Расширенный поиск

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 28.02.2002 № 465

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 28.02.2002 г. N 465
        г. Челябинск

     О реализации программы
     социально-экономического
     развития города Карабаша
     на 2000-2005 годы и
     Программы развития
     цветной металлургии
     Челябинской области
     (медная подотрасль)
     в городах Карабаше и
     Кыштыме


     Законодательное собрание Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Информацию  о  реализации  программы  социально-экономического
развития  города  Карабаша  на  2000-2005  годы  и  Программы развития
цветной металлургии Челябинской области (медная подотрасль) в  городах
Карабаше и Кыштыме принять к сведению.
     2. Отметить,  что в  результате  реализации  программных  мер  по
развитию  экономической  базы  города  Карабаша  к  началу  2002  года
произошло существенное улучшение социально-экономического положения  и
экологической  обстановки  в  городе  Карабаше  и  прилегающих  к нему
районах.
     3. Отметить,  что  дальнейшее  выполнение  программ социального и
экономического развития города Карабаша  значительно  осложнено  из-за
попыток дестабилизировать         производственную        деятельность
градообразующего предприятия ЗАО "Карабашмедь".
     4. Подготовить  обращение  Законодательного  собрания Челябинской
области  к  Президенту  Российской  Федерации,  Государственной   Думе
Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю
Президента  Российской  Федерации  в  Уральском  федеральном   округе,
Генеральному  прокурору  Российской  Федерации  в  связи  с ситуацией,
сложившейся в  городах  Карабаше  и  Кыштыме  Челябинской  области,  и
проинформировать  их  о  реализации программы социально-экономического
развития города  Карабаша  на  2000-2005  годы  и  Программы  развития
цветной металлургии Челябинской области (медная подотрасль).


     Председатель
     Законодательного собрания               В.Ф. Давыдов


      Информация о реализации программы социально-экономического
             развития города Карабаша на 2000-2005 годи и
      Программы развития цветной металлургии Челябинской области
           (медная подотрасль) в городах Карабаше и Кыштыме

     Депутатская комиссия во главе  с  председателем  Законодательного
собрания   Челябинской   области,  ознакомившись  с  ходом  реализации
программы  социально-экономического  развития   города   Карабаша   на
2000-2005  годы  и  выполнением Программы развития цветной металлургии
Челябинской области (медная подотрасль), отмечает следующее.
     Карабашский медеплавильный  комбинат,  основанный в 1910 году,  в
тридцатые    годы    служивший     научно-производственным     центром
медеплавильного    производства    страны,   являлся   градообразующим
предприятием  города  Карабаша.  Комбинат  десятилетиями   использовал
устаревшие,  экологически  опасные  технологии  производства  черновой
меди,  что в конечном итоге привело к появлению  комплекса  сложнейших
социальных  и экологических проблем.  Предпринятые в начале 90-х годов
попытки решить их на государственном уровне  через  перепрофилирование
комбината  не  увенчались  успехом.  Министерство  цветной металлургии
фактически бросило на произвол судьбы как комбинат,  так  и  население
города.  Отсутствие  государственного  финансирования  при  все  более
ухудшавшейся   экологической    обстановке    и    активной    позиции
общественности  привели  в  1991 году к полной остановке комбината.  В
результате за несколько  лет  Карабаш  занял  "лидирующие"  позиции  в
России    не    только    по   экологическому   загрязнению,   которое
соответствовало критериям зоны экологического бедствия, но и по уровню
безработицы,  преступности,  самому низкому уровню жизни населения. От
более чем сорокатысячного населения в города осталось  четырнадцать  с
половиной   тысяч   человек.  Значительной  деградации  подверглось  и
городское хозяйство.
     Прекращение производства   черновой  меди  в  городе  Карабаше  и
введение  органами   государственной   власти   Свердловской   области
дискриминационных  мер  на поставку этого вида продукции в Челябинскую
область, предусматривающих практически взимание сборов при пересечении
товарами  границ  Свердловской области (отменены Конституционным судом
РФ),  поставили на грань остановки ЗАО  "Кыштымский  медеэлектролитный
завод"  (ЗАО  "КМЭЗ"),  которое  является градообразующим предприятием
соседнего города Кыштыма.
     Для выхода  из  данной  ситуации,  учитывая  наличие значительных
запасов меднорудного сырья  в  регионе,  постановлением  Правительства
Челябинской  области  от  10  апреля  1997 года N 16-п была утверждена
Программа развития цветной  металлургии  Челябинской  области  (медная
подотрасль).
     Стратегия Программы состояла в  создании  на  территории  области
замкнутого    цикла    по    производству   меди   -   от   поисковых,
геолого-разведочных работ,  организации добычи и переработки  руд,  до
производства   черновой   и   рафинированной   меди   с  после  дующей
переработкой в продукцию более высокой степени готовности.
     В 1998   году   в   рамках   Программы   на  базе  разрушенных  и
разворованных производственных мощностей Карабашского  медеплавильного
комбината  было  создано  ЗАО  "Карабашмедь".  При  этом собственность
распределилась следующим образом:
     75,5 процента акций - ЗАО "КМЭЗ";
     14,49 процента-ОАО "Карабашский медеплавильный комбинат";
     10,01 процента-000 "Корпорация Инвестиционные технологии".
     В активах  ОАО  "Карабашский  медеплавильный  комбинат"  остались
размороженное  здание заводоуправления,  транспортный цех со списанной
автотранспортной техникой, склады и металлолом.
     В последующие  годы,  за счет трудовых ресурсов и на средства ЗАО
"Кыштымский  медеэлектролитный  завод",  практически  из   руин   было
восстановлено    основное   производство,   вспомогательные   корпуса,
энергохозяйство, транспортные цехи, подъездные пути, бытовые помещения
ЗАО  "Карабашмедь".  Реанимировано производство черновой меди,  выпуск
которой  в  2001  году  составил  41738  тонн,  сформирован   трудовой
коллектив  численностью  1400  человек,  обеспечена регулярная выплата
заработной платы,  достигшей в декабре 2001 года  среднего  размера  в
5500  рублей,  обеспечены  полные  и регулярные платежи в бюджета всех
уровней.
     В рамках  Программы  проводится масштабная работа по радикальному
решению одной из главных проблем города - экологической.  С этой целью
ведется  строительство комплекса по утилизации сернистых газов.  Общая
стоимость данного проекта - 42,6 миллиона долларов США.
     К реализации проекта привлечены технологии и оборудование ведущих
западноевропейских фирм  -  "ЛИНДЕ"  (Германия),  "БОЛИДЕН"  (Швеция),
"ХАЛЬДОР ТОПСЕ"  (Дания).  В  2001 году в рамках первого этапа данного
проекта закончено строительство и пущена  в  эксплуатацию  кислородная
станция  мощностью  5000  м3  кислорода  в час.  В мае 2002 года будут
введены  в  строй  установка  мокрой   очистки   газов   и   оборотное
водоснабжение,  что  позволит  полностью  решить  проблему улавливания
соединений тяжелых металлов медеплавильного производства.
     Во второй  половине 2002 года будет завершена реализация третьего
этапа проекта - улавливание и утилизация сернистых  газов  с  попутным
производством  высококачественной  серной кислоты.  Более 75 процентов
оборудования для данного производства уже оплачено и получено.
     В перспективе  намечена  замена существующих плавильных агрегатов
на более современные.
     В итоге  глубокой  реконструкции предприятия ожидается сокращение
санитарно-защитной   зоны   ЗАО   "Карабашмедь"   до   границ   самого
предприятия.  Для  восстановления  предприятия и решения экологических
проблем ЗАО "КМЭЗ" уже инвестировало более 2 млрд.  рублей собственных
средств   и   привлекло   долгосрочные  кредиты  Сбербанка  Российской
Федерации в сумме 35 млн. долларов США.
     В целях  развития сырьевой базы было создано ЗАО "Александрийская
горнорудная компания". Компания стабильно наращивает добычу и поставки
медного концентрата,  которые в 2001 году составили более 1100 тонн по
меди, осуществлен пуск горно-обогатительной фабрики.
     Необходимо отметить,   что   органы  власти  Челябинской  области
предпринимали также меры по привлечению средств  федерального  бюджета
для  решения экологических и социальных проблем города Карабаша.  Были
разработаны и утверждены две федеральные программы,  в рамках  которых
предполагалось    решение   некоторой   части   накопившихся   проблем
(постановления Правительства РФ N 1369 от 16 ноября 1996 года и N 1462
от 7  декабря  1996  года),  однако  их  реального  финансирования  из
федерального бюджета практически не осуществлялось.
     Учитывая это,  была  принята  программа  социально-экономического
развития города Карабаша на 2000-2005 годы (утверждена  постановлением
Законодательного собрания Челябинской области от 30 ноября 2000 года N
1017), где основная финансовая нагрузка возлагалась на ЗАО "Кыштымский
медеэлектролитный завод" и ЗАО "Карабашмедь".
     Программа предусматривает реализацию кардинальных мер по развитию
экономической базы, по поддержке социальной и инженерной инфраструктур
города на основе эффективного управления воспроизводством и  развитием
доходной   сферы   города   Карабаша.   На   финансирование  Программы
предусмотрена 1,5 млрд. рублей, из них: 85 % - средства предприятий, 10
%  -  средства  бюджетов,  5  %  -  экологического и дорожного фондов.
Намеченные  Программой   мероприятия   позволят   обеспечить   горожан
качественными услугами согласно стандартам и нормативам потребления.
     В 2001 году на выполнение Программы израсходовано 315,8 млн. руб.
из всех источников финансирования,  из них средства предприятий города
составили 265,8 млн.  руб.,  федерального бюджета  -  8,5  млн.  руб.,
областного бюджета  - 7,3 млн.  руб.,  средства местного бюджета - 5,9
млн. руб. Выполнено 44 запланированных мероприятия.
     За 2001 год предприятиями города Карабаша произведено продукции в
действующих ценах на сумму 760,6 млн.  рублей  при  плане  602,5  млн.
рублей, в том числе доля ЗАО Карабашмедь" составила 539,4 млн.  рублей
при плане 430,9 млн.  рублей.  По договорам о  социально-экономическом
партнерстве   выполнили  свои  обязательства  ЗАО  "Карабашмедь",  000
"Карабашское ДРСУ", а также ряд малых предприятий.
     Среднемесячная зарплата  на крупных и средних предприятиях города
составила 4333 рубля.
     Произошло увеличение  налоговых поступлений от предприятий города
Карабаша в бюджеты  всех  уровней,  которые  на  1  января  2002  года
составили 114,5 млн. руб. (159,6 % от плана), из них налоговые платежи
ЗАО "Карабашмедь" -  87,7  млн.  рублей  (211,3  %  от  плана).  Таким
образом, налоговые платежи градообразующего предприятия составили 76,6
% поступлений в бюджетную систему.
     По разделу   Программы  "Социальная  защита"  работало  отделение
медико-социальной  помощи  на   дому,   проводились   мероприятия   по
оздоровлению  детей,  своевременно  выплачивались  социальные пособия.
Произведен ремонт культурно-досугового  центра  "Победа",  капитальный
ремонт  спортивного  зала  "Металлург".  ЗАО  "Карабашмедь"  произвело
капитальный ремонт Дома детства "Надежда".  В августе 2001 года введен
в действие санаторий-профилакторий ЗАО "Карабашмедь" "Синегорье".
     В 2001  году  в  целях  социальной  защищенности   работников   и
ветеранов   предприятия   произведены  дополнительные  выплаты,  кроме
заработной платы, на общую сумму 1,1 млн. рублей.
     По разделу  Программы  "Социальная  инфраструктура"  выполнен ряд
мероприятий,  направленных на повышение уровня  учебно-воспитательного
процесса, качества медицинского и социального обслуживания населения.
     По разделу Программы "Образование" - в средней школе N 1  открыты
профильные классы (педагогический, медицинский), компьютерные кружки.
     По разделу Программы "Здравоохранение" проведены профилактические
мероприятия  по  вакцинации  населения  против  гриппа,  гепатита "В",
клещевого энцефалита.  Выполнен капитальный ремонт городской больницы,
приобретено оборудование на сумму более 4 млн. руб.
     По разделу Программы "Занятость населения"  отмечается  улучшение
работы  службы  занятости  города  Карабаша.  В  2001  году  благодаря
расширению контактов с работодателями,  поиску новых  форм  и  методов
работы  службой  занятости города Карабаша трудоустроено 1391 человек,
что на 47,7 % превышает уровень прошлого года.
     По разделу  Программы  "Инженерная  инфраструктура"  осуществлена
подача газа в  180  квартир  города,  заменена  кровля  на  30  домах,
построена  новая  тепловая  сеть и сеть горячего водоснабжения на двух
улицах.  Произведено обновление основных фондов в жилищно-коммунальном
хозяйстве.
     Администрацией города  Карабаша  совместно  с  ЗАО  "Карабашмедь"
решаются  вопросы строительства жилья.  В 2001 году введено в действие
индивидуальных жилых домов общей площадью 1416 квадратных метров.
     Подводя итоги  социально-экономического развития города Карабаша,
необходимо подчеркнуть,  что перечисленные выше  успехи  и  достижения
стали  возможны  только  благодаря  совместной  работе предприятий ЗАО
"Кыштымский медеэлектролитный завод" и ЗАО "Карабашмедь".
     В настоящее    время    выполнение    программных    мероприятий,
направленных на возрождение города  Карабаша,  находится  под  угрозой
срыва из-за действий Уральской горно-металлургической компании. Скупив
в марте 2001 года часть пакета акции ОАО  "Карабашский  медеплавильный
комбинат", они пытаются доказать незаконность создания в 1998 году ЗАО
"Карабашмедь".
     Следует отметить,  что  с  начала  конфликта  на  ЗАО "Кыштымский
медеэлектролитный завод" было проведено более  20  проверок  и  выемок
документов  налоговыми  органами,  ФКЦБ и органами валютного контроля.
Обрушившийся  шквал  проверок  ставит  под  сомнение  объективность  и
беспристрастность деятельности ряда федеральных структур.
     К такому выводу подталкивает и то обстоятельство,  что  уголовные
дела  N  59  (возбуждено  11  февраля 1998 года СО УФСБ по Челябинской
области по п.  "б" ч.  2 ст. 191 УК РФ - незаконный оборот драгоценных
металлов  в крупных размерах) и N 520977 (возбуждено 29 июня 2001 года
УФСНП РФ по Челябинской области по  этой  же  статье),  фигурантами  в
которых   являются   руководители   ОАО   "Карабашский  медеплавильный
комбинат" и  ряда  других  предприятий,  никак  не  дойдут  до  своего
логического завершения - суда.
     Инспирированный руководством   Уральской   горно-металлургической
компании передел собственности имеет своей целью установление контроля
над ЗАО "Карабашмедь".  Перепрофилирование его производства лишит  ЗАО
"КМЭЗ"  источника сырья,  предопределит его банкротство и установление
контроля и над ним.
     Конфликт вокруг  Карабашского  завода нельзя рассматривать только
как конфликт хозяйствующих субъектов.  Фактически это прямая экспансия
олигархической   вертикально-интегрированной   структуры  на  народное
предприятие  ЗАО  "Кыштымский  медеэлектролитный  завод".   Неизбежное
падение   объемов  производства  градообразующего  предприятия  города
Кыштыма приведет к сокращению численности трудового персонала  завода,
лишит  город  с  40-тысячным населением основного источника наполнения
бюджета и переведет его в разряд дотационных.  В итоге перед  органами
государственной  власти  Челябинской  области  возникнет необходимость
решения серьезных социальных проблем как города Кыштыма,  так и города
Карабаша.
     Комиссия считает :
     - В  результате  выполнения  намеченных программных мероприятий к
началу     2002     года     произошло     существенное      улучшение
социально-экономического положения города Карабаша и ведется серьезная
работа по улучшению экологической обстановки на  территории  города  и
прилегающих к нему районов.
     - Дальнейшее  выполнение  программных   мероприятий   значительно
осложнено  из-за  действий  Уральской горно-металлургической компании,
направленных на захват предприятий ЗАО "Карабашмедь" и ЗАО "КМЭЗ".
     - Дестабилизация  производственной  деятельности  предприятий ЗАО
"КМЭЗ" и ЗАО "Карабашмедь" оказывает негативное воздействие не  только
на  социально-экономическое развитие городов Карабаша и Кыштыма,  но и
на экономику Челябинской области в целом.
     Предложить Законодательному   собранию   области   обратиться   к
Президенту Российской  Федерации,  Государственной  Думе  Федерального
Собрания  Российской Федерации,  полномочному представителю Президента
Российской Федерации  в  Уральском  федеральном  округе.  Генеральному
прокурору  Российской  Федерации  в  связи с ситуацией,  сложившейся в
городах Карабаше и Кыштыме Челябинской области.


     Председатель
     Законодательного собрания
     Челябинской области,
     руководитель депутатской комиссии       В.Ф. Давыдов


       Обращение Законодательного собрания Челябинской области
       "К Президент Российской Федерации,  Государственной Думе
       Федерального Собрания Российской Федерации, полномочное
      представителю Президента Российской Федерации в Уральском
   федеральном округе, Генеральному прокурору Российской Федерации
    в связи с ситуацией, сложившейся в городах Карабаше и Кыштыме
                         Челябинской области"

     Депутаты Законодательного собрания Челябинской  области  выражают
крайнюю  озабоченность  ситуацией,  сложившейся  в  городах Карабаше и
Кыштыме Челябинской области.
     В настоящее  время  выполнение  программ социально-экономического
развития этих городов значительно осложнено конфликтом, инициированным
Уральской  горно-мвталлургичаской  компанией  (УГМК)  в  отношении  их
градообразующих  предприятий  ЗАО  "Карабашмедь"  и  ЗАО   "Кыштымский
медеэлекгролитный  завод"  (ЗАО "КМЭЗ").  Путем передела собственности
владельцы УГМК  пытаются  получить  право  полного  контроля  над  ЗАО
"Карабашмедь"  и  перепрофилировать  его  производство.  Это  повлечет
нарушение уже отлаженных производственных связей  между  предприятиями
медной  подотрасли  Челябинской  области,  что  неизбежно  приведет  к
банкротству ЗАО "КМЭЗ" и  установлению  контроля  УГМК  над  ним.  Как
следствие,   сократится   численность   трудового  коллектива  завода,
снизятся налоговые поступления в бюджет.  Город Кыштым  с  40-тысячным
населением  перейдет  в  разряд  дотационных.  В  итоге перед органами
государственной власти  Челябинской  области  возникнет  необходимость
решения острейших социальных проблем городов Карабаша и Кыштыма.
     Длящийся около   года   конфликт   дестабилизирует   деятельность
предприятий  ЗАО  "КМЭЗ"  и  ЗАО  "Карабашмедь",  оказывает негативное
воздействие не  только  на  социально-экономическое  развитие  городов
Карабаша и Кыштыма, но и на экономику Челябинской области в целом.
     У органов государственной власти Челябинской области  есть  четко
реализуемые,         экономически        обоснованные        программы
социально-экономического развития городов  Карабаша  и  Кыштыма  и  их
градообразующих предприятий.
     Законодательное собрание Челябинской области считает  необходимым
обратить  Ваше  внимание  на указанную ситуацию и оказать содействие в
разрешении конфликта.

     Челябинск
     28 февраля 2002 г.


Информация по документу
Читайте также