, предусмотрена приложением № 1 к Программе. Методика расчета показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении № 2 к Программе. III. Сроки и этапы реализации Программы Реализация Программы рассчитана на 2016 – 2020 годы. Этапы реализации Программы: 1 этап – 2016 – 2019 годы (период активной реализации); 2 этап – 2020 год (аналитико-коррекционный период). IV. Перечень программных мероприятий Решение задач, поставленных настоящей Программой, предполагается в рамках основных трех направлений: 1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в автономном округе. 2. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта, занятости населения в автономном округе. 3. Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в автономном округе. В рамках направления 1 для решения задачи 1 предполагается реализация следующих мероприятий: - актуализация региональной нормативной правовой базы в сфере формирования доступной среды путем приведения ее в соответствие c федеральным законом от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»; - формирование организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности. В рамках направления 2 для решения задачи 2 предполагается реализация мероприятий по адаптации объектов здравоохранения, социальной защиты населения, образования, физической культуры и спорта, занятости населения, культуры, транспорта, информации и связи, оснащению кинотеатров необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием, обеспечению доступности услуг путем изменения порядка их предоставления, оказанию инвалидам дополнительной помощи при их получении, осуществлению иных мероприятий, направленных на повышение доступности и качества услуг. Создание круглосуточных диспетчерских центров связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи в настоящее время не планируется, так как на территории автономного округа проживает незначительное количество инвалидов, имеющих ограничение по слуху и зрению (763 человека), при этом в отдельно взятом муниципальном образовании в автономном округе – от 1 до 30 человек. На Ямале отсутствует отделение Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых. Существующие общественные организации инвалидов с просьбой создать диспетчерские службы не обращались. В рамках направления 3 для решения задачи 3 предполагается реализация мероприятий по организации и проведению общественно-просветительных кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других МГН, организации и проведению совместных (интегративных) мероприятий в сфере культуры, а также других мероприятий. Перечень мероприятий Программы представлен в таблице. Таблица тыс. рублей
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|