Расширенный поиск
Постановление Правительства Челябинской области от 23.03.2007 № 61-пПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23.03.2007 г. N 61-П г. Челябинск О Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы Рассмотрев Концепцию обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы, Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы. 2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации. 3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области Подтесова Г.Н. Председатель Правительства Челябинской области П.И. Сумин Одобрена постановлением Правительства Челябинской области от 23.03.2007 г. N 61-П КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ I. Введение 1. Концепция обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы разработана в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.02.2006 N 41 "О принятии областной целевой Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2006 - 2010 годы". 2. Концепция обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы (далее именуется - Концепция) разработана в целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 31.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части предотвращения негативного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду. 3. Твердые коммунальные отходы рассматриваются в Концепции как твердые коммунальные отходы, определенные федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г. N 786. II. Состояние проблемы и необходимость ее решения 4. Твердые коммунальные отходы (далее именуется - ТКО) образуются в результате жизнедеятельности населения, а также в результате деятельности практически всех хозяйствующих субъектов, поэтому проблемы очистки населенных пунктов от ТКО существовали, существуют и будут существовать. Человек сталкивается с ТКО повсеместно, что может сопровождаться нарушением состояния здоровья. Прямой контакт человека с отходами может быть как в момент их образования, так и при их сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и отчасти - при захоронении. Не менее опасно опосредованное влияние отходов на здоровье населения через загрязнение атмосферного воздуха, почвы, грунтовых вод, открытых водоемов, сельскохозяйственной продукции растительного и животного происхождения тяжелыми металлами (свинец, кадмий, цинк, никель, хром и другие) и другими химическими веществами. Биологическую и эпидемиологическую опасность представляют грызуны, бездомные кошки, собаки, мухи, обитающие в местах сбора и складирования бытовых, медицинских и других видов отходов, где могут содержаться жизнеспособные патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов. 5. По месту образования ТКО можно разделить на три основные группы: ТКО из жилищ; ТКО не из жилищ, образуемые в других источниках: на предприятиях производственной и социальной сферы, в общественных и прочих учреждениях и организациях, за исключением лечебно-профилактических; ТКО из лечебно-профилактических учреждений, определенных СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" (медицинские отходы). Ежегодно на территории Челябинской области образуется порядка 2,5 млн. тонн ТКО, из них 1,6 млн. тонн - отходы из жилищ, 0,9 млн. тонн - отходы потребления на производстве, подобные коммунальным. Основная часть медицинских отходов остается статистически неучтенной, поэтому общее количество образующихся на территории Челябинской области медицинских отходов неизвестно. По справочным данным, около 2 процентов образующихся коммунальных отходов приходится на медицинские, что составляет для Челябинской области порядка 50 тыс. тонн в год. 6. Основными проблемами обращения с ТКО на территории Челябинской области являются: 1) неэффективное управление органов местного самоуправления Челябинской области обращением с ТКО на подведомственной территории; 2) отсутствие в жилищно-коммунальном комплексе Челябинской области объектов утилизации (захоронения) и переработки ТКО, отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям; 3) совместное обращение медицинских отходов и основной массы ТКО; 4) низкий уровень санитарной и экологической культуры населения. 7. Проблема неэффективного управления органов местного самоуправления Челябинской области обращением с ТКО на подведомственной территории имеет две основные составляющие: отсутствие в муниципальных образованиях достоверной информации об объемах и структуре образования, путях перемещения и способах утилизации ТКО на подведомственной территории; осуществление работ по сбору, хранению, вывозу отходов и уборке территорий населенных мест без разработки и утверждения генеральных схем очистки указанных территорий. 8. В городских округах и поселениях, в полномочия органов местного самоуправления которых входит организация сбора и вывоза ТКО, отсутствуют системы учета всех источников образования (производителей ТКО), объемов и состава образуемых ТКО, способов и мест их утилизации собственниками ТКО, путей перемещения ТКО на территории муниципального образования. Неучтенные и неконтролируемые потоки ТКО ведут к образованию на территории Челябинской области множества несанкционированных свалок - мест, стихийно образованных и используемых населением для сброса ТКО. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, отдельные граждане, осуществляющие самовывоз отходов на объекты их размещения, выбрасывают ТКО в не предназначенных для этих целей местах, увеличивая тем самым число несанкционированных свалок. Огромное число несанкционированных свалок образуется вдоль автомобильных и железных дорог, в местах отдыха и купания, вокруг садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, в районах гаражных кооперативов. По данным территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, ежегодно в Челябинской области выявляется и ликвидируется порядка 350 - 500 несанкционированных свалок. Неорганизованные свалки опасны даже для тех, кто не входит в непосредственный контакт с отходами. По данным Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации, утвержденной постановлением коллегии Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 22.12.1999 г. N 17, в результате распространения загрязнений по воде и воздуху у жителей, проживающих вблизи свалок, отмечается повышенная заболеваемость и смертность, врожденные патологии у детей. Бесконтрольное сваливание отходов сопровождается их попаданием в окружающую среду, в том числе опасных и особо опасных отходов. Свалки ТКО - это мины не только замедленного действия, они уже воздействуют на ныне живущих и в еще большей степени будут воздействовать на будущие поколения. 9. Система сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий населенных пунктов должна отвечать требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест". Эта система должна быть организована на основе генеральной схемы очистки территории соответствующего муниципального образования, утвержденной органами местного самоуправления поселений и городских округов на основе генеральных планов этих муниципальных образований. На территории Челябинской области нет ни одного населенного пункта, имеющего генеральную схему очистки территории, вследствие чего характерными проблемами на этапах сбора и вывоза ТКО являются: несоответствие обустройства и эксплуатации контейнерных площадок экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. В местах сбора бытовых отходов нередко создается антисанитарная обстановка, особенно в нерабочие и праздничные дни. Основные причины - недостаток контейнеров, обильное потребление пищевых продуктов населением, особенно в летне-осенний период, повышенное приобретение населением товаров в различной упаковке. Этому способствуют нерациональные графики работы персонала и транспорта, задействованного в санитарной очистке; низкая санитарная культура части населения, которое не использует мешки для внутриквартирного сбора отходов; необустроенность контейнерных площадок и других мест сбора мусора подъездными путями, водопроводом, ветрозащитными экранами; отсутствие машин для мойки несменяемых контейнеров, малый срок службы контейнеров, отсутствие крышек на контейнерах и прочее; неудовлетворительная организация сбора и вывоза крупногабаритных отходов и строительного мусора. Крупногабаритные отходы из жилищ и строительный мусор, как правило, накапливаются на контейнерных площадках жилого сектора либо бесконтрольно самостоятельно выносятся (вывозятся) гражданами в специально отведенные места организованного размещения ТКО или на стихийные несанкционированные свалки; несоответствие способов транспортировки и оборудования транспорта, перевозящего ТКО, экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Имеет место перевоз отходов в открытом транспорте без укрытия пологами, что нередко сопровождается разлетанием мусора и вторичным загрязнением населенных мест, дорог и придорожных территорий. Большое значение имеет дальность перевозки ТКО: чем длиннее расстояние, тем больше вероятность рассыпания и свалки отходов в неустановленных местах. В муниципальных образованиях не хватает специального автотранспорта, предназначенного для перевозки ТКО, и спецмашин для уборки городских территорий. В большинстве населенных мест отсутствует специальный транспорт, предназначенный для перевозки отходов от лечебно-профилактических учреждений до мест их захоронения; неудовлетворительная организация сбора и вывоза ТКО из частного сектора. В связи с отсутствием в большинстве поселений и городских округов системы централизованного сбора и вывоза ТКО из жилищ частного сектора граждане, проживающие в частном секторе, выносят бытовые отходы и мусор в контейнеры многоквартирной застройки или на стихийные несанкционированные свалки, образующиеся в жилом секторе. Избыточному накоплению ТКО в жилом секторе поселений и городских округов способствует несанкционированный вынос ТКО из общественных зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в контейнеры, предназначенные для сбора ТКО из жилищ; неудовлетворительная организация сбора и вывоза ТКО во время субботников и в праздничные дни. Периодически, обычно весной и осенью, органами местного самоуправления организуется массовая уборка территорий поселений и городских округов (субботники) посредством привлечения на добровольных началах граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В такие дни сбор мусора производится в кучи и в мешки, которые своевременно не вывозятся, что приводит к разносу мусора ветром, к повторному захламлению и загрязнению территорий либо к сжиганию собранного мусора на месте сбора, непосредственно в жилом секторе поселений и городских округов. Такое сжигание отходов сопровождается выделением вредных и канцерогенных веществ (диоксинов) и запрещено действующим законодательством. Несвоевременный вывоз отходов с контейнерных площадок или некачественная уборка контейнерных площадок также способствуют поджиганию ТКО на месте сбора. Такое положение складывается из-за низкого уровня санитарной культуры населения. Повсеместно отмечаются факты выбрасывания мусора в неустановленных местах (у подъездов, среди зеленых насаждений, под окнами и в иных местах). Система пропаганды сохранения чистоты подъездов, дворов, территорий, а также раздельного сбора мусора не организована. Недостаточно ведется подготовка руководителей и специалистов административных территорий, предприятий, учреждений, организаций по вопросам обращения с отходами производства и потребления; наличие самовывоза ТКО со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан и бесконтрольность такого вывоза. Предприятиями жилищно-коммунального комплекса Челябинской области обеспечивается механизированный вывоз не более 1 млн. тонн ТКО из жилищ, из них жителями оплачивается вывоз порядка 72 процентов (по данным Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области"). Порядка 600 тыс. тонн ТКО из жилищ ежегодно размещается жителями области самостоятельно, что приводит к образованию новых стихийных несанкционированных свалок; полное отсутствие системы селективного сбора ТКО как в жилом комплексе, так и на предприятиях. Из-за отсутствия раздельного сбора фракций ТКО в общий контейнер, а нередко рядом с ним, вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются опасные и особо опасные отходы: лекарства с просроченным сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок, батарейки (пальчиковые и другие) и иные отходы. Все это под видом малоопасных отходов вывозится на свалки. 10. Проблема отсутствия в жилищно-коммунальном комплексе Челябинской области объектов утилизации (захоронения) и переработки ТКО, отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, является наиболее острой проблемой обращения с ТКО в Челябинской области. В настоящее время основная часть образуемых на территории Челябинской области ТКО (порядка 2 млн. тонн в год) утилизируется путем захоронения, в том числе в полном объеме идут на захоронение ТКО из жилищ, около 0,5 млн. тонн строительного мусора используется для отсыпки и планирования при ведении строительных работ. Захоронение осуществляется на объектах размещения ТКО: на полигонах - специально оборудованных сооружениях, которые выполнены и эксплуатируются с соблюдением экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований; на свалках - местах захоронения ТКО, согласованных органами местного самоуправления, отведенных и эксплуатируемых без выполнения необходимых проектно-изыскательских и строительных работ. На территории Челябинской области действует порядка 670 объектов размещения ТКО, из них только 3 можно отнести к полигонам (в Озерском, Снежинском, Локомотивном городских округах). Соответствует гидрогеологическим требованиям, предъявляемым к полигонам, место захоронения ТКО Южноуральского городского округа. Обеспечено безопасное захоронение ТКО на первой очереди полигона ТКО Саткинского городского поселения. Остальные свалки не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего проникновению токсичных загрязнений в грунтовые воды или водоносные горизонты. Сточные воды (фильтрат), которые вытекают из тела свалки в результате воздействия природных осадков и процессов в ТКО, содержат в большом объеме крайне токсичные органические и неорганические загрязняющие вещества. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. Токсичность фильтрата может приводить к уничтожению окружающей свалку растительности. В атмосферу выделяются газообразные продукты распада ТКО - метан, аммиак и прочие, которые являются источником систематических пожаров на свалках и, в свою очередь, загрязняют атмосферу продуктами горения, в том числе диоксинами. Метан способствует разрушению озонного слоя. Особую тревогу вызывает ситуация с размещением ТКО в областном центре - городе Челябинске. Годовое образование ТКО в городе оценивается в 550 тыс. тонн. Город Челябинск не имеет полигонов размещения ТКО. Городская свалка, которая функционирует с 1949 года, исчерпала свои возможности и в соответствии с решением Челябинского Областного Совета народных депутатов от 30.10.1990 г. N 472 подлежит ликвидации и рекультивации. Тем не менее из-за отсутствия в городе Челябинске инфраструктуры утилизации и переработки ТКО практически весь объем образующихся ТКО продолжает поступать на городскую и иные свалки в пределах города, неучитываемая часть ТКО города Челябинска незаконно вывозится на свалки за пределы городской черты. Единственный мусоросортировочный комплекс города Челябинска имеет мощность 10 тыс. тонн в год и не принимает ТКО из жилищ. 11. Муниципальные образования Челябинской области не осуществляют строительство и модернизацию объектов утилизации (захоронения) и переработки ТКО в установленном законом порядке по следующим основным причинам: свалки, которыми представлена подавляющая часть объектов размещения ТКО Челябинской области, не входят в основные фонды жилищно-коммунального комплекса Челябинской области, и на них не распространяются механизмы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса. Тарифы на захоронение ТКО, по данным Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", установлены для пяти муниципальных образований. Разработка и реализация инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, в части строительства полигонов или иных объектов утилизации ТКО, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребует установления неприемлемых для населения надбавок к тарифам на утилизацию (захоронение) ТКО из-за отсутствия таких объектов в настоящее время и необходимости создания их с нуля. При стоимости разработки проектно-сметной документации на полигон от 0,8 до 4,5 млн. рублей стоимость строительства полигона мощностью 17,5 тыс. тонн в год (что составляет образование ТКО городского поселения численностью около 39 тыс. человек или сельского поселения численностью порядка 50 тыс. человек) оценивается в 20 - 40 млн. рублей. Для дотационных муниципальных образований строительство полигонов ТКО без поддержки из средств областного бюджета является невыполнимой задачей; действующее законодательство устанавливает жесткие требования к местам и объектам размещения ТКО, в том числе установлены значительные размеры санитарно-защитной зоны полигонов ТКО, запрещено захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Поиск удовлетворяющих названным требованиям мест представляет сложную задачу и ведет к удалению объектов размещения ТКО от жилой застройки и увеличению расстояния транспортировки. Среднее по России расстояние вывоза ТКО составляет 20 километров, в крупных городах с населением более 500 тыс. жителей оно возрастает до 45 километров и более. По данным обследования 100 городов Российской Федерации (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45 процентов всех ТКО транспортируются на расстояние 10 - 15 километров, 40 процентов - на 15 - 20 километров, а 15 процентов всех отходов - более чем на 20 километров. Согласно статистическим данным, дальность вывоза ТКО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 километра, увеличивая как потенциал экологического загрязнения, так и себестоимость их транспортировки соответственно на 15 - 20 процентов. Организация утилизации и переработки ТКО отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. С учетом запрета на захоронение отходов на территориях городских и иных поселений проблема поиска и согласования мест законного размещения ТКО является, как правило, межмуниципальной; основная масса ТКО является юридически бесхозяйной, вследствие чего экономический механизм природопользования в части обращения с ТКО не работает. Основу экономического механизма природопользования составляет плата за размещение отходов (экологический платеж), которую природопользователь обязан уплатить за размещение образующихся у него отходов. Начисляемая плата за размещение тонны отходов зависит от класса опасности отходов и места их размещения. При захоронении отходов в местах, не отвечающих установленным экологическим и санитарным требованиям, плата может увеличиваться в десятки раз. Договор на вывоз и захоронение отходов не освобождает природопользователя от экологических платежей. Плата за размещение на своем полигоне начисляется с коэффициентом 0,3. Предприятия с большими объемами образования отходов (горноперерабатывающие, металлургические, энергетические и прочие) создают объекты размещения и переработки промышленных отходов (полигоны, золо- и шлакоотвалы, шламохранилища, мощности по переработке отходов и прочее) вместо уплаты экологических платежей в полном объеме. Объемы образования ТКО и начисляемые на них экологические платежи у всех предприятий, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей невелики. Собственники ТКО, как правило, уплачивают экологические платежи в полном объеме и заключают договоры на вывоз ТКО с организациями коммунального комплекса. Крупные предприятия вывозят ТКО на собственные полигоны для захоронения промышленных отходов, металлургические предприятия практикуют размещение ТКО на шлакоотвалах. Из-за неполного учета плательщиков экологических платежей имеет место сваливание ТКО мелкими предприятиями в контейнеры для ТКО из жилищ и самовывоз ТКО на несанкционированные свалки. Основная часть ТКО - это отходы из жилищ, образуемые физическими лицами - гражданами. В соответствии с законодательством плата за размещение отходов взимается только с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - собственников соответствующих отходов и не взимается с физических лиц. Экологические платежи за размещение отходов из жилья в итоге не взимаются, некомпенсируемый экологический ущерб от размещения этих отходов оценивается по области в 334 млн. рублей ежегодно; деятельность по утилизации и переработке всех образуемых ТКО не привлекательна для инвесторов без гарантий бюджетного финансирования этой деятельности. Затраты при переработке отходов значительно выше, чем затраты на получение товарной продукции из первичного сырья в исходной технологии. Вторичное сырье обычно невысокого качества по сравнению с исходным сырьем, продукция из вторсырья не является дефицитной, содержание полезных компонентов в ТКО невелико. Наиболее ценные компоненты ТКО, черные и цветные металлы, не могут быть использованы в качестве лома при выплавке металлов сразу после извлечения их из общей массы ТКО из-за нахождения их в ТКО в виде сплавов и полиметаллических конструкций. Бумага и картон не могут использоваться в качестве вторсырья после контакта с пищевыми отходами. Задача организации раздельного сбора отходов в больших объемах пока не имеет решения. Объемы переработки отдельных компонентов ТКО невелики и обеспечиваются за счет сбора и извлечения из мусора отдельных видов использованной продукции (пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок) определенным контингентом граждан. Учет образования ТКО не налажен, реальные объемы образования и морфологический состав ТКО неизвестны. 12. Обязательной частью проектов строительства объектов промышленной переработки ТКО является указание конкретных мест законного размещения неутилизируемого остатка от переработки ТКО. Отсутствие таких мест препятствует бизнес-планированию названных объектов. В развитых странах развитие мусоропереработки обеспечено принятием большого числа финансовых механизмов в этой области (налоги на свалки, законы об упаковке, бюджетное финансирование раздельного сбора ТКО и прочее) и финансовыми средствами, направляемыми муниципалитетами на обеспечение экологически безопасного обращения с ТКО. Степень утилизации отходов и снижение их экологической опасности является одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с ТКО. Сортировка и извлечение вторичных ресурсов из ТКО позволяют сократить массу вывозимых ТКО до 50 - 80 процентов от первоначальной. Существует возможность для вторичного использования 85 процентов отходов, образующихся во время крупных мероприятий, например, проведение Олимпийских игр. Технологии сжигания позволяют снизить массу ТКО, отправляемых на захоронение, до 10 - 20 процентов от первоначальной. Технологии переработки позволяют обеспечить практическое использование до 90 процентов ТКО с переводом неутилизированного остатка в инертное состояние. На территории Челябинской области инфраструктура переработки и обезвреживания ТКО развита очень слабо. В 2005 году было использовано 22 процента от общего количества ТКО, образованных за год, обезврежено (переведено в инертное состояние) - 0,01 процента. Использовался, главным образом, строительный мусор для отсыпки и планировки. В Челябинской области действует несколько предприятий по переработке отдельных составляющих ТКО. Наиболее крупным из них является закрытое акционерное общество "Втор-Ком" (город Челябинск), которое обеспечивает переработку 1,5 тыс. тонн отходов в год (1 тыс. тонн макулатуры, 200 тонн стеклобоя, 120 тонн ПЭТ-бутылок, 100 тонн текстиля, 30 тонн алюминиевых банок), что составляет 0,06 процента от производимых на территории Челябинской области ТКО. В основном решен на территории Челябинской области вопрос утилизации отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, образующихся в лечебных и иных учреждениях, организациях. Этим занимаются предприятия: общество с ограниченной ответственностью "Мериз" (город Челябинск), государственное учреждение Челябинской области "Щит" (город Челябинск), закрытое акционерное общество "ЭКОрес" (город Озерск). 13. Проблема совместного обращения медицинских отходов и остальной массы ТКО требует отдельного рассмотрения и решения. Способы утилизации медицинских отходов определены СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений". Согласно санитарным нормам медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на пять классов опасности, в том числе опасные и особо опасные отходы. К образующимся на территории лечебно-профилактических учреждений (далее именуется - ЛПУ) отходам в зависимости от класса опасности предъявляются различные требования по сбору, временному хранению и транспортированию. Смешение медицинских отходов различных классов опасности недопустимо. Опасные и особо опасные медицинские отходы подлежат обязательному термическому обезвреживанию на специальных установках. Совместное обращение медицинских и иных отходов ведет к загрязнению опасными компонентами и увеличению класса опасности больших объемов ТКО. Сбор и хранение медицинских отходов (шприцы, иглы, одноразовые системы для переливания крови и гемодиализа, загрязненный перевязочный материал, пришедшие в негодность лекарства и иные отходы) в ЛПУ осуществляется зачастую в таре и контейнерах вместе с бытовыми отходами. Обеспеченность ЛПУ Челябинской области одноразовыми пластиковыми пакетами и контейнерами установленных образцов с соответствующей маркировкой для раздельного сбора медицинских отходов, средствами малой механизации для сбора и подготовки отходов составляет 5 - 10 процентов от потребности. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в Российской Федерации 0,2 процента ЛПУ не проводят дезинфекцию отходов, в связи с чем при сборе и транспортировке последних существует риск инфицирования как медицинского персонала, так и населения. По статистике в Челябинской области до 60 процентов больных, проходящих гемодиализ с использованием одноразовых систем, инфицированы гепатитом В и С, до 5 процентов ВИЧ-инфицированы. ЛПУ Челябинской области в большинстве случаев размещают медицинские отходы вместе с ТКО на свалках, создавая эпидемиологическую опасность для населения. Требует усиления контроль за соблюдением установленного порядка уничтожения лекарственных средств. В Челябинской области лишь частично утилизируются медицинские изделия из пластических масс путем переработки обществом с ограниченной ответственностью "УралВторРесурс" (город Челябинск) до 7 тонн в месяц. Нерешенным остается вопрос утилизации металлических медицинских изделий (иглы, скарификаторы, скальпели). Специальных термических установок для утилизации опасных и чрезвычайно опасных медицинских отходов в соответствии с санитарными требованиями на территории Челябинской области нет. Термическая утилизация отходов частью ЛПУ проводится в печах предприятий и котельных больниц. Органические операционные и патологоанатомические отходы хоронят на кладбищах (специально отведенных местах) либо сжигают в котельных больниц. Отечественные и зарубежные промышленные технологии и установки для утилизации и обезвреживания опасных и особо опасных медицинских отходов широко представлены на рынке, но ЛПУ Челябинской области не имеют средств на приобретение необходимого оборудования. 14. Проблема низкого уровня санитарной и экологической культуры населения лежит в основе многих проблем обращения с ТКО. Незнание и недооценка санитарных и экологических последствий захламления и загрязнения территории Челябинской области, в том числе территорий населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий, пренебрежение элементарными правилами обращения с отходами (сжигание мусора во дворах, выбрасывание мусора в произвольных местах, захламление мест рекреации и прочее) и их нарушение характерны как для руководителей предприятий и организаций, образующих ТКО, так и для рядовых граждан Челябинской области. Вопросы организации обращения с ТКО входят в число основных вопросов местного значения, однако не рассматриваются органами местного самоуправления Челябинской области в числе проблем, определяющих качество жизни населения и требующих соответствующего внимания. Решение проблемы силами природоохранных органов невозможно и требует включения тематики обращения с ТКО в систему образования, в том числе школьного. III. Цели и основные задачи Концепции 15. Целью Концепции является обеспечение экологически безопасного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Челябинской области в части обращения с ТКО за счет предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду. 16. Основными задачами Концепции являются: определение приоритетных направлений организации экологически безопасного обращения с ТКО на основе анализа данных о состоянии обращения с ТКО на территории Челябинской области; определение приоритетных мероприятий для разработки комплексных планов и муниципальных программ, стратегических и текущих планов по организации обращения с ТКО. IV. Приоритетные направления организации экологически безопасного обращения с ТКО на территории Челябинской области 17. Приоритетными направлениями организации экологически безопасного обращения с ТКО на территории Челябинской области являются: 1) совершенствование обращения с ТКО в муниципальных образованиях; 2) развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Челябинской области в части обращения с ТКО; 3) организация обращения с медицинскими отходами в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; 4) повышение экологической и санитарной культуры населения. V. Совершенствование обращения с ТКО в муниципальных образованиях Челябинской области 18. Организация обращения с ТКО относится к вопросам местного значения: поселений - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; муниципальных районов - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; городских округов - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 19. Совершенствование обращения с ТКО предлагается осуществить за счет выполнения следующих мероприятий: 1) разработка и утверждение на основе генеральных планов городских округов и генеральных планов поселений генеральных схем очистки населенных мест, предусмотренных СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в том числе инвентаризация мест захоронения отходов и выполнение оценки их влияния на окружающую среду и здоровье населения; 2) организация учета образования ТКО на территории муниципального образования, в том числе путем полного учета всех организаций, образующих отходы; 3) организация контроля за вывозом ТКО в места захоронения для исключения образования несанкционированных свалок. VI. Развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Челябинской области в части обращения с ТКО 20. Развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Челябинской области в части обращения с ТКО предполагает следующие мероприятия: 1) исключение из действующих объектов санкционированного размещения ТКО мест, не отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям; 2) организация включения объектов утилизации (захоронения) и переработки ТКО в документы территориального планирования муниципальных образований Челябинской области; 3) разработка и реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Челябинской области в части обращения с ТКО; 4) разработка финансовых механизмов привлечения бюджетных средств, средств инвесторов для развития инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Челябинской области в части обращения с ТКО. VII. Организация обращения с медицинскими отходами в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями 21. Совместное обращение и загрязнение основной массы ТКО более опасными компонентами такими, как медицинские отходы, происходит из-за отсутствия у ЛПУ Челябинской области необходимого оборудования для обезвреживания и утилизации медицинских отходов в соответствии с санитарными требованиями. Технологии и установки для утилизации всех видов медицинских отходов в соответствии с санитарными требованиями широко представлены на рынке. Для организации безопасного обращения с медицинскими отходами необходим комплексный план оснащения ЛПУ Челябинской области установками для обезвреживания и утилизации медицинских отходов в соответствии с объемами и видами образующихся отходов. VIII. Повышение экологической и санитарной культуры населения 22. Повышение экологической и санитарной культуры населения необходимо осуществлять непрерывно, исходя из личного участия каждого жителя области в обращении с ТКО и с учетом особенностей организации этого процесса в каждом муниципальном образовании. Повышение санитарной и экологической культуры населения предлагается осуществлять путем реализации следующих мероприятий: 1) организация мероприятий публичного обсуждения проблем обращения с отходами (выставки, семинары, конференции); 2) разработка и организация системы поощрения органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере организации сбора, вывоза, размещения и утилизации ТКО (конкурсы, гранты, проекты, пропаганда положительного опыта в средствах массовой информации); 3) подготовка, издание и распространение специальной, в том числе учебной, продукции (литературы, видео-, аудиопродукции, материалов для размещения в печатных и электронных средствах массовой информации); 4) организация банка данных и анализ использования новейших технологий сбора, сортировки, утилизации и переработки ТКО; 5) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления Челябинской области, населения о проблемах и итогах реализации на территории Челябинской области направлений и мероприятий настоящей Концепции, иной деятельности в сфере обращения с ТКО. IX. Механизм реализации Концепции и ожидаемые конечные результаты 23. Реализация Концепции рассчитана на 4 года. В целях реализации Концепции разработан план мероприятий по реализации Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы (приложение). Результатами реализации Концепции должно стать создание необходимых условий для организации безопасного обращения с ТКО на территории Челябинской области, а именно: прекращение эксплуатации мест захоронения ТКО, не отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям; разработка и утверждение генеральных схем очистки территории городских округов и поселений; подготовка и утверждение карт (схем) планируемого размещения объектов утилизации (захоронения) и переработки ТКО городских округов и муниципальных районов; разработка органами местного самоуправления программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, необходимых для привлечения инвестиций на создание и модернизацию муниципальных объектов инфраструктуры обращения с ТКО; разработка и принятие закона Челябинской области "Об отходах производства и потребления"; разработка и начало реализации комплексного плана оснащения ЛПУ специальными установками по обезвреживанию отходов ЛПУ термическими методами. Выполнение плана мероприятий по реализации Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы позволит задействовать предусмотренные законодательством механизмы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Челябинской области в части обращения с ТКО и создать условия для эффективной работы названных механизмов на территории Челябинской области, обеспечить безопасное обращение медицинских отходов 105 областных ЛПУ. 24. Реализация Концепции осуществляется путем: разработки и принятия нормативных правовых актов Челябинской области в области обращения с отходами и контроля за их исполнением; разработки и реализации комплексных планов и мероприятий в соответствии с полномочиями Челябинской области и органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО. Разработка нормативных правовых актов, комплексных планов и мероприятий осуществляется в сроки, установленные настоящей Концепцией. Реализация мероприятий Концепции осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие годы, а также за счет средств местных бюджетов в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления. Мониторинг и анализ хода реализации Концепции осуществляет Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области. Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области ежегодно формирует и в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, направляет Губернатору Челябинской области Доклад о ходе реализации Концепции, в случае необходимости - предложения по внесению изменений в план мероприятий по реализации Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы и сроки их исполнения. По итогам реализации Концепции целесообразна разработка областной целевой программы в сфере обращения с ТКО, направленной на оптимальное развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Челябинской области в части обращения с ТКО. Министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Г.Н. Подтесов Приложение к Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ ----T-------------------T-----------------------T-----------T-------------------T--------------------¬ ¦ N ¦ Наименование ¦ Механизм реализации ¦ Сроки ¦ Ожидаемые ¦ Ответственный ¦ ¦ ¦ мероприятия ¦ мероприятия ¦реализации ¦ результаты ¦ исполнитель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятия¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦ Совершенствование обращения с ТКО ¦ ¦ в муниципальных образованиях Челябинской области ¦ +---T-------------------T-----------------------T-----------T-------------------T--------------------+ ¦ 1 ¦Организация учета ¦организация исполнения ¦2007 - 2010¦накопление и анализ¦Министерство по ¦ ¦ ¦источников, объемов¦Закона Челябинской ¦ годы ¦информации для ¦радиационной и ¦ ¦ ¦образования, путей ¦области от 30.11.2006 ¦ ¦оптимизации ¦экологической ¦ ¦ ¦перемещения и мест ¦г. N 76-ЗО "О наделении¦ ¦структуры ¦безопасности ¦ ¦ ¦размещения ТКО ¦органов местного ¦ ¦размещения объектов¦Челябинской области ¦ ¦ ¦ ¦самоуправления ¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отдельными ¦ ¦обращения с "ГКО, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственными ¦ ¦для разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полномочиями в области ¦ ¦генеральных схем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны окружающей ¦ ¦очистки территорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды" ¦ ¦населенных пунктов ¦ ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦2. ¦Организация ¦оказание методической ¦2007 - 2010¦разработка и ¦Министерство по ¦ ¦ ¦разработки органами¦помощи органам местного¦ годы ¦утверждение ¦радиационной и ¦ ¦ ¦местного ¦самоуправления ¦ ¦генеральных схем ¦экологической ¦ ¦ ¦самоуправления ¦Челябинской области по ¦ ¦очистки 274 ¦безопасности ¦ ¦ ¦Челябинской области¦разработке проектов ¦ ¦поселений и 16 ¦Челябинской области;¦ ¦ ¦генеральных схем ¦генеральных схем ¦ ¦городских округов ¦Министерство ¦ ¦ ¦очистки территорий ¦очистки территорий; ¦ ¦Челябинской ¦строительства, ¦ ¦ ¦на основе ¦разработка типовых ¦ ¦области. Подготовка¦инфраструктуры и ¦ ¦ ¦генеральных планов ¦правил уборки ¦ ¦исходной информации¦дорожного хозяйства ¦ ¦ ¦поселений и ¦территорий населенных ¦ ¦для комплексных ¦Челябинской области ¦ ¦ ¦городских округов ¦пунктов. ¦ ¦планов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Принятие закона ¦2008 год ¦муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Челябинской области "Об¦ ¦программ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходах производства и ¦ ¦развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребления" ¦ ¦коммунальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обращения с ТКО ¦ ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦3. ¦Организация обмена ¦проведение конкурсов, ¦2007 - 2010¦изучение и ¦Министерство ¦ ¦ ¦опытом органов ¦семинаров, конференций ¦ годы ¦распространение ¦строительства, ¦ ¦ ¦местного ¦и совещаний по вопросам¦ ¦передового опыта ¦инфраструктуры и ¦ ¦ ¦самоуправления ¦обращения с ТКО на ¦ ¦организации ¦дорожного хозяйства ¦ ¦ ¦Челябинской области¦территориях ¦ ¦обращения с ТКО в ¦Челябинской области;¦ ¦ ¦по вопросам ¦муниципальных ¦ ¦муниципальных ¦Министерство по ¦ ¦ ¦организации ¦образований Челябинской¦ ¦образованиях ¦радиационной и ¦ ¦ ¦обращения с ТКО ¦области ¦ ¦Челябинской области¦экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Челябинской области ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦ Развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса ¦ ¦ Челябинской области в части обращения с ТКО ¦ +---T-------------------T-----------------------T-----------T-------------------T--------------------+ ¦4. ¦Исключение из ¦выполнение оценки ¦2007 - 2010¦прекращение ¦Министерство по ¦ ¦ ¦действующих ¦влияния на окружающую ¦ годы ¦эксплуатации мест ¦радиационной и ¦ ¦ ¦объектов ¦среду и населения мест ¦ ¦захоронения ТКО, не¦экологической ¦ ¦ ¦санкционированного ¦захоронения ТКО в ¦ ¦отвечающих ¦безопасности ¦ ¦ ¦размещения ТКО ¦рамках областной ¦ ¦экологическим и ¦Челябинской области ¦ ¦ ¦мест, не отвечающих¦целевой программы ¦ ¦санитарно- ¦ ¦ ¦ ¦экологическим и ¦природоохранных ¦ ¦эпидемиологическим ¦ ¦ ¦ ¦санитарно- ¦мероприятий. ¦ ¦требованиям ¦ ¦ ¦ ¦эпидемиологическим ¦Осуществление ¦ постоянно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦требованиям ¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контроля за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельностью в области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обращения с ТКО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦органами исполнительной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦власти Челябинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦ 5 ¦Организация ¦оказание методической ¦2008 - 2010¦подготовка и ¦Министерство ¦ ¦ ¦включения объектов ¦помощи органам местного¦ годы ¦утверждение карт ¦строительства, ¦ ¦ ¦утилизации ¦самоуправления ¦ ¦(схем) планируемого¦инфраструктуры и ¦ ¦ ¦(захоронения) и ¦Челябинской области по ¦ ¦размещения объектов¦дорожного хозяйства ¦ ¦ ¦переработки ТКО в ¦разработке документов ¦ ¦утилизации ¦Челябинской области;¦ ¦ ¦документы ¦территориального ¦ ¦(захоронения) и ¦Министерство по ¦ ¦ ¦территориального ¦планирования городских ¦ ¦переработки ТКО 43 ¦радиационной и ¦ ¦ ¦планирования ¦округов и муниципальных¦ ¦муниципальных ¦экологической ¦ ¦ ¦муниципальных ¦районов. ¦ ¦образований ¦безопасности ¦ ¦ ¦образований ¦Принятие Закона ¦2008 год ¦Челябинской области¦Челябинской области ¦ ¦ ¦Челябинской области¦Челябинской области "Об¦ ¦(городские округа и¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходах производства и ¦ ¦муниципальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребления" ¦ ¦районы) ¦ ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦6. ¦Разработка программ¦оказание методической ¦2007 - 2009¦принятие программ ¦Министерство по ¦ ¦ ¦комплексного ¦помощи органам местного¦ годы ¦комплексного ¦радиационной и ¦ ¦ ¦развития систем ¦самоуправления ¦ ¦развития систем ¦экологической ¦ ¦ ¦коммунальной ¦Челябинском области по ¦ ¦коммунальной ¦безопасности ¦ ¦ ¦инфраструктуры ¦разработке проектов ¦ ¦инфраструктуры ¦Челябинской области;¦ ¦ ¦муниципальных ¦программ. ¦ ¦муниципальных ¦Министерство ¦ ¦ ¦образований ¦Принятие Закона ¦2008 год ¦образований ¦строительства, ¦ ¦ ¦Челябинской области¦Челябинской области "Об¦ ¦Челябинской ¦инфраструктуры и ¦ ¦ ¦в части обращения с¦отходах производства и ¦ ¦области, ¦дорожного хозяйства ¦ ¦ ¦ТКО ¦потребления" ¦ ¦необходимых для ¦Челябинской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦привлечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестиций на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦модернизацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обращения с ТКО ¦ ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦7. ¦Разработка ¦формирование и ¦2008 - 2009¦уточнение ¦Министерство по ¦ ¦ ¦финансовых ¦реализация областного ¦ годы ¦информации для ¦радиационной и ¦ ¦ ¦механизмов ¦заказа на выполнение ¦ ¦комплексных планов ¦экологической ¦ ¦ ¦привлечения ¦прикладных ¦ ¦и муниципальных ¦безопасности ¦ ¦ ¦бюджетных средств, ¦исследований. ¦ ¦программ по ¦Челябинской области ¦ ¦ ¦средств инвесторов ¦Разработка проектов ¦ ¦развитию системы ¦ ¦ ¦ ¦для развития ¦нормативных правовых ¦ ¦коммунальной ¦ ¦ ¦ ¦инфраструктуры ¦актов Челябинской ¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦жилищно- ¦области, закрепляющих ¦ ¦обращения с ТКО ¦ ¦ ¦ ¦коммунального ¦механизмы бюджетного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплекса ¦финансирования и/или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Челябинской области¦инвестирования данной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в части обращения с¦отрасли коммунального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ТКО ¦хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦ Организация обращения с медицинскими отходами ¦ ¦ в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями ¦ +---T-------------------T-----------------------T-----------T-------------------T--------------------+ ¦8. ¦Оснащение ЛПУ ¦разработка и реализация¦2007 - 2010¦обеспечение ¦Министерство ¦ ¦ ¦специальными ¦комплексного плана ¦ годы ¦безопасного ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦установками по ¦оснащения ЛПУ ¦ ¦обращения с ¦Челябинской области ¦ ¦ ¦обезвреживанию ¦специальными ¦ ¦медицинскими ¦ ¦ ¦ ¦отходов ЛПУ ¦установками по ¦ ¦отходами, ¦ ¦ ¦ ¦термическими ¦обезвреживанию отходов ¦ ¦образующимися в ¦ ¦ ¦ ¦методами ¦ЛПУ термическими ¦ ¦областных ЛПУ (105 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методами ¦ ¦ЛПУ) ¦ ¦ +---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------+ ¦ Повышение санитарной и экологической культуры населения ¦ +---T-------------------T-----------------------T-----------T-------------------T--------------------+ ¦9. ¦Формирование ¦формирование и ¦2007 - 2010¦пропаганда личного ¦Министерство по ¦ ¦ ¦экологической ¦реализация ¦ годы ¦участия каждого ¦радиационной и ¦ ¦ ¦культуры населения ¦муниципальных и ¦ ¦жителя Челябинской ¦экологической ¦ ¦ ¦при обращении с ¦областного заказов на ¦ ¦области в ¦безопасности ¦ ¦ ¦отходами ¦выполнение ¦ ¦обеспечении ¦Челябинской области;¦ ¦ ¦ ¦соответствующего ¦ ¦экологической и ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦перечня мероприятий ¦ ¦санитарно- ¦строительства, ¦ ¦ ¦ ¦(услуг) ¦ ¦эпидемиологической ¦инфраструктуры и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности ¦дорожного хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обращения с ТКО ¦Челябинской области;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Челябинской области;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Челябинской области ¦ L---+-------------------+-----------------------+-----------+-------------------+--------------------- Министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Г.Н. Подтесов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|